Поступление в школу - знаменательное событие для ребенка и важный этап жизни. Первая учительница, новые друзья, впечатления. Малыш взрослеет, теперь отношение и требования к нему будут несколько иными - статус ученика во многом очень обязывает. Чтобы школьник стал более дисциплинированным, узнал себя лучше и умел рассказать о своих достижениях, ему рекомендуется весь учебный год заполнять портфолио первоклассника вместе со взрослыми. Такая работа позволяет ребенку действительно увидеть собственные успехи и научиться их анализировать, а родителям - эффективно участвовать в школьной жизни дома.
Собрание специально оформленных сведений о человеке, изучив которые, можно сделать выводы о его профессиональных или личных качествах, уровне специальной подготовки и достижениях, называется портфолио. Обычно оно служит инструментом самопрезентации творческих людей - дизайнеров, художников, фотографов.
В начальной школе это специальная папка или альбом, содержимое которого отражает развитие знаний малыша, а также дает информацию о его характере, увлечениях и ближайшем окружении. Как оформить портфолио первоклассника, расскажет классный руководитель - в разных школах стандарт заполнения может различаться в зависимости от методов или предпочтений педагогов, но часто красочная папка предоставляет хорошие условия для творчества и самовыражения ребенка. Это своеобразная книга его достижений, которая будет для маленького человека еще одним стимулом к развитию.
В систему школьного образования этот инструмент более гуманного оценивания без отметок пришел совсем недавно. Многие родители не понимают значения такого нововведения и видят в нем только дополнительную нагрузку на ребенка. Между тем, заполнение портфолио первоклассника дает им лишний шанс лучше понять дочь или сына - совместное творчески проведенное время очень сближает.
Красочно оформленные листы помогают начинающему школьнику получить некое материальное подтверждение своего развития, увидеть разницу и установить связь между представлениями малыша о себе и оценкой окружающих. Здесь хранятся сведения об успехах ребенка, адаптации его в обществе, творческих способностях.
Кроме того, портфолио дает возможность определиться с дальнейшими планами развития знаний малыша педагогу и хранит информацию об уже пройденных этапах обучения. Оно заочно знакомит его с семьей ученика, привычками, увлечениями, целями, ожиданиями.
Создание благоприятного впечатления о себе в коллективе - очень нужный навык. При поступлении ребенка в школу он попадает в совершенно новую среду, где приходится взаимодействовать с огромным количеством малознакомых людей. Ребенку необходимо гармонично вписаться в это общество и эффективно взаимодействовать с ним.
Первое время малышу очень поможет легче познакомиться с ребятами из класса и педагогами портфолио первоклассника. Для мальчика или девочки красиво оформленная страница из альбома с описанием его увлечений и кратким рассказом о себе может послужить основой для первого разговора, а постепенные дополнения добавят малышу уважения среди сверстников. В новом коллективе бывает обычно трудно рассказывать о себе из-за стеснения.
Благодаря систематическому обновлению папки ребенок научится грамотно преподносить информацию о достижениях и своих сильных качествах, что благотворно повлияет на самооценку, будет вызывать интерес к его личности, поможет найти единомышленников и друзей.
Перед началом учебного года лучше сходить в выбранную для ребенка школу и поинтересоваться, нужно ли портфолио. Образец предоставят вместе со списком других необходимых материалов для обучения.
Самый быстрый и экономичный способ для очень занятых родителей приобрести заветный «альбом достижений» - это заказать его на многочисленных сайтах. Несколько минут поиска, загрузка, если необходимо, любимых фотографий ребенка, печать на принтере - и яркий свидетель успехов малыша готов. Шаблон красивого портфолио первоклассника, образец заполнения которого и подробные инструкции будут приложены к заказу, стоит выбирать вместе с ребенком. Дизайн должен нравиться малышу, чтобы работа с этим инструментом была наиболее приятной и эффективной.
Создать альбом достижений вместе с родителями - это самое творческое решение. Если в школе отсутствует стандарт оформления, можно найти картинки с любимыми сказочными героями, вооружиться ножницами и сделать собственное уникальное творение, которое будет служить повзрослевшему ученику хорошим напоминанием о детских успехах. Портфолио первоклассника для девочки вовсе не обязательно стандартно оформлять в розовых тонах. Лучше проявить фантазию и создать что-то, что поможет ярче проявить ее индивидуальность. Для формирования основы достаточно нескольких листов, где будут размещены главные сведения о малыше. Их необходимо создать до поступления ребенка в школу.
Содержит ФИО ребенка, фотографию, наименование учебного заведения, класс и контактную информацию. Пусть будущий ученик выберет свое любимое изображение, чтобы показать себя именно таким, как себя видит и хочет представить в портфолио первоклассника. Образец заполнения может показать учитель.
Раздел включает в себя несколько листов с описаниями фактов и представлениями ребенка об окружающей реальности:
В этом разделе ребенок делится своими ожиданиями от учебы, что помогает ему развивать важное умение постановки и достижения целей. Можно оформить это в виде списка с изображениями задуманного, но интереснее создать красочный фотоколлаж, где малыш будет окружен результатами будущих достижений.
После поступления в школу у ребенка появляются другие интересы и обстоятельства. В жизни маленького ученика происходят некоторые изменения. Для правдивой и полной характеристики малыша портфолио первоклассника дополняется новыми разделами, которые рассказывают об этих преображениях.
Здесь будет размещена информация о любимых уроках, таблицы, графики динамики развития навыков письма, счета, чтения, отметки. В этот раздел вкладываются контрольные работы и результаты тестов.
Блок посвящен внешкольным мероприятиям: посещениям театров, музеев, экскурсиям, кино, походам.
Дневник успехов в учебе и других занятиях. Блок для хранения дипломов, благодарственных писем, грамот. Малыш тут может увидеть, как его старания приносят плоды. Это научит его видеть связь между своей деятельностью и ее результатами.
В зависимости от требований школы наименования разделов и их количество изменяются. Возможно, появятся новые страницы, на которых ребенок расскажет о своих успехах в творчестве и познании мира. В самом начале учебы помощь родителей в оформлении портфолио первоклассника просто необходима, но постепенно ученику нужно начинать делать это максимально самостоятельно.
Как составить портфолио для младших и старших школьников?
Цель создания портфолио для школьников - выявление основных способностей и сбор информации о полученных достижениях ребенка.
Творческая работа, в этом плане, должна проводиться совместно с родителями. Не каждый родитель, приступая к созданию резюме для своего чадо, знает, как красиво и правильно его оформить. Рассмотрим этот вопрос на примерах приведенных в предлагаемой статье.
Портфолио оформляется в свободной форме.
Но основные правила желательно соблюдать:
Имя
- его значение и происхождение. Чья инициатива была назвать так ребенка?
Перечислите знаменитых людей имеющих это имя.
Семья - расскажите немного о составе семьи: брат, сестра, мама, папа.
Друзья - фото, имя, как давно знакомы, их любимые занятия.
Место проживания - название, основные достопримечательности (речка, мост, музей). Очень важным элементом в этом месте будет нарисованная схема дороги к школе. Укажите опасные места пересечения трассы, светофоры.
Любимые занятия - все увлечения девочки: музыкальная школа, спортивный кружок, чтение книг и т.п.
Школа - повествование об учителях, месте учебы. Опишите месторасположение, этажность здания, деревья цветы, пришкольный городок. Расскажите коротко о классном руководителе: возраст, имя, стаж работы, какой предмет преподает.
Школьные предметы - любимые уроки. Почему одни нравятся, другие не очень интересны?
Выбирайте любую тематику для украшения дневника достижений.
Русалочка
С мальчиками, младшей школьной возрастной категории, подготавливаем творческую модель папки с документами аналогичным образом.
Меняются только:
Переходя из класса в класс, личное дело приобретает обширные размеры. Можно создать новое портфолио для молодой леди. Но лучше добавьте в имеющееся, дополнительные листы с новой информацией и фото.
Например: «Прекрасно катаешься на роликах. Но вот, английский следует подтянуть?»
Общее оформление может зависеть от вкусовых качеств обладательницы:
Не многие дети любят процедуру заполнения портфолио. Несколько советов будет уместно прочитать прежде, чем приступить к этой творческой работе:
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста
в рамках внедрения ФГОС НОО
Учитель: Сегодня мы заведем особенную папку – потфолио. Она предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Заполняя портфолио, каждый из вас сможет рассказать о себе, а папка сохранит ваши рассказы для вас самих и других людей, которые захотят узнать вас лучше.Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:
Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
Приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Цели формирования портфолио
:
Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
Структура портфолио:
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности.
Примерная структура портфолио:
1)ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
2)РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
· "Мое имя"
- информация о том, что означает имя , можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя . Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
· "Моя семья"
- здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
· "Мой город"
- рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
· "Мои друзья"
- фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
· "Мои увлечения"
- небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
· "Моя школа"
- рассказ о школе и о педагогах.
· "Мои любимые школьные предметы"
- небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы"
. При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
3)РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
4)РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
5)РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки , сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
6)РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ о путешествиях"
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
7)РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
8)РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
Заполняют преподаватели школы и внешкольных учреждений.
9)РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"
Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.
Важно помнить.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Предварительные результаты
Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть:
• публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании родителей);
• выставка «портфелей* (по желанию учащихся).
Критерии оценки портфолио также определяются индивидуально:
• творчество;
• факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка);
• понимание и полнота отражения учебного материала.
Предварительные результаты
Работа по технологии портфолио позволяет учителю:
• оценить уровень самостоятельности детей;
• выявить проблемы в формировании у них самооценки;
• определить преобладающую мотивацию ребенка;
• оценить уровень владения умениями и навыками.
Материалы для формирования портфолио учеников
Портфолио учащихся начальной школы
Портфолио ученика начальной школы.Мишакина Т.Л.(вариант)
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста
в рамках внедрения ФГОС НОО
Портфолио может быть оформлено, как в готовых шаблонах (готовые папки «Портфолио» представлены в неограниченном количестве в книжных магазинах, в д. к. Н. К. Крупской. Главное, если покупаете готовое портфолио, наличие рубрикаторов по вышеуказанным разделам,
Можно изготовить свое портфолио. Варианты так же самые разные: можно найти в интернете готовые шаблоны с цветными картинками, в которые можно вставить свое фото, сделать свои записи…
Варианты оформления портфолио представлены в широком формате в интернете!!!
Можно сделать полностью свое портфолио по оформлению (это для тех, кто любит заниматься творчеством, изготавливает различные поделки…)
Главное – ЖЕЛАНИЕ! Не стоит торопиться, можно оценить уже существующие портфолио (у знакомых, родственников, в интернете) – сделать что-то свое.
Лучше делать сразу что-то достойное, чем в дальнейшем переделывать работу!
Учитель: Сегодня мы заведем особенную папку – потфолио. Она предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Заполняя портфолио, каждый из вас сможет рассказать о себе, а папка сохранит ваши рассказы для вас самих и других людей, которые захотят узнать вас лучше.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка: - создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; - максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; - развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; - формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; - формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; - приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный"); - формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения! Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Цели формирования портфолио : Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
Структура портфолио: Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты). В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности. Примерная структура портфолио: 1)ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. 2)РАЗДЕЛ "МОЙ МИР" Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов: · "Мое имя" - информация о том, что означает имя , можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя . Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. · "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. · "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры). · "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. · "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. · "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах. · "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы" . При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя. 3)РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА" 4)РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА" Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. 5)РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО" В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки , сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! 6)РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ о путешествиях" В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. 7)РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ" 8)РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ" Заполняют преподаватели школы и внешкольных учреждений. 9)РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ" Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто. Важно помнить. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Предварительные результаты
ОЙ МИР
МОЯ УЧЕБА
МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА
МОЕ ТВОРЧЕСТВО
МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
МОИ ДОСТИЖЕНИЯ
ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ
РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
«Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
«Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
«Мой город» - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
«Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
«Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
«Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.
«Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА»
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
РАЗДЕЛ «МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА»
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички
РАЗДЕЛ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания». В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ»
В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой типа «Молодец!». А что если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы». Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей.»
Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.
РАЗДЕЛ «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.
Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить «РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ»
Портфолио - это индивидуальный дневник, в котором ребёнок рассказывает о себе, о своих интересах и увлечениях, собирает, как в копилку, свои достижения и успехи в учебной и внеучебной деятельности, рассказывает об участии в жизни класса и школы, демонстрирует свой личностный рост. Предлагаю ознакомиться с вариантом оформления портфолио учеников нашего класса.
Семейное портфолио
Учащегося 3 класса
МБОУ Садовская СОШ
Линькова Михаила
«Наша дружная
семья»
Семья –
эта та первичная среда, где
человек должен учиться творить добро.
Я. Л. Сухомлинский
Мама, брат и я
Мы – отличная семья!
Девиз моей семьи:
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в семьях всегда!
Давайте познакомимся
Посмотрите на меня,
Как же быстро вырос я!
моя мама
На свете мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя!
Она работает учителем начальных классов. В школе уважают нашу маму, потому что она справедливая и добрая. Мама старается, чтобы на ее уроках ученикам было весело и интересно.
Мой братишка
Тебя, братишка, обожаю…
Пускай мы ладим не всегда
К тебе головку приклоняю
Ты для меня любимый! Да!
Наша семья состоит из трех человек: я – Михаил, мама -
Оксана Юрьевна и братишка Денис.
Мне 9 лет, я учусь в 3 классе.
Маме 30 лет, она работает в школе, учителем начальных классов.
А брату 5 лет. Он посещает детский сад.
Живем мы в Новоспасском районе , село Садовое.
Немало в жизни предстоит
Пройти путей - дорог,
Но сердце бережно хранит
Заветный огонѐк.
Он согревает душу мне,
И знаю, верю я –
Не одинок я на земле,
Со мной моя СЕМЬЯ!!!
Заботимся друг о друге
Забота – это самое главное в отношениях. Очень важно
чувствовать, что о тебе кто-то заботится и любит, и в свою
очередь отдавать тепло и заботу взамен. Без этого не может
быть настоящей семьи.
Я мамуле помогаю.
Сам братишку покатаю.
Мама напекла нам плюшки и блины,
Чтобы сыты были мы.
Моему брату ровно
пять, а у него полно забот.
И попрыгать, поиграть,
красками порисовать.
Ну и мамочке помочь
он совсем-совсем не
прочь.
Рисунок
Моя бабушка
Мы с моею бабушкой
старые друзья. До чего ж
хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что
не перечесть, и всегда в
запасе новенькая есть.
Мой деда веселый, но
строгий и честный. Нам
вместе гулять и играть
интересно. Он может
стать киской, собачкою
верной. Но лучше всего
он умеет быть дедой!
Семья - это труд, друг о друге забота.
Семья - это много домашней работы.
Наши интересы и
увлечения
У каждого человека есть любимое занятие.
У нас их несколько .
Мне очень нравится вырезать из бумаги разные фигуры, рисовать, делать поделки из разных материалов,
играть в мяч, кататься на велосипеде и помогать маме.
Братику Денису
интересно сейчас всѐ, возраст у него такой, познает окружающий мир. Но больше всего ему нравится играть на свежем воздухе.
У моей мамы много увлечений. Она любит рисовать, вязать, выращивать цветы.
А самое главное – она любит НАС!!!
Для того чтоб поступать мудро
с каждым членом семьи,
необходимо набраться
опыта от предыдущих поколений.
\
Семья.
Семья-это счастье, любовь и удача,
Семья-это летом поездки на дачу.
Семья-это праздник, семейные даты.
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья- это труд, друг о друге забота;
Семья- это много домашней работы.
Семья- это важно!
Семья- это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!