Общая характеристика легковых автомобилей.

Начнем описание машины с внешнего вида и всё, что вы сможете лицезреть снаружи.

Внешний вид всего модельного ряда тех лет разрабатывал Оливье Буле, Митсубиси входило в начале двухтысячных в Даймлер-Крайслер, это был дизайнер, специально отправленный в Японию... ему и надо сказать спасибо за до сих пор актуальный и симпатичный внешний вид.

Создан на базе Аутлендера, но клиренс у Грандиса пониже. Видел, как заниженные БПАН, так и лифтованные проставками авто. Сам проходимость до критического уровня не проверял, но съездить на море, немного полазать по пляжу, легкому бездорожью и горным тропам можно.

Диски R17 такие же что были на пруле, шины 235/45 R17. На летние ценник в этом году от 3000р., за штуку до ваших возможностей, на зимние 5500р., за штуку. У других владельцев видел варианты с дисками от 16 до 20 дюймов... Всегда следите за покрышками - за их состоянием, внешним видом, давлением!!! Давления в покрышке нет - вы расточительный человек!) Лучше пройтись вокруг машины, попинать колеса, чем отдать из-за пойманного на кануне шпиона от 3000р... Давление в покрышках меньше 2,3 (всё зависит от типа покрышки смотрите табличку на стойке водительской двери) т.е. меньше чем нужно - ниже чем 15л., на 100км., расхода не ждите... Водите как "дедуля" и начинает "жрать" колесо - сразу ищите причину... Шишка на покрышке - покрышку сразу под замену (в данной машине много людей помещается, не рискуйте чужими жизнями)...

Тормоза все вкруг дисковые, самый бюджетный комплект колодок который встречал стоил в районе 750р., с наценкой магазина... Смена колодок не представляет особых проблем.

Передний бампер и задний пластиковый - считается у многих автолюбителей расходником... выдерживает большие нагрузки, деформируется и принимает прежнюю форму проще чем пластик бамперов на Ауди, да и защелки копейки стоят. Но некоторые считают низкие передние бампера недостатком данной модели - к высоким бордюрам парковаться передом приходится крайне осторожно - требуются тренировки на котиках!)). Паркуясь задом к тротуару можно не то что заехать, но и частично перекрыть движение пешеходам).

Фары стояли на руле и стоят на левше обычные лампочки галогенки H1... У пруля светили хорошо, но недостаточно ярко. Галочку за всё время даже не хотелось переделывать. Были такие моменты на других прулях в ночных поездках в Ростов из Краснодара по М4 и так же в Ростов по дороге Славянск-на-Кубани--Тимашевск--Ростов: знак с обозначением направлений вижу четко, но что на нем написано понимал только включив дальний свет - некоторые буквы вообще не отражают "неверный" свет. К Грандису прулю не относится!!!) Пару раз за год полировал фары кремом с абразивом - брал в гипермаркете. На левше фары светят как надо - очень ярко, обочину видно очень хорошо, дальний ядрёный. Но, есть один момент!)) Не зависит от руля... При движении в темное время суток в условиях не очень хорошей видимости (морось, легкий смог и т.д.), двигаясь по двухполосной дороге с плотным встречным потоком, в момент сближения приходится ориентиром брать небольшой отрезок разметки на дороге - длиной не более 15м. По моему опыту лечится установкой фар с оптикой и ксеноном)

Зеркала заднего вида - лопухи!))) Очень хорошая обзорность на любой модели Грандиса. На левше уголок с радиальным искривлением. Лопухи складываются с кнопки в салоне, сами открываются при увеличении скорости стоящей машины свыше 30км/час. Есть подогрев зеркал зимой - очень приятная опция (по моему есть во всех Грандисах)... Во время движения по трассе при приближении к Вам машины со стороны заднего бампера))) почти ни один авто не смог ослепить меня через зеркала. Пару-тройку раз, когда встречал "откровенное хамло" - дальний из всех орудий в спину, просто с кнопки складывал зеркала и ехал без напряга))

Передние стойки очень широкие, не всегда видно, что происходит в мертвых зонах - приходится перемещать голову, плечи и работать поясничкой)). При тонировке по ГОСТУ со стороны невозможно увидеть что творится в машине. При пленке как в моем случае - даже стоя перед машиной не видно пассажиров второго ряда), если конечно пассажиры в адекватном состоянии)). Как-то раз на въезде в СБС на Уральской, меня пристегнутого ремнем и с включенным светом, остановил сотрудник ДПС, подошел, получил документы, проверил их, протянул руку с документами обратно и в этот момент не пристегнутые девчонки, находившиеся "под шампанским" и понимая что опасность позади - всех в детстве пугали милицией?)), опустили стекла и начали открывать свои рты))... к счастью документы у меня в руках, жму педаль газа)))...

Рейлинги на крыше - встретил впервые в своей практике. Насколько это удобно смогу сказать, поставив на крышу багажник (ждем дополнения отзыва и по этой теме)). Насколько это не удобно могу сказать уже сейчас)) - при моем небольшом росте в 183см., мыть крышу машине приходится стоя на порогах авто, либо с табурета... на пруле не было рейлингов - рукой с тряпкой доставал до середины крыши без проблем... Но всё относительно и для кого-то это не высота - у меня у соседа есть табурет - Царь всех табуретов!))

Двери - все двери открываются как надо (простите меня заранее владельцы автомобилей Мазда - ничего плохого не о ваших авто не говорю!)))... ни раскрываются как у Мазда RX8, ни съезжают вбок как задние у Мазда 5, ни поднимаются наверх как ламбодвери, а полноценно открываются и закрываются!)

Задняя оптика - вот что заслуживает отдельного внимания при движении назад!)) Плафоны большие и не дорогие 4000р., во Владивостоке б/у, но очень красивые и дотянуться до них обычному любителю парковаться в задний бампер не так легко!) В правом плафоне встроена лампа заднего хода, в левом противотуманный красный фонарь, включается с отдельной кнопки в салоне)... Тот кто хоть раз ехал за Грандисом в темное время суток будут со мной солидарны - свет очень яркий и не заметить такое количество красного цвета невозможно!!)

Выхлопная труба не бросается в глаза как у немцев - не обозначает себя никак пока на улице тепло - любые доработки по желанию. Зимой пар от нажатия на педаль газа дает понять, что перед вами машина с небольшим, но с табуном)... Единственный негативный момент не связанный с стилем эксплуатации, который встречается почти у всех владельцев - погремушка в выхлопной - много способов лечения, все уже разжеваны и пережеваны. У меня тоже при остановке брякает-булькает - БОЛЯЧКА №1 будем дорабатывать как и на пруле с обязательным дополнением к отзыву. Звучат прули очень интересно: жмем тапку в пол - появляется приятный рокот и некое подобие свиста - своеобразный эмулятор турбины, откуда свист ни с одним из знакомых, имеющих во владении Грандисы, найти не смогли... Левша пока что в посвистывании замечен не был)).

Омыватели лобового стекла струйные - есть ребята, которые меняют на омыватели от Грейтволл по 140р., за штуку, есть кто от СанЕнга берут по 450р., за штуку, кто от Мазды 6 ставит... в общем на вкус и цвет все фломастеры разные... Будет желание поменять - опишу с пристрастием. Дворники на том же лобовом стекле чистят от центра к бокам, практически полностью очищая ОГРОМНОЕ лобовое стекло, оставляя 1-3 см., (зависит от типа грязюки на стекле)) не очищенного стекла вдоль передних стоек + широкие передние стойки = обзорность чуть хуже + дорабатываем поясничкой))... У дворников со временем появляется БОЛЯЧКА №2 - облезает краска. Лечить ни на одной из машин не пытался и даже ещё не думал что и как))...

Теперь о главном - лакокрасочное покрытие - очень слабенькое!!! Машинку лучше не мыть на автоматической контактной мойке. Мне кажется это не зависит от того пруль, левша, передний или полный привод это просто тонкий слой краски - бонус от производителя (должны же быть и минусы в авто!))... Рекомендуют следить за дверью багажника, а точнее за местом в районе плафона освещения заднего номера, оно же место для монтажа камеры заднего вида и место для ручки открывания двери. Открываем багажник и смотрим под планочку - должно быть всё сладко да гладко. В данном месте чаще всего начинается появление ржавчины под декоративной накладкой, краска начинает пузыриться - вовремя не вылечить равносильно замене пятой двери. БОЛЯЧКА №3 лечится просто - нужно промазать любым герметиком места соединения декоративной планки и двери багажника. На моем авто данная проблема не была известна предыдущим владельцам - будем дорабатывать с дополнениями к отзыву).

В последнее время для большинства граждан личный автомобиль превратился не только в средство передвижения, но и в некий атрибут формирующий образ личности. Именно по этой причине большинство производителей ввязались в гонку за «лучший» дизайн автомобиля. Все чаще в рекламе авто акцент делается именно на инновационном, спортивном, стильном, дамском, брутальном или просто современном дизайне, а главенствовавшие ранее технические характеристики уходят на второй план. Но справедливо ли это? Неужели на них вообще не стоит обращать свое внимание? Конечно стоит, ведь на самом деле технические характеристики, как и ранее, играют ключевую роль, ведь именно от них зависит поведение автомобиля на дороге, скорость его движения и, в конце концов, безопасность водителя и пассажиров. Сегодня мы рассмотрим основные характеристики автомобилей (которые, кстати, указаны в каждом обзоре каждого автомобиля на нашем сайте) и расскажем, на что конкретно они влияют – знание этого значительно помогает в объективном сравнений автомобилей.

Итак, начнем с двигателя. Есть такая старая водительская поговорка: «покупаем лошадиные силы, а ездим на моменте». К сожалению, большинство автовладельцев считает, что ключевая характеристика двигателя автомобиля – это лошадиные силы или попросту мощность мотора, влияющая на максимальную скорость, которую может развить автомобиль. Отчасти они, естественно, правы, особенно в свете необходимости уплаты транспортного налога, рассчитываемого по мощности мотора, но с другой стороны нельзя проходить и мимо крутящего момента, ведь именно от него зависит динамика разгона. Чем выше показатель крутящего момента и чем шире диапазон оборотов коленвала, на которых он достигается, тем быстрее ваш автомобиль набирает скорость. Кроме того, не следует забывать и о «тяговитости», т.е. способности двигателя переносить тяжелые нагрузки или попросту двигать автомобиль в трудных условиях (подъем в крутую гору, перевозка груженого прицепа, езда по бездорожью). Здесь первоочередную роль опять же играет именно крутящий момент. Кстати, один из основных параметров, влияющих на образование крутящего момента – это объем двигателя. Кроме того, дизельные моторы «при прочих равных» более «тяговитые», но уступают бензиновым в мощности (что, как правило, отражается на максимальной скорости автомобиля).
Так же стоит отметить, что сейчас всё большую популярность обретают так называемые «турбированные» двигатели. Использование «турбин» (иногда не одной) позволяет повысить отдачу двигателя не увеличивая его объём, но это происходит «не просто так». За большую мощность при меньшем объёме приходится платить: значительно меньшим ресурсом (временем службы) силового агрегата (особенно при интенсивном использовании – резкие ускорения, езда на высоких скоростях), повышенным расходом масла (как говорят «турбина масло ест») и «топливной капризностью» (т.е. вероятность поломки силового агрегата по причине использования низкокачественного топлива у «турбированных» моторов гораздо выше чем у «атмосферных»).

Двигатель – это хорошо, но если не передать крутящий момент (тягу) на ведущие колеса, то и автомобиль никуда не поедет. Для этой цели используются различные коробки передач (КПП), которых на сегодняшний момент представлено четыре основных типа: механика, автомат, вариатор и робот.
Главный параметр любой КПП – это передаточное отношение, от которого зависит объем «тяги», переданный колесам. КПП имеют несколько передач с разным передаточным числом, что позволяет более эффективно использовать крутящий момент двигателя при своевременном переключении на нужную передачу. При этом «механика» требует ручного переключения передач, а «автомат» переключается самостоятельно за счет гидромеханического привода. Оба указанных типа КПП известны уже давно и имеют определенный набор передач с четким передаточным отношением. В отличие от них вариаторные КПП нацелены на еще более эффективное использование крутящего момента двигателя за счет возможности плавно изменять передаточное число. В свою очередь роботизированные КПП – это смесь механической и автоматической коробок передач, где управлением механизмом переключения и сцеплением занимается электроника. Такой тип КПП легок в управлении, обеспечивает отличную экономию топлива, да и стоит гораздо дешевле, чем АКПП.

То, что автомобиль едет – это, конечно же, здорово, но любому автовладельцу хочется, чтоб езда при этом приносила удовольствие и сопровождалась комфортом. В этом аспекте одну из ключевых ролей выполняет подвеска автомобиля, ибо от ее реакции на неровности дорожного полотна зависит уровень «тряски» в салоне.
На бюджетных моделях в настоящее время чаще всего используется стандартная компоновка подвески с независимой конструкцией на стойках МакФерсона спереди и полузависимой торсионной балкой сзади. Такая конструкция проще и дешевле в изготовлении, но высокого уровня комфорта не обеспечивает даже наполовину. Куда привлекательнее выглядит подвеска с независимой многорычажной системой как минимум в задней части автомобиля, а еще лучше и сзади, и спереди (на дорогих моделях автомо). На самых продвинутых автомобилях может использоваться адаптивная или пневматическая подвеска, которая способна подстраиваться под качество дорожного покрытия и гасить все лишние колебания кузова, обеспечивая наивысший комфорт при движении на любых скоростях.

Немаловажную роль играет и такой показатель, как длина колесной базы автомобиля. Чем длиннее база, тем больше свободного пространства можно организовать в салоне автомобиля, но это не самое главное, на что влияет данный параметр. Управляемость – вот на что, прежде всего, воздействует база. Длиннобазные автомобиля обладают более плавным ходом, а благодаря меньшему перераспределению веса между осями устойчивы при разгоне и по той же причине более предсказуемы в поворотах. В свою очередь короткобазные автомобили увереннее (при должных навыках у водителя) вписываются в крутые повороты на высокой скорости, обладают лучшей маневренностью в городском потоке, легче выходят из заноса и обеспечивают лучшую геометрическую проходимость (из-за чего все производители стремятся в «в рамках разумного укоротить» свои внедорожники).

Тип привода – так же важная характеристика автомобиля. Наибольшее распространение в наши дни получил передний привод, применяемый на всех бюджетных автомобилях благодаря простоте, легкости и дешевизне конструкции. Передний привод позволяет гораздо эффективнее использовать крутящий момент двигателя за счет более низких потерь при передаче тяги от двигателя к колесам, обеспечивает оптимальную управляемость в сложных дорожных условиях и, как правило, гарантирует большую проходимость по сравнению с задним приводом. В то же время передний привод имеет и ряд ощутимых минусов, среди которых стоит выделить вибрации, передающиеся на кузов и снижающие уровень комфорта в салоне, а также склонность к пробуксовке при резком старте.
Задний привод чаще всего используется на спортивных автомобилях и авто премиум-класса, так как обеспечивает более высокий уровень комфорта в салоне за счет снижения лишних вибраций кузова и позволяет оптимально распределять нагрузку между осями, гарантируя плавность движения. Не лишен задний привод и минусов: сниженная проходимость, больший вес автомобиля, сложная управляемость на скользкой дороге.
И, наконец, полный привод, который подразделяют на постоянный и подключаемый. При постоянном полном приводе тяга передается на все четыре колеса одновременно, что обеспечивает высокую проходимость даже в самых тяжелых дорожных условиях, но при этом автомобиль потребляет гораздо больше топлива, что сказывается на кошельке владельца. В свою очередь подключаемый полный привод в обычном режиме задействует только одну из осей, а вторую подключает только в случае пробуксовки основных ведущих колес. При такой схеме проходимость несколько снижается, но в качестве компенсации обеспечивается более приемлемый расход топлива.

Кстати, о расходе топлива. Такая характеристика автомобиля, как топливная экономичность в наше время становится всё актуальнее (цены на топливо только растут и их снижение в обозримом будущем не ожидается).
Если говорить о типе топлива – то дизельные двигатели, как правило, заметно экономичней бензиновых (но бензиновые более «неприхотливы» и дешевле в обслуживании).
Прямое влияние на расход топлива оказывают и многие компоненты автомобиля. Во-первых, чем больше автомобиль (его вес) – тем больше ему нужно топлива для движения (и не только из-за веса, но и потому, что для больших автомобилей нужен более мощный двигатель).
Во-вторых, большое влияние на расход топлива оказывает «трансмиссия». Существует мнение, что «механика экономичнее автомата», но на самом деле это не совсем так – корректнее будет сказать, что расход топлива зависит от количества ступеней коробки передач (чем больше кол-во ступеней, тем ниже расход топлива). Ну и как уже было отмечено выше – полноприводные автомобили, как правило, менее экономичны моноприводных.
При всём при этом – огромное влияние на расход топлива оказывает манера вождения автомобиля (чем спокойнее – тем меньше расход). Поэтому, глядя на цифры «расход топлива» (заявленный производителем) в характеристиках автомобиля можете смело умножать эти цифры на 1.2~1.5 (т.к. заявленный производителем расход – это «для идеального водителя на идеальной пустой прямой дороге») если Вы спокойный водитель или даже на 2.0~2.5 если Вы «любитель нажать на газ».

В завершение – о безопасности автомобиля, хотя это вовсе не означает, что на данный «параметр» надо обращать внимание в последнюю очередь.
Системы безопасности автомобиля, условно, можно разделить на два типа: «пассивные» и «активные». К первым относятся: подушки и шторки безопасности, пристёгнутые ремни безопасности и их натяжители, конструкция кузова и элементов интерьера автомобиля… и т.п. Ко вторым – различные «электронные помощники» (ABS, EBD, ESP и многие другие системы контроля и корректировки движения автомобиля).
В целом можно сказать так: «чем более безопасный автомобиль – тем выше его цена», но это не значит, что «чем дороже автомобиль – тем он безопаснее». Поэтому, если для Вас важна Ваша жизнь и жизнь других людей, при наличии финансовой возможности, при выборе автомобиля – не в последнюю очередь стоит обращать внимание именно на характеристики повышающие безопасность автомобиля.

Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русской классики одним из таких устойчивых моментов стал мотив путешествия, странствия, дорожная тема. Недаром А. Блок говорил, что первым признаком самобытности русского художника, является чувство пути, дороги.

М.М. Бахтин так пишет о пересекающихся дорогах, хранящих следы разных человеческих судеб: «На дороге («большой дороге») пересекаются в одной временной точке пространственные и временные пути много различнейших людей - представителей всех сословий, состояний, вероисповеданий, национальностей, возрастов. Здесь могут случайно встретиться те, кто нормально разъединен социальной иерархией и пространственной далью, здесь могут возникнуть любые контрасты, столкнуться и переплестись различные судьбы… Здесь время как бы вливается в пространство и течет по нему (образуя дороги), отсюда и такая богатая метафоризация пути-дороги: «Жизненный путь», «вступить на новую дорогу», «исторический путь» метафоризация дороги разнообразна и многопланова» .

Дорожная тема - одна из излюбленных русской литературы. К ней обращались почти все великие мастера художественного слова. Уже один этот факт полон значения. В этой теме воплотились и народная философия, и взгляды авторов на проблемы истории и эстетики.

Дорога - это древний образ-символ, спектральное звучание которого очень широко и разнообразно. Чаще всего образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя, народа или целого государства. «Жизненный путь» в языке - пространственно-временная метафора, к использованию которой в своих произведениях прибегали многие классики: А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов.

Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление. В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» путь отражает духовное движение крестьян и всей России второй половины XIX века. А М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» прибегает к использованию мотива дороги, чтобы показать обретение лирическим героем гармонии с природой.

В любовной лирике дорога символизирует разлуку, расставание или же преследование. Ярким примером такого осмысления образа стало стихотворение А.С. Пушкина «Таврида».

В русской литературе мотив путешествия часто использовался как сюжетообразующий, в связи с этим можно назвать такие произведения, как «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова или «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова. Однако иногда он сам по себе является одной из центральных тем, целью которой является описание жизни России в определенный период времени. Мотив дороги вытекает из способа повествования - показать страну глазами героев.

Образ дороги тянется красной нитью через все творчество А.С. Пушкина. Традиционно мотив дороги сопровождается образами тройки, колокольчика и ямщика, которые в стихотворении несут дополнительную окраску грусти, тоски, одиночества.

Дорога в «Бесах» сопровождается бураном, который символизирует неизвестность, неясность будущего, что подчеркивается и мотивом бездорожья («Все дороги занесло»).

Анализируя систему образов стихотворения «Бесы», можно заметить, что здесь присутствуют те же четыре образа, что и в стихотворении «Зимняя дорога»: дорога, тройка, колокольчик и ямщик. Но теперь они помогают создать не чувства грусти и тоски, а смятения, предчувствия перемен и страха перед ними. К четырем образам добавляется ещё один: буря, который и становится ключевым, определяющим поэтическую окраску дороги. Образы, мотивы, сплетаясь в целое, образуют один - нечистую силу:

Многообразие пушкинских «дорог» создает одно «карнавальное пространство» (термин М. Бахтина) , на котором можно встретить и князя Олега с дружиной, и «вдохновенного кудесника» («Песнь о вещем Олеге»), и путника («Подражание Корану»). На перепутье вдруг появится «шестикрылый серафим» («Пророк»), с дороги в еврейскую хижину «входит незнакомый странник» («В еврейской хижине лампада»), а «рыцарь бедный» «на дороге у креста» видел Марию Деву («Жил на свете рыцарь бедный»).

Дорога-судьба, свободный путь, топографическая и любовная дороги составляют единое карнавальное пространство, в котором движутся чувства и эмоции лирических героев.

Одиночество лирического героя М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» - символ: человек один на один с миром, каменистая дорога становится жизненным путём и приютом. Лирический герой отправляется на поиски душевного покоя, равновесия, гармонии с природой, именно поэтому сознание одиночества на дороге не носит трагическую окраску. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» образ пути тесно связан с образом вселенной: создаётся впечатление, что пространство расширяется, дорога эта уходит в бесконечность, связывается с идеей вечности.

Характерный для поэзии Лермонтова мотив странничества, пути, понимается им не только как неприкаянность романтического героя-изгнанника («Листок», «Тучи»), но и как поиск цели жизни, её смысла, так и не открытого, не названного лирическим героем («И скучно, и грустно…», «Дума»).

Лермонтовское одиночество, проходя сквозь призму мотива дороги, теряет трагическую окрашенность вследствие поиска лирическим героем гармонии с вселенной.

Для Н.В. Гоголя дорога стала стимулом к творчеству, к поиску истинного пути человечества. Она символизирует надежду на то, что такой путь станет судьбой его потомков.

Функции мотива дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» разнообразны. В первую очередь, это композиционный прием, связывающий воедино главы произведения. Во-вторых, образ дороги выполняет функцию характеристики образов помещиков, которых посещает одного за другим Чичиков. Каждая его встреча с помещиком предваряется описанием дороги, поместья. Например, вот как описывает Н.В. Гоголь путь в Маниловку: «Проехавши две версты, встретили поворот на проселочную дорогу, но уже и две, и три, и четыре версты, кажется, сделали, а каменного дома в два этажа все еще не было видно. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то значит, что к ней есть верст тридцать».

Гоголь высвечивает в слове дорога и другие значения, например, способ разрешить какую-либо трудность, выйти из сложных обстоятельств: «И сколько раз уже наведенные нисходившим с небес смыслом, они и тут умели отшатнуться и сбиться в сторону, умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи и, влачась вслед за болотными огнями, умели-таки добраться до пропасти, чтобы потом с ужасом спросить друг друга: где выход, где дорога?» . Экспрессия слова дорога усилена здесь с помощью антитезы. Выход, дорога противопоставлены болоту, пропасти.

Как и в «Мертвых душах», в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму «со столбовой дороженьки», на которой сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога лишь иллюстрация жизни, малая ее часть. Основное действие Некрасова - повествование, развернутое во времени, но не в пространстве (как у Гоголя). В «Кому на Руси жить хорошо» все время звучат насущные вопросы: вопрос счастья, вопрос крестьянской доли, вопрос политического устройства России, поэтому тема дороги здесь второстепенная.

В обеих поэмах мотив дороги является связующим, стержневым, но для Некрасова важны судьбы людей, связанных дорогой, а для Гоголя важна дорога, связывающая все в жизни. В «Кому на Руси жить хорошо» тема дороги является художественным приемом, в «Мертвых душах» - главной темой, сутью произведения.

Ещё одним характерным примером произведения, в котором мотив дороги выполняет композиционную роль, является повесть «Очарованный странник» Н.С. Лескова. Виднейший критик литературного народничества Н. К. Михайловский говорил об этом произведении: «В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова. Но в нём же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что фабулы в нём нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных, как бусы на нитку, и каждая бусина сама по себе может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и ещё сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку» . А соединяет эти «бусины» в одно единое целое дорога-судьба главного героя Ивана Северьяновича Флягина. Здесь тесно сплетаются символическая и композиционная роли мотива дороги. Если связующим звеном в «Мёртвых душах» и в «Кому на Руси жить хорошо» является сама дорога, то в «Очарованном страннике» - это жизненный путь, по которому, как по дороге, идет герой. Именно сложное метаморфическое сплетение ролей дороги обуславливает многогранное восприятие произведения.

Русские писатели второй половины XIX века Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой также обращаются к образу дороги, но их духовные скитальцы -- Раскольников, Дмитрий Карамазов, Дмитрий Нехлюдов -- отличаются от Онегина, Печорина, Чичикова в том, что они изменяют свои места не только топографически, но они изменяются и нравственно -- становятся лучше. Они постоянно в пути, но цель и направление их путешествия являются другими.

Достоевский и Толстой изображают несколько этапов познания истины своих духовных скитальцев, причём каждый этап содержит моменты заблуждения и прихода к новой правде. Поездка паломника получает характер покаяния. Он не заблудший, а ищущий человек.

Герои отправляются в дорогу грешными и прибывают праведными людьми в Сибирь -- в это великое чистилище. Паломник повторяет в себе путь Божий. В душе каждого паломника должна разыгрываться иисусовская мировая драма. Согласно религиозной традиции, беспокойным в движении принято было изображать лишь людей грешных, мятущихся. Святые были умиротворены и неподвижны. В житиях святых, поэтому обычно отсутствует описание пути, ведущего к святости.

Грешный человек должен пройти через страдания и лишения, чтобы потом даровалось ему мирное человеческое счастье. Грешный человек должен победить разные трудности и препятствия, символизирующие низшую, чувственную природу человека, чтобы могла воскреснуть в нём природа духовная. Его путь соединяется с хождением по мукам, в конце которого блуждающего человека ожидает просветление и нравственное воскресение. Бездомный плут только шатается в мире, духовный скиталец идёт по пути к Небесному Человеку.

У вечного странника не Дом, а бездомье, он не поглощён чревом истории, а исторгнут из него вон. Духовному человеку, ищущему божественное, даруется Дом и Храм.

Дорога, уходящая в неизведанную даль, стала символом исканий человека и человечества. Это обусловило изображение пути как важного элемента композиции и содержания разных литературных произведений. Писателями продолжается осмысление человеческой жизни как пути, который нужно пройти.

В современной русской литературе образ дороги предстает в различных вариантах, среди которых «человеческая жизнь», «путь к познанию себя и мира», «путь к Богу», «саморазрушение», непосредственно «путешествие», образ дороги может выступать как символ детства, символ единства мира и т.д. С мотивом пути в современной русской литературе по-прежнему тесно связан образ железной дороги. Железная дорога в России - не средство передвижения. Ее переживают как один из мистических символов страны. Быть может, она ведет в царство мертвых.

Образ дороги - символ, поэтому каждый писатель и читатель может воспринимать его по-своему, открывая всё новые и новые оттенки в этом многогранном мотиве.

список литературы

1. Безнин М. А., Димони Т. М. Процесс капитализации в российском сельском хозяйстве 1930-1980-х годов // Отечественная история. 2005. № 6. С. 94-95.

2. Боффа Д. История Советского Союза. Т. 1. М.: Международные отношения, 1990. 630 с.

3. Братющенко Ю. В. Военно-кооперативное движение в России // Вопросы истории. 2003. № 6. С. 159-166.

4. Давыдов Ю. С., Фигуровская Н. К. Развитие аграрнопромышленной интеграции в СССР // Вопросы истории. 1978. № 8. С. 12.

5. Днепровский С. П. Кооператоры. М.: Экономика, 1968. 383 с.

6. Зеленин И. Е. Коллективизация и единоличник (1933-й - первая половина 1935 г.) // Отечественная история. 1993. № 3. С. 52.

7. Зеленин И. Е. «Революция сверху»: завершение и трагические последствия // Вопросы истории. 1994. № 10. С. 28-29.

8. Ким Чан Чжин. Государственная власть и кооперативное движение в России - СССР (1905-1930). М.: Институт российской истории РАН, 1996. 252 с.

9. Кооперативное право: Уч. пос. / Под ред. А. А. Собчака. Спб.: Санкт-Петербургский университет, 1992. 280 с.

10. Кузнецова Т. Е. Колхоз как форма кооперативного хозяйства // Кооперация. Страницы истории. М., 1993. С. 194.

11. Ланин В. М. Из истории интегральной кооперации на Обском Севере // Вопросы истории. 1974. № 12. С. 192-193.

12. Назаров П. Г. История российской промысловой кооперации. 1799-1960 гг. Ч. 10. Челябинск, 1995. С. 78-88.

13. Селунская В. М., Рогалина Н. Л. В. П. Дмитренко, Л.Ф. Морозов, В. И. Погудин. Партия и кооперация. М. Политиздат. 1978. 296 с. // Вопросы истории. 1987. № 7. С. 114-115.

14. Файн Л. Е. Развитие кооперативной формы социалистической собственности в СССР // Вопросы истории. 1987. № 5. С. 9.

УДК 629.113/115 (09)

автомобиль в русской поэзии начала XX века

С. И. ИЛЛИЕВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра новейшей истории России и краеведения

В статье анализируется источниковедческий аспект некоторых произведений художественной литературы. Показано как появление нового вида транспорта - автомобиля отражалось в сознании современников. В частности, творческой интеллигенции.

Произведения художественной литературы ценны для нас не только богатством языка, своими нравственными ориентирами, способностью пробуждать в человеке чувство прекрасного и т.д. Для историка-исследователя литературное творчество изучаемой эпохи представляет собой, прежде всего памятник документальный, то есть является историческим источником. Явления времени, в котором творит художник слова, так или иначе, отражаются в его произведениях. Это совсем не обязательно могут быть какие-то конкретно-исторические факты и события. Нет. Но автор произведения, если он пишет о современном ему времени, обязательно упоминает о предметах той окружающей его жизненной обстановки, в которой он находится. Это могут быть чисто бытовые описания, знакомые автору виды городской архитектуры, пейзажи природы, или же предметы индустриального развития общества, в котором ему суждено творить. О внимательном отношении к художественной литературе, как предмету исторического исследования писал академик С.О.Шмидт:«Наибольший интерес представляет извлечение исторической информации из художественных произведений...особенно в то время, когда все в большей мере возрастает внимание к проблематике истории повседневности и ментальности.» .

Задачей исследователя в этом случае выступает поиск в художественном тексте «живых черт времени», по выражению академика С. О. Шмидта. Для нас такими «чертами времени» являются упоминания на

страницах русской поэзии начала XX века об автомобилях и автомобильном транспорте.

Конец XIX - начало XX столетия в литературе принято называть «серебряным веком». Так получилось, что поэзия «серебряного века» стала ровесницей века автомобильного. К началу Первой мировой войны (август 1914 г.), мировой автомобильный парк исчислялся уже 2,5 миллионами машин . В городах промышленно развитых стран мира в этот период к услугам жителей были доступны тысячи автобусов, такси. Развитие общественного транспорта, как, впрочем, и автомобилестроения в целом, в России подобными темпами не отличалось. Но, тем не менее, и здесь делались робкие шаги на ниве автомобилизации народного хозяйства. Поэтам было свойственно фокусировать и одухотворять знаковые явления повседневного бытия. Чем же был, и как воспринимался русскими поэтами новый вид транспорта?

В исследовательский оборот данной статьи включено творчество следующих поэтов начала XX столетия: С. А. Есенина, М. А. Волошина, К. Д. Бальмонта,

В. Я. Брюсова, Н. Гумилева, А. А. Блока, И. Северянина. Имена известные, представители русской классической поэзии. Первым из этой плеяды, кто упомянул о новом средстве передвижения, стал Игорь Северянин. В 1910 году появилось его стихотворение «Июльский полдень». Оно заканчивается такими словами: -«И пьянел вином восторга поощряемый шоффэр...» . Примечательно, что наименование новой профес-

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

сии - шофер, пишется И. Северяниным во «французском исполнении» - «шоффэр». Отчетливо виден иностранный акцент в названии водителя автомобиля. Слово «шофер» пришло к нам из французского языка. Первоначальное его значение - «кочегар». Такая на первый взгляд необычная трансформация связана с тем, что первые попытки создания самодвижущихся экипажей связаны с использованием паровой машины. Кочегар в этом случае был одним из членов «автомобильного экипажа». Постепенно буква «э» сменилась на «ё», но написание с двумя «ф» сохранялось в России вплоть до конца 1920-х годов, причем, даже в деловой документации . Написание слова шофёр, аналогичное тому, которое мы видим в стихотворении «Июльский полдень», встречается и в двух других: «Фиолетовый транс» и «Сегодня не приду». Последнее написано в июне 1914 г., в местечке Эст-Тойла. В этих произведениях мы уже встречаем не только современное поэту название водителя автомашины, но и некоторые технические подробности. В «Фиолетовом трансе» И.Северянин пишет: «.Коснулся рукоятки, и, вздрогнувши, мотор, // Как жеребец заржавший, пошел на весь простор.».

Кроме способа запуска двигателя, из стихотворения можно узнать и тип кузова северянинского «мотора»: «Я приказал. подать кабриолет».

Запуск автомобильного двигателя с помощью заводной рукоятки было вполне обычное явление для того периода времени. Электрический стартер только -только начал применяться, да и то на очень дорогих машинах представительского класса. В частности -на «Роллс-Ройсе». А «кабриолет» - весьма распространенный тип кузова легковых машин начала XX века. Небезынтересно и само название автомобиля: «мотор». Так в то время называли машины не только в просторечии, но и в периодической печати. Журнал «Самокат» в 1898 году писал: «.Свершилось давно жданное событие - состязание моторов» . Название самых первых, еще во многом технически несовершенных машин конца XIX века, перекочевало в век XX-й. От такого архаичного названия поэт отказывается к середине 1910-х годов. В его «Увертюре» название машин трактуется уже вполне современно: «Стрекот аэропланов! Бега автомобилей!...». «Увертюра» создана И.Северяниным в январе 1915 года в Петрограде. Еще раз он упомянет автомобиль в 1925 г., работая над крупным произведением «Рояль Ленарда».

Касается автомобильной темы в двух своих стихотворениях и Николай Гумилев: «.И будет // Как автобус, давить людей вопящих.» . Это строчка из стихотворения «Слоненок». Упоминая «молодой» вид общественного транспорта - автобус, поэт не соотносит его с Россией. Напротив, действие его стихотворения разворачивается в западно-европейских столицах: «в Берлине иль Париже.» В Париже накануне Первой мировой войны ежедневно выходило на маршруты около двух тысяч (!) городских автобусов. Гумилевский шуточный экспромт: «На Дуксе ли, на Бенце ль я» упоминает две марки автомобилей. «Мерседес - Бенц» к 1912 г. уже прочно укрепилась на европейском рынке.

Важно другое: Николай Гумилев упомянул российскую фирму «Дукс». Она возникла в феврале 1895 года, в Москве, благодаря инициативе Юрия Александровича Меллера . Ю. А. Меллер производил русскую версию американской машины «Олдсмобиль», она получила название «Дуксмобиль». Крупносерийное производство этого автомобиля развернуть к сожалению, не удалось. Изначально Акционерное Общество «Дукс» создавалось как.велосипедная фабрика. Тем ценнее для нас то, что эта малоизвестная русская марка машины попала на страницы отечественной классики.

В творчестве Максимилиана Волошина автомобиль упоминается также в двух произведениях: в стихотворении «Машины» из цикла «Путями Каина» и в стихотворении «Шоссе...Индийский телеграф.» . Последнее было написано автором в 1912 г. в Коктебеле:«...Летит тяжелый автобус // Внутри трясутся пассажиры.».

Описывая путешествие на автобусе в 1912 г., автор не грешит против истины. До революции 1917 г. в Крыму было налажено автобусное сообщение. Кроме того, в этом шуточном стихотворении упоминается инженер-архитектор В. А. Рогозинский. Известно также, что этот человек два лета подряд совершал путешествие из Москвы в Крым на своем автомобиле . В стихотворении «Машина» Волошин впервые говорит об автомобиле как о предмете массового производства.

«...Стальные чревы мечут как икру...//...воротнички, автомобили, граммофоны.» - это стихотворение написано гораздо позже всех предыдущих: в марте 1922 года. К этому времени опыт Первой мировой войны и развития мирового хозяйства показал необходимость дальнейшего совершенствования массового производства автомобилей. Продажа знаменитой американской модели «Форд-Т» к 1927 г. достигла более 15 миллионов экземпляров. В России в данный период крупная автомобильная промышленность совершала лишь подготовительный этап. Сравнивая Россию и Америку Сергей Есенин в поэме «Страна негодяев» противопоставляет наши «глухие раздолья» с «каменными реками - шоссе», по которым «от разбега в бензинном мыле» мчатся машины. Симпатии великого русского поэта отнюдь не на стороне «глухих раздолий». «Страна негодяев» написана Сергеем Есениным в 1922-1923 гг., отчасти под впечатлением от путешествия по Европе и Америке с А. Дункан. В последний год своей жизни он напишет коротенькое стихотворение «Неуютная жидкая лунность» . Его седьмое четверостишие можно вполне расценить как жизнеутверждение индустриализации страны:

- «И внимая моторному лаю В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,

Ни за что я теперь не желаю Слушать песню тележных колес.» -

Исследовав творчество наиболее известных российских (советских) поэтов указанного периода, мы не находим ни одного конкретного упоминания об автомобилях в произведениях Александра Блока и Константина Бальмонта. «Автомобильная» жизнь стра-

ны оказалась как бы вне их поэтического мира. Первым представителем замечательной плеяды поэтов «Серебряного века», который сделал автомобиль главным героем своего стихотворения стал Валерий Брюсов. В сентябре 1917 г. он создал стихотворение, целиком и полностью посвященное новому виду транспорта . Оно так и называется «Зов автомобиля». Если более позднее есенинское стихотворение «Неуютная жидкая лунность» - жизнеутверждение нового курса, взятого страной, то брюсовское - призыв к этому курсу. «Зов автомобиля» - от первой до последней строки своей торжественный гимн новому средству передвижения. Гимн, сочиненный за месяц до Октябрьской революции. События, с которого начинается принципиально новая эпоха в экономической жизни страны, события, после которого Россия из «волочащейся сохой по полям» (С.Есенин) превращается в «кентавра сказочных времен» (В. Брюсов).

Итак, изучая русское поэтическое наследие начала XX века мы открываем новый источниковый пласт по истории отечественного автомобилестроения и автотранспорта. И, чем глубже, полнее он будет исследован, тем достовернее станут представления об изучаемой теме.

список литературы

1. Шмидт С. О. Памятники художественной литературы как источник исторических знаний // Отечественная история. 2002. № 1. С. 4.

2. Артемов И. И., Уханов А. П. История техники. Автотракторостроение учебное пособие. Пенза, 2005. С. 3.

3. Игорь Северянин. Стихотворения. Поэмы. Архангельск. 1988. С. 70

4. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф.Р. 877. Оп. № 1. Д. № 524.

5. Отечественный автомотоспорт. Страницы биографии // За рулем. 1973. № 10. С. 7.

6. Гумилев Н. Сочинения в 3-х томах. М., 1991. Т. 1. С. 297.

7. Дубовский В. И. Автомобили и мотоциклы России (1896-1917 гг.). М., 1994. С. 182.

8. Волошин М. А. Собрание сочинений. Т. 2. М., 2000. С. 471.

9. Там же. С. 712.

10. Есенин С. А. Я, Есенин Сергей. М., 2005. С. 361.

11. Есенин С. А. Стихотворения. Поэмы. М., 2000. С. 305-306.

12. Брюсов В. Я. Избранные сочинения. М., 1980.

развитие организационной структуры советской милиции

в 1953-1964 гг.

Е. В. КУРИЦЫНА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

кафедра истории и права

Статья посвящена изучению некоторых вопросов истории советских правоохранительных органов. Автор предпринимает попытку объективно и взвешенно проследить путь организационного оформления советской милиции и уделяет внимание развитию системы управления органами милиции в период «оттепели».

1953-1964 годы, вошедшие в историю как пе- Первые попытки реформирования правоохрани-

риод хрущевской «оттепели», характеризуются су- тельных органов, в том числе и милиции, были осу-

щественными изменениями в общественно-полити- ществлены практически сразу после смерти И. В. Ста-

ческой, социально-экономической и духовной сферах жизнедеятельности советского общества, среди которых можно отметить либерализацию политического режима, определенное улучшение уровня жизни населения, зарождение в массовом сознании уверенности в завтрашнем дне, ощущения стабильности и спокойствия. Однако несмотря на все эти позитивные перемены криминогенная обстановка в стране по-прежнему оставалась сложной. При этом следует оговориться, что уровень преступности и ее динамика в данный период в большей мере определялись политическими процессами, происходившими в обществе. В этих условиях органы милиции должны были мобилизовать все свои силы на борьбу с преступностью. Однако не следует забывать, что эффективность работы милиции во многом зависит и от развития ее организационной структуры. В данном контексте изучение организационноструктурных изменений в органах милиции и системы управления ею в 1953-1964 гг. представляет научный интерес.

лина. Уже 6 марта 1953 г. на совместном заседании пленума ЦК КПСС, Совета Министров и Президиума Верховного Совета СССР было принято решение об объединении Министерства внутренних дел и Министерства государственной безопасности в одно ведомство - МВД СССР во главе с Л. П. Берией , а законодательное закрепление данное решение получило 15 марта 1953 г. в принятом Верховным Советом СССР Законе о преобразовании министерств СССР . Закономерным итогом образования единого силового ведомства явилось усиление его влияния на политическую жизнь страны, что, в свою очередь, обеспечивало Л. П. Берии явное преимущество в борьбе за лидерство. Сложившаяся ситуация вызывала беспокойство партийного руководства, которое стало выражать заинтересованность в ослаблении позиций МВД СССР.

Первым шагом в этом направлении стал июльский пленум ЦК КПСС 1953 г., на котором Л. П. Берия был обвинен в осуществлении преступных антинародных действий, «направленных на подрыв Советского го-

Широко распространённой разновидностью знаковых информационных моделей являются словесные описания. Множество словесных описаний содержится в ваших школьных учебниках: в учебнике истории представлены модели исторических событий; в учебнике географии - модели географических объектов и природных процессов; в учебнике биологии - модели объектов животного и растительного мира.

В словесных описаниях ситуации, события, процессы приводятся на естественном языке (русском, английском, немецком и др. - всего на нашей планете более двух тысяч языков).

Словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. Прежде всего, различают разговорный и книжный стили. Книжный стиль имеет такие разновидности как научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Научные описания

Научный стиль используется для передачи точной научной информации. Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и чёткость изложения. В текстах научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов.

Рассмотрим несколько примеров словесных моделей - научных описаний, содержащихся в ваших школьных учебниках.

Информационное моделирование

Пример 1. Модель римского войска

    Перед боем римляне строились не сплошной массой, а в три линии, каждая из которых состояла из десяти отрядов. В первой линии стояли юноши призывного возраста, во второй - воины постарше и покрепче, а в третьей - самые надёжные, чьё мужество не раз было испытано на деле.

    Первыми вступали в бой юные воины. Если консул видел, что они не могут одолеть врага, он приказывал им отступать в промежутки между отрядами второй линии. Бой принимали воины из этих отрядов. Но если и они не добивались успеха, то шаг за шагом отступали к третьей линии. Воины этой линии, пропустив отступающих в промежутки между своими отрядами, смыкали строй и нападали на врага единой сплошной стеной.

    В рукопашной схватке короткие мечи легионеров были страшным оружием. Конница во время боя защищала пехоту с флангов, а при победе преследовала разбитого противника. У римлян были метательные машины и другие орудия для осады крепостей.

Пример 2. Модель одноклеточной водоросли хламидомонады

    Тело одноклеточной водоросли хламидомонады имеет все части клетки: оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли, хлоропласт с хлорофиллом и другие органоиды. Вместе с этим у неё есть структуры, свойственные живому организму: жгутики, благодаря которым хламидомонада активно передвигается в водной среде; маленькое красное пятно - глазок в передней части тела, с помощью которого водоросль активно движется в сторону света; две пульсирующие вакуоли, удаляющие из клетки избыточную воду и ненужные вещества.

    Водоросль питается, дышит, растёт, двигается, размножается, развивается как всякий организм. Вместе с тем её тельце работает как маленькая химическая фабрика, совершая все процессы, свойственные фототрофной клетке.

Художественные описания

Произведения художественной литературы - это тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определённых сторонах человеческой жизни. Анализируя литературное произведение, вы выделяете в нём объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями, проводите параллели с другими произведениями и т. п.

Самое непосредственное отношение к понятию модели имеет такой литературный жанр, как басня. Смысл этого жанра состоит в переносе отношений между людьми на отношения между вымышленными персонажами, например животными.

Пример 3

Художественный текст мы воспринимаем зрительно. Поэтому для него важна графическая подача. Усилить образность текста можно за счёт его фигурного расположения, смены шрифтов или изменения начертания. Например, в стихотворении Р. Саути «Как падают воды в Лодоре?» (пер. А. Шмульяна) расположение строк вызывает в воображении читателя картину водопада:

    Кипя,
    Шипя,
    Журча,
    Ворча,
    Струясь,
    Крутясь,
    Сливаясь,
    Вздымаясь,
    Вздуваясь,
    Мелькая, шурша,
    Резвясь и спеша,
    Скользя, обнимаясь,
    Делясь и встречаясь,
    Ласкаясь, бунтуя, летя,
    Играя, дробясь, шелестя,
    Блистая, взлетая, шатаясь,
    Сплетаясь, звеня, клокоча,
    Взвиваясь, вертясь, грохоча,
    Морщинясь, волнуясь, катаясь,
    Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
    Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
    Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
    Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
    Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре -
    так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

Обратите внимание на важные особенности естественного языка:

  • многозначность - разные значения одного многозначного слова сохраняют некоторую общность в толковании их смысла;
  • использование слов в прямом и переносном значениях (прямое значение слова переносят на другой предмет);
  • синонимия - наличие близких по значению, но разных по звучанию слов;
  • омонимия - наличие слов, одинаково пишущихся, но имеющих различное значение и т. д.

С одной стороны, перечисленные особенности делают человеческое общение выразительным, эмоциональным, красочным. С другой стороны, их наличие делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек - компьютер»). Именно поэтому наряду с естественными языками используются языки формальные, в которых одинаковые слова всегда имеют одинаковый смысл. С примером формального языка вы познакомитесь чуть позже, при записи программ для исполнителя Чертёжник.

Математические модели

Основным языком информационного моделирования в науке является язык математики.

Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями .

Пример 4

Рассмотрим текст небольшой заметки из школьной стенгазеты:

    После капитального ремонта бассейн «Дельфин» буквально преобразился: просторные раздевалки и душевые сверкают новеньким кафелем, захватывает дух от вида замысловатой горки и пятиметровой вышки, манит голубая гладь водных дорожек. Но самое главное, строители переделали систему водоснабжения бассейна. Раньше бассейн наполнялся водой из одной трубы. На это уходило 30 часов. Теперь строители подвели ещё одну трубу, которая наполняет бассейн за 20 часов. Представляете, как мало времени теперь потребуется для наполнения бассейна, если включить обе эти трубы!

Этот текст можно рассматривать как словесную модель бассейна. Попробуем решить содержащуюся в заметке задачу: узнаем, за сколько часов бассейн наполнится водой через обе трубы.

Если отбросить информацию, несущественную с точки зрения поставленной задачи, то условие задачи можно сформулировать так:

    Через первую трубу бассейн наполняется водой за 30 часов, через вторую трубу - за 20 часов. За сколько часов наполнится бассейн, если вода будет поступать через обе трубы одновременно?

Попробуем решить задачу в общем виде, обозначив время заполнения бассейна через первую и вторую трубы - через А и В соответственно. Примем за 1 весь объём бассейна, искомое время обозначим через t.

Так как через первую трубу бассейн наполняется за А часов, то 1/А- часть бассейна, наполняемая первой трубой за 1 час; 1/В - часть бассейна, наполняемая второй трубой за 1 час.

Следовательно, скорость наполнения бассейна первой и второй трубами вместе составит: 1/А + 1/В.

Можем записать:

Мы получили математическую модель, описывающую процесс наполнения бассейна из двух труб. Преобразуем выражение в скобках:

Формула (1) примет вид:

Теперь искомое время может быть вычислено по формуле:

Пример 5

На шоссе расположены пункты А и В, удалённые друг от друга на 20 км. Мотоциклист выехал из пункта В в направлении, противоположном пункту А, со скоростью 50 км/ч (рис. 31).

Рис. 31

Составим математическую модель, описывающую положение мотоциклиста относительно пункта А через t часов. За t часов мотоциклист проедет 50t км и будет находиться от А на расстоянии 50t км + 20 км. Если обозначить буквой s расстояние (в километрах) мотоциклиста до пункта А, то зависимость этого расстояния от времени движения можно выразить формулой