Артемий лебедев толстый. Артемий лебедев

Артемий Лебедев – известнейший российский дизайнер и блогер, который в 1992 году основал крупнейшую в России веб-студию, считающуюся «№1» в дизайнерской сфере страны. Его компания занимается графическим, промышленным и городским дизайнами. «Студия Артемия Лебедева» под руководством своего творческого основателя является разработчиком многих популярных проектов, в число которых входит дизайн поисковика «Яндекс» и растягивающихся по ширине окна «резиновых» сайтов, являющихся и сегодня большой редкостью на просторах Рунета.

Биография Артемия Лебедева насыщена его активной деятельностью в блогосфере, которая изобилует матерными и экспрессивными выражениями. Такой стиль делает личность самого высокооплачиваемого дизайнера России неоднозначной в глазах общества – одни считают его остроумным профессионалом своего дела с высоким интеллектом, а другие видят в Лебедеве человека, недостойного быть примером для подражания.

Детство и юность

Родился Лебедев Артемий Андреевич 13 февраля 1975 года в Москве в семье телеведущей и писательницы и профессора-филолога Андрея Лебедева. Имея в своих родословных корнях писателя и генерал-полковника Валентина Лебедева, профессия дизайнера и публициста для Артемия была вполне предсказуемой. Он с самого детства проявлял свой творческий потенциал в дизайнерском направлении, уже в младшей школе он придумывал «логотипы» для своих сверстников из их инициалов.


Дошкольное образование Артемий Лебедев не получал – родители занимались домашним воспитанием сына, это по их мнению должно было положительно отразится на его характере. Но, результат оказался иным – за первые четыре года школьного обучения Артемий поменял три школы, так как был плохим учеником и постоянно прогуливал уроки, за что отчислялся из учебных учреждений. В 1989 году семья Лебедевых переехала на ПМЖ в Америку, где будущий веб-дизайнер поступил в балтиморскую школу Parkville. Переезд в другую страну и кардинальное изменение условий обучения не заставили полюбить Лебедева школу – уже через год он возненавидел свое новое местожительство и вернулся в Москву без родителей.


На родине Артемий стал учащимся гуманитарного класса школы № 57, а в 1991 году поступил в МГУ им. на факультет журналистики. По словам самого дизайнера, он решил стать журналистом не по призванию, а потому что для поступления на эту профессию требовался самый низкий проходной балл. В вузе он так и не изменил своего отношения к учебе, поэтому за постоянные прогулы и нарушения дисциплины был отчислен уже со второго курса.


После этого он стал учеником арт-директора «Итогов» Аркадия Троянкера, являющегося одним из лучших книжных иллюстраторов, дизайнеров и графиков России. В этом направлении Лебедев проявил все свое упорство и способность к освоению интересного ему дизайнерского направления. Благодаря этому в 17 лет Артемий без родительской поддержки основал свой первый дизайнерский бизнес-проект, которые вывел его на высокий профессиональный уровень не только в России, но и за рубежом.

«Студия Артемия Лебедева»

Первую дизайнерскую студию совместно с партнером Артемий Лебедев основал в 1992 году, но в ней проработал не более года. Дизайнер захотел большего размаха и самостоятельности и поэтому в 1993 году создал собственную полиграфическую студию «Артографика», деятельность которой основывалась на выпуске книг и журналов. Тогда же он устроился работать арт-директором в «МакЦентр», где укрепил свой профессионализм на творческом поприще.


В 1995 году дизайнер расширил свои владения и основал студию WebDesign, которая в 1998 году была переименована в «Студию Артемия Лебедева». Именно тогда о нем заговорили как о «первом дизайнере российского интернета», который был единственным сотрудником своей компании. Его первый дизайн-проект стоил 3 тыс долларов, который он сделал в домашних условиях. Заработав первые 30 тысяч долларов, Артемий арендовал офис и нанял сотрудников, которые увеличили оборот фирмы до 100 тысяч долларов в месяц.


К началу 2000-х годов «Студия Артемия Лебедева» стала крупнейшей компанией веб-дизайна, которая расширила свои возможности и в категорию предоставляемых услуг внесла промышленный дизайн, пользующийся широким спросом. Клиентами Лебедева сегодня являются «Майкрософт», «Яндекс», «Евросеть», Центральный банк России, General Motors, Procter & Gamble, Nissan и многие другие известные компании, которые благодаря профессионализму Артемия смогли получить уникальные логотипы и дизайны сервисов, узнаваемые во всем мире.

Блогерство и путешествия

Большую известность дизайнеру принесли его некоммерческие проекты. В частности, блог Артемия Лебедева в ЖЖ является одним из самых читаемых в Рунете по версии "Яндекса". В блоге дизайнер откровенно высказывает свое мнение с употреблением ненормативной лексики и увлекательно рассказывает о своих путешествиях по разным странам.


Во время своих этнографических экспедиций дизайнер особенно обращает внимание на местные особенности городов, а именно светофоры, урны, бордюры, дорожные знаки и вывески различных заведений, характеристику которых в своем экстравагантном стиле освещает на личной сайте и в блоге «Живого журнала».

По личному заявлению Лебедева, в сентябре 2015 года он стал единственным выходцем из СССР, побывавшим в 193 странах мира, которые входят в ООН. Несмотря на то, что деятельность Артемия на первый взгляд носит вполне положительный характер, он неоднократно становился фигурантом скандалов из-за своего политически-религиозного настроя, а вернее его отсутствия.


Он является категоричным противником политики и церкви, в результате чего его некоторые посты вызывали возмущение православных экспертов, которые даже подавали уголовные иски на блогера. При этом сам Лебедев считает такую реакцию отличной пиар-кампанией для своего сайта и блога.

Кроме создания дизайна, ведения блога и путешествий Артемий Лебедев занимается ведением проекта «Ководство», посвященному рекомендациям и советам по проектированию интерфейсов, семиотики и типографии, а также графическому и промышленному дизайну. Здесь он делится своим профессионализмом и рассказывает о реалиях русского дизайна, чем старается вывести дизайнерскую сферу России на достойный уровень.

Личная жизнь

Личная жизнь Артемия Лебедева тщательно скрыта от любопытных глаз. Всё, что выходит за пределы его профессиональной деятельности, дизайнер не обсуждает с обществом, чем вызывает многочисленные слухи вокруг своей персоны.


Известно, что Артемий Лебедев был женат на журналистке Марине Литвинович, которая в 2001 году родила супругу первенца Савву. Семейная жизнь у супругов не сложилась, поэтому их брак распался. В СМИ появлялась также информация, что после развода с Литвинович Лебедев стал отцом еще троих детей, но сам дизайнер официально никогда не подтверждал эту информацию.

Свое свободное от путешествий и дизайна время Артемий уделяет социальным проектам, а также ездит по России с мастер-классами и лекциями, посвященными дизайну и созданию красивых и удобных вещей. Также он увлекается фотографией, благодаря чему блог Лебедева полнится качественными фото с посещаемых городов.

42-летний дизайнер Артемий Лебедев, сын писательницы Татьяны Толстой, предпочитает хранить личную жизнь в тайне от общественности. Длительное время мужчина не разглашал какую-либо информацию о своих детях, однако недавно огорошил подписчиков неожиданным заявлением. «Кого-то этот пост разочарует, а кого-то очарует», – такими интригующими словами Лебедев начал свой рассказ. Затем Артемий, к большому удивлению фолловеров, объявил о рождении десятого ребенка.

«Разные люди знают меня как дизайнера, путешественника, курсанта вертолетного клуба, алкоголика, блогера, ремонтника подъездов, дедушку рунета, коллекционера, покупателя кефира. (...) Это все прекрасные достижения, но есть одно качество, в котором я достиг самых больших высот – отцовство. Сегодня я совершил великий подвиг и стал отцом в десятый раз. У меня теперь четыре девочки и шесть мальчиков в диапазоне от нуля до 22 лет», – поделился Лебедев накануне вечером.

По признанию Лебедева, все его предыдущие заслуги ничего не стоят по сравнению с отцовством. Мужчина поведал, что не понаслышке знает о том, как заботиться о подрастающем поколении. «Меня можно поздравить с прибавлением, а вас – с тем, что теперь я буду писать про воспитание детей, области, в которой я разбираюсь получше логотипов», – отметил Артемий.

Пользователи социальных сетей бурно отреагировали на заявление Лебедева и пожелали его наследникам расти здоровыми и счастливыми. «10 детей. Я в прострации», «И когда вы это все успеваете? Поздравляю», «Теперь я понимаю, почему Артемий так много путешествует. Я бы вообще из дома сбежал», «Это самое трогательное, что я читал за последние несколько лет», «Это круто», «Красавчик», «Ничего себе. Слова кончились, так и не начавшись», «Просто культурный шок. Вы же никогда не писали о личной жизни, а про другие увлечения очень даже подробно. Сложилось впечатление, что вас это не интересует», – обсуждали в Интернете.

Руководитель благотворительного фонда «Нужна помощь» Митя Алешковский присоединился к поздравлениям подписчиков знакомого.

«Ну наконец-то ты совершил каминг-аут и рассказал про семью! Поздравляю с рождением! Это суперкруто», – обратился мужчина к Лебедеву.

В то же время некоторые фолловеры Артемия поставили его слова под сомнение. Они выдвинули версию о том, что когда Лебедев говорит об отцовстве, он имеет в виду свои проекты. Другие и вовсе пришли к выводу, что дизайнер решил в очередной раз пошутить. «Следующий пост от Артемия: «Как же я ненавижу детей», «Придурки. Студия с 95 года работает. Ей 22», «Путем сложнейших математических расчетов мне удалось выяснить, что либо супружница Артемия без перерыва рожала и ничем другим не занималась начиная с самого момента совершеннолетия, либо он что-то не договаривает», «Тестируете алгоритмы охвата «Фейсбука»?», «Крестники?», «За время обсуждения мог появиться 11-й», – комментировали пользователи Интернета.

Детство Артемия Лебедева

Артемий Лебедев является внебрачным сыном известной писательницы и телеведущей Татьяны Толстой и профессора-филолога Андрея Лебедева.

По материнской линии Артемий – правнук знаменитого писателя Алексея Толстого. Родители решили не отдавать сына в детский сад и дали ему домашнее образование. Они считали, что это лучше отразится на характере ребенка.

Любимым занятием маленького Артемия с семилетнего возраста стало написание логотипов из первых букв имен своих друзей.

В школе Артемий учился плохо, постоянно прогуливал занятия. За время обучения успел поменять три московские школы: № 274, № 583 и № 57. Один год проучился в балтиморской Patkville Hiqh Schoolв США. В Америку мальчик попал вместе с мамой, которая преподавала в Балтиморе русскую литературу.

Но уже через год Артемий оставил родителей в Америке и вернулся в Россию. По его словам, именно в этот период у него появилась ненависть ко всему американскому.

Воспитываясь в семье литераторов и постоянно слыша разговоры о литературе, Артемий решил поступить в МГУ им. М.В.Ломоносова на факультет журналистики. Поступить в университет он поступил, но получить высшее образование так и не сумел. Студента Лебедева отчислили за пропуски уже со второго курса.

Карьера Артемия Лебедева

Летом 1992 года Артемий Лебедев вместе с партнером основал студию дизайна под названием «А-квадрат», но проработал там только лишь до конца года. А уже в начале 1993 года основал свою собственную полиграфическую студию. Название для студии Артемий придумал сам. Перебрав множество вариантов, он остановил свой выбор на «Артографике».

В 1993-м году Лебедев устроился работать в компанию «МакЦентр», где и проработал до 1995 года. В том же 1995 году он основывает очередную студию WebDesiqn. А уже в 1998 году эта студия получила новое название – «Студия Артемия Лебедева», которая и по сей день является одной из самых крупных студий веб-дизайна в Рунете.

Артемий Лебедев о стрижке ногтей.

В 2001 году Артемий решает расширить сферу деятельности и начинает заниматься промышленным дизайном. Самыми известными дизайнерскими работами в этой области являются микроволновая печь Samsung и клавиатура «Оптимус», которая получила главную премию на выставке iF communication.

Среди более 1800 работ веб-студии - графические и физические интерфейсы, книги, журналы и логотипы, рекламные буклеты, фирменные стили и знаки. Следует отметить, что «Студия Артемия Лебедева» считается одной из самых известных и дорогих дизайнерских компаний. Как правило, ее услугами пользуются крупные заказчики – богатые и успешные люди.

Большую часть времени современный дизайнер проводит за разработкой информационной архитектуры. Лебедев проводит исследования и в области эргономики, решая проблемы, связанные с удобством использования различных интернет-сайтов. Пытаясь лишний раз привлечь внимание к себе и достижениям своей студии, Артемий часто делает достаточно громкие заявления.

Например,эпатажный дизайнер заявляет, что именно он и его студия являются авторами такого изобретения как «резиновые сайты» (речь идёт об интернет-окнах, растягивающихся по ширине).

Артемий Лебедев сегодня

Артемий Лебедев в настоящее время находится в начале своего творческого пути. Сам он считает, что далеко не полностью раскрыл свой потенциал. Вероятно это так, ведь только талантливый человек может в 17 лет открыть свою дизайнерскую студию, а к 32 годам получить статус дизайнера номер один в стране.

В настоящее время на «Студии Артемия Лебедева» работает несколько сотен человек. Компания занимается не только промышленным, но и городским, а также графическим дизайном. Если верить информации, то дизайн полюбившегося многим поисковика «Яндекс» - это тоже результат работы студии Артемия Лебедева.


Сайт Артемия Лебедева переполнен разными идеями и предложениями. Например, если вы интересуетесь экстравагантными предметами, то стоит ознакомиться с предложениями в разделе «Магазин». Там вы сможете найти колоду игральных карт «Мафия», зонт в виде сердца с неприличным изображением выпирающего из кулака среднего пальца, брелок «ключ» с пометками для особо забывчивых, что именно может открыть этот распространённый в быту инструмент, желтый скотч и ещё много других оригинальных безделушек.

Раздел сайта дизайн-студии «Инвентарь» предлагает разнообразные полезные «штучки». Например, «Матрица идей», помогающая в борьбе с кризисом людям творческих профессий.

Особенно интересен раздел сайта, который Артемий Лебедев назвал «Ководство». В этом разделе популярный дизайнер и его партнеры делятся своими идеями и взглядами на новомодные тенденции и направления в области дизайна.

На сайте Артемия Лебедева можно заказать высокопрофессиональную рекламу компании, а также графическое оформление своего собственного сайта или блога (правда, не каждому это по карману). Популярный дизайнер ведет свой блог, где высказывает свои мысли, не чураясь нецензурных выражений.

Личная жизнь Артемия Лебедева

Информацию о своих детях и женах Артемий предпочитает скрывать от посторонних. Одно время ходили слухи, что известный дизайнер и популярный блоггер является гомосексуалистом и закоренелым женоненавистником.

Но достоверно известно, что Лебедев был женат. Избранницей дизайнера стала Марина Литвинович, правозащитник по образованию. В 2001 году у них родился сын Савва. Однако совместная жизнь Артемия и Марины не сложилась, и они развелись. Лебедев не забывает о сыне, проводит вместе с ним достаточно много времени.

Артемий Лебедев о комментариях к своему ЖЖ

Был ли женат дизайнер ещё и сколько именно раз, на сегодняшний день неизвестно. Есть информация, что в 2009 году Артемий стал счастливым отцом своего четвёртого ребёнка. Насколько это соответствует действительности – неизвестно.

Самым главным увлечением, помимо основной работы, для Артемия является его страсть к путешествиям. Он побывал во многих странах и с увлечением описывает их в своем блоге. Одно из последних путешествий по странам Африки чуть было не закончилось для него трагически. Лебедев заразился тропической малярией и некоторое время лечился в одной из инфекционных больниц Москвы.

Сам аргументирует это тем, что мат - это неотъемлемая часть русского языка, а он просто пользуется ей, как любой другой частью языка .

Биография

Рождение, ранние годы

Артемий родился 13 февраля 1975 года в городе Москве , в семье писательницы Татьяны Толстой и филолога-классика Андрея Лебедева , сына генерал-полковника В. Я. Лебедева .

Детский сад и ясли не посещал . Учился в московских школах № 274, 583, но в 1989 году вместе с родителями переехал в американский город Балтимор , где Татьяна Толстая преподавала русскую литературу. Там он год проучился в средней школе Парквиля (англ. ) и после, возненавидев Америку, вернулся в СССР, оставив родителей . Окончил гуманитарный класс московской общеобразовательной школы № 57 .

С 16 лет Лебедев жил один. После школы поступил на факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова . Лебедев выбрал факультет журналистики потому, что там был низкий проходной балл, но на лекции не ходил и был отчислен со второго курса .

Профессиональная карьера

По словам Лебедева, дизайну он научился у Аркадия Троянкера , арт-директора «Еженедельного журнала» и «Итогов» (сам Троянкер считал Лебедева своим лучшим учеником) .

В ряде интервью Артемий заявляет, что ему не нравится положение дел в России с дизайном и он много работает, чтобы исправить это положение . Трудоголиком себя при этом не считает, а говорит, что ему «лень уйти с работы домой» .

В 1995 году основал студию WebDesign (в 1998 году переименованную в «Студию Артемия Лебедева »), которая является одной из первых и крупнейших студий веб-дизайна в Рунете .

Деятельность

Лекции

Регулярно ездит по России с лекциями и мастер-классами о дизайне , где рассказывает про интерфейсы, информационный и промышленный дизайн, создание удобных и красивых вещей и т. д.

В 2005 году дал почти двухчасовую лекцию в НГУ для факультета психологии где рассказал «как всё начиналось…» . Кроме того, давал интервью с Татьяной Толстой на тему «Искусство провокации» .

Студия

Артемий Лебедев является основателем одной из крупнейших, известнейших и дорогих дизайн-студий России «WebDesign», которая в 1995 году переименована в Студию Артемия Лебедева . На счету компании более двух с половиной тысяч работ , среди которых фирменные стили, книги, журналы, дорожные знаки, пиктограммы, графические и физические интерфейсы, сайты, объекты промдизайна и промышленной графики, витрины. Существует целый «музей клонов» дизайна Студии .

По словам Артемия, он и его студия являются авторами ряда технических находок и решений, используемых по всему интернету. Одной из таких находок является изобретение «резиновых» (растягивающихся по ширине окна) сайтов, которые на Западе до сих пор являются большой редкостью . Ещё одним примером является универсальная пиктограмма «домика» (ссылка на главную страницу), которая получила широкое распространение в предложенном Лебедевым графическом решении .

21 июня 2010 Артемий объявил о прекращении работы студии с журналом «Афиша». Решение о «увольнении» клиента Артемий объявил в блоге, заявив, что основанием для решения была фраза «толстые тетки» . Хотя до этого момента они довольно плотно взаимодействовали, например, студия создала приложение «Ссылка» для журнала - путеводитель по интернету .

«Бизнес-линч», «порка»

Одна из рубрик сайта заключалась в том, что любой желающий мог отправить Артемию графический объект или сайт, а он, в свою очередь, составлял своё критическое мнение этой работы. Рубрика называлась «Порка» и выпускалась ежеквартально. Позже рубрика была переименована в «Полит порку». К 2006 году рубрика была закрыта и удалена с сайта. 1 сентября того же года рубрика восстановлена, ведется ежедневно и называется «Бизнес-линч», но теперь рецензирует не только Лебедев .

Этнографические экспедиции

С 30 декабря 2007 года по 27 января 2008 Артемий провел в поездке по периметру Америки, по приезде, по его словам, ему сразу пришла идея проехать на машине до Владивостока . Это путешествие получило название «Этнографическая экспедиция».

Спустя некоторое время Артемий отправляется в ряд похожих этнографических экспедиций с соответствующими названиями: МосЭтноЭксп (Москва), ПитерЭтноЭксп (Санкт-Петербург) , РечЭтноЭксп (река Волга), БалканЭтноЭксп (Балканы) и т. д.

В своих экспедициях Артемий, в первую очередь, обращает внимание на дизайн светофоров , уличных столбов, урн , остановок , почтовых ящиков , бордюров , шрифтов , вывесок , дорожных знаков и других элементов городской среды, но и подмечает местные этнические особенности.

Каждая экспедиция освещается в личном блоге на сайте Живой Журнал и уже в окончательном виде записывается на личном сайте в разделе путешествий. Кроме того, каждый участник экспедиции обязуется писать ежедневный отчет в свой блог.

Кроме «этнографических экспедиций» много путешествует самостоятельно или в составе других групп. По собственному заявлению к сентябрю 2015 года является единственным человеком из стран бывшего СССР и Восточной Европы, который побывал во всех 193 странах мира, входящих в ООН. Последней страной из списка стала Саудовская Аравия.

Блогинг

В 1997 году Артемий открывает , где от имени Кати Деткиной пишет в популярной и востребованной теме: обзоры рунета . 4 марта виртуальный герой был убит и написал собственный некролог .

Собственный блог Артемий открыл в 2001 году на сайте блог-платформы «Живого Журнала». На 2013 год блог занимает 4 место в общем рейтинге пользователей, в нём написано более 5900 постов, а к ним оставлено 3 329 000 комментариев . В 2008 году блог входил в тройку русских онлайн-дневников в топе Яндекса . Живой журнал, по его словам, выбрал по той причине, что там была основная «движуха» .

С 16 октября 2008 года стал представителем акционеров компании «Суп», владеющей русскоязычным сегментом сайта Живой Журнал , благодаря приглашению издательского дома «Коммерсант», которая стала акционером компании .

Летом 2008 года блог был заблокирован конфликтной комиссией сайта из-за публикации полуобнаженной девушки, которая, по их мнению, была несовершеннолетней , но 12 июня восстановлен . Является одним из самых известных блогеров в рунете . Блог удалялся .

Объявлял конкурс «фотожаб» используя фотографию патриарха , что повлекло очередной конфликт и подачу заявления от Александра Волкова в конфликтную комиссию Живого Журнала. Комиссия отказала в иске, но оригинальная фотография с патриархом была убрана из . После Артемий поблагодарил пресс-службу за рекламу рубрики .

В 2014 году Лебедев опубликовал две записи с критикой советских памятников, которые были восприняты как нападки на ветеранов Великой Отечественной войны. В 2015 году генерал С. М. Крамаренко отсудил у Лебедева миллион рублей, а в 2016 году вдова генерала П. Т. Михалицына - полмиллиона. Решения не вступили в силу .

Некоммерческие проекты

Социальные проекты

С 2009 года Артемий сотрудничал с Пермским центром развития дизайна, а к концу этого года он становится арт-директором этого центра . Объявлял, что начинает работу над дизайном десятитысячной купюры как представитель Центра пермского дизайна . Кроме того, выражал желание стать главным дизайнером города Омск и даже объявил некую предвыборную программу . Входил в состав жюри конкурса творческих проектов сайта президента РФ .

Артемий разработал дизайн-код улиц Москвы . Придумал «Рекламное дерево» для города Перми. Он уверен, что эта достопримечательность будет себя окупать, поскольку каждый рекламодатель будет считать своим долгом поместить свою рекламу туда. Кроме того, прохожие будут с ним фотографироваться .

Выступал за дополнение списка профессий (ЕТКС) теми, что связаны с интернетом и появились в начале XXI века .

Артемий в резкой форме выступает против благотворительности по отношению к больным людям и пенсионерам, предлагая вкладывать деньги в строительство дорог , занимает активную противорелигиозную позицию .

Ководство

С 1997 года Артемий запускает новый проект под названием: «Ководство». Проект призван рассказать о дизайне, проектирование интерфейсов, типографике, семиотике и визуализации. Выпускается в виде веб-сайта, скомпонованного как оглавление книги. При переходе к главе, открывается отдельная страница с содержанием параграфа. По заявлению автора, такой формат был выбран из-за «природной лени» и неспособности быстро довести книгу до печати, потому был сделан одноименный сайт . Параграфы периодически оформляются в книгу и распродаются в онлайн- и офлайн-магазинах Студии.

Личная жизнь

Увлекается фотографией и много путешествует. Был женат несколько раз, одна из бывших жён - журналистка Марина Литвинович . Отец четверых детей .

Становился «Президентом Грузии» (название должности главного модератора на сайте leprosorium.ru), но мгновенно был смещён с должности путём увода кармы до такой степени, что нельзя даже авторизироваться под этим логином .

Отражения в культуре

В рамках экспериментального документального проекта «Человек.doc» написан спектакль под названием «Артемий Лебедев. Человек.doc». Спектакль впервые показан 6 апреля 2013 года. В спектакле используется ненормативная лексика . Режиссёром спектакля выступил худрук театра «Практика», Эдуард Бояков

Оценки деятельности

Напишите отзыв о статье "Лебедев, Артемий Андреевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Лебедев, Артемий Андреевич

Кутузов, не глядя на Вольцогена, приказал написать этот приказ, который, весьма основательно, для избежания личной ответственности, желал иметь бывший главнокомандующий.
И по неопределимой, таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передались одновременно во все концы войска.
Далеко не самые слова, не самый приказ передавались в последней цепи этой связи. Даже ничего не было похожего в тех рассказах, которые передавали друг другу на разных концах армии, на то, что сказал Кутузов; но смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека.
И узнав то, что назавтра мы атакуем неприятеля, из высших сфер армии услыхав подтверждение того, чему они хотели верить, измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись.

Полк князя Андрея был в резервах, которые до второго часа стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артиллерии. Во втором часу полк, потерявший уже более двухсот человек, был двинут вперед на стоптанное овсяное поле, на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий.
Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей. Спереди и в особенности с правой стороны, в нерасходившемся дыму, бубухали пушки и из таинственной области дыма, застилавшей всю местность впереди, не переставая, с шипящим быстрым свистом, вылетали ядра и медлительно свистевшие гранаты. Иногда, как бы давая отдых, проходило четверть часа, во время которых все ядра и гранаты перелетали, но иногда в продолжение минуты несколько человек вырывало из полка, и беспрестанно оттаскивали убитых и уносили раненых.
С каждым новым ударом все меньше и меньше случайностей жизни оставалось для тех, которые еще не были убиты. Полк стоял в батальонных колоннах на расстоянии трехсот шагов, но, несмотря на то, все люди полка находились под влиянием одного и того же настроения. Все люди полка одинаково были молчаливы и мрачны. Редко слышался между рядами говор, но говор этот замолкал всякий раз, как слышался попавший удар и крик: «Носилки!» Большую часть времени люди полка по приказанию начальства сидели на земле. Кто, сняв кивер, старательно распускал и опять собирал сборки; кто сухой глиной, распорошив ее в ладонях, начищал штык; кто разминал ремень и перетягивал пряжку перевязи; кто старательно расправлял и перегибал по новому подвертки и переобувался. Некоторые строили домики из калмыжек пашни или плели плетеночки из соломы жнивья. Все казались вполне погружены в эти занятия. Когда ранило и убивало людей, когда тянулись носилки, когда наши возвращались назад, когда виднелись сквозь дым большие массы неприятелей, никто не обращал никакого внимания на эти обстоятельства. Когда же вперед проезжала артиллерия, кавалерия, виднелись движения нашей пехоты, одобрительные замечания слышались со всех сторон. Но самое большое внимание заслуживали события совершенно посторонние, не имевшие никакого отношения к сражению. Как будто внимание этих нравственно измученных людей отдыхало на этих обычных, житейских событиях. Батарея артиллерии прошла пред фронтом полка. В одном из артиллерийских ящиков пристяжная заступила постромку. «Эй, пристяжную то!.. Выправь! Упадет… Эх, не видят!.. – по всему полку одинаково кричали из рядов. В другой раз общее внимание обратила небольшая коричневая собачонка с твердо поднятым хвостом, которая, бог знает откуда взявшись, озабоченной рысцой выбежала перед ряды и вдруг от близко ударившего ядра взвизгнула и, поджав хвост, бросилась в сторону. По всему полку раздалось гоготанье и взвизги. Но развлечения такого рода продолжались минуты, а люди уже более восьми часов стояли без еды и без дела под непроходящим ужасом смерти, и бледные и нахмуренные лица все более бледнели и хмурились.
Князь Андрей, точно так же как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед по лугу подле овсяного поля от одной межи до другой, заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Ежели отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались. Сначала князь Андрей, считая своею обязанностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, прохаживался по рядам; но потом он убедился, что ему нечему и нечем учить их. Все силы его души, точно так же как и каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтобы удержаться только от созерцания ужаса того положения, в котором они были. Он ходил по лугу, волоча ноги, шаршавя траву и наблюдая пыль, которая покрывала его сапоги; то он шагал большими шагами, стараясь попадать в следы, оставленные косцами по лугу, то он, считая свои шаги, делал расчеты, сколько раз он должен пройти от межи до межи, чтобы сделать версту, то ошмурыгывал цветки полыни, растущие на меже, и растирал эти цветки в ладонях и принюхивался к душисто горькому, крепкому запаху. Изо всей вчерашней работы мысли не оставалось ничего. Он ни о чем не думал. Он прислушивался усталым слухом все к тем же звукам, различая свистенье полетов от гула выстрелов, посматривал на приглядевшиеся лица людей 1 го батальона и ждал. «Вот она… эта опять к нам! – думал он, прислушиваясь к приближавшемуся свисту чего то из закрытой области дыма. – Одна, другая! Еще! Попало… Он остановился и поглядел на ряды. „Нет, перенесло. А вот это попало“. И он опять принимался ходить, стараясь делать большие шаги, чтобы в шестнадцать шагов дойти до межи.
Свист и удар! В пяти шагах от него взрыло сухую землю и скрылось ядро. Невольный холод пробежал по его спине. Он опять поглядел на ряды. Вероятно, вырвало многих; большая толпа собралась у 2 го батальона.
– Господин адъютант, – прокричал он, – прикажите, чтобы не толпились. – Адъютант, исполнив приказание, подходил к князю Андрею. С другой стороны подъехал верхом командир батальона.
– Берегись! – послышался испуганный крик солдата, и, как свистящая на быстром полете, приседающая на землю птичка, в двух шагах от князя Андрея, подле лошади батальонного командира, негромко шлепнулась граната. Лошадь первая, не спрашивая того, хорошо или дурно было высказывать страх, фыркнула, взвилась, чуть не сронив майора, и отскакала в сторону. Ужас лошади сообщился людям.
– Ложись! – крикнул голос адъютанта, прилегшего к земле. Князь Андрей стоял в нерешительности. Граната, как волчок, дымясь, вертелась между ним и лежащим адъютантом, на краю пашни и луга, подле куста полыни.
«Неужели это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух… – Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят.
– Стыдно, господин офицер! – сказал он адъютанту. – Какой… – он не договорил. В одно и то же время послышался взрыв, свист осколков как бы разбитой рамы, душный запах пороха – и князь Андрей рванулся в сторону и, подняв кверху руку, упал на грудь.
Несколько офицеров подбежало к нему. С правой стороны живота расходилось по траве большое пятно крови.
Вызванные ополченцы с носилками остановились позади офицеров. Князь Андрей лежал на груди, опустившись лицом до травы, и, тяжело, всхрапывая, дышал.
– Ну что стали, подходи!
Мужики подошли и взяли его за плечи и ноги, но он жалобно застонал, и мужики, переглянувшись, опять отпустили его.
– Берись, клади, всё одно! – крикнул чей то голос. Его другой раз взяли за плечи и положили на носилки.
– Ах боже мой! Боже мой! Что ж это?.. Живот! Это конец! Ах боже мой! – слышались голоса между офицерами. – На волосок мимо уха прожужжала, – говорил адъютант. Мужики, приладивши носилки на плечах, поспешно тронулись по протоптанной ими дорожке к перевязочному пункту.
– В ногу идите… Э!.. мужичье! – крикнул офицер, за плечи останавливая неровно шедших и трясущих носилки мужиков.
– Подлаживай, что ль, Хведор, а Хведор, – говорил передний мужик.
– Вот так, важно, – радостно сказал задний, попав в ногу.
– Ваше сиятельство? А? Князь? – дрожащим голосом сказал подбежавший Тимохин, заглядывая в носилки.
Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки.
Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков.
– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.
В палатке было три стола. Два были заняты, на третий положили князя Андрея. Несколько времени его оставили одного, и он невольно увидал то, что делалось на других двух столах. На ближнем столе сидел татарин, вероятно, казак – по мундиру, брошенному подле. Четверо солдат держали его. Доктор в очках что то резал в его коричневой, мускулистой спине.
– Ух, ух, ух!.. – как будто хрюкал татарин, и вдруг, подняв кверху свое скуластое черное курносое лицо, оскалив белые зубы, начинал рваться, дергаться и визжат ь пронзительно звенящим, протяжным визгом. На другом столе, около которого толпилось много народа, на спине лежал большой, полный человек с закинутой назад головой (вьющиеся волоса, их цвет и форма головы показались странно знакомы князю Андрею). Несколько человек фельдшеров навалились на грудь этому человеку и держали его. Белая большая полная нога быстро и часто, не переставая, дергалась лихорадочными трепетаниями. Человек этот судорожно рыдал и захлебывался. Два доктора молча – один был бледен и дрожал – что то делали над другой, красной ногой этого человека. Управившись с татарином, на которого накинули шинель, доктор в очках, обтирая руки, подошел к князю Андрею. Он взглянул в лицо князя Андрея и поспешно отвернулся.
– Раздеть! Что стоите? – крикнул он сердито на фельдшеров.
Самое первое далекое детство вспомнилось князю Андрею, когда фельдшер торопившимися засученными руками расстегивал ему пуговицы и снимал с него платье. Доктор низко нагнулся над раной, ощупал ее и тяжело вздохнул. Потом он сделал знак кому то. И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. Когда он очнулся, разбитые кости бедра были вынуты, клоки мяса отрезаны, и рана перевязана. Ему прыскали в лицо водою. Как только князь Андрей открыл глаза, доктор нагнулся над ним, молча поцеловал его в губы и поспешно отошел.
После перенесенного страдания князь Андрей чувствовал блаженство, давно не испытанное им. Все лучшие, счастливейшие минуты в его жизни, в особенности самое дальнее детство, когда его раздевали и клали в кроватку, когда няня, убаюкивая, пела над ним, когда, зарывшись головой в подушки, он чувствовал себя счастливым одним сознанием жизни, – представлялись его воображению даже не как прошедшее, а как действительность.
Около того раненого, очертания головы которого казались знакомыми князю Андрею, суетились доктора; его поднимали и успокоивали.
– Покажите мне… Ооооо! о! ооооо! – слышался его прерываемый рыданиями, испуганный и покорившийся страданию стон. Слушая эти стоны, князь Андрей хотел плакать. Оттого ли, что он без славы умирал, оттого ли, что жалко ему было расставаться с жизнью, от этих ли невозвратимых детских воспоминаний, оттого ли, что он страдал, что другие страдали и так жалостно перед ним стонал этот человек, но ему хотелось плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами.
Раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрезанную ногу.
– О! Ооооо! – зарыдал он, как женщина. Доктор, стоявший перед раненым, загораживая его лицо, отошел.
– Боже мой! Что это? Зачем он здесь? – сказал себе князь Андрей.
В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Анатоля держали на руках и предлагали ему воду в стакане, края которого он не мог поймать дрожащими, распухшими губами. Анатоль тяжело всхлипывал. «Да, это он; да, этот человек чем то близко и тяжело связан со мною, – думал князь Андрей, не понимая еще ясно того, что было перед ним. – В чем состоит связь этого человека с моим детством, с моею жизнью? – спрашивал он себя, не находя ответа. И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими рукамис готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слезы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце.
Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями.
«Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»

Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, в соединении с тяжестью головы и с известиями об убитых и раненых двадцати знакомых генералах и с сознанием бессильности своей прежде сильной руки произвели неожиданное впечатление на Наполеона, который обыкновенно любил рассматривать убитых и раненых, испытывая тем свою душевную силу (как он думал). В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие. Он поспешно уехал с поля сражения и возвратился к Шевардинскому кургану. Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз. Он с болезненной тоской ожидал конца того дела, которого он считал себя причиной, но которого он не мог остановить. Личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для себя страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы. (Какой нужно было ему еще славы?) Одно, чего он желал теперь, – отдыха, спокойствия и свободы. Но когда он был на Семеновской высоте, начальник артиллерии предложил ему выставить несколько батарей на эти высоты, для того чтобы усилить огонь по столпившимся перед Князьковым русским войскам. Наполеон согласился и приказал привезти ему известие о том, какое действие произведут эти батареи.
Адъютант приехал сказать, что по приказанию императора двести орудий направлены на русских, но что русские все так же стоят.
– Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят, – сказал адъютант.
– Ils en veulent encore!.. [Им еще хочется!..] – сказал Наполеон охриплым голосом.
– Sire? [Государь?] – повторил не расслушавший адъютант.
– Ils en veulent encore, – нахмурившись, прохрипел Наполеон осиплым голосом, – donnez leur en. [Еще хочется, ну и задайте им.]
И без его приказания делалось то, чего он хотел, и он распорядился только потому, что думал, что от него ждали приказания. И он опять перенесся в свой прежний искусственный мир призраков какого то величия, и опять (как та лошадь, ходящая на покатом колесе привода, воображает себе, что она что то делает для себя) он покорно стал исполнять ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена.
И не на один только этот час и день были помрачены ум и совесть этого человека, тяжеле всех других участников этого дела носившего на себе всю тяжесть совершавшегося; но и никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того чтобы он мог понимать их значение. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды и добра и всего человеческого.
Не в один только этот день, объезжая поле сражения, уложенное мертвыми и изувеченными людьми (как он думал, по его воле), он, глядя на этих людей, считал, сколько приходится русских на одного француза, и, обманывая себя, находил причины радоваться, что на одного француза приходилось пять русских. Не в один только этот день он писал в письме в Париж, что le champ de bataille a ete superbe [поле сражения было великолепно], потому что на нем было пятьдесят тысяч трупов; но и на острове Св. Елены, в тиши уединения, где он говорил, что он намерен был посвятить свои досуги изложению великих дел, которые он сделал, он писал:
«La guerre de Russie eut du etre la plus populaire des temps modernes: c"etait celle du bon sens et des vrais interets, celle du repos et de la securite de tous; elle etait purement pacifique et conservatrice.
C"etait pour la grande cause, la fin des hasards elle commencement de la securite. Un nouvel horizon, de nouveaux travaux allaient se derouler, tout plein du bien etre et de la prosperite de tous. Le systeme europeen se trouvait fonde; il n"etait plus question que de l"organiser.
Satisfait sur ces grands points et tranquille partout, j"aurais eu aussi mon congres et ma sainte alliance. Ce sont des idees qu"on m"a volees. Dans cette reunion de grands souverains, nous eussions traites de nos interets en famille et compte de clerc a maitre avec les peuples.
L"Europe n"eut bientot fait de la sorte veritablement qu"un meme peuple, et chacun, en voyageant partout, se fut trouve toujours dans la patrie commune. Il eut demande toutes les rivieres navigables pour tous, la communaute des mers, et que les grandes armees permanentes fussent reduites desormais a la seule garde des souverains.
De retour en France, au sein de la patrie, grande, forte, magnifique, tranquille, glorieuse, j"eusse proclame ses limites immuables; toute guerre future, purement defensive; tout agrandissement nouveau antinational. J"eusse associe mon fils a l"Empire; ma dictature eut fini, et son regne constitutionnel eut commence…
Paris eut ete la capitale du monde, et les Francais l"envie des nations!..
Mes loisirs ensuite et mes vieux jours eussent ete consacres, en compagnie de l"imperatrice et durant l"apprentissage royal de mon fils, a visiter lentement et en vrai couple campagnard, avec nos propres chevaux, tous les recoins de l"Empire, recevant les plaintes, redressant les torts, semant de toutes parts et partout les monuments et les bienfaits.
Русская война должна бы была быть самая популярная в новейшие времена: это была война здравого смысла и настоящих выгод, война спокойствия и безопасности всех; она была чисто миролюбивая и консервативная.
Это было для великой цели, для конца случайностей и для начала спокойствия. Новый горизонт, новые труды открывались бы, полные благосостояния и благоденствия всех. Система европейская была бы основана, вопрос заключался бы уже только в ее учреждении.
Удовлетворенный в этих великих вопросах и везде спокойный, я бы тоже имел свой конгресс и свой священный союз. Это мысли, которые у меня украли. В этом собрании великих государей мы обсуживали бы наши интересы семейно и считались бы с народами, как писец с хозяином.
Европа действительно скоро составила бы таким образом один и тот же народ, и всякий, путешествуя где бы то ни было, находился бы всегда в общей родине.
Я бы выговорил, чтобы все реки были судоходны для всех, чтобы море было общее, чтобы постоянные, большие армии были уменьшены единственно до гвардии государей и т.д.
Возвратясь во Францию, на родину, великую, сильную, великолепную, спокойную, славную, я провозгласил бы границы ее неизменными; всякую будущую войну защитительной; всякое новое распространение – антинациональным; я присоединил бы своего сына к правлению империей; мое диктаторство кончилось бы, в началось бы его конституционное правление…
Париж был бы столицей мира и французы предметом зависти всех наций!..
Потом мои досуги и последние дни были бы посвящены, с помощью императрицы и во время царственного воспитывания моего сына, на то, чтобы мало помалу посещать, как настоящая деревенская чета, на собственных лошадях, все уголки государства, принимая жалобы, устраняя несправедливости, рассевая во все стороны и везде здания и благодеяния.]
Он, предназначенный провидением на печальную, несвободную роль палача народов, уверял себя, что цель его поступков была благо народов и что он мог руководить судьбами миллионов и путем власти делать благодеяния!
«Des 400000 hommes qui passerent la Vistule, – писал он дальше о русской войне, – la moitie etait Autrichiens, Prussiens, Saxons, Polonais, Bavarois, Wurtembergeois, Mecklembourgeois, Espagnols, Italiens, Napolitains. L"armee imperiale, proprement dite, etait pour un tiers composee de Hollandais, Belges, habitants des bords du Rhin, Piemontais, Suisses, Genevois, Toscans, Romains, habitants de la 32 e division militaire, Breme, Hambourg, etc.; elle comptait a peine 140000 hommes parlant francais. L"expedition do Russie couta moins de 50000 hommes a la France actuelle; l"armee russe dans la retraite de Wilna a Moscou, dans les differentes batailles, a perdu quatre fois plus que l"armee francaise; l"incendie de Moscou a coute la vie a 100000 Russes, morts de froid et de misere dans les bois; enfin dans sa marche de Moscou a l"Oder, l"armee russe fut aussi atteinte par, l"intemperie de la saison; elle ne comptait a son arrivee a Wilna que 50000 hommes, et a Kalisch moins de 18000».