Совмещение несовместимого термин в литературе. Совмещение несовместимого

Если верить Мюнхгаузену, пойманная им лисица ухитрилась выскочить из собственной шкуры. Оставим эту охотничью историю на совести барона. Зато с изобретательскими задачами нечто подобное происходит! Вот началась охота за ответом, поймано техническое противоречие, и, казалось бы, ответ уже в руках... Но тут ответ неожиданно ускользает.

Даже прочно вцепившись в техническое противоречие, нельзя быть уверенным, что ответ пойман. Одно и то же техническое противоречие в принципе может быть преодолено множеством разных приемов.

Технические противоречия вызваны теми или иными физическими причинами: в глубине технического противоречия спрятано противоречие физическое. Выглядит оно так: "Данная часть технической системы должна обладать свойством А, чтобы выполнить одно действие, и должна обладать противоположным свойством анти-А, чтобы выполнить другое действие". Обратите внимание: техническое противоречие относится ко всей системе или к нескольким ее частям, а физическое - только к одной части. Это существенно облегчает путь к ответу.

Возьмем, например, задачу 5 - об удалении песка из деталей. Физическое противоречие в этой задаче такое: "Песчинки должны быть твердыми, чтобы очищать детали, и песчинки должны быть нетвердыми (жидкими или газообразными), чтобы их легко было удалять из очищенной детали". Как только такое противоречие сформулировано, ответ становится очевидным: нужен прием "изменить агрегатное состояние", именно этот прием, и никакой другой! Пусть "песчинки" будут из сухого льда: твердые при очистке деталей, эти "песчинки" потом сами превратятся в газ.

В задаче 6 (об отверстиях в резиновой трубке) физическое противоречие почти такое же: "Трубка должна быть твердой, чтобы легко было сверлить в ней отверстия, и трубка должна быть нетвердой, чтобы сохранять эластичность". Прием тот же: заморозим трубку (или, заполнив ее водой, заморозим воду), а после того как отверстия сделаны, нагреем.

Существуют специальные правила, позволяющие при анализе задачи шаг за шагом перейти от технического противоречия к физическому. Но нередко физическое противоречие можно сформулировать сразу, непосредственно из условий задачи.

Задача 12. КАПЛИ НА ЭКРАНЕ

В лаборатории исследовали процесс электросварки. Ученых интересовало, как плавится металлический стержень, внесенный в дугу, и как при этом меняется сама дуга. Включили дугу, сняли кинофильм, посмотрели его. И тут оказалось, что на экране видна только дуга. Она ярче капель металла, поэтому их не видно. Решили повторить опыт. Включили вторую дугу, более яркую, направили ее свет на капли металла и снова сняли фильм. Теперь видны были только капли металла (их высвечивала яркая вторая дуга), а первой дуги, менее яркой, на экране не было. Исследователи задумались: что же делать?..

И тут появился изобретатель.

Типичное физическое противоречие, - сказал он. - Дело в том, что...

Так какое же здесь физическое противоречие? И как его преодолеть?

Внимательно прочитав условия, можно легко сформулировать физическое противоречие. Вторая дуга должна быть, иначе не видны капли металла, и второй дуги не должно быть, иначе мы не увидим первую дугу.

Техническое противоречие обычно формулируется мягко, например так: чтобы увеличить скорость грузовика, надо уменьшить вес перевозимого груза. Скорость конфликтует с грузоподъемностью, но не исключено, что возможен какой-то компромисс. В физическом противоречии конфликт предельно обострен. Однако в мире изобретательства свои законы: чем острее сформулирован конфликт, тем легче его преодолеть... Дуга, освещающая капли металла, не может одновременно быть и не быть. Значит, она должна то быть, то не быть - вспыхивать и гаснуть. Тогда на одних кадрах фильма будут только капли металла, а на других - только дуга. При демонстрации фильма оба "сюжета" соединяются: мы увидим и дугу, и капли.

Противоречивые требования разделены здесь во времени. Можно разделить их и в пространстве. Вспомним решение задачи о трубе: стальной лист разрезан частично, то есть в одних местах разрез есть, а в других нет. Существует и более хитрый путь совмещения несовместимого: придадим объекту одно свойство, а его частям - другое, противоположное. На первый взгляд это кажется невероятным - как из черных кубиков построить белую пирамиду?! Но вот велосипедная цепь: каждое ее звено жесткое, негнущееся, а в целом цепь гибкая... Словом, физические противоречия, требуя совместить несовместимое, не заводят в тупик, а облегчают путь к решению задачи.

К примеру, задачу 10 - "смягчение" воды - решить трудно. Неясно даже, за что уцепиться. Сформулируем физическое противоречие. Бассейн должен быть заполнен водой и должен быть заполнен чем-то более мягким, чтобы спортсмен не получил травмы при неудачном прыжке. Что мягче воды? Газ, воздух. Вывод: надо заполнить бассейн... воздухом.

Может показаться, что мы зашли в тупик. Вода держит пловца, но она "жесткая" при ударе. Газ "мягкий", но и в заполненный газом (то есть пустой) бассейн прыгать нельзя. Выявив противоречие, мы обострили задачу, но, как ни странно, вдали вспыхнула искорка ответа. Хорошо, пусть одновременно будет и то, и другое! Пусть спортсмен прыгает в "смесь" воды и воздуха, в "газированную" воду. Именно так решили задачу советские изобретатели, получившие авторское свидетельство № 1127604, по которому воду под вышкой - перед прыжком - "газируют", пропуская воздушные пузырьки. Противоречие устранено: "газированная" вода остается водой, но удар о нее почти неощутим.

Обратите внимание, какой зигзаг пришлось сделать на пути к решению.

В условиях задачи дана "вода" - и ответа но видно. Мы перешли к "антиводе", то есть к газу, воздуху. Задача вроде бы стала еще труднее. Следующий мысленный ход: надо объединить "воду" и "ант и воду". Только здесь начала вырисовываться идея решения.

Задача 13. ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ

Завод получил заказ на изготовление большой партии овальных стеклянных пластин толщиной 1 миллиметр. Нарезали прямоугольные заготовки, оставалось сгладить их края так, чтобы получились овалы. Но при обработке на шлифовальном станке тонкие пластины часто ломались.

Надо сделать пластину потолще, - пожаловался рабочий мастеру.

Ни в коем случае, - ответил мастер. - Нам заказали тонкие пластины...

И тут появился изобретатель.

Физическое противоречие! - воскликнул он. - Заготовки должны быть толстые и тонкие. Это противоречие можно разделить во времени: заготовки на время обработки станут толще...

Задача 14. КАК ВЫЙТИ ИЗ ТУПИКА?

На заводе приступили к выпуску нового механизма - и сразу же возникли непредвиденные трудности. Одна деталь механизма изготовлялась из стальной пластины. Через заготовку пропускали ток, нагревавший металл до 1200 градусов. Раскаленную пластину прессовали, придавая ей нужную форму. И вот выяснилось, что при температуре выше 800 градусов поверхность заготовки быстро портится: на металл вредно действует воздух. Начальник цеха срочно созвал совещание.

Положение - как в сказке, - сказал он. - Налево пойдешь - плохо будет, направо пойдешь - еще хуже...

Заготовку надо нагревать до 1200 градусов, иначе ее не обработаешь. И нельзя нагревать выше 800 градусов, иначе испортишь поверхность металла.

Все очень просто! - воскликнул самый молодой инженер. - Надо нагревать до 1000 градусов. До средней температуры.

Не пойдет, - возразил старый мастер. - И пластины будем портить - нагрев все-таки выше допустимого, и обработку не сможем вести - мала температура.

Каверзная задача, - вздохнул начальник цеха. - А решать ее надо быстро, прямо сейчас.

И тут появился изобретатель.

Есть решение, - сказал он.

Как вы думаете: что предложил изобретатель?

Задача 15. УПРЯМАЯ ПРУЖИНА

Представьте себе, что нужно сжать спиральную пружину (длина ее - 10 сантиметров, диаметр - 2 сантиметра), положить плашмя между страницами книги и закрыть книгу так, чтобы пружина не разжалась.

Сжать пружину можно двумя пальцами. Но потом придется разжать пальцы, иначе не закроешь книгу. И пружина разожмется... С такой ситуацией столкнулись инженеры, собирая один прибор. Нужно было сжать пружину, уложить и закрыть крышкой. Как это сделать, чтобы пружина не разжалась?

Связать? - сказал один инженер. - Иначе эту пружину не переупрямишь.

Нельзя, - возразил другой. - Внутри прибора пружина должна быть свободной.

И тут появился изобретатель.

Прекрасно! - воскликнул он. - Пружина должна быть свободной и несвободной, сжатой и несжатой. Раз есть противоречие, значит, перед нами изобретательская задача.

СОВМЕСТИТЬ НЕСОВМЕСТИМОЕ...

Поезд уже ушел. Все поезда уже ушли. У меня был выбор - либо ждать двое суток, либо утром попытаться куда-нибудь улететь самолетом. Разумеется, я выбрал второе.

За пять тысяч частник довез меня до одноэтажной лачужки местного аэропорта, полустеклянные двери которой, как ни странно, были еще открыты, несмотря на то, что самолеты, выполнявшие все рейсы того дня, уже давно приземлились в аэропортах назначения.

Внутри помещения никого не было. Я бросил рюкзак на одно из счетверенных твердых кресел напротив темного дырчатого окошка кассы с запертой на висячий замок коробочкой для взаимобезопасного денежно-билетного обмена между кассиром и пассажирами, сам опустился на холодный скользкий пластик соседнего кресла, положил на рюкзак голову и начал засыпать под ушераздирающий зуммер единственной горевшей в дальнем углу продолговатой люминесцентной грозди.

Пискнув дверью, откуда-то сбоку на мои шаги выбрел милиционер с помятым лицом без фуражки. Взгляд его сонно проскользил по порожнему пространству присутственного места и ненадолго задержался на мне, нехотя приобретя выражение просыпающейся бдительности... Еще раз пискнула дверь, лязгнул обвисшими ручками полувывалившийся замок, коротко и фальшиво пропела пружина с той стороны, и в помещении вновь установилась мертвенно-жужжащая люминесцентная тишина... Я заснул.

Сквозь сон я услышал, как подъехала машина, и кассирша процокала каблучками по плиточному полу. В шесть часов утра, громыхнув коробочкой, касса открылась. Я проснулся и вслух восхитился пунктуальностью девушки, которая с улыбкой прервала свое термосное кофепитие и продала мне билет на одиннадцатичасовый рейс до Ростова-на-Дону. Оттуда я надеялся без особых сложностей добраться до Днепропетровска или Запорожья, ну а там уже до Киева - рукой подать.

Потом взошло солнце. Я вышел наружу. Небо было удивительно чистым, как будто северный ветер и вчерашний дождь существовали в каком-то другом пространственно-временном континууме, а здесь изначально была заложена возможность только безупречно ясных восходов. Вокруг аэропорта расстилалась подернутая низким туманом степь.

Продрав пелену тумана, откуда-то вывалился служебный автобус. Из него вышли летчики, несколько работников аэропорта и аэродромные техники. Выпорхнула стайка стюардесс.

Минут через двадцать в тумане опять возникло какое-то движение, послышалась тряска и вскоре из стелющейся белой пелены с глуховатым скрипом выкатился рейсовый автобус. Он остановился, хрюкнул пневматикой и натужно разодрал слипшиеся двери, выплюнув нескольких пассажиров первого рейса, которые, суетливо путаясь в сумках, чемоданах и мешках, просеменили мимо моей скамейки и бесследно канули в бесконечность полетного пространства, разверзшегося за полустеклянной шторкой входных дверей аэропорта. Во второй их половине вместо стекла была фанера.

Через полчаса что-то загудело на аэродромном поле, оторвалось от земли и растворилось в тишине белесого неба, по которому кое-где поползли редкие, очень низкие и плотные ярко-белые плоские облачка с сиреневыми брюшками.

Солнце поднималось все выше. Облачка исчезли. Бесследно рассеялся туман. Степь вокруг аэропорта наполнилась жарой и звоном кузнечиков. Я сидел на скамейке и молча ни о чем не думал...

Так замыкается круг... Когда вдруг нечаянно выпадет в долгой сумятице снов полный безмолвия день с белым сияющим шаром в безоблачном небе над залитым в янтарь молчания пустым аэропортом где-то в чужом захолустье...

Потом в очередной раз пришла Сила.

Но теперь Она навалилась откуда-то сверху. Спустившись прозрачным потоком из бесконечности Вселенной, Сила крадучись заполнила мою голову и вдруг проявилась в ней, создав внутри черепа такое давление, что мне показалось - голова моя вот-вот лопнет, разлетевшись на мелкие кусочки и забрызгав все вокруг жирной аэрозольной смесью крови и мозга.

Меня охватил ужас. Сила между тем делалась все более и более неудержимой. Сконцентрировавшись в нижней части головы, Она давила вниз, в шею, отчего у меня не было никакой возможности дышать. Это напоминало ком в горле, с которым я боролся два года назад, но было направлено в противоположную сторону. Через некоторое время из-за недостатка кислорода в глазах потемнело, и вдруг что-то открылось, и Сила свободно ринулась вниз - в тело, прошла его насквозь и вывалилась в землю, а потом дальше - сквозь тело планеты в бесконечность космоса. Мне стало очень легко. Тело превратилось в полую трубу, внутри которой, ритмично сменяя друг друга, волнами прокатывались восходящие и нисходящие потоки Силы, сквозь точку концентрации осознания импульсами перетекавшей из одного конца бесконечности в другой и обратно. Ощущение присутствия в моем теле этого нового проявления Силы изменяло что-то в моем сознании. Я не мог в точности сформулировать, что именно, но мне казалось, что где-то вот-вот возникнет понимание чего-то самого главного, и в мгновение, когда это произойдет, что-то закончится раз и навсегда... А что-то, возможно, начнется...

Потом я понял, что точка и бесконечность во мне никак не могут прийти в соответствие друг другу. Чтобы встать и пройти регистрацию, мне нужно было выключить восприятие потоков Силы. Иначе я не мог пошевелить ни одной частью тела, поскольку тело - точка - как бы не имело никакого значения, все восприятие, все внимание и вся сила принятия решений и совершения действий оказались распределенными в бесконечности пульсирующей Силы.

Через некоторое время я достиг успеха - потоки Силы исчезли из поля моего восприятия, я снова стал человеческим существом из плоти и крови, которое, бросив взгляд на часы, опрометью метнулось к стойке регистрации...

Мне повезло. Из Ростова-на Дону я практически без задержек вылетел прямым рейсом в Киев. Пересадка заняла всего лишь час, и ранним вечером я уже выходил из здания Бориспольского аэропорта.

С автобусом мне тоже повезло...

Оставалось совсем немного: пятнадцать минут на трамвае, и я - дома. С рюкзаком за спиной я бодро шагал по площади навстречу фантастическому полыханию заката, широко раскрытыми глазами глядя прямо на красно-золотое сияние солнечного диска. Внутри меня царило полное безмолвие...

Когда я понял, что допустил роковую ошибку, было уже поздно. Мне не следовало смотреть на сияющее солнце, ритмично шагая и неся безмолвие внутри себя. Ведь всю дорогу и в самолетах, и в автобусе я чувствовал, что, выключив восприятие Силы, всего лишь на время отодвинул то, с чем мне так или иначе предстояло столкнуться и совладать. Или погибнуть... Теперь же, впустив в пространство внутреннего безмолвия сияние солнечного огня, я сам спровоцировал ЭТО. Словно пробку из бутылки теплого взболтанного шампанского, меня мгновенно вышибло из этого мира и швырнуло в восприятие тех сфер бытия, в которых мое самоосознание было тождественно самоосознанию Вселенной.

Сила вновь охватила меня, пронзив насквозь ощущением бесконечности внутри. Я превратился в грандиозный конический поток космического пространства, в котором величественный вихрь в фантастическом танце сворачивал метагалактики и галактики в плотные огненные струи бело-фиолетового звездного вещества, стекавшиеся по сходящейся спирали в середину моей головы - самый центр восприятия и самоосознания.

Я вновь почти было совсем утратил ощущение тела, окаменевшего в глубоком трансе, но тут каким-то краем сознания вспомнил, что ЭТО захватило меня врасплох на самой середине проезжей части дороги, которую я в тот момент переходил, и что прежде, чем провалиться в ощущение себя космической бесконечностью, мне удалось краем глаза заметить метрах в десяти справа от себя большой желтый автобус.

Собрав в комок всю свою волю, я попытался восстановить контроль, сместив внимание обратно в мир нормального человеческого восприятия. Частично мне это удалось, хотя смещаться оно почему-то не захотело, а вместо этого просто растянулось, оставшись в бесконечности, но в то же время захватив изрядную часть нормального человеческого мира. На это действие у меня ушло столько энергии, что я ощутил, как болезненно сжалось нечто внутри живота моего физического тела, а в солнечном сплетении появилось ощущение, о котором обычно говорят "засосало под ложечкой". Я понял, что в какой-то степени ощущаю свое физическое тело, но управлять им по-прежнему не в состоянии.

Все это произошло в какие-то доли мгновения, я как раз делал шаг, я даже не успел еще замереть. Вернее, успел, но для стороннего наблюдателя все еще оставался делающим обычный шаг самоуверенным пешеходом, который неосторожно переходит улицу перед быстро движущимся тяжелым автобусом... Я знал, что, не изменив состояния своего сознания и восприятия, никогда не смогу поставить ногу, а так и останусь стоять на проезжей части посреди площади, замерев в окаменении огненной наполненности тела до тех пор, пока мне не удастся совладать с этим трансом и устранить самодовлеющую Силу из сферы своего восприятия.

Мгновения растянулись в медленную вязкую резину. Автобус неумолимо наползал. Он приблизился уже на целый метр, и его водителю, разумеется, не могло даже в голову прийти, что я так и останусь стоять посреди дороги с поднятой ногой - через полсекунды, секунду, и, если ничего не измениться, то и через вечность.

Я не мог повернуть голову, и только краем глаза наблюдал за тем, как автобус пожирает метр за метром, как вытягивается лицо водителя, как смерть, ехидно посмеиваясь, наваливается сзади, приготавливаясь нанести свой первый и последний решающий удар - тот, что расколет хрупкую круглую коробочку, в которую запрятана точка концентрации самоосознания, и выпустит наружу плененный упорядоченностью жизни хаос неживого пространства.

Четыре метра... Водитель в ужасе, он начинает нажимать на тормоза, но сделать уже явно ничего не успевает. Зависшая на полушаге нога отказывается повиноваться. Восприятие вернулось в этот мир не более, чем наполовину, энергии на то, чтобы растянуть внимание еще больше, уже почти не осталось, и свернуть все обратно я тоже уже не могу, потому что Сила очень прочно зафиксировала мое восприятие где-то в самых тонких слоях бесконечности.

Ну и хрен с ним, с вниманием... И с телом... Я сдаюсь... Потому что невозможно совместить несовместимое и объять необъятное... Еще Прутков писал... "Ма-а-ам, папа возвращается!" Сквозь телефонный треск и безмолвие надвигающейся смерти я услышал голос дочери... Ну да, они ведь будут ждать... А-а, плевать... И тут я вдруг понял, что нет, не плевать... И слова Мастера Чу о том, что любовь - тот якорь, который помогает нам растянуть восприятие на бесконечность Вселенной и объять-таки необъятное, вихрем пронеслись в моем сознании... И я выдохнул куда-то вниз, последним усилием вогнав потоки воли в ноги... И ноги пошли!!! Но чего это мне стоило... Словно гигантским магнитом меня неодолимо тянуло вверх, в необозримые дали холодной равнодушной бесконечности, прочь от точки, вон из тоненького слоя кое-как мыслящей плесени, покрывающего эту планету.. Я чувствовал, что, позволив пружине сжаться и унести меня отсюда, утрачу всякую возможность вернуться сюда вновь самим собой...

Три метра!.. Я должен был сделать этот шаг, я знал, что если не сделаю его сейчас, то не сделаю уже никогда...

И я сделал этот проклятый шаг!.. И еще, и еще, и еще...

Автобус с ревом пронесся сзади, с облегчением ударив меня в спину плотным потоком тяжелого ветра и обдав клубами дизтопливной копоти, которая шлейфом тянулась за ним вслед.

Я шел, и ноги слушались меня, но, Боже, как это было тяжело!.. Я зафиксировал свое тело в центре бесконечности и внимательно по очереди переставлял ноги, но выходило так, что я не передвигаю по поверхности планеты изолированно существующее крохотное физическое тело человеческого существа, а вращаю ногами всю планету, каждым шагом проталкивая под себя ее поверхность в безмолвной неподвижности пространства.

С каждым мгновением я чувствовал, как уходит энергия, как я слабею, как пот струится по телу, пропитывает одежду, скапливается в кроссовках и хлюпает в них, когда я делаю шаг.

С отчаянным усилием я откуда-то издалека сверху втащил тело в трамвай. Дверь закрылась, трамвай сдвинулся с места, но так и не смог набрать скорость. Запахло горелой резиной, и водитель с истерическим пришептыванием попросил всех покинуть вагон. И я понял, что никто и ничто не поможет мне сделать последние шаги на пути домой. Я должен дойти сам.

Я шел, кто-то что-то спрашивал, я отвечал, что все нормально, мне смотрели вслед, а я шел, и шел, и шел, не оборачиваясь и полностью сосредоточившись лишь на одном. Вернуться домой...

Я понял, что весь фокус состоит в том, чтобы совместить несовместимое и примирить точку с бесконечностью, тогда вся Сила бесконечности станет подвластной воле точки... Но как это сделать? Я чувствовал, что смогу найти ответ только после того, как окажусь дома.

Кажется, я стонал, поднимаясь к себе на четвертый этаж.

Я отпер дверь и вошел в квартиру... Уже почти теряя сознание автоматически захлопнул ногой дверь, по стене пробрался в свою комнату, сбросил на пол рюкзак. Стало немного легче, но катастрофически не хватало воздуха.

Я дышал все чаще и чаще. Наконец наступил момент, когда я понял, что больше не в силах контролировать действия тела. Сделав над собой отчаянное усилие, чтобы не рухнуть навзничь, я тщательно улегся на пол, вытянулся во весь рост и провалился в какое-то вообще, где не было ничего, кроме никакого ничто. Пустая бесконечность втянула меня в безумную даль и почти оторвала восприятие от тела. Последним моим ощущением был невиданной силы взрыв в голове, медленно затихающее эхо которого, покачиваясь, продолжало звучать до тех пор, пока я не пришел в себя. И по какому-то наитию я сумел использовать это эхо для того, чтобы остаться, привязав к нему тоненький хвостик внимания, уже совсем было готового оторваться и за ненадобностью распасться...

...И ПРИ ЭТОМ ОСТАТЬСЯ СОБОЙ

Был вечер. Я открыл глаза и прислушался. Во дворе визжали дети, футболисты на площадке под окнами колотили по мячу, мужики пьяно матерились и забивали козла, бабки судачили, и кто-то пьяный орал что-то из старого репертуара Софии Ротару, а из окна дома напротив поверх воскресной сумеречной суеты вечернего двора голос Виктора Цоя ритмично и отрешенно кодировал правдой жизненное пространство ничего не подозревающих мирных граждан:

Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне. Нарисуй мне портреты погибших на этом пути. Покажи мне того, кто выжил один из полка... Но кто-то должен стать дверью, а кто-то - замком, а кто-то - ключем от замка... Земля... Небо... Между землей и небом - война... И где бы ты ни был, чтоб ты ни делал, между землей и небом - война...

Я встал с пола, пошел в ванную и, засунув голову под холодную воду, долго стоял, согнувшись над раковиной, и сквозь мельтешение струй смотрел, как мерцает и закручивается по часовой стрелке белая жидкость, втягиваясь в сливное отверстие.

За время моего отсутствия точка и бесконечность отыскали, по всей видимости, общий язык, потому что я был спокоен. Но не так, как бывал спокоен раньше. Мое теперешнее спокойствие отличалось от прежнего некоторым совершенно новым качеством. Я ощущал себя бесконечностью, и в то же время оставался обычным человеком в обыкновенном привычном с детства и ограниченном во многих отношениях теле. Точка в бесконечности. Или бесконечность, внутри которой кто-то поставил крохотную точку. Никакой разницы теперь уже не было. Кроме, разве что, направления взгляда. Я чувствовал, что это - нормально и вполне естественно. Между телом и бесконечностью, которой я себя ощущал, и в которой визжали дети, судачили бабки, парни гоняли мяч, а мужики забивали козла, и кто-то пьяный орал что-то из старого репертуара Софии Ротару, имелась граница, но она воспринималась как некая условная грань, существующая скорее в моем воображении, чем в реальности проявленного бытия. Она была прозрачной и сквозь нее, подобно прибою, прокатывающемуся сквозь пляжный сетчатый забор, волнами проникал голос Виктора Цоя:

...И две тысячи лет - война, война без особых причин, война - дело молодых, лекарство против морщин...

Никто нигде не зажигал свет, и я понял, что в квартире, кроме меня, никого нет. Вероятно, они остались ночевать на даче, поскольку решили, что я, как обычно, добираюсь по железной дороге с пересадками в Астрахани, Торжке и Новоалексеевке, а потому буду дома не раньше, чем через четыре дня.

Холодильник был пуст, чему я, кажется, даже обрадовался, так как есть не хотел и заглянул туда только потому, что по возвращении из путешествия принято заглядывать в холодильник, что-нибудь оттуда извлекать и в холодном виде автоматически употреблять в пищу, пробегая глазами заголовки в газете двухнедельной давности, выдернутой из-под под банок, которые кто-то когда-то оставил сушиться на полу под столом. Если, конечно, никто не ждет... Когда ждут, нужно сначала пойти в душ и что-то рассказывать оттуда, перекрикивая шипение струй, а потом уже садиться за стол и основательно питаться, внимательно делая вид, что слушаешь детский взахлеб о самых важных событиях прошедшего месяца, случавшихся каждый день и всегда непременно по нескольку штук кряду.

Было лень и ничего не хотелось. Я вернулся в комнату, опустился на пол рядом с рюкзаком и, сложив ноги в полный лотос, с закрытыми глазами принялся молча смотреть внутрь. Я все еще вяло надеялся увидеть там привычную пустоту исходного места, которой - и это я знал со всей определенностью - там уже не было. Вместо нее в моем восприятии сразу же возник вихрь, он втянул меня в себя и завертел по часовой стрелке и понес сквозь немыслимые дали неизвестных пространств, которыми я теперь был.

Я открыл глаза. Все оставалось на своих местах - мое тело в позе лотоса, полутемная комната, рюкзак на полу рядом и голос Виктора Цоя поверх дворового белого шума:

...Хочешь ли ты изменить этот мир Можешь ли ты принять, как есть? Встать и выйти из ряда вон? Сесть на электрический стул или трон? Снова за окнами белый день, день вызывает меня на бой, я чувствую, закрывая глаза - весь мир идет на меня войной...

Все было на месте... И в то же время я чувствовал, как внутри меня мимо этой планеты в безумном вращении проносятся серебристые облака звезд и холодной галактической пыли. Закрыв глаза, я вновь погрузился в чувство полета - оно ввинчивалось в пространство и разрывалось в центробежном порыве, все быстрее и быстрее растягиваясь в невидимых далях клочьями тугих спиралей космического ветра. Я сидел в позе лотоса на полу своей комнаты, и я был вихрем Силы в беспредельности неведомых пространств, а то место, где находилось мое физическое тело, было точкой, в которую проецировалось и в которой концентрировалось грандиозное самоосознание этого величественного в своей непостижимости явления...

Так продолжалось довольно долго. Потом радио за стеной у соседа сообщило, что уже полночь, и тогда все это мне надоело. Вращение мгновенно прекратилось, а там, куда стекался вихрь, обнаружился золотой свет. Он заполнял собою все мое сердце, в котором больше не было пустоты. Я не знал, что это значит, и мне было на это наплевать, я только по привычке решил, что нужно втянуть откуда-то сверху язык нисходящего света и зацепить его за свет в сердце. Едва попытавшись это сделать, я понял, что ошибся. Нисходящего света не было, вместо него существовал просто свет, он был повсюду вокруг, и это был тот же самый свет, который я видел внутри. Он стал серебристо-белым, а потом утратил всякий цвет, уйдя куда-то за грань того, что хотя бы сколько-нибудь поддается описанию. Я больше не видел его, я вновь был самим собой, но только теперь - состоящим из невидимого тончайшего света Изначальной Силы, который - ВСЕ и который ВЕЗДЕ. И я с пронзительной ясностью понял, что нет никакой разницы между этим светом и пространством вообще, между пространством вообще и мной, между мной и этим светом, что все это - Одно. Одно и то же...

Все - Одно и то же.

И я возликовал... Я подумал... Нет, не подумал - неформулируемо почувствовал:

Ну, вот теперь я!.. Вот теперь Я!.. Теперь, когда Я - такая Сила, когда Я - всемогущ, вот теперь Я...

Собственно, я не знал, что теперь будет, что именно "вот теперь я...", но само по себе ощущение тождественности с Силой рождало во мне чувство такого... Такого... Такого... Такого кайфа!....

Вероятнее всего, ничего бы не было... Никакого "вот теперь я"... Потому что тому, кто воистину всемогущ, ничего не нужно, ибо он не нуждается в подтверждениях... А тот, кто активно пользуется искусством управления Силой, обычно просто-напросто стремится этим убедить самого себя в том, что является чем-то исключительным... И именно это не позволяет ему в действительности таковым быть. Осознание ищущего подтверждений не может развиваться, потому что он напрочь лишен свободы, он - раб своей уверенности в собственной исключительности, уверенности, которая ежесекундно требует того, чтобы ее питали новыми и новыми подтверждениями... И тем самым пожирает весь запас свободной энергии... Но это я понял несколько позже... А в тот момент всеобъемлющего всепоглощающего отождествления с Силой...

И вдруг внутри себя я услышал голос. Назойливый, как ночной комариный писк, он вещал что-то на языке, из которого я не знал ни слова... Однако я понял, что голос меня ругает. Даже не ругает, а просто методично отчитывает, как нашкодившего школьника... Я ничего не понимал... Голос монотонно вещал... Но я все равно ничего не понимал... Голос продолжал терпеливо вещать, шурша электрической искрой в точке, где пересекались серебристые лучи, входившие в тело из бесконечности сверху, снизу, спереди - сквозь межбровье - и сзади - сквозь мозжечок...

Он вещал не менее двадцати минут. Я ничего не понимал, только в сознании появлялся все более и более заметный неприятный осадок чувства вины. Я ощущал себя этаким котенком, который случайно что-то опрокинул... И причиной тому было - это я знал откуда-то без тени сомнения - мое "вот теперь Я!" Однако, что именно пытался объяснить мне таинственный - хотя, нет, совсем не таинственный, а вполне знакомый - голос, разобрать я так и не сумел...

И тогда, видимо, потеряв терпение и поняв, что на настоящий момент я безнадежен, голос перешел на русский. Причем не просто перешел, а, набрав силу и сделавшись низким и не по-человечески глубоким, пророкотал громыхающими утробно-пространственными раскатами, которые до основания сотрясли всю бесконечность Вселенной и Ее центр в моем кишечнике, вызвав знакомое по сну о Рыбе Дхарме ощущение - оно заставило меня молниеносно выпрямить затекшие ноги и, не приводя их в чувство, прямо на четвереньках ринуться в клозет:

НО НИКТО ЖЕ - НЕ ВЗЯЛ - СЕБЕ - ВСЕГО - ТОГО - ЧТО ПРИЧИТАЛОСЬ - ЕМУ!!!

Уже выбегая из комнаты в коридор, я сквозь грохот коленок и шлепанье босых ладоней по паркету услышал позади странный звук - звенящее шипение, которое возникает в ушах в абсолютной тишине или после основательной затрещины. Бросив через плечо быстрый взгляд, я увидел, что на том месте, где я сидел секунду назад в позе лотоса, что-то осталось. Оно продолжало сидеть неподвижно, ни на миллиметр не изменив положения ног, туловища и головы, и было похоже на прозрачный дымчато-серый слепок моего тела. Я не стал его разглядывать, но устремился вперед, ибо вся моя воля была сосредоточена в едином порыве к реализации несгибаемого намерения добраться до унитаза прежде, чем произойдет непоправимое...

Но, сломя голову галопируя по коридору, я вдруг вспомнил еще один момент из сна о Рыбе Дхарме и сообразил, что для того, чтобы перенаправить вверх неукротимое на первый взгляд движение вышедшего из-под котроля нисходящего потока апаны, можно воспользоваться водой. Сцепив зубы и с помощью мула-бандхи совершая душераздирающее насилие над своей прямой кишкой, я промчался мимо двери клозета, вскочил в ванну и открыл душ. Едва холодная вода коснулась тела, как ощущение роковой неотвратимости в области прямой кишки мигом исчезло без следа. Но, в отличие от того, что было в том странном сне, больше ничего не произошло. Никаких потоков в теле, никаких торчащих из живота завитков, вообще - НИЧЕГО. Я отрегулировал температуру воды, сделав ее такой, о которой в умных книжках пишут "комфортная", как следует вымылся с мылом и лэндеровским Two - in - One помыл голову.

В течение всего времени, пока я находился в ванной, мне казалось, что некоторым шестым чувством я ощущаю, как необратимо рассеивается и навсегда распадается оставленный в комнате и лишенный основы туманный слепок меня. Словно изнутри него выдернули некий стержень, на который до сих пор было нанизано то, из чего этот слепок состоял. И вместе с моим серым слепком растворялась и превращалась в ничто вся моя предыдущая жизнь... Нет, ВСЕ МОИ ПРЕДЫДУЩИЕ ЖИЗНИ, ибо в каждом мгновении этой жизни явственно прослеживался ИХ след!.. Растворялось и таяло без остатка все-все-все, что там было, все события, все поступки, достижения и злодейстива, все люди и все существа, включая даже Мастера Чу, его учение, Золотого Воина, все, что я узнал, понял, запомнил, вообще - ВСЕ...

Мне сделалось немного не по себе, почудилось даже, что теперь я не смогу ничего вспомнить из того огромного объема информации, которым, как мне казалось, я владел еще всего лишь несколько минут назад... Но зато в моем состоянии возникло что-то очень мощное и плотное, что-то кристально прозрачное, стремительное, остро-текучее, жесткое, гибкое и непобедимое. Это что-то было сродни явственному ощущению свободы - полной и безусловной свободы от прошлого, от того меня, которым я был до сих пор, и который длинным и тяжелым прозрачновато-мутным шлейфоподобным хвостом тянулся вслед за моим осознанием на протяжении тысяч лет, неумолимо и неуправляемо размазывая меня и мою силу по необозримым далям пространства и времени. Я был собран в мгновенном сейчас и здесь, ни прошлое, ни будущее не имели никакого значения, вообще ничто не имело значения, даже та сжатая в тугую пружину мгновения кристально-граненая ясность, которой я теперь был, и которая непостижимо сочетала в себе немыслимо плотную жестокость с абсолютной текучестью. Сила этого нового состояния была поистине безгранична, и Она всецело находилась в моих руках.

Я попытался вспомнить что-либо из детства, какой-нибудь эпизод из тех, которые оказали влияние на все мое развитие в этой жизни, болезненными иглами непонимания истоков банальной человеческой жестокости засев в памяти, но в рассудке моем возникли лишь вялые ничего не значащие образы и, что самое главное - я не испытал никаких эмоций. Трагедии и страдания прошлого были исчерпаны раз и навсегда, и следы, оставленные ими в памяти моей личности, растворились без остатка в равномерно распределенной Силе, заполнявшей все мое существо.

Точно так же мне не удалось вызвать в памяти живых воспоминаний о прошлых радостях и восторгах.

Все это находилось где-то вполне в пределах досягаемости, я знал, что могу без особого труда туда добраться, немного покопавшись во всеобщей свалке отслужившего свое ненужного хлама. Но делать это было просто-напросто ни к чему. Рабочий же объем моей собственной памяти оказался теперь полностью свободным.

Я попробовал вспомнить что-либо из того, чему учил меня Мастер Чу. Это можно было сделать, но требовалось затратить некоторые усилия. Гораздо легче оказалось вызвать в сознании образ, мыслеформу или просто формулировку чего бы то ни было - любого явления, абстрактного понятия, технического приема или конкретного предмета - и этот образ тут же извлекал из ниоткуда точное, выпуклое и предельно ясное знание первоосновы и самой глубинной сущности того, к чему относился.

Стоя в ванне, я попробовал сделать несколько движений из тех, которыми пользовался во время тренировок. Выяснилось, что тело не помнит точных траекторий и последовательностей. Для того, чтобы их восстановить, требовалось что-то специально вспоминать. Автоматизм заученных движений исчез. Но ему на смену пришло новое чувство, которое я мог бы охарактеризовать как мгновенное знание силовой сущности действий тела. Каждое малейшее движение, и даже просто побуждение к нему, влекло за собой целый каскад перетекающих друг в друга мышечных сокращений, которые заставляли части тела двигаться по сложнейшим траекториям, совершая якобы спонтанные действия, воспринимавшиеся как единственно возможные в настоящий момент и наиболее точно соответствующие данному конкретному мгновенному состоянию тела и сознания. При этом каждый миллиметр каждого движения был до отказа наполнен Силой, немыслимо огромной и могучей, и я чувствовал, как даже легчайшее шевеление моего мизинца мощным Ее импульсом прокатывается по всей бесконечности Вселенной. Управляя сознанием, Сила словно вела тело в его движениях, и в то же время Она была абсолютно подконтрольна моей воле, я мог управлять Ею свободно, словно где-то там, на самом верху, Она и я существовали как ОДНО ЦЕЛОЕ... Впрочем, так оно и было...

Я не знал, что делать с таким собою, но и это не имело значения.

Я вытерся, натянул спортивные штаны и направился в комнату детей, где стоял старый бабушкин шкаф с тяжелым зеркалом во весь рост. Проходя мимо распахнутой двери своей комнаты, я заглянул в нее и отметил про себя, что в позе лотоса там больше ничто не сидит.

Я включил свет и подошел к шкафу.

Мне понравилось то, что я увидел в зеркале - прямой и открытый пронзительный взгляд, жесткие, похожие на тугие длинные жгуты стальных тросов мышцы, с упругой текучестью перекатывающиеся под гладкой блестящей бронзово-смуглой кожей, и - ничего лишнего, никаких сияний, никаких свечений, равно как и ничего, что мне не хотелось бы там увидеть... Все предельно просто, ясно и точно, все функционально и плотно собрано в мгновенном равновесии нескончаемого сейчас и здесь.

Щелкнул замок и, звякнув валдайским колокольчиком, который я когда-то над ней подвесил, распахнулась входная дверь. Увидев свет в комнате, по коридору с возгласами "папа вернулся!!!" пронеслись дети, забежали в комнату и радостно повисли у меня на руках. Вошла Тома и, улыбаясь, остановилась в дверном проеме. Оказывается, они не остались ночевать на даче, и это было так здорово, что я засмеялся...

И мне вдруг стала ясна простая вещь: все коллизии всех наших жизней, все радости и печали, все наслаждения и страдания, все наваждения и страсти, все победы и все поражения, все этапы и уровни тренировки, вся наша война, все то, с чем мы сталкиваемся в безграничности сейчас и здесь, преследует одну-единственную цель - научить каждого из нас не отворачиваться от самого себя. Такого, КАКОЙ он есть, со всем, что в нем было, есть, будет и может быть... Того, КТО он есть - изначально самодостаточного всемогущего и бесконечного существа... Овладевший же этим искусством с неизбежностью осознает, что существует лишь ОДНА бесконечная реальность, и понимает, почему в евангельском "возлюби ближнего своего как самого себя" нет места для запятой...

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Разбирая на следующее утро рюкзак, я обнаружил в одном из его многочисленных карманов толстый блокнот. Видимо, Мастер Чу тайком положил его туда, когда собирал свой рюкзак перед уходом. Едва раскрыв блокнот и пробежав глазами несколько страничек, я понял, что держу в руках совершенно уникальный документ. Оказывается, Мастер Чу в течение многих лет делал практические заметки, зарисовывал схемы тренировочных комплексов, строил многоуровневые диаграммы энергетических состояний и в очень сжатой форме записывал принципы, реализация которых превращает совокупность разрозненных блоков физкультурной и психотехнической практики в стройную технологию интегральной тренировки. И все это содержалось в блокноте, который я держал в руках! Отдельные блоки информации были зашифрованы, однако старинный магический шифр, которым пользовался Мастер Чу, очень прост, и я был уверен, что без особого труда разберусь в колонках значков, похожих на рунические символы.

У меня сразу же возникла мысль о том, что будет, если кто-нибудь из экспертов, занимающихся соответствующими направлениями специальной подготовки сотрудников определенных структур, узнает, какого рода информацией я обладаю... Да и люди из магических кланов, не совсем, скажем так, дружественных нашей линии, по всей вероятности, тоже будут не прочь ею завладеть. Правда, до сих пор мне доводилось сталкиваться с ними лицом к лицу только во время своего путешествия по Американскому континенту, но это вовсе не означает, что при необходимости они сюда не доберутся. Раньше или позже они каким-то образом пронюхают о находящемся в моих руках информационном сокровище - в этом я не сомневался. И тогда... Конечно, я мог бы сразу же уничтожить блокнот, но, во-первых, он нужен мне самому, ибо я сразу же определил, что не вполне знаком со многим из того, что в нем содержится, и, во-вторых, если они придут и спросят, а я скажу, что все уничтожил, то кто мне поверит?.. От этих размышлений мне сделалось несколько не по себе.

Однако, внимательно разобравшись в содержимом конспекта Мастера Чу, я понемногу успокоился. Для того, чтобы полноценно воспользоваться этой информацией, нужны, если можно так выразиться, "силовые ключи", а их в конспекте нет и не может быть, так как они представляют собой явления, относящиеся к совсем другим слоям реальности. Только теперь мне стало в полной мере понятно, зачем Мастер Чу столь настойчиво вводил меня в измененные состояния сознания: он просто-напросто давал ключи, без которых вся информация, которой он меня снабдил, и которая в сжатом виде была представлена в его конспекте, по своей ценности ненамного превосходила информацию, представленную в хороших современных учебниках по практической йоге, цигун, парапсихологии и прикладной психотехнике.

Тем не менее, я подумал, что далеко не каждый из тех, кто может заинтересоваться конспектом Мастера Чу, сумеет правильно оценить ситуацию, а когда до него, наконец, дойдет, что без меня он не способен разобраться в том самом главном, что превращает тренинг-технологию Мастера Чу в то, чем она в действительности является, может быть уже слишком поздно. Поэтому единственным способом обезопасить себя и выиграть время я считаю публикацию записей Мастера Чу с подробными иллюстрациями и комментариями. Когда эта информация перестанет быть тайной, не будет смысла и бороться за нее, похищать и держать в строжайшем секрете. И меня, вероятнее всего, никто не станет трогать. Разве что для консультаций будут обращаться...

Скажем так: дивное творение, каковым является настоящий труд так никогда и не было бы написано, если бы... Если бы не мои папа с мамой, благодаря которым я появился на свет... Если бы не моя жена Тамара с ее склонностью критиковать жестоко и бескомпромиссно любые мои творения, тем самым стимулируя во мне стремление каждый раз превзойти самого себя, и с ее завидным терпением, позволившим ей изо дня в день упорно ходить на работу и самоотверженно зарабатывать всем нам на пропитание, пока я полгода сутками сидел за компьютером и не приносил в дом почти ни гроша...

Если бы не мои дети - Леночка и Антошка - ради которых, вероятнее всего, все это затевалось...

И, конечно же, если бы не мои друзья, которых много, и среди которых есть как всемирно известные мастера, так и ничем особым не примечательные самые обычные прекрасные люди.

Если бы не все они, дивное творение, каковым является настоящий труд, так никогда и не было бы закончено.

Ибо первые строчки этой книги были написаны лет двенадцать назад, а вся наша квартира завалена кипами бумаг, бумажечек и бумажек с зафиксированными на них <удивительными откровениями>, и трудно даже представить себе, как мне надоел весь этот хлам...

Спасибо всем.

А.С.

ТРЕТЬЕ ОТКРЫТИЕ СИЛЫ

Мастеру Чу с твердой уверенностью в том, чтовсемыеще

когда-нибудь встретимся.


В предыдущей статье мы обсуждали, главным образом, как использовать теорию отражения на практике, как наш внутренний дисбаланс проявляется во внешней реальности и что необходимо сделать, чтобы его устранить.

Концепцию внутренней сбалансированности/разбалансированности я описал во взаимоотношениях высокого и низкого, мужского и женского.А сейчас мне хотелось быподробнее остановиться еще на двух энергиях, которые стоит привести и поддерживать в состоянии равновесия.

Все мы имеем возможность контактировать как с материей, так и с духом. Поскольку являемся духом и материей одновременно: индивидуальной душой, воплощенной в материальной форме, вечным духом в бренном теле. Под телом же подразумевается не только то, что видно в зеркало, но также наши ментальная и эмоциональная оболочки. Очевидно, что для гармонии в этом мире нам необходимо гармонизировать, объединить в единое целое все уровни, на которых мы существуем: духовный, эмоциональный, ментальный и физический. Тогда нас справедливо можно будет назвать уравновешенными и целостными личностями.

Под духом же подразумевается наше Высшее Я, неотличное по своим качествам от Бога. Что это за качества, спросите вы? Любовь, сострадание, блаженство, вечность, знание, чистота и другие качества характера, которые в полной мере проявляются Богом и в той или иной степени каждым из нас в зависимости от того, насколько сильно мы находимся под влиянием духовной энергии, иначе говоря, насколько мы близки к Богу. Святой человек или человек в Боге неизбежно и естественно будет проявлять эти качества. И, конечно, они являются верным критерием святости. Об одухотворенности человека всегда легко судить по тем качествам, которые он проявляет в повседневной жизни.

Духовные качества – это определенная энергия: энергия духа, энергия Божественного, энергия нашего вечного Высшего Я, энергия, связывающая все живое в одно энергетическое целое.

Материальный же мир – это мир форм, мир физических тел, мир, в котором мы отождествляем себя со своими эмоциями, разумом и физической оболочкой.

Интересно, что разделение энергий на духовную и материальную достаточно условно. Для святой личности такого разделения не существует. Она, даже находясь и активно действуя в материальном мире, реально воспринимает его как духовный, поскольку его сознание духовно.

Разделение создано Творцом для того, чтобы мы имели возможность насладиться пробуждением, избавлением от иллюзии, просветлением, осознанием Божественного. Для этого нам нужна его противоположность – материальное. «И во тьме свет светит…» Или: «Только во тьме свет, только в молчании слово», - как поет Борис Гребенщиков. Так что материальный мир – это своего рода игра, анекдот, повод для смеха.

Смех, кстати, тоже одно из духовных качеств. Однажды мы начнем воспринимать любые события нашей жизни, хорошие или плохие (как мы привыкли классифицировать их в мире относительности), как прекрасный повод для смеха. Но до этого светлого дня мы будем находиться под влиянием материальной энергии, в иллюзии или во сне. Выбирайте любой термин, какой вам нравится. Лично мне по душе больше последний.

Он напоминает мне о прекрасной пьесе Кальдерона «Жизнь есть сон». Главного героя, как вы помните, несколько раз убеждали в том, что все, что происходило с ним до последнего момента, было сном. Из царя он превратился в заключенного, и его убедили, что царствовал он всего лишь во сне. А когда из заключенного он вновь превратился в царя, его убедили, что сном было заключение в темницу. Такие головокружительные перемены помогают расширять сознание, даже если вы всего лишь читатель этой пьесы. Но рано или поздно все мы осознаем себя и ее участниками. Я слышал историю об одном достаточно просветленном человеке. Он всегда был весел, никто из его друзей никогда не видел его грустным. И вот однажды несколько знакомых пришли навестить его утром и застали его в полном унынии, о причине которого он рассказал сам. «Сегодня ночью мне приснился сон, как будто бы я – мошка». «И что – это повод для печали?» - недоумевали друзья. «Конечно, если мне может присниться сон, что я мошка, где гарантия, что то, что происходит со мной сейчас, это не сон мошки, которой снится, что она человек?»

В священных писаниях Древней Индии, в частности, в «Великой пуране», где подробнейшим образом излагается концепция возникновения материи, все, что происходило, происходит и будет происходить здесь с нами, объясняется как Маха Вишну нидра – сон Верховного Господа. При Его выдохе мириады вселенных выходят из пор его кожи, а при вдохе возвращаются обратно. Легко представить, что мы сейчас находимся где-то в одной из этих вселенных. Давайте присмотримся получше и выясним, чем же мы тут занимаемся.

Итак, мы живем в мире энергии, состоящей из мельчайших колеблющихся частиц. Они формируют более крупные колеблющиеся частицы, а те, в свою очередь, еще более крупные, и т. д. Вот мы дошли до атомов, из которых состоит «твердая» физическая материя. Продолжим еще немного движение в сторону уплотнения и вот, наконец, наше физическое тело. Оно нуждается в еде, сне, отдыхе, одежде, работе (для обеспечения всего вышеперечисленного), в сексе, в общении и во многом другом. Оно беспокоится, радуется, горюет и надеется – в общем, живет. В этом теле содержится весь наш жизненный опыт, находясь в нем, каждый из нас руководствуется и осуществляет свои представления о том, как нужно жить.

Наши представления могут меняться: на смену старым приходят новые. Или они меняются на некоторое время. Например, иногда мы все воспринимаем в розовом свете. Розовый цвет – цвет любви, и это прекрасно. Но периодически линзы на наших очках меняются, жизнь ведь многообразна. Представьте, скажем, как вас захлестывает волна красного цвета. Вы переполняетесь желанием жить в этом материальном мире, ваша воля к жизни невероятно велика. Вы целеустремленны, а подчас, если на пути к вашей цели возникают препятствия, можете быть и агрессивны. Но с другой стороны накатывает волна оранжевого цвета: вы встречаете женщину или мужчину вашей мечты. Влечение к ним переполняет вас, и желание наслаждаться близкими взаимоотношениями соответствует вашим возможностям: запас сексуальной энергии кажется неиссякаемым… Вслед за этим может накатить волна желтого цвета. И для вас очень актуальной окажется ваша профессиональная жизнь, и именно этот аспект взаимоотношений. А потом вы почувствуете настоящую любовь. Всем сердцем. И вот вы омываетесь потоком зеленого цвета. За зеленой волной следует голубая, актуализируется ваша принадлежность к определенной общественной среде. Социальная жизнь активизируется, и вы чувствуете удовлетворение от общения. Потом цвет волны становится синим. Вы размышляете над новыми концепциями, обдумываете планы осуществления новых идей, материализации новых представлений о реальности. Но может настать момент, когда вас окатит фиолетовой волной, и вы вырветесь из суетной мирской реальности, почувствуете бесконечность, соединитесь со своим духовным началом.

Все эти цветовые периоды возможны в жизни любого человека. Возможно их смешение, возникновение оттенков различных цветов – прекрасная разнообразная жизнь! «И что, все это иллюзия, сон?!» - спросите вы.

Может быть – да, может быть – нет. Все зависит от нас. Объединение физического и духовного означает существование в материальном мире. В таком случае он уже не материален, он одухотворен философским камнем нашего Высшего Я. Любой металл, даже кусок ржавого железа, соприкоснувшись с философским камнем, превращается в золото, - непостижимая, мистическая реакция. Жизнь в любом цвете может быть духовной, если мы осознаем свою духовную природу. Жизнь в материальном мире без осознания своей природы – сон.

Эзотерические традиции говорят нам о двух энергетических потоках, в которых нуждается каждый человек: нижний поток – поток земной энергии и верхний поток – поток небесной, духовной энергии. У различных людей эти потоки развиты в различной степени. По наблюдениям одной моей знакомой женщины-целителя, большинство людей в наши дни имеют достаточно развитый нижний поток и гипотетический верхний (конечно, он есть у всех, но часто подобен тонкой нити). Иногда встречается другая крайность: сильно развитый верхний поток и загибающийся нижний. Представители первого типа погружены в материальные заботы и радости, борьбу за существование и наслаждение плодами своих трудов. Всем, кто наслаждался этими плодами в полной мере, знакомо едва уловимое, исходящее откуда-то из глубины желание чего-то большего – отсюда гонка за новыми плодами и новые разочарования. Без сомнения, эти плоды имеют свой вкус (и довольно сладкий), но тот, кто видел их, понимает, о чем я говорю.

Представители второго типа разочаровались в земных радостях, пресытились и, увлеченные поисками чего-то большего, предприняли паломничество в запредельные сферы. Они не на шутку отреклись и полностью посвятили себя какой-либо из духовных практик. Даже если представители второго типа продолжают вести обычный образ жизни, они не испытывают к нему вкуса, осознавая его иллюзорность. Их глаза не загораются при виде красивой женщины или изысканного блюда. Очевидно, что полное истощение нижнего потока приводит к прекращению земной жизни, частичное – к болезням. Ведь именно он обеспечивает нам комфортное существование в материальном мире и материальном теле.

Есть забавный анекдот о двух охотниках, один из которых рассказал другому следующую историю: «Иду я однажды по джунглям, из зарослей выскакивает лев. Я стреляю из одного ствола, из второго, и оба раза промахиваюсь. Лев набрасывается на меня и съедает!» Собеседник удивляется: «Как съедает? Вот ты сидишь тут очень даже живой!» - «Ха! И ты называешь это жизнью?!»

Для людей духовного склада земная жизнь – не жизнь. Лев Николаевич Толстой рассказывает в своем автобиографическом произведении «Исповедь» о том, как ему приходилось в свое время прятать от самого себя охотничье ружье подальше и даже ходить без шнурков, чтобы не повеситься. Настолько сильным было подчас искушение сделать это из-за осознания бессмысленности жизни… Ну вот, мы коротко поговорили о каждом из двух типов негармоничных людей (с точки зрения духовного и материального). Чаще всего второй тип следует за первым: разочаровавшись в материальном мире, люди отрекаются от него. Однако случается и рецидив материальной болезни, когда человек не в силах больше подавлять свои материальные желания (часто они еще больше усиливаются при попытке их подавить), получает «второе рождение» в материальном мире.

Теперь давайте поговорим о хорошем и о самом интересном: о гармонии духовного и материального. Такое тоже возможно и встречается на грешной земле. Представьте себе личность, у которой развиты оба потока: и верхний, и нижний. И в дольнем, и в горнем мире такой человек продуктивен и успешен. Все уровни его существования (физический, эмоциональный, ментальный и духовный) сбалансированы. А сам он купается в волнах, сияющих всеми цветами радуги одновременно. Такое вот материальное и духовное процветание. В чем же его секрет? Конечно, баланс земного и небесного – понятие индивидуальное. Каждый человек сам решает, как ему создать гармонию верхнего и нижнего потоков. Кто-то просто поделит все свое время на две половины…

В целом материальная жизнь касается какой-либо деятельности, духовная – бытия. Бытие в духовном сознании, в связи с самим собой и с Богом, по большому счету ни от чего не зависит. Быть означает просто быть, а чем ты при этом занят – не принципиально. В конце концов, жизнь часто помимо нашей воли предлагает свой сценарий развития событий, в какой-то момент мы, сами, не желая того, будем ограничены в земных радостях. Мне вспомнился анекдот о человеке, который перенес тяжелую операцию. Утром медсестра подробнейшим образом рассказала ему об образе жизни, которого теперь ему необходимо придерживаться. И он был поражен: «Что?! Вы хотите сказать, что мой завтрак, обед и ужин будут ограничиваться одной столовой ложкой сладкого крема?», но делать было нечего. На завтрак он, хоть без особого энтузиазма, съел свою ложку крема. Вытер рот салфеткой и позвонил в колокольчик. Появилась медсестра. «Уважаемая, принесите мне, пожалуйста, почтовую марку: хочу почитать немного…».

С другой стороны, кроме того, у всех вообще разные представления о том, что значит наслаждаться жизнью.

Самое невероятное, что гармоничный человек, чем бы он ни занимался, всегда осознает себя именно душой, осознает свою связь с Богом и со всем сущим. И еще: он не привязан к материальному. Хотя имеет или может иметь все в этом мире. У него могут быть предпочтения, но нет желаний (материальных желаний, конечно же). Для него жизнь – увлекательное кино, игра, удивительное развлечение, которым он поглощен со всей страстью земного человека и от которого отстранен в то же самое время. Он открыт перед жизнью, готов к любым, самым неожиданным поворотам судьбы и всегда, в любых ситуациях, чем бы он ни занимался, проявляет самые возвышенные качества души (о которых мы говорили). Такой человек, наслаждается он или страдает на материальном уровне, всегда будет испытывать духовное блаженство. Если его наслаждения будут ограничены - он не будет переживать по этому поводу. Но и пренебрегать радостями жизни, когда они возможны, тоже не будет.

Мы описываем. Как вы понимаете, идеальный вариант. Поэтому давайте приведем идеальный пример. Я слышал историю об одном святом, который странствовал по стране со своими учениками и, что бы с ним не случилось, за все благодарил Бога. Однажды поздно вечером его не пустили в одну деревню (по религиозным соображениям). Он оказался в степи, под открытым небом, и перед ним открывались все возможности быть съеденным дикими зверями. Кроме того, начался проливной дождь. Этот человек сел и стал молиться Богу.

Господи! – сказал он, - благодарю тебя за все, спасибо…

Один из его учеников не выдержал и перебил учителя:

За что?! За что ты его благодаришь? Это неискренне! Ты сидишь в луже, голодный и замерзший, и говоришь «спасибо»?! Я не верю тебе!»

На что мастер спокойно ответил:

Богу виднее, что мне нужно было иметь сегодня вечером. Я ему доверяю.

«Почему же иногда получаешь то, к чему стремишься, иногда – нет?» - спросите вы. Хороший вопрос. Но мудрец в любом случае получает то, к чему стремится – Милость Бога. Поскольку воспринимает все, что с ним происходит, как Его милость.

Наверное, все люди в этом мире иногда имеют что-то, иногда – не имеют. Но гармоничные люди остаются спокойными всегда. Всегда радуются, всегда в контакте с духовным и никогда не прекращают исполнять свой материальный долг или свои обязанности, в общем, никогда не прекращают свою материальную деятельность. Хотя история знает и исключения, но мы говорим о сегодняшнем дне.

Еще одно потрясающее качество гармоничных людей: они здесь и сейчас. Они погружены в текущий момент, для них не существует прошлого и будущего. Только настоящее. Дух вечен, а вечность в настоящем. Поэтому у них нет принципов, готовых ответов на все вопросы, построенных на предыдущем опыте. Их предыдущий опыт свидетельствует о том, что совершенное решение в любой ситуации подсказывает сама ситуация . Не бывает одинаковых ситуаций, все меняется. Единственная постоянная вещь – это перемены.

Расскажу вам реальную историю. Реальную, как все в материальном мире, ни больше, ни меньше. Но она одухотворена сознанием главного героя – одного индийского святого по имени Шивапури Баба. Он много путешествовал и встречался с людьми, несмотря на преклонный возраст – примерно 130 лет. Однажды один богатый джентльмен дал ему много денег. Молча подошел и вручил целую коробку купюр в 1000 рупий. Баба принял пожертвование с благодарностью. Сел в поезд и поехал в другой город. Вагон был первого класса. В купе кроме него сидела только молодая англичанка. Пользуясь моментом, Шивапури решил пересчитать деньги, он даже не знал, сколько их там… Когда молодая леди увидела целую коробку денег в руках у старичка, она твердым голосом сказала: «Отдайте мне половину денег. Иначе я дерну за цепочку и скажу, что вы пытались меня изнасиловать».

Шивапури посмотрел на нее и сделал жест руками, означающий «я ничего не слышу, со слухом проблемы». Дал ей клочок бумаги, чтоб она написала, что хочет сказать. Она взяла клочок и написала: «Если вы не отдадите мне половину денег, я дерну за цепочку и скажу им, что вы пытались меня изнасиловать». Шивапури Баба взял клочок бумаги, положил аккуратно в карман и сказал англичанке: «Теперь дергайте за цепочку».

Едва ли ему каждый день давали коробки с деньгами и шантажировали молодые англичанки. Решение проблемы пришло спонтанно. Так всегда бывает с людьми, которые живут здесь и сейчас. Они доверяют жизни, и смело сотрудничают с ней. Они – не зомби и не куклы, они – партнеры по игре и не устают удивлять друг друга. Развлекаются. Скажем, тот святой, ночевавший в степи под дождем, наверняка благодарил не только за условия для ночлега, сколько за возможность поразмыслить над тем, почему так получилось. И, в конечном итоге, благодарил за урок. Возможно, жители мусульманской деревни, не пустившие его на ночлег, сделали это потому, что он сам еще имел какие-то религиозные предрассудки, и они отразили его собственное отношение к представителям другой веры.

Возможно, была другая причина. Соль не в этом. Соль в том, что гармоничный человек действует. С одной стороны, действует, как может. С другой стороны, он в контакте с Богом и готов делать выводы, становясь еще мудрее. Границ для совершенствования не существует! У потока есть такое понятие, как ширина. Она может быть с дерево, а может быть несколько километров (как, говорят, было у Будды). Главное в этом вопросе – гармония верха и низа, а потом их постепенно можно расширять. Без депрессий и самоубийств. Будучи счастливым человеком. Главное – быть здесь и сейчас. Жизнь всегда подскажет нам, в каком направлении двигаться. И инструкторов пошлет, если нужно. А вообще рассчитывать на других и подражать другим опасно. Лучше несовершенно исполнять свой долг, чем в совершенстве чужой.

Один невероятно просветленный моряк сказал: «Море – это место, где учишься полагаться только на себя и зависеть от Бога». А Святой Августин сформулировал иначе: «Когда я действую, я делаю это так, как будто все зависит только от меня. А когда молюсь, я делаю это так, как будто все зависит только от Бога». Деятельность с молитвой – и есть соединение двух потоков. Говорят, что лебеди обладают способностью отделять молоко от воды в случае необходимости. Но и водой они не пренебрегают.

Допустим, у святых нет материальных желаний, а у кого-то – даже предпочтений. Но ведь святыми не становятся в один день, а кто-то, может быть, вообще не собирается этого делать. Однако же надо с чего-то начинать. Начинают с честности. Быть честным перед самим собой – лучший способ ускорить свое развитие. Хоть мы и не застрахованы от курьеза в этом случае.

Руководитель одной большой фирмы был очень обеспокоен тем, что люди не работали так, как могли бы, в полную силу. Он обратился к психологу. Психолог посоветовал повесить в офисе много лозунгов типа: «Сделай это сегодня, завтра никогда не придет!», «Проживи свой сегодняшний день, как последний!».

Когда они в следующий раз встретились с психологом, руководитель фирмы плакал: «Вы расстроили все мои дела! Машинистка сбежала со швейцаром. Кассир украл все деньги, а рассыльный пытался меня убить».

Даже в таком случае честность лучше, чем лицемерие. И уж, конечно, было бы здорово проживать каждый день как последний. Чем и занимаются гармоничные люди. Предположим, что помимо духовных желаний, у нас есть и материальные. Почему бы их не удовлетворить? Или, по крайней мере, не попытаться. И почему бы не отнестись к этому легко, понимая, что это – всего лишь игра под названием «жизнь на Земле». А если помимо материальных желаний у нас возникают еще и духовные, тем более не стоит пренебрегать ими, даже если все вокруг делают иначе. Наивысшее духовное желание – любить необусловленной любовью, ничего не ожидая взамен. Наивысшее материальное – делиться своим чувством со всеми окружающими изо всех сил, со всей энергией и земной страстью.

Есть одна древняя притча о человеке, уставшем от своих врагов и оказавшемся над обрывом, под которым рычали голодные львы. Ветку дерева, за которую он уцепился, грызли две мышки – черная и белая. А по ветке стекал мед, и прямо ему в рот. Неизбежная смерть со всех сторон. Вопрос лишь во времени, когда это произойдет. Мышки символизируют день и ночь: сколько нам их суждено еще прожить, зависнув над обрывом, - одному Богу известно. Конечно же, в таком положении трудно будет насладиться медом. А многие даже считают, что это и бессмысленно: есть ли смысл в том, что скоро все равно прекратиться, лучше подумать о том, как избежать смерти!

Гармоничный человек будет спокоен, ясно осознавая, что душа вечна: мы закрываем глаза в одном месте и открываем их в другом – чего бояться? Поэтому он спокойно будет наслаждаться вкусом меда, который по-настоящему сладок, и благодарить Судьбу. По-настоящему сладкий мед, в моем понимании, это возможность делиться своими духовными сокровищами со всеми людьми здесь, на Земле, в материальном мире. Слаще этого не бывает.

А теперь – упражнение. Расслабьтесь так, как вы всегда расслаблялись перед выполнением упражнений. Встаньте, закройте глаза, поставьте ноги на ширину чуть шире плеч. И представьте, как прямо из земли в ваше тело входит поток теплой энергии. Вдыхайте эту энергию и поднимайте поток по своему телу вверх. Пусть он выйдет через макушку головы и прольется на вас сверху. Теперь представьте, как с небес на вас проливается поток прохладной космической энергии, входит в ваше тело через голову, опускается вниз и выходит через промежность. Вдыхайте его. А теперь возьмите эти два потока и соедините в районе солнечного сплетения. Перемешайте их там и наполните этой смешанной энергией всю свою ауру. Сделайте это просто силой своей мысли. И пусть ваша жизнь становится все более и более гармоничной.

Покупателю интересно увидеть, как делают то, что он хотел бы купить.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

Организация туристических экскурсий на действующие производства может стать неожиданным подспорьем в развитии российских городов и компаний. Это превосходный инструмент маркетинга территории: в выигрыше все, кроме конкурентов.

От слова «кризис» наконец-то начали уставать. Это хорошая усталость, которая заставляет искать новые, нестандартные технологии выживания в экономике – те самые инновации, о которых у нас так много и самозабвенно рассуждали до кризиса. Самые интересные решения, как правило, располагаются между дисциплинами, между традиционными нишами деятельности и на первый взгляд кажутся нелепыми. Считается, что нельзя, например, городу в равной степени развивать промышленность и туризм. Это несовместимые сферы, которые мешают друг другу. Но непредсказуемое развитие быстро меняющегося мира доказывает, что прорывы в развитии надо искать как раз в совмещении несовместимого. Одно из ярких доказательств – начавшийся 15 лет назад бум промышленного туризма в Западной Европе.

Промышленный туризм – это организация регулярных туристических туров на действующие (или когда-то действовавшие) промышленные предприятия. Поскольку промышленный туризм – явление междисциплинарное, то исследований, посвященных ему, почти нет. Все, что есть, – огромное число примеров городов, успешно эксплуатирующих туристов на своих предприятиях. В одной только Франции к 2007 году 1700 компаний принимали туристов на своих производственных площадках. Лидирует здесь приливная электростанция в Рансе, которая ежегодно принимает 300 000 туристов. А в Англии шоколадную фабрику Кэдберри посещают 400 000 человек. В Испании общим местом становятся винные туры, во Франции – сырные, в Нидерландах – цветочные...

Однако пионерами в промышленном туризме были американские компании. Прецедент случился, когда завод Jack Daniel’s открыл двери туристам в 1866 году, когда открылся сам. Сегодня предприятий, не принимающих туристов, в США осталось очень мало. Для каждой серьезной компании – будь то автосборочный завод, лесопилка или аэропорт – считается дурным тоном не водить туристов, это угроза репутации фирмы. Американцев можно понять: при отсутствии глубокого исторического наследия зрелищным и познавательным «наследием» нужно делать Настоящее. В Германии, наоборот, упор делается на постиндустриальный мотив: например, заброшенные угольные и соляные шахты в Руре, судостроительные заводы времен Второй мировой войны. Хотя, конечно, открыты и многие действующие предприятия. Лидер посещаемости – завод BMW в баварском Вольфсбурге (260 тыс. туристов в год).

Не только производство товаров, но и производство услуг можно превратить в шоу без ущерба для производственного процесса. Надо только захотеть – и предвидеть в этом прямую пользу.

Почему это интересно туристам? Современные туристы – это «коллекционеры мест». Их, жертв глобального ускорения, уже не вполне удовлетворяет стандартный туристский ассортимент – морские пляжи и картинные галереи. Они все чаще стремятся к комплексным впечатлениям – совмещать отдых с познавательными целями, поправку здоровья с экскурсиями, посещение деловой конференции со спортивной активностью и осмотром достопримечательностей. Экскурсия на предприятия – это как раз то, что надо. Знакомый город открывается с необычной стороны. Продукты, производящиеся, что называется, в режиме онлайн, сразу же можно потрогать (а в некоторых случаях сделать самим), попробовать, примерить, купить. Особенно востребован производственный туризм у путешествующих с детьми. Им интересно, что было с мороженым и шоколадкой до того, как они попали в супермаркет.

А зачем это производителям? Пустить потребителя к себе на производство – это очень красивый рекламный ход. Несколько часов изощренной рекламы, которую экскурсант потребляет охотно (!), а иногда еще и платит за это. К тому же открыться для потребителя – это демонстрация честности и прозрачности управления, безукоризненных технологий, уверенности в своих перспективах перед лицом (иногда в буквальном смысле) конкурентов.

Подозреваю, что есть и еще один важный побочный эффект. Превращение производства в туристический объект стимулирует фирму к улучшению корпоративного климата и трудовых отношений. Становятся осмысленными уборка в цехах, чистая рабочая форма, презентабельный вид оборудования и многое другое, в чем среднестатистический российский директор не видел смысла ранее. Да и у рабочих мотивация меняется, когда на них смотрят, как на музейное сокровище. Итак, фирма получает лояльность потребителей, эффективную поддержку брендов. А оборот сувенирных магазинов, расположенных в точках, где заканчиваются экскурсии, на 30% выше, чем в других точках с аналогичной продукцией.

Наконец, излишне говорить, как выигрывает бюджет города от стимулирования продаж городских товаров и услуг. Но, кроме того, города приобретают новые бренды, новые неожиданные и привлекательные элементы имиджа, а также большее число туристов – этих «ходячих денег» нашего времени. Только в городах есть инфраструктура для производственного туризма – транспорт, связь, торговля, гостиницы, кафе. К тому же экскурсии на действующие предприятия – это, как правило, дополнительная «нагрузка» к другим туристическим магнитам, которые сконцентрированы опять же в городах. Причем популярнее всего у туристов объекты, которые являются брендами конкретных городов. Например, портовый комплекс в Роттердаме или завод «Ролекс» в Цюрихе. Сам город обеспечивает популярность бренда.

В России с советских времен знамениты экскурсии на московские кондитерские фабрики. Появляются и другие, новые примеры. Однако это скорее исключения из правила. К тому же делается это все явно без азарта, как дань моде и без учета тех многосторонних выгод, которые перечислены выше. Во-первых, на такие экскурсии очень трудно попасть. Чаще всего они доступны только специальным гостям, иногда – школьным группам. Запись на посещение фабрики «Рот Фронт» проводится два дня в середине августа на год вперед. Можно отметить концерн «Балтика», проводящий экскурсии на своих заводах в Санкт-Петербурге, Туле и Челябинске, а также Микояновский комбинат, завод «Кристалл» в Москве.

Из городов реальные шансы на то, чтобы вскоре стать столицей промышленного туризма, обретает Челябинск. А для скольких городов эта сфера могла бы стать спасительной соломинкой! В России десятки депрессивных городов-призраков, в которых вскоре не останется почти ничего, кроме величественных руин советской экономики. Асбест, Кизел, Чапаевск, Карабаш, Щучье, Байкальск, Копейск, Красноуральск, Тырныауз, Озерный и десятки других городов – таежных, северных, шахтерских, монопрофильных, вахтовых, военных. Для таких городов производственный туризм – это почти единственный шанс сохраниться на карте родины. Здесь речь идет, конечно, не о посещении действующих производств, а о превращении в уникальные музеи объектов, которые на своем излете были кошмаром территории. Ведь если процесс нельзя остановить, то его надо возглавить. Этим принципом издавна пользуются многие успешные политики, бизнесмены и даже целые народы.

Что необходимо для организации производственного туризма? Как показывает практика других стран, финансовые затраты на организацию туристских маршрутов по действующим предприятиям сравнительно невелики. Другое дело – работа со старыми, брошенными площадками. Здесь нужен специальный инвестиционный проект по превращению их в зрелищное национальное наследие. Но в обоих случаях нужен ресурс, который у нас пока в большом дефиците. Это способность самых разных интересов кооперироваться в одном проекте. Первый шаг в производственном туризме – это кооперация между городскими и региональными властями, местной бизнес-элитой, местными знатоками-краеведами и туристическими компаниями. Вот оно, идеальное поле для государственно-частного партнерства, о котором у нас тоже принято много говорить.

Производственный туризм – это настоящий инструмент маркетинга территории, системной работы местных сообществ по продвижению ее интересов для привлечения инвесторов, туристов или потенциальных жителей. Ведь маркетинг – это философия местного развития, лучше всего помогающая там, где царит экономическая депрессия и не видно стандартных выходов из ситуации.