Каждый автолюбитель, который ценит качественный звук, хоть раз задумывался о необходимости подключения хорошей акустической системы. Разумеется, ни одна нормальная акустика не обходится без установки такого важного элемента, как усилитель. В статье мы расскажем о том, как своими руками подключить усилитель к магнитоле, что для этого необходимо и как правильно подобрать место для саба.
Если не знаете, как поставить и как подключить , то необходимо ознакомиться с некоторыми нюансами этого вопроса. Просто так установить сабвуфер туда, куда будет удобно вам — не лучший вариант. Чтобы звучание было наиболее качественным, следует учесть несколько моментов, о которых расскажем ниже.
Перед тем, как осуществить , необходимо определиться с местом. Место расположения определяет длину проводов, которые будет использовать для подсоединения устройства к колонкам. Если решили произвести монтаж саба в багажнике, то учтите, что для подсоединения к магнитоле потребуется купить провода для подключения к ней и к динамикам. Это около 5 метров для мультимедиа системы и около 3-5 метров для каждой колонки. Этот параметр необходимо точно рассчитать, поскольку кабеля будут укладываться в обшивке, а значит, не по прямому участку.
Выбирая место для устройства, учитывайте, что саб выделяет много тепла. Чтобы правильно установить элемент согласно схеме, подберите место, где будет нормальная циркуляция воздуха. Никогда не ставьте саб боком или вверх ногами, не накрывайте устройство вещами или ковриками. Если установка усилителя будет осуществляться под водительским сиденьем, то сможете сэкономить на проводке, тем более, что чем меньшей будет длина кабеля, тем лучше будет звук. Так как на длинном проводе может теряться часть сигнала.
Если решили установить два усилителя с линейными выходами, то один из них можно поставить впереди и подключить его к колонкам, а второй — сзади и подсоединить к сабвуферу.
Вариантов правильной установки устройства с линейным выходом и подключения к авто много, каждый из них рассмотрим вкратце:
Установка усилителя и подключение к штатной автомагнитоле и двум или четырем динамикам осуществляется с применением специальных проводов. Все просто — идете в магазин и приобретаете готовый комплект кабелей для монтажа. Если провода изготовлены в Китае, то учитывайте, что качество звука будет более низким, но такой вариант будет оптимальным, если занимаетесь данной процедурой впервые. Но если хотите добиться отличного качества звука из двух колонок или четырех, то желательно приобрести эти кабеля отдельно.
Точных правил для установки устройства в авто нет, но оптимальным вариантом будет использование медных многожильных проводов. Помните, что обычные одножильные провода для этого не подходят, покупайте только многожильные кабеля. Если выполняете процедуру монтажа впервые, то рекомендуем приобрести провода ПВС — они продаются в тематическом магазине с электрикой. Для передних двух и задних динамиков подойдут провода ПВС 2*2,5, для твиттеров — 2*1,5, а если решили дополнительно установить сабвуфер, то маркировка должна быть 2*4. Многое зависит от длины кабеля и мощности динамиков — если провод длинный, то он должен быть наиболее толстым.
Аналогично решается вопрос с подключением силовых кабелей для усилителя, то есть подключения к плюсу и минусу. Автолюбители утверждают, что если устраивает простая музыка без эффектов, то подойдут обычные кабеля — один подсоединяется к кабелю, питающему штатную магнитолу, а другой — к кузову авто, то есть массе. Не рекомендуем так делать, т. к. при работе мультимедиа системы могут возникнуть потери, а это отразится на качестве звука.
Оптимальным вариантом будет монтаж силовых кабелей от устройства напрямую к аккумулятору машины, для этих целей используется наиболее толстый провод. Сегодня автомобилисты выбирают кабеля бренда КГ, толщина которых составляет 25-35. Помните, что плюсовой кабель необходимо подключать через предохранитель, его номинал выбирается в соответствии с номиналом предохранителя, установленного на усилке.
Что касается дополнительного предохранителя, то его желательно установить на расстоянии не дальше, чем 0.3 м от АКБ машины. Неважно, где будет установлено устройство — на полке, под сиденьем или в другом месте — чтобы подключить питающий кабель, используйте одножильный провод, он никак не повлияет на качество звука.
Если нет желания приобретать кабеля типа ПВС или КГ, можно остановить выбор на специальных акустических элементах. Их качество по сравнению с многожильными, на порядок ниже, но они подойдут для монтажа простой акустики в машине. Если решили выбрать установочные комплекты для автомагнитолы, то лучше выбрать комплект с более толстым проводом. Это позволит улучшить качество звучания и подсоединить к кабелям два усилителя. Для этого можно использовать силовые кабеля, сечение которых будет не менее 21 мм кв., а длина должна составить не более 5 метров, минус и плюс в данном случае должны иметь одинаковое сечение.
Отдельно расскажем о межблочных кабелях. Если приобрели целый комплект для подключения, то эти провода идут в комплекте. Разумеется, они будут функционировать, но с ними нет качественного звука и не будет, для получения хорошего звучания межблочные кабеля покупаются отдельно. Провода от брендов Чернов и DAXX завоевали внимание потребителей, качество звучания при их подключении высокое. Помните, что межблочные кабеля определяют его качество.
Если решили подключить усилитель к автомагнитоле сами согласно схеме, ознакомьтесь с процессом монтажа. Нет разницы, где будет установлено устройство — под сиденьем авто, рядом с ним или на задней полке. Главное — придерживаться определенной схемы действий.
Вам потребуются:
Вы ознакомились с процессом установки усилителя и подключения его к магнитоле авто. Если не хотите столкнуться с проблемами в будущем, то для правильного монтажа должна использоваться качественная проводка. Желание автолюбителей сэкономить в процессе установки приводит к тому, что впоследствии приходится укладывать проводку заново.
Укладка проводки для акустики не должна осуществляться рядом с проводкой питания. При взаимодействии импульсов силовые кабеля могут издавать звучание, похожее на звук сирены. Проводка для питания и аудио систем должна осуществляться по разным сторонам транспортного средства. Процедура монтажа усилка будет считаться законченной, когда проводка будет подключена. Когда все действия завершены, проверьте работоспособность устройства.
Акустические кабели для колонок приобрести не так просто, как кажется. На отечественном рынке представлен большой выбор, и их можно купить в любом магазине, где занимаются техникой. Перед тем как отправиться в магазин, необходимо оценить свои финансовые возможности. Также следует определить качество изготовления таких элементов как для колонок (какие лучше выбрать, рассмотрим ниже). При покупке данного устройства нужно обращать внимание на производителя, а также технические характеристики его продукции.
Многие люди покупают акустические кабели для колонок, не глядя, считая, что они подойдут для любой системы. Такой подход является неправильным, так как не каждый кабель будет идеальным для определенной системы. Поэтому кабеля для колонок - это серьезное дело, требующее ответственного подхода. Ниже мы рассмотрим основные критерии.
Это специальный провод, который служит для передачи от усилителей к колонкам. Он является важным элементом в Hi-Fi-системах. Случается так, что акустические кабеля включается в комплектацию к колонкам, и они выбраны не случайно. Они наиболее подходящий вариант для определенного вида Однако если набора нет, то необходимо приобретать его самостоятельно. Возникает вопрос: какой лучше акустический кабель для колонок? Как выбрать качественный?
В процессе выбора необходимо придерживаться некоторых правил:
Как подобрать акустический кабель для колонок? Как говорилось ранее, наиболее подходящим вариантом является медный кабель. Однако при его выборе необходимо смотреть на некоторые детали:
Для производства акустических кабелей применяют и другие материалы, которые в сочетании с медью дают качественное звучание.
Среди них выделяют следующие типы:
Стоит отметить, что каждый вид по-разному влияет на качество воспроизводимого звука.
Как показали многочисленные эксперименты, наилучшим вариантом для колонок являются акустические провода, выполненные из серебра. Именно они дают более качественный и чистый звук. Но есть существенный минус - высокая стоимость. Его может приобрести человек, обладающий достаточными материальными возможностями. Цена на него доходит до 100 долларов за метр.
Следующим видом являются акустические провода из монокристаллической меди. Отрицательных отзывов о данном виде не было замечено. Они качественно передают звук, даже если он имеет
Элементы из бескислородной меди не обладают постоянством. То есть они могут воспроизводить звук разного качества. Это зависит от фирмы производителя.
Композитный вид характеризуется равномерным звучанием. Отрицательной стороной является появление искажения звука. Это объясняется тем, что медный кабель покрыт луженым оловом. В любом случае, медный кабель с серебряным опылением является лучшим вариантом. Звук обладает высокой выразительностью. Его применяют в том случае, когда необходимо увеличить качество музыки.
Использование дешевых китайских моделей даже не обсуждается.
Качество и выразительность звука находится на низком уровне. Если нет достаточного количества средств, можно приобрести недорогой кабель, который производит известная фирма.
На качество звука влияет такой показатель, как изоляция, то есть материал, из которого она выполнена. Наилучшим вариантом является тефлоновая обработка. Ее качество значительно выше полипропилена.
Большинство специалистов считает, что цена элемента зависит от цены акустической системы и должна составлять 10% от ее стоимости. Например, система была куплена за 1000 долларов, значит, стоимость акустического кабеля должна составлять не менее 100 долларов.
Приобретая кабель, необходимо отталкиваться от собственных материальных средств. Если их не слишком много, можно купить небольшой кабель известного производителя. В комплектации к колонкам предоставляется инструкция. Иногда в ней указывается описание кабелей, которые подходят к данной системе. Такие рекомендации избавят владельца от поиска необходимого вида.
При подключении акустического кабеля к колонкам следует правильно измерить длину провода. Он должен подсоединяться по прямой линии, и не иметь никаких скручиваний. Такие дефекты отразятся на качестве воспроизводимого звука.
У многих людей возникает такой вопрос: какой лучше акустический кабель для колонок? Как выбрать сечение? Все зависит от передаваемой мощности. Чем она выше, тем больше должно быть сечение. На передачу сигнала существенно влияет показатель сопротивления.
Это объясняется тем, что многие колонки имеют низкий импеданс. Для этого выполняют такой эксперимент. Подключается акустический кабель с сопротивлением 1 Ом к колонкам, где сопротивление ровно 8 Ом. Конечная нагрузка определяется путем суммирования этих двух показателей.
В таком случае уменьшается показание тока и показатели передаваемой мощности. Чтобы достичь необходимых показателей мощности, нужно чтобы сопротивление кабеля составляло не более 5% от импенданса при использовании высоких частот, а для низких - не более 10 %.
Идеальный акустический кабель для колонок, сечение которого отвечает конкретным показателям и выбирается который для данной системы. Если провод не отвечает требованиям, берется другое сечение. Многие пользователи используют элементы от 2,5 до 4 мм.
После покупки в магазине необходимого провода перед человеком становится вопрос: как подключить акустический кабель к колонкам? Данную операцию рассмотрим на примере. Выполним подключение пассивных колонок к стерео усилителю. Подключение к другим системам выполняется по такому же принципу, отличие лишь в количестве колонок.
Итак, акустический кабель состоит из двух проводов. На одном из них должна быть надпись. Этот провод подсоединяется к красным клеммам. Другой провод подключается к черной клемме. Очень важно выполнить подключение по цветам. Если этого не выполнить, звук будет не четким, а также иметь малую громкость.
Такой принцип подключения, по соблюдению полярностей, производится для всех акустических систем.
Случается так, что провод уже вмонтирован в стенку, и определить какую часть подключать в необходимую клемму невозможно. В таком случае используется такой метод:
Качественный звук, что бы ни говорили среднестатистические пользователи дешевых аудиосистем - всегда радует и заставляет наслаждаться музыкой. Поэтому многие задумываются о том, чтобы организовать дома хорошую систему для прослушивания любимых записей, или же просто желают организовать себе комфортный просмотр видео с качественными звуковыми дорожками. Сегодня рынок предлагает огромный выбор качественной пассивной акустики, колонок любой мощности, выполненных в самом разнообразном дизайне. Кроме того, существуют настоящие мастера индивидуального изготовления звуковоспроизводящих систем, основанных на самых последних технологиях и гарантирующие отличное качество звука. Нередки ситуации, когда хочется купить хороший усилитель к колонкам, уже существующим и таким привычным. Либо подаренным или приобретенным специально, ввиду их отличных технических характеристик. И то, как выбрать хороший усилитель к колонкам - не такая простая задача, как может показаться, поскольку для действительно хорошего звучания придется учесть множество тонкостей.
Основные технологии, которые применяются сегодня для конструирования усилителей, следующие:
Часто можно услышать мнения о том, как выбрать усилитель к колонкам, основанные на количестве выделения тепла аппаратом. Дескать, устройства на микросхемах не греются, а транзисторные и ламповые буквально источают мощность в воздух. Это не так. Каждый усилитель к колонкам выделяет тепло, а микросхемные вдобавок проектируются так, что элементы в них работают на пределе возможностей и не гарантируют надежность и долгий срок службы в режимах максимальной отдачи мощности. Еще одно мнение, касающееся управления устройством, можно озвучить так: устройства с цифровой регулировкой звучат хуже, чем с привычными ручками. Это абсолютное заблуждение. Современный аппарат с привычной «крутилкой» громкости и тембров имеет такие же дискретные системы управления, что и модели с регулировкой пультом.
Сразу нужно отметить, что акустика и усилитель к колонкам должны находиться в балансе. Любой звукоусилитель лучше всего звучит примерно на 70% от максимальной, номинальной мощности. Поэтому существует простое правило выбора - устройство должно быть на 60% мощнее, чем акустика, которую оно будет заставлять работать. Это гарантирует минимальные искажения звука. Это правило мало применимо к аппаратам, построенным на микросхемах - они обеспечивают примерно одинаковые показатели качества воспроизведения на всём диапазоне изменения выходной мощности. Однако такие устройства выделяют тепло при работе нелинейно - чем ближе к максимуму, тем вероятнее перегрев, поэтому и подобные решения стоит выбирать, основываясь на правиле: «+60% к мощности акустики».
Для среднестатистических комнат в домах и квартирах, специально не оборудованных системами звукопоглощения, достаточно примерно 2-х – 4-х Вт на один квадратный метр помещения. Однако, некоторые пользователи предпочитают «перегруженную» звуковую картинку - так называемое концертное звучание, когда наблюдается избыток громкости аудиосистемы. Но не стоит забывать, что мы решаем, как выбрать усилитель к колонкам, которые уже существуют. Поэтому стоит добиваться нужных результатов, исходя из параметров устройств воспроизведения. В этом случае, совет по выбору надежного усилителя к колонкам будет звучать так: необходимо покупать модель, рассчитанную на большее активное сопротивление акустики, чем есть на самом деле. К примеру, модель в 75 Вт, рассчитанный на колонки с импедансом в 8 Вт, подключенный к системе с характеристикой по сопротивлению в 4 Вт, выдаст громкость, эквивалентную мощности в 150 Вт.
Последней учитываемой тонкостью является то, что производитель в характеристиках устройств указывает максимальные показатели. Если нужен действительно качественный усилитель к колонкам, стоит не полениться, заглянуть в техническую документацию и выбрать устройство по номинальной мощности.
Штатный усилитель для колонок в авто чаще всего можно характеризовать одной фразой: он идеально превращает любую музыку в радиотрансляцию. Это не относится к установкам высокого класса, хотя и они, выполненные на микросхемах, не способны воспроизводить идеально качественный звук. Неудивительно, что очень многие автолюбители решают модифицировать штатную систему, заменяя колонки и выбирая качественные модели. Совет по выбору надежного усилителя к колонкам в машине: учитывайте ограниченное пространство, отсутствие естественной вентиляции достаточной интенсивности, а также жесткие перепады температуры, присутствующие в непосредственной близости к корпусу автомобиля. Выбор устройства по мощности в авто производится по тем же параметрам, что и для домашней акустики. Главное отличие, которое присутствует в конструкции автомобильных аудиосистем - отдельные усилители на каждый канал и сабвуфер. Необходимость такого шага продиктована прежде всего сложной конфигурацией салона. Чтобы добиться идеального звучания в каждой точке, приходится тщательно настраивать многоканальную систему.
Хорошие результаты показывают ресиверы. Они способны принимать многоканальный или двухканальный усиленный сигнал со штатной магнитолы, работать с декодировкой видео, обеспечивать высокое качество звука. В зависимости от потребностей автолюбителя, можно купить транзисторные системы, оснащенные устройствами балансировки мощности каждого выходного канала звука. Главный совет, как выбрать усилитель к колонкам в автомобиле - обязательно останавливать свой выбор на моделях с принудительной вентиляцией, независимо от примененных в устройстве технологий. Модели, построенные с использованием микросхем, так же сильно перегреваются, лишенные притока холодного воздуха, как и транзисторные.
Выбирая усилитель к колонкам, нужно обращать внимание на все мелочи. Солидный стальной корпус, ручки регулировки параметров и их дублирование пультом, наличие массивных радиаторов на задней части для охлаждения транзисторов, принудительная вентиляция всей конструкции - вот черты, которые отличают хорошую модель. Кроме того, на выбор хорошего усилителя к колонкам влияет методика присоединения звуковоспроизводящих устройств. Современная промышленность - царство экономии и поэтому очень популярны подпружиненные зажимы из пластика, куда просто вставляется зачищенный провод.
Подобное соединение не только ненадежно. Со временем контактные площадки окисляются, падает прижимная сила пружины, провод начинает терять контакт. При этом растет сопротивление места соединения, что самым негативным образом влияет на параметры работы системы усилителя и колонок. Не стоит забывать и помехи, скрипы и «рипение», возникающие из-за кратковременных потерь контакта. Хороший вариант соединения – штекер с большой площадью соприкосновения с гнездом, идеальный – клеммы, где провод закрепляется анодированными или медными болтиками.
Вот наконец то мы и подошли к самому интересному моменту и представляем вам наш рейтинг лучших усилителей для колонок на 2016 год. Мы собрали в нем только самые надежные и качественные модели.
Подключение усилителя к колонкам является важным этапом на пути строительства качественной аудиосистемы и имеет немаловажно значение в качестве будущего звучания музыки.
Правильное подключение гарантирует исключение выхода изделий из строя, долговечную и бесперебойную работу компонентов системы.
Процесс занимает немного времени и состоит из нескольких этапов:
На фото — схема подключения колонок к усилителю в машине:
На видео — как подключить усилитель к колонкам в машине:
Зачастую возникает вопрос, какой усилитель лучше для колонок в машину. Однако выбор усилителя зависит от мощности динамиков и стоимости всей аудио системы.
Лучшими усилителями в разной ценовой категории являются:
На видео — какой усилитель лучше для колонок в машину:
Модель Alpine PMX-F640 является одним из лучших предложений в бюджетном классе и обладает рядом неоспоримых достоинств:
Данная модель по своей стоимости и качеству звука превосходит всех своих конкурентов практически на голову.
КАК ПОДКЛЮЧИТЬ УСИЛИТЕЛЬ К КОЛОНКАМ
ИЛИ КОЛОНКИ К УСИЛИТЕЛЮ
Рассмотрим пример подключения пассивных колонок к стерео усилителю. Подключение
многоканальных систем осуществляется аналогично. Отличие только в количестве колонок.
Акустический кабель обычно имеет на одном из 2-х проводов надпись. Можно использовать
провод с надписью для соединения красных клемм, а провод без надписи - для соединения черных. Соединение
согласно цвету обязательно. В противном случае - звук будет менее прозрачным, иногда менее громким.
Правило соблюдения одинаковой полярности (красный - к красному, черный - черному) подключения касается не только фронтальных (главных) акустических систем, но и всех остальных тоже (тыловые, боковые, сабвуфер).
Если провод вмонтирован в стену и нет никакой возможности определить соответствие концов проводов возле усилителя и возле колонок, то можно попробовать следующий метод:
1) Находим пальчиковую батарейку AA (1,5 В, можно подсевшую).
2) Снимаем защитную решетку с динамиков колонок (чтобы было видно сами динамики).
3) Подключаем к клеммам колонок 2 проводка.
4) Подключаем к "минусу" батарейки провод, идущий к черной клемме, а к
"плюсу" - провод идущий к красной клемме. Смотрим и запоминаем в какую сторону идет ход диффузора
(мембраны) динамика (наружу или внутрь).
5) Подключаем к колонкам акустический кабель, которым колонки будут окончательно
соединяться с усилителем.
6) Подключаемся батарейкой к этому акустическому кабелю уже со стороны усилителя
(ресивера). Меняя полярность добиваемся того, чтобы ход диффузора был в ту же сторону, что и в пункте
4).
7) Провод акустического кабеля, подключенный к плюсу батарейки, подключаем к красной
клемме усилителя. Второй провод - к черной.
Биампинг (Bi-Amping)
- это подключение высокочастотных
и средне-низкочастотных динамиков к двум отдельным усилителям. Позволяет в некоторых случаях лучше согласовать
динамик и усилитель за счет увеличения значения нагрузки на усилитель. В случае штатного (параллельного)
подключения обоих динамиков колонки, их суммарное сопротивление (общее сопротивление колонки) меньше,
чем сопротивление любого из динамиков. Положительный результат не гарантирован.
Би-варинг (Bi-wiring)
- это подключение высокочастотных
и средне-низкочастотных динамиков к одному усилителю двумя отдельными проводами. Позволяет в некоторых
случаях лучше согласовать динамик и усилитель за счет уменьшения сопротивления проводов (по отношению
к сопротивлению динамика). Положительный результат не гарантирован.
Что выбрать: ресивер или усилитель?
Ресивер - это усилитель, оснащенный дополнительно радиоприемником и декодером (расшифровщиком)
закодированных в разных форматах (Dolby D, DTS и пр.) многоканальных сигналов.
Если мы собираемся смотреть кино - то мы можем либо взять ресивер, либо взять декодер
и несколько (по общему количеству каналов) стерео или моно усилителей.
Бытует мнение, что для прослушивания музыки лучше купить стерео усилитель. Он-де вносит меньше искажений всякими дополнительными устройствами. Но это не всегда так. Тут, как и обычно, стоит вопрос в цене. Стоимость усилителя/ресивера ориетировочно (не прописная истина) должна составлять 40 - 100% от стоимости комплекта акустики (не включая сабвуфер).
Производители играются этими значениями в рекламных материалах, поэтому полезно будет
знать виды мощностей, которые встречаются в описании усилителей:
I) RMS (Root Mean Squared) – значение мощности (среднеквадратичное или root - это
такой способ измерения мощности электроизмерительными приборами) при заданном коэффициенте нелинейных
искажений. Измерение обычно проводится для сигнала 1 кГц. Мощность раскачивается до тех пор пока коэффициент
нелинейных искажений не достигнет 10%. До достижения максимальной мощности коэффициент нелинейных искажений
как правило очень мал, а после достижения резко возрастает.
II) PMPO (Peak Music Power Output) - максимально допустимое пиковое (импульсное)
значение сигнала независимо от искажений за минимальный промежуток времени (как правило 10 миллисекунд).
Этот параметр для практического применения смысла не имее, т.к. измерение проводится на очень небольшом
промежутке времении без учета искажений. Например, в бумбоксах PMPO может достигать и 100 и 1000 Вт:)
Но это не "честная" мощность. RMS при этом может быть и 3-10 Вт.
III) DIN POWER (IEJA)- значение максимальной мощности на реальной нагрузке при заданном
коэффициенте нелинейных искажений. Измерения проводятся 10 минут для синусоидального сигнала частотой
1000 Гц при коэффициенте нелинейных искажений не превышающем 1 %.
IHF - то же самое, при коэффициенте нелинейных искажений 0,1%.
Этот вид измерений мощности наиболее "правильно" характеризует усилитель
с точки зрения потребителя.
4) Диапазон частот - это значения самой нижней и самой верхней частоты выходного сигнала усилителя, при которых уровень этого сигнала колеблется в заданных пределах (для hi-fi порядка +/- 0,5-1 дБ).
Как подобрать колонки к усилителю (практика)
Домашняя акустика
Покупатели звуковой техники подбирают пассивную акустику, провода, усилитель на слух.
Но это скорее искусство, чем точный метод. Да и оптимальным результатом такого подбора (для домашней акустики)
является не ровная громкость по всем частотам, а приемлемое (приятное слуху) звучание.
Если смотреть по техническим характеристикам усилителя и колонок, то нужно учитывать
следующее:
1) Если Вы выбрали акустические системы, то усилитель должен быть расчитан на работу
с колонками, с таким входным сопротивлением.
Обычно в усилителях имеются механические или электронные переключатели импеданса
(сопротивления) колонок. Перед началом использования колонок их надо перевести в положение, соответствующее
сопротивлению Ваших акустических систем.
К чему может привести несоответствие сопротивления колонок сопротивлеию номинальной
(на которую усилитель рассчитан) нагрузки (подключаемых колонок) усилителя? В худшем случае к выходу усилителя
из строя. А в обычном случае к гораздо худшему качеству звучания. Т.к. ухудшается согласование по частоте
усилителя и акустических систем.
2) Усилитель ресивер должен обеспечивать мощность не менее 33% от максимальной мощности
колонок. Провода чем толще, тем лучше (сечением не менее 1,5 мм.кв.). А остальное подбирается исключительно
на слух.
Студийное оборудование
Для музыкальной (студийной) техники - студийных мониторов преимущественно применяется
другой метод. Используется преимущественно активная (со встроенным усилителем) акустика. Это позволяет
полностью избавиться от акустических кабелей и в заводских условиях максимально выровнять частотную характеристику
акустической системы (акустика + усилитель).
Методика примерно следующая:
В безэховой звукоизолированной комнате с помощью поверенных (проверенного и сертифицированного
соответствующими уполномоченными органами) измерителя звукового давления и генератора сигналов измеряется
частотная характеристика давления. На разных звуковых частотах измеряется звуковое давление при неизменном
уровне сигнала на входе усилителя. Подбором радиоэлементов схемы усилителя и частотных фильтров активной
акустической системы, а также регулировкой настроек добиваются возможно одинакового звукового давления
на разных частотах.
Как подобрать колонки к усилителю (теория)
Мы используем эту звуковоспроизводящую аппаратуру для следующих целей:
1) Прослушивание музыки
2) Просмотр кино
3) Cоздания музыки (мониторинг, сведение)
Для звуковой аппаратуры, используемой для создания музыки главное - вносить минимум
искажений в воспроизводимую фонограмму.
Для бытовой аудиотехники более позволительно вносить некоторые искажения, которые
могут даже приукрашивать звук. Поэтому и существует мнение, что одна система больше подходит для тяжелого
металла, другая - для электронной музыки, третья - для джаза, четвертая - классики.
Однако, для качественных студийных мониторов (колонки, используемые в студии при
создании музыкальной фонограммы) вообще не должен вставать такой вопрос: для какого стиля более подходят
данные мониторы? Да, для любого!
В идеале система усилитель - акустический кабель - акустические
системы
не должна вносить никаких искажений в звучание фонограммы, которую записали на студии
основываясь на звучании качественных мониторов. Музыканты и звукорежиссер настроили звучание музыкального
произведения таким образом, чтобы повторить его эмоциональное воздействие на бытовой акустике.
Уши слушателя воспринимают звуковое давление воздуха.
Акустические системы это звуковое давление создают.
Акустические системы в свою очередь преобразуют электрический сигнал фонограммы (музыкальной
записи) в звуковое давление воздуха. Зависимость звукового давления на уши (громкости) от частоты звука
(высоты ноты) - назовем условно частотной характеристикой звукового давления колонок (или частотной характеристикой
чувствительности колонок).
Если мы подаем на вход колонок сигнал с одинаковым напряжением (пусть это будет 5
Вольт) на разных частотах (играем ноты разной высоты), то громкость звучания разных нот будет разной,
т.к. Ми 1-й октавы будет создавать, к примеру, давление 1, Ми 3-й октавы - 2, а Ми 6-октавы - 0,5. Значения
давлений условные.
ВЫВОД 1:
Даже если мы имеем идеальный усилитель, выдающий во всем звуковом диапазоне (для
любой музыкальной ноты), идеально одинаковое напряжение электрического сигнала, то звуковое давление (громкость
звука) реальной акустики, подключенной к этому усилителю, все равно будет разным для различных частот
(нот).
Влияние акустического кабеля
Но это еще не все:) Чтобы понять вопрос электрического согласования (подбора) пары
усилитель - колонки нам нужно обратиться к основам электротехники, в которые я постараюсь глубоко не нырять.
Пусть меня строго осудят знатоки электротехники (а заодно и гидродинамики с сантехникой) за грубые допущения
и неправильные термины, но постараюсь объяснить так, чтобы было понятно даже людям далеким от техники.
1) Усилитель имеет выходное сопротивление. Это значит, что если выход усилителя перемкнуть
проволокой (крайне не рекомендуется:)), то через эту проволоку потечет ток. От величины выходного сопротивления
усилителя зависит величина тока. Этот процесс можно сравнить с замкнутой кольцевой водопроводной трубой,
воду через которую гонит насос. Сопротивление - это краник врезанный в эту трубу. Откроем его полностью
- сопротивление равно 0, ток максимальный. Полностью перекроем - сопротивление равно бесконечности,ток
прекратился (ток равен 0).
2) Колонки имеют входное сопротивление. Теперь к выходу усилителя подключаем акустические
системы. Это будет, как если бы в нашу водопроводную трубу врезать еще один краник (сопротивление колонок).
Чем больше прикрыт этот вентиль, тем больше сопротивление колонок, тем меньше поток воды в трубе.
3) Ах, да, мы же забыли самое важное, предмет дискусий hi-fi журналов и холливаров
интернет-форумов - акустические кабели, соединяющие колонки с усилителем. Они тоже имеют электрическое
сопротивление. Врезаем в нашу кольцевую трубу еще по кранику с каждой стороны (1 провод - 1 кран) от краника
колонки. Эти краники также влияют на поток воды в трубе.
4) Что такое сопротивление мы примерно поняли. А теперь забудем о водопроводных трубах.
Иначе мы совсем запутаемся.
Усилитель отдает свою электрическую энергию колонкам. Колонки преобразуют электрическую
энергию усилителя в энергию звукового давления. По законам электротехники, чтобы усилитель отдал 100%
своей энергии колонкам его выходное сопротивление должно равняться входному сопротивлению колонок. Если
выходное сопротивление усилителя отличается от сопротивления колонок, то усилитель отдает колонкам только
часть своей энергии.
На разных частотах (для разных нот) сопротивления усилителя и колонок меняются. И
они меняются поразному. Таким образом, усилитель на разных частотах отдает в колонки то больше энергии,
то меньше. Чем меньше энергии попадает в колонки, тем ниже громкость звука.
Для примера (вымышленного, но наглядного:)) возьмем следующие частоты:
20, 1000, 20000 Гц.
Допустим усилитель на этих частотах имеет сопротивление:
2, 4, 3 Ом.
Колонки на этих частотах имеют сопротивление:
8, 10, 6 Ом.
Соответственно на разных частотах в колонки попадет различное количество энергии:
10, 12, 11 %.
ВЫВОД 2:
В связке реальный усилитель - реальные колонки на разных частотах, в колонки отдается
различное количество энергии усилителя. Это происходит из-за того, что выходное сопротивления усилителя
и входное сопротивление колонок изменяются по-разному на различных частотах.
На эту неравномерность накладывается неравномерность звукового давления на разных
частотах (см. вывод 1). Что делает настройку этой связки уши человека - колонки - усилитель еще сложнее.
Но вернемся к акустическим кабелям, соединяющим усилитель и колонки. Если они слишком
тонкие (сечение менее 0,5 квадратных миллиметров) и/или слишком длинные они могут уже иметь сопротивление,
сравнимое с выходным сопротивлением усилителя и входным колонок.
В звуковом диапазоне сопротивление акустического кабеля остается практически неизменным,
а в сравнении с сопротивлениями усилителя и колонок, можно сказать, что и неизменным.
НО, это не значит, что на разных частотах оно одинаково влияет на долю энергии, попадающей
из усилителя в колонки.
Усилитель работает теперь на двойную нагрузку: к сопротивлению колонок добавляется
сопротивление проводов. Часть мощности усилителя теперь рассеивается на проводах (нагревает провода, не
доходя до колонок). Это приводит к уменьшению громкости звука (звукового давления). Если, например, сопротивление
колонок равно 8 Ом, а сопротивление 10 метровых тонких проводов 0,6 Ом.
Кому интересен расчет сопротивления акустических кабелей, вот он:
Удельное сопротивление меди 0,0167 Ом*мм2/м (провод сечением 1 кв.мм длиной 1 метр).
0,5 мм2 = 0,0167/0,5 = 0,03 Ом*мм2/м (провод сечением 0,5 кв.мм длиной 1 метр)
10 м x 2 = 0,6 Ом (2 провода сечением 0,5 кв.мм длиной 10 м)
См. формула и таблица сопротивлений акустических кабелей
По законам электротехники мощность рассеиваемая (выделяемая) на проводах изменяется
в зависимости от соотношения сопротивлений усилителя и колонок. А это соотношение (разница между сопротивлением
усилителя и колонок) меняется на разных частотах (для разных нот).
ВЫВОД 3:
Если бы провода не имели сопротивления, то громкость нот менялась бы по одному закону.
А при наличии постоянного сопротивления проводов - по другому. Причем провода влияют таким образом, что
на одних частотах колонки звучат громче (чем если бы провода не имели сопротивления), на других - тише.
Кроме того я скажу, то сопротивление колонок, длинных кабелей и усилителя меняются
в зависимости от частоты проходящего через них электрического сигнала. Называется это явление зависимости
сопротивления от частоты реактивным сопротивлением.
Поэтому-то в колонках hi-fi и предпочтительнее сопротивление 8 Ом и более, чтобы
снизить влияние проводов и выходного сопротивления усилителя.
Как подобрать усилитель для колонок, как подключить колонки
В этой статье мы рассмотрим, как правильно подключить колонки к усилителю, и из чего
исходить при подборе компонентов системы усилитель - акустический кабель - акустические системы.
Однако, если длина кабеля 3 м, а сечение 2,5 кв.мм, то можно считать, что его сопротивление равно 0. Дорогие и не очень дешевые фирменные кабели из качественной меди не столь склонны к окислению, чем обычный сетевой кабель для электропроводки. Поэтому лучше использовать специальный акустический кабель для подключения колонок, т.к. зачищенный от изоляции его конец со временем не сильно помутнеет и позеленеет по сравнению с кабелем для электропроводки.
Что же у нас получается в итоге?
1) Неравномерное по частоте преобразование электрической энергии в звуковую.
2) Неравномерная по частоте доля передаваемой энергии от усилителя к колонкам.
3) Эти эффекты накладываются друг на друга.
ВЫВОДЫ:
В домашних условиях (да и в лабораторных тоже) нам вряд ли удастся не добиться идеальных
технических характеристик звуковой аппаратуры.
Подбор на слух аппаратуры для домашнего кинотеатра и прослушивания музыки путем перебора
усилителей, кабелей и колонок - весьма трудоемкое занятие с субъективным (в данном случае достаточным)
результатом.
Для музыкального применения: сведения (подбор уровней громкости, наложение эффектов
и пр.) и мастеринга (подготовка окончательной фонограммы для записи на носитель) требуется более объективно
(по измерительным приборам) настроенная аппаратура. Таковой для домашних условий могут являться только
активные мониторы.
Предупрежу сразу, с непривычки чистый мониторный звук может показаться неподготовленному
слушателю "пресным" и хуже, чем звук привычной акустики. Но после того, как период адаптации
проходит, этот звук становится для истинного меломана самым лучшим:)
Что касается акустических свойств помещения, то не так страшен волк, как его малюют.
В другой своей статье я рассматривал приемы подстройки звука в разных помещениях.
Тут надо учесть тот фактор, что если звукорежиссер знает на слух недостатки своей
мониторной системы (на которой он изготавливает фонограмму), то он их может откорректировать вручную.
Но это - опыт и искусство:)
НЕ НАШЕЛ, ЧТО ИСКАЛ? ПУГУЛИ: