Окружение. Как на нас влияет близкое окружение? Как изменить окружение человека? Человек и его ближайшее окружение

Под "ближайшим социальным окружением" подразумевается территория за пределами квартиры, которая рассматривается в первую очередь в социальном аспекте: так, на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с соседями; на детской площадке - контакты с детьми; в магазине - общение с продавцом и покупателями. Кроме возможностей общения, "ближайшее социальное окружение"-это территория, где ребенок знакомится с окружающим миром - миром людей и предметов, природой.

Помните, что, покидая пределы квартиры, аутичный ребенок оказывается "на вражеской территории", зачастую остро ощущая враждебность окружающего мира.

Необходимо помочь ему шаг за шагом осваивать пространство вокруг, постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт.

Чтобы ребенок "обжил", принял в свое сознание еще "кусочек мира", необходимо прежде всего выявить негативные эмоции и страхи, связанные с определенными местами, предметами, людьми. Так, если ребенок боится машин, он никогда не будет чувствовать себя на улице безопасно и комфортно. К сожалению, страхи аутичного ребенка часто глубоко скрыты и внешне никак не проявляются. Ребенок может годами чего-то бояться, испытывая при этом острейшие эмоции, а близкие даже не будут догадываться об этом. В другом случае ребенок может постоянно говорить о своем страхе, нагнетая его, будет искать повторения травмирующей ситуации, однако выйти из нее самостоятельно не умеет. Он зацикливается на своем страхе, и это мешает дальнейшему равитию (методику выявления скрытых страхов и избавления от них см. в разделах "Игровая терапия", с. 45, "Психодрама", с. 55).

Когда страх выявлен и постепенно, в ходе специальной психотерапевтической работы, теряет свою остроту, можно начинать "обживать" новый участок пространства. Во-первых, постарайтесь связать с данным местом переживание разнообразных положительных эмоций. Например, если знаете, что ребенок обожает кататься на велосипеде или самокате, не ленитесь брать их с собой на прогулку. Если ребенок испытывает особый интерес к бутылкам - не запрещайте играть с найденными на улице бутылками, даже если они грязные.

Во-вторых, помогайте ребенку в случаях затруднений во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Не забывайте, что самые серьезные трудности аутичного ребенка находятся именно в сфере общения с людьми. Например, если он решился подойти к другому малышу, но после этого застыл, не умея обратиться, не зная, что следует делать дальше, не упустите этот момент - быстро подойдите и озвучьте его намерения: поприветствуйте другого малыша, спросите, как его зовут и предстаньте вашего, помогите своей рукой протянуть ручку новому знакомому, предложить ему игрушку. Делайте все это от имени вашего ребенка, словно слившись с ним в единое целое: "Привет! Как тебя зовут?" (в этом месте попробуйте побудить вашего ребенка представиться, если не получится - представьте его сами: "А это Миша".) Придумайте варианты продолжения контакта: предложите поменяться игрушками и организуйте игру рядом, когда дети играют независимо, но могут наблюдать за игрой другого, спойте вместе песенку, затейте игру в мяч и т.д. Конечно, варианты зависят от возраста детей, причем надо поддерживать интерес вашего ребенка и к малышам, и к ровесникам, и к детям постарше. Выберите занятие, которое понравится всем; на основе общего интереса станет возможным взаимодействие.

В-третьих, следует постоянно быть начеку, и в случае возникновения трудной или опасной для ребенка ситуации защитить и подстраховать его. Помните, что присутствие вокруг чужих детей и взрослых может привести к возникновению непредсказуемых ситуаций. Например, если на улице к ребенку обратился чужой взрослый, порицая за неправильное поведение, что случается довольно часто, подойдите, но не вступайте в дискуссию, не пытайтесь объяснить поведение ребенка и его особенности, а постарайтесь быстро закончить разговор и увести ребенка.

Помните, что ребенок обязательно отреагировал, даже если внешне остался невозмутим. Всем видом выражая спокойствие, приобнимите ребенка, как бы показывая, что ничего страшного не произошло, а затем объясните, почему "тетя назвала хулиганом": "Ты быстро бегаешь, а тут малыши - смотри. Если случайно заденешь, маленький может упасть и будет плакать". В таких случаях перед взрослым стоят две задачи. Первая - объясняя причинно-следственные связи, дать ребенку понять, что не он "плохой", а просто возникла сложная ситуация. А уже затем предложить ребенку конкретные пути ее исправления. Вторая - дать ребенку почувствовать, что вы его любите, что вы вместе с ним и не дадите его в обиду ни в коем случае, что всегда придете на помощь.

Если же реакция ребенка на замечание выражается бурно - например, он плачет или топает ногами и с криками пинает велосипед, катаясь на котором "не смотрит, куда едет", - не мешайте ему, дайте возможность выплеснуть негативные эмоции и лишь после этого тактично объясните, что произошло и как возникновения подобной ситуации можно избежать впредь.

В магазине учите ребенка выбирать необходимое - продукты, хозяйственные товары, организуйте его общение с продавцом и самостоятельные мелкие покупки - дайте ребенку денежку, и пусть он сам купит конфету или пакетик сока у знакомого продавца. Это станет возможным, когда ребенок вполне освоится в этой ситуации. Попросите вашего малыша помочь вам понести сумку с продуктами. А когда ситуация похода в магазин, где "тетя Оля-продавец", будет достаточно обжита, станет привычной и естественной, можно заглянуть в другой магазин, вместе отправиться на автобусе на ярмарку, чтобы выбрать пластилин и краски и т.д.

Гуляя, старайтесь разнообразить маршруты. Если ребенок противится выбору нового маршрута прогулки, не возражайте, а старайтесь расширить знания о знакомом пути: обратите внимание на светофор на перекрестке, объясните, что следует делать, когда горит зеленый свет, красный и т.д.; покажите, где расположен детский садик, загляните туда и понаблюдайте вместе, как играет детвора на прогулке; напомните: "Смотри-ка - автобусная остановка. Мы садимся здесь на автобус, когда едем в бассейн". Описывайте все, что видите по дороге; причем делайте это многократно, даже если ребенок не обращает на эти описания внимание (стараясь разнообразить комментарий, вводя в него интересные детали). А в следующий раз снова попытайтесь немного изменить маршрут, постепенно удаляясь от дома на большие расстояния. Для этого постарайтесь создать у ребенка мотив - "Пойдем туда, чтобы краски купить", "Давай зайдем в парк, помнишь, как ты там познакомился с собачкой, а ее хозяин разрешил тебе подержать ее за поводок?".

Если ваш малыш достаточно подрос, берите его с собой, когда отправляетесь "по делам": на почту, в банк, в аптеку и т.д. Часто мама оказывается вынуждена поступать так: ребенок не отпускает ее от себя надолго. Попутно рассказывайте ребенку, что такое почта, что делает почтальон, напишите вместе с ребенком и отправьте письмо бабушке. В аптеке купите вместе с ребенком для кукольной аптечки бинтик, вату и пластырь, с помощью которых ребенок дома станет "лечить" кукол.

Не стесняйтесь повторяться и говорить само собой разумеющиеся вещи. Помните, что это поможет ребенку усвоить многие аспекты социальной жизни. А главное - не бойтесь исследовать мир вместе с ребенком! При правильном подходе, требующем постоянного внимания и мудрой помощи взрослого, новые впечатления обогатят опыт взаимодействия аутичного ребенка с другими людьми, научат жизни в социуме. Необходимость принимать решение в трудных ситуациях закалит ребенка, поможет стать более самостоятельным. Однако следует набраться терпения, т.к. придется решать не только проблемы ребенка, но и преодолевать людское непонимание. Но при благоприятном развитии событий возможно заручиться поддержкой окружающих, найти новых друзей, наладить доброжелательные отношения с соседями.

Дальние прогулки

Прогулки в дальний парк, в гости; "вылазки" в театр, цирк, кафе; посещение бассейна, детской студии могут быть тяжелы для аутичного ребенка и сопровождающих его близких, а порой и вовсе невозможны. Удаляясь от знакомых "мест обитания", ребенок теряет уверенность и оказывается во власти страха и дискомфорта. Такое состояние может вызвать острую реакцию - ребенок начинает плакать, мечется с криками "Не хочешь!", тянет за руку, выражая таким образом просьбу вернуться. Это реакция самозащиты, когда ребенок пытается выйти из состояния дискомфорта. В этом случае надо не уговаривать ребенка, не ругать его, а дать ему возможность успокоиться. Действуйте по ситуации; остановитесь ненадолго, поглядите с ребенком по сторонам, поговорите, а затем продолжите путь дальше или вернитесь домой. Сложнее оказывается ситуация, когда ребенок не выражает свое состояние бурно, однако переживает острые негативные эмоции глубоко внутри себя. Это для него очень вредно, может вновь затормозить его развитие. Поэтому родители, решившиеся "выйти в свет", должны чутко следить за состоянием ребенка, за его настроением; при появлении тревоги и дискомфорта лучше повернуть домой со словами: "Ничего, в следующий раз поедем к бабушке. А сейчас вернемся, ведь у нас мишка один дома остался, будет скучать". При этом предпочтительно назвать нейтральную причину возвращения домой, о страхе ребенка не говорите, ведь это может стать дополнительной травмой.

Однако прятаться от мира, сидя дома, - хотя и более легкий путь, но он не дает ребенку возможности познавать мир во всем его многообразии, не решает проблему страхов, препятствует развитию самостоятельности. Конечно, дальние прогулки нужны и обязательны, но необходимо соблюдать следующие правила:

1. Осваивайте пространство постепенно. Это значит, что поход в театр возможен только после того, как ребенок достаточно освоился на более близкой территории.

2. Готовьтесь к походу заранее, обсуждая, куда собираетесь пойти, что вас там ждет. В данном случае лучше постараться обойтись без сюрпризов, которые могут испугать аутичного ребенка, поэтому расскажите ему подробно, что его ждет. Вспомните мультфильм, покажите подходящую картинку.

3. Приучайте ребенка пользоваться общественным транспортом. Для начала можно проехать на автобусе или в метро всего одну остановку. Подготовьте ребенка к поездке, рассказав заранее, как это будет происходить, куда и зачем поедете. В дальнейшем предпринимайте недалекие поездки; хорошо, когда цель поездки понятна ребенку: "На этом автобусе поедем в магазин за карандашами. Надо будет проехать три остановки. Давай вместе их считать". Можно взять с собой любимую игрушку: что-то родное в незнакомой обстановке поможет ему успокоиться. Попутно объясняйте ребенку правила поведения в транспорте: "Держись за поручень, а то сейчас автобус будет поворачивать, можно упасть", "Надо оплатить проезд: вот компостер - вставим талончики и нажмем на ручку. Смотри, какие дырочки получились". То же касается и поездок в легковом автомобиле.

4. Места для посещения выбирайте осторожно. Для начала выберите что-нибудь поближе к дому и где поменьше людей. Постепенно приучайте ребенка бывать в компаниях, и со временем он перестанет бояться скопления людей.

5. Посещая новые места, где находятся незнакомые дети и взрослые - кружок рисования, бассейн, - поначалу приводите ребенка ненадолго, дайте ему возможность привыкнуть к новой обстановке, к детскому коллективу, к новым взрослым. Можно договориться с педагогом или тренером и первое время присутствовать на занятиях вместе с ребенком, а в случае, если ребенок захочет, ненадолго выйти вместе с ним. Отдохнув, ребенок может вернуться к занятиям. Но если он захотел домой, поступите так, как просит ребенок. Не забывайте, что ситуация, требующая от ребенка активного взаимодействия с другими людьми,- огромный труд для него. Но при правильной организации посещение детского коллектива очень полезно для ребенка, дает ему неоценимый опыт социальной жизни и разнообразные впечатления, которые подталкивают развитие.

6. Действуйте по обстановке: будьте готовы к тому, что ребенок способен повести себя по-разному. Так, он может в любой момент захотеть уединиться, потому что скопление народа утомило его, - найдите более тихое место, где можно передохнуть. А если ребенок, не дождавшись представления, захочет вернуться домой - не противьтесь. Это значит, что на сегодня он уже получил достаточное количество впечатлений. Не настаивайте ни в коем случае, избегайте давления, иначе в следующий раз малыш будет бояться отправиться с вами в подобное путешествие.

7. Дома вспоминайте, обсуждайте увиденное, смакуйте интересные детали. Закрепляйте и расширяйте новые представления, используя разные приемы и возможности: нарисуйте картинку, выучите стишок, организуйте игру. Задавайте вопросы, объясняйте в ходе беседы причинно-следственные связи, логику событий, заражайте ребенка своим положительным эмоциональным отношением.

Практика работы с аутичными детьми показывает, что, правильно организовав поэтапное освоение окружающего мира, можно преодолеть ограничения, обусловленные трудностями ребенка. Не бойтесь пробовать. Помните, что результат будет достигнут лишь в ходе постоянной, регулярной тренировки.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ

Режим дня ребенка

Поддержание режима дня важно для всех детей, для ребенка же с синдромом аутизма создание особого режима всей жизни имеет первостепенное значение - это необходимое условие развития. Распорядок дня (как и порядок в комнате) должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Тогда хаос и фрагментарность в сознании ребенка постепенно перерастут в более целостную картину мира, а упорядоченная, предсказуемая жизнь поможет организовать его поведение.

Итак, здороваясь утром при пробуждении ребенка, ласково улыбнитесь ему, сделайте "потягушечки", сопровождая действия проговариванием веселой потешки... Что дальше? Оказывается, не может быть стандартного режима дня - временной распорядок жизни каждого ребенка индивидуален и по-разному эмоционально наполнен, при этом меняется с возрастом. В организации режим дня опирается на следующие составляющие:

- Возраст ребенка. Например, в младенчестве ребенок много спит, а в дошкольном возрасте может долго играть и заниматься.

- Биологические ритмы ребенка, которые проявляются прежде всего в особенностях чередования периодов сна и бодрствования: ребенок может спать мало - или нуждаться в продолжительном времени для сна; поздно ложиться и поздно вставать ("сова") - или рано ложиться и рано вставать ("жаворонок"). Эти особенности обусловлены типом высшей нервной деятельности ребенка, который не поддается изменению.

- Традиции семьи: как в ней принято начинать день, питаться (в некоторых семьях "хватают на лету", в других еда - целый ритуал), проводить вместе время и т.д. Обычно взрослые приносят традиции и сам стиль отношений в собственную семью из родительской. Сюда же можно отнести и передаваемые из поколения в поколение игры, стишки, шутки, колыбельные и сказки.

- Возможности семьи: например, может ли кто-либо из взрослых постоянно находиться рядом с ребенком в течение дня и т.п.

Таким образом, режим дня ребенка складывается исходя из его индивидуальных физиологических особенностей, а также особенностей внутрисемейных отношений, т.е. здесь сочетаются физиологические и социальные аспекты. При этом режим дня ребенка не статичен, а меняется по мере его развития и постепенного взросления.

Режим дня ребенка обычно складывается естественным путем. Но для аутичного ребенка требуется специальная работа по организации режима: ведь он может не выражать активно свои физиологические потребности. Кроме того, не происходит спонтанного усвоения социального смысла происходящего, ребенок не понимает, почему повторяются те или иные действия. Его поведение в быту-часто лишь пассивное подчинение предложениям и требованиям взрослого.

1. Эмоциональный комментарий всего, что происходит в течение дня. Постоянно объясняйте ребенку, что происходит, заражая его при этом своим восприятием, - сейчас вы "окошко", через которое ребенок выглядывает в окружающий мир. Комментарий при этом, как правило, не содержит ничего особенного - самые просты обычные слова, движения и действия лучше всего передадут ваши чувства. Оставайтесь естественны. При этом не забывайте: все, что для вас само собой разумеется, что обычный ребенок усваивает спонтанно, для аутичного ребенка трудно и требует специальной работы. Выполнение этой рекомендации поможет ребенку осмыслить происходящее, понять, почему все происходит так, а не иначе. Это позволяет избежать механического повторения действий, а также помогает ребенку чувствовать себя более комфортно в рамках повседневной жизни.

2. Воспитание самостоятельности требует специальной работы по запоминанию последовательности событий, которые происходят на протяжении дня, а также порядка действий в той или иной ситуации. Самостоятельность предполагает осознание происходящего, поэтому предлагайте ребенку вспомнить, что уже сделано, что надо делать дальше. В запоминании последовательности событий дня вам поможет самодельная книжка-раскладушка, рассказывающая о режиме дня вашего ребенка. Такую книжку можно сделать из картинок, нарисованных вместе (см. с. 58). А накрывая, к примеру, на стол, сначала вспомните и повторите вместе с ребенком порядок необходимых при этом действий.

3. Старайтесь, чтобы проживание событий дня, выполнение необходимых действий приносило удовольствие. Для этого во время купания поиграйте с ребенком в "фонтан", "брызги" (см. с. 36, 35), а укладывая ребенка спать, спойте ему песенку. Никто лучше близких ребенка не знает, что доставляет ему удовольствие.

  • Б) сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения цели
  • Биологическое и социальное в человеке. Современная наука признает двойственную сущность человека, сочетание биологического и социального

  • Cтраница 2


    Структура ближайшего окружения частицы растворенного в-ва характеризуется координационными числами С.  

    Атомы ближайшего окружения внедренного атома испытывают действие расталкивающих сил, очень симметрично распределенных в каждой координационной сфере. Система этих сил, естественно, имеет равную нулю результирующую и равный нулю полный момент.  

    В ближайшем окружении Маркса долго не знали о наличии в русской революционной среде иной струи, кроме герценов-ской. В общих чертах Марксу было известно о крестьянских волнениях, о подъеме русского революционного движения в конце 50 - начале 60 - х годов и о расправе с ним царского правительства.  

    Циркуляция (контур Бюргерса ДиПОканИИ ТТР.| Циркуляция (контур Бюргерса для краевой дислокации. Лини. дислокации перпендикулярна Ь.  

    В ближайшем окружении винтовой дислокации координационный многогранник хотя и сохраняется, но он также сильно искажен. Дислокация представляет, таким образом, место скопления добавочной энергии в кристалле, так как один ряд атомов по отношению к своим соседям находится в искаженном положении.  


    S имеет тригонально-призматическое ближайшее окружение (3Mo 3S), но контакты S-S с химической точки зрения не особенно интересны. Здесь ближайшее окружение Ш составляют 3Hf - - 3S, причем атом Ш образует с тремя атомами.  


    Координация такого ближайшего окружения соответствует симметрии Cu3 и очень хорошо описывается гибридными молекулярными орбитами spzdxzdyz : расчетные углы между связями равны в этом случае 136 и 73, а реально наблюдаемые в кристаллах моносилицидов - 129 и 72 соответственно. Небольшое различие рассчитанных и наблюдаемых углов может быть качественно объяснено следующими соображениями. Поскольку в гибридных молекулярных функциях участвуют d - состояния, то для соответствующих атомов переходных элементов они могут легко реализоваться (4s4pz3dxz3dyz); в то же время для атомов кремния Sd-уровни нестабильны. Поэтому правильнее будет предположить, что атомы Si взаимодействуют с гибридными функциями металла путем перекрытия одной s и трех р атомных орбиталей. Это предположение, с одной стороны, объясняет указанное выше отличие углов между связями, а с другой - уменьшение длины одной из связей Me - Si по сравнению с тремя другими.  

    Сталин и его ближайшее окружение пытались все трудности и просчеты в экономике свести к проискам классовых врагов.  

    Отметим, что ближайшее окружение катионов двухвалентных лов молекулами спирта и диметилформамида сходно с их молекулами воды.  

    Если мы рассмотрим только ближайшее окружение центрального атома, то кубическая и гексагональная решетки уже оказываются различными. Всего для обоих типов решеток имеется 66 конфигураций из трех атомов. Из них 57 конфигураций одинаковы для кубической и гексагональной решеток, а 9 конфигураций различны.  

    Как проявляется влияние ближайшего окружения на развитие личности.  

    Роль семьи, ближайшего окружения, школы отмечаются в любой - исторической, этнологической, социологической - литературе. В социальной психологии решающее значение в формировании когнитивных этнических представлений придается процессу взаимодействия.  

    По-видимому, симметрия ближайшего окружения активатора определяется в первую очередь азимутальной направленностью его связей.  

    В истории было немало случаев, когда руководители попадали впросак из-за своих подчиненных . Так, например, одним из наиболее неприятных и поучительных инцидентов в жизни американских спецслужб стала провальная попытка высадки десанта в заливе Кочинос (Куба) в апреле 1961 года. Президент Джон Кеннеди с самого начала был против этой авантюры, но его убедили помощники, в первую очередь, заместитель директора ЦРУ Ричард Биссел, считавшийся одним из наиболее компетентных сотрудников. Биссел был ярым сторонником свержения правительства Фиделя Кастро и, вероятно, поэтому видел в докладах своих кубинских агентов лишь то, что хотел видеть. К тому же, агенты спецслужб, зная о взглядах Биссела, фильтровали информацию и отражали в своих донесениях активность антикоммунистических партизанских отрядов, опуская неутешительные для США факты того, что кубинцы, экипированные советской техникой, достаточно эффективны, чтобы отразить удар. В результате вторжение потерпело неудачу, а через три дня оставшиеся в живых десантники в полном составе сдались в плен. Впрочем, и Никита Хрущев пострадал от дезинформации. Разразившийся через полгода Карибский кризис также во многом был обусловлен тем, что советские военные, мечтавшие уязвить американцев, при планировании возможных последствий размещения ракет на Кубе попросту не учли не устраивающие их варианты.

    Проблемы, с которыми столкнулись Кеннеди и Хрущев, часто возникают и в бизнесе . Как показывает опыт глав государств, внешние источники редко бывают объективными. Некоторые лидеры стараются опираться на небольшую группу преданных соратников, ранее делом доказавших свою надежность, но и здесь не уйти от вопроса обоснованности их советов. Каким бы уверенным в себе ни был руководител ь, он все равно подвергается влиянию со стороны своего окружения. Здесь уместно было бы вспомнить библейскую фразу «О врагах позабочусь я сам, но от «друзей» сохрани меня Бог». Она говорит о том, что опасность подстерегает человека именно в кругу близких - сотрудников и соратников, друзей и любимых. Так как этим людям он больше всего доверяет, их влиянию он наиболее всего открыт, к ним он наименее требователен и критичен. А между тем, именно к ним нужно относиться с особой внимательностью, каждый раз перепроверяя, насколько эти люди функциональны сами для себя, счастливы ли они? Развиваются, познают новое или сохраняют посредственный образ жизни обывателей? Ответив на эти вопросы, можно оценить, насколько они будут функциональны и для вашего дела.

    Насколько мы зависимы

    Американский психолог Соломон Аш в 50-е годы проводил ряд интересных опытов, изучая степень подверженности людей постороннему воздействию. Когда участвующие в эксперименте люди принимали решение в одиночку, они давали правильный ответ в 99% случаев. Однако стоило Ашу предложить участникам коллективную выработку стратегии, картина изменялась. В группу входил «провокатор», который во всеуслышание называл неверный вариант. После обсуждения участники эксперимента должны были давать ответ индивидуально, независимо от остальных, но при этом 75% указывали на предложенную «провокатором» неправильную линию. Стоит отметить, что в эксперименте участвовали незнакомые между собой люди, видевшие друг друга первый раз в жизни. В отношениях же коллег по работе степень взаимного влияния наверняка существенно выше.

    Близкий круг

    К близкому окружению лидера относятся не только бизнес-партнеры , но и семья, друзья, родственники. Иногда только от родных можно услышать независимое мнение, например, одним из ближайших советников экс-президента США Рональда Рейгана была его жена Нэнси, равно как и Элеонора Рузвельт у Франклина Рузвельта, а Билл Гейтс поддерживает дружеские отношения со знаменитым финансистом Уорреном Баффетом, с которым они часто обсуждают вопросы управления. Здесь важно, чтобы оба партнера были личностями одного порядка - постоянно развивающимися. Иначе чем ты можешь быть полезен другому, если ты ничего не делаешь даже для себя, если ты не реализовался в жизни? Этот факт становится также условием для того, чтобы не было зависти к успехам другого и зависимости от другого. А вот здоровая конкуренция, наоборот, добавит новых оттенков в отношения. Однако чаще происходит именно по первому сценарию. Быть может, поэтому, по наблюдениям социологов, неженатых и незамужних успешных бизнесменов и политиков в два раза больше, чем семейных. В семейной жизни начинается разлад, когда дела одного из супругов идут в гору, а у второго ничего нового в делах не происходит. Тот, кто остается в тени, часто требует повышенного к себе внимания и очень опасается за происходящие изменения в партнёре. А партнёр в поисках компромисса для сохранения семейных отношений признаёт, принимает в какой-то мере ценности и стиль жизни своих близких, отказываясь от новых убеждений, которые привели к успеху.

    Настоящий лидер , по сути, всегда одинок. Независимо от наличия отношений или семьи, он одинок внутренне. Хотя и физически потребность в одиночестве возникает нередко. Почти у каждого успешного бизнесмена есть домашний кабинет - то место, где и в семейном кругу можно остаться наедине с собой.

    Семейный бизнес-формат

    Нередко сферы семьи и работы пересекаются настолько, что начинают представлять самостоятельный бизнес . Традиционно семейственность в бизнесе всегда имела конкурентное преимущество. Однако результаты последних исследований, в частности, консалтинговой компании Pambianco strategie d"impresa, говорят о том, что родственные деловые отношения тормозят развитие бизнеса. Исследование, в котором участвовало 461 предприятие Италии - из тех, что работают в сфере моды и производят предметы роскоши - тому подтверждение. Как малые, так и крупные итальянские компании передаются по наследству из поколения в поколение: это позволяет готовить менеджеров с детства, оберегая и поддерживая традиции предприятий, что особенно важно в сфере моды. В то же время старшие члены семьи не спешат отойти от дел и уступить место молодым. Так, 33% исследованных предприятий возглавляют менеджеры в возрасте от 60 до 70 лет, 30% - управленцы от 50 до 60 лет. И лишь в 4% компаний во главе стоят те, кому меньше сорока. Семье отдаются основные управленческие должности: например, председатели правления на 81% являются «семейными». Менеджеров со стороны итальянцы предпочитают не приглашать. Такая закрытая «патриархальная» структура компаний ограничивает возможность внутреннего обсуждения и критики их деятельности. Это, в свою очередь, отражается на уровне капитализации, который у подавляющего числа исследованных предприятий весьма низок. Для сравнения: во Франции лишь 1% предприятий сопоставимого уровня имеет такую же низкую капитализацию, как итальянские компании.

    Недобросовестные помощники. Кто они?

    Бизнес-окружение , как и семья, также требует времени и пристального внимания. Дело в том, что в близком кругу часто можно найти помощников, которые своими действиями или бездействием препятствуют лидеру принимать правильныерешения и тем самым наносят вред компании . Американский психолог Керри Сулкович даже составил классификацию таких компаньонов. По его мнению, первый тип - это «зеркала», которые безбожно льстят руководителю, постоянно убеждая его, что он прав. Некоторые лидеры сами окружают себя подобными «зеркалами», желая видеть в них только то, что им хочется. Приближают к себе людей, которые одобряют любые их решения.

    Второй тип «деструктивного помощника» - «изолятор». Он становится буфером между руководителем и организацией, распоряжается доступом к «телу», контролирует информационные потоки, истолковывает смысл решений начальника в «правильном» виде. Обычно такого «изолятора» заводят себе сами лидеры, у которых, по мнению К. Сулковича, налицо проблема общения с подчиненными из-за своего взрывного характера, нелюбви к публичности или неумения связно и четко формулировать мысли. Хотя есть и другой взгляд: эту функцию «фильтра» необоснованно берут на себя люди, которые считают, что очень хорошо знают потребности руководителя, разбираются в делах. Думают, что они достаточно приближенные лица, чтобы принимать такие решения. Зачастую руководитель незаметно для себя надевает корону на голову секретаря, открывая лишнюю для этого человека информацию или уделяя ему внимания больше, чем другим сотрудникам.

    Третий тип - это «узурпатор», который стремится просто отодвинуть в сторону руководителя, чтобы управлять вместо него. Как правило, «узурпатор» хочет в конечном итоге сам взобраться на вершину, как темник Мамай, поменявший на престоле Золотой Орды нескольких ханов, прежде чем стал ханом сам. Но возможен вариант, когда «второй номер» предпочитает действовать за сценой, оставив номинальному руководителю ответственность, но манипулируя им в своих интересах. Психология называет этот феномен типологией второго ребёнка (когда в семье рождается ребёнок одного пола с тем, который уже есть). С рождения занимая позицию второго, он всю жизнь движим желанием сдвинуть первого, а во взрослой жизни того, кто над ним (руководителя). Как правило – это очень талантливые люди, но революционеры по своей натуре (например, вторым ребёнком был Ленин).

    Однако у каждого предпринимателя есть шанс не довести дело до «запущенной» стадии. Руководитель , заметив, что вступает на неверный путь, может принять предупредительные меры. И здесь нет места сочувствию и оправданию, что сотрудник хороший человек, есть только факт, что он не функционален ни в одной из перечисленных ролей.

    Только правда и ничего, кроме правды.

    По-настоящему эффективно противостоять манипулированию, злоупотреблениям, искажению информации, сокрытию важных сведений может только тщательно взращиваемая корпоративная культура, поощряющая честность независимо от того, насколько она «приятна» или «удобна».

    «Я требую, чтобы вы сказали мне точно, что не так со мной и с MGM, даже если это значит, что вы потеряете работу!» - потребовал у своих сотрудников глава киностудии Metro-Goldwyn-Mayer Сэмюэл Голдвин после шести провалов подряд. Однако подобные призывы, как правило, оказывают какое-либо влияние на поведение сотрудников, только если те точно знают, что не потеряют работу, рискнув сообщить руководителю неприятную правду.

    Многие злоупотребления и провалы в бизнесе происходили из-за того, что виновные не решались признаться в допущенных ими относительно небольших ошибках из-за страха увольнения либо потери премии. Вместо этого они пытались сами исправлять ситуацию и этим только ухудшали дело. Так, например, один из самых громких скандалов последних лет в американской финансовой отрасли начался с того, что Джон Руснак, трейдер небольшого бостонского банка Allfirst, неправильно оценил тенденции изменения курса доллара и потерял некоторую сумму на проведенной им операции. Чтобы не лишиться премиальных, Руснак скрыл свой промах от руководства и, обойдя систему контроля, пустился в рискованные валютные спекуляции, стремясь отыграться. Однако игрок из него был плохой, и в результате Руснак нанес своему банку ущерб в $691 млн., а сам банк в итоге пришлось продать.

    Конечно, можно дать сотрудникам «негативный стимул», предупредив их, что сокрытие важной информации чревато суровыми санкциями, однако, как показывает опыт, это вряд ли заставит их охотнее сообщать о неприятных вещах. Помимо всяческого поощрения тех, кто предоставляет правдивую информацию, руководитель может улучшить свою осведомленность за счет роста численности источников информации. Здесь могут помочь опросы потребителей и сотрудников, приглашение независимых экспертов, всесторонний мониторинг новых проектов. Хорошо, когда используются несколько инструментов, но самый главный критерий в оценке ситуации – деловое чутьё самого предпринимателя.

    По мере роста бизнеса каждому руководителю приходится всё больше ключевых функций и полномочий передавать сотрудникам. Но вместе с этим он утрачивает своё непосредственное влияние на ситуацию. Так бизнесмен начинает получать информацию не напрямую, а через своих людей. Множество контактов компании с внешним миром (СМИ, партнёрами, клиентами) происходит через сотрудников. И большинство действий по осуществлению цели руководителя приходятся тоже на его бизнес-окружение. На этом уровне чаще всего происходит ошибка, так как картину происходящего предприниматель выстраивает на основе информации сотрудников, их видения ситуации, а иногда и намеренного умалчивания фактов. При этом делегировать необходимо, невозможно самому объять необъятное. Но важно помнить, что всегда есть бизнес-процессы, которые руководитель не может доверить никому. Самые важные вопросы, связанные с ключевыми аспектами бизнеса и личной экономикой, он решает сам – напрямую получая информацию, контактируя с людьми и действуя самостоятельно. У каждого успешного предпринимателя, как правило, есть эта точная пропорция, где он должен действовать сам, а какие дела он может делегировать.

    Правила, которые зачастую осознанно или интуитивно используют бизнесмены для выстраивания функциональных отношений с близким окружением.

    • Слушать свой организм, пользоваться так называемым висцеротональным мозгом, который, в отличие от церебрального, более точен, так как не содержит системы, вносящей искажение. Например, в кишечнике число нейронов превосходит таковое в спинном мозге. Головной мозг – не единственная система восприятия в нашем теле. Этому биологическому факту долгое время не придавалось никакого научного значения. Но, на самом деле, часто сначала мы ощущаем присутствие какого-либо человека, а затем только видим его глазами. Фактически подобные проявления нашей психики позволяют точно определять, насколько конкретный человек позитивен и функционален для нас в данный момент. Реакцией может быть – растекающееся тепло, приятные ощущения в висцеротональной зоне (в животе) либо, наоборот, холод, покалывание, боль в желудке. Эту способность улавливать реакцию организма можно тренировать, обращая внимание на свои ощущения, особенно в первый момент контакта, до того, как логически оцените человека. Древние люди инстинктивно в той или иной форме отражали реальность присутствия у них второго, природного, биологического мозга. Иначе это называют интуицией. Внимание к реакции своего организма на другого человека позволяет обогатить свои способы получения информации о людях и выстраивания с ними отношений.
    • При любом общении важно удерживать в голове цель контакта. Осознавая, что основная цель разговора, встречи теряется или следует преждевременная эмоциональная реакция на сказанное, необходимо дипломатично прекратить контакт, так как свою эффективность он уже утратил. Лидеру важно сохранять точность восприятия и решать вопросы без лишних слов и эмоций. Как, например, действует героиня фильма «Дьявол носит Prada», Миранда Пристли, главный редактор журнала «Подиум».
    • В контакте с людьми важно поддерживать глубинное чувство собственного достоинста и профессионализм. Человек состоит из профессии, так как вне её он не реализуется. Бывают ситуации, когда свой профессионализм необходимо защитить, так как в этот момент задевают самое главное, что есть у человека. Профессиализм позволяет в любых отношениях с коллегами и партнёрами достигать целей. Именно профессионализм в выбранной сфере помогает ориентироваться в сложных экономических и межличностных ситуациях, что во многом избавляет руководителя от зависимости со стороны других, пусть и близких ему людей.

    Приглашаем на ближайшие программы

    Ближайшее окружение руководителя  

    Заручитесь поддержкой ближайшего окружения руководителя. Учитывайте возможное влияние на позицию вашего начальника коллективного мнения той группы лиц, вместе с которой он будет принимать решение о приемлемости ваших предложений. Обязательно постарайтесь привлечь в свои сторонники хотя бы одного из этих специалистов ваш начальник будет отстаивать ваше предложение с большим энтузиазмом, чем если бы ему пришлось биться за ваш проект в одиночку.  


    Какое значение имеет коллективное мнение ближайшего окружения руководителя  

    Ближайшее окружение помощники и заместители подчиняются руководителю безоговорочно старается окружить себя квалифицированными специалистами исполнители считают себя квалифицированнее руководителя (причем последний очень осторожен в действиях, поскольку боится за свое положение).  

    Существует область проявления нравственно-психологических качеств и, пожалуй, не в меньшей степени политической зрелости руководителя, которой по непонятным причинам не уделяется должного внимания. Речь идет о том, как эти качества обнаруживают себя в отношениях руководителя с его ближайшим окружением - родственниками, друзьями, партнерами по интересам и отдыху, в какой мере он восприимчив к их воздействию, просьбам и пожеланиям, в состоянии ли противостоять им в тех случаях, когда, прислушиваясь к их мнению, рискует вступить в противоречие с нормами нашей жизни.  

    Подчас реальные отношения руководителя со своим ближайшим окружением в рассматриваемом контексте оставляют желать лучшего. Насколько можно судить по практике, в большинстве случаев отношения эти становятся предметом обсуждения уже после того, как их негативные последствия привели к необходимости освобождения руководителя от должности. Поэтому важно, видимо, располагать сведениями относительно того, как ведут себя выдвигаемые работники в быту, отличаются ли они и члены их семей скромностью, непритязательностью, каковы их морально-нравственные устои. Жизнь дает немало примеров того, как люди, занимавшие руководящие должности, теряли авторитет и пост, начав действовать под корыстолюбивым воздействием своего окружения, прежде всего жены и иных родственников.  

    Особого внимания заслуживает, как нам представляется, организация подготовки резерва руководителей для небольших предприятий. На основной массе таких предприятий не только нет упорядоченного резерва, но их руководители далеко не всегда в состоянии хотя бы назвать, кого из своих работников они считают достойными быть включенными в резерв и стать их преемниками. Объясняется это низкой квалификацией ближайшего окружения директора, малым контингентом инженерно-технических работников , недостаточным уровнем общей подготовки и, стало быть, малым выбором для включения в резерв на замещение. И действительно, как явствует из практики, в случае потребности в замене руководителя на большинстве мелких предприятий невозможно найти достойного кандидата на освобождающуюся должность, приходится искать его на стороне.  

    Похожая ситуация была описана в журнале Экономика п организация промышленного производства (См. Гор я и но в В. П. Руководитель и его ближайшее окружение//1983.-№ 2.-С. 160- 167).  

    Так, из анализа диаграммы на рис. 3.2 следует, что на уровне "Исполнителя" в качестве информации рассматриваются слухи и сведения, полученные из средств массовой информации . А вот на уровне "Высшего руководства" предпочитают больше доверять объективным научным данным, а также личным наблюдениям и опыту. "Администратору" в силу особенностей его деятельности почти не приходится оперировать точными научными данными. Он действует, используя в основном текущую информацию , слухи, опираясь на интуицию и личный опыт . Что касается "Руководителя звена", то львиную долю необходимой для руководства информации такое ЛПР получает от своего ближайшего окружения, на уровне слухов. Однако статус такого руководителя требует от него постоянно прибегать к информации из официальных источников, справочников, из приказов вышестоящего руководства и должностных инструкций , а также из средств массовой информации . Это, в определенной степени, делает его заложником навязываемых извне мнений, сковывает личную инициативу для принятия решений о типе "механизма ситуации". Следовательно, все  

    Если вспомнить о трудностях организаций при определении границ , то неудивительно, что они склонны ориентироваться на ближайшее окружение, предпочитая изучать отдаленное окружение с помощью специальных исследований, возможно, при содействии консультантов. Схожий противоречивый взгляд зачастую применяется для определения временных горизонтов будущих исследований, которые будут проводиться в процессе отслеживания окружающей среды . Руководителей подразделений обычно интересует ближайшая перспектива, корпоративное руководство - более долгосрочная.  

    Согласно , более 80% опрошенных руководителей высшего управленческого звена фирм, предприятий, организаций, административных управленческих структур на первое место в числе проблем, с которыми им приходится сталкиваться, ставят подбор членов управленческой команды , поиск людей, способных к эффективному взаимодействию в ходе реализации управленческих функций . 64% руководителей считают, что успех возглавляемой организационной структуры определяется тем, насколько эффективно подобраны ближайшие помощники, каждый третий опрошенный руководитель отмечает, что имеет определенные трудности в их подборе, 77% не владеют навыками оценки управленческого потенциала, 52% отмечают у себя отсутствие специальных психологических знаний, а 47% считают необходимым специально подготавливать специалистов управления для правильно выбора ими своего ближайшего окружения и правильной их расстановки.  

    Все это позволяет говорить о том, что при создании эффективно действующей управленческой команды важной составляющей в структуре профессионализма руководителей различного уровня выступает способность оптимально формировать ближайшее окружение в организации, на основе реальной оценки личностных и производственных качеств работников, их управленческого потенциала и личностных характеристик.  

    Нередко лица, осуществляющие оценку, сами себя ограничивают в возможностях справедливой характеристики кандидата на руководящую должность, ошибочно полагая наличную информацию о нем достаточной. В этом случае проявляется особое доверие к информации, поступающей от своего ближайшего окружения. Однако такая информация далеко не всегда доброкачественна по причине либо добросовестного заблуждения информаторов, либо сознательного искажения ими информации. Уместно вспомнить фразу Флобера, который говорил О Цезаре мы имели бы другое представление, если бы историю Галльской войны написал Верцингенторинг - главный противник Цезаря в этой войне. Жизнь наша изобилует фактами подобного рода. Нередко случается, что некоторая дополнительная информация заставляет нас переоценивать свои представления о том или ином человеке, руководителе. Вот почему прежде, чем дать работнику оценку, нужно располагать всей необходимой для этого информацией. При несовпадении сведений, поступивших из различных источников, необходимо разобраться в причинах расхождений, пока не будет подтверждена истинность информации.  

    Честность - одно из главных нравственно-психологических качеств руководителя, выражающее, по Далю, внутреннее нравственное достоинство человека, благородство души и чистую совесть. С этим качеством также во многом связаны его возможности воздействия на подчиненных, что особенно наглядно обнаруживается там, где он позволяет себе действия, которые могут быть названы бесчестными. Такими действиями являются, скажем, очковтирательство и всякого рода злоупотребления служебным положением, незаконные поблажки себе и ближайшему окружению.  

    Как бороться с перечисленными нами привычками потрясающе неудачливых людей О способах защиты от их пагубного воздействия можно написать целую книгу, но для начала руководителям высшего ранга, менеджерам, состоящим у них в подчинении, журналистам и инвесторам нужно хотя бы научиться распознавать их. У самого генерального директора есть немало возможностей остановиться и проанализировать собственные действия, если он вдруг заметил, что у него развивается какая-нибудь из этих вредных привычек. Важно также, чтобы ближайшее окружение первого лица осознало, что такие привычки вовсе не достойны восхищения и даже оправдания. Если руководитель проявляет очевидные признаки наличия любой из этих привычек, его помощникам следует выразить свое недоумение и, по возможности, обратить внимание начальни-  

    Когда руководитель со своими ближайшими сотрудниками работают со СТЭП-факторами, они начинают думать о внешнем окружении , а не только говорить о нем.  

    Цель Exe utive Sear h заключается в обеспечении компании/организации руководителями высшего звена, а также редкими специалистами (о них упоминалось выше). Речь, как правило, идет о ключевой фигуре главного "наемного" сотрудника (генеральный директор /менеджер, председатель правления , глава представительства) и его ближайшем, так сказать "интимном", окружении - директорах по продажам, маркетингу, логистике, PR, персоналу, финдиректоре, начальниках департаментов и других ответственных лицах, входящих в высшее руководство компании. Примерами редких специалистов могут быть главный технолог мясного (рыбного) производства, или горный инженер с отличным знанием иностранного языка, или шеф-повар японского ресторана. То есть профессионалы, количество которых исчисляется десятком-другим, если вообще не единицами.  

    Человек и его ближайшее окружение.

    Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Они делятся на большие (государство, нация, партия, класс, и т.п.) и малые группы. Для участников малой группы характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Мера психологической общности определяет сплоченность группы. По признаку совместной деятельности выделяются следующие виды малых групп˸ производственные, семейные, учебные, спортивные и т.д. По характеру взаимоотношений между членами группы они делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, спортивная команда ʼʼСпартакʼʼ и т.д.). Неформальные группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. Один и тот же человек одновременно является участником неопределенно многих малых групп, и в каждой из них ᴇᴦο положение (статус) меняется. Группа всегда оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношения ᴇᴦο с остальными участниками группы. Для нормального психологического развития человек должен иметь максимально объективные знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может.

    Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.

    2. Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.

    Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый в 1996 г. и вступивший в действие с 1 января 1997 г., ориентирован в первую очередь на охрану от преступных посягательств жизни, здоровья, чести, достоинства, прав и свобод граждан, а также на предупреждение преступлений.

    В отличие от прежних Уголовных кодексов, ставивших на первое место защиту государственных интересов, Особенная часть УК начинается с раздела о преступлениях против личности. Конституция провозгласила человека, ᴇᴦο права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - это обязанность государства. В раздел VII ʼʼПреступления против личностиʼʼ Особенной части Уголовного кодекса РФ входят следующие главы˸ гл. 16 ʼʼПреступления против жизни и здоровьяʼʼ, гл. 17 ʼʼПреступления против свободы, чести и достоинства личностиʼʼ, гл. 19 ʼʼПреступления против конституционных прав и свобод человека и гражданинаʼʼ, и т.д.