Забытая деревня некрасов. Анализ стихотворения «Забытая деревня» Некрасова Н.А

Крепостное право в XIX веке было неким пережитком прошлого. Соответствующего мнения придерживался и Николай Алексеевич Некрасов. По его мнению, и по мнению многих других людей, с прогрессивными взглядами, такое явление просто недопустимо для европейской страны, а Россия в то время считала себя таковой, но только избавляться от рабовладельчества никак не хотела.

Это было лишь маленькой частичкой того, что по-настоящему возмущало писателя. Больше всего он ненавидел слепую веру крестьян в некую высшую справедливость. Как ни странно, но большая их часть считала своего помещика, чуть ли не богом на земле. Их мнение на этот счет было одно – помещик действительно мудр, справедлив и делает много ради своих подопечных. Это всё чиновники да управляющие не дают жизни людям.

Создание «Забытой деревни»

Эта уникальная особенность крестьянского менталитета вызвала у писателя горькую иронию и сильное возмущение. Он, в отличие от крестьян, прекрасно понимал, что помещику совсем нет никакого дела до крепостных. Единственное, что его волновало на тот момент – исправная уплата ими оброка. Все остальное их не касалось.

Некрасов, пытаясь развенчать миф о том, что помещики, якобы отличные люди, и в 1855 году создает произведение «Забытая деревня». В нем он буквально высмеивает наивность крестьян, показывает реальную власть и положение дел, такими, как они есть на самом деле. Помещики действительно обладают полной властью в своих угодьях, но всем руководят управляющие, а крестьяне – низшее звено в цепочке, на котором каждое последующее только наживается, становясь сильнее.

Стихотворение начинается с обращения старушки к бурмистру. Ей требуется немного леса, для того чтобы восстановить свою старую халупу. Это вполне себе обычная просьба, на которую она получает отказ. Бурмистр прямо заявляет, что: «нет лесу, и не жди - не будет!» Но пожилая женщина уверена, что вот скоро приедет барин и все уладит, ей не стоит ни о чем беспокоиться. Она, естественно, вожделеет, что в скором времени получит то, чего хочет.
Таким образом, Некрасов говорит о наивности всех крестьян. В подобную ситуацию неизменно попадают все просители, без исключения, которые желают добиться некой справедливости, кто пытается отстоять свои права. Крестьяне в своей наивной вере убеждены, что им нужно чуточку подождать, а за них все сделают, решат со временем, помогут, якобы помещик вот-вот приедет и решит их многочисленные проблемы, которых с годами становится только больше.
История данного произведения, как и большинства других, созданных Некрасовым – весьма печальная. Как можно догадаться, этими стихами писатель пытался достучаться не до крестьян, которые бы никогда их все равно не прочли, а до помещиков, высшего сословия. Несложно догадаться о том, как они приняли такую иронию по отношению к себе. Произведение вызвало лишь множество упреков со стороны представителей высшего сословия. Эта же судьба была и у многих других стихотворений, обладающих ярко выраженным социальным окрасом.

«Забытая деревня» Н. Некрасов

1
«У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди - не будет!»
«Вот приедет барин - барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу»,- думает старушка.
2
Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
У крестьян землицы косячок изрядный
Оттягал, отрезал плутовским манером.
«Вот приедет барин: будет землемерам!-
Думают крестьяне.- Скажет барин слово -
И землицу нашу отдадут нам снова».
3
Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный,
Главный управитель. «Погодим, Игнаша,
Вот приедет барин!» - говорит Наташа.
Малые, большие - дело чуть за спором -
«Вот приедет барин!» - повторяют хором…
4
Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута - урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты;
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит…
Барина всё нету… барин всё не едет!
5
Наконец однажды спереди дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом - новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету - и уехал в Питер.»

После прочтения возникает вполне естественный вопрос – почему Некрасов назвал произведение «Забытая деревня»? Все дело в том, что владельцу нет никакого дела до людей, которые там проживают. Какие нужды испытывают крепостные – совсем неважно. В результате такого халатного отношения, старушка, которой требовалась новая крыша просто умирает, не дождавшись исполнения обещания. Обманутый крестьянин же, уже наблюдает, как на куске его бывшей пашни собирает урожай другой человек. Дворовая девка по имени Наталья уже перестала и вовсе мечтать о свадьбе, так как ее жениха забрали на службу в солдаты на целых 25 лет.

Писатель говорит с некой иронией и сожалением, что деревня по-настоящему является забытой. У нее нет настоящего хозяина, честного, мудрого, который бы стал надежной опорой своим крепостным, хотя бы частично. В результате деревня постепенно приходит в упадок.

Тем не менее, наконец-то приходит момент, когда он все-таки появляется в деревушке, но в роскошном гробу. Он завещал своему преемнику похоронить его там, на месте, где был рожден, а тот, в свою очередь, родившийся далеко от сельской жизни, не собирается заниматься проблемами крестьян. Единственное, что он сделал - «слезы вытер, сел в свою карету – и уехал в Питер».

Некрасов пытается сказать крестьянам о том, что практически никому нет дела до их проблем, а вернее, открыть глаза на эту правду помещикам, которые практически все, без исключения, относились наплевательски к своим крепостным. Всё, что желал получать от своих имений помещик - доход. И как бы крепостные не молились на своего хозяина, ему, как правило, не было до этого никакого дела.

Заключение

Почему же Некрасов выбрал для своего стихотворения именно тему крепостного права? Это была очень большая проблема в свое время, а помещики в XIX веке практически все, поголовно, были такими как описано в этом произведении. Таких «Забытых деревень» в России на тот момент насчитывалось огромное количество. Владельцы роскошных имений всегда пытались обосноваться в городе, полагая, что такая сельская жизнь – не для них. Они все пытаются ближе подобраться к высшему свету, светской жизни, постепенно забывая об обычных людях.

В некоторых селениях, ситуация и вовсе выходила из ряда вон – крестьяне не видели своих помещиков целыми десятилетиями, что вторым казалось нормой. Они очень сильно свыкались с этим, принимали такое положение дел как данное, будто оно и должно быть, так и никак иначе. Своим царем и богом считали управляющего, целенаправленно расхищающего барское имущество.

Некрасов прекрасно понимает, что, создавая данное произведение, он не достучится до крестьян, по той простой причине, что им не суждено прочесть стихи. Писатель пытается сказать своим произведением, чтобы сами владельцы крепостных судеб перестали быть эгоистами, взывая к человеколюбию, ведь их эго попросту может лишить жизни множество судеб, собственно, о чем и сказано в произведении.

Как можно догадаться, это стихотворение и множество других, обладающих некой иронией по отношению к высшему сословию было принято, что называется «в штыки». Ярко выраженная социальная окраска никогда не пользовалась большой популярностью у высших слоев, потому как в большинстве своем, она омрачала их. По их мнению, такие «мужицкие стихи» просто позорят русскую поэзию, хотя мы прекрасно знаем, почему они им не нравились.

Некрасов прекрасно понимал, значимость своих творений. Современники не могли оценить его творчество однозначно, правда часто принимается в штыки. Общество, которое по-настоящему погрязло в пороках и страстях, никогда не будет радо такой правде и истине, о которой говорил Некрасов в своих стихах.

Николай Алексеевич не ставил своей целью перевоспитать высший свет, он просто пытался достучаться до очерствелых душ помещиков и чиновников. Свою лепту в формирование общественного мнения он, несомненно, внёс. Отчего его вклад у русскую литературу по праву считается бесценен.

«Забытая деревня» Николай Некрасов

У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди — не будет!»
«Вот приедет барин — барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу»,- думает старушка.

Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
У крестьян землицы косячок изрядный
Оттягал, отрезал плутовским манером.
«Вот приедет барин: будет землемерам!-
Думают крестьяне.- Скажет барин слово —
И землицу нашу отдадут нам снова».

Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный,
Главный управитель. «Погодим, Игнаша,
Вот приедет барин!» — говорит Наташа.
Малые, большие — дело чуть за спором —
«Вот приедет барин!» — повторяют хором…

Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута — урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты;
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит…
Барина всё нету… барин всё не едет!

Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом1 показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом — новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету — и уехал в Питер.

Анализ стихотворения Некрасова «Забытая деревня»

Николай Некрасов был убежден, что крепостное право является не только пережитком прошлого, но и совершенно недопустимым явлением в европейской стране, которой себя считала Россия в середине 19 века. Однако еще больше поэта возмущала слепая вера крестьян в высшую справедливость. Своего помещика они считали чуть ли не богом на земле, полагая, что он мудр и справедлив. Именно эта особенность крестьянского менталитета вызывала у Некрасова горькую иронию: поэт прекрасно понимал, что в подавляющем большинстве случаев помещикам нет никакого дела до нужд крепостных, их интересует только исправная уплата оброка, позволяющая им безбедно существовать.

Пытаясь развенчать миф о добрых хозяевах жизни, в 1855 году Николай Некрасов написал стихотворение «Забытая деревня», в котором высмеял не только наивную веру крестьян в своих благодетелей, но и показал, что реальная власть в родовых имениях принадлежит не помещикам, а управляющим, которые за спиной у владельцев усадьб наживаются на горе крепостных. Это произведение начинается с обращения старушки к бурмистру с просьбой дать ей немного леса, чтобы подлатать старую избушку. На что женщина получает отказ и обещание, что «вот приедет барин», и все уладит. Точно в такую же ситуацию попадают все просители, которые хотят добиться справедливости и отстоять свои права. Крестьяне убеждены, что нужно лишь немного потерпеть, чтобы добрый помещик осчастливил их своим визитом и помог решить многочисленные проблемы.

Но деревня, которую описывает в своем стихотворении Некрасов, действительно является забытой . Ее владельцу нет никакого дела до того, какие нужды испытывают его крепостные. В результате старушка умирает, так и не дождавшись леса на новую крышу, обманутый крестьянин, у которого отобрали кусок пашни, наблюдает, как более удачливый соперник уже собирает на его земле урожай. А дворовая девка Наталья больше не мечтает о свадьбе, так как ее жениха забрали в солдаты на долгие 25 лет.

С иронией и грустью поэт отмечает, что деревня приходит в упадок, так как у нее нет настоящего хозяина, мудрого и справедливого . Однако настает тот момент, когда он все же появляется в своем имении. Но – в роскошном гробу, так как завещал похоронить себя там, где и появился на свет. Его преемник, далекий от сельской жизни, не намерен решать крестьянские проблемы. Он лишь «слезы вытер, сел в свою карету – и уехал в Питер».

Следует отметить, что в середине 19 века таких «забытых деревень» в России было довольно много. Владельцы некогда роскошных поместий считали, что сельская жизнь – не для них, поэтому стремились обосноваться в городе, поближе к высшему свету. В некоторых селах крестьяне не видели помещиков десятилетиями и настолько свыкались с этим, что своим царем и богом считали управляющего, целенаправленно расхищающего барское имущество. Пытаясь развеять миф о справедливом и мудром помещике, Некрасов не пытался что-то оказать самим крестьянам, так как им все равно не суждено было прочесть стихи поэта. Автор обращался к тем, от кого напрямую зависела судьба и жизнь крепостных, взывая к их человеколюбию. Однако его ироничные стихи, равно как и другие произведения, имеющие ярко выраженную социальную окраску, вызвали лишь упреки со стороны представителей высших слоев общества, которые считали, что «мужицкие стихи» позорят русскую поэзию. Тем не менее, Николаю Некрасову все же удалось изменить общественное сознание, хотя до самой смерти поэт был убежден, что его произведения не нужны современному обществу, погрязшему в пороках и страстях, а поэтому лишенному сострадания к тем, кто обеспечивает его благосостояние.

Стихотворение «Забытая деревня» написано Некрасовым в 1856 г. и опубликовано в собрании сочинений 1856 г. Первоначально называлось «Барин».

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру гражданской лирики и поднимает проблему забытых, заброшенных помещиками деревень. После публикации рецензии Чернышевского в «Современнике» № 11 за 1856 г. цензура усмотрела в стихотворении аллегорию: в образе старого барина увидели умершего в 1855 г. царя Николая І, новый барин – это Александр ІІ, а забытая деревня – вся Россия. Но стихотворение следует трактовать шире.

Некрасов как поэт-реалист выбрал для эпических героев наиболее яркие, типичные образы крестьян. Бабушка Ненила – воплощение крестьянской нужды и тупого терпения, Наташа отражает тяжёлую судьбу крестьянской женщины, не принадлежащей себе и зависящей от прихоти управляющего, вольный хлебопашец Игнат забрит в солдаты из-за несовершенства законов, из-за взятки земля отнята у крестьян. Типичны также представители власти. Барин не только не вмешивается в проблемы и не интересуется ими, но и не помнит о своей деревне, в которой ему суждено только быть похороненным. Сердобольный немец главный управитель распоряжается судьбами крестьян по своему усмотрению, не позволяя Наташе выйти замуж и преследуя собственные цели. Бурмистр (сельский староста) думает о своей выгоде, а не о крестьянской, взяточник-чиновник подкуплен соседом-лихоимцем.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая – отдельный эпизод из жизни забытой деревни. В первых трёх строфах крестьяне надеются на то, что барин приедет в их деревню и поможет им в их бедах. В каждой строфе звучит рефрен: «Вот приедет барин».

В четвёртой строфе описана деревня через большой промежуток времени: старушка Ненила, которой нужен был лес для починки избушки, умерла, отнятый у крестьян соседом кусок землицы приносит высокие урожаи, Игнат, который хотел жениться на Наташе, «угодил в солдаты». В этой строфе слышится разочарование, подчёркнутое рефреном: «Барин всё не едет».

Пятая строфа тоже отдалена во времени от предыдущей. Она описывает приезд барина на похоронных дрогах в гробу. Теперь барин не может решить не только те проблемы, которые за давностью лет не требуют решения, но и новые. А новый барин, приехавший на похороны, «вытер слёзы» и уехал из забытой деревни в Питер. Рефрен снова меняется: барин приехал в гробу, умерла даже надежда на изменения.

Тема стихотворения отражена в названии: забытая деревня, оставленные помещиком и зависимые от него крестьяне, жизнь которых проходит в несбывшемся ожидании.

Основная мысль стихотворения: развенчание мифа о добром барине, на которого можно надеяться. Жизнь крепостного крестьянина неинтересна помещику. Если обобщить: крестьянам нечего надеяться на помощь свыше.

Тропы и образы

Крестьянку Ненилу Некрасов описывает с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: бабушка, старушка, избёнка, избушка. Такие же суффиксы употребляются для описания крестьян или их имущества: косячок землицы, Игнаша, Наташа, парнишки.

Представители власти описаны отрицательными эпитетами или приложенями-характеристиками: лихоимец жадный, сосед-плут. Управляющий-немец называется сердобольным (ирония). Глаголы Некрасов использует просторечные, передавая живой крестьянский язык: оттягал, погодим, перечит, угодил в солдаты, не бредит свадьбой.

Сам барин как существо, недоступное крестьянам, не описан, а эпитеты описывают его гроб (высокий, дубовый).

Стихотворение – отрезок жизни забытой деревни, за который сменились поколения, выросли дети и постарели взрослые. Читатель видит происходящее глазами крестьян и воспринимает события через призму их сознания.

Идея стихотворения близка к идее древнегреческой трагедии: жизнь человека полностью зависит от воли богов, он не в силах изменить ни обстоятельства, ни собственную жизнь, может только покориться. Рефрен первых трёх строф звучит как реплики героев трагедии, надеющихся на помощь высших сил (барина). В третьей строфе крестьяне объединяются в хор, который, подобно древнегреческому, указывает на всемогущество судьбы (барина). В четвёртой строфе герои и хор теряют надежду, а в пятой происходит невиданное в древнегреческой трагедии: смерть не героя, а бога. Таким образом, Некрасов показывает трагедию человека, судьбой которого ничто не управляет, мир мёртвых богов. Забвение – худшее наказание для человека.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником с четырьмя ударениями в строке. Близость к тоническому стиху подчёркивает народность, песенность. Строфы состоят из 6 строчек с парными женскими рифмами, чаще всего банальными, как в народной поэзии.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова

Стихотворение Некрасова «Забытая деревня» не оставит ни одного читателя равнодушным, потому как поднимает она социальную тему - проблему равнодушия властей. Эта тема будет актуально всегда, ведь идеальное государство, где господствует равенство – утопия.

Основная тема стихотворения, непосредственно, несправедливость. В сюжете фигурирует несколько действующих лиц – это бабушка Ненила, Наташа и ее возлюбленный Игнат. Все они становятся жертвами неправомерного поведения помещиков, которые считают, что крестьяне – это рабочий класс, которому не позволено иметь какие-то интересы, желания и потребности. Барину все равно на их жизнь, благосостояние и здоровье. Он заинтересован исключительно в собственном благополучии. Управитель деревни делает все, что ему заблагорассудится, единственная его цель – получение прибыли.

Крестьяне же в стихотворении предстают как довольно доверчивый и недалекий народ. Они слепо верят в то, что стоит ждать помощи от помещиков, которые не оставят их и будут искренне заинтересованы в том, чтобы их проблемы были решены.

Каждая строфа представляет собой небольшой рассказ о жителе деревни. С каждой строчкой стихотворение все больше пронизывается болью и разочарованием.

Стихотворение написано в своеобразной форме. Стихотворение чем-то напоминает протяжную заунывную песню.

Стихотворение Некрасова оставляет довольно грустное ощущение после прочтения. Читая его, словно невольно становишься участником этой незаслуженной человеческой несправедливости. Крестьяне были совершенно беспомощны, им некуда было обратиться с помощью. Единственное, что оставалось делать в этой ситуации – покорно ждать, а это, пожалуй, самое отвратительное и утомительное занятие. Ведь этот вопрос и сейчас стоит довольно остро. Да, сейчас давно не тот строй, о котором повествует Некрасов, но разве в глухих деревнях и провинциях нет таких же людей, обреченных на безразличие и равнодушие со стороны властей?

Вариант 2

Некрасов считал и был настойчив в своих убеждениях о том, что крепостное право в государстве, стремившегося походить на европейские страны не должно быть крепостного права. Это было совершенно недопустимо для России 19 века. Но больше всего его возмущало не то, что люди считались рабами, а их искренняя и глупая вера в справедливость свих хозяев. Например, помещика, у которого они трудились, считали самым справедливым и умным. Именно это восприятие действительности крестьянами вызывала у Некрасова одновременно злость и иронию. На самом деле поэт видел со стороны, что богатым людям, у которых служили крестьяне, совершенно неозабочены их проблемами, им наплевать на чувства и сложную жизнь крестьян. Для помещиков главное вовремя заплаченные налоги, что помогает им жить безбедно и спокойно.

Некрасов пытался хоть как-то повлиять на мнение крестьян, открыть им истину на поведение их хозяев и поэтому написал замечательное произведение в стихах «Забытая деревня» в 1855 году. В нем он с долей иронии смеялся над открытой глупостью по отношению к своим помещикам. Он указал на то, что в реальности помещики ничего собой не представляют, на самом же деле ими руководят высшие чины, которые играют ими как марионетками, а так же наживаются за счёт помещиков и, соответственно, крестьян.

Стихотворение начинается с того, что старушка-крестьянка приходит к бурмистру и просит его дать немного досок, так как ее старенькая избушка стала разваливаться. Но мужчина ей отказывает, ссылаясь на то, что он может это сделать только с разрешения барина, который уехал. То же самое происходит и с просьбами других крестьян, которые пришли просить помощи в решении их проблем. Но крестьяне, так и не понимают, что их трудности никто не будет решать, они продолжают ожидать и жить с верой в то, что их благодетель приедет и быстро всем поможет.

Горькая правда жизни, описанная в «Забытой деревне» Некрасова приводит читателя в негодование. Помещику нет никакого дела до горя и трудности его крестьян. Старушка, так и не дождавшись, что ей дадут досок на новую крышу, умерла, у крестьянина, приходившего просить справедливости, отняли часть пашни. Его соперник уже начал собирать первый урожай. Наталья, девушка, мечтавшая выйти замуж, так и не стала женой. Молодого человека отправили на долгие 25 лет служить в армию.

Деревня полностью разоряется, старый помещик умирает, а молодой мужчина, пришедший на похороны немного всплакнув, уезжает в город навсегда. Он не стал и даже не собирался решать проблемы крестьян, так как не был приучен к сельской жизни.

Больше всего Некрасов пытался достучаться не до самих крестьян, которые вряд ли бы прочитали его произведение, а до представителей высшего общества. Ведь именно от них полностью зависела судьба простого народа, его благополучие и будущее страны в целом. Но до последнего момента писатель не мог поверить в то, что все-таки наступит справедливое время и крестьяне станут свободными и независимыми.

Анализ стихотворения Забытая деревня по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пушкина Пущину 6 класс

    У Александра Сергеевича Пушкина было много друзей в то время, когда он учился в лицее. Но всех ближе ему был Пущин. Между ними сложились очень близкие и искренние отношения. Между ними было и много общего

  • Анализ стихотворения Памяти Добролюбова Некрасова

    Это стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки, а ещё одна строфа – заключительная – из семи. В стихотворении Некрасов воспевает образ Добролюбова. Поэт пишет, какой была эта личность.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой…

    Стихотворение было написано поэтом в преддверии 18-летия. В то время в России была популярна поэзия европейского романтизма. В стихотворении автор использует сравнение лирического героя с Байроном

  • Анализ стихотворения Фонтан Фета

    Это произведение было создано летом 1891 года, стихотворение написано в особом лирическом тоне, которое приобретается благодаря использованию слова «мы». Так автор моделирует существующее пространство, которое

1
У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: «Нет лесу, и не жди - не будет!»
- «Вот приедет барин - барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу», - думает старушка.

2
Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
У крестьян землицы косячок изрядный
Оттягал, отрезал плутовским манером.
«Вот приедет барин: будет землемерам! -
Думают крестьяне. - Скажет барин слово -
И землицу нашу отдадут нам снова».

3
Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный,
Главный управитель. «Погодим, Игнаша,
Вот приедет барин!» - говорит Наташа.
Малые, большие - дело чуть за спором -
«Вот приедет барин!» - повторяют хором…

4
Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута - урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит…
Барина всё нету… барин всё не едет!

5
Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом - новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету - и уехал в Питер. 1

1 Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 141–142.
Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1856, с. 34–36. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».
Автограф с датой: «2 окт Ночь» - ГБЛ (Зап. тетр. № 2, л. 8–9); в этом автографе зачеркнуто первоначальное заглавие «Барин» и надписано: «Забытая деревня». Беловой автограф принадлежал К. А. Федипу (см.: ПСС, т. I, с. 572).

В Р. б-ке и Ст 1879 неточно датировано: «1856». Год написания определяется по месту автографа в Зап. тетр. № 2, а также в связи с тем, что Ст 1856 были подготовлены до отъезда Некрасова за границу (11 августа 1856 г.).
Высказывалось мнение, будто Некрасов написал «Забытую деревню» под влиянием поэмы Д. Крабба «Приходские списки» (Ст 1879, т. IV, с. XLV; ср. комментарий к стихотворению «Свадьба» на с. 624 наст. тома). Однако сходство «Забытой деревни» с соответствующим отрывком «Приходских списков» невелико, а сюжет стихотворения разработан Некрасовым совершенно самостоятельно (см.: Левин Ю. Д. Некрасов и английский поэт Крабб. - Некр. сб., II, с. 480–482).
Перепечатка «Забытой деревни» (Вместе с «Поэтом и гражданином» и «Отрывками из путевых записок графа Гарапского») в № 11 «Современника» за 1856 г., в рецензии Н. Г. Чернышевского на Ст 1856, вызвала цензурную «бурю» (подробно об этом - Е т. II наст, изд., в комментарии к стихотворению «Поэт и гражданин»). Некоторые читатели усматривали в «Забытой деревне» политический памфлет, подразумевая под старым барином недавно (18 февраля 1855 г.) умершего царя Николая I, под новым - Александра II, под забытой деревней - Россию. 14 ноября 1856 г. цензор Е. Е. Волков докладывал об этом министру народного просвещения А. С. Норову: «Некоторые же из читателей под словами „забытая деревня“ понимают совсем другое… Они видят здесь то, чего вовсе, кажется, нет, - какой-то тайный намек на Россию…» (Евгеньев-Максимов В. Некрасов как человек, журналист и поэт. М.-Л., 1928, с. 223). Из мемуаров А. П. Златовратского известно, что «какой-то цензор» даже «донес за нее на Некрасова III Отделению» (II. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. [Л.], 1961, с. 139–140). Некрасов, вероятно, учитывал возможность подобных толкований, но смысл «Забытой деревни» гораздо шире: бесполезно народу ждать помощи «сверху», от «добрых господ». Именно в этом смысле использовал цитаты из «Забытой деревни» Д. Н. Мамин-Сибиряк - в эпиграфе к последней главе романа «Горное гнездо» (1884).
Образ бабушки Ненилы из «Забытой деревни» воспроизвел М. Е. Салтыков-Щедрин в очерке «Скрежет зубовный» (1860) из цикла «Сатиры в прозе». У Щедрина этот образ воплощает вековую нужду крепостного крестьянства: «Вот и ты, бедная, сгорбленная нуждой, бабушка Ненила. Спокойно сидишь ты у ворот покосившейся избенки твоей…» и т. д. (Салтыков-Щедрин, т. III, с. 378).
Еще до публикации в Ст 1856 «Забытая деревня» была известна в литературных кругах: так, она упоминается в письме К. Д. Кавелина к М. П. Погодину от 3 апреля 1856 г. (Барсуков Н. Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 14. СПб., 1900, с. 217). В конце 1850-х гг. хранение списков «Забытой деревни» считалось признакам политической «неблагонадежности» (Златовратский Н. Н. Воспоминания. [М.], 1956, с. 325). Сохранилось много списков «Забытой деревни»: список И. С. Тургенева с датой: «2 ок 1855» - ГБЛ, ф. 306, карт. 1, ед. хр. 9; список П. Л. Лаврова - ЦГАОР, ф. 1762, оп. 2, ед. хр. 340, л. 213–213 об; список А. П. Елагиной - ГБЛ, ф. 99, карт. 16, ед. хр. 61; список из архива PC - ИРЛИ, ф. 265, оп. 3, ед. хр. 81, л. 7–7 об.; безымянный список с заглавием «Барин» - ЦГАЛИ, ф. 1345, оп. 1, ед. хр. 751, л. 383–383 об.; безымянный список - ГБЛ, ОР, ед. хр. 256, л. 61 об. - 62 и др.
В Ст 1856 А. И. Герцен особо отметил «Псовую охоту», «В деревне» и «Забытую деревню», о которых он писал: «прелесть» (Герцен, т. XXVI, с. 69).
«Забытая деревня» - одно из первых стихотворений Некрасова, переведенных на иностранные языки. Первый французский перевод «Забытой деревни» (а также стихотворений «Еду ли ночью по улице - темной…» и «Княгиня») принадлежал А. Дюма и был опубликован еще в 1859 г. (ср. комментарий к стихотворению «Еду ли ночью по улице темной…» на с. 594–595 наст. тома).

Цуг - упряжка в четыре или шесть лошадей попарно; езда цугом была привилегией богатых и знатных господ.

у стихотворения ЗАБЫТАЯ ДЕРЕВНЯ аудио записей пока нет...