Танатотерапия. Танатотерапии по В

Танатотерапия (от греч. thanatos – смерть и therapia – уход, забота, лечение) является психотерапевтическим методом, дающим человеку возможность установить максимально полный контакт с процессами умирания и смерти, и терапия в данном случае заключается в оказании соответствующей помощи в установлении такого контакта (Баскаков, 2000; 2001).

Танатотерапия как вид телесно‑ориентированной психотерапии охватывает четыре базовых психологических проблемы человека: чрезмерный контроль сознания (голова), контакт‑чувства (грудь, руки, шея), сексуальные взаимоотношения (паховая область), опора (ноги).

Танатотерапия моделирует процесс правильного, естественного умирания. В ее основе лежат характеристики тела человека, умершего естественно (тотальное расслабление, остановка контроля сознания, объектность тела, так называемое «биологическое дыхание» и др.). Каждый прием танатотерапии – это сложная работа с телом. Ниже приводятся лишь некоторые из приемов танатотерапии.

3.9.1. Техники

Упражнение 1. Подготовительное

Члены группы усаживаются в круг. Ведущий предлагает любому желающему помочь ему в демонстрации первого приема танатотерапии. Для этого он просит кого‑нибудь выйти и лечь на пол на спину в центре круга. Чаще всего изъявившие желание ложатся так, что ноги у них расположены рядом, а руки – вдоль туловища, причем ладонями вниз. Ведущий же предлагает занять позицию «звезды» («фигуру Витрувия» Леонардо да Винчи), с ладонями вверх.

Эта позиция («звезда», или «фигура Витрувия») характеризуется максимальной амбивалентностью (максимальная отдача и получение, причем одновременно). Именно в силу амбивалентности, а значит, повышенной энергетики (чем больше «разность потенциалов» – тем сильнее ток), энергоемкости, и звезда, и человек в позиции «звезды», и круг (группа участников, где внутри круга все сидящие максимально открыты друг другу, но любой входящий извне встречает спины) – наиболее часто используемые магические символы.

Упражнение 2. «Телесная гомеопатия»

В этом упражнении участники открывают для себя так называемую «телесную гомеопатию» и знакомятся с одним из ключевых ее принципов – принципом малых доз и величин. Основатель гомеопатии Ганеман сформулировал принцип, который, применительно к танатотерапии, можно представить так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям.

В демонстрации партнер, на котором показывают данный прием, лежит в позиции «звезды». Вы подсаживаетесь к любой из его конечностей. Взяв, к примеру, в свою руку его ступню, вы начинаете ее плавно и очень медленно (принцип «не спеши») скручивать в сторону. Заметим, что в русском языке трудно найти глагол, обозначающий описываемое действие и не напоминающий об увечье (ср. скручивать – выкручивать – сворачивать смешать, например мед. –смещать кости, и др.).

Внешним наблюдателям данное действие совершенно незаметно, тогда как пассивно воспринимающий его сразу замечает.

Это видно прежде всего по дыханию (оно меняется) и по тремору ресниц, которые отвечают в теле за контроль со стороны сознания (интенсивность тремора возрастает в связи с ростом контроля). Начинать выполнение данного приема следует после продолжительной паузы, в ходе которой контроль сознания пассивно воспринимающего как бы устремляется к тому месту, где в данный момент производится работа. Поскольку ничего не происходит – контроль ослабевает и как бы покидает это место. После этого можно приступать к надавливанию.

Время, отводимое на данное упражнение, не ограничено, и партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл.

При работе с рукой важно обратить внимание участников группы, что это вы поднимаете кисть и подводите под нее свою ладонь, а не партнер дает вам поднять его кисть. Разница колоссальная. Эта разница связана с контролем и активностью лежащего участника.

В работе с головой особое значение придается посадке активного участника упражнения. Эта посадка должна быть максимально устойчивой и удобной. Рекомендуется сесть у изголовья лежащего с широко расставленными ногами так, что его голова оказывается между ними. Активный участник касается ладонью одной из щек лежащего, затем выдерживает продолжительную паузу. Лицо – одно из самых табуированных мест на теле человека. Только после этого плавно и аккуратно он приступает к надавливанию. Время выполнения упражнения – 4–5 минут на каждую часть тела.

Партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл.

Впечатления от упражнения в основном касаются ощущений поляризации внутри тела. Часто возникает ощущение отсутствия той или иной конечности или, наоборот, ощущение присутствия чужой руки (при том, что активный участник уже приступил к работе с другой конечностью).

Упражнение 3. «Театр прикосновений»

Участники группы разбиваются на пары, в которых один становится «актером», активно действующим, другой – «зрителем», пассивно воспринимающим. Пассивный участник принимает позицию «звезды». Активный усаживается рядом. Сценой театра выступает тело пассивно воспринимающего. На этой сцене «актер» предъявляет разные типы контактов: игольчатые – он точечно касается разных участков тела партнера кончиками пальцев; достаточножесткие – надавливает всей поверхностью ладони или кулаком;разнесенные по разным участкам тела – одновременно несколько касаний в разных местах; разного рода«перекрытия‑мосты» – например, своей рукой он перекрывает обе ноги партнера.

Главное условие правильности выполнения данного приема: «не спеши!» (именно так, а не, например, «делай медленнее»). Другое важное условие: «актер» выжидает некоторое время перед началом выполнения приема, а не «набрасывается» на «зрителя». В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме – оно ищет первое прикосновение. Только в таком случае «зритель» принимает контакт «актера».

Цель «актера» в этом импровизированном театре тела – удивить партнера, причем удивить постановкой «спектакля», его сюжетом, сценическими ходами. Задача «зрителя» – одна из самых сложных: не ставить и не решать никаких задач («чем меня касаются?», «где будут касаться в следующий раз?» и т. д.).

На упражнение отводится 5–7 минут, после чего партнеры меняются ролями. Желательно сопровождать упражнение медитативно‑релаксационной музыкой.

Замечание. Оно касается окончания данного и всех последующих упражнений. Когда вы просите вашего партнера закончить выполнение упражнения (причем сразу предлагаете ему не спешить, побыть еще в этом состоянии), ваш партнер, за редчайшим исключением, заканчивает его стандартным и совершенно неправильным образом. Он напрягает мышцы живота и пытается подняться и сесть прямо из позиции лежа. Правильное окончание – это вначале поворот тела на бок и только потом – подъем. Именно так поступают самые маленькие дети, осваивая пока еще непослушное их воле тело – более объектное, пассивное, расслабленное.

Упражнение 4. Последовательность опор

Ваш партнер находится в позиции «звезды». Ладони обращены вверх (маленькие дети только так и лежат – они максимально открыты миру, и лишь взрослые «хватаются» за землю). Вы подводите свою ладонь под лежащую кисть партнера и плавно и аккуратно, не спеша, начинаете приподнимать, отрывать ее от пола. Предплечье и плечо при этом лежат на полу. В таком случае вес кисти как бы «стекает» вниз, в землю. Кисть расслабляется, принимает позицию, при которой она как бы опирается на запястье и как результат – тяжелеет. Кисть в результате обретает свой собственный субъективный вес, который явственно отличен от обычного, связанного с напряженным или активным состоянием. Увеличение веса той или иной части тела во время работы с телом – надежный индикатор расслабления данной части.

Расслабив таким образом кисть, можно переходить к предплечью. Аккуратно придерживая кисть, приподнимите предплечье, взяв его за запястье. Вес предплечья как бы «стекает» вниз и через локоть уходит в пол, в землю. Предплечье расслабляется. Используйте плавные сгибательно‑разгибательные и вращательные движения предплечья, стараясь делать фигуры вращения неузнаваемыми для вашего партнера. В противном случае он начнет сам выполнять узнанное движение, подключит собственную активность, что сразу отразится на весе предплечья и кисти. Они станут легче. Проблему постоянного контроля со стороны сознания в выполняемых манипуляциях с рукой удобно проследить на примере особых точек. Придерживая предплечье партнера за запястье (кисть свободно свисает вниз, предплечье опирается на локоть), вы плавно и опять же с минимальной амплитудой отводите предплечье до точки, когда кисть (чисто анатомически) должна как бы «перевалиться».

Не спешите! Дойдя до этой точки, перейдите на режим телесной гомеопатии – используйте минимальную амплитуду движения. Вы обнаружите, что кисть, до этого как бы максимально расслабленная, начнет осуществлять «рыскающие» движения, пытаясь «переброситься» самостоятельно. В момент подхода кисти к этой точке – лежащий испытывает колоссальный дискомфорт, связанный с выпадением кисти из зоны контроля.

Продолжите упражнение. Приподнимите руку за запястье – оторвите локоть от пола и подведите под него свою ладонь. Осуществляйте плавные и аккуратные манипуляции с рукой партнера – рука как бы плавает в воздухе.

Продолжая манипуляции с рукой, – проверьте, как и в предыдущем случае, точку перегиба кисти. Заметно, что контролю в данном случае приходится труднее.

Закончите упражнение.

Перейдите к ноге. Подведите руку под коленный сгиб и начните плавно и аккуратно поднимать колено вверх. Пятка партнера скользит по полу. В таком случае сохраняется контакт с землей, с опорой (что особенно важно в работе с ногами). Приподнимая колено (при этом ступня отрывается от пола), подведите вашу ладонь под ступню. Ступня обрела опору в вашей ладони.

Осуществляйте аккуратные плавные сгибательно‑разгиба‑тельные и вращательные движения ногой, каждый раз видоизменяя их рисунок. Почувствуйте разницу в весе ноги. Следите за дыханием и ресницами, отмечая общее расслабление и работу контроля.

Закончите упражнение. Опустите ступню на пол, придерживая ногу одной рукой под коленным сгибом. Легким усилием другой руки помогите выпрямиться ноге, ступня и пятка скользят по полу. Не спешите! Позвольте ноге медленно распрямляться, как бы под собственным весом.

Перейдите к голове. Сядьте удобнее. Аккуратно приподнимите голову, подведя под нее ваши ладони. Несколько минут просто подержите голову на своих ладонях, обращая внимание на дыхание и ресницы. Приступите к плавным наклонам головы вперед‑назад, вправо‑влево и покачиваниям‑вращениям. Следите за напряжением мышц шеи.

Время, отводимое на выполнение всего цикла, – 15–20 минут.

Упражнение 5. Присоединение

Ваш партнер принимает позицию «звезды», лежа на спине. Вы подсаживаетесь к одной из его конечностей, например к руке, и берете ее в свои руки. Используйте хват за запястье. В таком случае, а не когда, например, партнеры держатся руками, как при рукопожатии, – в большей степени нивелируется социальный контекст («помоги мне!»).

Плавно приподняв руку партнера над полом, вы очень медленно и аккуратно (условия предыдущих приемов – «не спеши!» и «минимальные по силе и амплитуде воздействия» – сохраняются) начинаете вытягивать ее на себя. Вытягивание осуществляется спиной – как при гребле на лодке. Ваши руки прямые, а значит, не дрожат и потому не заставляют вашего партнера напрягаться и переживать за вас. Постарайтесь полностью сосредоточиться на выполнении этого упражнения. Это просто сделать, если обращать внимание на те изменения, которые происходят в теле партнера – рука становится «телескопической», меняется дыхание и многое другое.

Вы продолжаете вытягивать руку; зачастую вашему партнеру хочется, чтобы вы его сдвинули с места. Если вы угадываете это желание – обязательно реализуйте его. При выполнении указанных условий у вашего партнера не может возникнуть боли, однако вы сразу прекращаете выполнять движение, как только ваш партнер пожаловался на боль. Значит, вы допустили ошибку.

Максимально растянув тело партнера или стронув его с места, вы на непродолжительное время останавливаете выполнение и очень плавно возвращаете руку и тело партнера на место. После этого вытягиваете подобным образом его ногу и голову.

Время, отводимое на весь цикл, – 15–20 минут.

Упражнение 6. Заключительный элемент

Данное упражнение является своеобразной «сборкой» всех упомянутых принципов и приемов работы танатотерапии.

Ваш партнер лежит на спине. Ноги вместе. Руки в стороны.

Вы садитесь рядом с одной из рук, склоняетесь над партнером, берете его руку, лежащую по другую сторону туловища, в свою и плавно подводите ее к себе. Теперь сядьте устойчивее, раздвиньте ноги, образовав, таким образом, угол. Вытягиваемая рука является биссектрисой этого угла. Тяните спиной. Верхняя часть туловища партнера начинает скручиваться «винтом». Следите, чтобы ваше вытягивающее усилие было равномерным, не дергайте руку, не спешите.

Правильность выполнения данного упражнения предполагает последовательное включение сегментов тела партнера. Так, бедро начинает отрыв от пола и подъем в верхнюю точку только в результате вращательного движения верхней части туловища. Если мы видим, что бедро осуществляет самостоятельные попытки подняться, то необходимо на время прекратить вытягивание, более того, немного ослабить руку партнера с тем, чтобы бедро опустилось, и, таким образом, указать на ошибку.

После достижения бедром максимально верхней точки следует одну из своих рук поместить у пола – в целях страховки падения бедра. Задача тут двойная: с одной стороны – дать бедру и туловищу ощутить «полет» в момент падения бедра, с другой – предохранить бедро от удара о пол.

Теперь партнер лежит лицом вниз. Рука, за которую вы тянули, свободна, другая согнута и находится под грудью. Возьмите свободную руку и отведите ее в сторону назад. Сядьте удобно и устойчиво, расставив свои ноги; плавно и с минимальной амплитудой вытягивайте руку на себя. Позволяйте руке партнера вращаться. В случае правильного выполнения приема боль в суставе исключена, но вы немедленно останавливаете выполнение движения в случае появления боли. Продолжайте вытягивающее движение. Обратите внимание на то, что колено с той же стороны, что и рука, подтягивается по направлению к груди. Как только бедро достигнет верхней точки – расположите одну из ваших рук рядом с туловищем, обеспечивая «полет» и безопасность падения бедра. Хорошо расслабленное тело партнера в конечной фазе этого упражнения становится как бы «студнеобразным».

Упражнение 7. Инициация естественной смерти

Инициация происходит в группах по 5–6 человек. Для этого необходим затемненный, хорошо проветренный зал. Характер музыкального сопровождения, предварительная подготовка участника (инициируемого) и группы в целом – существенные вопросы, влияющие на результат как упражнения, так и танато‑терапии в целом.

Участник ложится на спину в позицию «звезды». Группа располагается вокруг. После включения музыки, но выждав необходимую для первого контакта паузу, группа приступает к работе. Каждый из участников выполняет любое из четырех базовых упражнений и работает с той частью тела или конечностью, с которой ему хочется работать. Смена приемов и частей тела внутри группы – произвольная. При этом участники не договариваются между собой, кто за что отвечает, и не координируют свои действия.

Приблизительно на 10‑15‑й минуте инициируемый входит в глубокое измененное (трансовое) состояние. Отмечается похолодание конечностей, существенно увеличивается их вес, меняется характер дыхания.

На 15‑20‑й минуте группа осуществляет давление – своеобразный «пресс». Два участника ложатся так, что накрывают тело инициируемого собой.

Оставшиеся 2–3 участника ложатся сверху на эту своеобразную «площадку». Все максимально расслаблены.

К данному моменту инициируемый, как правило, не воспринимает тяжести лежащих на нем людей.

Участники группы выдерживают эту позицию в течение 2–3 минут, после чего аккуратно снимают нагрузку, как бы «раскрывая» тело инициируемого. Они берутся за его конечности (придерживая при этом голову), приподнимают (отрывают тело от пола) и поворачивают в воздухе на 90 градусов (крест) и аккуратно кладут его на пол. Участники прощаются с инициируемым и отходят от него (можно накрыть его одеялом). После 15–20 минут можно приступать к процедурам выведения его из транса, используя стандартные приемы: массировать «третий глаз» и живот, звать по имени, приводить достаточно весомые аргументы, чтобы тот «вернулся».

Нерешенные психологические проблемы человека, его отрицательные эмоции, вызванные неумением справиться со стрессами, нередко приводят к болезням и подчас становятся серьезной помехой на пути к выздоровлению. Со временем возникающие под воздействием стресса негативные эмоциональные установки закрепляются в виде отрицательных психологических реакций. Все системы человека - центральная нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая - приходят в дисбаланс, нарушается адаптация организма. Давно уже замечено, что наши эмоции напрямую влияют на работу внутренних органов. Так, например, нетерпимость губит легкие, уныние - печень, ярость - желчный пузырь, чрезмерная сексуальная озабоченность - почки, злость - сердце, разочарование - желудок, депрессия - щитовидную железу, чувство вины - толстый кишечник. Но самые большой удар по организму наносит страх.

Прививка от страха

Как объяснить человеку, что страх - это разрушительное чувство, и заставить его перестать бояться? Необычный метод борьбы со страхами предложил в конце 80‑х годов психотерапевт Владимир Баскаков. Он назвал его танатотерапия (от греч. thanatos - «смерть» и therapia - «лечение»). По мнению Баскакова, в основе всех наших страхов лежит страх смерти. Он порождает и другие страхи: боязнь за близких, страх заболеть, потерять работу. Это иррациональное состояние забирает у человека огромное количество энергии и вызывает болезни.

Танатотерапия - это один из видов телесно ориентированной терапии. Суть метода - установление контакта человека с различными видами смерти и умирания через моделирование этого состояния. При помощи особых приемов работы с телом пациента удается достичь его тотального расслабления - состояние, похожее на смерть. Прохождение через этот опыт меняет сознание человека, помогает ему найти выход из тупика, решив его основные психологические проблемы. И в итоге - по-иному взглянуть на собственную жизнь и окружающий мир. Он примиряется с неотвратимыми обстоятельствами, а его организм включает целительные биологические реакции, которые корректируют и восстанавливают энергетический баланс.

Танатотерапия напоминает некоторые йогические и тибетские практики переживания смерти, которые позволяют человеку снять психологические рамки, ограничивающие свободу бытия, переосмыслить жизненные ценности, расширить сознание. Свой опыт познания смерти и примирения с ее неизбежностью существовал и у православных монахов. Для того чтобы избавиться от всего несущественного и суетного, что мешает сконцентрироваться на истинно духовных ценностях, многие из них нередко спали в гробу или добровольно заточали себя в гроб на какое-то время.

Как проходит сеанс

В танатотерапии практикуются как групповые, так и индивидуальные сеансы. Человека, пришедшего за помощью, не принято расспрашивать о болячках и проблемах. С ним просто начинают работать, создавая наиболее благоприятные условия, способст-вующие успокоению и расслаблению. Иногда работа проводится сразу с несколькими людьми.

Приглушается свет и включается релаксирующая музыка. Во время процедуры пациент укладывается на пол в позу звезды (позу витрувианского человека, отображенного на известном рисунке Леонардо да Винчи), и работа начинается. При помощи специальных приемов психотерапевт добивается тотального расслабления пациента, которое проводит его через опыт умирания.

Сеанс танатотерапии - это какое-то необыкновенное магическое дейст-во, не похожее ни на что. Массажные движения - точечные надавливания, прикосновения ладонями - очень мягкие, еле ощутимые и производятся в сильно замедленном темпе. Все манипуляции с телом пациента бережны и деликатны: плавное-плавное растягивание мышц, небольшие по амплитуде вращения, сгибания-разгибания конечностей также невероятно медленные. Вплоть до того, что одно вращательное движение по кругу может занять до 5 минут. Кажется, что мастер, который работает с телом пациента, засыпает на ходу. На самом деле все идет своим чередом. Такие очень бережные, едва ощущаемые человеком воздействия рассчитаны на получение у него максимальных по силе чувств и переживаний - этот прием называется «телесная гомеопатия», поскольку его эффект очень похож на действие этих маленьких шариков: лечение достигается за счет малых доз лекарств.

Такие воздействия приводят к тому, что тело человека, с которым проводят все эти манипуляции, становится очень тяжелым, глаза широко открываются, нижняя челюсть отпадает, дыхание замедляется, конечности холодеют. Что при этом ощущает пациент? Он полностью абстрагируется от своего тела, перестает чувствовать его. У него появляется ощущение парения над землей, отделения души от тела - состояние похоже на то, что описывают люди, пережившие клиническую смерть. В то же время это состояние не имеет ничего общего с глубоким трансом.

На заметку

Где помогает танатотерапия: для психологической помощи тяжелобольным людям, стоящим на пороге смерти; при решении психологических проблем; для личностного роста; при хронической бессоннице; при депрессивных и стрессовых состояниях; при невротических и психических расстройствах; при нарушениях опорно-двигательного аппарата; для снятия мышечных напряжений при детском церебральном параличе; при снижении иммунитета; при синдроме хронической усталости; для избавления от наркотической и других видов зависимости; при лечении бесплодия; в программах коррекции фигуры.

После встречи со смертью

Близкое знакомство человека с состоянием, похожим на смерть, освобождает его от многих комплексов и страхов, дает ему новый импульс жить. И, осознав быстротечность нашего земного сущест-вования, он начинает радоваться каждому прожитому дню. Танатотерапия позволяет избавиться от многих заболеваний, в первую очередь имеющих психосоматическую природу. Кстати, этот метод лечения с успехом используют для лечения табачной, алкогольной, игровой и наркотической зависимости.

«Танатотерапия?! Лечение смертью?? Что, прямо так и называется?!» Когда я впервые услышала это название от своей знакомой, мы с ней вместе посмеялись: неужели кто-то и правда ходит на такие тренинги? Они, наверное, «совсем».

С тех пор я успела пойти учиться на факультет психологии, побывать на куче тренингов и оказалось, что я тоже «совсем». Словом, я по доброй воле отправилась испытывать на собственной шкуре, что такое эта самая «танатотерапия».

Справка: «Танатотерапия это авторский метод в рамках телесно-ориентированного подхода к психотерапии, включающий приемы восстановления контакта человека с различными видами смерти и умирания, разработанный Владимиром Баскаковым, президентом Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов России (АТОП). Ничего общего, психотерапия и метод танатотерапии в частности с различными практиками закапывания, удушения, запугивания и прочими псевдонаучными способами организации досуга не имеет». Александр Буслаев, ведущий тренинга.

«А те, кто заявлялся и не пришел, умрут в страшных муках...»

С порога мрачно шутит ведущий (Александр Буслаев - один из трех человек в Новосибирске, кто проводит такие тренинги). Да уж, шуточки. Но мы-то, мы-то пришли! Участники ежатся и нервно хихикают.

- Смерть - естественное состояние, - продолжает Александр, - в агонии умирают те, кто пытается контролировать этот процесс на необратимых стадиях. Он говорит это таким будничным тоном, как об остывшем кофе, что это этого становиться еще больше не по себе.

Тем временем участники расстелили на полу свои пледы и сели в кружок прямо на них. Тренинг телесный, как нас заранее предупредил организатор. А это означает, что большую часть времени мы проведем лежа на полу.

А. Б.: Групповая работа проходит в уютной аудитории при небольшом количестве участников, возможно использование восточных благовоний и релаксационной музыки. Весь процесс работы с телом происходит лежа на полу на удобных пледах, принесенных с собой участниками, тем самым выполняется базовый принцип телесно-ориентированных подходов - «заземление».

«Какое отношение смерть имеет к вашей жизни?...»

Вопрос ведущего огорошивает, разве можно на него так вот сразу ответить? «Ну… я, пожалуй, ее боюсь» , - мямлю я. Что я вообще здесь делаю?! Разговаривать о смерти, сидя на полу в окружении незнакомых людей как-то не тянет, хочется переключить мысли на что-нибудь другое. Где мой телефон?!

Но отключиться не так-то просто - я же на сеансе танатотерапии. Ведущий рассказывает о том, что старики в деревнях часто заранее чувствуют приближение смерти, предупреждают всех родных, не спеша готовятся и спокойно отходят. Потом он объясняет, что на самом деле означает ритуал целования покойника (вы уверены, что хотите это знать?!), а затем почему-то переходит к подробному рассказу о тибетском погребальном ритуале скармливания усопших хищным птицам.

Наверное, он это говорит, чтобы нас «расшевелить». И получается! Вся группа приходит в движение: кто-то из участников делится своим опытом утраты близких, кто-то (например, я) молча сидит с выпученными глазами и слушает грустные и страшноватые рассказы. В воздухе начинает отчетливо пахнуть смертью - не поймешь, то ли ведущий нарочно зажег какие-то благовония «для настроения», то ли воображение разыгралось. Но вообще-то танатотерапия - это не разговоры. И мы переходим к делу.

А дела у нас такие: сеанс танатотерапии - это череда легких телесных воздействий, которые имитируют… терминальные стадии умирания организма и полное расслабление тела в финале. Иными словами это - моделирование опыта «естественной смерти».

Что, прям вот так, да?

«В ходе тренинга, скорее всего, никто из вас не умрет...»

Подбадривает Александр, добавляя: хотя такая смерть была бы очень приятна .

Еще одна новость: в каждом сеансе будут принимать участие все - эти особые прикосновения будет осуществлять для каждого «тела» вся группа. Перед «сборками» (так называются сеансы танатотерапии) каждого из участников мы репетируем, надо запомнить технику прикосновений.

Все по очереди ложатся на спину, раскинув руки и ноги, закрывают глаза (поза звезды). Звучит просто, но в реальности хочется немедленно открыть глаза, вскочить или хотя бы скрестить ноги и руки.

- Это и есть настоящая поза покойника , - подливает масла в огонь ведущий, - у умирающего расслабляются все мышцы и руки-ноги разваливаются в стороны. Это потом их уже скрещивают и связывают, чтобы придать телу известную нам позу.

  1. Сверхконтроль, когда проявления спонтанности становятся невозможными.
  2. Проблема контактов (невозможность организации продуктивных социальных взаимоотношений).
  3. Проблема с сексуальностью.
  4. Неуверенность в себе и окружающем мире.

Метод танатотерапии применяется для решения базовых личностных проблем, а так же в работе с умирающими и семьями умирающих, психотерапии психосоматических расстройств, нарушениях сна. Танатотерапия ориентирована на актуализацию естественных биологических механизмов саморегуляции человеческого организма, поэтому рекомендована в реабилитационный период после тяжелых заболеваний.

В конце концов мне удается принять «позу звезды». Теперь дело за упражнениями. Названия у них поэтические и совсем не ассоциируются со смертью: «Театр прикосновений», «Телесная гомеопатия», «Телесная магия». То участники по очереди или одновременно прикасаются к разным частям тела лежащего (зоны губ, груди и паха - под строгим запретом!), то очень (очень-очень-очень!) медленно начинают вращать кисти рук, ступни и голову, то плавно тянут руки-ноги в разные стороны, то поднимают руки и ноги и поворачивают их в разные стороны…

«Кто первый?..»

Репетиция закончена, пора начинать «сборку». Самая смелая (а еще - очень скромная, красивая и добрая) участница быстро делает шаг вперед. Я не люблю долго тянуть. Ну, все, теперь бежать некуда, не отвертишься! В смятенных чувствах расстилаю посреди зала свой коврик и плюхаюсь на него в той самой позе звезды. То ли на эшафот собралась, то ли вздремнуть после обеда - разве разберешь?

Закрываю глаза, стараюсь отключить голову. Поехали! Особенность сборки и отличие от «репетиции» в том, что все упражнения участники делают все вместе и сразу. Один тянет вас за ногу, другой ме-е-е-едлено вращает кисть руки, третий положил руку вам на грудь, а четвертый крутит голову.

Очень быстро от этого сенсорного винегрета начинает теряться ощущение реальности. Это моя рука? А где же нога, у меня ведь точно была нога! И почему моя голова крутится вокруг своей оси, словно на шарнирах? Да кто меня все время трогает?! Почему-то мне становится очень грустно и обидно, я тихо глотаю слезы, а сеанс все продолжается.

От еще ощутимых прикосновений участников руки и ноги сворачиваются жгутами и плывут по воздуху сами по себе. А тело и вовсе куда-то пропадает, начинает ощущаться как нечто отдельное. Все становится ярким, возникают разные образы. Да я же угодила в мультик!

Я плыву по воздуху! Доносится какая-то мелодия, в такт ей кружатся разноцветные теплые вихри, танцуют пушинки. Это я пушинка! Это я купаюсь в солнечном свете, пролетаю над зелеными волнами травы…

- Же-ня! , - кто-то трогает меня за плечо. Возвращаться не хочется. Я - трава, которая колышется от ветра, былинка, пляшущая в солнечном свете. Какое там просыпаться?!

- Женя!

Не-ет. Я трава. Цветок. Былинка! Ну что вам надо от меня?! Слезы градом начинают катиться по щекам - опять реву! Но глаза упорно не открываю. Отстаньте от былинки!

- Евгения? Евгения, ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ!

Ну, ладно-ладно. Всем привет! Сеанс танатотерапии закончен. Я сделала это!

Самое удивительное - мне понравилось

Я даже не помню, когда мне еще удавалось почувствовать себя настолько расслабленной и спокойной. Никакой тревоги, никакого волнения. Тот самый сверхконтроль, который как настырный менеджер, постоянно мешает мне жить, пытаясь контролировать чуть ли не дыхание, притих.

Прошла ли я инициацию, стала ли толерантнее к смерти? Понятия не имею. Но прогресс налицо: до тренинга я слово «танатотерапия» толком не могла сказать, спотыкалась. А сейчас - пожалуйста - целая статья!

А. Б.: Каждый клиент представляет собой уникальную личность обусловленную своим неповторимым опытом и, привнося этот опыт в психотерапевтическое пространство, предъявляет свой индивидуальный запрос. Исходя из этого запроса, психотерапевт создает условия для возможных изменений, в результате терапевтических отношений или используя разные психотерапевтические приемы. При этом мой опыт практикующего психолога показывает, что каждый клиент всегда берет от психотерапии, вне зависимости от подхода, ровно столько, сколько нужно именно ему и именно сейчас.

Реальная смерть изгоняется из жизни современного человека, табуируется, а, значит, в силу исходного баланса/дуальности всех жизненных, космических процессов (вдох-выдох, день-ночь, лето-зима…), – проникает в нашу жизнь в образе эрзац-смерти, симулякра (Бодрийяр Ж, 2000). Отсюда такой ее избыток в современном кинематографе, художественной литературе – количеством эрзац-смерти восполняется качество запретной реальной смерти. В силу «шизофренизированности» современного человека нарушается изначальный баланс трех сфер его существования – «ума»-«чувств»-«телесных ощущений и импульсов» (Boadella D.,1987, Успенский П., 1994) с мощным акцентированием/доминированием «ума»(разума, сознания, контроля). (…)

Раз идет и стремительно развивается у современного человека доминирование «ума» с параллельным «замораживанием» чувств и блокированием телесных импульсов – все более актуальным звучит шекспировское «зову я смерть!». Смерть выступает в своей специфической функции и позитивной роли активизатора сильных (пусть через страх!) чувств современного человека, ре-интегратора трех его сфер.

Танатотерапия – моделирует (не имитирует!) реальную смерть через ее символическое представление. Такими видами-символами смерти выступают в танатотерапии: тотальное расслабление, сон, любое окончание/завершение, оргазм, сумасшествие, объектные/предметные характеристики тела.


Тотальное расслабление как смерть

Только в первые минуты смерти тело человека максимально расслабляется, сверхконтроль сознания покидает тело, и последнее становится объектом/предметом. В силу этой причины многие техники релаксации в качестве идеального, т.е. максимально расслабленного объекта используют образ тела умершего человека (сравни, «позу мертвого человека» из йоги). Мертвое тело занимает ряд важных для тотального расслабления позиций: руки и ноги полностью раскрываются, отпадает нижняя челюсть, глаза приоткрываются.

Сон как смерть

В мифологии бог сна Гипнос, брат бога смерти Танатоса. Так и механизмы сновидений и танатотерапии аналогичны: в момент расслабления во сне происходит активизация целительных бессознательных структур, активизация энергии, которая не приводит к привычному ее подавлению и удержанию или, наоборот, отреагированию, а позволяет максимально полно ее принять («заземлить»). Это способствует ее разблокированию и гармонизации.

Любое окончание, завершение как смерть

В архаических и ряде современных культур любой возрастной переход (взросление мальчиков и девочек, изменение гормональных циклов), взлеты и падения в статусе взрослых людей обычно инициируются через модель смерти, что смягчает эти переходы, устраняет временной разрыв (Талалаж Я., Талалаж С., 1998)

Оргазм как «маленькая смерть»

Оргазм традиционно рассматривается на Востоке как «маленькая смерть». В момент оргазма человек испытывает колоссальной силы чувства, а это своеобразный энергетический взрыв (такой же, как в момент образования зиготы при зачатии и такой же, как в момент смерти - при сепарации души и тела). Это возможно только в силу потери контроля сознания, сопровождающегося страхом потери собственного Я /Self/Эго Только в этом случае человек способен отпустить мощные телесные импульсы (…)

Сумасшествие как вид смерти

Этот вид смерти вытекает из перехода психически здорового человека в психически больного (мы говорим в «ненормального»), что являет собой смерть прошлой личности (сущности, Self, Эго и др.). Это напрямую связано с потерей контроля со стороны сознания и проявляющимся страхом(…)

Объектность и предметность тела и его частей

(…)Если мы лежим расслабленными на полу и кто-то приступает к работе с отдельными частями нашего тела, - нашему телу всему и его отдельным частям предъявляется особая ситуация взаимодействия, задается особый контекст, описываемые как субъект (тот, кто работает) – объект (наше тело в целом и отдельные его части). Но объектом/предметом мы становимся только после смерти! Отсюда и напряжение, возникающее в теле и отдельных его частях. Мы просто направляем туда наш контроль! Отсюда и активность наших частей тела в тот момент, когда с ними начинают работать. Мы не способны быть пассивными. Пассивность – характеристика мертвого тела! (…)
Используя модели перечисленных выше видов смерти танатотерапия достигает главного: в этой неузнанности реальной смерти для человека (клиента, пациента) – залог безопасности его контакта с этой реальностью.

В танатотерапии в качестве средства установления (или восстановления утраченного) контакта с процессами смерти и умирания берется отмеченное выше моделирование смерти, причем редкого ее вида, т.н. правильной смерти. В основе такой модели - модель тотального расслабления. Тело человека, умирающего правильной смертью, характеризуется рядом специфических параметров. Его чувства спокойны, он иногда даже радостен. Его тело максимально расслабляется; дыхание становится поверхностным и замедленным; руки раскрываются, разворачиваются и ложатся ладонями вверх; ступни ног раскрываются и сами ноги распадаются; нижняя челюсть отпадает вниз; глаза приоткрываются (…)

Принципиально важной характеристикой, отличающей тело клиента, проходящего танатотерапию от всех других средств релаксации, является то, что конечности и тело человека холодеют (…) Расслабление – «иньская» составляющая, характеризующаяся исключительно холодом. Отсюда и трудность попадания в центр тотального расслабления (иньского компонента) с помощью иных технологий: невозможно пройти т.н. «холодную зону» (страх смерти) и невозможно ощутить себя предметом (объектом). Танатотерапия, представляющая специальную технологию (сумма принципов, приемов, упражнений) позволяет это сделать.

Танатотерапия: практические результаты

Танатотерапия оказывает мощное воздействие, затрагивая и корректируя практически все психологические проблемы человека, выступая эффективным средством релаксации (тотального расслабления). Применение танатотерапии подготовленными специалистами позволяет оказывать содействие не только при психосоматических расстройствах, но и получать значимые результаты при лечении многих других заболеваний: остеохондроза позвоночника, депрессии, астении, наркомании, шизофрении, при работе с болями, при подготовке к родам, и лечении бесплодия, при работе со страхами (в частности, страхом смерти)

Глубже познакомиться с теорией и практикой Танатотерапии можно в Москве 25-26 марта на семинаре автора метода – Владимира Баскакова. Подробности и регистрация .

Выдержки из статьи «Терапия Танатоса» знаменитого Владимира Баскакова – психолога, автора метода танатотерапии, координатора Международной (Россия, Германия, Великобритания) программы «Культура тела», Директора Института танатотерапии.