Икона сошествие христа в ад. Пасха - путь из ада - Irzeis

История праздника

Два иконографических образца, связанных с темой Воскресения Христова, «Сошествие во ад» и «Воскресение», являются иллюстрациями двух следующих друг за другом величайших событий евангельской истории. Первый образ изображает событие, происшедшее во второй день пребывания Христа во гробе и воспоминаемое Церковью за богослужением Великой субботы, а вторая икона уже непосредственно изображает само торжество Воскресения.

Сошествие Христа во ад является одним из наиболее таинственных эпизодов новозаветной истории, имеющим неоднозначные толкования в современном христианском богословии. Суть данного события заключается в том, что после распятия Иисус Христос спустился во ад, сокрушив его врата, и, после евангельской проповеди в преисподней, освободил заключенные там души послушавших Его.

В раннехристианской письменности таинство сошествия Христа во ад нашло отражение, прежде всего, в апостольских посланиях и деяниях (1), а также во многих апокрифических источниках (2). В самом Евангелии единственным упоминанием о рассматриваемом событии являются слова Христа, обращенные к ученикам: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи » (Мф. 12:40).

В современном богословии существуют две различные точки зрения на такой принципиальный момент рассматриваемого события, как вопрос о том кого именно Христос вывел из ада, в чем прослеживается православная и католическая традиции толкования сошествия во ад. Православное вероучение считает, что за Христом последовали все заключенные во аде праведники во главе с Адамом, а затем и прочие люди, откликнувшиеся на Его евангельскую проповедь. Традиционная католическая догматика, напротив, настаивает на том, что Христос после Своей смерти на кресте сходил во ад исключительно для того, чтобы вывести оттуда ветхозаветных праведников (3). Следует отметить, что подобное мнение достаточно широко распространено и среди православных христиан, хотя такой подход далек от древнего восточно-христианского понимания (4).

Сошествие Христа во ад для богословов, поэтов и мистиков Восточной Церкви остается прежде всего тайной, о которой ничего нельзя сказать определенно и окончательно. Именно поэтому данной теме уделено сравнительно мало внимания в богословских трактатах, но она занимает исключительное по значимости место в литургических текстах (5).

За событием сошествия во ад последовало Воскресение Христово, произошедшее рано утром в первый день недели. Согласно Евангелию, торжество Христова Воскресения сопровождалось великим землетрясением. Камень от дверей гроба Господня был отвален Ангелом, вид которого был, как молния, а одежды белы, как снег. Воины, стоявшие на страже и охранявшие гроб, дабы никто из учеников не украл тело Христа, в страхе разбежались. О событии Воскресения Христова повествуют все четыре канонических Евангелия (Мф. 28, 1-15; Мк. 16, 1-14; Лк. 24, 1-48; Ин. 20, 1-31), поскольку таинство это является смыслом и основой нашей веры, по словам апостола: «Если Христос не воскрес, тщетно наше проповедание, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15, 14).

Установление праздника

Упоминания о событии сошествия Христа во ад встречается у греческих авторов II-III веков, таких как Поликарп Смирнский, Игнатий Богоносец, Иустин Философ, Мелитон Сардийский, Ипполит Римский, Ириней Лионский (6), Климент Александрийский (7) и Ориген (8). Следует отметить, что все крупные писатели следующего за ними «золотого века святоотеческой письменности» (IV в.) тем или иным образом касались темы сошествия Христа во ад, раскрывая ее, прежде всего, в контексте учения об искуплении (Афанасий Александрийский, Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.).

Служба Великой субботы, на которой вспоминается событие Сошествия Христа во ад, сохранила ряд характерных черт раннехристианского богослужения: литургические особенности празднования этого дня прослеживаются еще в памятнике письменности IV века, называемом «Паломничество Эгерии».

«Праздник праздников» и «Торжество торжеств» светлое Христово Воскресение (Пасха) получил свое начало еще во времена апостолов. В послании к филиппийцам современника апостолов Игнатия Богоносца есть упоминание о празднике Пасхи как обыкновенном в его время. В нем же он дает указание о запрещении празднования его вместе с иудеями. Сохранились свидетельства, что первоначально Воскресение Христово отмечалось еженедельно, и только со II века его празднование приобретает характер ежегодного события.

Само пасхальное богослужение складывалось уже в последующие века христианства, а его прекрасное увенчание - вдохновенный пасхальный канон, поемый на утрени, был составлен в VIII веке преподобным Иоанном Дамаскиным.

Духовный смысл праздника

Помимо того, что учение о сошествии Христа во ад является одной из важнейших тем православной христологии, осмысливаемое как последняя ступень кенозиса (умаления), которое совершил ради нас Господь, оно имеет также несомненное вневременное, универсальное значение. Плоды данного события распространяются не только на тех, кто на момент сошествия Христа во ад находился там, но и на последующие поколения людей.

Достаточно часто в песнопениях Октоиха встречается отождествление всей Церкви или, еще шире, всего человечества с теми, на кого в свое время распространилось спасительное дело Христа в момент Его сошествия во ад. В частности, когда говорится о том, что Христос воскресил и вывел из ада первозданного Адама, то имя праотца здесь означает не конкретную личность, а символ всего падшего человечества: “Воскресл еси днесь из гроба Щедре, и нас возвел еси от врат смертных, днесь Адам ликует, и радуется Ева, вкупе же и пророцы с патриарха воспевают непрестанно божественную державу власти Твоея “ (воскресный кондак 3 гласа).

Иконография

В православной иконописной традиции произошло своеобразное смешение названий различных иконографических типов, которые условно можно назвать «Анастасис» (греч. «A νάστασις»), «Сошествие во ад» (лат. «Descensus ad inferos») и «Воскресение Христово» (наиболее поздний иконописный извод образа Воскресения).

Иконография образа «Анастасис» сложилась к Х веку (9). В XI веке данный извод обретает свою законченную форму в ряде византийских мозаик (мозаики монастырей Осиос Лукас (начало XI в.), Неа Мони на Хиосе (1042-1056 гг.), Дафни (конец XI в.), мозаики собора Святой Софии в Киеве (1043-1046 гг.). В центре названных мозаичных изображений представлен Христос с большим крестом в руке, стоящий на перекрещенных створках ада (или персонификации дьявола в виде языческого божка в оковах). Свободной рукой он изводит из гроба Адама, за которым стоит праматерь Ева. В рассматриваемых мозаиках обязательно присутствуют изображения царей Давида и Соломона. В некоторых случаях (например, мозаики Дафни) представляется более расширенная группа праотцев, возглавляемая Иоанном Предтечей.

В XI веке в западноевропейском искусстве (в миниатюре, фреске, памятниках прикладного искусства) возникает изображение «Descensus ad inferos» (Сошествие во ад), созданное именно как образ нисхождения Христа во ад. На всех этих изображениях Христос идет навстречу чудовищу и протягивает руку людям, находящимся у чудовища в пасти.

В последующие века в древнерусском искусстве под влиянием западноевропейских образцов произошло образование особой иконографии нисхождения Христа во ад, в общих чертах напоминающей изводы «Анастасис», но отличающейся от них более расширенным изображением ада и подчеркиванием самого момента нисхождения Христа. Данной иконографии позднее и было присвоено название «Сошествие во ад».

Существуют различные изводы данного образа с одинаковым смысловым содержанием. В зависимости от расположения фигуры Христа по отношению к Адаму исследователи условно выделяют три основных композиционных варианта этого образа.

В первых двух вариантах, в которых сказывается влияние римских триумфальных изображений, фигура Христа повернута навстречу к прародителям или от них. В третьем композиционном варианте, появившемся позднее, фигуры Адама и Евы расположены по обе стороны от Христа, а Господь протягивает им руки. Именно этот последний извод по своей композиционной структуре более всего напоминает образ Преображения Господня, чем подчеркивается момент обоженья человека. Христос словно притягивает Адама и Еву к Себе, вовлекая их внутрь мандорлы , чем зрительно выражена мысль о преображении человеческого естества, ставшем возможным после Воскресения Христова.

Кроме Адама и Евы, на образах «Сошествия во ад» обязательно присутствуют царь Давид и царь Соломон, а также Иоанн Предтеча, первый новозаветный пророк, благовествовавший о Христе в аду. Извод с фронтальным изображением Христа имеет также изображение креста, поддерживаемого ангелами в верхней части композиции, что также вносит в идейное содержание образа и эсхатологический момент.

Еще одной главной идеей, заложенной в данном образе «Сошествия во ад» является мысль о переходе из ада в рай, что символизируется ярким контрастом черной бездны внизу и золотого сияния вверху. Кроме того, в некоторых позднейших вариантах данного извода, появившихся в XV в., в бездне под ногами Христа изображается пророк Моисей, выводящий группу праведников из ада. В святоотеческой литературе переход Моисея через Черное море осмысливается как уход от рабства греху к благодатной жизни в земле обетованной.

Исследователями отмечалась и такая уникальная особенность образов «Сошествия во ад», как стремительное движение Христа, Который в один и тот же момент и нисходит во ад, и взлетает из него, увлекая за собой освобожденных праотцев. Данное впечатление передано противопоставлением движения складок гиматия Христа, взвившихся будто при стремительном падении, и безудержным порывом вверх самой фигуры Спасителя. Такая, казалось бы, незначительная особенность композиционного построения несет огромный смысловой подтекст. Она передает мысль об уже наступающем Воскресении Христовом, происшедшим вслед за Его нисхождением в адские глубины.

Наконец, позднейшим образом, посвященным Воскресению Христову, является изображение самого выхода Спасителя из гроба. На данных образах, появившихся в западноевропейском искусстве в XIV в., Христос представлен со знаменем в руке стоящим на воздухе над открытым гробом, около которого находятся два воина. В древнерусском искусстве данный образ известен с XVII века, где он чаще всего входит в состав сложных композиций Воскресения, в которых в нижней части представлено «Сошествие во ад», а в верхней - «Исшествие из гроба».

Тропарь

Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ // и сущим во гробех живот даровав.

Кондак, глас 8

Аще и во гроб снизошел еси, Безсмертне, / но адову разрушил еси силу, / и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, / женам мироносицам вещавый: радуйтесь! / и Твоим апостолом мир даруяй, // падшим подаяй воскресение.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради во ад сшедшаго, // и с собою вся воскресившего.

Молитва

О Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый, преславный и спасительный день святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь на земли радуется и веселится, и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата и свободишася умершия во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет в мрачныя души и сердца наша и просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, якоже новая тварь о Тебе. И тако просвещении Тобой изыдем священоснии во сретение Твое, исходящу Тебе из гроба яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев, зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы красного паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный Свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Примечания

1. В частности, особенно ясное указание на событие сошествия Спасителя во ад содержится в посланиях апостола Петра: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет. III:19-20).«Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет. IV:6).

2. Намного подробнее, чем в текстах, вошедших в Новый завет, тема сошествия Христа во ад раскрывается в раннехристианских апокрифах, таких как «Вознесение Исаии», «Завет Ашера», «Завещания двенадцати патриархов», «Евангелие Петра», «Послание апостолов», «Пастырь» Ерма, «Вопрошания Варфоломея» (или «Евангелие Варфоломея»). Наиболее развернутое повествование о представляет собой текст «Евангелия Никодима», в котором содержится весь комплекс идей и образов, использовавшихся в христианской литературе последующих столетий для изображения сошествия Христа во ад. Согласно Никодиму, Христос не просто сходит в адские бездны, Он вторгается туда, преодолевая сопротивление диавола и демонов, сокрушая ворота и срывая с них замки и запоры. Все эти образы призваны иллюстрировать основную идею: Христос сходит во ад не как очередная жертва смерти, но как Победитель смерти и ада, перед Которым силы зла оказываются бессильны. Именно такое понимание будет характерно для памятников литургической поэзии, посвященных данной теме, а также для восточнохристианской святоотеческой литературы.

3. В толковании на Апостольский Символ веры Катехизис Католической Церкви говорит: “Часто встречающиеся в Новом Завете утверждения, что Иисус «воскрес из мертвых» подразумевают, что, прежде чем воскреснуть, Он побывал там, где пребывают мертвые… Иисус сошел в ад не для того, чтобы освободить из него проклятых или разрушить ад осуждения, но чтобы освободить праведников, которые Ему предшествовали“.

В богослужении латинского обряда тема сошествия Христа в ад используется в пасхальный период. В гимне провозглашения Пасхи, который завершает Литургию Света, первую часть богослужения навечерия Пасхи, поётся: Это ночь, когда разрушив узы смерти, Христос от ада взошёл победителем (из ч ина мессы пасхального периода).

4. Учение о том, что Христос, сойдя во ад, «часть вывел, а часть оставил», не встречается ни у ранних латинских, ни у восточнохристианских авторов. Как в греческой, так и в латинской патристике говорилось либо о том, что Христос вывел из ада всех, либо что Он вывел некоторых (праведников, святых, патриархов и пророков, «избранных», Адама и Еву и т.д.), но при этом не уточнялось, кого Он не вывел из ада. В самом деле, Если бы Христос спас только тех, кому спасение принадлежало по праву, это было бы не актом милосердия, а только лишь исполнением долга.

В богослужебных текстах, посвященных данному событию, говорится о том, что победа Христа над адом означала «истощание» ада, то есть, что после сошествия туда Христа ад оказался пуст, так как в нем не осталось ни одного мертвеца. Таким образом, авторы литургических текстов воспринимали сошествие Христа во ад как событие универсального характера, имевшее значение для всех без исключения людей.

5. Особенно часто тема сошествия во ад Христа Спасителя встречается в текстах Октоиха, содержащего песнопения седмичных и воскресных служб, где она является одной из центральных. Эта тема в Октоихе переплетена с темами крестной смерти Спасителя и Его воскресения, чем проводится мысль о победе Христа над адом, смертью и диаволом, об «упразднении» державы диавола и об избавлении людей от власти смерти и ада силой Воскресшего из мертвых.

6. Сочинения «Доказательство апостольской проповеди» и «Против ересей». В нем свт. Ириней говорит о том, что сошествие Христа во ад «было для спасения умерших».

7. Сочинение «Строматы», в котором свт. Климент выражает уверенность в том, что проповедь Христа была адресована всем, кто, находясь в аду, был способен уверовать в Него.

8. В одной из книг «Против Цельса» Ориген пишет, что когда душа Христа освободилась от тела, то он обратил свою проповедь «к тем душам, которые освободились от тела, чтобы и из них привести к вере в Себя те души, которые сами желали [этого обращения], а равным образом и те, на которые Он Сам обратил Свои взоры по основаниям, одному только Ему известным ».

9. Древнейшим из известных в наше время памятников иконографического типа «Анастасис» является горельеф одной из колонн кивория в соборе святого Марка в Венеции (VI в.). К ранним примерам изображения этого типа также относятся, например, миниатюры Хлудовской псалтыри IX века.

10. Подобные изображения представлены на фресках храма в Грейт Тью (1290 г., Оксфордшир, Англия), датских церквах в Киркерупе (1350 г.), Хьембэке (1475 г.), Эструплунде (1542 г.). Список может быть дополнен произведениями известных западноевропейских средневековых художников, такими как клеймо « Маэсты» Дуччо, полотна Джотто, Себастьяно дель Пьомбо, Якопо Беллини, Фра Беато Анджелико. Следует отметить, что в западном искусствознании по отношению к данным произведениям обычно употребляется термин «Христос в лимбе» (Christ in Limbo), который точно обозначает конкретный круг ада, куда спустился Иисус. На этих полотнах Иисус либо склоняется над провалом в земле, либо (в ранних произведениях, а также средневековых миниатюрах), ад изображен в виде пасти гигантского левиафана, наполненной людьми.


© Все права защищены

Икона представляет один из наиболее оригинальных иконографических вариантов «Сошествия во ад», воплощающего в византийском искусстве важнейшую тему Воскресения Христа. О самом событии - схождении Христа в загробный мир после Распятия для окончательной победы над смертью и силами тьмы - ничего не говорится в Новом Завете. Однако предание об этом событии было хорошо известно уже в IV веке и нашло отражение в литургических текстах, проповедях и богословских трактатах.

Несмотря на известность сюжета, его изображение появляется только в VII веке в связи с новыми богословскими спорами и желанием подчеркнуть мысль о нераздельности божественной и человеческой природ Христа. Иконографический тип разрабатывается в течение нескольких столетий, постепенно обогащаясь новыми символическими мотивами. Синайская икона позволяет увидеть все основные временные пласты. К самым ранним принадлежит изображение Христа в ореоле божественной славы, который за руку поднимает старца Адама, выходящего из каменного саркофага. Христос, искупивший на кресте грех первого человека, в его лице дарует спасение всем людям.

Под ногами Спасителя видны разрушенные врата ада, на фоне черной пещеры изображены распавшиеся на мелкие части замки, ключи, скобы и гвозди. В самом низу показана в профиль голова сатаны, посаженного на цепь. Достаточно рано рядом с Адамом появляется изображение Евы, на синайской иконе необычно представленной в образе морщинистой старухи. Напоминая об искуплении первородного греха, она одной рукой держит за руку Адама, другой обращается к Христу с жестом молитвы о спасении.

Следующим мотивом, утвердившимся в иконографии «Сошествия во ад» к X веку, было изображение юного Давида и седобородого Соломона, показанных в царских облачениях в правом нижнем углу композиции. Ветхозаветные предки Христа, происходящего из дома Давидова, подчеркивали реальность человеческой природы Сына Божьего, напоминая о Его земной генеалогии. Они усиливали исторический аспект образа, указывая на неразрывную связь Воплощения и Воскресения. В сцене присутствует и важнейшая тема Искупительной жертвы, приобретшая особое звучание в иконографии XI века в связи с характерным для эпохи интересом к литургической интерпретации образа. В руках Христа появляется крест как напоминание о крестных муках и одновременно образ оружия, которым разрушаются врата ада и побеждается смерть. На ладонях и ступнях Христа показываются следы от ран при Распятии.

Устойчивым элементом сцены становится образ Иоанна Крестителя. На синайской иконе он показан над фигурой Евы, держащим в руках тонкий жезл, увенчанный крестом. В других сценах смысл образа выявлен яснее: в руку Предтечи вкладывается раскрытый свиток с пророчеством о Христе как жертвенном Агнце, принимающем грехи мира (Ин. I, 29). За Иоанном Крестителем изображен первый праведник Авель, держащий пастушеский посох. Замысел позволяет понять проповедь св. Епифания Кипрского, в которой говорится, что пастух Авель прообразовал своей смертью заклание Христа пастыря. Очень редкой особенностью рассматриваемой иконы, очевидно связанной с ее синайским происхождением, является изображение Аарона и Моисея, расположенных над Соломоном и Давидом.

Аарон представлен в облачении ветхозаветного первосвященника, держащего в руке рог с елеем для помазания. Он сдержанно указывает на царское и священническое достоинство Христа Спасителя. Византийские пасхальные проповеди объясняют присутствие Моисея, поскольку в них изведение мертвых из ада сравнивается с исходом из Египта, а прообразом победительного креста называется жезл Моисея. В пасхальной проповеди св. Феодора Студита находим ключ к пониманию пейзажного мотива из двух скал на фоне «Сошествия во ад». В ней говорится, что земля не осталась безучастной к своему создателю и гора разделилась на две части.

«Сошествие во ад» написано на обороте иконы, на лицевой стороне которой представлено «Распятие». Как правило, двусторонние иконы создавались для использования в богослужебных процессиях. Синайская икона, изображающая две взаимосвязанные темы Искупительной жертвы и Воскресения, могла носиться в крестных ходах на Пасху. Отметим, что сопоставление «Распятия» и «Сошествия во ад»-традиционный мотив византийской храмовой декорации, имевший ясный литургический смысл. Однако в искусстве латинского Запада композиция «Сошествие во ад» была практически не известна, тема Воскресения передавалась изображением встающего из гроба Христа.

Тем интересней пример синайской иконы, написанной, вероятнее всего, венецианским мастером, работавшим по заказам крестоносцев. Латинский иконописец пытается воспроизвести византийскую иконографию, но вносит в нее целый ряд необычных деталей. Так крест в руке Христа показывается в виде драгоценно украшенного предмета, возможно, призванного напомнить о золотом кресте, стоявшем во времена крестоносцев на Голгофе. Фон сделан в виде синего неба с золотыми звездами и сегментом божественного света с острыми лучами. Аналогичная геометризованная форма с лучами введена и в ореол Христа, который приобретает внешнюю экспрессию и подчеркнутую декоративность, характерные для готического искусства. К той же традиции принадлежит эмоционально упрощенная трактовка образов, яркий, построенный на контрастах колорит, чрезмерно подробный, жестко прочерченный рисунок.

Своеобразным опознавательным знаком искусства крестоносцев являются орнаментальные нимбы, сделанные в технике гипсового рельефа, имитирующего накладные украшения из золота и серебра.

Христос Воскресе!!!

С Праздником!!!

Икона "Сошествие во ад". XVI в.

Сошествие Христа в ад (сошествие во ад; греч. Κατελθόντα εἰς τὰ κατώτατα, лат. Descensus Christi ad inferos) - христианский догмат, утверждающий, что после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву.Сошествие Христа в ад входит в число Страстей Христовых. Церковь считает, что это событие произошло во второй день пребывания Христа во гробе и вспоминает это событие за богослужением Великой субботы.

Сошествие во ад. 1408-1410. Андрей Рублёв.

Сошествие во ад. 1503. Дионисий.

В православной иконописи сюжет «Сошествия во ад», сопровождаемый греческой надписью «Η ἀνάστασις», являлся одновременно изображением Воскресения Христова, что закономерно вело к его популярности и сделало обязательным сюжетом храмовой декорации. Место данной иконы в иконостасе было в 12-частном праздничном цикле, миниатюры с неё помещались на окладах напрестольных Евангелий в окружении ликов четырёх евангелистов. Иконография «Сошествия во ад» сложилась к X веку. К ранним примерам изображения Сошествия во ад относятся миниатюры Хлудовской Псалтыри (IX век).

Большой иконографический извод «Сошествия во ад» отличается изображением Христа, изводящего из Ада Адама и простирающего руку к Еве, а также изображением ангелов, окружающих Гологофский крест у Иисуса над головой, который является символом искупительной жертвы Сына Божия и начала нового времени. В композиции также могут фигурировать цари Давид и Соломон (предки Христа), Иоанн Предтеча, возвестивший в Аду о приходе Мессии, и невинноубиенный Авель (как прообраз будущей жертвы Христа) и «сонмы праведников». Иисуса также мог сопровождать Благоразумный разбойник.

Сошествие во ад. XIV в.

Сошествие во ад. XV в.

Сошествие во ад. XVI в.

На иконах пишутся обломки сокрушенных Иисусом ворот и разбитые им замки (эти сломанные створки складываются в подобие креста андреевского типа). Под ногами Иисуса на поверженных вратах ада изображается Сатана, закованный в цепи, в ранних византийских миниатюрах изображенный в виде Силена. Кроме того, встречается персонифицированная человеческая фигура Ада, который также может попираться ногами Иисуса, и удерживать одновременно встающего из саркофага праотца Адама. Сам ад, как пекло, на иконах обозначается символическим разломом земли, за которым приоткрываются невидимые тайные адские бездны - мрачное пространство преисподней. Таким образом, икона обычно делится на три зоны: ад, не от мира сего, и пространство, куда выведены праведники.

Сошествие во ад. XVII век.

Сошествие во ад. Андрей Рублёв

Сошествие во ад. Вторая половина XVI в.

На некоторых иконах Христа окружает множество ангелов - персонификаций христианских добродетелей, которым соответствует множество бесов, олицетворяющих грехи. Их фигуры могут быть подписаны говорящими именами (к примеру, «Смирение», «Счастье», «Чистота» или же «Смерть», «Ненависть», «Неразумье») Ангелы могли держать в руках молотки - это означало, что они заковывали Сатану. Или же он может быть связан веревками.

Изредка этот сюжет мог совмещаться с изображением жен-мироносиц у гроба Господня, и еще реже - с изображением Страшного суда.

Сошествие во ад. Конец XIV в. Прохор с Городца

17 Сошествие Христа в ад

. .

Библейское описание ада . .

. Природа смерти . Аргументация

верующих в воскресение Христа . Аргументация противников воскресения Христова .

? Вознесение Христа на Небо .

Каким образом совершилось освобождение древних праведников , древних людей ?

И каково значение воскресения Христова для людей ?

Учение о сошествии Господа в ад

Священное Писание прямо говорит, что сразу после смерти Господь сошел в ад.

Первый текст: « Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда

непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения

ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Петр. 3, 19-20).

Христос после смерти сошел в темницу к духам в ад проповедовать там

воскресение. Чтобы увериться в том, что это были умершие люди, обратимся к книге

Бытия: « Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны

Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [ их] себе в жены, какую

кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками;

потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле

исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям

человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6, 1-

Второе место, которое говорит о сошествии Господа в ад: « Сего, по определенному

совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных,

убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было

удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он

одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился

язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде

и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты

исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Мужи братия! да будет позволено с

дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его

воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о

воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.

Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян. 2, 23-32).

Как Господь мог одновременно быть и в аду, и в раю?

« И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»

(Лк. 23, 43). Господь вездесущ: « Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес

Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13).

Божеством он ввел покаявшегося разбойника в рай, а душой был в аду. Есть еще

одно место, в котором говорится о власти Господа над смертью и адом: « Ибо Христос для

того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми»

(Рим. 14, 9). Чтобы утвердить Свою власть над мертвыми, Он сошел в ад: « И когда я

увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и

сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во

веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1, 17-18). Об этом же говорит

послание апостола Павла: « А " восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил

прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех

небес, дабы наполнить все» (Еф. 4, 9-10).

Основание церковной молитвы за умерших мы находим в посланиях апостола

Павла к Ефесянам и к Римлянам.

В Ветхом Завете не все спаслись .

Допотопные люди, как и сейчас, могли спасаться, могли и гибнуть. Какие люди

вошли в Царствие Небесное после сошествия Христа в ад? Те, кто при жизни раскаялся,

кланялся Единому Богу, желал жить по заповедям (поступать по совести). До воскресения

Христа все умершие попадали в ад, в том числе ветхозаветные праведники, и никто не мог освободиться, лишь Христос освободил праведников - людей, живших по совести и

раскаявшихся.

« Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на

день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам

его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, -

жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются

неправде, - ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-

первых, Иудея, [ потом] и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему

доброе, во- первых, Иудею, [ потом] и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2, 5-11).

Эллины - это древние язычники, которые спасались, если не поклонялись идолам,

жили по совести (по толкованию святителя Иоанна Златоуста).

Библейское описание ада .

Ад описывается, например, в Книге пророка Исайи: « Ад преисподний пришел в

движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя

Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В

преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается

червь, и черви - покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю,

попиравший народы. А говорил в сердце своем: " взойду на небо, выше звезд Божиих

вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты

облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: " тот ли это человек,

который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал

города ее, пленников своих не отпускал домой?" Все цари народов, все лежат с честью,

каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь,

как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, - ты, как

попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил

народ твой: во веки не помянется племя злодеев» (Ис. 14, 9-20).

Наиболее подробное описание ада содержится в Книге пророка Иезекииля. Здесь

речь об аде не в смысле наказания, а в смысле заключения душ.

« В двенадцатом году, в пятнадцатый [ день того же] месяца, было ко мне слово

Господне: сын человеческий! оплачь народ Египетский, и низринь его, его и дочерей

знаменитых народов в преисподнюю, с отходящими в могилу. Кого ты превосходишь?

сойди, и лежи с необрезанными. Те падут среди убитых мечом, и он отдан мечу; влеките

его и все множество его. Среди преисподней будут говорить о нем и о союзниках его

первые из героев; они пали и лежат там между необрезанными, сраженные мечом»

(Иез. 32, 17-21).

Это место показывает, что в преисподней обсуждают вновь поступивших.

« Там Ассур и все полчище его, вокруг него гробы их, все пораженные, павшие от

меча. Гробы его поставлены в самой глубине преисподней, и полчище его вокруг гробницы его, все пораженные, павшие от меча, те, которые распространяли ужас на земле живых» (Иез. 32, 22-23).__ 4

В аду души лежат в символических гробницах, они расположены вокруг

родоначальников народов. Праведники располагались в особом месте, они видели Бога,

поэтому и наполнялись некой радостью - даже в аду.

« Так Елам со всем множеством своим вокруг гробницы его, все они пораженные,

павшие от меча, которые необрезанными сошли в преисподнюю, которые

распространили собою ужас на земле живых и несут позор свой с отшедшими в могилу.

Среди пораженных дали ложе ему со всем множеством его; вокруг него гробы их, все

необрезанные, пораженные мечом; и как они распространяли ужас на земле живых, то и

несут на себе позор наравне с отшедшими в могилу и положены среди пораженных»

(Иез. 32, 24-25).

Люди, проливающие чужую кровь в земной жизни, сохраняют это желание и после

смерти, их ненависть остается с ними (мечи под головами).

« Там Мешех и Фувал со всем множеством своим; вокруг него гробы их, все

необрезанные, пораженные мечом, потому что они распространяли ужас на земле

живых. Не должны ли [ и] они лежать с павшими героями необрезанными, которые с

воинским оружием своим сошли в преисподнюю и мечи свои положили себе под головы, и осталось беззаконие их на костях их, потому что они, как сильные, были ужасом на

земле живых. И ты будешь сокрушен среди необрезанных и лежать с пораженными

мечом. Там Едом и цари его и все князья его, которые при всей своей храбрости

положены среди пораженных мечом; они лежат с необрезанными и сошедшими в могилу.

Там властелины севера, все они и все Сидоняне, которые сошли туда с пораженными,

быв посрамлены в могуществе своем, наводившем ужас, и лежат они с необрезанными,

пораженными мечом, и несут позор свой с отшедшими в могилу. Увидит их фараон и

утешится о всем множестве своем, пораженном мечом, фараон и все войско его,

говорит Господь Бог. Ибо Я распространю страх Мой на земле живых, и положен будет

фараон и все множество его среди необрезанных с пораженными мечом, говорит

Господь Бог» (Иез. 32, 26-32).

Мешех - предок славян, Фувал - предок грузин. Обратите внимание: фараон, придя

в ад, сможет сам всё увидеть. Церковное предание утверждает, что души умерших с 9-го

по 40-й день осматривают ад, поэтому Церковь сугубо молится за новопреставленного

человека. Смысл в том, чтобы человек понял, к чему приводит грех, видя следствие греха.

В аду - гниль и черви, а также черная бездна, тьма: « Прежде нежели отойду, - и

уже не возвращусь, - в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак

тени смертной, где нет устройства, [ где] темно, как самая тьма» (Иов. 10, 21-22);

« Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Зачем5

приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я и почивал; спал

бы, и мне было бы покойно с царями и советниками земли, которые застраивали для себя

пустыни, или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои

серебром; или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света. Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника.

Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего» (Иов. 3, 11-19).

Бог есть свет: « Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5). Свет (Бог)

приходит во тьму (ад), и ад как место тьмы исчезает, ад разрушается. Суть ада в

невидении Бога. Слово «ад» происходит от греческого «адес» - невидимое. Библия

понимает его конкретно - как невидимую область, куда сходит Господь. Подробности

сошествия Христа в ад содержатся в одах Соломона, послании апостола Варнавы, древних

апокрифах (Евангелие Петра - II век, Евангелие от Никодима - IV-V века), проповеди о

Кресте священномученика Ипполита Римского (начало III века), «Книге о ересях» святого

Иринея Лионского, в сочинении митрополита Илариона (Алфеева) «Христос - губитель

ада» и ряде других текстов. Все эти тексты говорят некие общие вещи, рассказывают о

диалоге с Сатаной, который сначала радуется приближающемуся Христу, но, когда видит

Его в ярком свете, начинает паниковать, говоря, чтобы закрыли дверь и ни в коем случае

не пускали Иисуса Христа.

Что происходило после сошествия Христа в ад .

Как говорит святитель Иоанн Златоуст, ад - это место бессилия, это место на

границе бытия. Душа человека умершего, не возрожденного таинствами, - это бессильная

душа, потому что она разъедена ничем не сдержанными страстями. Ад - это место

безнадежной тоски, о мучениях же Библия ничего не говорит. Грешники мучаются огнем

неутолимых желаний. А настоящие мучения начнутся только после конца мира.

После прихода Христа в ад разворачиваются следующие события.

1. Сатана не хочет пускать Христа в ад.

2. Христос врывается в ад и разоряет его, врата ада падают. И из-за этого падения

на земле случилось землетрясение. Это подробно описано в 106-м псалме: « Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего. Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих: ибо Он сокрушил врата медные и вереи

железные сломил» (Пс. 106, 10-16).

3. Ангелы подводят ко Христу Сатану.

4. Христос спрашивает Сатану, по какому праву тот смел протянуть руку к Христу,

ведь Он не сделал никакого греха. За это Сатана лишается своего обычного

местопребывания.

5. Христос связывает Сатану узами вечного мрака и бросает его на тысячу лет в

подземелье.

6. Христос говорит с мертвецами живыми устами, и они просыпаются.

7. Христос будит праведников ото сна и всех, кто не был идолопоклонником и жил

по совести, забирает их с Собой в Царствие Небесное.

8. Из самых глубин ада он за руку выводит Адама и Еву, говоря Адаму: «Зачем ты

так далеко убежал от Меня?»

9. Христос воскрешает нескольких праведников. По преданию, это были

Мелхиседек, Иов, пророк Даниил, три отрока, Симеон Богоприимец и два его сына.

Господь их воскрешает, чтобы они на земле рассказали о победе над смертью. Они

умирают в день Вознесения, чтобы вместе с Господом войти в рай. У Евангелиста Матфея

есть подтверждение воскресения праведников: « И гробы отверзлись; и многие тела

усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и

явились многим» (Мф. 27, 52-53).

Воскресение из мертвых Христа Спасителя .

Господь - источник нетления, и Он явил нетление людям: « Открывшейся же ныне

явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и

нетление через благовестие» (2 Тим. 1, 10).

С этого момента причастники Тела Господня могут иметь нетленные тела как знак

будущего воскресения. Самый удивительный пример нетления у нас в России - это мощи

преподобного Александра Свирского, которые практически полностью нетленны и весят

16 килограмм. У Преподобного сохранился даже естественный цвет кожи. В Библии

описан случай, когда мертвец вступил в соприкосновение с костями пророка Елисея и

воскрес: « И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище,

[ погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся

костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13, 21).

Примеров чудес от костей святых очень много, потому что это прообраз будущего

воскресения

Почему тело Иисуса Христа было нетленным ?

По причине ипостасного единства Богочеловека смерть не смогла разрушить его

Личность. В момент смерти Христа душа от тела отделилась, но Божество неразделимо, и

через божественную природу связь души и тела сохранялась. В момент воскресения

происходит обрушение третьей преграды между Богом и людьми - преграды смерти

(преграда природ рушится воплощением, преграда греха - на Кресте). Смысл воскресения

Христова подробно описан в первом послании Коринфянам (1 Кор. 15).

Почему Христос воскресает в первый день недели? Христос воскресает в первый

день недели, потому что начинается новая Вселенная. В тот же самый день, когда Бог

сотворил Вселенную, Он ее вновь зарождает через Христа, потому что Он - тот же Бог,

тот же Иисус, Который простер небеса при сотворении, возобновляет Вселенную в тот же

день.

Почему Христос был распят в пятницу ?

В этот день был создан человек. Животные были сотворены утром, а человек

сотворен днем. И в то же время, когда был сотворен человек, Христос был распят на

Кресте.

Почему Господь лежал в могиле в субботу ?

Суббота - день покоя. Тождество дней творения и дней искупления указывает на

тождество Делающего.

Почему неизвестно, в какой момент воскресает Христос?

Восьмой день Творения - это вступление Вселенной в вечность, а вечность не

описывается временем. Поэтому момент воскресения остается тайной и не описывается

никем. Даже ангелы не видели, как Иисус воскрес из мертвых: Он посылает ангела уже

воскресший в теле. И с этого момента начинается новая Вселенная. Христос воскресает в

день принесения снопа нового урожая, Он - первенец из мертвых. Жертва урожая

начинается на Пасху, а заканчивается в день Пятидесятницы.

Когда начнется воскресение ?

Оно уже началось. В момент воскресения начинается преображение неба и земли.

По воскресении наших тел процесс воскресения Вселенной завершится. Святой Григорий

Нисский в IV веке говорил, что, согласно философии, все тела состоят из атомов, и у8

каждого атома есть своя энергия, и вот эта энергия скрыта, она обычно не проявляется. Но

в день воскресения Бог повелит этой энергии, и она раскроется и выжжет смерть на

атомарном уровне. Откроется ядерная энергия, - и это было сказано в IV веке.

Насколько же прогрессивная вещь - Православное богословие! В IV веке

рассказывалось о ядерном синтезе. Бог воскресает в том же самом теле, но уже

преображенном, Он проходит через Плащаницу. Солдаты были неприятно удивлены,

когда узнали, что они охраняли пустую гробницу. Существует «Кембриджская рукопись»

(начало V века), в ней сказано, что ангел буквально забросил камень на вершину гроба.

Гробницу охраняла римская стража из 16 человек, четверо из которых непосредственно

стояли у входа в гробницу, остальные 12 были у костра, но все они не имели права спать.

Сколько ангелов было в гробнице? Символизм воскресения.

Ангелов было много: один сидел на камне от гробницы (для внимательных евреев

бесспорен символ крышки ковчега Завета), а два других сидели внутри лицами друг к

другу (Лк. 24, 4). Если в Ветхом Завете самым главным предметом была крышка от

чистилища (очищения), то в Новом - самым главным местом считается Престол. Престол

Символ Гроба Господня. Напрестольные покрывала означают пелены.

Почему женщина первой услышала весть о воскресении?

Женщина первой была наказана, но женщина первой была и благословена.

Почему гроб находился в саду ?

Сад праведного Иосифа - символ сада Эдемского.

Природа смерти .

Смерть - это личное существо, падший ангел: « И смерть и ад повержены в озеро

огненное. Это смерть вторая» (Откр. 20, 14). Это всадник с косой. Смерть возникает как

результат проклятья: « Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не

увидит смерти вовек» (Ин. 8, 51). Христиане умирают, а смерти не видят: дух смерти к

ним не приходит. Они уже отрезаны от жизни и привязаны к Небесам.

Аргументация верующих в воскресение Христа .

1. Пустой гроб.

2. Наличие склеившихся пелен, оставшихся на месте (если бы тело было украдено,

то украли бы его вместе с пеленами).

3. Явление воскресшего Христа

4. Чудеса, которые связаны с воскресшим Господом (власть над демонами, над

смертью).

Аргументация противников воскресения Христова.

1. История воскресения - выдумка от начала до конца. Однако факты,

подтверждающие воскресение, описаны у Иосифа Флавия в «Иудейских древностях».

2. Самый древний аргумент, он описан еще в Евангелии: тело Христа было

украдено из гробницы. Этот аргумент приводится в иудейском антихристианском

документе «Тольдот Иешу» (VI век по Рождестве Христовом), в ряде ссылок «Талмуда».

В чем нелепость этой версии? Например, мы видим, что не был организован розыск.

Найти апостолов было не так сложно. В Римской империи все допросы велись под

пытками, и, если бы Тело действительно было украдено, стражники не смогли бы не

рассказать, где Оно спрятано. Но допроса не было. Как в христианских, так и иудейских

документах нет ни одного упоминания, что апостолов кто-либо пытался юридически

обвинить в факте кражи тела. Пилату все точно доложила охрана, начальником стражи

был сотник Лонгин. 13 человек из 16 (стража) взяли деньги - плату за молчание о

воскресении. Сотник Лонгин входил в число трех, кто не взял денег: он уверовал во

Христа и стал проповедником, а вскоре был казнен в городе Кесарии.

Представьте себе такую картину. Спят 16 человек римской охраны (в то время в

римской армии полагалась смертная казнь за сон на посту), в это время к ним

подкрадываются некие люди, сдирают печати, совершенно бесшумно перемещают

двухтонный камень на верх гробницы (более трех метров вверх), бесшумно берут тело и

прямо на месте начинают сдирать окровавленные пелены, затем сворачивают и аккуратно

кладут их на место, причем придают им форму тела. Потом забирают Тело, прячут

неизвестно куда и говорят всем, что Христос воскрес из мертвых, чтобы гарантированно

получить за это смертную казнь. Очень «логичное» объяснение. Целая цепь нелепостей.

3. На третий день в гробнице был Христос, а женщины пришли не к той гробнице,

вместо ангела они видели юношу, а описание воскресения - позднейшая вставка.

Итак, женщины могли заблудиться? Могли. И ученики могли? И ученики могли.

Но могли ли заблудиться первосвященники? В день Пятидесятницы в Иерусалиме

крестилось более 3000 человек. Первосвященников прямо обвиняют в смерти Христа.

Если бы Тело Христа было, его бы показали народу, но тела не было. Есть древний текст

времен императора Тиберия, найденный в 60-х годах XX века, в котором сказано, что за

кражу мертвецов из гробниц предусматривается смертная казнь. Из этого следует, что10

Пилат написал докладную записку в Рим и, чтобы оправдать себя, уверял, что тело

украли.

4 Гроб пуст, потому что у Христа был обморок, и Христос сам ушел из гробницы.

Это версия Давида Штрауса, сейчас ее поддерживает ряд мусульманских

организаций. Развитие этой версии есть у Дэна Брауна в книге «Код да Винчи»: якобы

Христос со своей женой Марией Магдалиной уехал во Францию или в Кашмир. Что будет

с человеком, если его в обмороке плотно и герметично закатать в ткань и положить в

непроветренную холодную гробницу с температурой около 0 ºС? Этот человек все равно

умрет. Максимум, что мог тогда сделать обморочный, - это свалиться вниз. Вспомним,

что Христу пробили копьем сердце (шла кровь и вода). Но даже если представить, что Он

после этого выжил, остается одно препятствие - двухтонный камень, который нужно

отвалить изнутри.

5. Иисус превратил свое тело в газ и просочился. Так считают Свидетели Иеговы.

Может ли газ кушать? Газ, воздух не обладают способностью кушать. А Христос

многократно ел и пил с апостолами. Можно ли пощупать газ? Можно ли пальцы вложить

в газовые раны? Иеговисты объясняют это тем, что Христос воскрес духом: « Так и нас

ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу

доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3, 21), но там не сказано,

что Он Воскрес в духовном теле, без плотского тела. Само слово «воскресение»

предполагает восстановление того, что упало. И Христос говорит апостолам в 24-й главе

Евангелия от Луки, что имеет кости и плоть. Многие священники израильские (на момент

Второго Храма их было 18 000 человек) поверили в воскресение Христа. Об этом

говорится в Деяниях апостолов, в Новом Завете. И вплоть до XIX века во многих

священнических иудейских родах передавалась информация о том, что Иисус

действительно воскрес.

Что сделал Господь после воскресения ?

« Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными

доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием»

(Деян. 1, 3).

Из этого видно, что Христос учил о тайнах Царствия Божия.

Дары воскресшего Христа: 1) Крещение (Мф. 28, 1-19; Мк. 2, 16); 2) понимание

Писания; 3) обещание даров Святого Духа.

Вознесение Христа на Небо. На 40-й день Христос возносится на Небо. Для нас весть о вознесении Христа - это

весть о том, где находится наша Родина: « Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь

ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие,

сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 1-11).

Нравственные требования вытекают из факта воскресения Христова. Христиане

имеют жизнь на небе со Христом, они мертвы для мира сего._

Сошествие во ад

В учении Церкви сошествие во ад неотъемлемо от искупления. Поскольку Адам умер, то истощание Спасителя, воспринявшего его природу, должно было дойти до той же глубины, в которую сошел и Адам. Другими словами, сошествие во ад представляет собой предел уничижения Христа и в то же время – начало Его славы. Хотя Евангелисты ничего не говорят об этом таинственном событии, о нем благовествует апостол Петр, возвещает о нем как в богооткровенном слове в день Пятидесятницы (см.: Деян. 2:14–40), так и в третьей главе своего Первого послания: и сущим в темнице духовом сошед проповеда (1 Пет. 3:19). Победа Христа над адом, освобождение Адама и ветхозаветных праведников, будучи главной темой службы Великой субботы, проходит через все пасхальное богослужение и неотделимо от прославления воскресшего во плоти Христа. Эта тема как бы переплетается с темой Воскресения: «Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба».

Следуя богослужебным текстам, икона Сошествия во ад передает духовную, потустороннюю сущность Воскресения – пребывание Господа душой во аде, раскрывает цель и последствия этого пребывания. В соответствии со смыслом события действие на иконе происходит как бы в самых недрах земли, во аде, который изображен в виде зияющей черной бездны. В центре иконы – резко выделяющийся Своим положением и красками от всего остального Спаситель. Автор Пасхального канона, прп. Иоанн Дамаскин, говорит: «…хотя Христос и умер, как человек, и святая Его душа была разделена от непорочного тела, но Божество осталось неотделенным от той и другого, то есть души и тела». Поэтому во аде Он появляется не как пленник его, а как Победитель, Освободитель заключенных в нем, не в рабьем зраке, а как Начальник жизни. На иконе Он изображается в сияющем ореоле, символе славы, обычно разных оттенков синего цвета, часто по внешней стороне усеянном звездами и пронизанным исходящими от Него лучами. Одежда Его уже не та, в которой Он изображается в период Своего земного служения: она золотисто-желтого цвета и вся светится, разделенная тонкими золотыми лучиками, ассистом. Мрак ада наполняется светом этих божественных лучей, сиянием славы сошедшего в него Богочеловека. Это уже свет грядущего Воскресения, лучи и заря наступающей Пасхи. Спаситель попирает ногами две сложенные крест-накрест створки – сокрушенные врата ада. На многих иконах под ними в черной бездне видна поверженная отвратительная фигура князя тьмы, сатаны. На более поздних иконах здесь появляется множество различных деталей, указывающих на разрушенные силы ада: разорванные цепи, которыми ангелы, в свою очередь, связывают сатану, ключи, гвозди и т. д. В левой руке Христос держит свиток – символ проповеди Воскресения во аде, согласно свидетельству св. апостола Петра. Иногда вместо свитка Он держит крест, уже не позорное орудие казни, а символ победы над смертью. Расторгнув Своим всемогуществом узы ада, Христос правой рукой воздвигает из гроба Адама (вслед за которым встает с молитвенно сложенными руками и праматерь Ева), т. е. освобождает душу Адама, а вместе с ним и души людей, которые с верой ожидают Его пришествия. Поэтому по сторонам от этой сцены изображаются две группы ветхозаветных праведников с пророками во главе. С левой стороны – цари Давид и Соломон в царских одеждах и коронах и за ними Иоанн Предтеча; с правой – Моисей со скрижалями в руках. Видя сошедшего во ад Спасителя, они сразу узнают Его и указывают другим на Того, о Ком они пророчествовали, Кого предвозвещали.

Сошествием во ад Христос сделал последний шаг на пути Своего истощания. Именно тем, что Он «снизшел в преисподняя земли», Он открыл нам путь к небу. Освободив ветхого Адама, а с ним и все человечество от порабощения тому, что воплощает в себе грех, тьму и смерть, Он положил начало новой жизни для тех, кто объединился со Христом в новое, возрожденное человечество. Таким образом, духовное воздвижение Адама на иконе Сошествия во ад изображается как образ грядущего воскресения телесного, начатком которого явилось Воскресение Христово. Поэтому, хотя эта икона и передает сущность события Страстной субботы и выносится для поклонения в этот день, она является и именуется иконой пасхальной, как образ уже наступающего торжества Воскресения Христова, а следовательно, и предварения будущего воскресения мертвых.