История флота для 1. История флота россии

31.01.2021 Бизнес

Хорошо знаешь морскую военную историю?

Проверь себя

Начать тест

Ваш ответ:

Правильный ответ:

Ваш резульат: {{SCORE_CORRECT}} из {{SCORE_TOTAL}}

Ваши ответы

«Всякий потентат [правитель], который едино войско сухопутное имеет, одну руку
имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет.»
Петр I.

Петр I вошел в историю как реформатор, полководец и флотоводец, первый император России. Но особенно заметна его роль в создании флота молодой империи. Петр понимал что без флота его страна не сможет войти в «клуб» великих держав. И он принялся всеми силами исправлять положение. Таким образом сперва появляется Азовский флот , историческое значение которого недооценить просто невозможно, а спустя 7 лет, в 1703 году, создается Балтийский флот — сильнейшее морское соединение современной России.

Первые шаги Российского флота

Нельзя сказать, что до Петра не было попыток создания военно-морских сил. Были, но очень уж неорганизованные, бессистемные и как следствие - неудачные. Иван Грозный, например, в своих кампаниях против Казанского и Астраханского ханств активно использовал речной флот.

Позже, во время войны со шведами 1656-1661 гг., в Московском царстве озаботились постройкой полноценного флота, способного действовать в акватории Балтики. Особенно в его создании отличился воевода Ордин-Нащекин. Но по условиям мира, подписанного в 1661 году, русским пришлось уничтожить все корабли и верфи. Потерпев неудачу на севере, Ордин-Нащекин обратил внимание государя Алексея Михайловича на юг царства.

А тем временем в мире…

Рождается Алексей Петрович - старший сын Петра I

Спускают на воду первый военный корабль на Руси — Ботик Петра I

Петр I строит в Архангельске первую государственную верфь

Самое интересное для Вас!

Там было решено строить флотилию для Каспийского моря и даже положено начало этому амбициозному проекту - в 1667-1668 гг. был построен трехмачтовый парусный корабль «Орел», «прадедушка» русского парусного флота (водоизмещение 250 тонн, длина 24,5 метра, ширина 6,5 метра).

На нем было две палубы, артиллерийское вооружение состояло из 22 пушек, об испытаниях которых сохранилась заметка:

«пушкам прострел был и по прострелу пушки все целы и на корабль годны ».

К сожалению, судьба корабля сложилась трагично - он служил мало, а позже и вовсе был сожжен повстанцами Разина прямо в гавани. Создание настоящего флота пришлось отложить на несколько десятков лет.

«Дедушка русского флота»

Знаковое событие для всего русского флота случилось в 1688 году в подмосковном селе Измайлово. 16-летний Петр в старом амбаре нашел небольшой ботик (длина 6 метров, ширина 1 метр). Это суденышко привезли из Англии в подарок царю Алексею. Об удивительной находке Петр впоследствии писал:

«Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тимермана) [голландского учителя Петра], что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях - для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно ».

Отремонтировав ботик, Петр сразу же совершил небольшую прогулку по реке Яуза. Позже «дедушку русского флота» (как называл ботик сам Петр) переносили в разные места (Просяное озеро, Плещеев пруд, Переяславское озеро), по мере того как росло мастерство царевича в судоходстве. Прямо на Переяславском озере он построил верфь и в 1692 году по озеру кроме ботика ходили два малых фрегата и три яхты. Сооружением Потешной флотилии занимались мастера под руководством голландца Карштена Бранта, которого нанял еще отец Петра Алексей Михайлович для постройки Каспийского флота. Интересно, что для долговременной поездки на озеро Петру пришлось соврать матери Наталье Кирилловне: «куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился».

Первая поездка к морю

В 1689 году разрешился внутренний кризис - царевна София была отстранена от власти и пострижена в монахини. Петр фактически стал правителем целой страны. К этому моменту идея организации флота целиком завладела царем. Он прилежно трудился, изучал все, что могло пригодиться для царя-военачальника - геометрию, навигацию, плотницкое дело, литье пушек и другие науки. И все это время он не оставлял свое увлечение флотом. Но озера молодому царю явно не хватало и он решает ехать в Архангельск, к Белому морю.

В 1693 году дорога из Москвы в Архангельск занимала целых 24 дня - с 6 по 30 июля Петр был в дороге. Несмотря на обещание матери не покидать берега, молодой царь без всяких зазрений совести его нарушил. По разным данным, то ли в первый же день по приезду, то ли ближе к концу визита, он на 12-пушечной яхте «Святой Петр» выходит в море чтобы сопроводить голландские и английские торговые суда. Это путешествие заняло целых 6 дней и произвело на царя огромное впечатление.

В том же 1693 году он строит в Архангельске первую государственную верфь - Соломбальскую. И сразу закладывает там 24-пушечный корабль «Святой апостол Павел». Этого Петру показалось мало и он покупает в Голландии 44-пушечный фрегат «Святое пророчество». Поездка в Архангельск была важной вехой в становлении увлечений молодого правителя. Настоящее море, иностранные суда и моряки, строительство верфи - все это производило сильнейшее впечатление. Но пора было возвращаться - отсутствуя без малого три месяца, 1 октября царь вернулся в Москву.

Однако в январе 1694 года умирает мать Петра. Безусловно, это было сильной эмоциональной встряской для царя. Но уже в этом возрасте он показал свою натуру - не предаваясь излишней печали, 1 мая Петр во второй раз выезжает а Архангельск, к началу летней навигации. В этот раз его сопровождали солдаты Семеновского и Преображенского полков, которые по задумке государя должны были стать матросами на его кораблях.

По прибытию Петр лично руководил вооружением «Святого Павла» и инспектировал прибывший из Голландии фрегат «Святое пророчество» (позже оба корабля были переоборудованы в торговые). Вообще царь очень много времени проводил «в полевых условиях» - он постоянно находился на кораблях, участвовал в ремонтных и такелажных работах, общался с иностранными моряками.

С древних времен человечество делало решительные попытки покорить водную стихию. Землю потрясали природные катаклизмы, одна цивилизация сменяла другую, исчезали целые народности, но интерес к морским путешествиям и судостроению у людей не пропадал никогда. Каждое новое поколение, опираясь на опыт и знания своих предшественников, вносило что-то новое в эти понятия.

Суда русичей

Создавая разнообразные средства передвижения по воде, русичи использовали широкий ассортимент древесины. Самым ходовым материалом была сосна. Мачты мастера-корабелы делали из желтой сосны, так как она отличалась высокой прочностью и упругостью. А при изготовлении всех важных деталей корпуса судна употребляли красную или рудовую сосну. Данная порода содержала большое количество смолы. Благодаря этой особенности она могла сохраняться в воде в течение 100 лет.

В судостроении также использовали ель, лиственницу, пихту, дуб, вяз (или ильм), ясень, акацию, березу, бук, грушу, кипарис, клен, орех и тополь. Из еловой древесины, которая по сравнению с сосной, впитывает меньшее количество влаги, мастера делали весла и некоторые части рангоута.

Лиственницу, которая, в отличии от всех пород, более устойчива к гниению, использовали при строительстве деревянных судов в качестве отделочного материала. Из нее также сооружали палубный настил.

Мачты, рангоуты, палубный настил, люковые крышки и т. д. очень часто изготавливали из пихты, которая по своим качествам близка к лучшим сортам ели.

Дуб, который по прочности намного превосходит сосну, шел на производство деталей конструкции, несущих большую нагрузку (килей, штевней и шпангоутов). Дубовая древесина, которая обладает красивой текстурой, очень часто применялась для отделки кают, салонов и т. д.

Вяз, или ильм, - разновидность одной и той же древесной породы, которая отличается плотностью, прочностью, вязкостью, гибкостью и мелкопористостью, широко использовалась русскими судостроителями при изготовлении изогнутых деталей.

Ясень, обладающий гибкой, прочной, вязкой, долговечной, устойчивой к загниванию древесиной, применялся при внутренней отделке корабля, для производства трапов, наружных дверей, судовой мебели, а также изогнутых конструкций набора корпуса.

Для сооружения красивой внешней отделки использовали древесину акации, березы, бука, груши, кипариса, клена, ореха и тополя.

Умелое сочетание мастерами-корабелами при строительстве судов нескольких пород деревьев и обеспечивало русским кораблям прочность и долговечность.

Парусные суда

В XI в. суда в основном плавали вдали от берегов. Необходимость в веслах постепенно отпадала, так как в условиях качки и высоких волн двигать корабль за счет гребли было невозможно. Таким образом, на первое место вышел парус.

Именно в этот период начинает развиваться мореходная астрономия. У скандинавов появляется компас. Местонахождение судна в море стали определять не только по солнцу и звездам, но и по широте и долготе.

Появление первых расчетов широты по Полярной звезде относя к 1462,г., по солнцу - к 1484 г. В 1475 г. немецкий ученый Региомонтан создал таблицы эфемерид (координат на небесной сфере) светил на тридцать лет вперед. Но в основном моряки пользовались «Постоянным альманахом» Авраама Закуто - придворного астронома португальского короля Иоанна П.

В то же время неизвестный автор опубликовал книгу под названием «Руководство к астролябии и квадранту». В ней рассказывалось, как определить широту по солнцу и Полярной звезде, были помещены таблицы широт мест, календарь и эфемериды солнца, а также давались наставления по управлению парусами.

Известный английский мореплаватель Джин Девис издал в 1594 г. книгу «Секреты мореплавателя». В XI в. широкую известность получили такие пособия для моряков, как «Сведения по географии» Фернанда Энциско, «Искусство мореплавания» Фран-циско Фалейро, «Искусство навигации» Педро Медина.

В XV-XVI вв. изобрели следующие навигационные инструменты для определения местонахождения судна в море по наблюдению небесных светил: квадрант, астролябия, градшток, ноктурнал «Девисов», или «Английский квадрант».

Специальные суда

С развитием судостроения и мореплавания появлялись морские суда, в том числе и специальные, предназначенные для ловли, обработки и транспортировки рыбы, китов и других продуктов моря. История морского рыболовства насчитывает не более 300-400 лет. До тех времен люди добывали рыбу лишь в прибрежных водах. Гребные суда приводились в движение с помощью весел, что требовало от людей больших усилий. Добывать рыбу в открытом Море человечество смогло лишь после того, как судостроение достигло определенного уровня и предоставило в его распоряжение Достаточно надежное мореходное средство передвижения по воде. Шрвыми морскими рыболовными судами были большие парусники, на которых отважились отправиться в Атлантический ейсеян охотники за китами.

Военные корабли

Надводные суда

К надводным кораблям относятся боевые парусники, броненосцы, крейсера и авианосцы. Ниже будет дано подробное описание каждого класса военных кораблей, рассказано об их появлении и развитии от самых первых дней и до настоящего времени.

История Российского флота

Наша Родина - великая морская держава. На западе и востоке, на севере и юге ее территорию омывают воды двенадцати морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов, и двух внутренних морей. История отечественного флота неотделима от истории нашего многонационального государства. Вечную славу заслужили многие поколения российских моряков блистательными победами над иноземными захватчиками, героическими подвигами во имя изучения Мирового океана.

Русские издавна славились искусством мореплавания и самобытного судостроения. О морских походах предков восточных славян на Черном, Мраморном и Средиземном морях документально известно с VII века. В Х веке на Русском (Черном) море никто, кроме руссов, не плавал. Древний водный путь "из варяг в греки" проходил через Новгород и Киев. Другой освоенный русскими великий торговый путь из Хвалынского (Каспийского) моря по Волге через Окско-Волжское междуречье также доходил до Варяжского (Балтийского) моря, а по Каме и далее по Северной Двине - до Белого моря. Одновременно русские спустились по рекам к Северному Ледовитому океану. Блестящий период освоения северных берегов Сибири был завершен подвигом Семена Дежнева, который в 1648 году, обогнув Чукотку, вышел на коче в Тихий океан.

Героическая история отечественного Военно-Морского Флота продолжается уже более трех столетий. Известно, что до середины XVI века наши предки плавали по Варяжскому, Студеному и Русскому морям, отстаивали свои интересы в морских походах на Царьград (Византия) и Сигтуну (Швеция), вели бои с иноземными захватчиками на своих торговых и промысловых парусно-весельных судах - ладьях, кочах и чайках.

Первый российский военный корабль "Орел" был построен в 1669 году в селе Дединово на Оке и по Волге спустился в Астрахань для охраны купеческих судов.

Жизненную необходимость создания военного флота для России хорошо понимал Петр I, по настоянию которого 20 октября 1696 года боярская дума издала указ "морским судам быть". С 1696 по 1711 год для Азовского флота было построено 215 судов, в том числе корабли с вооружением от 44 до 64 пушек. С 1702 года начал создаваться Балтийский флот. Через 20 лет в его составе было 32 линейных 50-100-пушечных корабля, около 100 парусных и до 400 гребных судов. Русские парусные корабли, галеры и скампавеи показали отличные боевые и мореходные качества в сражениях Северной войны 1701 - 1721 гг. Одним из лучших кораблей петровского времени был "Ингерманланд".

Революционное движение в России неотделимо от действий военных моряков. Уже в декабре 1825 года моряки гвардейского флотского экипажа вышли на Сенатскую площадь Петербурга. В историю первой русской революции золотыми буквами вписаны имена боевых кораблей "Князь Потемкин-Таврический", "Память Азова", "Очаков", "Скорый" и других.

Корабли Балтийского флота еще до октября 1917 года стали на сторону революции. До конца сражались и выполнили свой долг перед революционным народом в сражении у Моонзунда с германскими оккупантами линейный корабль "Слава", канонерская лодка "Храбрый", эскадренный миноносец "Гром"... А 25 октября в Петроград для участия в вооруженном восстании прибыло 11 боевых кораблей, в их числе эскадренные миноносцы "Забияка" и "Самсон", посыльное судно "Ястреб", минный заградитель "Амур" и яхта "Зарница", тысячи матросов-балтийцев. Легендарный крейсер "Аврора" своим историческим выстрелом возвестил всему миру начало новой эры в развитии общества - эры крушения капитализма и утверждения нового социалистического строя.

Великий Октябрь положил начало истории советского Военно-Морского Флота. 29 января (11 февраля) 1918 года вслед за созданием Красной Армии декретом Совета Народных Комиссаров Республики было объявлено об образовании Рабоче-Крестьянского Красного Флота страны.

Чтобы спасти от захвата интервентами корабли, революционные балтийцы в феврале- мае 1918 года совершили тяжелейший ледовый поход из Ревеля (Таллина), Гельсингфорса (Хельсинки), Котки и Выборга в Кронштадт. Колонны боевых кораблей, транспортных и вспомогательных судов вывели из ледового плена первый в мире линейный ледокол "Ермак", линейный корабль "Андрей Первозванный" и другие суда. 236 кораблей и судов стали основой для возрождения Красного Балтийского флота и создания многочисленных речных и озерных флотилий, которые в годы самоотверженно защищали завоевания Октября, оказали поддержку войскам Красной Армии в разгроме белогвардейцев и интервентов. В марте 1921 года X съезд Коммунистической партии принял решение, направленное на возрождение и укрепление Рабоче-Крестьянского Красного Флота, а 16 октября 1922 года V Всероссийский съезд комсомола принял шефство над Военно-Морским Флотом.

Благодаря заботам партии и правительства уже в 1922 году начали бороздить воды морей линкор "Марат", учебные крейсера "Коминтерн" и "Аврора", эскадренные миноносцы, тральщики и другие суда. Успехи, достигнутые нашей промышленностью, позволили уже с 1927 года развернуть строительство новых кораблей. Благодаря самоотверженному труду всего народа, рабочих-кораблестроителей флот стал пополняться подводными лодками, торпедными катерами, эскадренными миноносцами и другими современными кораблями, созданными на отечественных заводах.

В 1932 году был создан Тихоокеанский флот, а в 1933 году - Северный. В годы предвоенных пятилеток было построено 312 боевых кораблей, 211 находилось в достройке. Новые подводные лодки и надводные корабли обладали мощным оружием и хорошими мореходными качествами. На флотах и флотилиях проводилась интенсивная боевая и политическая подготовка.

В результате всенародной заботы Военно-Морской Флот к началу Великой Отечественной войны занял достойное место в боевом строю Советских Вооруженных Сил. Он включал Северный, Краснознаменный Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты. Амурскую Краснознаменную, Дунайскую, Каспийскую и Пинскую флотилии. В его состав входили 3 линкора, 7 крейсеров, 7 лидеров и 52 эскадренных миноносца, 218 подводных лодок, 22 сторожевых корабля, 7 канонерских лодок, 18 минных заградителей, 80 тральщиков, 269 торпедных катеров...

Выдающиеся подвиги совершили военные моряки в годы Великой Отечественной войны, сыграли важную роль в достижении общей победы над врагом. Военно-Морской Флот участвовал во всех оборонительных и наступательных операциях на приморских, приозерных и речных направлениях. Флоты и флотилии надежно обеспечивали фланги сухопутных войск, участвовали в героической обороне Лиепаи, Риги, Таллина, Ленинграда, Москвы, Киева, Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска и других городов, полуострова Ханко и Моонзундских островов. Северного Кавказа и советского Заполярья...

Высадкой более 110 десантов, по общей численности равных тридцати дивизиям, мощной артиллерийской и авиационной поддержкой, а также героическим участием 500 тысяч краснофлотцев, старшин и офицеров в боях на суше советский Военно-морской Флот оказал существенную помощь войскам фронтов и армий.

Флоты и флотилии уничтожили за годы войны более 2500 кораблей и судов противника, обеспечили перевозку по водным путям около 10 миллионов человек и более 100 миллионов тонн грузов.

Во время войны с империалистической Японией моряки Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии участвовали в освобождении Маньчжурии, Кореи, Курильских островов и Южного Сахалина, в овладении Порт-Артуром.

Боевая деятельность моряков отличалась беззаветной стойкостью и мужеством, смелостью, отвагой, высоким воинским мастерством.

Большую роль в разгроме врага сыграли корабли речных и озерных флотилий. Они участвовали в форсировании Днепра, Березины, Припяти, Западного Буга, Вислы, Одера, Шпрее, Дуная, Амура, Уссури и десятков других рек.

Военно-морской Флот в Великую Отечественную войну с честью выполнил свой долг перед Родиной. За выдающиеся боевые заслуги более 350 тысяч моряков награждены орденами и медалями, 520 человек стали Героями Советского Союза, а семеро из них дважды удостоены этого высокого звания. Список кораблей-героев отечественного флота пополнили в годы Великой Отечественной войны гвардейские и орденоносные надводные корабли, подводные лодки, соединения боевых катеров. В боевую летопись советского Военно-Морского Флота навечно занесены имена линейных кораблей "Октябрьская революция" и "Севастополь", крейсеров "Красный Кавказ", "Красный Крым", "Киров" и "Максим Горький", эскадренных миноносцев "Гремящий", "Сообразительный" и "Незаможник", лидеров "Ташкент" и "Баку", подводных лодок "Д-3", "К-22", "Л-3", "М-172", "С-13", "С-56" и "Лембит", минных заградителей "Марти" и "Охотск", мониторов "Свердлов" и "Железняков", тральщиков "Гафель" и "Змей", десятков и сотен других кораблей, боевых катеров и судов.

Послевоенные годы - годы коренного, качественного изменения флота. В его Достав вошли надводные и подводные корабли и самолеты новейшей конструкции, оснащенные ракетным и ядерным оружием, современной артиллерией и торпедами, ядерной энергетикой, первоклассными навигационными, связными и радиотехническими комплексами, обладающие отличными мореходными качествами. Все это значительно расширило боевые возможности нашего Военно-морского Флота, превратило его в стратегическую силу, в один из важнейших видов Советских Вооруженных Сил.

Во имя мира и счастья народа бдительно несут вахту на морях и океанах корабли советского Военно-морского Флота.

История российского Военно-морского флота.

Познавательная беседа в подготовительной группе

Цели и задачи . Познакомить с историей отечественного Военно-Морского Флота. Воспитывать чувство гордости за родной край, пробудить интерес к его истории. Расширять знания и представления о военных профессиях; формировать у детей первые представления об особенностях воинской службы; воспитывать уважение к людям военных специальностей.

Материалы: карта России, фотографии города, царя Петра1, парусные корабли, современные корабли.

Военная одежда: бескозырка, гюйс, тельняшка

Словарная работа: долг, присяга, устав, судостроительная верфь, капитан, боцман, радист, кок, матрос, штурман.

Ход беседы.

У каждого человека есть Родина! Наша Родина –это Россия. Родину надо любить, беречь и защищать. Посмотрите на карту. Границы нашей страны проходят через леса, поля, горы, моря и океаны. И защищают их войска сухопутные и морские.

Наша Родина - великая морская держава. На западе и востоке, на севере и юге ее территорию омывают воды двенадцати морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов, и двух внутренних морей. История отечественного флота неотделима от истории нашего многонационального государства. Вечную славу заслужили многие поколения российских моряков блистательными победами над иноземными захватчиками, героическими подвигами во имя изучения Мирового океана.

Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они и составляют военно-морской флот.

Но были времена когда Россия не имела флота. И враги притесняли нашу страну то с севера, то с юга. Жизненную необходимость создания военного флота для России хорошо понимал Петр I.В конце XVII века небольшой городок в центре Руси был разбужен стуком топоров, невиданным ранее многолюдством. Здесь, на берегу Воронеж-реки, волею Петра 1 было положено начало отечественному флоту.

Именно наш город Воронеж избрал Петр центральным местом постройки Азовского флота, окрестности которого были богаты хорошим судостроительным лесом, а построенные здесь суда могли быть спущены на Дон.

К началу мая 1696 г. новопостроенный морской флот состоял из 2 кораблей, 23 галер, 4 брандеров и из вспомогательной транспортной флотилии в составе стругов, лодок и плотов. Первый корабль Азовского флота назывался «Апостол Петр». Он был спущен на воду в Воронеже 26 апреля 1696 г. Длина его была 34,5 метра, ширина–7,6 метр». На корабле было установлено 36 пушек.

фрегат, парусник «Апостол Петр».

На воронежской судостроительной верфи в течение трех месяцев были собраны и оснащены 26 судов.

Построенный в Воронеже флот дал возможность русской армии 19 июля 1696 г. взять турецкую крепость Азов. Россия тем самым получила выход к Азовскому и Черному морям

.


20 (30) октября 1696 г. царь Петр 1 "указал", а Дума "приговорила": "Морским судам быть" - государственный акт, официально положивший начало созданию регулярного флота. С тех пор эта дата отмечается как день рождения Российского военного флота.

Созданный усилиями всего народа русский боевой флот в многочисленных сражениях полностью оправдал свое назначение. Россия вышла к морю и стала великой морской державой.

Эту центральную площадь Воронежа знает каждый житель города(фото).Адмиралтейская площадь, на которой располагались петровские верфи, была торжественно открыта 7 сентября 1996 года, когда весь город праздновал 300-летие российского военного флота.

Площадь оформлена по проекту архитектора А. И. Ан и расположена на Петровской набережной. Главным ориентиром площади является Успенская Адмиралтейская церковь, построенная в XVII веке. Успенская церковь превратилась в Адмиралтейскую и стала местом торжественных церемоний при спуске на воду парусников. Богослужения в ней совершал и первый епископ воронежский Митрофан, часто бывал сам Петр, который по легенде даже пел на клиросе. В центре площади установлена ростральная колонна. Эта стела - память о начале строительства флота.

Сегодня Адмиралтейская площадь - место массовых праздничных гуляний воронежцев и гостей города.

И этот памятник хорошо вам известен. Памятник Петру 1 в Петровском сквере от благодарных потомков.

Отгадайте загадку

Чьи на море корабли?

Из какой они страны?

Чтобы это знать могли

Капитаны, боцманы,

Эти разные квадраты

Прицепляют на канаты

И на мачтах поднимают.

Семь ветров их раздувают.

История Андреевского флага

Военно-морской (Андреевский) флаг

Андреевский флаг - главное корабельное знамя Российского Флота. Он представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, образующими косой крест.

Символика Андреевского флага имеет глубокие древние корни. Апостол Андрей - родной брат апостола Петра, покровителя Петра I. Оба брата рыбачили на Галилейском озере, то есть имели отношение к морскому промыслу. Андрей был первым призван Христом в ученики и поэтому прозван Первозваным. Апостол Андрей обошел земли, заселенные славянами. Он был в Киеве, где поставил крест, а затем дошел до Новгорода и вблизи него, на берегу Волхова, тоже водрузил крест (ныне - это село Грузино, где построен Андреевский храм). Апостол Андрей прославился как неутомимый путешественник-проповедник христианства. Его жизнь была увенчана мученической смертью - распятием на косом кресте

Апостол Андрей всегда очень почитался в России. В честь этого почитаемого святого, погибшего мученической смертью за веру, Петр Первый и дал Андреевский флаг своему любимому детищу - российскому флоту. «Флаг белый, через который синий крест св. Андрея того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение". И до сих пор российские военные корабли ходят под Андреевским флагом.

Матроса мы с вами заметим из далека и не с кем не перепутаем, благодаря морской форме.

Формой называют одинаковую по цвету и покрою одежду. Но не всегда привычная и любимая всеми нами морская форма имела современный практичный и щеголеватый вид.

С созданием в России Петром Великим регулярного флота (1696 г) для нижних чинов и матросов был введен костюм, состоящий из элементов голландской морской одежды - широкополой шляпы, коротких штанов зеленого цвета, чулок, кожаных туфель и грубошерстной куртки серого или зеленого цвета.10 февраля 1706 года эта форма была утверждена официально. Матросам вменялось беречь свою форму - в противном случае виновника ждало суровое наказание. Согласно Морскому уставу от 1720 года: "…если кто свой мундир проиграет…оный имеет первый и другой раз быть жестоко наказан, а в третий - расстрелян или на галеру сослан…". Впоследствии форма моряков - цвет, покрой, сроки ношения - постоянно менялись.

Современная морская форма для рядового и офицерского состава окончательно утвердилась в 1951 году.

Украшением матросской фланелевой рубахи является большой воротник синего цвета с белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Лежит у моряков на плечах широкий синий воротник с тремя белыми полосами, как волна с белой пеной - без него и форма не форма. Есть и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.

Бескозырки утвердились в ноябре 1811 года - как "…повседневный, будничный головной убор". А вот ленточки на них появились позже - в 1857 году. Ленточки достались морякам от тех далеких времен, когда матросы носили неудобные широкополые шляпы. Во время шторма или сильного ветра шляпы подвязывались шарфами. Шарфы морякам дарили жены, матери, невесты Они вышивали на шарфах золотыми нитками слова молитв, свои имена, якорьки.

Со временем шляпы превратились в бескозырки, а шарфы - в ленточки. В ноябре 1872 года приказом генерал - адмирала (начальника всего флота и Морского ведомства) был точно определен тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах, а также их длина - 140 сантиметров.

Тельняшка – трикотажная нательная фуфайка с белыми и синими поперечными полосами. Тельняшка, как разновидность флотской одежды, появилась во времена парусного флота. Первоначально тельняшки изготавливали из сурового полотна. Во второй половине XIX века на этой рубахе появились бело-голубые полосы. Это было оправдано практической необходимостью: матросы, работающие на мачтах в такой одежде, были лучше видны с палубы на фоне неба, моря и парусов. Кроме того, если матрос падал за борт, его, в рубахе с полосками, было легче отыскать на поверхности моря. Тельняшка, по сравнению с другим обмундированием, очень практична: она хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело, не мешает свободному движению при любом виде деятельности, очень удобна при стирке и, практически не мнется. 19 августа 1874 года тельняшка была официально объявлена обязательным элементом морской формы "для нижних чинов". Прошло немало лет, на флоте многое изменилось, но этот вид морской одежды "остался на плаву". Многие поколения русских, советских, российских моряков, не представляли и не представляют себе жизни без тельняшки. Эта рубаха полюбилась моряками и со временем стала символом морской доблести и братства. Сочетание полос на «тельнике» символизирует синеву неба и белые гребешки бегущих волн. Повторяя цвета Андреевского флага, «тельник» напоминает моряку о море и корабле. И не случайно второе, неформальное название этого, поистине всенародно любимого элемента морской экипировки, звучит гордо и значительно - "морская душа"!

Отгадайте загадку

Он водил вокруг Земли

И суда, и корабли,

Повидал он много стран,

Мой знакомый...

Ответ: Капитан

Правильно. Командир корабля – капитан, он отвечает не только за корабль, но и за всех людей, которые находятся на корабле. На кораблях капитану подчиняются все. На кораблях есть много и других должностей и профессий: боцман, радист, кок, матрос, штурман.

Штурман - это тот специалист, без которого не может обойтись ни один корабль.Говорят так: выйти в море может любой моряк, а вот привести корабль обратно в порт - только штурман. Недаром необходимость таких специалистов была признана еще в петровские времена. 310 лет назад по указу Петра I в России была создана школа математических и навигацких наук (Навигацкая школа). С тех пор 25 января считается официальной датой основания Штурманской службы Российского флота. Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов.Ведь именно штурман должен определить и установить меры безопасности, чтобы ничто не помешало кораблю в море выполнить все поставленные задачи.

Сегодня мы с вами познакомились с историей российского Военно-морского флота. Узнали про двух главных людей на корабле: капитане и штурмане. Но и каждый член экипажа играет важную роль на корабле как в песне поется « Экипаж - одна семья», автор текста (слов): ПогорельскийЮ.; композитор(музыка) : Плешак В.

Нам нужны для службы якоря и грозы,
Нужен нам устав, что помнят все матросы.
Нужен флаг, что реет над волною синей,
А всего нужнее Родина- Россия.

И тогда вода нам как земля.
И тогда нам экипаж семья.
И тогда любой из нас не против-
Хоть всю жизнь служить в военном флоте.

Елена Карамушко
Знакомство дошкольников с историей возникновения русского флота. Конспект НОД в старшей группе «Морской флот»

НОД в старшей группе на тему : «Морской флот » .

Цели : Дать представление о морском флоте ; познакомить с историей возникновения русского флота ; с профессиями на корабле; вызвать интерес к морякам; вызвать чувство восхищения и гордости за наш флот . На заключительном этапе провести коллективное рисование : «Морской флот » .

Оборудование : картины морских кораблей , атрибуты для игр, листы бумаги, краски, карандаши для рисования.

Ход занятия.

На центральной стене - изображения военных судов, морские волны , чайки, Российский флаг.

Воспитатель : Ребята, мы с вами живем в стране, которая называется Россия. Россия - это наше Отечество. В нашей стране есть армия, как и в других странах. В армии служат солдаты, моряки, летчики, пограничники. Их называют защитниками Отечества. Скоро наступит праздник нашей армии – День защитника Отечества. Он отмечается 23 февраля.

В армии есть различные рода войск - такая армия сильная : она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе. Сегодня мы поговорим о морском флоте .

Ребята, посмотрите на картины. Что на них изображено?

Дети : Корабли, моряки.

Воспитатель : Ребята, почему флот называется морским ? А кто самый главный на корабле? (капитан) . Кто еще есть на корабле кроме капитана?

Дети : матросы.

Воспитатель : Правильно. Но кроме матросов, ребята, на корабле есть боцман, штурман, механик, радист, военврач, кок, сигнальщик. Знаете, что делает каждый из них?

Дети : Кок – готовит еду. Врач – лечит. Механик проводит ремонтные работы.

Воспитатель : Радист передает сигналы по радио. Штурман стоит у штурвала. Сигнальщик передает сигналы флажками другим кораблям. Представляете, если кого-то не будет. Команда должна работать вместе и слаженно.

Воспитатель : Ребята, а знаете, как на Руси появился первый военный корабль? Его построил с помощью иностранных мастеров Петр Первый. Великий русский император . К концу царствования Петра Первого Россия стала одной из сильнейших морских держав Европы .

Выходят дети-«моряки»

1. Мы, ребята любим море.

По морям и по волнам

В боевом идем дозоре,

Нынче здесь, а завтра там.

2. Капитан прикажет строго

Дать машинам полный ход.

Здравствуй, синяя дорога!

Наш корабль идет в поход.

3. Бескозырка и тельняшка

И на лентах якоря,

На ремне большая пряжка

Моряку даны не зря!

Воспитатель : Вот какие у нас смелые моряки. А пословицы об армии вы знаете?

Дети :

Смелого враг не возьмет.

Смелый боец и в бою молодец.

Герой за Родину горой.

Жить – Родине служить.

Где смелость – там победа.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Со всеми заданиями,

Моряк должен справляться,

Быстро и ловко

В свою форму одеваться!

Игра : кто быстрее наденет рубашку, тельняшку и бескозырку.

Воспитатель : А теперь поиграем в игру «Один – много» .

Танкист – танкисты – много танкистов ; лётчик – лётчики – много лётчиков; моряк, солдат, воин, герой, ракета, шашка, пилотка, пехотинец, десантник, пограничник.

Воспитатель : Немножко отдохнем – отгадаем загадки.

1. Чтобы сильная волна

Корабль сдвинуть не смогла,

За борт быстро цепь бросаем,

В воду груз тот опускаем. (якорь)

2. Чтоб увидеть мне вдали,

Пароходы, корабли,

В него быстро погляжу.

Всей команде расскажу. (бинокль)

3. Качается стрелка туда и сюда,

Укажет нам север и юг без труда. (компас)

Воспитатель :

Наша армия родная

Стережет покой страны,

Чтоб росли вы, бед не зная.

Чтобы не было войны!

А теперь нам всем пора

Крикнуть : «Армии – ура!»

Дети рисуют на тему : «Морской флот » .

Используемая литература.

Зацепина М. Б. Дни воинской славы : Патриотическое воспитание дошкольников : Для работы с детьми 5-7 лет. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-112 с.