Основные права и обязанности журналиста. Профессиональные права журналиста

Как избежать специфического понимания права в интернете? Центр Сулакшина продолжает серию публикаций о правилах жизни в правовом поле для блогеров и журналистов.

Права блогера определяются статьей 10.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» . Блогер имеет право :

1) свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым способом в соответствии с законодательством РФ;
2) излагать на своих сайте или странице сайта в сети Интернет свои личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима;
3) размещать или допускать размещение на своих сайте или странице сайта в сети Интернет текстов и (или) иных материалов других пользователей сети Интернет, если размещение таких текстов и (или) иных материалов не противоречит законодательству Российской Федерации (по сути это право на перепост - только тех материалов, которые соответствуют закону);
4) распространять на возмездной основе рекламу в соответствии с гражданским законодательством, Федеральным законом «О рекламе» на своих сайте или странице сайта в сети Интернет.
Право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию - конституционное право каждого гражданина, зафиксированное в части 4 статьи 29 Конституции РФ, это не является специфическим правом блогера.

Право излагать на своих сайте или странице в сети Интернет свои личные суждения и оценки - это свобода мысли и слова, закрепленная в части 1 статьи 29 Конституции РФ: она распространяется на всех лиц на территории РФ и не ограничивается просторами Интернета. Обращает на себя внимание оговорка, которой обусловлена реализация данного права: обязанность указывать свое имя или псевдоним, высказывая свои мнения. Поскольку блогер в принципе обязан указать свои фамилию и инициалы (не псевдоним), то непонятно, каким образом должна реализовываться эта норма закона. Должен ли блогер каждый раз использовать примерно следующую формулировку: « лично я, Иванов И.И., считаю…» ? Видимо, требовать этого на уровне закона было бы абсурдным. Если же не установлена ответственность за несоблюдение этого правила, то эта норма не может быть реализована.

Право размещать на своем сайте или странице тексты или иные материалы других пользователей - это вариации на тему общегражданского права на распространение информации. Специфическим это право можно назвать только в той части, в которой для его реализации надо иметь свой сайт или страницу в Интернете.

Однако распространять информацию на своих и чужих сайтах имеют право все пользователи сети, а не только те, кто имеет посещаемые ресурсы (блогеры). Поэтому и это право не является каким-то дополнительным правом именно блогеров.

Право распространять рекламу на сайте или странице в сети Интернет также нельзя считать специфическим правом блогеров: все дееспособные граждане имеют право заключать гражданско-правовые договоры на размещение рекламы на своих ресурсах. Конечно, рекламодатели заинтересованы в максимальном количестве просмотров их рекламы, поэтому ресурсы с небольшой посещаемостью их вряд ли привлекут, но на формальные права граждан с малопосещаемыми ресурсами в части рекламы это не влияет.

Права журналиста у казаны в статье 47 Закона о СМИ, согласно которой журналист имеет право :

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы;
6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;
9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала;
12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Правам журналиста корреспондирует, например, обязанность любых органов и организаций дать ответ на редакционный запрос (статьи 39 - 40 Закона о СМИ). Журналисты, в отличие от блогеров, защищены также статьей 144 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов.

Статья 49 Закона о СМИ содержит также норму, согласно которой государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг. В отношении блогеров аналогичной нормы нет, государство не признает, что блогер выполняет общественный долг. Защита чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества блогера осуществляется на общих основаниях.

Об обязанностях блогера читайте в следующем материале.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Законодательство о СМИ не ограничивается только Законом РФ "О средствах массовой информации", а состоит помимо него из других законодательных актов, принятых в соответствии с Законом РФ "О СМИ", и включает в себя также и законодательство о СМИ субъектов Российской Федерации. Также к числу норм законодательства РФ о СМИ относятся правила организации и деятельности средств массовой информации, установленные межгосударственными договорами Российской Федерации, если они отличаются от правил настоящего Закона.

Таким образом, общий объем профессиональных прав журналиста определяется совокупностью прав, предоставленных ему ст. 47 Закона РФ "О средствах массовой информации", другими федеральными и региональными законодательными актами, международными договорами России. Причем международные нормы будут иметь приоритет в случае, если они будут отличаться от правил, установленных настоящим Законом.

Рассмотрим подробнее ряд положений ст. 47 закона о СМИ, которая гласит: Журналист имеет право:

1) Искать, запрашивать, получать и распространять информацию.

Право журналиста на доступ к информации прямо корреспондирует с правом каждого гражданина на получение общедоступной и не ограниченной в доступе информации, закрепленным в Законе РФ "Об информации, информатизации и защите информации". Однако в связи со спецификой профессии журналистов для оперативной и эффективной работы им недостаточно декларированного права на доступ к информации, необходим проработанный механизм реализации данного права на практике. Этот механизм отчасти прописан в настоящей статье и выражается в различных формах осуществления права на доступ к информации. Они подробно рассмотрены в первой главе работы.

При осуществлении своих профессиональных прав, журналист обязан предъявлять по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность (п. 9 ст. 49 Закона РФ "О средствах массовой информации"), а также уважать права и законные интересы граждан и организаций.

2) Посещать государственный органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы.

3) Быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации.

4) Получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

5) Копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона.

Вся документированная информация, которая попала в распоряжение журналиста в процессе выполнения им своего профессионального долга, любым законным способом, может быть им скопирована, опубликована в печатных СМИ, оглашена в аудиовизуальных СМИ или распространена любым иным способом. Единственное условие распространения данной информации оговорено законодателем в виде недопустимости нарушения авторских прав, издательских прав, иных прав на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения (ч. 1 ст. 42 Закона о СМИ и комментарий к ней).

6) Производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Формулировка данного положения статьи дает перечень возможных видов записи, которую может производить журналист, фиксируя факты, обстоятельства, события, явления жизни, то есть осуществляя поиск и получение (в том числе путем производства записи) информации. Помимо записи с использованием различных технических средств, безусловно, к возможным видам записи относится и обычная запись на бумажном носителе (в блокнот, тетрадь и т.д.), письменные заметки.

В законодательстве урегулированы лишь несколько случаев, когда право журналиста на проведение записи может быть ограничено. Первый и самый основной - производство записи в ходе судебного заседания. По общему правилу судопроизводство в России отправляется открыто и гласно. Каждый желающий имеет право присутствовать на судебных процессах, поскольку согласно пункту 1 статьи 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Принцип гласности судебного заседания означает и то, что на них не только вправе присутствовать слушатели, в том числе и журналисты, но они также могут производить разрешенные виды записи. Некоторые из видов записи прямо разрешены законом каждому присутствующему на открытом судебном заседании (запись в блокнот, аудиозапись), на производство других необходимо разрешение председательствующего по делу (видеосъемка и фотосъемка).

Производство кино-, фото-, видеосъемки сопровождается перемещениями по залу, установкой микрофонов, осветительных приборов и т.д. Да и сама процедура съемки сопряжена с дополнительными световыми и звуковыми помехами (вспышка, звук произведенного фотокамерой в момент съемки и т.д.) Все это создает дополнительные трудности в поддержании надлежащего порядка в зале, затрудняет работу судей. Именно поэтому закон требует получения их разрешения на производство кино-, фото-, видеосъемки в ходе процесса.

7) Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях.

8) Проверять достоверность сообщаемой ему информации.

Статья 49 (п. 2 ч. 1) содержит аналогичную обязанность журналиста - проверять достоверность сообщаемой им информации. Ввиду возложенной на журналиста обязанности проверять достоверность всего, что им распространяется, вполне закономерно и право журналиста не поверить на слово, а проверить ту информацию, которую ему сообщают. Обязанность всесторонней проверки информации, распространения только достоверной информации является одним из основных столпов социально ответственной журналистики.

Проверять достоверность сообщаемой ему информации журналист может путем проверки этой информации через альтернативные источники информации, путем копирования документов, производства записи и съемки, встреч и бесед с должностными лицами, использования сведений, предоставленных конфиденциальными информаторами и т.д.

9) Излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью.

Право гражданина на выражение своего мнения закреплено в основном законе государства - Конституции РФ, статья 29 которой гласит: "1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них." Помимо Конституции РФ право на свободу выражения мнения гарантировано и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, статья 10 которой закрепляет право каждого на свободу выражения мнения. Аналогичное право закреплено и в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. Право на свободу выражения мнения является одним из фундаментальных прав человека, которое может быть ограничено лишь в четко определенных законом случаях, когда существует реальная необходимость для такого ограничения в демократическом обществе. В частности, в качестве исчерпывающего перечня целей введения такого ограничения в ст. 10 Европейской конвенции указаны интересы: государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, предотвращение беспорядков и преступности, защита здоровья и нравственности, защита репутации или прав других лиц, предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия. Каждое ограничение должно быть обязательно предусмотрено Законом.

Комментируемое положение Закона РФ о СМИ дублирует право каждого гражданина на выражение своего мнения применительно к профессиональной деятельности журналиста, предоставляя ему право излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью. Суждение, оценка, мнение, позиция - в данной ситуации являются синонимами и выражают единое понятие, которое можно охарактеризовать как субъективное оценочное высказывание, выражение относительно фактов, обстоятельств, явления, лиц, их действий, поступков и т.д. Мнение характерно тем, что его невозможно проверить на соответствие действительности, так как, будучи субъективным по своей природе, оно может быть разным у разных людей относительно одного и того же факта реальной действительности. Европейский суд по правам человека, трактуя положения ст. 10 Европейской конвенции, разъяснил, что термин "выражение своего мнения" включает и выражение творческих взглядов. Он заявил, что "статья 10 включает свободу выражения творческих взглядов - особенно в рамках свободы получать и распространять информацию и идеи, - что дает возможность участвовать в общественном обмене культурными, политическими и социальными идеями и информацией любого рода". Однако понятие "выражение своего мнения" (в переводе с английского буквально "самовыражение"), используемое в статье 10 Европейской конвенции а также в российском законодательстве, касается главным образом выражения мнения применительно к получению и распространению информации и идей, но не к физическому выражению чувств.

Именно в силу всего вышеизложенного невозможно признать несоответствующим действительности оценочное суждение (мнение) и опровергнуть его (например, в порядке ст. 43-45 настоящего Закона или ст. 152 ГК РФ), так как это будет прямо нарушать право человека на выражение своего мнения и противоречить ч. 3 Конституции РФ, которая говорит, что "никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них". Опровержение мнения в судебном порядке (т.е. принудительно) должно быть расценено как принуждение к отказу от выражения своего мнения или отказу от своего мнения как такового.

В практике Европейского суда по правам человека имеется богатый выбор решений, которыми было защищено право человека на выражение своего мнения, в том числе и право журналистов на высказывание оценочных суждений. Европейская комиссия, а вслед за ней и Европейский суд, в который она была не так давно преобразована, не раз толковали понятие "право на выражение своего мнения" применительно к конкретным ситуациям. Теперь эти положения решений Европейского суда являются официальным толкованием текста самой Европейской конвенции.

Вопрос о разграничении фактов и мнения затрагивается и в этических кодексах журналистики. Так, в Кодексе профессиональной этики российского журналиста в пункте 3 говорится следующее: "Журналист обязан четко проводить в своих сообщениях различие между фактами, о которых рассказывает, и тем, что составляет мнения, версии или предположения, в то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным".

Именно поэтому статья 47 Закона РФ о СМИ, уважая право каждого на выражение своего мнения, признает и за журналистом право излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью. Причем указание на то, что журналист имеет право излагать свое мнение в тех материалах, которые идут в распространение за его подписью, представляет собой определенную гарантию того, что читатели (зрители, слушатели) будут осознавать принадлежность данного мнения данному журналисту (гражданину). В случае, если распространенный материал подписан псевдонимом или не имеет подписи вообще, то данный материал может быть признан редакционным. То есть ответственность за его распространение будет нести исключительно редакция СМИ, будучи юридическим лицом, или учредитель редакции, если редакция таковым не является. А, как известно, право на выражение мнения принадлежит только гражданину, юридическое лицо не может высказать своего "личного" мнения. На практике же возможность распространять высказывания оценочного, в том числе критического характера распространяется и на те материалы, которые подписаны псевдонимом или идут в печать (эфир) без указания автора.

10) Отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям.

11) Снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона.

12) Распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

То есть материал может быть подписан на усмотрение автора как его реальным именем (в указанной им форме), так и вымышленным именем (псевдонимом), а также может быть распространен без подписи вообще - то есть анонимно. Аналогичное право предоставлено журналисту не только законом, но и документом, принятым профессиональным сообществом, - Кодексом профессиональной этики российского журналиста. Пункт 3 данного Кодекса говорит: "Журналист отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространенных за его подписью, под его псевдонимом или анонимно, но с его ведома и согласия"42.

Статья 19 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включая фамилию и собственное имя, а также отчество. При этом в случае и в порядке, предусмотренном законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя).

Псевдоним (от греческих слов - pseudos - ложь и onyma - имя) - "условное имя автора или артиста, которое заменяет его настоящее имя и фамилию (либо и то и другое). Законом раскрытие псевдонима без согласия автора не допускается, кроме случаев, когда псевдоним используется в целях фальсификации авторства"43.

Действующее законодательство, а именно Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" в статье 15 предусматривает право автора на обозначение произведения при его использовании псевдонимом.

"Псевдоним используется по желанию автора. Никто не может внести изменения в избранный автором псевдоним. В качестве псевдонима может быть указано любое имя или вымышленное наименование. Вопрос о возможности применения неблагозвучного или вводящего в заблуждение псевдонима (например, совпадающего с действительным именем другого известного лица) в законе не решен; в подобных случаях требования автора об использовании такого псевдонима часто отклоняются организациями-пользователями. Автор может применять псевдоним для всех или некоторых своих произведений; он вправе в любой момент раскрыть или изменить свой псевдоним"44.

Также сообщение или материал может быть распространен без подписи, и тогда он признается редакционным. То есть ответственность за его распространение будет всецело лежать на редакции СМИ.

Помимо различия в вариантах подписи под сообщением, предоставленных журналисту Законом, различия есть и в правовых последствиях распространения материалов в разном виде. Так, при распространении материала под настоящим именем автора и в случае предъявлении претензий по искам о защите чести и достоинства, например, по данному сообщению или материалу, к ответственности будет привлекаться автор данного материала и редакция СМИ, распространившая его. Установить реального автора не составит труда, так как его имя непосредственно указано как автора спорного сообщения.

Но вот если под материалом стоит вымышленная подпись или не стоит никакой, то единственным ответчиком по иску о защите чести и достоинства остается редакция СМИ, распространившая этот материал. Автор неподписанного материала не привлекается к ответственности на основании Постановления Пленума Верховного суда РФ от 18.08.92 № 11, пункт 6 которого устанавливает, что при опубликовании или ином распространении порочащих честь, достоинство или деловую репутацию сведений без обозначения имени автора ответчиком по делу является редакция соответствующего средства массовой информации. В качестве примера материала, под которым отсутствует имя автора, Верховный суд РФ назвал "редакционные статьи".

Очевидно, такое правовое регулирование будет распространяться и на те случаи, когда под материалом имеется подпись, но это имя вымышленное (псевдоним). Дело в том, что для привлечения журналиста к ответственности за материал, распространенный под псевдонимом, данный псевдоним должен быть раскрыт либо редакцией, главным редактором, либо самим автором. В соответствии с ч. 2 ст. 41 ("Конфиденциальная информация") Закона "О средствах массовой информации" "редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени". Единственным исключением из этого правила являются случаи, "когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом". По сути, автор сообщения или материала может быть признан "источником информации" либо "лицом, предоставившим сведения" в смысле части 2 статьи 41 Закона "О средствах массовой информации". Ссылаясь на эту норму, редакция не только может, но и обязана отказать в требовании раскрыть псевдоним автора статьи, предоставившего ее с условием неразглашения своего настоящего имени45. Раскрытие псевдонима возможно только по требованию суда, оформленному мотивированным постановлением или определением суда. Требование работника прокуратуры в данной ситуации будут незаконными.

Необходимо отметить, что ситуация, когда правоохранительные органы обращаются к редакциям средств массовой информации с требованием предоставить информацию об авторе статьи, "скрывающемся" под псевдонимом, является чрезвычайно распространенной. В случае с прокуратурой основанием для такого требования является Закон "О прокуратуре Российской Федерации". Абзац 2 пункта 1 статьи 22 ("Полномочия прокурора") этого Закона устанавливает: "Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц: представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушений законов". Таким образом, как следует из процитированной нормы, прокурор может потребовать от редакции средства массовой информации в лице ее главного редактора предоставления необходимых сведений. Часто такими необходимыми сведениями признается информация об имени автора статьи, опубликованной им под псевдонимом или анонимно. И все же Закон о СМИ категоричен - редакция вправе раскрыть имя автора только по требованию суда, но не прокурора.

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Это сказано в части 2 ст. 47 Закона РФ о СМИ, что означает, что перечень прав журналиста не исчерпывается теми 12 пунктами, которые указаны в части 1 ст. 47 настоящего Закона.

Дополнительные права журналистов могут быть закреплены как в законодательных актах, так и в ведомственных, подзаконных актах, а также на уровне договора между журналистом и редакцией СМИ. Закон запрещает ограничивать права человека, но расширять их он, естественно, не запрещает. Главное, чтобы реализация того или иного права не нарушала права и законные интересы других лиц.

В качестве примера иных прав журналиста можно назвать право быть аккредитованным. Данное право вытекает из ст. 48 Закона РФ о СМИ, где говорится, что "государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями".

Определение круга прав и обязанностей журналистов является одним из важнейших элементов российского законодательства о средствах массовой информации, так как объём этих прав и обязанностей говорит о сути профессиональной деятельности работников СМИ. Как мы говорили, специфика профессии журналиста позволяет ему пользоваться правами, недоступными для других граждан, но это влечёт за собой и обязанность исполнять общественный долг. О большинстве из этих прав и обязанностей речь пойдёт в последующих главах, здесь мы остановимся лишь на некоторых из них, которые представляются особенно важными в контексте настоящей главы.

Первая обязанность сохранение в тайне источника информации. Это один из основных профессиональных принципов, смысл которого заключается в следующем. Достоянием общественной свободы является то, что люди могут безбоязненно сообщать о социально значимых вещах и событиях в средствах массовой информации, а также обсуждать подобные события в СМИ, – даже если информация включает сведения о неблаговидных поступках и поведении самих информаторов. При этом дискуссия в СМИ имеет большую общественную значимость, чем непосредственное нахождение и осуждение виновных. Введение такой нормы предоставляет защиту как гражданину, который, разглашая информацию, уже не опасается за свою судьбу и благополучие, так и журналисту – от несвойственной ему роли агента государственных органов охраны правопорядка.

На первый взгляд эта норма противоречит положениям статьи 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В статье даётся перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей (адвокат, священнослужитель и др.), в который не входят работники СМИ. Но существование этого перечня не исключает возможности иных случаев освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Такая возможность прямо предусмотрена Конституцией РФ (ч. 2 ст. 51), которая позволяет преодолеть указанное противоречие между нормами Закона о СМИ и УПК РФ.

Закон о СМИ гласит, что журналист, редакция СМИ не вправе разглашать источник информации и называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени (ч. 2 ст. 41 и п. 4 ч. 1 ст. 49). Это обязанность. Исключением являются случаи поступления соответствующих требований от суда в связи с находящимся в его производстве делом. В соответствии с Законом о СМИ журналист не вправе разглашать имя источника ни по требованию милиции, ни по требованию прокуратуры, ни по требованию Федеральной службы безопасности, но он обязан сделать это по требованию суда в связи с рассматриваемым этим судом делом.

Второе право журналиста, которому соответствует схожая обязанность, соблюдение достоверности информации. Журналист, с одной стороны, имеет право проверять достоверность сообщаемой ему информации (п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона о СМИ), с другой – он обязан убедиться в достоверности информации до её распространения (п. 2 ч. 1 ст. 49). Последнее фактически означает, что журналист отвечает за каждое слово, написанное в статье или прозвучавшее в телерадиопередаче, если он готовил распространённый материал.

Право проверять сообщаемую журналисту информацию является тем принципом, который позволяет ему требовать ответа на запрос, посещать государственные органы и организации, быть принятым должностными лицами, получать доступ к документам и материалам, производить записи, посещать места стихийных бедствий и катастроф, обладать другими правами, специально оговоренными в Законе о СМИ (ст. 47).

Обязанность всесторонней проверки распространяемой информации в свою очередь лежит в основе социально ответственной журналистики, на страже прав которой и стоит законодательство о СМИ. При этом не имеет никакого значения, идет ли речь о статье под рубрикой «Слухи» или о материале на полосе новостей. Вся информация должна быть достоверной (или, по крайней мере, не должна затрагивать ничьих прав и интересов). Журналист не может сказать в телевизионной программе что-то вроде следующего: «...все мы знаем, что мэр нашего города является честнейшим человеком, который заботится о судьбе горожан, следит за чистотой и порядком в городе. И хотя на прошлой неделе на центральном рынке старухи стали распространять нелепые слухи, о том, что уважаемый мэр берёт по субботам взятки со своих подчиненных, зарабатывая при этом несметное количество денег для строительства своей дачи, мы все прекрасно понимаем, что это – совершеннейшая глупость, чепуха, и никто не должен в неё верить». С той самой секунды, как эти слова прозвучат в эфире, будут опубликованы в газете и т.п., к журналисту можно предъявлять судебный иск, можно привлекать к ответственности как его самого, так и редакцию и т.д. Все ссылки на то, что это слухи, что журналист сам в них не верит, и никто в них не поверит, суд не обязан принимать во внимание.

В связи с этим следует остановиться на использовании несовершенного вида глагола в статье Закона о СМИ «Обязанности журналиста»: «Журналист обязан проверять достоверность сообщаемой им информации» – именно проверять (но не проверить). Законодатель, видимо, употребил глагол в форме несовершенного вида не случайно. Журналисты не имеют возможности досконально проверить достоверность тех или иных фактов в отличие от работников органов дознания, следствия, прокуратуры, суда. Они не могут проводить графологические и иные экспертизы, устраивать очные ставки, организовывать другие следственные мероприятия для определения подлинности документов и истинности чьих-то слов. То есть результаты проводимых журналистами проверок во многих случаях не смогут на 100% подтвердить достоверность той информации, которую они намерены распространять. Однако это не означает, что журналисты должны верить всему на слово; они обязаны предпринять всё, что в их силах, для проверки достоверности информации. Эти действия, как правило, сводятся к опросу объективно настроенных очевидцев событий, получению ответов на официальные запросы информации, поискам в архивах и т.п.

Глава называется «Обязанности журналиста», но у журналиста есть ещё и права. Сначала рассмотрим эти права, перечисленные в статье 47 Федерального Закона «О средствах массовой информации».

Статья 47 Федерального закона «О средствах массовой информации»: права журналиста Закон РФ "О средствах массовой информации" (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудиои видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона;

12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством

Российской Федерации о средствах массовой информации.

Обязанности журналиста

Обязанности журналиста в законе «О средствах массовой информации» по своему количеству несколько уступают правам журналиста, но зато они это компенсируются некоторой туманностью своих формулировок. Отсюда получается, что журналисту часто приходится сталкиваться на практике со своими новыми обязанностями, которые создают ему дополнительные трудности.

Статья 49 Федерального Закона «О СМИ», говорит следующее:

Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности п. 10 введен Федеральным Законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг. Закон РФ "О средствах массовой информации" (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1

Попробуем прокомментировать некоторые обязанности журналиста.

Журналист обязан осуществлять программу деятельности средства массовой информации, с которым он состоит в договорных отношениях, руководствуясь действующим законодательством.

Иногда журналист по собственной инициативе готовит публикацию для своего средства массовой информации и, затем, показав материал публикации редактору, за это получает выговор. Это естественно вызывает определенную негативную реакцию со стороны журналиста.

Но, что поделать, формально редактор прав, даже в том случае, если в последующем материал журналиста будет опубликован. Журналисту не стоит забывать о производственной дисциплине, так как он готовил материал, не имея на это редакционного задания - используя свое рабочее время, а также и имущество, принадлежащее средству массовой информации. Редактор был бы не прав в том случае, если бы в трудовом договоре журналиста со средством массовой информации была предусмотрена возможность для самостоятельного выбора журналистом сюжетов или тем, то есть без согласования с редакцией.

Как говорится в таких случаях, шаг журналиста в сторону от редакционной политики своего средства массовой информации может сделать его безработным.

Для того, чтобы этого избежать, журналисту необходимо иметь соответствующий договор со средством массовой информации, в котором должны быть оговорены права и обязанности, как журналиста, так и самого средства массовой информации. Это, что касается урегулирования взаимоотношений журналиста и средства массовой информации.

Что касается взаимоотношений журналиста с внешним миром, то не следует забывать о наличии у журналиста редакционного задания при выполнении своих профессиональных обязанностей

Журналист обязан проверять достоверность информации и не распространять информацию, не соответствующую действительности

Надо сказать о том, что неисполнение журналистом именно этой обязанности служит основной причиной конфликтных ситуаций между журналистом и героями его публикаций, особенно, если публикации порочат их честь, достоинство и деловую репутацию. Кроме того, неисполнение данной обязанности зачастую приводит к судебным разбирательствам. Публикуя материалы о каких-то событиях или лицах необходимо иметь подтверждение из другого источника информации, соответствующие документы и ни в коем случае не использовать информацию, в которой журналист сомневается или он не располагает соответствующими документами.

Надежду на «авось», что всё сойдет с рук, должно заменять наличие документов, которые затем могут подтвердить то, что журналист опубликовал в своем средстве массовой информации. Надежда на «авось» практически всегда приводит журналиста в суд. Порочащими являются такие не соответствующие действительности сведения, которые умаляют честь и достоинство гражданина или организации в общественном мнении, или мнении отдельных граждан с точки зрения соблюдения законов, моральных принципов общества, например, сведения о совершении нечестного поступка, недостойном поведении в трудовом коллективе, в семье; сведения, опорочивающие производственно-хозяйственную деятельность, репутацию и тому подобное. В то же время не могут признаваться обоснованными требования об опровержении сведений, содержащих соответствующую действительности критику недостатков в работе, в общественном месте, в коллективе, в быту. В отдельных случаях, такая информация может квалифицироваться Уголовным кодексом как клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство лица или подрывающих его репутацию. А также как оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица выраженное в неприличной форме. Итак, с выбором слов нужно быть осторожным, так как за клевету и оскорбление предусмотрена уголовная ответственность.

Сведения, содержащиеся в информации журналиста должны соответствовать действительности. В случаях, даже если публикация таких сведений нанесла некоторый урон чести, достоинству и деловой репутации лица, но в силу того, что эти отрицательные для лица сведения действительно имели место, журналист не привлекается к уголовной ответственности. К сожалению, бывают ситуации, когда журналист пытается как-то проиллюстрировать свой материал, который был им получен еще и каким-то снимком, а это снимок не связан с описываемыми журналистом событиями или, наоборот, публикуется фотография совсем постороннего лица. Такая небрежность может привести к судебному разбирательству, которое явно закончится не в пользу журналиста.

Журналист обязан удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, обуказании их авторства.

Если такая просьба поступила, то журналист обязан ее выполнить. Тем самым журналист и требование закона выполнит, а также указание в публикации на источник получения информации позволит журналисту переложить ответственность за содержание опубликованной информации, на лицо от которого он ее получил.

Получив информацию от какого-либо лица, журналисту нет необходимости затем перефразировать ее своими словами. Если журналист это сделает, то тем самым он возьмет на себя всю ответственность, если эта информация окажется недостоверной. А если эту информацию, которая может оказаться недостоверной, до потребителя информации донесет непосредственно лицо, предоставившее информацию, то тогда ответственность будет возложена на это лицо.

Журналист обязан уважать законные права и интересы физических и юридических лиц, в число которых входит и получение согласия на использование аудио- или видеозаписи при проведении интервью с гражданами.

Довольно часто журналисту в своей деятельности приходится брать интервью у различных лиц, и он считает, что вправе затем использовать интервью по своему усмотрению и тем самым вызывает к себе законные нарекания со стороны интервьюируемого. В лучшем случае интервьюируемый скажет журналисту, что он больше никогда в жизни не даст ему интервью, а в худшем случае подаст в суд, если журналист что-то исказил в интервью или добавил что - то от себя.

Журналисту следует знать, что интервью - это результат совместного труда, человека, дающего интервью и журналиста, его осуществляющего. Каждый вносит свою лепту, один готовит вопросы, другой на них отвечает - это труд соавторов. Авторское право на произведение, созданное совместным трудом двух или более лиц, принадлежит соавторам совместно. Причем это произведение представляет собой неразрывное целое. Право на произведение соавторов образующих неразрывное в целом принадлежит соавторам совместно и не один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения. Из нормы закона следует, что в таких случаях журналист должен сам решить, есть у него достаточно оснований для публикации или нет, если интервьюируемый отказывает давать согласие на публикацию.

Что касается обязанности журналиста на получение согласия на использование аудио- и видеозаписи при проведении интервью с гражданами, то журналист должен знать о том, что такое согласие необходимо получать только от гражданина, в отношении должностных лиц закон этого не требует.

Журналист обязан уважать законные права и интересы физических и юридических лиц.

Наличие такой обязанности является той миной, которая может создать журналисту дополнительные проблемы, так как эти законные права и интересы физических и юридических лиц присутствуют в других законодательных актах. Попробуем в это внести некоторую ясность для журналиста. Есть норма «неприкосновенность частной жизни». И данной нормой часто пользуются различные должностные лица, путая понятия своей частной жизни и своей публичной деятельность государственного служащего или общественного деятеля.

К сожалению, и в законодательстве не найти правовых критериев, где для таких лиц заканчивается публичная деятельность и начинается частная жизнь и, наоборот, а как быть в тех случаях, когда может иметь место их сочетание. Законодательством предусматривается ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, если эти действия причинили вред правам и законным интересам этого лица. Из чего следует, что если журналист собирает информацию о каком-то лице, то это необходимо делать с согласия этого лица.

Журналисту по роду своей деятельности приходится сталкиваться с различными сферами деятельности разных категорий населения. И в таких случаях журналисты могут стать невольными распространителями той информации, которая разглашению не подлежит. А ответственность за разглашение такой информации возложена на других лиц (врач, адвокат, социальный работник и пр.).

Можно привести пример, касающийся информации, которую журналист хочет получить в любом лечебном учреждении, но для этого необходимо получить согласие руководителя лечебного учреждения или лечащего врача. Медицинские и фармацевтические работники обязаны не разглашать ставших им известными при исполнении профессиональных обязанностей, сведений о болезнях, интимной и семейной жизни граждан. За разглашение врачебной тайны предусмотрена ответственность в Уголовном кодексе. Также уголовная ответственность предусмотрена за разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления, как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений. Журналистам следует знать и о таких вещах, что не только сам факт обращения к адвокату является адвокатской тайной, но и иная информация, касающаяся оказания юридической помощи. А адвокат, разгласивший сведения, относящиеся к адвокатской тайне, без согласия лица, обратившегося за помощью, несет ответственность в соответствии с законом.

Кроме получения информации от государственных структур, журналист за получением часто обращается в различные предпринимательские структуры. И в таких случаях он часто получает отказ в предоставлении такой информации, со ссылкой на то, что она является коммерческой тайной.

Попробуем разобраться, какая информация может быть коммерческой тайной, а какая нет. Под коммерческой тайной понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью хозяйственного субъекта, разглашение которых может нанести ущерб его интересам. Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, определяются хозяйствующими субъектами, о чем заинтересованные лица извещаются в письменной форме. Из этого следует, что если уж ссылаются в предоставлении информации на то, что она является коммерческой тайной, то это должно быть оформлено в письменном виде со ссылкой на это. Это в дальнейшем позволит обжаловать отказ в предоставлении информации. Ну, а в тех случаях, если к журналисту предъявляют претензии на то, что он разгласил коммерческую тайну, то эти претензии должны быть не пустой фразой, а подтверждены тем, что она действительно является таковой. Если она является коммерческой тайной, то тогда должен быть нанесен ущерб, а если нет ущерба, значит не было в той информации и коммерческой тайны.

Например, не составляют коммерческой тайны сведения, относящиеся к государственной статистической отчетности. Кроме того, законодательством или учредительными документами может устанавливаться перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию. К таким сведениям относятся данные, содержащиеся в государственном реестре, балансовые итоги годовой предпринимательской деятельности, в том числе сальдо баланса, сумма уставного фонда, сводные суммы кредиторской и дебиторской задолженности, сальдо счета прибыли и убытков, сведения, подлежащие публикации согласно правилам государственной статистической отчетности. Вот еще один пример того, когда действия журналиста во многом предопределены законодательством, и когда журналист обязан уважать законные права и интересы физических и юридических лиц.

Журналист обязан выполнять обязанности, возложенные на него в соответствии с действующим законодательством.

Эта обязанность является одной из самых сложных для журналиста. Сложно выполнять то, чего журналист не знает, а другое лицо не собирается его об этом своевременно информировать. Речь идет о так называемых подзаконных актах принимаемых различными государственными структурами.

Данная норма также свидетельствует о том, что рассмотренные выше обязанности журналиста могут периодически пополняться в связи с изменением законодательства.

Законодательство включает в себя как законы, так и почти необъятный перечень подзаконных актов. И если еще с законами журналист знаком, то вот в отношении подзаконных актов, которые зачастую оказывают непосредственное воздействие на деятельность журналиста, этого не скажешь. И не из-за того, что журналист не желает с ними знакомиться, а потому что они зачастую остаются документом для внутреннего употребления органа его издавшего. И чтобы журналисту познакомится с ними, ему нужно приложить некоторые старания и умения, или обратиться в суд, чтобы такой документ был отменен, так как он воспрепятствует журналисту осуществлять его профессиональную деятельность.

Конечно, регулирование средств массовой информации за счет различных подзаконных актов, дает большие возможности для воздействия на средства массовой информации. Тем более, что не всегда такие акты становятся достоянием общественности, которая не всегда может адекватно отреагировать на новые подзаконные акты государственных структур. Несколько иная ситуация складывается в отношении законов, так для них существует определенная процедура их принятия и в таких случаях средства массовой информации и журналисты, могут внести свои предложения или хотя бы просчитать свои действия в связи с предполагаемыми изменениями в законе. Ограничения должны быть предусмотрены только законами, а не подзаконными актами. Но практика показывает иное, когда все больше ограничения предусматриваются подзаконными актами, а не законами. Бремя ответственности тенью следует за журналистом при выполнении им своих профессиональных обязанностей, и чтобы это бремя не стало слишком большим грузом для журналиста, его следует в отдельных случаях перекладывать на другие плечи.

Примеры того, как должен поступать журналист, преподнося информацию аудитории:

В таких ситуациях от журналиста требуется одно: указать, что информация получена от конкретного информационного агентства или пресс-службы государственного органа. Как правило, всегда конкретно определены структуры (информационное агентство или пресс-служба государственных органов), статус которых освобождает журналиста от ответственности. Использование информации полученной от пресс-служб различных общественных организаций, журналиста от ответственности не освобождает.

2. если информация является дословным воспроизведением официальных выступлений депутатов представительных органов, должностных лиц государственных органов, организаций и граждан

В этом случае дословное воспроизведение выступлений означает соответствие слов в публикации журналиста словам из официальных выступлений или текста. Под дословным воспроизведением понимается цитирование. Если этого соответствия не будет, журналист может быть привлечен к ответственности.

Это, прежде всего, имеет отношение к предвыборным баталиям, когда в передачах, идущих в прямой эфир, кандидаты позволяют себе вольные высказывания в адрес своих противников, ответственность за которые должны нести они, а не журналисты. Что касается вопроса о редактировании, то закон «О средствах массовой информации», позволяет редактирование читательских писем. Иные вопросы редактирование текстов этим законом не оговариваются и не конкретизируются. Но вместе с тем следует сказать, что статьей 143 Гражданского кодекса РФ запрещено редактирование ответов граждан для их публикации в средстве массовой информации в отношении сведений, порочащих честь и достоинство граждан, опубликованных в этом средстве массовой информации.

4. если эти сведения содержались в обязательных в соответствии со статьей 18 Закона «О средствах массовой информации» сообщениях.

Эта норма, в общем-то, дублирует уже рассмотренную норму, в которой говорилось о сведениях содержащихся в официальных сообщениях и документах.

В дополнении можно сказать о следующем, что в соответствии с законом «О нормативных правовых актах» существует определенный порядок официального опубликования нормативных правовых актов и применение таких нормативных правовых актов, после их официального опубликования. Официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется также периодическими печатными изданиями, получившими такое право на конкурсной основе, в порядке, определяемом Правительством РФ. Неофициальное опубликование нормативных правовых актов допускается только после их официального опубликования. Из чего следует обратить внимание на следующее, что существуют официальные и неофициальные опубликования. И если журналист в своей публикации ссылался на официальное издание, где содержалась ошибка, то журналиста к ответственности не привлекут. А вот если он будет ссылаться на нормативный акт в неофициальном издании, что там содержалась эта ошибка, то в этом случае ситуация будет иная, к ответственности могут привлечь.

Закон РК «О средствах массовой информации» в Главе 5 предусматривает определенные права и обязанности журналиста. Система права в Казахстане, как и в других странах, основана на правах, предоставленных Конституцией Основным законом страны, гарантирующей свободу слова и запрет на цензуру. Законом РК «О СМИ» журналисту предоставлено право заниматься основным профессиональным делом Статья 20: осуществлять поиск, запрашивать, получать и распространять информацию. В силу своих профессиональных обязанностей журналист должен постоянно искать информацию. Однако свободный поиск любой информации ему предоставлен законодательно. Он имеет право посещать государственные органы, организации всех форм собственности и быть принятым их должностными лицами в связи с осуществлением своих служебных обязанностей, присутствовать на всех мероприятиях, проводимых аккредитовавшим его органом, за исключением случаев, когда принято решение о проведении закрытого мероприятия.

Законом предусмотрено использование журналистом технических средств, с помощью которых он может зафиксировать информацию и позже воспроизвести ее в радио- или телепрограмме. Журналист имеет право производить записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемку, за исключением случаев, запрещенных законодательными актами РК. По предъявлении удостоверения журналист имеет право присутствовать в районе стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов и протеста.

В ходе поиска и запроса информации журналисту часто приходится обращаться к письменным источникам, владельцы которых не всегда предоставляют журналисту возможность с ними познакомиться. Законодательством журналисту предоставлено право получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты.

Важным моментом в ходе получения той или иной информации является проверка ее достоверности, точности, соответствия действительности. Журналист может уточнять известные факты, просить подтвердить их, предоставить доказательства в подтверждение той или иной информации, потому что он имеет право проверять достоверность получаемой информации. При этом ему приходится чаще всего обращаться к специалистам при проверке полученных информационных материалов. Это право предоставлено Законом РК. Кроме того, ему приходится также обращаться к свидетелям, участникам, очевидцам событий для подтверждения фактов.

Журналисту предоставлено право распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под условным именем псевдонимом. Надо иметь в виду, что условное имя псевдоним не освобождает от моральной и профессиональной ответственности за достоверность публикуемых фактов.

В ходе подготовки материала к публикаций могут произойти существенные изменения текста материала или даже основного смысла, заложенного автором. В этом случае журналист имеет право отказываться от публикации материала за своей подписью, мотивируя это тем, что его содержание после редакционной пpaвки противоречит личным убеждениям журналиста.

Опытные журналисты, как правило, имеют достаточно широкую сеть осведомленных людей, работающих в различных организациях и могущих в любой момент сообщить о предстоящих интересных событиях или важных фактах. Таких людей журналист «вербует», как правило, на базе личных контактов, хороших знакомств или на основе определенной договоренности. Журналист имеет право на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда.

Наряду с правами у журналиста есть обязанности, предусмотренные Законом РК.

Журналист обязан:

Осуществлять программу деятельности средств массовой информации, с которым он состоит в договорных отношениях, руководствуясь законодательством Республики Казахстан;

Не распространять информацию, не соответствующую действительности;

Удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании их авторства;

Уважать законные права и интересы физических и юридических лиц; _ выполнять иные обязанности, возложенные на него в соответствии законодательством Республики Казахстан.

По рекомендации Президента РК Н.Назарбаева в новый Уголовный кодекс была введена ст. 15.5, предусматривающая ответственность чиновников, вплоть до уголовной, за отказ в предоставлении информации. Закон РК «О СМИ» обеспечивает информационную безопасность общества и личности. Вместе с тем, законодательство возлагает на журналиста ответственность за распространяемую информацию. Если информация не соответствует действительности, журналист несет, в первую очередь, моральную ответственность. Кроме того, на журналиста могут подать в суд с требованием опровержения и возмещения морального ущерба. Количество таких исков за последнее время значительно увеличилось. Высокий уровень профессионализма и доверие читательской и зрительской аудитории - вот две вершины, которые определяют место и роль конкретного средства массовой информации на информационном рынке страны.