Борис и глеб иконы. Первые святые: кто такие Борис и Глеб и почему их канонизировали? Какое чудо произошло

02.07.2019 Интернет

Икона Бориса князя является отображением великого князя Бориса.
Имена Борис и Глеб были первыми канонизированными святыми Русской Православной Церкви. Они были сыновьями князя Владимира. При крещении святой Борис был назван Романом, а Глеб - Давидом.

После смерти их отца в 1015 году престол должен был перейти именно Борису, но он не стал оспаривать свое право и отдал власть пасынку Владимира Святославу. Борис отослал посла со словами: «Ты будь мне отцом, ты мой старший брат». Святослав же отправляет к Борису убийц. Они дождались окончания молитвы, которую произносил Борис, который обратился к Господу: «Сподоби меня принять страдания не от врагов, а от брата» и лег в постель. В постели его убийцы пронзили копьем. Нанесенная рана не была смертельной, и он умолил своих мучителей окончить свое начатое дело. После рокового удара копьем Борис испустил дух.

Святослав не удовлетворился убийством брата и вызывает к себе Глеба. В послании Святослав говорит, что отец, который на самом деле умер, при смерти. По дороге к Святославу Глеб встретил гонца, посланного братом Ярославом Новгородским, сообщавшим о смерти Бориса. Он предупреждает Глеба о готовящейся засаде. Глеб решил остановиться и произнести молитву об успокоении души покойного брата. В это время вооруженные убийцы настигают Глеба. Его повар нанес смертельный удар. Бездыханное тело Глеба бросили в реку. На том самом месте возникло чудное сияние, и звучала ангельская песня.

В 1019 году нетленные мощи Глеба были обретены и доставлены в Киев, где покоилось тело святого Бориса.
Брат Бориса и Глеба Ярослав Мудрый просил, чтобы страстотерпцев зачислили к лику святых, но власти Константинополя отказывались это сделать, так как по их словам Русь не была еще просвещена светом Христовым и не могли там быть угодники Божии. В 1078 году состоялось православие покойных братьев. Это произошло, когда мощи Бориса стали перекладывать из старого гроба в новую раку, а в церкви появилось дивное благоухание. Митрополит Георгий, который противился прославлению святых мучеников, был поражен происходящим. Когда к святым мощам прикоснулся Святослав, сын Ярослава Мудрого, который был очень болен, он исцелился. После этого в честь братьев в Киеве была построена церковь. До 1240 года мощи братьев хранились в той церкви, но с приходом татарского ига они бесследно исчезли.

Подвиг братьев заключается в том, что они не стали отстаивать свою власть, не боролись за свою жизнь, склонили голову под меч убийц. Они как бы повторили подвиг Христа, который не стал сопротивляться и не сошел с креста, так Борис и Глеб принесли себя безмолвно в жертву брату и стали исполнителями закона Евангелия.
Братья Глеб и Борис, стали святыми, которых почитают христианские люди.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении - Роман и Давид) - первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса - Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так - без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, - пишет летописец, - затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, - святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

6 августа Церковь чтит память святых мучеников Бориса и Глеба . Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного . Они родились незадолго до Крещения Русской Земли и были воспитаны в духе христианской веры. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Глеб разделял стремление своего брата посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Братья отличались милосердием и добротой, подражая примеру своего отца - князя Владимира, который был милосердным и отзывчивым.

Житие князей Бориса и Глеба

Борис и Глеб были сыновьями великого князя Владимира Киевского (ок. 960 - 28.07.1015 г.) от его жены византийской царевны Анны (963 - 1011/1012 гг.) из Армянской династии, единственной сестры правящего императора Византии Василия II (976-1025 гг.). При святом крещении Борис получил имя Роман, а Глеб - имя Давыд. С раннего детства братья воспитывались в христианском благочестии. Любили читать Священное Писание, творения святых отцов. Горячо желали подражать подвигу Божиих угодников. Борис и Глеб отличались милосердием, добротой, отзывчивостью и скромностью.

Еще при жизни князя Владимира Борис получил в удел Ростов, а Глеб - Муром. Управляя своими княжествами, они проявили мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди людей. Молодые князья были искусными и храбрыми воинами. Незадолго до своего преставления, их отец великий князь Владимир призвал к себе старшего брата - Бориса и отправил его с многочисленным войском против безбожных печенегов. Однако печенеги, испугавшись силы князя Бориса и мощи его войска, бежали в степи.

После кончины в 1015 году Владимира Великого его старший сын от гречанки, вдовы киевского князя Ярополка Святославича (?-11.06.978 г.), Святополк (ок. 979 - 1019 гг.) объявил себя великим Киевским князем. Узнав о смерти отца, князь Борис сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но смиренный Борис распустил войско, не желая междоусобной распри:

Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!

Святополк был изрядно коварным и властолюбивым человеком, не верил искренности слов своего брата Бориса и видел в нем лишь соперника, на стороне которого был народ. Тут же Святополк решился на страшное преступление, подослав к Борису убийц. Борис был извещен об этом, но не стал скрываться. Вспоминая подвиги первых христианских мучеников, он с готовностью встретил смерть. Подосланные Святополком убийцы настигли Бориса за утреней в воскресный день 24 июля (с.ст.) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После богослужения преступники ворвались в княжеский шатер и пронзили копьями Бориса.

Слуга святого князя Бориса Георгий Угрин бросился на защиту своего господина, но тут же был убит. Однако Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал молиться, а потом обратился к убийцам:

Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам.

Тогда один из убийц подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им встретились два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк решился убить младшего брата - Глеба. Святополк вызвал Глеба из Мурома и отправил ему навстречу дружинников, чтобы они умертвили его на пути. В это время князь Глеб узнал о кончине отца и братоубийственном преступлении Святополка. Скорбя об этом, Глеб, как и ранее Борис, предпочел мученическую кончину братской войне. Убийцы встретили Глеба в устье реки Смядыни, недалеко от Смоленска. Убийство князя Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли в гробу, состоящем из двух выдолбленных бревен.

Мученический подвиг князей Бориса и Глеба

Жизнь страстотерпцев князей русских Бориса и Глеба была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. Братья своей волей показали, что за зло нужно воздавать добром. Это было еще ново и непонятно для Руси, привыкшей к кровной мести.

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28).

Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека. «Видите ли, братия , - говорит преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые ».

Русские князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но властолюбивый Святополк оказался наказан за братоубийство. В 1019 году Киевский князь Ярослав Мудрый (ок. 978 - 20.02.1054 гг.) - единокровный брат Бориса и Глеба, один из сыновей князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка.

По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит князь Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно библейскому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени , - пишет летописец, - затихла на Руси крамола ». Кровь, пролитая братьями Борисом и Глебом ради предотвращения междоусобных распрей, оказалась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси.

Почитание святых Бориса и Глеба

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, святому князю Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 год), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 год). Рассказывают и о других случаях заступничества святых во время войн и вооруженных конфликтов в позднейшие времена.

Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035 гг.).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки князя Глеба, бывшие непогребенными 4 года, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений.

Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: князья-страстотерпцы Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым.

Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на месте сгоревшей церкви каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства.

Годом канонизации святых страстотерпцев принято считать 1072. Они стали первыми русскими святыми. Однако известно, что греческие архиереи, которые в то время возглавляли Русскую Церковь, без особого энтузиазма отнеслись к прославлению русских святых. Но большое количество чудес, исходивших от мощей святых страстотерпцев, и народное почитание сделали свое дело. Грекам, наконец, пришлось признать святость русских князей. В народном предании святые князья, прежде всего, фигурируют как заступники земли Русской. В честь святых было сочинено немало молитвословий, включая уникальные, знаменитые житийные Паремии, которые сохранялись в русской Богослужении вплоть до начала XVII века.

Число икон, медного литья и других изображений святых Бориса и Глеба - огромно. Практически в любом историческом музее, посвященном древнерусской иконописи, сегодня можно найти иконы святых самых разных размеров и уровней иконописного мастерства.

Известны также и собственно старообрядческие иконы Бориса и Глеба. Так, после церковного раскола большое распространение получили литые иконы святых, коих существует около 10 разных вариантов.

Также в честь святых названо несколько городов и населенных пунктов.

Установлены следующие дни почитания святых Бориса и Глеба:

  • 15 мая - перенесение мощей святых мучеников князей русских Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Роман и Давыд (1072 и 1115 гг.);
  • 2 июня - первое перенесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба (1072 г.);
  • 6 августа - совместное празднование святым Борису и Глебу;
  • 24 августа - перенесение ветхих рак святых страстотерпец князей Бориса и Глеба от Вышгорода в Смоленск (1191 г.);
  • 18 сентября - успение святого и благоверного князя Глеба, по плоти брата святого Бориса (1015 г.).

————————

Библиотека Русской веры

Тропарь, глас 2

Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудреный Романе, с незлобивым Давыдом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваю, душама же коснутися немогущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же радующася с лики ангельскими, предстоита Святей Троице. Молитася о державе сродник ваших богоугодне быти, и сыновом русским спастися.

Кондак, глас 3

Восия днесь преславная память ваю благородная страстотерпца Христова, Романе и Давыде, созывающее нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающее к рацее мощей ваю, исцеления дар приемлем, молитвами ваю святая, вы бо божественная врача еста.

Храмы в честь святых Бориса и Глеба

Интересно, что почитание святых Борис и Глеба в древней Руси было куда более распространено, чем даже почитание святых равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги. Особенно заметно это по числу храмов, построенных во имя этих святых. Их число достигает нескольких десятков.

Строительство церквей в честь святых князей русских Бориса и Глеба было обширно на протяжении всей истории русской Церкви. В домонгольский период это, прежде всего, церковь в Вышгороде, куда постоянно совершались паломничества.

В честь святых Бориса и Глеба были созданы монастыри: Новоторжский, в Турове, Нагорный в Переславле-Залесском. К началу 70-х гг. XI в. на местах гибели обоих князей были сооружены деревянные церкви, которые со временем были заменены каменными. Одним из центров почитания князей Бориса и Глеба являлся монастырь на Смядыни. В XII в. был воздвигнут существующий поныне Борисоглебский собор в Чернигове.

Аналогичные каменные постройки появились в Рязани, Ростово-Суздальской земле, Полоцке, Новгороде, Городне и других.

Посвящение храмов и монастырей Борису и Глебу не прекращалось и в последующее время. Борисоглебские храмы были построены: в Ростове, Муроме, Рязани, в с.Любодицы (ныне Бежецкий район Тверской области). Несколько церквей были посвящены Борису и Глебу в Новгороде: на воротах кремля, «в Плотниках».

Значительное число Борисоглебских храмов существовало в Москве и предместьях города: у Арбатских ворот, на Поварской улице, верхний храм церкви в Зюзине, а также в Подмосковье.

В XIV - начале XX вв. существовали монастыри во имя Бориса и Глеба: Ушенский на берегу реки Ушны близ Мурома, в Новгороде «с Загзенья», в Полоцке, на реке Сухоне в Тотемском уезде Вологодской губернии, в Сольвычегодске, в Можайске, в Переславле-Залесском «на песках», в Суздале, в Чернигове.

В 1660 г. иноки Межигорского Преображенского монастыря получили грамоту от царя Алексея Михайловича на построение обители «на крови» Бориса, однако монастырь по неизвестным причинам не был создан. В 1664 г. протопоп переяславского Успенского собора Григорий Бутович поставил здесь каменный крест. В конце XVII в. упоминается храм во имя Бориса и Глеба неподалеку от места гибели Бориса.

В настоящее время действующими являются первый на Руси Новоторжский Борисоглебский монастырь в г. Торжок Тверской области, Борисоглебский на Устье мужской монастырь в поселке Борисоглебском Ярославской области, Борисоглебский монастырь в Дмитрове, Аносин во имя Бориса и Глеба, Борисоглебский женский монастырь в Истринском районе Московской области, Борисоглебский женский монастырь в селе Водяное Харьковской области, Украина.

В Русской Православной Старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и других старообрядческих согласиях нет ни одного храма, посвященного святым князьям - страстотерпцам Борису и Глебу. Что, надо признать, свидетельствует об упадке почитания русских святых в старообрядчестве. Вместе с тем надо отметить, что страстотерпцы по-прежнему почитаются в южнославянских странах, а в Московской Патриархии периодически открываются новые храмы и монастыри во имя этих святых.


с. 250 ¦ 213. Борис и Глеб на конях 1 .

1 Изображение Бориса и Глеба на конях восходит к древнейшим представлениям о святых князьях. В относящемся к 70–80-м годам XI в. «Чтении о святых мучениках Борисе и Глебе» рассказывается: «В некоем граде беша мужи осужени от старейшин града того и всажени в погреб, и много время створше в нем, и недомыслящимся о том, что сътворити, беаху бо в печали мнозе. После же, въспомянувше бывающая чюдеса от святую Бориса и Глеба, начаша молити Бога и святую призывающе на помощь... И во едину нощь молящемъся им, и се внезапу открыся покров узници и свет восия в ней. Они же, въздевше очи свои, ти видеша святою на росну коню и отрока пред ними свещю держаща... ». Там же женщина, работавшая в праздник, увидела как «внезапу възехаша трие мужи на двор ея в белых ризах… И бе един стар [Никола], а два уна обапол его [Борис и Глеб]...». В «Сказании» конца XI в. об этих святых составитель обращается к ним: «Вы... нам оружие, земля Русьскыя забрала и утъвржение и меча обоюду остра...». ( , Пг., 1916, стр. 20, 23, 49). Сводку сведений о возникновении культа Бориса и Глеба в XI–XII вв. см. М. К. Каргер , К истории киевского зодчества XI в. Храм-мавзолей Бориса и Глеба в Вышгороде. («Советская археология», XVI, 1952); . (В кн.: «Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР», т. XIII, М.–Л., 1957, стр. 45–46). См. также предполагаемое изображение конных Бориса и Глеба на фреске 80-х гг. XII в. в одноименной церкви в Кидекше близ Суздаля (раскрыта в 1948 г. под руководством Н. П. Сычева); см. Н. Н. Воронин , Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской, М., 1958, стр. 277, рис. 124. Иконография этой иконы восходит к изображению конных воинов-мучеников Сергия и Вакха , хранящемуся среди памятников XIII в. на Синае (см. книгу, изданную на греческом языке с французским переводом, G. Sotiriou et М. Sоtiriоu , Icones du Mont Sinai, Athènes, 1956, табл. 185).

1340-е годы. Московская школа 2 .

2 Возможно, что икона была написана в 1344–1346 гг., когда в Московском Кремле велись большие работы по росписи соборов Успенского, Архангельского, Спаса на Бору и церкви Иоанна Лествичника. Патриаршая летопись под 6852 г. (1344) свидетельствует: «Того же лета начяша подписывати две церкви камены на Москве пресвященный Феогнаст митрополит Киевский и всеа Русии, у своего митрополичя двора соборную церковь пречистыа Богородици Греческими мастеры, того же лета и совръшиша ю всею подписию; а другую церковь, у великого князя двора, святого архангела Михаила князь велики Семен Ивановичь подписывал Русскими иконники, в них же бе старейшины и началники: Захариа, Денисей, Иосиф, Николае, и прочии дружина их, и не дописаша ее того лета, величества ради и мелкаго писма» (ПСРЛ, т. X, стр. 216). Под 6853 г. (1345) в той же летописи говорится: «Того же лета подписаша в монастыри церковь святого Спаса велением и казною великиа княгини Анастасии Семеновы Ивановичя, а мастеры старейшины и началницы быша Русстии родом, а Гречестии ученицы: Гоитан, и Семен, и Иван и прочии их ученицы и дружина» (ПСРЛ, т. X, стр. 216). В 6854 г. (1346) «съвершиша подписывати три церкви на Москве камены: в монастыре святаго Спаса и святаго архаггела Михаила, и святаго Ивана Лествичника» (ПСРЛ, т. X, стр. 217).

Князья-братья восседают на торжественно выступающих вороном и гнедом конях. Они как бы плывут по воздуху над крутыми уступами желтых и зеленых горок. Князья одеты в кафтаны и короткие, подбитые мехом плащи. На головах их шапки, также опушенные мехом. В руках князей древки с прапорами. В правом верхнем углу - благословляющий поясной Спас. Вохрение в светах сильно разбеленной охрой с четкими белильными отметками и подрумянкой. Санкирь коричневый. Краски одежд и горок мягких притушенных тонов: зеленого (изумрудного оттенка), светло-оливкового, желтовато-зеленого, голубовато-серого (стального оттенка), иссиня-черного, красновато-желтого и светло-киноварного. Фон золотой. Поля светло-коричневые 3 .

3 При реставрации в 1913 г. заново дописан левый нижний угол с задними ногами коней и правлена борода кн. Бориса.

Доска липовая, без ковчега. Шпонки четыре, две из них врезные встречные, две сквозные (более поздние). Паволока, левкас, яичная темпера. 123 × 75.

Происходит из Петропавловского придела Успенского собора Московского Кремля.

Крестивший Русь Святым крещением, сын Святослава и внук Игоря, много Русь прославивших, имел 12 сыновей от четырех жен. Старший, Вышеслав, умер еще при жизни князя в 1010 году, вторым был Изяслав, третьим – Святополк, тот, что стал братоубийцей Бориса и Глеба, и о котором святитель Дмитрий Ростовский писал как о нелюбимом сыне Владимира, называя его «окаянным», а еще были Вышеслав от жены-чешки, еще от одной – Святослав и Мстислав и от жены-болгарки – Борис и Глеб. Когда сыновья выросли, отец рассадил на княжение: Ярослава в Новгород, Святополка – в Пинск, Бориса – в Ростов и Глеба – в Муром.

Впрочем, Бориса и Глеба – самых юных – Владимир долго держал при себе, в Киеве. Борис был воспитан в христианстве, принял при крещении Святого духа, и ему было дано святое имя Роман, во имя святого Романа Сладкопевца. По описанию, он был хорош собой, светел сердцем, добродетелен нравом. Дмитрий Ростовский называет его еще «блаженным и скоропослушливым». Обученный грамоте, он сызмальства читал жития и страдания за веру ранних христианских святых, молясь, чтобы Господь сподобил и его такой же спасительной участи. Глеб, в крещении Давид, в честь царя-псалмопевца, будучи постоянно рядом с братом, также проникся христианским духом и любил брата своего, желая брать с него пример доброты и благочестия. Святополк сохранил языческое воззрение. Жестокий и страстный, он завидовал любви отца к младшим братьям и опасался, что Киевское княжество отец оставит не ему, а потому рано начал замышлять злое против Бориса.

Святой благоверный князь Борис

Крещение Руси принято относить к 988 году после Р.Х., хотя некоторые историки полагают, что оно произошло в 990 или 991 году. Тем не менее, спустя 28 лет после этого события, когда святой Владимир был уже не молод, его постигла тяжкая болезнь, и в это же время на Русь двинулись печенеги. Князь Владимир, опечаленный тем, что сам не может возглавить войска для отпора вражьей силе, призвал из Ростова Бориса, и тот незамедлительно прибыл к отцу.

Святой Владимир, не в состоянии сам возглавить войско, дал Борису множество воинов и послал его на битву с печенегами, и сын с радостью покорился отцовской воле.

Но, очевидно, прослышав про великое войско, идущее на защиту русских рубежей, печенеги отступили, и подошедший к месту, где ожидалось сражение, Борис их не встретил. Когда же с целым войском он возвращался обратно, его встретил посыльный с печальным известием, что Владимир, отец его, в крещении Василий, скончался. Это известие было усугублено тем, что Святополк утаил от всех смерть отца, тайком разобрал пол палат и, обернув тело в ковер, спустил его на веревках. Затем, по тогдашнему обычаю, положил на сани и отвез его в Киевский Десятинный храм, построенный и украшенный по велению самого святого Владимира во имя славы Богородицы, и тайно оставил там.

Когда Борис узнал об этом, то на него навалилась слабость, он залился слезами, горько причитая об отце, которого горячо любил и чтил всем сердцем, видя в нем великую свою духовную опору, поскольку в ту пору не было того священничества на Руси, к которому мог бы он прибегнуть, кроме верующего во Христа отца. В своей скорби он понимал, что теперь беззащитен перед Святополком, от которого отец, как мог, при жизни уберегал Бориса.

В своем обратном пути навстречу гибели, которую уже предполагал, Борис шел, вспоминая святые строки Священного Писания: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин. 4; 20), а также: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин. 4; 18). Он также знал, что многие, любившие его, когда он вернется в дом отца, будут его уговаривать изгнать Святополка, чтобы сохранить и славу, и богатство, и престол князя Киевского, но также он знал, что это не будет поступком брата и уж тем более – не будет поступком христианина, чуждого бренным соблазнам и мирской суете...

Как любой человек, он страшился смерти, но его поддерживала мысль, что смерть он примет во имя Господне, он молился об этом еще в отрочестве. И тогда на него снизошла радость, и далее он продолжал свой путь в Киев с сердцем, укрепленным Божьими заветами и постоянной молитвой к Нему о спасении своей души.

Злодеяние Святополка

Святополк к этому времени занял место Владимира в Киеве, подкупил киевлян многими дарами и послал к Борису вестника, лицемерно обещая, что будет жить с ним в братской любви и достойно разделит отцовское наследство. На самом деле он горел желанием истребить всех наследников святого Владимира, чтобы единолично наследовать отцовский княжий престол.

Святополк ночью тайно прибыл в Вышгород, призвал вышгородских воевод и, заручившись их преданностью, послал их убить Бориса, но так, чтобы это зло было совершено так же тайно, как многое зло, им уже сотворенное.

Святой Борис тогда стоял шатрами на реке Альте, и дружина говорила ему, чтобы он шел на Киев и занимал киевский престол, поскольку все воинство Владимира было с ним. Однако Борис, которого называли еще блаженным, ответил, что ни за что не поднимет руку на старшего брата, которого обязан почитать теперь, как утраченного отца. Тогда дружина оставила его с отроками-слугами и священником, беззащитного и полного смирения перед неизбежным.

Это был субботний день. Борис повелел служить вечерню, а сам в шатре предался молитве, прося Бога укрепить его. В воскресенье же он умылся, обулся и повелел служить утреню, сам же продолжил молитву и тут услышал топот возле шатра. Едва в молитве он вверил судьбу свою Господу, как в шатер ворвались люди Святополка и проткнули его мечами. Когда тело везли до леса, везшие увидели, что он не мертв, а только тяжело ранен. Послали сообщить о том Святополку, а он навстречу выслал двух варягов, и те довершили зло, пронзив мечами сердце князя. По-прежнему тайно тело Бориса принесли в Вышгород и предали земле у церкви Святого Василия.

Святой благоверный князь Глеб

Но Святополку того было мало. Он понимал, что рано или поздно злодеяние его будет обнаружено. Надо было уничтожить всех, кто мог прознать о том и опозорить его как братоубийцу перед всем миром. Глеб тогда не был еще оповещен о смерти отца, поскольку святой Борис уже был на Небесах, а других вестников не было, и, зная то, Святополк послал вестника, чтобы тот сказал Глебу, что отец занемог и зовет его. Глеб, собрав малую дружину, двинулся в Киев. У Волги его конь споткнулся и захромал, Глебу пришлось задержаться, от Смоленска он уже плыл в лодке по реке Смядыни. Тем временем весть о смерти святого Владимира и братоубийстве, совершенном Святополком, дошла до Ярослава Мудрого, который сообщил об этом Глебу. Молодой князь заплакал о близких своих, и, пока он оплакивал их, его настигли подосланные Святополком убийцы. Поначалу, полагая чистым сердцем, что это друзья идут к нему с целованием, он возрадовался, но они притянули к себе лодку и ворвались на нее, держа в руках обнаженные мечи.

Святой стал увещевать их, говоря, что ничего дурного он им не сделал, просил пощадить его юность, ибо не нанес он ни им, ни брату никакой обиды. Но, видя, что они непреклонны, святой Глеб преклонил колени, помянул в последней молитве отца своего, брата убиенного и вознес молитву Господу. Затем обернулся к палачам и сказал: «Делайте, что вам велено», как когда-то произнес эти слова Христос и за ним произносили часто Его святые страстотерпцы, обращаясь к мучителям своим.

Тогда старший повар Глеба, тоже подговоренный Святополком, перерезал Глебу горло, как агнцу. Тело его бросили в пустынном месте так, чтобы его нельзя было разыскать, но чудеса Господни, которые происходили от святых мощей Бориса и Глеба, уже начались, и часто от того места слышно было ангельское пение и виден немерцающий свет свечи, но искать его до поры до времени никто не взялся.

Воссоединение святых братьев

Только когда об убийстве братьев и смерти Владимира стало известно благоверному князю Ярославу Мудрому, то возмущенный он пошел на Святополка и Божьей волей одержал над ним победу. Одолев Святополка, он стал расспрашивать, где положены братья. О святом Борисе знали, что лежит он в Вышгороде, а о Глебе известия были неточны: знали только, что пропал он где-то возле Смоленска, только священники говорили, что где-то в тех местах слышно пение и видны горящие свечи, и Ярослав понял, что там и лежит тело убитого Глеба. Там он и нашел его. С почтением, с каждением и свечами его тело перенесли в Вышгород, удивляясь, что после долгого пребывания не погребенным тело его было не тронуто ни тлением, ни лесными хищниками. Святого Глеба погребли рядом с Борисом, чтобы и в земле и на небесах они, соединенные духовно, были рядом отныне и навсегда.

Какое чудо произошло

Множество чудес происходило на месте упокоения братьев – слепые прозревали, хромые начинали ходить без труда и болей, согнутые в стане – распрямлялись, хотя священники старались не выдавать места упокоения чудотворных мощей. Но святые творили чудесна исцеления везде, где создавались церкви и храмы в святые их имена, даже в самых отдаленных местах, куда дошла слава об их духовном и телесном подвиге соблюдения Божиих заповедей о братской любви как в кровной семье, так и меж всеми людьми…

Но Господь не мог допустить, чтобы Его сокровище так долго оставалось почти тайным. Там, где положены были святые братья, часто виден был сияющий столп и слышно сладкое пение. Однажды к тому месту пришли варяги, и один из них ступил на место гроба, и тут из него вышло пламя и опалило ноги варяга. Ожоги были столь сильны, что с тех пор варвары обходили то место стороной.

Был случай, когда по недосмотру была оставлена свеча, она упала, и церковь загорелась, но вовремя подоспевшими людьми вся утварь была вынесена, и сгорело только обветшавшее здание. Очевидно, что была в том воля Божья – пора было строить и церковь новую во имя Святых братьев и извлекать тела их из земли. Ярослав, узнав, что церковь сгорела, призвал митрополита Иоанна, рассказал ему о братьях своих, их кончине и чудесах, идущих от гроба, собрал многих людей и пошел с ними крестным ходом в Вышгород. Там на месте сгоревшей церкви воздвигли небольшой храм. После молитв на всенощной могилу открыли.

Каково же было удивление всех, когда в поднятом и открытом гробу увидели тела святых по-прежнему светлых лицом и благовонных, не тронутых никаким тлением. Тела святых перенесли в новый храм и положили уже над землей, в правом приделе.

Вот немногие примеры из чудес, которые приведены в «Житиях» святителя Дмитрия Ростовского.

Вышгородский огородник Миронег страдал сухостью ноги и ходил с помощью деревянной ноги, которую сам себе сделал. Он пришел ко гробу святых и долго и горячо им молился, прося исцеления. Он вернулся домой, а ночью приснился ему сон, что явились ему князья-страстотерпцы и спросили, о чем он молит их. Тот рассказал им о своем горе. Тогда они трижды перекрестили его сухую ногу и ушли. Наутро огородник проснулся здоровым и восславил Бога и святых его. Через некоторое время некий слепец пришел к гробу святых и, целуя его, прикладывал к нему сухие веки и молился об исцелении. А когда встал с колен, то был уже зрячим.

Когда Миронег рассказал об этих чудесах Ярославу и митрополиту Иоанну, те обрадовались, а Ярослав по совету митрополита велел выстроить красивую церковь. Она имела пять глав и была украшена живописью. Также по княжьему велению были написаны иконы, перед которыми верные христиане могли славить святые имена Романа и Давида – Бориса и Глеба. После возведения церкви святые мощи братьев перенесли в новую церковь крестным ходом, установив празднование их 24 июля (по ст. ст.) 1021 года в день, когда был убит святой Борис.

В тот же день, когда служили Божественную литургию, в храм пришел хромой человек, он почти не шел, а полз через силу, но после молитвы Богу и святым Его ноги хромого вновь окрепли, и он вышел из храма, будучи совсем здоров. И, видя то, митрополит и Ярослав вновь воздали хвалу Господу.

А вот свидетельства о том, как святые князья Борис и Глеб помогали своим потомкам, защищавшим Русскую землю от нашествий иноземцев.

Известно, что когда благоверный князь Александр Ярославич, по прозванию Невский, вел войну со шведскими захватчиками, один из его воевод, Филипп, обходя ночную стражу, увидел на рассвете плывущий корабль. В нем – святых князей Бориса и Глеба в богатых одеждах, лиц гребцов же видно не было – они были как бы в полумгле. Филипп услышал, как Борис сказал Глебу, что надо идти и помочь их родственнику Александру в битве против врага. Пораженный, воевода пришел к Александру и рассказал ему о виденном. В тот же день Александр Невский разгромил шведское войско и с великим почетом вернулся в Великий Новгород, на княжий свой престол.

Летописи сохранили и такое свидетельство: когда московский князь Дмитрий Иоаннович вел войну с Мамаем, ночной сторож его Фома видел, как на высоте возникло большое светлое облако, с востока будто бы шли несметные полки, а с юга явились двое светлых юношей с мечами в руках. Это были Борис и Глеб. Они грозно спросили воевод татарских – как те посмели поднять руку на Отечество, Господом дарованное Руси, и до последнего посекли всех врагов.
Так случилось и наяву. Перед битвой вознес молитву Богу князь Дмитрий и победил Мамая по молитве святых князей Бориса и Глеба, как до того Ярослав одолел Святополка, прадед его Александр разбил шведов.

И еще многие и многие чудеса случались по молитве святых великомучеников Бориса и Глеба. Наверное, в России сегодня нет ни одного города, где не было бы самой малой церкви, выстроенной в их святое имя. Многие из них были разрушены после революции, например, в 1933 году церковь Святых Бориса и Глеба на Поварской в Москве была разрушена, теперь на этом месте – Государственный музыкальный институт имени Гнесиных. Также нет больше церкви Бориса и Глеба на Воздвиженке, хотя там возведен памятник святым. Разрушена замечательная церковь святых в Ростове, где княжил Борис. И этих потерь – несть числа. Но приделы и иконы святых есть почти во всех церквах. И память святых братьев Бориса и Глеба навеки сохранится в народе, а они – всегда с нами, готовые вознести горячие молитвы свои ко Господу. Они не откажут никому, кто притекает к ним с истинной верой в Бога и с чистым сердцем.

Значение иконы

Как и любой образ великомучеников, изображенные на иконе святые подают нам особый пример духовного подвига. Святые Борис и Глеб отдали жизнь ради того, чтобы не изменить смирению и послушанию, добродетелям, которые являются одними из самых важных для христианского отношения к жизни. Своей мученической смертью они подтвердили новозаветный принцип – нельзя воздавать злом за зло, в отличие от старозаветного «око за око, зуб за зуб», и уж тем более от языческого, когда за выбитое око могли и голову снести. Они стали первыми святыми на еще не отошедшей полностью от язычества Руси, которые своим духовным подвигом вознесли согласно евангельскому слову: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить...» (Мф. 10; 28).