Житийная икона. Словарь

(от слова житие)

Икона , в центре (среднике) которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) - сюжеты из его жития. Сцены в клеймах иногда сопровождаются пояснительными надписями, обычно цитатами из житий. Появляются с IX века в Византии, откуда распространились на Русь, Балканы, Италию.

Получают широкое распространение на Руси с XV в. Они представляют собой обычно канонический образ святого, окруженный по периметру клеймами, то есть небольшими изображениями, посвященными различным событиям его жизни. Клейма четко отделяются друг от друга, и являют собой самодостаточный образ передающий суть подвига. Расположенные в хронологической последовательности жизни святого они составляют определенный рассказ, дают повод для включения бытовых реалий.

В верхнем ряду обычно рассказывается о рождении и о событиях ранних лет святого, в нижнем - о его кончине. Боковые ряды посвящены проявлениям его святости: чудесам, поступкам во имя веры, мученическим подвигам, явленным после смерти.

В житийных иконах вневременное, надмирное особенно отчетливо связывается с земным, житийным.

С IX в. в Византии появляются иконы , запечатлевшие житие (жизнь) того или иного святого - житийные иконы . Из Византии житийные иконы приходят в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ .

Изображённое в житийной иконе открывается человеку во всей своей полноте.

Уникальна передача времени в иконе. Святой, предстоящий молящемуся, находится вне времени, в ином мире. Но сюжеты его земной жизни разворачиваются и во времени, и в пространстве, показано рождение будущего святого, его крещение, обучение, иногда путешествия, страдания, чудеса, погребение и перенесение мощей...

Однако даже "земные" пространство и время в иконе достаточно условны: в сцене казни, например, может быть изображён палач, который поднял меч над склонившим голову мучеником, и рядом - уже отрубленная, лежащая на земле голова. Более важные персонажи нередко оказываются крупнее остальных или неоднократно повторяются в пределах одного изображения .

Клейма :

На полях средника (слева направо): святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, митрополиты Московские, Иоанн и Никита, епископы Новгородские.

На углах иконы : евангелисты Иоанн Богослов, Матфей, Марк и Лука.

На верхнем поле: Благовещение, Богоматерь Казанская, Богоматерь Знамение, три вселенских святителя Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов.

На боковых полях (слева направо): Ангел-хранитель, святители Николай Чудотворец и Иоанн Милостивый, мученик Назарий, преподобные Марк Фраческий и Иоанн Многострадальный, праведный Алексий человек Божий и преподобный Моисей Мурин, праведный Филарет Милостивый и преподобный Варлаам Хутынский.

На нижнем поле в центре – священномученик Антипа Пергамский, слева – преподобные Сергий Радонежский и Кассиан Римлянин, бессребреники Косма и Дамиан, мученица Фомаида, справа – преподобный Ипатий, архидиакон Лаврентий, мученик Иоанн Воин, великомученицы Варвара и Параскева.


Преподобный
Онуфрий Великий.
Мастерская
Соловецкого
монастыря .

2.1. Жития и житийная икона

Общеизвестно, что древнерусская живопись находилась в тесной связи с литературой. Это ставит задачу их совместного изучения, о чем много писал в последние годы Д.С. Лихачев. Нельзя не согласиться с высказанной им мыслью: «Сближения между искусствами и изучение их расхождений между собой позволяют вскрыть такие закономерности и такие факты, которые оставались бы для нас скрытыми, если бы мы изучали каждое искусство, изолированно друг от друга».

Поэтому достижение поставленной цели осуществлялось через одновременное изучение, как текстов житий, так и житийной иконы . Как известно житие воспринималось в древнерусском сознании как словесная икона святого.

Жития многократно перечитывались, охватываясь при этом в целом, как икона, как священная реалия, предназначенная для почитания, молитвы, подражания. Отношение верующего к иконе и житию во многом идентично.

Наиболее тесно икона и житие соприкасаются в житийной иконе, которая является попыткой изобразительного единения иконы и жития, словесного и живописного образа. В среднике иконы изображается святой, а на полях иконы в клеймах - эпизоды из его жития. Иконопись в своем персональном жанре дает образ святого вне конкретного исторического времени и вне времени вообще, то же самое мы видим и в среднике.

Но клейма житийной иконы , обрамляя средник, как бы окружают вечность временем. Эпизоды, изображенные в клеймах, являются лишь наиболее важными вехами, отмечающими житийный путь святого - пострижение или рукоположение, чудотворения, кончину, посмертные чудеса.

Клейма скомпонованы на иконе не столько по принципу развертывания действия во времени, сколько по принципу дополнительного свидетельства о святости изображенного; житийная икона, как и всякая икона, ориентирована не на время, а на двуединство святого места и вечности.

Таким образом, вечность, царящая в среднике иконы, только подчеркивается системой одновременно воспринимающихся клейм на полях иконы.

2.2. Различные редакции Жития Преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких.

В ходе изучения иконы необходимо было определить, по какому житию написана данная икона. Поэтому передо мной встала непростая задача – изучить и систематизировать материалы и различные редакции житий святых.

«Житие Дионисия Глушицкого известно более чем в 80 списках, из них не менее 37 – XVI века. Ни один из списков не передает в точности текста диакона Иринарха. В них читаются 4 полные редакции Жития: Основная, представленная небольшим количеством списков, минейная и краткая минейная редакции, встречающиеся только в Четьих-Минеях, Сокращённая, известная в первом списке, две редакции нового времени и значительное число проложных редакций и вариантов». ()

Итак, нам известно, что первое Житие преподобного Дионисия Глушицкого написано иноком Иринархом того же Глушицкого Покровского монастыря в 1495 г., спустя 58 лет после кончины преподобного.

В своем повествовании он основывался не только на словах и записях людей, которые слышали рассказы учеников преподобного, а также на записках очевидцев и современников. «Житие Дионисия в редакции Иринарха в смысле исторического источника принадлежит к числу немногих превосходных житий, какие можно найти в древнерусской литературе». ()

«По исследованиям В.О. Ключевского основная редакция является вторичной по отношению к минейной. Судя по всему Ключевский воспринимал минейную редакцию как текст Иринарха». (

Лучшее своё произведение - икону "Илья Пророк в двадцати шести клеймах жития" Семён Спиридонов Холмогорец написал в 1678 году - в год выдвижения на место царского жалованного изографа. Эта икона по праву должна быть названа не только шедевром мастера, но и всей русской иконописи второй половины 17 века. По-видимому, подобное значение произведению придавал и сам художник, замысливший его образцом "свободы иконного воображения", как свидетельство, подтверждающее справедливость высокой оценки, данной его творчеству лучшими изографами царской Оружейной палаты.

Впервые на этой иконе Семён Спиридонов вводит в композицию центральной части житийной иконы золотую узорчатую арку на тонких фигурных колонках. Такие арки стали в дальнейшем характерным элементом декорировки средников и на других произведениях мастера.

Композиционное решение иконы "Илья Пророк" отличается чёткостью. Строго разграничивается средник, рамка с текстом, ряды клейм. Клейма не сливаются друг с другом, а отделены одно от другого довольно широкими полосками золотых фонов. Но не смотря на обособленность каждой из перечисленных деталей, при рассмотрении иконы издали всё кажется объединённым в одно целое и служит роскошным обрамлением центрального изображения в среднике. Живописное решение икон Спиридонова столь великолепно, что их никогда не декорировали металлическими окладами, венцами и цитатами, даже когда спустя столетия живопись потемнела, когда краски образов под олифой стали не такими яркими.

Присматриваясь к лучшим творения мастера - датированным житийным иконам, можно заметить, что Холмогорец всегда с большим мастерством писал не крупные фигуры в средниках, а мелкие в клеймах. Его истинным призванием была миниатюра. В этом виде живописи он был признанным авторитетом, и мало кто из современных художнику мастеров даже среди ярославских иконописцев второй половины 17 века мог соперничать с ним в умении рисовать крохотные фигурки людей, строить замысловатые архитектурные композиции, сочинять на тексты житий святых разнообразные сцены в клеймах икон.

Семён Спиридонов писал житийные иконы, состав клейм которых не изменялся столетиями, и образа, житийные циклы которых приходилось разрабатывать почти впервые. К числу последних его работ принадлежат иконы Василия Великого и Иоанна златоуста. Василий и Иоанн - отцы церкви, составители литургии были высочайшими авторитетами в вопросах веры.

Люди в клеймах спиридоновских икон стройны и изящны. Все они облачены в нарядные красочные одежды: в традиционные иконописные хитоны и гиматии, в русские костюмы 16-17 веков, в воинские доспехи в стиле барокко. Маленькие человечки не ступают по земле, а как бы парят над нею, касаясь её ноками ног. Позы и жесты людей изыскано благородны, лишены суетности. В отличие от ярославских художников, стремившихся представить людей бегущими, бурно жестикулирующими, изобразить действие в момент наивысшего напряжения, Семён Спиридонов предпочитал сцены, развивающиеся в медленном ритме.

Вторая половина 17 века была для древнерусского человека временем глубоких перемен буквально во всех сторонах жизни. В царствование Алексея Михайловича закладываются основы российского феодального абсолютизма. Во второй половине 17 века в России создаются латинская и греческая школы. Люди тех лет спорят не только о вопросах веры, но и о многих других предметах. Русский народ с интересом и любопытством приобщается к культуре стран Европы, дивится быту иноземцев, живущих в Москве и Ярославле, но боятся заводить с ними дружеские отношения.

Мировоззрение русского художника было исключительно религиозным, темой его произведений всегда были сюжеты христианской мифологии. Но неверно думать, что русские мастера не могли в рамках этих тем выявить сюжеты, звучавшие современно, позволявшие отобразить характерные явления того времени. Настоящие художники умели откликнуться на события, происходившие при их жизни, насытить традиционное иконное изображение темами и мотивами, интересными и понятными широкому кругу современников. Например, в одном из клейм иконы "Богоматерь с младенцем на троне" изображена осада города Константинополя военными кораблями. За крепостной красной кирпичной стеной, укреплённой островерхими башнями, в городском соборе горожане и священнослужители взывают с мольбой к иконе Богоматери Одигитрии и просят помочь отразить врага. Впервые на иконах Спиридонова в этой сцене изображены грозные военные суда, вооружённые пушками, жерла которых торчат из открытых квадратных люков. Показаны различные типы кораблей, больших, средних и малых. Но рисунок каждого судна, независимо от его размеров, выполнен скрупулёзно и точно.

Семён Спиридонов умел выявить в житийном цикле иконы сюжеты, содержание которых перекликалось с событиями современности, позволяло дать им оценку.

Клейма икон Семёна Спиридонова Холмогорца, как и небольшие драгоценные образа кисти прославленных строгановских мастеров и миниатюры в роскошных рукописных книгах, рассчитаны на длительное любование. Изысканная красота их раскрывается постепенно.

Икона Житие или как еще ее называют, Житийная, отличается от классических православных икон тем, что вокруг образа святого изображены сюжеты из его жизни. Писать иконы житие святых начали в IX веке. Как правило, эти иконы имеют большие размеры и почитаются как местные образы храмов, освященных в честь этих святых. Иконы житие изображают не только святых, но и . На них написаны не только эпизоды жизни, но и чудеса, которые произошли после смерти святого. Эти иконы очень ценны для православных людей, поэтому многие стараются купить икону житие, чтобы иметь полную картину представления о жизни святого и чудесах, связанных с ним. Очень часто сцены на клеймах поясняются надписями, чаще цитатами из жития.

Самые популярные Иконы Житие

Одной из самых почитаемых чудодейственных икон является икона Житие святого Пантелеймона. Купить икону стараются те православные, которые сильно болеют или у которых, в семье есть неизлечимо больной родственник. Пантелеймон почитаем не только как целитель, но и как покровитель воинов. На иконах он изображен юношей в синем хитоне, с золотыми нарукавниками, в коричневом плаще. На плече – белая узкая лента. В правой руке крест мучеников, в левой коробочка для лекарств и мерная ложечка. Вокруг святого — сцены его православного жития, исцеления болящих, и сюжет с его казнью. Не менее почитаемой является икона житие святого великомученика Георгия Победоносца, который отличился тем, что стал защитником христиан во времена, когда их истреблял император Диоклетиан. За свое заступничество и покровительство бедным, он был подвергнут страшной казни. На иконе изображен Георгий Победоносец на троне, с мечом в руках, а на клеймах написаны все его подвиги. Этому святому молятся в защите от врагов, а также в покровительстве скотоводства. Много святых в православной истории, которые написаны в сюжетах своего жития, которые чтит и помнит православный народ.

Иконы житие святых в работах художников и мастеров

Самыми древними из всех икон жития святых являются иконы, написанные по дереву красками. Эти иконы нагляднее всего передают историю его жизни, его подвигов и чудес. Но наряду с этими работами, большую популярность в современной жизни завоевали иконы, вышитые бисером. Эти работы отличаются яркими красками, передающими всю красоту образа. Иконы житие, вышитые бисером – очень редкие. Воспроизведение многочисленных сюжетов — это очень кропотливая и тонкая работа, требующая огромного мастерства.

Житийной принято называть икону, которая состоит из нескольких изображений и включает также житийные сюжеты. В центре иконного пространства располагают изображение святого, а вокруг средника размещают композиции, иллюстрирующие события жизни святого, т.е. его житие, деяния, чудеса. Точно нет сведений, когда появились первые житийные иконы. Предшествовали их появлению изображения житийных композиций на книжных миниатюрах и в храмовой живописи. Святые отцы христианства оставили в своих трудах упоминания об иконах с событиями Житий святых. Так в «Похвальном слове» св. вмч. Феодору святителя Григория Нисского говорится, что на иконе изображены «…доблестные подвиги мученика, искусством красок излагается рассказ о подвиге».



В иконописи известны разные принципы расположения житийных сцен. Традиционно в византийской школе на житийных иконах расположение и чтение сюжетов в клеймах, размещенных вокруг средника с образом святого, начинается с левого верхнего клейма, продолжается по верхнему полю, далее изображается попеременно слева направо на полях и заканчивается клеймом в правом нижнем углу. Иногда последовательность изображения нарушалась. В таком случае «прочитать изображение» и понять причины отступления от канона помогают тексты. Главным литературным источником для сюжетов житийной иконы были различные версии житий святых, зачастую, помимо канонических текстов прибегали к апокрифическим источникам. Обязательным элементом иконы было написание имени святого и надписи с поясняющим текстом на каждом сюжетном клейме.


Одной из самых древнейших житийных икон является Кипрская икона, довольно больших размеров (106см на 62 см), св.вмч. Марины в Никоссии.

Большой интерес к житийной иконе был в Древней Руси. Такие иконы особо отличались богатством идей, разнообразием изобразительного искусства и по праву считаются историческим достоянием национальной культуры.

Многие историки искусства считают, что житийные иконы на Руси появились уже в «домонгольский» период. Самое раннее сохранившееся изображение эпизодов из житий святых есть в росписи 4 приделов Софийского Собора в Киеве (приблизительно середина ХI века), описывающее Житие Богоматери, сцены из житий святых апостолов Петра и Павла, вмч. Георгия Победоносца.

Известны древние русские житийные иконы с клеймами святых Бориса и Глеба, икона Пророка Илии в пустыне с житием и Деисусом, вторая половина 13 века, икона св. Николая Чудотворца с житием 14 века.

Сохранились житийные иконы в сельских храмах Руси, в коллекциях собирателей икон, в музеях.

По составу сюжетов клейм русские житийные иконы отличаются от византийских памятников.

Мировую известность получило новгородское житийное письмо «Евангельские сцены» из церкви Бориса и Глеба в Плотниках. Считается, что это единственная икона, которая не имеет средника, редкий сохранившийся пример «ленточного» изложения евангельских сюжетов. В творениях св. Дионисия прославляются деяния русских святых, что находит свое воплощение в ряде житийных образов, выполненных для Успенского Собора Московского Кремля и русских монастырей.

Вторая половина 16 века дарит миру новый взгляд на житийную икону, доминирует ее просветительская роль. На иконе появляется большее количество клейм, получают распространение развернутые изображения житий святых. Если не сохранялось подробного жития святого, то на клеймах запечатлевали события детства.

Современные иконописцы по-прежнему часто обращаются к житийным иконам, следуя старинным традициям написания образов святых с житиями.

Сегодня, наверное, в каждой иконописной мастерской можно встретить житийную икону, которую мастера делают на