Расписание служб в храме при мгимо. Храм александра невского при мгимо: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото



Храм в честь святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО

АДРЕС: ул. Лобачевского, вл. 23

НАСТОЯТЕЛЬ: протоиерей Игорь ФОМИН

Генподрядчик: ФПК "САТОРИ"

БЛАГОТВОРИТЕЛИ: С самого начала часть расходов по проектированию и строительству взял на себя Фонд преподобного Серафима Саровского . А в конце 2014 года готовность оказать максимальное содействие в созидание святыни выразил ОАО ГМК «Норильский никель» .

***

ФОТОИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАМА

***

Официальный сайт храма: www.hramnevskogo.ru

Открытие храма при главном дипломатическом вузе страны – знаковое событие в истории Москвы, подобно тому, каким в середине 90-х явилось освящение храма святой Татьяны при МГУ.

Разделить радость торжеств прибыли статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел России Григорий Борисович Карасин; председатель комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Эдуардович Слуцкий; ректор МГИМО Анатолий Васильевич Торкунов, депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства Владимир Иосифович Ресин; губернатор Брянской области Александр Васильевич Богомаз; префект Западного административного округа города Москвы Алексей Олегович Александров; вице-президент ГМК «Норильский никель» Сергей Геннадьевич Малышев.

«Россия выступает, может быть, сегодня главной силой, защищающей христиан по всему миру», - сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем слове к народу.

«Интересы Отечества - это есть интересы народа», подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви, а в нынешней ситуации защита России – это «защита православной веры» и «христианской веры».

Храм Александра Невского при МГИМО введен в эксплуатацию, строительство комплекса с храмом Сергия Радонежского на улице Василия Петушкова возобновилось, еще на двух площадках приступили к рытью котлована

У храма при МГИМО появился щедрый благодетель

Праздник Крещения приход Александра Невского встретит в новом храме

Архиепископ Марк и Владимир Ресин поздравили юных прихожан с Днем православной книги

Архиепископ Егорьевский Марк и Владимир Ресин посетили Западный административный округ

К 70-летию МГИМО будет воздвигнут великолепный собор во имя Александра Невского - покровителя русской дипломатии

Александр Невский - пример для молодого поколения


К 70-летию МГИМО построят величественный собор




Святой благоверный князь Александр Невский – покровитель русского воинства и дипломатии

Александр Невский - один из самых прославленных героев русской истории и один из самых почитаемых на Руси святых. Он является покровителем не только русского воинства, но и дипломатии. Его блестящая внешнеполитическая деятельность, неординарность стратегии в отношениях и с Европой, и с Азией до сих пор вызывают интерес и восхищение исследователей.

Александр Невский явил собой образец государственного деятеля, всегда уповавшего на волю Господа. На протяжении истории у святого защитника нашего государства русские воины просили помощи накануне самых опасных сражений: в 1380 году - перед Куликовской битвой, в 1812 году - во время Бородинского сражения, в 1941 году - когда немцы подошли к Москве.

Житие

Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском, в семье князя Ярослава Всеволодовича и княжны Ростиславы Игоревны. В 1227 году Ярослав был призван на княжение жителями Новгорода Великого. Отправляясь в северные земли, он взял с собой и сына Александра.

Новгородская республика, куда прибыл юный Александр, находилась между двумя воинствующими силами: с Запада рыцари Ливонского ордена, встречая минимальное сопротивление со стороны полудиких прибалтийских племен, стремительно выходили к границам новгородских земель. С востока республике грозили монголы, чье государство простиралось от Китая до границ Руси, и которые требовали признать власть Орды над всей русской территорией.

В 1236 году князь Ярослав отправился на княжение в Киев, оставив шестнадцатилетнего Александра править всей обширной новгородской землей - крупнейшей среди русских княжеств. Именно этому юному князю предстояло стать перед историческим выбором: у него не было достаточных сил воевать на два фронта, с рыцарями на Западе и с монголами на Востоке, поэтому с одним из врагов предстояло заключить договор, чтобы все свои силы направить против второго.

Невская битва

Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. В июле 1240 года множество кораблей подошло к Неве под предводительством князя Биргера Магнуссона. Целью шведов было расширить границы своего королевства, захватив Псков и Новгород. Святой Александр, которому не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил святого князя и его воинство на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!»

С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. И было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и в ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов.

Несмотря на свой возраст, он смело вступил в бой с предводителем рыцарей, князем Биргером, который как воин был гораздо сильнее и опытнее юного ратника. Князь победил в этом единоборстве и ранил шведа копьем в лицо. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Ледовой побоище – битва на Чудском озере

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Зимой 1242-го освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера.

Противоборствующие армии встретились на рассвете. Немецкая колонна вышла на лед озера в боевом порядке. В русских летописях это было описано так: «Немцы же и чудь пробишася свиньей сквозь полки». Свинья – это древнерусский термин, означающий атакующее боевое построение рыцарского войска в виде тупоконечного клина для пролома рядов войск противника.

План врага состоял в том, чтобы ударом мощного бронированного «клина» раздробить и разгромить русские полки. Смяв передовой отряд, крестоносцы считали битву выигранной. Но Александр, ударив по неприятелю сбоку, смешал их ряды и разгромил. Русские войска одержали решительную победу: было убито 400 рыцарей и взято в плен 50, гораздо больше пало на поле сражения кнехтов, а также воинов из чуди и эстов. Разбитые рыцари бежали на запад, а русские воины преследовали их по льду озера.

В 1243 году Тевтонский орден заключил мирный договор с Новгородом и официально отказался от всех претензий на русские земли. Эта битва, вместе с победами князя Александра над шведами (1240 год) и над литовцами (1245-й) имела большое значение для Пскова и Новгорода, задержав напор трех серьезных врагов с Запада - в то самое время, когда остальная Русь была сильно ослаблена монгольским нашествием. В Новгороде Ледовое побоище вместе с Невской победой над шведами еще в XVI веке вспоминалось на ектениях по всем новгородским церквам.

Поездки в Орду

Одолев угрозу с Запада, князь Александр Невский очутился перед лицом Востока: хан Батый требовал признать свое господство над новгородской землей, несмотря на то, что монголы так и не смогли дойти до Новгорода.

В отношениях с Востоком проявляется замечательный дипломатический талант русского князя.

В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой - необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси - продолжал крепить святой Александр. Обещав свою поддержку, князь предоставил возможность Батыю выступить в поход против Монголии и стать главной силой во всей Великой Степи.

В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига. И вновь возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 году он отразил новый набег на Псков, в 1254-м заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256-м ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 году умер хан Батый. Святой князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261-м стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов - баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Возвращаясь из Орды, князь тяжело заболел. Видя, что его жизнь подходит к концу, он остановился в Городце Радилове, что находится неподалеку от Нижнего Новгорода, и там в монастыре принял постриг с именем Алексий. Вскоре после этого он скончался. Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, что зашло солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «Уже погибаем!» Летописец, описавший погребение князя, писал: «Тако бо Бог прослави угодника своего, иже много тружеся за землю Русскую... и за всю землю Русскую живот свой полага, за православное христианство».

Почитание

Святое тело князя перенесли во Владимир. Девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Благодарное почитание благоверного князя началось сразу после его кончины. При участии митрополита Кирилла была написана житийная повесть, получившая широкое распространение на Руси.

Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе в 1547 году.

Император Петр I по окончании Шведской войны основал в своей новой столице Санкт-Петербург монастырь в память князя Александра Невского и перенес туда его мощи из Владимира. Город был основан на месте знаменитой победы князя Александра на Неве – таким образом, император вручил и столицу, и страну покровительству защитника Земли Русской.

При Екатерине I был учрежден орден Александра Невского, которым награждали воинов за особые боевые заслуги. Орденом Александра Невского были удостоены участники Бородинского сражения, русские воины Первой мировой и Великой Отечественной войн.

В 2008 году в ходе общероссийского телепроекта «Имя России» личность Александра Невского была признана самой выдающейся за всю историю страны и стала символом нашего Отечества.

6 марта 2016 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святого благоверного князя Александра Невского - Патриаршего подворья при Московском государственном институте международных отношений (университете) МИД России. Затем Святейший Владыка возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Для меня большая радость освятить храм в честь благоверного князя Александра Невского при МГИМО - университете, который готовит нашу национальную элиту, способную к работе на самых ответственных должностях как за рубежом, так и внутри страны.

Вспоминаю далекий уже 2005 год, когда вместе с Анатолием Васильевичем Торкуновым мы стали впервые обсуждать саму возможность строительства храма. Но не сразу все получилось, а лишь после того, как была утверждена программа строительства новых храмов в городе Москве. Был выделен участок рядом с МГИМО, и дело стало спориться, потому что появились люди, которые осознали важность строительства храма на этом месте и внесли свои средства. Об этих людях мы сегодня еще поговорим, и я выражу им свою благодарность, как и отцу настоятелю, духовенству, Вам, Анатолий Васильевич, профессорам, преподавателям МГИМО, студентам и всем тем, кто близко к сердцу принял это строительство.

Мы освятили храм в последнее воскресенье перед заключительной неделей, предваряющей Великий пост. Через неделю будет Прощеное воскресенье, и с понедельника мы вступим в поприще Великого поста. И сегодня, как бы приуготовляя нас к этому поприщу, Церковь предлагает нам услышать Евангельские слова о Страшном Суде.

Вы слышали сегодня отрывок из Евангелия, в котором повествуется о том, что, собственно говоря, будет составлять предмет Божественного Суда. Совершенно очевидно, что Суд Божий есть не что иное, как проявление абсолютной правды и абсолютной справедливости. Мы очень часто скрываем правду даже от самих себя. Мы делаем вид, что ее не замечаем или ее не поняли. Но мы опознаем свой грех голосом совести, мы душой чувствуем, что поступаем не так, что нарушается некая высшая правда и высшая справедливость.

Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая на тему Суда, сказал поразительные слова, проникнув в самую суть того, что есть Суд. Он сказал: как невозможно убежать от самого себя, так невозможно скрыться от Страшного Суда, потому что Страшный Суд есть Божий Суд, а Бог вложил этот суд в нашу душу.

Давайте подумаем внимательно. Не кто-то со стороны судит - не судьи, не власти, не правители или начальники. Бог в душу каждого вложил этот суд, и это, конечно, суд нашей совести. Он порожден нравственным чувством, вложенным в нас Самим Богом.

А теперь давайте поразмышляем о том, что происходит в нашу эпоху. Эпоху лукавую, когда под видом неких философских изысков отрицается само понятие правды и истины. Нет абсолютной правды и даже абсолютной истины - у каждого своя правда, а общество должно обеспечить человеку такие права, чтобы он мог жить в соответствии со своей собственной правдой. На знаменах многих политических партий написана эта идея абсолютной свободы личности, ее права жить по собственной правде. А что же суд? А что справедливость? И не входит ли модная, для многих привлекательная, но на деле абсолютно нежизнеспособная идея приоритета личных человеческих прав над всем остальным в противоречие с идеей суда, с идеей справедливости?

Ведь суд - я имею в виду гражданский, светский суд - отталкивается от законов и на основании законов выносит свой вердикт. А что законы? На основании чего они пишутся? Только ли на основании политического прагматизма и экономической целесообразности? Если бы так, то у нас не было бы законов, потому что политический прагматизм и экономическая целесообразность меняются невероятно быстро, а институту суда тысячи лет. Сколько существует род человеческий, столько существует и суд. Значит, сколько существует род человеческий, столько существует и понятие справедливости, то есть деяний, соответствующих абсолютной правде.

В истории были попытки создавать законы, которые этой абсолютной правде не соответствуют, и люди называли эти законы несправедливыми. Более того, нередко брали в руки оружие, чтобы победить систему, порождающую несправедливые законы, потому что если закон не соответствует той самой Божией правде, о которой говорил Иоанн Златоуст, которую Бог вложил в наши души, то это уже не закон, и каждый сердцем понимает его несправедливость. Никто сегодня не отрицает идею справедливости. Люди стремятся к построению справедливого общества, не задумываясь, что само понятие справедливости полностью ниспровергает идею партикулярной, частной человеческой правды. Вся эта философия, которую мы называем философией постмодерна и на которой сегодня основывается, в том числе, политическая практика, разбивается идеей справедливости, потому что справедливость всегда и для всех одна, и эта единая справедливость отображается в нашем сознании через голос совести, который, в свою очередь, выражает, как сказал Иоанн Златоуст, Богом вложенную в наши сердца правду.

А если мы сделаем некие выводы из сказанного, то что же получается? Если нет Бога, значит, нет и абсолютной правды. Если нет Бога, значит, нет и справедливости, потому что всякая справедливость без Бога будет привязана к сиюминутным мыслям, философским взглядам, политическим позициям. И мы знаем, к чему привела такая трактовка справедливости, когда говорили: хорошо только то, что хорошо для одной из стран. Когда говорили: хорошо только то, что хорошо для какого-то класса, привязывая справедливость к интересам одних или других. Не то же самое мы нередко видим и сегодня в сфере международных отношений, когда нам говорят, что абсолютной правдой является та правда, которая соответствует национальным интересам одной или нескольких стран? Все повторяется: как в XX веке это переживали через явление революций, диктатуры апартеида в Южной Африке, так и сегодня, может быть, не так радикально, человечество переживает тот же соблазн принять за правду то, что говорит сильнейший. И сегодняшний день учит нас тому, что если есть справедливость, - а ведь каждый проголосует за то, что она есть, - значит, есть Бог. Потому что без абсолютной правды не может быть суда, - ни суда совести, ни государственного; - потому что без Божией правды нет справедливости.

Что же тогда Страшный Суд, о котором сегодня говорит нам Евангелие? А это проявление абсолютной справедливости, абсолютной правды, потому что даже мы, признавая бытие Божие и зная, что такое справедливость, часто нарушаем Божии законы, прикрываясь множеством объяснений: потому-то не мог, потому-то не захотел. Чаще всего это объяснения прагматические, которые как бы убеждают нас самих: «ну, что поделать, надо было так поступить». У святых отцов, особенно у преподобного Ефрема Сирина, есть удивительно яркие, может быть, с точки зрения современного человека даже несколько наивные рассуждения о Страшном Суде. Святой Ефрем хотел словно напугать читателя, говоря, что ничто не пройдет незамеченным, даже выражение глаз, даже полумысль, - все Господь положит пред человеком во время суда. Но это не просто воздействие на эмоции читателей. Святой Ефрем проникал в суть того явления, которое предстоит каждому в конце истории, - страшному и справедливому Божественному Суду. И мы должны помнить, что этот суд не будет страшным для тех, кто живет по Божией правде, вложенной в сердце человека, по голосу совести, по вере в Единого Бога, Источника всякой правды и истины.

Мы сегодня освятили храм при Московском государственном институте международных отношений, который теперь именуется университетом. Здесь готовятся наши дипломаты, юристы-международники, специалисты по экономическим отношениям. Как важно, чтобы, защищая интересы Родины, будущие выпускники МГИМО были способны, не пренебрегая тактическими задачами, но возвышаясь над ними, всегда имели в виду эту Божественную перспективу Страшного Суда! Именно в этой перспективе и выстраивается подлинная система нравственных и духовных координат, работая в которой, человек становится сильным, способным на подвиг, на самоотверженные поступки, в том числе по защите интересов своего Отечества. Интересы Отечества - это интересы народа, а в сегодняшней ситуации защита России есть защита православной веры, защита христианской веры, потому что Россия сегодня выступает, может быть, главной силой, защищающей христиан по всему миру.

Я рад, что у нас есть сегодня возможность объединить силы. Вы знаете, конечно, о моей встрече с Папой Римским, которая была в первую очередь направлена именно на то, чтобы объединить силы, защищая Божию правду, защищая жизнь наших братьев и сестер - христиан по всему миру, защищая само право исповедовать Господа Иисуса Христа, Бога во плоти пришедшего.

Пусть Господь хранит Отечество наше. Призываю Божию помощь и благословение Божие на наш Институт международных отношений, на Вас, Анатолий Васильевич, заслуженного и всеми нами уважаемого ректора, во время управления которого университетом был заложен и освящен этот храм. Он переживет всех нас, но будет свидетельствовать о том добром деле, которое было совершено Вами, Вашими соратниками, духовенством, верующим народом и которое действительно увенчалось сегодняшним прекрасным днем.

Пусть Господь хранит Церковь нашу, хранительницу веры и духовной силы народа! Пусть Господь хранит весь наш народ, помогая ему сохранить веру, а вместе с верой - и сознание высшей справедливости и Божественной правды, без осуществления которой в человеческой жизни нет и не может быть ни радости, ни счастья, ни свободы. С праздником всех вас поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Имя знаменитого полководца и правителя Руси - Александра Невского, носят более сорока храмов и часовен по всей России. В одной только Москве ему посвящено столько религиозных сооружений, что пересчитать их не хватит пальцев рук. А недавно в столице закончилось строительство ещё одного храма при МГИМО, получившего название в честь великого князя.

Храм святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО

История

Князь Александр из Новгорода прослыл в народе защитником культурного наследия русской земли и православия. Невским его стали называть после битвы на Неве со шведскими войсками. Монарх был человеком талантливым и мудрым. Историки до сих пор с большим интересом изучают дипломатические отношения Руси с Европой и Азией в период его правления.

Интересно! Когда Александра Невского готовили к погребению, произошло чудо. В руку князя собирались вложить грамоту и попытались для этого разжать пальцы. Каково было удивление рядом стоящих, когда князь сам протянул ладонь и взял свиток. К лику святых князя причислили в середине шестнадцатого столетия.

Возвести храм в честь Александра Невского при МГИМО, решили по двум причинам:

  • князь вошёл в историю русского народа, как яркий политический деятель. Святой покровительствует военным и дипломатам;
  • место, на котором планировалось построить храм, раньше занимал приход св. Николая. При советской власти его разрушили и разбили на этом участке парк.

Впервые о храме при учебном заведении заговорили в 1999 году. Патриарх Алексий дал благословение на возведение в 2005 году. Но волокита с документами затянулась на несколько лет. Поэтому построение храма началось в 2011 году. Поспособствовала в этом вопросе программа «200 храмов в Москве», стартовавшая в 2010 году. Все строительные работы закончились спустя четыре года.

Освящение Александро-Невского храма при МГИМО

Современное состояние

Сооружение выполнено в псковском стиле, характерном для северных регионов древней Руси. Сейчас рядом с собором стоят крестильная церковь, дом причта и постройки хозяйственного назначения. Прихожане могут посещать храм с 8 часов утра до 8 часов вечера.

Богослужения проходят по такому расписанию:

  • каждый день с 8:00 - время покаяния, затем проводится утренняя служба. С 9:00 начинается литургия, после которой отправляется панихида;
  • в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу с 17:00 - время покаяния. С 18:00 начинается вечерняя служба;
  • в выходные дни в 16:00 - время покаяния, после - литургия Спасителю. В 17:00 начинается служба.

Святыни

После обряда освящения патриарх Кирилл подарил храму икону преподобного Сергия Радонежского. Посол из Болгарии - Бойко Коцев, во время своего приезда, подарил копию Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Оригинал образа Богоматери находится в Бачковском монастыре. Также не остался в стороне и ректор МГИМО, он преподнёс в подарок икону «Спас Нерукотворный».

Внутреннее убранство храма в честь святого князя Александра Невского при МГИМО

Престольные праздники

В храме особенно почитаются даты 12 сентября - День памяти перенесения мощей святого, и 6 декабря - День памяти святого благоверного князя Александра Невского.