Народные приметы и обычаи дня. Традиции дня Аграфены Купальницы

Близится торжество, посвященное славянскому божеству Купале. В народе его прозвали Иваном Купалой, магической становится ночь в канун Купалы.

Обряды проводят на очищение: огнем, водой, ищут цветущий листовик, разрыв — траву и целебные травы. Существует много примет в народе, к которым следует присматриваться.

6 июля ночь Ивана Купалы, приметы: традиции праздника Ивана Купала

Древние славяне особое значение уделяли празднованию торжества посвящённого божеству славян Купале. Считалась, что ночь в канун праздника была волшебной, верили, что в то время огонь и вода обладают силой очищения от всякой нечисти и колдовства. В ту ночь было принято купание в водоемах и прыжки через пламя огня. Это обеспечивало хорошее здоровье и удачу в году человеку. Знахари в канун Купалы искали травы, которые помогали исцелиться от многих хворей.

Помимо цветущего листовика, старались найти разрыв — траву, способную раздробить металл перед ее могуществом открывалась любая дверь. Для ее поиска нужно было скашивать траву в диких местах ночью в канун Купалы. Если коса ломалась, пополам оставив половину своего лезвия. Необходимо было с того места, где это произошло сгрести траву и кинуть в водоем, если она плыла в противоположную сторону от течения, то повезло найти магическую разрыв — траву. Ее следовало хранить год, за это время она наделяла силой своего обладателя.

6 июля ночь Ивана Купалы, приметы: народные приметы на Ивана Купалу

В народе перед торжеством Купалы существует много примет, к которым необходимо присматриваться. Итак: перед купальской ночью пошел дождь, означало, что будет холодное лето и голодный год. Небесная гладь в купальскую ночь покрыта звездами и сильная утренняя роса, гласили об урожай лесного гриба и огурца. Дурным знамением было встретить в ночь гадюку, предвещало смерть в семье человека. Паук, найденный на стенах дома в купальскую ночь, обещал перемены в жизни, скорую свадьбу, дорогих гостей или пополнение в семействе.

Собранные 12 разных трав и цветов в волшебную ночь, предвещали свадьбу. Следовало хорошо закрывать загоны с лошадьми, считалось, что их могла утащить всякая нечисть. Прекрасно в канун купальской ночи срывать ветки листовика и привязывать к ним нитки красного цвета на каждую предварительно загадал желание, и отпустить в водоем. Тот кто, находясь в болезни, услышал, как поёт петух поутру в купальнин день, ждало скорое избавления от хвори.

Мц. Агриппины. Прав. Артемия Веркольского.

Свт. Германа, архиеп. Казанского. Мчч. Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия, Урвана. Собор Владимирских святых. Владимирской иконы Божией Матери. Псково-Печерской «Умиление», Заоникиевской, именуемой «Вратарница», или « Неугасимая Свеча», икон Божией Матери.

Празднество чудотворной иконе Божией Матери Владимирской в этот день совершается в благодарность за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году. Ордынский хан с громадными полчищами подошел к реке Угре (притоку Оки). Целый день его войска и московского князя Ивана III стояли друг против друга, не приступая к сражению. Это событие вошло в историю под названием «Стояние на Угре». ().

Вся Москва молилась Пресвятой Богородице пред Владимирской иконой о спасении православной столицы, и Пресвятая Богородица заступилась за землю Русскую: враги так и не отважились на сражение, ушли. Говорят, они бежали, внезапно гонимые безумным страхом. Стояние на Угре положило конец татаро-монгольскому игу, и Русское государство фактически стало суверенным.

6 июля - Аграфена Купальница. Аграфена — лютые коренья. Ивановская (Иваньская) Богородица

Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала и еще через несколько дней Петры-Павлы сливались в один большой праздник, наполненный для земледельца огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.

Собственно хозяйственной деятельности в день святой Агриппины (Аграфены), как и в последующие праздничные дни, не наблюдалось. Строгих запретов на какой-либо труд не было, но самим праздничным временем предусматривался отказ от обыденных занятий, от производительного труда. Это, как уже не раз говорилось, вовсе не значит, что люди бездельничали, просто каждому действию, поступку, застолью, песне, приветствиям и пр. придавался особый, надбытовой смысл.

Из «прозаических» дел и наблюдений упоминается только два.

Репу сей на Аграфену — хороша репа будет (арханг., вят.).

В этот день сажают репу, тогда ее не ест мошка.

Репу сей все в одну пору: до Иваньской Богородицы; а после так уж опоздали сеять (пинеж.).

Матушка — репка,

Уродись крепка,

Ни густа, ни редка —

До Великого поста.

И — На Аграфену гречиха мала, овсу пороет.

Описание праздничного, ритуально-обрядового содержания дня Аграфены следует начать с обычая «закупываться», то есть, говоря сегодняшним языком, с открытия купального сезона. Это мотивировалось названием праздника — Аграфена Купальница и Иван Купала, хотя, надо полагать, в самих характеристиках-определениях Аграфены и Ивана отразился и оказался зафиксированным древнейший ритуал «прохождения через воду», очищения посредством воды (на Ивана Купалу и посредством огоня) в момент наивысшего напряжения сил природы, при переломе года, в период летнего солнцестояния.

Вологодские крестьяне с утра приветствовали Аграфену Купальницу: «Приехала к нам Купаленка на семидесяти тележеньках, привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почести» [Иваницкий, 127].

Итак, с Аграфены начинали купаться, «закупывались». В этот день в некоторых местах устраивались общие купанья, сопровождаемые песнями. Всегда радовались купанию дети: пытаясь столкнуть один другого в воду, выкрикивали:

С плота долой,

Катись бородой!

В воде, прежде чем нырнуть, каждый скороговоркой произносил:

Пройду бобром —

По воде плавком,

Трижды окунусь —

Словно белый гусь.

Гребу бобром —

По воде плавком,

Трижды окунусь,

Да не захлебнусь.

Нырком пройду,

Из-под воды вон уйду.

Тот, кому в уши попала вода, наклонив голову, скакал на одной ноге, приговаривая:

Вылейся, водичка,

Да по рукавичку:

Под пень,

Под колоду,

К лягушкам, к болоту.

В старину самый праздник Купальницы русский народ «начинал с того, что с утра все ходили в баню и здесь особенно любили париться различными кореньями и растениями с тою целию, чтобы укрепить и восстановить свои силы и здоровье. При этом особенное внимание обращалось на старых больных, которых, по слабости, другие приносили в баню и здесь парили и натирали разными целебными травами» [Калинский, 145—146].

Действительно, если в день Ивана Купалы народ преимущественно купался в реках, озерах, прудах, то на Аграфену русские обязательно мылись и парились в банях. Архангелогородцы и жители Подмосковья пол в банях застилали в этот день свежей травою, и девушки парились свежими вениками, связанными из целебных трав [Степанов, 113]. Важная деталь отмечена в одной фразе «Месяцеслова» В. И. Даля, включенного в сборник пословиц: «Моются и парятся в банях; общее купанье с песнями» [Даль. Послов., 885].

Специфическим занятием Аграфенина дня была для крестьян лесных и лесостепных районов заготовка веников. Без веника немыслима деревенская жизнь. С его помощью поддерживалась чистота в доме; распаренный в жаркой бане, он лечил и доставлял ни с чем не сравнимое удовольствие любителям русской баньки; он служил свадебным оберегом и охранителем жилища (в его зеленых ветках нравилось отдыхать дедушке-домовому).

По данным С. В. Максимова, в Орловской губернии, как, впрочем, и в некоторых других местах, уверяли, «что веники, срезанные до Иванова дня, приносят вред для здоровья („на теле будет чёс", т.е. чесотка)» [Максимов, 390]. Поэтому заготовка веников считалась делом важным и приятным. Нередко в поход за ними собирались большими компаниями и обставляли это занятие как праздник: девушки и женщины после обеда запрягали лошадей и уезжали на несколько часов в лес.

Обычные веники вязали из березовых веток, но всегда заготавливали и специальные (свадебные, лечебные, предназначенные для гаданий), их составляли из различных пород лиственных деревьев, добавляя травянистые растения и цветы. Например, вологодские веники «на особые случаи» состояли из веток березы, ольхи, черемухи, липы, смородины, калины, рябины и некоторых цветов.

Заготовка веников шла под песни, прибаутки, шутки. Такой вот своеобразный вариант «сказки про белого бычка» записан в Ленинградской области:

Веники, веники,

Веники, комелики

На печи валяются,

В лапти обуваются.

Кум Иван, кум Иван,

Кум Гаврила, кум Гаврила.

Я Гавриле говорила:

Веники, веники,

Веники, комелики...

Я в лесе был, берёзку рубил,

Берёзку рубил, берёзку рубил.

Берёзку рубил, метёлки вязал.

Метёлки, метёлки, метёлки вязал.

Метёлки вязал, на возик складал,

На возик, на возик, на возик складал.

На возик складал, рублем утягал,

Рублечком, рублечком, рублем утягал.

Рублем утягал, коня запрягал,

Конечка, конечка, коня запрягал.

Коня запрягал, в Москву отправлял,

Во Москву, в Москву, да в Москву отправлял.

В Москву отправлял, да там девку видал,

Там девку, там девку, там девку видал.

Там девку видал, чернявку встречал.

Чернявку, чернявку, чернявку встречал:

Стоит под окном, играет цветком,

Играет, играет, играет цветком!

Гадали по свежим веникам и в день Аграфены, и на Ивана Купалу, причем гадание не отличалось разнообразием. Часто оно состояло в том, что девушки,

став спиной к бане, старались перекинуть веник через ее крышу и по тому, куда он падал комлем, определяли, в какую сторону предстоит идти замуж. На Вологодчине веники перебрасывали через голову или кидали с крыши бани, смотрели: если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет. Костромские девушки тоже гадали на венике: куда он комлем упадет — с той стороны и сваты приедут. На Среднем Урале «веник после парения клали на крышу бани и на следующее утро примечали: если листья засыхали, следовало ждать какую-то неприятность, вплоть до смерти» [Чагин, 116]. Нередко веники бросали в воду и наблюдали: если веник тонул, это было плохим предзнаменованием (жди в скором времени смерть, болезнь, крупную беду), если же веник хорошо держался на воде — бросивший его мог быть спокоен: с ним ничего не случится; чем быстрее плыл веник по реке, тем скорее гадающая девушка выйдет замуж.

В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай «выкатывать ржи», то есть мять их, валяясь по полосе.

В окрестностях города Кириллова (Вологодская губ.), по сообщению одного из собирателей, в день Аграфены Купальницы все девушки («невесты» и подростки) расхаживали в своих лучших нарядах по домам и говорили: «Умойте!» Это значило — подарите что-нибудь из девичьих украшений: ленточку, бусы, сережки и пр.

Не менее интересны сведения из Костромской губернии. Здесь девицы собирались у кого-либо из подруг «толокчи в ступе ячмень», из которого на другой день варили кашу и вечером ели ее, приправленную коровьим маслом. Потом снимали с телеги переднюю ось с колесами и оглоблями, по очереди садились на нее и возили друг друга по селению и полям, распевая песни до утренней зари. В заключение умывались росой в уверенности, что она приносит здоровье и красоту [Степанов, 113, 114].

На Аграфену — обетная каша, складчиной.

В некоторых деревнях Вологодчины для нищей братии выставляли всклад- чину обед, состоящий из постных блюд. Столы ставили прямо посреди деревни, и на такую трапезу являлось иногда до 300 человек.

Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей.

«Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах кладов» [Максимов, 386].

«На глади заводей и заглохших прудов» находили белые кувшинки, называемые в народе «одолень трава», ее хранили, чтобы взять в дорогу, так как верили — она спасает путешественника от бед и напастей [Стрижев, 129].

Собирали целебные травы, помогающие при разных недугах, а также крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые сжигали, чтобы избавиться от несчастий и бед.

Древо древанское,

Листья моханские,

Цветы ангельские,

Когти дьявольские —

так описывают шиповник на Северной Двине.

В Лузском районе (Вятский край) под окошки, в двери и окна «втыкают ветки рябины, чтобы в дом не заходила болезнь» [Вят. ф-р НК, 112].

Считалось, что на Аграфену и Купалу начинался разгул всякой нечисти. Особенно активными были ведьмы, колдуны, которые устраивали в поле заломы (пережины), вынимая со злаков спорину и заменяя ее пустыми колосьями; они задаивали коров, отнимая у них молоко, пробирались в дома в виде змей, черных кошек и пр. Предохраняясь от нечисти, крестьяне клали в эту пору на окнах жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов ставили молодое осиновое деревце, вырванное непременно с корнем.

Накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам:

1. Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый, при этом приговаривали: «Суженый-ря- женый, приходи в мой сад гулять!»

2. В полночь надо было нарвать цветов и положить их под подушку; утром следовало проверить, набралось ли среди них 12 разных. Если набралось — в этом году замуж выйдешь.

3. Под голову на ночь клали трипутник (подорожник) со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»

К концу дня Аграфены или вечером Иванова дня девушки завивали венки из трав: иван-да-марьи, лопуха, богородицкой травы, медвежьего уха и др. Опускали эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Объяснений и толкований «поведения» венка на воде существовало немало, причем в разных губерниях, даже в деревнях, расположенных недалеко друг от друга, одно и то же могло пониматься по-разному. Скажем, если венок тонул, тамбовская девушка решала, что суженый разлюбил и не судьба выйти за него замуж; ярославская же утонувший венок расценивала как предсказание смерти. Если венок не плыл, а крутился на воде, то где-то это истолковывали как измену милого, где-то как знак, что девушка, которой принадлежал венок, выйдет замуж в свою деревню; а в ряде мест это означало, что в ближайшее время свадьбы не предвидится — придется еще посидеть в девках. Эти же гадания повторялись на Семик и Троицу.

В такие дни девушки гадали и другими способами. Так, в Киришском районе Ленинградской области вспоминали, что раньше каждая девушка обязательно должна была нарвать 12 различных цветочков, выкупаться с ними, а затем спрятать под подушку и, ложась спать, сказать: «Суженый-ряженый, приходи ко мне, обери мои цветочки!»

В течение всего дня и ночью звучали песни, водились хороводы.

Я по цветикам ходила,

По лазоревым гуляла,

Цвета алого искала.

Не нашла цвета алого,

Супротив моего милого.

Эх, мой миленький хорош,

Чернобров, душа, пригож.

Мне подарочек принес.

Мне подарок дорогой —

С руки перстень золотой.

Мне не дорог твой подарок,

Дорога твоя любовь.

Не хочу перстня носить,

Хочу так тебя любить. (Тульская губ.)

Как во полюшке рябинушка стоит,

Под рябинушкой тропинушка лежит,

По тропинушке детинушка бежит,

Детинушка удалой молодец.

В старину именно с этого дня люди начинали купаться в реках и озерах. Считалось, что 6 июля обязательно следует попариться в бане, чтобы быть здоровым в течение года, а также задобрить водных духов и входить в водоемы чистыми. Это был канун праздника Ивана Купала, и славяне верили, что в это день можно собирать целебные травы и растения – средства, приготовленные на их основе, будут максимально эффективными. Сама же ночь на Ивана Купала считалась мистической – ее называли временем оборотней, колдунов и ведьм. Существовало достаточно много поверий, связанных именно с праздником Ивана Купала. 6 июля клали на порог дома крапиву, чертополох и зверобой, полагая, что эти травы отпугнут нечистую силу. Кстати, девушки также гадали на целебных травах, изучали приметы.

Зато на Аграфену в каждой семье устраивался настоящий банный праздник, потому что водой в этот день все нечистое с себя можно было смыть, а веником любую хворь выбить. Заготавливали их особым способом: в каждый веник входило по веточке березы, ольхи, черемухи, ивы, смородины, калины, рябины, липы, туда же и луговые цветы вплетали, чем больше разных цветов удавалось найти, тем выше ценился веник. Вязали их столько, сколько нужным считали, но никак не меньше трех. Ведь одним таким чудесным веником нужно было в бане попариться, другим недавно отелившихся коров обрядить, а с помощью третьего на будущее гадали. Для этого перебрасывали его через голову, и если веник вершиной к погосту падал, ждали скорой болезни или даже смерти бросавшего.

А еще в этот день принято было рожь выкатывать, то есть мять ее, катаясь по полосе, якобы придавая зерну особую крепость, а земле сохраняя плодородность. Хозяйки на Аграфену 6 июля, чтобы куры лучше неслись, варили все оказавшиеся в доме яйца. А мужики с глухой полночи до утренней зари Иванова дня искали в заветных местах зарытые лихими людьми клады.

Да и вообще ночь с Аграфены на Ивана считалась самой удивительной ночью года, в это время даже деревья и травы могли переходить с места на место, разговаривая друг с другом. А уж нечисть всякая как потешалась! Поэтому предусмотрительные крестьяне окна горниц завешивали полынью и крапивой, а в дверях скотных дворов ставили осиновое деревце, вырванное с корнем.

Чтобы избавиться от всяких бед и напастей, собирали и сжигали шиповник, чертополох, боярышник и другие колючие растения. А девушки в это время, запасясь двенадцатью заветными травами, гадали по ним о суженых.

Почему именно на Аграфену самые, казалось бы, обыкновенные цветы и травы обретали вдруг чудодейственную силу? Может быть, потому, что именины святой приходились на канун праздника языческого бога Купалы, который в славянской мифологии причислялся к сонму знатнейших богов и был покровителем всех цветущих и плодоносящих на земле растений. Поэтому, наверно, и Аграфену не только купальницей называли, но и Аграфена лютые коренья, стараясь в этот и следующий за ним Иванов день на целый год целебными травами запастись.

В православной церкви 6 июля отмечали день памяти святой мученицы Агриппины (Аграфены), которая еще в молодые годы решила отказаться от вступления в брак, а посвятила свою жизнь служению Господу. В то время были распространены гонения в отношении христиан, а потому, вскоре Аграфена была арестована и подвержена мучениям, не желая отказываться от христианства в пользу идолопоклонства. За свою веру девушка получила награду – ангел освободил ее от уз темнице. Однако сама Аграфена все-таки вскоре умерла в тюрьме от полученных ран. Похоронили ее три христианки, и отмечали, что у гроба Аграфены стали совершаться чудеса. Купальницей ее прозвали именно по той причине, что с этого дня начинаются массовые купания в водоемах.

Что касается ночи на Ивана Купала, то верили, что именно 6 июля цветет папоротник, и если его найти, то можно отыскать зарытый клад. В этот вечер девушки старались надеть свои самые лучшие наряды и ходить в них из дома в дом со словами: «Умойте», что означало, что девушке нужно подарить какое-нибудь украшение – ленту, серьги и т.д.

На Аграфену Купальницу, 6 июля, проводили один интересный обряд, который назывался обетной кашей. Вечером девушки собирались с подругами и сначала толкли в ступе ячмень, из которого потом варили кашу. Считалось, что это блюдо очень полезно для женского здоровья. Также жители деревни вскладчину готовили кашу и кормили ею нищих.

Принято было сеять репу на Аграфену – считали, по приметам, что это позволит получить богатый урожай. Детей водили умываться к родникам на крепкое здоровье, прятали от нечисти скотину. Кроме того, существовала традиция выкатывания ржи – посевы мяли, буквально перекатываясь в положении лежа по всей полосе.

Народные приметы на 6 июля

  1. Соловей не поет на Аграфену – скоро урожай ячменя можно будет собрать
  2. Если на Аграфену репу посеять, то она обязательно уродится

6 июля церковь отмечает память святой мученицы Агриппины (в русской традиции - Аграфена).
История праздника
Еще в молодости римлянка Агриппина решила не вступать в брак, а посвятить свою жизнь служению Богу. Во время гонения на христиан ей пришлось предстать перед языческим судом, где ее подвергли пыткам, а после заточили в темницу. Несмотря на мучения, Агриппина не отреклась от своей веры. В награду за стойкость Бог послал ей избавление: ангел освободил девушку от уз, но от перенесенных пыток она все же вскоре скончалась. Тело мученицы три христианки - Васса, Павла и Агафоника - отвезли в Сицилию и похоронили. У гроба святой Агриппины впоследствии совершались многочисленные чудеса.


Традиции праздника
С Аграфены на Руси купальный сезон открывался. Конечно, ребятишки задолго до этого дня речки да пруды осваивали, а вот старики со старухами обеты берегли, стараясь даже в баню без нужды не ходить. Зато на Аграфену в каждой семье устраивался настоящий банный праздник, потому что водой в этот день все нечистое с себя можно было смыть, а веником любую хворь выбить. Заготавливали их особым способом: в каждый веник входило по веточке березы, ольхи, черемухи, ивы, смородины, калины, рябины, липы, туда же и луговые цветы вплетали, чем больше разных цветов удавалось найти, тем выше ценился веник. Вязали их столько, сколько нужным считали, но никак не меньше трех. Ведь одним таким чудесным веником нужно было в бане попариться, другим недавно отелившихся коров обрядить, а с помощью третьего на будущее гадали.

Для этого перебрасывали его через голову, и если веник вершиной к погосту падал, ждали скорой болезни или даже смерти бросавшего.

  • А еще в этот день принято было рожь выкатывать, то есть мять ее, катаясь по полосе, якобы придавая зерну особую крепость, а земле сохраняя плодородность.
  • Хозяйки на Аграфену, чтобы куры лучше неслись, варили все оказавшиеся в доме яйца.
  • А мужики с глухой полночи до утренней зари Иванова дня искали в заветных местах зарытые лихими людьми клады.
  • Да и вообще ночь с Аграфены на Ивана считалась самой удивительной ночью года, в это время даже деревья и травы могли переходить с места на место, разговаривая друг с другом. А уж нечисть всякая как потешалась!
  • Также в день Аграфены-Купальницы готовили особенный завтрак. Это была обетная каша, которую после в свою очередь, раздавали нищим. Ее готовили специальным образом, для этого молодые девушки вечером толкли в ступке ячмень, а уже после из него варили кашу. Также считали, что такая каша, приготовленная 6 июля достаточно полезна для женского здоровья.
  • Для того чтобы предостеречь свой дом от всякой нечисти, которая разгулялась на Ивана Купала, клали и на порог и на все подоконники – крапиву. А у ворот и входа в хлев оберегали деревья осины.
  • 6 июля знахари лечат женские болезни. Для этого они на лугах собирают росу, обладающую в это время чудодейственной целебной силой, читают над ней особый заговор и новым белым платком, смоченным этой росой, обтирают больные места или больного.

Заговорные слова такие:

Как огонь очищает
И все пожирает,
Так бы и эта роса
Всю болезнь смыла
И пожрала.
Как не устоять
Летуну летучему,
Ползуну ползучему,
Скакуну скакучему
Перед великой бурей,
Так не устоять
Болезни-хворости
Перед моим
Крепким словом. Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.

Старинные обычаи приметы и ритуалы Купальницы

  1. Новым веником парились с песнями в бане. Собирался такой веник из лекарственных трав от всех хворей. В нем были: мята, знаменитая богородицкая трава, полынь, любимая всеми иван-да-марья, полевая ромашка.
  2. На рога отелившимся коровам вешали ароматные веники. Считали, что это молока и здоровья у коров прибавит, а в следующем году будет крепкий приплод.
  3. Деревенскую избу «заслоняли» от нечистой силы, собранной крапивой и чертополохом. На порог и окна рассыпали эти травы, чтобы ничто дурное не вошло в дом. Пол также усыпали разными травами для благополучия, здоровья, счастья. Перед домом располагали ветки шиповника или свежей осины.
  4. Животных и маленьких детей также защищали: ветки шиповника и чертополоха в центре деревни складывали в большую кучу. Взрослые заставляли малышей прыгать через нее, а затем проходил скот.
  5. Надевали праздничные наряды малыши и взрослые, ходили по избам, прося умыть. Так выпрашивали подарок: бусы, брошки, ленточки.
  6. Вечером всегда умывались для здоровья на год.
  7. Обливали каждого встречного водой. В Орловской губернии принято было ведрами с грязной водой идти по деревне и всех обливать, исключали стариков и детей. Больше всех доставалось молодым девушкам, их силой вытаскивали из укрытий и обливали грязью. Девчата старались отомстить, в итоге, вся деревня перепачканная, бежала на речку купаться много раз. Прямо в одежде падали в воду, дурачились.
  8. У восточных славян и западных накануне 7 июля традиционно очищали колодцы. В Польше считали, что вода весь год будет здоровой и чистой.
  9. Все жители деревень Вологодской губернии для неимущих варили эту обетную кашу. Посередине деревни устанавливали большие столы с кашей и постными блюдами. Верили, что благотворительность зачтется здоровьем и хорошим урожаем. Приходили странники и бедные издалека на угощенье более 300 человек. Каша готовилась из ячменя, его толкли в ступе. Утром 6 июля складывали в общий котел ячмень и варили сообща. Вечером ее съедали вместе с коровьим маслом.
  10. Варили яйца, найденные в избе. Верили, что птица затем будет здорова, и нестись лучше.

Необычные гадания перед Иваном Купалой

  • В некоторых губерниях также для гадания применяли «банные» веники (после купания). Их бросали вверх через крышу бани. По направлению веника гадали. К воротам вершиной веника — скоро замуж, а парню — собираться в дальнюю дорогу. Вершиной к избе — еще год с родителями.
  • В ночь с 6 на 7 июля гадали на травах. Верили, что цветок папоротника на несколько секунд раскрывает раз в году. Нашедшему откроются все тайны мира, он будет провидцем, и приобретет несметные богатства.
    Кто найдет подорожник у дороги, просили показать милого. Срывали растение обязательно ртом, и чтоб приснился суженый, клали под подушку лист на ночь.
  • Венки из полевых цветов опускали в воду с закрепленными в них свечками. Если венок прибьет к берегу, год «в девках сидеть», поплывет далеко — жди свадьбы.


Приметы Агриппины и народные поговорки

Репу посадить на Купальницу — к хорошему урожаю.
На Аграфену сей репку — будет она хороша.
Если муравьи бегут к своим норкам — жди грозы с ветром.
Соловьиных песен не слышно — ячмень пора собирать.
На Аграфену пошел дождь, через 5 дней жди солнца.
Солнце пошло на убыль, а летний день — на жару.
Летняя страда -позаботятся Купальница и Купала.

В большинстве областей страны открывался «официальный» купальный сезон. После долгого трудового дня люди шли к ближайшему водоему - искупаться в прохладной воде и немного освежиться. Если поблизости не было рек, прудов или озер, надо было попариться в бане. Во времена наших предков именно на Аграфену девушки и молодые женщины занимались изготовлением банных веников.

Вдоволь накупавшись, народ готовился к сказочной Купальской ночи. Если верить старинным преданиям, в эту ночь на земле случаются невообразимые чудеса. Травы, собранные накануне Ивана Купалы, имели особую, целебную силу.

Суеверные крестьяне проводили ночь с 6 на 7 июля дома, старались не выходить даже во двор. Считалось, что нечисть в эту ночь особенно активна. Но если в день Аграфены Купальницы положить под порогом веточку крапивы, чертополоха и зверобоя, то никакая нечисть не тронет. Но все равно, засыпать в эту ночь не дозволялось, из страха, что нечистая сила украдет душу у спящего человека и утащит в преисподнюю.

И только бесстрашная молодежь собиралась этим вечером у водоемов - готовилась к веселым купальским гуляниям.

1. Муравьи днем спрятались в муравейник - к непогоде.

2. Если девушка на Аграфену умоется утренней росой - она еще долго останется молодой, красивой, да здоровой.

3. До Аграфены старым людям нельзя ходить купаться - а то можно «закупаться», т.е. утонуть или замерзнуть до смерти.

4. Если в этот день сварить все яйца, которые имеются в доме, то куры будут хорошо нестись.

5. Если на порог и на подоконник в эту ночь положить веточку крапивы - купальская нечисть не сможет пробраться в дом.

6. Если человек оказался на улице, от происков нечистой силы его может защитить костер, в котором горят ветви крапивы или шиповника.

7. Если на Аграфену Купальницу в дом зайдет вор - до прихода хозяев ему не удастся выбраться наружу.