Церковные надписи на памятниках. История изображений на Кресте

Надгробные надписи

в память о лучших людях

Надписи на надгробных памятниках — это эпитафии, последние слова, посвященные умершим. Выбирая памятник необходимо продумать какими будут материал, форма, размер, а также каким образом можно дополнить надгробие. Как правило, используют художественные элементы, в том числе надписи. Очень сложно выбрать слова, которые смогли бы отразить ваши чувства и рассказать о близком вам человеке. Сотрудники компании сайт готовы помочь и подобрать самые лучшие эпитафии на надгробие.

Короткие эпитафии

Звёзды не умирают,
Они просто уходят за горизонт…
***
Кто дорог, тот не умирает,
Лишь с нами быть перестаёт…
***
Любимые не покидают.
Лишь с нами быть перестают…
***
Не могут люди вечно жить,
Но счастлив тот, кто помнит имя!
***
Ужасный миг судьбы жестокий
Оставил нам пожизненную скорбь…
***
Рок судьбы твоей жестокий
Оставил нам пожизненную боль…
***
Вечный покой даруй им Господи,
И вечный свет да светит им…
***
Тому, кто дорог был при жизни
От тех, кто помнит и скорбит.
***
Я тебя взрастила, но не сберегла.
А теперь могила сбережет тебя.
***
Снова солнце закрывают тучи,
Снова мы не властны над судьбой…
***
Живущий под ковром Всевышнего
Под сенью Всемогущего покоится…
***
Есть вера, побеждающая вечность
А человек – в бессмертии души
***
Тому, кто дорог был при жизни,
Чья память после смерти дорога…
***
Без тебя для нас солнце потускнело
И земля вся опустела…
***
Из того мира на камени веры
Лекарство от скорби…
***
Кто верит в Бога – тот блажен,
Пусть даже ничего не знает…
***
Мы поздно начинаем восхищаться –
Почти всегда, как нужно уходить.

Эпитафии — надгробные надписи

Тихо, деревья,
Листвой не шумите.
Мамочка спит,
Вы ее не будите.
***
Вы меня не ждите,
Я к вам не приду.
Ко мне вы не спишите,
Я вас подожду…
***
Все было в нем-
Душа, талант и красота.
Искрилось все для нас,
Как светлая мечта.
***
Не сгладит время
Твой глубокий след.
Всё в мире есть,
Тебя лишь только нет.
***
Озябшие мы стоим
Под древом без листвы
Сколько же всего –
Плохого и хорошего –
Ждёт нас ещё впереди?
Но ты не бойся –
Открой своё сердце
И смело иди впереди удач и невзгод
А я?
И я пойду за тобой.
Ведь мы – это я и ты.
***
Не дотянуться рукой,
Ты не будешь со мной,
Твоя смерть разлучила
Навсегда нас с тобой.
***
Нашу скорбь не измерить
И в слезах не излить,
Мы тебя, как живую,
Вечно будем любить.
***
Мы приходим сюда,
Чтоб цветы положить,
Очень трудно, родная,
Без тебя нам прожить.
***
Умирают навсегда!
И не будет повторенья…
Лишь далёкая звезда
Примет наше отраженье.
***
В руки Всемогущего Бога,
Творца жизни и смерти
Придаю дух мой…
***
Будьте счастливы, люди!
Жизнь, как солнце – одна!
Пусть ни вьюги, ни зной не остудят
Радостный миг огня.
***
Мы все скорбим,
Что ты уже не с нами,
Но время не воротится назад.
Хранить мы будем вечно память
В наших любящих сердцах.
***
Горе не прошено,
Горе немерено,
Всё дорогое на свете потеряно…
***
Не стыдись прохожий
Помянуть мой прах,
Ибо я уже дома, а ты ещё б гостях…
***
Мы рано тебя потеряли,
Разлука с тобой тяжела,
Но образ твой светлый и милый
В памяти нашей всегда.
***
Когда уходит близкий человек,
В душе остается пустота,
Которую ничем не залечить.
***
Никто не смог тебя спасти,
Ушел из жизни очень рано,
Но светлый образ твой родной
Мы будем помнить постоянно.
***
Подкралась злая смерть ко мне,
Ушел от вас я навсегда.
Ох, как хотелось бы мне жить,
Но такова моя судьба
***
Любовь к тебе, родной сынок,
Умрет лишь вместе с нами.
И нашу боль, и нашу скорбь
Не выразить словами.
***
Как капли росы на розах,
На щеках моих слезы.
Спи спокойно, милый сын,
Все тебя мы любим, помним и скорбим.
***
Великой скорби не измерить,
Слезами горю не помочь.
Тебя нет с нами, но навеки
В сердцах ты наших не умрешь.
***
Вечно будет о тебе слеза матери,
Грусть отца, одиночество брата,
Скорбь бабушки и дедушки.
***

Ушел ты рано, не простившись,
И не сказавши слова нам,
Как жить нам дальше, убедившись,
Что больше не вернешься ты.
***
Из жизни ты ушла непостижимо рано,
Родителей печаль гнетет.
В сердцах их кровоточит рана.
Сынишка твой растет, не зная слова «мама».
***
Уйдя из жизни, все еще живешь ты
В наших помыслах, мечтаньях.
Судьбой дарованного не переживешь.
Мы помним о тебе и в радостях и в муках.
***
Как трудно подобрать слова,
Чтоб ими нашу боль измерить.
Не можем в смерть твою поверить,
Ты с нами будешь навсегда.
***
К твоей безвременной могиле
Наша тропа не зарастет.
Родной твой образ, образ милый,
Всегда сюда нас приведет.
***
Скорбь души не выплакать слезами,
Сырой могиле горя не понять.
Как жаль, что твоя жизнь
Была такой короткой,
Но вечной будет память о тебе.
***

Воля начинает,
Чувство продолжает,
Разум, доведя до Обсалютного, завершает.
***
Что было, то и теперь есть,
И что будет, то уже было.
И возвратится прах в землю, чем он был,
А дух возвратится к Богу, который дал его.
***
О, свет надежд!
О, чёрных страхов гнёт!
Одно лишь верно:
Эта жизнь течёт.
Вот истина, а всё остальное ложь:
Цветок, отцветший, вновь не расцветёт.
***
Как тяжкий груз несём утраты бремя,
Мы сохраним любовь и память на года,
Над памятью не властно время
И скорбь нас не покинет никогда.
***
Душа устала от предательств
Всеобщей тщны и суеты
И ей искать ли доказательств,
В защиту своей правоты…
***
Ещё б хоть раз увидеть образ твой любимый,
Услышать голос твой родной.
На это всё б мы поменяли
И жизнь свою, не думая, отдали.
***
Тоски и боли нашей не измерить.
Тебя ни повидать, не возвратить.
И так невыносимо жить,
И в то, что нет тебя, нам трудно верить.
***
Уходят люди, их не возвратить
И тайные миры не возродить…
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратимости кричать…
***
На сердце горькая печаль
Лежит омытая слезами.
Нам тяжело, нам очень жаль,
Что нет тебя, родная (родной наш), с нами.
***
Все мы, все мы в этом мире тленны
Тихо льется с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
***
Мой друг, о прошлом не грусти,
Пусть невозвратное тебя не гложет.
В одну и ту же реку не войти…

Примеры эпитафий

Тексты надгробных надписей могут быть цитатами из библии или других религиозных книг. Выдержки выбирают, как правило, относящиеся к смерти или загробной жизни. Текст эпитафии состоящий из одной фразы порой способен сказать больше, чем длинные высокопарные фразы. Объем ничем не ограничен, разве что естественным образом — размером памятников или надгробных плит. Кроме украшения, надгробные эпитафии служат отдушиной для родных и близких умершего. Это как последняя возможность сказать, что не успели или выразить чувства по поводу смерти. Они помогают отобразить на памятнике эмоции, которые через года станут чувственным напоминаем об умершем новым поколениям.

Надгробные надписи могут быть цитатами из книг, изречений великих людей, и даже стихами. Это может быть пара строчек, написанных самостоятельно или абзац, отражающий ваши эмоции и чувства, которые возникают от потери близкого человека. Эпитафии – это надгробные надписи, с помощью которых можно отразить боль, скорбь, тоску. Надписи на надгробных плитах могут характеризовать усопшего, быть выражением надежд на то, что душа умершего сейчас находится в лучшем мире.

51. Тепло души твоей осталось вместе с нами.

52. Ты жизнь свою прожил достойно,
Оставив память нам навек.
В безмолвном мире спи спокойно,
Любимый нами человек.

53. С любимыми не расстаются, лишь рядом быть перестают.

54. Мы сожалеем, плачем и скорбим,
Что ты остался вечно молодым.

55. Земной путь краток,
Память вечна.

56. К твоей безвременной могиле, наша тропа не зарастет.
Родной твой образ, образ милый, всегда сюда нас приведет.

57. Я здесь почил, чуть появясь на свет;
Я - тот, к кому так быстро поспешила
Смерть, что душа, чью плоть взяла могила,
Едва заметила, что плоти нет.

58. Не нужны надписи для камня моего,
Скажите просто здесь: он был и нет его!

59. Я счастлив тем, что умер молодым:
Земные муки хуже, чем могила.
Навеки смерть меня освободила
И сделалась бессмертием моим.

60. Как трудно подобрать слова,
Чтоб ими нашу боль измерить.
Не можем в смерть твою поверить,
Ты с нами будешь навсегда.

61. Земной путь краток,
Память вечна.

62. С любимыми не расстаются,
Лишь рядом быть перестают.

63. Не высказать горя,
Не выплакать слез,
Ты радость навеки из дома унес.

64. Тебя выбрала смерть у нас не спросив. Как жить дальше и хватит
ли сил? Наш папа и муж, ты был нами любим.
Мы помним тебя и в горе скорбим.

65. Одной звездой стало меньше на земле.
Одной звездой стало больше на небе.

66. Все было в нем -
Душа, талант и красота.
Искрилось все для нас,
Как светлая мечта.

67. Ты ушел из жизни слишком рано. Нашу боль не выразят слова.
Спи родной, ты наша боль и рана. Память о тебе всегда жива.

68. Забыть нельзя,
Вернуть невозможно…

69. Любовь к тебе, родной сынок,
Умрет лишь вместе с нами.
И нашу боль, и нашу скорбь
Не выразить словами.

70. Ты отошёл в мир вечных сновидений,
И навсегда твоя душа спокойна,
А наша скорбь и память безгранична…

71. Кому ты дорог был при жизни,
Кому дарил и дружбу и любовь
За вечное души твоей упокоение
Молиться будут вновь и вновь...

72. Папа! Ты ушёл
И нет тебе возврата,
Тем тяжелей наша утрата.

73. Достойно жил, печаль не в счёт,
В памяти остались уваженье и почёт.

74. Ты был примером нам всегда,
Как человек с душою чистой.
И память о тебе жива
В сердцах людей и близких.

75. По жизни пролетел ты как комета,
Оставив за собою яркий след.
Мы любим, помним, не забудем,
Скорбим, что рядом тебя нет.

76. Ты жизнь свою прожил достойно
Оставив память нам на век.
В безмолвном мире спи спокойно
Любимый нами человек.

77. Как безжалостна жизнь была к тебе,
Так пусть же будут благосклонны небеса…

78. Такую боль не передать словами,
Она вся в сердце раненом моём.
Жестоко как судьба распорядилась нами,
Не дав остаться на земле вдвоём.
Но в одиночестве своём тоскуя
Под жарким солнцем и когда идут дожди,
Я помню о тебе, тебя люблю я
И говорю тебе: «До встречи… Жди!»

79. Не погиб он и не умер.
Он ушёл и где-то рядом…

80. Горем сердце мое,
Твоя смерть обожгла,
Что мне мир без тебя,
И мирские дела.

81. Лишь память возвращает нам
отнятое судьбой…

82. Во дни печали нашей сирой,
К Стопам Творца мы припадем,
Утешит нас Отец Небесный,
И в нем отраду мы найдем…

83. Прости!
Ещё увидимся опять с тобой

84. Ангел родной, прости – виновата,
Что не была в час смерти рядом с тобой.

85. Не спас от нищеты полет орлиных крыл,
Ни песней дар, ни сердца пламень!
Жестокие! У вас он хлеба лишь просил,
Вы дали - камень.

86. Завещаю жизнь прожить достойней,
Не спешить концы быстрей отдать.
Ведь и мне здесь будет тем спокойней,
Чем всех вас я дольше буду ждать.

87. Я словно б мертв, но миру в утешенье
Я тысячами душ живу в сердцах,
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.

88. Не жизни жаль, а жаль того огня,
Что, просияв над целым мирозданьем,
Исчезнет в ночи, плача и скорбя…

89. Песок сухой – постель твоя,
Дёрн зелёный – покрывало.
Спи спокойно вечным сном
Ты – чьё сердце так пылало.

90. Ты умер только лишь для света.
А в памяти семьи родной
Улыбкой тёплого привета
Живёт твой образ дорогой.

91. Папа! Ты ушёл
И нет тебе возврата,
Но жизнь твоя напрасно не прошла…
Тем тяжелей наша утрата.

92. Расстались мы.
Болезнь тебя сразила.
С собой в могилу ты унёс
Страданье, боль, надежду и любовь,
И светлый ум, и доброту, и память.
Но ждёт тебя дорога впереди
В иную жизнь – без боли и страданий…

93. Жизнь мерзка и пуста,
И счастья в ней не будет,
Сожгу себя дотла,
А там пусть Бог рассудит.
Кто прав, кто виноват,
Кто подло жил, кто честно.
Мы судим наугад,
Ему же всё известно.

94. Прохожий! здесь лежит философ-человек,
Он проспал целый век,
Чтоб доказать, как прав был Соломон,
Сказав: «Всё суета! всё сон!».

95. Как тяжкий груз, несём утраты бремя
Мы сохраним любовь и память на года,
Над памятью не властно время,
И скорбь нас не покинет никогда.

96. Мне красоту пожаловал Господь,
Родитель же мне передал лишь тело;
Но если Богом данное истлело,
Что ж смертная от смерти примет плоть.

97. Здесь та любовь, что жизнь мне подарила,
Здесь та печаль, что мудрость принесла.

Обращение к силе Животворящего Креста Господня - великая защита для каждого человека. Узнайте о значении надписей и изображений на православном Кресте

Что значит надпись НИКА и другие надписи на православном Кресте

Обращение к силе Животворящего Креста Господня - великая защита для каждого человека. Известно, что крестным знамением останавливается демоническое воздействие: диавол и его слуги не могут выносить правильного креста, поэтому зачастую пытаются над ним глумиться (именно таково происхождение сатанинских символов перевернутого креста).


Крест - важный символ для каждого православного христианина. Это сила Божия, зримо пребывающая вместе с нами, на нашем теле, с самого Крещения. Поэтому особенно важно иметь дома православный Крест, правильно изображенный на освященной и приобретенной в храме иконе или выполненный в металле.


На православном Кресте часто можно увидеть ряд надписей и дополнительных изображений, которые кажутся загадочными непосвященному человеку: НИКА, череп, ИС ХС ЦИ. Наша статья пояснит их значение.



История почитания Креста

Еще в IV веке произошло одно из величайших чудес в истории: император Византии Константин узнал о христианстве и, в отличие от своих царственных предшественников, не стал воздвигать гонения на учеников Христа, а в сердце своем обратился к Господу Иисусу. И перед одной из страшных битв после сокровенной молитвы император увидел сияющий Крест на небе над полем битвы и услышал Божий глас: «Сим победиши!» - то есть «победишь с помощью этого знамения». Так Крест стал военным знаменем целой Империи, и под знаком Креста долгие века процветала Византия. Константин же со временем принял христианство и был назван Великим и после смерти канонизирован как святой равноапостольный царь - за свои дела и за свою веру.


В это же время, в 326 году матерью Константина Великого царицей Еленой был найден Крест Христов, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других крестов - орудий казни - на горе Голгофе, где Господь был распят.Она крестилась, услышав проповедь учеников Христа, крестилась мать императора Константина Первого - царица Елена. Она воспитала своего царственного сына честным и праведным человеком. После Крещения Елена захотела найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос и который был зарыт на горе Голгофе. Она понимала, что Крест объединит христиан, станет первой великой святыней христианства.


Как только Крест был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть Животворящим. С тех пор нательные кресты различных форм и из различных материалов носят все христиане.



История изображений на Кресте

Несмотря на то, что известно из Евангелия и свидетельств историков, как выглядел Крест Христа, символически он изображается по-разному.


В католической традиции Крест изображается только с одной большой перекладиной, лаконично. Однако в Православии Крест традиционно изображается восьмиконечным, с дополнительными нижней и верхней перекладинами. Это воспроизведение известного и реального исторически существовавшего Креста Иисуса Христа.


  • Самая верхняя перекладина - это табличка на Кресте Христа с надписью ИНЦИ. Эта надпись известна из Евангелия и означает «Иисус Назарянин Царь Иудейский».

  • Самая нижняя, косая перекладина - опора для ног, традиционно ставившаяся на крестах. Ее символический смысл - напоминание об истории двух разбойников, распятых справа и слева от Христа. Правый конец перекладины поднят в воспоминание о благочестивом разбойнике, покаявшемся на кресте в своих грехах, считавшего себя недостойным рая - и первым вошедшим с Христом в Царствие Небесное. Второй конец опущен, в воспоминание о проклинавшем Бога втором разбойнике. Эта история - свидетельство о том, что и сама смерть каждого человека может изменить его загробную жизнь.

  • Изображение слева копья, справа трости - орудий казни Спасителя. Копьем римский солдат проткнул уже скончавшегося Христа, чтобы понять, умер ли Он, и из бока Его «истекли Кровь и вода». На трость насажена губка с уксусом, ее подал один из солдат Христу.

  • Внизу изображен череп - это голова Адама, то есть символически изображается захоронение первого человека. По преданию, именно около Голгофы он был погребен в древние времена.

Толкования на Священное Писание так поясняют смысл Таинства Крестной смерти Спасителя. Когда-то Адам съел сладкий плод дерева познания добра и зла, но только обрел смерть всему роду людей. А Господь испил с трости горечь уксуса, чтобы вернуть людей от горькой вечной смерти к сладости жизни с Богом, чтобы горечь греха не имела власти над людьми. Господь принял смерть, победил ее и дал возможность вечной жизни тем, кто верует в Него и соблюдает Его заповеди. Христос же был распят там, где был погребен Адам, чтобы жизнь победила именно там, где наступила некогда победившая первого человека смерть.



Что означают надписи на православном голгофском Кресте

Надписи появлялись около Креста в течение веков, с первохристианских времен.


  • Надпись наверху - «СНЪ БЖIЙ» - означает, что Христос - Сын Божий.

  • Табличка на Кресте Христа с надписью ИНЦИ - сокращение от «надписания вины», которое должно было висеть над каждым, кто умирал позорной крестной казнью. Надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский» написана Понтием Пилатом, который хотел показать иудеям, что на Христе вины нет, устыдить их.

  • Буквы слева «К» и справа «Т» - своеобразные подписи изображенных предметов: копья и трости.

  • Надпись слева «МЛ» и справа «РБ» - церковнославянская фраза «место лобное рай быть», то есть на русском языке: «Место казни стало раем». Надпись напоминает, что смерть Христа, Его жертв за грехи людей открыла всем рай, закрытый после грехопадения Адама.

  • Еще ниже, у ступеней слева и справа по одной букве «Г» - это значит, что ступени символически показывают гору Голгофу.

  • Около черепа слева буква «Г», справа буква «А», подписывающие его как «голова Адама».

  • Важнейшие и самые крупные надписи у Креста - «IC ХC» и «НИКА» над и под длинной перекладиной, к которой были прибиты руки Христа. «Ника» переводится с греческого как «победа» и находится обычно не на самом Кресте, поскольку исторически ее не было на Кресте Христовом. По преданию, его стали писать около Креста после видения императора Константина Великого, описанного нами. Однако возможно, что такая традиция появилась еще раньше, ведь апостолы и евангелисты называли Христа Победителем ада и смерти. Именно это в полном смысле означает надпись: силой Христа побеждается грех и смерть. Со временем эта надпись появилась и на просфорах (церковный пресный хлеб с печатью из креста на плоской вершине, из которого вынимаются частицы с поминанием имен людей; просфору дадут вашим близким или вам при подаче записки «О здравии» на Литургию) и святом артосе (большой круглый хлеб, освящаемый после Пасхи в память о Христе).


Молитва Кресту Господню

Нательные кресты различных форм и из различных материалов носят все христиане. Частицы Животворящего Креста, на котором был распят Сам Христос, сегодня находятся во многих храмах мира. Возможно, и в вашем городе есть частица Животворящего Креста Господня, и вы можете приложиться к этой великой святыне. Крест зовут Животворящим - творящим и дарующим жизнь, то есть имеющим великую силу.


В утренних и вечерних молитвах, находящихся в каждом православном молитвослове есть молитвы, призывающие силу Божию, происходящую от Креста Господня. Православные христиане, таким образом, ограждают себя на каждый день и на каждую ночь силой Креста Господня.


Обратитесь с молитвой ко Господу, оградите себя крестным знаменем и искренней верой в Бога - и вы увидите, как изменится ваша жизнь. Вера, дарованная Господом, знание о Его помощи должны умножаться среди людей. Поэтому, в отличие от заговоров, которые распространяют служители темных сил и которые должны «читаться тайно», вы можете и должны делиться своей верой, рассказывать о чудесной помощи Божией и его милости. Благие дела, которые творятся с призыванием Божией благодати, будут совершены всегда успешно.



Огради меня, Господи, силой Честного и Животворящего Твоего Креста и убереги меня от зла.
Спаси, Господи, людей Твоих и благослови Церковь Твою, победы православным христианам на врагов подавая и Твоих сохраняя крестом Твоим людей верующих.


Эпитафия - буквально «надпись на могиле», от греческого «эпи» - «над», и «тафос» - могила. Сначала так называлась надгробная речь, а потом и надпись на надгробном памятнике. Слово пришло из Древней Греции, но надписи на могилах оставляли во всех странах.

ООО «Первая Гранитная Корпорация» предлагает разнообразные надгробные памятники из гранита (натурального гранита), выполненные мастерами высокого класса. Помимо стандартных гравировок портрета усопшего мы предлагаем поместить эпитафии на памятниках в стихах.

Сама по себе эпитафия сыну или мужу является надгробной надписью ещё со времён существования Древней Греции. В ёмком четверостишии или нескольких строках в прозе отражаются основные черты характера жившего человека и то, чего он достиг за свою жизнь. Это своего рода итог прожитого. Примером такой эпитафии может служить фраза: «Твой быстрый взлёт закончен в миг. Остался только в сердце крик». В то же время, эти надписи способны подбадривать близких людей, запечатлевая светлую грусть по усопшим отцу или матери.

Первые авторские эпитафии стали появляться в 16 веке, а настоящего расцвета искусство эпитафии в России достигло уже в 18 веке, и касалось это, конечно, в основном могил аристократии. В России была великая литература, в 18-19 веке многие писали, и многие делали это очень хорошо, и, конечно, это оставило свой след на всем, в том числе и на могильных плитах. До сих пор люди ходят на старинные кладбища, любуются на искусные памятники, изящную гравировку, читают надписи на могилу в стихах - это своеобразная книга памяти давно ушедших жизней...

При заказе памятика, на камне гравируют не только даты жизни и прощальные слова, но и портреты умерших, часто очень художественные, методом как механической, так и лазерной гравировки. Такие портреты могут сами по себе называться предметами искусства.

Прежде чем заказать памятник, можно ознакомиться на нашем сайте с моделями изготавливаемых нами памятников. А в разделе «Ритуальные картинки » ознакомиться с вариантами изображений и самих эпитафий, которые можно будет нанести на выбранный памятник.

Наши специалисты готовы взять на себя не только изготовление и оформление памятника, но также и его доставку в любой регион РФ. Невысокая стоимость памятника обусловлена тем, что компания сама занимается добычей гранита, его обработкой и дальнейшим использованием в качестве материала для изготовления памятника, что значительно снижает общую себестоимость предлагаемых нами изделий.

А так же тексты, которые наш мастер может выгровировать на памятнике:

1) Помним, любим, скорбим.

2) Ты ушёл из жизни слишком рано
нашу боль не выразят слова.
Спи, родной, ты наша боль и рана,
Память о тебе всегда жива.

3) Не высказать горя, не выплакать слёз.

Ты радость навеки из дома унёс.

4) Из жизни ты ушёл мгновенно,

А боль осталась навсегда.

5) Мы приходим сюда,

Чтоб цветы положить,

Очень трудно, родная,

Без тебя нам прожить.

6) Скорбь и печаль твоей утраты

Пребудут с нами навсегда.

Что может быть страшней и горше

Потери мужа и отца.

7) Ты всегда в наших сердцах.

8) Как жаль, что твоя жизнь была такой короткой,

Но вечной память будет о тебе.

9) Ты ушёл из жизни, а из сердца-нет.

10) Светлый, чистый образ твой с нами навсегда.

11) К твоей безвременной могиле

Наша тропа не зарастёт.

Родной твой образ, образ милый,

Всегда сюда нас приведет.

12) Тому, кто дорог был при жизни,

От тех, кто любит и скорбит.

13) Нет больше горя, чем горечь от утраты.

14) Как трудно подобрать слова,

Чтоб ими нашу боль измерить.

Ты с нами будешь навсегда.

15) Живой представить тебя так легко,

Что в смерть твою поверить невозможно.

16) Ты нас покинула, родная.

Настал разлуки скорбный час.

Но всё по-прежнему живая,

Ты в нашем сердце среди нас.

17) Уйдя из жизни всё ещё живёшь ты

В наших помыслах, мечтаньях.

Судьбой дарованного не переживёшь.

Мы помним о тебе и в радостях и муках.

18) Любовь к тебе, родной сынок,

умрет лишь вместе с нами.

И нашу боль, и нашу скорбь,

не выразить словами.

19) Не выразить словами всей скорби и печали.

В сердцах и памяти всегда ты с нами.

20) Никто не смог тебя спасти,

Ушёл из жизни очень рано,

Но светлый образ твой родной

Мы будем помнить постоянно.

21) Светлая память о тебе

навсегда останется в наших сердцах.

22) Тебя уж нет, а мы не верим,

В душе у нас ты навсегда.

И боль свою от той потери

Не залечить нам некогда.

23) Ты жизнь любил,

И многое хотел успеть,

но слишком рано оборвалась нить,

Не дав тебе мечты осуществить.

24) Горе нежданное, горе не меряно,

Самое дорогое в жизни потеряно.

Жаль, что жизнь нельзя повторить,

Чтоб тебе её подарить.

25) Нашу боль не измерить

И в слезах не излить.

Мы тебя, как живого

Будем вечно любить.

26) Тепло души твоей

осталось вместе с нами.

27) Светлый образ твой в памяти нашей.

28) Как много нашего ушло с тобой,

Как много твоего осталось с нами.

29) Память о тебе навсегда останется в наших сердцах.

30) Великой скорби не измерить,

Слезами горю не помочь.

Тебя нет с нами, но навеки

В сердцах ты наших не умрёшь.

31) Вечная память о тебе в сердцах родных.

32) Любим тебя, гордимся тобой,

И в памяти нашей всегда ты живой.

ЗЗ)Тепло души твоей

осталось вместе с нами.

34.Спи спокойно, милый сын,

Все тебя мы любим,

Помним и скорбим.

35.Спи с миром и

Моли Бога о нас.

36.Тебя, как собственное сердце;

Нельзя забыть и заменить.

Любящие тебя...

37.С любимыми не расстаются,

Лишь рядом быты перестают.

38.Ты спишь, а мы живем,

Ты жди, и мы придем

39.Ты рано ушел от нас, наш любимый.

Унес наше счастье и радость.

40.Великой скорби не измерить,

Слезами горю не помочь.

Тебя нет с нами, но навеки

В сердцах ты наших не умрешь.

41.Вернуть нельзя,

Забыть невозможно.

42.Ты ушел из жизни слишком рано,

Нашу боль не выразят слова.

Спи, родной, ты наша боль и рана..

Память о тебе всегда жива.

43. Не высказать горя,

Не выплакать слез,

Ты радость навеки из дома унес.

44.Как рано ты ушел; родной,

Оставив нам печаль и боль.

45.С любимыми не расстаются,

Лишь рядом быть перестают.

46.Вы жизнь нам в этом мире дали.

В другом покой вы обрели.

Ушли, оставив след печали,

порывы скорби и тоски.

47.Вспомни обо мне Господи,

Посети меня со спасением твоим.

Блаженны плачущие: ибо они утешатся.

Вспомни обо мне, Боже,

48. И не оставь любящих тебя.

49.0тче, в руки твои

Передаю дух мой.

50.Как трудно подобрать слова,

Чтоб ими нашу боль измерить.

Не можем в смерть твою поверить,

Ты с нами будешь навсегда.

51 .Земной путь краток,

Память вечна.

52. Тепло души твоей осталось вместе с нами.

53. Вечная память о тебе в сердцах родных.

54. И сердцу больно, и горю нет конца.

55. Вечная память.

56. Великой скорби не измерить, слезами горе не залить.
Тебя нет с нами, но навеки, в сердцах ты наших будешь жить.

57. Мы все отдали бы кусочек сердца своего,
Лишь вновь забилось бы твое.

58. Опустела без тебя земля.

59. В сердцах людей оставив след своими добрыми делами,
Не говорим мы слова «нет», мы говорим: «Ты вечно с нами».

60. Ты ушел из жизни, а из сердца – нет.

61. Одним цветком земля беднее стала,
Одной звездой богаче стали небеса.

62. Сердце все не верит в горькую утрату,
Будто ты не умер, а ушел куда-то.

63. Горе нежданное, горе безмерное,
Самое главное в жизни – потеряно.
Жаль нам, что жизни нельзя повторить,
Чтобы тебе ее вновь подарить.

65. Любовь к тебе, наш дорогой, умрет лишь вместе с нами,
И нашу боль, и нашу скорбь не выразить словами.

66. Ты нас покинула, родная,
Настал разлуки скорбный час,
Но все по-прежнему живая,
Ты в нашем сердце среди нас.

67. Пусть не гаснет огонь до конца, и останется память о той,
Что для жизни будила сердца, а теперь нашла вечный покой.

68. Разве мы могли подумать, что в этот день,
Ты шагнешь из детства в вечность…

69. Ты словно ангел в небо взмыл, как мало с нами ты побыл.

70. Нет, не смирюсь до самой смерти,
Со страшной ношей бытия, -
Что раньше взрослых гибнут дети,
Что нет тебя, осталась я…

71. Не выразить словами всей скорби и печали,
В сердцах и памяти всегда ты с нами.

72. Нет… - Не ушли, а в детях повторились.

73. Покойся в царствии небесном.

74. Тебя вернуть не в нашей власти, и скорби нашей нет конца.
Безумна боль, что рвет на части, осиротевшие сердца.

75. Скорбь о тебе и горечь утраты,
Будет вечно в наших сердцах.

76. Светлая память о тебе навсегда останется в наших сердцах.

77. Спи спокойно родной,
Помним тебя, любим и скорбим.

Зачем нужно кладбище или Богатством гроба не удивишь Бога

АВТОР СТАТЬИ

Игумен Федор (Яблоков)

Беседа с игуменом Феодором (Яблоковым) о внешнем убранстве могил, православной традиции и истинной пользе для души.

- Отец Феодор, Вы, наверное, видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с оградками. Насколько это соответствует православной традиции?

Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших - своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно - это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.

- А на кладбищах возлагать венки правильно?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.

Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл - почтение памяти и молитва.

Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.

- Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись - все могилы утопают в искусственных цветах и венках…

По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова - это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник - вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, - это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы - символ искусственного существования, а не живой жизни.

- А может, это пластмассовое наваждение на могилах - следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?

Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.

Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек - бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.

Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.

- Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?

Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой - это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего - в храме, затем - на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.

Почему это происходит? Да потому, что, во-первых, такой человек имеет неправильное духовное устроение. Он считает, что усопший потерян для него и находится в какой-то оторванности. А Церковь говорит об обратном: горевать об усопших не следует, потому что смерть - это рождение в Вечности . Не случайно само отпевание проводится священниками не в черных, траурных одеждах, а в белых облачениях. Сродни отпеванию такое Таинство, как Крещение. Крещение - это рождение в духовную христианскую жизнь, а отпевание - в жизнь вечную.

Нам, грешным, этого не понять, но первые христиане радовались, когда кто-то из них умирал. Безусловно, смерть близкого напоминает хирургическую операцию: от нас, живущих, отсекается какая-то часть духовного тела. И это разделение приносит много боли. Но духовной задачей человека, пережившего смерть родственника и оставшегося в Церкви Воинствующей , является осознание того, что духовные связи с усопшим не прерываются. Раньше здесь, на земле, мы беседовали с этим человеком и молились за него. Никто не мешает нам любить его и после смерти, молясь за его душу и совершая дела милосердия. Святые отцы говорят, что милостыня и дела, в память усопших совершаемые, приносят им великое утешение *. В этом состоит настоящая, истинная память об усопших, а не в роскошном обустройстве места захоронения.

- Но есть люди, которые практически живут на кладбище: то на могилке надо убраться, то привести памятник в порядок, то оградку поправить.

Могила - место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

- Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?

Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.

Фотография усопшего на распятии - это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.

Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного - от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез - привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.

То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…

Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!

Те, кто устраивают могилытак, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.

- Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище - ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?

Если понять, что могила - это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.

Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть - не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.

- Когда принято посещать кладбище?

Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

- Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?

Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.

Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…

- А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков - откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?

Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения - это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры - придание определенной индивидуальности,какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.

- А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?

Эпитафия - это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?

А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии - призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.

- Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?

Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.

- Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон - есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?

Для многих шикарные похоронные атрибуты - возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют - еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают (смеется ).

Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.

- Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники - это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?

Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.

Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.

- Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.

Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами - это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.

Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.

При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.