Как прокручивать меч в руке. Как научиться владению шашкой или нагайкой

26.09.2019 Интернет

Проблема заключается в ином – в том, имеют ли сами держатели меча право заниматься этими видами ударов, чтобы раздавать их затем без разбора направо и налево?

То, что меч держат в руках, очевидно всякому. Но начинается этот непростой Путь вовсе не с вопроса о руках и их способностях, а с выяснения предназначения первоосновы скелета человека – тазобедренного сустава и всех его связей в повседневной жизни.

Почитатели видеопохождений бравых ниндзя и прочих махателей меча (иногда и в самом деле виртуозов своего дела) никогда не задумывались над проблемой уважения прав людей, живущих рядом с ними (зачем им тогда меч?). Но если бы их учителя знали, что человеку, не имеющему Расового излучения в тазу, нельзя притягивать к своему телу ни одного события в жизни, то их память могла бы подсказать им, чтобы они не вкладывали в руки таких людей никаких предметов вообще. Так как самих рук у этих людей тоже нет (в виде излучений тонких энергий). Отсюда и последующая пустота быта и бизнеса самих учителей владению мечом (или, например, теннисной ракеткой) и каждого из их воспитанников.

Таким образом, получается, что техникой владения меча зачастую занимаются вовсе не те люди, кому он указан, как тренинг вестибулярного аппарата (что просто необходимо для определенной категории людей – техника вращения предметов напоминает им о постоянном (к тому же, неритмичном) вращении Земли и помогает приспосабливать ритм жизни своего тела к постоянным смещениям земной поверхности).

На самом деле, меч целесообразен лишь тем жителям Земли, чей ритм жизни привязан к биоритмам двух земных океанов – Тихого и Атлантического. Тело таких людей почти не связано с земными грунтами (то есть, их память, «зашифрованная» в глубинах подсознания – большей частью, в рефлексах спинного мозга, не помогает им соответствовать конкретным значениям величины земного тяготения, характерной для тех или иных регионов планеты).

По этой причине им приходится тратить значительные усилия на расширение границ восприятия их земным сознанием реальных условий окружающего мира. Для чего, собственно, еще со времен глубокой древности и вырабатывались:

Различные способы передвижения людей (с предметами и без);

Различные виды дыхательных упражнений, с помощью которых легкие заставляли принудительно усиленно вентилироваться или, наоборот, в них совершенно прекращали доступ воздуха - порой, на очень длительное время;

Наконец, людей учили мыслить вне движений собственного тела и даже вне существования самого этого тела, что, в итоге, помогало им все-таки иногда (а то и систематически – все зависело от мастерства самого изучавшего меч) улавливать биоритмы иногда далеких от них океанов.

Еще одной целью обучения владению мечом людей, защищающих свою земную жизнь естественной связью с океанами, было формирование в них способности к добрососедству во время проживания в окружении людей, связанных с грунтами Земли. То есть, носитель и обладатель меча, в первую очередь, обязан был стать ДРУГОМ всем земным жителям, с которыми он хоть на мгновенье да встречался в своей жизни. Но не соперник и, тем более, не враг, пришедший для уничтожения всего живого.

(Продолжение следует.)

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 21 человек(а).

Для ясности здесь опущены обычаи всех японских искусств, таких как, проявление уважение к своему оружию или завязывание хакама (самурайских штанов). Если не указано иначе, «вид искусства», «искусство» и «форма» относятся к искусству владения японским мечом.

Шаги

    Выберите вид искусства. Поскольку каждый имеет свои особенности боя, вы должны найти вид боевого искусства, в котором вы компетентны. Если вы не знакомы с японскими боевыми искусствами, то вот несколько самых известных:

    Соберите необходимое снаряжение. Снаряжение зависит от вида искусства. Среди видов оружия известны такие:

    Возьмите книги. После того, как вы выбрали вид искусства, в котором заинтересованы и подобрали необходимое снаряжение, подберите учебники по теме и проведите некоторые исследования. Книгами нужно пользоваться В СОЧЕТАНИИ с квалифицированным учителем! Пытаться самостоятельно изучить приемы настоятельно не рекомендуется, поскольку это может разрушить ваши основы.

    Найдите сенсея (боевого наставника). Невозможно обучиться искусству без учителя. Найдите додзё или школу для изучения желаемого искусства.

    Тренируйтесь. Практикуйте ката, или последовательность движений, до того, как вы сможете выполнять их быстро и эффективно. При необходимости, найдите себе партнера для тренировки. Затем, если разрешено, переходите на других. Не забывайте о старых.

  1. Приобретайте настоящее (или, по крайней мере, лучшее) оружие. Как только вы почувствуете в себе уверенность, приобретите лучшее (которое обычно означает более опасное) оружие.

    • Боккен является очень эффективным инструментом для обучения. Он на самом деле облегчит размахивание настоящим мечом во многих случаях.
    • Правильно изъятие шинкена, или боевого клинка, не производит никакого звука. Плохое производит все виды звуков. Работайте с новым клинком или используйте новые техники пока вы не научитесь не царапать сая (ножны). Самая большая ошибка при изъятии оружия – это когда оно вынимается вверх, выходит наружу и может порезать сая-ножны.
    • Не торопитесь. Наспех изучая технику и виды без освоения понятия в целом, приведет к целому ряду проблем. Рубить быстро не настолько важно, как рубить правильно.
    • Отступайте. Не все твердо, как камень. Если вы находите что-то особенное некомфортным, экспериментируйте, пока не найдете то, что вам подходит, но не изменяйте это настолько, что будет далеко от оригинала.
    • Держите меч правильно. Правая рука (или ваша рабочая рука) должна находиться непосредственно под цуба (металлическая пластинка-защита), а левая (или нерабочая) рука должна быть как можно дальше от правой. Самые маленькие пальцы должны сжимать крепче, давление должно уменьшаться вверх по руке и наконец, указательный палец должен просто опираться на рукоятку, а не схватывать ее. При размахивании левая рука должна выполнять тяговое движение, в то время как правая направлять левую. Когда вы размахиваете мечом, плотнее схватите его рукой, превращая руку с рукояткой в одно целое. Если все сделано правильно, это одновременно создаст разрубающее и распиливающее движение.
    • Наличие хай (пазов) на мече сделает его легче, таким образом, ставя под угрозу целостность плохо выполненного разреза. Пазы присутствуют, т.к. материал был удален.
    • Катана не предназначена для блокирования и может обрубить при ударе, поскольку ее край сделан из твердой стали. Единственный способ, которым вы могли бы повредить режущий край – это блокировать им удар. Блокирование при использовании катаны осуществляется с помощью мун, или задней кромки клинка. Лучше всего отойти, когда вы отклоняете удар мечом. Нужно пытаться использовать его для отражения удара и дать ему соскользнуть, вместо того чтобы остановиться вместе, соприкасаясь лезвиями, что действительно искорежит вашу катану, если вы неосторожны. Для каждого типа кири-режущего движения или цуки-нападения существует защита с помощью скользящего блокирования.
    • Поищите кого-нибудь, чтобы потренироваться, это очень помогает при спарринге.
    • После обращения со своим мечом, лучше всего протереть его чистой тряпочкой и нанести тонкий слой масла. Исходя из традиционной точки зрения, вы можете использовать масло чожи, хотя минеральное масло тоже хорошо действует. Несколько капель масла на чистую тряпочку сделают свое дело – не надо промачивать катану. Будьте осторожны при чистке вашего меча – сконцентрируйте на нем все свое внимание и продолжите свой разговор по окончанию чистки. Люди поймут.
    • В действительности овладение любым видом боевого искусства может занять более 50 лет. Наберитесь терпения, если вы действительно хотите изучить искусство.

    Предупреждения

    • Не пытайтесь «поймать» падающий меч. Если вам не повезло, и вы уронили клинок, отойдите немедленно – он может отскочить в каком-угодно направлении. Если вы попытаетесь схватить падающий меч, вам может понадобиться помощь, чтобы собрать свои пальцы с пола.
    • Не покупайте катаны из «нержавеющей стали». Они обычно являются декоративными и предрасположены к разламыванию, что может быть потенциально опасно для любого, находящегося на линии прицеливания, когда (и это СЛУЧИТСЯ) она ломается. Если необходимо купить, то возьмите катану из твердой стали.
    • Настоящая катана, как известно, способна полностью уничтожить другие виды оружия. Как правило, каждая цель, пораженная катаной, имеет летальный исход. Не используйте настоящую катану для состязания, если вы и ваш партнер не являются профессионалами, или не намерены умереть.
    • Не провоцируйте и не угрожайте другим своим искусством. Помимо того, что угроза может быть уголовным преступлением, многие другие владеют или даже превосходят вас в одном или нескольких боевых искусствах. Провокация потенциально вредна для вашего здоровья. Наконец, не стройте из себя крутого или мачо только потому, что у вас есть меч.
    • Не нападайте, пока на вас не нападут, в этом случае последующее убийство (вами) будет оправдано. Используйте здравый смысл.
    • Проверяйте свой меч! Если какая-то его часть не зафиксирована, дайте взглянуть кому-нибудь с большим опытом. Если вы не знаете никого, напишите письмо в местное додзё и спросите, не согласятся ли они проверить ваш меч. У вас не получится остановить клинок, вылетающий из рукоятки.
    • Не пытайтесь чинить меч, если только поломка незначительна для вас.
    • Катана, вакизаши и танто должны быть легально зарегистрированы. Перед приобретением выясните это у адвоката.
    • Ни при каких обстоятельствах не покупайте настоящее оружие, если вы не знаете, как умело обращаться с учебным оружием. Оружие, даже находясь в вашем распоряжении, может легко обернуться против вас, если вы некомпетентны.
    • Не покупайте оружие, если вы не обращались с ним лично и не знаете, подходит ли оно вам.
    • Не изучайте искусство с целью мести или для исполнения насильственных преступлений. Это крайне позорно и, бесспорно, вы не станете такими же компетентными, как настоящие студенты.
    • Ношение оружия, которое может быть истолковано как угроза или запугивание, является при определенных юрисдикциях, размахиванием оружием. Опять же, прежде чем делать это, посоветуйтесь с адвокатом.
    • НИ ПРИ КАКИХ обстоятельствах не используйте свое лезвие, чтобы проверить, режет ли оно предметы. Возьмите слово с каждого – оно режет. Это касается упаковок воды, продуктов питания, кирпичей, баночных напитков, веток деревьев и любых других предметов, на которых люди, как известно, испытывают режущую силу. На это есть две причины; раз – неумелый разрез непоправимо испортит ваш клинок, два – если вы совершите ошибку, это может привести к потере пальца или глубокой ране прежде даже, чем вы осознаете, что вы истекаете кровью. Даже у мастеров иногда случаются оплошности, но дабы свести к минимуму вероятность травмы и максимально продлить срок службы вашего лезвия, режьте только тщательно подготовленные гоза, или свернутые татами.
    • Не рекомендуется применять любое боевое искусство, когда вы находитесь под воздействием тормозящих средств или наоборот, инкапаситантов, в состоянии болезни, расстройства или инвалидности.
    • Не изучайте искусство самостоятельно. Одна ошибка в процессе обучения приведет к эффекту снежного кома и сделает владение искусством потенциально опасным для вас.

Клуб Камелот. Булавкин А.В. «Упражнения с оружием» 2010.
Игра клинка – это упражнения с оружием, основанные на изменении положения клинка в пространстве по отношению к телу фехтовальщика, изменении хвата оружия в руке, а также изменения положения в пространстве тела самого фехтовальщика.

Перемещение клинка в пространстве может быть маневрированием собственно оружием, либо приложением усилия через оружие на целевой объект. Приложение силы в ходе исполнения атаки оружием требует в момент фокусировки усилия удара удержания оружия плотным хватом всеми пальцами в обхват.

Маневрирование клинком осуществляется между моментами приложения основных усилий при выполнении атак, поэтому траектория движения оружия может быть более вариативной и менее зависимой от инерционных факторов. В силу физиологических причин строения руки и тела удержание рукояти оружия неплотным (мягким) хватом, без обхвата всеми пальцами дает дополнительные степени свободы маневра.

Маневрирование с низкой скоростью включает в себя прямые и криволинейные ведения клинка для смены его положений в пространстве, как по нецикличным, так и по цикличным траекториям.
Маневрирование с высокой скоростью включает в себя либо перемещение оружия между направлениями совершения атак, либо предостерегающие действия в отношении противника, либо освобождение оружия от возможных помех его движению, созданных противником, или возникающих в условиях схватки. Эти действия маневрирования могут быть как цикличными, так нецикличными криволинейными и линейными.

Тренировка выполнения маневров оружием при удержании его мягким хватом значительно увеличивает скорость перемещения оружия между направлениями ударов в связках, статичными силовыми положениями оружия, а также скорость освобождения клинка из инерционных ловушек и внешних помех.

Основными методами тренировки управления положениями хвата является исполнение циклических (кольцевых) вращений, в ходе которых устанавливается естественный ритм чередования плотного и мягкого удержания оружия в различных положениях кисти и руки по отношению к телу фехтовальщика. Увеличение скорости вращений в упражнениях постепенно ведет к увеличению функциональных возможностей удержания оружия мягким хватом, повышается сила такого удержания при сохранении дополнительных степеней свободы маневра.

Базовыми упражнениями игры клинка необходимо считать элементы вращения, совпадающие по направлениям с траекториями маховых рубящих ударов. Выполнение вращений в этих направлениях подготавливает кисть вооруженной руки к чередованию усилий в нагруженной (фокусированной) части ударного движения, а также в переходных и подготовительных частях траектории. Умение включать разную степень усилия хвата оружия позволяет выравнивать подготовительные и переходные части траектории ударных движений в одной плоскости с фокусированной частью траектории удара, что увеличивает общую скорость движения и его управляемость.

Достаточная тренированность достигается при таком выполнении базовых упражнений, если в ходе демонстрации удара не возникает излишней задержки удержания плотным хватом после выполнения ударной части траектории, к моменту, когда требуется корректировка траектории на ее переходном участке применением удержания на мягком хвате. Мягкий хват также должен без задержки переходить в плотный к моменту наращивания в ударном участке траектории критического усилия.

При выполнении вращений чередование плотного и мягкого хвата совпадает с моментами запуска (подачи импульса) который удобно делать при плотном хвате, и моментами приложения корректирующих усилий, которые необходимы после ослабления импульса начального движения и выполняются в ситуациях требующих дополнительной степени свободы маневра оружием именно на мягком хвате.
Для отработки специальной микромоторики хвата и движений кистью при обучении базовому упражнению на одиночное кольцевое вращение в вертикальной плоскости используются несколько подводящих упражнений.

1 упражнение состоит в тренировке основного положения мягкого хвата при котором ладонь полностью открыта и выпрямлена, а удержание оружия осуществляется прижиманием рукояти большим пальцем к основанию указательного. Большой палец прижимает рукоять сбоку, а не сверху, таким образом, кисть остается прямой, ладонь смотрит вверх параллельно полу, указательный палец не сгибается при обычном удержании, рукоять в статичном положении смотрит перпендикулярно вверх по отношению к плоскости ладони. Чтобы убедиться в возможности удерживать оружие таким образом, без плотного обхвата всеми пальцами за рукоять, следует выполнить раскачивание оружия вдоль вертикальной плоскости вперед и назад так чтобы оно не выходило за ее пределы в сторону. При медленном исполнении за одно получасовое занятие каждый может выполнить раскачивание по максимальной амплитуде до точки вертикального равновесия (клинком вверх и ладонью вниз) при раскачивании клинка с движением и вперед, и назад. Как только точка равновесия начинает достигаться с легкостью, из нее можно выполнять циклическое вращение с большим числом повторений как вперед, так и назад. При увеличении скорости в положении оружия клинком вверх необходимо устанавливать плотный хват с той силой, которая соответствует скорости движения. В этом случае в упражнении появится содержание позволяющее научиться своевременно переключаться между мягким хватом на открытой ладони в положении клинка вниз и плотным хватом в положении клинка вверх. Оба эти положения будут находиться внутри траектории вращения на вертикальной линии, перпендикулярно полу. Когда клинок проходит горизонтальные положения внутри траектории, под 90 градусов к основным контрольным положениям оружия, кисть начинает сгибать либо разгибать пальцы, приобретая форму «горсти» и при этом устанавливается неполный обхват пальцами за рукоять оружия.

Ошибки исполнения. Первая ошибка это чрезмерное сгибание руки в локте, при котором кисть пытаются расположить ближе к телу. Это не приводит к усилению контроля, наоборот, свобода движения кисти ограничивается, более неудобным оказывается выполнение мягкого хвата на прямой ладони, и маневр оружием осложняется, этого делать не следует. Поскольку тело фехтовальщика в таком случае становится намного ближе к центру вращения оружия и его контрольным положениям, оно может сыграть роль помехи в упражнении, которую придется обводить, нарушая плоскость вращения и допуская нежелательные отклонения оружия от вертикальной плоскости. Выполнять вращения необходимо прямой рукой используя минимальные сгибания в локте и поворот руки вокруг ее оси плечом. Следующей ошибкой является желание инстинктивно удерживать неполный обхват всеми пальцами за рукоять при вращении все время из опасения потерять контроль за оружием. Сгибание ладони в «горсть» в течении всего цикла вращения приводит к тому что ровную плоскость при вращении оружия создать на начальном этапе обучения невозможно, она всегда будет напоминать конус, вершина которого ориентирована к руке фехтовальщика, а основание обращено на внешнюю сторону. Эту ошибку следует предупреждать заранее, подготавливая кисть к навыку правильного чередования мягкого и плотного хвата, иначе вращения будут иметь ломаную траекторию, теряя плавность и управляемость.

Продолжаю публикацию наших наработок по игре клинка. Сегодня я коснусь разделения элементов на типы и подробнее разберу вращения.

Основные понятия игры клинка. Классификация элементов игры клинка.

Согласно базовым целям элементов игры клинка, из всего многообразия переходов между приёмами, непосредственно к художественному владению оружием относятся следующие виды движений:

Надо заметить, что перечисленные выше условия классификации элементов не являются их конечной целью. Перебросы не исполняются для того, чтобы подбросить меч, вращение не делают для того, чтобы просто его покрутить. Конечной целью исполнения любых элементов художественного владения оружием всегда является либо смена траектории движения меча (в общем смысле, т.е. это может быть и смена ударной техники), либо смена хвата, либо смена руки, держащей оружие.

Помимо общего деления по характерным особенностям исполнения, элементы художественного владения оружием подразделяются по направлениям (прямое и обратное); по плоскостям движения оружия (вертикальная, горизонтальная, диагональная, сагиттальная); по хвату (прямой и обратный); по положению оружия относительно корпуса (справа, слева, сбоку, спереди и т.п.) и так далее. Подробно классификация будет рассмотрена при разборе техники исполнения отдельных элементов.

2. Вращения.

В данных элементах основной принцип построения движения заключается во вращении оружия в различных направлениях, плоскостях, положениях относительно тела спортсмена, и на различном хвате. Контроль элемента заключается в контроле центра вращения и удержании оружия в заданных плоскостях. Во вращениях отсутствует безопорная фаза движения (полёт оружия) и любые смены хвата.

Классификация вращений происходит по следующим характеристикам:

  • плоскостям вращения;
  • уровню и направлению вращения;
  • хвату оружия.

Анатомия различает три основных плоскости относительно тела человека: вертикальную, горизонтальную и сагиттальную.

Для классификации вращений эту схему необходимо расширить, включив в неё положение плоскости относительно стороны тела. Так мы получаем правую и левую вертикальные плоскости, фронтальную (переднюю) и заднюю сагиттальные плоскости и верхнюю и нижнюю горизонтальные плоскости. К этим основным плоскостям добавляются две диагональные (правая и левая) плоскости, как основные для исполнения некоторых типов ударов.

Для простых колец, в классификацию включают специальное указание уровня исполнения. Это точное наименование плоскости вращения относительно стороны тела. Для некоторых сложных вращений в сагиттальных плоскостях возможны два уровня исполнения – сбоку (центр вращения на уровне груди справа или слева) и сверху (центр вращения над головой). В первом случае вращения называются боковыми, а во втором – в зависимости от сложности элемента . Для прочих сложных вращений указание уровня зачастую является излишним, так как элемент занимает несколько плоскостей и для заданного направления исполняется в них единственно возможным способом.

По направлению исполнения все вращения делятся на прямые и обратные. Данные определения даются вращениям произвольно и не зависят от каких-либо объективных характеристик. Исторически сложилось так, что в вертикальной плоскости вращения от себя сверху вниз называются прямыми, а на себя сверху вниз – обратными. То же сохраняется и для боковых вращений. Для горизонтальных вращений движение против часовой стрелки считается прямым, а по ней – обратным. Каким бы сложным ни было вращение, у него всегда есть прямой и обратный вариант исполнения.

Все вращения составляются в основном из колец, поэтому плоскости, занимаемые этим вращением являются характерными. Сложное вращение так же не может состоять из колец прямой и обратной направленности, исполняемыми в одной плоскости или с одной стороны тела. Все комбинации строятся с сохранением вращательного движения и в этом их главная характерная особенность. Благодаря ей каждый элемент можно исполнять циклично продолжительное время. Если во вращение добавляется конус как составляющая часть элемента, то его исполнение подчиняется требованиям к кольцам – оружие по возможности не покидает характерные для элемента плоскости, скорость и амплитуда исполнения конуса сопоставима со скоростью исполнения колец.

По типу хвата возможны два деления. Все вращения делят на исполняемые прямым и обратным хватом, а простые кольца – ещё и на исполненные открытым и закрытым хватом. На последнем остановимся подробнее. Рассмотрим только прямой хват и правую вертикальную плоскость. Для прямого кольца в ней исполнение открытым хватом подразумевает раскрытую вверх ладонь и свободные четыре пальца (удержание оружия происходит большим пальцем). Закрытый хват – это плотный обхват оружия всеми пальцами и исполнение элемента ладонью вниз. Этот принцип по аналогии распространяется на исполнение во всех плоскостях как прямым, так и обратным хватом.

Конструктивным материалом для сложных вращений служат кольца. Теоретически, в каждой плоскости для прямого хвата возможно исполнить четыре варианта колец: прямой и обратный и закрытым и открытым хватом. Для некоторых плоскостей некоторые из этих колец недоступны к исполнению из-за физиологических ограничений. Однако, можно увидеть, что в общем случае для пары параллельных плоскостей возможно получить двенадцать уникальных элементов (24 с учётом прямого и обратного исполнений). Легко прикинуть, каково общее количество вращений для всех плоскостей с учётом прямого и обратного хвата.

Вращения в параллельных плоскостях, состоящие из не повторяющихся колец, называют простыми, остальные – составными.

Но в практике подготовки спортсменов не разучиваются все возможные варианты. Для достижения хороших результатов в подвижности кисти, чувстве пространства и оружия достаточно нескольких вращений, которые названы базовыми. Все остальные изучаются по желанию спортсмена самостоятельно.

Базовыми в прямом и обратном исполнении считаются следующие простые вращения:

К этим элементам добавляются составные вращения «дюжина» и «чёртова дюжина».

Для вертикальных плоскостей специфичность нахождения элемента сбоку, спереди или сзади зачастую обозначает просто степень доворота корпуса к данному элементу. Если к вертикальной «восьмёрке» встать лицом – получим переднюю вертикальную «восьмёрку», если боком – боковую. Подняв её из этого положения наверх, над готовой, получим верхнюю боковую, довернувшись спиной – заднюю.

Не все вертикальные элементы возможно сделать в каждой ориентации корпуса. Например, задняя вертикальная восьмёрка крайне сложна для исполнения, так как требует развитой растяжки и проработки суставов локтя, плеча и запястья. Такая работа над подвижностью в большинстве случаев не оправдана. Зато «хвост» удобнее всего делать именно сзади.





Боковая «девятка», исполненная на верхнем уровне, исторически называется «фронтальной девяткой», а вот «восьмёрка» посохом на верхнем уровне в сагиттальных плоскостях – «солнышком». О проблемах терминологии элементов художественного владения оружием я ещё буду говорить отдельно.

«Восьмёрка», «девятка», «четвёрка», «дюжина» и др. – распространённые фольклорные обозначения вращений. На данный момент они не имеют устоявшихся официальных терминов и применяются как есть.