Оборудование и транспортные средства, стоящие на балансе предприятия, подлежат обслуживанию и замене частей для поддержания рабочего состояния. Учет запасных частей требует тщательного документального оформления для подтверждения экономически оправданных расходов.
Установка новых деталей, узлов, запасных частей на основное средство (ОС) производится взамен вышедших из строя изношенных элементов. При замене запчастей характеристики ОС остаются неизменными, стоимость не увеличивается. Целью проведения ремонтных работ является устранение неисправностей и осуществление профилактических мероприятий по замене изношенных частей.
Ремонтные работы производятся собственными силами (хозспособом) либо с привлечением подрядных организаций (центров сервисного обслуживания). Вне зависимости от способа проведения ремонта на предприятии должен быть разработан документооборот. Для каждого основного средства утверждается порядок и периодичность проведения:
После покупки запчастей ТМЦ приходуются и размещаются на склад для хранения. Учет поступления производится на основании первичных документов.
Документы | Порядок применения |
Договор | Используется форма поставки, купли-продажи |
Транспортная накладная | Подтверждает отгрузку ТМЦ |
Накладная ТОРГ-12 | Применяется для получения информации о ТМЦ – номенклатуре, количестве, параметрах и подтверждения передачи |
Авансовый отчет | Используется для документального подтверждения закупки, произведенной подотчетным лицом |
Платежные документы — поручения, БСО, квитанции, чеки, ПКО | Подтверждают факт оплаты за поставку, что является обязательным условием для учета затрат на предприятиях с кассовым методом учета доходов и расходов |
Продажа запчастей производится в рамках обычной деятельности либо в порядке реализации остатков. При реализации ТМЦ:
Продажа запчастей осуществляется предприятиями, заявившими в составе видов деятельности торговлю непродовольственными товарами.
Аналитический учет запчастей ведется в рамках номенклатуры (однородных групп) по стоимости приобретения. Основанием для получения учетных данных служит накладная.
Пример поступления запчастей
ООО «Планер» имеет на балансе автомобиль, используемый для служебных целей. Для проведения среднего ремонта требуется приобретение редуктора в сумме 25 700 рублей, включая НДС 3920,34 рубля. В учете предприятия вносятся записи:
Складской учет осуществляется с использованием карточек учета материалов № М-17 в ручном или электронном виде. Особая необходимость ведения карточек возникает при использовании в организации обменного фонда запчастей, ремонтируемых и устанавливаемых в дальнейшем на ОС.
В бухгалтерском учете отражение движения запчастей производится на счете 10. К счету открываются субсчета для учета новых деталей (5), вышедших из строя запчастей (6), материалов, переданных подрядчику для осуществления ремонта (7).
В бюджетном учете для получения информации о запасных частях, выданных взамен изношенных, используется счет 09. Организация должна утвердить перечень деталей, учитываемых по счету. Срок использования запчастей меньше периода эксплуатации имущества, что требует учета замененных деталей, не изменяющих первоначальную стоимость. При передаче запасной части для проведения ремонта собственными силами или с помощью подрядный организаций стоимость списывается со счета и учитывается за балансом.
Списание деталей производится на основании формы М-11 или записи о расходовании материалов в карточке № М-17. До списания запчастей комиссия составляет дефектную ведомость произвольной формы. С помощью ведомости определяются:
Документ подписывают члены комиссии и руководитель. Наличие ведомости позволяет подтвердить экономическую обоснованность ремонта и отделить назначение работ от модернизации или реставрации.
Замена частей транспортных средств производится по гарантии или по окончании ее действия. Согласно абз. 9 ст. 346.27 НК РФ замена частей по гарантии не относится к ремонтным работам. Услуги по гарантийному обслуживанию оплачиваются производителем и не могут быть включены в расходы даже при наличии дополнительных затрат.
По окончании гарантии ремонт транспортного средства осуществляется собственными силами или в центре сервисного обслуживания. Документооборот обоих случаев имеет отличия.
Операция | Хозяйственный способ | Сторонние организации |
Назначение комиссии для контроля ремонта | Требуется | Требуется |
Составление дефектной ведомости | Требуется | Требуется |
Приобретение запчастей | Покупка осуществляется собственными силами | Запчасти приобретает сервисный центр либо предприятие |
Акт установки | Оформляется предприятием | Составляется двусторонний акт приемки |
Затраты на ремонт | Стоимость запчастей, оплата труда ремонтников, налоги на з/плату | Стоимость запчастей и услуг |
ООО «Мимоза» торгового профиля имеет на балансе транспортное средство Газель. Ремонтная бригада на предприятии отсутствует, замена запчастей производится подрядчиком – сервисным центром. Комиссия организации определила необходимость замены аккумулятора. Запчасть на сумму 8 554 рублей приобретена в рознице, стоимость работ составила 3 000 рублей. В учете организации осуществляются записи:
При проведении ремонтных работ собственными силами необходимо оформлять акт на списание запчастей. Форма акта разрабатывается предприятием самостоятельно и утверждается внутренними актами. Документ должен быть подписан кладовщиком, представителем ремонтной бригады, комиссией с утверждением руководителем.
Поступление запчастей может производиться в результате демонтажа ОС. Детали, пригодные для дальнейшего использования, возникают при списании основного средства вследствие прихода его в нерабочее состояние или в результате замены на новые. Детали, замененные в рамках текущего или иного вида ремонта, не списываются и подлежат поступлению на склад.
Дальнейшее движение запчасти требует оценки комиссии. Пригодные для дальнейшей эксплуатации материалы подлежат ремонту и хранению на складе. Постановка на учет осуществляется по рыночной стоимости, утвержденной комиссией. Полностью вышедшие из строя запчасти актируются с последующей реализацией в виде лома или утилизацией. Форма акта произвольная, составление осуществляется комиссией.
Ряд видов техники имеют дорогостоящие запчасти. Приобретение деталей для дальнейшей замены вышедших из строя после оприходования их на склад. В бухучете имеется ограничение для имущества в пределах 40 000 рублей, свыше которого объект долговременного пользования относится к ОС.
Одновременно отнесение запчасти к объекту основного средства не может быть произведено в связи с отсутствием основного условия – самостоятельной эксплуатации. Запасная часть является неотъемлемой частью основного средства и не используется отдельно для ведения деятельности. При поступлении дорогостоящей запчасти на склад учет идентичен оформлению стандартных операций ТМЦ.
В учете запчастей встречаются распространенные ошибки
Порядок движения материалов имеет осуществляется по одинаковым принципам вне зависимости от размеров предприятия или количества объектов.
Вопрос № 1. Где отражается замена запчастей?
Замена запчасти отражается в карточке учета основного средства.
Вопрос № 2. Как отражается ремонт, если после его осуществления изменились характеристики оборудования?
При изменении функций ОС вследствие ремонта возникает модернизация. Величина затрат на проведение работ и приобретение запчастей включается в стоимость имущества и списываются путем учета амортизационных отчислений.
Вопрос № 3. Что должен предоставить подрядчик при использовании в ремонте оборудования предприятия запчасти, предоставленные организацией?
Состав и перечень запчастей, используемых для ремонта, подрядчик должен указать в отчете об израсходованных материалах.
Вопрос № 4. Необходимо ли основное средство, переданное на длительный ремонт, переводить на другой субсчет?
Перевод основного средства на субсчет «ОС в ремонте» осуществляется в зависимости от производственной необходимости. На ведение учета разделение ОС по субсчетам не отражается.
Вопрос № 5. Оформляется ли акт приемки-передачи ОС при проведении ремонтных работ подрядчиками?
Акт ОС-3 оформляется при перемещении имущества к месту проведения ремонта. При проведении работ в месте установки ОС акт не составляется.
Для полноты описания следует также заметить, что в практике учёта расходов на ремонт также используется термин «Капитальный ремонт». В отдельных случаях достаточно сложно определить разницу между текущим и капитальным ремонтом. Но поскольку данная инструкция посвящена теме учёта текущего обслуживания необоротных активов, то пусть классификацией капитального ремонта занимаются соответствующие специалисты. Сходство между текущим ремонтом и техническим обслуживанием выражается в том, что оба эти мероприятия проводятся с целью поддержания объекта в том состоянии, которое обеспечивает использование объекта по установленному назначению. При текущем ремонте объекта проводится замена старых его частей, которые более не пригодны для использования в составе объекта, на новые части.
«Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в коммерческих организациях», 2012, N 3) К сведению. Наряду с перечисленными документами целесообразно составлять акты списания запасных частей, которые будут подтверждать установку тех или иных деталей на конкретный автомобиль.
Изношенные запасные части, подлежащие ремонту, передают в ремонтный цех (участок), а после ремонта возвращают на склад. Негодные к дальнейшему использованию запчасти актируют и приходуют в кладовой по массе лома как прочие материалы. В установленные организацией сроки материально ответственное лицо склада сдает в бухгалтерию материальный отчет в форме реестра приходных и расходных документов с приложенными первичными документами (приложение 7). Примечание: правила документального оформления движения материалов являются одинаковыми для всех предприятий, как крупных, так и совсем небольших с численностью работающих до 10 человек.
Наша организация заключила с автосервисом договор на ремонт автомобилей.
Если же ремонт автомобиля осуществляется за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, то такие расходы отражаются по дебету счета 4 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества». Согласно п. 9 Инструкции N 174н от 16.12.2010г. результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое)
Прежде чем привести основные нарушения, выявленные в ходе проверок использования автотранспортных средств, определим порядок эксплуатации автотранспорта в бюджетных учреждениях. Основные положения и требования к эксплуатации автотранспорта утверждаются приказами руководителей учреждений.
При использовании основных материалов импортного производства, закупленных по прямым контрактам с зарубежными поставщиками, стоимость материалов включается в цену (тариф) на услугу по ценам, определяемым в соответствии с п.2.13 Положения № 43. Используемые при оказании услуг основные материалы собственного производства включаются в цену (тариф) услуги по отпускным ценам. При формировании цен (тарифов) на услуги рентабельность исчисляется как отношение прибыли к себестоимости обработки (без учета стоимости материалов). В соответствии с п.9 Инструкции о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 24.03.2000 № 54 (далее — Инструкция № 54), тарифы на услуги по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей формируются без учета стоимости основных материалов, агрегатов, узлов и деталей. Стоимость основных и вспомогательных материалов, агрегатов, узлов и деталей, используемых при оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, дополнительно оплачивается заказчиками (или включается в тарифы на оказываемые услуги) по ценам приобретения с добавлением фактических затрат по их приобретению.
В процессе эксплуатации имущество постепенно изнашивается. Исключением не являются и автомобили, периодически требующие ремонта. Как списываются запчасти авто в России, каковы особенности составления соответствующего акта?
Основные хозяйственные операции, касающиеся транспортных средств, включают в себя поступление, движение и списание запасных частей.
Каждый из этих фактов должен быть обоснован документально. Особенно важно это при списании деталей. Каковы в России особенности акта на списание автомобильных запчастей?
Непригодные для использования автомобильные запчасти надлежит списать. Но при этом суть процедуры не так однозначна.
В первую очередь должно наличествовать подтверждение обоснованности списания. Кроме того, возможны ситуации, когда запчасти списываются с учета, но не выбывают.
Например, при наличии у организации необходимых деталей, таковые могут использоваться при ремонте, что требует их списания с учета в качестве обособленного объекта.
Если списывается неисправная запчасть, не пригодная к восстановлению, то оформляется . Составляет документ специально созданная комиссия с участием механика.
На основании ведомости подается заявка на приобретение новой запчасти. Заявка должна утверждаться главбухом и руководителем организации.
После этого старую запчасть можно списать. Документально списывание оформляется дефектной ведомостью и .
Когда ремонт автомобиля осуществляется сторонней организацией запчасти могут списываться на основании накладной на отпуск материалов на сторону по форме М-15.
При этом дополнительно составляется по унифицированной форме.
При ремонте собственными силами передача детали осуществляется на основании требования-накладной, а акт может составляться в произвольной форме.
Актом именуется первичный документ, подтверждающий факт осуществления операции. Так акт на списание запчастей автомобиля удостоверяет факт списывания определенных ценностей с бухгалтерского учета организации.
По окончании ремонта составляется акт списания материалов. В случае, когда остались пригодные к использованию запчасти, их приходуют на основании акта комиссии. Когда запчасти не подлежат последующей эксплуатации, составляется акт утилизации.
Отдельный порядок списания предусмотрен в случае, когда ремонт автомобиля признается нецелесообразным. Например, физический износ средства слишком велик, а амортизационная стоимость уже списана.
В этой ситуации списывается автотранспортное средство полностью. Для списания используется типовой бланк, утвержденный .
Составляют акт по в двух экземплярах. Первый передается в бухгалтерию вместе с документом, подтверждающим снятие авто с учета в ГАИ.
Другой экземпляр сохраняется у ответственного лица и становится основанием для сдачи на склад ценностей и материалов, оставшихся в результате списания.
При заполнении формы ОС-4а:
Расходы на списание и стоимость ценностей | Оставшихся после разбора автомобиля, отображаются в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств и о поступлении материальных ценностей от их списания» |
В восьмой графе отображается | Сумма начисленной амортизации по авто на момент его выбытия |
В разделе «Подлежат оприходованию следующие основные детали и узлы» | Отображаются количество, номенклатурные номера и стоимость оставшихся после списания материальных ценностей |
С первой по четвертую графы | Отображается сумма всех расходов по списанию авто |
В графах с пятой по девятую | Прописываются данные о связанных со списанием расходах и поступивших после списания ценностей |
Подписывается акт ОС-4а всеми членами комиссии и главным бухгалтером. После этого документ утверждает руководитель организации.
На данное время отсутствуют утвержденные нормы относительно списания запчастей и расходных материалов, в том числе и шин, применяемых в процессе эксплуатации автотранспорта.
Норма эксплуатационного пробега шин определяется заводом-изготовителем. Руководствуясь данной информацией, руководитель предприятия может самостоятельно утвердить нормы пробега автомобильных шин.
Также допускается основывать утверждение на имеющемся опыте эксплуатации. В любом случае нормы эксплуатационного пробега должны быть обоснованы, экономически оправданы и документально подтверждены.
Списание автошин осуществляется по стандартной схеме. Но при этом нужно учитывать тот нюанс, что списанные шины необходимо сдать на утилизацию.
Образец акта на списание автошин выглядит так:
Акт осмотра автомобиля требуется на самом начальном этапе, когда готовится техническое заключение о состоянии авто. Актом обосновывается необходимость ремонта транспорта и последующее списание запчастей.
Также составляется по завершении ремонта для обнаружения возможных оставшихся неисправностей.
Структура акта осмотра автомобиля включает в себя:
Какая бы форма акта не использовалась для списания запчастей автомобиля, ее следует утвердить в на основании приказа руководства.
А оформляя акт, не следует забывать и о дополнительных документах, оправдывающих создание акта списания.
Предпринимательство, равно как и производственная деятельность компаний не предполагает стопроцентную безубыточность. Ярче всего это выражено в производстве и сельском хозяйстве.
Многократное применение материалов, оборудование и других средств требует в итоге их утилизации. Данная мера должна быть отображена в отчетной бухгалтерской документации. Если данную документацию оформить правильно, то со стороны налоговиков не будут возникать никакие претензии и вопросы.
Основным документом, позволяющим утилизировать активы предприятия, является акт списания.
Требования к документу
Данный документ должен быть составлен с учетом некоторых обязательных требований. Самое главное из них касается того, что оформленный документ не должен противоречить принятым правовым нормам Российской Федерации.
Следующее весомое требование - это фактическое отображение израсходованных материалов в документе. Их объем не должен быть заниженным или завышенным. В противном случае, как следствие может возникнуть дисциплинарное, административное, либо уголовное наказание.
Такое документ, как и любой другой , составляется комиссией. Общепринятое количество членов комиссии - не менее трех. Среди них могут быть и лица, которые не являются сотрудниками данной компании. Законодательство позволяет консультироваться у экспертов.
Основные требования к содержанию документа
Участники комиссии должны быть идентифицированы. Для этого в акте необходимо привести их реквизиты. В них входят: занимаемая должность, регистрационные данные (паспортные), Фамилия, Имя и Отчество. Кроме этого целесообразно указать контактные данные (номера телефонов, либо адреса электронной почты).
Допускается упоминание о наличии у участников соответствующего образования, ученых степеней, отметок об окончании курсов, наличии допусков.
Обязательным атрибутом у данного документа является дата его составления. Она должна совпадать с моментом фактического списания. Кроме нее указывается место события и его время.
Если для выявления причин утилизации применялись технические средства - они также должны быть описаны в документе.
Акт должен содержать принятое комиссионное решение о списании. Если оборудование имеет инвентаризационные номера - они должны быть внесены в документ.
Данная бумага может являться как внутренней (не выходить за пределы предприятия), так и внешней (один из экземпляров передается третьим лицам). Особое значение такой документ имеет в случае работы на давальческом сырье.
В этом случае имеет смысл в состав комиссии вводить представителя смежной компании. Ниже можно скачать образцы и примеры данных документов, а также получить консультацию наших специалистов.
Ниже расположен типовой пример и форма акта списания вариант которого можно скачать бесплатно.