Бубен - самый значимый шаманский инструмент.

Важнейшим инструментом в шаманских практиках является бубен.Для шамана бубен – это его крылатый конь. «Конь» — прежде всего перевозчик душ и погребальное животное — используется шаманом в различных ситуациях как средство, помогающее достичь состояния экстаза, так сказать, «выйти из себя», благодаря чему оказывается возможным мистическое путешествие. » Бубен-конь» позволяет шаманам подниматься также в воздух, достигать Неба. Конь осуществляет «прорыв уровня», переход из одного мира в другой. Бурятские легенды говорят о лошадях, которые доставляют шаманов в их новое обиталище.

Шаманизм использовал мифологию и обряды, связанные с конем. В одном якутском мифе шаман переворачивает свой бубен, садится на него, трижды пробивает его своим шестом, и бубен превращается в трехногого коня, который уносит его на Восток.

У якутов и бурятов, бубен так прямо и называют: «шаманский конь». Экстатическое путешествие бурятского шамана начинается с созыва духов на пир, на котором шаман ловит духов в свой бубен и заточает их там на время всего сеанса для того, чтобы они помогли ему в дороге. Конь изображается на алтайских бубнах. У алтайцев принято считать, что, когда шаман ударяет в бубен, он едет на Небо на своем коне. Часто, бурятские шаманы делают бубен из лошадиной кожи именно потому, что представления о бубне, как о коне, для них важнее, в данном случае, даже чем связь с тотемом или другими животными силы.

Во время камлания бубен осознается не только как ездовое животное шамана, но и несколько шире - вообще как средство передвижения: если по ходу действия шаману предстоит плыть по реке, бубен считается лодкой, а колотушка веслом; соответственно осмысляются и его отдельные части: обтяжка - как “дно” лодки, обечайка - как ее “борта”. Поскольку дорога шамана к духам может быть опасной и ему часто приходится иметь дело с враждебно настроенными существами, вступать с ними в борьбу, бубен считается еще и боевым снаряжением шамана: луком, броней, щитом. Многие металлические детали и подвески представляются мечами, стрелами или саблями.

При камлании, бубен уносит шамана к Древу Мира сквозь Полярную звезду, а оттуда начинается его путешествие во вселенную. Он необходим для осуществления сеанса, он позволяет шаману летать в пространстве, призывать и «пленять» духов, и, наконец, потому, что гудение бубна позволяет шаману поддерживать контакт с иными планами бытия. Как мы уже знаем, шаманы осуществляют мистическое путешествие в «Середину Мира», к месту Космического Древа и Великого Духа. Одной из ветвей именно этого Древа Великий Дух позволяет упасть для того, чтобы шаман сделал из нее обод своего бубна. Именно потому, что обруч его бубна сделан из древесины самого Космического Древа, шаман, ударяя в бубен, магически переносится к этому Древу; он переносится к «Середине Мира» и, одновременно, может вознестись на Небо или спуститься в Преисподнюю. Как обод, так и натянутая на него шкура, чрезвычайно символичны.

Танец шамана, сопровождаемый биением в бубен, в некотором роде дублирует или воспроизводит экстатическое путешествие на Небо или спуск в Нижние миры. В любом случае, можно говорить о том, что магическая музыка, символика наряда и бубна и сам танец — являются средствами осуществления и обеспечения магического путешествия у шаманов всего мира.

Звук бубна должен быть низким, но не глухим. В принципе, важен не столько тон, сколько вибрация. Во время камлания частота ударов бубна где-то от 180 до 200 ударов в минуту, что соответствует частоте биения сердца плода в утробе матери. Поэтому, когда мы слушаем бубен, мы как бы совершаем обратное путешествие в блаженное состояние безопасности и комфорта, испытуемое плодом в утробе матери), которая является основой мистического контакта с миром, и из этого состояния мы затем можем совершать любые путешествия. Ребенок в утробе находится в связи со всем, матка - это его вселенная.

В постоянно используемом бубне имеют значения все частоты, ибо шаман привыкает, что именно такие звуки отключают его обыденное сознание, и настраивают на переход в иную реальность.

Звуки бубна буквально изменяют электромагнитные волны головного мозга. Это было проверено научным путем. Бубен может придать силы любому вашему намерению, с которым вы приступаете к игре на бубне. Например, если вашим намерением была передача целительной энергии своей семье, бубен усилит эту энергию многократно. Если вы хотите совершить путешествие вглубь самого себя и исследовать глубинные аспекты собственного «Я», бубен поможет вам изменить сознание таким образом, что вы сможете легко перенестись во внутренние миры.

Я предлагаю вам к качестве мощной медитации следующее Упражнение: игра на бубне

Прижимая бубен к груди, позвольте своему осознанию наполнить внутренность бубна. Проведите рукой по наружному краю бубна, чтобы соединиться с ним еще более тесно. Часто во время игры бубен держится рядом с лицом или над головой, так что его вибрации резонируют в голове и верхней части тела с большой силой. Вы можете использовать эту технику, либо интуитивно отыскать такое положение бубна возле тела, которое максимально резонирует с вами. Начните играть на бубне, используя двойной удар. С этого лучше всего начинать, так как двойной удар воссоединяет нас с сердцебиением, являющимся первичным звуком для человеческих существ. Ощутив, как этот звук отзывается у вас внутри, начинайте выстукивать тот ритм, который вам наиболее по душе, — просто позвольте возникнуть естественному ритму. Ритм ударов в бубен должен быть не постоянным, как у метронома, а плавающим: частота ударов должна медленно уменьшаться и увеличиваться, сами удары должны быть то громче, то тише, в зависимости от вашего состояния в данный момент. Закончив играть, закройте глаза и сфокусируйте свое осознание на внутреннем мире. Это может дать потрясающий результат. Обязательно понаблюдайте за своим сознанием, телесными ощущениями после игры на бубне, чувствуя, что нового появилось у вас в самовосприятии. Если вы запускали Намерение, то позвольте ему проявиться в объективной реальности. На это может уйти некоторое время, отнеситесь к этому спокойно, не торопите события, но приветствуйте любые позитивные знаки подтверждения, посылаемые вам Мирозданием, учитесь их трактовать в свою пользу. Это позволит вашему Намерению воплотиться в повседневную жизнь желаемым для вас образом.

Если у Вас нет бубна, вы можете изготовить его самостоятельно, руководствуясь инструкциями, приведенными ниже. Либо использовать для Духовного Путешествия аудиозапись , где я играю на собственноручно изготовленном бубне. Скачать ее можно здесь. Либо заказать Шаманский Бубен у нас. Наши бубны изготовлены выдающимся хакасским мастером, прекрасно и мощно звучат. Мастер Йоги Наталья Маевская, получила Духовную Передачу от Природных Сил в шаманской Пещере в Хакассии, прикоснувшись к природному артефакту.

Сонастроившись с вами, Наталья Маевская получает из Мира Духовных энергий специальный рисунок на ваш бубен, благодаря которому бубен оживает, настраивается на вас и начинает вам помогать в тех задачах, которые вы решаете посредством Духовного Путешествия под звуки Шаманского Бубна.

Бубен со специальным изображением, сделанным Натальей, становится вашим Спутником, вашим Другом души и вашим Проводником по шаманским мирам. Он всегда даст вам вдохновение. Взяв в руки такой бубен, вы сразу ощутите, что держите в руках магический предмет.


Этот Шаманский Бубен, настроенный на вас, будет обладать способностью наделить голосом ваши глубочайшие чувства, отправиться с вами в важнейшие путешествия вашей жизни и стать для вас таким Другом и Певцом духа, какого никогда не сможет заменить ни один человек. Со временем у вас с вашим Бубном разовьется глубочайшая связь, и он станет вашим спутником во многих Путешествиях духа.

[email protected]

Как и зачем я изготовил бубен себе можно . Об изготовлении бубна в традиции северных народов читайте ниже.

Во многих народностях, шаманы сознательно сохраняли и передавали из поколенияв поколение неизменные традиции устройства и оформления своих бубнов. Бубен делали шаману такой же, какой имел его дед и прадед. Однако в ходе исторического развитиянародов Сибири, в процессе слияния различных этнических групп и культур бубны все же менялись.

Нельзя не отметить факт присутствия ударных инструментов во всех шаманских культурах. Бубны встречаются у индейцев Северной Америки повсеместно. Необычайно развита технология изготовления барабанов в Африке и Индии, в Южной Америке. В Австралии, Африке, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке для этих целей используют всевозможные ксилофоны — музыкальные инструменты, состоящие из ряда деревянных брусочков различной длины. Кроме традиционных шаманских бубнов у народов Северной Америки, Сибири и Дальнего Востока, существуют также такие музыкальные инструменты, как: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф, белорусские и украинские ударные инструменты, бубны и т.д. и т.п.

У всех народов Приамурья бубны были овальные, узкоободные. Шаманские бубны у народов Сибири имели широкий обод и другие отличительные черты. Маньчжурские бубны в отличие от нанайских и ульчских, судя по данным С.М.Ширкогорова, имели меньшую величину, более широкую обечайку (впрочем, по этому поводу данные противоречивы) и иной характер изображений на наружной части (бабочки, птицы).Маньчжурские шаманы употребляли также небольшие барабаны и «кастаньеты». Бубны, сходные по форме с нижнеамурскими (но широкоободные), бытовали у забайкальских тунгусов и амурских бираров.

Почти у всех народов Сибири, свой первый бубен, шаман никогда не делал себе сам. Его изготовляли, «выдавали» ему сородичи. При этом часть работы выполняли женщины: онивыделывали шкуру, натягивали и пришивали ее на деревянный обруч, украшали бисером, если этого требовала традиция. Мужчины заготавливали деревянные части бубна, вытесывали и выгибали обруч, выковывали железные подвески, рисовали установленные традицией рисунки. Сегодня шаман, набравшись опыта, делает себе бубен сам, в соответствии с личными особенностями и приоритетами. Если вы хотите сделать себе бубен, то ниже приводятся некоторые вспомогательные рекомендации.

В принципе, изготовление бубна можно разделить на две части: изготовление обода и крепление шкуры. Далеко не все шаманы использовали кожу своего тотемного животного или союзника для изготовления бубна. Чаще всего это была шкура дикого (реже домашнего) оленя, лося, марала, медведя, иногда коня и т. д. По-видимому, установившаяся традиция в выборе шкуры того или иного животного соответствовала древнему хозяйственному укладу каждого конкретного народа. Некоторые народы употребляли для обтяжки женских и мужских бубнов разный материал. Обычно на мужской бубен брали шкуру самца, на женский – самки животного. Выделывали шкуры с разной степенью тщательности. Одни народы брали невыделанную сырую шкуру, лишь состригая с нее шерсть; другие — выделывали ее до тонкой светлой кожи; некоторые продымливали шкуру, коптили ее над костром. Способы прикрепления кожи к ободу тоже были неодинаковы. Так, чукчи и эскимосы кожу олененка или кожу желудка моржа привязывали к ободу, а иногда приклеивали ее; амурские народы (нивхи), айны, а также буряты и маньчжуры только приклеивали; ханты, манси, ненцы продергивали в край обтяжки жильную нить и в нескольких местах прикрепляли кожу к ободу деревянными гвоздями или пришивали ее; алтайцы, якуты, эвенки, кеты, селькупы и другие народы пришивали кожу к краю, оставляя при этом довольно широкую часть свободной, собирая ее на жильную нить.

В наше время, совсем не обязательно идти в лес и убивать там какое-нибудь несчастное животное, которое вам ничего не сделало. Кожу для бубна лучше купить. Вы можете приобрести ее у владельцев коз, либо на скотобойне, а также на рынке или в музыкальном магазине. Кожа должна быть не дубленая. Некоторые предпочитают натягивать ее на бубен прямо с мехом, некоторые мех лишь подстригают, но в большинстве случаев, для лучшего звучания – чем меньше меха, тем звучнее. Шкура должна быть хорошо снята, она должна быть одинаковой толщины (около 1 мм), с ровной ворсистостью. Необработанная кожа (особенно козлиная) может не очень хорошо пахнуть. Тогда ее нужно несколько раз замочить и постирать с порошком или шампунем, но, ни в коем случае не в горячей воде. Подкожную плеву снимают скребком, но нужно быть осторожным – вместе с этой плевой может расслаиваться и сама кожа. Впоследствииплева плотно прилипает к высохшей коже. Поэтому, самое важное — это чтобы плева не создавала неровностей в толщине кожи.

Обод бубна или «обечайка» может делаться из разных пород деревьев. Лучше всего для этого дела подходят лиственные. У некоторых шаманов, обруч делается из личного или тотемного древа, но бывают и исключения. Например, селькутский или остяко-самоедский шаман входил в лес с закрытыми глазами и наугад назначал дерево, предназначенное для бубна. У алтайцев, шаман непосредственно от духов получал указания относительно леса и места, где растет то дерево, и посылал своих помощников, чтобы они его нашли и добыли из него древесину на бубен. В других регионах Северной Азии шаманы сами собирают все щепки дерева. В некоторых местах дереву приносятся жертвы — его смазывают кровью и водкой. Некоторые якутские шаманы изготавливают бубны из дерева, в которое ударила молния и т.д. В конце концов, для нас с вами более важно, чтобы бубен был прочным и мог, если понадобиться выдерживать даже некоторую часть веса человека (при падении и т.п.). Из свежего лиственного дерева вырезают длинную полосу. Полоса должна быть несколько длиннее, чем диаметр бубна и закрепляется «внахлест». Ширина варьируется в разных традициях значительно – от 2.5, до 20 сантиметров.

Толщина полосы обычно бывает около 1 см, но может быть толще или тоньше. На протяжении всей полосы не должно быть каких-то изъянов, сучков или сгибов. Полосу распаривают в воде. Для этого делается из жести длинный желоб, туда наливается вода и кладется полоса для бубна. Дерево запаривается на костре в течение часа. Полоса не должна плавать на поверхности кипящей воды, либо желоб должен иметь плотную крышку.

Далее, у вас должно быть приспособление для сгиба полосы. Она должна быть изогнута моментально, по извлечению ее из воды. Гнуть полосу следует медленно и равномерно, во избежание сломов и острых углов. Если все сделать правильно, вы получите ровную округлую форму. Можно найти подходящее дерево поблизости и попробовать загнуть полосу вокруг него, но это тяжело — полоса может надломиться. Нагрузка при сгибании должна равномерно распределяться по длине всей полосы. Для этого хорошо использовать жесткое углубление заданной формы. Укладка происходит медленно и аккуратно. Лучше всего предварительно потренироваться на каком-нибудь небольшом прутике или кусочке дерева. Сторона, на которую натягивается кожа, должна быть ровной.

В Сибири, концы обечайки сшивали при помощи тонких корней кедра или черемухового лыка. На внешней стороне устраивались ряды столбиков, выточенных из березового дерева, кости, березовой губы, на которые натягивали по длине всей окружности обечайки жильные нити, тонкие ремешки, шнурки и т. д. На некоторых бубнах по краям обода прикрепляли узкие сагровые полосы (черемуховое лыко). При таком устройстве кожа, натягивающаяся на бубен, не прилегала плотно к обечайке, между ободом и кожей образовывались полости-резонаторы. Иногда в обечайке делали прорези-щели, посредством которых указанные полости сообщались с внутренней полостью бубна. Однако бубны большинства народов таких прорезей не имели. Резонаторные столбики были различной формы. Встречались бубны, имевшие столбики четырех различных форм (уякутов). Иногда выступы на внешней стороне обода, образованные столбиками, прикрывались железными круглыми «шапочками», предохранявшими кожу бубна от разрывов. На внутренней стороне обечайки прикрепляли рукоять, за которую держали бубен, и скобки с подвесками; исключение составляли чукчи и эскимосы, у которых рукоять прикреплялась к внешней стороне бубна, снизу. Материалом для изготовления рукояти служило дерево (почти всегда береза), олений рог, моржовый клык, железо и иногда ремни. По формерукояти представляли собой либо вертикальную пластину,либо крестовину.

Форма обечайки далеко не всегда бывает круглая. Как ни странно, у большинства народов бубны каплевидные. Это позволяет расширить диапазон звучания, но при этом усложняется процесс изготовления и эксплуатации. Круглый бубен прогревается равномернее и служит дольше. Овальный бубен звучит интереснее.

Прежде чем натягивать на обод кожу, ее нужно замочить. Если не устраивать резонаторов, то можно натянуть кожу просто на обруч. В таком случае, вырезается круг или овал дублирующий форму обруча, но на 3-5см больше. По краям кожи делаются дырки, через которые протягиваются сырые ремни. Ремни равномерно перевязываются с обратной стороны бубна, образуя своеобразный каркас, который иногда используется как держатель. Когда все высыхает, кожа сжимается и сдавливает конструкцию, добавляя ей прочности.

Другой вариант – это закрепить кожу гвоздями или скобами строительного степлера. Преимущество ремней в том, что при нагреве бубна над костром, ремни натягивают кожу сильнее и звук получается звонче. Однако без ремней пользоваться бубном удобнее. Можно закрепить кожу канцелярскими кнопками, через которые потом пробиваются гвоздики.

Важную роль играют изображения, наносимые на поверхность бубна. Очень часто бубен разрисовывают разными символами и изображениями, но не обязательно. В некоторых регионах Сибири, при изготовлении первого бубна, по указаниям шамана, его помощники наносили рисунки, передававшиеся по традиции от предков шамана; рисунки были строго определенны для каждого народа. Они были разной сложности: от простых кругов, повторявших форму бубна, до сложнейших композиций (алтайские и хакасские бубны) с большим количеством антропоморфных и зооморфных изображений, рисунков деревьев, небесных светил и т. д. Эти рисунки вскрывают одно из важнейших значений бубна как символа вселенной. Мы видим среди них изображение плоской земли, окаймленной горами и морями, опрокинутого над ней куполообразного неба, опирающегося в края земли, и другие изображения, отражающие представления о вселенной, о которых рассказывают устные мифы сибирских народов (алтайцы, кеты, селькупы). Многие рисунки отражают значение бубна как символа ездового животного; обычно на обтяжке изображалось в этом случае животное (олень) или только его голова.

Раз и навсегда принятого для всех рисунка нет и каждый бубен индивидуален. Наносимые на него знаки варьируются от шамана к шаману (даже внутри одного рода). Скажем, алтайские шаманы рисуют на бубне изображение коня, а якуты – таинственные знаки, людей, богов и животных.

В любом случае, это стоит делать только тогда, когда вы точно знаете, что должно быть на бубне зафиксировано. В большинстве случаев – это карта миров и областей, по которой путешествует шаман. Это его своеобразный компас и навигатор его путешествий. Кроме того, некоторые шаманы считают, что бубен – это самостоятельное живое существо и наносят на него символы, атрибуты и изображения этого существа.

Кеты считали фигуру, нарисованную на обтяжке бубнов, изображением шамана-предка, от которого владелец бубна унаследовал свой дар, а также отождествляли с первым шаманом по имени Бангдэхып (Сын земли), женившемся на дочери небесного бога Еся .

Ненцы вырезали на рукоятках бубнов семь личин шаманских духов-предков, а ханты — глаза и рот духа бубна. У эвенков сам бубен символизировал голову: верхняя его часть называлась «макушка», нижняя — «подбородок», а резонаторы или отверстия под ними – «уши учителя шамана».

Разрисовывать кожу бубна или покрывать резьбой ручку имеет смысл лишь настолько, насколько это для вас отражает волшебную картину мира. В рисунке все, каждая линия, должны иметь смысл.

Кроме всего прочего, для бубна нужно сделать колотушку. Делается она из древесного изгиба, сучка или развилки ветки (шорцы), но может быть также сделана из кости или чего-то еще. Колотушки менее разнообразны по форме, чем бубны. Обычно они представляют собой деревянную или костяную лопаточку разной ширины. Колотушка должна быть удобной, не царапать бубен и иметь веревочную петлю для руки. Для понижения звука бубна, колотушку оборачивают кожей ворсом наружу или вовнутрь. Лопаточку обтягивают камусами самца оленя, косули, медведя или шкурой со лба оленя, медведя, а иногда кусочками шкуры с любой части тела животного. Колотушка, как и бубен, может быть самостоятельным существом. Помимо служебной роли при бубне, колотушка у всех народов Сибири являлась самостоятельным шаманским атрибутом, употреблявшимся при гадании и «лечении». В ней может жить дух-помощник. В таком случае она используется для различных целей самостоятельно, отдельно от бубна.

Диаметр бубна может очень разнится. Это могут быть 30 см. или, скажем, 70 см., а может быть и метр. В конце концов, подробные инструкции о том, как сделать бубен (из какого дерева, когда и т.д.), шаман получает от духов-помощников и других сверхъестественных существ через видения, а также благодаря своим шаманским путешествиям.

После того, как бубен готов, необходимо провести церемонию его «оживления». Церемония «оживления бубна» чрезвычайно интересна. Когда алтайский шаман окропляет его пивом, обруч «оживает» и через посредничество шамана рассказывает о том, как дерево, из которого он происходит, росло в лесу, как его срубили, принесли в деревню и т. д. Затем шаман окропляет кожу бубна, которая также, «оживая», рассказывает о своем прошлом. Голосом шамана животное повествует о своем рождении, своих родителях, детстве и всей своей жизни вплоть до момента, когда оно было убито охотником. Заканчивает оно заверением в том, что окажет шаману многочисленные услуги. В другом алтайском племени, у тубаларов (черных татар), шаман наследует голос и походку животного, таким образом оживленного.

В некотором роде, животное, которое шаман «реанимирует», является его alter ego, самым могущественным духом-помощником; когда оно входит в шамана, он превращается в своего мифического первопредка. Во время обряда «оживления» шаман должен рассказать о жизни животного-бубна: он поет о своей модели, образце, первичном животном, являющемся началом его племени. В мифические времена каждый человек племени мог превращаться в животное, то есть каждый мог принять состояние своего предка. Сегодня такие интимные связи с мифическими предками доступны исключительно шаманам.

Вот, что говорит по этому поводу Мирча Элиаде: «Как обод, так и кожа бубна представляют собой магико-религиозные инструменты, благодаря которым шаман может предпринимать экстатическое путешествие к «Центру Мира». Во многих традициях мифический териоморфический предок живет в подземном мире, вблизи от корня Космического Древа, верхушка которого касается Неба. Мы здесь имеем дело с отдельными, но взаимозависимыми идеями. С одной стороны, шаман, ударяя в бубен, взлетает к Космическому Древу, с другой стороны, благодаря своим мифическим связям с «оживленной» кожей бубна, шаман может разделить природу предка; другими словами, он может преодолеть время и вновь войти в первичное состояние, о котором говорят мифы. Как в первом, так и во втором случае мы имеем дело с мистическим переживанием, открывающим шаману возможность трансценденции времени и пространства. Превращение в животного-предка, как и экстаз во время вознесения на Небо являются различными, но поддающимися сравнению выражениями одного и того же опыта — трансценденции обычного, профанного состояния и обретения вновь «райского» существования, утраченного в конце мифических времен».

Если вы решите заказать бубен со специальным изображением у нас, то послать заявку и получить ответы на интересующие вас вопросы можно, позвонив +79050950322 или написав [email protected]

Шаманский бубен

Шаманский бубен является атрибутом сильных шаманов. Известны шаманы, не имеющие бубнов и всю жизнь камлающие при помощи варгана (комуса) или при помощи деревянного жезла. Материалом для изготовления бубна обычно служит лиственница, из которой делают обод. На обод с одной стороны натягивается шкура марала или оленя. Внутрь обода также прикрепляется деревянная резная рукоятка и поперечная планка, на которую вешаются железные подвески и ленты.Для шамана бубен-это крылатый конь, на котором он совершает свои путешествия, которого он кормит молоком и аракой. Ускоряя бой колотушкой в бубен шаман подгоняет коня, заставляя его подниматься все выше и выше, замедляя бой, он возвращается обратно. В любом случае, путешествует шаман в верхний или в нижний миры, его путешествие связано с ощущением полета и прохождением сквозь некоторые "слои" реальности. Про некоторых шаманов говорят, что они за свою жизнь загнали шесть коней, т.е. сменили шесть бубнов.Когда шаман делает новый бубен, он проводит специальный обряд, называемый оживлением коня- бубна. Варган у шаманов называется маралом или малым конем, на нем нельзя летать в верхний мир, а только среди гор среднего мира. Шаманский бубен является прототипом для буддийского барабана. Отсюда исходят представления о магических способностях бонских лам летать верхом на барабанах. Для того, чтобы погонять коня шаман использует колотушку, часто считается, что хорошая колотушка важнее хорошего бубна. Колотушка делается из дерева, она обтягивается шкурой горного козла, оленя или медведя, и к ней привешиваются медные кольца, которые звенят при ударе в бубен.С колотушкой связано очень распространенное гадание, которое проводит шаман во время камлания, и без которого не обходится, как правило, ни один обряд. Колотушкой бьют в бубен и взывают к духам, задавая им вопрос, в какой-то момент колотушка сама выскакивает из руки шамана и падает на подол или платок человека, для которого гадают. При падении колотушки кольцами вверх - ответ духов положительный, кольцами вниз - отрицательный. Что интересно, этот ответ не окончательный, и неблагоприятную ситуацию можно изменить. Для этого делают подношения и смотрят - приняли ли их духи, и так продолжается до получения положительного ответа.

Камлание шамана

Обряд камлания шамана связан с достижением двух целей: обряды излечения и культовые обряды такие, как культ огня, гор, священных деревьев, отдельных родовых покровителей. Во всех случаях камлание проходит примерно по одинаковой схеме: очищение - вызывание соответствующих духов - поиск причины болезни либо культовое освящение - изгнание враждебных духов -гадание об исходе камлания либо о судьбе присутствующих на нем - уход шамана. Во время обряда шаман камлает в верхний мир или в нижний мир т.е. совершает шаманское путешествие и взаимодействует либо с духами верхнего либо нижнего мира. В это время он находится одновременно в двух реальностях: в нашем мире и в том слое верхнего или нижнего миров, в который он путешествует. Это означает для него остановку времени, "остановку мира", он видит одновременно и людей и духов и может общаться, разговаривать с ними, он выступает как посредник между двумя мирами. Обряд как правило проводится ночью или в течение нескольких ночей либо в юрте при разожженном очаге либо на священном месте возле костра в присутствии множества людей. Присутствие людей является обязательным. Если шаман камлает для себя, он уединяется в тайге или в горах, и его шалаш все охотники обходят стороной. Считается, что уединение в безлюдных местах необходимо только для "черного" камлания, связанного с действиями, направленными против какого-либо человека. Основное отличие "черного" камлания от "белого" в том, что все обряды проводятся против часовой стрелки, иногда для камлания используется бубен, выкрашенный в черный цвет. Шаман распевает алгыши угрожающего содержания, он призывает и натравливает своих духов -помощников на врага. Рассказывают много историй, связанных с войнами шаманов друг против друга. Существует специальный термин, в дословном переводе "съедение шаманами друг друга", подразумевающий наведение на врага смерти или сумашествия. Побеждает тот шаман,чьи духи-помощники сильнее, или кому помогают предки. Очищение включает в себя разжигание курильницы, для чего на плоский камень высыпают угли и золу. Сверху на них кладут сушеный можевельник артыш. Шаман окуривает сначала свою обувь, а затем свой бубен и другие шаманские атрибуты. Иногда шаман брызгает на бубен молоком или аракой -кормит его. Затем он одевает свой костюм и делает над курильницей три оборота по солнцу правой, а затем левой ногой. Под звук бубна шаман издает крики, подражая крикам вороны или кукушки. Эти птицы дают шаману способность слагать песни. Затем шаман садится спиной к огню или к присутствующим, тихо и мерно стучит в бубен и ведет разговор со своими эренами. Это может продолжаться довольно долго, затем, когда духи являются и шаман начинает их ясно видеть, он внезапно вскакивает на ноги и начинает обходить по солнцу вокруг огня или объекта освящения. Он громко и быстро стучит в бубен и распевает алгыши, особые песни, в которых он ведет разговор с духами и описывает все, что он видит. На этом этапе шаман отправляется в путешествие в верхний или нижний мир либо чтобы найти потерянную душу больного, либо чтобы узнать в чем причина несчастья, какой дух виноват или чтобы узнать чью-либо судьбу. Во время путешествия шаман часто встречается с враждебными духами и вступает в схватку с ними. Во время схватки шаман делает неожиданные резкие, стремительные движения, подскоки, он всячески ругает и угрожает злым духам, преследует их в воде и в воздухе, зовет на помощь духов-помощников. Для изгнания злых духов шаман часто использует плетку, которой он гоняет духов по всей юрте, иногда бьет ею присутствующих или больного, причем не имитируя удары, а совершенно серьезно.Наконец он либо изгоняет злых духов либо говорит, что положение безнадежно. В любом случае он делает подношения духам-помошникам, для этого он разбрызгивает специальной лопаткой молоко по четырем сторонам света и сжигает в огне кусочки мяса и хлеба. Затем пищу пробуют присутствующие. Следующим этапом церемонии является изготовление образа болезни или несчастья в виде фигурки злого духа, как его увидел шаман. Ее вырезают из кожи или бумаги, к ней прикрепляют ленточки из материи и затем выносят из юрты в сторону, указанную шаманом. Затем шаман лично изготовляет лечебный эрен для больного, в зависимости от установленного диагноза, либо эрен направленный на счастье и благополучие хозяев. Подобные эрены изготовливаются из кусочков войлока, кожи и разноцветных лент, их существует великое множество на все случаи жизни. В юрте они вывешиваются на почетном месте напротив входа. Затем шаман делает предсказание о дальнейшем развитии событий, бросая колотушку, и на этом церемония заканчивается. После окончания камлания присутствующие делают шаману ритуальные подношения в виде лент, шнурков из кожи, которые шаман пришивает к своему костюму, а также мешочков с табаком и мукой. Затем шаман принимает плату за лечение, обходит юрту по солнцу и покидает ее.

Для обычного человека бубен – это всего лишь музыкальный инструмент, а для шамана – это универсальное изображение мира, верный проводник в путешествиях по Миру Духов.

С помощью музыкального ритма бубна человек входит в транс (), а также может проводить ритуалы по приманиваю или отпугиванию духов.

– это овальный или круглый обод обтянутый кожей. Для изготовления этого ритуального инструмента выбирается особая древесина. Ведь не каждое дерево может быть пригодным для службы шаману, а только избранное духами. В разных уголках мира есть свои традиции. Например, алтайским шаманам на нужные деревья указывают духи, а – выбирают дерево, в которое ударила молния, якобы оно было отмечено свыше. Самоедские шаманы заходят в лес с закрытыми глазами и топором в руках, и наугад выбирают дерево.

Детский бубен

Иногда на бубне можно наблюдать рисунки , которые имеют сакральное значение. Внутри инструмента расположены рукоятка и прутья, на которых могут крепиться различные подвески, увеличивающие силу бубна.

После изготовления бубна, его предстоит «оживить» особым ритуалом, который проводит сам шаман. В каждом поселении это своя технология. Чаще всего после специального окропления инструмента, шаман, а точнее дерево и животное, из которых сделан бубен, голосом самого шамана рассказывают всю свою жизнь и обещаю служить верой и правдой.

Считается, что бубен для шамана не только ритуальный инструмент, а и проводник в , который является своему владельцу во время транса в воплощении коня, оленя, лося или лодки.

За всю жизнь у шамана может быть несколько бубнов. Но, как правило, не может быть двух и более одновременно. За исключением случаев, когда инструмент изготавливается для определенного ритуала. В таком случае, после выполнения своего предназначения бубен уничтожается.

Ранее считалось, что шаман на протяжении всей своей жизни мог использовать не более девяти бубнов. И когда изнашивался последний, это означало, что вскоре шаман покинет этот мир.

Неотъемлемая часть бубна – колотушка (ладорбц ). Обычно ее изготовляют из дерева и обтягивают шкурой животного. К ней могут быть привязаны медные кольца или колокольчики, которые звенят при ударах. Этот ритуальный предмет имеет для шамана не меньшее значение, чем бубен. С ладорбц проводятся различные обряды и гадания. Например, задавая вопрос духам, шаман бьет в бубен колотушкой, которая в какой момент сама выпадает из его рук. В зависимости от расположения ладорбц на земле, трактуется ответ Духов на вопрос шамана.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Несмотря на то, что статья рассматривает явление на примере верований коренных народов Сибири, думаю, материал может помочь разобраться в общих принципах нанесения изображений на бубен.
Конструкция бубна
Традиционные представления народов Сибири о пространстве и времени наиболее полно воплощены в шаманском бубне. Бубен - это не только музыкальный инструмент, но и универсальное выражение модели мира, карта мироздания. Особое значение придавалось и бубну в целом, и каждой его детали, будь то рисунок, подвеска, элемент конструкции или материал, из которого изготовлены отдельные его части.

Фото №1.(Схема бубна: а - наружная сторона бубна; б - бубен сбоку; в - внутренняя сторона бубна. 1 - шкура, натянутая на обечайку; 2 - обечайка; 3 -“шишки”; 4 - место прикрепления шкуры; 5 - свободная кромка шкуры; 6 - железные скобы с подвесками; 7 - крестовина (рукоять бубна); 8 - резонаторные щели в обечайке)

Композиция рисунков
Значение бубна как модели вселенной ярче всего проявляется в тех случаях, когда на внутреннюю или внешнюю стороны обтяжки и на обечайку нанесены рисунки.
Обычно сама композиция разрисовки воспроизводила основные членения мироздания - его деление на верхний, средний и нижний миры. Кроме трехчастного деления по вертикали встречаются бубны, разделенные на четыре зоны, а также с концентрическим или плоскостным изображением миров.

Фото №2. В каждом секторе рисунки ориентированы по вертикальной оси бубна, т.е. животные и птицы движутся снизу вверх. В левом верхнем секторе: лучистый круг — солнце, соединенное линией с лучистой звездой; луна в виде полумесяца; летящая птица; два оленя — самец (изображение с рогами) и самка (без рогов). В правом верхнем секторе изображены фигуры двух тигров — самца и самки. В левом нижнем секторе: пара оленей (самец и самка); культовое сооружение, состоящее из березовых жердей или деревьев, соединенных между собой поперечинами, и двух групп кольев по сторонам. В правом нижнем секторе нарисовано шесть летящих ос.
Фото №3. Можно предположить, что первый из перечисленных секторов означает небесный мир, второй — мир горной тайги и ее обитателей, третий — мир людей, четвертый — подземный мир, из которого вылетают насекомые (хотя их изображения больше походят на птиц, в описи собирателя указано, что это «рой ос», а, согласно мифам многих сибирских народов, жалящие насекомые произошли из тела сожженной и низвергнутой в нижний мир ведьмы-людоедки).

Фото №4. Правая его половина означала мир светлый (верхний, небесный, дневной), а левая — темный (нижний, подземный, ночной) миры; кроме того, в соответствии с традиционной для селькупских бубнов композицией небо занимает центральную, земля — среднюю, а подземный мир — крайнюю (примыкающую к обечайке) части поверхности бубна; на внутренней стороне обечайки селькупы также наносили рисунки.

Этим же композиционным членениям соответствуют и нанесенные в соответствующих зонах изображения: в нижней правой («светлой») части нарисованы олени, а в левой («темной») — медведи; снизу справа — обычные человеческие фигуры, а слева — обитающие в подземном мире безголовые уроды. В верхней части бубна нарисованы облака (возможно также, что это изображение щели между куполом неба и краем земли), под ними — солнце, луна и перелетные птицы (в правой части изображены еще и луки с наложенными на них стрелами). Центральную часть композиции занимает характерное для селькупских бубнов изображение ящерицы — родового духа-помощника шаманов. В нижней левой (темной, ночной и, повидимому, подводной) части бубна нарисована лодка с сидящим в ней человеком, а в правой — парная ему фигура человека на нарте, запряженной оленем. Хорей, которым ездок погоняет оленя, нарисован отдельно, позади едущего, поскольку обе руки у него заняты: в одной он держит шаманский бубен, а в другой — колотушку.

В Мире Шамана предмет, который мы привычно называем бубном, представляет собой не обод, на который натянут кожаный лоскут -- но живое существо. Относительно того, как именно происходит работа шамана при использовании бубна мнения расходятся. Часть источников упоминает музыку бубна как Зов для духов-помощников во время камлания.

Бубен - самый значимый шаманский инструмент. Обычно он имел овальную форму и состоял из деревянного обода - обечайки, обтянутой кожей. С внутренней стороны находится вертикальнкая рукоять, за которую шаман держит бубен. С внутренней стороны есть также горизонтальные поперечины или прутья, к которым крепятся всевозможные металлические подвески. На внешнес стороне кожаной обтяжки у некоторых народов принято было наносить рисунки - шаманскую картину мира.

Все важные камлания непременно проводились с участием бубна. В шаманских верованиях бубен имел очень много значений. Прежде всего бубен представлялся ездовым животным шамана - конем или оленем. Он олицетворял именно то животное, шкура которого использовалась для изготовления кожанного покрытия. Во время камлания шаман мог путешествовать на бубне как на коне или олене в верхний(небесный) мир, где обитают добрые духи.
Для шаманов, путешествующих в нижний (подземный или подводный) мир к злым духам бубен превращался в лодку, способную везти шамана по подземной реке.

Если шаману приходилось в своем путешествии вступать в борьбу со злыми силами бубен мог превращаться в непробиваемый щит или в лук, и защищал своего хозяина. На эвенкийский бубнах кроме того висели специальные подвески-мечи, которые в минуту опасности превращались в грозное орудие.
Но самое главное - бубен помогал шаману входить в транс, чтобы общаться с духами. Камлание начиналось обычно с разогревания бубна на огне - оживления или очищения бубна. Затем шаман начинал бить в бубен. Удары в бубен и пение шамана созывали духов-помощников, которые согласно древним верованиям, слетались и рассаживались на подвесках бубна.

Считалось, что шаман приобретает бубен только по воле или с согласия духов. Духи сами показывали дерево из которого нужно сделать обод (обечайку) бубна. Наример, кетский шаман чтобы найти нужное дерево завязывал глаза и шел в лес. Кожа для бубна бралась только со шкуры специально выбранного животного, которое шаману тоже указывали духи. Изготовив бубен шаман должен был показать его верховным духам, для этого устраивалось специальное камлание - “оживление бубна”, во время его шаман рассказывал духам о дереве, из которого сделан бубен и о животном, чья кожа использовалась и попросить разрешения камлать с этим бубном.

Согласно древним верованиям, вся жизненная сила шамана была связана с бубном. У шамана в течении жизни последовательно могло быть несколько бубнов. Обычно не более 9. Когда рвался последний бубен, значит, заканчивалась жизнь шамана, он должен был умереть. Если же шаман умирал раньше, то и бубен умертвляли, выспуская из него духов. Обычно его протыкали, надевая на острый сук дерева рядом с могилой шамана.

К началу XX в. у ряда народов Сибири отмечается исчезновение бубнов под влиянием усиленной пропаганды христианства и ламаизма. Однако у большинства этих народов в изучаемый период (конец XIX и нач. XX в.) бубны еще бытовали наряду с другими шаманскими атрибутами. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла перед народами Сибири светлый путь к построению новой жизни. Прекратился вековой гнет, прекратилась эксплуатация местного населения купцами, кулаками и шаманами. Реорганизация хозяйства на основе коллективизации, внедрение новой техники значительно повысили уровень материального благосостояния этих народов. Квалифицированное медицинское обслуживание, всеобщее обучение, общий рост культуры уничтожили веру в "силу" шаманов, лам и других посредников, "добивавшихся" выполнением различных обрядов "милостей" от духов и богов. Шаманство исчезает, а с ним и все его атрибуты. Бубен кое-где сохранился как народный музыкальный инструмент. Например, у народов Северо-Востока Сибири бытуют ансамбли бубнов, под аккомпанемент которых выполняются массовые народные пляски.
Исследование бубнов имеет значение для понимания исторических связей между народами Сибири, а также для изучения развития религиозных представлений этих народов. Бубен, как и все шаманские атрибуты, являлся "священным" предметом, развитие его отличалось от развития объектов материальной культуры. Последние изменялись, совершенствовались в повседневной трудовой практике людей. Этот процесс вызывался жизненной необходимостью общества. Бубнами владели и пользовались немногочисленные избранники-шаманы, которые были заинтересованы в сохранении древних форм атрибутов культа.

Шаманы сознательно консервировали, строго передавали из поколения в поколение традиции устройства и оформления своих бубнов. Бубен делали шаману такой же, какой имел его дед и прадед. Изменение устройства бубна шло очень медленно. Однако в ходе исторического развития народов Сибири, в процессе слияния различных этнических групп и культур бубны все же менялись.

Таким образом, бубен является своеобразным историческим памятником, изучение которого может пролить свет на прошлое народов Сибири. Бубен являлся не только музыкальным и культовым инструментом, он в то же время, по представлениям сибирских народов, был и сложным символом, вещественным выражением шаманской идеологии. Помимо этого, бубен в известной степени отражал художественную культуру того народа, у которого он бытовал.

Художественное выполнение бубна было обусловлено искусством не только самого шамана, но и мастерством его сородичей, на которых возлагалась обязанность устройства бубна. Почти у всех народов Сибири не сам шаман делал для себя культовые атрибуты, а их изготовляли, "выдавали" ему сородичи. При этом часть работы выполняли женщины: они выделывали шкуру, натягивали и пришивали ее на деревянный обруч, украшали бисером, если этого требовала традиция. Мужчины заготовляли деревянные части бубна, вытесывали и выгибали обруч, выковывали железные подвески рисовали установленные традицией рисунки на бубне.

Определение формы бубна может быть лишь приближенным. Особенно трудно определение некруглых форм бубнов, потому что в течение срока своей "службы" бубен значительно деформировался. При выполнении шаманского обряда (камлания) бубен для лучшей звучности неоднократно грели над открытым огнем костра, очага. Опытные, старые люди умели это делать без особого вреда для бубна. Они тщательно следили за тем, чтобы деревянный обруч и натянутая на нем кожа нагревались равномерно. Но все же частое нагревание деформировало бубен. Это положение нельзя рассматривать так, что у народов Сибири не было устойчивых форм бубнов.

Строение Бубна
Бубен состоит из деревянного обруча круглой или овальной формы, называемого "обечайкой". Ширина обечайки варьирует у разных народов от 2. 5 до 20 см. Материалом для обечайки служили разные породы деревьев. Пластину, назначенную для обечайки, выгибали либо над открытым огнем, либо с помощью особого приспособления. Затем концы ее сшивали при помощи тонких корней кедра или черемухового лыка.

Почти у всех народов Сибири обечайка на внешней и на внутренней сторонах имела определенные приспособления. На внешней стороне - ряды столбиков, выточенных из березового дерева, кости, березовой губы, на которые натягивали по длине всей окружности обечайки жильные нити, тонкие ремешки, шнурки и т. д. На некоторых бубнах по краям обечайки прикрепляли узкие сагровые полосы (черемуховое лыко).

При таком устройстве кожа, натягивающаяся на бубен, не прилегала плотно к обечайке, между обечайкой и кожей образовывались полости-резонаторы. Иногда в обечайке делали прорези-щели, посредством которых указанные полости сообщались с внутренней полостью бубна. Однако бубны большинства народов таких прорезей не имели. Резонаторные столбики были различной формы. Встречались бубны, имевшие столбики четырех различных форм (у якутов). Иногда выступы на внешней стороне обечайки, образованные столбиками, прикрывались железными круглыми "шапочками", предохранявшими кожу бубна от разрывов (кеты). На внутренней стороне обечайки прикрепляли рукоять, за которую держали бубен, и скобки с подвесками; исключение составляли чукчи и эскимосы, у которых рукоять прикреплялась к внешней стороне бубна, снизу.

Материалом для изготовления рукояти служило дерево (почти всегда береза), олений рог, моржевый клык, железо и иногда ремни. По форме рукояти представляли собой либо вертикальную пластину, либо крестовину. На обечайку натягивали кожу животного. Чаще всего это была шкура дикого (реже домашнего) оленя, лося, марала и т. д.

По-видимому, установившаяся традиция в выборе шкуры того или иного животного соответствовала древнему хозяйственному укладу каждого конкретного народа. Некоторые народы употребляли для обтяжки женских и мужских бубнов разный материал. Обычно на мужской бубен брали шкуру самца, на женский -самки животного. На обтяжку использовали верхнюю часть шкуры, так как эта часть считалась "чистой". Выделывали шкуры с разной степенью тщательности. Одни народы брали невыделанную сырую шкуру, лишь состригая с нее шерсть; другие - выделывали ее до тонкой светлой кожи; некоторые народы продымливали шкуру, коптили ее над костром.

Способы прикрепления кожи к обечайке были неодинаковы у разных народов. Так, чукчи и эскимосы кожу олененка или кожу желудка моржа привязывали к обечайке, а иногда приклеивали ее; амурские народы (нивхи), айны, а также буряты и маньчжуры только приклеивали; ханты, манси, ненцы продергивали в край обтяжки жильную нить и в нескольких местах прикрепляли кожу к обечайке деревянными гвоздями или пришивали ее; алтайцы, якуты, эвенки, кеты, селькупы и другие народы пришивали кожу к краю обечайки, оставляя при этом довольно широкий ее край свободным, собирая его на жильную нить.

Значение рисунка на шаманском бубне
На многих бубнах красками наносились рисунки на внутреннюю и особенно на внешнюю сторону обтяжки бубна (у долганов, алтайцев), а иногда и на обе ее стороны (у алтайцев, энцев). Встречались бубны, у которых рисунки наносились на обе (или одну) стороны обечайки. Обычно для нанесения рисунков применялась красная краска, реже-белая и черная, а у некоторых групп эвенков -зеленая и желтая.

По указаниям шамана мужчины наносили рисунки, передававшиеся по традиции от предков шамана; рисунки были строго определенны для каждого народа. Они были разной сложности: от простых кругов, повторявших форму бубна, до сложнейших композиций (алтайские и хакасские бубны) с большим количеством антропоморфных и зооморфных изображений, рисунков деревьев, небесных светил и т. д. Эти рисунки вскрывают одно из важнейших значений бубна как символа вселенной. Мы видим среди них изображение плоской земли, окаймленной горами и морями, опрокинутого над ней куполообразного неба, опирающегося в края земли, и другие изображения, отражающие представления о вселенной, о которых рассказывают устные мифы сибирских народов (алтайцы, кеты, селькупы).

Многие рисунки отражают значение бубна как символа ездового животного; обычно на обтяжке изображалось в этом случае животное (олень) или только его голова.

Колотушка
При бубне имелась колотушка. Колотушки менее разнообразны по форме, чем бубны. Обычно они представляли собой деревянную или костяную лопаточку разной ширины, иногда употребляли естественную развилку ветки (шорцы). Лопаточку обтягивали камусами самца оленя, козули, медведя или шкурой со лба оленя, медведя, а иногда кусочками шкуры с любой части тела животного. Помимо служебной роли при бубне, колотушка у всех народов Сибири являлась самостоятельным шаманским атрибутом, употреблявшимся при гадании и "лечении". Приемы гадания и "лечения" колотушкой почти у всех шаманов были одинаковы.

Современные шаманы

В конце 20-х - начале 30-х годов нашего века советское правительство развернуло активную антирелигиозную деятельность. В результате сибирский шаманизм практически полность был уничтожен. У шаманов отбирали ритуальные принадлежности, запрещали камлать, ссылали и сажали в лагеря, некоторых устраняли физически. Только немногие, живущие в самых отдаленных районах продолжали свою деятельность.

Как ни странно именно в это время началось активное изучение шаманизма учеными-этнографами. За годы гонений на шаманов многие музейные коллекции пополнились шаманскими атрибутами, которые и ныне являются гордостью музейных собраний. Исследователи сделали множество снимков последних сибирских шаманов, записали их рассказы и присутствовали на камланиях и праздниках и подробно описали их. Благодаря этому про сибирский шаманизм известно достаточно много. Все снимки шаманов, их костюмов и бубнов, которые вы встретите на наших страницах, хранятся в Новосибирском музее. Все это предметы приобретенны в 20-30-е годы.

С 90-х годов шаманизм в Сибири вновь возрождается. В некоторых национальных республиках появились практикующие шаманы и шаманизм стал вновь претендовать на роль господствующего мировоззрения в обществе. Например в республиках Бурятия и Тува шаманизм признан национальной религией. Здесь созданы шаманские общества, проходят публичные шаманские сеансы. Камлания происходят даже в кабинетах министров и президентов.