О богослужении и церковном календаре. Все о богослужении

По входе в храм священник в епитрахили пред царскими вратами начинает: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш», «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш», а по возгласе иерея «Яко Твое есть Царство» –«Приидите, поклонимся» и читает псалмы 9-го часа. По псалмах – тропари, а по Трисвятом – кондак, те же самые, какие читались в тот день на 3-м и 6-м часах перед литургией. По молитве «Владыко Господи, Иисусе Христе, долготерпевый» и возгласе «Боже,ущедри ны» отпуста не бывает, а иерей, облачившись в фелонь и отверзши завесу царских врат, выходит пред царские врата и возгласом «Благословен Бог наш» начинает вечерню. Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся» и псалом предначинательный «Благослови, душе моя, Господа». Иерей читает тайно молитвы светильничные. Ектения великая «Миром Господу помолимся». Ектению эту диакон, если он есть, произносит обыкновенно на амвоне пред царскими вратами, равно и иерей, если он служит без диакона. Затем стихословится вся рядовая кафизма. Стихословится кафизма так: чтец читает первый псалом и другие до «Славы» и в конце говорит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а хор поет: «И ныне и присно и во веки веков, аминь», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; чтец же: «И ныне и присно и во веки веков, аминь» и читает другую «Славу» кафизмы; кончая вторую «Славу», он опять говорит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а хор поет: «И ныне и присно и во веки веков, аминь», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; чтец: «И ныне и присно и во веки веков, аминь» и читает третью, последнюю «Славу» кафизмы и заканчивает ее сам: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды). Таким образом стихословятся все кафизмы. По стихословии – ектения малая «Паки и паки».

Если в тот день было бдение, то стихословия кафизмы не бывает.

«Господи, воззвах» поется в глас стихир Октоиха, и читаются псалмы 140-й, 141-й и 129-й до стиха «Аще беззакония нáзриши, Господи» и затем стихиры Октоиха – 3 и святому – 3 со стихами псалма; «Слава» – святому, если есть наряду, «И ныне» – Богородичен Октоиха по гласу «Славы» и по дню (в конце Минеи месячной); если же «Славы» святому нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен (под среду и пятницу) наряду в Минее.

Во время пения стихир иерей или диакон кадит алтарь, иконостас, лики (клиросы), народ и храм, после чего возвращается к царским вратам, кадит их и две местные иконы – Спасителя и Божией Матери, входит в алтарь южной дверью и, покадив престол спереди, отдает кадило; если кадил диакон, то он кадит после всего и иерея. По последней стихире – «Свете тихий» и прокимен дню. «Сподоби, Господи, в вечер сей». Ектения «Исполним вечернюю молитву» пред царскими вратами.

На стиховне стихиры Октоиха со стихами «К Тебе возведох», «Помилуй нас, Господи», «Слава» – святому, если есть наряду, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы» и по дню (в конце Минеи), а если «Славы» святому нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен в Минее наряду. «Ныне отпущаеши», Трисвятое, «Отче наш» и по возгласе иерея «Яко Твое есть Царство» – тропарь святому, «Слава, и ныне» – Богородичен отпустительный во глас тропаря святому и по дню (в конце Минеи). Если тропаря святому наряду нет, то общий святителю, или мученику, или преподобному. Ектения сугубая «Помилуй нас, Боже», полная, пред царскими вратами. По ектении иерей или диакон, стоя на том же месте, возглашает: «Премудрость». Лик: «Благослови». Иерей: «Сый благословен». Лик: «Аминь. Утверди, Боже». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Лик: «Честнейшую». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже». Лик: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей, обратясь к народу, творит отпуст полный. Лик – многолетие.

Затем иерей входит в алтарь, закрывает завесу царских врат, снимает фелонь и возгласом «Благословен Бог наш» начинает повечерие малое. Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся» (трижды), псалом 50-й и прочее. Повечерие читается среди церкви пред амвоном. По «Слава в вышних» – канон Богородичный в Октоихе наряду. Ирмосы – по одному разу, тропари – сколько есть. По каноне «Достойно есть», Трисвятое, «Отче наш». По возгласе иерея тропари храму, если храм Христов или Богородичный, потом дню и общие рядовые: если храм Христов, то на повечерии во вторник и четверг тропарь храму оставляется во весь год, а читаются в эти дни сначала дню – «Спаси, Господи, люди Твоя», потом храму Богородицы или святого, затем общие рядовые, и следуют прочие чтения повечерия; отпуст краткий пред царскими вратами. Заканчивается повечерие ектенией «Помолимся о Великом Господине».

Полунощница вседневная. Иерей в одной епитрахили перед престолом возглашает: «Блогословен Бог наш». Чтец. «Аминь. Слава Тебе, Боже наш», «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся» и псалом 50-й, затем 17-я кафизма вся без стихословия. «Верую во Единаго Бога». Отпуст краткий пред царскими вратами и ектения «Помолимся о Великом Господине».

Утреня вседневная. По окончании полунощницы иерей входит в алтарь, облачается в фелонь, отверзает завесу царских врат, принимает кадило и, кадя, возглашает: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся» и читает 19-й и 20-й псалмы; по псалмах и Трисвятом – тропари «Спаси, Господи». Во время чтения псалмов и тропарей иерей кадит алтарь, весь храм, лики и народ. По окончании чтения тропарей иерей, стоя пред престолом с кадильницей, произносит ектению «Помилуй нас, Боже», краткую, состоящую из трех прошений. Иерей: «Помилуй нас, Боже». Лик: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Еще молимся о Великом Господине». Лик: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Еще молимся за всю братию и за вся христианы». Лик: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей возглас: «Яко милостив». Лик: «Аминь». «Именем Господним благослови, отче». Иерей, творя кадилом знамение креста, возглашает: «Слава Святей», и чтец читает шестопсалмие среди церкви пред амвоном. Иерей, отдав кадило, молится пред престолом. После трех первых псалмов иерей, выйдя из алтаря, пред царскими вратами читает тайно утренние молитвы по Служебнику. Ектения великая произносится пред царскими вратами.

«Бог Господь, и явися нам» возглашается со стихами, так же, как прокимен, а клир поет «Бог Господь» во глас тропаря рядовому святому. Тропарь святому (дважды), «Слава, и ныне» – Богородичен от менших (отпустительные Богородичны в конце Минеи). Стихословятся две рядовые кафизмы, иногда три, по указанию Устава. По кафизмах ектений малых не бывает, а после стихословия читаются или поются седальны Октоиха с Богородичнами или Крестобогородичнами наряду. Затем – псалом 50-й.

Канонов три: Октоиха – два, первый – на 6 с ирмосом, ирмосы по одному разу, второй – на 4, и святому в Минее – на 4 без ирмосов. Катавасии не бывает, а только вместо катавасии по 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песнях поется ирмос Минеи. По 3-й песни ектения малая, седален святому с Богородичном в Минее. По 6-й песни ектения малая, кондак и икос святому в Минее. По 8-й песни поем «Честнейшую», на которой иерей или диакон кадит алтарь, храм, лики, народ. По 9-й песни «Достойно есть», ектения малая. Светилен Октоиха, «Слава» – светилен святому, «И ныне» – Богородичен его; если светильна святому нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен Октоиха. Затем читаются псалмы 148-й, 149-й и 150-й, и начинается первый из них словами «Хвалите Господа с небес» (а не «Всякое дыхание»), «Слава Тебе, показавшему нам свет». «Слава в вышних Богу». Ектения «Исполним утреннюю молитву». На стиховне стихиры Октоиха со стихами «Исполнихомся заутра». «Слава» – святому в Минее, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы» и по дню (в конце Минеи); если святому нет «Славы», то «Слава, и ныне» – Богородичен из Октоиха наряду. «Благо есть», единожды; по «Отче наш» тропарь рядовому святому, «Слава, и ныне» – Богородичен отпустительный от менших (в конце Минеи или Часослова). Ектения «Помилуй нас, Боже», полная. Затем иерей или диакон: «Премудрость». Лик: «Благослови». Иерей: «Сый благословен». Лик: «Утверди, Боже», и тотчас чтец читает 1-й час, а иерей закрывает завесу царских врат. На 1-м часе после псалмов на «Слава» – тропарь дневному святому, «И ныне» – Богородичен часа. По Трисвятом кондак святому. По молитве иерея «Христе, Свете истинный», лик поет (по обычаю Русской Церкви, освященному древностью) «Взбранной Воеводе», а затем иерей пред царскими вратами возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже». Лик: «Слава, и ныне», и иерей говорит отпуст полный. Лик – многолетие.

На 3-м и 6-м часах тропарь и кондак те же, что и на 1-м часе.

На Божественной литургии антифоны вседневные «Благо есть» (в Ирмологии и в Апостоле в конце). Если святому положена на Блаженнах песнь канона, тогда читаются изобразительны «Благослови, душе моя, Господа» и Блаженны Октоиха – на 4 и святому, песнь 3-я – на 4. Вход с Евангелием.

Во время входа на Божественной литургии не следует возглашать диакону или иерею велегласно: «Господу помолимся», чтобы клир отвечал: «Господи, помилуй», а вход должен происходить во время чтения или пения 3-го антифона или Блаженн, и «Господу помолимся», как и молитва входа, говорится вполголоса. Такой же вход бывает на вечернях, на которых читается Евангелие. Так вход совершался в Большом Успенском соборе в Москве, да и Служебник и Чиновник ясно указывают говорить «Господу помолимся» едва слышно.

Входное: «Приидите, поклонимся... Во святых дивен Сый поющия Ти: аллилуиа» (единожды).

По входе тропари храму Христову или Богородицы, дню и храму святого, святому рядовому; затем кондак храму Христову, дню, храму святого, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – кондак храму Богородицы, а если его нет, то «И ныне» – «Предстательство христиан». Если среда или пятница, то тропари «Спаси, Господи», затем храму Богородицы и храму святого и рядовому святому; кондаки дню «Вознесыйся на Крест»; храму святого, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – храму Богородицы (храму Христову в эти дни тропарь и кондак не полагаются). Если же храм только Христов, то тропари храму, дню, рядовому святому; кондаки дню, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – храму Христову. Если же храм только святого, то по входе тропари дню, храму святого, рядовому святому; кондак в среду и пяток дню, а в прочие дни храму святого, рядовому святому, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Предстательство христиан». Прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дню; если положено святому, то после дневного читается и святому, Аллилуиа – пред Евангелием одному святому. Показанный здесь общий порядок вседневного служения является образцом для всех дней недели, кроме воскресенья, если в эти дни не случится праздника Господня, Богородицы, великого святого и храмового, имеющих бдение и полиелей.

КАТЕХИЗИЧЕСКИЕ

БЕСЕДЫ

(Краткое учение о православной вере),

проводимые по благословению
АРХИЕПИСКОПА АФАНАСИЯ
в Кафедральном Соборе г. Перми

ПОРЯДОК и ИЗЪЯСНЕНИЕ
ЦЕРКОВНЫХ СЛУЖБ

Пермского Епархиального Управления

ПОРЯДОК И ИЗЪЯСНЕНИЕ ЦЕРКОВНЫХ СЛУЖБ

Что называется службой?

Церковной службой называется соединение по особому плану, в один состав молитв, отделов из Священного писания, песнопений и священных действий для выяснения какой-нибудь определенной идеи или мысли.

Благодаря тому, что в каждой службе православного богослужения последовательно развивается определенная мысль, каждая церковная служба представляет стройное, законченное, художественное священное произведение, рассчитанное на то, чтобы при посредстве словесных, песенных (вокальных) и созерцательных впечатлений, создать в душе молящихся благочестивую настроенность, укрепить живую веру в Бога и подготовить православного христианина к восприятию Божественной благодати.

Найти руководящую мысль (идею) каждой службы и установить связь с нею составных частей - есть один из моментов изучения богослужения. Порядок изложения той или другой службы называется в богослужебных книгах “чином” или “доследованием” службы.

Происхождение повседневных служб

Названия повседневных служб указывает на то, в какой именно час дня надлежит совершать каждую из них. Например, вечерня указывает на вечерний час, повечерие - на час, следующий за “вечерею” (то есть за вечернею трапезою), полу нощница - на полночь, утреня - на утренний час, обедня - на обеденный, то есть полуденный, первый час - по нашему значит 7-й час утра, третий час - наш 9-й час утра, шестой час - наш 12-й час, девятый - наш третий час пополудни.

Обычай молитвенного освящения этих именно часов в христианской Церкви очень древнего происхождения и установился под влиянием ветхозаветного правила трижды в течение дня совершать в храме моление для принесения жертв -утренней, дневной и вечерней, а также слов Псалмопевца о прославлении Бога “в вечер, заутра и полудне”.

Несоответствие в счете (разница около 6 часов) объясняется тем, что счет принят восточный, а на Востоке восход и заход солнца по сравнению с нашими странами разнится на 6 часов. Следовательно, 1-й час утра Востока соответствует нашему 7 часу и так далее.

СВЯЩЕННЫЕ СОБЫТИЯ, ПРОСЛАВЛЯЕМЫЕ
В ПОВСЕДНЕВНЫХ СЛУЖБАХ

Вечерня потому поставляется первою среди повседневных служб, что по изображению Церкви день начинается с вечера, так как первому дню мира и началу существования человека предшествовала тьма, вечер, сумерки.

На “вечерни”, как в еврейском, так и в христианском богослужении ярко выделяется изображение сотворения мира и человека. Кроме того, в православной Церкви вечерне придано воспоминание о грехопадении людей и ожидаемом спасении через Иисуса Христа...

“Повечерний” час совпадает со временем отхода ко сну, а сон, напоминает о смерти, за которой последует воскресение. Поэтому в православном богослужении на повечерии напоминается молящимся о пробуждении от вечного сна, то есть о воскресении.

“Полунощный” час издавна освящался молитвою: для христиан он памятен, потому что в этот час совершилась молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском, и еще потому, что “к полу нощному часу” в притче о десяти девах Господь приурочил Свое второе пришествие. Поэтому за полу нощницей вспоминается молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском, Его второе пришествие и Его страшный Суд.

Утренний час, приносящий с собою свет, бодрость и жизнь, всегда возбуждает благодарственное чувство к Богу, Подателю жизни. Посему это час освящался молитвою у Евреев. В православном богослужении за утренней прославляется пришествие в мир Спасителя, принесшего с Собой новую жизнь людям.

На “часах” вспоминаются следующие исключительно христианские события: на 1 часе - суд над Иисусом Христом у первосвященников, состоявшийся действительно около этого времени, то есть, около 7 часов утра; на 3-м часе - сошествие Св. Духа на Апостолов, совершившееся приблизительно в 9-м часу утра; на 6-м - страдания Господа нашего Иисуса Христа на кресте, совпадавшие с 12-2 час. дня; наконец на 9-м часе содержится воспоминание о Крестной смерти Иисуса Христа, происшедшей около 3-х часов пополудни.

Таковы священные события, послужившие поводом для установления первых восьми повседневных служб. Что же касается обедни, то на ней содержится воспоминание о всей земной жизни Иисуса Христа и установления Им Таинства Св. Причащения.

Обедня или Литургия в собственном смысле христианская служба, появившаяся раньше других и с самого начала приобретшая характер службы, соединявшей воедино христианскую общину через таинство Св. Причащения.

Вначале все эти службы совершались отдельно друг от друга, особенно в монастырях. С течением же времени они стали группироваться в более редкие сроки совершения, пока не выработался современный порядок - совершать по три службы в три срока, именно: вечером совершается девятый час, вечерня и повечерие, утром - полу нощница, утреня и 1-й час, днем - часы: третий, шестой и Литургия.

Другие священные воспоминания церковных служб

Желая сделать своих чад насколько можно чище, набожнее и сосредоточеннее. Св. Церковь постепенно придала молитвенное воспоминание не только каждому часу дня, но и каждому дню недели. Так, с самого начала существования Церкви Христовой “первый день недели” был посвящен воспоминанию о воскресении Иисуса Христа и сделался торжественным радостным днем, т. е. праздником. (1-й Кор. XVI. 1, 2; Деян. XX, 7-8).

Пятница напоминала о дне страданий Спасителя и Его смерти; среда сделалась напоминанием о предании Иисуса Христа на смерть, происшедшем в этот день.

Мало-по-малу остальные дни недели были посвящены молитвенному воспоминанию следующих лиц по времени ближе других стоящих ко Христу: Св. Иоанна Предтечи (постоянно воспоминается за богослужением по вторникам), Св. Апостолов (по четвергам). Кроме того, по четвергам воспоминается еще Св. Николай Чудотворец. По субботам - Божия Матерь, а понедельник посвящен воспоминаниям о честных небесных бесплотных Ангельских силах, приветствовавших рождение Спасителя, воскресение, а равно и Его вознесение.

По мере распространения Христовой веры увеличивалось число Св. Лиц: мучеников и угодников. Величие их подвигов давало неисчерпаемый источник благочестивым христианским песнотворцам и художникам для составления в память их различных молитв и гимнов, а также художественных изображений.

Св. Церковь включила эти появляющиеся духовные произведения в состав церковного богослужения, приурочив чтение и пение последних ко дням памяти обозначаемых в них святых. Обширен и разнообразен круг этих молитв и песнопений;

он развертывается на целый год, и на каждый день приходится не один, а несколько прославляемых святых.

Проявление милости Божией к известному народу, местности или городу, например, избавление от наводнения, землетрясения, от нападения врагов и т. п. давали неизгладимый повод молитвенно ознаменовать эти происшествия.

Так как каждый день является днем недели и в то же время днем года, то на каждый день приходится троякого рода воспоминания: 1) воспоминание “дневные” или часовые, соединенные с известным часом дня; 2 ) воспоминания “недельные” или седмичные, соединенные с отдельными днями недели; 3 ) воспоминания “годовые” или числовые, соединенные с определенными числами года.

Понятие о кругах богослужения

Благодаря вышеуказанному обстоятельству, что на каждый день приходятся троякого рода воспоминания: дневные, недельные и годовые каждый молящийся может разъяснить себе вопрос, почему на церковных службах говорится не только о тех событиях, которые совершались в известные часы, дни, но и о других событиях и даже о многих священных лицах.

Благодаря тому же знанию о трояком роде священных воспоминаний, приходящихся на каждый день, молящийся может объяснить себе и следующее другое наблюдение.

Если в течение нескольких недель, не менее двух, посещать каждую церковную службу, внимательно следи за содержанием поемых и читаемых молитв, то можно подметить, что некоторые молитвы, например, “Отче наш”, молитва ко Пресвятой Троице, ектений - читаются за каждой службой: другие же молитвы, и таких большинство, слышатся только за одной службой, а за другой их не употребляют.

Следовательно, выходит, что одни молитвы употребляются непременно за каждой службой и не изменяются, а другие изменяются и чередуются между собою. Изменение и чередование церковных молитв происходит в таком порядке: некоторые молитвы, исполненные за одной какой-нибудь службой, не исполняются за другой. Например, молитва “Господи воззвах...” исполняется только за вечерней, а молитвы “Единородный Сыне...” или “Видехом свет истинный...” поются только за обедней. Затем этих молитв не повторяют в церкви до следующего дня.

На следующий день мы слышим эти молитвы за той же службой, за которой слышали накануне, например, “Господи воззвах...” за вечерней и “Единородный Сыне...” за обедней; следовательно эти молитвы, хотя и повторяются каждый день, но всегда приурочены к одной определенной службе.

Есть молитвы, которые повторяются каждую неделю в определенный день. Например, “Воскресение Христово видевше...” мы слышим только под воскресенье за всенощной; молитву “Небесных воинств. Архистратизи...” - только по понедельникам. Следовательно, “очередь” этих молитв наступает через недельный срок.

Наконец, есть еще третий ряд молитв, которые исполняются только в известные числа года. Например, “Рождество Твое, Христе Боже наш” слышится 25 декабря, в “Рождество Твое, Богородице Дево” - 8-го сентября (или в ближайшие после этих чисел дни) 25 дек. ст. ст. - 7 янв. н. ст., 8 сект. ст. ст. - 21 сект. н. ст.

Если сравнить троякого рода изменение и чередование между собою церковных молитв, то окажется: каждый день повторяются молитвы, относящиеся к священным воспоминаниям и “часовым”, через неделю - относящиеся к священным воспоминаниям “седмичным”, а через год - относящиеся к священным воспоминаниям “годовым”.

Так как все наши молитвы чередуются между собою, повторяются, (словно “кружатся”), одни с быстротою дня, другие - седмицы и третьи - года, то этим молитвам усвоено в церковных книгах наименование богослужения “круга повседневного”, “круга седмичного” и “круга годового”.

Каждый день в церкви слышатся молитвы всех трех “кругов”, а не одного какого-нибудь, причем, основным “кругом” является “круг повседневный”, а два других дополнительными.

Состав церковных служб

Чередующиеся между собою молитвословия кругов повседневного, седмичного и годового носят название “изменяющихся” молитвословий. Встречающиеся молитвословия за каждой службой называются “неизменяющимися”. Каждая церковная служба состоит из соединения неизменяющихся и изменяющихся молитвословий.

Неизменяющиеся молитвословия

Чтобы был понятен порядок и смысл наших церковных служб, удобнее сначала понять смысл “неизменяющихся” молитв. Неизменяющиеся молитвы, которые читаются и поются за каждой службой, суть следующие: 1) начинательные молитвы, то есть молитвы, которыми начинаются все службы и которые поэтому в богослужебной практике называются “Обычным началом”; 2 ) Ектении; 3 ) Возгласы и 4 ) Отпусты или отпуски.

Обычное начало

Каждое богослужение начинается призывом священника прославить и воздать хвалу Богу. Таких призывных приглашений или возгласов три:

1) “Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков” (пред началом большинства служб);

2) “Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельной Троице всегда, ныне и присно и во веки веков”, (пред началом Всенощной);

3) “Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков” (пред началом Литургии).

После возгласа Чтец, от лица всех присутствующих, выражает словом “аминь” (истинно) согласие на эту хвалу и тотчас же начинает славить Бога: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Затем для приготовления себя к достойной молитве, мы вслед за чтецом обращаемся с молитвой к Духу Святому (“Царю Небесный”), Который один может дать нам дар истинной молитвы, чтобы Он вселился в нас, очистил от всякия скверны и спас нас. (Рим. VIII, 26).

С молитвою об очищении обращаемся и ко всем трем Лицам Св. Троицы, читая: а) “Святый Боже”, б) “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”, в) “Пресвятая Троице, помилуй нас” и г) “Господи помилуй”, д) “Слава... и ныне”. Наконец, читаем молитву Господню, т. е. “Отче наш” в знак того, что это лучший образец наших молитв. В заключение читаем трижды: “Приидите поклонимся и припадем ко Христу”, и переходим к чтению других молитв, входящих в состав службы. Порядок обычного начала таков:

1) Возглас священника.

2) Чтение “Слава Тебе, Боже наш”.

3) “Царю Небесный”.

4) “Святый Боже” (трижды).

5) “Слава Отцу и Сыну” (малое славословие).

6) “Пресвятая Троице”.

7) “Господи помилуй” (Три раза) Слава и ныне.

8) Отче наш.

9) Приидите поклонимся.

Ектения происходит от греческого наречия Ектенос - “усердно”.

За каждой службой слышится такая молитва, которая, будучи сама по себе пространной, разделяется на несколько меньших частей или отрывков, из которых каждый оканчивается со стороны лиц, поющих или читающих, ответными словами; “Господи помилуй”, “подай Господи”.

Ектении разделяются на несколько видов: 1) Великая ектения, 2) Сугубая ектения, 3) Просительная ектения, 4) Малая ектения и 5) Ектения об умерших или Заупокойная.

Великая ектения

Великая ектения состоит из 10 прошений или отделов.

1) Миром Господу помолимся.

Это значит; Призовем на наше молитвенное собрание мир Божий, или благословение Божие и под сению лица Божия, с миром и любовью к нам обращаемого, приступим к молениям о наших нуждах. Равным образом и молиться будем в мире, простивши взаимные обиды (Мф. V, 23-24).

2) О свышнем мире и спасении душ наших. Господу помолимся.

“Мир свышний” - это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа. Плодом же прощения грехов или примирения с Богом, служит спасение наших душ, о чем мы также молимся во втором прошении Великой ектений.

3) О мире всего мира, благосостоянии святых Божиих церквей и соединении всех. Господу помолимся.

В третьем прошении мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и вся яже в них”, ангелов и человек, живых и умерших).

Второй предмет прошения; благосостояния, т. е. спокойствие и благополучие святых Божиих церквей или отдельных православных обществ.

Плодом и следствием процветания и благоденствия православных обществ на земле будет обширное нравственное единение: согласие, дружное возвещение славы Богу от всех стихий мира, от всех одушевленных существ, будет такое проникновение “всего” высшим религиозным содержанием, когда будет Бог “совершенно во всем” (1 Кор. XV, 28).

4) О святом храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он. Господу помолимся.

(Благоговение и страх Божий выражаются в молитвенном настроении, в отложении житейских попечении, в очищении сердца от вражды и зависти. - С внешней стороны благоговение выражается в телесной чистоте, в приличной одежде и в воздержании от разговоров и озираний по сторонам).

Молиться о Святом Храме, значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатию; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии.

Храм именуется святым по святости священных действий, в нем совершаемых и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим.

5) О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живущих в них. Господу помолимся.

Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (потому что по христианскому братолюбию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).

6) О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных. Господу помолимся.

В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени.

7) О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их. Господу помолимся.

В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: 1) находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), 2) болящих, недугующих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (то есть прикованных к одру опасной болезнью) и 3) о находящихся в плену.

8) О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды. Господу помолимся.

В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бедствий и невыносимого стеснения.

9) Заступи, спаси, помилуй, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать.

10) Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу Нашу Богородицу, и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Св. Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.

Великая ектения иначе называется “мирною” (потому что в ней часто испрашивается людям мир).

В древности ектений были сплошными молитвами по форме и общими молитвами всех присутствующих во храме, доказательством чего и является, между прочим, слова “Господи помилуй”, следующие за возглашениями диакона.

Сугубая ектения

Вторая ектения называется “сугубой”, то есть усиленною, потому что на каждое прошение, произносимое диаконом, певчие отвечают тройным “Господи помилуй”. Сугубая ектения состоит из следующих прошений:

1) Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего: (далее и поясняется, что именно скажем).

2) Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Господи Вседержитель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и помилуй.

3) Помилуй нас. Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Помилуй нас, Господи, по Твоей великой благости. Молимся Тебе, услыши и помилуй.

4) Еще молимся о всем Христолюбивом воинстве.

Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры и Отечества.

5) Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем.

Еще молимся о братиях наших по службе и по Христу.

6) Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших Патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицех, и создателех святого храма сего, и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.

Еще молимся о свят. православных Патриархах, о благоверных православных царях и царицех; - о всегда памятных создателях Св. храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах.

7) Еще молимся о милости, жизни, мира, здравии, спасении, посещении, прошении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святого храма сего.

В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба.

8) Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.

Еще молимся о людех: “плодоносящих” (т. е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и “добродеющих” (т. е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме), а также о делающих какую-нибудь работу в храме, например, читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме в ожидании великой и богатой милости.

Просительная ектения

Просительная ектения состоит из ряда прошений, оканчивающихся словами “у Господа просим”, на которые певчие отвечают словами: “подай Господи”. Читается просительная ектения так:

1) Исполним (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви.

Совершим (или дополним) нашу молитву к Господу.

Защита спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

3) Дне (или вечера] всего совершение, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.

Испросим у Господа, чтобы нам этот день (или вечер) провести целесообразно, свято, мирно и безгрешно.

4) Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Испросим у Господа Св. Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела.

5) Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.

Испросим у Господа прощения и оставления грехов (тяжких) и прегрешений (легких) наших.

6) Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.

Испросим у Господа всего полезного и доброго нашим душам, спокойствия всем людям и всему миру.

7) Прочее время живота вашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.

Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести.

8) Христианская кончины живота нашего, безболезненным, непостыдным, мирны, и Добраго ответа на страшном судищи Христово, просим.

Испросим у Господа, чтобы кончина наша была бы христианской, то есть с исповедью и Причащением Св. Тайн, безболезненной, непостыдной и мирной, то есть чтобы мы перед кончиной помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде.

9) Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

Малая ектения

Малая ектения представляет собой сокращение великой ектений и заключает только следующие прошения:

1. Паки и паки (снова и снова) миром Господу помолимся.

2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас. Боже, Твоею благодатию.

3. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и Друг Друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Иногда к этим прошениям великом, сугубой, малой и просительной ектений присоединяются еще другие, составленные по специальному поводу, например, по случаю погребения или поминовения усопших, по случаю освящения воды, начала учения, наступления Нового Года.

Эти ектений с дополнительными “изменяющимися прошениями” содержатся в особой книге для молебных пении.

Заупокойная ектения

а) Великая:

1. Миром Господу помолимся.

2. О свышнем мире и о спасении душ наших, Господу помолимся.

3. О оставлении согрешений, во блаженней памяти престальшихся, Господу помолимся.

4. О приснопамятнех рабех Божиих (имя рек), покоя, тишины, блаженныя памяти их, Господу помолимся.

5. О простити им всякое прегрешение вольное и невольное. Господу помолимся.

6. О неосужденным предстати у страшного престола Господа славы, Господу помолимся.

7. О плачущих и болезнующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся.

8. О отпуститися им от всякия болезни и печали, и воздыхания, и вселити их, идеже прислещает свет лица Божия. Господу помолимся.

9. О яко да Господь Бог.наш учинит души их в месте светло, в месте злачне, в месте покойно, идеже вси праведнии пребывают, Господу помолимся.

10. О причтении их в недрах Авраама и Исааке, и Иакова, Господу помолимся.

11.0 избавитися нам от всяких скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

12. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

13. Милости Божия, царства небеснаго, и оставления грехов испросивше тем и сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

б) Малая и

в) Тройная заупокойная ектения состоят из трех прошений, в которых повторяются мысли великой ектений.

Возгласы

В то время, как диакон на солее произносит ектений, священник в алтаре читает про себя (тайно) молитвы (тайных молитв особенно много в составе литургии), а конец их произносит громко. Эти концы молитв, возглашаемые священником, называются “возгласами”. В них обыкновенно выражается основание, почему мы, молясь Господу, можем надеяться на исполнение наших молитв, и почему мы имеем дерзновение обращаться к Господу с прошениями и благодарениями.

По непосредственному впечатлению все возгласы священника разделяются на начинательные, литургийные и ектенийные. Чтобы ясно различить те и другие, нужно тщательно усвоить возгласы ектенийные. Наиболее употребительными являются следующие возгласы:

1. После великой ектении: Яко (т. е. потому что) подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

2. После сугубой ектении: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

3. После просительной ектений: Яко благ и человеколюбец Бог, еси и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

4. После малой ектении:

а] Яко Твоя держава, и Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына, Святаго Духа всегда, ныне и присно и во веки веков.

б] Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

в] Яко благословися Имя Твое и прославися царство Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

г] Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

д] Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Впрочем, помимо приведенных, существует еще несколько возгласов, которые содержат в себе те же мысли, что и отмеченные восемь возгласов. Например, за всенощной и молебном произносятся еще следующие возгласы:

а] Услыши ны, Боже Спасителю наш, упование всех концов земли и сущих в море далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны. Милостив бо и человеколюбец, Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Услышь нас. Боже Спаситель наш, Ты, на Которого надеются во всех концах земли и в далеком море, и будучи милостивым, будь милостив и к нашим грехам и помилуй нас, потому что Ты милостив человеколюбец Бог есть и тебе Славу воссылаем...

б] Милостию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Твоего Сына, с ним же благословен еси, со пресвятым, и благим, и животворящим Твоим духом, ныне и присно и во веки веков.

По милости, щедрости и человеколюбию Твоего Единородного Сына, с Которым благословен Ты (Бог Отец) с Пресвятым, Благим и животворящим Твоим Духом.

в] Яко свят, еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Потому, что Ты Свят, Бог наш, и во святых обитаешь (своею благодатию) и Тебе славу воссылаем.

Заупокойный возглас:

Яко Ты еси воскресение и живот и покой усопших раб твоих (имя рек) Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Каждая церковная служба оканчивается особыми молитвенными песнопениями, которые вместе составляют “отпуст” или “отпуск”. Порядок отпуста такой, Священник говорит: “Премудрость”, т. е. будем внимательны. Затем, обращаясь к Матери Божией, говорит: “Пресвятая Богородице, спаси нас”.

Певчие отвечают словами: “Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим”... Благодаря далее Господа за совершенную службу, священник произносит вслух: “Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, Слава Тебе”, после чего певчие поют: “Слава и ныне”, “Господи помилуй” (трижды), “Благослови”.

Священник, обратясь лицом к народу, перечисляет всех Святых, по молитвам которых мы обращались за помощью к Богу, а именно - 1) Матерь Божию, 2) Святого недели, 3) Святого дня, 4) Святого храма, 5) Святого местного края, и наконец, 6) Богоотец Иоакима и Анну. Затем священник говорит, что молитвами этих святых Господь помилует и спасет нас.

Отпустом верующие получают разрешение оставить храм.

Изменяющиеся молитвословия

Как уже говорилось, в Церкви читаются и поются избранные места из Священного Писания и молитвы, написанные благочестивыми христианскими писателями-поэтами. И те, и другие вводятся в состав церковных служб, чтобы изобразить и прославить священное событие трех кругов богослужения: дневного, недельного и годового.

Чтения и пения из св. книг носят название по той книге, из которой они заимствованы. Например, псалмы из книги Псалтирь, пророчества из книг, написанных пророками, Евангелие из Евангелия. Изменяющиеся же молитвословия, составляющие священно-христианскую поэзию, находятся в церковно-богослужебных книгах и носят различные названия.

Главнейшие из них следующие:

1) Тропарь - песнь, кратко изображающая жизнь Святого или историю праздника, например, известные тропари: “Рождество Твое, Христе Бо же Наш”, “Преобразился еси на горе, Христе Боже наш...”, “Правило веры и образ кротости”.

Происхождение и смысл названия “тропарь” объясняют различно: 1) одни производят это слово - от греческого “тропос” - нрав, образ, потому что в тропаре изображается образ жизни святого или содержится описание праздника; 2) другие от “трепеон” - трофей или знак победы, чем указывается на то, что тропарь есть песнь, возглашающая победу святого или торжество праздника; 3) иные производят от слова “тропос” - троп, то есть употребления слова не в собственном значении, а в значении другого предмета по сходству между ними, такого рода словоупотребление действительно часто встречается в тропарях; святые, например, уподобляются в них солнцу, луне, звездам и т. д.; 4) наконец, слово тропарь производят и от “тропоме” - менялись, так как тропари поются попеременно то на одном, то на другом клиросе, и “трепо” - обращаю, так как “обращаются к другим молитвам и к ним относятся”.

2) Кондак (от слова “контос” - краткий) - краткая песнь, изображающая какую-нибудь отдельную черту празднуемого события или Святого. Все кондаки отличаются от тропарей не столько по содержанию, сколько по времени, в которое они поются за богослужением. Примером кондака может служить - “Дева днесь...”, “Взбранной Воеводе...”

Кондак - производят от греческого слова “контос” - малый, краткий, что означает такое краткое молитвословие, в котором кратко прославляется жизнь святого или воспоминание в кратких основных чертах какое-нибудь событие. Другие - название кондак производят от слова, называющего тот материал, на котором раньше писались. Действительно первоначально “контакиа” - назывались свертки пергаментов, исписанные с двух сторон.

3) Величание - песнь, содержащая прославление Святого или праздника, Величание поется во время всенощной перед праздничною иконою сперва священнослужителями среди храма, а потом неоднократно повторяется на клиросе певчими.

4) Стихира (от греческого “стихира” - многостишие) - песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером стихосложения, имеющих большею частью перед собою стихи Священного Писания. В каждой стихире содержится главная мысль, разнообразно раскрываемая во всех стихирах. Например, прославление Воскресения Христова, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Св. Ап. Петра и Павла, Иоанна Богослова и др.

Стихир много, но все они носят различные названия, в зависимости от времени их исполнения за богослужением. Если стихира поется после молитвы “Господи воззвах”, то она называется “стихирой на Господи воззвах”; если стихира поется после стихов, в которых заключается прославление Господа (например, “Всякое дыхание да хвалит Господа”), то стихира называется стихирой “на хвалитех”.

Есть еще стихиры “на стиховне”, и стихиры Богородичны - это стихиры в честь Божией Матери. Число стихир каждого разряда и предшествующих им стихов бывает различно - в зависимости от торжественности праздника - то 10, 8, 6 и 4. Поэтому в богослужебных книгах говорится - “стихир на 10, на 8, на, 6 и т. д. Эти цифры указывают на число стихов псалма, которые должно петь со стихирами. При этом самые стихиры, если их не достает, могут повторяться по нескольку раз.

5) Догматик. Догматиками называются особые стихиры, в которых содержится учение (догмат), о воплощении Иисуса Христа от Божией Матери. А молитвы, в которых по преимуществу говорится о Пресвятой Богородице - называются общим названием “Богородичен”.

6) Акафист - “неседален”, молебное, особенно хвалебное пение в честь Господа, Божией Матери или Святого.

7) Антифоны - (попеременное пение, противугласие) молитвы, которые положено петь попеременно на двух клиросах.

8) Прокимен - (наперед лежащих) - есть стих, который предшествует чтению Апостола, Евангелия и паремий. Прокимен служит как бы предисловием к чтению и выражает сущность вспоминаемого лица. Прокименов много: они бывают дневные, праздничные и др.

9) Причастен стих, который поется во время причащения священнослужителей.

10) Канон - это ряд священных песнопений в честь Святого или праздника, которые читаются или поются за Всенощным в то время, когда молящиеся целуют (прикладываются) Св. Евангелия или икону праздника. Слово “канон” греческое, по-русски - правило. Канон состоит из девяти, а иногда и меньше частей, называемых “песнями”.

Каждая песнь в свою очередь разделяется на несколько отделов, (или строф), из которых первый называется “ирмосом”. Ирмосы поются и служат связью для всех следующих отделов, которые читаются и называются тропарями канона.

Всякий канон имеет определенный предмет. Например, в одном каноне прославляется Воскресение Христово, а в другом - Крест Господен, Божия Матерь или какой-нибудь Святой. Поэтому каноны имеют особые названия, например, “канон воскресный”, канон “Животворящему Кресту”, канон “Богородице”, канон “Святому”.

Соответственно главному предмету канона, читаются перед каждым стихом особые припевы. Например, при воскресном каноне припев: “Слава Тебе, Боже Наш, слава Тебе...”, при каноне Богородице припев: “Пресвятая Богородице, спаси нас”.

Понятие о богослужебных книгах

Необходимые для богослужения книги разделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. В первых содержится чтение из Библии (Св. Писание): это - Евангелие, Апостол, Пророческие книги и Псалтырь; во вторых содержатся изменяющиеся молитвословия круга дневного, седмичного и годового.

Молитвословия круга дневного, то есть порядок и текст ежедневных церковных служб: полунощницы, утрени, вечерни и пр. содержатся в книге, называемой “Часослов”.

Молитвословия круга седмичного содержания:

а) в книге, называемой “Октоих” или Осмогласник, который разделяется на 8 частей, соответственно восьми церковным напевам, и употребляется во все сроки, кроме периода Великого поста и кончая праздником Св. Троицы;

б) в книге - “Триодь”, (двух видов: “Постной Триоди” и “Цветной”), употребляемой в течение Великого Поста и до праздника Св. Троицы включительно.

Наконец, молитвословия круг годичного содержатся в “Минее” или “Месячнике”, разделяемой на 12 частей по числу 12 месяцев. Все находящиеся в Минее молитвы и песнопения в честь Святых располагаются по числам, а находящиеся в “Октоихе” по дням.

Кроме того, те и другие отделы подразделяются по службам: вечера, утра и литургии. Молитвословия и песнопения великих праздников содержатся для удобства в особой книге, называемой “Минеей” праздничной.

Однако ознакомление с богослужебными книгами было бы недостаточное, если бы не упомянуть о следующей книге, называемой “Уставом” или Типиконом.

В этой объемистой книге содержится подробный порядок совершения служб в различные сроки и дни года, а также указывается состояние и поведение молящихся в храме, во время богослужения и за пределами храма, в течение дня.

Утро с первых веков появления христианства считалось благоприятным временем для . Человек, просыпающийся после ночного отдыха, должен обратиться к Богу с молитвами перед началом наступающего дня. В истории христианского богослужения утреня ( по утрам) могла начинаться с появлениями первых лучей солнца, далее следовала литургия, за которой верующие причащались тайн тела Христова. На большие праздники служба в храме проходила ночью накануне торжественного события. Всенощное бдение длилось несколько часов, а к рассвету начиналась литургия. Сейчас такая практика очень редка. Только в Рождество, Пасху и Крещение богослужение начинается ночью. В будние дни вечерня с утреней проводится вечером, а литургия начинается на следующий день с утра.

Во сколько начинаются утренние богослужения в современных храмах

В зависимости от дня недели, статуса храма и общего числа служащего в нем духовенства утреннее богослужение может начинаться в разное время. В больших соборах, где службы проходят ежедневно, в будние дни литургия начинается обычно в 8 или 9 часов утра. Существуют литургические периоды, когда не положено совершать евхаристию (Великий пост, кроме среды и пятницы, Страстная седмица до четверга). В это время в храмах проводится богослужение утрени, которое может начинаться в 7 часов утра. В монастырях практикуется еще более раннее начало служения Богу, так как продолжительность утрени или литургии значительно длиннее.

В церковной богослужебной практике приписывается совершать литургию не позднее 12 часов дня. Для того, чтобы закончить приблизительно к этому времени богослужение начинается в 8 или 9 часов утра. Однако, существуют отдельные указания на то, что если литургия начинается , то евхаристия может совершиться и позднее. Так бывает в сочельники праздников Рождества Христова и Богоявления. Обычное же время начала утреннего богослужения в приходском храме - девять часов после полуночи.

Особо хочется отметить то, что в больших соборах и храмах с многочисленным духовенством по воскресным и праздничным дням богослужение литургии может быть совершено дважды утром. Так, первая литургия ранней и начинается приблизительно в 6 или 7 часов утра. За это время человек может посетить храм перед началом рабочего дня (если это церковный праздник, пришедшийся на будний день), исповедаться и причаститься святых даров. После этого с чувством душевной радости от общения с Богом верующий может отправиться на работу.

Вторая утренняя литургия называется поздней и ее начало обычно в 9 часов утра. Особое место в богослужебной практике Церкви занимают службы, в которых принимает участие правящий архиерей. Литургия при епископском служении представляет собой отдельно встречу владыки и саму службу. В подобных случаях начало богослужение может осуществиться в 9.30.

Связанная статья

Церковная жизнь христианина подчиняется особым закономерностям. Ее ритм во многом определяется расписанием богослужений – как годовым, так и суточным. Человеку, недавно пришедшему к вере, очень важно в этом разобраться.

Когда-то все эти богослужения происходили по отдельности, но впоследствии, чтобы удобнее было прихожанам, их объединили в три богослужения: вечернее, утреннее и дневное. Первым в этом перечне стоит именно , ведь счет времени отличается от мирского, началом суток считается не утро, а вечер. Это соответствует древнееврейской традиции счета времени, унаследованному христианской Церковью.

Девятый час, вечерня и повечерие объединены в вечернее , полунощница, утреня и первый час – в утреннее, а третий час, шестой и Божественная литургия – в дневное.

Каждое богослужение посвящается не только определенным событиям, описанным в Библии, но и различные аспекты отношений человека с Богом.

Время богослужений

Исходная точка дневного круга богослужений – девятый час, что соответствует 15.00 по московскому времени. Это богослужение посвящено благодарению за прожитый день и воспоминанию о страданиях Иисуса Христа. За этим следуют вечерня, посвященная покаянию и прощению, и повечерие. Полунощница, посвященная молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду, совершалась в полночь.

Самой ранней службой, если исходить из мирского счета времени, можно считать первый час, освящающий наступивший день – 7 часов утра. Третий час соответствует 9.00, шестой – 12.00, а Божественную литургию – самое главное из богослужений, во время которого происходит святое таинство Евхаристии – совершали днем.

Таким был порядок богослужений в православных храмах в Средние века.

В настоящее время столь насыщенное сохранилось лишь в монастырях, ведь монахи полностью посвящают свою жизнь служению Богу. Для мирян же такой порядок церковной жизни невыполним, поэтому в большинстве приходских храмах две службы: вечерняя – в 17.00 и утренняя – в 9.00.

Иногда время богослужений в отдельных храмах изменяется по усмотрению настоятелей, которые стараются заботиться об интересах прихожан.

Связанная статья

В православной Церкви воскресенье занимает особый день календаря. Это средоточие всей богослужебной недели, особый праздник, само именование которого указывает на чудесное событие Воскресения Господа Иисуса Христа. Неслучайно каждый воскресный день в православии именуется малой Пасхой.

Все православное богослужение делится на определенные службы из суточного круга, отправляющиеся в установленное время. За сотни лет становления и развития православного богослужения был выработан устав, определяющий порядок и особенности каждой службы.


В богослужебный день начинается с вечера суток накануне празднуемого события. Поэтому воскресное богослужение в храме начинается в субботу вечером. Чаще всего вечер субботы ознаменован воскресной великой вечерни, утрени и первого часа.


На воскресной вечерне среди прочих стандартных песнопений, хор исполняет определенные стихиры, посвященные воскресшему Господу. В некоторых храмах в конце воскресной великой вечерни совершается лития с освящением хлеба, пшеницы, елея (масла) и вина.


На воскресной утрене поются специальный тропарь на один из восьми гласов (напевов); исполняется полиелей - особое песнопение "Хвалите имя Господне", после которого хор поет воскресные тропари "Ангельский собор". Также на воскресной утрене читаются специальные каноны: канон воскресный, честному кресту и Богородице (иногда, в зависимости от порядка соединения воскресной службы с памятью чтимого святого, каноны могут меняться). В конце утрени хор поет великое славословие.


Заканчивает субботнее вечернее богослужение первый час, после которого священник совершает таинство исповеди для тех, кто желает причаститься святых Тела и Крови Христовых на литургии в воскресный день.


В само воскресенье служба в православном храме начинается утром. Обычно в половине девятого. Сначала читаются последования третьего и шестого часа, а потом следует главное богослужение воскресного дня - божественная литургия. Сама литургия обычно начинается в девять утра. Чаще всего в православных храмах в воскресенье отправляется литургия, составленная великим святителем Иоанном Златоустом архиепископом Константинопольским. Это чинопоследование стандартно, разве что хор исполняет специальные воскресные тропари в зависимости от текущего гласа (их всего восемь).


Обычно в храмах по окончании литургии совершается молебен, во время которого священник сугубо молится о нуждах верующих людей: о здравии, об исцелении в болезнях, благословении в путешествие и др.


После окончания молебна в храме может быть совершена панихида в память об усопших и отпевание. Таким образом, Церковь в воскресный день не забывает особо помолиться не только о здравии живых людей, но и об усопших сродниках.

Пожалуй, все люди хотят быть счастливыми и радостными, избавиться от лени и печали, защитить от невзгод своих близких. Достигнуть всего этого можно, участвуя в жизни Православной Церкви. Одной веры в сердце для православных христиан недостаточно – нужно регулярно посещать Богослужения и участвовать в Таинствах Покаяния и Евхаристии. И тогда, какими бы ни были внешние условия жизни – в любой ситуации человек сможет сохранять радостное и спокойное состояние души. А начать путь к такому мироощущению можно с посещения Богослужений.

Суточные богослужения, расписание

Суточный круг богослужений Православной Церкви состоит из девяти служб.

В древности в монастырском и отшельническом быту они совершались каждая по отдельности строго по времени. Но со временем их объединили в вечернее, утреннее и дневное Богослужения, чтобы верующим было удобнее посещать службы. Как в Библии Господь начал сотворение мира с вечера, также приблизительно со времени захода солнца за горизонт день берет начало и день в Православной Церкви.

Вечернее богослужение:

  • Девятый час (15 часов дня)
  • Вечерня
  • Повечерие

Утреннее богослужение:

  • Полунощница (полночь)
  • Утреня
  • Первый час (7 утра)

Дневное богослужение:

  • Третий час (9 утра)
  • Шестой час (12 дня)
  • Литургия

Схема суточный круг православного богослужения

Согласно византийскому исчислению времени, сутки состоят из 12 дневных и 12 ночных часов, которые группируются в 8 страж, также дневных и ночных. Так как летом ночные часы короче дневных, а зимой — наоборот, то изображенное на схеме расписание верно лишь в период весеннего и осеннего равноденствия.

Суточный круг богослужения его смысл и содержание

Девятый час — это воспоминание о важнейшем событии — Крестной смерти Спасителя.
Вечерня — это благодарность Господу за почти минувший день.

На Повечерии верующие просят Бога о прощении прегрешений, о сохранении от дьявольских козней и о даровании покоя душе и телу во время сна.
Полунощница — это воспоминание верующих о молитве Иисуса в Гефсиманском саду. Символизм службы призывает каждого быть всегда готовым к наступлению Страшного Суда.
Утреня — это благодарность Господу за минувшую ночь и моление о наступающем.
Час первый — это молитвы за день, который уже начался.
Час третий — воспоминание о сошествии Святого Духа на апостолов.
Час шестой — воспоминание о распятии Спасителя.

Литургия — важнейшее богослужение, воспоминание о всем периоде пребывания Иисуса Христа на земле. Именно на Литургии совершается Причащение — Таинство, установленное на тайной вечере самим Иисусом Христом.

Годовой недельный и суточный круг богослужения

Порядок служб Православной Церкви на протяжении года называется годовым кругом богослужения. Все дни без исключения посвящены памяти кого-то из Святых, постам или праздникам.
Среди всех праздников самый великий — это Святая Пасха.

Также существует 12 великих (двунадесятых) праздников в честь Спасителя и Богоматери, а также торжества в честь святых и ангелов. Великим всегда сопутствует особая служба — Всенощное бдение.
Праздники бывают неподвижные и подвижные (рассчитываются от дня Пасхи).
Недельный круг — порядок церковных служб в течение недели. Все дни имеют посвящение особенно почитаемым святым или библейским событиям.
Воскресение — воспоминание о Воскресении Спасителя.
Понедельник посвящен ангелам.
Вторник — воспоминание об Иоанне Крестителе и других пророках.
Среда и пятница — постные дни, в них вспоминаются Крестные муки Спасителя.
Также среда посвящается Божией Матери.
Четверг — день воспоминания об апостолах и святителях.
В субботу также вспоминаются апостолы, а еще — мученики, праотцы, пророки, праведные, преподобные и все святые. Также поминаются все усопшие православные христиане.
Суточный круг — это девять последовательных Богослужений. Сюда входят вечерня и утреня, повечерие и полунощница, часы (первый, третий, шестой, девятый), а также Литургия.

Входит ли в суточный круг богослужения Литургия

Божественной Литургией заканчивается суточный круг богослужения.

Церковная служба Литургия, краткая суть с пояснениями

Главное, что происходит на Литургии — это превращение обыкновенного в Христовы Тело и Кровь обычных хлеба и вина, а также Евхаристия — Причащение верных.
Служба начинается с приготовления предметов, необходимых для Таинства Причащения, затем происходит подготовка к Таинству и само Причащение. Условно Божественная Литургия имеет в своем составе три части:

1. Проскомидия. Для нее необходимы пять просфор (это специальный хлеб для литургии). Они символизируют пять хлебов, которыми Иисус насытил 5 тысяч человек. Из каждой вынимаются символические частицы, и священник просит Господа благословить их.

Также в чашу наливается смешанное с водой вино как символ того, что из ран Иисуса Христа изливались кровь и вода.

2. Литургия оглашенных. На ней могут молиться крещенные верующие, а также только проходящие процесс приготовления к этому обряду. Сначала диакон просит благословение на начало службы. Затем, после прославления священником Святой Троицы, произносит Великую ектению. Заканчивается эта час фразой обедни фразой «Оглашеннии, изыдите».
3. Литургия верных служится только для крещенных православных христиан. Дары переносятся на престол с жертвенника и освящаются. Происходит Причащение верующих, благодарение за Евхаристию и отпуст.

Литургия что это простыми словами

Это самое важное в Православной Церкви Богослужение, на котором прославляется Бог и верующие, вкушающие Причастие, соединяются с Иисусом Христом.

Литургия с пояснениями видео

Виды Литургии в православии

Существует три вида Божественной Литургии:

1. Литургия Преждеосвященных Даров. На ней верующие причащаются Святыми Дарами, освященными раньше. Совершается такая обедня в часть дней Великого Поста. На ней верующие причащаются Святыми Дарами, освященными раньше, на других видах Литургий.

2. Литургия Василия Великого. Такой вид обедни совершается в некоторые Великопостные дни, накануне или во дни праздников Рождества Христова, а также Крещения. Также она служится в день памяти свт. Василия Великого.
3. Литургия Иоанна Златоуста. Она совершается во все остальные дни года.

Когда служится Литургия

Второе название Литургии — обедня. Эта служба носит такое название, так как должна совершаться в предобеденное время, до полудня, между шестым и девятым часом. Иногда литургия затягивается до самого обеда — например, в пост и праздники, когда к Причастию приступает огромное количество людей.

Сколько длится Литургия

В среднем Литургия длится до 4 часов, но может ограничится и двумя часами. Продолжительность увеличивается, если, например, много прихожан исповедуется и причащается, если совершается обряд введения младенцев и матерей в храм после родов, если служба минимально сокращается (обычно в монастырских храмах она длится гораздо дольше, чем в обыкновенных церквях). Многое зависит от хора и непосредственно от регента, от выбранных распевов. Также немаловажна и длительность проповеди. Как правило, в праздники, в воскресные и великопостные дни служба длится дольше.

Расписание Литургий в храме

Опаздывать на литургию – грех. Поэтому, чтобы прийти вовремя, прихожане должны ознакомиться с расписанием литургий. Его обычно публикуют на доске объявлений и (или) на сайте храма. В церквях с небольшим количеством прихожан Литургии зачастую служатся только в воскресния и дни праздников, а также ежедневно на Страстной неделе перед Пасхой. В крупных церквях, в соборах с многочисленным количеством прихожан и в монастырях Литургии служатся ежедневно. В праздничные и воскресные дни в таких церквях (особенно если на одном участке расположены несколько храмов) бывает по 2-4 Литургии.
Пример расписания литургий в монастыре:
6.30 Литургия в Свято-Покровском Храме.
8.00 Литургия в Храме Святого Николая.
9.30 Литургия в Свято-Покровском Храме.

Литургия в Родительскую субботу

Родительские субботы — это дни особенного поминовения усопших православных. Отличаются они прежде всего заупокойными богослужениями — литиями, панихидами, парастасами. Основные молитвы за почивших христиан возносятся накануне в пятницу. Однако по читаемым тропарям, канонам и стихирам литургии родительских суббот также отличаются. В эти дни большинство прихожан стараются подавать записки и ставить свечи об упокоении, молятся об усопших родственниках и всех прежде почивших православных христианах.

Литургия в дни Великого Поста

В Великопостные дни обедня зачастую длится гораздо дольше, чем в другие периоды, ведь огромное количество верующих желают исповедоваться и причаститься. Особенные проповеди, необыкновенные службы в Вербное Воскресение и в дни Страстной Недели — все это побуждает множество даже невоцерковленных людей посещать церковь.

Что означает заказать Литургию

В православной церкви повсеместно можно заказать некоторые службы — например, панихиду по умершему или заупокойную литию. В некоторых храмах сегодня можно и «заказать литургию». Она служится отдельно от общей специально для заказавшего и, например, его родных и зачастую связана с поминовением усопших. Иногда под словосочетанием «Заказная литургия» подразумевается особая треба. За каждое указанное в записке имя вынимается частица из Святого Хлеба (просфоры), в завершение Литургии влагающаяся в чашу с Кровью Христовой; также они поминаются на протяжении сугубой ектеньи.

Причащение на Литургии

Причащение — это кульминация Литургии, ее основное действо — вкушение верующими Святых Христовых Тайн. Участники этого Таинства сливаются с Богом, получают исцеление от физических и духовных болезней, силы для самосовершенствования, борьбы с собственными недостатками и страстями. Из всех многочисленных церковных служб причащение происходит только на Божественной литургии, что многократно усиливает ее значение.

К Причащению на Литургии христиане готовятся постом, чтением особенных молитв и участием в Таинстве Исповеди. Что касается маленьких детей, то они причащаются без особой подготовки; по мере возрастания возможно введение минимальной меры поста.

Исповедь на Литургии

Исповедь, в отличие от Причастия, может происходить не только во время литургии, но и перед ней, и на вечернем богослужении. Так как покаяние очищает душу и готовит ее к принятию Святых Даров, исповедь на литургии часто выбирают те прихожане, которые боятся нагрешить во временном промежутке перед Причастием.

Чтобы исповедаться на Литургии, верующие перед этой службой тщательно анализируют свое поведение в прошлом, а затем в уме или письменно составляют список своих грехов. Священник читает над исповедниками покаянную молитву, а затем начинается само Таинство. Во время Исповеди православные по очереди подходят к аналою (специальному столу) и называют священнику свои грехи, после чего батюшка читает над каждым разрешительную молитву. Некоторых кающихся могут не допустить к Причастию. Остальные же прихожане получают благословение причаститься.

Праздничная Литургия, кратко с пояснениями

Литургия в праздник отличается особым подбором молитв и песнопений. Например, Литургия в день памяти святителя Николая отличается поминанием этого святого, чтением особых, обращенных к нему молитв.

Во сколько начинается Литургия

Литургия всегда служится утром до полудня, однако во всех церквях и соборах по-разному. Чаще всего она начинается в 8.00 или в 9.00, однако может начинаться также и в другие часы (например, в 5.30 или 9.30). Доя информирования прихожан каждый храм имеет Расписание Богослужений, чаще всего еженедельно обновляющееся.

Во сколько начинается служба в церкви в воскресенье

Литургия всегда служится утром до полудня, однако во всех церквях и соборах в разное время. Чаще всего она начинается в 8.00 или в 9.00, однако иногда и в другие часы (например, в 5.30 или 9.30). Для информирования прихожан каждый храм имеет Расписание Богослужений, чаще всего еженедельно обновляющееся.

В воскресение может служиться одна или несколько служб. Во всех храмах в этот день с утра служится как минимум одна Литургия, чаще — две, ранняя и поздняя. Кроме нее, может быть вечерня, утреня и часы, в монастырских храмах — повечерие и полунощница. Таинства Венчания и Крещения, например, также относятся к числу служб. Зачастую они запланированы на время после литургии.

Чтобы узнать время начала служб, нужно посмотреть в храме расписание Богослужений, спросить у священника или посетить интернет-сайт церкви.

Во сколько начинается служба в церкви сегодня, в буднии дни

Во многих храмах и в будни служатся вечерние и утренние Богослужения. Время их начала указано в Расписании Богослужений, чаще всего вывешенном на доске объявлений возле храма. О времени начала крещений, венчаний и других треб (частных служб) можно узнать непосредственно у священника.

Во сколько начинается служба в церкви в праздничные дни

Как правило, больше всего прихожан посещают церковь в праздники. Чаще служб в эти дни больше, чем обычно. Время начала Богослужений в каждой церкви отличается, и узнать расписание лучше всего непосредственно на месте.

Во сколько начинается служба в церкви в субботу

Именно в субботу вечером в церкви служится воскресная утреня с елеопомазанием. Этот обряд изображения креста на лбу верующих символизирует излияние на помазуемого Божией милости. Поэтому на такой службе особенно людно, зачастую родители приносят и маленьких детей. Данная служба обычно начинается вечером, например, в 17.00, 18.00 или другое установленное в храме время. Субботняя Литургия служится утром до полудня обычно в аналогичное время, что и в будни.

Сколько идет служба в церкви

Служба может идти несколько часов или несколько десятков минут — все зависит от вида Богослужения. Например, Литургия может длиться с раннего утра и почти до обеда, а Панихида после нее может быть относительно короткой.

Во сколько начинается вечерняя служба в церкви

Вечернее богослужение в приходских храмах обычно состоит из вечерни, а также утрени и первого часа. Иногда сюда входят, например, Акафисты. Обычно вечерняя служба начинается в 17.00, 17.30 или 18.00, однако может и в другое время.

Во сколько заканчивается служба в церкви

Суточный круг богослужений в некоторых монастырях можно назвать непрерывным. А вот во многих небольших храмах в день могут быть всего несколько служб: с утра — Божественная Литургия, позже — вечерня и утреня. Литургия заканчивается приблизительно до полудня — например, в 10 или 12 часов. Вечернее богослужение чаще всего завершается примерно в 19-20 часов.

Есть ли у церкви выходной

В крупных храмах службы происходят ежедневно. В небольших городах и поселках нетрудно найти церкви, в которых нет служб в будни. Однако в эти дни без проблем можно обратиться к священнику, скажем, с просьбой помочь подготовиться к Крещению или дать совет в сложной жизненной ситуации. Скорее всего, несмотря на отсутствие службы, священник назначит вопросившему встречу в храме. Требы (венчания, отпевания и прочие) в таких церквях также могут быть назначены на будний день. Так что можно с уверенностью сказать, что у церкви выходных нет.

В какие дни церковь может не работать

Одно из условий, необходимых для совершения литургии — это присутствие прихожан. Так что если церковь в будний день посещают только священник и хористы — Литургия в таких храмах не ежедневная. Может не служиться и утреня, и вечерня, так что церковь в будни, например, в малочисленном поселке может быть закрыта. Однако субботним вечером, а также воскресным утром службы совершаются во всех церквях.

Расписание посещения церкви

Если службы совершаются во все 12 месяцев года, еженедельно и ежедневно — неужели православный христианин обязан посещать все без исключения? Конечно же, это не так. В Библии упоминается, что главное — это посещать воскресные службы, то есть совершающиеся субботним вечером и воскресным утром. Также большое значение имеет посещение служб в дни православных праздников, во время Страстной недели в Великий Пост — их желательно не пропускать без особых причин.

Важно регулярно искренне исповедываться и причащаться, и тогда по мере воцерковления у христианина будет возникать желание все чаще бывать на службах. Ведь православный, старающийся жить по Заповедям Божьим, уделяющий особое внимание молитве и участвуя в Таинствах, в церкви чувствует особую Божественную Благодать. Именно она призывает миллионы верующих при каждой возможности спешить в храм и без усталости, с радостью молиться на долгих службах. Так что расписание посещения церкви — это очень индивидуальный, личный вопрос.

Конечно же, с первых дней в Православной Церкви верующий не сможет разобраться в особенностях многочисленных служб, не поймет и не запомнит всех тонкостей. Однако если человек приложит старания и не отступит на пути воцерковления, следуя по жизненной дороге под руководством духовника — со временем сложная и запутанная на первый взгляд церковная жизнь будет все более понятной, а поддержит и укрепит на пути Сам Господь.

Православная служба – сложное и строго структурированное действие, являющееся центром верующего человека. Богослужение православной церкви имеет четкую последовательность, и по большей части совершается в храме под руководством епископа или священника. Миряне могут принимать участие в православной службе, молясь в храме, приступая к различным обрядам и таинствам богослужения: причастию, помазанию. Служба подразделяется на круги: суточный, седмичный (недельный), восьминедельный, годовой подвижный и годовой неподвижный. Помимо этих кругов, священник может совершать индивидуальные таинства и требы, которые тоже являются богослужениями: крещение, венчание, елеосвящение, освящение недвижимости, машин, и т. д.

Служба в православной церкви имеет литургическое и богословское значение: во время нее происходит самое главное церковное таинство: предложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, и, кроме того, разъясняются многие догматические вопросы с помощью чтение Евангелия и Деяний апостолов.

Православная служба: суточный круг

Ближе и понятнее всего рядовому гражданину суточный круг службы православной церкви . В монастырях он совершается ежедневно, в приходских храмах – обязательно по воскресеньям и большим праздникам, а также в особенные для храма дни: в дни престольного праздника, особо чтимого храмового святого, иконы.

Если в приходском христианском храме служит много священников, то православная служба в них проводится ежедневно, как и в монастырях. Итак, к суточному кругу богослужений относится:

  1. Ÿ полунощница – как можно понять из названия, раньше эта служба проходила в полночь, но сегодня ее читают либо поздно вечером, либо рано утром. Правда, в некоторых монастырях со строгим уставом (например, на Афоне) она читается именно тогда, когда положено;
  2. Ÿ утреня – радостная по своей сути православная служба, посвященная новому наступившему дню. Служится в честь праздника или святого;
  3. Ÿ 1-й час – по нынешнему время измерению наступает в 7 часов утра, и именно в это время, как правило, в монастырях и храмах проводят службу 1-го часа. Обычно идет сразу за Утреней;
  4. Ÿ 3-й час – по современному времяисчислению – 9 часов утра. Посвящена Святой Троице;
  5. Ÿ 6-й час – служба православной церкви, во время которой приносится благодарение Богу за то, что Он дал нам безбедно прожить половину дня. Кроме того, служба 6-го часа посвящена Спасителю – по преданию, именно в это время он был приведен на Голгофу и распят;
  6. Ÿ 9-й час – православная служба, воспоминающая крестную смерть Господа Иисуса Христа: считается, что именно в это время (3 часа дня по-нашему) Он предал Свою душу Небесному Отцу;
  7. Ÿ вечерня – с вечерни ведется отсчет суточного круга богослужений, так как именно с вечера, согласно Писанию, начал существовать мир: и был вечер, и было утро: день первый (Бытие). Служба эта носит покаянный характер;
  8. Ÿ повечерие – служба православной церкви, читаемая после ужина, перед сном. Во время нее верующие просят Бога благословить предстоящую ночь, дать пройти ее без напастей и бед;
  9. Ÿ Божественная Литургия – самая главная, красивая, музыкальная и торжественная православная служба, являющаяся центром суточных богослужений. Во время нее совершается Евхаристия (Таинство Причащения).

На каких службах православной церкви необходимо присутствовать верующему?

Конечно, возможности молиться на каждой из этих православных служб у православного христианина нет, да и нет такой необходимости. Ведь неспроста существует такое понятие, как домашняя молитва и церковная молитва.