Учимся играть на металлофоне. Ноты и мелодии на ксилофоне

Наталья Замковая
Обучение игре на металлофоне по цветовой гамме

г. Дальнегорск 2012 год

№ страницы :

1. Пояснительная записка 2 – 3

2. Перспективный план 4 - 5

3. Демонстрационные пособия : 6 - 11

Музыкальная лесенка 7

Нотный стан 8

Фланелеграф и нотки 9

Альбом «Мы играем по нотам» 10

«Где живёт нотка?» 11

4. Музыкально – дидактические игры : 12 - 21

«Ритмические цепочки» 1, 2, 3 13 - 15

«Весёлые нотки» 16

«Узнай песню и сыграй» 17

«Катаем цилиндр» 18

«Надень платье нотке» 19

«Немая клавиатура» 20

«Музыкальное лото» 21

5. Музыкальная сказка «День рождения нотки» 22 - 24

Система музыкального воспитания в детских садах предусматривает не только слушание музыкальных произведений, обучение их пению , движению в музыкаль-ных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир му-зыкальных звуков, различают красоту звучаний различных инструментов. У них улучша-ются качество пения (чище поют, музыкально – ритмичных движений (чётче воспроиз-водят ритм) .

Со многими музыкальными инструментами знакомлю детей на музыкальных заня-тиях с учётом возрастных особенностей дошкольников. Это, в основном, ударно - шумо-вые музыкальные инструменты : бубны, погремушки, палочки, колокольчики, трещотки, ложки и т. п.

Начиная с младшей группы, учу играть на металлофоне отдельные звуки , неболь-шие попевки на одном звуке. Это не вызывает затруднение у детей, так как провожу ра-боту последовательно, систематически. Но когда дети подрастают, усложняется задача : надо их научить играть на металлофоне более развёрнутые мелодии. Чтобы перейти к разучиванию мелодий, дети должны уметь сознательно ориентироваться в направлении мелодии (слышать, куда она движется : вверх, вниз, через звук, или же повторяются одни и те же звуки). Они должны различать долгие и короткие звуки, различать по высоте зву-чания, чувствовать законченность мелодии – тонику. Этот подготовительный период, при определённой системе, дети усваивают легко, но, когда надо было непосредственно сыграть мелодию на металлофоне , дети испытывают затруднение.

За долгие годы работы музыкальным руководителем, я, обучая детей играть на металлофоне , использовала много приёмов : определяли сколько раз какое слово надо сыграть на той или иной трубочке металлофона , выучивали с детьми расположение нот на металлофоне и учили песню нотами, т. е. сольфеджировали песню. Разнообразие приёмов не давали желаемого результата, и приходилось заниматься с каждым ребёнком индивидуально. На эту работу уходило много времени. Всё это привело к мысли : надо знакомить детей с элементами нотной грамотой, чтобы они смогли самостоятельно чи-тать нотную запись и играть на металлофоне .

Для этой цели я предлагаю использовать цветовую гамму . Каждая трубочка (пла-стинка) должна иметь определённый цвет . Например : ДО – белый, РЕ – синий, МИ - зе-лёный, ФА – фиолетовый, СОЛЬ – красный, ЛЯ – жёлтый, СИ – оранжевый. Можно ис-пользовать и другую цветовую гамму . Главное условие - каждая нота должна иметь толь-ко свой цвет . Я не ставлю цель научить детей писать ноты, важно, чтобы они знали их название и расположение на нотном стане, и смогли найти их на металлофоне . В альбо-ме «Мы играем по нотам» все песенки написаны тоже цветными нотками .

В запоминании цвета определённой ноты и её написания на нотном стане у детей не вызывает затруднений. Практика показала, что дети, знающие цветовую гамму нот , самостоятельно играют по нотам несложные песенки. Это исключило необходимость за-ниматься с каждым ребёнком индивидуально. Дети за 2-3 занятия полностью усваивают игру заданной мелодии индивидуально. Больше времени требуется научиться играть в ансамбле.

Для обучения игре на металлофоне по моей системе я организовала кружок «Ве-сёлые нотки» . Занятие провожу один раз в неделю, не противореча требованиям сан пи-на, не в ущерб прогулки. Кружок посещают 9 детей, которые захотели научиться играть на металлофоне . Чтобы занятие было эффективным и чтобы дети с интересом воспри-нимали трудный материал, я изготовила демонстрационные пособия :

Нотные станы для педагога, и для каждого ребёнка.

Музыкальную лесенку со звучащими пластинками.

Фланелеграф с нотным станом и нотками длительностями восьмые и чет-вертные.

Альбом «Мы играем по нотам»

Складные карточки «Где живёт нотка?» .

Помогали усваивать и ряд музыкально – дидактические игры :

«Весёлые нотки»

«Узнай песню»

«Кубик»

«Надень платье нотке»

«Ритмические цепочки» 1, 2, 3.

«Немая клавиатура»

«Музыкальное лото»

Процесс разучивания для детей стал осознанным. Цветовая гамма нот в альбоме «Мы играем по нотам» и на металлофоне сыграли важную роль , соединив зрительное восприятие с звуковысотным представлением. В процессе обучения игры на металлофо -не хорошо формируются слуховые представления, чувства ритма, тембра, динамики, развивается самостоятельность в действиях ребёнка, его внимание и организованность. Уровень музыкального развития, занимающихся в кружке «Весёлые нотки» , значительно повысился. У детей активизировались внимание, творческая инициатива, улучшилась память, а также чище стало пение, улучшился ритмический слух, все научились играть по нотам.

кружка «Весёлые нотки» группы «Гномики»

(подготовительная группа 2011 - 2012 учебный год)

теория Развитие интонацион-ного, ритмического, звуковысотного слуха. Игра на металлофо-не

Музицирование, творчество де-тей

1. Написание долгих, коротких звуков. Д/игра «Весёлые нотки»

2. Нота «соль» (напи-сание, цвет ) 1. Выкладывание ритм. рис. заданного педагогом.

2. Песня «Мы идём с флажка-ми» Е. Тиличеевой - выложить ритм. рис. нотами «соль» , пение словами и сольфеджио 1. Игра нотой «соль» за-данный ритмический рису-нок.

2. Игра нотой «соль» песни «Мы идём с флажками» Е. Тиличеевой.

1. Петь и играть своё имя. (сверху вниз, снизу вверх, на одном звуке)

Ноябрь 1. Ноты «фа» , «ми» (написание, цвет )

2. Сравнить по высоте ноты «соль» , «фа» и «ми» 1. Песня «Смелый пилот» Е. Тиличеевой – выложить ритм. рис. нотами «фа» («ми» ) пение словами и сольфеджио.

2. «Дождик» р. н. п. - пение словами и сольфеджио нот-ками «соль» и «фа» 1. «Смелый пилот» Е. Тили-чеева – игра с пением и сольфеджио нотой «фа» («ми» )

2. «Дождик» р. н. п. - игра с пением словами и соль-феджио нотами «соль» и «фа» по альбому «Мы играем по нотам» 1. Сочинить мелодию марша на слова :

«У меня есть шапка со звездой, я солдат отважный, молодой» и сыграть ритм марша.

Декабрь 1. Ноты «ре» , «до» 1 (написание, цвет )

1. «Лесенка» Е. Тиличеевой – из 5 нот – выложить нотами на нотном стане, петь со словами, сольфеджио.

2. «Маленькая ёлочка» М. Красева- выкладывание ме-лодической линии 1 фразы. 1. Играть в ансамбле «Лесенка» , называя нотами и со словами.

2. Играть первую фразу песни «Маленькая ёлочка» по аль-бому «Мы играем по нотам» . 1.«Маленькой ёлочке» - игра на металлофонах и др . шумовых инструментов.

1. Нота «ля» , «си» -(написание, цвет )

2. Сравнить по высоте звучания выученные ноты. 1. Д/игра «Волшебный моло-точек»

2. Д/игра «Ритмическая це-почка» 1. Повторение всех выучен-ных песен 1. Сочинить колыбель-ную и плясовую на слова. Сыграть на металлофоне и про-петь .

1. Нота «до» 2 – (напи-сание)

2. Звукоряд – гамма

3. Муз. сказка «День рождения нотки»

1. Выложить звукоряд нотами и пропеть сольфеджио

2.»Где был, Иванушка?» р. н. п. выкладывание мело-дической линии 1-ой фразы 1. Играть гамму , называя ноты.

2. Играть 1 фразу песни «Где был, Иванушка?» по альбому «Мы играем по нотам» , петь сольфеджио и со словами. 1. Песня «Гаммы для мамы » - играет ан-самбль металлофо-нов .

2. Песня «Где был, Иванушка?» металло-фоны и ложки , инсце-нирование.

Март 1. Д/игра «Одень пла-тье нотке» .

2. Д/игра «Кубик» 1. «Лесенка» Е. Тиличеева из 8 нот – пропеть словами, сольфеджио 1. Играть свою партию под фонограмму

1. Самостоятельно играть по альбому «Мы играем по нотам»

1. Д/игра «Музыкаль-ное лото» Повторение

ЦЕЛЬ :

Развивать у детей звуковысотный слух, умение соотносить звуки зрительно и на слух.

ОПИСАНИЕ :

Лесенка сделана из оргалита (размер 20 * 27,5 * 8,5 см.) Ступеньки на песенке –пластинки от металлофона . Они висят свободно на леске и не касаются стенок лесенки. Звучание ступенек соответствует звукоряду. Ударом молоточка извлекается звук.

ПРИМЕНЕНИЕ :

Ребёнок играет два звука, разных по высоте, и поёт своё имя. Проговарива-ет как он спел : сверху вниз, снизу вверх, на месте.

При знакомстве с попевкой «Лесенка» Е. Тиличеевой, педагог проигрывает её на музыкальной лесенке

Сравнивать по высоте звучания ноты.

ЦЕЛЬ :

Знакомить детей с расположением нот на нотном стане.

Петь по нотам попевки.

ОПИСАНИЕ :

На прямоугольной доске (размер 25 – 100 см.) нарисован краской нотный стан и скрипичный ключ. Поперёк доски, по всей её длине на одинаковом расстоянии на-тянута леска с двухцветными пуговицами – нотами . (одна сторона тёмная – долгий звук, а другая сторона светлая – короткий звук). Пуговицы свободно двигаются по леске, и если нужно можно повернуть тёмной, или светлой стороной. Такое же на-глядное пособие сделано для каждого ребёнка (размер 20 см. - ширина, 30 см. – длина) . Ниже нарисованного нотного стана нарисована полоска красного цвета . Она определяет низ дощечки, и на этой полоске живёт нотка «до» 1.

ПРИМЕНЕНИЕ :

Выкладывать ритмический рисунок, прохлопанный педагогом

Закреплять знание детей о расположение нот на нотном стане

Выкладывать мелодическую линию песни, пропетую педагогом с названием нот, то есть – сольфеджио.

ЦЕЛЬ :

Знакомство с расположением нот на нотном стане.

Уметь нотами выложить ритмический рисунок и мелодическую линию песни

ОПИСАНИЕ :

Фанера (размер 35 см. - ширина и 100 см. - длина) обтянута материалом - флане-лью. На нём нарисованы два нотных стана. Отдельно вырезаны из бархатной бумаги долгие и короткие звуки (четвертные и восьмые) .

ПРИМЕНЕНИЕ :

Ребёнок прикладывает ноты на фланелеграф с целью получения ритмического рисунка песни.

Педагог называет ноту. Вызванный ребёнок прикладывает ноту на нотный стан в нужное место.

ЦЕЛЬ :

Учить петь сольфеджио несложные песенки и находить по цвету нужную трубоч-ку на металлофоне .

ОПИСАНИЕ :

В альбоме на весь разворот листа записаны цветными нотками мелодические линии несложных песенок, попевок.

ЦЕЛЬ :

Познакомить с названием и расположением нот на нотном стане в цветовой гам-ме .

ОПИСАНИЕ :

Для каждой нотки сделана карточка в виде книжки. Она сделана из двух картонок (размер 12 * 12 см., которые соединены скотчем. На одной карточке нарисована картин-ка. Первый слог соответствует названию ноты. На другой карточке в цветовой гамме на нотном стане изображена нота.

ПРИМЕНЕНИЕ :

При знакомстве с названием, цветовой гаммы и написания ноты на нотном стане.

Для закрепления названия, цвета и расположение ноты на нотном стане. Педагог заворачивает одну половинки карточки с картинкой и просит назвать ноту. Для проверки ответа карточку педагог разворачивает карточку.

Использование карточек для рассказа педагогом сказки про нотки «День рождения нотки» .

ОПИСАНИЕ :

Карточки с изображением животных. (размер 8 * 24 см.) Под каждым животным нарисованы кружочки разного диаметра. большой кружок – длинный звук, а ма-ленький кружочек – короткий звук. Источник «Этот удивительный ритм» И. Кап-лунова, И. Новоскольцева

ПРИМЕНЕНИЕ :

Каждый ребёнок получает карточку. Проговаривает название животных и хлопает.

Проговаривая название животных, играет ритмический рисунок на одном зву-ке металлофона .

ЦЕЛЬ :

ОПИСАНИЕ :

В двух экземплярах сделаны карточки с различными ритмическими рисунками. Длинная палочка – длинный звук, а короткая – короткий звук.

ПРИМЕНЕНИЕ :

Каждый ребёнок получает одну карточку. По команде все ищут себе половинку. Найдя половинку, вдвоём проговаривают ритмический рисунок на слоги ТА и ТИ.

ЦЕЛЬ :

Закрепить название нот и где она живёт. Пропеть цепочку нотами, играть на металлофоне , соблюдая ритмический рисунок.

ОПИСАНИЕ :

Каждому ребёнку даётся карточка (размер 6*24см.) . На ней изображены не-сколько нот разной длительностью. Для запоминания названия нот нарисованы картинки первый слог которого соответствует ноте. Источник «Музыкальный букварь» Е. Тиличкква

ПРИМЕНЕНИЕ :

Каждый ребёнок получает карточку. Пропевает свою цепочку нотами в задан-ном ритме.

Проигрывает свою цепочку на металлофоне .

ЦЕЛЬ :

Закрепить знание детей о написания долгих и коротких звуков (четвертная и восьмая) . Формировать умение в составлении ритмических рисунков песенок.

ОПИСАНИЕ :

Прямоугольные карточки из картона (размер 9 * 5 см.) Количество неограниченно. На них изображены четвертная (длинный звук) или восьмая (короткий звук) ноты. Две демонстрационные карточки (размер 11 * 13 см.) .

ПРИМЕНЕНИЕ :

Карточки лежат на полу по всему залу. Дети двигаются под музыку. По окон-чании музыки ведущий поднимают карточку (говорит длинный звук или ко-роткий звук) . Дети должны быстро поднять соответствующую карточку.

Дети делятся на группы. Педагог поёт попевку, и ребята, с помощью карто-чек, выкладывают ритмический рисунок. Если группа выполнила задание быстро и правильно, то она победила.

ЦЕЛЬ :

Учить детей, слушая песню нотами, находить нужную карточку. Сыграть её на металлофоне , пропевая нотами и со словами.

ОПИСАНИЕ :

На карточке написана фраза нотами. Фон карточки подсказывает название пес-ни. Источник «Музыкальный букварь» Е. Тиличкква

ПРИМЕНЕНИЕ :

Педагог показывает все карточки, пропевает нотами (или словами) фразу песни. Дети должны узнать песню и найти карточку. Затем все вместе играем эту песенку на металлофоне .

Педагог прохлопывает ритмический рисунок песни, а дети узнают и находят карточку. Все прохлопывают ритмический рисунок.

ЦЕЛЬ :

Закрепить название и написание нот на нотном стане

ОПИСАНИЕ :

Из картона сделан восьмигранный цилиндр (размер одной грани 17 * 4,5 см.) . На каждой грани расположена одна нота в цветовой гамме . Также нарисован нотный стан и красная линия. Красная линия обозначает низ цилиндра и на ней пишется нотка ДО1.

ПРИМЕНЕНИЕ :

Дети сидят по кругу и перекатывают друг другу цилиндр. Около ребёнка оста-навливается цилиндр и он называет нотку, расположенную на верхней гране.

ЦЕЛЬ :

Закрепить знание детей цветовую гамму и написания нот .

ОПИСАНИЕ :

Два комплекта карточек по количеству нот (размер 10 * 9 см.) . Они сделаны так, чтобы можно было бы вставить цветной вкладыш - платье нотке (размер 12 * 5 см.) .

ПРИМЕНЕНИЕ :

Каждый получает карточку с ноткой чёрного цвета . Надо вспомнить, какой цвет любит эта нотка , взять цветной вкладыш и вставить в карточку. Таким образом, ребёнок одевает нотке «платье» . Можно ввести элемент соревнования : разделиться на две ко-манды. Какая из команд быстро и правильно оденет в платье нотку, та и выигрывает со-ревнование.

ЦЕЛЬ :

Развивать интонационный и звуковысотный слух, ладовое ощущение.

ОПИСАНИЕ :

Немая клавиатура нарисована на альбомном листе (размер 10 * 29 см) и зала-минирована для жёсткости. На клавишах клавиатуры написаны название нот и порядко-вый счёт звукоряда. Каждый ребёнок работает индивидуально со своей карточкой.

ПРИМЕНЕНИЕ :

Учить петь цепочку нот, заданную педагогом, при этом пальцем касаться немой клавиатуры.

ЦЕЛЬ :

Закрепить знание детей написания бесцветных и цветных нот на нотном стане , а также внешний вид долгих и коротких звуков.

ОПИСАНИЕ :

Десять карточек (размер 30 * 10 см.) . Каждая карточка разделена на пять клето-чек. В клетке изображена определённая нота на нотном стане четвертная или восьмая, в цветовой гамме . А если перевернуть карточку, ноты изображены все одним цветом . Для каждой клеточки имеется отдельная крышечка, которая прикреплена к карточке скотчем. На 16 маленьких карточек (размер 10 * 6 см.) на нотном стане даётся цветное изображе-ние ноты определённой длительностью.

ПРИМЕНЕНИЕ :

Каждый ребёнок берёт одну карточку. Ведущий поочерёдно показывает ма-ленькие карточки. Дети на своих карточках закрывают крышечками показанную ноту. Выигрывает тот, кто первый закроет все ноты на своей карточке.

Ведущий не показывает карточку, а только озвучивает её. Дети должны найти ноту на своих карточках и закрыть её крышечкой. Выигрывает тот, кто первый закроет все ноты на своей карточке.

… Как - то раз гуляла девочка и набрела на красивый домик. Постучалась и ей открыла дверь нотка ДО. Это она жила в таком красивом домике. Нотка ДО была опеча-лена. Девочка спросила её:

Ты почему такая грустная? Может я смогу чем - нибудь помочь тебе?

Мне не с кем пойти в гости к моей младшей сестрёнке. А одна идти я боюсь. Она живёт высоко в горах и дорога к ней дальняя и трудная. У моей сестрёнки сегодня день рождения и я хотела собрать все нотки в гости, чтобы она смогла спеть все свои лю-бимые песенки – ответила грустно нотка.

Девочка решила, что нужно помочь нотке ДО, поэтому сказала :

Я пойду с тобой в гости и помогу пригласить все нотки на день рождения твоей сест-рёнки.

Обрадовалась нотка ДО, надела своё праздничное белое платье, и они пустились в путь - дорожку …

Только они отошли от домика, увидели синюю речку. Речка бежала и журчала. Прислушались девочка с ноткой к журчанию и услышали, как речка поёт :

Я ре-ре-ре-ре- реченька, плыву куда хочу.

Вот где, оказывается жила нотка РЕ. Пригласили они её на день рождения, и она с радо-стью согласилась. Нотка РЕ умылась в речке, надела своё любимое синее платье и от-правилась вместе с девочкой и ноткой До в гости.

Вскоре они попали в лесок и увидели там под деревом мишутку. Сам весь корич-невый, а жилетку одел зелёную. Сидит он под деревом и поёт свою любимую песенку%

Я ми-ми-ми-ми мишенька, люблю я петь, играть.

Очень обрадовалась девочка, что нашлась нотка МИ. А Мишутка с радостью отпустил свою любимую нотку в гости, нарядив её в зелёное платье.

Из лесочка девочка с нотками попали на полянку. Призадумалась девочка : где ей можно найти нотку ФА? Но тут она заметила, что на кустике висит фиолетовый фарту-чек. Надела она его и сразу же захотелось ей запеть :

Я фа-фа-фа-фа фартучек, красивый и простой.

Девочка поняла, что в этом фартучке живёт нотка ФА. С радостью согласилась нотка ФА пойти со всеми на день рождения и одела свой любимое фиолетовое платье.

Было тихо на полянке, в траве кузнечики стрекотали, ласково пригревало солныш-ко и откуда – то доносилась тихая песенка :

Я соль-соль-соль-соль, я в солнышке живу.

Взяла тогда девочка красное стёклышко и посмотрела через него на солнышко. Объяс-нила девочка, зачем ей понадобилась нотка СОЛЬ. Солнышко, нарядив свою любимую нотку в красное платьице, отпустило её в гости.

Пошла девочка дальше искать недостающие нотки, а чтобы было нетрудно идти, пела она нотки, которые шли с ней рядом. Получилась лесенка, которая вела вверх : ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ… Так они добрались до болота и увидели жёлтый большой цветок .

Цветок был необычный – он пел. Оказывается в нём сидела зелёная лягушка и пела пе-сенку :

Я ля-ля-ля- лягушечка, люблю я жёлтый цвет .

Вот по этой песенке девочка догадалась, что нашла нотку ЛЯ. Попросила она лягушечку отпустить свою любимую нотку на день рождения. Лягушка нарядила нотку в жёлтое платье и с радостью отпустила.

Ещё выше поднялась девочка с нотками на гору. Устала, села отдохнуть под кус-том. Шелестят листочки, цветы благоухают , качаются… Хорошо, тепло и светло. А лис-точки не просто шелестят, они песенку напевают :

Я си-си-си-си сирень, красивые цветы .

Подняла девочка голову и увидела, что сидит под сиренью, той самой, где живёт нотка СИ. Конечно, сирень отпустила нотку СИ на день рождения, нарядив её в оранжевое платье.

Довольная девочка с нотками пошли дальше, и на вершине горы все увидели кра-сивый домик. Постучалась в дверь девочка. Из домика вышла в праздничном белом платье нотка ДО. Обнялась она с родной сестрой, которая от всей души поздравила её с днём рождения и познакомила с гостями - разноцветными нотками .

Нотки выстроились в ряд и получился з в у к о р я д. Всем стало весело и нотки запели свою весёлую песенку ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО…

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ

ИНСТРУМЕНТАХ

Обучение игре на металлофоне. Металлофон состоит из 15 пластинок. На каждой пластинке - нотные линейки, на которых обозначены ноты и их названия. Так как в детском саду нотную грамоту не изучают, при обучении детей педагоги пользуются цифровой, цветовой системами и игрой по слуху. Цифры, цвета, ноты по­могают детям запомнить и при исполнении мелодии найти нужную пластинку на металлофоне.

В цифровой и цветовой системах звук обозначается соответ­ственно цифрой или цветом. Эти системы приемлемы при обуче­нии, но пользоваться ими надо очень осторожно, чтобы цвет и цифра не превратили восприятие и воспроизведение мелодии в механи­ческое запоминание их последовательности, когда ребенок не слы­шит исполняемой им мелодии, не контролирует свое исполнение. Тогда этот вид деятельности вряд ли будет способствовать разви­тию музыкальности ребенка.

Если ребенок может исполнять мелодии без этих систем, само­стоятельно по слуху контролируя свое исполнение, то необходи­мость в них отпадает.

Цифровой системой пользуются следующим образом. Вдоль задней стенки металлофона, позади пластинок ставится полоска из плотной бумаги шириной 4-5 см, с цифрами от 1 до 7 по числу сту­пеней гаммы. Цифра 1 соответствует звуку «до», цифра 2 - звуку «ре» и т. д.

В подготовительной к школе группе некоторым детям можно вместо цифр нарисовать фортепианные клавиши, а на них - назва­ния звуков (до, ре, ми и т. д.).

Иногда на пластинки наклеивают разноцветные кружки. Но та­кой способ обучения затрудняет запоминание мелодии, ибо цвет не ассоциируется с тем или иным звуком и предполагает механическое заучивание.

Некоторые музыкальные руководители не пользуются ни циф­рами, ни цветными наклейками, а просто говорят детям, по какой пластинке и сколько раз нужно ударить. Этот способ также про­блематичен, поскольку им быстро овладевают лишь дети с хоро­шей памятью.

Играют на металлофоне с помощью деревянных молоточков, которым ударяют посередине пластинок. Молоточек следует дер­жать свободно тремя пальцами - большим сверху, указательным и средним - снизу. Чтобы звук был мягкий, удары по пластинкам не должны быть сильными и резкими. В детском саду дети играют одной правой рукой, положив металлофон на стол или на специ­альный столик - пюпитр.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, воспитатель или музыкальный руководитель играет ее несколько раз сам, а дети слушают.

На первом занятии воспитатель учит ребенка пользоваться мо­лоточком, следит за тем, чтобы молоточек отскакивал от пластин­ки, «как будто она горячая и молоточек обжигается», чтобы звук был звонкий, серебристый и дети играли без стука, не зажимая руку и не отводя ее далеко от инструмента. Этому воспитатель обучает ребенка на упражнениях «Капельки» и «Ножки».

Затем детям, которые хотят играть, воспитатель показывает, по каким пластинкам и сколько раз надо ударять. Сразу запомнить всю мелодию детям трудно, поэтому лучше разучивать ее частями. Например, начать с запева песни, а когда ребенок усвоит его, следу­ет показать, как играть припев, или выучить сначала 1-ю часть ме­лодии, а затем 2-ю. Можно чередовать игру воспитателя и ребенка: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне - при­пев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его вместе с воспитате­лем (на двух металлофонах). Музыкально развитые дети быстро запоминают несложные мелодии, начинают играть их самостоя­тельно, охотно обучая товарищей.

Научившись играть одну и ту же мелодию, дети обычно испол­няют ее вдвоем, втроем. Число играющих растет, музыкальный ру­ководитель объединяет их в ансамбль, и дети играют выученные мелодии в сопровождении фортепиано сначала в медленном темпе, а потом в заданном композитором.

По мере того, как дети овладевают приемами игры на Металло­фоне, можно показать им, как играть на цитрах.

Обучение игре на цитре. Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, используют цифровую систему. В нижнюю часть цитры подкладывают под струны бумажную полоску с циф­рами, причем цифра 1 должна соответствовать звуку «до», цифра 2 - «ре» и т. д. На цитре играют медиатором - пластмассовой плас­тинкой с заостренным концом. Держать медиатор надо тремя паль­цами - большим, указательным и средним, делая движение кистью руки вправо. Для удобства игры и лучшего резонанса цитру кладут на деревянный столик. Левой рукой дети слегка приподнимают верхний угол цитры, держа локоть на столике. Это делается для того, чтобы ребенок не наклонял слишком низко голову и ему было видно цифровое обозначение струн. Лопнувшие струны цитры за­меняют тонкими балалаечными.

Обучение игре на аккордеоне. Лучше всего для обучения ис­пользовать детский (хроматический) аккордеон марки «Беларусь». На нем с правой стороны размещены 20 клавиш, охватывающие диапазон от «до» первой октавы до «соль» второй, слева - 4 клави­ши-аккорда.

Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок должен си­деть на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого надплечья, другой - на середину левого. Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левую часть корпуса аккордеона и мех во время игры можно было поддерживать левой рукой. Освоив игру сидя, дети смогут играть и стоя.

В детском саду детей учат играть только правой рукой, которая свободно лежит на клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть опущен, пальцы полусогнуты. Необхо­димо следить, чтобы дети не играли одним пальцем. Для каждой ме­лодии указывается удобное расположение пальцев - аппликатура.

Если ребенку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно пользоваться четырёхпальцевой аппликату­рой: большой палец находится под клавиатурой в естественном по­ложении, как при игре на баяне.

На аккордеоне могут играть не все дети - некоторым трудно од­новременно исполнять мелодию пальцами правой руки и раздувать мехи левой.

Обучение игре на духовой гармонике. Когда дети овладеют приемами игры на аккордеоне, самых способных можно учить игре на духовом инструменте. Для этой цели рекомендуется использовать духовую гармонику «Мелодия-26» баянной фабрики Ростова- на-Дону. Инструмент держат левой рукой, четыре пальца охваты­вают ручку, большой палец упирается в корпус инструмента снизу. Мундштук берут в рот. Инструмент следует держать слегка наклон­но вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает то же положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре.



Играют на гармонике пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале можно пользоваться четырёхпальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш наносят цифры. Когда дети освоятся с клавиатурой, цифры можно снять. Звук, извлекаемый во время игры, зависит от интенсивности вдувания воздуха. Дуть нужно спокойно, без напряжения. При использовании детьми духовой гармоники необходимо помнить о требовани­ях гигиены;

¨ протирать спиртом или марганцовкой мундштук инструмента;

¨ желательно иметь индивидуальные инструменты.

По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются специальным клапаном: нажимают кнопку на обратной стороне инструмента и легко дуют в мундштук.

Музыкальный ксилофон: что это и как он звучит?

Ксилофон - это инструмент, что относится к музыкальным. Его особенностью является высокая тональность воспроизведения звуков. Сам инструмент состоит из длинного ряда прямоугольных полосок из дерева (металла). Строение музыкальной полосы начинается от самой большой и заканчивается маленькой с самым высоким звучанием. К инструменту прилагается закругленная палочка с металлической головкой. Ударяя ею по брусочкам, можно издавать разные мелодичные звуки.

Как звучит ксилофон?

Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачайте музыку .

Схемы детских песен для ксилофона

Также на нашем портале есть ноты и схемы игры детских песен для пианино . Некоторые схемы игры на пианино практически ничем не отличается от схем игры на ксилофоне, поэтому вы можете смело брать схемы из этого раздела и играть в своё удовольствие. Единственное, нужно выбирать песни, в которых задействуется одинаковое количество "белых клавиш для пианино и пластин для ксилофона". Но, к сожалению, аналогов черных клавиш для ксилофона нет, поэтому лучше выбирать песни, в которых задействованы только белые клавиши.

Примеры схемы песни:

Здесь, белые клавиши соответствуют пластинам ксилофона, а черных на ксилофоне и вовсе нет. Чем длиннее ксилофон, тем больше мелодий можно сыграть из этого раздела .

Виды инструмента

Ксилофон бывает двухрядный и четырехрядный. Можно научиться играть на ксилофоне двумя металлическими палочками, соблюдая расстояние в 5 см от пластины. Двухрядный ксилофон подразумевает игру несколькими палочками, которые имеют разный диаметр. Такое воспроизведение требует в чередовании их между пальцами.

Игра на ксилофоне требует быстроты действия, так как звук инструмента быстро затихает. Инструмент больше применим для создания таких музыкальных мелодий, как пассаж, арпеджио. Ксилофонные ноты состоят из скрипичного ключа, где партия записывается по низкой октаве, что в разы ниже истинного звучания. Партитура нотируется под партией колокольчиков.

Преимуществом инструмента является его мобильность в сочетании с необыкновенно красивым звучанием. Благодаря такому свойству инструмент приобрел популярность и востребованность во всех уголках мира.

Как играть на ксилофоне?

Для создания мелодичных звуков возьмите молоточек. Край ударника должен касаться указательного пальца так, чтобы подушечка пальца лежала сверху. Такое положение рук поможет фиксации кончика музыкальной палочки без особого прижима. Запястье музыканта должно быть в расслабленном состоянии. Если на молоточек подавать силу, звук приобретет неправильную тональность. В начале обучения требуется проиграть ноты одной рукой и одной палочкой. По мере запоминания мелодии или нотного порядка нужно повторить то же действие второй рукой, и в дальнейшем пробовать проигрывать их двумя руками. Чтобы лучше запомнить материал, требуется заучить такое положение: в мажоре нота «до» берется левой рукой, «ре» – правой, «ми» – левой.

Нотный стан ксилофона можно приобрести в готовом виде, также для обучения подойдет музыкальная хрестоматия для новичков, используемая в школе музыкальных искусств. Цель обучающего курса - научиться распознавать ноты для ксилофона, их расположение и длительность звучания. Целое нотное звучание значится белым кружком, половина - кружком с палочкой, четверть - темный кружок и палочка, 8-я нота отмечается галочкой,16-я - двумя галочками.

Долевая степень каждого такта должна быть идентичной размеру нотного стана. Для практического занятия следует разучить и исполнить несложную композицию. Для этой цели нужно брать звуковые рифмы той рукой, которой удобно. В нотах можно использовать специальные значения. Игра должна начинаться с медленного звучания, в ходе которого важно точно ударять молоточком по центру дощечки. По мере запоминания нот, темп нужно увеличить.

В дальнейшем следует научиться проигрывать любые ноты, обязательно попадая без промаха на середину дощечки инструмента. Действия должны быть скользящими, без напряжения рук и пальцев. Эти навыки пригодятся в произведениях со сложной постановкой, в которых присутствует высокое нотное звучание.

Как выбрать правильный инструмент?

В процессе подбора инструмента следует обратить внимание на его внешний вид. Все дощечки, если они однотонные, должны быть цельными с гладкой поверхностью. Если они имеют разный цвет, стоит посмотреть, как легла краска: если она нанесена равномерно, ксилофон пригоден к использованию.

Для обучения детей лучше приобрести ксилофон, на котором прописаны ноты. Если такого не имеется, ноты определяются на слух. Детский ксилофон имеет конструкцию, настроенную на звучание в «до-мажоре», а вот «ля-минор» на таком инструменте взять не удастся.

Профессиональный ксилофон настроен хроматически, где каждая из дощечек проигрывается в полтона. Начинать играть на детском ксилофоне можно с 5-6 лет. В дальнейшем этот музыкальный инструмент используется для сольного выступления, игры в оркестре или на эстраде.

Вопросы о детском оркестре

- Новая форма работы - экспериментирование. Я попыталась понять, над чем можно поэкспериментировать в нашей области. Кроме экспериментов со звуками, мне ничего на ум не пришло, если брать другие виды деятельности, то получается скорей не экспериментирование, а творчество, импровизация. Может быть вы сможете посоветовать, что же это такое экспериментирование в музыке?

Ирина, Новороссийск

По поводу экспериментирования я думаю, что вы абсолютно правы! Скорее всего, дети будут находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к услышанным звукам словесных определений.
Наверняка, это будет связано с поиском ассоциаций при работе со звуками природы ((шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы - постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность будет носить игровой, занимательный характер.

Но всё равно тут граница между творческими заданиями и экспериментированием очень размыта..мы привыкли это называть творчеством..

Я понимаю и приветствую - песенную или танцевальную импровизацию, то есть творчество!

И то- это отдельный разговор - что называть танцевальным творчеством? Бегание по залу с листьями или лентами и хаотичное размахивание руками - это ещё не есть танцевальное творчество, как многие думают,…но это отдельный предмет для разговора…

А вот какой же, с позволения сказать, умник ввел в дошкольное обучение импровизацию на музыкальных инструментах?
Мне бы очень хотелось с ним поговорить и познакомиться…. и усмехнуться…

Ну, я понимаю, импровизация- подбор по слуху музыкального ритма, отстукивание ритмических групп,…но « подбор по слуху мелодий»… это перебор…

Это когда же, простите, этим заниматься? - раз! (когда на занятие - на все виды деятельности отводится 20 - 30 мин)! Это же сугубо индивидуальная очень кропотливая и требующая времени работа!

Это какой же слух должен быть у ребёнка, чтобы методом «тыка» найти хотя бы одну нужную ноту», не говоря уже о небольшой мелодии… - (а слухом, как правило, дети обладают ОЧЕНЬ приблизительным, или вообще не обладают, редко, кому это дано от природы…) - два!

Это какое адское терпение должно быть у музыканта, чтобы ожидать - когда же, когда? ребёнок подберет эти 2-3- ноты… а, как правило, - все наши металлофоны в детских садах - НЕ СТРОЯТ, они звучат совершенно железным звуком, не имеющим ничего общего со звучанием камертона…фальшивят ужасно эти металлофоны, звучание приблизительное, с такой натяжкой… что аж жмуришься от этого резкого диссонансного звука…. - три!

(Я сейчас разучиваю с детьми классику - Листа - и прошу мысленно у него прощения за это подвывание металлофонов,некоторые из которые так приблизительно строят….)

Это всё равно, что дать мне дать импровизировать на саксофоне или арфе… как это совершенно не зная инструмента - пытаться на нём играть?….
Это как дать аборигену скрипку… примерно то же самое будет….общее хаотичное пиликание, какофония…

Вообщем, я считаю - это совершенно не нужной тратой времени… слух у ребёнка можно развить тысячами других способов, гораздо более продуктивных, а на инструментах ребёнка играть - надо УЧИТЬ, а не пускать это на самотёк…

Но это моё, чисто субъективное мнение, правда, продиктованное долголетней практикой...…

- Проучиваете ли Вы сначала индивидуально с каждым, а потом вместе соединяте? Или сразу все вместе играете у кого как получится, а потом индивидуально "чистите"?
Я разучивала с детьми нотами, мне так удобнее, так как мы поем по ручным знакам с названием нот со 2 младшей группы и на металлофоне дети их тоже знают. Писала партитуру кружками (маленькими и большими в зависимости от длительностей), внутри кружков так и писала названия нот, так как дети в подготовительной группе уже все умеют читать, паузы использовала четвертные и восьмые, разделяла тактовыми чертами "текст". Детям оказалось все это очень доступно. Сделала вывод, что мальчики лучше справляются (может у них технический склад ума?). Самое трудное для детей "слышать" и выдерживать паузы, особенно когда мелодия выучена и дети чувствуют свободу при игре.

Людмила, Самара

Оркестр мы начинаем учить всегда с детьми все вместе! У детей коллективное желание сыграть красивую музыку САМОМУ настолько подхлёстывает потенциал их возможностей, что обучение проходит довольно быстро!

Дело в том, что я сначала играю всю партию металлофонов САМА в сопровождении фонограммы, чтобы дети понимали-ЧЕГО они должны достичь в идеале, на выходе, в итоге! А потом уже по маленьким кусочкам...

Индивидуальная работа тут, конечно же, обязательна! без неё не обойтись, несомненно, потому что кто-то схватывает быстро, а кто-то тяжелее... но особо трудных я беру в индивидуальной работе на себя, а детей, которые запоминают нетвёрдо- ПОРУЧАЮ САМИМ ДЕТЯМ, которые знают партию хорошо: они берут в группу пару металлофонов и тренируются на прогулке.

Мои дети тоже, конечно же, знают ноты, их название, но я с цветовой гаммой подстраховываюсь: когда я ими дирижирую и подсказываю вслух порядок нот, то сама сбиваюсь с цвета на ноты: говорю: "синяя, желтая, голубая, фа -ми-ре..."

И дети меня понимают, потому что тоже все умеют читать и Страну Музыкальной грамоты мы посещаем регулярно. Кстати, в этом же утреннике мы поём песню "Урок пения" (Чтоб выучиться пению...) где поётся нотная гамма.

На самом деле, это самое трудное: когда дети УЖЕ выучили партию.... их слегка несёт, они немного спешат,... и ТАК ТРУДНО сдержать себя и не "квакать"- кто чуть раньше, кто чуть позже, а играть ТОЧНО с мелодией! Это на самом деле так! Очень важно приучать детей слушать друг друга и мелодию, чтобы звучать с ней в гармонии, тем более, когда их 28 человек! Но будем стараться!

- Как правильно держать палочки при игре на металлофоне? Как ручку или в кулачке? спасибо, а то у всех по-разному, не пойму.

Ирина, Германия, Штутгарт

И так, и так - неправильно!

Палочку металлофона надо держать двумя пальчиками: большим и указательным! Большой пальчик сверху, а указательный снизу.

Притом держится палочка- за самый краешек!


Методом проб и ошибок- если взять палочку не за краешек, а дальше- звук у металлофона будет немузыкальный, а железный...

Локоток при этом надо обязательно отвести в сторону ... иначе- вот удивительно... опять звук будет- как по железной трубе!

И, наконец, последнее условие, чтобы металлофон пел, а не скрипел железом:

Как только нежно, но звонко коснулся нотки- надо СРАЗУ же её отпустить! Если ударить по пластине и держать её палочкой, оставить на пластине, то звука не будет никогда!

Я своим ребяткам всегда говорю: дайте нотке подышать!- это как птица в неволе- не поёт! Если ударите и будете придерживать нотку- она петь не станет.

Зазвучит ТОЛЬКО тогда, когда вы Птицу- Музыку отпустите на волю! Тронули пластину - и СРАЗУ отпустите её- только тогда металлофон запоёт, а не "крякнет" железным звуком!

Вот как-то так...

Для оркестра металлофонов где лучше положить муз.инструменты, чтоб организованно и бесшумно их взять и встать с ними на исходные позиции? Играет вся группа.
И ещё - принципиально или нет играть детям под фортепиано муз.руководителя или под оркестровое сопровождение на диске? Мне удобно включить диск, глазами и жестами тихонько поддерживать детей. Детям тоже так больше нравится. Да и музыка ярче у оркестра.
Ещё - стали пробовать играть стоя и держа металлофон в левой руке, дети говорят: тяжело, руки устали. А как у вас дети привыкали играть стоя?

Елена, Московская обл.

Каждый выбирает для себя наиболее оптимальный вариант- по поводу использования музыкальных инструментов.

Всё дело в расположении зала, постановке стульев для ребят, наличия столов для металлофонов, много ли места в зале... насколько далеко сидят ребята от инструментов итд.

У меня зал небольшой, и ребята сидят к родителям спиной. Инструменты мы кладём всегда под стулья. Сначала, конечно, некоторые трогают их ногами, наклоняются звякнуть... но этот интерес скоро уходит из-за привычки их там видеть.... привыкают- и уже не так интересно пошкодничать...

Эти инструменты не видны родителям и не мешают детям танцевать, они спрятаны под стульями, но в нужный момент дети их берут и выходят перед зрителями - тоже своеобразный сюрприз.
После выступления они так же их кладут под стульчики.

Нам так удобно и привычно, для детей это- норма, поэтому всё делается быстро, без суеты и без шума. Дети приучены, что доставать молоточек и звенеть, пробуя металлические пластины- ни в коем случае нельзя - надо дождаться музыки. Поэтому ребята выходят, кладут металлофон на локоток, берут молоточек и опускают эту руку вниз, чтобы не было ненужного звона, своеобразного "настроя инструментов"...

Фортепиано или фонограмма - это выбор музыканта и всё решает его вкус, задача, которую он ставит, возраст детей и степень их готовности.

Ведь ритмический оркестр играть легко и с фортепиано, и с оркестром-фонограммой, ведь воспитатель и музыкант всегда поможет жестами, кивками, хлопками... в ритмическом оркестре дети смотрят на нас, слушая музыку!

А в оркестре металлофонов ребёнок смотрит на клавиши своего металлофона и тут он может надеяться только на себя, свой навык, свой слух и чувство ритма! Тут у него больше ответственности, самостоятельности и, пусть детского, но профессионализма в этой области!

Ведь вести мелодию под фонограмму сложнее, потому что под пианино мы можем где-то "подыграть", чуть замедлить или подстроиться под детей, если они запаздывают или спешат... а под фонограмму - это невозможно, фонограмма обязывает быть собранным и играть точно в ритме, тут ошибиться нельзя- иначе весь номер - насмарку..

Я в последнее время стала очень любить делать оркестр под оркестровую фонограмму- это, конечно, обязывает,.. но и впечатляет!
Да и звучание металлофонов гармоничнее сливается со звуками оркестра, чем с пианино...

Учим мы только сидя, конечно!
Мы выходим играть стоя, только когда пьеса абсолютно выучена, когда почти не приходится останавливаться и объяснять всё снова и снова... тогда, конечно, рука устанет у ребят... а вот если выйти и ИСПОЛНИТЬ - это занимает 2-3 минуты!
Они в этот момент так сосредоточены, думают о порядке нот, стремлении попасть в ритм... и не думают об усталости...время проходит очень быстро..

В качестве "пробы пера" мы можем выйти в зал врассыпную, сыграть стоя, чтобы просто попробовать - как это звучит...но тут же снова садимся, чтобы отрабатывать и закреплять мелодию!

Просто если в положении стоя ребятки ещё ошибаются - значит надо ещё подучить играть сидя , чтобы пришёл автоматизм и навык, легкость и уверенность в исполнении, тогда стоя сыграют запросто, и не устанут, просто не успеют...

- А как вы думаете, если брать музыкальное сопровождение не оркестровку произведения, а самой играть на инструменте, дети справятся без подсказок? Или ставить перед ними партитуры?

Ольга, Удмуртия

Я раньше всегда брала оркестр под живое музыкальное фортепианное сопровождение! И партитуру никогда не выставляла, потому что по масштабу партия всегда была небольшой и вполне запоминающейся!

Это я в последний раз "замахнулась" что -то слишком... поэтому пришлось ставить партитуру для "подсказки" ребятам...

Но вообще-то я считаю, что партии и не должны быть громоздкими и сложными, ведь оркестр - далеко не единственный вид детской исполнительской деятельности!
А с живым сопровождением оркестр звучит прекрасно! И с фонограммой - тоже чудесно! Но с фонограммой сложнее в том смысле, что она -то ведь ждать не станет, если дети замешкаются и поспешат.. или отстанут от ведущей мелодии или ритма... А если звучит фортепиано - то музыкант всегда может чуть-чуть подстроиться под своих маленьких оркестрантов, поможет им войти в общий ритм и объединить мелодии!
А ребята ОЧЕНЬ хорошо и на удивление быстро запоминают последовательность и сочетание цветов гаммы и названия нот (если уже умеют читать)!
Так что не бойтесь и творите! Чем разнообразнее виды деятельности, тем дети меньше устают, тем им интереснее заниматься!

Школа игры на двухрядном ксилофоне (маримбе) имеет инструктивный и художественный материал. Предназначен для учащихся старших классов детских музыкальных школ, училищ, начальных курсов консерваторий.
Инструктивный материал Школы включает упражнения и этюды на различные технические приемы, а также оркестровые соло из произведений русских, советских и зарубежных композиторов.
Музыкальный материал расположен по степени возрастающей трудности и отличается стилистическим разнообразием.
Учащийся, приступающий к" работе над Школой, дблжен знать основы музыкальной грамоты и владеть элементарной техникой звукоизвлечения на ксилофоне; правильным ударом палочкой, точностью движения руки при переходе с пластинки на пластинку, умением пользоваться приемом тремоло (tremolo сокр. — trem.) и др.
Изучение Школы, рассчитанной на 5—6 лет обучения, следует начинать не ранее 10-летнего возраста и периодически дополнять материалом из других пособий, рекомендованных программой курса.

Введение
I часть МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Раздел первый. Начальные упражнения
1. Удар, амплитуда взмаха
2. Чередование рук (координация движений)
3. Дубль-штрих
Раздел второй. Тремоло
1. Подготовительные упражнения
2. Тремоло в сочетании с одиночными ударами
3. Исполнение интервалов
4. Мелодические упражнения
5. Постепенное увеличение интервала скачка.
6. Примеры использования тремоло.
Раздел третий. Гаммы и арпеджио
1. Позиция и постановка корпуса исполнителя
2. Гаммы
3. Арпеджио до мажора
4. Гармонический и мелодический минор.
5. Арпеджио -ля минора
6. Движение по звукоряду через ноту.
7. Хроматическая гамма.
8. Гамма тон-полутон
9. Целотонная гамма
Раздел четвертый. Особенности аппликатуры при исполнении гамм и арпеджио
1. Секвенции.
2. Перекрестное положение рук при игре «двойкой»
3. Метроритмические сложности
4. Минимальная амплитуда движения палочек.
Раздел1 пятый. Техника исполнения арпеджио
1. Перекрестные положения рук
2. Развитие технической подвижности.
Раздел шестой. Тремоло в сочетании с различными штрихами, исполнение малых и больших скачков
1. Легато, теиуто
2. Легато, стаккато
3. Исполнение больших скачков
4. Тремоло в сочетании с одиночными ударами
5. Фрагменты из произведений
Раздел седьмой. Техника исполнения пассажей, секвенций. Перекрестные и встречные движения рук
Раздел восьмой. Техника исполнения больших интервальных скачков, перекрестные положения рук
Фрагменты из произведений
Раздел девятый. Хроматические секвенции
1. Двойные йоты
2. Фрагменты из произведений
Раздел десятый. Двойные ноты
Раздел одиннадцатый. Приемы игры и аппликатурные особенности исполнения на маримбе
II часть ЭТЮДЫ
№ 1—3 (М. Голденберг)
№-4 (В. Снегирев)
№ 5—7 (М. Голденберг)
№ 8 (В. Снегирев)
№ 9 (М. Голденберг)
№ 10, 11 (В. Снегирев)
№ 12, 13 (М Голденберг)
№ 14, 15 (В. Снегирев)
№16 (М. Голденберг)
№ 17 (В. Снегирев)
№ 18 (М. Голденберг)
№ 19—21 (В. Снегирев)
№ 22, 2^ (М Голденберг)
№ 24 (Л. Торребруно)
№ 25, 26 (Б. Бейли)
№ 27-33 (В. Вейгль)
III часть ПЬЕСЫ ДЛЯ КСИЛОФОНА СОЛО
Г. Телеман. Аллегро из Сонатины для скрипки и клавесина
И. С. Бах. Скерцо из Партиты № 3 для фортепиано И. С. Бах. Престо из Сонаты № 1 для скрипки соло И. С. Бах. Жига из Партиты № 2 для скрипки соло.

IV часть
ПЬЕСЫ ДЛЯ КСИЛОФОНА И ФОРТЕПИАНО
Г. Телеман. Сонатина № 6 для -скрипки и клавесина (ч. I)
Г. Гендель. Соната Ко 3 для скрипки и клавесина (ч. 1)
Д. Шостакович. Испанский танец из музыки к кинофильму «Овод»
Ю. Чичков. Песня-юмореска

V часть
ОРКЕСТРОВЫЕ ТРУДНОСТИ (ФРАГМЕНТЫ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКИХ, СОВЕТСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ)
А. Лядов. Симфоническая картина «Бага-яга»
Я. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»
Д. Пуччини. Опера «Турандот»
Б. Бриттен. Путеводитель по оркестру
A. Бабаджанян. Героическая баллада для фортепиано с оркестром
И. Дунаевский. Ярмарка из сюиты к кинофильму «Кубанские казаки»
К. Дебюсси. Жиги из симфонической сюиты «Образы»
С. Рахманинов. Симфония лА 3 (ч. I)
Симфонические танцы
М. Равель. Сюита «Матушка Гусыня»
Д. Шостакович. Симфония № 4 (ч. I)
Симфония № 6 (ч. И)
Симфония № 7 (ч. II, IV)
Симфония № 14 (ч. Ш, V)
Симфония № 15 (ч. I, II, III)
Концерт № \ для скрипки с оркестром (ч. II) Концерт № 2 для виолончели с оркестром (ч. III)
B. Светланов. Симфоническая поэма «Даугава»
М. Скорик. Концерт для оркестра
А. Николаев. Симфония № 5 (ч. IV)
М. Жора. Балет «Возвращение из глубин».
А. Петров. Поэма памяти погибших в годы блокады Ленинграда
Т. Хренников. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
(ч. I, III)
А. Хачатурян. Симфония № 1 (ч. I, II)
Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон»
Б. Тищенко. Симфония №5
И. Стравинский. Свадебка
Балет «Жар-птица»
Балет «Петрушка»
C. Прокофьев. Скифская сюита
Кантата «Александр Невский»
Дж. Гершвин. Увертюра к опере «Порги и Бесс»
Симфоническая сюита «Американец в Париже»
Л. Даллапиккола. Балет «Марсий»
А. Томази. Азиатский концерт (Финал)
Б. Барток. Соната для двух фортепиано и ударных
Музыка для струнных, ударных и челесты
А. Берг. Опера «Воцек»