Тяжело дышать во время медитации. Медитация для "чайников"

Намасте, уважаемые гости и читатели моего блога! С вами вновь Руслан Цвиркун и сегодня продолжим говорить о практиках, которые позволяют заглянуть вглубь себя. В статье — техника медитации на дыхание для начинающих, а также видео о том, как правильно дышать и наблюдать за собой во время практики. Попробуйте эту простую методику, она достаточно эффективна и является подготовительным этапом к более серьезным ступеням.
Итак начнем:

Дыхательная медитация — это такой вид медитации, когда внимание во время практики сосредоточивают на дыхании.

По своей сути это легкий вид пранаямы, и можно практиковать ее либо как отдельную медитацию либо совмещая с другими видами техник.

Наблюдая за своим дыханием, старайтесь как бы отстраниться, подняться над своим Умом и в результате ощутить себя отличным от своего тела.

Как правильно дышать при медитации

Дышите свободно и естественно. Не совершайте усилий, чтобы сделать вдох или выдох. Позвольте вашему дыханию быть свободным. Просто наблюдайте за ним не делая дополнительных усилий.

В любой технике медитативное дыхание должно оставаться свободным и непринужденным .

Наблюдая вы сможете заметить, что Ваше дыхание может действовать независимо от Вас, как часовой механизм, ровные вдохи и выдохи. Далее можно отметить, что и другие процессы в теле способны происходить без нашего вмешательства. Такие как пищеварение, кровообращение, рост тела и другие. Мы по сути не в силах контролировать доскональным образом все эти процессы. Как будто невидимая сила управляет всем этим.

На данном этапе наша основная цель не управлять процессами а ощутить себя, почувствовать, что отдельно есть мое тело, а есть «Я», «Сознание», «Личность», которая пребывает в этом теле. В одной из самых первых публикаций в своем блоге я говорил об этом, (читайте статью )

Хотя, конечно, в некоторых практиках йоги, научиться контролировать все эти процессы является целью, о чем можно найти подтверждение в древних Ведических источниках:
Бхагавад Гита 4.29

« Некоторые, чтобы войти в состояние транса, учатся управлять дыханием, принося выдыхаемый воздух в жертву вдыхаемому, а вдыхаемый в жертву выдыхаемому; в конце концов они полностью перестают дышать и погружаются в транс» .

Здесь описывается техника пранаямы, которую использую йоги в мистических практиках, чтобы полностью взять под контроль свое тело

Во время дыхания, переводите Ваше внимание на различные участки тела, начиная с макушки головы, а потом переключившись на кончики пальцев ног и поднимать внимание вверх, снова к макушке, стараясь полностью ощутить свое тело, наблюдать за ним.

Если ум отвлекается на посторонние мысли, возвращайте его к наблюдению за вдохами выдохами.

В результате такого упражнения, произойдет расслабление тела и возникнет спокойствие в Уме. Если практика прошла правильно и успешно, можно ощутить некий вкус Счастья и удовлетворения от проделанной работы.

Пошаговая техника выполнения

Вначале мы полностью расслабимся и подготовим тело, а далее начнем медитацию наблюдения за дыханием, для этого проделайте все шаги, которые описаны ниже:

  • примите , (наиболее популярная поза у практикующих — )
  • закройте глаза и начните наблюдать за своим дыханием
  • представляйте себя наблюдающим а не действующим
  • дыхание постепенно становится ровным и спокойным
  • наблюдайте за своим носом, как через него входит и выходит воздух
  • переведите внимание на глаза, полностью расслабьте их
  • расслабьте брови, лоб и далее все лицо
  • переведите внимание на уши и расслабьте их
  • переведите внимание на макушку головы
  • переведите внимание на кончики пальцев правой ноги
  • постепенно поднимайте ваше внимание выше к стопе, щиколотке, голени к бедру
  • проделайте тоже самое с левой ногой
  • переведите концентрацию внимания на кончики пальцев правой руки,
  • поднимайте внимание к кисти, локтю, плечу
  • тоже самое проделайте с левой рукой
  • переведите внимание к копчику и постепенно поднимайте его вверх к шее
  • почувствуйте полную расслабленность и спокойствие
  • переведите внимание в область сердца
  • теперь просто наблюдайте за тем как происходит вдох и выдох (5-10 минут)
  • сделайте глубокий вдох, откройте глаза и выйдите из медитации.

Упражнение длительной дыхательной медитации можно выполнять в любое время, но самые благоприятное это ранние утренние часы и вечер. Вы можете начать с 10 минут и увеличивать время по своим ощущениям.

Успех кроется в регулярности, если это делать время от времени, то несомненно эффект также будет, но глубины достичь будет намного сложней.

Что значит наблюдать за своим дыханием

Наблюдать за дыхание — значит смотреть на себя как бы со стороны, отслеживать момент вдоха и момент выдоха. При вдохе как бы мысленно фиксировать, что сейчас происходит вдох, а на выдохе выдох. Почувствовать, что тело само дышит, без наших усилий. Не пытайтесь вдыхать или выдыхать прилагая усилия, позвольте телу самому дышать. Вы как наблюдатель. Почувствуйте как воздух входит и выходит через ноздри. Наблюдайте за этим процессом.

Если Ум отвлекается, возвращайте его назад к наблюдению за дыханием.

Немного позже в этой статье появится видео, в котором я запишу урок по медитации на дыхание, слушая и повторяя за мной Вы быстро освоите эту технику.
Чтобы не пропустить выход видео подписывайтесь на новости моего блога . Просто введите свой адрес электронной почты и Вы станете первым, кто узнает о выходе этого видео урока.

На сегодня все, с вами был Руслан Цвиркун.
До новых встреч.

Многие люди не раз слышали о медитации. Это относится не только к тем, кто интересуется йогой и вопросами самопознания, но и ко всем остальным. Это слово можно услышать из различных телевизионных передач или от друзей и знакомых. Причиной такой популярности медитации является жизненная необходимость. Сегодня люди находятся в условиях постоянного стресса. Темп жизни постоянно ускоряется. Увеличивается объём поступающей информации, жизнь усложняется. Медитация – это естественный метод возвращения к состоянию гармонии и спокойствия, который был известен ещё в древности. Чтобы достичь состояния гармонии, очень важно знать, как правильно дышать при медитации.

Что такое медитация, польза медитации

Чтобы понять, что такое медитация, нужно сначала разобраться в природе человека. Нужно понять, как функционирует разум и как он связан с телом и психикой. В человеке можно выделить нескольких составляющих, например, тело, эмоциональную сферу и разум.

Что такое физическое тело всем понятно. Согласно йоге психика – это тонкое энергетическое тело. Оно тоже имеет материальную природу, но обладает меньшей плотностью в отличие от физического тела. Можно привести аналогию магнитному полю, которое невидимо для глаза, но воздействует на физические плотные объекты. Разум – это ещё более тонкий конгломерат, он отвечает за мыслительную деятельность. Все эти составляющие объединены между собой сознанием человека. Сознание – это и есть то, что вдыхает жизнь во всю эту биологическую машину. Сознание управляет телом и разумом.

В обычной жизни всё это не осознаётся. Люди очень заняты, разум постоянно наполнен кучей разных мыслей. Сознание людей не осознаёт свою самость, свою истинную природу. В духовных системах самопознания это называется неведением, что и создаёт страдания и беспокойства. Медитация – это тот инструмент, который позволяет избавиться от этого ложного отождествления с телом и разумом. Это высшая ступень многих духовных систем.

Медитация – это процесс сосредоточения внимания на чём-то одном, когда весь поток внимания собирается в одно целое. Объектом сосредоточения может быть что угодно: материальный предмет, мысль, дыхание, какой-то наблюдаемый процесс. В обычном состоянии внимание раздроблено на множество потоков. Человек думает о различных делах, проблемах, желаниях. Его беспокоят какие-то ощущения в теле. И целый поток внимания делится на множество. Там где внимание, там и энергия. Чем больше раздроблено внимание, тем меньше осознанности у человека, тем меньше уровень энергии.

Суть медитации заключается в том, чтобы сосредоточить внимание на каком-то одном объекте или одной мысли. Тогда все остальные мысли перестают получать подпитку вниманием и начинают ослабевать. Затем они угасают совсем и перестают беспокоить человека. Когда сосредоточение достигает максимальной интенсивности, практикующий ощущает внутреннюю наполненность энергией, спокойствие и блаженство. Его внимание перенаправляется от внешних объектов на внутренний источник жизни и бытия. Медитирующий начинает осознавать свою истинную природу, свой внутренний источник счастья.

До практики медитации в разуме у человека могло быть множество различных беспокоящих мыслей. Человек направлял всё своё внимание на какую-то проблему или то, что ему не нравится. Вся его энергии утекала таким образом. Энергия следовала за вниманием. В результате медитации практикующий “вытаскивает” своё внимание и энергию из этих процессов, сохраняет их и остаётся полон сил. Его разум становится более ясным и “лёгким”.

В духовных системах самопознания такое состояние ясности и лёгкости – это лишь промежуточная ступень. Конечная цель медитации – состояние за пределами разума и логики. Его невозможно выразить словами. Люди, пережившие это состояние, говорят, что можно лишь дать приближённое представление о нём.

Медитация в индуистской традиции делится на несколько ступеней:

Пратьяхара – отключение внимания от органов чувств и от внутренних мыслительных процессов;
Дхарана – сосредоточение разума;
Дхьяна – само состояние медитации.

Последняя ступень – самадхи, это уже состояние за пределами медитации, высшая ступень.

Как видно из классификации ступеней, сосредоточение предшествует медитации. Это означает, что медитация не может быть сгенерирована принуждением. Она возникает спонтанно, как проявление естественного состояния разума. Невозможно одним лишь усилием воли вызвать медитацию. При таком подходе может наоборот возникнуть обратный эффект. Разум может стать ещё более возбуждённым и беспокойным.

Правильный подход заключается в том, чтобы совмещать два подхода сосредоточения.
Один подход — произвольное сосредоточение. Второй подход – непроизвольное сосредоточение.
В первом случае практик усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-то объекте или на дыхании.
Во втором случае практик позволяет своему разуму созерцать, то, что его привлекает. Например, это может быть красивый закат. Или может быть ощущение приятного вкуса или запаха.

Каждый подход работает только ограниченное количество времени. И потом разум теряет сосредоточение, устаёт. Поэтому нужно сочетать два этих метода. Например, какое-то время созерцать пейзаж пока нравится, а потом стараться усилием воли сосредоточиться на нём, когда надоест созерцать. Через какое-то время разум начнёт самопроизвольно входить в состояние потока – состояние медитации. Тогда практикующий не заставляет это происходить своей волей, но и не привязывается к тому, что приятно ли ему или нет. Разум обретает свойство однонаправленного потока внимания.

Когда это происходит, человек сохраняет жизненную силу, которая не расходуется на посторонние процессы, объекты и явления. Практикующий становится более потенциален, более здоров, более жизнерадостен. Повышаются его интеллектуальные способности и эффективность в работе и в отношениях с другими людьми.

Как качество медитации зависит от дыхания

Как уже и было упомянуто выше, существуют различные виды медитаций: на дыхании, на объектах, на различных процессах. Но во всех случаях очень важно понимать, как правильно дышать при медитации. Особенно это важно в техниках наблюдения за дыханием. Дыхание очень тесно связанно с работой разума и с движением жизненной энергии – праны, ци, лунг.

В йоге говорится, что прана и разум – это две стороны одной медали. То есть одно неразрывно связанно с другим. Поэтому если не успокоить дыхание, то и разум будет в состоянии беспокойства. В то же время, когда разум беспокойный, дыхание становится хаотичным. Во всех техниках йоги дыханию уделяется особое внимание, будь то физические упражнения или медитативные техники.
Поэтому всем, желающим достичь каких либо духовных высот, очень важно разобраться, как правильно дышать во время медитации.

Чем более упорядоченное и равномерное дыхание, тем успешнее будет медитация. Спокойное дыхание означает спокойный ум.

Как дышать во время медитации

Техника дыхания при медитации не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы это понять, нужно уделить совсем немного времени на практику. На начальном этапе незнакомые упражнения всегда кажутся трудными или непонятными. Всё новое требует усилий и воли. Но со временем, когда выработается привычка, всё будет получаться естественным образом без усилий.

Техника дыхания при медитации заключается в том, чтобы внимание следовало за дыханием. Поза медитации может быть любой, главное чтобы было удобно. Нужно сосредотачивать всё своё внимание на процессе дыхания и в то же время нужно упорядочить дыхание, успокоить его. Но здесь может быть ловушка. Не нужно чрезмерно стараться контролировать дыхание. Всё должно происходить как можно естественней, без лишних усилий. Задача в том, чтобы отделить себя от процесса дыхания. Должно произойти осознание того, что дыхание само по себе, а сознание отдельно.

Осознающий должен прийти к такому состоянию, когда он как бы со стороны наблюдает за дыханием, не контролируя его. Сначала практикующий полностью сосредоточен на дыхании, отслеживает вдох, паузу и выдох. Внимание постоянно движется вместе с дыханием – то вовнутрь, то наружу. У опытных практиков в какой-то момент происходит остановка дыхания. То есть они вроде бы не задыхаются, жизнь продолжается, но дыхание останавливается, и останавливается разум.
Когда человек спит, он не контролирует дыхание, и оно остаётся спокойным. Также и здесь, задача в том, чтобы дыхание было спокойным и существовало само по себе. В данном случае оно является самым доступным объектом для медитации, так как оно всегда рядом.

Мощная, полезная, без каких-либо противопоказаний, да еще и простая техника медитации — это концентрация на дыхании. Именно с нее стоит начать свой путь в мир релакса, спокойствия и необыкновенных возможностей, которые перед вами впоследствии откроются.

Все, что нужно делать — ежедневно практиковаться.

К тому же хотелось бы отметить: она является первой ступенькой, и послужит прочным фундаментом для остальных форм медитативных практик. Готовы узнать больше?

Одной из первых медитаций была та, которую мы сейчас называем наблюдение за дыханием . Для древних индусов и буддистов она стала «спасательным кругом» для приведения в порядок собственных мыслей и освобождения от негативных. Они сразу раскусили, что практика помогает упорядочить мысли и достичь глубинного, а не поверхностного понимания духовных истин.

Реальная польза от наблюдения за дыханием, на самом деле, просто бесценна:

— беспокойство и непередаваемое волнение «как рукой снимет»;
— волшебным образом снизится кровяное давление и решатся многие проблемы с сердцем;
— научитесь замедлять, а потом и вовсе останавливать внутренний монолог;
— легче будете производить фокусировку ума на определенном объекте, то есть сможете с легкостью сосредотачиваться на том, что вам нужно в конкретный момент.

Хотите за пару минут научиться технике медитации «Дыхание» и развить силу концентрации? Дочитайте статью до конца!

Важно!

Уделяйте данной технике 10 минут вашего времени утром и вечером. Не пропускайте ни одного дня! Затем смело осваивайте следующие, например .

Чтобы научиться слышать свое дыхание, найдите спокойное место в парке, на любимой лужайке за домом, в комнате. Желательно, остановиться на последним варианте. Подготовьте стул или подушку, а также свободную одежду. В комнате не делайте сквозняков.

Плюс ко всему лучше не включать музыку. Но когда перерастете «наблюдение за дыханием» и будете практиковать более сложные медитации, хорошая музыка не помешает, да еще и качественная.

Кстати, для этого идеально подойдет внешняя звуковая карта купить которую получится в любом интернет-магазине.

Она позволяет профессионально обрабатывать звук, микшировать его, а при желании вообще добавлять любимые звуковые эффекты. А действительно — почему бы и не устроить себе домашнюю студию по обработке аудио и видео записей, и получать в итоге красивые мелодии для медитаций?

Как дышать и что следует делать новичку?

Техника медитации предполагает, что вы сядете на подушку в позе лотоса, то есть со скрещенными ногами. Учтите, что ягодицы должны быть приподняты совсем чуть-чуть. Что-то не получается? Садитесь на стул с прямой спинкой. Далее делайте все так, как я написала в инструкции:

1.Расслабьте плечи и держите подбородок параллельно полу. Не забудьте опустить глаза, сфокусировав их на любой одной точке в комнате. Руки сложите на коленях.

2.Делайте вдох через нос и обязательно расширяйте живот. По-прежнему продолжайте расслаблять напряженные мышцы в теле.

3.Наблюдение за дыханием происходит таким образом, что при каждом вдохе вы досчитываете до 10, после чего начинаете заново. Возникающие мысли гоните прочь из головы. Внимание на подсчет вдохов.

4.Спустя 10 минут завершите практику. На протяжении дня сохраните состояние легкости и саму фокусировку ума. Постоянно о том, как вы дышите не нужно думать.

P.S. Понравилась дыхательная практика?

Ставьте лайки, рассказывайте друзьям и самое важное — каждый Божий день уделяйте себе время и дышите!

Возникли вопросы или предложения, желаете рассказать о собственном опыте — пишите в комментариях ниже.

Сама природа дыхательного цикла делает его идеальным объектом для созерцающего ума. Нас отделяет от медитации лишь очередной вдох. Сам цикл хоть и совершается автоматически, но позволяет более полно и сознательно участвовать в нем. Фазы дыхания в медитации могут меняться, в некоторых пределах путем сознательного вмешательства в процесс дыхания. Йогические практики дыхания склонны к деятельному вмешательству, буддийские же тяготеют к пассивному участию в нем. Медитация и дыхание является всеобщей практикой созерцания.

Чаще всего именно это является стартовой площадкой для медитации. И все же этот самый простой предмет для созерцания, возможно, оказывается и самым сложным. Подтверждено, что можно посредством осознавания лишь одного дыхания. Лама Говинда воздает настоящую хвалу дыханию, этой естественной функции организма, на которое мы смотрим как на нечто само собой разумеющееся. Он описывает дыхание как «наивысшую функцию нашего организма». Это орудие для духовного опыта. Оно является посредником между умом и телом, с него начинается первый шаг на пути преображения тела из более или менее пассивно и неосознанно функционирующего органа в орудие или инструмент совершенно развитого и просветленного ума . Как только в медитации дыхание становится осознанным, мы обретаем физический и умственный покой. Как только мы начинаем все больше обращать внимание на дыхание, у нас возрастает наша внутренняя осознанность. Буддизм здесь явно склонен к счету, наблюдению и осознанию дыхания, тогда как йога стремится управлять процессом дыхания.

Фазы медитации дыхания

Во время медитации дыхание осуществляется при нашем участии, что позволяет включиться глубокому брюшному дыханию. Дыхательный цикл управляется посредством нервных клеток мозга. Сам дыхательный центр, расположенный в medulla oblongata (лат.продолговатый мозг), ответствен за вдох (вентральная часть, именуемая инспираторным центром). Пневмотаксический центр (дорсальная и обе латеральные части дыхательного центра, носящие собирательное название экспираторного центра) управляет выдохом (тормозит вдох и стимулирует выдох). Нервные импульсы непосредственно (через диафрагмальные и грудные нервы) из дыхательного центра поступают в диафрагму. Поскольку диафрагма образует сразу и низ верхней грудной полости, и верх нижней, то любые изменения в верхней части отражаются на нижней и наоборот. Когда верхняя грудная полость расширяется, брюшная сокращается, а как только происходит сокращение грудной полости, расширяется брюшная полость. Дыхательный цикл характеризуется поочередной сменой расширения и сокращения в легких, диафрагме и животе. Медитация дыхания долгая и глубокая как и сам цикл дыхания. В этом случае диафрагма будет спадать, а живот плавно выдаваться вперед. При выдохе диафрагма будет подниматься, а живот втягиваться. Вы сможете ощутить это, если положите руку на живот. Хотя принято считать, что дыхание происходит в два этапа, цикл осознанного медитативного дыхания состоит из четырех этапов - вдоха, паузы, выдоха и второй паузы.

Способы медитации дыхания

Во время медитации дыхание оказывается в большей степени осознанным, чем машинальным процессом; подобная осознанность лежит в основе всякой медитации. Даже если осознание сосредоточено на дыхании, случайные мысли будут возникать в вашем уме. Когда такое происходит, давайте этим мыслям идти своим чередом, не пытаясь ни следовать за ними, ни контролировать их. Осознание дыхания чаще всего начинается с его счета. Такая практика также имеет свои варианты, начиная с исходного и заканчивая сложным комплексом. Чаще всего используются следующие четыре варианта. Вы можете попытаться применить каждый из этих подходов по очереди. Выберите одно из вышеприведенных упражнений счета дыхания, и пусть оно служит вам в качестве медитации дыхания на протяжении недели.

  • При вдохе пользуйтесь для счета нечетными цифрами 1, 3, 5, 7, 9, 1 и т. д.
  • При выдохе пользуйтесь для счета четными цифрами 2, 4, 6, 8, 10, 2 и т. д.
  • Считайте каждый цикл вдоха-выдоха как одно целое. Ведите счет после окончания выдоха.
  • Считайте каждый цикл вдоха-выдоха как одно целое. Ведите счет после завершения вдоха.

Более сложная буддийская техника описана у Геше Рабтена, который разъясняет, как использовать умственное осознавание, чтобы следовать за дыханием в медитации. Сюда входит мысленное слежение за тем как воздух втягивается и вытесняется из легких, с увеличением глубины дыхания и длительности между фазами вдоха и выдоха. На первом этапе ум следует за вдохом до тех пор, пока усилия вдоха не достигнут уровня шеи. При выдохе ум следует за усилиями выдоха вплоть до выхода воздуха из ноздрей. На следующем этапе ум следует за вдохом до уровня груди. Таким образом, при выдохе ум следует за движением выдоха на то же расстояние, до ноздрей. Затем ум следует за вдохом вниз, вплоть до коленей, после чего следует за выдохом на соответствующем отрезке до ноздрей. Наконец, ум следует за вдохом вниз до ступней ног, а потом следует за выдохом опять до ноздрей. Перемещая таким образом усилия дыхания по всему телу, мы, следовательно, упражняем ум. Геше Рабтен утверждает, что «делая подобное упражнение, мы достигаем контроля над дыханием и умом». Совершенствуясь в этом упражнении, мы учим ум анализировать и исследовать природу вдыхаемого воздуха.

Каждая личность уникальна, в каждом из нас заложен огромный потенциал к тому, чтобы реализовать себя и свои возможности для обретения всего желаемого. На собственном опыте, проживая его во всей полноте, а не из книг или методических пособий, вы обретаете себя, раскрываете всю силу и мощь своего потенциала и возможностей. Можно быть никем, можно вписаться в рамки и параметры, заданные социумом, а можно сотворить себя заново, обрести полную независимость и свободу от чужих мнений, суждений и каких-либо обязательств. Выбор за вами. .

Медитация дыхания пранаяма

Связь между дыханием и энергиями тонких тел становится все более явной, как только мы развиваем связи между умом и телом, особенно посредством пранаямы, этой науки дыхания. Медитация дыхания пранаяма предлагает широкий выбор средств по единению ума и тела. Самым знаменитым из них, вероятно, является попеременное носовое дыхание, хотя существует много иных особых упражнений в сочетании с умственным и дыхательным контролем. Пранаяма делает владение естественной связью между дыханием и тонкими энергиями по-настоящему виртуозным. Она выходит далеко за пределы просто наблюдения, обеспечивая управление и полностью осознанное манипулирование этой связью. Длина и вдоха, и выдоха, а также время между ними меняются, чтобы создать целый спектр дыхательных ритмов.

Просмотры 1 249

Дыхательная медитация.

Основной деятельностью ума, применяемой в дыхательных медитациях, выступает осознанность, то есть способность ума фокусироваться на каком-то объекте, не забывая о нем и не устремляясь то и дело к другим объектам. В настоящем случае объектом концентрации становится наше дыхание. В своей самой эффективной форме осознанность сопровождается проницательной бдительностью, еще одной функцией ума, которая словно страж оберегает нас от смущающих и отвлекающих мыслей.

Осознанность важна для успешной медитации. Изо дня в день на протяжении всей жизни осознанность сохраняет нашу уравновешенность, бдительность и сознательность, помогает нам узнавать, что происходит в нашем уме как раз в миг возникновения события и, таким образом, грамотно справляться с трудностями по мере их возникновения.

Существуют различные методы воспитания осознанности, и в каждой традиции есть свои практики. Я привожу здесь описания двух вариантов. Выберите тот вариант, с которым вы не испытываете никакого дискомфорта, и постоянно практикуйте его. И лучше всего не прыгать от одного варианта к другому.

Вы можете воспользоваться дыхательной медитацией (иначе говоря осознанностью) в качестве основной практики или подготовительной стадии к другим медитациям. Это бесценная техника. Ее регулярная практика поможет вам постепенно обрести контроль над своим умом. Вы полнее расслабитесь, будете больше радоваться жизни, станете острее чувствовать как себя, так и других окружающих вас людей и вещи. Применяя свою увеличившуюся осознанность в других медитациях, вы сможете концентрироваться более длительные периоды времени.

Следовательно, медитация на осознанность важна как для новичков, так и для людей, давно практикующих медитацию. Она представляет большое значение как для тех, кому простые техники нужны для того, чтобы расслабить и успокоить ум, так и для тех, кто посвящает свою жизнь духовному развитию.

Практика.

Сядьте с прямой спиной и расслабьте тело. Представьте себе свой побудительный мотив или цель выполнения этой медитации и твердо скажите себе, что на протяжении всей сессии вы будете удерживать внимание на объекте концентрации для того, чтобы осуществить свою цель.

Для своей практики выберите один из следующих методов осознания дыхания:

1. Сосредоточьтесь на ощущениях в кончике носа, а именно в ноздрях, когда вы делаете вдох и выдох. Удерживайте внимание на этом тонком восприятии и наблюдайте каждый свой вдох и выдох на всем его протяжении.

2. Используйте вышеописанный метод, но в этом случае сосредоточьтесь на движении живота вверх и вниз при каждом вдохе и выдохе.

Какой бы метод вы ни выбрали, дышите нормально и мягко. В вас неизбежно будут возникать мысли, вы же относитесь к ним нейтрально, не привлекая и не отталкивая их. Другими словами, не реагируйте неприятием, тревогой, возбуждением или привязанностью к какой-то мысли, образу или чувству, которые возникают в вас. Просто замечайте их существование и возвращайте внимание к объекту медитации. Даже если вам приходится делать это пятьдесят раз в минуту, не падайте духом! Будьте терпеливыми и настойчивыми. В конце концов ваши мысли исчезнут.

Вообразите, что ваш ум подобен спокойному чистому озеру или бескрайнему пустому небу: на поверхности озера появляются всполохи, по небу проплывают облака, но скоро они исчезают, не смущая естественную безмятежность природы. Мысли приходят и уходят. Они скоротечны, мимолетны. Замечайте их и отпускайте, постоянно возвращая внимание к дыханию.

Удовольствуйтесь настоящим мигом. Примите любое состояние своего ума и все, что в нем возникает. Освободитесь от ожиданий, привязанности и разочарования. Не желайте быть в другом месте, заниматься чем-то еще или даже чувствовать себя иначе. Вы хороши и такими, какие вы есть сейчас.

Когда ваше мастерство выросло, когда у вас увеличилась способность избегать смущения, сделайте еще один шаг развития своей бдительности. Отмечайте в уме природу возникающих мыслей, вроде "я думаю о друге", "я думаю о завтраке", "я слышу птицу", "я сержусь", "мне скучно". Так вы можете определять "фантазию", "привязанность", "воспоминание", "звук", "боль". Как только вы отметили мысль или чувство, отпустите их, помянув природу их непостоянности.

Еще одна техника предписывает воспользоваться своей рассеянностью, чтобы помочь себе обрести понимание природы ума. Когда возникает мысль, вместо того чтобы сосредоточиться на самой мысли, сосредоточьтесь на мыслителе. Это значит, что часть ума, а именно проницательная бдительность, смотрит на другую часть, а именно рассеянность. Смущающий объект исчезнет, но удерживайте внимание на мыслителе как можно дольше. Когда возникнет следующая мысль, сосредоточьтесь на мыслителе и выполните прежнюю процедуру. Возвратитесь к созерцанию дыхания, как только устраните рассеянность.

Эти методы устранения рассеянности можно применить к любой медитации. От игнорирования или подавления смущающих мыслей или отрицательной энергии нет никакого толка, потому что мысли будут только наваливаться на вас с большей силой.

Источник: книга Сантье Кхадро « ».

Еще один метод дыхательной медитации предлагается Геше Джампой Тинлеем:

Геше Джампа Тинлей - о подготовке к медитации:

« Очень важно дыхание. Если перед тем, как начать медитацию, мы не проделаем 21 дыхание, то мыслей в голове останется так много, что нам не удастся по-настоящему сконцентрироваться. Поэтому сначала мы проделываем медитацию на дыхании. Приняв медитативную позу (она называется позой Вайрочаны), мы просто сосредотачиваемся на своем дыхании. Когда выдыхаем, то сосредоточенно следим, что мы выдыхаем, то же - когда вдыхаем.

Цель этой медитации я объясню на примере. Например, маленькие дети играют с ножом. Вы хотите его забрать, а они не отдают. Вы показываете им более интересную вещь, и они сразу же бросают нож. То же самое с нашим умом. Когда мы хотим сосредоточиться на важном объекте и говорим своему уму: "Сосредоточься!", он нас не слушает. И когда мы садимся медитировать, ум блуждает. Чтобы это остановить, надо проделать медитацию на дыхании. В уме появляются различные мысли, идеи. Одна мысль, если допустить ее, порождает массу иных, и так происходит без конца. Поэтому важно просто отбросить это и перенести внимание на другое. Когда мы сосредотачиваемся на дыхании, наш ум отвлекается от своих пристрастий, беспокойства, злости и постепенно успокаивается.

Итак, мы садимся и начинаем сосредоточенно следить за своим дыханием: как мы вдыхаем, выдыхаем и т.д., и делаем это некоторое время. Когда мы выдыхаем и вдыхаем, мы считаем "раз", и т.д. И если вы сможете остаться в сосредоточении на дыхании, не отвлекаясь, без всяких прерывающих сосредоточение мыслей до 21 раза, то ваше сосредоточение прекрасно.

Эта медитация на дыхании полезна в ежедневной жизни. Иногда, когда люди гневаются и не знают, как справиться со своим раздражением, они начинают пить водку. Почему они так делают? Потому что, когда выпивают, они перестают думать о своей проблеме и считают, что проблема решена. Эта медитация - замена водки! … Если вы разозлились, впали в гнев, постарайтесь выйти из комнаты и проделать эту "медитацию 21-го дыхания", и вы почувствуете, что стали менее раздраженными и более умиротворенными.

Или еще одно. Некоторые с трудом засыпают, плохо спят. Почему им бывает трудно? Потому что их обуревают мысли. Одна мысль приходит за другой, и они не могут остановиться. Они пытаются заснуть, но мысли продолжают появляться и появляться.

Если вы на самом деле хотите заснуть, то постарайтесь лечь и не думать ни о чем. Если вы остановитесь на какой-то одной ситуации, чтобы продумать ее, это помешает вам заснуть. И не сосредоточивайтесь на мысли "мне надо заснуть", эта мысль будет порождать другие мысли. Вместо этого сосредоточьтесь на дыхании. Не старайтесь особенно концентрироваться. Если какая-то мысль придет в голову, пусть она появится и уйдет. И так, следя за мыслями, допуская, чтобы они уходили, вы постепенно уснете, и у вас от медитации на дыхании будет хороший сон».