Для тог, чтобы разобрать слово по морфемам, необходимо следовать определенному плану. Морфемный анализ — выделение в слове всех морфем — небольших составных слова: корня, суффикса, окончания, основы, приставки. Присутствие всех морфем в слове — необязательно. Для начала необходимо записать слово так, как оно дано для разбора.
Нужно определить часть речи слова, для которого требуется сделать морфемный анализ. К какому виду оно относится: к изменяемым или неизменяемым.
Изменяются:
Не изменяются:
Если слово может изменяться, значит у него есть окончание.
Основа — в изменяемых словах часть слова за исключением окончания и формообразующего суффикса.
К формообразующим суффиксам относятся:
Основа в неизменяемых словах составляет все слово целиком (например, слова низко, думая ).
Разберем на морфемы слово жители .
Морфемный разбор слова всегда проводится по одной схеме. Попрактиковавшись, вы без труда сможете определять, из каких морфем состоит слово.
При делении слова на морфемы следует соблюдать ряд правил.
1. Выделяя морфемы, нужно сравнивать родственные по звучанию и по значению (написанию) слова и грамматические формы слов. Например, в слове человек нельзя выделять корни чел- и век-, так как по смыслу человек не соотносится ни со словом чело, ни со словом век (человек, согласно данным толковых словарей, - это "живое существо, обладающее даром мышления и речи и способное создавать орудия труда").
2. Следует начинать морфемное членение не с начала слова, а с выделения тех морфем, которые находятся дальше всего от центра морфемной структуры слова.
Так, приступая к членению на морфемы прилагательного пренеприятный (ср. фразу городничего, которой начинается гоголевский «Ревизор»: Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие), не следует начинать с выделения приставки пре-, потом еще одной приставки - не- и т. п.
Морфемная структура слова - сложное образование, и чтобы понять, как связаны между собой морфемы в слове, как они соотносятся с центральной морфемой - с корнем, нужно начинать членение с самых удаленных от корня морфем. Если слово изменяется, то это будут словоизменительные (грамматические) аффиксы. Значит, морфемное членение слова пре-
неприятный нужно начинать с отделения окончания -ый от основы пренеприятн-. Отделение грамматических аффиксов от основы слова - это первый, начальный этап морфемного членения слова.
Выделение основы и словоизменительных аффиксов
На первом этапе морфемного членения устанавливаются главные элементы в морфемной структуре слова - основа и находящиеся за ее пределами словоизменительные аффиксы.
Основа - это обязательный и постоянный (неизменный по значению и строению) элемент слова, являющийся средством выражения его лексического значения. В изменяемых словах основа противопоставлена словоизменительным аффиксам, выражающим грамматические значения: рек-а, слыш-им, говор"-и-те. В неизменяемых словах типа авиа, хинди, пешком, почему, без, эй! и т. п. никаких словоизменительных морфем нет, поэтому основа равняется слову.
У большинства слов основы представляют собой комплекс непосредственно связанных между собой морфем, т. е. являются непрерывными. В некоторых типах слов (возвратные глаголы, некоторые составные и отпричастные существительные, неопределенные местоимения и сложные числительные) основы расчленены окончаниями, состоят из двух (иногда более) частей; такие основы называются прерывистыми: весели-ть-ся, ракет-а-носитель, трудящ-ие-ся, как-ой-ни-будь, как-ой-то, шест-и-десят-и и т. п.
Словоизменительные аффиксы - это морфемы, передающие грамматическое значение слова; они выделяются только в изменяемых словах. При этом в слове может быть различное количество таких аффиксов: один (сосн-а - сосн-ы - сосн-е; медн-ый - медн-ая - медн-ое - медн-ые), два (говори-л-а; лов"-и-те; дыш-ащ-ий) или даже три (ср. страдательную форму глагола прочитывать; прочитыва-л-и-сь в предложении Газеты прочитывались и живо обсуждались нами за завтраком).
Различаются три вида словоизменительных аффиксов: окончания (ручк-а), словоизменительные суффиксы (говор-ящ-ий) и словоизменительные постфиксы (например, в безличной форме глагола: На первом уроке нам хорошо читает-ся).
ОКОНЧАНИЯ
Окончания - это наиболее употребительная разновидность русских словоизменительных аффиксов. Они выражают грамматическое значение слова и служат для синтаксической связи слов в словосочетании (оживленн-ый разговор; чтение жур-нал-ов) и в предложении (Журавл-и кричал-и). Окончания располагаются в конце слова (отсюда их название), т. е. после основы (нес-ут, бел-ый), или после словоизменительных суффиксов (нес-ущ-ий, бел-ейш-ий).
168.
В выделенных словах обозначьте основу и окончание. От че
го зависят различия в морфемном строении совпадающих по звуча
нию слов разных частей речи?
1. Суровою зимой я более доволен (i7.) 4 . - Зимой без шубы не стыдно, а холодно, а в шубе без хлеба и тепло, да голодно (Поел.). 2. Март сказал: «Когда я стаю, станет речка голубей, потечет, качая стаю отраженных голубей» (Козл.). 3. Больному 3 все горько (В. Даль). - И простим, где нас горько обидели (Ее). 4. Дым из труб ползет, свиваясь в жгут, дрова сегодня зря лисицы жгут (Козл.). 5. Мне грустно и легко; печаль моя светла... (П.). - Они шли по саду, внизу было цветисто, светло от фонарей... (В. Иванов).
169. Спишите, выделите, где возможно, в словах окончания.
Определите значения, выражаемые окончаниями. Почему нельзя вы
делить окончания в некоторых словах?
1. Воду, стену, ножу, брату, сижу, стеклу, книгу, кошу, иду, спасу, барабану, прочту, отнесу, вижу, читаю, по-весеннему, понемногу, по моему (мнению), по-моему, сестру, табу, возьму 1 , пишу, бегущему.
2. Кимоно, Мимино, но (союз), какао, о (предлог), авиа, а-а! (междометие), Дюма, Эдит.
170.
Спишите текст. Подчеркните слова с материально выражен
ными окончаниями. Обозначьте эти окончания, определите их значе
ния.
Неужели же этот невысокий, добродушный человек с маленькими, лукаво прищуренными глазами, с волнистой шевелюрой и подстриженной клинышком, слегка седеющей бородкой - ив самом деле Илья Ефимович Репин? Ведь если бы я встретил его на улице в этой же самой мягкой шляпе и в кры-
Латке, мне бы и в голову не пришло, что передо мной знаменитый на всю Россию художник. Скорее уж он похож на служащего 1 земской управы или на нашего острогожского библиотекаря (С. Маршак).
<@>
НУЛЕВЫЕ ОКОНЧАНИЯ
Особого внимания заслуживают так называемые нулевые окончания (они обозначаются условно значком -Q« ср.: 6pam-{Z\. читал-{^\). Нулевое окончание устанавливается только в том случае, если оно имеет определенное грамматическое значение, при этом аналогичное значение в других грамматических формах выражено обычными, ненулевыми морфемами.
Так, в существительном степъ-\^] (И. п. ед. ч.) нулевое окончание выделяется потому, что в других грамматических формах того же слова значения падежа и числа выражены ненулевыми окончаниями {степи, степью, степей и др.).
Окончания бывают нулевыми:
1) в формах именительного (а часто и винительного) падежа ед. числа многих существительных типа стол-[^\, конь (koh"--ем-ый, прочита-нн-ый, ycmpaj-енн-ый, разби-т-ый);
5) -а (графически -я), -в, -вши, -ши, -учи (графически -ючи) в деепричастных формах глагола (держ-а, ид-я, сказа-в, разг. подскочи-вши, вырос-ши, буд-учи, сид-ючи);
6) -ее {-ей), -е, -ше в формах сравнительной степени прилагательных и наречий (нов-ее, разг. нов-ей, строж-е, стар-ше);
7) -ейш-, -айш- в формах превосходной степени прилагательных (сильн-ейш-ий, высоч-айш-ий).
173. Приведите соотносительные глагольные формы прошедшего времени мужского рода единственного числа. Выделите в них суффикс, выражающий значение прошедшего времени.
Читала, смогла, несла, пела, достигла, сберегла, прочла, гребла, трясла, пекла, легла, росла, увидела, увлекла, подстерегла.
* В некоторых школьных учебниках суффикс инфинитива называется окончанием, что не совсем верно, поскольку этот аффикс участвует в образовании особой формы глагола и не служит для связи слов в предложении.
174. От основы настоящего (будущего) времени глаголов образуй
те формы единственного числа повелительного наклонения. Раздели
те полученные глаголы на две группы: 1) формы с материально выра
женным суффиксом; 2) формы с нулевым суффиксом.
Сказать, написать, нарезать, нарезать, спеть, нести, беречь, встать, читать, гулять, возить, смотреть, причесать.
175. Выпишите глагольные формы. Определите наклонение гла
голов, выделите суффиксы, выражающие грамматическое значение
наклонения.
1. Подумай, братец, поищи хорошенько 2 (Л.). 2. Древние
греки в ней признали бы нимфу (Г.). 3. Садитесь, пожалуйста,
положите шляпу (Г.). 4. Плыви - ни об чем не печалься!
(Цв.).
5. Не верь, не верь себе, мечтатель молодой (Л.).
6. Толь
ко бы струилась легкая 1 прохлада, только б не сгибалась моло
дая стать (Ее).
7. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не пла
кало (Поел.).
8. Крути, свирепей, непогода, смывай с нечисто
го народа позор острогов и церквей... (Ее).
9. Во глубине
сибирских руд храните гордое терпенье 4 (П.).
__________________________________________________ &
СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЕ ПОСТФИКСЫ
Словоизменительные аффиксы, которые находятся в самом конце слова, обычно после окончаний, называются словоизменительными постфиксами. Они, подобно окончанию, участвуют в выражении синтаксических связей между словами, в построении особых синтаксических типов конструкций - пассивных и безличных.
Словоизменительных постфиксов всего два, они звучат одинаково, но имеют различные значения:
1) словоизменительный постфикс -ся/-сь 2 как средство образования страдательных форм глаголов несовершенного вида: Эта книга продается/продавалась во всех книжных магазинах;
2) словоизменительный постфикс -ся/-сь 3 в безличных формах глаголов; так, от глагола дышать можно образовать безличные формы типа дышится, дышалось (В осеннем лесу легко дышится); ср.: Звездная медведица! Как вам ночью ходится? Как вам ночью ездится? (М.).
Эти постфиксы, в отличие от словообразовательного глагольного постфикса -ся/-сь 1 (и местоименных постфиксов -то, -либо, -нибудь), не входят в основу.
176. Выпишите все слова со словоизменительными постфиксами. Какие значения выражены этими постфиксами?
1.0ни смутились, переглянулись и не вдруг отвечали (Акс). 2. - Настанет время, - блеснул отец Александр золотом очков, - когда... мечи перекуются в серпы... (Шишк.). 3. Но Максимов не перестроился 2 до конца... (Рыб.). 4. В 1765 году павильон заново перестраивался архитектором Аргуновым... (Тихом.). 5. Записок много пересылается по комнате (Пом.). 6. Водицы захотелось выпить (Т.). 7. Жена занималась детьми меньше, не с таким отчаянием, как прежде... (Л. Т.).
177- Спишите текст. Подчеркните слова, имеющие словоизменительные аффиксы. Определите типы словоизменительных аффиксов и их грамматические значения.
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел 4 .
Дальний плач тальянки, голос одинокий -
И такой родимый, и такой далекий.
Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?
Я и сам когда-то в праздник 1 спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.
А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу (С. Есенин).
__________________________________________________ <#>
Как отделить основу от словоизменительных аффиксов
Чтобы отделить основу, нужно сопоставить все грамматические формы данного слова. Элемент, общий для всех форм слова, и составляет основу, а переменный элемент является словоизменительным аффиксом или сочетанием таких аффиксов: нов(ый), нов(ая), нов(ые), нов(ее), нов(ейш-ий).
Это правило действует почти без исключений в именных основах (т. е. в основах существительных, прилагательных, числительных). В конце глагольной основы обычно наблюда-
ется появление и исчезновение завершающих основу (осново-образовательных) аффиксов, а иногда и частичное видоизменение этих аффиксов: реш-и-тъ - реш-у; шифр-ова-ть - шифр-yj-y. Поэтому при морфемном членении подавляющего большинства глаголов устанавливаются две разновидности глагольной основы:
1) основа неопределенной формы; она же наблюдается и в прошедшем времени: игра-тъ, игра-л; толкну-ть, толкну-л;
2) основа настоящего (или простого будущего) времени; она же наблюдается и в формах повелительного наклонения: uzpaj-ym, uzpaj-me; толкн-ут, толкн"-и.
Глаголы, в которых основа в неопределенной форме и в формах настоящего (будущего) времени одинакова, довольно редки (нес-ти, нес-ут; вез-ти, вез-ут). Бывает и так, что, кроме двух названных разновидностей глагольной основы, выделяется и третья - основа прошедшего времени (завяну-ть, завян-ут, завя-л).
178. Выделите основу инфинитива; установите соответствующую
основу настоящего (будущего) времени. Назовите, какие глагольные
формы образуются от каждой из этих основ. Приведите для одного
глагола (по выбору) все глагольные формы; отметьте, от какой осно
вы они образованы.
179. Укажите в выделенных словах основу. Определите основы
всех глаголов, образуйте соотносительную основу. Встретились ли
в приведенных отрывках прерывистые основы?
1. Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу,
Вся рвется музыкою стать,
И вся на рифму просится 1 (Б. Пастернак).
2. Над горами звездный рой,
Звезд на небе пропасть,
Яму ближнему 3 не рой,
Сам сорвешься в пропасть (Я. Козловский).
__________________________________________________ &
Морфемное членение основы слова
Второй этап морфемного членения - установление состава основы. Если основа нечленимая, она равняется корню (стран-а). Если же в основе выделяется несколько морфем, то при установлении состава основы следует сопоставлять одно-коренные слова, при этом желательно прослеживать формальные и смысловые связи родственных (однокоренных) слов, а также грамматических форм одного слова: лес-ник <- лес, уч-и-тель-ниц(а) <- уч-и-тель <- уч-и-ть (уч-ат).
180. Выпишите слова, имеющие членимые основы. Определите
значение каждой морфемы, входящей в состав основы.
Бездомный, баянистка, звезда, сиреневый, розовый, синий, запевала, носище, безголосый, недоедающий, рыбка, раскрасавица, бескрайний, сестрица.
181. Сгруппируйте слова с одинаковыми морфемами.
1.Омонимичные корни:
1) водянка, водянистый 2 , водить, заводь, заводила, газопровод, подводник, водитель, проводник;
2) косматый, выкосить, сенокос, косица, сенокосилка, косичка, косьба, косарь, покос;
3) ножища, ножи, ножевой, подножный, подножье 1 , ножны, треножник, подножка, сороконожка.
2. Омонимичные приставки:
1) оклеить, оступиться, обить, окутать, ослышаться, осыпать;
2) перелезть, переехать, переспорить, перемыть, перешагнуть, перецеловать, переслушать, переплыть, переступить.
3. Омонимичные суффиксы:
1) испытатель, выключатель 2 , вдохновитель, просветитель, двигатель, измеритель, сеятель, истребитель;
2) пепельница, сухарница, дачница, салатница, чернильница, заступница, работница.
4. Омонимичные окончания:
1) стена, бела, трактора, говорила, сосна, комната, доктора, писала, гуляла;
2) воду, стену, ножу, брату, стеклу, прочту, спасу, вижу, прошу;
3) книги, взяли, сини, сапоги, яблоки, играли, забавляли, пироги.
5.Омонимичные постфиксы:
1) строится, веселится, смеркается 1 , рассматривается, хочется;
2) доносилось, (предложение) разбиралось, (собрание) рассмеялось, не работалось.
182. Выпишите слова, имеющие в своем составе суффикс -л-. Укажите значение суффиксов.
Светла, акула, метла, сказала, сила, танцевала, ветла, школа, смела, свекла, страшила, запела, прочитала, чернила, сначала, похвала, похвалила, весела, кругла, гуляла.
___________________________________________________ <#>
Правописание гласных после шипящих и ц
После шипящих согласных ч, ж, ш, щ буквы ы, ю, я, э не пишутся: ширина, езжу, чудо, жесть. Исключения: брошюра, жюри, парашют (а также все образованные от них слова, например парашютисты) и некоторые иноязычные имена и фамилии: Жюль {Жюль Берн), Чюрленис.
После шипящих под ударением пишется буква ё: 1) в корнях слов, если в родственных словах есть чередование с е: шёпот (шептать), дешёвый (дешевле); нужно различать написание глаголов ожёг, поджёг (ожёг руку) и существительных ожог, поджог (тяжелый ожог); 2) в суффиксах глаголов и отглагольных существительных: выкорчёвывать, ночёвка (от ночевать); 3) в суффиксах причастий, отглагольных прилагательных и образованных от них существительных: решённый, копчёный, тушёнка (от тушёный); 4) в личных окончаниях глаголов: печёшь, стрижёшь.
После шипящих под ударением пишется буква о: 1) в корнях слов, если в родственных словах нет чередования с е: шорох, крыжовник; 2) в суффиксах существительных: сапожок, галчонок; 3) в суффиксах прилагательных (кроме отглагольных): холщовый, ежовый; 4) на конце наречий (кроме слова
ещё): свежо, горячо; 5) в окончаниях существительных и прилагательных: перед свечой, с ключом, у большого (дома).
После ц не употребляются буквы ё, ю, я, э: цоколь, цунами, цапля, цепь. К исключениям относятся некоторые иноязычные собственные имена: Друцэ, Коцюбинский, Цюрих, Цяв-ловская. Нужно также запомнить, что в следующих словах в безударной позиции после ц употребляется буква о, а не е: герцог, палаццо, скерцо, цокотать, муха-цокотуха.
После ц в окончаниях существительных под ударением пишется о, без ударения - е; ср.: с отцом - с сердцем.
После ц в корнях слов пишется гласная ц: цирк, акация. Исключения: цыц, цыган, цыпленок, на цыпочках и образованные от них слова (цыкать, по-цыгански). В суффиксах прилагательных, в окончаниях существительных и прилагательных после ц пишется ы: сестрицын, синицы, круглолицый.
183.
Составьте словосочетания с данными парами слов.
Определите часть речи.
Ожёг - ожог, поджёг - поджог.
184.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Назовите слова-
исключения.
Ш..ло, ч..десный, щ..ка, ж..рность, расширить, ч..ждый, пищ..ть, стуч..ть, сш..ть, ч..вство, параш..тный, снеж..нки, сброшюровать, площ..дка, ж..ри.
185.
Спишите, обозначая морфемы с пропущенными гласными.
Устно объясните правописание.
Щ..тка, ж..лудь, реч..нка, прожорливый, распашонка, ш..пот, ш..рох, трущ..ба, пш..нный, медвеж..нок, анч..усы, деш..вый, холщ..вый, еж..вый, ч..порный (вид), увлеченный, (ты) стереж..шь, заж..г свет, совершил под-ж..г, плащ..вый, сгущ..нка, укрыться плащ..м, перед ка-ланч..й, на улице свеж.., дириж..р, раскорчевывать, ноч..вка, нож..вка.
186. Спишите, обозначая морфемы с пропущенными буквами.
Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.
Цокольный этаж, ц..пля, герц..г, ц..рихские улицы, сыграть скерц.., ц..кают копыта, муха-ц..котуха, освещено
солнц..м, перед зеркальц..м, протер полотенцам, над ко-лодц..м, погоня за беглец..м, с золотым кольц..м, покрыты румянц..м.
187.
Распределите словосочетания в 3 колонки: 1) гласная пропу
щена в корне слова; 2) в суффиксе прилагательного; 3) в окончании
существительного. / »
Севильский ц..рюльник, одноглазый ц..клоп, наложить ре-
золюц..ю, любимые страниц.., синиц..н хвост, ц..ганская пес
ня, ц..плячья шейка, густые ресниц.., порц..я мороженого,
пустая ц..стерна, сестриц..н платок.
___________________________________________________ &>
zlA Морфемный разбор слова
Морфемный разбор - это разбор слова по составу. Цель морфемного разбора заключается в правильном выделении всех морфем в слове.
При морфемном разборе нужно ответить на следующие вопросы.
1. Членится ли данное слово на основу и грамматические
(словоизменительные) аффиксы? Если членится, то нужно
графически выделить все словоизменительные аффиксы.
Окончание берется в рамку:
рукЩ, нов-\ьш\ .
Если словоизменительный аффикс не является окончанием или в слове несколько словоизменительных аффиксов, то не входящие в основу аффиксы отделяются от основы круглыми скобками, а внутри скобок каждый аффикс помечается условными обозначениями:
суффикс |окончание| постфикс (страдательный или безличный).
Основу следует выделить особым подчеркиванием:.______ .
перечитыва -(лЩ5гь).
2. Непрерывной или прерывистой является основа слова?
Членится ли основа? Необходимо обозначить все виды морфем
в основе:
корень приставка суффикс постфикс интерфикс
Морфемика — это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. См. Как разобрать слово по составу?
Каждое слово можно разделить на минимальные значимые части, называемые морфемами .
Части слова (виды морфем):
Например, слово подводник состоит из 4 морфем:
Все морфемы, кроме корня, называются аффиксами, или служебными морфемами. См. Что такое словообразовательные аффиксы?
Для каждой из морфем есть свои условные знаки:
См. план разбора слова по составу.
Примечание.
В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο
», основа подчёркнута (за неимением технической возможности обозначить их, как принято в лингвистике).
Примечание. Трудности вызывает выделение основы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю , стоящими после других гласных или после мягкого знака, т.к. эти гласные обозначают два звука, один из которых относится к основе, а другой — к окончанию. Например, существительное армия [арм’иj-а ] имеет окончание -а, а звук [ j ] входит в основу. Для того чтобы это доказать, нужно просклонять слово: в арми, армий и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] — часть основы, ведь окончание — изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (армий Ο ), а в других формах он не получает специального обозначения.
Главная морфема в слове — корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение. Корни бывают свободные и связанные.
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными).
Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию «учить».
Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься — однокоренные, так как содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к слову «куст».
Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо.
Словообразовательное гнездо — это совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.
Пример словообразовательного гнезда
Исходное слово «губерния».
Губерн(и-я) [ губерниj-а ] губерн-атор губернатор-ш -а губернатор-ств -о губернатор-ск -ий губернатор-ствова -ть вице-губернатор вице-губернатор-ск -ий генерал-губернатор ср. генеральный генерал-губернатор-ств -о генерал-губернатор-ск -ий губерн-ск -ий
(Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. — М., 1990. — Т. 1. — С. 262)
Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова и найти в них общую часть.
Например,
1) в слове переменка выделяется корень -мен- в результате подбора однокоренных слов мен ять, обмен , замен а и др.;
2) в слове высказывать корень -сказ- , так как это общая часть однокоренных слов пересказ ывать, высказ ать, сказ ать, рассказ , сказ ка и т.д.
Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт), из одного звука (пой ти) или быть нулевым (единственное слово, в котором нулевой корень — вы-нуть. Этот нулевой корень чередуется с -ним- (вы-ним- ать).
Например, газ опровод , вечн озелён ый, бел о-син е-красн ый.
В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.
Например, кор пункт — кор (респондентский) пункт, вуз — в (ысшее) у (чебное) з (аведение).
Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но различающиеся по значению. Такие корни называются омонимичными.
Например,
1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик — корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»);
2) нос, носовой, носик, носище, переносица — тоже корень -нос- , но слова имеют отношение к части лица «нос».
Ничего общего между словами «носить» и «нос» нет, значит, эти две группы слов относятся к разным словообразовательным гнёздам, и корни в них — омонимичные.
Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.
При образовании новых слов и форм слов во многих корнях возможны чередования звуков (т.е. мена), в результате чего образуются разные варианты одного и того же корня. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. См. таблицы чередований звуков.
Например,
1) в словах прос ить, прош у, спраш ивать один и тот же корень -прос- , в котором имеются чередования с//ш и о//а ;
2) в словах рот — рт а гласная о чередуется с «нулём звука», который называется беглая гласная .
Примечание. Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормл ю (корм ить), любл ю (люб ить), ослепл ение (слеп ой) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня.
Упражнения к теме «Омонимичные корни»
1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод- :
водный, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.
Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову вода, во втором — слова, родственные слову водить.
2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор- :
горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.
Разбейте их на два гнезда так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову гора, во втором — слова, родственные слову гореть.
Упражнения к теме « Чередование гласных и согласных в корне»
1. В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление?
1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.
Ответ: 4) поЗДРАВЛение.
2. В каких вариантах встречается в русском языке корень слова отец ?
Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, отцу); 3) отч- (отчизна, отчество); 4) отеч- (отечество, отеческий).
3. Дан список однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, загородить, загорожено. Сколько здесь представлено вариантов корня?
Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, загородить); 2) -град- (ограда, преградить);3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).
4. Найти слова с корнями, в которых возможны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, конь.
Ответ: лев (льва, львиный), орел (орла, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса).
Что такое Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — наука об общих законах развития искусственных систем. Объектом ТРИЗ являются все искусственные системы. ТРИЗ вводит такие понятия, как ТРИЗный подход, ТРИЗное мышление и прочие. ТРИЗ позиционирует себя междисциплинарная наука, призванная объединить и систематизировать знания тех областей, которые до сих
Что такое рекрутская повинность
Рекрут (нем. Rekrut, от франц. recruter — набирать войска), лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности. В русской армии в 1705—1874 лицо, зачисленное в армию по рекрутской повинности. В 1874 заменено словом новобранец. История рекрутской повинности 1705 — указ Пе
Что такое операционная система
Операционная система (ОС) - программа или совокупность программ, управляющая основными действиями ЭВМ, ее периферийными устройствами и обеспечивающая запуск всех остальных программ, а также взаимодействие с оператором. Функции ОС: Управление памятью;Управление доступом к устройствам ввода-вывода;Управление файловой системой;Управление взаимодействием процессов, диспетчеризация процессов;
Где в интернете можно прочитать про салат ромэн
Салат Ромэн (Lactuca sativa var. romana) — однолетнее овощное растение семейства сложноцветных. Образует рыхлый кочан удлиненно-овальной формы, используется в пищу в качестве салатного овоща. Этот салат так же иногда ошибочно называют «салат ромен».
Почему на Первом канале нет продолжения сериала "Проспект Бразилии"
«Проспект Бразилии» — сериал. Производство: TV Globo, Бразилия, 2012.Премьера: 26.03.2012. Количество серий — 179. Премьера на Первом канале — 03.06.13. (2 августа 2013 года показ сериала в России был прекращё
Что такое бешбармак казахский
Ет — национальное название казахского и киргизского блюда из отварной конины и широкой лапши с небольшим количеством наваристого бульона. Бешбармак казахский (бесбармак, ет) состоит из отварного мяса, теста и крепкого бульона. Его можно было бы назвать отварным мясом с лапшой, если бы не некоторые особенности технологии, которые и придают особый вкус, свой
Какие использовать средства для придания объёма волосам
Как придать объем волосам в домашних условиях Волосы, безусловно, нуждаются в придании объема. Для тонких и ослабленных волос это становится принципиальным, а для густых кудрей дополнительный объем у корней редко бывает лишним. Для этого следует покупать специальные шампуни. Они могут быть обычными или профессиональными, но выбирать нужно те, которые имеют пометку «vol
Когда была изобретена иголка для шитья
Историческая энциклопедия утверждает, что на территории России костяная иголка с ушком появилась в обиходе человека еще в период позднего палеолита, то есть 19 тысяч лет назад. Иголки и булавки, найденные европейскими археологами и относящиеся к первому тысячелетию до нашей эры, по своему изяществу и практичности не уступают современным. Революция в изготовлении иголок произошла в XI
Что такое открытый слог
Правила деления на слоги. Правила переноса слов Деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — оконча
Том Круз (англ. Tom Cruise, полное имя Томас Круз Мапотер IV (англ. Thomas Cruise Mapother IV), род. 3 июля 1962, Сиракузы, штат Нью-Йорк, США). Американский актёр, режиссёр, продюсер, сценарист. Один из самых высокооплачиваемых американских актёров, сыграл в большом количестве фильмов с большими
Возможна ли беременность у девственницы
Девственницей принято называть девушку, у которой не нарушена целостность девственной плевы — перепонки, закрывающей вход во влагалище. Обычно она имеет форму кольца с одним или несколькими отверстиями для оттока менструальной крови. Девственная плева весьма эластична и далеко не всегда рвется во время первого полового контакта. При этом сквозь отверстия в плеве сперматозоиды