Правила морфемного членения слова. Что такое морфема

09.11.2017 Обучение

Для тог, чтобы разобрать слово по морфемам, необходимо следовать определенному плану. Морфемный анализ — выделение в слове всех морфем — небольших составных слова: корня, суффикса, окончания, основы, приставки. Присутствие всех морфем в слове — необязательно. Для начала необходимо записать слово так, как оно дано для разбора.

Как сделать морфемный разбор слова — определение части речи

Нужно определить часть речи слова, для которого требуется сделать морфемный анализ. К какому виду оно относится: к изменяемым или неизменяемым.

Изменяются:

  • имя существительное;
  • имя числительное;
  • имя прилагательное;
  • глагол;
  • местоимение.

Не изменяются:

  • союз;
  • частицы;
  • наречие;
  • междометие;
  • предлог.

Как сделать морфемный разбор слова — выделяем окончание

Если слово может изменяться, значит у него есть окончание.

  • Изменяем нужное слово (спрягаем/склоняем) и определяем на конце слова изменяющуюся часть (или перед постфиксом) — окончание. Обозначаем морфему значком квадрата.
  • Окончание указывает на число, род, падеж или лицо. Например, слово играет имеет окончание -ет, которое указывает на 3-е лицо ед.ч. глагола играть. Слово нож а имеет окончание -а, которое указывает на мужской род ед.ч. существительного нож.
  • Окончание может находиться не только в конце слова. Например, перед -сь и -те . В слове катал ась окончание -а, в слове ид емте окончание -ём.
  • У слова может быть нулевое окончание. Например, в словах дом, ждал нулевое окончание также обозначается квадратиком после слова.


Как сделать морфемный разбор слова — обозначаем основу слова

Основа — в изменяемых словах часть слова за исключением окончания и формообразующего суффикса.

К формообразующим суффиксам относятся:

  • суффиксы степеней сравнения у прил. и нар., заканчивающихся на -о-, -е- (мощный — мощн-ее, покорно — покорн-ейш-е);
  • суффикс глаголов в прошедшем времени -л- (ждал, украл);
  • суффиксы у неопределенных глаголов -ть, -ти (спать, нести);
  • суффиксы, образующие причастия -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т- (звучащий, изучавший, улучшенный, ведомый, упертый и т.д.);
  • суффиксы деепричастий -учи-, -ючи, -в-, -а-, -я-, -вши-, -ши- (играя, играючи, выиграв, упершись).
  • эти суффиксы в основу слова не входят!

Основа в неизменяемых словах составляет все слово целиком (например, слова низко, думая ).


Как сделать морфемный разбор слова — выделяем корень

  • Лексическое значение слова несет корень.
  • Слово может не иметь корня, иметь один или два корня, может иметь нулевой корень (в слове вынуть нулевой корень).
  • Чтобы понять, какой корень имеет слово, нужно найти как можно больше однокоренных слов. Пример однокоренных слов: морозный, изморозь, мороз, морозилка . У всех этих слов корень -мороз-.
  • Корень помечают знаком «дуга».


Как сделать морфемный разбор слова — обозначаем оставшиеся морфемы: приставки и суффиксы

  • Приставка всегда стоит в начале слова перед корнем.
  • Существует три группы приставок: неизменяемые приставки (в-, до-, за-, к-, над-, недо-, пере-, по-, под- и др.), приставки, которые заканчиваются на -з и -с (без- (бес-), воз- (вос-), раз- (рас-) и др.) и приставки пре- и при-.
  • Приставка обозначается знаком ¬.
  • Суффикс располагается после корня и перед окончанием.
  • Большинство суффиксов являются словообразовательными (например, суффикс -ин- для образования притяжательных прилагательных: соболь — соболин ый, мышь — мышин ый)
  • Суффикс обозначается так — ^.


Как сделать морфемный разбор слова — пример

Разберем на морфемы слово жители .

  • Слово жители отвечает на вопрос кто? и является именем существительным.
  • Имя существительное — изменяемая часть речи, поэтому находим окончание. Пытаемся изменить слово так, чтобы менялся только конец слова (меняем либо число, либо падеж): житель, жител ей. То есть получаем, что в нашем слове окончание -и. Оно указывает на мн.ч. И.п.
  • Основа слова (без окончания) — -жител-.
  • Подбираем однокоренные слова: жилой , жить . Выделяем корень -жи-.
  • Остается только суффикс -тель, который является словообразующим для таких существительных, как род-и-тель, пис-а-тель.


Морфемный разбор слова всегда проводится по одной схеме. Попрактиковавшись, вы без труда сможете определять, из каких морфем состоит слово.

При делении слова на морфемы следует соблюдать ряд пра­вил.

1. Выделяя морфемы, нужно сравнивать родственные по звучанию и по значению (написанию) слова и грамматические формы слов. Например, в слове человек нельзя выделять кор­ни чел- и век-, так как по смыслу человек не соотносится ни со словом чело, ни со словом век (человек, согласно данным тол­ковых словарей, - это "живое существо, обладающее даром мышления и речи и способное создавать орудия труда").

2. Следует начинать морфемное членение не с начала сло­ва, а с выделения тех морфем, которые находятся дальше всего от центра морфемной структуры слова.

Так, приступая к членению на морфемы прилагательного пренеприятный (ср. фразу городничего, которой начинается гоголевский «Ревизор»: Я пригласил вас, господа, с тем что­бы сообщить вам пренеприятное известие), не следует на­чинать с выделения приставки пре-, потом еще одной пристав­ки - не- и т. п.

Морфемная структура слова - сложное образование, и что­бы понять, как связаны между собой морфемы в слове, как они соотносятся с центральной морфемой - с корнем, нужно на­чинать членение с самых удаленных от корня морфем. Если слово изменяется, то это будут словоизменительные (грамма­тические) аффиксы. Значит, морфемное членение слова пре-

неприятный нужно начинать с отделения окончания -ый от основы пренеприятн-. Отделение грамматических аффиксов от основы слова - это первый, начальный этап морфемного членения слова.

Выделение основы и словоизменительных аффиксов

На первом этапе морфемного членения устанавливаются главные элементы в морфемной структуре слова - основа и находящиеся за ее пределами словоизменительные аффиксы.

Основа - это обязательный и постоянный (неизменный по значению и строению) элемент слова, являющийся средством выражения его лексического значения. В изменяемых словах основа противопоставлена словоизменительным аффиксам, выражающим грамматические значения: рек-а, слыш-им, го­вор"-и-те. В неизменяемых словах типа авиа, хинди, пешком, почему, без, эй! и т. п. никаких словоизменительных морфем нет, поэтому основа равняется слову.

У большинства слов основы представляют собой комплекс непосредственно связанных между собой морфем, т. е. являют­ся непрерывными. В некоторых типах слов (возвратные глаголы, некоторые составные и отпричастные существитель­ные, неопределенные местоимения и сложные числительные) основы расчленены окончаниями, состоят из двух (иногда бо­лее) частей; такие основы называются прерывистыми: весели-ть-ся, ракет-а-носитель, трудящ-ие-ся, как-ой-ни-будь, как-ой-то, шест-и-десят-и и т. п.

Словоизменительные аффиксы - это морфемы, переда­ющие грамматическое значение слова; они выделяются только в изменяемых словах. При этом в слове может быть различное количество таких аффиксов: один (сосн-а - сосн-ы - сосн-е; медн-ый - медн-ая - медн-ое - медн-ые), два (говори-л-а; лов"-и-те; дыш-ащ-ий) или даже три (ср. страдательную фор­му глагола прочитывать; прочитыва-л-и-сь в предложении Газеты прочитывались и живо обсуждались нами за завтра­ком).

Различаются три вида словоизменительных аффиксов: окончания (ручк-а), словоизменительные суффиксы (говор-ящ-ий) и словоизменительные постфиксы (например, в безлич­ной форме глагола: На первом уроке нам хорошо читает-ся).


ОКОНЧАНИЯ

Окончания - это наиболее употребительная разновидность русских словоизменительных аффиксов. Они выражают грам­матическое значение слова и служат для синтаксической свя­зи слов в словосочетании (оживленн-ый разговор; чтение жур-нал-ов) и в предложении (Журавл-и кричал-и). Окончания располагаются в конце слова (отсюда их название), т. е. после основы (нес-ут, бел-ый), или после словоизменительных суф­фиксов (нес-ущ-ий, бел-ейш-ий).

168. В выделенных словах обозначьте основу и окончание. От че­
го зависят различия в морфемном строении совпадающих по звуча­
нию слов разных частей речи?

1. Суровою зимой я более доволен (i7.) 4 . - Зимой без шубы не стыдно, а холодно, а в шубе без хлеба и тепло, да голодно (Поел.). 2. Март сказал: «Когда я стаю, станет речка голубей, потечет, качая стаю отраженных голубей» (Козл.). 3. Больно­му 3 все горько (В. Даль). - И простим, где нас горько обидели (Ее). 4. Дым из труб ползет, свиваясь в жгут, дрова сегодня зря лисицы жгут (Козл.). 5. Мне грустно и легко; печаль моя светла... (П.). - Они шли по саду, внизу было цветисто, светло от фонарей... (В. Иванов).

169. Спишите, выделите, где возможно, в словах окончания.
Определите значения, выражаемые окончаниями. Почему нельзя вы­
делить окончания в некоторых словах?

1. Воду, стену, ножу, брату, сижу, стеклу, книгу, кошу, иду, спасу, барабану, прочту, отнесу, вижу, читаю, по-весенне­му, понемногу, по моему (мнению), по-моему, сестру, табу, возьму 1 , пишу, бегущему.

2. Кимоно, Мимино, но (союз), какао, о (предлог), авиа, а-а! (междометие), Дюма, Эдит.

170. Спишите текст. Подчеркните слова с материально выражен­
ными окончаниями. Обозначьте эти окончания, определите их значе­
ния.

Неужели же этот невысокий, добродушный человек с ма­ленькими, лукаво прищуренными глазами, с волнистой шеве­люрой и подстриженной клинышком, слегка седеющей бород­кой - ив самом деле Илья Ефимович Репин? Ведь если бы я встретил его на улице в этой же самой мягкой шляпе и в кры-

Латке, мне бы и в голову не пришло, что передо мной знамени­тый на всю Россию художник. Скорее уж он похож на служа­щего 1 земской управы или на нашего острогожского библиоте­каря (С. Маршак).

<@>

НУЛЕВЫЕ ОКОНЧАНИЯ

Особого внимания заслуживают так называемые нуле­вые окончания (они обозначаются условно значком -Q« ср.: 6pam-{Z\. читал-{^\). Нулевое окончание устанавливается только в том случае, если оно имеет определенное грамматиче­ское значение, при этом аналогичное значение в других грам­матических формах выражено обычными, ненулевыми морфе­мами.

Так, в существительном степъ-\^] (И. п. ед. ч.) нулевое окончание выделяется потому, что в других грамматических формах того же слова значения падежа и числа выражены не­нулевыми окончаниями {степи, степью, степей и др.).

Окончания бывают нулевыми:

1) в формах именительного (а часто и винительного) паде­жа ед. числа многих существительных типа стол-[^\, конь (koh"--ем-ый, прочита-нн-ый, ycmpaj-енн-ый, разби-т-ый);

5) (графически -я), -в, -вши, -ши, -учи (графически -ючи) в деепричастных формах глагола (держ-а, ид-я, сказа-в, разг. подскочи-вши, вырос-ши, буд-учи, сид-ючи);

6) -ее {-ей), -е, -ше в формах сравнительной степени прила­гательных и наречий (нов-ее, разг. нов-ей, строж-е, стар-ше);

7) -ейш-, -айш- в формах превосходной степени прилага­тельных (сильн-ейш-ий, высоч-айш-ий).

173. Приведите соотносительные глагольные формы прошедшего времени мужского рода единственного числа. Выделите в них суф­фикс, выражающий значение прошедшего времени.

Читала, смогла, несла, пела, достигла, сберегла, прочла, греб­ла, трясла, пекла, легла, росла, увидела, увлекла, подстерегла.

* В некоторых школьных учебниках суффикс инфинитива назы­вается окончанием, что не совсем верно, поскольку этот аффикс уча­ствует в образовании особой формы глагола и не служит для связи слов в предложении.


174. От основы настоящего (будущего) времени глаголов образуй­
те формы единственного числа повелительного наклонения. Раздели­
те полученные глаголы на две группы: 1) формы с материально выра­
женным суффиксом; 2) формы с нулевым суффиксом.

Сказать, написать, нарезать, нарезать, спеть, нести, бе­речь, встать, читать, гулять, возить, смотреть, причесать.

175. Выпишите глагольные формы. Определите наклонение гла­
голов, выделите суффиксы, выражающие грамматическое значение
наклонения.

1. Подумай, братец, поищи хорошенько 2 (Л.). 2. Древние
греки в ней признали бы нимфу (Г.). 3. Садитесь, пожалуйста,
положите шляпу (Г.). 4. Плыви - ни об чем не печалься!
(Цв.). 5. Не верь, не верь себе, мечтатель молодой (Л.). 6. Толь­
ко бы струилась легкая 1 прохлада, только б не сгибалась моло­
дая стать (Ее). 7. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не пла­
кало (Поел.). 8. Крути, свирепей, непогода, смывай с нечисто­
го народа позор острогов и церквей... (Ее). 9. Во глубине
сибирских руд храните гордое терпенье 4 (П.).
__________________________________________________ &

СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЕ ПОСТФИКСЫ

Словоизменительные аффиксы, которые находятся в самом конце слова, обычно после окончаний, называются словоизме­нительными постфиксами. Они, подобно окончанию, участву­ют в выражении синтаксических связей между словами, в по­строении особых синтаксических типов конструкций - пас­сивных и безличных.

Словоизменительных постфиксов всего два, они звучат одинаково, но имеют различные значения:

1) словоизменительный постфикс -ся/-сь 2 как средство об­разования страдательных форм глаголов несовершенного ви­да: Эта книга продается/продавалась во всех книжных ма­газинах;

2) словоизменительный постфикс -ся/-сь 3 в безличных формах глаголов; так, от глагола дышать можно образовать безличные формы типа дышится, дышалось (В осеннем лесу легко дышится); ср.: Звездная медведица! Как вам ночью ходится? Как вам ночью ездится? (М.).

Эти постфиксы, в отличие от словообразовательного гла­гольного постфикса -ся/-сь 1 (и местоименных постфиксов -то, -либо, -нибудь), не входят в основу.

176. Выпишите все слова со словоизменительными постфиксами. Какие значения выражены этими постфиксами?

1.0ни смутились, переглянулись и не вдруг отвечали (Акс). 2. - Настанет время, - блеснул отец Александр золо­том очков, - когда... мечи перекуются в серпы... (Шишк.). 3. Но Максимов не перестроился 2 до конца... (Рыб.). 4. В 1765 году павильон заново перестраивался архитектором Аргуно­вым... (Тихом.). 5. Записок много пересылается по комнате (Пом.). 6. Водицы захотелось выпить (Т.). 7. Жена занималась детьми меньше, не с таким отчаянием, как прежде... (Л. Т.).

177- Спишите текст. Подчеркните слова, имеющие словоизмени­тельные аффиксы. Определите типы словоизменительных аффиксов и их грамматические значения.

Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел 4 .
Дальний плач тальянки, голос одинокий -
И такой родимый, и такой далекий.
Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?
Я и сам когда-то в праздник 1 спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.
А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу (С. Есенин).
__________________________________________________ <#>

Как отделить основу от словоизменительных аффиксов

Чтобы отделить основу, нужно сопоставить все граммати­ческие формы данного слова. Элемент, общий для всех форм слова, и составляет основу, а переменный элемент является словоизменительным аффиксом или сочетанием таких аффик­сов: нов(ый), нов(ая), нов(ые), нов(ее), нов(ейш-ий).

Это правило действует почти без исключений в именных основах (т. е. в основах существительных, прилагательных, числительных). В конце глагольной основы обычно наблюда-


ется появление и исчезновение завершающих основу (осново-образовательных) аффиксов, а иногда и частичное видоизме­нение этих аффиксов: реш-и-тъ - реш-у; шифр-ова-ть - шифр-yj-y. Поэтому при морфемном членении подавляющего большинства глаголов устанавливаются две разновидности глагольной основы:

1) основа неопределенной формы; она же наблюдается и в прошедшем времени: игра-тъ, игра-л; толкну-ть, толкну-л;

2) основа настоящего (или простого будущего) времени; она же наблюдается и в формах повелительного наклонения: uzpaj-ym, uzpaj-me; толкн-ут, толкн"-и.

Глаголы, в которых основа в неопределенной форме и в формах настоящего (будущего) времени одинакова, довольно редки (нес-ти, нес-ут; вез-ти, вез-ут). Бывает и так, что, кроме двух названных разновидностей глагольной основы, вы­деляется и третья - основа прошедшего времени (завяну-ть, завян-ут, завя-л).

178. Выделите основу инфинитива; установите соответствующую
основу настоящего (будущего) времени. Назовите, какие глагольные
формы образуются от каждой из этих основ. Приведите для одного
глагола (по выбору) все глагольные формы; отметьте, от какой осно­
вы они образованы.

179. Укажите в выделенных словах основу. Определите основы
всех глаголов, образуйте соотносительную основу. Встретились ли
в приведенных отрывках прерывистые основы?

1. Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу,
Вся рвется музыкою стать,

И вся на рифму просится 1 (Б. Пастернак).

2. Над горами звездный рой,
Звезд на небе пропасть,
Яму ближнему 3 не рой,

Сам сорвешься в пропасть (Я. Козловский).

__________________________________________________ &

Морфемное членение основы слова

Второй этап морфемного членения - установление состава основы. Если основа нечленимая, она равняется корню (стран-а). Если же в основе выделяется несколько морфем, то при установлении состава основы следует сопоставлять одно-коренные слова, при этом желательно прослеживать формаль­ные и смысловые связи родственных (однокоренных) слов, а также грамматических форм одного слова: лес-ник <- лес, уч-и-тель-ниц(а) <- уч-и-тель <- уч-и-ть (уч-ат).

180. Выпишите слова, имеющие членимые основы. Определите
значение каждой морфемы, входящей в состав основы.

Бездомный, баянистка, звезда, сиреневый, розовый, си­ний, запевала, носище, безголосый, недоедающий, рыбка, рас­красавица, бескрайний, сестрица.

181. Сгруппируйте слова с одинаковыми морфемами.
1.Омонимичные корни:

1) водянка, водянистый 2 , водить, заводь, заводила, газо­провод, подводник, водитель, проводник;

2) косматый, выкосить, сенокос, косица, сенокосилка, косичка, косьба, косарь, покос;

3) ножища, ножи, ножевой, подножный, подножье 1 , нож­ны, треножник, подножка, сороконожка.

2. Омонимичные приставки:

1) оклеить, оступиться, обить, окутать, ослышаться, осы­пать;

2) перелезть, переехать, переспорить, перемыть, перешаг­нуть, перецеловать, переслушать, переплыть, переступить.

3. Омонимичные суффиксы:

1) испытатель, выключатель 2 , вдохновитель, просвети­тель, двигатель, измеритель, сеятель, истребитель;

2) пепельница, сухарница, дачница, салатница, черниль­ница, заступница, работница.

4. Омонимичные окончания:

1) стена, бела, трактора, говорила, сосна, комната, докто­ра, писала, гуляла;


2) воду, стену, ножу, брату, стеклу, прочту, спасу, вижу, прошу;

3) книги, взяли, сини, сапоги, яблоки, играли, забавляли, пироги.

5.Омонимичные постфиксы:

1) строится, веселится, смеркается 1 , рассматривается, хо­чется;

2) доносилось, (предложение) разбиралось, (собрание) рас­смеялось, не работалось.

182. Выпишите слова, имеющие в своем составе суффикс -л-. Укажите значение суффиксов.

Светла, акула, метла, сказала, сила, танцевала, ветла, школа, смела, свекла, страшила, запела, прочитала, чернила, сначала, похвала, похвалила, весела, кругла, гуляла.

___________________________________________________ <#>

Правописание гласных после шипящих и ц

После шипящих согласных ч, ж, ш, щ буквы ы, ю, я, э не пишутся: ширина, езжу, чудо, жесть. Исключения: брошюра, жюри, парашют (а также все образованные от них слова, например парашютисты) и некоторые иноязычные имена и фамилии: Жюль {Жюль Берн), Чюрленис.

После шипящих под ударением пишется буква ё: 1) в кор­нях слов, если в родственных словах есть чередование с е: шё­пот (шептать), дешёвый (дешевле); нужно различать напи­сание глаголов ожёг, поджёг (ожёг руку) и существительных ожог, поджог (тяжелый ожог); 2) в суффиксах глаголов и отглагольных существительных: выкорчёвывать, ночёвка (от ночевать); 3) в суффиксах причастий, отглагольных прилага­тельных и образованных от них существительных: решённый, копчёный, тушёнка (от тушёный); 4) в личных окончаниях глаголов: печёшь, стрижёшь.

После шипящих под ударением пишется буква о: 1) в кор­нях слов, если в родственных словах нет чередования с е: шо­рох, крыжовник; 2) в суффиксах существительных: сапожок, галчонок; 3) в суффиксах прилагательных (кроме отглаголь­ных): холщовый, ежовый; 4) на конце наречий (кроме слова


ещё): свежо, горячо; 5) в окончаниях существительных и при­лагательных: перед свечой, с ключом, у большого (дома).

После ц не употребляются буквы ё, ю, я, э: цоколь, цунами, цапля, цепь. К исключениям относятся некоторые иноязыч­ные собственные имена: Друцэ, Коцюбинский, Цюрих, Цяв-ловская. Нужно также запомнить, что в следующих словах в безударной позиции после ц употребляется буква о, а не е: герцог, палаццо, скерцо, цокотать, муха-цокотуха.

После ц в окончаниях существительных под ударением пи­шется о, без ударения - е; ср.: с отцом - с сердцем.

После ц в корнях слов пишется гласная ц: цирк, акация. Исключения: цыц, цыган, цыпленок, на цыпочках и образо­ванные от них слова (цыкать, по-цыгански). В суффиксах прилагательных, в окончаниях существительных и прилага­тельных после ц пишется ы: сестрицын, синицы, круглоли­цый.

183. Составьте словосочетания с данными парами слов.
Определите часть речи.

Ожёг - ожог, поджёг - поджог.

184. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Назовите слова-
исключения.

Ш..ло, ч..десный, щ..ка, ж..рность, расширить, ч..ждый, пищ..ть, стуч..ть, сш..ть, ч..вство, параш..тный, снеж..нки, сброшюровать, площ..дка, ж..ри.

185. Спишите, обозначая морфемы с пропущенными гласными.
Устно объясните правописание.

Щ..тка, ж..лудь, реч..нка, прожорливый, распашон­ка, ш..пот, ш..рох, трущ..ба, пш..нный, медвеж..нок, анч..усы, деш..вый, холщ..вый, еж..вый, ч..порный (вид), увлеченный, (ты) стереж..шь, заж..г свет, совершил под-ж..г, плащ..вый, сгущ..нка, укрыться плащ..м, перед ка-ланч..й, на улице свеж.., дириж..р, раскорчевывать, ноч..вка, нож..вка.

186. Спишите, обозначая морфемы с пропущенными буквами.
Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.

Цокольный этаж, ц..пля, герц..г, ц..рихские улицы, сыг­рать скерц.., ц..кают копыта, муха-ц..котуха, освещено


солнц..м, перед зеркальц..м, протер полотенцам, над ко-лодц..м, погоня за беглец..м, с золотым кольц..м, покрыты румянц..м.

187. Распределите словосочетания в 3 колонки: 1) гласная пропу­
щена в корне слова; 2) в суффиксе прилагательного; 3) в окончании
существительного. / »

Севильский ц..рюльник, одноглазый ц..клоп, наложить ре-
золюц..ю, любимые страниц.., синиц..н хвост, ц..ганская пес­
ня, ц..плячья шейка, густые ресниц.., порц..я мороженого,
пустая ц..стерна, сестриц..н платок.
___________________________________________________ &>

zlA Морфемный разбор слова

Морфемный разбор - это разбор слова по составу. Цель морфемного разбора заключается в правильном выделении всех морфем в слове.

При морфемном разборе нужно ответить на следующие во­просы.

1. Членится ли данное слово на основу и грамматические
(словоизменительные) аффиксы? Если членится, то нужно
графически выделить все словоизменительные аффиксы.
Окончание берется в рамку:

рукЩ, нов-\ьш\ .

Если словоизменительный аффикс не является окончанием или в слове несколько словоизменительных аффиксов, то не входящие в основу аффиксы отделяются от основы круглыми скобками, а внутри скобок каждый аффикс помечается услов­ными обозначениями:

суффикс |окончание| постфикс (страдательный или безлич­ный).

Основу следует выделить особым подчеркиванием:.______ .

перечитыва -(лЩ5гь).

2. Непрерывной или прерывистой является основа слова?
Членится ли основа? Необходимо обозначить все виды морфем
в основе:

корень приставка суффикс постфикс интерфикс

Морфемика — это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. См. Как разобрать слово по составу?

Каждое слово можно разделить на минимальные значимые части, называемые морфемами .

Части слова (виды морфем):

  • приставка;
  • корень;
  • суффикс;
  • окончание;
  • соединительная морфема (интерфикс);
  • постфикс.

Например, слово подводник состоит из 4 морфем:

  • -вод- — корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова;
  • под- — приставка, указывает на положение в пространстве — ниже чего-либо;
  • -ник — суффикс, указывает на человека по роду деятельности;
  • нулевое окончание — указывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода 2-го склонения.

Все морфемы, кроме корня, называются аффиксами, или служебными морфемами. См. Что такое словообразовательные аффиксы?

Для каждой из морфем есть свои условные знаки:

  • см. ссылку — корень;
  • ¬ — приставка;
  • ^ — суффикс;
  • Ø — нулевой суффикс (см. Как найти нулевой суффикс в слове?);
  • см. ссылку — окончание;
  • постфикс обозначают либо как суффикс, либо как перевёрнутый суффикс, либо как окончание, либо как повёрнутый справа налево знак приставки, поскольку у учёных-лингвистов и авторов учебников по лингвистике нет единого мнения по поводу данной морфемы;
  • соединительную морфему (интерфикс) обозначают либо чертой сверху, либо чертой снизу (подчёркивают);
  • // — знак чередования (или /).

См. план разбора слова по составу.

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο », основа подчёркнута (за неимением технической возможности обозначить их, как принято в лингвистике).

  • Часть слова без окончания — это основа слова . Окончание в основу не входит. См. подробно Что такое окончание как часть слова?
  • Чтобы найти основу слова и окончание, надо слово поизменять, т.е. поставить его в другую форму. Та часть слова, которая остаётся без изменений, — основа. Часть слова, которая изменяется, — окончание. Есть слова, которые не изменяются; в них нет окончания, всё слово — основа. См. В каких словах нет окончаний?
  • Формообразовательные морфемы также в основу не входят: захоте-л-о-сь. См. Какие морфемы относятся к формообразовательным?
  • Основа слова выражает лексическое значение слова, а окончание — грамматическое значение. См. подробно Какие грамматические значения выражает окончание?
  • Изменяемые слова состоят из основы и окончания, окончание может быть нулевым (боль- О , бол-и), а неизменяемые слова состоят только из основы (вчера, шоссе). См. Какие слова относятся к неизменяемым (перечень частей речи и форм слов)?
  • В словах с постфиксами и (или) формообразовательными морфемами основа может быть прерывистая : купа-ет-ся, как-ой-нибудь, обиде-ть-ся.
  • Основа слова бывает двух видов — непроизводная и производная . Непроизводная основа состоит только из корня: дым-О , син-ий. В состав производной основы, кроме корня, входят и словообразовательные аффиксы: пуш-ист-ый, пятн-ышк-о, меж-зон-альн-ый.

Примечание. Трудности вызывает выделение основы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю , стоящими после других гласных или после мягкого знака, т.к. эти гласные обозначают два звука, один из которых относится к основе, а другой — к окончанию. Например, существительное армия [арм’иj-а ] имеет окончание -а, а звук [ j ] входит в основу. Для того чтобы это доказать, нужно просклонять слово: в арми, армий и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] — часть основы, ведь окончание — изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий Ο ), а в других формах он не получает специального обозначения.

Главная морфема в слове — корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение. Корни бывают свободные и связанные.

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными).

Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию «учить».

Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься — однокоренные, так как содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к слову «куст».

Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо.

Словообразовательное гнездо — это совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.

Пример словообразовательного гнезда

Исходное слово «губерния».

Губерн(и-я) [ губерниj-а ] губерн-атор губернатор-ш -а губернатор-ств -о губернатор-ск -ий губернатор-ствова -ть вице-губернатор вице-губернатор-ск -ий генерал-губернатор ср. генеральный генерал-губернатор-ств -о генерал-губернатор-ск -ий губерн-ск -ий

(Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. — М., 1990. — Т. 1. — С. 262)

Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова и найти в них общую часть.

Например,

1) в слове переменка выделяется корень -мен- в результате подбора однокоренных слов мен ять, обмен , замен а и др.;

2) в слове высказывать корень -сказ- , так как это общая часть однокоренных слов пересказ ывать, высказ ать, сказ ать, рассказ , сказ ка и т.д.

    Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт), из одного звука (пой ти) или быть нулевым (единственное слово, в котором нулевой корень — вы-нуть. Этот нулевой корень чередуется с -ним- (вы-ним- ать).

  • 2. В сложных словах выделяются два и более корня.

Например, газ опровод , вечн озелён ый, бел о-син е-красн ый.

    В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.

Например, кор пункт — кор (респондентский) пункт, вуз в (ысшее) у (чебное) з (аведение).

Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но различающиеся по значению. Такие корни называются омонимичными.

Например,

1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик — корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»);

2) нос, носовой, носик, носище, переносица — тоже корень -нос- , но слова имеют отношение к части лица «нос».

Ничего общего между словами «носить» и «нос» нет, значит, эти две группы слов относятся к разным словообразовательным гнёздам, и корни в них — омонимичные.

Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.

При образовании новых слов и форм слов во многих корнях возможны чередования звуков (т.е. мена), в результате чего образуются разные варианты одного и того же корня. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. См. таблицы чередований звуков.

Например,

1) в словах прос ить, прош у, спраш ивать один и тот же корень -прос- , в котором имеются чередования с//ш и о//а ;

2) в словах рот рт а гласная о чередуется с «нулём звука», который называется беглая гласная .

Примечание. Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормл ю (корм ить), любл ю (люб ить), ослепл ение (слеп ой) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня.

Упражнения к теме «Омонимичные корни»

1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод- :

водный, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.

Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову вода, во втором — слова, родственные слову водить.

2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор- :

горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.

Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову гора, во втором — слова, родственные слову гореть.

Упражнения к теме « Чередование гласных и согласных в корне»

1. В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление?

1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.

Ответ: 4) поЗДРАВЛение.

2. В каких вариантах встречается в русском языке корень слова отец ?

Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, отцу); 3) отч- (отчизна, отчество); 4) отеч- (отечество, отеческий).

3. Дан список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено. Сколько здесь представлено вариантов корня?

Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, загородить); 2) -град- (ограда, преградить);3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).

4. Найти слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь.

Ответ: лев (льва, львиный), орел (орла, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса).



Что такое Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — наука об общих законах развития искусственных систем. Объектом ТРИЗ являются все искусственные системы. ТРИЗ вводит такие понятия, как ТРИЗный подход, ТРИЗное мышление и прочие. ТРИЗ позиционирует себя междисциплинарная наука, призванная объединить и систематизировать знания тех областей, которые до сих

Что такое рекрутская повинность
Рекрут (нем. Rekrut, от франц. recruter — набирать войска), лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности. В русской армии в 1705—1874 лицо, зачисленное в армию по рекрутской повинности. В 1874 заменено словом новобранец. История рекрутской повинности 1705 — указ Пе

Что такое операционная система
Операционная система (ОС) - программа или совокупность программ, управляющая основными действиями ЭВМ, ее периферийными устройствами и обеспечивающая запуск всех остальных программ, а также взаимодействие с оператором. Функции ОС: Управление памятью;Управление доступом к устройствам ввода-вывода;Управление файловой системой;Управление взаимодействием процессов, диспетчеризация процессов;

Где в интернете можно прочитать про салат ромэн
Салат Ромэн (Lactuca sativa var. romana) — однолетнее овощное растение семейства сложноцветных. Образует рыхлый кочан удлиненно-овальной формы, используется в пищу в качестве салатного овоща. Этот салат так же иногда ошибочно называют «салат ромен».

Почему на Первом канале нет продолжения сериала "Проспект Бразилии"
«Проспект Бразилии» — сериал. Производство: TV Globo, Бразилия, 2012.Премьера: 26.03.2012. Количество серий — 179. Премьера на Первом канале — 03.06.13. (2 августа 2013 года показ сериала в России был прекращё

Что такое бешбармак казахский
Ет — национальное название казахского и киргизского блюда из отварной конины и широкой лапши с небольшим количеством наваристого бульона. Бешбармак казахский (бесбармак, ет) состоит из отварного мяса, теста и крепкого бульона. Его можно было бы назвать отварным мясом с лапшой, если бы не некоторые особенности технологии, которые и придают особый вкус, свой

Какие использовать средства для придания объёма волосам
Как придать объем волосам в домашних условиях Волосы, безусловно, нуждаются в придании объема. Для тонких и ослабленных волос это становится принципиальным, а для густых кудрей дополнительный объем у корней редко бывает лишним. Для этого следует покупать специальные шампуни. Они могут быть обычными или профессиональными, но выбирать нужно те, которые имеют пометку «vol

Когда была изобретена иголка для шитья
Историческая энциклопедия утверждает, что на территории России костяная иголка с ушком появилась в обиходе человека еще в период позднего палеолита, то есть 19 тысяч лет назад. Иголки и булавки, найденные европейскими археологами и относящиеся к первому тысячелетию до нашей эры, по своему изяществу и практичности не уступают современным. Революция в изготовлении иголок произошла в XI

Что такое открытый слог
Правила деления на слоги. Правила переноса слов Деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — оконча


Том Круз (англ. Tom Cruise, полное имя Томас Круз Мапотер IV (англ. Thomas Cruise Mapother IV), род. 3 июля 1962, Сиракузы, штат Нью-Йорк, США). Американский актёр, режиссёр, продюсер, сценарист. Один из самых высокооплачиваемых американских актёров, сыграл в большом количестве фильмов с большими

Возможна ли беременность у девственницы
Девственницей принято называть девушку, у которой не нарушена целостность девственной плевы — перепонки, закрывающей вход во влагалище. Обычно она имеет форму кольца с одним или несколькими отверстиями для оттока менструальной крови. Девственная плева весьма эластична и далеко не всегда рвется во время первого полового контакта. При этом сквозь отверстия в плеве сперматозоиды