Метод творчества синектика где используется в жизни. Что это за метод - синектика? Назначение, суть и примеры

Метод «синектики»

Отмеченное выше противоречие частично устраняют в методе «синектика», где штурм ведется постоянной группой со специально подобранным составом.

Уильям Гордон (автор «синектики») в стремлении превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из неявного в явный, из стихийного в сознательно управляемый в 1960 году ввел осознанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры.

Термин «синектика» означает «совмещение разнородных элементов», соединение воедино различных, зачастую очевидно не совместимых частей. Сама идея синектики состоит в объединении отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и решения проблем. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса: превращение незнакомого в знакомое и превращение знакомого в незнакомое.

В ситуации объединения от участников требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи.

Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов, символов.

Аналогии используются как средства для смещения процесса исследования проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга.

Для активизации мышления и управления им Гордон применил четыре вида аналогий : прямые, личные, символические и фантастические аналогии. Поэтому метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности.

Считается, что сила решений, вырабатываемых группой, является функцией имеющихся у участников разнообразия знаний, опыта, эмоциональных особенностей, поэтому важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Кроме того, в группу включают 2-3 специалистов со стороны, представляющих разные профессии, а также несколько работников основной организации, обладающих гибким мышлением, имеющих широкий диапазон знаний и большой практический опыт.

В отличие от мозгового штурма здесь требуется специальная и длительная подготовка группы. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого этапа - сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привычный контекст, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого - сделать привычное непривычным (вернуться к исходной проблеме).

Общий алгоритм решения проблемы таков :

  • 1) формулируется проблема, как она задана - формулировка проблемы;
  • 2) производится очищение от очевидных решений - дискуссия, в ходе которой члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих решений (этот этап напоминает мозговой штурм);
  • 3) происходит превращение необычного в привычное - поиск аналогий, позволяющих выразить «заданную проблему» в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту работы (в попытке проникнуть в суть проблемы и распутать клубок предложений допускается игнорирование физических законов и соглашений);
  • 4) формулируется проблема, как она понята - определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы;
  • 5) ставятся наводящие вопросы - ведущий предлагает дать решение, пользуясь одним из типов аналогий. Члены группы в свободной манере проигрывают каждый наводящий вопрос. Если аналогии становятся слишком абстрактными, дискуссия направляется в русло «проблема, как она понята». Когда появляется перспективная идея, ее развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и апробировать грубые прототипы устройства.

Подробнее этапы сеанса синектического штурма выглядят следующим образом (см. табл. 4).

Таблица 4

Вариант этапов синектического штурма

1. Формулирование проблемы заключается в

информировании участников о порядке работы и

разъяснении сути проблемы. При этом каждый участник штурма сообщает всю имеющуюся у него информацию о рассматриваемой проблеме.

  • 2. «Мозговой штурм» позволяет собрать (но не оценивать) спонтанные предложения по решению проблемы. Участники не должны быть чем-либо обременены.
  • 3. Повторное формулирование проблемы нужно для того, чтобы все участники исходили из одинакового понимания сути решаемой проблемы.
  • 4. Создание «прямой аналогии» помогает участникам найти соответствия для решения проблемы в другой области на основе генерирования вариантов в рамках бисоциации. Ведущий задает область (природа, техника, история, экономика, социум, искусство, спорт или музыка). Участники ищут ответы на вопрос: как в рассматриваемой области решена исследуемая проблема? Ответы обобщаются и производится выбор наиболее удачного из них.
  • 5. Создание «личной аналогии» позволяет участникам вжиться в проблемный предмет, чтобы ответить на вопрос: «Что я чувствую или как я действую, будучи...?». Из наработанных вариантов отбирается наиболее удачный.
  • 6. Создание «символической аналогии» (исходя из выбранного на предыдущем этапе предложения) побуждают искать необычные сравнения с формами, образами или звуками. На этом этапе важно «уплотнить ощущение», поэтому допускаются и парадоксальные сравнения, как, например, «стремительная медлительность», мгновенная вечность и т.д. И в этом случае производится выбор наиболее удачного варианта решения проблемы.
  • 7. Создание «второй прямой аналогии» необходимо для того, чтобы осуществить поиск аналогий в другой, не исследованной еще на четвертом этапе, области. По результатам поиска выбирается решение или группа решений.
  • 8. Анализ аналогий производится в виде фиксации признаков и функциональных принципов выбранных аналогий и определения отличительных характеристик.
  • 9. «Вынужденное согласие» начинается с того, что список признаков проецируется на исходную проблему: что означают эти признаки в контексте проблемы? Участники должны вернуться к постановке вопроса и найти приемлемые идеи, договорившись между собой.
  • 10. Формулирование вариантов решения исходит из тех идей, которые были разработаны на девятом этапе. Их количество не имеет значения, решающим является то, смогут ли участники выработать идеи, которые можно подвергнуть дальнейшей разработке, потому что именно это и есть цель синектического сеанса.
  • Подробно см.: Иванов И.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. -Ростов-на-Дону: ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2001. С. 208; Меерович М.И., Шпагина Л.И. Технология творческого мышления: практическое пособие. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. С. 41; Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: учебное пособие. -СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. С. 361; Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем. Книга 2. - Техника творчества. - Белгород: Крестьянское дело, 1995. С. 123.
  • Иванов И.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. - Ростов-на-Дону: ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2001. С. 209.

Есть много методов генерации идей для решения задач. Мы уже писали о дизайн-мышлении и траблшутинге, которые хорошо справляются с этим, сегодняшний материал — о синектике. Что это за метод, почему он может быть интересен бизнесу, как и где применяется и чем отличается от других техник? Мы поговорили об этом с Наталией Сергиенко, фасилитатором по методу синектики. Она обучалась ему в США в компании Synecticsworld, пионером в этом направлении.

— Десятилетия наблюдений и анализа видеозаписей работы изобретательских групп легли в основу синектики.

Среди вопросов, которые волновали исследователей:

  • Что действительно происходит между людьми на собраниях (совещаниях, планерках и т.п.)?
  • Как влияет их поведение и методы на вероятность получения креативного решения, которое они будут готовы воплощать?
  • Что можно изменить, чтобы увеличить эту вероятность?
  • Почему некоторые собрания приводят к решению проблем и дают новые идеи, другие же «ходят по кругу»?

Основатель метода — Уильям Гордон, психолог, изобретатель, который с 1950 по 1960 годы разработал множество коммерческих патентов, когда руководил группой исследований изобретений в консультационной фирме Arthur D. Little. Он разработал систему, которая легла в основу метода, когда решал задачи для компаний, многие из которых входят в Fortune 500 по всему миру (это рейтинг выручки крупнейших мировых компаний, составляемый и публикуемый ежегодно журналом Fortune).

Гордон определил, что индивидуальное и групповое творчество аналогичны друг другу. Так в 1952 году в Кембридже была создана первая синектическая группа, где обсуждались идеи объединения классического метода мозгового штурма, поэтапного обсуждения проблемы и применения всевозможных аналогий и метафор.


Уильям Гордон (в центре) в зале заседаний Synectics Main Street, Кембридж, 1958 год. Фото с сайта synecticsworld.com

В 1960 году Уильям Гордон создал компанию Synectics Inc. и описал метод в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения», которая вышла в 1961 году. Сейчас клиентами Synectics Inc. являются такие мировые компании как Zinger, General Electrics, IBM и другие.

Слово Synectics имеет греческие корни «syn» и «ectos», что означает соединение разнообразия. Синектика — это метод, при котором мы комбинируем разнородные, а иногда и несовместимые элементы для решения задач. Можно сказать, что это система креативного мышления, основанная на аналогиях.

Отличие от мозгового штурма

Отличие от мозгового штурма в том, что группа под руководством фасилататора ищет аналогии, примеры в других отраслях знаний, никак не связанных с бизнесом заказчика:

  • Прямые аналогии — нередко находятся в различных системах и решают сходные с поставленной задачи. К примеру, наблюдая за работой червя-древоточца, инженер Марк Изимбар Брюнель открыл кессонный метод в строительстве подводных сооружений. Ищем, сравниваем и исследуем. Часто делаются сравнения с растениями, деревьями, машинами и т.п. С этой аналогией будут эффективно работать люди, которые имеют разносторонние знания и склонны к системному анализу задач и проблем
  • Субъективные (личные) аналогии — здесь это работает так: представьте, что бы вы чувствовали и делали, например, если бы ваши руки были лопастями вертолета? Все следует пропустить через свои ощущения. С этой аналогией хорошо работают люди, которые обладают хорошим воображением и способны перевоплощаться, «вживаться» в роль и быть частью проблемы
  • Символические аналогии — тут тоже все просто: представьте, как может физически выглядеть острая проблема или стальное решение. Свойства одного отождествляются со свойствами другого. Важно найти парадоксы и противоречия в привычном и понятном
  • Фантастические аналогии — вы проходите через все стены или слышите музыку, которую никто больше не слышит. Важно представить вещи такими, какими они не могут быть в привычном нам понимании — долой границы воображения, которые мешают получению результата, зато на максимум нужно включить воображение и образное мышление

Хорошо использовать аналогии по такой системе: прямые — реальные, личные — телесные, символические — абстрактные, фантастические — нереальные.

Вначале это кажется не привязанным к решению задачи, забавным и очень веселым. Само решение проблем — рационально, а вот процесс обдумывания такого решения — нет. Кратчайший путь поиска решения сложной задачи часто приводит к примитивным и однобоким решениям. Именно поэтому всем известный метод мозгового штурма не всегда работает. Люди приходят и озвучивают то, что уже давно было в их голове. Они никак или почти никак дальше не используют идеи друг друга.


Как решаются проблемы с помощью синектики

Сначала подбирается синектическая группа. Самое лучшее для бизнеса клиентов — для этой группы позвать своих клиентов. Но тут уже надо смотреть, чтобы у них был разный опыт, образование, возраст.

Обсуждение проводится в отдельном помещении, в котором должны быть нужные для генерации идей и решения проблемы условия: например, аппаратура), маркерная доска, маркеры, бумага, ручки и т.п.

Группе дается возможность провести тестовое занятие по использованию аналогий. Далее идет работа с аналогиями: каждый специалист группы должен психологически раскрепоститься и раскрыться перед остальными.

Непосредственно решение проблемы включает в себя:

  • Формулировку задачи — важно четко понимать, что решать
  • Анализ задачи — группе предоставляется больше контекста и информации о задаче, но не слишком много
  • Генерацию идей-трамплинов
  • Выбор идеи/идей для развития
  • Развитие идеи, если нужно — еще генерацию идей
  • Формулировку основной идеи для воплощения
  • Оценку идеи — ее сильные и слабые стороны
  • Работу над укреплением слабых сторон
  • Создание плана действий по воплощению идеи

В синектике, как и в мозговом штурме, группа озвучивает очень большое количество идей.

Все идеи фасилитатор записывает на листы флипчарта. В среднем за 40−60 минут получается около 60 идей. Особо «плодовитые» группы достигают отметки в 100.

Синектика учит участников находить оригинальные идеи на выстраивании связей с уже высказанными идеями. При этом:

  • Есть четко распределенные роли в группе по решению задачи
  • Есть правила в группе — как слушать, как формулировать идеи
  • Есть понятная для группы процедура работы из 5 шагов
  • Работа всегда заканчивается планом действий — что, кто и когда

Синектика не нужна, если у вас уже есть варианты решения проблемы — ничего придумывать и искать не надо. Для выбора возможного решения есть другие отличные методы, например, техника «Декартовы координаты».


Как метод применяется в бизнесе

Ценность синектики для бизнеса в том, что фасилитатор приходит, обучает команду методу, уходит, а метод остается работать. Его принципы и инструменты команда может использовать для решения задачи в следующий раз.

Если команда не хочет или не может повторить весь процесс работы синектической группы, то участники могут пользоваться принципом In-Out- Listening.

Как он работает? Делим лист бумаги на две части вертикальной линией: слева пишем отдельные слова, что слышим от выступающего, справа — любые ассоциации, которые нам приходят в голову.


Это — отличный «сырой» материал для генерации идей впоследствии. И еще так можно быть уверенным, что выслушаны все.

Сегодня синектику применяют не только для обучения самому процессу поиска идей, но и для решения проблем. Есть много примеров использования метода в бизнесе:

  • Когда разлилась нефть в Мексиканском заливе, была создана синектическая группа для решения этой задачи
  • Чтобы стать одним из лидеров в мире текила Cuervo с помощью этого метода придумала свое государство, флаг, паспорта и арендовала остров
  • Phillips Sony care стали первыми среди 600 претендентов на победу в конкурсе Medical Marketing and Media за компанию по продвижению своих зубных щеток
  • Сеть британских супермаркетов Sainsbury во время синектической сессии выделила 1200 операционных проблем, свела их к 45, затем к 18. 12 были решены сразу, для 6 — поставили жесткие сроки решения
  • McKinsey обратились к синектике для поиска снижения затрат. Были созданы специальные комитеты, каждый из которых впоследствии работал над снижением одной группы затрат
  • Vanish в США искал новые инсайты и возможности расширить категории своих пользователей с помощью Синектики — так в 2007 резко выросло использование Vanish Crystal White за счет новых пользовательских групп

В бизнесе для синектики действительно есть много возможностей. Приведу несколько примеров из моей практики:

Пример первый. С моими клиентами в США мы нашли идею празднования 50-летия компании. У заказчика было желание, чтобы событие отражало ценности компании, было длительным и вовлекало жителей города. Главное, чего клиент не хотел, это «rubber chicken» — в качестве еды на разных корпоративах часто подают «резиновых цыплят» — жестких, невкусных, но дешевых. Клиент хотел, чтобы празднование отражало их ценности — люди, местное комьюнити, чистота, забота об окружающем мире.

Мы начали сессии с анализа задачи. Потом были первые несмелые идеи. Уже прошло около 40 минут самой стадии генерации идей, но лицо заказчика не отражало никаких признаков счастья или удовольствия. Когда звучит нужная идея, заказчики всегда оживают, улыбаются, комментируют ее, осваивают.

Мы отправились на экскурсию на Бразильский карнавал. Там вспомнили, что одежда у танцовщиц бывает с перьями. Перья помогли участникам вспомнить о птицах в их городе. И одна из основных идей празднования звучала в финале так:

Делать всем сообществом города домики для птиц из готовых частей. Эти домики жители города могли уносить с собой и крепить к деревьям возле своих домов.

Идея полностью удовлетворяла несколько критериев заказчика: заметность, социальная ориентированность, забота об окружающей среде.


Пример второй. У одной украинской торгово-производственной компании имелось здание в жилом микрорайоне. Это здание было чем-то похоже на мавзолей, у него уже было много разных собственников, и никто не понимал, что с ним делать.

На синектической сессии группа заказчика решила, что там должно быть что-то вроде клиентского клуба. Это послужило отправной точкой для всего дальнейшего плана. Идея выросла в клуб и почти набережную (здание находилась около обмелевшей речушки) с уютными беседками. Микрорайон просто изменил свое лицо

Решали мы и немасштабные задачи: как назвать книгу, как сделать оригинальными раздаточные материалы. Мне было приятно и важно узнать позже, что эти идеи воплощались в жизнь.

В случае работы синектической группы важно найти не самую оригинальную идею, а самую выгодную идею, которая нравится заказчику, решает его проблему с учетом его ресурсов. Мы создаем не креатив, а решение для бизнеса.

И синектика - разные техники, они обе групповые и обе способствуют выработке новых идей и поощрению креативности. Традиционные сессии проводятся модератором, но могут проходить и без него. Члены группы получают инструкцию генерировать идеи, подходы или решения, не задумываясь о стоимости, возможности реализации и т.п. Также членов группы просят не критиковать никакие идеи, исходящие от их коллег. Вместо этого, они поддерживают "конструирование" идей другими членов группы, развивая и модифицируя их.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

В 1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона «Синектика: развитие творческого воображения». Книга открыла новую главу в истории методов поиска новых решений. Описанный в ней подход к организации творчества, правила работы, обучения, оказали большое влияние на разработчиков новой техники, методологов. К сожалению, книга не была издана у нас в стране.

Работа над методом началась в 1944 году. Гордон указывал, что, слово «синектика» – греческого происхождения и означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.

Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. Метод включает в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности. Целью разработки метода, по словам Гордона, явилось стремление к повышению вероятности успеха при постановке и решении задач. Но как этого добиться? С одной стороны непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой стороны необходимость системы обучения, измерения контроля. Попытки объединить эти взгляды привели Гордона к идее «группового мышления». В ходе этой работы в Кембридже в 1952 году была создана группа синекторов, которая провела эксперимент по возрастающему, постепенному проникновению в суть творчества и поиску нового благодаря наблюдению на практике, как за своим собственным творческим процессом, так и за процессом работы всей группы.

Наблюдения за синектическими группами во время работы, эксперименты с привлечением отдельных людей, дали возможность проникнуть в сущность исследуемого процесса.

Гордон решил проблему выявления, объективизации мыслительной деятельности непосредственно в процессе творчества. Он указывал, что психологические состояния, механизмы, которые действуют в то время, когда человек творит, обычно скрыты от наблюдения. В ситуации, когда синекторы объединены в группы, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по обсуждаемой проблеме. Это позволяет вынести звенья сложнейшего процесса индивидуального творчества на всеобщее обозрение, после чего они могут быть сравнены с другими и проанализированы.

Ключевым моментом синектики, отличающим ее от метода мозгового штурма, является подход к процессу решения. Обычное для мозгового штурма выдвижение идей отвергается синекторами практически в течение всего процесса работы. Указывается, что законченная, целостная мысль, представляющая собой идею или совокупность идей, основанных на неких посылках, выдается индивидом после того, как он сам ее придумает. Эта целостность может быть принята окружающими как верная, полезная или отвергнута как неверная. Целостность противодействует дальнейшим изменениям. Никто не может признать за собой авторство этой идеи, кроме того, кто ее высказал. Попытки борьбы с этим негативным явлением видны из того факта, что перед проведением мозгового штурма специально договариваются о распределении (или общности) авторства на выдвинутые идеи, однако проблемы это не снимает.

С другой стороны, нерациональная информация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Однако, основываясь на ней, все члены группы могут продолжать свое движение к решению. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции. Феномен «инсайта» проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, постоянно фиксируясь на более или менее нерациональной основе, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи, мысли.

Таким образом в синектике, по мысли Гордона, результаты решения проблемы – рациональны, процесс же, приводящий к решению, -нерационален. Необычным также является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Риск, трудное задание, имеют в группе синекторов большой психологический престиж, каждый стремится взять на себя наибольшую часть трудностей.

Наблюдения показали также, что в процессе работы полезно выдвигать совершенно нереальные идеи, предложения, абстрактные образы, то есть то, что первоначально было названо автором «игра» и «неуместность». Однако настрой на выявление операторов заставил в последующем уточнить, что же скрывалось под этими терминами.

Вот пять главных принципов, лежащих в основе синектического подхода:

  1. Отсрочка, т.е., по началу поиск новых точек зрения или перспектив а не решений. Например, чем непосредственно обсуждать типов помпы для закачки воды, лучше, если синектическая группа будет беседовать на более общую тему, как вообще передвигать "вещи" с места на место.
  2. Автономность объекта, т.е., позволить проблеме "иметь успех" самой по себе. Например, взамен беседы о том, что осуществимо в отношении создания программного обеспечения для настольной издательской системы, группа может сосредоточиться на том, какова была бы "идеальная" настольная издательская система. Таким образом, проблема в большей степени, чем потенциальные технологические решения, становится центром дискуссии.
  3. Использование "банальностей", т.е., применение привычного для того, чтобы понять неизвестное. Пример такого подхода: группе преподавателей университета даётся задание создать учебный план по информатике для начинающих. Чем фокусироваться на информатике, можно попросить группу сосредоточиться на том, что вообще может быть расценено как "мастерство" в этой области.
  4. Включение/выделение, т.е., чередование общего и специфического, частного, с тем, чтобы специфические примеры были определены и рассматривались как часть большего.
  5. Использование метафор, т.е., использование аналогий для предложения новых точек зрения.

Обыгрывание метафоры – один из плодотворных механизмов, когда нужно знакомое сделать незнакомым, а незнакомое – знакомым. Используются метафоры, основанные на явных или подразумеваемых сравнениях, как между похожими, так и явно несоответствующими друг другу объектами. Сюда же относится и механизм персонификации, с его основным вопросом: «Как бы себя чувствовала та или иная вещь, если бы она была человеческим существом и могла бы на все реагировать? Как бы я себя чувствовал, если бы был этой вещью?».

Считается, что изящество решений, выдаваемых группой, является функцией имеющегося у участников разнообразия знаний, интересов, эмоциональных особенностей.

Важным критерием для отбора членов группы является учет эмоционального типа. Он влияет на то, как человек подходит к проблеме:

  • Пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около?
  • Ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха?
  • Когда он не прав, связывает это со своими действиями или оправдывается, ищет причины вовне?
  • Может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент?

Здесь проходит еще одна линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике наоборот, скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний, если при этом у них значительны отличия в эмоциональной сфере.

Уход от специализации, наличие в группе профессионалов в различных областях знаний, позволяет работать над проблемой с самых различных точек зрения. Конечно, ни одна группа не может быть компетентной во всех областях науки и техники, в которых ей приходится решать задачи. Поэтому часто в состав группы включается эксперт в данной области знаний. В зависимости от ситуации он может играть роли «энциклопедии», либо «адвоката дьявола» в первом режиме он работает скорее пассивно, т.е. выдает конкретные советы, справки по запросам членов группы.

В режиме «адвоката дьявола» он сразу же выявляет и отвергает слабые стороны выдвигаемых понятий, концепций, подходов. Часто эксперт включается в группу на длительный срок. Эксперту приходится много работать над адаптацией специфической терминологии своей специальности в общедоступную. Он должен заниматься и обратным переводом, а также допускать «вторжение» группы на «территорию» его области знаний.

Важнейшим элементом синектического процесса является практическая реализация полученных в процессе работы идей. Синекторы должны принимать участие в практической работе, это считается жизненно важным процессом для поддержания их в хорошей форме. Без выхода на практику процесс мышления замыкается в абстракциях, а они ведут к еще большим абстракциям и неопределенности.

Решения, которые предлагают синекторы, часто представляются оригинальными, иногда рядовыми, обычными, но следует иметь в виду, что основа и наибольший объем работы синекторов заключается не в решении проблемы, а в ее постановке, в возможности увидеть неожиданный ракурс, поворот, акцент. Поставленные задачи, как правило, не сложны, обычно решения находятся вскоре после уяснения ситуации, так что дополнительные средства, например, иные методы решения проблем, как правило, не привлекаются. Можно определить синектику как средство для постановки задач. Собственно нахождение решения есть следствие широко известного положения о том, что правильная постановка задачи есть половина решения.

Блок-схема синектического процесса

1. Постановка задачи

2. Перевод задачи, «как она поставлена» в задачу, «как она понимается».

3. Выявление вопроса, вызывающего аналогии.

4. Работа по поиску аналогий.

5. Использование аналогий:

  • Прямая аналогия
  • Символическая аналогия
  • Личностная аналогия
  • Фантастическая аналогия

6. Поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.

Операторы синектики

Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуациях постановки и решения проблем, где результатом является художественное или техническое открытие (изобретение). Операторы синектики – конкретные психологические факторы, которые поддерживают и ведут вперед весь творческий процесс. Их следует отличать от психологических состояний – таких как эмпатия, вовлеченность, игра и пр. Психологические состояния являются основой творческого процесса, но они не управляемы. Термины «интуиция», «эмпатия» и пр. – просто названия, прикрепленные к очень сложным действиям. Операторы синектики, ее механизмы предназначены для побуждения, активизации этих сложных психологических состояний.

Решая задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или группу быть творческим, интуитивным, вовлеченным, или же допускать очевидные несоразмерности. Необходимо дать средства, позволяющие человеку делать это.

Несмотря на то, что в процессе описания эволюции синектики мы кратко коснулись основных ее механизмов, рассмотрим их вновь, уже в окончательно обработанном виде.

Глобально синектика включает в себя два базовых процесса:

а) Превращение незнакомого в знакомое.

б) Превращение знакомого в незнакомое.

А. Превращение незнакомого в знакомое

Первое, что делает человек, которому предстоит решить проблему – пытается ее понять. Этот этап работы очень важен, он позволяет свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Человеческий организм в основе своей консервативен и потому любая странная вещь или понятие угрожает ему. Необходим анализ, который может «проглотить» эту странность, подвести под нее определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в рамках привычной модели. Для начала работы над проблемой должны быть высказаны конкретные предположения, хотя в дальнейшем, в процессе работы, понимание проблемы будет меняться. Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны – это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.

Б. Превращение знакомого в незнакомое

Превратить знакомое в незнакомое – означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В «известном мире» предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного – основа творчества.

Синектика выделяет четыре основных механизма превращения известного в неизвестное:

  1. Личная аналогия
  2. Прямая аналогия
  3. Фантастическая аналогия
  4. Символическая аналогия

По мнению У. Гордона без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения задачи. Эти механизмы – специфические умственные операторы, специальные «орудия» активизации творческого процесса. Существует определенная предубежденность изобретателей против какой-либо механизации человеческого творчества. Однако синектика сознательно подразумевает именно подобную «механизацию». Применение этих механизмов помогает резко увеличить творческую активность, сделать ее результатом сознательных усилий.

Личная аналогия

Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от следов и продуктов ее механического, внешнего анализа. «Химик делает для себя проблему известной с помощью уравнений, описывая происходящие реакции. С другой стороны, чтобы сделать проблему неизвестной, химик может идентифицировать себя с молекулами, находящимися в движении. Творческий человек может представить себя движущейся молекулой, полностью вовлекаясь в ее активность. Он становится одной из сонма молекул, он сам как бы подвержен всем молекулярным силам, которые его тянут во все стороны. Он чувствует всем своим существом, что в тот или иной период происходит с молекулой». Здесь хорошо видно, что сделать проблему неизвестной – означает увидеть новые аспекты, грани, не воспринимаемые до этого.

Прямая аналогия

Этот оператор обеспечивает процесс сравнения аналогов, параллельно существующих в различных областях знаний, фактов, технологий. Он требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы подобий того, что требуется создать.

Широко известна эффективность переноса идей из биологии в инженерную практику. Так, например, устройство для движения в грунте было создано инженерами на основе тщательного изучения принципа работы корабельного червя «тередо», прокладывающего себе тоннель в бревне. Плодотворность использования аналогий постоянно подтверждается в практической деятельности и в наше время.

Фактически применение прямой аналогии – это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием профессий и жизненного опыта членов группы.

Фантастическая аналогия

При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

Символическая аналогия

Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что в символической аналогии для описания проблемы используются объективные и неличные образы. По сути синектор формирует на этой стадии поэтический отклик на проблему. (Под термином «поэтический» здесь подразумевается сжатый, образный, противоречивый обладающий большим эмоциональным и эвристическим смыслом).

Цель символической аналогии – обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Собственно символическая аналогия – это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов – «заглавие книги». Здесь необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за «заглавием». Синекторы утверждают, что символическая аналогия – незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть «необычное в обычном».

Приведем несколько примеров, такого видения анализируемых объектов:

  • выставка – организованная случайность
  • продажа – формализованное доверие
  • книга – немой собеседник

Применение этого механизма в практической работе очень ценно, так как позволяет увидеть в объекте сложную совокупность противоположных тенденций, сторон, качеств.

Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года. За это время было подготовлено очень большое количество эффективно работающих специалистов. Синектика успешно пытается превратить некоторые бессознательные механизмы в сознательные так, чтобы они срабатывали бы сразу, как только в них появляется необходимость. Наиболее эффективна работа синекторов в области поиска идей новых товаров, в создании эффективной и необычной рекламы.

Итак, в этой и предыдущей статьях мы рассмотрели «методы интуитивного поиска», применяемые при решении проблемы: метод мозгового штурма и синектика.

Мозговой штурм служит средством порождения значительного количества идей. Слабость метода таится в том, что в нем отсутствуют механизмы и инструменты, позволяющие работать с образами. А ведь именно образы служат источником идей.

Этот недостаток устраняется в синектике, основную силу которой составляют механизмы работы с образами, их порождения и изменения. Генерация идей здесь отходит на второй план, становится производной от найденного представления. Но образы также не первичны, они производны от общей картины мира, от принятых в обществе и потому не воспринимаемых рамок, ограничений, норм. Подобно воздуху они окружают нас и являются естественными до полной «прозрачности». Кажущаяся свобода действий в рамках методов – это свобода в рамках неосознанно ограниченного пространства.

Преодолеть этот уровень ограничений предназначен следующий метод – метод свободного действия. Суть метода не может быть раскрыта в короткой статье. Однако общая направленность используемых механизмов состоит в выявлении внутренних границ и барьеров, стереотипов и их преодолении. Этот метод позволяет корректировать образы и представления, сформированные о объекте, а следовательно выходить за пределы привычного. Именно такого рода преодоления стереотипов и приводили во все времена фирмы – пионеры к идеям новых товаров, открывали новые ниши на рынке, а иногда в принципе меняли само это понятие.

Синектика относится к методам психологической активизации творческого процесса. Слово "синектика" в переводе с греческого означает "совмещение разнородных элементов". В полном словаре английского языка такое определение: "Синектические группы - группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов". Синектика предложена Уильямом Гордоном (СМИ) в середине 50-х годов.

В основу синектики положен мозговой штурм. Однако обычный мозговой штурм проводится людьми, которые не обучены специальным творческим приемам. Синектика предполагает создание постоянных групп. Такие группы, накапливая приемы, опыт, естественно, работают сильнее случайно собранных коллективов.

Цель метода . Направить спонтанную деятельность мозга и нервной системы на исследование и преобразование проектной проблемы. Синектика широко использует аналогии и ассоциации, помогающие находить новые идеи. Можно сказать так: синектика - это профессиональный мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий и ассоциаций.

В синектические группы обычно включают людей разных специальностей (за обучение одной группы фирма "Синектис" берет от 20 до 200 тысяч долларов; заказчики - Дженерал Моторс, ИБМ, Дженерал Электрик и другие крупнейшие фирмы). Решение задачи синектической группой начинается с ознакомления с "проблемой, как она дана" (ПКД). Затем группа, уточняя проблему, превращает ее в "проблему, как она понима­ется" (ПКП). Далее начинается собственно решение, основанное, как пишет У.Гордон, на превращении непривычного в привычное и привычного в непривычное, то есть на систематических попытках взглянуть на задачу, с какой-то новой точки зрения и тем самым сбить психологическую инерцию. Достигается это а) применением аналогии, б) развитием неожиданных ассоциаций.

Структура современного синектического процесса представлена на рис. 15.

Ее основные блоки предусматривают выполнение следующих процедур :

1. Формируют проблему в общем виде. Особенностью этого этапа является то, что в ряде случаев никого из синекторов, кроме руководителя сессии, не посвящают в конкретные условия изобретательской задачи (считается, что преждевременное четкое формулирование задачи затрудняет абстрагирование, уход от привычного хода мышления). Сессия начинается с обслуживания некоторых признаков задачи, например с рассмотрения физического принципа процесса. Оно охватывает широкий диапазон общих проблем и постепенно сужается под влиянием вопросов руководителя сессии, который должен направлять обсуждение в желаемое русло.


На синектические заседания приглашаются эксперты (специалисты в области данных проблем), которые поясняют проблемную ситуацию. Эксперт должен быть подготовлен к обсуждению и знаком с основами синектики. Он является помощником руководителя, может давать пояснения в области технической политики в данной отрасли, задавать наводящие вопросы. Главная задача эксперта - выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний.

В начальной стадии обсуждения участники стремятся немедленно, без соблюдения синектических процедур, найти решение проблемы. Путем анализа первых решений эксперт обязан показать их слабые стороны (первые идеи зачастую тормозят творческое мышление участников) и разъяснить сущность действительной проблемы.

Синекторы называют этот этап формулировкой "проблемы, как она дана" (ПКД).

3.Начинают анализ проблемы. Этот этап синекторы проводят совместно с экспертом. Изыскиваются возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в некоторые

привычные. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и оригинально сформулировать одну цепь решения. После объяснения сути проблемы и ее целей членам синектической группы дается возможность сформулировать ее так, как они ее понимают или как она им представляется. Здесь выявляются привычные направления (концепции), по которым можно было бы осуществить поиск решения задачи. По существу, в большинстве случаев этот этап означает дробление проблемы на части, на подпроблемы. Одну из наиболее удачных формулировок выбирает эксперт или руководитель.

Этот этап синекторы называют формулировкой "проблемы, как ее понимают" (ПКП).

3. Ведут генерирование идей решений проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор.

Для этого начинают экскурсию по различным областям техники, живой природы, политики, психологии, религии и тому подобное с целью выявления того, как подобные (аналогичные) проблемы могли бы быть решены в этих далеких от данной областях. Основная цель экскурсии -найти новую точку зрения на рассматриваемую проблему. Такой подход позволяет мысли уйти далеко в сторону от обсуждения темы и, по мнению синекторов, способствует активизации творческого мышления.

Painting by Roman Grassuta

Синектика: сущность, правила и процедура

Этимология: Термин «Синтетика» происходит от греческих слов syn — «вместе» и ectikos «разнообразие», поэтому слово synectikos – означает «совмещение разнородных элементов» или «объединение различных, на первый взгляд, несовместимых элементов».

Джордж М. Принс (5 апреля 1918 — 9 июня 2009), сооснователь и председатель компании Synecticsworld (Synectics Inc.), один из разработчиков метода Синектики.


2. История

Основные гипотезы и идеи Синектики родились во время исследований изобретательского и художественного творчества, которые Уильям Дж. Гордон проводил с 1944 года. В это же время автором были изучены произведения выдающихся философов и психологов и автобиографические записи Эйнштейна, Гете, Эдисона, Пуанкаре. Основные принципы и правила Синектики были разработаны Уильямом Гордоном и Джорджем Принcем в период между 1950 и 1960 годами, когда они вместе работали в консалтинговой компании Invention Design Group at Arthur D. Little (ADL). В 1961 году У. Гордон и его коллеги Дж. Принс, Д. Сперри и К. Марден создали новую компанию под названием Synecticsworld (Synectics Inc.), которая занималась исследованиями изобретательского творчества и творческими тренингами. Позднее У. Гордон покинул Synectics Inc. и основал собственную компанию Synectics Education Systems, направленную на применение Синектики в области образования.

Другие значимые работы: Джордж М. Принс «Практика творчества» (1967); W. Gordon, T.Poze Strange and familiar (1972); W. Gordon, T.Poze The new art of the possible (1980).


3. Описание метода

Синектика — это метод активизации творчества и творческого решения проблем целью которого является стимуляция творческого мышления и генерация новых точек зрения на решение сложных проблем путем преднамеренного использования аналогий и метафор в тщательно подобранных группах различающихся между собой людей.

Над проблемами работает устойчивая группа из 5–7 специалистов с несколькими профессиями и разным эмоциональным складом, знающих методы изобретения.


4. Основные функции

1. Синтетика – это эффективный метод открытия или создания новых связей и точек зрения, генерации творческих идей, творческого решения сложных проблем.


5. Методологические и теоретические основания

1. Универсальный принцип единства или принцип единства мира.

2. Принцип всеобщей связи . Синектика базируется на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.

3. Принцип синергии как паттерн порождения новизны, который основывается на двух взаимосвязанных процессах дифференциации и интеграции, приводящих к созданию нового целого, большего, чем сумма его частей.

«Мир полностью взаимосвязан. Любое объяснение, которое мы находим в каждый момент, является частичной связью, и его богатство проистекает из богатства всех связей, которые мы можем создать».

Джейкоб Броновски (18 января 1908- 22 августа 1974), британский математик, поэт и изобретатель.

Новизна заключается в раскрытии и создании новых связей. При этом каждая новая связь обладает синергетическим эффектом, порождающего новое целое, сумма больше частей, взятых по отдельности.

Уильям Гордон основывал синектику на таких базовых предположениях о творчестве:

1. Творчество возможно и важно в повседневной деятельности. Большинство из нас связывают творческий процесс только с созданием великих произведений искусства и новыми изобретениями.

2. Творческий процесс вовсе не таинственный. Его можно познать и описать, и можно обучать людей напрямую активизировать и развивать их творчество.

3. Творческие изобретения в науке и искусстве аналогичны, и характеризуются теми же самыми фундаментальными психическими процессами.

У. Гордон изложил три основные заповеди синектической теории:

1. Осознавая творческий процесс и развивая методы и приемы творчества, мы можем напрямую увеличить творческий потенциал как отдельных лиц, так и групп.

2. Эмоциональный компонент творчества более важен, чем интеллектуальный, а иррациональный компонент, более значим чем рациональный

3. Эмоциональные и иррациональные элементы необходимо понимать, чтобы повысить вероятность успеха в решения проблем.

4. Процесс индивидуального творчества аналогичен процессу группового творчества.

Уильям Гордон предложил четыре психологических состояния, которые были связаны с творческим процессом

1. Отстранение – вовлеченность.

2. Отсрочка.

3. Размышление или предположение.

4. Автономия объекта.


6. Сущность метода

Интеграция и синергия:

Сущностной идеей и ключевым механизмом синектики является интеграция творческих потенциалов различных индивидуальностей, совмещение различных концепций, вещей и пластов реальности, объединение эмоциональных и интеллектуальных, иррациональных и рациональных компонентов, слияние сознательных и подсознательных процессов, активности левого и правого полушария, преднамеренных усилий и свободного полета воображения. Именно многоуровневой синергетическое единство синектического процесса служит источником рождения новых блестящих идей, которые могут быть преобразованы в эффективное решение проблемы.

Структура

Синектика как формализованная техника творчества, сочетает в себе структурированный и свободный подходы к творчеству, высокоорганизованные мыслительные процессы и свободное воображение. Синтетическая сессия — это строгая дисциплина и свободный поток воображения и мысли, направленный поиск и стихийность нахождения решений. Активизация творческого процесса в синектике осуществляется с помощью сознательных усилий по применению разнообразных приемов и операторов.

При этом синтетический подход сочетает в себе как интегративное, так и разрушительное мышление. Творчество с необходимостью требует разрыва уже существующих смысловых связей. «Это способ мысленно разделить вещи и собрать их вместе, чтобы дать новое представление о всех типах проблем» (N.Roukes, 1988).

Синтетика основана на синектическом мышлении, которое находит сходство между вещами и соединяет их в новые структуры, на латеральном мышлении, которое связано с генерированием новых идей, а также с прорывным мышлением, представляющим собой нарушение разрушение рутинных паттернов и существующих установок и обретения нового свежего видения.

«Творчество — это чудесная способность схватывать взаимоисключающие реалии и высекать искру из их сопоставления».

Создание нового видения

Генерирование новизны, потенциально содержащей в себе все наилучшие решения, происходит вследствии обретения нового видения, создания свежей точки зрения и необычного взгляда на объект или проблему.

Новый подход и способ рассмотрения объекта может достигаться сознательно путем отстранения от знакомого объекта с помощью целого ряда триггеров и приемов.


7.Основополагающие принципы

По мнению У.Гордона, одним из основных моментов творческого решения проблемы является превращение давно знакомого в незнакомое, путем создания нового, «свежего» контекста. При этом сущность синектики по определению состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное — чуждым.

Синектический процесс включает в себя:

1. Превращение незнакомого в знакомое.

2. Превращение знакомого в незнакомое.

По отношению к проблеме:

1. Превратить незнакомое в знакомое — значит просто изучить проблему и привыкнуть к ней.

2. После этого нужно проделать обратную опера¬цию — сделать привычное чуждым.

Новый незнакомый контекст для рассмотрения знакомой проблемы достигается с помощью отстранения от объекта и проблемы с помощью аналогий и метафор, интуиции и игры, что преодолевает обычный взгляд на вещи и служит источником неожиданных и оригинальных решений.


8. Операторы и приемы

Для превращения знакомого в незнакомое в синектике используется целый ряд механизмов и приемов.

1. Неоперационные механизмы: интуиция, вдохновение, абстрагирование, вовлечение, свободное размышление, использование не относящихся к делу возможностей, применение неожиданных метафор и элементов игры.

По мнению У.Гордона данные механизмы не поддаются обучению.

2. Операционные механизмы: прямая, личная, символическая и фантастическая аналогии представляют собой психологические инструменты, применению можно обучить и которые использовать может каждый.

Операционные механизмы

Синектика определила 4 механизма для превращения знакомого в незнакомое, каждое метафорично по характеру:

1. Личная аналогия — это идентификация самого себя с исследуемым объектом или процессом. Уподобление с объектом помогает пережить и понять его достоинства и недостатки как свои собственные. Вживание в роль неодушевленного предмета и мысленное выполнение его функций помогает создать свежий контекст рассмотрения проблемы и порождает ее новые, неожиданные решения.

2. Прямая аналогия основана на сравнении схожих объектов, свойств и процессов из различных областей реальности. Особенно продуктивны сравнения и аналогии в области живой и неодушевленной природы, техники, войны и спорта.

3. Символическая аналогия проявляется как мысленная замена изучаемого объекта или явления или некоторым образом, знаком, пиктограммой, рисунком символом или поэтической метафорой. В данном случае наиболее эффективными аналогиями являются образы из сферы культуры, психологии и искусства. При решении различных проблем

Особой эвристической силой обладает вербальный образ или «сжатый конфликт», состоящий из двух противоположных слов, которые выражают сущностное противоречие и суть проблемы. Например такие оксюмороны как «Звенящая тишина», «Слепящая мгла», «Хаотичный порядок».

4. Фантастическая аналогия представляет собой изложение проблемы с помощью терминов и образов из волшебных сказок, мифов, легенд и научно-фантастической литературы. При этом представляется некоторый идеальный процесс и конечный результат который достигается предельно легким, чудесным образом.

Для этого могут отменяться фундаментальные законы природы и использоваться такие сказочные инструменты как волшебная палочка, лампа Аладдина, сапоги-скороходы, скатерть самобранка. Фантастические аналогии служат источником наиболее сильных, красивых и неожиданных решений.

Триггеры

В синектике используются также специальные «триггеры», каждый из которых представляют собой мини-методику, фокусирующуюся на каком-то аспекте построения новых связей. Кроме использования агналогий, наиболее известной синектической техникой является применение триггерных вопросов.

Вычесть — удалить детали или элементы объекта; сжать или сделать его меньше; что можно удалить или уменьшить?; можете ли вы нарушить какие-либо правила?; можете ли вы упростить его?

Добавить — продлить или расширить; дополнить, продвигать или пристраивать; увеличивать или добавлять.

Перевести — переместить объект в новую ситуацию; адаптировать, транспонировать, переместить или сместить; адаптироватьк новой структуре или значению; выйти из привычной среды; как может быть преобразова, переведен или трансформирован?

Сопереживать — сочувствовать ситуации / субъекту; поставить себя на его место; относиться к субъекту эмоционально и субъективно

Разное — Оживить, наложить, изменить масштаб, заменить, фрагментизировать, изолировать, исказить, замаскировать, опровергнуть, пародировать, исказить, аналогизировать, гибридизировать, метаморфизировать, символизировать, мифологизировать, фантазицировать, повторить, объединить.


9. Основные правила
1. Формирование творческой, игровой атмосферы, естественности и непринужденности в обсуждениях.
2. Избегание шаблонного мышления, поощрение видения задачи с разных точек зрения.
3. Моделирование и обыгрывание новых ситуаций.
4. Отказ от окончательных умозаключений.
5. Проявление рациональности в суждениях.
6. Возможность высказывать своё мнение независимо от того, насколько оно абсурдно или нереально.
7. Допустимость конструктивной критики идей и отказ от негативной реакции на объективные замечания.
8. Запрет на обсуждение достоинств и недостатков членов группы.

10. Процедура и этапы

Время: группа работает полный рабочий день в течение нескольких недель – вплоть до решения проблемы.

Группа. Количественный состав группы синекторов составляет примерно 5-7 человек, разных специальностей, с сразличным практическим опытом и с разным психологическим типом. В составе группы должны быть специально обученные синекторы, а также эксперты, представители заказчика.

Лидером группы должен опытный специалист, хорошо знакомый с основами синектики и другими методами активизации творчества.

В современных синектических группах возможен отказ от явного лидера, а его роль выполняют все члены группы поочередно, в зависимости от особенностей ситуации.

Ход синектического заседания фиксируется на маркерной доске, бумаге, записывается на магнитофон, затем такая запись изучается с целью поиска наилучшего пути решения задачи и извлечения уроков совершенствования приемов решения.

Этапы

Процедура проведения метода синектики и его этапов постоянно совершенствовалась и видоизменялась. В настоящее время существует несколько, в том числе и упрощенных, вариантов проведения синектической сессии.

В наиболее простом виде работа группы осуществляется в два этапа :

1. Представление непривычного привычным, которое осуществляется с помощью абстракций, обобщений и переноса незнакомого в понятный, знакомый контекст.

2. Представление привычного непривычным с помощью создания нового свежего контекста посредством разнообразных аналогий, метафор и триггеров.

Процедура синектической сессии может быть представлена и в виде трех классических этапов решения проблемы:

1. Определение проблемы . Представление неизвестного условно известным.

На данном этапе осуществляется перевод проблемы «как она поставле-на» в проблему — «как она понимается».

2. Генерирование вариантов решения. Представление известного якобы неизвестным. Задача этапа осуществляется с помощью создания различных точек зрения на объект, содержательного вращения объекта с помощью аналогий, триггерных вопросов и различных творческих приемов.

3. Выбор лучшего варианта решения . Превращение неизвестного в известное. На данном этапе самые удачные аналогии, образы и идеи переводятся в решения проблемы.

Процесс решения проблемы в синектике может быть представлен более подробно из последовательности четырех этапов :

1. Проблема как она дана. На этом этапе происходит постановка проблемы заказчиком или лидером. Никто из участников сессии, кроме лидера не посвящается в конкретные условия задачи, с целью сохранения широкого поля поиска и избегания привычного хода мышления.

2. Проблема как ее понимают . Участники, совместно с экспертами, исследуют проблему, анализируют ее общие признаки, разбивают ее на подпроблемы, уточняют смысл и принципы.

При этом возможно использование специальных приемов спрингбордов, включающих ассоциации, аналогии, метафоры, абсурдные идеи, пожелания, цели и объекты, основные направления, пожелания, а также формулировки: я хотел бы…, как сделать так, чтобы…

Основная цель этого этапа состоит в правильном и точном определении проблемы, в переводе ее из состояния «как она дана» в «как она понимается».

3. Генерирование идей. В синектике данный этапа называется экскурсией, представляющей поиск решения проблемы в живой природе, технике, психологии, спорте и искусстве. Для этого применяются такие базовые операционные механизмы и приемы как аналогии.

1. Прямая аналогия. Руководитель обращается к группе со следующими предлжениями: «Это во многом похоже на …, потому что …», «Возьмите идеи у природы и техники, найдите что-то более-менее похожее», «Опишите, как аналогичное реализуется в природе, технике, спорте…», «Возьмите идеи из истории, окружающего мира и практики».

2.Личная аналогия. Руководитель сессии может первым продемонстрировать работу приема мысленного перевоплощения и вживания в объект. Как необходимо прислушиваться к своим ощущениям и эмоциям при воплощении в объект, процесс или проблему. Руководитель задает группе следующие вопросы: «Как вы чувствовали бы себя, будучи исследуемым орбъектом?: «Как бы себя чувствовал объект, если бы он был человеком? При исследовании механизма или процесса: представьте себя этим объектом или его частью, как движутся его детали, как он работает?

3. Символическая аналогия. Руководитель просит выразить суть объекта, процесса или проблемы с помощью яркого образа, метафоры, символа, рисунка, схемы. Он предлагает: «Сформулируйте суть проблемы с помощью парадоксальной короткой фразы, или словосочетания из двух противоположных слов», «Определите основное качество объекта или проблемы, выявите противоположное ему качест¬во и определите их в виде конфликтной пары слов».

4. Фантастическая аналогия. Руководитель просит участников изложить суть проблемы с помощью терминов и образов из волшебных сказок, мифов, легенд. «Представьте идеальные образы исследуемых объектов», «Представьте, что проблемы решаются сами собой, как в волшебной сказке», «Представьте сказочных героев, волшебные предметы, которые делают то, что необходимо для решения проблемы». «Игнорируйте, отменяйте все законы природы, техники и общества».

4 . Оценка и выбор лучших идей. Перенос выявленных идей на проблему «как она дана». Для оценки идей возможно привлечение экспертов. Превращение и преобразование наиболее продуктивных идей в окончательные практические решения.

Необходимо подчеркнуть, что в классической синектике первостепенное и важное значение придается процессу анализу и формулировке проблемы. При этом, в отличие от других методов активизации, участники избегают преждевременной точной формулировки проблемы, так как по их мнению это значительно суживает область возможных решений. Преждевременно четкая формулировка задачи, считают синекторы, приводит к затруднениям в поиске оригинальных решений. Для этого вначале проблема рассматривается на абстрактном, обобщенном уровне, а основное внимание уделяется сущностному принципу, лежащему в основе исследуемого процесса.

Уже на этапе формулировке проблемы применяются различные аналогии, спрингборты (трамплины) и триггеры (спусковые крючки) мысли. Только после осмысления, модификации и уточнения проблемы, поставленной закзчиком и переводом ее на новый уровень понимания, начинается ее решение.

У. Гордон и Дж. Принс предложили пять шагов процесса решения проблем, из которых первые четыре посвящены работе с проблемой:

1. Проблема как она дана. (англ. Problem as Given — PAG). Проблема может быть поставлена внешним источником или отдельным лицом в группе.

2. Краткий анализ PAG. Этот шаг представляет собой постановку проблемы участниками, которые пытаются проанализировать и определить проблему.

3. Очистка. Немедленные предложения. Группа проясняет проблему, активно обсуждает выдвинутые предложения.

4. Проблема, как она понимается (Problem as Understood -PAU). Проблема формулируется как можно яснее и члены группы сосредоточиваются на ее решении. 5. Из знакомого сделать незнакомое. Это позволяет рассмотреть уже понятую проблему в новом контексте, в новой, нетрадиционной форме, как новую и незнакомую, с различных точек зрения.

6. Психологическое состояние. Этот этап подразумевает особое состояние ума вызванное размышление над проблемой как она понята и примененением всех типов аналогий.

7. Состояние объединения с проблемой. На этом этапе самая подходящая аналогия сравнивается с проблемой как понятой, в результате чего проблема освобождается от своей старой жесткой

8. Точка зрения . На этой фазе лучшие идеи и найденные решения переносятся на проблему, как она дана. При этом происходит переход от аналогии к конкретному решению проблемы.

9. Принятие окончательного решения и проведение научно-исследовательских работ.

На заключительном этапе происходит критическая оценка идей экспертами и

доведение их до практической реализации или продолжение научных исследований найденного принципа.

11. Достоинства метода
1. Метод, стимулирует латеральное и ассоциативное мышление и способствует развитию творческого воображения.
2. Синектика активизирует взаимодействие между правым и левым полушариями головного мозга.
3. Механизмы, триггеры и приемы-спрингборды синектики разрушают жесткие шаблоны мышления и способствуют генерации необычных точек зрения и свежих идей.
4. Техника создает атмосферу юмора, игры и свободы и обеспечивает активное участие членов группы в творческом процессе.
5. Синектика хорошо комбинируется с другими методами активизации творчества.
6. Синектика может использоваться в системе образования и существенно повышать качество учебного процесса.
7. Каждый человек может индивидуально использовать методы синектики в своем творчестве и повседневной деятельности.

9. Компании очень редко применяют синектику, потому что считают, что этот метод слишком сложен.

Навигация по теме