Что делать во время крещения. Таинство крещения

29.06.2019 Авто / Мото

Что такое Крещение и зачем оно нужно?

В Таинстве Крещения происходит новое, духовное рождение человека. Евангелие от Иоанна рассказывает о том, как Господь Спаситель в беседе с Никодимом сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье». (Ин. 3:5)

Крестить, то есть погружать в воду после принесенного покаяния, начал по повелению Божию Иоанн Креститель: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нём, то есть во Христа Иисуса» (Деян. 19:4). От Иоанна Крещение на Иордане принял Господь Иисус Христос.

С этого момента Крещение стало открыто для всех верующих во Христа. По Своем Воскресении, посылая апостолов на проповедь по всему миру, Иисус Христос заповедал им: „Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа“ (Мф. 28:19).

В Православной Церкви за Таинством Крещения сразу следует Таинство Миропомазания. Через молитву к Богу человек принимает благодать Святого Духа, которая зримо проявляется через помазание святым миром (специально приготовленным и освященным благовонием). Так человек получает силу Свыше для ведения жизни по заповедям Божиим и для противостояния нечитым духам.

Почему Крещение так важно для человека?

В Таинстве Крещения Бог образует невидимую связь между Собой и человеком, разрушенную в грехопадении Адама и Евы. Это восстановление утреченого общения происходит по желанию Бога и при активном согласии человека. Благодать Святого Духа невидимо действует на всё существо человека таким образом, что он становится способным воспринимать Божии действия и тесно общаться с Богом. Поэтому христианин называется чадом Божьим и составляет часть Тела Христова, жизнь которого протекает на земле внутри Церкви. При этом возрождаются духовные и физические силы крещенного, и человек получает большую свободу от зла, а также защиту Божию от действия темных сил.

Хотя человек очищается от греха в Крещении, но свобода выбора у него не отнимается, а потому у него остается риск попасть во власть диавола и совершить грехи. Милосердный Господь и для согрешивших после Крещения даровал средство получить прощение грехов: Он установил Таинство Покаяния. Участвуя в этом Таинстве христианин, искренне раскаивающийся в своих грехах, получает ту же душевную чистоту, какую получил в купели Крещения.

В каком возрасте креститься?

Таинство Крещения совершается только один раз в жизни. Если человек намерено скрывает сведения об этом и приступает еще раз к Крещению, то он совершает очень большой грех.

Креститься могут не только взрослые, но и младенцы, так как младенцы тоже имеют все последствия греха – болезни, смерть и наклонности ко злу и плохому, и потому тоже нуждаются в духовном очищении и возрождении.

Необходимость Крещения младенцев следует из Священного Писания. В ветхозаветные времена обрезание совершалось над восьмидневными младенцами, а в Новом Завете обрезание заменено Крещением, как это видно из слов апостола Павла к верующим: «Вы (христиане ) обрезаны обрезанием нерукотворенным (обрезанием сердца - Крещением ), совлечением греховного тела плоти (живущего в нас греха ), обрезанием Христовым; быв погребены с Ним (со Христом ) во Крещении». Затем, заповедь Спасителя о Крещении была дана безо всякого ограничения в отношении к детям. Наконец, сами апостолы крестили целые семейства, где, без сомнения, были и младенцы (см. Деян. 16:33, 18:8, 1 Кор. 1:16).

В канонических правилах 124-го правила Карфагенского Собора и 84-го правила VI Вселенского Собора (680 г.) предписывается не препятствовать Крещению младенцев. Отцы Церкви также оставили прямые указания на необходимость их Крещения. Святитель Григорий Богослов говорит в «Слове на Крещение»: «У тебя есть младенец? – Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу» .

Обычное младенцев крестят через 40 дней после рождения. Это исполняется в подражание Господу Иисусу Христу, который был принесен в храм Господень на сороковой день. Однако возможно Крещение и сразу после рождения, если ребенок очень слаб здоровьем и есть опасность его смерти. В этом случае необходимо немедленно призвать священика для совершения Крещения. Крещение осуществляется и до 40 дней, однако в этом случае необходимо обратиться за советом к священнику. В христианской семье откладывание Крещения на более поздние сроки нежелательно и допускается как исключение.

Как вести себя маме до и после рождения ребенка?

До рождения

Православная мама должна заботиться о христианском воспитании своего ребенка еще до его рождения. В дни беременности особенно надо следить за своей духовной жизнью. Важно молиться утром и вечером, уходя на работу или на прогулку и возвращаясь домой, молиться перед едой и после трапезы. Молитва освящает жизнь беременной и жизнь будущего ребеночка; обращение ко Господу, Божией Матери, к святым ангелам и угодникам помогает в житейских затруднениях, утешает душу и приводит к состоянию внутреннего покоя и смирения перед Творцом.

Беременной следует чаще причащаться Святых Христовых Тайн, так как приобщение Тела и Крови Господней не только спасительно для беременной, но и оказывает благотворное действие на находящегося в ее утробе ребенка. На богослужении беременной, особенно на поздних сроках, лучше молиться сидя ближе к окну или выходу из храма.

Беременной следует пить по утрам святую воду и вкушать просфору. Надо читать Новый Завет, а также духовные книги.

Существует благочестивый обычай благословляться у священника на ношение беременности, а при наступлении срока - на роды. Беременные часто молитвенно обращаются к Божией Матери. Есть икона, которая называется “Помощница в родах”. Перед этим образом возносят такую молитву:

О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою (имя), прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дщери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостью и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешиться от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царице Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня. Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюся и я испытать на себе, что Ты - Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех, призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь.

После рождения

После родов первой молитвой женщины должно быть благодарение Бога за дарованное чадо.

Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниях Твоих яже от перваго возраста до настоящего, в нас, недостойных рабех Твоих (имена), бывших, ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый, сподоби и нас достойны быти Твоея любве. Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или нехотяще согрешихом, прости и не вмени, и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего; и помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек; темже молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию милость. Аминь.

В течение 40 дней после рождения ребенка мать не должна входить в церковь дальше притвора, пока не закончатся дни очищения организама. Однако она призывается постоянно молится за чадо. После родов часто не хватает времени и сил на молитву. Можно повторять краткие молитвы: «Господи, помилуй!», «Господи, благослови!», «Матерь Божия, помоги!», «Святый Ангеле, будь с нами!»

Молитва за детей

Боже и Отче, Создатель и Сохранитель всех тварей! Благодарю Тебя за плоды, данные мне Тобою через благословение Твое, сердечно молю Тя. Так как Ты сказал, что ниспошлешь Духа Твоего Святаго всем, просящим Его у Тебя, облагодетельствуй Твоих детей (имена) Духом Твоим Святым, да возжжет Он в них истинный страх Божий, который есть начало премудрости и прямое благоразумие, по которому кто поступает, того хвала пребывает вечно.

Облаженствуй их и истинным признанием Тебя, соблюди от всякаго идолослужения и лжеучения, соделай, чтобы возросли в истинной спасающей вере и во всяком благочестии, и да пребудут в них постоянно, до конца.

Даруй им верующее, послушное, смиренное сердце и премудрость и разум, да возрастают в летах и в благодати пред Богом и пред людьми. Насади в сердца их любовь к Твоему Божественному Слову, чтобы они были благоговейны в молитве и богослужении, почтительны к старшим, стыдливы в телодвижениях, целомудренны в нравах, истинны в словах, верны в делах, прилежны в занятиях, счастливы в исполнении обязанностей и должностей своих, разумны во всем, кротки и благоприветливы к людям.

Соблюди их от всех соблазнов злого мира, и да не развратит их худое сообщество. Не допусти им впасть в нечистоту и нецеломудрие, да не сокращают сами себе жизни своей, да не оскорбляют других.

Будь защитой им во всякой опасности, да не подвергнутся внезапной гибели. Сделай, чтобы не увидели мы в них себе бесчестия и посрамления, но честь и радость, чтобы умножилось ими Царство Твое и увеличилось число верующих, и да будут они на небесах окрест трапезы Твоей, как небесные масличные ветви, и со всеми избранными да воздадут Тебе честь, хвалу и прославление через Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь.

Как выбрать имя при крещении?

Крещаемому дается имя какого-либо святого угодника, который становится его небесным покровителем. Имя подбирают по православному Месяцеслову так, чтобы день рождения младенца приходился либо на день памяти святого, либо немного позже. Хотя это правило не абсолютно и новорожденного можно назвать именем особо почитаемого в этой семье святого, или в память об уважаемых родственниках.

Если имя, данное родителями при гражданской регистрации новорожденного, отсутствует в православном Месяцеслове, то есть вероятность того, что его написание в данной местности просто не совпадает с православно-канонической формой имени святого. Поэтому при Крещении имя, отсутствующее в Месяцеслове, не всегда необходимо менять. Делать это надо лишь в случае, когда соответствие с канонической формой имени отыскать не удается.

Ниже приводятся примеры некоторых соответствий:

Мужские имена: Аким, Яхим – Иоаким; Габриэль – Гавриил; Денис – Дионисий; Егор, Юрий – Георгий; Жан, Ян – Иоанн; Жорж – Георгий; Йозеф, Юзеф – Иосиф; Корней – Корнилий; Леон – Лев; Люциан – Лукиан; Матиас – Матфей; Олекса – Алексий; Теодор – Феодор; Теофил – Феофил; Томас – Фома; Цезарь – Кесарь; Эжен – Евгений.

Женские имена: Аграфена, Олеся – Агриппина; Аксинья – Ксения; Алевтина – Валентина; Анжела – Ангелина; Виктория – Ника; Жанна – Иоанна; Злата – Хриса, Хрисия; Лукерия – Гликерия; Люция – Лукия; Марта – Марфа; Оксана – Ксения; Полина – Аполлинария; Пелагия, Светлана – Фотина, Фотиния; Сюзана – Сусанна; Фира -Есфирь.

Важно знать и то, что по своему произношению гражданское и церковное имя часто несколько разнятся: Иван – Иоанн, Федор – Феодор, Сергей – Сéргий, Алексей – Алексий. Приступая к Таинствам Исповеди и Причащения, православный должен называть свое церковное имя.

В случае, если не удается установить соответствующее гражданскому церковное имя, родители или сам крещаемый выбирают его из православного Месяцеслова (обычно близкое по звучанию к его собственному). Оно и будет его церковным именем. Давать при Крещении два или несколько имен, как этот делают в Католической Церкви, в Православии не принято.

Есть твердо установившийся обычай не называть крещаемых мужского пола именем Иисус в честь Сына Божья, а женского пола – Мария, в честь Божьей Матери.

Как выбрать крёстных родителей?

Крестным может быть только верующий человек, крещенный в Православной Церкви. Восприемник или кресный (греч. анадехуменос – поручитель за должника) – человек, принимающий на себя обязанность ввести крестника в жизнь Православной Церкви, а значит наставлять его в духовной жизни, молиться о нем, помогать в его воспитании.

Церковные правила предписывают иметь только одного крестного (восприемника): мужчину – для крещаемого лица мужского пола или женщину – для лица женского пола.

По укоренившейся в Русской Церкви с XV века традиции восприемников, как правило, бывает двое: мужчина и женщина. Во все продолжение Таинства восприемники держат на руках своих крестных детей. После троекратного погружения младенца в купель восприемник (того же пола, что и младенец) должен принять младенца и вытереть тело ребенка чистым полотенцем.

Кроме того, восприемник должен прочесть в соответствующий момент Символ веры и дать ответы на вопросы священника об отречении от сатаны и о сочетании со Христом. Когда ребенок достигнет сознательного возраста, восприемник должен будет объяснять ему основы Православной веры, посещать с ним храм Божий, приобщать его Святых Христовых Таин (причащать) и заботиться о его нравственном состоянии.

Выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться прежде всего не соображениями их высокого социального или имущественного статуса или родственной близостью, а уверенностью в том, что будущие крестные, сами являясь верными чадами Православной Церкви, смогут выполнить те обязанности, которые на них налагаются.

По каноническим нормам Русской Церкви, не могут быть восприемниками (крестными) следующие лица: монахи; родители для собственных детей; кровные братья и сестры; лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста) не могут крестить одного младенца, ибо при духовном родстве супружеская жизнь недопустима (при этом супругам разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно); неверующие; христиане в течение более 5 лет не приступавшие к Таинству Причащения, малолетние».

В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом.

Отец и мать могут присутствовать на Крещении собственного ребенка. Но мать крещаемого может быть допущена к участию в Таинстве, если над ней прочитана молитва 40-го дня.

Как подготовиться к Крещению?

В Древней Церкви готовившиеся к принятию Крещения в течение определенного периода времени, который составлял от 40 дней до трех лет, обучались истинам веры. Это называется оглашением или катехизацией. Важным моментом было испытыние искренности желания стать христианином.

В нашей церкви также необходимо пройти самостоятельно минимальный курс подготовки к Крещению.

Первым условием Крещение является согласие и желание человека. Младенцев, которые еще не могут сознательно исповедовать веру во Христа, крестят по вере родителей и восприемников. Церковь крестит только тех детей, родители которых сами являются православными, или один из них принаждежит к православному вероисповеданию. Родители должны быть не только крещены в Православной Церкви, но исповедовать и выражать согласие с учением Церкви. Поэтому перед Крещением священник должен испытать веру желающего креститься взрослого человека, а в случае крещения младенца – веру родителей и крестных. Если после испытания их вера не соответствует вере Православной Церкви, то Крещение может быть отложено .

Цель заключается в том, чтобы получить минимум знаний и духовного опыта, которые позволят осознано участвовать в Таинстве Крещения.

В помощь готовящимся к Крещению в библиотеке нашего прихода имеется необходимая литература как для взрослых, так и для детей. Есть книги на французском и английском языках, а также аудио и видео материалы.

Самоподготовка заключается в следующем:

1. Когда мы сами или наши дети принимают Крещение, мы должны знать о том, Кто такой Иисус Христос и что Он сделал для нас? Для этого надо прочитать Новый Завет или как минимум одно из Евангелий, например, Евангелие от Марка. При встрече со священником вам необходимо будет ответить на вопросы об основных событиях жизни Иисуса Христа.

2. Нужно не только знать о христианской вере, но и уметь вести духовную жизнь. Иисус Христос сказал: «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоан. 4,23). Поклонение в духе означает прежде всего умение общаться с Богом в молитве. Перед Крещением важно знать наизусть молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся», а также «Символ веры». Если возможности памяти не позволяют запомнить эти молитвы, то необходимо уметь правильно прочитать их. «Символ веры» произносится крестными во время Крещения. «Символ веры» содержит в сокращенном виде все христианские истины.

Надо также уметь правильно осенять себя крестным знаменем и понимать его смысл.

3. Перед Крещением, человек должен иметь представление об основных заповедях Божиих, согасно которым человек призван строить свою жизнь. В качестве подготовки познакомьтесь с 10 заповедями Божиими. Их можно найти в Библии в книге Исхода 20:2-17 или в книге Второзакония 5:6-21.

4. Чтобы осознанно участовать в Крещении, надо познакомиться с порядком прохождения Крещения.

Кроме получения нужных знаний желающий креститься, а также родители и будущие крестные должны духовно готовиться к Крещению.

В ходе подготовки к Крещению надо посещать богослужения, можно ставить свечи и совершать молитвы, однако некрещенный человек не может участвовать в Таинствах (Исповеди, Причастии, Соборовании). При этом надо помнить, что мать в течение 40 дней после родов не может посещать храм, пока ей не будет прочитана необходимая молитва.

Важно значть, что при подготовке к Крещению демонические силы, присутствие и деятельность которых для большинства людей далеко не всегда ясны и осознаваемы, могут усилиться против человека. Человеку, желающему принять Крещение, нужно быть готовым к тому, что могут возникнуть состояния, не являющиеся для него естественными в обычное время: усилятся страстные привычки и греховные помыслы, появится равнодушие к происходящему, возникнет беспричинный гнев, надменность, тщеславные помыслы и другое.

Если Крещение принимает взрослый человек, то он должен, по возможности, приготовить себя к Таинству Крещения трехдневным постом, то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи и яиц, спиртного, курения, грубых выражений, а также примирением с теми, с кем он в ссоре. Живущим в браке нужно на это время воздерживаться от супружеского общения.

Встреча со священником перед Крещением

Перед встречей родителей и будущих крестных со священником необходимо провести самоподготовку, как указано в разделе « Как подготовиться к Крещению?» Во время беседы с желающим креститься, священник устанавливает готовность человека к Таинству Крещения. Совершая Таинство, священник берет на себя определенную ответственность за то, что крещаемый идет на этот шаг осознанно и подготовившись, а не формально.

Итак, во время встречи со священником человек должен ответить на следующие вопросы:

1.Кто такой Иисус Христос?

2.Перечислите основные события из земной жизни Господа Иисуса Христа.

4.Объяснить смысл крестного знамения.

5.Перечислить 10 заповедей.

6.Перечислить части Крещения.

Вы также можете задать вопросы священнику о христианстве и духовной жизни. На встрече обсуждаются вопросы относящиеся к предстоящему Крещению.

По итогам встречи священник назначает дату и время Крещения, или откладывает Крещение на определенный срок.

Как вести себя во время Крещения?

На Крещение недопустимо приходить в нетрезвом виде. Недопустимо курить непосредственно перед Крещением, чтобы дым табака не привносился в храм Божий.

Мужчины и женщины должны быть аккуратно и чисто одеты. Плечи и ноги должны быть прикрыты одеждой. Женщины должны быть покрыты и иметь юбку ниже колен.

Желательно, чтобы на руках крестных не было никаких украшений (исключение для обручальных колец), чтобы случайно не поранить раздетого ребенка.

В церкви надо хранить тишину, в случае крайней необходимости переговариваться в полголоса. Во время совершения Таинства необходимо внимательно слушать молитвы и осенять себя крестным знамением вместе со священником.

Нужно следить за малолетними детьми, чтобы они не шумели и не бегали. В храме не допускаются игры любых видов (настольные, электронные). В случае шумного поведения детей требуется выводить их за пределы храма, чтобы не нарушалась чинность богослужения.

Ведение видео- и фотосъемки допускается. Однако об этом надо заранее предупредить священника.

Пожертвование на Крещение?

Цены на Таинство Крещения нет. Однако, по древней традиции, ради труда священника и ради поддержания общины, крещающиеся оставляют пожертвования после совершенного Таинства. Размер пожертвования остается на усмотрение самого жертвователя.

Что могут подарить крёстные на Крещение?

По сложившейся благочестивой традиции Русской Церкви все необходимое для Крещения покупают крестные.

Подарком от крестного может быть икона Спасителя, Божией Матери, небесного покровителя или икона ангела-хранителя, молитвослов или текст Святого Писания (Библия).

Крестные должны стараться, чтобы их подарки и в будущем имели духовный смысл и приносили пользу ребенку.

Ниже приводятся две небольшие молитвы крестных о своих крестниках:

Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестнике (крестнице) моем (моей) (имена), сохрани его (ее) под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от него (нее) всякаго врага и супостата, отверзи ему (ей) уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцу его (ее).

Спаси, Господи, и помилуй крестника (крестницу) моего (мою) (имена) и просвети его (ее) светом разума Святаго Евангелия Твоего и настави его (ее) на стезю заповедей Твоих и научи его (ее), Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Что такое Крещение как Таинство? Как оно происходит?

Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка. Крещение одного младенца длится около сорока минут.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения . Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели. Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания , в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной. После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве. Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа. После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов: «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление , обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

Почему в алтарь вносят только мальчиков?

В принципе и мальчиков туда не должны вносить, это лишь традиция.
Шестой Вселенский собор определил: Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входить внутрь священного алтаря … (правило 69). Известный канонист еп. дает этому постановлению такой комментарий: «В виду таинственности приносимой в алтаре бескровной жертвы, воспрещено было, с древнейших времен церкви, входить в алтарь всякому, кто не принадлежал к клиру. «Алтарь предназначен только для священных лиц».

Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.

Даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы регулярно приступать к Таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.

Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма – потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, – на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.

Каким православным именем назвать младенца?

Право выбора имени ребенка принадлежит его родителям. В выборе имени Вам могут помочь списки имен святых – святцы. В святцах имена расположены в календарном порядке.

Нет однозначной церковной традиции выбора имен – часто родители выбирают имя младенцу из списка тех святых, которые прославляются в самый день рождения ребенка, или на восьмой день, когда совершается чин наречения имени, или в период сорока дней (когда обычно совершается Таинство Крещения). Разумно выбрать имя из списка имен церковного календаря из тех, которые достаточно близко находятся после дня рождения ребенка. Но впрочем, это не какое-то обязательное церковное установление, и, если есть какое-то глубокое желание назвать ребенка в честь того или иного святого, или какой-то обет со стороны родителей, или еще что-то, то это вовсе не препятствие.

При выборе имени можно ознакомиться не только с тем, что означает то или иное имя, но и с житием того святого, в честь которого вы хотите назвать своего малыша: что это за святой, где и когда он жил, каков был образ его жизни, по каким дням совершается его память.
См. .

Почему в некоторых храмах закрывают храм на время совершения таинства Крещения (не делая этого при других Таинствах) или просят не входить в него людей не посторонних, а называющих себя православными?

Потому что во время Крещения взрослого человека не очень приятно самому крещаемому или крещаемой, если на него, в достаточной мере телесно разоблаченного, будут смотреть посторонние люди, наблюдать за величайшим таинством, любопытным взглядом те, которые к этому не имеют никакого молитвенного отношения. Думается, и благоразумный православный человек не пойдет просто зрителем на чужое Крещение, если его туда не звали. А если такта у него не хватает, то благоразумно поступают церковные служители, удаляющие любопытных из храма на время совершения таинства Крещения.

Что должно прийти сначала – вера или Крещение? Можно ли креститься, чтобы поверить?

Крещение – это Таинство, то есть особое действие Бога, в котором при ответном желании самого человека (непременно самого человека) он умирает для греховной и страстной жизни и рождается в новую – жизнь во Христе Иисусе.

А с другой стороны, глубокая вера – это то, к чему крещеный и воцерковленный человек должен стремиться всю свою жизнь. Все люди грешны, и нужно стремиться к такому стяжанию веры, с которой сочетаются и дела. Вера, помимо всего прочего, – это усилие воли. В Евангелии один человек, который встретил Спасителя, воскликнул: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». () Этот человек уже верил в Господа, но хотел верить еще больше, крепче, решительнее.

Укрепляться в вере будет проще, если жить церковной жизнью, а не смотреть на нее со стороны.

Почему мы крестим младенцев? Они же еще не могут сами выбирать религию и сознательно следовать за Христом?

Человек спасается не сам по себе, не как индивидуум, единолично решающий, как ему быть и действовать в этой жизни, а как член Церкви, сообщества, в котором все друг за друга отвечают. Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать.

В любом ли возрасте человек имеет право креститься?

Крещение возможно для человека любого возраста в любой день года.

В каком возрасте лучше крестить ребенка?

Крестить человека можно в любое время от первого и до самого последнего его вздоха. В древности существовал обычай крестить ребенка на восьмой день от рождения, но это не являлось обязательным правилом.
Удобнее всего крестить ребенка в течении первых месяцев от рождения. В это время малыш еще не отличает маму от «чужой тети», которая будет держать его на руках во время Крещения, да и «бородатый дядя», который все время будет к нему подходить и «что-то с ним делать», не страшен для него.
Дети постарше уже достаточно осознанно воспринимают действительность, видят, что их окружают незнакомые им люди, а мамы или вовсе нет или она почему-то к ним не идет, и могут испытывать тревогу по этому поводу.

Нужно ли заново креститься, если человека «крестила бабушка на дому»?

Крещение – это единственное Таинство Церкви, которое в случае крайней необходимости может совершать и мирянин. В годы гонений на случаи такого крещения были не редки – храмов и священников было мало.
Кроме того в прежние времени повивальные бабки иногда крестили новорожденных малышей если их жизни угрожала опасность: например, если ребенок получал родовую травму. Такое крещение обычно называют «погружением». Если ребенок после такого крещения погибал, то его хоронили как христианина; если же выживал, то его приносили в храм и священник восполнял совершенное мирянином крещение необходимыми молитвами и священнодействиями.
Таким образом в любом случае крещенному мирянином человеку надлежит «восполнить» крещение в храме. Однако, в прежние времена повитух специально обучали как правильно совершать крещение; в советские же годы зачастую совершенно неизвестно кто и как крестил, был ли этот человек обучен, знал ли, что и как следует делать. Поэтому, ради уверенности в действительном совершении Таинства, священники чаще всего крестят таких «погруженных» так, как если бы существовало сомнение в том, крещены они или нет.

Могут ли родители присутствовать на Крещении?

Вполне могут, и не просто присутствовать, а молиться вместе со священником и крестными о своем малыше. Никаких препятствий к этому нет.

Когда совершается Крещение?

Крещение может совершаться в любое время. Однако в храмах по разному устанавливается порядок совершения Крещения в зависимости от внутреннего распорядка, возможностей и обстоятельств. Поэтому Вам следует заранее обеспокоиться о том, чтоб узнать о порядке совершения Крещения в том храме, в котором Вы хотите крестить своего ребенка.

Что нужно взрослому человеку желающему принять Таинство Крещения?

Для взрослого человека основанием для Крещения является наличие у него искренней Православной веры.
Цель Крещения - соединение с Богом. Поэтому приходящему к купели Крещения нужно решить для себя очень важные вопросы: нужно ли это ему и готов ли он к этому? Крещение неуместно, если человек с его помощью ищет каких-то земных благ, успешности или надеется решить свои семейные проблемы. Поэтому еще одним важным условием для Крещения является твердое желание жить по-христиански
После совершения Таинства человек должен начать полноценную церковную жизнь: регулярно бывать в храме, узнавать богослужение, молиться, то есть учиться жизни в Боге. Если этого не произойдет, Крещение не будет иметь никакого смысла.
К Крещению необходимо готовиться: как минимум внимательно ознакомиться с данными огласительными беседами, прочесть хотя бы одно из Евангелий, знать наизусть или близко к тексту Символ Веры и молитву «Отче наш».
Было бы просто замечательно подготовиться к исповеди: вспомнить о своих грехах, неправоте и дурных наклонностях. Многие священники делают очень правильно, исповедуя оглашенных перед Крещением.

Можно ли крестить во время поста?

Да, можно. Более того, в прежние времена посты служили подготовкой не только к определенному празднику, но и ко вступлению в новых членов, т.е. к Крещению оглашенных. Таким образом в древней Церкви крестили в основном накануне больших Церковных праздников, в том числе во время поста. Следы этого до сих пор сохраняются в особенностях богослужений праздников Рождества Христова, Пасхи и Пятидесятницы.

В каком случае священник может отказать человеку в Крещении?

Священник не только может, но и должен отказать человеку в Крещении, если тот не верит в Бога так, как учит веровать Православная Церковь, поскольку вера – непременное условие для Крещения.
Среди оснований для отказа в Крещении может быть неподготовленность человека и магическое отношение к Крещению. Магическое отношение к Крещению – это желание с его помощью защититься от сил зла, избавиться от «порчи» или «сглаза», получить всевозможные духовные или материальные «бонусы».
Крестить не станут лиц в нетрезвом состоянии и ведущих аморальный образ жизни вплоть до их покаяния и исправления.

Что делать, если точно известно, что человек крещен, но никто не помнит то имя с которым его крестили? Второй раз крестить?

Подобная ситуация встречается довольно часто. Крестить второй раз человека не нужно – крестить можно только один раз. Но можно дать человеку новое имя. Сделать это вправе любой священник просто исповедовав человека и причастив его с новым именем.

Сколько раз можно креститься?

Однозначно — один раз. Крещение – есть духовное рождение, а родиться человек может только единожды. В Православном Символе Веры сказано: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Вторичное крещение недопустимо.

Что делать, если не знаешь, крещен ты или нет, и узнать не у кого?

Нужно Креститься, но при этом предупредить священника о том, что ты может быть и крещеный, но точно об этом не знаешь. Священник совершит Крещение по особому для таких случаев чину.

О крёстных (воспреемниках)

Какие есть у крестных отца и матери обязанности по отношению к своим крестникам?

У крестных по отношению к крестникам есть три основные обязанности:
1. Молитвенная. Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах.
2. Вероучительная. Обучать крестника основам христианского вероисповедания.
3. Нравоучительная. На собственном примере, показать крестнику человеческие добродетели – любовь, доброту, милосердие, и другие, чтобы он возрастал настоящим добрым христианином.

Как нужно готовиться к Таинству Крещения будущим крестным?

Крестные являются поручителями за своего крестника. На них возлагается обязанность заботиться о духовном и нравственном воспитании своего крестника. Крестные обучают его основам Православной веры, молитве и образу жизни настоящего христианина. Следовательно, сами крестные должны хорошо знать и Евангелие и церковную жизнь, иметь хорошую молитвенную практику, регулярно участвовать в богослужениях и Церковных Таинствах.
Вы решились стать крестным, но не соответствуете требованиям? Сделайте так, чтобы это стало поводом для того, чтобы начать двигаться в этом направлении.
Для начала прослушайте огласительные беседы в храме или на .
Затем прочтите на выбор Евангелие от Марка или от Луки. Выберите сами — первое короче, второе понятнее. Найти их так же можно в ; точнее — в Новом Завете.
Тщательно ознакомьтесь с текстом – во время Крещения один из крестных читает его наизусть или с листа. Еще было бы хорошо если бы ко времени Крещения Вы знали наизусть .
После Крещения углубляйте и расширяйте свои знания по Библейской истории, молитесь дома и участвуйте в церковных богослужениях – так вы постепенно приобретете практические навыки христианина.

Можно ли стать крестным заочно, не участвуя в Крещении младенца?

Первоначальное наименование крестных – восприемники. Такое название они получили потому, что «принимали» крещаемого от купели; при этом Церковь как бы делегирует им часть своей заботы о новом христианине и научении его христианской жизни и нравственности, поэтому не только обязательно присутствие крестных во время Крещения и их живое участие, но и их сознательное желание принять на себя такую ответственность.

Могут ли стать крестными представители других религий?

Однозначно нет.
В Крещении восприемники свидетельствуют о Православной вере, и по их вере младенец принимает Таинство. Одно это уже делает невозможным представителей других религий становиться восприемниками при Крещении.
Кроме того крестные берут на себя обязанность воспитывать крестника в Православии. Представители других религий не могут выполнить этих обязанностей поскольку для нас христианство – не теория, а сама жизнь во Христе. Этой жизни могут научить только те, кто сами так живут.
Возникает вопрос: а могут ли тогда стать крестными представители других христианских конфессий, например католики или лютеране? Ответ отрицательный – не могут по тем же причинам. Восприемниками при Крещении могут стать только православные христиане.

Что из вещей нужно принести с собой на Крещение и кто из крестных это должен сделать?

Для Крещения понадобится крестильный набор. Как правило это нательный крестик с цепочкой или тесемочкой, несколько свечей, крестильная рубашка. Крестик можно приобретать и в обычных магазинах, но тогда следует попросить священника его освятить.
Понадобится полотенце или пеленка, чтобы завернуть и вытереть малыша после купели.
По неписаной традиции для мальчика крестик приобретает крестный отец, а для девочки – крестная мать. Хотя этого правила не обязательно придерживаться.

Сколько у человека должно быть крестных отцов и матерей?

Один. Как правило одного с ребенком пола, то есть для мальчика – крестный, а для девочки – крестная.
Возможность иметь для ребенка одновременно и крестного отца и крестную мать является благочестивым обычаем.
Иметь более двух восприемников не принято.

Как выбрать крестных для ребенка?

Главным критерием выбора крестного или крестной должно стать то, сможет ли этот человек впоследствии помогать в христианском воспитании воспринятого от купели. Степень знакомства и просто приязненность отношений тоже важны, но это не главное.
В прежние времена забота о расширении круга людей, которые будут серьезно помогать родившемуся чаду, делала нежелательным приглашение в качестве крестных ближайших родственников. Считалось, что они и так, в силу природного родства, будут помогать ребенку. По этой причине родные бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети редко становились восприемниками. Тем не менее это не возбраняется, а сейчас становится все более частым явлением.

Может ли беременная женщина стать крестной матерью?

Может. Беременность не является препятствием для восприемничества. Кроме того, если беременная женщина сама хочет принять Таинство Крещения то она вполне может это сделать.

Кто не может быть крестным?

Несовершеннолетние; иноверцы; душевнобольные; совершенно несведущие в вере; лица в нетрезвом состоянии; не могут быть крестными у одного ребенка состоящая в браке пара.

Что крестные должны подарить крестнику?

Этот вопрос лежит в области человеческих обычаев и не касается духовной жизни, регулируемой Церковными правилами и канонами. Иными словами – это личное дело крестных. Можно и вовсе ничего не дарить.
Однако думается, что подарок, если таковой все же будет иметь место, должен быть полезным и напоминать о Крещении. Это может быть Библия или Новый Завет, нательный крестик или икона святого, в честь которого назван ребенок. Вариантов много.

Если крестные не выполняют своих обязанностей можно ли взять других крестных и что для этого нужно делать?

В прямом смысле слова – нельзя. Крестным будет только тот, который воспринимал ребенка от купели. Однако в некотором смысле так можно поступить.
Проведем параллель с обычным рождением: допустим, отец и мать, родив на свет своего малыша, отказываются от него, не выполняют своих родительских обязанностей и не заботятся о нем. В этом случае ребенка может кто-нибудь усыновить и воспитать, как родного. Этот человек и станет, хоть и приемным, но родителем в подлинном смысле этого слова.
Так же и в рождении духовном. Если настоящие крестные не выполняют своих обязанностей, и есть человек, который может и хочет взять на себя их функцию, то ему следует получить благословение на это у священника и после этого начать всемерно заботиться о ребенке. И «крестным» при этом его тоже можно называть.
При этом вторично Крестить ребенка нельзя.

Может ли молодой человек стать крестным у своей невесты?

Однозначно нет. Между крестным родителем и крестником возникает духовное родство, которое исключает возможность вступления в брак.

Сколько раз человек может становиться крестным?

Столько, сколько посчитает возможным.
Быть крестным родителем очень ответственно. Кто-то может осмелиться взять на себя такую ответственность один или два раза, кто-то пять или шесть, а кто-то, возможно, и десять. Каждый сам для себя определяет эту меру.

Может ли человек отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?

Может. Если он чувствует, что не готов нести ответственность за ребенка, то будет честнее и перед родителями и перед ребенком и перед самим собой сказать об этом прямо, нежели стать формально крестным и не выполнять своих обязанностей.

Можно ли стать крестным у двух или трех детей из одной семьи?

Да, можно. Никаких канонических препятствий к этому нет.

СВЯТОЕ КРЕЩЕНИЕ

РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ

КАК ЗАКАЗАТЬ

Статистика

Что происходит во время Крещения

РАССМОТРИМ более подробно, что происходит с человеком во время Крещения и к чему он обязывается после его принятия. Для этого используем текст чинопоследования этого Таинства

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ

Оглашение

Перед свершением Крещения происходит чин оглашения.

Возлагая на пришедшего креститься руку, священник произносит (здесь привожу эту молитву и другие в переложении на русский язык):

«От Твоего Имени, Господи Боже Истины и Единородного Твоего Сына и Святого Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба Твоего (рабу Твою) (имя), удостоившегося обратиться к Святому Твоему Имени и под покровом Твоим обрести защиту. Удали прежние его (ее) заблуждения, наполни его (ее) Твоей верой, надеждой и любовью, пусть уразумеет он (она), что Ты и Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос и Святой Дух: Единственный Истинный Бог.
Дай рабу сему (рабе сей) следовать путями Твоих заповедей, да творит он (она) угодные Тебе, добрые дела, ибо, если исполнит это человек - будет жить. Напиши имя раба Твоего (рабы Твоей) в книге жизни Твоей, введи его (ее) в Твое овчее стадо, стадо Твоих наследников, да прославится в нем (в ней) Имя Твое Святое и Имя Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, и Животворящего Твоего Духа. Взирай всегда на раба Твоего (рабу Твою) с милосердием, слушай голос его (ее) молитв. Пошли ему радость в его (ее) трудах и в его (ее) детях, чтобы он, поклоняясь, исповедывал Тебя и прославлял Твое великое и высокое Имя и благодарил Тебя всегда, во все дни своей жизни.
Возглас: Ибо Тебя воспевают все небесные силы и Твоя есть слава Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Далее священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны. В них священник именем Божиим запрещает диаволу господствовать в сердце крещающегося, прогоняет его прочь от человека. Человек нарицается «новоизбранным воином Христа Бога нашего».

Потом, все должны встать лицом к алтарю, а крестная с малышом и священник – лицом от алтаря. Почему?
Потому, что сейчас будет происходить чин отречения от сатаны. Алтарь ориентирован на восток, потому что восток в древности считался стороной светлой, Божией. С востока всходит солнце, согласно библейскому рассказу, на востоке Бог насадил прекрасный райский сад – Эдем… Все христианские храмы строятся алтарем на восток.
Запад же считался стороной темных сил. Вот почему, отрекаясь от сатаны, крещаемый, если он взрослый, или крестный с малышом на руках, поворачиваются лицом на запад, к сатане.

После этого священник дует на уста крещаемого, его лоб и грудь, произнося слова: «Изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в его сердце...».

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) поворачивается лицом на запад, и священник спрашивает (чин отречения от сатаны построен в форме диалога. Священник спрашивает – крещаемый отвечает) :

– Отрекаешься ли ты от сатаны, всех его дел и всех его ангелов, всего его служения и всей его гордыни?

Крещаемый отвечает:

– Отрекаюсь.

Так повторяется трижды. Затем священник так же трижды спрашивает:

– Отрекся ли ты сатаны?

И крещаемый отвечает:

– Отрекся.

Священник говорит:

– И дунь, и плюнь на него.

Крещенный должен дунуть и плюнуть перед собой в знак своего презрения к сатане.

Происходящим захвачен не только крестный. Все присутствующие в храме сосредоточенны и серьезны, ведь брошен вызов сатане.
Вот с какими словами священник обращается к диаволу:

«Бог Святой, Дивный и Славный во всех деяниях Своих и победах, Непостижимый и Таинственный, Который тебе, диавол, предопределил томление вечных мук, через нас, Его слуг недостойных, повелевает тебе и всем твоим слугам и ангелам удалиться от раба сего (рабы сей) Именем Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа.
Заклинаю тебя, духа хитрого, нечистого, скверного, омерзительного и чуждого, силою Иисуса Христа, полновластного Владыки земли и небес, Который повелел глухонемому бесу: «выйди из человека и более не входи» – отступи, уразумей свое бессилие, не властное даже над свиньями. Вспомни Того, Кто Сам послал тебя, по твоему прошению, в свиное стадо.
Устрашись Бога, Чьим веленьем земля утвердилась, небо возникло, Того, Который воздвиг горы, словно отвес; проложил долины, как мерную трость, Который оградил песками пределы океанов и проложил пути мореплавателям в морях и реках.
От касания Божьего дымятся горы, Его риза – дневной свет; купол небес Он простирает, как шатер, вся земля непоколебимо утверждена Господом на твердых основаниях и не поколеблется вовеки… Выйди, сатана, удались от готовящегося (готовящейся) ко Святому Просвещению. Заклинаю тебя спасительным страданием Господа нашего Иисуса Христа, Истинным Его Телом и Кровью, дивным Его Вторым Пришествием, ибо не замедлит Он прийти и судить всю вселенную и ввергнет тебя, с войском твоим лукавым, в геенну огненную, во тьму кромешную, где огонь не гаснет и червь мучения не дремлет».

Как заметил один богослов: «Диавол этого оскорбления не забудет…» Вся дальнейшая жизнь христианина будет противостоянием лукавому врагу рода человеческого. Таким образом крещаемый объявляет диаволу войну.

Его оружием будут пост, молитва, участие в церковны х таинствах, и прежде всего Таинстве Евхаристии. Ему предстоит сражаться со своими страстями, злом, кроющимся в душе.

Наградой за победу будет жизнь вечная. Поражение тоже будет вечным – оно будет состоять в нескончаемых муках в преисподней вместе с сатаной и его ангелами.

ОДНАКО сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом – без союзничества со Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание со Христом. Священник спрашивает:

– Сочетаешься ли ты со Христом?

Крещаемый отвечает:

– Сочетаюсь.

После этого священник спрашивает:

– Сочетался ли ты со Христом?

Крещаемый отвечает:

– Сочетался.

Священник спрашивает:

– И веруешь ли Ему?

Крещаемый отвечает:

– Верую Ему как Царю и Богу, – и затем читает Символ Веры.

ПОСЛЕ ЭТОГО начинается сам чин Крещения.

Крещение

Освящается вода.

Как освящается вода? Иногда приходится слышать, что «церковники освящают воду серебряным крестом». Вероятно, имеется в виду практика погружения в воду креста. Однако никакое действие священника не может сообщить воде благодатных свойств. Лишь Бог может сделать ее святой. И поэтому самым основным в чине освящения воды следует признать чтение специальных молитв. Причем имеет право молиться словами этих древних молитвословий лишь законно посвященный православный священник.

Вот одна из молитв:


«Велик Ты, Господи, и изумительны дела Твои, и не хватит слов, чтобы достойно воспеть чудеса Твои.
Ты, Господи, из небытия в бытие сотворил все мироздание и поддерживаешь и промышляешь о каждом творении. Ты от четырех стихий весь мир сочетал, Ты сплел лентой круговорота четыре времени года. От Тебя трепещет ангельский мир, Тебе поет солнце, Тебя славит луна, Тебя приветствуют звезды, Тебе внемлет свет, пред Тобой преклоняются бездны и реки. Ты раскинул небеса, подобно шатру, положил морям пределы, Ты наполнил воздухом, потребным для нашего дыхания, поднебесную сферу. Воинства ангелов кланяются Тебе, многоочитые Херувимы и шестокрылые Серафимы, стоящие и летающие вокруг Твоего небесного трона, дрожат от страха в блеске неприступного Твоего сияния.
Ты Бог Безграничный, Вечный, Неизреченный, Непознаваемый. Ты пришел на землю, приняв образ раба, бывши во всем, как человек. Ты не смог смотреть на те мучения, которыми притеснял род людской диавол, и сошел на землю, чтобы спасти нас. Провозглашаем благодать, возвещаем милость, не можем смолчать о бездне благодеяний Твоих: Ты немощное человеческое естество освободил Рождением Своим, освятил лоно Девы, ставшей Тебе Матерью. Все творение воспевает Твое явление.
Ты Бог наш, на землю пришел и жил среди людей, Ты воды Иордана освятил, послав с Небес Святого Твоего Духа, Ты избавил воду от наполняющих ее лукавых демонов.
Человеколюбче Царю, прииди и Сошествием Святого Твоего Духа освяти сейчас воду сию!
Дай ей благодать спасения, благословение, подобное данному водам Иордана; соделай воду сию источником нетления, даром освящения, грехов отпущением, болезней исцелением, демонов истреблением, твердыней неприступной для враждебных сил. Пусть бегут от воды сей замышляющие коварство против Твоего создания – раба сего (рабы сей), ибо Имя Твое, Господи, я призвал, Имя чудное, славное и страшное для врагов».

Священник благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Он крестообразно дует на воду и, погружая в нее персты, трижды осеняет воду знаком креста :

«Да сокрушится под знамением образа Твоего креста все противные силы! Молимся Тебе, Господи: пусть отступят от нас все воздушные и невидимые призраки, изгони из воды сей притаившегося темного демона, а крещающегося (крещающуюся) избавь от хитрого и лукавого духа, наводящего на него (нее) помрачение мыслям и чувствам...

Пусть, соединившись с Тобой и восприняв Твои страдания и смерть, человек сей станет и участником Твоего Воскресения. Помоги ему сохранить дар Святого Твоего Духа и преумножить залог благодати и воспринять почесть высшего звания и сопричислиться уже достигшим небесного наследия».

Затем еще некоторые молитвы и священник помазывает крещаемого маслом: лоб, грудь и плечи.

На Востоке елей (греч. - «масло») имел совершено иное значение, нежели у нас сегодня. Если ныне масло - лишь один из элементов пищевого рациона, а также косметический продукт, то в древности оно имело гораздо больший спектр применений. Масло содержит необходимые для жизни человека питательные вещества, поэтому им в прямом смысле можно было поддерживать жизнь, питаясь хлебными лепешками и маслом.
В древности масло было единственным способом освещения, единственным энергетическим средством, которое можно было переносить. Всегда находившееся под рукой, оно казалось чем-то вроде концентрированного света. Вечерами все жилища освещались только масляными светильниками.
Кроме того, масло с добавками (или без них) в жарком ближневосточном климате использовалось как освежающая мазь для головы.
Масло же использовали и как лекарство.
Еще одна важная особенность масла - способность проникать, просачиваться повсюду. Древние прекрасно знали об этом и, чтобы избежать порчи каменных украшений от холода, смазывали их маслом, которое, просачиваясь внутрь камня, мешало проникновению влаги, грозившей его разорвать.

Все эти прагматические функции масла духовно переосмыслялись, и ему усваивалось религиозное значение.
Помазание елеем перед крещением совершается в знак того, что человек будет охраняем Богом, что он духовно питается и исцеляется, что он укрепляется на борьбу с бесами…

Масло -символ милости, и в данном случае милости Божией по отношению к кающемуся грешнику. При помазании маслом также имеется в виду притча о Добром Самарянине, рассказанная Спасителем. В этой притче Добрый Самарянин, который был прообразом Христа, помазал человека, «впавшего в разбойники», маслом, чтобы он исцелился.

ЗАТЕМ, наконец, наступает самый главный момент – само Крещение.

СЛОВО «крещение» (по-гречески «ваптисис») значит «погружение».

Крещальная купель – это гроб. Погружаясь в воды Крещения, мы умираем для прежней жизни. Тройное погружение означает тридневное пребывание Христа во гробе.
Но мы знаем, что произошло потом: через три дня пребывания Христа в лоне смерти – Он воскрес!
Так и мы восстаем из крещальной купели возрожденными для новой жизни. Поистине Крещение – не только, как мы его назвали, Таинство духовного рождения, оно и Таинство воскресения нашей души!

Итак, священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:

– Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, Аминь (первое погружение). И Сына, Аминь (второе погружение). И Святаго Духа, Аминь (третье погружение).

Отметим, что воду в купель наливают теплую, той температуры, с которой обычно ребенка купают. Если малыш слабенький или в помещении холодно, то его только окропляют водой.

Крестный обычно принимает малыша на белоснежную ткань или полотенце. Принявший Крещение облачается в новую белую одежду, означающую чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом. На шею крещаемому вешают нательный крестик, который должен напоминать о крёстном подвиге Христа, о долге христианина и заповедях Спасителя. Крест носится под одеждой и бережется всю жизнь, как и крестильная рубаха.



Миропомазание

Затем совершается миропомазание; через него Дух Святой сходит на каждого из нас, наполняя нас Силой Божьей. Святое Миро – особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается Патриархом и рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его священникам. Это великая святыня. Священник помазывает Святым Миром уже крещеного человека: его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Всякий раз он повторяет слова: Печать дара Духа Святаго. Аминь. Через это священнодействие на человека сходит Дух Святой.

«В ранней Церкви слово сфрагис (печать) имело много значений. Но основное его значение, открываемое в помазании святым миром, очевидно: это отпечаток на нас Того, Кто владеет нами; это печать, которая сохраняет и защищает в нас, как в сосуде, ценное содержимое и его благоухание; это знак нашего высокого призвания» (протопресв. А. Шмеман).

Причем, миропомазание совершается над человеком один раз в жизни, как и крещение. С этим таинством не следует путать елеопомазание , а также помазание во время соборования.

Затем следует маленький крестный ход вокруг аналоя (столика), на котором лежит Евангелие. Символически это шествие означает шествие за Самим Христом. Лежащее на аналое Евангелие указывает на то, что Слово Божие, Его заповеди будут лежать в центре нашей жизни.

Затем читается Евангелие.
Вот этот текст (в переводе на русский язык):

«…Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

О чем эти слова, с чем Церковь обращается к новокрещенному и какое отношение этот древний текст об Апостолах имеет отношение к нам сегодняшним?
Апостолы встретили Воскресшего Христа – так и крестившийся человек на внутреннем уровне пережил встречу с Богом;
Христос свидетельствует, что Он – Бог, – и мы согласны с этим, признаем Иисуса Богом и Сыном Божиим;
Спаситель посылает учеников проповедовать – и мы пойдем свидетельствовать миру о Боге, благодати, спасении, заповедях Божиих.
Вера без реальных добрых дел – ничто, потому что и «бесы веруют» (Иак. 2, 19). Подлинная вера должна проявляться как подвиг любви к ближнему, в делах милосердия, добра… Вот почему Христос говорит, что мы сами должны об этом помнить и других учить, что нужно «соблюдать все, что [Христос нам] повелел». Соблюдать – значит, «осуществлять» себя как христианина, жить по-христиански, строить жизнь по-христиански.


После еще некоторых обрядов священник читает молитву, в которой говорится, что теперь новокрещенный предается в руки Божии, а затем постригает новокрещенного.

Пострижение

С его головы крестообразно (немного волос на затылке, затем с передней части головы, далее с правой и левой стороны) состригают немного волос, складывают их на восковую лепешку и опускают в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарность за начало новой духовной жизни.

Сегодня постриженные волосы священник вкладывает в пластинку воска и опускает в купель. Позже их оттуда достают и складывают в чистое место или закапывают.


Воцерквление

Завершается крещение молитвами и обрядом воцерковления, которое обозначает первое принесение в храм. Младенец, взятый на руки священником, проносится им по храму, девочки подносятся к иконостасу, мальчики подносятся к Царским вратам и вносятся в алтарь, после чего отдаются родителям. Воцерквление символизирует собой освящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После Крещения младенца следует причастить.

ОДНАКО человек, выходя из храма, должен помнить, что его христианская жизнь только начинается, что он отрекся от сатаны и сочетался со Христом. Теперь у него должна начаться другая жизнь...

КРЕЩЕНИЕ есть начало новой жизни. Человек должен принести плоды Крещения, а для этого нужен труд.

КРЕЩЕНИЕ ко многому обязывает человека. Прежде всего оно обязывает его к борьбе с самим собой: со своими страстями, дурными наклонностями, в общем, со своим «ветхим человеком», который ненавидит других людей, злобствует, завидует, гордится, презирает, обманывает, блудодействует и т.д.

Крещение также обязывает человека вести церковную жизнь, которая прежде всего заключается в участии в Таинстве Евхаристии – причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Это Таинство совершается в православных храмах во время Божественной Литургии. После принятия Крещения человек должен прийти в храм для воцерковления, после чего он уже может участвовать в Евхаристии.

ЕВХАРИСТИЯ является стержнем церковной жизни. Господь наш Иисус Христос во время каждой православной литургии дает людям Себя Самого в причащение. Люди причащаются Его Плоти и Крови, чтобы быть в постоянном единении с Ним. Без участия в Евхаристии человек не может надеяться на свое спасение.

КАЖДЫЙ истинно верующий во Христа должен регулярно участвовать в Евхаристии. Предварительно он обязан очистить свою совесть через Таинство Покаяния, несколько дней попоститься, подкрепляя пост усиленной молитвой. И затем, испросив разрешения у священника, причаститься Пречистых Таин Христовых.

Вопрос «зачем креститься» можно понимать с двух сторон. С одной стороны, зачем нужно принимать Таинство святого Крещения, а с другой стороны, зачем нужно осенять себя крестным знамением. В данной статье мы рассмотрим оба этих вопроса.

Таинство Крещения имеет решающее значение в жизни каждого человека. Также как появиться в мир человек может после своего телесного рождения, так и войти в Церковь Христову человек может только после духовного рождения, то есть в участии Таинства Крещения. После Крещения человек может участвовать в других Таинствах Православной Церкви, участвовать в богослужении, за крещеного человека можно подавать записки в церкви. Во время Таинства Крещения омываются все грехи крещаемого, одежды его души становятся такими же белоснежными, как традиционные крестильные одежды. Теперь его задача возрастать в духовной благодати с Божией помощью и через участие в церковной жизни.

Зачем осенять себя крестным знамением

Зачем осенять себя крестным знамением, можно ответить, вспомнив животворную и великую силу креста Господня. Спаситель принял свои страдания ради спасения рода человеческого от грехов путем распятия на кресте. С этого момента знак креста является орудием победы над злом, смертью и всем негативным. Когда человек осеняет себя крестным знамением, то он вспоминает ту жертву, которую принес Спаситель во имя любви к людям. При этом важно знать, как правильно креститься.

Зачем крестился Иисус

Зачем крестился Иисус, если Он был абсолютно безгрешен? Каждый человек принимает Таинство святого Крещения для оставления грехов. Даже маленькие новорожденные дети осквернены первородным грехом, который передается людям от их родителей из поколения в поколение. Наш Господь Иисус Христос во время Своего погружения в воды Иордана принял на Себя грехи всего человечества. Потом во время страданий на кресте сам Господь принес Себя в жертву за эти грехи людей. Также смыслом того, зачем крестился Господь Иисус Христос, является образ для подражания другим людям. Господь показал нам пример; если крестился наш Спаситель, то тем более должны креститься Его последователи - христиане. Поэтому одной из целей, зачем люди крестятся, должно быть желание подражать своему Господу.

Зачем креститься человеку, если он не ходит в храм

К сожалению, сейчас есть такие случаи, когда некоторые люди хотят быть крещеными только по той причине, что так делают все. Они хотят подражать большинству, не задумываясь о глубоком смысле Таинства Крещения. Зачем нужно креститься должен понимать каждый христианин сознательного возраста. В древней Церкви, когда человек собирался принять Таинство святого Крещения, он на протяжении долгого времени изучал основы христианской веры. Он участвовал в некоторой части богослужения, так называемой «литургии оглашенных», и покидал церковь в тот момент, когда священнослужитель произносил возглас «оглашенные, изыдите». назывались те люди, которые готовились к принятию Таинства святого Крещения. В настоящее время в большинстве храмов существует специальное . Если крестят ребенка, то на собеседовании должны присутствовать его родители и крестные, так как они от имени малыша берут ответственность за его христианское воспитание. Если Крещение принимает взрослый человек, то тогда он сам должен присутствовать на таком собеседовании. Перед принятием Крещения необходимо понимать зачем нужно креститься и иметь искреннее желание и потребность в духовной жизни.

Зачем креститься при входе в храм

Зачем креститься при входе в храм, подразумевается осенять себя крестным знамением. Храм является святыней, поэтому заходить в него нужно с особым благоговением и молитвой. При осенении себя крестным знамением при входе в храм нужно молиться и просить у Господа благословения на то, чтобы в храме мы получили пользу для спасения своей души.

Зачем креститься в церкви

Зачем креститься в церкви, то есть осенять себя крестным знамением, как это делают все верующие люди, нужно для того, чтобы воспламенить свое сердце молитвой к Господу. Православный храм или церковь является местом особой благодати Божией. В храме хранятся Святые Дары, которыми священник причащает верующих во время божественной литургии. В каждом храме в алтарной части находится антиминс, в который вшита частица мощей святых угодников Божиих. Поэтому в церкви нужно себя вести с особым почтением к святыне, с молитвой и с частым осенением себя крестным знамением. Во время богослужения нужно стараться креститься одновременно с другими людьми для того, чтобы все проходило чинно и благоговейно. Если на богослужении присутствует большое количество людей, как часто бывает во время больших праздников, и вам тяжело пошевелиться, то тогда нужно стоять тихонько и молиться мысленно. Если вы при попытке осенить себя крестным знамением можете причинить неудобство другим людям, то тогда в таких ситуациях лучше воздержаться.

Зачем нужно креститься. В каких случаях осенять себя крестным знамением

Человек принимает Таинство Крещение во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, то есть во имя нашего единого Господа в трех Лицах. Во время осенения себя крестным знамением человек также вслух или мысленно произносит слова «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Таким образом мы призываем благодать Господа и Его благословение на свою жизнь, мысли, поступки и намерения. Православный человек должен понимать зачем нужно креститься и в каких случаях нужно осенять себя крестным знамением. Это должно быть естественной потребностью его души и благочестивой привычкой. Осенять себя крестным знамением нужно неспешно. Молиться и призывать помощь Божию во время нанесения крестного знамения можно после утреннего пробуждения, перед отходом ко сну, перед вкушением пищи и после него, перед началом всякого доброго дела и по завершении его. Также благочестивые родители осеняют своих детей крестным знамением и постоянно молятся об их духовном и телесном благополучии ко Господу. Мы можем креститься во время опасности, и когда она миновала, когда приключилось заболевание или какая-то беда, во время особой радости и желания поблагодарить Бога, во время произнесения различных молитвословий, перед входом в церковь или после выхода из храма, во время богослужения или во время своей домашней молитвы. Чем чаще мы будем креститься и обращаться с молитвой ко Господу, тем лучше будет для нашей души и наших близких.

Около половины вопросов, поступающих от читателей нашего сайта, касаются совершения Таинства Крещения. Мы попытаемся не только рассеять некоторые предрассудки и суеверия, но и просто дать ответы на самые частые вопросы. Отвечает настоятель храма святой мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

-Что такое Крещение как Таинство? Как оно происходит?

Крещение - Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха - греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка . Крещение одного младенца длится около сорока минут.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв - «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения . Самый заметный и важный момент - троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели. Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство - Миропомазания , в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной. После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве. Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея - о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.

После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов: «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление , обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

- Почему в алтарь вносят только мальчиков?

Девочек не проносят через Царские врата по той причине, что женщины вообще в современной практике Православной Церкви в алтарь не допускаются, ибо не могут быть церковно- и священнослужителями. А каждый мальчик, хотя бы потенциально, таковым может стать, посему через Царские врата и проносится.

- Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.

- Безусловно, даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы с определенной регулярностью приступать к таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.

Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма - потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви - что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, - на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.

- Каким православным именем назвать младенца?

Нет однозначной церковной традиции выбора имен - часто родители выбирают имя младенцу из списка тех святых, которые прославляются в самый день рождения ребенка, или на восьмой день, когда совершается чин наречения имени, или в период сорока дней (когда обычно совершается Таинство Крещения). Разумно выбрать имя из списка имен церковного календаря из тех, которые достаточно близко находятся после дня рождения ребенка. Но впрочем, это не какое-то обязательное церковное установление, и, если есть какое-то глубокое желание назвать ребенка в честь того или иного святого, или какой-то обет со стороны родителей, или еще что-то, то это вовсе не препятствие.

Во время таинства Крещения, совершаемого над младенцем, по существующей практике, мать не допускают в храм. Это связано с необходимостью 40-дневного очищения матери после рождения ребенка. Случается, что не пускают мать более взрослых детей. Чем это объясняется?

Последнее может объясняться двояко: с одной стороны, даже если молитвы не были прочитаны своевременно над матерью, их следует все же прочитать. Молитва не носит конкретно физиологического характера, но предполагает, прежде всего, духовное, внутреннее очищение женщины от всякой духовной скверны, к которой она могла оказаться причастна во время рождения младенца.

Однако бывает, что это делают по какому-то суеверию, и в таком случае это требование выполнять необязательно.

Почему закрывают храм на время совершения таинства Крещения (не делая этого при других Таинствах) или просят не входить в него людей не посторонних, а называющих себя православными?

Почему во время Крещения нельзя входить в храм? Потому что во время Крещения взрослого человека не очень приятно самому крещаемому или крещаемой, если на него, в достаточной мере телесно разоблаченного, будут смотреть посторонние люди, наблюдать за величайшим таинством, любопытным взглядом те, которые к этому не имеют никакого молитвенного отношения. Думается, и благоразумный православный человек не пойдет просто зрителем на чужое Крещение, если его туда не звали. А если такта у него не хватает, то благоразумно поступают церковные служители, удаляющие любопытных из храма на время совершения таинства Крещения.

- Что должно прийти сначала - вера или Крещение? Можно ли креститься, чтобы поверить?

Крещение - в символическом смысле - это Таинство, то есть особое действие Бога, в котором при ответном желании самого человека (непременно самого человека) он умирает для греховной и страстной жизни и рождается в новую - жизнь во Христе Иисусе.

Но нельзя родиться с намерением тут же умереть. Человек, знающий, что после крещения в Церковь ходить не будет и крестится-то на всякий случай, подобен самоубийце, которого врачи спасают, а он говорит: «Сейчас я дам вам вены мои зашить, а потом все равно с балкона сброшусь».

А с другой стороны, глубокая вера - это то, к чему крещеный и воцерковленный человек должен стремиться всю свою жизнь. Все люди грешны, и нужно стремиться к такому стяжанию веры, с которой сочетаются и дела. Вера, помимо всего прочего, - это усилие воли. В Евангелии один человек, который встретил Спасителя, воскликнул: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». (Мк. 9:24) Этот человек уже верил в Господа, но хотел верить еще больше, крепче, решительнее. И я думаю, что если у человека есть хоть малая степень веры в душе и желание идти за Христом, то нужно креститься.

Укрепляться же в вере будет проще, если жить церковной жизнью, а не смотреть на нее со стороны.

- Может ли человек креститься не веря, а просто для того, чтобы угодить другому человеку ?

Может-то он может, но только какой в этом смысл? Конечно, можно прийти, обмануть священника, сказать, что я желаю креститься потому, что верю в Бога и хочу быть православным христианином, а на самом деле делать это для каких-то посторонних целей: чтобы маму утешить, или чтобы жениться, если невеста не хочет по-другому, или еще для чего-то. Но только Бога-то не обманешь. Такой человек возьмет на себя обязательства, которых не думает исполнять, но за которые отвечать придется.

Поэтому лучше бы предостеречь его от такого рода действий. В духовном смысле этот человек покушается на свою духовную жизнь: он, как самоубийца, которого врачи спасли после попытки вскрыть себе вены, а он ищет окошко, чтобы из него выпрыгнуть. Примерно то же самое получается, если человек крестится с твердым намерением не быть христианином.

- Почему мы крестим младенцев? Они же еще не могут сами выбирать религию и сознательно следовать за Христом?

Все те религиозные конфессии, которые так или иначе восходят к Древней Церкви, скажем, католики, древневосточные христиане - армяне, копты, сирийцы - веруют в то, что человек спасается не сам по себе, не как индивидуум, единолично решающий, как ему быть и действовать в этой жизни, а как член Церкви, сообщества, в котором все друг за друга отвечают. Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать.

- В любом ли возрасте человек имеет право креститься?

Такое право у каждого из нас есть. Оно есть у вас ровно столько, сколько продолжается ваш земной путь. В ограду Церкви входят младенцы, их же бытию на земле несколько дней, старцы и старицы, которым уже более семи, восьми и даже девяти десятилетий.

Что вам нужно для того, чтобы креститься? Самое главное условие Крещения - вера. Нужно в Бога веровать, креститься не по посторонним соображениям: чтобы жениться, чтобы не болеть, чтобы ничего плохого в армии не случилось, чтобы в институте лучше учиться, а потому, что: «Верую в Господа нашего Иисуса Христа, Бога в Троице Славимого. Хочу стать православным христианином, жить в ограде Церкви». Если это желание в душе есть, пусть нет даже знания особенного, то приходите в ближайший к вашему дому храм, или туда, куда позовет ваша душа, подходите к священнику и принимайте Таинство Крещения.