Борец за права темнокожего населения в америке.

03.07.2019 Бизнес

История США запятнана самой позорной формой порабощения человека человеком - рабством негров, которое существовало до 1863 года. Лучшие люди Америки, негры и белые, героически боролись за уничтожение рабства, за равноправие негров. Почетное место в их рядах принадлежит Фредерику Дугласу, который в течение многих десятилетий был общепризнанным вождем негритянского народа США. О героической жизни и деятельности этого замечательного человека в яркой и доступной форме рассказывает книга негритянской писательницы и прогрессивной общественной деятельницы США Шерли Грэхем.

Дуглас жил в бурные революционные годы XIX века, когда аболиционисты, борцы за уничтожение рабства, начинали оказывать все большее влияние на политическую жизнь страны,

В рядах аболиционистского движения объединились представители различных классов - рабочие и фермеры, интеллигенция и служители культа, буржуазия и ремесленники. Среди аболиционистов были и белые и негры. Вполне естественно, что в этом движении имелись различные направления, его участники по-разному понимали пути и средства борьбы за освобождение негров. Сильное влияние среди аболиционистов имела группа, руководимая Гаррисоном, считавшая, что надо избегать насилия, что с рабством можно бороться моральными средствами.

На практике эти взгляды вели к разоружению аболиционистского движения, лишению его единственно действенного средства в борьбе с рабовладельцами. Известный американский прогрессивный историк Герберт Аптекер пишет: «Дуглас отвергал сектантство и анархизм Гаррисона. Он настаивал на самом широком наступлении против рабства и его отражения на Севере - расовой дискриминации негров. Он первый придал аболиционистскому движению политический характер и первый нанес серьезное поражение идеологической основе рабской системы - пресловутой теории неполноценности негритянского народа».

Величайшая заслуга Дугласа заключается в том, что он возглавил революционное крыло аболиционистского движения, активно боролся за вовлечение в его ряды широких масс трудящихся. Дуглас говорил: «Если нет борьбы, то нет и прогресса. Власть имущие ничего не уступают без боя. Так было и будет всегда». Он был убежденным сторонником активных совместных действий белых и черных противников рабовладения.

Сила Дугласа как руководителя негритянского освободительного движения заключалась в том, что он являлся плотью от плоти и кровью от крови своего многострадального народа. В молодости Дуглас был рабом. Он знал, что такое подневольный каторжный труд на плантациях, бич надсмотрщика, постоянные оскорбления и унижения. Дуглас знал, какой дорогой ценой негры платят за свободу. Когда был раскрыт план побега, который готовил Дуглас и другие рабы, его пятьдесят миль протащили волоком за лошадьми, жестоко избили и бросили в тюрьму. Дуглас писал в своей автобиографии: «Мои ступни настолько потрескались, что перо, которым я пишу, можно было вложить в раны».

Испытав на себе все ужасы рабства, Дуглас умел находить слова и совершать дела, доходившие до сознания негров и всех противников рабства. Его авторитет среди аболиционистов рос изо дня в день и в канун гражданской войны 1861 года имя Дугласа было широко известно не только в США, но и за границей.

В начавшейся гражданской войне негритянский вопрос играл важную роль. Еще в 1854 году Дуглас с полным основанием заявлял: «Отношения между белыми и черными американцами являются жизненно важным вопросом нашего века». Однако гражданская война началась не как война за освобождение рабов. Важнейшей причиной начавшегося конфликта являлся антагонистический, непримиримый характер противоречий между двумя социальными системами - системой рабства на Юге и капиталистической системой на Севере. Экономическое развитие страны не могло больше базироваться на двух противоположных системах. Противоречия обострялись с каждым годом, взрыв был неизбежен, и он произошел. Началась гражданская война.

Автор подробно показывает всю жизнь и деятельность Дугласа. Читатель видит, как развивался талант Дугласа - выдающегося американского общественного деятеля, мыслителя и организатора масс, пламенного оратора и блестящего публициста. Автор подчеркивает, что эти успехи не пришли сами собой. Читатель видит, с какой энергией и настойчивостью бывший бесправный раб трудится для того, чтобы овладеть глубокими и всесторонними знаниями, без которых нельзя бороться за освобождение своего народа.

Деятельность Дугласа, протекавшая в сложной политической обстановке, не была лишена ошибок. Дуглас резко критиковал республиканцев, но он ошибался, когда рассматривал республиканскую партию, партию американской буржуазии, как искреннего союзника негритянского народа. «Республиканская партия - подлинно рабочая партия страны!» - говорил Дуглас. И это была тем более ошибочная точка зрения, что Дуглас придерживался ее в 1872 году, когда достаточно убедительно проявилась предательская позиция партии по отношению к неграм, ведшим в Южных штатах упорную, кровопролитную борьбу с плантаторами.

Ошибочным было также согласие Дугласа принять из рук республиканского президента Хейса должностной пост в федеральном округе Колумбия. Дуглас дал согласие на это назначение после 1877 года, когда республиканская партия пошла на прямой сговор с плантаторами и открыто предала своих негритянских союзников.

Но, говоря об ошибках Дугласа, надо подчеркнуть, что он на протяжении всей своей жизни оставался пламенным борцом за права негров и белых трудящихся. Можно полностью согласиться со словами Дугласа, когда в 1888 году он говорил: «В течение почти пятидесяти лет своей общественной деятельности я был последовательным и непреклонным защитником угнетенных. И если в чем-либо я и ошибался, то только не в этом».

Деятельность Дугласа не ограничивалась борьбой за освобождение негров. Еще в 40-х годах XIX века он активно выступил за предоставление избирательных прав женщинам. Дуглас горячо приветствовал революцию 1848 года во Франции. Он был убежденным сторонником мира и дружбы между всеми народами. «Наше знамя - всегда знамя мира», - говорил Дуглас. Он выступал с резкой критикой агрессивной внешней политики правительства США и других стран. Дуглас заявлял: «Война, рабство, несправедливость, угнетение…было тайным девизом таких правительств», которые «были и все еще остаются вооруженными лагерями».

Шерли Грэхем часто цитирует произведения самого Дугласа, что придает работе документальный характер и является ее настоящим художественным украшением, так как Дуглас был подлинным мастером художественного слова.

В книге широко использованы работы многих американских прогрессивных авторов. Особенно чувствуется влияние работ выдающегося негритянского прогрессивного историка и общественного деятеля Уильяма Дюбуа, лауреата международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». И это вполне закономерно, так как в жизни и деятельности Дугласа и Дюбуа имеется много общего. Всю общественную и научную деятельность Дюбуа можно с полным основанием рассматривать как продолжение в новых условиях той борьбы, которую начал в 40-х годах XIX века Фредерик Дуглас.

Книга Шерли Грэхем не является только биографическим очерком жизни Фредерика Дугласа. Прочитав ее, наш советский читатель узнает много интересных фактов из истории США. В книге американского автора особенно запоминаются ярко написанные рассказы о войне в Канзасе, о восстании Джона Брауна, о гражданской войне и реконструкции Юга. Даются интересные факты о жизни и деятельности крупнейших деятелей США второй половины XIX века: Уильяма Гаррисона, Уэнделла Филиппса, Джона Брауна, Чарльза Самнера, Авраама Линкольна, автора «Хижины дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу и многих других.

Алена Вантяева

Фредерик Дуглас (настоящее имя Фредерик Огастес Уошингтон Бейли) остался в истории как один из самых известных и влиятельных афроамериканских лидеров 19 века. Он был аболиционистом, революционным демократом, одной из главных фигур афроамериканского освободительного движения.

Ф.Дуглас родился рабом в Мэриленде в 1818 году. С ранних лет мальчик жил и работал в семье плантаторов, один из которых возможно был его отцом. А позднее был передан семье Хью Олда, который, игнорируя запрет на обучение рабов чтению и письму, ознакомил мальчика с алфавитом. Другие полезные навыки и умения Дуглас приобретал, наблюдая за детьми хозяев. Он делился своими знаниями с другими рабами, проводя уроки по чтению. Однако не все рабовладельцы приветствовали подобную инициативу: часто собрания разгонялись дубинками и камнями. Однажды Дуглас был отправлен работать к Эдварду Коуи, от которого юноша не получал ничего, кроме постоянного психологического и физического унижения (Коуи позволял себе устраивать рабам жестокие побои).

Попытка Ф.Дугласа бежать на свободу удалась лишь с третьего раза. В 1838 году ему удалось бежать на Север. Дугласу помогла женщина из Балтимора, впоследствии ставшая его женой. По прибытию в Массачусетс, он стал простым рабочим. А в 1841 году Дуглас принял участие в собрании Антирабовладельческого Общества штата, где привлек к себе внимание членов конвента, а вскоре и вовсе стал лидером Антирабовладельческого движения в Новой Англии.

В 1845 году была опубликована его автобиография под названием ”Рассказ о жизни Фредерика Дугласа: американского раба”, сообщающая об ужасах рабства. Книга приобрела большую популярность в Соединенных Штатах, а также была переведена на некоторые европейские языки. Позднее она была дважды переписана автором – были внесены некоторые уточнения и важные детали. Так увидели свет публикации “Моя жизнь в рабстве и на свободе” (1855) и “Жизнь и эпоха Фредерика Дугласа” (1881/2).

Однако после публикации стал общеизвестным и тот факт, что Дуглас является беглым рабом. Опасаясь перспективы быть снова обращенным в раба, Дуглас принял решение на время уехать в Ирландию, где планировал читать лекции на тему борьбы с рабовладением в Америке. Спустя пару лет, благодаря помощи английских квакеров, Дугласу удалось собрать достаточно денег для того, чтобы купить свою свободу, и вернуться в Америку уже в статусе свободного человека.

Вернувшись на родину и поселившись в Рочестере, штат Нью-Йорк, Фредерик Дуглас занялся публицистической деятельностью. Он начал издавать аболиционистскую газету “The North Star” (“Северная Звезда”), девиз которой гласил: “Право независимо от половой принадлежности, Правда независимо от цвета кожи, Бог – наш общий Отец, и мы все братья” ("Right is of no Sex – Truth is of no Color – God is the Father of us all, and we are all brethren"). Он также принимал активное участие в организации побегов негров-рабов на Север, в Канаду, по тайной "подземной железной дороге".

Жена аболициониста, Анна Дуглас, и дети поддерживали аболиционистские инициативы Фредерика и помогали ему с газетой. А его вторая жена по имени Хелен Питтс была участницей радикального феминистского движения и также разделяла моральные принципы мужа. Немаловажно и то, что наравне с правами рабов, Дуглас отстаивал права женщин: он был единственным афроамериканцем, принявшим участие в первом Конгрессе по правам женщин в Сенека-Фоллз в 1848 году.

К началу Гражданской войны, Фредерик Дуглас являлся одним из самых известных афроамериканцев в стране, блестящим публицистом и убедительным оратором. В 1862 году Дуглас вступил в переговоры с президентом Авраамом Линкольном относительно обращения с темнокожими солдатами, а после войны - с президентом Эндрю Джонсоном на тему избирательного права афроамериканцев. Прокламация об освобождении рабов (Emancipation Proclamation) Президента Линкольна была провозглашена 1 января 1863 года, однако на президентских выборах 1864 года Дуглас поддержал Джона С. Фримонта, объяснив свое решение тем, что Президент Линкольн не счел нужным даровать освобожденным рабам избирательное право. Прокламация объявляла свободными рабов в Конфедеративных Штатах Америки, т.е. на южных территориях, а последовавшая за ней 13-я поправка к Конституции запретила рабство на всей территории США.

За время Гражданской войны в США, Фредерик Дуглас занимал несколько важных политических должностей. Он был президентом Банка сбережений освобожденных рабов, а также поверенным в делах Доминиканской Республики. Дуглас стал первым афроамериканцем, кандидатура которого была предложена в качестве кандидата на пост вице-президента Соединенных Штатов в 1872 году. Однако сделано это было без согласия самого кандидата, поэтому в кампании он не участвовал. Тем не менее, выдвижение Дугласа стало первым случаем в истории США, когда имя афроамериканца появилось на избирательном бюллетене.

Ф. Дуглас скончался 20 февраля 1895 года от сердечного приступа. Его могила находится на кладбище Маунт Хоуп в Рочестере, Нью-Йорк.

Фредерик Дуглас был поистине выдающимся человеком своей эпохи. Родившись рабом, он был обречен испытать жизненные тяготы и многочисленные страдания, однако он нашел в себе силы и смелость бороться за свои права, а также за улучшение жизни других людей, ущемленных в правах. Антирабовладельческая деятельность Дугласа совпала с тем периодом в истории Соединенных Штатов, когда данный вопрос был на пике актуальности, и сам Президент понимал необходимость отмены рабства в стране. Тем не менее, не стоит недооценивать и весьма продуктивную деятельность отдельных личностей, таких как Ф.Дуглас, проповедующих идеи и инициативы, основываясь на собственном (порой горьком) жизненном опыте.

-) - американский писатель , просветитель, аболиционист , редактор и оратор. Один из известнейших борцов за права чернокожего населения Америки, руководитель негритянского освободительного движения.

Когда Дугласу было около двенадцати лет, жена Хью София Аульд начала учить его алфавиту , несмотря на то, что закон запрещал учить рабов грамоте. Дуглас описывал Софию как добрую, заботливую женщину, которая относилась к нему так, как один человек должен относиться к другому. Когда Хью узнал о действиях своей жены, он осудил её, сказав, что раб, научившись читать, будет недоволен своим положением и будет требовать свободы. Позднее Дуглас назовет это определение «первым бесспорным поучением против рабства» . Как сказано в автобиографии Дугласа, он достиг больших успехов в обучении чтению у белых детей.

Втайне от хозяев он продолжал учиться читать и писать. Одно из его утверждений - «знание - это дорога от рабства к свободе» . Начав читать газеты, политические материалы и книги, он стал задумываться о рабстве и осуждать его. В поздние годы Дуглас финансово поддерживал «Колумбийский оратор », журнал, который в двенадцать лет открыл ему глаза на понятия свободы и прав человека.

Оказавшись у Вильяма Фриланда, он учил других рабов читать Новый Завет в еженедельной Воскресной школе . По некоторым данным, у него обучались более 40 рабов. Более полугода эти занятия оставались незамеченными властями. Когда о школе стало известно, Вильям Фриланд благосклонно отнесся к занятиям рабов, остальные плантаторы были в ярости. В одно воскресенье они ворвались на занятие, вооружённые камнями и дубинами, чтобы навсегда остановить эти собрания.

В 1833 году Хью Аульд забирает Дугласа обратно и отсылает его работать на Эдварда Кови , бедного фермера, которого называли «ломатель рабов». Он регулярно порол Дугласа. Шестнадцатилетний Дуглас восстал против Кови, и после стычки с Дугласом Кови больше никогда его не бил.

Впервые Дуглас пытался убежать от Фриланда, но побег был неудачным. В 1836 году он совершил попытку бегства от Кови, но снова безуспешно. В 1837 году Дуглас встретил Анну Мюррей, свободную чёрную женщину, которая была старше его на пять лет, и влюбился в неё. Её свобода укрепляет его уверенность в том, что он также может быть свободным .

3 сентября 1838 года он успешно бежал, забравшись на поезд до Гавр де Грейс (Мэриленд). Он был одет в морскую форму, которую ему передала Мюррей. Она также дала ему денег для побега и подготовила ему бумаги, говорящие о том, что он - свободный чёрный моряк . Он бежал в Уилмингтон (Делавэр) . Оттуда на пароходе он перебрался в «Город квакеров» (Филадельфия , Пенсильвания), а затем поселился в доме аболициониста Девида Рагглеса в Нью-Йорке . Все путешествие у него заняло около 24 часов .

Написал автобиографию «Повесть о жизни Фредерика Дугласа, американского раба» в 1845 году . На русском языке издана в переводе А. В. Лаврухина в 2009 году

Frederick Douglass ; наст. имя - Фредерик Огастес Уошингтон Бейли (англ. Frederick Augustus Washington Bailey ); - ) - американский писатель , просветитель, аболиционист , редактор и оратор. Один из известнейших борцов за права чернокожего населения Америки, руководитель негритянского освободительного движения.

Краткая биография

Когда Дугласу было около двенадцати лет, жена Хью София Аульд начала учить его алфавиту , несмотря на то, что закон запрещал учить рабов грамоте. Дуглас описывал Софию как добрую, заботливую женщину, которая относилась к нему так, как один человек должен относиться к другому. Когда Хью узнал о действиях своей жены, он осудил её, сказав, что раб, научившись читать, будет недоволен своим положением и будет требовать свободы. Позднее Дуглас назовет это определение «первым бесспорным поучением против рабства» Как сказано в автобиографии Дугласа, он достиг больших успехов в обучении чтению у белых детей.

Втайне от хозяев он продолжал учиться читать и писать. Одно из его утверждений - «знание - это дорога от рабства к свободе» . Начав читать газеты, политические материалы и книги, он стал задумываться о рабстве и осуждать его. В поздние годы, Дуглас финансово поддерживал Колумбийский Оратор, журнал, который в двенадцать лет открыл ему глаза на понятия свободы и прав человека.

Оказавшись у Вильяма Фриланда, он учил других рабов читать Новый Завет в еженедельной Воскресной школе . По некоторым данным, у него обучались более 40 рабов. Более полугода эти занятия оставались незамеченными властями. Когда о школе стало известно, Вильям Фриланд благосклонно отнесся к занятиям рабов, остальные плантаторы были в ярости. В одно воскресенье они ворвались на занятие, вооруженные камнями и дубинами, чтобы навсегда остановить эти собрания.

В 1833 году Хью Аульд забирает Дугласа обратно и отсылает его работать на Эдварда Кови, бедного фермера, которого называли «ломатель рабов». Он регулярно порол Дугласа. Шестнадцатилетний Дуглас восстал против Кови, и после стычки с Дугласом Кови больше никогда его не бил.

В мистере Коуви его соседи-рабовладельцы говорили, что он мастер исправлять, или, как они выражались, «объезжать» строптивых рабов. К нему посылали непокорных негров. Это было время, когда в США, в южной их части, процветало рабство. Рабы были низведены до положения рабочего скота, лишены всех человеческих прав.

Однажды Коуви вызвали на соседнюю плантацию. Хозяин ее проведал, что один из молодых его рабов научился читать и писать. Грамотный раб - большая опасность.

Выбейте из него эту дурь! Пусть позабудет все начисто! - бесновался плантатор, передавая юношу в руки Коуви.

Коуви смерил пренебрежительным взглядом молодого негра: ладно сложен, но на вид не больше шестнадцати лет. Коуви поиграл плетью в коротких волосатых руках.

Дурь я из него выбью! Скоро будет как шелковый! - заверил он плантатора.

Юношу звали Фредериком. Позднее, став свободным человеком, он выбрал себе фамилию Дуглас. Об этом человеке с гордостью говорят все негры, все передовые люди Америки.

Фредерик Дуглас родился рабом. Он не знал года своего рождения. Предполагают, что это был 1817 г. Фредерик почти не помнил свою мать. Лет четырех или пяти он был отнят у нее. Мать жила и умерла где-то на другой плантации. Пинки, надругательства, жестокие расправы над неграми - таковы были впечатления его детства. Когда Фредерик подрос, его приставили слугой к внуку хозяина. Белый мальчик учился читать и рассказывал своему маленькому слуге о том, что узнавал в школе. Учить негров грамоте было запрещено. Фредерик тайно подбирал выброшенные школьные учебники. Он нарочно придумывал игры, в которых надо было писать и считать, и жадно присматривался к тому, как это делают белые дети. В двенадцать лет он уже мог свободно прочитать все, что попадалось ему в руки. Юноша забирался в лес и только здесь раскрывал припрятанную книгу. В лесу его однажды и застал хозяин. Фредерик был так поглощен чтением, что не услышал оклика. Удар плетью заставил его вскочить. Фредерика передали «на воспитание» страшному мистеру Коуви.

Несколько месяцев юноша жил у «объездчика» рабов. Он ходил в грязных лохмотьях. Голова была в кровоподтеках. От этих дней на его спине на всю жизнь остались глубокие шрамы - следы плети. Но Фредерик не был сломлен. В душе его росло возмущение, накипала неукротимая ярость.

Как-то раз Коуви, задумав новую расправу, подкрался к юноше, занятому работой. Фредерик повернулся и неожиданным сильным броском повалил «объездчика» на землю. Он схватил его за горло и подмял под себя. Коуви хрипел и вопил; Фредерик сказал, смело глядя в лицо извергу:

Меня больше бить нельзя. Никогда.

И столько было в этих словах твердости и внутренней силы, что рабовладелец струсил. Напасть на белого человека - это было страшное преступление. За него рабу грозила смерть. Но что, если соседи узнают, что Коуви но справился с каким-то мальчишкой? Тогда конец его репутации «объездчика». И Коуви решил сделать вид, что ничего не случилось. Так Дуглас отстоял свое человеческое достоинство. Это было, как вспоминал он впоследствии, шагом на пути к свободе.

Но прошло еще несколько лет, пока Дугласу удалось, рискуя жизнью, пробраться с рабовладельческого Юга в северные штаты, где рабство было запрещено.

Дуглас стал поденным рабочим. Он брался за любое дело. Работал трубочистом, пилил лес, был кучером. Однажды в руки его попал журнал с многозначительным заголовком - «Либерейтор» («Освободитель»). На страницах журнала разоблачались рабовладельцы и резко осуждалась чудовищная система рабства. Под заголовком стояла фамилия издателя - Вильям Ллойд Гаррисон.

Целью своей жизни журналист Гаррисон избрал борьбу за освобождение рабов. В первом номере «Либерейтора» (он вышел в 1831 г.) Гаррисон писал: «Пусть трепещут южные угнетатели, пусть трепещут их северные защитники, пусть трепещут все враги гонимых черных… Мои намерения серьезны. Я не стану увиливать в трудную минуту, не буду прощать, не отступлю ни на шаг - и меня услышат!» И действительно, Гаррисона услышали. Его призыв помог сплотить силы противников рабства. В стране поднялось могучее народное движение борьбы с рабством. В нем участвовали негры, белые фермеры, рабочие, интеллигенция. Сторонников немедленного уничтожения рабства называли аболиционистами С Дуглас примкнул к ним.

В ответ на смелые выступления против рабства рабовладельцы, их наемники и приспешники подняли беспощадную травлю аболиционистов. Их собрания забрасывали камнями. Аболиционистов избивали, сажали в тюрьмы, даже линчевали. В 1835 г. разбушевавшаяся толпа защитников рабства протащила Гаррисона с веревкой на шее по улицам Бостона, и только случайно ему удалось избежать линчевания.

В 1841 г. Дуглас впервые услышал выступление Гаррисона. Это был знаменательный день в жизни молодого рабочего. Митинг аболиционистов происходил в зале с забаррикадированными дверьми и выбитыми камнями стеклами. На митинге выступил и Дуглас. Он рассказал о том, что видел и пережил сам на рабовладельческом Юге. Слушатели затаили дыхание, чтобы не проронить ни слова из этого рассказа. Гар риеон сказал, что такая речь сделала бы честь великому оратору. Дуглас стал разъездным пропагандистом. Он выступал как человек, сам переживший ужасы рабства. Его пламенные слова привлекали все новых и новых сторонников в ряды аболиционистов.

О Дугласе заговорили в газетах. Его называли «одним из наиболее одаренных и красноречивых людей века». Деятельность Дугласа показала, какие огромные творческие силы таятся в задавленном гнетом негритянском народе. Но многие в то время не хотели верить, что замечательный оратор был совсем недавно рабом на плантации. Тогда Дуглас написал свою биографию. Она вышла в 1845 г., сразу же выдержала несколько изданий и принесла автору широкую известность.

Рабовладельцы ненавидели черного оратора. Едва Дуглас начал говорить на одном из митингов в городе Гаррисберге, как в него полетели камни, кирпичи. Послышались выкрики: «Долой негра!», «Проломите ему башку!» На сцену прыгнули какие-то люди, вооруженные дубинками. Дуглас схватил стул и, обороняясь им, не подпускал к себе никого близко, пока не был восстановлен порядок.

Дуглас много читал и приобрел обширные знания. Он стал издавать газету, в которой страстно обличал рабовладельческие порядки. Дуглас показал себя не только непревзойденным в Америке оратором, но и блестящим публицистом. А к 1850 г. он стал признанным политическим руководителем американских негров и самым выдающимся вождем аболиционистов.

События своего времени он понимал глубже я правильнее, чем Гаррисон и многие другие аболиционисты. Гаррисон считал, что достаточно морального осуждения рабства, чтобы победить рабовладельцев. Дуглас понял, что сломить силу рабовладельцев можно только решительной политической борьбой. Он стал другом великого сына американского народа Джона Брауна (см. стр. 377). До конца своих дней он защищал дело Джона Брауна, пожертвовавшего жизнью ради освобождения рабов. «Тщетно ли Браун поднял меч против рабства, напрасно ли он отдал свою жизнь? Я отвечаю: нет, тысячу раз нет! Если Джон Браун не разбил рабство, он начал войну, покончившую с рабством», - писал Дуглас.

В 1861 г. южные штаты подняли мятеж и создали свое отдельное рабовладельческое государство. В США началась гражданская война (см. стр. 382). Многие буржуазные деятели утверждали, что войну следует вести лишь с целью воссоединения в одно государство отделившихся южных и северных штатов, а вопроса о рабстве затрагивать не следует. Дуглас занимал последовательную революционную позицию. Он говорил: «Не должно быть никакой войны, кроме войны за отмену рабства, никакого мира, кроме мира на основе отмены рабства. Свобода - для всех, а цепи- ни для кого». «Быть или не быть рабовладению - вот содержание этой войны». Статьи и выступления Дугласа вдохновляли негров на борьбу. Правительство Севера вначале отказывалось призывать негров в армию. Дуглас развернул кипучую деятельность, чтобы добиться для негров права сражаться с оружием в руках против южан-рабовладельцев. «Армия рабов была бы лучшей защитой против армии рабовладельцев… Тот, кто хочет освободить себя, должен нанести удар. Лучше умереть свободным, чем жить рабом!» - писал Дуглас. Когда в 1862 г. негров стали принимать в северную армию, Дуглас бросил призыв: «Негры, к оружию!» 1 января 1863 г. президент Линкольн под давлением народных масс опубликовал прокламацию об освобождении рабов (см. стр. 387). Дуглас горячо приветствовал ее, но требовал более решительно вести войну с рабовладельцами, в тылу которых миллионы негров еще продолжали томиться в рабстве. «Бумажная прокламация должна теперь сделаться железной, свинцовой, огненной путем решительного использования негритянской армии в этом споре», - провозглашал он. После разгрома рабовладельческого Юга Дуглас боролся за избирательные права для негров, отстаивал благородную идею равенства всех людей независимо от цвета их кожи.

Дуглас не был социалистом. До конца своих дней он ошибочно полагал, что можно добиться полного освобождения негритянского народа при капиталистическом строе. Но его крупной заслугой остается организация движения аболиционистов, привлечение негров к участию в гражданской войне и к борьбе за равные права с белыми после войны. Дуглас по праву считается одним из самых выдающихся политических деятелей в истории США.

Дуглас умер в 1895 г. Его смерть вызвала чувство глубокой скорби в народных массах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .