Батенька да вы трансформер вк. «Батенька, да вы трансформер»

Самиздат «Батенька, да вы трансформер» (batenka.ru) – это уникальный журналистский проект, в котором известные репортеры и начинающие авторы вместе каждый день фиксируют все перемены в человеческом обществе. Егор Мостовщиков («Сноб»), Даниил Туровский (Meduza), Юлия Дудкина («Секрет Фирмы»), Владислав Моисеев («Русский Репортер»), Олег Кашин, Григорий Туманов (GQ), Ольга Бешлей и еще 300 авторов доказали: этот мир в огне.

Книга «Как стать знаменитым, счастливым, найти себя и свою любовь, предсказать будущее и вылечить все болезни» даст ответы на все самые главные вопросы в вашей жизни, включая те, которые вы никогда не хотели задавать.

Произведение относится к жанру Публицистика: прочее. Оно было опубликовано в 2018 году издательством АСТ. Книга входит в серию "Звезда соцсети". На нашем сайте можно скачать книгу "Батенька, да вы трансформер" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Факультет журналистики Кафедра новых медиа и теории коммуникации Работа на тему «Золотой лимузин и экономика вакуума. Принципы работы редакций новых медиа на примере издания “Батенька, да вы трансформер”» Выполнила: студентка 5 курса 521гр. Валерия Житкова Преподаватель: к.ф.н. И.И. Засурский Москва, 2014

Введение «Задачу «Батеньки» можно сравнить с работой орнитолога. Тоже, в общем- то, достаточно тупорылое, но милое сердцу занятие: сидишь в кустах с блокнотом наперевес, высматриваешь птиц, хитро на них щуришься, шелестишь усами как Глаголев и делаешь тщательные пометки»1, - пишет о принципах работы издания, речь о коеми пойдет ниже, его идейный лидер. Эту чудесную метафору можно экстраполировать на любую исследовательскую деятельность –именно наблюдение и фиксация, а не анализ, как принято заявлять в любой мало-мальски уважающей себя научной работе, - базис изучения чего-либо живого. Ведь прежде¸ чем что-то проанализировать, необходимо предварительно разделить это на части. А редакция любого СМИ - живой организм, расчленение которого невозможно (в этом случае он перестанет быть живым). Поэтому я ограничусь наблюдением и, по мере возможностей, выявлением некоторых закономерностей в жизни подопытной редакции. Именно этому процессу и посвящена данная работа. Новые медиа (как производители контента) занимают особую полку в книжном шкафу редакционных типов. Конечно, объединять их под одним знаменем было бы поспешным и неоправданным шагом. Поэтому я не буду заниматься демагогией и рассмотрю только один пример внутреннего устройства редакции интернет-издания. И хотя сами авторы яростно открещиваются от аббревиатуры СМИ, я возьму на себя смелость окрестить их массовыми информаторами. Как известно, официальный статус часто не отражает реальное содержание того или иного явления – советский самиздат и не мечтал о признании «сверху», тем не менее, вещал для миллионов. Итак, в данной работе я рассмотрю редакционную систему одного издания (или феномена, если угодно – реверанс основателям), одного, но зато какого - выдающегося, яркого и самобытного. Может быть, нетипичного и, 1 «Батенька, да вы трансформер». Раздел «Что такое БАТЕНЬКА.РУ и зачем оно вам нужно?»Режим доступа: http://batenka.ru/wtf/ 3

вследствие этого, неподходящего для обобщений - да и Бог с ними, с глобальными обобщениями, у данной работы совсем иная задача. А именно - показать во всей ее красе устройство и ежедневную работу редакции, узнать, кто всем этим безумием правит, а кто в ежедневном режимеего создает, проследить за процессом рождения материалов в издании "Батенька, да вы трансформер". 4

Постапокалиптическая журналистика, или как выжить в мире абсурда «Изучение человека в естественной среде обитания. Упущенные возможности. Чудеса фантазии. Невероятные истории. Отважные попытки. Кунсткамера волшебства современного мира. Радости бытия на планете Земля»2. Это не описание нового американского блокбастера, это программная установка «Батеньки». И самое удивительное то, что всѐ перечисленное можно найти в текстах этого заумного (от «заумь») издания. Тот, кто хоть раз посетил сайт «Батеньки», простит меня за обильное цитирование: описывать то, что творят эти люди, очень сложно и главное – бессмысленно. Вот как рисует условный Теодор Глаголев (об этом великом мистификаторе позже) портрет своего среднего читателя: «В последнее время вам кажется, что мир окончательно сошел с ума? Вы читаете новости, и вас не покидает мысль, что человечество на всей скорости несется прямиком в ад? Вы задумываетесь: интересно, черт возьми, в какой именно момент все живое вокруг превратилось в какую-то необъяснимую дичь? Вы все больше подозреваете: что-то не так, да? Гадаете: ведь во всем этом должен быть хоть какой-то смысл, не так ли? И все чаще говорите друзьям и родным, что Конец Света близок?» Спасением от экзистенциального кризиса становятся материалы «Батеньки»: они обещают вывести читателя из порочного круга безответных вопросов. «Поздравляем! Ответ крайне прост. Добро пожаловать на планету Земля, 2 «Батенька, да вы трансформер». Раздел «Что такое БАТЕНЬКА.РУ и зачем оно вам нужно?» Режим доступа: http://batenka.ru/wtf/ 5

здесь так принято! Ведь не зря, на секундочку, женщины только с этой планеты выигрывают конкурс «Мисс Вселенная»», - резонно замечает Теодор. В качестве небольшого отступления хочу заметить, что одним из самых невероятных открытий в «Батеньке» для меня стали очевидные, элементарные вещи, которых никто не замечает, а они есть, и своим существованием обнажают абсурдность многих (пугающе многих) составляющих нашей жизни. Так вот, «Батенька» - это не просто извращенная фантазия сидящих на чем-то сильном бывших журфаковцев (ладно, и это тоже), это звонкая пощечина сумасшествию современного мира. «Не нужно читать новости и думать, что, кажется, под ногами разверзлась преисподняя. Не стоит гадать, через сколько настанет «Код апокалипсиса». Нет, мир не катится на всех оголтелых парах в самое сердце ада. Конец света настал давным-давным-давно. Так было всегда. Вы просто не заметили»3, - поясняет Теодор Глаголев. Переводя на человеческий, конец света для авторов «Батеньки» - это конец эпохи вездесущего разума, по законам которого существует всѐ окружающее. Как только мир решил поиграть в средневековый карнавал, когда царь становится нищим, а последний маргинал занимает сверкающий трон, как только все правила были отменены, и эта революция смысла была воспринята как должное, - рухнул старый-добрый правильный мир. «Теперь же можно спокойно делать целые тесты на определение настоящих новостей от ненастоящих», - развивает свою апокалиптическую мысль Теодор. «Любой, даже самый запредельный ад, какой взбредѐт вам в голову, скорее всего, уже случился. Россияне устроили массовую драку из-за памперсов в норвежском магазине! Японскую художницу арестовали за рассылку 3D-отпечатков еѐ вагины - и вообще она хотела сделать каяк в виде своего влагалища! Мексиканец случайно застрелился, когда делал 3 Интервью основателей «Батеньки» изданию FurFur, Режим доступа: http://www.furfur.me/furfur/all/culture/176323-mostovschikov-o-batenke 6

селфи, да и смертельные селфи набирают всѐ большую популярность! Гаджеты восстают против людей! Женщина вышла замуж за картонного Роберта Паттинсона! Индус взял в жены гору! Вы знаете, что вас теперь могут посадить за лайк или ретвит? А вы видели эти упражнения по пауэрлифтингу с помощью вагины? Как вам, кстати, запреты всей живой жизни на территории Российской Федерации? Война, вот ещѐ. В Караганде празднуют юбилей бегемота! Говорить негативно о Крыме нельзя. А, ну да, конечно же, вот ещѐ немного: пьяного вора, бомжа и гуся на краденой машине задержала полиция. В Югре банда Деда Мороза заставляет детей выбрасывать ценности в форточку. В Швеции убили самого старого на свете угря по имени Угорь - ему было 150 лет. ФСБ получила прямой доступ к персональным данным в социальных сетях. Охрана президента России вывихнула руку девушке-инвалиду. Повесилась автор более 20 книг о счастье»4, - ряд примеров массового помешательства можно продолжать бесконечно, чем, собственно, и занимаются авторы «Батеньки». В общем и целом, это талантливое (что ни автор, то реинкарнация Чехова) эссе на заданную тему: ей может стать любая абсурдная новость – от евро за 72 рубля до клипа Евгении Васильевой про тапочки Сердюкова. Впрочем, снова упираясь в невозможность описать неописуемое, отправляю всех интересующихся на сайт «Батеньки». 4 Интервью основателей «Батеньки» изданию FurFur, Режим доступа: http://www.furfur.me/furfur/all/culture/176323-mostovschikov-o-batenke 7

«Батенька» в лицах, или как творится хаос Пару слов об истории моей любви с этим чудо-изданием. Проведя за чтением материалов о Шайтан-болоте и омских джедаях пару-тройку суток и потеряв осознание реальности, я решилась спросить, что это, как устроено и, главное, зачем, у самого Теодора Глаголева (благо, функция «Написать Теодору» есть на главной странице). Тео ответил оперативно и был крайне мил, пригласив меня на планерку в мастерские Толстых (к сожалению, на собрание в Золотом лимузине5 я опоздала). К еще большему сожалению, встреча из-за цейтнота и моей нерадивости так и не состоялась, но – пренепременно состоится и станет бриллиантом на теле моей дипломной работы. Тем не менее, разузнать, каков «Батенька» изнутри, мне удалось из электронного общения с условным Теодором. Оказалось, что «Батенька» - это собрание профессиональных журналистов- энтузиастов, сублимирующих свое негодование на тему устройства мира (анализировать который входит в их ежедневные журналистские обязанности) в собственное «новое медиа, ответ на все вопросы, ту причину, по которой стоило создавать интернет и изобретать станок Гуттенберга». Сайт не зарегистрирован как СМИ, это даже не юридическое лицо – денег в проекте ноль. Кстати о нуле: «Мы нищеброды», - радостно заявляет Теодор. «У нас нет ничего, мы живем согласно экономикивакуума, то есть, без денег - всѐ, что вы видите на нашем сайте, сделано совершенно бесплатно. СОВСЕМ. Нашими силами. Мы платим Нолем, и это счастье, ведь Ноль - самая стабильная валюта на земле. Но снимать офис с Нолем мы еще не научились». Поэтому редакционное пространство «Батеньки» - это московские кафе, где авторы встречаются каждую неделю, редакционный Facebook-чат, «в котором чужак сойдет с ума и лишится волос на пояснице», и виртуальная 5 Видеоотчет о планерке в Золотом лимузине: http://www.youtube.com/watch?v=HODTV5YdDzE 8

после конца света. Повадки. Привычки. Заблуждения. Мечты. Теории и практики жизни после смерти. Вот чем занимался Глаголев»6. И апологеты изучения мира после конца света приняли у Теодора эстафету этой нелегкой миссии. Далее в управленческой пирамиде «Батеньки» идут простые смертные. Мой новый друг Теодор рассказал о редакторе каждого отдела в свойственной ему манере, поэтому разобрать, что здесь правда, а что – стѐб, я не вижу не единого шанса и предоставляю эту увлекательную миссию читателю данной работы. Итак, правит бал шеф-лобстер Егор Мостовщиков. Он автор большей части сайта: логотипа, баннеров и «подвала». Все тексты перед публикацией проходят через его «ок». Егор Мостовщиков один из создателей«Батеньки», но не главный редактор - ведь раз «Батенька» не СМИ, то и главного редактора у него быть не может, резонно замечает Теодор. Дальше идут руководители отделов, численность, названия и содержания которых периодически трансформируются. Антон Ярош - фармацевт, актер, менеджер, выпускник журфака МГУ, директор отдела «Транспорт и силовые решения». Он один из главных сооснователей сайта, водитель Батенька-мобиля и самый вменяемый из всей редакции. Этери Барклай - работала в фонде борьбы со СПИДом и в ЮНЕСКО, выпускник журфака МГУ, свободно говорит на английском и французском языках, директор отдела «Быт и нравы» и «Аудиошок». Александр Васев - бывший сотрудник Openspace, LifeNews, Коммерсантъ- ТВ, выпускник журфака МГУ, директор отдела «Трансфигурация и магические вещества». 6 «Батенька, да вы трансформер». Раздел «Кто такой Теодор Глаголев». Режим доступа: http://batenka.ru/2014/07/03/kto-takoj-teodor-glagolev/ 10

Ольга Осипова - фоторедактор, работала в TheNewTimes, Ленте.ру, редактировала книгу Евгения Фельдмана о войне на Украине, выпускник журфака МГУ, директор отдела ―Мистика и экстрасенсорика‖ Максим Мартемьянов - специальный корреспондент GQ, заканчивает обучение на журфаке МГУ, название для его отдела еще не придумано. Влад Моисеев - корреспондент журнала «Русский Репортер», директор отдела «Мизантропия и Уныние». Его тексты – самые читаемые на сайте (угадывает боль аудитории). К основному костяку редакции, его главная мышце, периодически прибавляются внештатные авторы и сами читатели, делающие рубрику «Та самая история». «Как видите, у нас все директоры и руководители, так что черт его знает какая это иерархия - мы вместе все придумываем и вместе друг друга пинаем, если вдруг что не получается», - подытоживает Теодор. 11

Заключение Я искренне восхищаюсь талантом авторов и создателей «Батеньки». Сама по себе концепция абсурдных новостей, аналитики и эссеистики в абсурдном мире тянет на Пулитцера, да еще и все тексты написаны дьявольски интересно. Возникает странное чувство, когда, несмотря на полное отсутствие смысла в 8 000-значной статье оторваться от нее невозможно – уж больно язык хорош и метафоры метки. Очень жаль, что постоянными читателями «Батеньки» остается узкая прослойка хипстеров и прочих модных бородачей (сомневаюсь, что банкир за 35, не выпускающий из рук «Коммерсант» и «РБК» каждый обеденный перерыв посвящает чтению статей а-ля «Как Лиза узнала, что такое минет»). И моя маленькая цель с сегодняшнего дня – вбросить эту чудную вещь в массы, по крайней мере, своего окружения. Хотя бы ради того, чтобы журфаковцы учились хорошо писать. Да пребудет с нами сила. Только Батенька, только хардкор. 12

Список использованных источников 1. Сайт издания «Батенька, да вы трансформер»: http://batenka.ru/ 2. Личное общение с Теодором Глаголевым 3. Интервью основателей «Батеньки» изданию FurFur: http://www.furfur.me/furfur/all/culture/176323-mostovschikov-o-batenke 4. Канал «Батеньки» на YouTube: http://www.youtube.com/channel/UC7nC2xMnxu7kyidPEEDJMyA 13

× Вы просматриваете облегчённый вариант работы - только текст.

Start listening to Батенька, да вы трансформер on your phone right now with сайт"s free mobile app, the best podcasting experience on both iPhone and Android. Your subcriptions will sync with your account on this website too. Podcast smart and easy with the app that refuses to compromise.

Google Play reviews:

"THE best podcast/netcast app. Brilliantly useful, fantastically intuitive, beautiful UI. Developers constantly update and improve. No other podcast/netcast app comes close."

"Excellent app. Easy and intuitive to use. New features frequently added. Just what you need. Not what you don"t. Programmer gives this app a lot of love and attention and it shows."

"Store house of knowledge"

"Thank you for giving me a beautiful, podcast streaming app with a great library"

"Love the offline function"

"This is "the" way to handle your podcast subscriptions. It"s also a great way to discover new podcasts."

"It"s perfect. So easy to find shows to follow. Six stars for Chromecast support."

© batenka.ru, текст,

© ООО «Издательство АСТ»

* * *

Глава 1
Как стать знаменитым

Как стать знаменитым, счастливым, найти себя и свою любовь, предсказать будущее и вылечить все болезни

Если верить социологам, около 30 % людей мечтают стать знаменитыми, а 40 % населения радуются, когда им перепадет немного случайной славы. Вообще-то, большие амбиции и стремление к славе – всего лишь последствие наших детских комплексов, но об этом позже. Главное – в этой главе есть все, что нужно, чтобы стать великим и известным в эру Постапокалипсиса. Ведь мир после Конца Света – это место, где все возможно. Поле чудес, гигантская русская рулетка, где один человек совершенно случайно становится известным участником преступной группировки, а другой превращается в супер звезду, играя на воображаемой гитаре. Можно стать великим маньяком-убийцей, а можно поставить на карту все, что у тебя есть, но так и ничего не достичь. Вы узнаете, как драться в клетке на глазах у толпы, что нужно сделать, чтобы вас показали по телевизору, а женщины просили расписаться на их голой груди, и можно ли превратиться в покойного и великого Дэвида Боуи и как это отразится на вашем здоровье. Все истории в этой главе – чистая правда, мы не выдумали ни одного персонажа (разве что существование горбуна из Глазго может вызвать некоторые сомнения). И все они появились в результате долгой журналистской работы, которая доказывает, что реальный мир – фантастичнее даже самой дикой выдумки.

Странная история доктора Брукера и майора Тома

Посвящается памяти Дэвида Боуи – «человека, который упал на Землю».

Юлия Дудкина


На секунду он и сам вдруг поверил, что он – Дэвид Боуи. Последние дни все к этому шло. Сначала пришлось на сутки застрять в аэропорту Лос-Анджелеса без багажа, потом – тринадцатичасовой перелет. В Мельбурне он наконец оказался 15 июля: к тому моменту он уже несколько дней почти не спал и не ел. В Австралии было прохладно, а он прилетел в одной футболке. «Так вот как чувствуют себя шотландцы в Лондоне», – подумал он, выйдя из аэропорта. От крепкого кофе и шампанского кружилась голова, и, когда он вошел в свой номер в отеле, стены качнулись навстречу. Но времени на отдых совсем не оставалось – переодевшись, он спустился вниз и поймал такси. Его уже ждали. Охранники перед входом не спросили билета. «Кажется, вам сюда», – сказали они, увидев его, и проводили внутрь.

Когда он появился в дверях, вокруг зашептались: «Смотрите, это же он! Он приехал!» Перепутать было невозможно: ярко-рыжие волосы, белое лицо, синие тени вокруг глаз. Журналисты защелкали вспышками, незнакомые люди пытались до него дотронуться или даже обнять. Он охотился по всему Лондону за винтажными костюмами 70-х, париками, куртками и галстуками, он заедал молоко красным перцем и пил энергетические напитки в огромных количествах.

Все зашло слишком далеко, и теперь даже по ночам он иногда видит спутанные Боуи-сны – просыпается, записывает обрывки мыслей, а потом, хорошенько покопавшись в книжных биографиях, понимает, что такие же идеи приходили в голову и самому Боуи. Доктор Брукер поймал свое отражение в зеркале, улыбнулся сам себе и подумал: «Кажется, у меня получилось».

Один из парадоксов квантовой механики – квантовая телепортация. Состояние одной квантовой частицы разрушается и воссоздается там, где есть другая частица – запутанная. Когда-то Дэвид Боуи был психом № 1, парнем из космоса, звездой рок-н-ролла. Но в последние годы это был уже шестидесятивосьмилетний конформист, тень прежнего Боуи – он больше не красил волосы и не перевоплощался, тихо жил на Манхэттене с женой и дочерью и готовил сам себе подарок на свой последний день рождения – первый за три года альбом под названием Blackstar. Дэвид Боуи – квантовая частица, состояние которой разрушилось; Боуи расформировался, чтобы появиться в другом месте. Кажется, роль запутанной частицы в этой телепортации досталась британскому профессору, феминисту, исследователю кино и современной культуры Уиллу Брукеру.

Как-то раз в 1967 году в театральную труппу Линдси Кемпа, танцовщика, мима, известного актера и педагога, пришел совсем молодой парень Дэвид Джонс, который мучительно хотел прославиться. К своим двадцати годам Дэвид уже успел выпустить одну неудачную пластинку, записанную за пятнадцать минут, и спеть легкомысленную песенку для рекламы мороженого Luv. Дальше у него ничего не складывалось, и он решил заняться пантомимой – ему нравился театр кабуки, где мужчины играли женские роли. Ученики Кемпа ездили по всей стране и выступали в этом жанре. Дэвид точно знал, чего хочет: чтобы о нем и его творчестве узнал весь мир. Но он не понимал, как это сделать: очень застенчивый и замкнутый, на сцене он чувствовал себя неуютно.

Линдси Кемп хотел помочь ученику, тем более что у того явно был талант. И тогда Кемп посоветовал парню разрисовать лицо и раскрасить волосы. Ведь если ты надел маску, то ты – уже не ты. Ты – это твоя роль, и на тебя все смотрят. Играй, и люди поверят. У тебя уже нет выхода – ты надел костюм и вышел на сцену, а значит, спектакль начался. Самый длинный спектакль в твоей жизни, Дэвид Джонс, и ты в нем играешь Дэвида Боуи.

В 1969 году, когда американцы высадились (или сделали вид, что высадились) на Луну, майор Том из песни Боуи затерялся в открытом космосе. «Би-би-си» показывали репортажи об американских космонавтах, а на фоне играла Space Oddity. Застенчивый Дэвид Джонс наконец понял, что делать.

Удачная выдумка, набор образов, точное попадание в больной нерв эпохи – в придуманного Боуи так поверили, что он стал почти настоящим. Настолько, что и сам выдумал себе роль. Это был уже двойной спектакль, игла в яйце, а яйцо – в утке. На сцене появился Зигги Стардаст – космический музыкант из пластмассы, алкоголик и наркоман, прилетевший на Землю за пять лет до Апокалипсиса. Дэвид увлекся постановкой и уже с трудом различал собственные роли. «Никогда не могу решить, я ли придумываю персонажей или персонажи придумывают меня», – говорил он. А иногда он вдруг заявлял: «Вот сейчас перед вами настоящий я», – но даже тогда никто не знал, насколько ему можно верить. К 1973 году Зигги Стардаст стал вести себя совсем плохо: он забыл, зачем явился на Землю, и предал своих друзей. Боуи «убил» его прямо на сцене, а на смену Зигги быстро пришли новые персонажи. Боуи как будто бродил по лабиринту из кривых зеркал и в каждом из них видел то Зигги Стардаста, то Изможденного Белого Герцога, то Томаса Ньютона и в конце концов перестал понимать, есть ли там вообще его собственное отражение.

В это же самое время, в середине 70-х, маленький англичанин по имени Уилл ставил свой собственный спектакль. В полдень, во время обеденного перерыва, он приходил из школы домой и старательно переодевался: то в клоуна, то в ковбоя, то в космонавта, а иногда и во что-то совсем непонятное. Переодевшись, он, радостный, снова бежал на уроки. Ему было пять лет, и костюмы он делал из чего попало, так что они получались не очень правдоподобными. Но ему очень хотелось верить, что одноклассники его не узнают. Они и правда не узнавали. Точнее, они в глубине души знали, что перед ними – их друг Уилл, но им нравилось вместе с ним воображать, будто бы он превратился в космонавта или ковбоя. Когда дети вырастают, оказывается, что воображать себя ковбоем, солдатом или кем угодно и наряжаться в костюмы – «глупо» и «несерьезно». Тогда они становятся солидными мужчинами и женщинами, полезными гражданами своего государства. Уилл Брукер стал ученым.

Брукер изучал кино и культуру, написал известный научный труд под названием «Бэтмен без маски. Анализ культурной иконы», стал профессором в Кингстонском университете в области кино и телевидения. Потом он изучал поведение фанатов «Звездных войн» и влияние Льюиса Кэрролла на современную культуру. Выпустил серию феминистских комиксов о женщине-супергерое «Моя так называемая секретная личность», которую высоко оценили «The Guardian» и «Times Higher Education». Публичным человеком Уилл никогда не был. Его часто приглашали на разные передачи, и он принимал эти приглашения, но все-таки больше любил проводить время в одиночестве – читать, писать статьи для журналов, путешествовать. А еще он любил Дэвида Боуи – человека, который вырос, но так и не перестал играть. Еще подростком Уилл начал его слушать. Он ходил с кассетным плеером и снова и снова ставил альбом Let’s dance – его поражало, как это Боуи умудрился стать невероятно успешным при жизни и при этом оставаться очень странным, как он сумел быть прагматичным, но не терять своей индивидуальности.

Уиллу Брукеру всегда хотелось сделать что-то особенное, что было бы связано с Боуи. Например, написать книгу – в конце концов, это он умеет лучше всего. Но книг про Боуи написано уже столько, что ими можно запомнить целый концертный зал, а Уилл – не такой человек, чтобы просто написать еще одну и остаться в тени, сделать, как все. И тогда он решил написать особенную книгу, вложить в нее всю душу, а заодно понять Боуи так, как его не понимал никто. И для этого он решил на целый год стать Боуи: ездить по тем же странам, куда ездил он, и читать те же книги, придерживаться такой же диеты и так же одеваться. Может быть, тогда получится влезть в его голову и рассказать, что же все-таки в ней происходило все эти годы. Ведь если у тебя получилось стать ковбоем или клоуном, значит, спектакль уже начался.

Самый странный спектакль в твоей жизни, Уилл Брукер, и ты в нем играешь Дэвида Боуи.

«Вначале это все было проще, – говорит доктор Брукер. – Я смотрел фильмы, которые смотрел Боуи, слушал музыку, изучал биографии, занимался творчеством. Но потом понял, что, если я хочу по-настоящему понять, что было у него в голове, нужно пойти дальше. Может, если бы я знал, во что все это выльется, я бы подумал дважды прежде, чем начинать». Теперь Уилл, как и Боуи в свое время, пишет картины и занимается музыкой. Приезжая в города, где когда-то бывал Боуи, он пытается повторить его маршрут. Правда, больших концертов Уилл не дает – только иногда выступает в маленьких клубах. Зато, когда журналисты просят его об интервью, он никогда не отказывается, ему ведь надо почувствовать на себе, каково это – когда тебя постоянно фотографируют и задают одинаковые вопросы. Оказывается, не очень-то уютно – часто хочется спрятаться и побыть одному. Свой эксперимент Уилл начал с 1960 года – когда Боуи только-только стал строить карьеру. А вот на каком году стоит остановиться, он и сам пока не понимает – ведь, когда суперкнига выйдет в продажу, нужно будет наряжаться в Боуи на презентации, то есть снова возвращаться в старые образы.

Некоторые эпизоды из жизни музыканта удается пройти довольно быстро – например, те, когда у него было творческое затишье. На другие нужно много времени – так, Изможденным Белым Герцогом он был несколько недель. Иногда на проект приходится тратить очень много денег. Например, рубашка Изможденного Белого Герцога с высоким воротником обошлась в сто фунтов у портного, а для прически Томаса Ньютона – «Человека, который упал на землю» – приходилось раз в месяц красить волосы по два часа. А ведь еще перелеты. В Мельбурн Уилл прибыл прямо к открытию грандиозной выставки, посвященной Дэвиду Боуи, так что там его встретили, как звезду. Тем более, что настоящий Боуи на нее не прилетел.

Уилл решил сэкономить только на одном – в отличие от настоящего Боуи, он не стал принимать наркотики. Это дорого, нелегально, да и как он придет к своим студентам под кайфом? В конце концов, нельзя же потерять любимую работу из-за книги. Вместо того чтобы сидеть на кокаине, Уилл стал пить очень много энергетических напитков и заставлял себя не спать по несколько дней. Ощущения, конечно, не совсем такие же, но тоже довольно странные. Да и дело ведь не в костюмах и наркотиках. Иногда ученому даже надоедает, что его проект воспринимают как простой маскарад. Уилл пытается понять творчество Боуи – выяснить, откуда брались образы и идеи. А наркотические трипы и гомосексуальные отношения музыканта, говорит ученый, – это уже его личная жизнь, и Боуи имел на нее право.

На голове у Уилла – художественный беспорядок, лицо – абсолютно белое, а губы накрашены красной помадой. Через несколько часов он будет давать интервью австралийским журналистам. Профессор уже порядком устал. Он начал свой проект в июне 2015-го и успел дойти до 80-х годов. Сначала он был Зигги Стардастом – нервным и нетерпеливым. Он почти не ел и не спал, постоянно общался с прессой – ведь так ведет себя человек, который хочет прославиться. А Боуи очень, очень этого хотел. Зигги Стардаст – это яркий кусок пластмассы с блестками, за которым можно спрятать очень стеснительного парня.

Потом Уиллу пришлось стать Изможденным Белым Герцогом – фашистской сволочью из 1976-го. Элегантным накокаиненным Пьеро, почти не выражающим эмоций. Он расставил по комнате черные свечи, включил немецкую музыку и писал под нее странные полотна.

«Если ты решил быть Белым Герцогом, то ты становишься как пуля, как нож, – объясняет Уилл. – Боуи придумывал все эти образы не просто из пустоты, они были внутри него. Просто в тот или иной момент он вытаскивал их на поверхность. В 70-е ему было очень тяжело, и ему надо было стать именно таким, чтобы все это пережить. Белым Герцогом может быть не каждый, потому что не в каждом он есть. Во мне нашелся». Уилл говорит, что Боуи 70-х напоминает ему больную птицу – он как-то весь постоянно сжимается, поджимает под себя ноги, когда садится. «Семидесятые были настоящей катастрофой, – говорит доктор. – Нам повезло, что мы не потеряли Боуи в это время». Это то самое время, когда Боуи, по его словам, питался красным перцем и молоком. Уилл попробовал питаться так же и понял, откуда взялась эта странная поза больной птицы. Он почувствовал себя именно так. Уилл несколько недель бороздил Лондон в лихорадочном состоянии: если ты Белый Герцог, то ты – сверхчеловек и имеешь право делать все, что угодно. Ты сильный, жестокий, и за твое преступление никогда не будет наказания.

– Так ты что, правда что-то натворил? – спрашиваю я Уилла, но он уходит от ответа:

– Понимаешь, мне лучше об этом никому не рассказывать. Иногда я думаю, что Боуи не комментировал мой проект, потому что успел забыть, каким он был в семидесятые, и не очень хочел вспоминать. Это правда очень тяжело. Странно даже, что он тогда выжил. Иногда я думаю: вдруг он на самом деле умер намного раньше, а вместо него был его клон – этот бодрый подтянутый человек?

К тому моменту, когда Уилл добрался до Берлина, куда Боуи поехал успокаиваться в конце 70-х, он уже порядком перестал понимать, что происходит. На экскурсии по излюбленным местам Боуи он слушал рассказы экскурсовода и иногда вдруг думал, что тот рассказывает про него – Уилла.

Сейчас профессор уже добрался до 80-х. Майора Тома, который много лет назад затерялся в космосе, наконец нашли. Оказалось, что он был всего лишь никчемным наркоманом, который за свою жизнь не сделал ничего хорошего, только дышал космическим эфиром. «Мама говорила: лучше не связывайся с Майором Томом». В 1980-м вышла песня Ashes to Ashes. На видео Боуи, съежившись, сидит один в углу комнаты с мягкими стенами. Жестокий Пьеро по берегу моря уходит к закату, чтобы исчезнуть навсегда. Это – дно, с которого постепенно начинается перерождение Дэвида Боуи. И это настоящее облегчение для Уилла: больше ему хотя бы не нужно есть красный перец и запивать его молоком.

Непонятно, как к эксперименту Уилла Брукера относился сам Дэвид Боуи – он отказался комментировать проект ученого. Уилл хочет, чтобы его самая-лучшая-книга-про-Боуи стала для того как бы подарком, выражением любви. Но ведь могло получиться и так же, как когда-то у самого Боуи с Энди Уорхолом.

В 1971 году супруги Дэвид и Анджела Боуи подошли к дому 33 по Юнион-сквер в Нью-Йорке. Выглядели они впечатляюще: у мужа – волосы до плеч, женские туфли с золотым ремешком и шляпа с широкими полями. Анджела была коротко пострижена и одета почти по-мужски. Вместе они вошли внутрь и поднялись на лифте на шестой этаж, там находилась знаменитая «Фабрика» Энди Уорхола, нью-йоркское гнездо разврата, место, где рождался поп-арт. Дэвид очень хотел туда попасть – он обожал Уорхола и мечтал с ним познакомиться.

Дэвид и Анджела вышли на шестом этаже и увидели перед собой кирпичную стену. Они постучали, к ним вышли какие-то люди и отказались впускать на «Фабрику» – они не поверили, что перед ними известный музыкант с супругой. Пара снова спустилась вниз и поднялась обратно, на этот раз на стук вышли другие люди, и Дэвида с Анджелой наконец впустили. Постоянные гости «Фабрики» никак не могли опомниться после того случая, когда несколько лет назад в лофт ворвалась сумасшедшая феминистка и три раза выстрелила Уорхолу в живот, поэтому смотрели на новеньких с недоверием. Когда Дэвид нашел Уорхола, он тут же решил спеть ему песню, которую написал в его честь. Она так и называлась: «Энди Уорхол».

«Andy Warhol looks a scream, hang him on the wall…» – кажется, эти слова не очень понравились художнику. Он как-то неопределенно хмыкнул и отошел в сторону – разговаривать с Боуи ему не хотелось. Дэвид стоял один посреди комнаты и выглядел страшно растерянным – он ведь не хотел никого обидеть. Кто-то, проходя мимо, сказал ему: «Ух ты, да Энди просто взбесился из-за этой песни».

– Простите, – ответил Дэвид. – Я думал, ему будет приятно.

– Да, но ты намекнул на его необычную внешность, – ответил ему незнакомый гость «Фабрики». – А у Энди проблемы с кожей, и ему постоянно кажется, что это всем бросается в глаза.

Дэвид был ужасно подавлен – он чувствовал себя здесь лишним. Но тут Уорхол, проходя мимо, вдруг обратил внимание на его женские туфли – желто-золотые с ремешком. Он, кажется, тут же забыл, как сильно его задела песня.

– Я обожаю эти туфли! Где ты их купил? – обратился он к Дэвиду. После этого они начали обсуждать обувь, и недоразумение было забыто. Через несколько лет Уорхол даже стал поклонником музыканта.

Впрочем, если бы у профессора Брукера все-таки появилась возможность показать Боуи свою книгу, и тому она бы не понравилась, то у Брукера точно нашлась бы подходящая пара туфель, чтобы все исправить. Он истратил уйму времени и сил, чтобы подобрать себе гардероб для своей роли.

Профессор выглядит уставшим. Он хотел, чтобы этот проект принадлежал только ему, был частью его самого. Но получается, что все его время и силы посвящены другому человеку. У Уилла накопилось много идей для новых работ, никак не связанных с Боуи, но пока он просто не может за них взяться. Потому что, если ты решил играть роль Дэвида Боуи, ты играешь ее до конца, как делал когда-то стеснительный парень Дэвид Джонс.

Нет, Уилл совсем не жалеет, что за все это взялся: это будет длинное путешествие, из которого он вернется немного другим. Но иногда он все-таки заходит в «Твиттер» и обращается к читателям: «Напомните мне, почему я вообще начал все это делать?»

В 70-е годы Боуи-Зигги был уверен, что конец света вот-вот наступит. Уилл из 2015-го все больше удивляется тому, что он так и не наступил. Ведь ученый, чтобы погрузиться в прошлое, стал меньше пользоваться соцсетями, он в основном сидит дома, занимается музыкой, живописью и другими старомодными вещами. И, когда он выходит на улицу, ясно понимает, что теперь с миром что-то не так. С каждой журнальной обложки, с каждого билборда кто-то выкрикивает очередную несусветную глупость. Попробуй включить телевизор – на одном канале люди говорят ни о чем, продают воздух и покупают его. На другом – стреляют друг в друга в упор, режут головы, насилуют кого-нибудь впятером. Зайди в интернет – каждый хочет рассказать тебе, какого цвета на нем трусы и что он съел на завтрак. Информации так много, что она не задерживается в голове – мы уже почти как рыбы, которые могут сохранять что-то в памяти от тридцати секунд до нескольких дней, но никак не дольше. «А может быть, конец света все-таки наступил?» – думает доктор. Наступил, просто мы не заметили. А Боуи все знал с самого начала. Если он, конечно, вообще существовал. Все это еще только предстоит узнать профессору, когда он пройдет свой путь до конца.

На прощание доктор Брукер говорит мне: «Знаешь, как делал Боуи, когда уходил со сцены? Это значило, что представление окончено, на него больше не смотрят и он может снять маску». И Уилл медленно стирает с губ помаду.

Боуи давно уже стер свою помаду, и в его последние годы вы едва узнали бы его в толпе, прогуливаясь по Нью-Йорку, вряд ли нашли бы в том немолодом джентельмене хотя бы отголосок Майора Тома. Может быть, Дэвид Боуи – этот гениальный симулякр – просто утратил свой смысл? Псих № 1 перестает быть психом, если все кругом сходят с ума. Пластмассовый парень из космоса теряет свою уникальность в пластмассовом мире. В конце концов, Боуи всегда пытался быть зеркалом своей эпохи. Но, кажется, однажды ему стало уже просто нечего отражать.

«Батенька, да вы трансформер» - это не СМИ. Мы - молодые и профессиональные журналисты, художники, иллюстраторы, писатели, дизайнеры, фотографы, менеджеры, фармацевты и люди различных профессий, которые находят своё призвание в честном искреннем исследовании окружающего нас мира. Мы называемся самиздатом не просто так: всё, что вы читаете на нашем сайте и можете увидеть за пределами виртуальной реальности, мы делаем своими силами, без каких-либо инвестиций, финансирования и средств. Всё за свой счёт и в свободное от заработков время.

В современном мире довольно трудно так долго работать над таким серьёзным проектом без чьего-либо покровительства и финансовой поддержки: но это наша плата за то, чтобы сохранить правду и объективность от посягательств чужой заинтересованности, защитить её от мира, в котором выгода слишком часто вытесняет честный и искренний взгляд на мир. Именно потому, что все наши «штатные сотрудники» и помощники ценят возможность говорить о том, что они думают на самом деле, мы называем себя «Орденом». Это значит, что нас объединяют не выгода и зарплата, а общие идеалы и цели.

Современная человеческая жизнь проходит в постоянном страхе наступления Конца света: ощущение опасности и жизни на исходе времён делает нас испуганными и легко управляемыми. Мы подозреваем, что Конец света на самом деле давно наступил (просто никто не заметил) - и все мы живём в эпоху Постапокалипсиса, когда пора перестать вопить от ужаса и начать наблюдать за дивным новым миром и трансформироваться вместе с ним. Наша задача - дать людям новый язык для осмысления нового положения вещей.

Самиздат «Батенька, да вы трансформер» - это настоящая свобода, новые возможности самовыражения, эксперименты в журналистике, публицистике, литературе и художестве. На этой площадке нам бы хотелось вырастить новое смелое поколение журналистов и публицистов, художников и фотографов, которые будут стремиться к истинной свободе слова, направляемые не деньгами, а исследовательским интересом к миру и голосом совести. Сегодня понятие «журналистика» стала почти синонимом нечестной игры, поверхностного словоблудия, информационной войны и продажности. Мы хотим исправить это недоразумение и вернуть журналистике её призвание - объективно освещать события, вдумчиво изучать ход вещей и источники роста и развития для своих читателей.

Наш самиздат существует полтора года, и за это время мы сделали многое. При этом всё - без каких-либо инвестиций, исключительно за свой счёт.

Мы публикуем оперативные репортажи и длинные очерки, портретные зарисовки, памфлеты, воспоминания, эссе, аналитику и публицистику - нет жанра, в котором мы бы не работали.

Нам пишут одни из лучших журналистов страны: Даниил Туровский (Meduza), Олег Кашин, Григорий Туманов (КоммерсантЪ), Илья Рождественский (РБК), Максим Мартемьянов (Открытая Россия), Илья Шепелин, а также те, кто уже скоро станут лучшими.

Мы организовали четыре полноценные экспедиции и ездили исследовать места, которые люди называют аномальными: посетили зону «Адский Треугольник» в Архангельской области, побывали на Шайтан-Болоте, изучили Языческую рощу в республике Коми и объездили север Казахстана в поисках древних и почти неизвестных учёным геоглифов и ночных миражей - Гибельных огней.Для этих экспедиций у нас есть Батенькамобиль - наша мобильная редакция, в которой мы практически живём, уезжая от дома на тысячи километров.

Специально для подачи этих путешествий мы научились собирать лучшие в России мультимедийные лонгриды. Нам удалось даже заработать в экспедиции, поэтому, ужавшись, мы смогли отправить наших корреспондентов в Будапешт писать про кризис с беженцами и в Крым искать легендарного боевого дельфина.

Разветвлённая сеть корреспондентов безвозмездно работает для нас по всему миру: в Новосибирске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Красноярске, Нью-Йорке, Берлине, Тель-Авиве, Брюсселе и даже в Ливингстоне, Шотландия.

Два десятка художников «Батеньки» живут по всей планете - мы один из немногих сайтов, который умудряется к каждому своему материалу создавать уникальные иллюстрации, а не покупать картинки в фотобанках.

Рассказы об опыте переживания личных апокалипсисов в рубрику «Та самая история» прислали больше ста пятидесяти человек.

Мы запустили собственный магазин и привозим для своей одежды самые лучшие заготовки из Европы, вытряхивая свои копилки.

Недавно мы стали выпускать еженедельный подкаст, в котором намерены вести разговоры о самых интересных аспектах постапокалиптической жизни: обустроили самопальную мини-радиорубку и собрали на коленке микро-видеостудию.

В исследовательских целях заставляли наших корреспондентов ставить на себе опасные эксперименты: неделю без остановки смотреть ТВ3, слушать радио «Радонеж», внедряться в националистические тайные кружки и изучать секты овуляшек. Мы создали скульптурный бюст человека с нашего логотипа, Теодора Глаголева, забытого русского путешественника, орнитолога и апокалиптолога, и установили ему памятник в казахской пустыне.

Мы дружим с каналом «2х2», журнал «4х4» публикует отчёты о наших экспедициях, компания JetStyle (входит в сотню лучших агентств России) делает нам сайт за обнимашки. Нас звали писать шутки для Михаила Жванецкого, байкеры «Ночные волки» отказали нам в аккредитации на детскую ёлку, а Дональд Трамп воздержался от интервью для очерка о нём.

Всё это мы сделали сами. Представьте себе, чего ещё мы могли бы добиться с вашей помощью! Впрочем, не ломайте голову: у нас есть разработанный план.

Теперь вы можете стать частью нашей невероятной компании. Мы будем счастливы вашему участию, ведь ваши деньги позволят нам расширить нашу деятельность и совершить следующее:

1. Начать отправлять своих авторов в командировки по всему миру, чтобы они собирали самую актуальную информацию о наступившем Конце света. Огромные провалы в земле. Войны мексиканских наркокартелей. Румынский лес Хоя-Бачу, прозванный местным Бермудским треугольником. Кипрский заброшенный и когда-то популярный у туристов квартал города Фамагуста Вароша - сегодня стоит опустевший, призрак 1974 года. Дарваза - горящий газовый кратер в девяноста километрах от туркменского аула Ербент, известный как «Дверь в преисподнюю» или «Врата ада». Узбекский вымерший город Муйнак на берегу высохшего Аральского моря. И ещё семь десятков мест, куда нам очень нужно доехать.

2. Разработать внутренний портал для участников нашего Ордена : с системой обмена новостями Постапокалипсиса со всего света, с творческим соревнованием адептов Ордена и выгодными предложениями для участников внутренней сети от партнёров.

3. Запустить англоязычную версию , чтобы выйти наконец-то на международную арену. Мы уже сделали многое для этого, осталось только поднажать рублём.

4. Создать альянс самодельных марок и поддержать кустарных производителей. В России очень много гениальных мастеров, о которых вы ещё не знаете, но их продукция - это кайф. И мы хотим эту продукцию вытащить на свет божий.

5. Создать картель самодельных независимых маленьких медиа , чтобы единомышленники могли эффективно помогать друг другу выживать в коммерческом шторме.

6. Начать проводить открытые планёрки и лекции по всей России с привлечением звёзд журналистики, светил науки, экспертов в самых разных областях и выдающихся личностей.

7. Получить возможность посвящать ещё больше своего времени нашему делу .

8. Захватить весь мир и принести «Батенька, да вы трансформер» в каждый дом