Меры прокурорского реагирования в трудовых отношениях. Меры прокурорского реагирования

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень мер прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, которые в полном объеме должны применяться по фактам нарушений законов в сфере экономики. Прокурор реализует предоставленные ему полномочия по выявлению и устранению нарушений прав предпринимателей посредством актов прокурорского реагирования.

Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные законом формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений.

Будучи предусмотренными в законе, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер. Они составляются в определенной форме, вносятся в определенные адресаты. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих эти акты.

В актах прокурорского реагирования должны быть изложены сущность правонарушения, его негативные последствия, причины и условия, способствовавшие его совершению. Закон о прокуратуре предусматривает четыре вида актов прокурорского реагирования: протест, представление, постановление и предостережение.

1. Протест прокурора.

Это самое распространенное средство прокурорского реагирования. В соответствии с Федеральным Законом "О прокуратуре РФ" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Представление прокурора.

В соответствии со cт.24 Закона о прокуратуре представление вносится для устранения нарушений закона. Под нарушениями закона в данном случае следует понимать как единичные факты правонарушения в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона или Конституции РФ, так и неоднократные однородные обобщенные факты правонарушений.

В представлении указываются не только совершенные правонарушения, их причины и способствовавшие их совершению условия, но и предложения прокурора о мерах и мероприятиях, осуществление которых необходимо для устранения названных причин и условий.

3. Постановление прокурора.

В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор может вынести два вида постановлений: а) о возбуждении уголовного дела; б) о возбуждении производства об административном правонарушении.

Общим, обязательным требованием, предъявляемым законом к этим постановлениям, является их мотивированность. Это означает, что при вынесении постановлений прокурор должен быть убежден в наличии в выявленном правонарушении либо признаков преступления, либо признаков административного правонарушения. Эта убежденность должна быть отражена в мотивировочной части постановлений.

4. Предостережение о недопустимости нарушения закона.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Этот акт прокурорского надзора как форма реализации полномочия прокурора установлен поправкой к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999 г.

Помимо предусмотренных Законом о прокуратуре актов прокурорского надзора, на практике встречаются случаи применение прокурорами иных, нетипичных средств прокурорского реагирования. Так, например, прокуроры некоторых субъектов федераций в своей надзорной деятельности при выявлении нарушений законов в правовых актах не предпринимают предусмотренных Законом о прокуратуре мер реагирования, а ограничиваются лишь информированием правонарушителя. Они подменяют предусмотренные законом о прокуратуре акты реагирования квазипротестами либо квазипредставлениями. Например, прокурор Республики Марий Эл подменяет принесение протестов "направлением предложений". Идентичная прокурорская практика наблюдается в городе Москве, где для "урегулирования некоторых вопросов, а также в случаях несоответствия законов города требованиям федерального законодательства в Мосгордуму направлялись предложения, при наличии оснований - соответствующие акты прокурорского реагирования". Некоторые прокуроры оповещали адресата о выявленных нарушениях письмами. Так, исполняющий обязанности прокурора Ленинградской области 28 апреля 1998 года направил письмо руководителю Законодательного собрания Ленинградской области, в котором уведомлял, что прокуратурой проведен правовой анализ закона области "О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления Ленинградской области", на соответствие Конституции Российской Федерации и Федеральному избирательному законодательству. Ряд норм содержащихся в областном Законе, по мнению прокурора не соответствовали ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Направляя такое письмо, прокурор обязан учитывать, что оно может не породить никаких правовых последствий. Прокурор направлением письма лишь имитирует свою протестную деятельность.

За исполнением законодательства выступает в качестве одного из ключевых направлений правоохранительной работы. Он сводится к решению задач по обеспечению реализации нормативных предписаний и защиты свобод и интересов граждан на всей территории страны. Эта работа проводится по правилам и в пределах, установленных положениями ФЗ №2202-I. Рассмотрим далее, что собой представляет прокурорское реагирование на нарушение закона.

Общая характеристика

Надзор за соблюдением законов осуществляется и другими госорганами. К ним, в частности, относят налоговые, экологические, санитарные инспекции, ГИБДД и так далее. Однако все эти структуры реализуют полномочия в конкретных направлениях, имеют подконтрольные сферы, границы которых четко очерчены нормами. Деятельность прокуратуры считается универсальной. Ее полномочия распространяются почти на все урегулированные нормами.

Формы прокурорского реагирования

В указанном выше ФЗ предусматриваются специальные инструменты, которые могут использоваться должностными лицами в рамках своей работы. Средства прокурорского реагирования применяются в строгом соответствии нормативным предписаниям. Для каждого из них установлены особые правила, следование которым является обязанностью служащих. Нормами предусмотрены различные К ним относят протесты, представления и прочие инструменты, направленные на устранение выявленных нарушений. В ст. 23-25.1 ФЗ №2202-I установлены правила, в соответствии с которыми утверждаются и реализуются акты прокурорского реагирования. Исполнение любого из предусмотренных мероприятий - процедура процессуального характера.

Протест

Он представляет собой процессуальный документ. Он подготавливается непосредственно прокурором либо его заместителем. Протест приносится должностному лицу либо органу, принявшему противоречащий существующим нормам документ, вышестоящим структурам или служащим, а также в суд. В последнем случае действуют процессуальные правила. В протест включается требование об устранении нарушений, которые выявила прокурорская проверка, в какой-либо части документа либо во всем в целом, приведении его в соответствие с ФЗ или его отмене.

Особенности составления

Акты прокурорского реагирования, как правило, оформляются письменно. Нормами, однако, предусматривается возможность устного выражения протеста. Если же он составлен письменно, в нем должны присутствовать обязательные реквизиты. К ним относят:

  1. Точное наименование структуры, в которую приносится документ.
  2. Акт, который, по мнению прокурора, не соответствует предписаниям.
  3. Наименование нормы, ее положений, в противоречие с которыми вступил оспариваемый документ. Здесь же указываются основания, по которым должностное лицо делает выводы о его неправомерности и принимает решение об использовании меры прокурорского реагирования.
  4. Конкретное изложение требований. При их описании необходимо привести ссылки на нормы, регулирующие процедуру составления и рассмотрения протеста.
  5. Подпись заявителя с указанием классного чина и должности.

Нормами предъявляются требования не только к форме протеста. Особое внимание уделяется и содержанию протеста. В нем должностное лицо отражает свои выводы. В частности, служащий указывает:

  1. В чем именно выражено несоответствие/противоречие оспариваемого документа в целом либо его части, в отношении которого применяется воздействие.
  2. Предложение ликвидировать нарушение. Здесь прокурор выражает свою позицию, приводит конкретные действия, в которых должно выражаться устранение противоречия или несоответствия, юридические последствия.
  3. Требование рассмотреть принесенный протест в установленный срок. При этом приводятся ссылки на нормы, регламентирующие процедуру, указывается на то, что ответ должен быть направлен в письменном виде незамедлительно.


Представление

Применение этой меры прокурорского реагирования направлено на устранение не только нарушения нормативных предписаний, но и его причины, а также условий, способствующих его допущению. Представление должно быть рассмотрено незамедлительно после получения. В качестве адресата выступает должностное лицо либо структура, уполномоченная устранить нарушения. Составлению представления предшествует прокурорская проверка.

Оформление документа

В представлении служащий указывает:

  1. Структуру или должностное лицо, которому адресован акт.
  2. Источники сведений о допущенных нарушениях.
  3. Характеристику действий/бездействий, не соответствующих предписаниям.
  4. Анализ причин и условий, способствующих допущению нарушений.
  5. Требования об устранении несоответствий, причин и обстоятельств, их породивших.
  6. Ссылки на сроки и правила рассмотрения представления.

В документе прокурор приводит рекомендации относительно мероприятий по устранению нарушений. Они должны обладать юридической направленностью и не предполагать вторжения в оперативно-хозяйственную деятельность субъекта. Рекомендации по устранению обстоятельств и причин, послуживших допущению нарушений технического, организационно-управленческого, экономического характера, должны основываться на материалах ревизий, заключениях экспертов и прочих специалистов.

Среди требований в представлении допускается указание на необходимость привлечения к ответственности конкретных служащих, попустительствовавших неправомерным действиям/бездействиям. К ним могут применяться материальные и дисциплинарные наказания, если в составе нарушения отсутствуют признаки административного проступка или уголовного преступления.

Постановление

Оно считается одним из наиболее популярных инструментов в практике должностных лиц. Прокурор выносит постановление в рамках различных сфер своей работы, а также в ходе уголовно-процессуальных мероприятий. Принятие документа осуществляется, в частности, в ходе контроля реализации нормативных предписаний федеральными министерствами, госслужбами, комитетами и прочими исполнительными госорганами, представительными и распорядительными структурами региональной и местной власти, военного управления, контрольными инстанциями, а также их должностными лицами. Для использования указанной меры прокурорского реагирования у сотрудника должны быть основания. В качестве них выступают:

  1. Возбуждение административного или уголовного производства.
  2. Освобождение из-под стражи субъекта, неправомерно находящегося в УИН или учреждении, применяющем принудительные меры, подвергнутого задержанию, помещению в судебно-психиатрическое заведение, предварительному заключению в нарушение установленных правил.

Предписания, присутствующие в документе, подлежат незамедлительной реализации администрацией, органами, выполняющими приговоры в отношении граждан, к которым применено наказание, не связанное с лишением свободы. В рамках досудебных стадий, кроме имеет право принять любое, касающееся дела, процессуальное решение.

Предупреждение нарушений

В качестве еще одного инструмента, использующегося должностными лицами при реализации своих полномочий, выступает предостережение прокурора. Оно может объявляться при наличии информации о готовящемся противоправном деянии. Предостережение прокурора может составляться от его имени либо от лица его заместителя. Использование этого инструмента относится к исключительной компетенции этих лиц. При проведении профилактики нарушений нормативных предписаний в процессе дознания, рассмотрения дел в судах, предварительного следствия должны применяться иные меры прокурорского реагирования. Предупреждение объявляется только тогда, когда у служащего есть достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях должностных лиц, которые могут вызвать негативные последствия для государственных, гражданских или общественных интересов, но не влекут уголовную ответственность.

Обжалование

Предостережение прокурора может оспариваться в суде по установленным правилам. Если оно не было обжаловано либо не было признано неправомерным, а также если в указанный срок соответствующее объединение (религиозное или другая общественная организация), его региональное либо иное структурное подразделение не устранило нарушение, выступившее в качестве основания для объявления предупреждения, указанные субъекты подлежат ликвидации, а работа - запрету. Аналогичное правило действует и в том случае, если в 12-месячный период с даты объявления предостережения были выявлены новые факты, указывающие на наличие признаков экстремизма в процессе функционирования обществ.

Важный момент

Предостережение о недопустимости нарушений нормативных предписаний применяется исключительно к должностным лицам. Оно не может объявляться организациям и гражданам. Предостережение составляется в отношении служащих госорганов, структур местной власти, муниципальных и госучреждений, подразделений военного управления, воинских частей и прочих формирований. Оно также может объявляться руководителям и прочим сотрудникам некоммерческих и коммерческих предприятий, осуществляющим административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции.

Дополнительно

Порядок прокурорского реагирования предусматривает, что перед объявлением предупреждения о недопустимости нарушений нормативных предписаний сведения о готовящихся противоправных действиях должны быть всесторонне исследованы. При этом от подозреваемых должностных лиц должны быть истребованы объяснения в письменном виде. Объявление предостережения осуществляется служащему непосредственно в прокуратуре под расписку. Предупреждения объявляются на основании результатов изучения информации, в том числе по обращениям и заявлениям граждан, контролирующих структур, по прочим конкретным сигналам, в которых содержатся достоверные данные о готовящихся нарушениях.

Они оформляются в виде особых письменных прокурорских актов. Для повышения профилактического эффекта и обеспечения гласности предупреждение может быть объявлено по месту осуществления подозреваемым его профессиональной деятельности, в том числе в рамках рассмотрения итогов ревизий и прочих контрольных мероприятий на собрании коллектива или при его обсуждении коллегиальной структурой предприятия.

Заключение

Меры прокурорского реагирования считаются специфическими инструментами реализации должностными лицами их полномочий. Их применение имеет особое практическое значение. Эти инструменты затрагивают различные формы нарушений нормативных предписаний. Прокурорские меры направлены на предупреждение и пресечение неправомерного поведения должностных лиц различных органов, учреждений и предприятий. В задачи должностных лиц входит своевременное принятие сведений к рассмотрению и изучению. Анализ поступающей информации должен быть всесторонним и объективным. Сферы распространения контроля четко ограничены нормами.

В частности, он касается организационно-распорядительной и административно-хозяйственной функций субъектов. Это указывает на то, что оперативная (текущая) деятельность не затрагивается предусмотренными в законе мерами. Требования служащих вытекают из их полномочий. Прокурор обязан реагировать на все нарушения, пресекать готовящиеся неправомерные действия, поскольку должен обеспечивать контроль над надлежащей реализацией нормативных предписаний. К подведомственным ему структурам относят органы, осуществляющие предварительное следствие, оперативно-розыскные мероприятия, дознание. Служащий следит за соблюдением норм учреждениями, исполняющими наказание, применяющими принудительные меры, администрациями мест, в которых содержатся заключенные под стражу и задержанные.

Все предписания служащих подлежат реализации в установленные сроки. Нормативные акты предусматривают ответственность должностных лиц за умышленное уклонение от исполнения требований прокурора, которые вытекают из его полномочий и изложены в предупреждениях, представлениях, протестах и прочих документах. Для граждан устанавливается наказание в виде денежного взыскания. Его размер - 1-1,5 тыс. руб., для должностных лиц - 2-3 тыс. руб. Виновные субъекты привлекаются к ответственность по ст. 17.7 КоАП.

Глава 3. Меры прокурорского реагирования

Принятие мер прокурорского реагирования на нарушения законов является прерогативой прокуроров-руководителей и их заместителей. При этом особенностью рассматриваемого участка надзорной деятельности является то, что прокуроры используют средства прокурорского реагирования, закрепленные как в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», так и в ст. 25.11 и гл. 30 КоАП РФ. Продолжающийся в 2008 г. рост нарушений в сфере законодательства об административных правонарушениях (на 13,3%, до 568,2 тыс.) обусловил активизацию деятельности прокуроров. Принесено 137,6 тыс. протестов (+8,7%), подавляющее большинство из которых удовлетворено, внесено 16,2 тыс. представлений. По инициативе прокуроров более 8,6 тыс. виновных привлечены к дисциплинарной и 321,1 тыс. (+17,5%) – к административной ответственности, предостережены 3,7 тыс. должностных лиц о недопустимости нарушения закона, освобождено 340 человек, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами, направлено 480 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Увеличилось на 1,8% число направленных в суды (заявлений) исков (до 11,8 тыс.) на сумму 8,4 млн. руб., из рассмотренных судом удовлетворено 7,8 тыс. исков на сумму 8,1 млн. руб. (остальные находились на рассмотрении). Ниже будут рассмотрены основания применения некоторых мер прокурорского реагирования.

1. Постановление о возбуждении производства по делу

Это полномочие прокурора вытекает из п. 1 ст. 25 Закона о прокуратуре и ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ. Рассматривать его нужно применительно к исследуемой сфере с двух позиций. Во-первых, если в ходе проверки прокурор выявил, что должностным лицом органа административной юрисдикции в рамках ст. 28.9 КоАП РФ вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в то время как отсутствуют обстоятельства, перечисленные в ст. 24.5 КоАП РФ, он вправе, если не истекли сроки привлечения лица к административной ответственности, вынести постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. При этом в случаях, предусмотренных ст. 28.7 КоАП РФ, прокурор может инициировать проведение административного расследования по факту совершения административного проступка с передачей материалов в орган административной юрисдикции, уполномоченный совершать такие действия. Во-вторых, возбуждение прокурором производства по делу об административном правонарушении возможно в отношении должностных лиц органов административной юрисдикции. Статья 17.7 КоАП РФ устанавливает ответственность должностных лиц за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Поэтому в случаях, когда требования прокурора, основанные на п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре, игнорируются должностным лицом органа административной юрисдикции или когда прокурору создаются препятствия в осуществлении надзорных полномочий и есть все основания полагать, что такие действия (бездействие) носят умышленный характер, прокурор должен, отобрав объяснение, вынести постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении соответствующего должностного лица органа административной юрисдикции и в установленные ст. 28.5 КоАП РФ сроки направить материалы мировому судье (там, где нет мировых судей, – в районный суд) по месту нахождения органа административной юрисдикции. Следует отметить, что как и прежде нарушения норм КоАП РФ при привлечении граждан к административной ответственности, кроме вышеназванных, распространены в таможенных и налоговых органах, наделенных административной юрисдикцией, в комиссиях по делам несовершеннолетних, а также в органах пожарного надзора. Анализ состояния законности, административной практики и прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о пожарной безопасности на объектах социального назначения, проведенный Генеральной прокуратурой РФ, свидетельствует о том, что прокурорами Краснодарского, Алтайского краев, Воронежской, Тамбовской, Курганской, Костромской, Ростовской, Сахалинской и Волгоградской областей активно используются полномочия по возбуждению административных производств в отношении виновных в нарушении правил пожарной безопасности. Например, в некоторых районных медицинских учреждениях Сахалинской области помещения не были оборудованы системами пожарной сигнализации, пути эвакуации отделаны горючими материалами, деревянные конструкции кровли не обработаны огнезащитным составом, в этой связи прокурорами в отношении руководителей учреждений возбуждены административные производства по ст. 20.4 КоАП РФ. Виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Генеральной прокуратурой РФ внесено представление Главному государственному инспектору РФ по пожарному надзору об устранении названных и других выявленных нарушений.По результатам его рассмотрения руководством МЧС России поручено начальникам региональных центров МЧС России усилить контроль за работой территориальных органов. Руководителям этих органов поручено проанализировать деятельность подчиненных, результаты рассмотреть на коллегиях. Деятельность должностных лиц органов административной юрисдикции следует рассматривать и через призму ст. 19.1 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за самоуправство.

2. Представление об устранении нарушений законов

Реализация названного полномочия происходит в рамках, установленных ст. 24 Закона о прокуратуре. Основанием для принятия этой меры прокурорского реагирования служат проверенные прокурором сведения о неправильном применении норм материального права и (или) несоблюдении должностными лицами органа административной юрисдикции процессуальных требований КоАП РФ, в том числе требований: о порядке обращения вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях к исполнению, о подведомственности, а также исходя из конкретных обстоятельств – о порядке производства по делам об административных правонарушениях, соблюдении прав участников производства по делам об административных правонарушениях, о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, о порядке возбуждения дел об административных правонарушениях, об основаниях прекращения производства по делу об административном правонарушении, о порядке пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях и др. Прокурор обязан отреагировать и в случае выявления фактов бездействия со стороны должностных лиц органов административной юрисдикции, когда последними необоснованно не принимаются предусмотренные процессуальным законодательством меры административного преследования к совершившим правонарушения лицам и приведения в исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. В перечисленных и иных случаях прокурор реагирует путем внесения представления об устранении нарушений законов. При этом представление может и должно вноситься по факту нарушений, на которые прокурор реагировал путем вынесения постановления об освобождении лица, задержанного в административном порядке по решению органов административной юрисдикции, принесения протеста на незаконное постановление по делу об административном правонарушении, а также в случаях неисполнения должностными лицами органов административной юрисдикции требований прокурора, вытекающих из установленных федеральными законами полномочий, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой сфере. Представления об устранении нарушений законов при производстве по делам об административных правонарушениях могут носить индивидуальный или обобщенный характер. В первом случае основанием для внесения представления является подтвержденный в ходе проверки по поступившей в органы прокуратуры информации (жалоба гражданина, обращение иного лица, сообщение в средствах массовой информации и т.д.) факт единичных нарушений требований закона со стороны должностных лиц органа административной юрисдикции. Во втором случае основанием для прокурорского реагирования являются, как правило, выявленные в ходе плановой или внеплановой (в связи с поступившей информацией, по заданию вышестоящего прокурора, по собственной инициативе) проверки нарушения законов, в том числе по исполнению постановлений по дела об административных правонарушениях. При определении адресата вносимого представления необходимо исходить из того, что согласно п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений законов вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Если речь идет об искоренении противоправной практики в конкретном органе административной юрисдикции, то прокурор адресует представление руководителю такого органа. В случаях же, когда ранее внесенные представления и иные акты прокурорского реагирования не возымели своего результата, правомерно ставить вопрос об этом перед вышестоящим по отношению к такому органу руководством. Поэтому в резолютивной части представления необходимо ставить такие требования, как : обязательность наказания в дисциплинарном порядке вплоть до увольнения проявивших себя с худшей стороны должностных лиц, включая в отдельных случаях и руководителя соответствующего органа административной юрисдикции; улучшения системы проверки уровня профессиональных знаний у лиц, допускаемых к осуществлению административного преследования; устранения причин и условий, способствовавших нарушениям закона. Следует также сформулировать вопрос о безусловном направлении в прокуратуру копий приказов, свидетельствующих о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений законов, причин и условий, им способствующих. При этом необходимо иметь в виду указание Генеральной прокуратуры РФ от 02.02.2007 № 73/1-33-2007 об исключении фактов направления запросов и актов прокурорского реагирования в федеральные органы государственной власти, минуя Генпрокуратуру России.

3. Протест на постановление по делу
об административном правонарушении

Пункт 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ наделяет прокурора в пределах его полномочий правом приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле. Статья 29.9 КоАП РФ устанавливает два вида таких постановлений: 1) постановление о назначении административного наказания; 2) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении может выноситься в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5; объявления виновному устного замечания в соответствии со ст. 2.9 Кодекса; прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления. Здесь следует учитывать специфику закрепленной в гл. 30 КоАП РФ процедуры пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Так, ст. 30.2 Кодекса устанавливает порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, который применим и к случаям принесения протеста прокурором. При этом прокурор может по своему усмотрению направить протест в орган административной юрисдикции, принявший соответствующее постановление, либо непосредственно оспорить незаконное решение в суд или вышестоящему лицу, уполномоченным его рассматривать. Целесообразно использовать процедуру прямого обращения в орган (суд, должностному лицу), правомочный рассмотреть протест. Это, во-первых, позволит сэкономить время, которое в противном случае будет занято процедурой дальнейшей переписки органа административной юрисдикции, решение которого оспаривается, с органом (судом), правомочным пересматривать оспариваемое решение. Во-вторых, обращение напрямую в вышестоящую инстанцию более приемлемо и с точки зрения логики, поскольку в противном случае протест адресуется органу, который не вправе его рассмотреть по существу и принять основанное на законе решение. Пункт 1 ст. 23 Закона о прокуратуре также корреспондирует данной позиции, предоставляя право прокурору или его заместителю приносить протест на незаконный правовой акт в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Статья 30.1 КоАП РФ определяет органы и должностных лиц, которым адресуется протест, а ст. 30.3 КоАП РФ устанавливает, что жалоба, а равно и протест на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Таким образом, законодатель установил две точки отсчета для обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, равно как и для опротестования, поскольку
ч. 1 ст. 30.10 КоАП РФ содержит прямую отсылку к ст. 30.1 – 30.3 КоАП РФ. Поскольку прокурор фактически не в состоянии обеспечить сплошную проверку всех принимаемых в рамках его территориальной или по объектной юрисдикции и не вступивших в законную силу решений как судебных, так и несудебных органов, основной акцент в работе следует уделять оспариванию в надзорном порядке вступивших в законную силу решений. Следует отметить, что согласно Федеральному закону от 03.12.2008 № 240-ФЗ ст. 30.11 КоАП РФ утратила силу. Этим же Законом в Кодекс введены новые ст. 30.12 – 30.19, регулирующие порядок обжалования, опротестования в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов. Нормами этих статей распространено право на обжалование в порядке надзора вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на лиц, указанных в ст. 25.1 – 25.5 Кодекса. Для удобства рекомендуется руководствоваться положениями ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, определяющей, какого рода решение может быть вынесено по результатам рассмотрения жалобы (протеста). Прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении в случаях, когда: а) имеется хотя бы одно из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ . Статья 2.9 Кодекса, на которую делается ссылка в рассматриваемой норме, устанавливает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Обстоятельства, указанные в этой статье, не могут быть положены не только прокурором, но и лицом, обжалующим решение, в мотивационную основу своих претензий, поскольку в ней отсутствует элемент обязывания руководствоваться теми или иными соображениями, что предполагает личное усмотрение уполномоченного на то лица или органа на применение такой нормы. Напротив, ст. 24.5 КоАП РФ приводит исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. В мотивировочной части протеста следует сослаться на одно из приведенных оснований, а в резолютивной – поставить вопрос об отмене незаконного постановления и о прекращении производства по делу . В основу мотивировочной части протеста может быть положен факт недоказанности обстоятельств, на основе которых вынесено оспариваемое постановление. Прокурор исходит из положений ст. 26.1 КоАП, перечисляющих обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении; б) существенно нарушены предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания. В мотивировочной части протеста необходимо указать, какие именно существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело или почему следует применить закон об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого наказания. В резолютивной части акта реагирования прокурор ставит вопрос оботмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение ; в) постановление вынесено неправомочным судьей, органом или должностным лицом. Прокурор мотивирует свою позицию со ссылкой на нормы Кодекса о подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях, а в резолютивной части ставит вопрос об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности . Приведенная привязка к ст. 30.7 КоАП приносимых прокурором протестов наиболее полно способствует целям прокурорского реагирования, искоренению присутствующего пока в работе упрощенчества, повышению ответственности прокуроров за качество готовящихся ими актов реагирования. В ст. 31.6 КоАП РФ основанием для приостановления исполнения постановления является только протест прокурора на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. Таким образом, исходя из требований ст. 30.12 КоАП, необходимо обеспечить синхронность в процессе принесения такого протеста прокурором субъекта Федерации или его заместителем на имя председателя (заместителя председателя) соответствующего их уровню суда и в уведомлении суда или органа административной юрисдикции, вынесшего оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении о приостановлении его исполнения до рассмотрения протеста. Вопросом уведомления предпочтительнее заниматься выявившему нарушение прокурору по месту нахождения органа административной юрисдикции, вынесшего постановление. При этом должна быть достигнута максимальная согласованность в принятии решений прокурорами районного и областного звеньев.

Представляется необходимым отметить, что более подробно вопросы пересмотра вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов предусмотрены новыми ст. 30.12 – 30.13 КоАП РФ. Из этих норм вытекает основной вывод , что вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть пересмотрены только в судебном порядке. При этом не имеют значения виды административных правонарушений и наказаний, а также кто был участником производства по делам об административных правонарушениях, какие органы и должностные лица вынесли эти постановления, решения.

Кроме того, установленное ч. 1 ст. 30.12 КоАП РФ право обжалования в порядке надзора лицами, указанными в ст. 25.1 – 25.5 Кодекса, вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов восстановило конституционный принцип, предусмотренный ст. 46 Конституции РФ, – право на судебную защиту. Введенные в КоАП РФ нормы конкретно закрепляют процессуальные формы принимаемых решений о пересмотре вступивших в законную силу постановления, решения по делу об административном правонарушении, пределах такого решения. В ст. 30.15 – 30.18 КоАП РФ они подробно изложены.

Необходимо подчеркнуть, что согласно ст. 22 Закона о прокуратуре в случае выявления незаконных правовых актов прокурор или его заместитель опротестовывает противоречащие закону правовые акты. Если органы, издавшие такие акты, отказываются их отменить, то прокурор обращается с заявлением в суд или арбитражный суд о признании таких актов недействительными
(ст. 45 ГПК РФ, ст. 52 АПК РФ).

4. Предостережение о недопустимости
нарушения закона

В ч. 1 ст. 25 1 Закона о прокуратуре закреплено, что предостережение о недопустимости нарушения закона объявляется должностному лицу в целях предупреждения правонарушений . То есть по своей сути это средство прокурорского надзора нельзя признать актом реагирования на выявленные нарушения в прямом смысле слова. Вместе с тем, как показывает анализ практики применения прокурорами названной статьи, предостережения зачастую объявляются уже по факту совершения нарушений законов, а не при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Безусловно, такая практика не является правильной и подлежит коррективам, поскольку предостережение как превентивная мера не достигает своей цели, отчего ценность его крайне невелика. В процессе осуществления надзора за законностью решений, принимаемых органами административной юрисдикции, допустимо практиковать объявление предостережений должностным лицам таких органов, когда на протяжении длительного периода вскрываются однопорядковые нарушения с их стороны, что дает основания говорить об их устойчивом характере и возможности повторения в правоприменительной практике. В порядке заключения следует отметить, что в силу ограниченного объема пособия охватить весь аспект возникающих вопросов и путей их разрешения невозможно. Безусловно, с учетом характера представленной работы в ней не нашли отражения разные точки зрения ученых, авторов комментариев к КоАП РФ по наиболее актуальным вопросам, поскольку конечное решение все равно остается за судом. Вместе с тем без претензии на исчерпывающей характер излагаемой информации, в том числе в части методики проведения проверок, в работе нашли отражение вопросы прокурорского надзора почти на любой из выделяемых в КоАП РФ стадий процесса привлечения к административной ответственности, особенно по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях. Дальнейшее развитие законодательства об административной ответственности внесет коррективы и в практику прокурорского надзора, что потребует разработки более современных методик осуществления проверок их исполнения.

1. Конституция Российской Федерации. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. 3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. 4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

5. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-I // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366; (в ред. от 17.07.2009 № 171-ФЗ).

6. О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 196-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 2. (в ред. от 26.04.2007 № 63-ФЗ). 7. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 № 306-ФЗ). 8. О судебных приставах: Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (в ред. от 25.12.2008 № 280-ФЗ). 9. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (в ред. от 05.04.2005 № 3-ФКЗ). 10. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ. 11. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195. 12. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами: указание Генерального прокурора РФ от 12.05.2009 № 155/7. 13. О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 № 2. 14. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5.

Введение ………………………………………………………... 3
Глава 1. Общие вопросы прокурорского надзора за исполнением постановлений по делам об административных правонарушениях ……………………………………….. 6
1. Правовое регулирование, предмет и организация деятельности прокурора по надзору за исполнением постановлений по делам об административных правонарушениях…... 6
2. Обращение и приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении………………... 16
3. Типичные нарушения законодательства при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях…………………………………………………………... 33
4. Вопросы, подлежащие выяснению прокурором при проверке исполнения решения о наложении административного наказания………………………………………………………... 36
Глава 2. Прокурорский надзор за исполнением отдельных видов административных наказаний ………………… 44
1. Надзор за исполнением постановления о наложении административного штрафа……………………………………… 44
2. Надзор за исполнением постановления о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием
совершения или предметом административного правонарушения……………………………………………………….........
51
3. Надзор за исполнением постановления о лишении специального права…………………………………………………… 54
4. Надзор за исполнением постановления об административном аресте…………………………………………………... 60
5. Надзор за исполнением постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства…………………. 63
6. Надзор за исполнением постановления о дисквалификации…………………………………………………………......... 71
7. Надзор за исполнением постановления об административном приостановлении деятельности………………………. 74
Глава 3. Меры прокурорского реагирования …………….. 82
1. Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении………………………..... 82
2. Представление об устранении нарушений законов………. 84
3. Протест на постановление по делу об административном правонарушении………………………………………………... 86
4. Предостережение о недопустимости нарушения закона… 91
Список нормативных правовых актов …………………….. 93

Людмила Борисовна Датчук,

Борис Иванович Шалыгин

Прокурорский надзор за законностью
исполнения постановлений по делам
об административных правонарушениях

Методическое пособие

Редактор Ю.Г. Казанцев

Корректор Л.А. Перовская

Компьютерная верстка Л.В. Курдюковой

Подписано в печать 02.11.2009. Формат 60х90/16. Печ.л. 6. Тираж 200. Заказ 90. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации 123022, Москва, ул. 2-я Звенигородская, 15