Смерть есть жизнь. Качество жизни и разрешение на смерть

23.08.2019 Отношения

Не мёртво то, что в вечности пребудет, со смертью времени и Смерть умрёт.

Сия строка была почти пропета, под шелест рвущихся страниц.

Лавкрафт, старина, ты прав. Вот только жаль, что не живее самой Смерти и сам же истину свою познать не смог!

Холодная улыбка озарила бледный лик, познавший не одну эпоху жизни.

А человечество глупо в своем беспечном эгоизме!

Вот он поднялся и направился к окну, неспешно, грациозно обходя свои апартаменты.
И вновь безумный блеск в глазах, манящий изумрудным светом к бездне.

Вы все ничтожны! Жалкие отребья, посмевшие лишить меня Отца!

Теперь глаза, как два бутона черной розы, а скулы плавно оплетает синева. Он вновь вошёл в свой гневный раж и гнев сей пляшет на устах, истерзанных до ран кровоточащих.

День за днем, из года в год, вы убиваете столетья, а смысла в ваших жизнях нет… И человечности нет в сути человека.

Небрежный взмах руки и занавески открывают визави, что терпеливо каждый день ждет роковой сей встречи, но не решается войти, чтобы волю дать мольбе о покаянии.

Ты безобразен. Ты глупее их вдвойне. Они давно твоей заменой стали! А ведь ты сам просил Отца о их создании...

О, неужели это дрожь, так робко рвется сквозь голос бархатный, в оковах закаленной стали?

Не годен ни на что. Брошен и забыт. Хотя… Тебя ведь Павшим называют?.. Лукавым… Сатаной… Денницей… Азазелем…

Грациозно изгибая бровь, он излучает отвращение, осматривая силуэт, что дерзко повторяет каждое движенье. Безумец, жаждущий безумца извести.

Отвратна каждая черта и мерзки все твои порывы. Я бы одним касанием руки стёр эту отвратительную маску, великодушно отбирая бремя жизни.

Ложиться тень на бледный гордый облик, сия печаль так неуместна и сильна… Он взгляд отводит, не заметив, что молчаливый собеседник, на колени пал.

Неужели, это моя кара? Расщепленный разум и тоска? Ярость, гнев, пренебрежение? Метание от стены к стене и тишина в ответ на откровение? Мои молитвы Ты игнорируешь всегда! Чем хуже я тех бесполезных смертных? Чем заслужил немилость я Отца? Достаточно, прошу… Я устал от собственной гордыни.

Он лбом прижался к студеному стеклу, не ощущая, как мраморный пол давит на колени. В его мольбе смешалась боль все с тем же жгучим отвращением. Искусное вранье вдруг потеряло всякий шарм. Его защита больше не нужна. Он потерян в разуме своем, в своем сознании, фактически, он заперт в клетке. Смел желать величия и власти, но пал на мироздания, сам сломленный собой. Ведь нету здесь, как в башне в давней сказке, ни выхода, ни входа. В его апартаментах окон нет. Лишь пара отражающих зеркал.

Горячие ручьи струятся по щекам. И точно так же рыдает отражение.

Мораль проста: несчастен тот, кто в Вечности пребудет, кто сам себе отвратен и противен. Чья благодать омрачена обидой... а раньше ведь как снег чиста была...

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Если бы и для него учителем была смерть, то она, будучи намного мудрее его, удержала бы его от греха. Но он забыл о смерти и потонул в трясине зол, потому что не захотел иметь такого советчика, который дороже всех, то есть смерть.

Вот как смерть удерживает от греха.

Плоть помышляет против духа, как говорит святой апостол Павел (см. Гал. 5, 17). Когда тело восстанет на брань против души, чтобы осквернить ее, тогда спроси смерть:

— Что скажешь, смерть? Совершить ли мне этот грех, на который меня подталкивает тело?

И она тебе ответит:

— Не совершай греха, ибо придешь в мои руки, и я брошу тебя в геенну!

Подстрекает ли тебя диавол украсть? Спроси смерть. И она тебе скажет:

— Не кради, ведь это заповедь, и ты придешь в мои руки!

Увлекает ли тебя диавол на блуд? Подначивает ли тебя диавол на сквернословие, пьянство, курение, всякое зло? Спроси смерть:

— Что повелишь мне делать, смерть?

И посмотришь, что смерть скажет тебе:

— Не делай этого, ибо попадешь в мои руки! Ты ведь скоро умрешь! Ведь здесь не останется никто, и я ввергну тебя в геенну!

Итак, смерть приносит нам пользу, и мы всегда должны иметь ее перед глазами! А когда диавол подстрекает тебя совершить грех, спроси смерть:

— Что скажешь, смерть? Ты — мой учитель! Что мне делать?

— Не делай этого, ведь возмездие за грех — смерть, и ты умрешь душой и попадешь в мои когти, и я ввергну тебя в геенну, и будешь мучиться там во веки веков!

Посему вот как хороша смерть, если мы ее назначим в советчики себе! Размышление о смерти всегда удерживает нас от греха и учит делать только добро. Поэтому горе тому, кто забывает о смерти, ибо он умрет телом в свое время, а душой умирает уже в тот миг, когда совершает грех.

Если бы мы всегда имели смерть перед глазами, то не совершали бы греха не только делом, но и словом и помышлением, потому что Бог судит и грех помышлением так же, как и грех совершенный.

Что говорит божественный отец Ефрем Сирин? «Не впадайте в нерадение, братия мои, о грехах помышлением, будто они легки. Если бы грехи помышлением были легки, то не вменял бы Сам Христос, премудрость Божия, в прелюбодеяние вожделение женщины и в убийство ненависть к брату» . Ты только страстно подумал о женщине — и сделался прелюбодеем! Только подумал со злобой о брате твоем — и уже ненавидишь его, ты убийца! Ты слышал? Прелюбодеяние из-за одной мысли и убийство из-за ненависти к брату.

Видишь? Однако смерть и тут не оставляет тебя. Смерть удерживает тебя от того, чтобы ты перешел к греху не только делом, но и мыслью. Потому что Бог судит мысли как дела, в Законе Благодати.

Ибо Он пришел не нарушить закон, а довести его до совершенства. В Ветхом Законе было написано: «Не кради» (Втор. 5, 19). А здесь, в Законе Благодати, — даже не пожелай вещи другого. Итак, Христос удерживает тебя, чтобы ты даже не думал со страстью о вещи другого.

Братия мои, блажен и треблажен тот человек, который взял в советчики себе смерть. Всегда, когда его будет бороть леность, чтобы он не совершал молитву, не выполнял епитимию, данную духовником; когда его будет бороть диавол, чтобы он не соблюдал постов, позволял себе скоромную пищу, когда этого нельзя; или когда его будет бороть диавол, чтобы он крал, или копил имущество, или мстил другому, или блудил, или сквернословил, или упивался, или курил, — пусть он спросит смерть:

— Что скажешь, смерть, сделать ли мне это?

И смерть скажет ему:

— Нет. Не делай этого! Ибо возмездие за грех — смерть. Я тут же приду вслед за грехом, заберу тебя и брошу в геенну!

Вот каким образом смерть, которой мы боимся, бывает нашим самым большим другом и самым хорошим советчиком по жизни, в жизнь вечную.

Наша, христиан, философия — не избегать смерти

Наша, христиан, философия — не избегать смерти. А что? Готовиться к смерти! Ждать, что она придет к нам. А как? Чисто исповедовать свои грехи, выполнять свою епитимию, примиряться со всеми, перестать совершать грехи, делать добрые дела — и тогда мы будем ждать смерть, как ждут большой парад, как ждут великий праздник.

Послушай, что говорит святой Ефрем: «Муж, обличаемый совестью в грехах, очень боится смерти, а муж праведный ждет смерть, как великий праздник!» Чтобы он наступил, перевел его от смерти в жизнь, ибо век нынешний есть смерть души для тех, кто порабощается им [веком сим].

Мы боимся: «О горе мне, наступит смерть!» Боимся! Но не будем бояться смерти. Станем бояться греха, ибо грех ввергает нас в смерть. Ибо возмездие за грех — смерть, а настоящая смерть души — в грехе!

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть « не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Подготовила текст; фото: Мария Строганова

Если вам не безразличны вопросы жизни и смерти,

Смерть – это не то, о чём нам нравится думать, но это то, что ожидает нас всех. Редкие мысли о ней наполняют нас страхом и ужасом. Легко лежать без сна в ночное время и думать о том, на что это будет похоже. Будет ли это больно? Будет ли страшно? Будет ли это высвобождением или это просто паника и боль? Пока это не случится с нами, мы не будем знать, что происходит после того, как мы испустим наш последний вздох.

Но мы можем получить довольно хорошее представление о предшествующих ему моментах. Есть люди, которые были на грани смерти, но не переступили её, и которые записывали при этом все свои ощущения.

1. Ранение в горло Джорджа Оруэлла

Известному писателю Джорджу Оруэллу пуля пробила горло во время гражданской войны в Испании в 1937 году, где он участвовал в боевых действиях. «Ощущения после попадания пули очень интересны, – написал Оруэлл после того, как это произошло, – и я думаю, что это стоит описать в деталях».

«Грубо говоря, это было ощущение, как будто я оказался в центре взрыва. Я услышал громкий хлопок и увидел ослепительную вспышку вокруг себя, я почувствовал сильный толчок – никакой боли, только сильный толчок, такой же, как при ударе электрическим током; одновременно пришло чувство крайней слабости и понимание того, что я ранен и весь скрючился».

Он не знал, насколько сильно пострадал, пока не попытался пошевелить рукой. Она не шевелилась. Он попытался говорить, но ничего не вышло. Потом он услышал, как один из солдат сказал, что пуля прошла сквозь его шею. Оруэлл понял, что он умирает.

«Моя первая мысль, достаточно традиционная, была о моей жене, – писал он. – Моей второй мыслью было сильное огорчение в связи с необходимостью покинуть этот мир». Его расстраивало то, что он умирал по нелепой случайности. «Это бессмысленно!»

Он не мог заставить себя разозлиться на человека, который его застрелил. «Если бы в этот момент он был взят в плен и предстал передо мной, я бы только поздравил его с хорошей стрельбой».

2. Смерть от утопления Гранта Аллена

Грант Аллен едва не утонул во время катания на коньках. Аллен настаивает на том, что одно мгновение он был мёртв. «Насколько я могу судить, – писал он, – я был абсолютно мёртв, и я не могу представить, что можно быть ещё мертвее».

Когда Аллен катался на коньках, под ним треснул лёд, и он упал с головой в ледяную воду. Он попытался выплыть на поверхность, но ударился головой о твёрдую корку льда.

Аллен не мог думать чётко. «Я был ошеломлён от холода и растерян от внезапности неожиданного погружения», – написал он. Вместо того чтобы искать дыру, он начал колотиться головой об лёд, пытаясь проломить его. «Я вздохнул и проглотил большое количество воды. Я почувствовал, как наполнились мои лёгкие. Наступил момент ожидания, в течение которого я отлично знал, что я тону; а потом я умер».

Его жизнь не мелькала перед его глазами. «Наоборот, я чувствовал только ощущение холода и сырости и одышку, жестокую дикую борьбу, ужасное ощущение удушья, а потом всё было кончено». Его друзья сумели его вытащить и откачать. Но до этого Аллен был в состоянии клинической смерти.

«Фактический момент смерти совершенно безболезнен, как засыпание, – пишет Аллен. – Все неприятные ощущения связаны с предшествующей смерти борьбой».

3. Смерть от змеиного яда Карла Паттерсона Шмидта

В 1957 году специалист по змеям Паттерсон Шмидт при попытке идентифицировать одну из них был укушен. В течение следующих 24 часов он записывал все свои ощущения по мере того, как яд забирал его жизнь.

«4:30-5:30 после полудня, – записал он, когда вернулся домой. – Во время поездки в Хоумвуд на пригородном поезде сильная тошнота, но без рвоты».

Ему удалось заснуть на пару часов, но в полночь он проснулся. «Мочеиспускание в 12:20, – записал он. – В основном кровь, но в целом немного». Позже он на короткое время снова очнулся в яростном порыве рвоты.

Его последняя запись приходится на 6:30 утра. «Незначительное кровотечение из кишечника, с частыми раздражением в заднем проходе, – писал он. – Рот и нос продолжают кровоточить, но не чрезмерно». Ближе к обеду он в панике позвал свою жену. Когда прибыли врачи, он был весь в поту и не в силах что-либо ответить. Он был объявлен мёртвым в 3:00 после полудня.

4. Смерть от туберкулёза Герберта Уэллса

Писатель-фантаст Герберт Уэллс чуть не умер в конце 1800-х годов, когда он был ещё молод. У него была чахотка, которую сегодня называют туберкулёзом. Никто не ожидал, что он выживет.

Приступ начался во время игры в футбол. «Была огромная боль в боку. Мужество покинуло меня. Я не мог бежать. Я не мог присесть», – писал он. Уэллс извинился и пошёл в дом. «В доме я почувствовал себя совершенно больным. Я прилёг. Позже мне захотелось в туалет, и я обнаружил, что ночной горшок наполовину заполнен алой кровью. Это был самый пугающий момент в моей жизни. Я не знал, что делать. Я снова лёг и стал ждать, когда кто-нибудь придёт».

Позже врач сказал Уэллсу, что ему осталось жить не больше шести месяцев. Уэллс продолжал ходить в школу, в то время как болезнь съедала его тело. Но ночью ему приходилось иметь дело с мыслями о своей неизбежной смерти.

«Я не любил мысли о смерти до самых костей, – пишет Уэллс. – Меня злило, что я не прославился, не посмотрел на мир». Однако хуже всего были неисполненные сексуальные желания молодого, умирающего подростка. «Ещё больше меня злило то, что я был в сетях воздержания, и это грозило мне тем, что я должен умереть девственником». Он чувствовал неконтролируемую ярость по отношению к женщинам, с которыми не мог спать.

Страх небытия пугал его больше всего. «Хотя моё сознание не верило в бессмертие, я обнаружил, что невозможно представить себя несуществующим, – писал он. – У меня было ощущение кошмара от приближения к этому небытию сознания».

Уэллс, конечно, выжил. Его организм победил болезнь. Однако его страх растворения в небытие изменил всю его жизнь. Это был момент, который вызвал его решимость оставить свой след в истории в качестве писателя.

5. Смерть от ядовитого газа Кассема Ида

В 2013 году сирийский повстанец Кассем Ид находился в Дамаске, когда город подвёргся атаке зарином. Кассем услышал, как ракета попала в землю, но вопреки ожиданиям, она не взорвалась. Вместо этого из неё стал выходить газ.

«Это длилось несколько секунд, потом я потерял способность дышать, – сказал Ид. – Я чувствовал, что моя грудь горит. Мои глаза горели, как ад. Я не мог даже кричать».

Он начал бить себя в грудь, пытаясь заставить себя дышать. «Это было очень больно, – рассказал он. – Мне казалось, что кто-то разрывает мою грудь ножом из огня».

Его соседка постучала в дверь, прося о помощи. Её дети умирали, из их уст текла рвота с каким-то белым веществом. Она, как и большинство окружающих, прощалась с жизнью. «Я наблюдал, как сотни людей умирают, задыхаясь. Моё сердце практически остановилось. И я лежал рядом с мёртвыми телами».

Ида вытащили из-под кучи тел, когда ему удалось подать знак, что он жив. Он выжил, но прошёл по дороге в ад. «Такая смерть, – сказал он позже, – является одним из самых уродливых способов смерти, которые когда-либо существовали в человеческой истории».

6. Небесные видения Аниты Мурджани

«Это было замечательно», – говорит Анита Мурджани о своей встрече со смертью в 2006 году. Когда Анита умирала от рака, и не было никакой надежды на выживание, она впала в кому. Однако Мурджани считает, что это было нечто большее: на самом деле она перешла за грань жизни и смерти.

«Это трудно описать, – говорит Мурджани. – Я почувствовала, как я покинула своё тело, и моё сознание расширилось, я была везде, в богоподобном состоянии, я могла видеть своих близких и чувствовать присутствие других душ».

«Когда я вошла в это другое измерение, я почувствовал непреодолимое чувство любви и мира. Я не чувствовала боли. Я осознала свою цель в жизни и что я должна делать. Я поняла, что избавление от рака было всегда внутри меня».

После того как Анита вышла из комы, её тело прошло через чудесное выздоровление. В течение четырёх дней исчезло 70 процентов раковых клеток. В течение пяти недель оно полностью исцелилось.

7. Адские видения Мэтью Ботсфорда

Не каждое видение загробной жизни так умиротворённо. Мэтью Ботсфорд впал в кому, как и Мурджани, и он увидел то, что считает потусторонними проблесками. Но его видения были совсем не такими радостными.

Он получил пулю в затылок. «На короткое мгновение я почувствовал горячее, мучительно болезненное, иглообразное прокалывание в верхней части моей головы, – говорит он. – Затем меня окутала полная темнота, как будто мои глаза залили густыми чёрными чернилами».

В течение следующих 27 дней его тело пребывало в коме. Но его душа, как считает Ботсфорд, была в аду. «Я чувствовал, будто нахожусь в какой-то клетке, – говорит он. – Холод пронизывал меня до самого мозга костей».

Он чувствовал себя голым, беспомощным и окружённым демоническими созданиями. «Я чувствовал, как зло физически давит на моё тело», – пояснил он.

Кроме зла, он не мог чувствовать ничего. «Не было слышно ни вздоха, – говорит он. – Не было никаких мыслей вообще. У меня не было никаких мыслей, но было ощущение безысходности, страха и безнадёжного пессимизма».

8. Старинное описание предсмертных впечатлений Пьер-Жана дю Мончо

Самое старое описание предсмертных переживаний из когда-либо найденных было создано в XVIII веке французским врачом Пьер-Жаном дю Мончо. Он опрашивал человека с лихорадкой, который на короткое время потерял сознание. Дю Мончо записал то, что рассказал ему больной.

«Он сообщил, что утратил все внешние ощущения, – записал дю Мончо. – Он увидел такой чистый и яркий свет, что подумал, будто оказался на небесах. Он очень хорошо запомнил это ощущение и подтвердил, что никогда в своей жизни не испытывал более приятного момента».

Дю Мончо слышал об этом и раньше. Он написал, что запись о подобных переживаниях была сделана, по крайней мере, ещё в XII веке, когда один богослов записал: «В настоящее время я приближаюсь к точке, где наши души расстаются с телами, последние освещаются лучами света от первых».

Однако дю Мончо не считал, что это был духовный опыт. «Кровь и все тканевые жидкости начинают течь быстрее, – написал он, – и именно это убыстрение потока крови пробуждает яркие и сильные ощущения; её спокойное и равномерное распределение делает ощущения приятными».

9. Смерть от рака Крис Гутьеррес

Когда Крис Гутьеррес боролась с раком поджелудочной железы, она одновременно вела свой блог. Когда стало ясно, что она не выдержит, она сделала одну заключительную запись, пытаясь описать, каково ощущение того, что она умирает. Она написала: «Вы не захотите такой смерти».

«Два раза у меня был коллапс лёгких. У меня был отёк, который заставил меня выглядеть как женщина с картины Ботеро. Отёк мешал мне ходить. Я едва могла согнуть колени, чтобы спуститься вниз по лестнице. Это могло привести к разрушению тканей и сепсису. У меня были дни, когда я просыпалась с мыслью, что я тону, потому что у меня шла горлом желчь, и горел желудок».

Она злилась. «Я испытываю разочарование, – писала она. – Я планировала сделать инвестиции в недвижимость. Но я уже никогда этого не сделаю».

Больше всего, однако, она беспокоилась о своих родных и людях, которые заботились о ней. «Я просто хочу умереть без слишком сильных мучений, в окружении тех, кого я люблю, – писала она. – Те, кто будет присутствовать при моей агонии, должны быть людьми, которые любят меня».

10. Смерть в отделении паллиативной помощи научного сообщества

Познание смерти стало такой навязчивой идеей, что её начали изучать. Целое сообщество экспертов занимается исследованиями, опираясь на конкретные истории каждого отдельного человека, чтобы попытаться получить наилучшее представление о том, как смерть проявляет себя. Их знания не основаны на личном опыте, но они основаны на впечатлениях людей, скончавшихся в отделении паллиативной помощи.

«Сначала пропадает чувство голода, затем жажды, – говорит д-р Джеймс Хэлленбек. – Потом пропадает речь, затем начинаются видения. Последними пропадают, как правило, слух и осязание».

Это не больно. Учёные говорят, что когда смерть приходит медленно и естественно, нет никаких страданий. Наше восприятие, по словам доктора Дэвида Хуэя, становится более слабым по мере того, как мы умираем. «Вы можете даже быть не в курсе того, что происходит».

Доктор Джимо Борджигин говорит, что видения света являются распространённым явлением. «Многие выжившие после остановки сердца описывают, что во время бессознательного периода они чувствовали эти удивительные ощущения, – говорит она. – Они видят свет, а затем они описывают его как нечто более реальное, чем реальный мир».

Но что наступает после прихода света – это одна из тех вещей, которые узнать невозможно. «Большинство умирающих затем закрывают глаза, и, кажется, что они засыпают, – говорит доктор Хэлленбек. – С этого момента… мы можем только догадываться, что на самом деле происходит».

Специально для читателей по статье с сайта listverse.com

Для того, кто умеет хорошо использовать свою жизнь, она не коротка.

Сенека Младший

Желать смерти, когда живется, столь же малодушно, как сокрушаться о жизни, когда настала пора умирать.

А. Франс

Бояться надо не смерти, а пустой жизни.

Б. Брехт

Не надо бояться смерти

То, что люди называют смертью, – это всего лишь переход из одного состояния в другое. Фактически смерти нет. Есть переход из земного мира в небесный. Истинная родина души – это именно мир небесный. Бытие на Земле – лишь малая частица всего вашего существования. Смерть не что иное, как возвращение на родину, возвращение домой. Если вы это поймете, то перестанете бояться смерти. Жизнь, смерть – это лишь вехи на долгом пути бытия души. Смена времен года показывает нам, что все повторяется, все возрождается снова и снова. Зима – это не конец существования природы. Потом наступит весна, и природа возродится. Точно так же и смерть – это не конец вашего существования . Это лишь одна из его вех.

Очень часто для души смерть – это освобождение, облегчение. Это горе для родных и близких, это профессиональная неудача для врачей. А для души это просто возвращение домой. Так плачьте, если вы потеряли близкого человека, но помните, что на самом деле смерть не разлучает вас, потому что вы все равно остались в одном мире, в одной Вселенной, а значит, рядом, близко, и вы все равно можете общаться и можете встретиться в будущем. Смерть не разлучает. Она отнимает тело, но не отменяет близости душ.

Когда человек умирает, близкие часто борются за его жизнь до последнего, буквально умоляют его остаться здесь, не покидать их. Бороться за жизнь, конечно, надо – пока ее можно спасти. Но если человек уже обречен умереть, самое лучшее, что можно сделать, – это позволить ему уйти спокойно, с миром, не плача, не причитая и не умоляя остаться. Смерть приходит, когда пора сбросить тело, как сбрасывают изношенный костюм, и освободить душу для дальнейшего бытия. Это момент важнейшего перехода из одного качества в другое, и не заставляйте умирающего страдать, отягощая его уход своими слезами и страданиями.

Если вы поймете, что вы – это не только тело, не только ваш разум, что вы – это прежде всего душа, тогда смерть не будет страшна. Душа ваша понимает, что нет трагедии в том, чтобы покинуть тело. Душе во многих отношениях тяжелее в теле, чем вне его.

Страх смерти отравляет всю вашу жизнь

Вы боитесь смерти каждый миг своей жизни и оттого не можете наслаждаться жизнью во всей ее полноте. Вы жалеете умирающих, не зная, что эта жалость лишь замаскированный страх собственной смерти . Вы видите, как кто-то умирает, и это напоминает вам о том, что и вы тоже умрете.

Когда вы поймете, что смерть призрачна, что она не конец, что у души в запасе вечность, только тогда вы сможете постичь радость бытия. Радость земного бытия становится лишь полнее от осознания того, что она не вечна. Не вечна радость, не вечны и земные страдания – так стоит ли особо страдать, раз впереди счастливое возвращение домой?

Да, скажете вы, это моя душа вечна, но я ведь человек, со своей плотью и кровью, и моя жизнь все же конечна. Когда моя душа придет на Землю в другом воплощении – это буду уже не я, это будет другой человек.

Да, это так – но от вас зависит, сохраните ли вы свою личность, свое сознание и после физической смерти. Если вы живете осознанно – вы и после смерти будете помнить себя, свою личность, вы сохраните себя в неизменном состоянии. А в следующем воплощении душа ваша будет помнить все. Не надо разделять понятия «душа» и «человек». Станьте одним целым со своей душой – и бессмертие вашей души превратится в ваше личное бессмертие.

А в том, что жизнь человека в данном теле конечна, тоже есть большой смысл. Каждое воплощение имеет свою задачу, и у человека ограниченное время на Земле, чтобы решить ее. Об этом надо помнить. Помнить, чтобы не откладывать на неопределенное время свои дела, решение своих задач, свое развитие. Многие люди живут так, как будто их земное существование будет длиться вечно. Они откладывают и откладывают решение важнейших задач души, а потом выясняется, что короткое земное время потрачено впустую, душа напрасно приходила на Землю: она ничего не успела здесь сделать. Помня о том, что земное существование конечно, вы осознаете великий смысл каждого мгновения на Земле, вы обретете смысл своей жизни, которая перестанет быть бесцельным существованием в неопределенном времени и пространстве.

Смерть не случайна, но и не предопределена

Многие думают, что смерть зависит от слепого рока, от случая, от какой-то нелепости. Так и говорят:

«нелепая случайность», «нелепая смерть» . На самом деле никаких случайностей не бывает. Человек сам своей жизнью зарабатывает то или иное время своей смерти. Этот выбор – когда умереть – делает сама душа человека. Тело может еще сопротивляться, а душа уже знает, что час пришел. Многие считают, что дата смерти предопределена уже от рождения. Это не так. Дата смерти определяется по итогам прожитой жизни. Существуют вехи в жизни человека, когда он должен сдать своеобразный «экзамен», чтобы получить право на дальнейшую жизнь. Самые известные из таких вех – 37 лет, 42 года и 49 лет.

По каким «параметрам» определяется, жить человеку дальше или уйти? Главная задача души на Земле – раскрыть себя, реализовать себя, воплотить себя во всей полноте. Если человек дает душе все возможности для этого – он развивается всю жизнь, душа раскрывает себя все полнее и полнее, и такой человек может жить очень, очень долго, пока тело совсем не одряхлеет и душа не решит сменить «костюм».

А вот если душа видит, что в этом теле ее возможности исчерпаны, если человек не дает ей развиваться и проявлять себя, если он уходит на ложные пути или останавливается в развитии – душа может решить, что в этом теле ей больше нечего делать. Тогда душа уходит, потому что для нее нет дальнейшего пути в этом воплощении. Но и долгая жизнь не всегда благо. Она благо лишь тогда, когда, несмотря на возраст, есть и молодость души, и здоровье тела, и сила, и активность. Долгая жизнь в дряхлости, болезнях и немощи – такая пытка, что смерть предпочтительнее.

Дать возможность реализации своей душе – значит продлить свою молодость и активную жизнь. Продлить жизнь могут и незаконченные дела на Земле, например необходимость поставить на ноги детей. Но если душа видит, что в этом теле ее ждет тупиковый путь, ее главные потребности не осуществляются, то такая отсрочка дается лишь ненадолго.

Смерть: до и после

Смерть никогда не приходит внезапно. Она всегда предупреждает о своем приходе. Предупреждают и ангелы-хранители, чтобы смерть не застала врасплох ни самого человека, ни его близких.

Иногда предупреждения приходят в виде дурного предчувствия, просто какого-то тревожного ощущения. Иногда они приходят в виде так называемых «дурных знаков» – то есть каких-либо внешних событий, явлений, случаев. Например, группа людей отправляется в путешествие, и их сопровождают неприятности, которые постепенно становятся все серьезнее: сначала у одного человека украли багаж, затем другой сломал ногу, третий чуть не утонул, четвертого едва не убило молнией и т. д. Не исключено, что, прислушавшись к этим предупреждениям и повернув назад, отказавшись от дальнейшего путешествия, можно еще избежать трагического исхода. Если же не внимать таким предупреждениям, путешествие может закончиться гибелью всех его участников.

Сам умирающий на уровне подсознания, а иногда и сознания знает, что он умрет. Чувствуют это, хоть могут и не осознавать, и его близкие. Это знание может проявляться в якобы случайных фразах, оговорках. Например, дочь говорит уезжающему в командировку отцу: «Папочка, как же мы будем жить без тебя?» Мать тут же ее одергивает: «Ну что ты говоришь, папа через неделю вернется». А отец не возвращается – он погибает в командировке. Человек, готовящийся к смерти, сам может начать прощаться со своими близкими. К тем, с кем он не может увидеться лично, он может прийти во сне. Близким снится тревожный сон – и они просыпаются с предчувствием, что что-то должно случиться. А потом узнают, что умер приснившийся им человек.

Перед смертью самому человеку могут сниться умершие родные и друзья. Он может видеть их и в предсмертных видениях. Это их души пришли, чтобы помочь совершить ему переход в иное бытие.

Предупреждения о том, что в дом придет смерть , могут быть различными. У людей существует множество примет на этот счет. Многие из них совершенно правильны. Люди воспринимают эти приметы как нечто зловещее, как будто какие-то силы хотят напугать их и для этого посылают эти приметы. На самом деле приметы существуют не для того, чтобы пугать людей, а для того, чтобы предупредить их о грядущем событии, дать время подготовиться, смириться с неизбежным, чтобы это неизбежное не стало слишком большим шоком. Природа не пугает – она вместе с ангелами-хранителями заботится о людях, стараясь облегчить их боль и страдания.

Вот некоторые из примет-предупреждений, которые действительно являются правдивыми.

Ветром сорвало конек с крыши – к смерти хозяина.

В комнату влетела птица, либо птица бьется клювом в стекло – к смерти в доме. Птица предупреждает людей о том, что в дом скоро войдет смерть, так как за несколько дней до смерти человеческое тело меняет свое излучение, а птицы это чувствуют.

Если в доме вы боковым зрением видите, что мелькают какие-то черные тени, или слышите какие-то непонятные стуки – это может быть предупреждением, хотя не обязательно о смерти, но, как правило, о какой-то беде или неприятности.

Если ночью вы просыпаетесь от ощущения, что какая-то тяжесть давит на грудь или кто-то вас душит, – надо спросить: «К добру или к худу?» А затем постараться почувствовать, каков был ответ. Избавиться от тяжести или ощущения, что душат, помогает молитва.

А вот то, что разбитое зеркало сулит смерть, – неправда.

В момент смерти умирающий ощущает неимоверное облегчение. Уходит физическая боль, уходят телесные муки и страдания. Душа выходит из тела и может видеть тело со стороны. При этом это тело воспринимается как чужое, незнакомое, даже неприятное. Душа ощущает к нему полнейшее безразличие и совершенно не хочет туда возвращаться. Напротив, душа наслаждается обретенной свободой и хочет улететь от тела подальше. Душа не понимает, почему над этим телом плачут люди, что и зачем с ним делают врачи. Умерший человек может не сразу понять, что он умер. Он пытается обращаться к живым, говорить с ними – но обнаруживает, что его не видят и не слышат. Он пытается двигаться и обнаруживает, что легко проходит сквозь стены, сквозь предметы, сквозь других людей, не встречая никаких препятствий.

Видя все, что происходит на Земле после его смерти, человек просматривает и всю свою жизнь до мельчайших подробностей, причем видит ее в истинном свете: какие ошибки он совершал, какой вред принес людям, как относились к нему на самом деле другие люди. То есть перед ним раскрывается весь скрытый смысл его поступков, мыслей, поведения, он видит истинные причины и следствия всех событий и явлений жизни, он осознает то, что не понимал раньше. Человек может от этого страдать и сокрушаться – от того, как он был слеп и как много бед принес и себе, и окружающим, когда можно было этого избежать.

На девятый день душа уходит в более высокие слои, отрывается от Земли. У всех это происходит по-разному. Душа, менее отягощенная негативными мыслями, чувствами и поступками, просто сливается со столбом яркого света, спускающегося к ней сверху. Отягощенные души обычно летят по узкой черной трубе, в конце которой маячит свет. На сороковой день душа воспаряет еще выше, окончательно отделяясь от Земли и земного бытия и уходя в другие слои Вселенной. Очень важно для души, чтобы она вовремя покинула земное бытие, не зацепилась здесь, иначе она будет очень мучиться. Помочь душе оторваться от земного бытия призваны поминки на девятый и сороковой дни. Но надо иметь в виду, что горе, страдания, слезы родственников лишь приковывают душу умершего к земному миру, не дают ей уйти. Энергия страдания родственников усиливает отягощение души умершего и осложняет начало его иного бытия. Очень сильно привязывает умершего и могила – она буквально тянет душу вниз, особенно если родные бывают там слишком часто и много плачут и страдают. Поэтому не надо слишком часто ходить на кладбище. Облегчает участь умершего отпевание – оно как бы перекрывает притягивающую силу могилы, не позволяет ей тянуть человека вниз.

После смерти душа вовсе не попадает, как многие думают, в ад или в рай . Эти слова – лишь образы, придуманные людьми для определения состояния души. Но это вовсе не какие-то определенные места, которые находятся под землей или на небесах, – никаких таких мест нет. Просто душа после смерти либо страдает, либо блаженствует. Это происходит потому что душа видит всю свою жизнь, осознает смысл своих поступков и либо страдает от того, что была отягощена и не смогла раскрыть, реализовать себя, либо испытывает умиротворение от того, что выполнила свое предназначение в этом воплощении, решила все задачи, освободилась от отягощений. Первое состояние и называется адом, второе – раем. Это лишь внутреннее состояние души, зависящее от качества земной жизни, а вовсе не наказание или поощрение от Бога, как думают многие. Бог не посылает вас в ад или в рай, и не Бог причина тому, что вы попадаете в соответствующие состояния. Вы сами становитесь причиной этого опыта – вы готовите его всей своей жизнью.

Но даже самая темная, отягощенная душа не обречена на вечные муки – это люди, ведомые своими страхами, создали сказку про ад, где души грешников горят вечно. Ничего такого нет и быть не может. Даже самая мрачная душа рано или поздно придет к необходимости вернуться к свету, избавиться от отягощений. И тогда, конечно, Бог примет ее и поможет освободиться от страданий.

Случай из практики

Варваре Ивановне 65 лет, она недавно похоронила мужа. Пережила потерю очень тяжело, никак не могла смириться со смертью близкого человека. По прошествии 40 дней после смерти муж продолжал ей сниться каждую ночь и во сне жаловался на то, что он ощущает себя в тупике, что ему очень тяжело. После таких снов Варвара Ивановна бежала на кладбище и проводила там в слезах целый день. От этого ей не становилось легче, и муж продолжал сниться, причем сны становились все тяжелее, они буквально изматывали Варвару Ивановну. Муж в этих снах начал говорить, что он не хочет уходить с Земли, начал ругать Варвару Ивановну за то, что она его якобы напрасно похоронила, потому что он вовсе не хотел умирать.

На сеансе связи с ангелом-хранителем Варвара Ивановна узнала, что, поскольку ее муж был довольно эгоистичный человек и слишком привязанный к материальным благам, ему даже по прошествии 40 дней после смерти не удалось вознестись в иные, далекие от Земли сферы бытия, и душа продолжает мучиться – как говорят, «мытарствовать» в непосредственной близости от Земли, не находя себе покоя, не имея возможности найти себе пристанище ни на Земле, ни на небесах. Кроме того, Варвара Ивановна своими слезами, горем и частыми визитами на кладбище только осложняет положение души мужа, вновь и вновь привязывая его к Земле. Ангел-хранитель посоветовал провести заочное отпевание мужа (похороны прошли без отпевания) и ставить за упокой души свечи в церкви, а на кладбище ходить лишь раз в год – в день смерти. Кроме того, Варваре Ивановне на канале порекомендовали отвлечь свои мысли от утраты, найдя себе какое-то занятие, расширив круг общения. Она так и сделала: устроилась на работу, начала встречаться со своими старыми подругами, обзавелась новыми знакомыми среди прихожан церкви, которую она начала регулярно посещать. Муж стал приходить во сне все реже, потом эти мучительные сновидения и вовсе прекратились, и состояние Варвары Ивановны значительно улучшилось.

по материалам из книги: Агеева Ольга - "Беседы с Ангелом-Хранителем".