Советы паломникам. Паломническая самостоятельная поездка на святую землю

03.07.2019 Животные

В 1817-1827 годах командиром Отдельного Кавказского корпуса и главноуправляющий в Грузии был генерал Алексей Петрович Ермолов (1777-1861). Деятельность Ермолова на посту главнокомандующего была активной и довольно успешной. В 1817 году начато сооружение Сунженской линии кордонов (по р.Сунжа). В 1818 году на Сунженской линии построены крепости Грозная (совр. г.Грозный) и Нальчик. Походы чеченцев (1819-1821) с целью разрушения Сунженской линии были отбиты, русские войска начали продвижение в горные районы Чечни. В 1827 году за покровительство декабристам Ермолов уволен в отставку. На пост главнокомандующего был назначен генерал-фельдмаршал Иван Федорович Паскевич (1782-1856), который перешел к тактике рейдов и походов, что далеко не всегда могло дать прочные результаты. Позднее, в 1844 году, главнокомандующий и наместник князь М.С.Воронцов (1782-1856), был вынужден вернуться к кордонной системе. В 1834-1859 годах освободительную борьбу кавказских горцев, проходившую под флагом газавата, возглавлял Шамиль (1797 - 1871), создавший мусульманско-теократическое государство - имамат.Шамиль родился в селении Гимрах около 1797 г., а по другим сведениям около 1799 г., от аварского узденя Денгау Мохаммеда. Одаренный блестящими природными способностями, он слушал лучших в Дагестане преподавателей грамматики, логики и риторики арабского языка и скоро стал считаться выдающимся ученым. Проповеди Кази-муллы (вернее Гази-Мохаммеда), первого проповедника газавата - священной войны против русских, увлекли Шамиля, который сделался сначала его учеником, а потом другом и ярым сторонником. Последователи нового учения, искавшего спасения души и очищения от грехов путем священной войны за веру против русских, назывались мюридами. Когда народ был достаточно нафанатизирован и возбужден описаниями рая, с его гуриями, и обещанием полной независимости от каких бы то ни было властей, кроме Аллаха и его шариата (духовного закона, изложенного в коране), Кази-мулла в течение 1827 - 29 годов успел увлечь за собой Койсубу, Гумбет, Андию и др. мелкие общества по Аварскому и Андийскому Койсу, большую часть шамхальства Тарковского, кумыков и Аварии, кроме ее столицы Хунзаха, где побывали аварские ханы. Рассчитывая, что власть его только тогда будет прочна в Дагестане, когда он окончательно овладеет Аварией, центром Дагестана, и ее столицей Хунзахом, Кази-мулла собрал 6000 человек и 4 февраля 1830 г. пошел с ними против ханши Паху-Бике. 12 февраля 1830 г. он двинулся на штурм Хунзаха, причем одной половиной ополчения командовал Гамзат-бек, будущий его преемник-имам, а другой - Шамиль, будущий 3-й имам Дагестана.

Штурм был неудачен; Шамиль вместе с Кази-муллой возвратился в Нимры. Сопровождая своего учителя в его походах, Шамиль в 1832 г. был осажден русскими, под начальством барона Розена, в Гимрах. Шамиль успел, хотя и страшно израненный, пробиться и спастись, тогда как Кази-мулла погиб, весь исколотый штыками. Смерть последнего, раны, полученные Шамилем во время осады Гимр, и господство Гамзат-бека, объявившего себя преемником Кази-муллы и имамом - все это держало Шамиля на втором плане до смерти Гамзат-бека (7 или 19 сентября 1834 г.), главным сотрудником которого он был, собирая войска, добывая материальные средства и командуя экспедициями против русских и врагов имама. Узнав о смерти Гамзат-бека, Шамиль собрал партию самых отчаянных мюридов, бросился с ними в Новый Гоцатль, захватил там награбленные Гамзатом богатства и велел убить уцелевшего младшего сына Пару-Бике, единственного наследника Аварского ханства. Этим убийством Шамиль окончательно устранил последнее препятствие к распространению власти имама, так как ханы Аварии были заинтересованы в том, чтобы в Дагестане не было единой сильной власти и потому действовали в союзе с русскими против Кази-муллы и Гамзат-бека. 25 лет Шамиль властвовал над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против огромных сил России. Менее религиозный, чем Кази-мулла, менее торопливый и опрометчивый, чем Гамзат-бек, Шамиль обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, уменьем выбирать время для удара и помощников для исполнения своих предначертаний. Отличаясь твердой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев, умел возбуждать их к самопожертвованию и к повиновению его власти, что было для них особенно тяжело и непривычно.

Превосходя своих предшественников умом, он, подобно им, не разбирал средств для достижения своих целей. Страх за будущее заставил аварцев сблизиться с русскими: аварский старшина Халил-бек явился в Темир-Хан-Шуру и просил полковника Клюки фон Клюгенау назначить в Аварию законного правителя, чтобы она не попала в руки мюридов. Клюгенау двинулся к Гоцатлю. Шамиль, устроив завалы на левом берегу Аварского Койсу, намеревался действовать русским во фланг и тыл, но Клюгенау удалось перейти через реку, и Шамиль должен был отступить внутрь Дагестана, где в это время произошли враждебные столкновения между претендентами на власть. Положение Шамиля в эти первые годы было очень затруднительно: ряд поражений, понесенных горцами, поколебал их стремление к газавату и веру в торжество ислама над гяурами; одно за другим вольные общества изъявляли покорность и выдавали заложников; боясь разорения русскими, горские аулы неохотно принимали у себя мюридов. Весь 1835-й год Шамиль работал втайне, набирая приверженцев, фанатизируя толпу и оттесняя соперников или мирясь с ними. Русские дали ему усилиться, так как смотрели на него как на ничтожного искателя приключений. Шамиль распускал слух, что трудится только над восстановлением чистоты мусульманского закона между непокорными обществами Дагестана и выражал готовность покориться русскому правительству со всеми койсу-булинцами, если ему будет назначено особое содержание. Усыпляя таким образом русских, которые в это время особенно занялись постройкой укреплений по берегу Черного моря, чтобы отрезать черкесам возможность сноситься с турками, Шамиль, при содействии Ташав-хаджи, старался поднять чеченцев и уверить их, что большая часть нагорного Дагестана приняла уже шариат (араб. шариа буквально - надлежащий путь) и подчинилась имаму. В апреле 1836 г. Шамиль, с партией в 2 тысячи человек, увещаниями и угрозами принудил койсу-булинцев и другие соседние общества к принятию его учения и к признанию его имамом. Командующий кавказским корпусом барон Розен, желая подорвать возрастающее влияние Шамиля, в июле 1836 г., послал генерал-майора Реута занять Унцукуль и, если возможно, Ашильту, местожительство Шамиля. Заняв Ирганай, генерал-майор Реут был встречен заявлениями покорности со стороны Унцукуля, старшины которого объяснили, что приняли шариат только уступая силе Шамиля. Реут не пошел после этого на Унцукуль и вернулся в Темир-Хан-Шуру, а Шамиль стал всюду распространять слух, что русские боятся идти в глубь гор; затем, пользуясь их бездействием, он продолжал подчинять своей власти аварские селения. Для приобретения большего влияния среди населения Аварии Шамиль женился на вдове бывшего имама Гамзат-бека и в конце этого года достиг того, что все свободные дагестанские общества от Чечни до Аварии, а также значительная часть аварцев и обществ, лежащих к Югу от Аварии, признали его власть.

В начале 1837 г. командующий корпуса поручил генерал-майору Фезе предпринять несколько экспедиций в разные части Чечни, что и было исполнено с успехом, но произвело ничтожное впечатление на горцев. Непрерывные нападения Шамиля на аварские селения заставили управляющего Аварским ханством Ахмет-хана Мехтулинского предложить русским занять столицу ханства Хунзах. 28 мая 1837 г. генерал Фезе вступил в Хунзах и вслед затем двинулся к селению Ашильте, близ которой, на неприступном утесе Ахульга, находилось семейство и все имущество имама. Сам Шамиль, с большой партией, находился в селении Талитле и старался отвлечь внимание войск от Ашильты, нападая с разных сторон. Против него был выставлен отряд под начальством подполковника Бучкиева. Шамиль пытался прорвать эту преграду и в ночь с 7 на 8 июня атаковал отряд Бучкиева, но после горячего боя принужден был отступить. 9 июня Ашильта была взята приступом и сожжена после отчаянного боя с 2 тысячами отборных фанатиков-мюридов, которые защищали каждую саклю, каждую улицу, а потом шесть раз бросались на наши войска, чтобы отбить Ашильту, но тщетно. 12 июня был взят штурмом и Ахульго. 5 июля генерал Фезе двинул войска на приступ Тилитла; повторились все ужасы ашильтипского погрома, когда одни не просили, а другие не давали пощады. Шамиль увидел, что дело проиграно, и выслал парламентера с выражением покорности. Генерал Фезе дался на обман и вступил в переговоры, после чего Шамиль и его товарищи выдали трех аманатов (заложников), в том числе племянника Шамиль, и присягнули в верности русскому императору. Упустив случай взять Шамиль в плен, генерал Фезе затянул войну на 22 года, а заключив с ним мир, как с равной стороной, поднял его значение в глазах всего Дагестана и Чечни. Положение Шамиля, тем не менее, было очень тяжело: с одной стороны, горцы были потрясены появлением русских в самом сердце самой недоступной части Дагестана, а с другой - погром, произведенный русскими, смерть многих храбрых мюридов и потеря имущества подорвали их силы и на некоторое время убили их энергию. Скоро обстоятельства переменились. Волнения в Кубанской области и в южном Дагестане отвлекли большую часть правительственных войск на юг, вследствие чего Шамиль мог оправиться от нанесенных ему ударов и вновь привлечь на свою сторону некоторые вольные общества, действуя на них то убеждением, то силой (конец 1838 г. и начало 1839 г.). Возле разрушенного в аварскую экспедицию Ахульго он построил Новый Ахульго, куда и перенес свою резиденцию из Чирката. В виду возможности соединения всех горцев Дагестана под властью Шамиля, русские в течение зимы 1838 - 39 годов подготовляли войска, обоз и припасы для экспедиции в глубь Дагестана. Необходимо было восстановить свободные сношения по всем нашим путям сообщения, которым теперь Шамиль угрожал до такой степени, что для прикрытия наших транспортов между Темир-Хан-Шурой, Хунзахом и Внезапной приходилось назначать сильные колонны из всех родов оружия. Для действия против Шамиля был назначен так называемый чеченский отряд генерал-адъютанта Граббе. Шамиль, со своей стороны, в феврале 1839 г. собрал в Чиркате вооруженную массу в 5000 человек, сильно укрепил селение Аргуани на пути из Салатавии в Ахульго, разрушил спуск с крутой горы Соук-Булах, а для отвлечения внимания напал 4 мая на покорное России селение Ирганай и увел жителей его в горы. В то же время преданный Шамилю Ташав-хаджи захватил селение Мискит на реке Аксае и возле него в урочище Ахмет-Тала построил укрепление, из которого он мог в любой момент напасть на Сунженскую линию или на Кумыкскую плоскость, а затем ударить в тыл, когда войска углубятся в горы при движении на Ахульго. Генерал-адъютант Граббе понял этот план и внезапным нападением взял и сжег укрепление возле Мискита, разрушил и сжег ряд аулов в Чечне, взял штурмом Саясани, опорный пункт Ташав-хаджи, и 15 мая вернулся во Внезапную. 21 мая он вновь выступил оттуда.

Возле селения Буртуная Шамиль занял фланговую позицию на неприступных высотах, но обходное движение русских заставило его уйти в Чиркат, ополчение же его разошлось в разные стороны. Разрабатывая дорогу по головоломным крутизнам, Граббе поднялся на перевале Соук-Булах и 30 мая подошел к Аргуани, где засел Шамиль с 16 тысячами человек, чтобы задержать движение русских. После отчаянного рукопашного боя в течение 12-и часов, в котором горцы и русские понесли огромные потери (у горцев до 2 тысяч человек, у нас 641 человек), он покинул аул (1-го июня) и бежал в Новый Ахульго, где заперся с самыми преданными ему мюридами. Заняв Чиркат (5 июня), генерал Граббе 12 июня подступил к Ахульго. Десять недель продолжалась блокада Ахульго; Шамиль свободно сносился с окрестными обществами, опять занял Чиркат и стал на наших сообщениях, беспокоя нас с двух сторон; отовсюду к нему стекались подкрепления; русские мало-помалу охватывались кольцом горских завалов. Помощь от самурского отряда генерала Головина вывела их из этого затруднения и позволила сомкнуть около Нового Ахульго кольцо батарей. Предвидя падение своей твердыни, Шамиль пытался вступить в переговоры с генералом Граббе, требуя свободного пропуска из Ахульго, но получил отказ. 17 августа произошел приступ, во время которого Шамиль опять пробовал вступить в переговоры, но без успеха: 21 августа приступ возобновился и после 2-дневного боя оба Ахульго были взяты, причем большая часть защитников погибла. Сам Шамиль успел бежать, по дороге был ранен и скрылся через Салатау в Чечню, где поселился в Аргунском ущелье. Впечатление от этого погрома было очень сильное; многие общества прислали атаманов и изъявили покорность; бывшие сподвижники Шамиля, в том числе Ташав-хаджа, задумали присвоить себе имамскую власть и набирали приверженцев, но ошиблись в своих расчетах: как из пепла феникс возродился Шамиль и уже в 1840 г. вновь начал борьбу с русскими в Чечне, воспользовавшись недовольством горцев против наших приставов и против попыток отобрать у них оружие. Генерал Граббе считал Шамиля безвредным беглецом и не заботился об его преследовании, чем тот и воспользовался, постепенно возвращая потерянное влияние. Недовольство чеченцев Шамиль усилил ловко пущенным слухом, что русские намерены обратить горцев в крестьян и привлечь к отбыванию воинской повинности; горцы волновались и вспоминали о Шамиле, противопоставляя справедливость и мудрость его решений деятельности русских приставов.

Чеченцы предложили ему стать во главе восстания; он согласился на это только после неоднократных просьб, взяв с них присягу и заложников из лучших семейств. По его приказу вся Малая Чечня и присунженские аулы стали вооружаться. Шамиль постоянно тревожил русские войска набегами больших и малых партий, которые с такой быстротой переносились с места на место, избегая открытого боя с русскими войсками, что последние совершенно измучились, гоняясь за ними, а имам, пользуясь этим, нападал на оставшиеся без защиты покорные России общества, подчинял их своей власти и переселял в горы. К концу мая Шамиль собрал значительное ополчение. Малая Чечня вся опустела; ее население бросило свои дома, богатые земли и скрылось в дремучих лесах за Сунжей и в Черных горах. Генерал Галафеев двинулся (6 июля 1840 г.) в Малую Чечню, имел несколько горячих столкновений, между прочим, 11 июля на реке Валерике (в этой битве участвовал Лермонтов, описавший ее в чудном стихотворении), но, несмотря на огромные потери, особенно при Валерике, чеченцы не отступились от Шамиля и охотно поступали в его ополчение, которое он теперь направил в северный Дагестан. Склонив на свою сторону гумбетовцев, андийцев и салатавцев и держа в руках выходы в богатую Шамхальскую равнину, Шамиль собрал у Черкея ополчение в 10 - 12 тысяч человек против 700 человек русского войска. Наткнувшись на генерал-майора Клюки фон Клюгенау, 9-тысячное ополчение Шамиля после упорных битв 10-го и 11-го мюля отказалось от дальнейшего движения, вернулось в Черкей и потом частью было распущено Шамиль по домам: он выжидал более широкого движения в Дагестане. Уклоняясь от боя, собирал ополчение и волновал горцев слухами, будто русские заберут конных горцев и отошлют на службу в Варшаву. 14 сентября генералу Клюки фон Клюгенау удалось вызвать Шамиля на бой под Гимрами: он был разбит на голову и бежал, Авария и Койсубу были спасены от разграбления и опустошения. Несмотря на это поражение, власть Шамиль не была поколеблена в Чечне; ему подчинились все племена между Сунжей и Аварским Койсу, поклявшись не вступать ни в какие сношения с русскими; изменивший России Хаджи-Мурат (1852х) перешел на его сторону (ноябрь 1840 г.) и взволновал Аварию. Шамиль поселился в селении Дарго (в Ичкерии, при верховьях реки Аксая) и предпринял ряд наступательных действий. Конная партия наиба Ахверды-Магомы появилась 29 сентября 1840 г. под Моздоком и увела несколько человек в плен, в том числе семейство купца армянина Улуханова, дочь которого, Анна, сделалась любимой женой Шамиля, под именем Шуанет.

К концу 1840 г. Шамиль был так силен, что командующий кавказским корпусом генерал Головин счел нужным вступить с ним в сношения, вызывая его на примирение с русскими. Это еще больше подняло значение имама среди горцев. В течение всей зимы 1840 - 1841 годов шайки черкес и чеченцев прорывались за Сулак и проникали даже до Тарков, угоняя скот и грабя под самой Термит-Хан-Шурой, сообщение которой с линией стало возможно только при сильном конвое. Шамиль разорял аулы, пытавшиеся противиться его власти, уводил с собой в горы жен и детей и заставлял чеченцев выдавать своих дочерей замуж за лезгин, и наоборот, чтобы родством связать эти племена между собой. Особенно важно было для Шамиля приобретение таких сотрудников, как Хаджи-Мурат, привлекший к нему Аварию, Кибит-Магома в южном Дагестане, очень влиятельный среди горцем, фанатик, храбрец и способный инженер самоучка, и Джемая-эд-Дин, выдающийся проповедник. К апрелю 1841 г. Шамиль повелевал почти всеми племенами нагорного Дагестана, кроме Койсубу. Зная, как важно для русских занятие Черкея, он укрепил все пути туда завалами и сам защищал их с чрезвычайным упорством, но после обхода их русскими с обоих флангов отступил вглубь Дагестана. 15 мая Черкей сдался генералу Фезе. Видя, что русские занялись постройкой укреплений и оставили его в покое, Шамиль задумал завладеть Андалялом, с неприступным Гунибом, где он рассчитывал устроить свою резиденцию, если бы русские вытеснили его из Дарго. Андалял был важен еще и тем, что жители его делали порох. В сентябре 1841 г. андаляльцы вошли в сношения с имамом; в правительственных руках остались только несколько небольших аулов. В начале зимы Шамиль наводнил Дагестан своими шайками и отрезал сообщение с покоренными обществами и с русскими укреплениями. Генерал Клюки фон Клюгенау просил у корпусного командира присылки подкреплений, но последний, рассчитывая, что Шамиль зимой прекратит свою деятельность, отложил это дело до весны. Между тем Шамиль вовсе не бездействовал, а усиленно готовился к кампании будущего года, не давая измученным войскам нашим ни минуты покоя. Слава Шамиля дошла до осетин и черкес, которые возлагали на него большие надежды. 20 февраля 1842 г. генерал Фезе взял приступом Гергебиль. 2 марта занял Чох без боя и 7 марта прибыл в Хунзах. В конце мая 1842 г. Шамиль вторгся с 15 тысячами ополченцев в Казикумух, но, разбитый 2 июня при Кюлюли князем Аргутинским-Долгоруким, быстро очистил Казикумухское ханство, вероятно потому, что получил известие о движении большого отряда генерала Граббе на Дарго. Прошедши в 3 дня (30 и 31 мая и 1 июня) всего 22 версты и потеряв выбывшими из строя около 1800 человек, генерал Граббе вернулся назад, ничего не сделав. Эта неудача необыкновенно подняла дух горцев. С нашей стороны ряд укреплений по Сунже, затруднявших чеченцам нападения на станицы на левом берегу этой реки, был дополнен устройством укрепления при Серал-юрте (1842 г.), а постройка укрепления на реке Ассе положила начало передовой чеченской линии.

Всю весну и лето 1843 г. Шамиль употребил на организацию своего войска; когда горцы убрали хлеб, он перешел в наступление. 27 августа 1843 г., сделав переход в 70 верст, Шамиль неожиданно появился перед Унцукульским укреплением, с 10 тысячами человек; на помощь укреплению шел подполковник Веселицкий, с 500 человек, но, окруженный неприятелем, погиб со всем отрядом; 31 августа Унцукуль был взят, разрушен до основания, многие из его жителей казнены; из русского гарнизона были взяты в плен оставшиеся в живых 2 офицера и 58 солдат. Затем Шамиль обратился против Аварии, где, в Хунзахе, засел генерал Клюки фон Клюгенау. Едва Шамиль вступил в Аварию, как одно селение за другим стало сдаваться ему; несмотря на отчаянную защиту наших гарнизонов, он успел взять укрепление Белаханы (3 сентября), Максохскую башню (5 сентября), укрепление Цатаных (6 - 8 сентября), Ахальчи и Гоцатль; видя это, Авария отложилась от России и жители Хунзаха удерживались от измены только присутствием войск. Такие успехи были возможны только потому, что россиийские силы были разбросаны на большом пространстве маленькими отрядами, которые помещались в небольших и плохо устроенных укреплениях. Шамиль не торопился атаковать Хунзах, боясь одной неудачей погубить приобретенное победами. Во всем этом походе Шамиль выказал талант выдающегося полководца. Предводительствуя толпами горцев, незнакомых еще с дисциплиной, своевольных и легко падавших духом при малейшей неудаче, он сумел в короткий срок подчинить их своей воле и внушить готовность идти на самые трудные предприятия. После неудачного нападения на укрепленную деревню Андреевку, Шамиль обратил внимание на Гергебиль, который был плохо укреплен, а между тем имел огромное значение, защищая доступ из северного Дагестана в южный, и на башню Бурундук-кале, занятую только несколькими солдатами, тогда как она защищала сообщение Аварии с плоскостью. 28 октября 1843 г. толпы горцев, числом до 10 тысяч, окружили Гергебиль, гарнизон которого составляли 306 человек Тифлисского полка, под начальством майора Шаганова; после отчаянной обороны крепость была взята, гарнизон почти весь погиб, только немногие попались в плен (8 ноября). Падение Гергебиля было сигналом к восстанию койсу-булинских аулов по правому берегу Аварского Койсу, вследствие чего русские войска очистили Аварию. Темир-Хан-Шура была теперь совершенно изолирована; не решаясь напасть на нее, Шамиль решил заморить ее голодом и напал на укрепление Низовое, где был склад съестных припасов. Несмотря на отчаянные приступы 6000 горцев, гарнизон выдержал все нападения их и был освобожден генералом Фрейгатом, который сжег припасы, заклепал пушки и отвел гарнизон в Кази-Юрт (17 ноября 1843 г.). Враждебное настроение населения заставило русских очистить Миатлинский блокгауз, потом Хунзах, гарнизон которого, под начальством Пассека, перешел в Зирани, где был осажден горцами. На помощь Пассеку двинулся генерал Гурко и 17 декабря выручил его из осады.

К концу 1843 г. Шамиль был полным господином Дагестана и Чечни; нам приходилось начинать дело их покорения с самого начала. Занявшись организацией подвластных ему земель, Шамиль разделил Чечню на 8 наибств и затем на тысячи, пятисотни, сотни и десятки. На обязанности наибов лежали распоряжения по вторжению мелких партий в наши пределы и наблюдение за всеми движениями русских войск. Значительные подкрепления, полученные русскими в 1844 г., дали им возможность взять и разорить Черкей и оттеснить Шамиля с неприступной позиции у Буртуная (июнь 1844). 22 августа русскими начата была постройка на реке Аргуне Воздвиженского укрепления, будущего центра Чеченской линии; горцы тщетно старались помешать постройке крепости, пали духом и перестали показываться. Даниель-бек, султан Элису, перешел в это время на сторону Шамиля, но генерал Шварц занял Элисуйское султанство, и измена султана не принесла Шамилю той пользы, на которую он рассчитывал. Власть Шамиль все еще была очень крепка в Дагестане, особенно в южном и по левому берегу Сулака и Аварского Койсу. Он понимал, что главной его поддержкой является низший класс народа, а потому и старался всеми средствами привязать его к себе: с этой целью он учредил должность муртазеков, из людей бедных и бездомных, которые, получив от него власть и значение, были слепым орудием в его руках и строго наблюдали за исполнением его предписаний. В феврале 1845 г. Шамиль занял торговый аул Чох и принудил к покорности соседние селения.

Император Николай I приказал новому наместнику, графу Воронцову, взять резиденцию Шамиля, Дарго, хотя против этого восставали все авторитетные кавказские боевые генералы, как против бесполезной экспедиции. Экспедиция, предпринятая 31 мая 1845 г., заняла Дарго, брошенное и сожженное Шамилем, и вернулась 20 июля, потеряв 3631 человек без малейшей пользы. Шамиль окружал русские войска во время этой экспедиции такой массой своих войск, что каждый вершок пути они должны были завоевывать ценой крови; все дороги были испорчены, перекопаны и перегорожены десятками завалов и засек; все селения приходилось брать приступом или они доставались разрушенными и сожженными. Русские вынесли из даргинской экспедиции убеждение, что путь к владычеству в Дагестане идет через Чечню и что действовать нужно не набегами, а прорубанием дорог в лесах, основанием крепостей и заселением занятых мест русскими переселенцами. Это и было начато в том же 1845 году. Чтоб отвлечь внимание правительства от событий в Дагестане, Шамиль беспокоил русских в разных пунктах по Лезгинской линии; но разработка и укрепление Военно-Ахтынской дороги и здесь постепенно ограничивали поле его действий, сближая самурский отряд с лезгинским. Имея в виду вновь овладеть Даргинским округом, Шамиль перенес свою столицу в Ведено, в Ичкерии. В октябре 1846 г., заняв сильную позицию при селе Кутеши, Шамиль намеревался заманить русские войска, под начальством князя Бебутова, в это узкое ущелье, окружить их здесь, отрезать от всяких сообщений с другими отрядами и разбить или заморить голодом. Русские войска неожиданно, ночью 15 октября, напали на Шамиля и, несмотря на упорную и отчаянную защиту, разбили его на голову: он бежал, бросив множество значков, одну пушку и 21 зарядный ящик. С наступлением весны 1847 г. русские осадили Гергебиль, но, защищаемый отчаянными мюридами, искусно укрепленный, он отбился, поддержанный вовремя Шамилем (1 - 8 июня 1847 г.). Начавшаяся в горах холера принудила обе стороны приостановить военные действия. 25 июля князь Воронцов осадил сильно укрепленный и снабженный большим гарнизоном аул Салты; Шамиль послал на выручку осажденных своих лучших наибов (Хаджи-Мурата, Кибит-Магому и Даниель-бека), но неожиданным нападением русских войск они были разбиты и бежали с громадной потерей (7 августа). Шамиль много раз пытался подать помощь Салтам, но успеха не имел; 14 сентября крепость была взята русскими. Постройкой укрепленных штаб-квартир в Чиро-юрте, Ишкартах и Дешлагоре, охранявших равнину между рекой Сулаком, Каспийским морем и Дербентом, и устройством укреплений при Ходжал-Махи и Цудахаре, положивших начало линии по Казикумыхскому-Койсу, русские очень стеснили движения Шамиля, затруднив ему прорыв на равнину и заперев главнейшие проходы в средний Дагестан. К этому присоединилось недовольство народа, который, голодая, роптал, что вследствие постоянной войны нельзя засеять поля и заготовить для своих семейств пропитание на зиму; наибы ссорились между собой, обвиняли друг друга и доходили до доносов. В январе 1848 г. Шамиль собрал в Ведено наибов, главнейших старшин и духовных лиц и объявил им, что, не видя от народа помощи в своих предприятиях и усердия в военных действиях против русских, он слагает с себя звание имама. Собрание объявило, что оно не допустит этого, потому что в горах нет человека, более достойного носить звание имама; народ не только готов подчиниться требованиям Шамиля, но обязывается послушанием и его сыну, к которому после смерти отца должно перейти звание имама.

16 июля 1848 г. Гергебиль был взят русскими. Шамиль со своей стороны, напал на укрепление Ахты, защищаемое всего 400 человек под начальством полковника Рота, а мюридов, воодушевляемых личным присутствием имама, было не менее 12 тысяч. Гарнизон защищался геройски и был спасен прибытием князя Аргутинского, разбившего скопище Шамиля при селении Мескинджи на берегах реки Самура. Лезгинская линия была поднята на южные отроги Кавказа, чем русские отняли у горцев пастбища и заставили многих из них покориться или переселиться в наши пределы. Со стороны Чечни мы стали теснить непокорные нам общества, врезываясь вглубь гор передовой Чеченской линией, состоявшей пока только из укрепления Воздвиженского и Ачтоевского, с промежутком между ними в 42 версты. В конце 1847 и начале 1848 годов в середине Малой Чечни было возведено укрепление на берегах реки Урус-Мартана между вышеназванными укреплениями, в 15 верстах от Воздвиженского и в 27 верстах от Ачтоевского. Этим мы отняли у чеченцев богатую равнину, житницу страны. Население пало духом; одни покорились нам и переселились ближе к нашим укреплениям, другие ушли дальше в глубь гор. Со стороны Кумыкской плоскости русские оцепляли Дагестан двумя параллельными линиями укреплений. Зима 1858 - 49 годов прошла спокойно. В апреле 1849 г. Хаджи-Мурат произвел неудачное нападение на Темир-Хан-Шуру. В июне русские войска подошли к Чоху и, найдя его отлично укрепленным, повели осаду по всем правилам инженерного искусства; но, видя громадные силы, собранные Шамилем для отражения приступа, князь Аргутинский-Долгоруков снял осаду. В зиму 1849 - 1850 годов была прорублена громадная просека от укрепления Воздвиженского на Шалинскую поляну, главную житницу Большой Чечни и отчасти Нагорного Дагестана; для обеспечения другого пути туда же прорублена была дорога от Куринского укрепления через Качкалыковский хребет до спуска в долину Мичика. Малая Чечня в четыре летних экспедиции вся была охвачена нами. Чеченцы доведены были до отчаяния, негодовали на Шамиля, не скрывали своего желания освободиться от его власти и в 1850 г. в числе нескольких тысяч переселились в наши пределы. Попытки Шамиль и его наибов проникнуть в наши пределы не имели успеха: они кончились отступлением горцев или даже полным их поражением (дела генерал-майора Слепцова у Цоки-юрта и Датыха, полковника Майделя и Бакланова на реке Мичике и в земле аухавцев, полковника Кишинского на Кутешинских высотах и др.). В 1851 г. политика вытеснения непокорных горцев с плоскостей и долин продолжалась, кольцо укреплений суживалось, число укрепленных пунктов увеличивалось. Экспедиция генерал-майора Козловского в Большую Чечню, превратила эту местность, до реки Бассы, в безлесную равнину. В январе и феврале 1852 г. князь Барятинский совершил на глазах Шамиля ряд отчаянных экспедиций в глубь Чечни. Шамиль стянул все свои силы в Большую Чечню, где на берегах рек Гонсаула и Мичика вступил в горячий и упорный бой с князем Барятинским и полковником Баклановым, но, несмотря на громадный перевес в силах, был разбит несколько раз. В 1852 г. Шамиль, чтобы подогреть усердие чеченцев и ослепить их блестящим подвигом, решился наказать мирных чеченцев, живших около Грозной, за их уход к русским; но его замыслы были открыты, его охватили со всех сторон и из 2000 человек его ополчения многие пали под Грозной, а другие утонули в Сунже (17 сентября 1852 г.). Действия Шамиля в Дагестане за эти годы заключались в рассылке партий, которые нападали на наши войска и на покорных нам горцев, но особого успеха не имели. Безнадежность борьбы сказалась в многочисленных переселениях в наши пределы и даже изменой наибов, в том числе Хаджи-Мурата.

Большим ударом для Шамиль в 1853 г. был захват русскими долины рек Мичика и его притока Гонсоли, в которых жило очень многочисленное и преданное ему чеченское население, кормившее своим хлебом не только себя, но и Дагестан. Он собрал для обороны этого угла около 8 тысяч конницы и около 12 тысяч человек пехоты; все горы были укреплены бесчисленными завалами, искусно расположенными и сложенными, все возможные спуски и подъемы были испорчены до полной негодности для движения; но стремительные действия князя Барятинского и генерала Бакланова привели к полному поражению Шамиля. Он затих до тех пор, пока наш разрыв с Турцией не заставил встрепенуться всех мусульман Кавказа. Шамиль распустил слух, что русские покинут Кавказ и тогда он, имам, оставшись полным господином, строго накажет тех, кто теперь же не перейдет на его сторону. 10 августа 1853 г. он выступил из Ведено, по дороге собрал ополчение в 15 тысяч человек и 25 августа занял селение Старые Закаталы, но, разбитый князем Орбелиани, который имел всего около 2 тысяч войска, ушел в горы. Несмотря на эту неудачу, население Кавказа, наэлектризованное муллами, готово было подняться против русских; но имам почему-то промедлил целую зиму и весну и только в конце июня 1854 г. спустился в Кахетию. Отбитый от селения Шильды, он захватил в Цинондалах семью генерала Чавчавадзе и ушел, ограбив несколько селений. 3 октября 1854 г. он опять появился перед аулом Истису, но отчаянная оборона жителей селения и крошечного гарнизона редута задержала его, пока из Куринского укрепления не подоспел барон Николаи; войска Шамиль были разбиты наголову и бежали в ближайшие леса. В течение 1855 и 1856 годов Шамиль был мало деятелен, а Россия не имела возможности предпринять что-либо решительное, так как занята была Восточной (Крымской) войной. С назначением главнокомандующим князя А. И. Барятинского (1856) русские начали энергично продвигаться вперед, опять при помощи просек и возведения укреплений. В декабре 1856 г. огромная просека прорезала Большую Чечню в новом месте; чеченцы перестали слушаться наибов и придвинулись к нам.

На реке Бассе в марте 1857 г. было возведено Шалинское укрепление, выдвинутое почти к подножию Черных гор, последнему убежищу непокорных чеченцев, и открывавшее кратчайший путь в Дагестан. Генерал Евдокимов проник в долину Аргена, вырубил здесь леса, сжег аулы, построил оборонительные башни и Аргунское укрепление и довел просеку до вершины Даргин-Дук, от которой недалеко до резиденции Шамиля, Ведена. Множество селений покорились русским. Чтобы удержать в своем повиновении хоть часть Чечни, Шамиль оцепил оставшиеся ему верными аулы своими дагестанскими тропами и загонял жителей дальше в горы; но чеченцы уже потеряли в него веру и искали только удобного случая, чтобы избавиться от его ига. В июле 1858 г. генерал Евдокимов взял аул Шатой и занял всю Шатоевскую равнину; другой отряд проник в Дагестан со стороны Лезгинской линии. Шамиль был отрезан от Кахетии; русские стали на вершинах гор, откуда могли в любую минуту спуститься в Дагестан по Аварскому Койсу. Чеченцы, тяготясь деспотизмом Шамиля, просили помощи у русских, выгоняли мюридов и свергали власти, поставленные Шамилем. Падение Шатоя так поразило Шамиля, что он, имея под ружьем массу войска, поспешно удалился в Ведено. Агония власти Шамиля началась с конца 1858 года. Допустив русских утвердиться беспрепятственно на Чанты-Аргуне, он сосредоточил большие силы по другому истоку Аргуна, Шаро-Аргуну, и потребовал поголовного вооружения чеченцев и дагестанцев. Его сын Кази-Магома занял ущелье реки Бассы, но был вытеснен оттуда в ноябре 1858 г. Аул Таузен, сильно укрепленный, был обойден нами с флангов.

Русские войска не шли, как прежде, через дремучие леса, где Шамиль был полный хозяин, а медленно двигались вперед, вырубая леса, проводя дороги, возводя укрепления. Для защиты Ведена Шамиль стянул около 6 - 7 тысяч человек. Русские войска подошли к Ведену 8 февраля, взбираясь на горы и спускаясь с них по жидкой и липкой грязи, делая в час по 1/2 версты, со страшными усилиями. Любимый наиб Шамиль Талгик перешел на нашу сторону; жители ближайших селений отказывали имаму в повиновении, так что он поручил защиту Ведена тавлинцам, а чеченцев увел подальше от русских, в глубь Ичкерии, откуда издал приказ, чтобы жители Большой Чечни переселились в горы. Чеченцы не исполнили этого приказа и явились к нам в лагерь с жалобами на Шамиля, с изъявлениями покорности и с просьбой о защите. Генерал Евдокимов исполнил их желание и для охраны переселяющихся в наши пределы отправил отряд графа Ностица на реку Хулхулау. Для отвлечения сил неприятеля от Ведена командующий Прикаспийской части Дагестана, барон Врангель, начал военные действия против Ичкерии, где сидел теперь Шамиль. Подойдя рядом траншей к Ведену, генерал Евдокимов 1 апреля 1859 г. взял его штурмом и разрушил до основания. Целый ряд обществ отпало от Шамиль и перешло на нашу сторону. Шамиль, однако, все еще не терял надежды и, появившись в Ичичале, собирал новое ополчение. Главный наш отряд свободно шел вперед, обходя неприятельские укрепления и позиции, которые вследствие этого оставлялись неприятелем без боя; встречавшиеся на пути селения покорялись нам тоже без боя; с жителями велено было везде обходиться мирно, о чем скоро узнали все горцы и еще охотнее стали отпадать от Шамиля, который удалился в Андаляло и укрепился на горе Гуниб. 22 июля отряд барона Врангеля появился на берегу Аварского Койсу, после чего аварцы и другие племена изъявили покорность русским. 28 июля к барону Врангелю явилась депутация от Кибит-Магомы, с объявлением, что он задержал тестя и учителя Шамиля, Джемал-эд-Дина, и одного из главных проповедников мюридизма, Аслана. 2 августа Даниель-бек сдал барону Врангелю свою резиденцию Ириб и аул Дусрек, а 7 августа сам явился к князю Барятинскому, был прощен и возвращен в бывшие свои владения, где занялся водворением спокойствия и порядка среди покорившихся русским обществ.

Примирительное настроение в такой степени охватило Дагестан, что в середине августа главнокомандующий беспрепятственно проехал через всю Аварию в сопровождении одних аварцев и койсубулинцев до самого Гуниба. Войска наши окружили Гуниб со всех сторон; Шамиль заперся там с небольшим отрядом (400 человек, считая и жителей селения). Барон Врангель от имени главнокомандующего предложил Шамилю покориться Государю, который разрешит ему свободный выезд в Мекку, с обязательством избрать ее своим постоянным местопребыванием; Шамиль отклонил это предложение. 25 августа апшеронцы поднялись по отвесным скатам Гуниба, перекололи отчаянно защищавших завалы мюридов и подошли к самому аулу (в 8 верстах от места, где они взобрались на гору), куда к этому времени собрались и другие войска. Шамилю пригрозили немедленным штурмом; он решился сдаться и был отведен к главнокомандующему, который принял его ласково и отправил, вместе с семьей, в Россию.

После приема в Петербурге императором ему отведена была для жительства Калуга, где он пробыл до 1870 г., с коротким пребыванием в конце этого времени в Киеве; в 1870 г. он был отпущен на жительство в Мекку, где и скончался в марте 1871 г. Соединив под своей властью все общества и племена Чечни и Дагестана, Шамиль был не только имамом, духовным главой своих последователей, но и политическим властителем. Опираясь на учение ислама о спасении души войной с неверными, стараясь объединить разрозненные народы восточного Кавказа на почве мохаммеданства, Шамиль хотел подчинить их духовенству, как общепризнанному авторитету в делах неба и земли. Чтобы достигнуть этой цели, он стремился к упразднению всех властей, порядков и учреждений, основанных на вековых обычаях, на адате; основой жизни горцев, как частной, так и общественной, он считал шариат, т. е. ту часть корана, где изложены гражданские и уголовные постановления. Вследствие этого власть должна была перейти в руки духовенства; суд перешел из рук выборных светских судей в руки кадиев, толкователей шариата. Связав исламом, как цементом, все дикие и вольные общества Дагестана, Шамиль отдал управление в руки духовных и при их помощи установил единую и неограниченную власть в этих некогда свободных странах, а чтобы им легче было выносить его иго, указывал на две великие цели, которых горцы, повинуясь ему, могут достигнуть: спасение души и сохранение независимости от русских. Время Шамиля называлось у горцев временем шариата, его падение - падением шариата, так как сейчас же после того везде возродились старинные учреждения, старинные выборные власти и решение дел по обычаю, т. е. по адату. Вся подчиненная Шамилю страна была разделена на округа, из которых каждый находился под управлением наиба, имевшего военно-административную власть. Для суда в каждом наибстве был муфтий, назначавший кадиев. Наибам было запрещено решать шариатские дела, подведомственные муфтию или кадиям. Каждые четыре наибства сначала подчинялись мудиру, но от этого установления Шамиль в последнее десятилетие своего господства принужден был отказаться, вследствие постоянных распрей между мудирами и наибами. Помощниками наибов были мюриды, которым, как испытанным в мужестве и преданности священной войне (газавату), поручали исполнять более важные дела.

Число мюридов было неопределенное, но 120 из них, под начальством юзбаши (сотника), составляли почетную стражу Шамиль, находились при нем безотлучно и сопровождали его во всех поездках. Должностные лица были обязаны беспрекословным повиновением имаму; за ослушание и проступки их подвергали выговору, разжалованию, аресту и наказанию плетьми, от которого были избавлены мудиры и наибы. Военную службу обязаны были нести все способные носить оружие; они делились на десятки и сотни, бывшие под начальством десятских и сотских, подчиненных в свою очередь наибам. В последнее десятилетие своей деятельности Шамиль завел полки в 1000 человек, делившиеся на 2 пятисотенных, 10 сотенных и 100 отрядов по 10 человек, в соответственными командирами. Некоторые селения, в виде искупления были избавлены от военной повинности, поставлять серу, селитру, соль и т. п. Самое большое войско Шамиль не превышало 60 тысяч человек. С 1842 - 43 годов Шамиль завел артиллерию, частью из брошенных нами или отнятых у нас пушек, частью из приготовленных на собственном его заводе в Ведене, где было отлито около 50 орудий, из которых годных оказалось не более четверти. Порох изготовлялся в Унцукуле, Ганибе и Ведене. Учителями горцев в артиллерийском, инженерном и строевом деле часто были беглые солдаты, которых Шамиль ласкал и одарял. Государственная казна Шамиля составлялась из доходов случайных и постоянных: первые доставлялись грабежом, вторые состояли из зекята - установленного шариатом сбора десятой части дохода с хлеба, овец и денег, и хараджа - подати с горных пастбищ и с некоторых селений, плативших такую же подать ханам. Точная цифра доходов имама неизвестна.

"От Руси Древней до Империи Российской". Шишкин Сергей Петрович, г. Уфа.

Начало Кавказской войны

12 мая 1818 года Ермолов отдал войскам приказ перейти Терек и оттеснить чеченцев от реки. Это вторжение стало началом Кавказской войны, обернувшейся беспримерной трагедией для народов Кавказа и России.

10 июня на реке Сунже близ Ханкальского ущелья, открывающего дорогу вглубь Чечни, была заложена крепость Грозная.

На протесты горцев, что этим нарушаются договор 1781 года и другие соглашения, заключенные народами Кавказа с Россией, Ермолов отвечал, что выполняет волю императора и войны не боится.

Желая утвердиться на Кавказе, придавив его солдатским сапогом, Ермолов наступил на ежа. Горцы без колебаний взялись за оружие, защищая свою свободу, землю, имущество. На помощь чеченцам из Аварии пришли отряды добровольцев. Завязались ожесточенные бои и в Дагестане, где повстанцы разбили отряды генерал-майора Б. Пестеля.

Заволновались кабардинцы, вспыхнуло восстание в Имеретии. Ермолов понял, что «усмирить» Кавказ в течение полугода, как он обещал Александру I, не удастся. Но отступать было поздно. Проконсул запросил у императора подкреплений. «Государь! - писал Ермолов.- Внешней войны опасаться не можно… Внутренние беспокойства гораздо для нас опаснее! Горские народы примером независимости своей в самых подданных Вашего Императорского Величества порождают дух мятежный и любовь к независимости…»

Императору не оставалось выбора. К тому же сила русского оружия была продемонстрирована миру столь впечатляюще, а к Ермолову так явно благоволила фортуна, что перспектива окончательного овладения Кавказом перевесила все опасения. Тем более что при Александре к империи уже были присоединены Финляндия, Бессарабия, Азербайджан и герцогство Варшавское. А как один из основателей Священного союза, он обязан был пресекать всяческие смуты во избежание новых потрясений наподобие Наполеоновских войн.

На Кавказ были направлены силы даже большие, чем просил Ермолов. Шесть имевших боевой опыт пехотных полков - Апшеронский, Тенгинский, Куринский, Навагинский, Мингрельский и Ширванский - пополнили Грузинский корпус, больше теперь походивший на армию.

Ермолов с новой силой принялся осуществлять свои проекты. Захваченные земли заселялись казаками и крестьянами из российских губерний. Но это только еще более ожесточило горцев, которые после разрозненных стычек решили объединиться для решительного отпора. Сопротивление дагестанцев возглавили Ахмед-хан Аварский и Гасан-хан Мехтулинский.

Получив подкрепление, Ермолов двинулся на восставших, в тяжелом бою разгромил Гасан-хана, а ханство его объявил упраздненным и включил в состав империи.

Аварский хан действовал против ермоловцев с переменным успехом, но в конце концов был оттеснен в горы.

Тем временем чеченцы возобновили набеги на царские крепости. Ермолов бросился в Чечню, уничтожая все на своем пути. Центром восстания был аул Дада-Юрт, вокруг которого разгорелась жаркая битва. Каждую саклю приходилось обстреливать из орудий, а уже затем брать штурмом. Аул был превращен в груду развалин, но сопротивление продолжалось. Женщины - и те бросались на штыки с кинжалами погибших мужчин.

К тому времени дагестанцы подняли новое восстание, центром которого стало село Акуша. Ермолов подавил и это восстание, а затем и ряд других. Побежденные были приведены к присяге и обложены данью. Предводителей казнили или ссылали на каторгу. Та же участь постигла и Казикумухское ханство, владетель которого был низложен.

Свободной в Дагестане оставалась лишь высокогорная Авария, правитель которой пытался поднять на борьбу весь Дагестан, но вновь потерпел поражение.

Ермолов пересек Кумыкскую равнину, вышел к морю и заложил на берегу Каспия крепость Бурную, отрезав чеченцев от кумыков и прибрежного Дагестана.

В 1822 году настал черед Кабарды, которая издавна поддерживала с Россией союзнические отношения. Общее неспокойствие на Кавказе и недовольство новыми порядками вызывали волнения и здесь. Восставшие перекрывали сообщение по Военно-Грузинской дороге и испытывали набегами прочность завоеваний Ермолова. Чтобы обезопасить дорогу и ограничить возможность новых покушений, Ермолов возвел крепости у выходов из неприступных ущелий и поселил в них сильные гарнизоны.

На занятых землях Ермолов чувствовал себя полным хозяином. Склонившимся перед ним ханам он раздавал новые владения, а земли мятежников объявлял собственностью казны, жаловал поместья своим генералам и вывозил из края все, что могло сгодиться в России.

Обуздав было горцев Восточного Кавказа, Ермолов столкнулся с новой проблемой. Черкесы Западного Кавказа не оставляли надежд сохранить свою независимость. Карательные экспедиции Ермолова в Закубанские горы не приносили ожидаемого спокойствия. Черкесы продолжали сопротивляться, и неизбежность большой войны делалась все более очевидной.

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 10. Начало Великой Отечественной войны. Военные действия на других театрах мировой войны Оккупационный режим в странах Западной Европы. В Венгрии, Болгарии, Румынии, а также в провозглашённых независимыми Словакии и Хорватии – странах-союзницах Германии –

автора

Начало Кавказской войны При Александре I Российская империя сделала свои первые роковые шаги на Кавказе: к России была присоединена Грузия. В конце XVIII века Грузия не составляла единого государства. Восточная Грузия (Картли-Кахетинское царство) после неоднократных

Из книги Императорская Россия автора Анисимов Евгений Викторович

Конец Кавказской войны При Александре II закончилась полувековая Кавказская война. Шамиль, несмотря на весь его государственный талант, мудрость вождя, умение сделать невозможное – объединить в борьбе с русскими многие веками враждовавшие горские народы и племена, не

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

автора Гордин Яков Аркадьевич

ПРОЛОГ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ Кажется, что самое начало было неправильное. Декабрист А. Розен, свидетель Кавказской войны. 1850-е гг. IПервые походы регулярных русских войск в Дагестан - казачьи набеги учитывать невозможно, да и это явление иного порядка, - относятся еще к XVI–XVII

Из книги Кавказская Атлантида. 300 лет войны автора Гордин Яков Аркадьевич

ПРИЛОЖЕНИЕ ВОСПОМИНАНИЯ УЧАСТНИКОВ И СВИДЕТЕЛЕЙ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ XVIII в. Богданов А. Жизнь Артемия (Богданова) Араратского… СПб., 1813 // 4.1, ч. 2. Набеги дагестанцев и иранцев в Армении, войны в Грузии и на Каспии.Гудович Иван Вас. Записка о службе генерал-фельдмарш. графа И. В.

Из книги Кавказская война. автора Фадеев Ростислав Андреевич

ШЕСТЬДЕСЯТ ЛЕТ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

§1. Начало германо-советской войны. Грузия на начальном этапе войны 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. Эту войну политическое руководство Советского Союза объявило отечественной войной. Отечественной война признавалась не только для русского народа, но и

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1830-е Обострение Кавказской войны С основанием в 1818 г. на реке Сунжа крепости Грозная (будущий город Грозный) и с началом движения русских войск в горы началась Кавказская война. Жестокая политика наместника на Кавказе генерала А. П. Ермолова привела к подъему религиозного

Из книги Император Николай II как человек сильной воли автора Алферьев Е. Е.

XVII. Решительное выступление Императора Николая II на защиту Сербии от нападения Австро-Венгрии. Меры принятые к предотвращению войны. Начало Мировой войны. Но зато, когда двумя годами позже, летом 1914 года, Австрия, подстрекаемая Германией, сделала дерзкий вызов России

Из книги Имам Шамиль [с иллюстрациями] автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Шамиль [От Гимр до Медины] автора Гаджиев Булач Имадутдинович

ПРИЧИНЫ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ Интерес к Дагестану царская Россия стала проявлять с XVI века. Но завоевание Кавказа началось лишь в XIX веке, то есть через три столетия. Правда, в 1722 году Петр I предпринял так называемый Восточный поход и дошел до Дербента.В 1816 году в Дагестан

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Начало Кавказской войны 12 мая 1818 года Ермолов отдал войскам приказ перейти Терек и оттеснить чеченцев от реки. Это вторжение стало началом Кавказской войны, обернувшейся беспримерной трагедией для народов Кавказа и России.10 июня на реке Сунже близ Ханкальского ущелья,

Из книги Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 10. Начало Великой Отечественной войны. Военные действия на других театрах мировой войны Оккупационный режим в странах Западной ЕвропыВ Венгрии, Болгарии, Румынии, а также в провозглашённых независимыми Словакии и Хорватии – странах-союзницах Германии – установились

Из книги Ислам в Абхазии (Взгляд сквозь историю) автора Татырба Адам

Последний очаг сопротивления на Кавказе. Окончание Кавказской Войны Повстанческое движение на Западном Кавказе, как на побережье, так и в горной части, продолжается и после Крымской войны и пленения имама Шамиля в 1859 г. Например, в 1861 г. царское командование принимает

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

6. Начало войны римлян с латинами и начало войны Дмитрия Донского с Мамаем Оскорбление, нанесенное латином Аннием = Мамаем богу Юпитеру-Христу, вызвало взрыв возмущения у римлян. «Народ… такой распалился злостью, что от гнева толпы, а то и от нападения уходящих послов

Понятие «кавказская война» было введено публицистом и историком Р.Фадеевым.

В истории нашей страны под ним подразумевают события, связанные с присоединением к империи Чечни и Черкесии.

Кавказская война длилась 47 лет, с 1817 по 1864 годы, и закончилась победой русских, породив вокруг себя множество легенд и мифов, иногда очень далеких от реальности.

Каковы же причины кавказской войны?

Как и во всех войнах - в переделе территорий: три мощные державы - Персия, Россия и Турция - вели борьбу за владычество над «воротами» из Европы в Азию, т.е. над Кавказом. При этом отношение местного населения не учитывалось вообще.

В начале 1800-х Россия смогла отстоять у Персии и Турции свои права на Грузию, Армению и Азербайджан, а народы Северного и Западного Кавказа отошли к ней как бы «автоматически».

Но горцы со своим мятежным духом и любовью к независимости не могли смириться с тем, что Турция уступила Кавказ царю просто в дар.

Кавказская война началась с появлением в этом регионе генерала Ермолова, который предлагал царю перейти к активным действиям с целью создания в горных отдаленных районах крепостей-поселений, где будут расположены русские гарнизоны.

Горцы ожесточенно сопротивлялись, обладая преимуществом войны на своей территории. Но тем не менее потери русских на Кавказе вплоть до 30-х годов составляли несколько сотен в год, да и те были связаны с вооруженными выступлениями.

Но вот потом ситуация резко изменилась.

В 1834 году во главе горцев-мусульман стал Шамиль. Именно при нем кавказская война приняла наибольший размах.

Шамиль вел одновременную борьбу как против царских гарнизонов, так и против тех феодалов, которые признавали власть русских. Именно по его приказу убили единственного наследника Аварского ханства, а захваченная казна Гамзат-бека дала возможность намного увеличить военные расходы.

Фактически главной опорой Шамиля были мюриды и местное духовенство.Он неоднократно совершал набеги на русские крепости и селения-отступники.

Однако и русские отвечали той же мерой: летом 1839-го года военная экспедиция овладела резиденцией имама, а раненному Шамилю удалось перебраться в Чечню, которая и стала новой ареной военных действий.

Генерал Воронцов, который встал во главе царских войск, полностью изменил прекратив экспедиции в горные аулы, которые всегда сопровождались большими материальными и людскими потерями. Солдаты начали вырубать в лесах просеки, возводить укрепления, создавать казачьи станицы.

Да и сами горцы больше так не доверяли имаму. И в конце 40-х годов 19-го века территория имамата начала сокращаться, в результате полностью оказавшись в блокаде.

В 1848 году русские захватили один из стратегически важных аулов - Гергебиль, а затем и грузинскую Кахетию. Им удалось отразить попытки мюридов уничтожить укрепления в горах.

Деспотизм имама, военные поборы, репрессивная политика отталкивали горцев от движения мюридизма, что только усиливало внутреннюю конфронтацию.

Кавказская война с окончанием перешла в свой последний этап. Наместником царя и командующим войсками стал генерал Барятинский, а начальником штаба - будущий военный министр и реформатор Милютин.

Русские от обороны перешли к наступательным действиям. Шамиль оказался отрезан от Чечни в Горном Дагестане.

При этом Барятинский, который хорошо знал Кавказ, в результате своей достаточно деятельной политики по налаживанию мирных отношений с горцами вскоре стал очень популярен на Северном Кавказе. Горцы склонялись к русской ориентации: везде начали вспыхивать восстания.

К маю 1864 года был сломлен последний очаг сопротивления мюридов, а сам Шамиль в августе сдался в плен.

В этот день закончилась Кавказская война, итоги которой пожинают современники.

Мы рады предложить Вам паломническую поездку на Святую Землю .

Важно отметить, что мы предлагаем ежемесячные поездки, в которых Вы сможете посетить самые значимые святыни православия, побывать на праздничных богослужениях, приступить к таинствам исповеди и Причастия, а так же увидеть и узнать много нового.

Главным отличием наших поездок является то, что предлагаемая программа поездки является наиболее полной среди программ прочих паломнических служб, а так же то, что поездки могут осуществляться средними (15-25 человек) и небольшими (4-8 человек) группами, что обеспечивает мобильность и индивидуальный подход.

Цена на поездку в Святую Землю формируется следующим образом: основная программа на 8 дней/7 ночей стоит 550$ + авиабилеты. Так как стоимость авиаперелета и курс доллара могут варьироваться, то мы обозначаем среднюю цену. На Пасху и великие празники стоимость авиабилетов и номеров в гостиницах всегда повышается.

Для бронирования мест и покупки авиабилетов необходима предоплата (25 000 рублей), оставшаяся сумма оплачивается в первый день поездки.

Вы можете заказать поездку в Святую Землю, воспользовавшись формой , или позвонив по телефону: +7 916 350 85 13.

Ниже вы сможете ознакомиться с программой поездки на Святую Землю (в зависимости от даты поездки и выпадающих на поездку праздников возможны незначительные изменения в программе):

Программа паломнической поездки на Святую Землю.

1 день. Вылет из Москвы. Иоппия – храм апостола Петра и гробница святой Тавифы. Побережье Средиземного Моря. Старая Яффо . Лидда – храм и гробница великомученика Георгия Победоносца. Древний Эммаус – руины. Латрун – центр виноделия. Переезд в Иерусалим . Поклонение Живоносному Гробу Господню. Размещение в гостинице. Ужин. Ночлег в Иерусалиме.

Гроб Господень


2 день. Завтрак. Пешеходный день. Иерусалим . Старый Город. Поклонение у Гроба Господня, на Гологофе и в приделах Храма Воскресения. Гефсимания - Русский монастырь равноапостольной Марии Магдалины – мощи преподомномучениц Елисаветы и Варвары. Гефсиманский сад. Храм над Гробницей Пресвятой Богородицы. Чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская», приделы праведных Иоакима и Анны, Иосифа Обручника. Александровское подворье - Порог Судных врат. Крестный путь. Претория - темница Христа. Место Рождества Пресвятой Богородицы. (При желании посещение подземного Источника Гихон – доп.10$). Ужин. Отдых. Выход на службу. Ночная литургия в Храме Гроба Господня. Возвращение в отель. Ночлег в Иерусалиме.

Монастырь Марии Магдалины



3 день. Эйн-Карем - град Иудин. Русский Горненский женский монастырь. Место встречи Божией Матери с праведной Елисаветой. Храм Рождества Иоанна Крестителя. Елеонская гора . Панорама Старого Города. Русский Спасо-Вознесенский монастырь. Часовня на месте 1-го и 2-го обретения главы Иоанна Крестителя. Место Вознесения Господа - стопочка Спасителя. Монастырь преподобной Пелагии. Святая Гора Сион – место воспоминания Тайной Вечери, Сошествия Святого Духа и Успения Пресвятой Богородицы. Размещение в гостинице. Ужин. Ночлег в Вифлееме.

Горненский женский монастырь




4 день. Вифлеем. Базилика Рождества Христова. Божественная Литургия в Богозданной пещере, где родился Спаситель мира. Возвращение в гостиницу на завтрак. Бейт Сахур - Поле Пастухов. Храм «Слава в Вышних Богу». Монастыри преподобных Феодосия Великого и Саввы Освященного. Вифания - гробница праведного Лазаря, монастырь праведного Лазаря, Марфы и Марии. Бейт-Джала – место подвигов святителя Николая Чудотворца. Ужин. Ночлег в Вифлееме.



5 день . Второе посещения Храма Рождества Христова. Литургия. Завтрак. Освобождение номеров. Выезд в Иудейскую пустыню. Монастырь преподобного Георгия Хозевита. Место Крещения Господня на Иордане. Омовение. Монастырь на Сорокодневной Горе . Иерихон. Место воспоминания обращения Закхея мытаря, монастырь пророка Елисея . Монастырь преподобного Герасима Иорданского. Переезд в Галилею. Размещение в гостинице. Ужин. Ночлег в Назарете.

Иордан

6 день. Назарет - Православный храм Благовещения со святым источником Божией Матери. Литургия. Завтрак. Кана – монастырь и храм великомученика Георгия, место воспоминания первого чуда Господа. Русский участок в Магдале – источники и храм святой Марии Магдалины. Рыбный обед на берегу моря (за доп. плату) . Капернаум – монастырь 12 апостолов. Гора Блаженств - место Нагорной проповеди. Возвращение в гостиницу. Ужин. Ночлег в Назарете.

Назарет - храм Благовещения



7 день. Завтрак. Освобождение номеров. Гора Свержения. Святая Гора Фавор: православный монастырь Преображения Господня. Чудотворная икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Переезд в Самарию . По дороге Буркин – место исцеления 10-ти прокажённых. Наблус (древний Сихем) – храм над колодцем Иакова на месте беседы Господа с Самарянкой. Переезд в Иерусалим. Поклонение Живоносному Гробу Господню . (Ужин). В 20.45 выезд в аэропорт.

Самария



8 день. Прибытие в аэропорт Шереметьево

Стоимость поездки: 550$ + авиа и страховка (всё включено)

В стоимость поездки входит: авиаперелёт, трансфер из аэропорта и обратно, проживание в 2-х местных номерах 3-4*** отелей, 2-х разовое питание (завтрак и ужин), автобусное и экскурсионное обслуживание, сопровождение православного гида, медицинская страховка.

В стоимость поездки не входит: обязательные - платные входы по программе, чаевые водителю и в отеле (около 50$)

В программе возможны перестановки, уточнения и дополнения.

– Нужно ли вообще выделять такое понятие, как «религиозный туризм», имея в виду соединение в одной поездке паломнических, экскурсионных и рекреационных элементов, грубо говоря, храма, музея и пляжа?

– Я спрашивал профессиональных редакторов, и они говорят, что в нормативном русском языке выражения «религиозный туризм» не существует. Это неологизм, описывающий ситуацию, воспринимаемую заведомо отрицательно. Я думаю, что выражение «религиозный туризм» – совершенно не из христианского лексикона, да и вообще не из русского языка. Лучше говорить о том, что такое паломничество, нежели о том, что до него не дотягивает.

– Например, организуется группа прихожан одного храма, едут в Рим, кроме храмов, посещают музеи и, допустим , день проводят в Помпеях, а день – на пляже, если сезон позволяет… Разумеется, это происходит не в дни Пасхи или двунадесятых праздников. Можно ли называть паломничеством путешествие, например, на Святую Землю, если в программе есть пляж и шоппинг?

–Не совсем правильно считать паломничеством только путешествие, где мы думаем исключительно о религиозных вопросах. Если смотреть на историю русского паломничества, то мы увидим, что в Средние века высокопоставленные паломники часто несли какое-то дипломатическое служение, были представителями русских правителей.

Вероятно, игумен Даниил – первый русский паломник, оставивший описание своего путешествия – тоже был на Святой Земле не только ради личного благочестия. Многие московские купцы бывали на Святой Земле по каким-то дипломатическо-экономическим делам, а вместе с тем поклонялись святым местам. Даже если в своих «Хожениях» они это не описывали, мы знаем об этом из других источников.

Неверно жестко разделять религиозную сторону жизни и нерелигиозную. Можно вспомнить одного из древних отцов, святого Иринея Лионского, который говорил, что человек славит Бога полнотой своей жизни. В отношении паломничества это тоже верно. По крайней мере, многие русские и украинские архиереи, когда бывают на Святой Земле, едут на Мертвое море или даже занимаются виндсерфингом. При этом, в целом они эти поездки воспринимают как паломничество.

Пожалуй, быть на Святой Земле и делать вид, что мы не замечаем, что там четыре моря – очень разных и очень интересных – было бы нечестно. Есть ли у нас время поплавать в Средиземном море или нет – это другой вопрос. Обычно в паломническую программу плавание пока не закладывается, но в принципе это совершенно не противоречит прославлению Творца.

– Конечно, пляж не поместится, если у вас всего неделя на все памятные места Святой Земли.

– Да, вот что становится ущербом для нынешней практики паломничества – стремление посетить как можно больше мест религиозного характера. Как паломники нередко выбирают программы среди разных паломнических служб, и как их составляют операторы? Спросом пользуются программы, где максимальное количество мест запихано в минимальное количество дней. Это очень жалко.

Паломничество, конечно, не должно быть пробегом по историческим или религиозно-историческим местам. А очень часто так и получается.

– Что же делать?

– В первое паломничество стоит посетить некий минимум мест – то, без чего нельзя уехать. Конечно, когда мы впервые оказываемся на Святой Земле, мы пытаемся посетить Иерусалим, Вифлеем, Назарет… Но помимо этого, какой бы «густой» мы не сделали программу, на Святой Земле огромное количество мест, которые мы никак не посетим ни за первое, ни даже за второе и третье путешествие.

– Как выбрать организацию – паломническую службу или турфирму – для планирования и совершения паломничества?

– Самое замечательное и самое адекватное устройство паломничества – поездка прихода вместе со своим священником. Тогда люди едут с общими целями и задачами, они знают, что они хотят посетить, сколько раз хотят послужить Божественную Литургию, делают это действительно вместе, общиной.

– А если ваши соприхожане в ближайшее время не планируют посещать Святую Землю, как организовать поездку?

– Сейчас на Святую Землю возят огромное количество паломнических служб. Конечно же, есть смысл ехать от паломнической службы, а не от простого туристического агентства. В первую очередь, из-за того, что у всех паломнических служб (за редким и удивительным исключением) – православные гиды из числа живущих на Святой Земле. Это достижение последних лет. Для паломника важно, чтобы гид был православным, а для туриста, может быть, это все равно.

В девяностые годы достаточного количества православных гидов не было. Человек выбирал, скажем, между неправославным израильским гидом и русской монахиней, которую могли только позавчера прислать на Святую Землю. Сначала она трудилась на кухне, а потом ее поставили водить группу, хотя она еще и сама не бывала во многих местах.

И тот, и другой вариант был несовершенен. Но сейчас уже много людей в Израиле, которые живут и в монастырях, и не в монастырях, являются православными, знают Святую Землю и водят по ней паломников.

– Может ли хороший путеводитель, например, ваш – «Неделя на Святой Земле» – заменить гида?

– Заменить не сможет, но в любом случае путеводитель лучше взять. Хорошо, если путеводитель будет написан православным человеком с учетом специфики нынешнего паломничества.

– Гостиницы тоже различаются по конфессиональной принадлежности?

– Нет, как раз гостиницы никак не «окрашены», и совершенно необязательно гостиница, принадлежащая православному, будет лучше, чем чья-то еще.

Вы живете на Святой Земле уже более десяти лет. Русские паломники изменились за это время?

– Мне кажется, что нынешнее русское паломничество похоже на то, как было устроено христианское паломничество на Святую Землю во времена императора Константина, в IV веке. Тогда вчерашние язычники массово становились христианами и ехали на Святую Землю, чтобы узнать о своей вере.

Как и в то время, в поздней античности, так и сегодня многие (далеко не все, но многие) едут на Святую Землю, чтобы получше узнать то, во что уверовали совсем недавно. В каждой паломнической группе – по крайней мере, если это смешанная группа, а не прихожане одного и того же храма – будет много народу, которые считают себя православными, но Евангелие до конца не дочитали.

Большинство людей Ветхий Завет толком-то еще и не открывали, хотя это часть Священного Писания Православной Церкви. Люди едут на Фавор узнать о том, что такое Преображение, на Елеонскую гору – узнать, что такое Вознесение Господне. У Мамврийского дуба они узнают о том, кто такие были праотцы Авраам, Исаак и Иаков.

Современное русское паломничество, как и в Константиново время, – катехизическое. Это, пожалуй, его главная характеристика, и это очень хорошо. Паломничество действительно, оказывается, играет миссионерскую роль. Это верно и для русского паломничества на Святую Землю, и для поездок внутри России.

Например, паломничество из Русского Зарубежья в ХХ веке было совершенно другим по характеру. Это было именно молитвенное паломничество, которое организовывалось нечасто, но обязательно священником с его прихожанами или архиереем с его паствой. Люди ехали на Святую Землю помолиться, поддержать свою общину на Святой Земле, что тоже очень важно.

– За десять лет характер русского паломничества из России не изменился?

– Глобально он не меняется: страна-то (Россия плюс Украина и Белоруссия) огромная. В каждой группе до сих пор большинство паломников, кто впервые на Святой Земле, как и десять лет назад. Но, что заметно и по паломникам, и по церковной жизни внутри России – люди в принципе стали гораздо более грамотными и сейчас знают о своей вере гораздо больше, чем десять лет назад. А предрассудков благодаря этому становится меньше.

Основной тип паломнической группы – это батюшка и много немолодых женщин в платках и юбках в пол, которые нервно озираются?

– Мне кажется, что самая замечательная часть русских паломников – люди из больших нестоличных городов. Не Москва или Санкт-Петербург. Но и не рабочие поселки. А из таких городов, как Нижний Новгород, Екатеринбург, Волгоград, Томск, Самара. Самый адекватный русский человек – из таких мест, где с одной стороны нормальная городская жизнь, всё есть, а с другой стороны – вроде бы и кичиться нечем.

И, конечно, бросается в глаза разница, когда видишь в Храме Воскресения две русские группы из одного и того же города, причем одна группа – паломники, а другая – туристы. Впечатление, что это два каких-то разных народа. А в действительности это один и тот же народ, из одного и того же города, только одни верующие, а другие пока нет.

– Паломники отличаются в лучшую сторону?

– Да, и это очень утешительно. Ведь когда мы видим конкретного верующего и конкретного неверующего, неверующий еще и в десять раз получше будет. Но когда мы видим массы людей из одного же города или селения – людей верующих и неверующих – то по выражению лица, по осмысленности взгляда, по некой просвещенности можно воочию увидеть, что христианство дает свои плоды.

– Но часто возникает ощущение, что русские тетушки-паломницы ожесточенно пытаются всюду написать записки, обязательно приложиться именно губами к каждой иконе, побольше накупить всего освященного, приложить свой крестик к каждой святыне…

– «Чокнутые» в меньшинстве. Масса верующего народа не поражена никакой заразой. За годы общения с русскими паломниками я полюбил русское духовенство. В обычной жизни ты сам выбираешь круг общения, имеешь дело с теми батюшками или архиереями, с какими хочешь, а остальных можешь считать какими-то неправильными или духовно чуждыми.

А на Святой Земле видишь сотни самых разных священников, и они за редким исключением все замечательные. Злых, порочных, корыстных на моей памяти не было. Может, было несколько довольно странных людей, но общее впечатление и от русского духовенства, и от паломников очень хорошее.

– А что не так с русскими туристами? Слишком много фотографируют?

– Нет, они нередко кажутся «дикими». Будто у них нет никакой цели, задачи на Святой Земле. Еще одна страна, еще какие-то здания… Ну, и что?! Здания они видели и покрасивее, чем Храм Гроба Господня или даже храм Марии Магдалины в Гефсимании. Осмысленности в глазах у паломников будет гораздо больше, чем у неверующих людей.

Конечно же, мы ничего не имеем против туристов, но желаем им осознать, где они находятся. Действительно, очень часто вчерашние туристы потом приезжают уже как паломники.

– Желание всюду обязательно подать записочки – специфически русское или общее для всех православных, включая греков и сербов?

– Это русская традиция. Базовое в христианстве – за литургией поминать своих ближних, живых и усопших; живых – с их нуждами: болящих, беременных, путешествующих. Но именно русская традиция – в каждом храме, в каждом святом месте подавать записок побольше. В этом тоже что-то есть хорошее. Разве что лучше писать записки заранее, чтобы группа из тридцати человек не тратила на это полчаса в каждом храме.

Святая Земля адаптировалась к тому, что русские пишут записки на кириллице?

– Русская Святая Земля адаптировалась.

– А Храм Гроба Господня, например?

– В Храме Гроба Господня (будем надеяться, что греки этого по-русски не прочитают) не стоит подавать на длительное поминовение (на сорокоуст, на год и т.п.). Количество посетителей таково, что помянники не успевают вычитывать.

Стоит подавать единократное поминовение, а если группа приехала со священником, лучше всего эти записки отдать своему батюшке, не забыв вложить туда какую-то денежку. Он будет служить в воскресенье у Гроба Господня и уж точно все прочтет, не споткнувшись о русский язык. А длительное поминовение стоит подавать в любом из трех русских монастырей на Святой Земле: там ежедневная литургия, все священники говорят по-русски. Там помянники точно будут вычитаны.

– Желание привезти с собой как можно больше святынек: камушков с Фавора, крестиков, четок, иконочек для всех знаемых и полузнаемых – общее для русских и нерусских групп?

– Да. Такое желание, безусловно, есть у православных паломников разных национальностей. Обычно я предлагаю, чтобы люди из каждого места привозили что-то связанное исключительно с этим местом.

Например, икону Преображения Господня – с Фавора, икону Рождества – из Вифлеема, а Георгия Победоносца – из Лиды. Тогда это хоть как-то будет связано с паломничеством по смыслу, и когда они подарят кому-то из своих близких икону Преображения, это будет икона не просто со Святой Земли, а с места Преображения Господня.

– Такой благочестивый шопинг мешает паломничеству?

– Если это остается в приемлемых рамках, то это естественно. Это общая черта человеческой психологии. Понятно, что если ты оказываешься в Греции раз в жизни, наверное, ты захочешь увезти камешек с Акрополя. А если ты там же бываешь по делам два раза в год, ты не будешь на это обращать внимания. Так что, наверное, тем из нас, кто многократно бывал на Святой Земле или вообще много путешествует, это не представляется какой-то ценностью.

Хорошо, если удастся добиться, чтобы покупали не беспрерывно. Должны быть адекватные рамки: например, не покупать, даже не смотреть по лавкам, когда впервые идешь по Крестному пути. Можно оставить для покупок отдельный день.

– То, что продается в лавках на улицах, часто заставляет вспомнить слово «ширпотреб».

– На Святой Земле, к сожалению, пока мало христианских предметов хорошего вкуса. У русских паломников из Франции, например, в большинстве случаев вкус лучше, чем у русских паломников из глубинки. Люди из глубинки может быть и накупят кучу всякой ерунды, которую русские из Франции, или столичные жители в Москву, Питер и Киев все-таки с собою не повезут.

Правда, факт, что храмы и монастыри на Святой Земле (как русские, так и не русские) в первую очередь живут за счет продажи сувениров и икон. В святых местах, где есть храм или монастырь, паломников будут даже зазывать что-то приобрести.

– Почитание мощей святых очень важно для православных паломников. Входят ли места их захоронения в традиционные маршруты?

– На Святой Земле есть смысл, в первую очередь, обращать внимание не столько на частицы мощей не очень нам известных святых, сколько на мощи нам известные и полностью сохранившиеся.

Например, в русском храме Марии Магдалины в Гефсимании есть мощи преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Это святые нашего времени! Или мощи Саввы Освященного в его Лавре – святого, подвизавшегося в шестом веке.

Мне кажется, поклониться им важно, а мощевики с множеством мелких частиц людей, о которых мы толком-то и не слыхали, можно иной раз и обойти.