Сын сказал что он атеист. «Кто создал Бога?»

Здравствуйте! Моему сыну, Алешеньке 17 лет, с детства мы его воспитывали в Православной вере, водили в Церковь, он даже сам ходил иногда исповедовался, причащался, по воскресееньям посещал утреннюю и вечернюю службы, учился в Воскресной Школе.
Но неделю назад, я нашла у него на электронной книге папку "Атеизм", открыла ее и ужаснулась от одних только названий "Бог как ииллюзия", "Почему я не христианин" и самое больное для меня, как верующей "Забавная Библия".
Я с ним серьезно поговорила, но никаких результатов это не дало, он напрямую мне заявил что он безбожник и таковым является с 15 лет, а посещал Церковь и Воскресную Школу только для того чтобы мы с мужем, как он выразился, "не приставали". Мой муж тоже Православный Христианин, узнав об этом он попал в больницу. Однако Алеша своей вины в этом не признает и говорит что "у каждого должно быть свое мнение".
Что можно сделать в этой ситуации?
Да хранит Вас Господь!

Ничего плохого не случилось. Каждый имеет право выбирать свой путь в жизни.

Оставьте сына в покое, вы не в праве навязывать ему свое мнение, будет только хуже, развалите отношения окончательно. И сына потеряете для семьи.

Если для вас столь важна вера - сохраните веру для себя.

Он - свой выбор сделал. И не важно, верующий человек или нет, он может быть просто хорошим человеком. Это главное.

Вы мать. Вот и молитесь за сына Господу, чтобы наставил на путь истинный сына, не дал ему стать заблудшим. Смирению учит Боженька, а у вас пока этого не видно. ОтнОситесь к сыну как к собственности. В чем его вина? Он наркоман? Убийца? Нет. Он просто хочет жить своей жизнью. А в Ваших глазах это выглядит преступлением. Вера - ваш с мужем выбор, но никак не вашего сына. Ваша задача молиться за своего ребенка, но не принуждать его и не навязывать ему свою точку зрения. И благодарите Бога за ребенка, дарованного Вам, умного и самостоятельного.

Вы навязывали ему свое мнение до тех пор, пока он не устал от этого, мнение ребенка тоже мнение и его нужно уважать, не приставайте сейчас к нему с подобными распросами, пока он не стал ненавидеть всё вокруг, с возрастом у него станут другие приоритеты, а пока успокойтесь и ждите, ничего больше не остается.

молодое поколения смотрит на этот мир другими глазами, 21 век. . в след. веке вообще может пропасть понимания вероисповедания. технологии сделают свое дело и мозги человека эволюционируют.

Возможно, с помощью сына вам послан урок, дабы перевести вас с уровня простого последователя до настоящих знатоков-мыслителей. Дело в том, что в современном мире христианство столкнулось со множеством других вер и мировоззрений, которые, зачастую, не опираются на Библию, и быть просто богословом-чтецом Библии недостаточно.
В своих книгах атеисты приводят умозаключения, опирающиеся на разные источники - науку, историю, Священные Писания, наблюдения. Чтобы играть на равных, вам следует внимательно изучить их аргументацию. В древней Индии существовало множество школ и направлений, и они не гнушались подсылать друг-другу шпионов под видом учеников, чтобы выведать новые аргументы и заблаговременно найти контраргументы и не опозориться на публичных дебатах.
Так и вы, прежде чем говорить с ним, должны внимательно изучить доводы атеистов, иначе ребенок посадит вас в лужу и ещё более укрепится в силе безбожия.
Начать надо с "Бог как иллюзия", разбив её доводы дальше легко вскрыть "Забавную Библию" и остальное.

Ну, такой возраст, поймите его правильно. Идёт переоценка ценностей, это может занять время, проявите терпение. Я думаю, Ваши усилия, которые Вы приложили, воспитывая ребёнка в православной вере, не пройдут даром. Просто ему теперь всё нужно переосмыслить уже своими взрослыми представлениями обо всём. Пройдя этот путь самостоятельно, очень велика вероятность того, что он вернётся к тому, что заложено в его душу Вами изначально. Любви, терпения и понимания желаю Вам в общении с сыном! Не переживайте!

Не лезьте к ребенку. Он в праве сам выбирать верить ему или нет. Мы детей поэтому не крестили, если им это будет нужно, они сами пойдут в церковь. Мне поэтому и не нравится православная церковь, все навязывается. Вот у баптистов не крестят пока человек САМ не придет к вере. Со временем может и ваш сын решит, что был не прав. А сейчас у него подрастковый возраст и максимализм. Будете навязывать, атеизм будет устойчивым. Кстати, раз вы верующая, почитайте книгу "очарование женственности". Там одна история очень похожа на вашу, только там не сын, а муж. И в результате муж пошел в церковь, когда жена перестала ему навязывать веру.

И что в этом плохого? главное что бы в секте не был какой-нибудь и я считаю, что родители вообще не должны вмешиваться по таким вопросам в жизнь ребенка, который уже взрослый адекватны и сам вполне может сделать свой выбор. когда был маленький можно было и в церковь сходить с ним помолиться и тд. . НО парню 17 лет и заставлять его ВЕРИТЬ В БОГА - абсурд..

Здравствуйте, Светлана!

Ваш сын природно награжден возможностью думать своими мозгами, а не следовать стаду. Атеизм - как вера в себя, бог - как иллюзия. Все верно. Да хранит вас Летающий Макаронный Монстр.

Что за шум а драки нет?

По-моему, вы фанатики а не просто православные, раз муж так реагирует да и вы тут развели демагогию на ровном месте.

Отцепитесь от парня, его выбор.
Более того, Вы кажется, нарушаете его личное пространство - роетесь в его электронке.
Да и вообще, кажется в РФ есть даже статья насчет афиширования своих религиозных взглядов, в данном случае их отсутствия.

Отдать его в монастырь, насильно!))) Вы наверняка этого хотите.
"Алеша не признает своей вины"....В ЧЕМ ЕГО ВИНА? В том, что у него есть СВОЕ МНЕНИЕ? Перестаньте навязывать ему чувство вины, это отвратительно.

Отстаньте от парня и смиритесь с тем, что он вырос и САМ может выбирать во что ему верить, а во что нет.

Муж попал в больницу.... а сын.. что убил кого то, или сотворил что то опасное? У сына всего лишь отсутствие веры. И это нормально.
Вот поэтому я против крещения детей в младенчестве. Человек сам должен прийти к Богу, либо быть атеистом. Это не самое страшное в жизни.

Христос воскрес!
Вот что могу сказать по поводу Вашей тревоги:
Юность - это самая опасная (в духовном отношении) пора жизни, преисполенная разных острых впечатлений и страстей. Поэтому в юности многие люди от Бога отдаляются - это закономерно, наверное. С этим вряд ли можно что-то поделать. Лишь немногие святые угодники Божьи избежали или же выдержали искушения этой поры жизни.

Но поскольку вы воспитывали своего сына с Божьей помощью (и ведете православный образ жизни, я надеюсь) , то не нужно сомневаться в том, что когда-то Алеша вернётся в Церковь. Правильно, что вы постарались убедить его в ошибочности его теперешних убеждений, конечно.. . Этот разговор для него не пройдёт бесследно, можно надеяться - когда-нибудь он всплывёт в памяти Вашего сына и даст свои результаты. Однако, время для этого ещё не пришло, похоже. Уповайте на Бога, молитесь за сына, не настаивайте, чтобы он по-прежнему бывал в храме (ведь, это с его стороны будет в теперешней ситуации лишь лицемерием, а "лицемерие хуже неверия", как говорил св. преподобный Амвросий Оптинский) .
Молитесь о том, чтобы Господь вразумил сыночка - и всё образуется, с Божьей помощью. К слову, сама нахожусь в похожей ситуации (тоже кое-кто близкий "отошел от Церкви") - и стараюсь не унывать.
Передайте от меня поклон своему мужу. Пусть он побыстрее поправляется и в храм возвращается, чтобы вместе с Вами молиться за сына! Испытания должны только лишь укреплять нас - напомните мужу об этом, пожалуйста. Всего вам самого доброго!!!

Не в посещении церкви вера, а в душе человека! Какая разница атеист - не атеист - главное чтобы человек хороший был. Ведь тысячи примеров верующих-уголовников и добропорядочных атеистов и наоборот. Следите не за его посещением церкви, а за тем, чтобы он рос нормальным человеком.

З дравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

К сожалению, мы можем стать свидетелями, как наш ребенок/подросток теряет веру… Отсюда вопрос: как надо вести себя, чтобы помочь нашему чаду?

Протоиерей Максим Козлов дает нужные советы, а также помогает разобраться и в сопутствующих вопросах:

Если ребенок/подросток, который был не воцерковлен в детстве, носит крест и от случая к случаю, как умеет — молится, но не исповедуется и не причащается, надо ли его сейчас к этому подталкивать?

Нужно ли взрослых детей, живущих в грехах, уговорами заставлять пойти в храм и исповедоваться, хотя у них нет такого желания?

Быть может, они почувствуют там благодать и будут сами ходить на службы?

А когда взрослый ребенок по причине ли собственной греховности или греховности родителей, поздно воцерковивишхся и не приведших его в детстве в ограду Церкви, многие годы пребывает в разного рода искушениях и, несмотря на тo, что мать и отец теперь уже неустанно молятся, никакого видимого результата, сдвига в его душе не происходит, можно ли в данном случае что-то изменить?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

«Ч то значит «теряет веру»? Коллизии, которые описывает Достоевский в «Подростке» или отчасти в «Братьях Карамазовых», люди редко переживают с такой степенью остроты, это не каждодневная реальность.

Как правило, речь идет о возрастном охлаждении веры, которое подстерегает подростка в период юношеского взросления, часто сопровождаемое увлечениями духа века сего в различных его проявлениях — от пакостной музыки до пакостной литературы, и столь же распространенным ныне, по большей мере культивируемым и потому отчасти психологически оправданным, отталкиванием от родительского авторитета, что, конечно же, в принципе определяется самим духом современного секулярного общества.

Мудрый верующий родитель подойдет к этой поре жизни собственного ребенка с пониманием и не станет силовыми методами отстаивать свой авторитет, а постарается оказаться выше, как бы незатронутым декларируемыми глупостями, эпатирующими фразами, той бурей в стакане воды, которую обычно производят подростки.

Самая большая родительская ошибка — взволноваться до крайности из-за того, что их сын или дочь теряет веру, а в подтексте: что мы не так сделали? И руками, и ногами ухватиться за повзрослевшее чадо, чтобы отстоять его в своей вере.

Да нет, отнеситесь к этому спокойнее: помните, что Господь и Спаситель наш любит вашего ребенка больше, чем вы, и желает ему спасения больше, чем вы можете желать, и печется о нем так, как вы со всеми своими усилиями и близко не можете. Оставайтесь рядом спокойными и уверенными христианами, стараясь чисто по-человечески в этот период не ухудшить с ним отношения. И если в какой-то день вы вдруг в первый раз услышите: «Да не пойду я на литургию, сегодня воскресенье, лучше я высплюсь», то не требование встать и идти вместе с вами на службу будет правильной формой реакции, а грустная улыбка сожаления: «Ну что ж, вольному — воля, спасенному — рай, спи, если хочешь», — и тихо закрытая дверь за собой гораздо живее отзовутся в сердце, чем что-то иное.

— Если твой взрослый уже ребенок, не воцерковленный в детстве по причине твоей собственной в то время невоцерковленности носит крест и от случая к случаю, как умеет, молится, но не исповедуется и не причащается, надо ли его сейчас к этому подталкивать?

— Т о, что он носит крест, — уже хорошо, это значит, по крайней мере, что он не осознает себя вполне чуждым Церкви. Безусловно, каждому человеку, хотя бы чуть-чуть Церкви не чуждому, мы должны желать большей меры воцерковления. Это само собой разумеющаяся аксиома.

Тому, кто ходит в Церковь на Рождество и на Пасху, следует пожелать, чтобы он начал ходить хотя бы на двунадесятые праздники. Тому, кто ходит на двунадесятые, чтобы он, глядишь, и к воскресным службам приобрел навык. Тому, кто постится только Великим постом, чтобы он дошел до того, что прочие посты, в том числе в среду и пятницу, — тоже никто не отменял, даже в начале XXI века.

Так что пространство для нашего возрастания из меры в меру здесь большое, и путь свой каждый должен пройти сам. Это, безусловно. Но тут есть и некоторые пороги. По сути дела, человек, еще не приступавший к Таинствам сознательно, находится только около ограды церковной, даже если он был крещен в детстве и крестик носит. Поэтому это, наверное, самое большое, что можно ему желать и к чему его направлять.

Однако задача наша здесь заключается не в том, чтобы проговаривать ответы, а в том, чтобы ставить вопросы, которые бы не отодвигали вопросы веры, иными словами, вечность Неба, из поля зрения собственного ребенка.

Нельзя ему надиктовывать: «ты должен сделать так, должен эдак», но через характер нашего с ним общения и не только с ним, а и с другими членами семьи, с родными, кто уже в Церкви, через само наше поведение, этот образ вечности, так же, как и актуальность, важность для нас церковного бытия, должны ясно прочитываться.

И это будет то, что не позволит нашему ребенку такого рода вопросы отметать, как несущественные. Поэтому ставьте вопросы, но не диктуйте ответы — вот, пожалуй, чем мы можем помочь нашим не воцерковленным в раннем возрасте детям.

— Нужно ли взрослых детей, живущих в грехах, уговорами заставлять пойти в храм и исповедоваться, хотя у них нет такого желания? Но быть может, они почувствуют там благодать и будут сами ходить на службы?

Допустим, что под давлением слез, и уговоров матери он пришел туда вместе с ней, и даже подошел к кресту и Евангелию, ощущая ее взгляд за своей спиной. Он сделал то, что от него добивались. Но при этом в нем не было никакого собственного желания покаяться. Он формально перечислил наиболее общие грехи, притом, что лежащее на сердце осталось невысказанным.

Такая исповедь не принесет решимости отстать от тех грехов, в которых он коснеет. Это настоящая профанация таинства. И матери-христианке куда разумнее молиться с верой, что Господь слышит ее молитвы и что они никогда не остаются неисполненными.

Другое дело, что эти молитвы исполняются не так быстро, как мы желаем, и не теми путями, как нам хочется: завтра сын проснулся другим человеком и вошел в ограду церковную уже вполне благочестивым и воцерковленным.

Быть может, его путь к Церкви будет связан с какими-то жизненными скорбями и испытаниями. И тут очень важно, чтобы мать являла сыну пример доброй христианской жизни. Если он будет слышать не укоры и раздражение, а видеть, с какими глазами она пришла из церкви, или как ей действительно хочется молиться дома, или какая радость в ней возникает от воздержания в пост, то и сам, в какой-то момент, захочет к этому приобщиться.

— А когда взрослый ребенок по причине ли собственной греховности или греховности родителей, поздно воцерковивишхся и не приведших его в детстве в ограду Церкви, многие годы пребывает в разного рода искушениях и, несмотря на тo, что мать и отец теперь уже неустанно молятся, никакого видимого результата, сдвига в его душе не происходит, можно ли в данном случае что-то изменить?

— Д а, наглядного результата может быть в таком случае и не видно, но верующий человек всегда должен знать, что не только видимый и сегодняшний результат является плодом молитвы.

Тут самое важное - не надиктовывать Богу, что Ему лучше сделать с нашим ребенком. А молиться: «Господи, дай ему покаяние, когда он согрешит, приведи его в ограду Церкви Твоей святой, какими Сам знаешь путями. Я их не знаю, знал бы, давно бы это сделал, но Ты Сам приведи. Вразуми — какой угодно ценой. И я не прошу для него ни благополучия, ни даже здоровья, а прошу только покаяния и того, чтобы он стал православным человеком… Что означает не профессионально устроенным, счастливо женатым и так далее, но просто покаявшимся и верующим».

И вот такую до конца мужественную молитву Господь обязательно услышит, хотя исполнится она, быть может, лет через двадцать, через тридцать, может быть, вообще в конце жизненного пути. Но ведь мы же для вечности эту молитву творим. Поэтому главное — понять и принять, что если молитва совершается, то — Евангелие же нам не лжет — о чем мы просим у Бога с верой, Он дает».

Здравствуйте, Ирина!
Очень тяжело, когда человек не осознает, не понимает, для чего дана нам болезнь. А болезни даются за грехи, чтобы через них человек пришел к Богу, поэтому святые говорили о таком тяжелом и мучительном заболевании, как рак, что он приводит человека к Богу. Но не только рак и другие тяжелые заболевания могут привести человека в Царство Небесное. А могут лишь в том случае, если человек правильно относится к заболеваниям: со смирением, с терпением, и самое большое — с благодарением. Никто не знает промысел Божий по отношению к Вашему сыну, и где он сейчас — тоже никто не знает. Может быть у него была обида, он ее так проявлял, будучи не воцерковленным. Вам надо обязательно покаяться, что изначально не привили ему христианский дух. А теперь надо за него молиться, и обязательно подавать милостыню за его душу, чтобы Господь даровал ему Царство Небесное.
С Богом!

Ответить

  • А я вот уже два года почти каждый день молюсь о крещении отца, о том, чтобы он пришел к вере, покаялся, читаю акафист по соглашению о его крещении — а толку нет. Отцу уже много лет, он болеет и ждать 20-30 лет у нас времени нет. Что делать?

    Ответить

  • Вместо того чтобы любить молиться – ребенок от молитвы уходит. Вместо того чтобы любить пост – ребенок пост не любит. Вместо того чтобы любить ходить в храм – ребенок противится этому. Не дай Бог, если мы будем говорить с детьми о Боге, а воспитаем безбожников.

    Когда мы говорим «православное воспитание», подразумевается, что должна существовать некая система, позиция, методика, своеобразный навык Православия, которые должны использоваться и могут быть неким общим инструментом для воспитания на всех уровнях нашей жизни.

    Такого понятия, как «система православного воспитания», не должно существовать. Почему?

    Беда в том, что мы сами под системой воспитания часто подразумеваем некую идеологическую установку.

    И не собственно воспитание, а именно Православие для многих переходит из образа духовной жизни в некую идеологическую систему взглядов. И когда это случается, когда живая идея – наше Православие – становится некой идеологической системой, в нас возникает масса протестов.

    Дело в том, что когда человек помещает себя в некую идеологическую систему, то психологически это довольно легко, потому что человек не несет никакой личной ответственности за свои поступки, за свои мысли, за свои устремления. Все за него расписано. Все для него есть. И он просто «включает» некие идеологемы, которые сами за него должны работать.

    К сожалению, наше постсоветское общество возросло до состояния идеологизмов. Надо сказать, что советская система была совершенно идеальной идеологической системой, конечно в искаженном виде, но тем не менее идеальной.

    Человек был ослеплен идеалами, начиная от женской консультации, куда приходили будущие мамы, и кончая самыми последними этапами своей жизни. Ветераны, инвалиды, пенсионеры – за них тоже всегда решали всевозможные воспитательные проблемы. Человека воспитывали на всех уровнях общества, везде были общественные организации, народные и товарищеские суды, которые любое проявление антиобщественного – невоспитанного – поведения человека фиксировали: прорабатывали на собраниях, не давали мужьям-алкоголикам зарплату…

    Идеологическая система была воплощена в жизнь. Ни при какой власти в мире и не мечтали, что педагогика станет основой государственной политики! И только в СССР так произошло. Это никак не озвучивалось, но реально было именно так и вряд ли повторится еще когда-нибудь.

    Народ был воспитуемым от начала до конца. Он был все время в тисках педагогики. Общество делало нового человека… Задача, в общем-то, духовная, но в этой системе человек был абсолютно освобожден от какой-либо ответственности, так как всю ответственность на себя брала партия с ее руководящей ролью. А человеку оставалось в этой машине быть винтиком, колесиком. И все слаженно работало. Человек, не задумываясь, поступал именно так, как требовала власть.

    Мы все воспитанники этой системы, хотим мы этого или не хотим, мы все несем в себе определенную нагрузку того самого воспитания.

    И теперь нам надо как-то преображать навыки воспитания, которые мы приобрели за годы советской власти – ведь что-то в нас вложили и правильное. Сама система воспитания работала, были в ней положительные элементы – воспитание характера, силы воли и многих других качеств. Но было в той системе нечто однозначно негативное – у людей была возможность не нести ответственность за свою личную жизнь, они могли перекладывать эту ответственность на систему воспитания. На ту самую пресловутую идеологическую базу, которая работала бы сама по себе.

    А в православии такой базы нет. Потому что вера Христова – это не идеология. Человек полностью отвечает за все свои слова, за все свои поступки, даже за все свои помышления. Но как только Православие пытаются сделать идеологией, оно сразу теряет Богонаправленность, Богоцентричность и становится антропоцентричной системой, которая направлена на решение социальных проблем, социальных задач, взглядов какой-либо определенной человеческой нации.

    Когда мы начинаем относиться к Православию как к некой идеологической системе, то даже правильные вещи, касающиеся воспитания, вдруг начинают давать обратный результат. Это странно, потому что в идеологической системе все должно правильно работать, как и при советской власти.

    Получается, что человек из самых благих побуждений пытается прививать ребенку что-то светлое – любовь к молитве, храму, привычку к посту, а все эти вещи дают порой страшный эффект. Вместо того чтобы любить молиться – ребенок от молитвы уходит. Вместо того чтобы любить пост – ребенок пост не любит. Вместо того чтобы любить ходить в храм – ребенок противится этому. Или хуже того – начинает лицемерить. Ведь чего мы больше всего боимся, когда говорим с детьми о Боге? Мы больше всего боимся фарисейства. Не дай Бог, если мы будем говорить с детьми о Боге, а воспитаем безбожников. Это самое страшное. Это Страшный суд, если мы говорим о Боге, а выпускаем в мир безбожников, как это уже было однажды в истории нашего Отечества. И здесь надо понять, почему так может происходить.

    А происходить это может, как мне кажется, по нескольким причинам.

    Имитация христианского поведения

    В чем заключается имитация? Дело в том, что ребенка должны воспитывать мы сами – не православные гимназии, не воскресные школы, не духовник, не священник, а родители.

    Причем воспитывать должны ребенка родители совершенно жертвенным способом. Отец Иоанн Крестьянкин в одной своей проповеди говорит: «Мать начинает молиться, она просит Бога о помощи, но не получает ее. Почему же? Да потому, дорогие мои, что нельзя возлагать на Бога то, что мы обязаны сделать сами. Нужен труд, нужно духовное напряжение, нужно всегда помнить о детях, о своей ответственности за них перед Богом. Отцы и матери! Одни, без детей своих, вы спастись не можете! И это надо помнить».

    Мать должна не только молиться, но и положить душу свою на воспитание собственного чада. О. Алексий Мечёв говорил матерям, которые жаловались ему на детей, мешающих им ходить в церковь: «Твой ребенок – это твой Киев и твой Иерусалим. Вот твое место молитвы и твое место Богослужения – твой ребенок».

    А у нас получается так, что в христианских семьях возникает желание сделать что-то правильное и духовное, но чужими руками. Это происходит от общего теперешнего состояния нашей приходской жизни.

    Давайте зададим себе вопрос: для чего мы ходим в церковь?

    – Чтобы силы появились?

    – Чтобы укрепиться в вере?

    – Чтобы Господь помог жить по заповедям?

    Каждый задайте себе этот вопрос и постарайтесь ответить честно:

    – научиться любить;

    – исповедаться;

    – чтобы Бога славить и благодарить;

    – стяжать мир душевный;

    – покаяться, очиститься;

    – чтобы легче стало.

    К величайшему сожалению, часто мы приходим в церковь, чтобы что-то получить. Идеология получения сейчас главенствует в нашей Церкви.

    И эта идеология никогда не делает людей Телом Христовым. Потому что, когда люди приходят для того, чтобы стать Церковью, они приходят для того, чтобы отдать, чтобы служить Господу.

    Много раз в ектении говорится «Подай, Господи! Подай, Господи!». А в конце что мы говорим? «И весь живот наш Христу Богу предадим!»

    Мы у Него просим частность, а отдаем Ему ВСЁ.

    К сожалению, когда такое потребительское отношение у нас возникает к Церкви, к Богу, то и в семьях обычно так же происходит.

    Давайте себе представим: пришла семья с детьми в церковь. Как обычно они себя ведут? Папа с мамой стараются как можно подальше от детей отойти и углубиться в молитву. Потому что получать пришли. А дети в это время ведут себя незнамо как – ходят по храму или даже бегают, сшибают свечки, а то зажигают их, мешают другим молиться. Но как малышей судить за такое поведение? Значит, мы должны относиться к ним с подобающим вниманием и лаской, со смирением. Но родители в этот момент все «в небесах» и дети их совершенно не интересуют.

    И в эти моменты происходит первое поругание понятия воспитания. Родители ведь считают, что раз они пришли с детьми в храм, то они этих красных, вспотевших, уставших детей, которые час бегали и гоготали, непременно понесут к Чаше. Вот только дети совершенно к Причастию не готовы и воспринимают Таинство уже абсолютно формально. А родители уверены, что они делают очень хорошее дело, потому что дети в храме с Богом.

    Действительно, идеология потребления, которая сейчас главенствует, тоже воспитана советским обществом, да и сами по себе мы привыкли к храму относиться как к «месту отправления религиозных потребностей». Все это вложено в нас сталинской Конституцией. И возникает из всего этого имитация православного поведения. Как раз из того, что мы привыкли все время получать и ничего не отдавать.

    То же самое и на Исповеди происходит с нами, и на Причастии. Пусть мы пришли взять что-то хорошее, правильное – благодать. Но думаем мы при этом, что все, что нам надо, мы непременно возьмем. А вот что будет с остальными, нас не очень-то интересует.

    Это и есть сейчас одна из самых главных проблем нашего церковного сознания.

    Имитация православного поведения

    У нас ведь как порой происходит? Родители хотят воспитать детей православными. Для этого они используют назидательную литературу. Например, Жития Святых в изложении Димитрия Ростовского, благо сейчас они изданы большими тиражами. Сказки убираются, детская литература отметается под предлогом, что «все это не православное и не христианское» (как исключение оставляют иногда сказки Андерсена). И вот родители вместо сказок начинают читать детям Жития Святых.

    Казалось бы, хорошее чтение! Нужное чтение для детей! Нужное, но не вместо сказок. Потому что если вместо сказок читать Жития Святых, то дети начинают к этому относиться как к сказкам. А Жития Святых – это никакие не сказки. Более того – в православных семьях возникает довольно странное отношение к сказкам. Известно, что сказках много всевозможных духов и прочих фантастических существ. Например, у Клайва Стейплза Льюиса в книге «Лев, колдунья и платяной шкаф» и эльфы есть, и скачущие на козлиных ногах рогатые фавны, и небылицы всякие постоянно происходят. Вот тут-то наш православный человек сразу понимает: раз это духи, то они могут быть двух видов – либо ангелы, либо бесы. И делает вывод: значит, все персонажи, что в сказках описаны, – бесы. В том числе и феи. И по этой логике все получается в страшном бесовском смысле. А поскольку детям читать про бесов нельзя, то и сказки им читать нельзя.

    Однажды в авторитетном журнале «Православная беседа» я прочел статью. Там одна мама писала о том, что в школе дали сочинение на тему «Что бы я сделал, если бы был волшебником». И она с гордостью пишет, что ее дочь – православная и поэтому отказалась (это в 5-м классе!) писать это сочинение. Свой отказ она объяснила тем, что волшебницей быть не хочет, потому что все волшебники – колдуны и экстрасенсы. Мать же грозно обличила все сказки (в том числе и вышеупомянутого Клайва Стейплза Льюиса) в том, что кругом идет духовная подмена, детям внушается вера в некие абстрактные духовные силы, которые – суть бесы. И удовлетворенно эту статью закончила выводом: все православные должны это знать и ни в коем случае не прививать детям.

    Но давайте подойдем к этому вопросу с другой стороны.

    Когда в детстве мы мечтали стать волшебниками, чего мы хотели? Маму вылечить или бабушку воскресить. У детей были хорошие, чистые помышления. Им хотелось, чтобы не было войны, например. Детям важно иметь возможность реализовать свои добрые пожелания, потому что «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

    А Жития Святых написаны для взрослых, а не для детей.

    И написаны с той целью, чтобы взрослые, читая о святых, подражали их подвигу.

    А мы, рассказывая детям о подвигах святых, стараемся еще и спросить с них по этому периоду Жития. А ведь там очень мало упоминается об их детстве, потому что со Святым Угодником люди встречались уже в момент его духовной зрелости. И описывали его уже в возвышенном состоянии. А о детстве почти ничего не знали, т. к. люди мало что о себе рассказывали.

    О детстве прп. Сергия Радонежского мы знаем больше только потому, что у него было много братьев, семья его была очень известной и родители его были сами угодниками Божиими. Еще о Феодосии Печерском немного знаем. А о других святых в Житиях написано очень шаблонно, практически одно и то же. Здесь, как и в иконе, есть некий канон: преподобный описывается таким-то образом, мученик – другим. А Житие – это как словесная икона.

    И вот читаем мы в Житиях, что Феодосий Печерский в детстве с детьми не играл, конфет не ел, да и вообще, все святые были тихими, уединенными детьми, в храме подолгу молились. И мы очень хотим, чтобы с ребенком нашим то же самое происходило. А с ним ничего подобного не происходит, потому что он живет своей собственной жизнью. И это родителей ввергает в состояние некоего недоумения: как же так? При этом они забывают о том, что сами никогда ничего похожего к себе не применяли. Никогда не жили подобным образом. Но на детях своих начинают проводить некий духовный эксперимент. Именно потому, что за себя и за жизнь своего ребенка человек никакой ответственности нести не желает, а хочет, чтобы сработала некая идеологема.

    Далее. Из тех же Житий мы узнаем, что прп. Сергий Радонежский плохо читал. Прав. Иоанну Кронштадтскому учение давалось с трудом. И родители делают вывод: если ребенок плохо учится, то надо молиться преподобному Сергию и праведному Иоанну Кронштадтскому. И чем больше будем молиться, тем лучше будет ребенок учиться. И всё!

    Но с ребенком, ко всему прочему, нужно еще и заниматься! А у нас чаще возникает не желание что-то делать, а только мысли: кому бы помолиться в данном случае? кому бы молебен заказать? каким образом все сделать, минуя собственное усилие?

    Таким образом, возникает некая игра: ребенка нагружают молитвенным правилом, заставляют с детства строго поститься, потому что обо всем прочитано в книгах. Это совершенно несоизмеримо с уровнем развития ребенка!

    Я помню, как в нашу гимназию одна женщина привела в 3-й класс сына: «Мой ребенок с 3 лет строго постится», «Мой ребенок (8 лет!) читает полностью утренние и вечерние молитвы».

    И когда она узнала, что у нас в гимназии Великим Постом дети получают молоко, она сказала: «Нет, у вас не православная гимназия». И ушла.

    Такое ощущение, что над ребенком ставится какой-то духовный эксперимент. При этом совершенно не соизмеряются внутренние возможности ребенка с его духовным ростом. Родители ставят перед ним некую планку и очень хотят, чтобы он до нее дорос. Но сами они эту высоту никогда не брали – ни в детстве, ни в юности.

    Они не понимают, что если у них самих хватает сил читать правило и строго поститься, то у детей совсем другие процессы внутри происходят. Детям не надо так сильно поститься и так долго молиться. Потому что они очень быстро начинают играть в эти игры, придуманные для них взрослыми. И вот тогда православное поведение становится имитацией. Когда внешне делается все правильно, а внутренне – совершенное несоответствие. И такое воспитание, которое, к сожалению, часто приходится видеть, приводит к абсолютно противоположному результату.

    А еще оно часто приводит к такой вещи, которую можно назвать уже не имитацией поведения, а имитацией самой духовной жизни. Это происходит у детей более старшего возраста.

    Имитация духовной жизни

    У детей иные представления о грехе, чем у взрослых. И совсем иное отношение к греху. Зная это, Церковь не исповедует детей до 7 лет. Более того: некоторые очень опытные духовники (например, о. Владимир Воробьев, его чада духовные и другие священники) вообще считают, что даже когда ребенку исполнится 7 лет, его не надо исповедовать перед каждой Литургией, потому что ребенок очень быстро приучается к формальной Исповеди.

    А родители почему-то думают, что, чем раньше ребенок начнет исповедоваться, тем это будет лучше для него, – он станет лучше, воспитаннее. Это проблема того же корня – родители опять же не хотят брать на себя ответственность за поведение своего ребенка. Они думают, что в Исповеди найдут возможность нового воспитательного процесса, к которому сами не будут иметь отношения либо смогут через эту Исповедь каким-то образом влиять на ребенка.

    Почему маленьких детей не исповедуют? Это вовсе не значит, что они не грешат. Августин Блаженный, например, пишет, что уже в младенце замечается зло, когда он кусает грудь матери. Не исповедуют их лишь по той причине, что дети способны рассказать свои грехи, а вот пережить Исповедь как покаяние, после которого должно наступить исправление, – не могут. Дети не в состоянии духовно над собой трудиться, они еще не выросли. Понять свой грех они могут, а исправлению их должны научить родители.

    На начальном этапе родители должны проводить с детьми духовническую работу. Если они видят, что ребенок согрешает, они должны говорить с ним, они должны его воспитывать, они должны пробудить в нем голос совести, чувство стыда, чувство страха – через наказание за грех: «Если будешь грешить, то будет и наказание за это». Это – работа родителей и продолжается она довольно долго, даже когда ребенок начинает исповедоваться. Потому что готовить к Исповеди детей тоже должны родители.

    Все умиляются, когда маленький ребеночек подходит к батюшке, тот его о чем-то спрашивает, а потом кладет на головку епитрахиль. Да и детям очень нравится играть в эту игру. Но ведь это не игра!

    При современной загруженности священника трудно ожидать, что на Исповеди он сможет уделить ребенку достаточно внимания для того, чтобы в нем «покопаться». А дети очень часто не умеют рассказать о своем грехе священнику. И Исповедь превращается во что-то невразумительное: «Ну, маму не слушался, ну, еще что-то там». 2–3 слова – и вроде как всё: «Ладно, иди причащайся».

    Еще хуже, когда родители своей рукой записывают детские грехи. Это уж совсем беда…

    А бывает и так: ребенок начинает исповедоваться, и родители с радостью готовы отдать его духовнику, считая, что теперь духовник отвечает за его воспитание, а их это уже не касается. Они также часто пытаются использовать духовника в воспитательном процессе: «Батюшка, скажите ему на Исповеди, чтобы он…» или подходят после Исповеди: «А он вам вот про то-то рассказал? А вы знаете, что он такое-то сделал?»

    И ребенок теряет доверие к священнику, относится к Исповеди сухо. Она становится для него формальностью. Такой ребенок «потерян» для Исповеди до тех пор, пока что-то, не дай Бог, не случится с ним во взрослом возрасте.

    Есть еще один момент – очень важный.

    Часто родители ходят на Исповедь к одному священнику, а своего ребенка «подсовывают» какому-нибудь другому батюшке. «Пусть это будет его духовник». И тут сразу нужно сказать, что у детей, как правило, не бывает духовника. Это явление исключительно редкое, так как дети еще не способны к духовному руководству через духовника, ибо у них есть родители. И когда «духовное руководство» отдают священнику, который не знает о проблемах в семье и у которого родители сами не исповедуются, то может случиться следующее: взрослые говорят ребенку одно, а духовник может сказать совсем другое.

    И дите не знает, кого слушать. Потому-то духовник у семьи может быть только один.

    Мы сейчас живем в ситуации, когда у многих вообще нет никаких духовников. И это не нормально, когда ребенок исповедуется у какого-то священника, называет его своим духовником, но совсем не представляет себе, что такое духовничество.

    Поэтому, повторю, его духовники – это родители. Пока он находится в их послушании, он исполняет заповедь «Почитай отца своего и матерь свою». Это продолжается до возраста некой духовной самостоятельности.

    И даже если в церковь детей приводит бабушка, все равно отвечают за них родители. Бабушка не может долго быть авторитетом. Возможно, потом, когда-нибудь, во взрослом возрасте, эти посеянные семена добродетели и возрастут, но сколько до того может пройти времени и сколько будет сделано ошибок – нам неизвестно.

    Да, само слово это и означает. Но быть атеистом не означает просто говорить «бога нет», нужно свою точку зрения еще как-то понимать и аргументировать. Такому атеисту, который знает только фразу «бога нет», сложно будет ответить на вопрос «почему нет». Ответ «потому что я его не видел» — это уже агностицизм)

    Так что если выбирать самый простой путь, то уж агностицизм, а не атеизм. И лично я вообще против давать ребенку такие установки. Подрастет, сам по чего-нибудь доедет.

    Вот Вы Выбрали Иную Религию, То Само Собой Вы Нечего Грешного Не Сделали.
    Даже Смысла Нету, Назвать Не Правильным. Да И По Сути, Выже Не Навязываете Своему Мужу Свою Религию. Вы Даже Согласились Выйти Замуж, Не Взирая На Его Иного Вероисповедания.
    Думаю, Надо Обоим Вам Итди На Компромис, То Есть Вы Согласны Его Вероисповеданием, Можете Вместе С Мужем, Спокойной Душой Идти В Церковь И Поставить Свечку (Хоть И Вы Мусулманка). Также Он, (Если Есть Желания) Сделать Жене Добрый Жест, Пойти В Мечет. Это Не Означает, Что Ваш Супруг Принимает Мусулм.кую Религию, Просто Показывает Свое Уважения, Как И Вы. Это Показывает, Что Религия Разная, Но Всевышний Един.
    Думаю, Первая Инциатива От Вас Должно Пойти, Что Бы Он Осознал, Как Он Вам Дорог.
    Посмотрите, Может Получится. Но Сперва Должны Тет-А-Тет, Поговорить. Потом Как С Выше Обьяснил, Показать Свою Толирантность.

    Люди живут на земле 200 000 лет. Библия игнорирует первые 195 000 лет.

    Господь создал целую Вселенную из ничего, но для создания Евы пришлось занять ребро у Адама.

    Господь покарал 2000 человек с помощью торнадо. Выжил один ребенок. Господь милосерден.

    Инцест - плохо. А с кем занимались сексом дети Адама и Евы???

    Господь любит животных. Принесенных в жертву.

    В Библии написано правда, ведь её написал Бог. А Бог существует потому что так написано в Библии.

    Господь: «Ну и что, что существует тысячи религий. В рай попадут только мои последователи».

    На все воля божья, кроме абортов.

    Молись и Господь вылечит тебя… если конечно ты не инвалид.

    Бог не может вылечить инвалидов, но зато он может научить разговаривать ослов.

    Мы точно увидим судный день и по фиг, что об этом говорят уже более 2000 лет.

    В декабре прошлого года на епархиальном собрании Москвы Святейший Патриарх Алексий сообщил, что с сентября 2009 года в школах вводится новый предмет, который будет рассчитан как на православных, так и на неправославных детей. Что значит преподавать основы Православия детям из неверующих семей, мы обсуждали с Еленой Михайловной РОГАЧЕВСКОЙ, учителем ОПК в московской школе «Знак». 16 лет назад она стала вести в светской школе модный тогда предмет без учебников, пособий, с нуля. С тех пор она получила богословское образование, а школа стала православной.

    Неверующие: дети, родители, учителя

    – Елена Михайловна, вы сталкивались с негативной реакцией детей (или родителей) на уроки православной культуры?

    – Захожу я в класс на свой урок, и вдруг кто-то выкрикивает: «А я не верю в Бога». А я еще «здравствуйте» не успела сказать. Я говорю крикуну: «Не веришь? Хорошо. Твое личное дело.

    Почему Бог забирает невинных маленьких детей? За чьи грехи умирают дети, почему Бог допускает смерть малышей?
    Вот такой ряд вопросов я услышала на погребении нашей маленькой прихожанке младенца Верочке.
    Да вот так бывает, и двух годиков не было малышке, можно сказать и жизни то не увидела, а Господь к себе забрал. Да, когда умирает невинный младенец, - это даже и у верующего человека возникают вопросы: есть ли Бог на свете? Где Он был в тот момент, куда Он смотрел и почему допустил? В первую очередь, это испытание веры и для верующего.

    Когда умирает взрослый человек, по – какой то серьезной и длительной болезни, или когда мы теряем наших стариков, мы осознаем, что причиной серьезной болезни является сам человек, да и когда старик умирает, понимаешь, что нет тут виновных – просто пришла очередь переходить в мир иной.

    А как, собственно, быть, если ты – верующая, а твой муж не верит в Бога? Даже «не как быть», а как жить, ведь это может порядком подпортить жизнь? Поначалу, в конфетно-букетный период, вы не будете затрагивать эту деликатную тему, делая вид, что не посягаете на мнение и выбор своего партнера.

    Но рано или поздно начнется невидимая война. Сначала это будут невинные фразы, потом наступит момент беседы, когда каждый из вас попытается доказать свою точку зрения. Вы будете рассказывать, что Бог есть, что верить в него необходимо, обязательно приведете доказательства в виде случаев из жизни. Ваш парень (или муж) тоже начнет отстаивать свою позицию, приводя в пример неизлечимые заболевания, бессмысленные случайности, когда гибнут хорошие люди и стихийные бедствия, которые уносят жизнь маленьких детей. К сожалению, никто ничего не докажет, и вся беседа из мирной перейдет в крик.

    Как мы знаем, в 90-е годы к вере в Бога пришло огромное количество людей. И, скорее всего, большинство из них не росло в семьях церковных родителей, хотя у кого-то были бабушки, которые иногда водили их в церковь и делали куличи на Пасху. Кто-то из этих людей был крещен, и какие-то детали православной традиции были им знакомы, но вряд ли целиком все, что стало возможным именно в 90-е годы.
    У нас есть дом около Оптиной пустыни, и мы тоже в свое время прошли через довольно яркий, прекрасный, но и жесткий неофитский период. Я побывала в ситуации воцерковления с маленькими детьми, и в течение 20 с лишним лет наблюдаю семьи, где родители обрели веру во взрослом возрасте и в состоянии неофитства воспитывали детей.

    Предлагаю некоторые вопросы

    — Как выжить ребенку — атеисту? Мне кажется, что уже пора. Сложилась ситуация, когда в детском коллективе легче признаться в самом экзотическом сектанстве, чем в атеизме.

    — На чем вы строите воспитание у детей нравственности или прав ли Федор Михайлович, сказавший: «Если Бога нет, то все дозволено».

    А вообще, если кто еще что предложит, буду рада.

    Я считаю, что истинных атеистов не бывает. Человеку свойственно во что-либо верить. При коммунизме нам, например, заменили бога на веру в социализм. Ведь для многих не важно в какого бога верить, главное верить.

    На тему религии, религиозного поведения и отношения к вере существует большое количество исследований. В конце 80-х - начале 90-х к православным себя причисляли всего 19% россиян. В основном это были пожилые малообразованные люди советского времени, которые сохраняли признаки религиозного поведения: например, ходили в церковь. Значительная часть этих людей была крещена именно бабушками и дедушками, а не родителями, так как в советское время часто крестили «на всякий случай».

    С 1990-х до 2000-х годов число людей, причисляющих себя к православию, росло, и к концу 2010 года православными себя называли уже 77–78 % опрошенных, что практически равнялось доле русского населения в России. Более детальный анализ этих данных показывает, что основные религиозные постулаты и ценности признавала при этом очень узкая прослойка людей. Для большинства причисление себя к православию не было связано с тем, что они начинали чаще ходить в церковь.

    Детский психолог Елена Ратинская рассказала UaUa.info, почему дети иногда словно нарочно провоцируют родителей на крики и наказания. И почему не стоит кричать на ребенка, особенно, если кажется, что он только этого и ждет.

    Что дает малышу негативное родительское внимание, какие проблемы отражает такое поведение, и что делать, чтобы такой способ получать внимание не вошел в привычку?

    «Иногда кажется, он специально меня выводит». «Ведет себя так, словно выпрашивает наказания». «Он ноет и ноет, пока я не наору!» Мамы срываются, ругаются - как тут не отругать? И недоумевают: что происходит? Почему ребенок порой, как с цепи срывается, и делает вещи, за которые просто нельзя не наказать.

    Если ситуацию «отмотать» немного назад, можно увидеть, что ребенок вовсе не срывается с цепи. Его поведение имеет совершенно определенную причину.