Семь смертных грехов список христианство. Перечень грехов с описанием духовной их сути

18.07.2019 Интернет



Смертный грех – это наиболее тяжелый из возможных грехов, который можно искупить только покаянием. За совершение смертного греха душа человека может лишиться возможности попасть в рай. Интересуясь данной темой, многие люди задают вопрос, сколько смертных грехов в православии. Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.
Если мы станем жить, как умирающие каждый день, то не согрешим
(прп. Антоний Великий, 88, 17).

Семь смертных грехов список:

СРЕБРОЛЮБИЕ
ГОРДОСТЬ
БЛУД
ЗАВИСТЬ
ЧРЕВОУГОДИЕ(Обжорство)
ГНЕВ
УНЫНИЕ

Семь смертных грехов список


История появления перечня семи грешных поступков или 7 смертных грехов

Деяния, считающиеся смертными, в православной вере отличает степень тяжести, и возможности их искупления. Говоря о грешных деяниях, особенно больше внимания необходимо уделить семи деяниям, которые считаются смертными. Про это слышали многие, но не каждый знает, какие из грешных деяний окажутся в этом перечне, и что их будет отличать. Грех называется смертным не из головы, ведь в христиане считают, что при совершении этих грехов людские души могут погибнуть.
Стоит заметить, что семь смертных грехов, хотя мнение общества не имеет в этом уверенности, не описывает Библия, потому что их направление концепции появилось позднее, чем началось составление Священного письма. Считают, что в качестве основы смогли послужить монашеские труды, имя которому Евгарий Понтийский. Им был составлен перечень, в который вошли сначла восемь грехов человека. Позднее был сокращен его до семи позиций.

Почему грехи были такими

Понятно, эти грешные деяния или семь смертных грехов в православии не такие страшные, как считали теологи. Они не являются такими, что не поддаются искуплению, их можно исповедовать, просто их совершение может способствовать тому, что люди становятся более плохими, все дальше отдаляясь от Бога. Если приложить больше усилий, можно жить таким образом, чтобы не нарушать ни одну заповедь из десяти, но жить таким способом, чтобы не совершить ни одно из семи грешных деяний, тяжело. По существу, грешные деяния и смертные грехи в православии в количестве тени заложила в людей мать - природа.
При стечении конкретных обстоятельств люди способны выживать, переча учению о грешных деяниях, но, не обращая внимания на это, считают, что этим нельзя достичь хороших плодов. Когда ничего не приходилось слышать насчет того, что подразумевается под семью смертными грехами, перечень, имеющий короткие объяснения, который представлен ниже, может раскрыть этот вопрос.

Семь смертных грехов в православии

Сребролюбие

1. Сребролюбие. Человеку характерно хотеть много денег, прилагая все усилия для получения материальных ценностей. При этом он не думает, нужны ли они в целом. Эти несчастные вслепую занимаются сбором драгоценностей, денег, имущества. Они пробуют заполучить нечто большее, чем у них есть, не имея понятия о пределе, даже без наличия желания её знать. Этот грех называют сребролюбием.

Гордость

2. Гордость. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Много кто может выполнять что-либо, пробуя оказаться более высоко, чем другие. Более часто действия, которые совершаются, непременно для этого им и необходимы. Они восхищают общество, и в тех, кто подвержен чувству гордости, происходит зарождение огня, который сжигает все чувства, считающиеся лучшими, имеющимися внутри души. Спустя некоторый промежуток времени, человек неустанно думает лишь о себе любимом.

3. Блуд. (То есть половая жизнь до вступления в брак), прелюбодеяние (то есть супружеская измена). Распутная жизнь.

ГРЕХ БЛУДА

Нехранение чувств, в особенности осязания, в чём дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращённый с вожделением на женщину, причисляется к любодеянию. Спаситель так говорит об этом: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5, 27. 28).
Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на неё обращали взгляды, прельщались ею, «ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит».

4. Зависть. Чувство зависти не всегда может быть белого цвета. Нередко оно может стать причиной, способствующие появлению разлада и преступности. Не

Зависть

Не всякий может легко воспринять наличие того факта, что кто-то смог достичь лучших условий для проживания. История приводит много примеров, когда чувство зависти приводило к убийству.

5. Чревоугодие. Люди, которые много едят, обжираясь при этом, не могут вызвать ничего приятного. Пища необходима для того,

ЧРЕВОУГОДИЕ

Чтобы поддерживать жизнь, чтобы обладать возможностью совершать значимые действия по отношению к прекрасному. Но тот, кто подвергается грешному деянию в чревоугодии, полагают, что их родили непременно для тех целей, чтобы они ели.

6. Гнев. Вспыльчивость, раздраженность, принятие гневных помыслов: мечтание отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума:

Непристойный крик, спор, жестокие, бранные и колкие слова. Оклеветание, памятозлобие, возмущение и обида ближнего, ненависть, вражда, мщение, осуждение. К сожалению не всегда нам удается удерживать себя, свой гнев, когда волна с эмоциями переполняет. В первую очередь, рубится с плеча, а затем лишь наблюдается за тем, что последствия необратимы. Нужно бороться со своими страстями!

7. Уныние. Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.

Борьба с грехом!

Каждый человек может совершить грешные поступки, которые перечислены, ибо на любом этапе жизни может появиться много новых переживаний и сложностей, люди сталкиваются с радостным чувством победы и неудачами поражениях, тем самым, то оказываясь на своем собственном Олимпе, то упав в море отчаяния. Когда в жизни приходится столкнуться с каким-то грешным деянием, надо притормозить и поразмыслить, критически посмотреть на личную жизнь и приложить усилия к тому, чтобы стать лучше, чище. Нужно бороться со своими страстями, укрощать эмоции, потому что это приводит к плачевному концу! С грехом нужно бороться на начальном этапе его зарождения! Ведь чем глубже грех входит в наше сознание, нашу душу, тем тяжелее становится с ним бороться. Сами посудите, в любом деле, болезни, образовании, работе, чем на дольше откладываешь работу, тем труднее наверстать упущенное!
А главное простите помощи Божье! Ведь человеку самому очень сложно побороть грех! Дьявол строит козни, пытаясь загубить Вашу душу, всячески толкая ее на грех. Эти 7 смертных грехов не так уж и сложно не совершать, если Вы просите Господа о помощи в борьбе с ними! Стоит только сделать шаг на встречу Спасителю и Он тут же придет на помощь! Бог милостив и ни кого не оставляет!


БОРЬБА С ГРЕХОМ

P.S. Внимание!!! Просьба ко всем кому моя статья понравилась или оказалась полезной. Расскажите своим друзьям Вконтакте, Facebook, Мой мир, Одноклассники, Твиттер и других социальных сетях. Это будет лучшей Вашей благодарностью.

Один из перечней грехов в сочинениях христианских теологов и духовных писателей: гордость, алчность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть и лень (или уныние). Этот список не опирается на библейские тексты, но становится общепринятым со времен Фомы… … Энциклопедия Кольера

Семь смертныхъ грѣховъ. Ср. Грѣхи къ смерти, которые не простятся человѣку. Ср. 1 Іоанн. 5, 16 17. Смертные грѣхи, поименованные въ схоластической догматикѣ (съ XII в.) и особенно въ католическомъ катихизисѣ для народа: Высокомѣріе, Скупость,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ - – человеческие грехи, которые произошли «от корня всякого зла – гордости»: тщеславие, зависть, гнев, уныние, скупость, чревоугодие, расточительность. Эти грехи в свою очередь порождают ряд др.: от тщеславия происходит непослушание и чванство, от… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Семь смертных грехов - это те грехи, которые не прощаются человеку и по смерти его. К ним отнесены: тщеславие, высокомерие, зависть, гнев, уныние, скупость, чревоугодие, леность (расточительство). Эти грехи порождают другие – непослушание, чванство, спесь, жадность и т … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Семь смертных грехов - устойчивое сочетание У верующих: семь особенно тяжких грехов, являющихся нарушением божественных предписаний. Энциклопедический комментарий: Особенно тяжкими грехами считаются зависть, скупость, распутство, чревоугодие, лень, гнев и гордыня.… … Популярный словарь русского языка

Семь смертных грехов - ♦ (ENG sins, seven deadly) в римско католической теологии семь наиболее серьезных грехов или проступков в отношении морали: гордыня, жадность, похоть, зависть, обжорство (алчность), гнев и лень … Вестминстерский словарь теологических терминов

Семь смертных грехов - Устар. Очень большие пороки, непростительные проступки. Сам же сказал, непримиримо гнула своё жена, что тут дело нечисто, как будто Иван был уже пойман за руку, уличён и только из непонятного упрямства отказывался признаться в семи смертных… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Ср. Грехи к смерти, которые не простятся человеку. Ср. 1 Иоанн. 5, 16 17. Смертные грехи, поименованные в схоластической догматике (с XII в.) и особенно в католическом катехизисе для народа: Высокомерие, Скупость, Распутство, Гнев, Чревоугодие,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книжн. Очень большой порок. БМС 1998, 137 … Большой словарь русских поговорок

СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ - если эти С. С. Г. совершались в полном сознании, то они подвергали опасности жизнь души. Многие другие, менее значимые, грехи известны как простительные. Один из списков таких С. С. Г. таков: Люцифер – гордость; Маммон – скупость; Асмодей –… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

  • Семь смертных грехов , Павич Милорад. Составленную из нескольких новелл книгу "Семь смертных грехов" Милорад Павич (1929-2009) считал неделимым романом. Словно в волшебном зеркале с дыркой, здесь отразился дантовский" Ад",…
  • Семь смертных грехов , Павич Милорад. Составленную из нескольких новелл книгу 171;Семь смертных грехов 187;Милорад Павич (1929-2009) считал неделимым романом. Словно в волшебном зеркале с дыркой, здесь отразился дантовский…

В опреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством - так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает - страдание.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его . Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. ...Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой ».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога - это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи - на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще - знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25 ). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно - когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Семь смертных грехов

1.  Гордость

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других - одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6 ). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности» (Свт. Василий Великий )

Гордость - самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом - от родных и друзей. И наконец - от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2.  Зависть

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая <...> ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого - убогим, счастливого - несчастным. Вот цель зависти - видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие» (Святитель Илья Минятий )

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей» (Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин )

Чревоугодие - рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом - пропасть. Но оба они - рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4.  Блуд

«...сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными. Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание - удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек» (Священномученик Василий Кинешемский )

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения - все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток - все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5.  Гнев

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? ...Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем» (Святитель Тихон Задонский )

Человек в гневе страшен. А между тем гнев - естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства - все это дела неправедного гнева.

6.  Алчность (корыстолюбие)

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное - деньги, потому что ими можно всё доставать» (Святитель Феофан Затворник )

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий - все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а - в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7.  Уныние (лень)

«Уныние - это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает» (Евагрий Понтийский )

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность - результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

В оформление использованы фрагменты мозаики алтарной части
крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция, 1872–1884 г.

Святитель Димитрий Ростовский так определяет отличие смертного греха от любого другого, менее тяжкого:

«Ослепляет душевные очи всякий смертный грех, который прощается отчасти; говорю "отчасти" потому, что насколько зол грех, настолько он препятствует действию благодати Божией, которая есть свет душевный. Поскольку же всякий человек грешен, следовательно, всякий страдает душевной слепотой - полной или частичной. Частичная слепота может быть легко исцелена, полная же исцеляется очень трудно.

Если кто спросит, как отгоняется эта тьма, я отвечу: пусть этот духовный слепец сидит при пути православной, кафолической веры и усердно, прилежно взывает ко Христу Богу: "Иисус, Сын Давидов! помилуй меня" (Лк. 18, 38). Если же плотские похоти начнут мешать ему, пусть еще сильнее взывает: "Сын Давидов! помилуй меня". Тогда остановится Небесный Врач, повелит привести его к Себе чрез истинное покаяние и откроет очи одним словом разрешения, даваемого отцом духовным».

Св. Игнатий (Брянчанинов) учит о смертном грехе:

«Знаменуя смерть души, святый Иоанн Богослов сказал: есть грех к смерти, и есть грех не к смерти (1 Ин. 5, 16-17). Он назвал смертным грехом грех, убивающий душу , тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада, если не уврачуется покаянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом.

Смертный грех решительно порабощает человека диаволу и решительно расторгает общение с Богом, пока человек не излечит себя покаянием

Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, не очистившуюся от смертного греха до разлучения с телом.

Покаяние человека, пребывающего в смертном грехе, тогда только может быть признано истинным, когда он оставит свой смертный грех.

Ничто, ничто не помогает столько получить исцеление от раны, нанесенной смертным грехом, как учащаемая исповедь. Ничто... столь не содействует умерщвлению страсти... как тщательное исповедание всех проявлений ее».

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого:

Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его . Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отреваемым от Него; всякий такой грех есть грех смертный . Об этом грехе говорится, когда говорится: "есть грех к смерти" (1 Ин. 5:16). И еще: "питающаяся пространно, жива умерла" (1 Тим. 5:6). Или "нелюбяй пребывает в смерти" (1 Ин. 3:14). Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха , хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новое исходище в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой.

Св. Григорий , архиепископ фессалоникийский, говорит о смерти души, следующей за тяжким грехом:

"Как разлучение души от тела есть смерть тела, так и разлучение Бога от души есть смерть души. В этом, собственно, заключается душевная смерть. На эту смерть указывал и Бог заповедью, данною в раю, когда говорил: в онь же аще день снеси от возбраненнаго древа, смертию умреши. Тогда умерла душа Адамова, разлучившись преслушанием от Бога; телом же он прожил от того времени до девятисот тридцати лет. Эта смерть, постигшая душу за преслушание, не только соделывает непотребною душу, но и распространяет проклятие на всего человека; самое тело подвергает многим трудам, многим страданиям и тлению".

О том же говорит и св. Игнатий (Брянчанинов) :

"Выше было сказано, что смертный грех православного христианина, не уврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке Если человек впадет хотя однажды в один из этих грехов, он умирает душою…
...бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно - когда смертный грех обратится в навык! Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, не очистившуюся до разлучения своего с телом от смертного греха.

В царствование греческого императора Льва жил в Константинополе человек очень славный и богатый, подававший обильную милостыню нищим. К несчастию, он предавался греху прелюбодеяния, и пребыл в нем до старости, потому что от времени укрепился в нем обычай злой. Непрестанно подавая милостыню, он не отступал от прелюбодеяния - и внезапно умер. Много рассуждал о его вечной участи патриарх Геннадий с другими епископами. Одни говорили, что он спасен, по сказанному в Писании: «избавление мужа души свое ему богатство» (Притч. 13, 8). Другие утверждали против этого, что рабу Божию должно быть непорочну и нескверну, потому что также сказано в Писании: «аще и весь закон исполнит человек [иже бо весь закон соблюдет], согрешит же во единем, бысть всем повинен» (Иак. 2, 10,11), «не помянется вся правда его» (Ср.: Иез. 33, 13); и Бог сказал: «в чем тебя застану, в том и буду судить» (Ср.: Иез. 33, 20). Патриарх повелел всем монастырям и всем затворникам просить у Бога, чтоб открыл о судьбе почившего, и Бог открыл о ней некоторому затворнику. Он пригласил патриарха к себе и поведал ему пред всеми: «В прошедшую ночь я был на молитве и увидел некоторое место, имеющее по правую руку рай, исполненный неизреченных благ, по левую же - огненное озеро, которого пламень восходил до облаков. Между блаженным раем и страшным пламенем стоял умерший связанным и стонал ужасно; он часто обращал взоры к раю и предавался горьким рыданиям. И видел я светоносного Ангела, приступившего к нему, и сказавшего «Человек! что ты стонешь напрасно? Вот, ради милостыни твоей, ты избавлен муки; а за то, что не оставил скверного любодеяния, ты лишен блаженного рая». Патриарх и бывшие с ним, услышав это, объяты были страхом и сказали: «Истину провещал апостол Павел: «бегайте блудодеяния: всяк (бо) грех, егоже сотворит человек, кроме тела есть: а блудяй в свое тело согрешает»» (1 Кор. 6, 18).

Где те, которые говорят: если и впадем в любодеяние, то спасемся милостынею? Милостивый, если он милостив истинно, то должен прежде помиловать самого себя и приобрести чистоту тела, без которой никто не узрит Бога. Не приносит никакой пользы сребро, раздаваемое рукою нечистою и душою нераскаянною ".

Св. Димитрий Ростовский также пишет об особенности смертных грехов:

"Эти грехи называются важнейшими, главными или большими потому, что остальные грехи проистекают из них.
Чем побеждаются эти грехи? Противоположными им добродетелями , а именно: гордость побеждается кротостью или смирением; лихоимство - щедростью; блуд - обузданием плоти, или чистотой; зависть - любовью; чревоугодие - воздержанием и трезвостью, злопамятство и гнев - терпением и забвением обид; уныние - усердием и трудолюбием".

Иеромонах Иов (Гумеров):

«Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные. К ним относятся: сознательное отпадение от веры, ненависть и злоба к людям («не любящий брата пребывает в смерти»; 1 Ин. 3, 14), убийства, насилия, блуд. Св. апостол Павел имеет ввиду именно смертные грехи, когда перечисляет тех, которые лишаются вечной жизни: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9–10).

Список смертных грехов можно расширить, обратившись к другому Посланию первоверхоного апостола: «так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим.1, 29-32).

На первый взгляд может удивить, что в этом перечне есть такие пороки, как нелюбовь, непримиримость, немилость. Речь идет о тех людях, в нравственной природе которых эти моральные свойства доминируют.

Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.

«Выражение «смертный грех» имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти : не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1Ин.5, 16-17). В греческом тексте стоит прос фанатон - грех, который идет к смерти. Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном ».

Когда говорят «семь смертных грехов», то имеют ввиду страсти: гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность, уныние. Число семь выражает определенную степень полноты. В творениях большинства святых отцов-аскетов говорится о восьми губительных страстях. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин, называя их пороками, перечисляет их в такой последовательности: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Некоторые, говоря о семи смертных грехах, объединяют уныние и печаль.
Смертными они называются потому, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти.

Во-вторых, слово «страсть» – это название, объединяющее целую группу грехов. Например, в книге «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым), перечислены восемь страстей, и после каждой идет целый список грехов, объединенных этой страстью. Например, гнев: вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение его ума, непрестанный крик, спор, бранные слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида на ближнего.

Большинство святых отцов говорят о восьми страстях:

1. чревообъядение,
2. любодеяние,
3. сребролюбие,
4. гнев,
5. печаль,
6. уныние,
7. тщеславие,
8. гордость».

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Лишены надежды спасения и те православные христиане, которые стяжали греховные страсти и посредством их вступили в общение с сатаною, расторгнув общение с Богом. Страсти суть греховные навыки души, обратившиеся от долгого времени и частого упражнения в грехе как бы в природные качества. Таковы: чревообъядение, пьянство, сладострастие, рассеянная жизнь, сопряженная с забвением Бога, памятозлобие, жестокость, сребролюбие, скупость, уныние, леность, лицемерие, лживость, воровство, тщеславие, гордость и тому подобное. Каждая из этих страстей, обратившись в характер человека и как бы в правило его жизни, соделывает его неспособным к духовному наслаждению на земле и на небе, хотя б человек и не впадал в смертный грех.

Восемь страстей с их подразделениями и отраслями:

1. Чревообъедение (объедение, пьянство, нарушение постов, излишняя любовь
к плоти – из этого следует самолюбие, неверность Богу);

2. Любодеяние (блудное разжжение, блудные ощущения, принятие нечистых
помыслов и беседа с ними, блудные мечтания и пленения, нехранение чувств (особенно осязания), сквернословие и чтение сладострастных книг, грехи блудные естественные и противоестественные);

3. Сребролюбие (любовь к деньгам, имуществу, желание обогатиться, размышление о средствах к обогащению, мечтание богатств, опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, корыстолюбие, неупование на Промысел Божий, пристрастие к различным тленным предметам, суетная любовь к подаркам, присвоение чужого, жестокосердие к нищим, воровство, разбой);

4. Гнев (вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание отмщения, возмущение сердца яростию, помрачение ею ума, непристойный крик, спор. Брань, жестокие колкие слова, рукоприкладство, убийство, злопомнение, ненависть, вражда, мщение, клевета, осуждение, возмущение и обида на ближнего);

5. Печаль (огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, скорбь на ближнего, ропот. Отречение от креста);

6. Уныние (леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние);

7. Тщеславие (искание славы человеческой, хвастовство, желание и искание земных и суетных почестей, любовь к одежде, роскоши, стыд исповедывать грехи и сокрытие их перед духовником, лукавство, самооправдание, прекословие, лицемерие, ложь, лесть, зависть, унижение ближнего, безсовестность, переменчивость нрава);

8. Гордость (презрение ближнего, предпочтение себя всем, дерзость, омрачение, дебелость ума и сердца, склонность их к земному, хула, неверие, лжеименный разум (ереси), непокорность Закону Божию и Церкви, чтение еретических книг, последование своей плотской воле, колкое насмешничество, потеря простоты, любви к Богу и ближнему, невежество и финал – смерть души).

(По учению святителя Игнатия (Брянчанинова))

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет о смертных грехах:

«Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.

Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием.

Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, аще и умрет, оживет (Ин.XI,25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!»

Преп.Исаак Сирин также говорит о том, что Бог прощает кающемуся любой грех:

«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».


Нераскаянный смертный грех губителен для души и наносит ей трудно исцелимые раны

Святитель Игнатий (Брянчанинов) предостерегает:

«Когда какой-либо один смертный грех поразит душу человека, тогда все скопище грехов приступает к нему, объявляет свое право на него.

Когда смертный грех, сокрушив человека, отступит от него, он оставляет след и печать поражения, нанесенного человеку.

Пребывание в смертном грехе, пребывание в порабощении у страсти есть условие вечной гибели.

Смертный грех …не излеченный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке».

Иеромонах Иов (Гумеров):

"Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.
Когда речь идет о смертных грехах, необходимо различать: прощение грехов и врачевание души . В таинстве покаяния человек получает прощение грехов сразу, но здоровой душа становится не скоро. Можно провести аналогию с телом. Бывают болезни неопасные. Они легко лечатся и не оставляют никакого следа в организме. Но есть недуги тяжелые и опасные для жизни. По милости Божией и искусству врачей человек выздоровел, но к прежнему состоянию здоровья организм уже не возвращается. Так и душа, вкусив яд смертного греха (блуд, занятие оккультизмом и проч.), серьезно подрывает духовное здоровье. Священники, которые имеют продолжительный опыт пастырства, знают, как трудно людям долго пребывавшим в смертных грехах, построить полноценную духовную жизнь на твердых основаниях и иметь плоды. Однако никто не должен унывать и отчаиваться, а прибегнуть Милостивому Врачу души и тела нашего: Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами (Пс.102, 2-4)".

«Жизнь пустынных отцов» повествует о том, сколь страшен для души смертный грех, неисповеданный и нераскаянный:

"Пресвитеру Пиаммону была дана благодать откровений. Однажды, принося бескровную жертву Господу, он увидел близ престола Ангела Господня: в руках у него была книга, в которой он записывал имена иноков, приступавших к святому престолу. Старец внимательно замечал, чьи имена пропускал Ангел. После окончания Литургии он призывал к себе порознь каждого из пропущенных Ангелом и спрашивал, нет ли у него на совести какого-нибудь тайного греха. И при этой исповеди открыл, что каждый из них был повинен в смертном грехе... Тогда он убедил их принести покаяние и, сам вместе с ними повергаясь перед Господом, день и ночь со слезами молился, как бы причастный их грехам. И пребывал он в покаянии и слезах до тех пор, пока снова не увидел Ангела, предстоявшего престолу и записывавшего имена приступавших ко Святым Тайнам. Записав имена всех, Ангел стал даже по имени называть каждого, приглашая приступить к престолу для примирения с Богом. Увидав это, старец понял, что их раскаяние принято, и с радостью допустил всех к причастию".



Учение Церкви о несмертных грехах

Православное исповедание:

"Грех несмертный, называемый некоторыми простительным, есть тот, которого ни один человек избежать не может, выключая Христа и Деву Марию. Но сей грех не лишает нас благодати Божией, и не подвергает вечной смерти. О сем грехе Писание говорит: "Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас" (1 Ин. 1:8). Таковым грехам нет числа; впрочем сюда относятся собственно те, кои не включаются в смертные. Никто не должен пренебрегать и сими грехами, и оставлять оные без исправления: но всякий каждодневно, по отшествии ко сну, должен во время ночи размышлять о них, и вместе с другими грехами оплакать их пред Богом..."

(Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной)

Св. Феофан Затворник:

Грех несмертный , иначе простительный, по противоположности со смертным, есть тот, который не погашает духовной жизни, не отдаляет человека от Бога, не изменяет центра его деятельности, при котором можно без смущения обращаться к Богу и беседовать с Ним в молитве искренно. Такого рода грехов бесчисленное множество, и от них никто не свободен, кроме Господа Иисуса Христа и Пречистой Богородицы. Посему сказано: "аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас" (1 Ин. 1:8), или "много бо согрешаем ecu" (Иак. 3:2), еще: "седмерицею падет праведный" (Притч. 24:16); "яко несть человек праведен на земле, иже сотворит благое и не согрешит" (Еккл. 7:21).
Трудно, однако ж, определить, какие именно эти грехи, тем больше, что несмертность греха зависит и от внутреннего расположения духа, а не от одной маловажности предмета его. Решительно только можно, сказать, что все грехи невинного неведения, неосмотрительности ненамеренной, иногда неприличия и неблагоразумия легкого суть грехи несмертные, извинительные, потому особенно, что в них не участвовало намерение и желание сделать что недоброе. Кто, увидев их в себе, осудит отвращением, тому простятся они. Вообще, все легко худое, без сознания худости совершенное, есть грех простительный. Худость таких дел и близость к смертному греху возрастает по мере сознания их худости при совершении их. Это особенно должно сказать о вещах безразличных, когда они совершаются не с худою целью, но и не с доброю, а в естественном их порядке. В последнем случае они могут заимствовать худость от того действия, какое производят на душу человека, например, прогулка может оставлять рассеянность в мыслях и возбуждать движение похоти. Кто заметил, что она имеет худое на него влияние и сознал вместе, что по сему самому он обязан прекратить ее, а между тем не прекращает, тот, очевидно, хотя легко, но оскорбляет совесть, нарушает ее покой и чистоту. Очевидно, что такого рода грех уже выступил из несмертного и очень приблизился к смертному, а учащение действительно превратит его в такой. Ибо больше всего и замирает жизнь духа от развлечений.

Св. Иоанн Златоуст в толковании на слова апостола Павла:

"Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь, судия же мне Господь" (1 Кор. 4, 4) объясняет сущность несмертного греха:

"Но почему он не считает себя оправданным, тогда как не знает за собой ничего? Потому что и ему случалось допускать некоторые прегрешения, без собственного сознания этих прегрешений".

Авва Пафнутий учит, что мы не можем совсем не согрешать:

«Простительных грехов нельзя нам забывать, а только смертных не вспоминать
Впрочем, таким образом забывать нужно только смертные грехи; расположение к ним и покаяние за них прекращается добродетельной жизнью. Что же касается малозначительных грехов, в которые и праведник семь раз в день впадает (Притч. 24, 16), то покаяние за них никогда не должно прекращаться; ибо мы каждодневно волею или неволею делаем их то по неведению, то по забвению, в мысли и в слове, то по обольщению, то по неизбежному увлечению или по немощи плоти. О таких грехах говорит Давид, умоляя Господа очистить и простить: кто у смотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня (Пс. 18, 13), и апостол Павел: не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 15, 24). Мы подвергаемся им с такой легкостью, что, несмотря ни на какую осторожность, не можем совершенно избежать их. О них любимый ученик Христов так говорит: если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя (1 Ин. 1, 8). Поэтому желающему достигнуть высшего совершенства не много будет пользы довести покаяние до конца, т. е. удерживаться от непозволенных дел, если не будет неутомимо упражняться в тех добродетелях, которые служат доказательством удовлетворения за грехи. Ибо недостаточно воздерживаться от гнусных пороков, противных Богу, если не будет чистой, совершенной и богоугодной ревности к добродетели».

Святитель Димитрий Ростовский:

Сколько грехов несмертных? Их невозможно пересчитать, по слову Псалмопевца: "Кто усмотрит погрешности свои?" (Пс. 18, 13).

Св. Игнатий (Брянчанинов):

«Бежим, бежим убийцы нашего - греха! Бежим греха не только смертного, но и простительного, чтоб он не обратился от небрежения нашего в страсть, низводящую в ад наравне с смертным грехом. Есть грехи простительные. Так, если случится кому увлечься чревообъядением, блудным воззрением и помышлением, произнести гнилое слово, солгать, украсть что-либо маловажное, потщеславиться, погордиться, прогневаться, на короткое время огорчиться или воспамятозлобствовать на ближнего, во всех таких увлечениях, по немощи человеческой, когда за ними следует сознание и раскаяние, мы удобно получаем прощение от милосердого Бога. Простительный грех не разлучает христианина с Божественною благодатию и не умерщвляет души его, как делает то смертный грех; но и простительные грехи пагубны, когда не раскаяваемся в них, а только умножаем бремя их. По сравнению, сделанному святыми Отцами, одинаково может потопить человека и навязанный на шею тяжелый камень и навязанный мешок с песком: так одинаково влекут в адскую пропасть и смертный грех и накопленное множество малых, простительных грехов.

И несмертные грехи… выросши и объявши человека, могут очень близко подойти к грехам смертным. Грех, овладевший человеком, называется страстию. Страсть подлежит вечной муке, сказали Отцы… И потому никак не должно пренебрегать грехами несмертными, особливо должно наблюдать, чтоб какой-нибудь грех не вырос, и не образовалась в навыке к нему страсть».

В христианстве грехами называют многие понятия, которые нарушают великий закон божественной любви. От них идут и другие, менее важные страсти, разрушающие течение жизни человека. Смертные грехи в православии, список которых приведен ниже, считаются родоначальниками страданий. Они отличаются от указанных в католичестве по количеству – на самом деле, их 8, а не 7, как принято считать. В католичестве смертных грехов 7. Этой системы придерживаются и различные христианские направления Запада. Современное православие насчитывает 8 смертных грехов, которые вредят больше всего человеческой душе. Так что же такое смертный грех, и чем он может навредить душе человека? Вот что об этом пишет современная церковь.

Почему грех считается смертным

На самом деле, в церкви выделяют всего 2 смертельных для души греха, которые могут считаться самыми тяжкими: самоубийство и преступление против церковного учения, искажение истины и слова божьего, ересь. Если человек сам на себя накладывает руки, то, по канонам, за него запрещено молиться в храме, так как он бросил прямой вызов Богу, и у него не может быть покаяния. Этот грех считается самым тяжким, если, конечно, будет доказан факт самоубийства, а не его имитации. В некоторых случаях церковь прощает этот грех, если человек находился под воздействием наркотических или психотропных веществ, а также кто-то совершил убийство, которое имитирует то, что человек сам наложил на себя руки. Но для этого нужны весомые доказательства.

Второй грех, который церковь редко прощает, это извращение учения Христа и попытка организовать свою церковь, в которой человек публично выступает против святого учения. Этот грех можно исправить покаянием, если только искренне осознать свою вину.

Остальные 8 смертных грехов считаются тяжёлыми, но не смертельными для душевного спасения, если искренне осознать их и покаяться на исповеди. Вот, что такое смертные грехи для души в православии, список.

Что это за грехи

  1. Чревоугодие, обжорство. Если человек ведёт земной образ жизни, уделяя внимание только собственной природе без заботы о душе, думает о том, как побольше поесть, устроить с избытком материальное существование, не делится с ближними избытком того, что ему не нужно, - это и есть чревоугодие.
  2. Развратные действия. В церкви так называют любые половые связи вне законного брака между мужем и женой.
  3. Алчность, корысть.
  4. Безделье, скука и печаль. Это когда человеку постоянно скучно.
  5. Гнев, злость, агрессивное поведение.
  6. Уныние, когда человек начинает опускать руки.
  7. Тщеславие, пресыщение своими успехами.
  8. Высокомерие.

Смертные грехи в православии список могут давать начало и другим страстям, которые в итоге затормаживают развитие души и могут существенно нарушить духовное благополучие человека. Поэтому нужно обязательно их произносить на исповеди в храме и постараться больше не повторять свои грехи, чтобы потом не страдать душевно и духовно.