Популярны классические шествия крестные. Крестный ход — победный марш веры

Упоминание о первых крестных ходах встречается в Ветхом Завете. Среди них – путешествие сынов Израилевых из Египта в обетованную землю, шествие вокруг ковчега Божия, обхождение вокруг Иерихонских стен, перенесение ковчега Божия Давидом и Соломоном.

Крестные ходы бывают регулярные (или календарные) и чрезвычайные. Регулярные шествия совершаются в определенные дни. Они проходят несколько раз в году в честь святынь и великих церковных событий, например, Великорецкий крестный ход, который ежегодно совершается в начале июня, и т.д.

Календарные процессии проходят также в день Крещения Господня, на Пасху, в праздник второго Спаса для водоосвящения. Во время крестного хода звучит колокольный звон, который называется благовест. Священнослужители обязательно облачены в богослужебные одеяния.

Чрезвычайные процессии собираются в бедственных случаях, например, во время войны, голода, эпидемий, природных катаклизмов. Подобные крестные ходы сопровождаются усиленными молитвами о спасении.

Шествие может продолжаться как несколько минут, так и несколько дней и даже недель или месяцев. В этом случае люди запасаются едой, чтобы перекусить во время остановок, а также берут с собой подстилки для ночлега, непромокаемые плащи, надежную обувь и необходимые медикаменты, которые могут понадобиться в пути.

Процессии могут проходить как на суше, так и в воздухе. Священнослужители берут с собой на борт самолета все необходимые атрибуты и, читая молитву, во время полета окропляют город святой водой. Кроме того, существуют морские крестные ходы, когда священнослужители совершают молебны или панихиды на борту корабля или иного судна.

Принять участие в крестном ходе - означает принять духовное очищение и напомнить другим людям о силе православной веры, так как данное шествие символизирует несение своего креста и следование слову Спасителя.

Источники:

  • сайт Саянского храма Благовещения

В православном христианстве сущестует множество традиций. Одной из таковых являются крестные ходы, совершаемые по особым торжественным праздничным дням.

Практика крестных ходов имеет очень древнюю историю. Еще со времен установления христианства как основной религии Римской Империи (IV век) крестные ходы плотно вошли в церковную богослужебную жизнь.


Крестный ход - это шествие верующих людей с иконами, выносными распятиями и хоругвями по улицам населенного пункта. Крестные ходы являются видимым символом свидетельства православной веры перед людьми. Такие шествия могут осуществляться не только по улицам города или села, но и просто вокруг храма. При этом, духовенство и хор поют определенные молитвы, читаются отрывки из Священного Писания.


По богуслужебному Уставу православной Церкви крестные ходы совершаются во время престольных храмовых праздников. Также ход может осуществляться и по иным памятным церковным датам. Совершение крестного хода может быть определено настоятелем конкретного храма.


Крестные ходы могут проходить и в дни, когда в город прибывают различные святыни. Например, чудотворные иконы Божией Матери. В таком случае духовенство и народ могут шествовать с чудотворной иконой из одного храма города в другой. Крестные шествия могут также совершаться и на святые источники. Когда верующие приходят на святой источник, совершается водоосвятный молебен.


Основной составляющей крестного хода является молитва верующих людей. Каждый участник такого шествия должен про себя молиться о своих нуждах, а также потребностях своих ближних. Кроме этого, во время крестных ходов осуществляется молитва за все население города ли села.

— Опять эти православные все перекрыли! — возмущается женщина, выходя из вестибюля станции метро «Невский проспект».

В знак согласия ей кивает молодой человек, параллельно снимая на камеру происходящее.

— В 2017 году центр города перекрывать ради пеших прогулок с останками! — комментирует он свою видеозапись.

Недовольство петербуржцев, чей повседневный путь на работу заблокировал крестный ход, поддерживают и водители. В навигаторах то и дело появляются гневные сообщения: «Когда же закончится это шоу?», «Это оскорбляет мои чувства верующего язычника!», «Сколько можно это терпеть?»

«Святой коллапс» — так обозначили водители общегородской крестный ход. Особо петербургскими на фоне других выглядят возмущения в виде цитат классиков. «Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья. Россия вспрянет ото сна…» — пишет неизвестный водитель в отметке «Происшествие» на перекрытом мосту Александра Невского. Однако не все участники дорожного движения готовы цензурно выражаться в сложившихся пробках.

Вот водитель «Газели» пытается объяснить стражу порядка, что ему очень срочно нужно переехать Невский проспект:

— «Гражданин, мы всех предупреждали, в газетах писали, по телевизору говорили — будет все перекрыто. Что вы тут представление устраиваете? — почти кричит сотрудник ДПС и разводит руками.

Но водители, заблокированные на улице Рубинштейна, отказываются его понимать.

— Они ведь не помолятся моему начальнику за опоздание! — слышно из «Газели».

Тем временем верующие будто не замечают окружающий их негатив и поздравляют друг друга с праздником. «Христос Воскресе! — скандирует толпа. — Воистину Воскресе!» В колонне «Невского фронта» юный футболист стыдливо спрашивает взрослых: «Разве так не на Пасху говорят?» Мальчика неряшливо гладят по голове, но ответа он так и не услышал — вероятно, для взрослых это тоже большой вопрос.

Не обошлось на крестном ходе и без животрепещущих тем. У противников фильма Алексея Учителя о романе будущего императора Николая II с балериной Матильдой Кшесинской в шествии целая колонна — над ними гордо растянут банер c надписью «Матильда — пощечина русскому народу». Посередине идет хрупкая женщина с большой иконой в руках, рядом с ней казак в традиционном костюме и мужчина с флагом «Добровольцы Донбасса». Ведут себя «православные активисты» довольно скромно — молча несут свои плакаты и лишь иногда запевают молебны.

В рядах противников «Матильды» не так много людей, однако на протяжении всего шествия точечно встречаются «амбассадоры» — неприметные пенсионерки с яркими говорящими плакатами. Эффект от колонны впечатляет — кажется, все участники шествия в перерывах между молебнами обсуждают «Матильду».

— И правильно, что борются с этим Учителем, нечего срамоту про государя нашего снимать! — говорит пожилая участница шествия своей подруге.

— Но ведь не по-христиански это! Жгут ведь, хулиганят!

— Не понимают они, грешники, что творят. По-другому не понимают… Храни нас бог!

В соседней колонне идут подростки. Они ничего не слышали о «Матильде», поэтому обсуждают пропущенные уроки и несделанную домашку. «Как думаешь, долго нам еще идти?» — спрашивает девушка у подружки. «Не знаю, говорят, автобус приедет к самому концу…» — звучит грустный ответ. А в кругах молодых людей в это время смеются над Милоновым:

— Представляешь, говорят, он там в рясе идет!

— Да ну! Вот бы посмотреть на это.

— Давай попробуем вперед прорваться.

Но, к сожалению юношей, начало колонны особо охраняется полицией. Самые важные гости — вице-губернаторы Игорь Албин и Константин Серов, спикер ЗакСа Вячеслав Макаров и другие чиновники — хоть и идут в составе шествия, но своей отдельной колонной. От остальных верующих их отделяет не только отряд полиции и десяток охранников, но и колонна казаков.

Однако прохожие не теряются и фотографируются с «цифровыми версиями» чиновников и священнослужителей — у экранов с трансляцией даже образуется очередь из желающих сделать селфи на фоне крестного хода.

У самой площади Александра Невского начинается давка — мощи уже занесли в лавру, а поток людей все продолжает подходить. «Слава тебе, господи, дошла!» — вздыхает пенсионерка, облокотившись на свою спутницу. Часть пришедших на крестный ход методично двигается в сторону метро, где уже готовятся к столпотворению, другая же часть остается на выступление губернатора и митрополита Варсонофия.

«Опять эти мощи! И так каждый год», — вздыхает сотрудница метро, когда вестибюль «Площадь Александра Невского» наполняется людьми с иконами в руках.

ГУ МВД впоследствии сообщило, что в крестном ходе приняли участие около 100 тыс. человек.

Александра Полукеева

«Это была радость Торжества Православия!» - эта мысль звучала практически из уст каждого, кто шел 27 июля с Крестным ходом улицами Киева, возносил молитвы Господу и благодарил Крестителя Руси - святого князя Владимира за избранный им путь к Богу.

«Это те минуты, когда Господь посылает "исцеление всем, с верою к Нему притекающим"!»


Юлия Владимировна, преподаватель детской воскресной школы

От дня рождения до дня преставления...
Для меня было чудом узнать, что организовывается поездка в Киев, где будет проходить Крестный ход, посвященный 1000-летию преставления князя Владимира - Крестителя Руси. 1000 лет прошло! Подумать только! А у Бога все, как один день. А чудо для меня в том, что буквально накануне я вернулась из паломнической поездки, в которой (16-18 июля) Господь сподобил меня посетить Псковскую землю, где, по преданию, в деревне Будник под Псковом и родился малыш - будущий князь Владимир-Красное Солнышко! Чудо! Не могу передать словами трепет души и осознать превеликую милость Божию! Поэтому очень хотела попасть на Киевский Крестный ход. Для меня такая взаимосвязь была очевидной и промыслительной.

Крестный ход - души полет!
Сложно передавать словами те переживания, которые испытывала душа во время Крестного хода! Радость и умиротворение, доверие и покой! Животворящий поток, где каждый из нас - та "Маленькая капелька - часть большой воды, и Ею оживляются от засухи сады". Как же хочется удержать эту благодать и вмещать все то, что Господь дарует! Удивительным для меня было то, что о телесных силах не было времени и желания беспокоиться. Дух подчинил себе плоть. Это здорово! Вот так бы научиться жить и стремиться к "единому на потребу"! Наверное, это те минуты, когда Господь и посылает "исцеление всем, с верою к Нему притекающим"!

Мужчина на костылях.
Когда мы шли Крестным ходом, рядом шел мужчина на костылях. Как он мог идти на этих костылях, не понятно?! Но он шел. И на его лице абсолютно не было никакой усталости. Одно стремление. И это было величайшим примером! Понимаешь, что Господь укрепляет. И ты идешь.

«Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…»
Очень запомнилось и удивило то, как многократно и своевременно были услышаны слова Святого Евангелия "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Мене, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко". За последние несколько недель я услышала это Евангелие четырежды. Куда мы не заезжали, во всех обителях читалось именно это Евангелие! Первый раз в Пскове в Псково-Печерском монастыре. Потом - Александро-Невская Лавра, Троице-Сергиева Лавра, и вот теперь, когда Крестным ходом пришли в Киево-Печерскую Лавру, на Всенощном бдении читалось именно это Евангелие! Невероятное ощущение! Как будто бы Сам Господь подкреплял душу во дни поездки!

«Много, мощно, масштабно!»


Анна, художник по свету.

Нормально и достойно!

Почему я поехала на Крестный ход? Это был душевный порыв. Иногда я люблю делать себе вызов. И для меня лично, это и был вызов самой себе. Приехать и посмотреть на огромное количество людей. Мне казалось, что это будет суета толпы, и я настроилась приехать посмотреть, как это будет, смогу ли вытерпеть? Решила поехать для собственного смирения. Но мои ожидания не подтвердились! Наоборот! От каждого чувствовалось огромное добро, учтивость! Со мной, например, был один момент на Крестном ходе. Мне надо было вернуться и пришлось идти против течения людей. Но никто не ругался, уступали место, пропускали, улыбались мне. Было все нормально и достойно. Именно так - нормально и достойно!

Кто в обычной жизни стесняются даже открыть рот – пели!

Когда начался Крестный ход, и издали я увидела монахов с хоругвями, появилось чувство волнения и трепета. Они шли, пели, и я чувствовала, что уже в этот момент я духом тоже присоединяюсь к ним. Затем шел хор. Их прекрасное, ангельское пение заставляло петь тех, кто в обычной жизни стесняются даже открыть рот!

Высматривали своих архипастырей и махали им рукой!
Потом Крестный ход продолжили наше священноначалие. Все люди стали внимательно приглядываться и высматривать своих епархиальных пастырей. И это было так удивительно, когда верующий человек громко говорит имя своего священнослужителя и машет ему рукой! Иногда наблюдался и ответный взмах руки. Люди очень обрадовались, когда увидели Блаженнейшего Онуфрия, и ринулись к нему за благословением, но потом всем стало ясно, что так продолжаться не может, иначе Крестный ход не состоится, и отступились от него.

Много, мощно, масштабно!
В целом, могу сказать о Крестном ходе так: много, мощно, масштабно. Много - людей, мощно - количество святынь и благодать, исходящая от них. Масштабно - присутствие и участие в Крестном ходе стольких священнослужителей!

«УПЦ спокойно показала обществу и государству свою силу и потенциал»


Олег Евгеньевич, преподаватель Богословских курсов

Почему поехал на Крестный ход...
Поехал потому, что, во-первых, торжество 1000-летия преставления святого князя Владимира. Ехал на торжество! Во-вторых, крестный ход – это важное православное событие, поэтому важно было поддержать своих собратьев. И в третьих – побывать в Киеве, в Лавре.

Князь Владимир «не обманул» – мы прошли второе крещение водой!
Этот праздник в честь князя Владимира – стал для нас как второе крещение (смеется), хорошо он нас облил. Но при этом без ветра и холода. Наблюдал ребенка в коляске - он лежал, как в ванне, но вовсе не плакал.

Это был настоящий Крестный ход!

Очень спокойный! Спокойно прошли. Раньше часто участвовал в крестных ходах. Обычно присутствует напряжение – и физическое, и внутреннее. На этом крестном ходе первое, что отметил для себя, – спокойствие! Без политических лозунгов. Люди пели исключительно религиозные песнопения, молились. Не было никакой политической символики. Блаженнейший говорил только о Боге, Церкви, вере. Это был настоящий церковный крестный ход, а не церковно-политическая процессия.

Небесный кондиционер.
Прохлада «шла» за Крестным ходом. Как будто кто-то кондиционер нес над нами.

Промокли все и радовались!

Обратил внимание, что промокли все! Стояли казаки, милиция в плащ-палатках. Между ними разговор был, что промокли все до последней нитки. Но никто даже не роптал! Все были радостные, ни от кого не слышал никаких возмущений. Я это особенно отметил! Все радовались!

Молитва шла легко!
Ты идешь среди людей, думаешь о своем, о сокровенном, молишься. Мне ничего, например, не мешало. Если человек не хочет молиться, он и в храме не помолится. А в Крестном ходу – он обязательно помолится. Все вокруг располагает к молитве. Отовсюду песнопения раздаются. Кто-то обгонял, кто-то отставал... Но молитва соединялась со всеми. И было спокойно!

Был опровергнут информационный миф!

О том, что якобы люди массово покидают УПЦ и переходят в другие конфессии. Несмотря на огромное давление, несмотря на попытки устроить общественный остракизм, объявить нас "врагами народа" и т.п., УПЦ упорно не "сыпется" и остается самой большой религиозной структурой страны. УПЦ спокойно показала обществу и государству свою силу и свой потенциал (не весь)!

«Мой самый первый! И мне очень понравилось»


Даниил, 12 лет

- Для тебя это был первый Крестный ход в твоей жизни?
- Да, самый первый! И мне очень понравилось! Людей было очень много! Пока мы дошли до монастыря, оттуда, откуда мы начинали, стартовала последняя пара участников крестного хода.

- Сколько ты прошел?
Много. Мы прошли километров пять, наверное. Сначала мы дошли пешком до Владимирской горки, так как маршрутки уже не ходили. А потом с Крестным ходом - до Киево-Печерской Лавры.

- Устал?
- Не очень. Почти совсем не устал. У меня не то, чтобы прямо хорошая физическая подготовка, но когда мы шли, даже не заметно было, что мы столько прошли!

- Что ты делал во время Крестного хода? Просто шел?
- Молился. То Богородицу читал, то Отче наш.

- Кто тебе рассказал, как надо себя вести?
- Так все люди делали. Мы молились. Когда хором. Потом ещё и сам.

- Что больше всего тебя впечатлило?
- Сколько много людей было! Больше всего впечатлило! Мне очень понравилось! Мне очень хотелось попасть на Крестный ход, потому что никогда не бывал. Понравилось, что мы приехали всей семьей, с сестрой, бабушкой.

«Испытываешь радость Торжества Православия! Особенно сейчас - уже после Крестного хода»


Любовь, студентка 5-го курса, химический факультет.

Батюшка благословил.

Мой духовник, к которому я с детства хожу в церковь, благословил меня ехать на Крестный ход. Потом батюшка объявлял в храме об этом Крестном ходе и говорил о его значимости для верующих, поэтому у нас на приходе собралось много людей ехать в Киев на торжества.

Я ехала целенаправленно. 1000-летие преставления князя Владимира – это почти Торжество Православия, нашего! Потому что князь Владимир принес нам эту веру - христианство - на нашу землю, а до этого мы были язычниками.
Я знаю, что когда участвуешь в Крестном ходе, молитва каждого человека усиливается, поэтому и собирается много людей. И каждый твой шаг записывается Ангелом. Это считается благим делом. Поэтому мне хотелось попасть на Крестный ход, помолиться.

- А у вас получилось помолиться? Как можно молиться при таком количестве людей?

Ну, как же! Мы идем ради этого! Ради молитвы шли! А Вечернее Богослужение?! Мы все пришли Крестным ходом в Лавру на Вечерню. Впереди монахи шли, священство. Хор. Они пели. Мы, конечно, может, что-то и не слышали. Но мы соборно молились...

Где-то мы отвлекались, но все равно возвращались, слава Богу, мыслями, молились. Намерения, как говорится, и Бог целует. И ценится намерение даже больше, порою, чем действие.

Особенные впечатления!
Настолько массовый Крестный ход! Впервые попала на такой! До этого я была на многих, но не таких массовых. У меня море впечатлений! Словами и не передать. Это было торжественно! Все рады! Забывается, кто кому на ногу наступил, кто кого толкнул, тяжесть поездки, неудобства… Все это забывается. Потом радость Торжества Православия заполняет все чувства. Испытываешь радость! И особенно уже сейчас, после поездки.

«Святыни идут, а я стою. Хотя должна я к ним ползти на коленях. Такое ощущение величия..!»


Антонина Васильевна, комендант общежития Аграрного лицея, сейчас на пенсии.

Я всю жизнь ходила в церковь.

Всегда верила в Бога. Не жила глубокой церковной жизнью, да особо и не было возможности в то время, но в храм всегда ходила. Сейчас, уйдя на пенсию, воцерковилась, а после смерти мужа – ещё больше.

Первые ощущения…
Приехали мы рано-рано. Утром, в автобусе, прочитав утренние молитвы, я уже заканчивала читать Псалтирь. Закрыла книгу - и подняла глаза. (Мы в это время выезжали на мост.) И тут… Лавра предо мной златоглавая! Легкий-легкий дождик, как туманчик... И я заплакала. Вся панорама, как в облаке. Чувство было, как пред вратами рая оказаться. Я была потрясена!

У меня своя история…
Душа давно томилась встречей с Киево-Печерской Лаврой. И я ехала в Киев первый раз.
Кода мы поженились, муж был военным и служил в Киеве. Ему Киев очень нравился, и муж все обещал меня туда повести. Но он был очень ответственным человеком, строгих правил, долг и служба для него были превыше всего. Поэтому съездить вместе так все времени и не хватило. Как-то, поехав в Киев по долгу службы, он позвонил мне и сказал, как он там счастлив. Он рассказал, что прошелся по всем местам своей службы, по Арсенальной. А вечером он неожиданно… умер… В Киеве.

Подготовлено, как для меня…
После Крестного хода и Вечерней службы в Лавре мы оставались на ночевку в Киеве, чтобы попасть ещё на праздничную Литургию, посвященную 1000-летнему торжеству князя Владимира. Такое многотысячное количество людей было сложно определить на ночевку. Но такое совпадение - как для меня устроенное. Нас разместили на ночевку в Голосеевском районе – именно в этом районе умер мой муж.

Хотелось увидеть своими глазами, а потом рассказать всем!
Мне очень хотелось поехать на этот Крестный ход. Мне хотелось оказаться среди людей и быть плечом к плечу с единомышленниками. Мне хотелось увидеть своими глазами, а потом рассказать, какой поток людей шел. И я увидела все своими глазами! Это - река! Сколько много шло священников - наша опора, благородство. Они нас опекают, вразумляют, которые несут всю нашу тяжесть на своих плечах, принимая наши исповеди и наши грехи.

Организовано на высочайшем уровне!
Какая наша церковь мощная, красивая, современная. Крестный ход был организован на высочайшем уровне! Дисциплинированно, торжественно, чинно, спокойно, без суеты. Каждый на своем месте, каждый знал, что надо делать. Очень меня впечатлил порядок и четкая организация!

Вспоминается, как дивный сон.
У меня одно сравнение, когда шел крестный ход - это текла золотая река наших батюшек. Хотя золото - ничто для нашей души. Это, может, и неверное сравнение. Лучше сказать – это была солнечная золотая река.
Когда несли раку с мощами священники - рослые, мужественные. Впечатлило, что несли раку, повернувшись лицом к мощам. Получается, они шли почти боком, что было сложно, особенно спускаясь с горы. Какое это физическое напряжение, ответственность и честь! Какие были одухотворенные лица. Это было очень трепетно наблюдать. Потом и мы присоединились к людскому потоку.

Было желание только молиться.
Базара не было в толпе. Никто не толкался. На ноги если наступали - сразу извинялись. Все просили прощение: «Простите». А в ответ все отвечали: «Да ладно…», - и вроде и не замечали этой неловкости. Это был пример взаимоотношений в миру.
Было желание только молиться. Пели «Богородица, Дево, радуйся» и «Иисусову молитву». Чувствовала духовный подъем. Была какая-то ярость – «ярость по Бозе», подъем в душе! Мне хотелось петь: «Трепещите, языци, яко с нами Бог» (знаю, что в этом стихе – «Разумейте, языци…»). А мне тогда хотелось говорить именно: «Трепещите».

Когда несли иконы, были слезы умиления. Смотрела широко раскрытыми глазами и думала: «Кто я такая? А мимо меня проплывают такие святыни!» Они идут, а я стою. Хотя должна я к ним ползти на коленях. Вот такое ощущение величия было в душе!
Когда шли монахини, сестры милосердия – тоже сердце мое было в умилении. И слезы. Их черная одежда – это символ девственности. Это именно о нас, о женщинах. Было очень трогательно.

А вернулась домой вдохновенная!
Приехала домой, все вижу, все спорится, все ладится.

Еще не так давно мы все следили за событиями Всеукраинского шествия мира, любви и молитвы, который стал настоящим свидетельством веры нашего народа. Однако не все, пожалуй, знают, как появилась традиция подобных ходов у православных, каков ее смысл и ветхозаветные истоки. Попробуем это выяснить.

Не флешмоб и не демонстрация

Что важно знать? Крестным ходом (не путать с Крестовыми походами) называется не любое народное шествие, иначе его можно было бы спутать с демонстрацией или каким-нибудь флешмобом. Даже внешняя атрибутика, наличие икон, креста, хоругвей не может быть залогом того, что он является именно таковым.

Во-первых, такая процессия всегда имеет абсолютно конкретную цель, повод (о них мы будем говорить чуть ниже). Во-вторых, совершаться она должна только по благословению архипастыря, архиерея. В-третьих, возглавлять такое шествие обязательно должен законно рукоположенный священник или тот же архиерей.

Но это тоже, скажем так, лишь организаторские, формальные признаки ходов, отнюдь не отвечающие за их успешность. Главное же, что должно присутствовать на таком шествии верующих, — это общий молитвенный дух, единство веры, взаимная любовь и уважение. Без них любая подобная «акция» грозит превратиться в обычную прогулку, а то и вовсе — что гораздо хуже — в магический прием. Подчеркнем, что важен здесь не только молитвенный, но общинный дух, причем мирно настроенный ко всем, даже врагам.

Зачем народ идет с крестами и иконами?

Итак, мы можем говорить о том, что такие церковные хода являются видом общей молитвы. Конечно, тогда невольно возникает вопрос: зачем же выходить на улицу, совершать какие-то шествия, если помолиться можно и в храме? Ответ на него такой же, как и на вопрос: зачем нужны посты и поклоны? Мы это делаем, когда хотим прибавить к своей молитве какую-то жертву, чтобы она была услышана.

Является ли крестный ход манифестацией своей веры? Возможно, со стороны это именно так и выглядит. Но главной целью это, безусловно, не является. Его цель — призывание Божьей благодати, в первую очередь, на всех людей, верующих и неверующих, на место, где они проходят: город, страну и, в конечном итоге, на весь мир.

Кроме того, через такие молитвенные торжественные шествия освящаются природные стихии: огонь, вода, воздух. Раньше люди лучше понимали, что любые стихийные бедствия — это не просто абстрактные проблемы экологии, а гнев Божий за наши грехи. Поэтому и совершали такие народные процессии, чтобы умолить Господа о помиловании.

С собой крестоходцы несут кресты (почему он и называется крестным ходом), иконы, хоругви. Хоругви — это священные церковные знамена, которые не стоит путать с государственными, так как власть Христова «не от мира сего». Самым первым несут фонарь (в знак Евангельского света, просвещающего весь мир).

Крест — это главное знамя христиан, символ победы над смертью, свидетельство веры. Поэтому без него ход, конечно, немыслим. Через иконы сами святые, воинство небесное также незримо принимает в нем участие. Иногда, в день памяти святого или его прославления, по особым случаям, шествия совершаются также с мощами угодников Божьих.

Ветхозаветные прообразы

Самым первым прообразом такого шествия верующих, пожалуй, может служить сорокалетний поход израильтян по пустыне в поисках земли обетованной. Самый яркий пример действенной силы таких народных процессий — взятие Иерихона. Об этом повествует Книга Иисуса Навина (Нав. 5:13-6:26).

В особом откровении ему было велено семь дней обходить этот город с Ковчегом Завета, при этом трубя в трубы. Ковчег несли священники, воины шли сзади. На седьмой день израильтяне затрубили в трубы, стали восклицать громко и в один голос, после чего обрушилась стена Иерихона, и город сдался.

Также у евреев в праздник Кущей была традиция семидневного торжественного шествия вокруг алмемара (место в синагоге) с пальмовыми ветвями. Еще одним ярким прообразом может служить перенесение Ковчега Завета царем Давидом в Иерусалим, в котором участвовал весь народ израильский «с восклицаниями и трубными звуками».

Иоанн Златоуст и установление традиции

Во времена земной жизни Спасителя примером крестного хода может служить Его торжественный вход в Иерусалим. Тогда все люди встречали Его со словами «Осанна!» и стелили пальмовые ветви под ноги. Мы знаем, что уже в первые века в раннехристианской общине существовала традиция в день Пасхи символически, по примеру жен-мироносиц, обходить храм со свечами в руке.

Это можно считать началом традиции, но самого чина (порядка) еще не существовало. Затем, известно, что новообретенные мощи святых точно так же торжественно переносили всей общиной. Эти процессии совершались ночью и сопровождались общей молитвой в виде пения гимнов (псалмов). Их называли литиями (не путать с современным их видом) или литиниями. Они-то и послужили началом современного чинопоследования крестного хода.

Авторство же первого чина традиционно приписывают святителю Иоанну Златоусту. Вначале они были созданы в противовес арианам — святитель не хотел, чтобы люди участвовали в их воскресных увеселительных собраниях. Затем во времена, когда жил Златоуст (IV век), последовал ряд стихийных бедствий. Так из простой благочестивой традиции они перешли в общецерковную практику, где и закрепились.

Крестный ход на Руси

На Русь данные торжественные шествия с участием верующих пришли вместе с христианством из Византии. Вспомним, что и само крещение Киевской Руси предварялось большим походом людей к реке Днепр в ответ на призыв князя Владимира. Также уже прославление первых русских святых, страстотерпцев Бориса и Глеба, перенесение их мощей в 1115 г. сопровождалось всенародной церковной процессией.

Молитвенные шествия народа получили такое распространение на русских землях, что Священный Синод даже вынужден был принять постановление о запрете стихийно проводимых ходов. Расцвет же популярности традиции крестного хода в России пришелся на начало XX века. Тогда в них принимали участие даже царские семьи. Самый яркий пример — прославление преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Тогда в нем приняли участие от ста до трехсот тысяч людей, включая самого императора Николая II с семьей.

Сложно переоценить также роль покаянных ходов для истории русского государства. Они неоднократно спасали от моровых язв, пожаров и военных вторжений не только Москву, но и другие значимые города, благодаря чему здесь так прославились образа Божией Матери, особенно Владимирская, Тихвинская, Казанская и еще очень много других. Недаром ведь тот же Серафим Саровский говорил, что «Россия спасется Крестными ходами».

Виды молитвенных шествий

Существует много разновидностей крестного хода в соответствии с разными критериями. По продолжительности они делятся на однодневные и многодневные. В зависимости от времени совершения могут быть:

  • ежегодные (установленные, например, на Пасху и Богоявление);
  • чрезвычайные , или одноразовые (совершаемые по определенному поводу).

В зависимости от причин они делятся на:

  • праздничные , или торжественные — совершаемые в честь определенного праздника;
  • благодарственные — в благодарность за Божью помощь и милосердие по какому-то поводу, к ним также относятся и хода в честь освящения храма;
  • умилостивительные — вид общей молитвы в начале важного церковного или государственного события;
  • покаянные — шествия верующих, совершаемые во времена народных бедствий (голода, войны, эпидемий, землетрясений и др.) с просьбой об избавлении от них.

Необычные хода нового времени

Сегодня появилось очень много новых видов необычных церковных процессий, которые, конечно же, имеют ту же силу, если совершаются с верой, а не только с намерением удивить. Стоит хотя бы упомянуть о том, что особую популярность уже в нашем веке получила такая их разновидность, как крестный лет . Святыня (мощи или икона) с молитвой перевозится на самолете или вертолете на большие расстояния.

Помимо воздушных , гораздо раньше стали осуществляться и водные . Такой крестный ход особенно удобен для отдаленных, труднодоступных мест. Необычным явлением можно назвать байкерские перемещения с иконами и хоругвями, в которых принимают участие даже священники. Сегодня популярность также обретают детские молитвенные шествия, особенно с молитвой за мир. Они также являются ярким свидетельством веры.

А вот в скиту Оптиной пустыни также каждый день проходит необычная молитвенная процессия, в которой принимают участие… кошки. Это видео можно посмотреть здесь: