Оглашенные. Кто это? Уходить ли после слов “оглашенные, изыдите”

22.08.2019 Обучение

Если спросить человека, изредка посещающего церковь, кто такие оглашенные, то чаще всего на ум придет только идиома «орет как оглашенный». Мы применяем поговорку, когда хотим сказать, что кто-то ведет себя неподобающим образом, шумит, нарушает покой. Но откуда взялась сама поговорка? Кто такой оглашенный и почему он орет?

B I веке, когда родилась новая религия - христианство, к вопросу принятия этой веры люди подходили очень серьезно. Для всех новообращенных это был сложный, а иногда и опасный выбор, полное изменение жизненного пути. За принадлежность к христианской общине могли отправить в тюрьму, подвергнуть мучительным истязаниям и даже убить. В те времена храмы у христиан были тайными, и чаще всего это были даже не храмы, а комнаты, спрятанные в толще стен, или же подземные убежища, пещеры. К вере люди приходили в сознательном возрасте, и не все, решившие стать христианами, выдерживали такую подпольную жизнь. Христиан ненавидели все: иудеи - за то, что их соотечественники предались опасной ереси, язычники - за то, что новоявленная иудейская секта не признавала их языческого пантеона.

Трудный выбор

Так что прежде чем креститься в новую веру, будущие члены общины проходили довольно внушительный испытательный срок. Сначала они внимали словам уже крещеных собратьев, усваивали основные правила, то есть проходили так называемую катехизацию - обучение основам христианства. Заявить священнику, что они все знают и все понимают и поэтому хотят получить крещение, новички не могли. Крещение в древней церкви проводили всего пару раз в год, когда набиралось достаточное количество желающих. И крестить могли только самых достойных - тех, у кого горячая вера в сердце и кто может ответить на вопросы священника. А все остальные старались жить в согласии с установлениями христианства, заучивали молитвы, запоминали значение церковных событий - то есть учились быть христианами. Иногда обучение затягивалось на долгие годы. В христианской общине желающие креститься не занимали полноправного места. Они считались новичками и даже не вполне христианами - ведь на них еще не сошел Святой Дух, они еще не были крещены. В Римской империи этих новичков называли катехуменами, то есть проходящими период подготовки к таинству Крещения - катехизацию. У нас это непонятное русским слово перевели как «оглашение», а катехуменов стали называть оглашенными, то есть высказавшими желание стать христианами, но еще ими не ставшими.

До крещения все катехумены считались язычниками. Общины были тогда неприветливы к новичкам: мало ли какое зло принесет новичок сообществу. Было немало случаев, когда язычники крестились, а потом снова возвращались к старой вере. Некоторые крестились и раскрещивались не один раз. Поэтому на Первом Вселенском соборе было особо оговорено - не принимать в общину без испытательного срока. А все случаи крещения язычников сразу же или вскоре после изъявления желания строго осудили. Священников, нарушивших это правило, могли даже изгнать из клира. А новичкам предписывалось ходить на все огласительные проповеди в течение месяца. Потом и вовсе определили срок обучения - не менее трех лет. Уж за три года любой новичок разберется, готов ли он стать христианином. Катехумены старались принимать участие в жизни церковной общины, но к некоторым обрядам их не допускали. Например, они не имели права присутствовать на всей литургии и могли находиться вместе с крещеными лишь на той ее части, которая так и называлась - «литургия оглашенных». В этой части литургии священник молился о скорейшем принятии оглашенных в лоно церкви. А потом обряд продолжался только для верных - дьякон трижды провозглашал: «Оглашенные, изыдите!», и в храме оставались только крещеные. Литургия для них так и называлась - «литургия верных».

Не допущенные к литургии

Равенства не было и среди самих катехуменов. К только что пришедшим относились с недоверием, приглядывались, подвергали испытаниям. Причем просто так явиться в общину они не могли. Будущего христианина приводил к священнику или епископу верующий мирянин или дьякон. Священник оценивал кандидата, читал ему соответствующую молитву, осенял крестным знамением и благословлял обучаться основам веры. У таких новичков пока что было одно право - внимательно слушать и запоминать. Их так и называли - аудиенты, то есть слушающие. В храме они присутствовали только на чтении священных текстов. По мере обучения аудиенты переходили в более высокий разряд новичков - оранты (молящиеся), поскольку они уже могли участвовать в некоторых обрядах, молиться вместе с верными, вставать на колени, поститься, участвовать в литургии оглашенных, но не принимали причастия. Они изучали Символ веры и священные тексты.

Ни аудиенты, ни оранты не могли стоять в храме рядом с крещеными. Им было отведено особое место вместе с кающимися в грехах - в притворе, рядом с главным входом. В среднюю часть храма, где молились верные, их не допускали.

В древности крестили обычно на праздники Пасхи или Крещения, и к этому дню готовились очень тщательно. Перед обрядом оглашенные должны были исповедоваться священнику в своих грехах, а тот принимал решение, насколько велика тяжесть этих грехов и можно ли кандидата допустить к обряду крещения. Кандидат честно рассказывал о том, что побудило его прийти в церковь, а священник выяснял, не существует ли препятствий для крещения, и если катехумен прошел испытание, то его допускали к обряду. Нельзя, например, перейти из католичества в православие через крещение. Нельзя вернуться в свою веру после извержения из церкви. В ранней церкви повторное крещение не поощрялось. Но когда церковь заняла устойчивое место и язычников не осталось, повторное крещение стало считаться недопустимым. Не могли крестить катехумена, если тот был нерадив во время обучения или же не принимал каких-то догматов церкви. Это означало бы принять в общину негодного члена, или хуже того - будущего еретика. Отказывали в крещении человеку, который не желал принимать участия в делах своей общины. Отказывали и тем, кто изо всех сил стремился получить крещение, но продолжал вести грешную и безнравственную жизнь. Существовал целый список занятий, которые не позволяли даже искренне верующему принять крещение - проституция, совершение абортов, блудная жизнь, волхвование и чародейство, сутенерство и т.п. И был только один способ пройти обряд крещения - принести покаяние. Впрочем, покаяние священниками не всегда принималось на веру.

Препятствием для крещения считалась и преждевременная смерть катехумена. Священник мог крестить человека, находящегося на смертном одре, но никак не мог окрестить умершего, даже если тот был при жизни оглашенным. Однако вполне разрешалось крестить невменяемых, если они прежде были оглашенными!

Как только оглашенный проходил обряд крещения, он превращался в равноправного члена общины. Хотя и после обряда должен был пройти завершающий этап катехизации.

Было бы желание

Когда христианская церковь стала господствующей, то нужда в оглашении взрослых отпала. Таковых стало столь мало, что в какой-то момент перестали даже строить притворы, где они бы находились во время церковных обрядов. Крестить стали во младенчестве. И от оглашенных осталось только название. Но необходимость в обучении катехизису осталась. Правда, теперь катехизация касалась детей. В католичестве в положенном возрасте дети проходят обряд конфирмации и становятся полноправными членами церкви.

Взрослые в католичестве принимают крещение крайне редко. Предварительно они проходят евангелизацию, то есть учатся самым азам веры. Потом получают название катехуменов и более серьезно приобщаются к вере, в конце этого этапа они получают новое имя. Завершает подготовку к крещению долгий период молитвы и очищения души от скверны безбожия. Теперь человек готов принять крещение и влиться в ряды христиан. За долгие годы существования христианства изменилось и отношение к катехуменам, не успевшим креститься при жизни. Теперь считается, что внезапно умерший катехумен как бы уже был крещен, поскольку получил «крещение желанием».

В некоторых христианских конфессиях крещение могут принять только взрослые люди, которые хорошо понимают, какой ответственный шаг делают.

Николай КОТОМКИН

(оглашение), готовящиеся принять таинство крещения и стать членом Церкви (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам »).

Институт оглашенных возник в ранней церкви в связи с тем, что принятию таинства крещения предшествовал обязательный период катехизации.

В ранней церкви

Термин «оглашенный» (катехумен) впервые встречается у Климента Александрийского . Первое подробное описание катехумената в христианских общинах принадлежит Ипполиту Римскому .

Прошедших первое собеседование со священником зачисляли в группу подготовки (иногда катехуменов первого этапа называли «audientes», слушающие, иногда «novicioli», новиции). По свидетельству Тертуллиана , новиции могли слушать слово Божие во время богослужений, но не имели права участвовать в молитве верных . По окончании первого периода подготовки проходило второе собеседование, оглашенный зачислялся в число «избранных» (electi ). Избранные могли участвовать в литургии вплоть до начала евхаристической молитвы ; на них возлагались те же обязанности, что и на крещёных членов общины: они постились , участвовали во внелитургических общинных молитвах и ночных бдениях.

Общая продолжительность оглашения составляла в среднем 3 года, однако срок мог быть сокращён или, наоборот, продлён в случае совершения катехуменом тяжких грехов.

Относительно статуса оглашенного по отношению к крещёному, а также об их посмертной судьбе (в случае если оглашенный до смерти не успевает креститься) существовали различные мнения. Так, Иоанн Златоуст в своей беседе на Евангелие от Иоанна писал:

Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого - на небесах. У этого царь - Христос; у того - грех и дьявол. У этого пища - Христос; у того - гниль и тление. Да и одежда у этого - Владыка ангелов; у того - дело червей. У этого город - небо; у того - земля .

В Православной церкви

Типовой план церкви. Бежевым цветом помечен притвор, единственное место, где могут находиться оглашенные

Конечной молитвой чина оглашения является молитва, в которой священник просит Бога, чтобы данный человек крестился.

Длительность катехумената неодинакова в различных странах и епархиях . В России решением епископата установлена продолжительность катехумената в один год.

Традиционно период катехумената делят на несколько этапов, или ступеней . Первая ступень - предварительная евангелизация , или предоглашение. Завершается она обрядом принятия в катехуменат. Вторая ступень - основной катехуменат, который завершается обрядом избрания (наречения имени). Третья ступень - период очищения и просвещения - период углублённой молитвы, испытания совести, духовной подготовки к принятию таинства крещения . В католической церкви крещение взрослых часто проводится на пасхальной литургии, в этом случае третья ступень катехумената совпадает с Великим постом . В этот период также могут быть проведены обряды вручения оглашенному Молитвы Господней и Символа веры .

На период катехумената оглашенные могут присутствовать на всех богослужениях, включая литургию, однако не могут участвовать в церковных таинствах. Если оглашенный умирает в период катехумената, он согласно концепции «крещения желанием» считается крещёным и полноправным членом церкви .

В культуре

Примечания

  1. Написание «оглашённые» является неправильным. Во-первых, традиция требует такого произношения церковнославянского по происхождению слова. Во-вторых, написание «оглашенный» закреплено в орфографическом словаре . В современном русском языке слово «оглашённый» существует, но только как причастие, образованное от глагола «огласи́ть».
  2. Азы православия
  3. Климент Александрийский. Строматы, II, 96, 2.
  4. Ипполит Римский . Апостольское предание (Traditio apostolica ), II, 3.
  5. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан . Об отводе возражений еретиков (De praescriptione haereticorum ).
  6. Иоанн Златоуст . Беседа 25 на Евангелие от Иоанна // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. - Изд. СПб. духовной академии, 1902. - Т. 8, кн. 1-2. Беседы на Евангелие святого Апостола Иоанна Богослова. - С. 5-604.
  7. Цит. по: Фаррар Ф. В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. Т. II. - М.: Сретенский монастырь, 2001 [репринт с изд. 1903 г.]. - С. 146.
  8. Η ΑΚΟΛΟΥΘΙΑ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΒΑΠΤΙΣΜΑΤΟΣ
  9. Оглашаемого, без обуви и с непокрытой головой, священник ставит лицом к востоку, трижды дует ему в лицо и трижды при этом читает молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.» Затем кладёт на голову оглашаемого руку и читает молитву, в которой просит Бога присоединить человека к спасаемым. После этого священник читает над человеком три заклинательные молитвы, при помощи которых изгоняет из человека живущего в нём нечистого духа. Эти молитвы носят название «Запрещение» (др.-греч. Ἀφορκισμός ) первое, второе, третье. Например, в первом запрещении сказано: Запреща́ет тебе́, диа́воле, Госпо́дь прише́дый в мiр и вселивы́йся в челове́цех, да разруши́т твое мучи́тельство, и челове́ки и́змет… Убо́йся, изы́ди, и отступи́ от созда́ния сего́, и да не возврати́шися, ниже́ утаи́шися в нём… по-русски: Запрещает тебе, диавол, Господь, пришедший в мир и поселившийся между людьми, чтобы разрушить твое самовластие и освободить людей… Убойся, выйди, и отступи от этого создания (то есть от оглашаемого человека), и да не возвратишься, и да не утаишься в нём. Наконец священник читает молитву, в которой просит избавить человека от рабства дьявола, после этого дует оглашаемому на губы, на лоб и на грудь и читает трижды следующие слова молитвы: Изжени из него (или из нея) всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его (или её),… по-русски: Изгони из него (или из неё) всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его (или её),… После этого оглашаемый поворачивается лицом на запад, а священник его трижды спрашивает:Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его? по-русски:Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его? Каждый раз оглашаемый отвечает: Отрицаюся. по-русски: Отрекаюсь. После этого трижды спрашивает священник оглашаемого:Отреклся ли еси сатаны? по-русски:Отрекся ли от сатаны? Каждый раз оглашаемый отвечает: Отрекохся. по-русски: Отрекся. После этого священник просит оглашаемого дунуть и плюнуть на сатану, что и делает оглашаемый. Затем оглашаемый поворачивается лицом на восток, а иерей трижды спрашивает человека о том, сочетается ли он Христу; аналогично вопросу о сатане трижды человек отвечает, что сочетается. Затем священник задаёт тот же вопрос в прошедшем времени и человек отвечает в прошедшем времени, священник спрашивает: «И веруеши ли Ему?», оглашаемый отвечает: «Верую Ему, яко Царю и Богу» и читает

Можно рассматривать этот вопрос в узкоисторическом смысле. Много уже было сказано о нем в богословской литературе. Многое еще можно и нужно исследовать, так как это одна из важнейших церковных тем.

Если же говорить в конкретном современном смысле о данных вопросах, то тема эта чрезвычайно болезненна, ведь часто перед совершением Таинства Крещения сталкивается в страшной духовной битве мир христианский и мир языческий, их мировоззрения и образы жизни. И самым страшным является то, что язычество старается пролезть в христианство, получить от него сатисфакцию и право на жизнь, взять от него форму христианскую, во многом не изменяя себя.

Это пронзительная священническая боль, потому что каждый батюшка в своем служении сталкивался с формальным восприятием Таинства Крещения много раз. И как трудно вести эту битву с закоренелым языческим сознанием, знает каждый священник. Каждое крещение - как бой. Каждое крещение - как битва. Конечно, можно сдаться, можно отнестись к этому равнодушно. Полчаса - и вот ваш младенец, до свиданья. Делайте что хотите! Но вправе ли я, иерей Божий, так поступить? Нужно пахать сердечную ниву людей. А это часто такое же тяжкое дело, как вгрызаться киркою в гранит. Почему же так?

К сожалению, часто современный человек постсоветского пространства относится к крещению лишь как к доброй традиции. Мол, все крестят, и я должен ребенка покрестить. Или в лучшем случае, чтобы защита у ребеночка была. Но глубинное осознание Таинства Крещения не происходит. Человек не хочет его понять.

Итак, что же такое Таинство Крещения? Православный катехизис дает следующий ответ: «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». То есть крещение - это не только красивая старинная традиция или просто защита для дитя. Это - шаг в небо. Это - шаг в распахнутые настежь двери Церкви земной и Церкви небесной. Это взятие на себя и на ребенка обязательства жить в Церкви, приближаясь ко Христу. Жить жизнью Церкви.

Но часто ли это происходит?

Креститься и не жить церковной жизнью - это примерно то же, как купить красивую икону, а потом выкопать яму и положить образ в нее. А далее на протяжении десятилетий засыпать ее всяким житейским мусором, пока святыня, наконец, не окажется полностью погребена под завалами.

Спросит ли Господь нас после смерти или на Страшном суде о том таланте, о том даре Духа Святаго, который мы получили в Таинстве Крещения? Конечно, спросит. Сможет ли ответить человек, почему святыня была зарыта в землю? Наверное, нет. И потом плач и скрежет зубов.

Таинство Крещения - это то горчичное зерно, которое брошено в нашу сердечную почву. Для того чтобы оно проросло и развилось в прекрасное дерево, нужно его взращивать молитвой, постом, Таинствами, жизнью в Церкви, делами милосердия. И тогда птицы небесные (благодать Святого Духа) совьют гнезда на этом дереве. И оно дорастет до райских высот.

Поэтому, говоря современным языком и для современного человека, Таинство Крещения - это некий кредит доверия к человеку, который дан ему для того, чтобы тот начал свое личное приближение к Богу. Это, если хотите, обязанность и обещание трудиться для стяжания Духа Святого и для своего личного спасения.

И это особенно видно из того, как относились к Таинству Крещения древние христиане…

Это слова-синонимы. Катехизация в переводе с греческого языка обозначает «оглашение». Оглашение - это изучение человеком основ христианской веры перед тем, как принять крещение. Т. е. мы видим, что труд по изменению себя ради принятия святыни крещальной начинался человеком задолго до участия в данном Таинстве. Он мог длиться от сорока дней и до трех лет. Оглашенный (так называли того, кто желал креститься и проходил для этого оглашение (обучение)) имел наставника, часто священника, который наставлял его в основах христианской веры. Для подготовки к крещению и воспитанию людей на основах православной веры существовали целые учебные заведения. Так, например, знаменитое Александрийское училище зарождалось как огласительное. Главной задачей этой школы являлась подготовка оглашенных к крещению.

Фактически и одна из самых известных православных молитв - Символ Веры - является катехизисом в краткой форме, т. е. изложением основ православной веры. Обучение в огласительном периоде имело, как правило, три степени, или, выражаясь современным языком, три класса. В первом «классе» оглашенные стояли на Литургии в притворе, слушая молитвы и чтение Священного Писания. Во втором «классе» они уже стояли в храме среди верных до евхаристического канона, а потом, опустившись на колени и приняв благословение от Предстоятеля, на словах «Елицы оглашенные изыдите» выходили из храма. Третий «класс» уже готовился ко Крещению. Массовые крещения оглашенных, как правило, производились на Пасху, Пятидесятницу, Святое Богоявление.

Из этого всего мы видим, как древние христиане серьезно относились к Таинству Крещения.

Сегодня ситуация изменилась. Историческая ситуация. Но не суть Таинства. Она осталась та же. И ответственность за принятие Таинства Крещения та же.

Из Крещальной купели Сам Бог воспринимает человека. Так имею ли я право отвернуться от Него? Святитель Иоанн Златоуст в беседе на Евангелие от Иоанна писал: «Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого - на небесах. У этого царь - Христос; у того - грех и дьявол. У этого пища - Христос; у того - гниль и тление. Да и одежда у этого - Владыка ангелов; у того - дело червей. У этого город - небо; у того - земля».

В Таинстве Крещения мы уже вошли в небо. Осталось только на протяжении жизни духовно закрепиться с Божьей помощью в нем. Так неужели захотим упасть с него и снова вернуться к червям, к смерти и тлению, когда милосердный и любящий Бог раскрывает нам свои объятия? Неужели мы отвернемся от него?

Оглашенные — слово, которое слышали многие, даже люди, не имеющие отношения к Церкви. Достаточно вспомнить, как на шумно играющих и бегающих детей, часто покрикивают: «Что вы носитесь как оглашенные». Произнося это, люди даже не задумываются над смыслом фразы.

Попробуем разобраться: оглашенные кто это?

Если поискать это слово в словарях, то следует обратить внимание на греческий перевод. Кατηχουμενος- те, кто собираются принять христианство через таинство Крещения, изучающие основы веры. Такого человека и тогда уже называли оглашенным.

Во времена раннего христианства очень серьезно подходили к вопросам веры. В первые века за принятие христианства можно было серьезно пострадать. Крещение было сложным и ответственным шагом, который требовал подготовки и обучения догматов. Кандидаты, готовящиеся к Крещению, сообщали о своем желании священнику (епископу). Священник (возможно епископ) объявлял или «оглашал» об этом всем в храме. Следует заметить, что сам человек не мог запросто прийти в общину. Его приводил уже верующий христианин или диакон. С этого момента человек становился оглашенный. О нем молились, а он сам проходил подготовку. Священникам было категорически запрещено крестить без прохождения обучения и подготовки желающих. За это можно было стать изгнанным из клира. Существовали правила исповеди перед Крещением. Во время нее решался вопрос о том, возможно ли допускать до крещения, насколько тяжкие грехи совершил человек и раскаялся ли в них.

Оглашенный мог обучаться очень долго. В 1-3 века этот процесс длился от 40 дней до 3 лет. В процессе подготовки оглашенный уже присутствовал на богослужении, но в определенные моменты священники призывали оглашенных выйти из храма, произнося «изыди́те». Отсюда, наверное, и пошла поговорка про шумных детей. Более того, изначально священнослужители ходили и проверяли, не остался ли кто, называемый оглашенными в храме. Во время Таинства Евхаристии верные чада соединяются с Господом. Это величайшее Таинство, которое дано самим Богом верующим и принявшим Крещение, и только им. К нему не могут приступать некрещеные люди, поэтому им необходимо в это время выходить из храма.. Благоразумные «кандидаты в христиане» должны поступать именно так.

В современной жизни во время Литургии, диакон также призывает покинуть храм тех, кто не крещён, но никто этого не делает. Ведутся дискуссии на темы того, чтобы в самые важные Литургии оглашенных все же не оставалось в храме.

Возникает вопрос: почему возникла необходимость возвращать традицию оглашения, куда она пропала и когда? Для ответа на него нужно обратиться к истории России. В дореволюционное время, вся жизнь людей была связана с Богом и Церковью. Праздники, которые отмечало государство, были церковными. Люди хорошо понимали православное вероучение, и не было необходимости их обучать, оглашать. Во времена коммунистических нападок на Церковь проводить огласительные беседы было невозможно. Именно в тот момент и исчезла эта традиция.

В настоящее время Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл благословил обучать, наставлять желающих приступить к крещению. 27 декабря 2011 года Священный Синод РПЦ одобрил документ, который закрепил это правило. Его необходимость назрела частыми случаями прихода в Церковь людей, которые понимают православную веру как модную тенденцию или магическую помощь.

Многие желающие оглашенные взрослые и родители (будущие крестные) младенцев, воспринимают такие нововведения совсем неодобрительно. Это неправильно, потому что очень часто можно услышать, как оглашенные объясняют свое желание креститься, например, для того, чтобы «быть под защитой » или «поправить здоровье ». Это говорит о том, что человек не понимает, зачем он приходит в Церковь, для чего он хочет носить крест. Конечно, все мы являемся лишь учениками. Сам Господь называл апостолов своими учениками, а они знали и понимали веру из Его уст и Его жизни. Мы лишь учимся быть христианами. И все же желая креститься, необходимо знать хотя бы саму суть христианства.
Во время подготовки катехизаторы — те, кто проводят обучения, рассказывают об основах православного вероучения, Таинствах, разъясняют правила, традиции Церкви, ведут беседы о вере и суевериях.
Люди должны осознавать суть православной веры, понять, готовы ли они исполнять ее каноны, нести каждый свой Крест.
И тогда, приступая к купели, оглашенный может твердо сказать: «Верую!»

Крещение — одно из семи Таинств Церкви, в котором человек облекается во Христа, умирает для греховной жизни и воскресает в новую духовную жизнь. Взрослый человек, наученный горьким опытом жизни без Бога и возжелавший жизни по Евангелию, как правило, подходит к Таинству Крещения вдумчиво и с благоговением. Но таких немного. Абсолютное большинство новокрещенных сегодня — это маленькие дети, чьи родители и восприемники очень слабо представляют себе, какой важный шаг собираются совершить. Увы, для многих наших соотечественников, которые считают себя православными, крещение ребенка становится первым, но и последним шагом на пути воцерковления. Вот почему из семидесяти процентов россиян, которые в соцопросах называют себя православными христианами, только от двух до четырех процентов являются людьми по-настоящему церковными. Для того чтобы исправить эту ненормальную ситуацию, когда крещение совершается в основном над теми, кто не имеет веры, начиная с 2011 года все желающие креститься или крестить своих детей должны пройти обязательные огласительные беседы.

С момента введения огласительных бесед прошло уже пять лет. Стали ли они тем средством, которое помогает людям находить дорогу к Богу и Церкви? Чтобы разобраться в этом, корреспондент «Православной веры» посетил нескольких таких бесед в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при Саратовском государственном университете.

Халява, приди?

Перед священником, который ведет огласительные беседы, стоит сложная задача: за полтора-два часа рассказать людям, которых он видит в первый — и, может быть, в последний — раз в жизни, об основах христианской веры. Но прежде всего он должен понять, с какой целью пришли эти люди. Казалось бы, цель очевидна: они хотят, чтобы их ребенок стал чадом Церкви, пришел к Богу. В реальности, к сожалению, не все так радужно.

У всех пришедших есть заготовленный — «благочестивый» в их понимании — вариант ответа на вопрос: «Зачем вы здесь?». Как правило, они говорят, что хотят, чтобы их сын или дочь стали ближе к Богу, стали, как и наши предки, христианами, получили защиту свыше, обрели веру. Но священник почему-то не принимает такой ответ и продолжает выпытывать: а что это значит, по-вашему, «быть ближе к Богу», что значит «обрести веру»? Что стоит за словом «вера» лично для вас?

Нужно сказать, что встречи, на которых я присутствовала, складывались по-разному. В одном случае между настоятелем храма протоиереем Кириллом Краснощековым и аудиторией довольно быстро наладился контакт. Диалог развивался легко, и священнику удалось рассказать многое о том, что такое православные Таинства, для чего строятся храмы (нет, совсем не для того, чтобы ставить в них свечки, а для того, чтобы совершать Таинство Евхаристии), ознакомить слушателей с тем, как совершалось крещение в эпоху гонений на христиан, объяснить, для чего нужен восприемник (вовсе не для того, чтобы дарить подарки на именины, а чтобы поручиться за нового члена Церкви, свидетельствовать перед общиной, что крещение совершается с серьезными намерениями). Батюшке удалось коснуться даже такого деликатного вопроса, как понимание греха в современном обществе. Это был один из самых трудных моментов встречи. Люди, которые пришли сюда, пока еще не готовы к тому, чтобы их спросили о грехах прямо, как происходит это на исповеди. Но и обойти молчанием этот вопрос нельзя, потому что понятие о грехе и норме даже среди людей крещеных сегодня размыто. Отец Кирилл очень коротко и как бы невзначай, не обращаясь ни к кому конкретно, перечислил все наиболее распространенные сегодня грехи, которые препятствуют человеку войти в церковную жизнь. Один из присутствующих легко признался: «Было дело, батюшка, грешен, жил в блудном сожительстве, но сейчас брак зарегистрирован».

Вторая беседа сложилась драматичнее. Между слушателями и священником сразу возникла стена отчуждения, которую так и не удалось преодолеть.

В ходе беседы выясняется, что один из присутствующих в последний раз исповедовался и причащался десять лет назад в пятнадцатилетнем возрасте, а потом, фактически, ушел из Церкви, но не видит в этом никакой преграды для того, чтобы крестить своего сына. История в общем-то обычная. Ходил в храм, пока был ребенком — родственники водили, а потом вырос и «поменял приоритеты».

— А почему Вы перестали ходить в храм?

Отец Кирилл вынужден задать этот неприятный, прямой вопрос, и его собеседник переходит в наступление:

— Я перестал ходить в храм из-за поведения некоторых священнослужителей.

Человек обижен и замыкается в себе.

Будущая крестная, студентка одного из саратовских вузов, не может сформулировать ответ на вопрос о том, что лично для нее означает быть верующей.

— Ну, я просто верую… А Бог помогает мне, например, когда нужно сдать экзамен.

— А может, лучше учить как следует? А то некоторые студенты суют зачетку в форточку и кричат: «Халява, приди!». Говорят, тоже помогает. Чем же тогда вера в Бога отличается от веры в халяву?

Девушка молчит. К разговору подключается дама постарше. Для нее вера — это интеллектуальная убежденность в том, что Иисус действительно существовал.

— Но ведь, как говорил апостол Иаков, и бесы веруют и трепещут (см.: Иак. 2, 19). Значит ли это, что бесы — верующие? Разве то, что они знают о наличии Бога, как-то их меняет? — спрашивает отец Кирилл.

— Ну, тут уже от самого человека зависит.

— Правильно, так значит вера — это не только убежденность в том, что Бог есть. Это еще и готовность жить по вере. А что значит для Вас жить по вере?

— Соблюдать заповеди…

— А какие Вы знаете заповеди?

— Возлюби ближнего своего, не убий, не укради.

— Это верно. Но для того, чтобы не убивать и не красть, не обязательно веровать во Христа, достаточно чтить Уголовный кодекс. А вот возлюбить ближнего своего — это близко… Но вот ведь вопрос: а кто наш ближний? Кого мы должны возлюбить?

— Ближние — это моя семья… Друзья.

— Нет, чтобы любить близких, совсем не нужно быть христианином. И атеисты любят своих детей, своих родителей. Чтобы отвечать любовью на любовь, нам не нужен Бог. А Бог нужен для того, чтобы соблюсти другую заповедь: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф, 5 , 44). Вот эту заповедь без Бога исполнить невозможно.

После беседы слушатели ведут себя по-разному. Кто-то подходит к батюшке с личными вопросами. Если такие вопросы у человека появляются, это уже большая победа. Кто-то задерживается у свечного ящика, чтобы купить будущему крестнику рубашку и крестик, посмотреть книги. Кто-то выходит из храма в явном раздражении «на попа», который вместо того, чтобы дать им справку и отпустить с миром, «читает мораль».

Непросто даются эти беседы и священнику. Глядя на отца Кирилла, можно подумать, что он не с людьми поговорил, а фуру разгрузил. Спрашиваю батюшку: что за люди приходят на огласительные беседы? Что ими движет: искренний интерес? Или они просто исполняют инструкцию?

— 50 на 50. В половине случаев удается достучаться до людей. Бывают совершенно поразительные моменты, когда люди на первой исповеди (крестные родители и родители младенца перед Таинством Крещения должны исповедаться и причаститься. — Авт. ) искренне говорят о своем желании воцерковиться. Конечно, не у всех на это хватает сил, и мы не всех из них потом видим в нашем храме. Но есть же надежда, что они придут через несколько лет. Главное — зерно посеяно, и можно надеяться, что когда-нибудь оно прорастет. Бывают и другие ситуации: люди досиживают первую беседу с каменными лицами и на вторую уже не приходят.

Священник имеет право отказать в крещении, когда видит, что оно совершается по соображениям, не имеющим ничего общего с православной верой, если человек продолжает упорствовать в своем заблуждении, не собирается менять свою жизнь. Хотя гораздо чаще такие люди просто сами уходят и больше не возвращаются.

Крещеные, но о Христе не знающие

Беседа показывает, что будущие крестные родители очень слабо подготовлены к своей роли. Никто из присутствующих не читал Евангелие; даже фоновых знаний, которыми, казалось бы, должен обладать каждый человек, выросший на русской литературе, у них почти нет. И вопрос священника: «Кем вы считаете Иисуса Христа? — ставит людей в тупик. Видно, что им непонятна сама постановка проблемы, что они задумываются о том, Кто же такой Христос, впервые. И те, кто пытается выкрутиться, исходя из того, что мельком прочитали в Интернете или услышали по телевизору, дают ответ, с исповедованием православной веры несовместимый: Христос — это человек, выбранный Богом для несения определенной миссии. В чем именно заключается эта миссия, отец Кирилл даже не рискует их спросить.

Это не означает, конечно, что перед нами убежденные еретики. Эти люди просто никогда не задумывались о столь сложных вещах. И хотя сегодня можно, что называется, «в один клик» получить всю необходимую информацию об основах православного вероучения, у них, видимо, просто не возникало потребности это сделать.

— Вопросы, связанные с исповеданием веры, очень сложны, — говорит отец Кирилл. — И если человек раньше об этом не задумывался, ему будет очень сложно выразить свою мысль, объяснить свои чувства. Безусловно, мы должны учитывать, что у людей, приходящих на огласительные беседы, разное образование, не обязательно высшее. Поэтому задача бесед, как я себе ее представляю, не проверить знания людей, а пробудить в них интерес, показать им, что они ничего не знают о своей вере, но должны узнать. Большинство из будущих крестных, приходящих на беседы, крестились в начале 90-х годов прошлого века, когда храмов было мало, священников не хватало, и крестили по несколько десятков человек за раз. Эту волну называют «Вторым Крещением Руси». Действительно, Русь прошла второе Крещение, но воцерковления не произошло. Задача, которая стоит перед нами сегодня, — это внутренняя миссия, направленная на воцерковление уже крещенных людей. Лучшей мотивации для этого, чем огласительные беседы, я не знаю. В этих беседах заложен колоссальный миссионерский потенциал, потому что это редчайший случай, когда людям от священника нужно нечто важное и они в принципе готовы его выслушать. И даже если беседа складывается для них неожиданным образом, от идеи окрестить ребеночка они не отказываются. А значит, с ними можно дальше вести диалог.

Работа над ошибками

Вторая из обязательных огласительных бесед посвящена тому, как будет проходить Таинство Крещения. Ее проводит клирик храма священник Андрей Солодко. Те, кто приходит на вторую беседу, должны были выполнить «домашнее задание»: прочитать хотя бы одно из Евангелий и подготовиться к исповеди и Причастию. Отец Андрей спрашивает: «Справились?». Оказывается, Евангелие не прочитал никто. К исповеди и Причастию готовы два человека. Остальные сослались на занятость. Удивляться этому не приходится. Даже прихожанам с многолетним церковным стажем порой сложно побороть собственную духовную расслабленность и теплохладность. Что уж говорить о тех, кто заходит в храм от случая к случаю! Не будет преувеличением сказать, что исповедь и Причастие для них — подвиг.

И все-таки видно, что предыдущая беседа с отцом Кириллом не прошла для них даром. Теперь на вопрос о том, кто такой Иисус Хрис-тос, они отвечают более уверенно: совершенный Бог и совершенный Человек. Конечно, говорить о том, что эти беседы полностью раскрыли для них мир православной веры, было бы самообманом. Лучший результат, на который можно рассчитывать, — эти люди впервые задумаются о том, что значит быть верующим человеком, о том, что Бог — это серьезно, а храм — не магазин, в котором продаются наши национальные обереги.

Главное — желание

Священники говорят, что двух огласительных бесед катастрофически мало. Ведь, допустим, в III веке оглашенные посещали христианские богослужения в течение нескольких лет, прежде чем их допускали к Таинству Крещения. Но реалии сегодняшнего дня таковы, что даже на две беседы будущие крестные выкраивают время с трудом.

Нам было интересно узнать, какие впечатления остались у тех, кто прошел хотя бы этот этап подготовки.

— Я понял, что мне еще очень далеко до того, чтобы назвать себя православным христианином, — говорит Сергей. — Я вообще ничего о своей вере не знаю. Мне через неделю крестить ребенка, а я совершенно не готов. Как я могу поручиться за маленького человека, стать его наставником?

Но есть люди, для которых огласительные беседы стали началом настоящего воцерковления.

— Церковная традиция в нашей семье не прерывалась, — рассказывает Маргарита, прихожанка храма во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. — Основам веры учил меня папа, но он не настаивал, чтобы я ходила в храм, исповедовалась и причащалась, предоставив мне полную свободу. И так получилось, что я только заходила в храмы, наблюдая за тем, что там происходит, со стороны. Мне трудно было подойти к священнику, поговорить с ним откровенно о моей жизни — я просто боялась. Именно огласительная беседа, на которую я пришла в храм во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла перед крещением моего ребенка, помогла мне снять этот барьер. Мне понравилось, что батюшка (это был настоятель храма отец Кирилл) не читал лекцию о том, что я и так знала, но задал мне удивительно точные и правильные вопросы о моей жизни. Все сразу встало на свои места. Вопросы священника пробудили мою совесть, и дальше уже она подсказала мне, что нужно делать, чтобы быть ближе к Богу. А еще батюшка объяснил мне, что значит храм в жизни верующего человека. И я поняла, что не надо путешествовать по разным церквям, нужно выбрать один храм, который станет для меня домом. И сейчас, когда я прихожанка того храма, где проходила огласительные беседы, и уже многих здесь знаю, я действительно чувствую, что храм — это не просто место, куда можно заходить время от времени, но это важная, если не главная, часть моей жизни.

— Меня всегда тянуло в церковь, но когда я заходила в храм, мне там становилось плохо, — подхватывает разговор прихожанка того же храма Лариса. — У меня темнело в глазах. Однажды при мне у девушки загорелась шуба. Что-то меня в церкви все время пугало и словно что-то в нее не пускало. И первый опыт участия в огласительной беседе, на которую я пришла как будущая крестная, оказался не очень удачным. Батюшка нас, наверное, встряхнуть хотел, а получилось, что напугал. Он говорил о том, что все мы грешники, что нам грозит смерть и адские муки. Я после этого отказалась быть крестной. Но спустя некоторое время мы с моей сестрой пошли на беседу в другой храм, там их вел священник, с которым я вместе училась в светском вузе. И на этот раз все было иначе. Мои страхи прошли. Я стала готовиться к исповеди и Причастию. Первая исповедь стала для меня серьезным испытанием. Ее принимал тот самый батюшка, который напугал меня на первой огласительной беседе, хотя он служил в другом храме, и я никак не ожидала его здесь увидеть. Но на исповеди он раскрылся совсем с другой стороны: внимательно меня выслушал и поддержал. И с этого момента я стала регулярно ходить в церковь. Не все мне дается легко, но все можно преодолеть с помощью Божьей. С тех пор, как я впервые переступила порог храма, прошло три года, я до сих пор очень многого не знаю о нашей вере, но я учусь — постоянно.

На каждой Литургии мы слышим слова «Оглашенные, изыдите!», после чего начинается Литургия верных. Что нужно для того, чтобы спустя какое-то время оглашенные присоединились к числу верных, чтобы, уйдя из храма после огласительной беседы, они захотели вернуться?

Отец Кирилл считает, что главное в огласительных беседах — не снабдить пришедших неким набором фактов, но сформировать у них правильное понимание того, что они делают.

— Крещение — это не частная треба. Неправильно говорить: «Мы хотим крестить своего ребенка», правильно: «Мы хотим, чтобы нашего ребенка приняли в члены Церкви». Ну и, конечно, очень многое зависит от того, кто ведет беседу, как он к этому относится — формально или нет. Я не перестаю удивляться опыту апостолов. Как они за несколько десятилетий смогли создать церковные общины по всей Римской империи? Причем эти общины формировались из людей, которые рвали связь с верой предков, часто становились изгоями в обществе и семье, подвергались гонениям. А Церковь росла как на дрожжах! Это, конечно, возможно только Святым Духом, Который действовал, наверное, более ярко, чем в наши дни. И абсолютным самоотвержением. Как говорил апостол Павел: Я стал для всех всем, чтобы спасти хотя бы некоторых (1 Кор. 9, 22).

Газета «Православная вера» № 12 (560)