«В чем застану, в том и сужу.

Православным христианам известна фраза Спасителя, дошедшая до нас через Предание Церкви: "В чем застану, в том и сужу". Эти слова часто употребляются и в светской, мирской жизни, но мало кто понимает их истинный смысл.

Болезнь и смерть… То, что стоит за этими словами, страшит и пугает многих. Нужно ли говорить об этом и как говорить на такую тему с теми, кого болезнь вырвала из круговерти суетного мира и приковала к больничной койке, кому поставлен беспощадный диагноз? Об этом мы беседуем со священником Михаилом Хайрутдиновым, настоятелем храма во имя святой великомученицы Варвары, который находится в Клинской городской больнице. На протяжении 4 лет отец Михаил окормляет ее пациентов и почти каждый день сталкивается с болью, страданием и отчаянием.

Батюшка, Вы являетесь настоятелем больничного храма, и Вам часто приходится иметь дело с тяжелобольными людьми. Нередко встречаются и случаи, когда поставленный диагноз является беспощадным приговором. По Вашим наблюдениям, готов ли современный человек встретить смерть и готов ли говорить об этом? Ведь сейчас на Западе, а понемногу и в нашей стране, тема смерти становится почти запретной, ее все стараются избегать…

В моей практике многие люди понимают, что происходит с ними: понимают, что, возможно, им уже не выздороветь, и готовятся достойно уйти в иной мир. Они с радостью общаются со священником, исповедуются, причащаются. Но часто бывает и обратное - люди настолько "приклеены" к временной жизни, что боятся ее потерять, впадают в отчаяние. Спрашивают: "За что мне это?" Стараешься их успокоить, утешить, направить мысли в нужное русло. Некоторые вообще не понимают, о чем я хочу сказать, потому что настолько живут этой временной жизнью, что о Жизни Вечной не хотят и слышать. Я говорю о вечности, а человек - о своих проблемах в семье и на работе, рассказывает, как молодость прожил. Но иногда даже и такой разговор полезен, потому что некоторым важно, чтобы их кто-то выслушал. Но это, к сожалению, не спасительно: душу излил, но остался при своем.

От многих приходится слышать такое: "Не дай Бог так мучиться, вот бы сразу - раз… и все". Я пытаюсь объяснять, что болезнь человека меняет. Пока здоров - бегает, весь в делах, о Боге и вспоминать некогда. Зачастую, только попав на больничную койку, человек всерьез задумывается о смерти. Очень многие в больнице с радостью причащаются, а потом выходят - и их церковный путь заканчивается. И все же надеюсь, что с Божией помощью какое-то семечко я закладываю в них. И кстати, молодежь лучше это понимает и исповедуется искреннее, хотя, может быть, и грешнее тех бабушек, у которых еще были какие-то моральные устои, удерживающие от греха.

Меня иногда спрашивают: "Правда ли, что там что-то есть?" Видимо, подспудно даже неверующие понимают, что смерть - это не конец. Хочешь или не хочешь, но ты осужден на бессмертие. Твоя душа сотворена бессмертной. Мне кажется, очень точно эту мысль выразил протоиерей К. Островский: "Умереть нам не удастся" . Сейчас мы еще можем что-то изменить, раскаяться, потом уже ничего нельзя будет поправить. Нельзя спрятаться от Бога. А мы пытаемся оправдаться, считаем себя хорошими. Бог прекрасно видит, какие мы, а мы думаем, что спрятались от Него.

О. Михаил, были ли в Вашей практике случаи, когда неверующие люди в последний момент своей земной жизни приходили к Богу?

Да, например, с одним молодым человеком в реанимации. Он за неделю воцерковился. До этого был "захожанином": раз в год исповедовался и на Пасху причащался. Потом заболел, причем никто даже не подозревал, что все будет так серьезно. Нужно было прооперировать один орган, а оказалось все так запущено, что он попал в реанимацию и понял, что не поправится. Сам захотел исповедаться и причаститься. И так жаждал причастия, что я такого не видел никогда. За день до смерти родственники вместе со мной пришли к нему в палату. Но первый его взгляд был не на родных, а на Чашу, которая была у меня в руках. И первые его слова были: "Ну, наконец-то"...

Часто родственники стоят перед выбором: сказать о страшном диагнозе или скрыть его от больного. Как поступить правильно?

Если родственник - человек церковный, он будет искать способы, как подготовить тяжелобольного к уходу. Кому-то можно сказать о конкретном диагнозе. А кому-то нужно объяснять, что может быть всякое, будь готов ко всему. Ты, конечно, надейся на Бога, но понимай, что все - в Божьей воле. Если даже надежда твоя не сбывается, то нужно все принять, потому что бунт ведет к катастрофе: человек себя загоняет в тупик и впадает в отчаяние. И родственники тоже должны быть готовы к разным исходам.

Когда мы говорим о необходимости причащения и исповеди тяжелобольным, то нередко получаем ответ: "Зачем вы заранее нас хороните?" Как быть в таких случаях?

Здесь невежество человеческое. И кстати, Таинство Соборования так же воспринимается. К сожалению, даже те, кто искренне считают себя православными христианами, вместо того, чтобы узнавать о Христе и Церкви, слушают бабушкины сказки. Я все время говорю: "Читайте Евангелие, и душа у вас будет поворачиваться в нужную сторону, вы и Таинства будете иначе воспринимать". Некоторые послушают, кивнут - и всё. Ответ один: "Некогда". Легче верить в различные россказни. У меня однажды был случай: родственники попросили меня причастить одну женщину. Захожу в палату, а она на меня смотрит суровым таким взглядом. Говорю: "Вот, пришел вас причастить". Она поднимается со стула - откуда силы взялись - и говорит: "А я умирать не собираюсь". И всю палату настроила: "Если священник придет, вы ни в коем случае не соглашайтесь причащаться, а то умрете". Вся палата вот так поднялась и все смотрят на меня, как будто к ним враг народа пришел, которого надо уничтожить. Я говорю: "Не хотите, как хотите". Развернулся и ушел. Ну что делать, нельзя насиловать волю человека, можно навредить. Стараешься объяснять, но бывает так, что не хотят слушать. Как Христос сказал: "Се, стою и стучу, кто отворит, с тем буду вечерять". Остается молиться о человеке, надеяться на волю Божию, ждать, когда Господь встряхнет его, вразумит.

Батюшка, по-разному ли умирают исповедавшийся и причастившийся, готовый к смерти человек и нераскаянный грешник?

У людей, до конца верных Христу, в глазах нет отчаяния. Понятно, что есть переживания, страдания, но эти люди думают не о том, что сейчас все кончится, а о том, какими они придут туда : "Готов я или не готов к самой главной встрече? Вдруг окажется, что я не жил в единении со Христом?" А иные думают о том, кому достанется квартира, переживают, что не все успели сделать. Я пытаюсь объяснить, что всех дел не переделаешь, одно закончишь, другое начнется: огород, машина, дача... Но ничего этого ты туда не возьмешь. То, что ты накопил в сердце своем, тем и будешь спасаться. Некоторые кивают, вроде бы все понимают, но остаются при своем. Потому что нет тесной связи со Христом. Им намного тяжелее. Они, практически, все время пребывают в унынии. Им и боль переживать труднее, они зациклены на своем страдании.

Человек искренне, слезно кающийся уходит иначе, совсем по-другому. Вот недавно умер человек, который до последнего оставался верным христианином. Он лежал полгода, не вставая. После соборования у него началось улучшение, Господь дал ему еще шанс. И он этим шансом воспользовался, хотя до болезни был не очень церковным человеком. Затем он снова полгода пролежал в больнице и с глубокой верой подошел к концу жизни. Когда его отпевали, было не горестное, а радостное чувство. Еще пример. У одной девушки был сильный диабет, уже стала зрение терять, ходила с трудом. До последней минуты она все время звала священника, каялась в грехах, понимала, что уходит, но не цеплялась за жизнь, а смиренно приняла то, что ниспослано и сколько ей отпущено. У парня, который умер в реанимации, в глазах было что-то такое, чего не передать словами: как будто он находился уже в другой реальности. Митрополит Антоний Сурожский говорил: "До тех пор нам не поверят, пока не увидят Царства Божия в наших глазах". В данном случае это явно было видно.

- Как правильно понимать слова Спасителя: "В чем застану, в том и сужу?"

Это так называемая аграфа - изречение Господа нашего Иисуса Христа, не вошедшее в четыре Евангелия, а дошедшее через творения древних христианских авторов. Мысль эта находится в полном согласии со словами Евангелия: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24, 42). Спаситель призывает нас не быть беспечными, нерадивыми, но вести добродетельную жизнь. Мы всегда должны быть готовы встретить Его и явиться на Суд. Поэтому-то Христос и сказал: "В чем Я застану вас, в том и буду судить". На эту тему в Евангелии есть несколько притч. В притче о благочестивых и неразумных девах одни были готовы к приходу жениха - Христа, в их светильниках было масло, а другие - не готовы. В другой говорится, что смертный час придет как вор, как тать, неожиданно. Или, например, Мария Египетская. Если бы Господь судил ее за то, какой она была раньше, то о святости никакой речи не могло быть, а Он ее принял в том состоянии, к какому она пришла в конце жизни. Опять же, разбойник, распятый на кресте по правую сторону от Христа. В последнюю минуту он покаялся и услышал слова Спасителя: Ныне же будешь со Мною в раю . Бог судить будет не за то, какими мы были, а за то, какими стали.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Самоубийства становятся в наши дни стихийным бедствием. Убивают себя люди разного возраста: старики, молодежь и даже дети. Человек, как мятежник уходит из жизни, добровольно отдавая себя во власть врага рода человеческого. Какова психология большинства случаев самоубийств? Об этом мы беседуем с настоятелем собора Во имя святого благоверного князя Александра Невского города Новосибирска, Благочинным Центрального епархиального округа Новосибирской митрополии, протоиереем Александром Новопашиным.

Чаще люди, покушающиеся на свою жизнь, говорят, что устали жить, - рассказывает он. - О задуманном самоубийстве порой можно услышать даже от бабушек, которые, казалось бы, в церковь ходят. Что же подталкивает человека к такому трагическому шагу? Причины разные. Это и чувство безысходности, когда отец семейства, потерявший всякую надежду найти работу, чтобы прокормить семью, решает свою проблему перечеркиванием собственной жизни, и нищета, и различные житейские обиды: старшие обижаются на то, что их внуки не слушаются, молодые, наоборот, что родители их не понимают. Есть еще одна причина, когда люди кончают жизнь самоубийством. Это - физические страдания. Например, человек тяжело болеет и уже не может переносить боль. Но бывают самоубийства и из чувства мести: например, «Ах, вы меня обидели, а я на себя руки наложу, пусть вам всем будет плохо».

Однажды один из старых врачей рассказал, как он работал в больничном отделении, куда во время дежурств привозили и тех, кто пытался наложить на себя руки. «Были среди них девушки, поссорившиеся с парнями, ребята, обидевшиеся на родителей, и даже студент, получивший двойку по истории КПСС! Случалось, что после праздника 8 марта девушка таким вот способом мстила молодому человеку за обиду. Приняла целую упаковку какого-нибудь сильнодействующего лекарства, и нам, врачам, приходилось прикладывать немало усилий, чтобы спасти ее от гибели».

- О чем свидетельствует такое состояние человеческой души с духовной точки зрения?

Об упадке веры, о неверии в промысел Божий и, как писал митрополит Никон (Рождественский), об «озлоблении нравов и характеров». Человек, верующий в вечную жизнь своей души в загробном мире, не теряет надежды на ее спасение, поэтому даже при самых тяжелых обстоятельствах жизни он не отчаивается. Ведь отчаяние - это смертный грех, оно, как писал тот же митрополит Никон, «не дает место покаянию, убивает дух, гонит от человека спасающую Благодать Божию».

Да, человек пытается таким способом решить свои проблемы, но он не может убить свою бессмертную душу. И поэтому после смерти она с теми же проблемами, обидами, страданиями попадает в жизнь вечную, где уже не сможет найти никакого решения и спасения от вечных мук. Если при жизни человек еще может победить свои обиды, примирившись со своими врагами, или исцелиться от какого-то духовного недуга, то, перейдя в жизнь вечную, его душа такой возможности уже лишается, и, как учит Православная Церковь, попадает в места, где Бога нет, где бесы. И таким образом человек самоубийством обрекает свою душу на ад, на скорбь о том, что из-за минутной слабости рай для нее потерян навсегда.

- Сейчас мы наблюдаем в России стихийный религиозный подъем, немало людей приходит в Церковь и, видимо, некоторые из них, если когда-то и допускали мысль о самоубийстве, то теперь навсегда откинут ее прочь, как грех неведения?

Если, конечно, обопрется на камень веры и покается, дескать, еще поскорблю, еще потерплю. Но приходят люди и не верующие в Церковь, имеющие обо всем свое собственное суждение. Такие и к Богу относятся потребительски. Но в Церкви все зависит от внутреннего состояния и произволения человека, поэтому нет ничего, что было бы абсолютно полезно всем и в любом случае. То, что просит человек у Бога может быть ему и не спасительно. И тогда, не получив просимого, в озлоблении, отказавшись от борьбы с искушениями, человек себя убивает.

-А не подталкивает ли людей к такому же решению и нынешняя поддержка эвтаназии на Западе?

Дело в том, что на Западе с помощью эвтаназии заканчивают жизнь люди с медицинскими проблемами, тяжело больные, а у нас сводят счеты с жизнью люди, столкнувшиеся с проблемами социальными, причем происходит это часто внезапно. Утром, например, юноша был в добром здравии, а после обеда мама находит его в петле, повешенным. Такое происходит сплошь и рядом, и порой, казалось бы, беспричинно. Но причина есть и кроется она в человеческой гордыне и малодушии.

- Что бы Вы посоветовали человеку отчаявшемуся?

Я расскажу одну историю, написанную человеком, который тяжело болел. К нему явился Ангел и сказал: «Хочешь, я тебя помещу в ад, где ты помучаешься всего один час, но зато будешь потом всю жизнь здоров». Человек согласился. И вот попал он в ад, и стал испытывать невообразимые мучения и показалось ему, что уже прошло несколько лет. Наконец, приходит Ангел. «Ну, как ты здесь?», - спрашивает он, а человек ему отвечает: «Ты обманул меня: ты сказал, что я пробуду здесь всего один час». «Да, - говорит Ангел, - но еще не прошло и полминуты». «Тогда, - сказал человек, - я готов терпеть самую страшную болезнью всю свою жизнь, чтобы и одной секунды не быть в аду после смерти».

Необходимо, чтобы человек имел произволение к спасению, молился, был внимателен к тому, что рождается в его душе, помнил слова Господа: «В чем застану, в том и сужу ». Чтобы справиться с искушениями, надо призывать Бога в помощь. Если же больны - молиться о здравии, читать молитвы за болящих; если же возникли какие-то проблемы с близкими, необходимо не снимать и с себя вины. Может быть, отношения в семье обострились из-за вашей же собственной гордыни и неуступчивости.

- Люди часто спрашивают, можно ли молиться за души самоубийц?

Такие молитвы недопустимы в Церкви, но допускается домашняя молитва самых близких родственников за самоубийцу. Также бывает, что самоубийство совершается в состоянии невменяемости. «И за это Церковь не судит строго, - пишет митрополит Никон, - Бог в неисповедимых путях Своего промысла попустил такое несчастье, такое насилие со стороны врага рода человеческого в отношении к человеку, лишенному разума. Бог пусть и будет его единственным Судиею...». Но в каждом отдельном случае вопрос о том, можно ли допускать церковное поминовения самоубийцы, решает церковная власть, которая берет на себя ответственность пред Богом за разрешение или запрещение такого поминания. Таково церковное правило, которому надо следовать неукоснительно.

По материалам газеты "Православный миссионер"

Письмо в редакцию

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Помоги вам Господи в несении нелегкого креста на поприще проповеди слова Божия.
«Мы славим Крест, и вся Церковь наполняется блеском славы. Мы славим Крест, и лице всей вселенной озаряется сиянием радости. Мы славим Крест, и рассевается мрак и разливается свет. Мы славим Крест, и с Распятым возносимся, дабы, оставив долу землю вместе с грехом, стяжать небо и небесное. Крест воздвигается, и шумные клики демонов умолкают. Крест воздвигается, и вражеская сила сатаны, пораженная, падает и сокрушается. <…> Так, одно воспоминание Креста уже возбуждает к животворной радости и облегчает тягостную скорбь», – пишет преп. Андрей Критский.
Православная Церковь почитает Крест и поклоняется ему, поскольку через добровольные страдания и смерть на нем Сына Божия совершилось спасение человеческого рода. А силы зла, напротив, ненавидят и всячески стремятся попрать этот символ Христовой победы.
Но если раньше поругание Креста было ритуальным действом тайных обществ сатанистов, то в настоящее апостасийное время это действо совершается в Церкви, с благословения иерархов-отступников, о чем открыто сообщают сайт Саратовской епархии и официальный сайт Московской Патриархии «Патриархия.ru»:
«Рождественский бал, организованный Православным молодежным обществом при храме в честь иконы Божией Матери „Утоли моя печали“ г. Саратова, проходит уже во второй раз. В этом году его проведение стало возможно при поддержке благотворительного фонда „Православие и современность“.
8 января в рождественском бале приняли участие более 200 человек. Это студенты саратовских вузов, воспитанники Саратовской духовной семинарии, ученики старших классов Свято-Покровской православной гимназии, молодые прихожане саратовских храмов.
Рождественский бал длился более четырех часов. Перед собравшимися выступил фольклорно-этнографический ансамбль „Забава“, ансамбль „Акростих“, фольклорный ансамбль „Вифания“. Для участников бала были организованы интересные игры, конкурсы, праздничная трапеза. Молодежь танцевала гопак, польку, вальс, кадриль…»
О последнем танце – кадрили – преп. Оптинский старец Варсонофий, беседуя с духовными чадами, говорил: «Один человек видел во сне танцующих кадриль, и Ангел Господень вразумил его: „Посмотри, что они делают, Господи, да ведь это – поругание Креста Христова!“ Действительно, французская кадриль была выдумана в эпоху революций для попрания Креста, ведь и танцуют ее четыре или восемь человек, чтобы как раз вышел Крест. Подобный сон видела и одна схимница – ей представилось, что танцующие были объяты пламенем и окружены канатом, а бесы прыгали и злорадствовали о погибели людей».
Кроме того, как известно, Церковь никогда не благословляла мирские увеселения, и, в частности, пляски. Тот же Преподобный в другой беседе, кстати, приуроченной к Рождеству Христову, рассказывал: «Святые дни» – какие чудные слова! А как проводят их в миру? Маскарады, балы, театры так закружат человека, что ему некогда вспомнить о чем-либо духовном, а после всего этого остается в душе одна пустота.
Вспоминаются страстные разговоры, вольное обращение, увлечение женщин мужчинами, мужчин – женщинами. Такая пустота остается не только от самых низких удовольствий, но и от менее греховных. А что, если среди таких удовольствий Господь призовет к Себе такую душу? Может ли она рассчитывать на райское блаженство?
По словам Спасителя, в чем застану, в том и сужу . Страшно подумать, куда пойдет такая душа. Мне вспоминается один страшный случай, когда я был еще в миру.
В одном аристократическом доме был бал-маскарад. Я на нем не присутствовал, мне рассказывали после товарищи. Царицей бала была одна замечательная красавица, единственная дочь родителей, богатая, прекрасно образованная, по-светски воспитанная. Родители ничего для нее не жалели. Ее костюм, изображавший языческую богиню, стоил не одну сотню рублей. Бал начался полькой, потом следовали другие танцы, наконец, – французская кадриль. Во время кадрили красавица вдруг упала в предсмертной агонии. Когда сдернули с нее маску, – ужаснулись ее видом: челюсти скривились, лицо почернело, глаза выражали ужас и мольбу о помощи, но никто не мог оказать ее ей. Так она и умерла среди бала. Поохали, погоревали, особенно родители, похоронили и поставили великолепный памятник. Все земное для нее окончилось. А что сталось с ее душой – страшно и подумать. Конечно, пути Божии неисповедимы, но по нашему убогому человеческому разумению – не быть ей в Царстве Света. Господь, заставший ее посреди игрища в одежде богини разврата, пошлет ее в мрачные затворы ада».
Дай Бог, чтобы подобное не произошло с нашей православной молодежью, кощунствующей, скорее всего, по неведению, с поощрения утратившего всякий страх Божий, а вместе с ним и разум священноначалия.
Как известно, Саратовскую епархию возглавляет епископ Лонгин (Корчагин), который во время прошлогодней, проходившей в рамках Рождественских чтений конференции «Церковные СМИ» назвал газету «Дух христианина» «рупором для сектантских и маргинальных групп», «неправославным изданием». Но возникает вопрос, кто же в действительности неправославный: тот, кто дает благословение на развращение молодежи и поругание святого Христова Креста, или те люди, которые не могут молчать и не хотят мириться с подобными безобразиями в Церкви?

Говорит Господь во святом Своем Евангелии: "И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему"... И если найдет их так, то блаженны рабы те. "Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор,

то бодрствовал бы, и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы; ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий". Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет... не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными (Лк. 12; 36-40, 42-46), с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 24; 51)...

Это значит: в чем застанет, в том и судить будет! Застанет Господь человека в покаянии, и милостив будет суд Его; застанет во грехе, и судить будет как грешника... «и беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои, - вещает Он чрез пророка, - и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет» (Иез. 18; 21). «Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, - он будет жив» (33; 16). Таков закон милосердия небесного! - Но "и праведник, если отступит от правды своей и поступит беззаконно, и он умрет, то он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он (3; 20). За беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет" (18; 24). Таков закон природы Божией! - "Праведность праведного не спасет в день преступления его", если в сей день будет он восхищен на суд Божий; "и беззаконник не падет в день обращения от беззакония своего", если час смертный застанет его в покаянии (33; 12). "Так говорит Господь Бог! Кто хочет слушать, слушай; а кто не хочет слушать, не слушай" (3; 27).

Так, возлюбленные, говорит Господь, так и делает. Милосерд Он к кающимся грешникам: только начни, только сделай первый шаг на пути к покаянию, и Он, как любящий отец, Сам выйдет к тебе навстречу, Сам откроет тебе Свои отеческие объятия, и не помянет грехов твоих... Нужно только, чтобы ты от всего сердца возненавидел грех, от всей души воззвал к Отцу Небесному: «Отче; согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой...» Нужно, чтобы твое покаяние было нераскаянно (2 Кор. 7; 10) - неизменно, бесповоротно!.. И тогда блажен будешь, если бы даже застал тебя час смертный в слезах покаяния, - верно слово Господа: и не помянутся грехи твои! Вот что рассказывается об обращении Таисии Александрийской: это была дочь богатых и добрых родителей. Оставшись по кончине их круглою сиротой, она обратила свой дом в приют для странников. Особенно находили у нее покой иноки из пустыни Скитской, посылаемые старцами по разным нуждам в город. Так принимала она немалое время с щедрою любовью пустынных подвижников. Наконец средства ее истощились. Пришлось самой знакомиться с нуждой и горькой нищетою. К несчастию, в это время она сошлась с дурными людьми, и, потеряв невинность, предалась порочной жизни. Узнали о том старцы пустынные и много горевали о бедной девушке. В общем собрании они сказали преподобному Иоанну Колову: "Сестра наша Таисия, которая, бывало, много благотворила нам, как слышно, живет теперь худо; потрудись, авва, побывать у ней; поговори с нею, не придет ли она в себя. А мы здесь помолимся Богу с постом, чтобы Он помог тебе в этом". Авва отправился. Прибыв в дом Таисии, он постучался у ворот; на его стук вышла старая прислужница. "Скажи своей госпоже, - сказал Иоанн, - что мне нужно видеться с нею". - "Вы, монахи, совсем объели и обобрали ее", - с гневом отвечала старуха. Старец кротко на это сказал ей: "Доложи госпоже, что я могу доставить ей хорошие вещи". Та доложила. "Хорошо, - сказала Таисия, - пусть войдет. Иноки часто ходят по берегу Красного моря, и им попадаются дорогие вещи, жемчуг, каменья"... Старец вошел. Он тихо сел подле Таисии и, взглянув на нее, залился слезами... "О чем ты плачешь, авва?" - тревожно спросила Таисия. "Вижу, - отвечал авва, - как сатана играет на щеках твоих и в очах твоих; как же мне не плакать? И чем тебя огорчил Господь наш Иисус Христос, твой бессмертный Жених, что ты оставила Его и обратилась к сатане?.." Как стрелы огненные поразили ее сердце слова пустынника; ей тут же опротивела греховная жизнь, она глубоко вздохнула и сквозь слезы сказала старцу: "А есть ли покаяние для таких грешниц, как я?" - "Есть, - отвечал авва, - Бог не хочет смерти грешника и всегда готов принять его покаяние; ручаюсь тебе, что если и ты покаешься, Он не помянет грехов твоих..." - "Так веди же меня, куда знаешь: я хочу покаяться!" - сказала Таисия. И она встала, и немедля пошла за аввою. А тот, идя впереди, Удивлялся и помышлял: вот как бросила все за один раз! Не сделала никакого распоряжения и о доме! К вечеру достигли они пустыни. Старец устроил для Таисии постель из песку и, осенив ее знамением креста, сказал: "Спи спокойно, да покроет тебя благодать Божия". А сам отошел в сторону, и, помолившись, лег на песок и заснул. В полночь он пробуждается и видит - какой-то светлый путь идет от ложа Таисии прямо к небу, и ангелы возносят ее душу... Встает старец с пустынного ложа, подходит к Таисии, и толкает ее. Но душа ее была уже у Бога! - В трепете старец пал на землю и горячо молил Господа открыть ему волю Свою. И вот он слышит голос: "И один час покаяния Таисии принят Господом, и принят лучше, чем долгое, но...неискреннее покаяние многих других"...

Блаженна, братия, сия святая дева, которую час смертный застал на пути покаяния! Видно горячо было это покаяние, когда Господь явил ей такую великую милость! Блаженны и все те, кого смерть застает в добром деле, в добром подвиге, или на молитве, как заставала она многих подвижников святых, как застала нашего пустынножителя Саровского, старца Серафима, или же в трудах смирения, покаяния, в мире с Богом, с ближними и со своею совестью. Но горе тому, кого застанет он в греховной беспечности! Страшен суд Божий и для праведника: и «праведник, - сказано, едва спасается на сем суде, а нечестивый и грешный где явится» (1 Пет. 4; 18)? С чем и как предстанет пред всевидящие очи Судии нелицеприятного? - Что, друга мои, если час смертный застанет нас неготовыми? Ведь смерть не будет ждать нас, пока мы покаемся; она не даст ни часу, ни минуты на покаяние, и может быть завтра, может быть сегодня, сейчас, сию минуту перестанет биться наше грешное сердце, и пред нами откроется страшная дверь вечности, а за нею ждет нас Судия помышлений сердечных, и в чем застанет Он нас, в том и судить будет!.. Убоимся, братие, сего суда страшного, и будем память о нем всегда носить с собою, в своем сердце; будем просить о том Господа: «Господи! даждь ми память смертную!» Кто боится внезапной смерти, тот всегда о ней помнит; а кто о ней помнит, того Бог от нее избавит. Так говорят отцы святые подвижники.

Православным христианам известна фраза Спасителя, дошедшая до нас через Предание Церкви: "В чем застану, в том и сужу". Эти слова часто употребляются и в светской, мирской жизни, но мало кто понимает их истинный смысл.

Болезнь и смерть…

То, что стоит за этими словами, страшит и пугает многих. Нужно ли говорить об этом и как говорить на такую тему с теми, кого болезнь вырвала из круговерти суетного мира и приковала к больничной койке, кому поставлен беспощадный диагноз?

Об этом мы беседуем со священником Михаилом Хайрутдиновым, настоятелем храма во имя святой великомученицы Варвары, который находится в Клинской городской больнице. На протяжении 4 лет отец Михаил окормляет ее пациентов и почти каждый день сталкивается с болью, страданием и отчаянием.

Батюшка, Вы являетесь настоятелем больничного храма, и Вам часто приходится иметь дело с тяжелобольными людьми. Нередко встречаются и случаи, когда поставленный диагноз является беспощадным приговором. По Вашим наблюдениям, готов ли современный человек встретить смерть и готов ли говорить об этом? Ведь сейчас на Западе, а понемногу и в нашей стране, тема смерти становится почти запретной, ее все стараются избегать…

В моей практике многие люди понимают, что происходит с ними: понимают, что, возможно, им уже не выздороветь, и готовятся достойно уйти в иной мир. Они с радостью общаются со священником, исповедуются, причащаются. Но часто бывает и обратное - люди настолько "приклеены" к временной жизни, что боятся ее потерять, впадают в отчаяние.

Спрашивают: "За что мне это?" Стараешься их успокоить, утешить, направить мысли в нужное русло. Некоторые вообще не понимают, о чем я хочу сказать, потому что настолько живут этой временной жизнью, что о Жизни Вечной не хотят и слышать. Я говорю о вечности, а человек - о своих проблемах в семье и на работе, рассказывает, как молодость прожил. Но иногда даже и такой разговор полезен, потому что некоторым важно, чтобы их кто-то выслушал. Но это, к сожалению, не спасительно: душу излил, но остался при своем.

От многих приходится слышать такое: "Не дай Бог так мучиться, вот бы сразу - раз… и все". Я пытаюсь объяснять, что болезнь человека меняет. Пока здоров - бегает, весь в делах, о Боге и вспоминать некогда.

Зачастую, только попав на больничную койку, человек всерьез задумывается о смерти.

Очень многие в больнице с радостью причащаются, а потом выходят - и их церковный путь заканчивается. И все же надеюсь, что с Божией помощью какое-то семечко я закладываю в них. И кстати, молодежь лучше это понимает и исповедуется искреннее, хотя, может быть, и грешнее тех бабушек, у которых еще были какие-то моральные устои, удерживающие от греха.

Меня иногда спрашивают: "Правда ли, что там что-то есть?"

Видимо, подспудно даже неверующие понимают, что смерть - это не конец. Хочешь или не хочешь, но ты осужден на бессмертие.

Твоя душа сотворена бессмертной.

Мне кажется, очень точно эту мысль выразил протоиерей К. Островский: "Умереть нам не удастся" .

Сейчас мы еще можем что-то изменить, раскаяться, потом уже ничего нельзя будет поправить.

Нельзя спрятаться от Бога. А мы пытаемся оправдаться, считаем себя хорошими.

Бог прекрасно видит, какие мы, а мы думаем, что спрятались от Него.

О. Михаил, были ли в Вашей практике случаи, когда неверующие люди в последний момент своей земной жизни приходили к Богу?

Да, например, с одним молодым человеком в реанимации. Он за неделю воцерковился. До этого был "захожанином": раз в год исповедовался и на Пасху причащался. Потом заболел, причем никто даже не подозревал, что все будет так серьезно.

Нужно было прооперировать один орган, а оказалось все так запущено, что он попал в реанимацию и понял, что не поправится.

Сам захотел исповедаться и причаститься. И так жаждал причастия, что я такого не видел никогда. За день до смерти родственники вместе со мной пришли к нему в палату. Но первый его взгляд был не на родных, а на Чашу, которая была у меня в руках. И первые его слова были: "Ну, наконец-то"...

Часто родственники стоят перед выбором: сказать о страшном диагнозе или скрыть его от больного. Как поступить правильно?

Если родственник - человек церковный, он будет искать способы, как подготовить тяжелобольного к уходу. Кому-то можно сказать о конкретном диагнозе. А кому-то нужно объяснять, что может быть всякое, будь готов ко всему. Ты, конечно, надейся на Бога, но понимай, что все - в Божьей воле. Если даже надежда твоя не сбывается, то нужно все принять, потому что бунт ведет к катастрофе: человек себя загоняет в тупик и впадает в отчаяние. И родственники тоже должны быть готовы к разным исходам.

Когда мы говорим о необходимости причащения и исповеди тяжелобольным, то нередко получаем ответ: "Зачем вы заранее нас хороните?" Как быть в таких случаях?

Здесь невежество человеческое. И кстати, Таинство Соборования так же воспринимается. К сожалению, даже те, кто искренне считают себя православными христианами, вместо того, чтобы узнавать о Христе и Церкви, слушают бабушкины сказки. Я все время говорю: "Читайте Евангелие, и душа у вас будет поворачиваться в нужную сторону, вы и Таинства будете иначе воспринимать". Некоторые послушают, кивнут - и всё. Ответ один: "Некогда". Легче верить в различные россказни.

У меня однажды был случай: родственники попросили меня причастить одну женщину. Захожу в палату, а она на меня смотрит суровым таким взглядом. Говорю: "Вот, пришел вас причастить". Она поднимается со стула - откуда силы взялись - и говорит: "А я умирать не собираюсь". И всю палату настроила: "Если священник придет, вы ни в коем случае не соглашайтесь причащаться, а то умрете". Вся палата вот так поднялась и все смотрят на меня, как будто к ним враг народа пришел, которого надо уничтожить.

Я говорю: "Не хотите, как хотите". Развернулся и ушел. Ну что делать, нельзя насиловать волю человека, можно навредить. Стараешься объяснять, но бывает так, что не хотят слушать. Как Христос сказал: "Се, стою и стучу, кто отворит, с тем буду вечерять". Остается молиться о человеке, надеяться на волю Божию, ждать, когда Господь встряхнет его, вразумит.

Батюшка, по-разному ли умирают исповедавшийся и причастившийся, готовый к смерти человек и нераскаянный грешник?

У людей, до конца верных Христу, в глазах нет отчаяния. Понятно, что есть переживания, страдания, но эти люди думают не о том, что сейчас все кончится, а о том, какими они придут туда : "Готов я или не готов к самой главной встрече? Вдруг окажется, что я не жил в единении со Христом?" А иные думают о том, кому достанется квартира, переживают, что не все успели сделать.

А.Г. Венецианов. Причащение умирающей (1839, Государственная Третьяковская галерея)

Я пытаюсь объяснить, что всех дел не переделаешь, одно закончишь, другое начнется: огород, машина, дача... Но ничего этого ты туда не возьмешь.

То, что ты накопил в сердце своем, тем и будешь спасаться. Некоторые кивают, вроде бы все понимают, но остаются при своем. Потому что нет тесной связи со Христом. Им намного тяжелее. Они, практически, все время пребывают в унынии. Им и боль переживать труднее, они зациклены на своем страдании.

Человек искренне, слезно кающийся уходит иначе, совсем по-другому. Вот недавно умер человек, который до последнего оставался верным христианином. Он лежал полгода, не вставая.

После соборования у него началось улучшение, Господь дал ему еще шанс. И он этим шансом воспользовался, хотя до болезни был не очень церковным человеком. Затем он снова полгода пролежал в больнице и с глубокой верой подошел к концу жизни.

Когда его отпевали, было не горестное, а радостное чувство. Еще пример. У одной девушки был сильный диабет, уже стала зрение терять, ходила с трудом. До последней минуты она все время звала священника, каялась в грехах, понимала, что уходит, но не цеплялась за жизнь, а смиренно приняла то, что ниспослано и сколько ей отпущено.

У парня, который умер в реанимации, в глазах было что-то такое, чего не передать словами: как будто он находился уже в другой реальности. Митрополит Антоний Сурожский говорил: "До тех пор нам не поверят, пока не увидят Царства Божия в наших глазах". В данном случае это явно было видно.

- Как правильно понимать слова Спасителя: "В чем застану, в том и сужу?"

Это так называемая аграфа - изречение Господа нашего Иисуса Христа, не вошедшее в четыре Евангелия, а дошедшее через творения древних христианских авторов. Мысль эта находится в полном согласии со словами Евангелия: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24, 42).

Спаситель призывает нас не быть беспечными, нерадивыми, но вести добродетельную жизнь. Мы всегда должны быть готовы встретить Его и явиться на Суд. Поэтому-то Христос и сказал: "В чем Я застану вас, в том и буду судить".

На эту тему в Евангелии есть несколько притч. В притче о благочестивых и неразумных девах одни были готовы к приходу жениха - Христа, в их светильниках было масло, а другие - не готовы.

В другой говорится, что смертный час придет как вор, как тать, неожиданно. Или, например, Мария Египетская. Если бы Господь судил ее за то, какой она была раньше, то о святости никакой речи не могло быть, а Он ее принял в том состоянии, к какому она пришла в конце жизни. Опять же, разбойник, распятый на кресте по правую сторону от Христа.

В последнюю минуту он покаялся и услышал слова Спасителя: Ныне же будешь со Мною в раю . Бог судить будет не за то, какими мы были, а за то, какими стали.