Где на памятнике писать православную эпитафию. Специальное предложение - вертикальные

Зачем нужно кладбище или Богатством гроба не удивишь Бога

АВТОР СТАТЬИ

Игумен Федор (Яблоков)

Беседа с игуменом Феодором (Яблоковым) о внешнем убранстве могил, православной традиции и истинной пользе для души.

- Отец Феодор, Вы, наверное, видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с оградками. Насколько это соответствует православной традиции?

Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших - своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно - это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.

- А на кладбищах возлагать венки правильно?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.

Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл - почтение памяти и молитва.

Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.

- Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись - все могилы утопают в искусственных цветах и венках…

По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова - это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник - вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, - это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы - символ искусственного существования, а не живой жизни.

- А может, это пластмассовое наваждение на могилах - следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?

Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.

Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек - бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.

Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.

- Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?

Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой - это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего - в храме, затем - на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.

Почему это происходит? Да потому, что, во-первых, такой человек имеет неправильное духовное устроение. Он считает, что усопший потерян для него и находится в какой-то оторванности. А Церковь говорит об обратном: горевать об усопших не следует, потому что смерть - это рождение в Вечности . Не случайно само отпевание проводится священниками не в черных, траурных одеждах, а в белых облачениях. Сродни отпеванию такое Таинство, как Крещение. Крещение - это рождение в духовную христианскую жизнь, а отпевание - в жизнь вечную.

Нам, грешным, этого не понять, но первые христиане радовались, когда кто-то из них умирал. Безусловно, смерть близкого напоминает хирургическую операцию: от нас, живущих, отсекается какая-то часть духовного тела. И это разделение приносит много боли. Но духовной задачей человека, пережившего смерть родственника и оставшегося в Церкви Воинствующей , является осознание того, что духовные связи с усопшим не прерываются. Раньше здесь, на земле, мы беседовали с этим человеком и молились за него. Никто не мешает нам любить его и после смерти, молясь за его душу и совершая дела милосердия. Святые отцы говорят, что милостыня и дела, в память усопших совершаемые, приносят им великое утешение *. В этом состоит настоящая, истинная память об усопших, а не в роскошном обустройстве места захоронения.

- Но есть люди, которые практически живут на кладбище: то на могилке надо убраться, то привести памятник в порядок, то оградку поправить.

Могила - место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

- Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?

Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.

Фотография усопшего на распятии - это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.

Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного - от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез - привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.

То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…

Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!

Те, кто устраивают могилытак, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.

- Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище - ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?

Если понять, что могила - это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.

Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть - не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.

- Когда принято посещать кладбище?

Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

- Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?

Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.

Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…

- А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков - откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?

Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения - это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры - придание определенной индивидуальности,какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.

- А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?

Эпитафия - это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?

А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии - призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.

- Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?

Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.

- Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон - есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?

Для многих шикарные похоронные атрибуты - возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют - еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают (смеется ).

Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.

- Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники - это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?

Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.

Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.

- Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.

Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами - это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.

Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.

При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.

51. Тепло души твоей осталось вместе с нами.

52. Ты жизнь свою прожил достойно,
Оставив память нам навек.
В безмолвном мире спи спокойно,
Любимый нами человек.

53. С любимыми не расстаются, лишь рядом быть перестают.

54. Мы сожалеем, плачем и скорбим,
Что ты остался вечно молодым.

55. Земной путь краток,
Память вечна.

56. К твоей безвременной могиле, наша тропа не зарастет.
Родной твой образ, образ милый, всегда сюда нас приведет.

57. Я здесь почил, чуть появясь на свет;
Я - тот, к кому так быстро поспешила
Смерть, что душа, чью плоть взяла могила,
Едва заметила, что плоти нет.

58. Не нужны надписи для камня моего,
Скажите просто здесь: он был и нет его!

59. Я счастлив тем, что умер молодым:
Земные муки хуже, чем могила.
Навеки смерть меня освободила
И сделалась бессмертием моим.

60. Как трудно подобрать слова,
Чтоб ими нашу боль измерить.
Не можем в смерть твою поверить,
Ты с нами будешь навсегда.

61. Земной путь краток,
Память вечна.

62. С любимыми не расстаются,
Лишь рядом быть перестают.

63. Не высказать горя,
Не выплакать слез,
Ты радость навеки из дома унес.

64. Тебя выбрала смерть у нас не спросив. Как жить дальше и хватит
ли сил? Наш папа и муж, ты был нами любим.
Мы помним тебя и в горе скорбим.

65. Одной звездой стало меньше на земле.
Одной звездой стало больше на небе.

66. Все было в нем -
Душа, талант и красота.
Искрилось все для нас,
Как светлая мечта.

67. Ты ушел из жизни слишком рано. Нашу боль не выразят слова.
Спи родной, ты наша боль и рана. Память о тебе всегда жива.

68. Забыть нельзя,
Вернуть невозможно…

69. Любовь к тебе, родной сынок,
Умрет лишь вместе с нами.
И нашу боль, и нашу скорбь
Не выразить словами.

70. Ты отошёл в мир вечных сновидений,
И навсегда твоя душа спокойна,
А наша скорбь и память безгранична…

71. Кому ты дорог был при жизни,
Кому дарил и дружбу и любовь
За вечное души твоей упокоение
Молиться будут вновь и вновь...

72. Папа! Ты ушёл
И нет тебе возврата,
Тем тяжелей наша утрата.

73. Достойно жил, печаль не в счёт,
В памяти остались уваженье и почёт.

74. Ты был примером нам всегда,
Как человек с душою чистой.
И память о тебе жива
В сердцах людей и близких.

75. По жизни пролетел ты как комета,
Оставив за собою яркий след.
Мы любим, помним, не забудем,
Скорбим, что рядом тебя нет.

76. Ты жизнь свою прожил достойно
Оставив память нам на век.
В безмолвном мире спи спокойно
Любимый нами человек.

77. Как безжалостна жизнь была к тебе,
Так пусть же будут благосклонны небеса…

78. Такую боль не передать словами,
Она вся в сердце раненом моём.
Жестоко как судьба распорядилась нами,
Не дав остаться на земле вдвоём.
Но в одиночестве своём тоскуя
Под жарким солнцем и когда идут дожди,
Я помню о тебе, тебя люблю я
И говорю тебе: «До встречи… Жди!»

79. Не погиб он и не умер.
Он ушёл и где-то рядом…

80. Горем сердце мое,
Твоя смерть обожгла,
Что мне мир без тебя,
И мирские дела.

81. Лишь память возвращает нам
отнятое судьбой…

82. Во дни печали нашей сирой,
К Стопам Творца мы припадем,
Утешит нас Отец Небесный,
И в нем отраду мы найдем…

83. Прости!
Ещё увидимся опять с тобой

84. Ангел родной, прости – виновата,
Что не была в час смерти рядом с тобой.

85. Не спас от нищеты полет орлиных крыл,
Ни песней дар, ни сердца пламень!
Жестокие! У вас он хлеба лишь просил,
Вы дали - камень.

86. Завещаю жизнь прожить достойней,
Не спешить концы быстрей отдать.
Ведь и мне здесь будет тем спокойней,
Чем всех вас я дольше буду ждать.

87. Я словно б мертв, но миру в утешенье
Я тысячами душ живу в сердцах,
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.

88. Не жизни жаль, а жаль того огня,
Что, просияв над целым мирозданьем,
Исчезнет в ночи, плача и скорбя…

89. Песок сухой – постель твоя,
Дёрн зелёный – покрывало.
Спи спокойно вечным сном
Ты – чьё сердце так пылало.

90. Ты умер только лишь для света.
А в памяти семьи родной
Улыбкой тёплого привета
Живёт твой образ дорогой.

91. Папа! Ты ушёл
И нет тебе возврата,
Но жизнь твоя напрасно не прошла…
Тем тяжелей наша утрата.

92. Расстались мы.
Болезнь тебя сразила.
С собой в могилу ты унёс
Страданье, боль, надежду и любовь,
И светлый ум, и доброту, и память.
Но ждёт тебя дорога впереди
В иную жизнь – без боли и страданий…

93. Жизнь мерзка и пуста,
И счастья в ней не будет,
Сожгу себя дотла,
А там пусть Бог рассудит.
Кто прав, кто виноват,
Кто подло жил, кто честно.
Мы судим наугад,
Ему же всё известно.

94. Прохожий! здесь лежит философ-человек,
Он проспал целый век,
Чтоб доказать, как прав был Соломон,
Сказав: «Всё суета! всё сон!».

95. Как тяжкий груз, несём утраты бремя
Мы сохраним любовь и память на года,
Над памятью не властно время,
И скорбь нас не покинет никогда.

96. Мне красоту пожаловал Господь,
Родитель же мне передал лишь тело;
Но если Богом данное истлело,
Что ж смертная от смерти примет плоть.

97. Здесь та любовь, что жизнь мне подарила,
Здесь та печаль, что мудрость принесла.

Необязательно быть верующим, чтобы использовать религиозную эпитафию. Любая религия относится благосклонно при обращении к её духовным постулатам.

Письмена древних философов с вековых скрижалей наполнят смыслом и красотой последнее послание к покойному. А частично мистический смысл духовной тематики сблизит присутствие потерянного человека.

Фото религиозной надписи на памятник

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЭПИТАФИИ

Религиозные эпитафии позволяют несколькими словами выразить любовь и все лучшие чувства к почившему. Надписи на надгробии помогут высказать ваши чувства к покойному в форме цитат взятых из святого писания, Корана, буддийских изречений.

Фото религиозной эпитафии

Суть религиозных эпитафий.
В финансовом смысле, нельзя подходить к длинной или короткой надписи опираясь на цены. Надпись может быть недлинной. Два слова любви, выразит не меньше чувств, чем длинный стих содержащий жизненней путь усопшего.
Смысловые комбинации религиозных эпитафий кроются во многообразии духовной литературы, и позволяют изготовить единственную и уникальную надпись для конкретного случая.

Художественный шрифт эпитафии, украсит поверхность надгробия фигурным курсивом, старославянской кириллицей, или вязью арабских текстов. Слова резным орнаментом зачастую украшают по сторонам портрета, иногда полностью заменяют изображение или портрет, от чего памятник или плита надгробия по красоте ни сколько не уступят общепринятому оформлению могилы.
Считается, пока мы помним человека — он жив. Памятник, та самая память которая сохранит имя дорогого человека на долгое время,на века.

Традиция христианских эпитафий представляет собой простую, но глубокую философию. Лаконичные тексты повествуют о благочестивой жизни покойного, отношении к нему живущих и покорности Божьей воле.

Какой текст могут включать христианские эпитафии

Обязательный атрибут надгробия – это имя и фамилия усопшего, указанные в соответствие с паспортными данными. Остальной текст оформляется по желанию родственников. Тексты христианских эпитафий могут содержать:
— уместную выдержку из Библии (Нового Завета), и других священных книг
— молитвы родных за упокой души умершего
— обращение к Господу от лица покойного, с благодарностью за помощь в земной жизни и надеждой на жизнь вечную
Христианская Церковь приветствует краткость и скромное оформление надгробной надписи. Кроме того, она должна быть простой, честной и несущей религиозную мысль.

Фото христианской эпитафии

Надежда, как основной мотив христианских эпитафий

Немного подробнее о том, какая мысль может быть заложена в тексте эпитафии. Выражение печали в христианских надписях на памятниках вполне естественно. Однако эта печаль не бесконечна, так как каждый человек, живший по Божьим законам, имеет право на обретение вечного бытия в Царстве Божьем.
Основная идея христианской эпитафии – это надежда и утешения для близких ушедшего человека. Земная жизнь скоротечна и полна страданий, но проживший ее достойно, найдет после смерти отдых и утешение.
Эпитафия на надгробии христианина подводит черту под его пребыванием на земле, которое является лишь коротким предисловием к вечной жизни с Господом. Она раскрывает лучшие стороны личности усопшего, и говорит о любви к нему родных и друзей.

Строка поиска: памятник

Найдено записей : 65

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, я хочу сделать на памятнике надпись "Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего", а можно написать так с именем - "упокой,Господи,душу усопшего раба твоего Владимира"? И еще, в конце этих слов какой знак лучше, многоточие? Спасибо.

Юлия

Да, Юлия, можно так написать. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Батюшка, здравствуйте. Я буду заказывать своему отцу памятник, на котором крест. Кресты можно сделать разные - семи, трех, пятиконечные, какой лучше?

юлия

Юлия, на могиле православного христианина должен быть православный крест. Остальное - на Ваш выбор.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! У меня такой вопрос - подхоронили бабушку к моему папе. Если стоять лицом к могиле, то памятник отца стоит как обычно (как его захоранивали - куда лицом, не помню), а крест бабушки поставили в ноги - получился он на противоположной стороне от памятника. И если стоять лицом к могиле, то крест лицом не видно. Можно ли переставить крест рядом с памятником?

Ольга

Здравствуйте, Ольга. Крест должен стоять в ногах усопшего, лежащего лицом в востоку. Если бабушка похоронена так, лучше не переставлять. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, почему страстная привязанность к животным является грехом? Спасибо за ответ.

ирина

Я бы для начала хотел услышать от Вас, что Вы считаете «страстной привязанностью к животным»? Мне, например, не понятны кладбища для них с памятниками – это религиозный грех. А забота о бездомных, раненых, кормежка и уход за ними – это не грех. Это нормально. Разумеется, нельзя в квартире держать 100 котов. Она для этого не предназначена.

протоиерей Максим Хижий

Доброго времени суток! Каково значение изображения святых на надгробных памятниках? В частности, образ Богоматери на тыльной стороне памятника. Заранее спасибо за ответ.

Светлана

Христос воскресе, Светлана! Традиционно христиане ставят не могиле крест, как знак веры нашей и усопшего. По той же причине начали на памятниках изображать иконы. Логичнее их изображать не с тыльной стороны, а спереди, но там обычно располагается фотография усопшего. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Можно на памятнике крепить фотографию?

Светлана

Светлана, фото можно установить – но это ничего не дает усопшему. Самое главное и важное на могиле - это православный крест. А памятники на могилах лично я вообще не приветствую.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день и Бог в помощь. Более 6 лет тому назад у меня умерла мама. Она кремирована, как и бабушка. Обе лежат в одной могиле, обе крещеные. Можно ли над их могилой поставить памятник в виде Креста? Стоит ли на таком памятнике изображать Иисуса? Сложно найти канонический шестиконечный Крест (я не про дерево, а про камень). Можно ли поставить четырехконечный? Насколько это принципиально? Заранее спасибо за ответы. Храни Вас Господь!

р.б.Ксения

Конечно же, памятник в виде креста ставить можно, желательно поставить традиционный православный восьмиконечный крест (такая форма креста весьма популярна, странно, что с этим возникают трудности). Если не получится поставить восьмиконечный крест, поставьте четырехконечный, с распятием или нет – это на Ваше усмотрение.

диакон Илья Кокин

Год, как умер мой отец. Сегодня были на кладбище, я сметала снег с памятника, и табличка с именем и датами рождения и смерти переломилась пополам. Не нахожу себе места, это был мне знак или просто все-таки моя оплошность?

оксана

Оксана, табличка сломалась, потому что она находится на открытом воздухе и подвергается воздействию атмосферных явлений (снег, дождь). Закажите новую табличку и перестаньте придумывать и накручивать себя пустыми тревогами. А вот за усопших нужно обязательно молиться - и дома, и в церкви.

иеромонах Викторин (Асеев)

Благословите, батюшка! Здравствуйте. Говорят, что нельзя ставить памятник до года. Должен стоять крест. Но год выпадает на морозное время. А можно ли установить на родительский день? Похоронен муж на родине, от нас, родни, очень далеко, не имеем такой возможности проведывать часто. Я думаю, что до года нехорошо, а брат хочет весной. Скажите, как правильно будет? Так и поступим. А умер 13 ноября. Помяните, ради Христа.

Мария

Мария, вообще-то согласно православной традиции на могиле христианина должен стоять крест, а не памятник. Традиция ставить памятник на могиле только после годовщины вызвана не церковным уставом, а, скорее, техническими причинами установки. Поэтому вопрос о сроках установки Вы можете решить по своему смотрению.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день. Скажите, пожалуйста, у меня умер муж 15 ноября 2013 года. До Пасхи я хочу поставить памятник. Мне говорят, что до года этого делать нельзя. Подскажите, как мне правильно поступить. Заранее благодарю за ответ.

Ольга

Ольга, вообще я противник памятников. На православной могиле должен быть надгробный крест. Крест можно сделать из камня. Можно сделать комбинированный: верхняя часть - собственно Крест, а нижняя часть как памятник. Я считаю, это лучше всего. Не ставят до года только из-за того, что грунт не полностью осел и камень может покоситься. Если грунт достаточно твердый, то можно делать в любое время и не ждать года.

иеромонах Викторин (Асеев)

Дарина, воля Ваша, но мне не очень нравится идея с памятником. Не думаю, что ее поддержат в администрации города – это выделение места, это проект и т. д. А вот повесить креативный баннер - дело другое. Всегда можно обновить, переместить в другое место. Ближе, например, к абортариям.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, мой дедушка-протоиерей Иоанн, он отошел к Богу в августе, мы сейчас заказываем памятник в виде Креста, ну, все так, как он пожелал. А надпись мы не знаем как правильно сделать-протоиерей Иоанн и фамилия, или просто - фамилия, Иван Федорович, и шрифт должен быть старославянским или значения нет? Храни Вас Господь!

Анна

Анна, шрифт значения не имеет, но нужно обязательно написать что он протоиерей Иоанн, а в скобках – фамилию, имя и отчество. Так будет правильно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Благословите задать вопрос игумену Никону (Головко). Спасибо Вам за помощь и советы о семейной жизни. Теперь вопрос мой по другой теме. Как Православная Святая Церковь относится к истории Древнего Египта, а конкретно, к египетским пирамидам? Считаются ли они оккультными символами или просто памятниками архитектуры и истории, или про их воздействие есть какая-то научная теория? Сейчас про пирамиды и их воздействие много всего говорят. Некоторые умудряются их возводить в домах и на приусадебных участках, говоря про их целебные, оздоравливающие свойства. Делятся "чудесами", от них происходящими. Помогите разобраться, как относится к пирамидам и к тем научным доводам, которые про них приводят? Спасибо.

Людмила

Людмила, каких-то специализированных исследователей, проведенных православными богословами или священниками в отношении пирамид, лично я не припомню. Однако, могу предположить, почему эта тема не сильно разработана – да просто все заняты своим собственным спасением, борьбой с грехом и страстями, а вопрос о пирамидах настолько выходит за пределы необходимых для спасения вопросов, что им заниматься просто, видимо, нет времени. Можно, однако, совершенно однозначно сказать, что пирамиды строились, прежде всего, как культовые сооружения, причем культ этот был отнюдь не божественный, а сатанинский, демонический. Поэтому и все «чудеса», которые внутри них происходят, надо приписывать бесам – они через эти «чудеса» завлекают к пирамидам души неопытных людей, отвлекая их от богомыслия и спасения.

игумен Никон (Головко)

Скажите, пожалуйста, можно ли на памятнике рисовать усопшего, который на фото смеётся? Это молодой парень.

Наташа

Наталья, в христианской традиции на могилу устанавливают крест. Раз Вы ставите памятник, то изображение выбирайте по согласию с близкими. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Добрый день. У нас в семье умер папа в начале сентября. Смерть была неожиданной, ему всего 52 исполнилось. Буквально за 10 дней до этого мама ездила на годовщину смерти к своей матери, и за памятником обнаружила 2 кучки земли, завернутые в салфетки. Еще тогда ее это насторожило. Ей посоветовали попробовать сжечь это. Все, что могли, сделали. И вот, проходит 10 дней, и наш папа умирает... Перед 40 днями у мамы в доме случился пожар, утечка газа. Спасибо Господу, что все живы и здоровы, и дом сильно не пострадал. Но и я, и мама переживаем по поводу тех кучек земли на кладбище, и того, что их было именно 2. Подскажите, что это могло быть и для чего это сделали?

валентина

Валентина, я не могу сказать, откуда взялась эта земля, кто ее мог положить и зачем, однако, хочу Вас предупредить, что верить таким знакам, паниковать из-за этого, связывать какие-то события из жизни с этими кучками земли очень неразумно и грешно. Если человек верит в Бога и молится, если он исповедуется, имеет чистую совесть и причащается, то ничего ему не повредит. А без Бога человек всякого куста боится. Поэтому прекращайте свои страхи, пожалуйста, благодарите Бога, что спасает Вас от бед и ступайте скорее в храм, на богослужения, к причастию, чтобы быть с Богом и не огорчать Его, живя не так, как Он ждет от нас.

игумен Никон (Головко)