Как пишется сложный план. Как правильно составить план? Составление бизнес-плана, плана урока, плана тренировок

08.04.2018 Обучение

План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить. Составление плана способно заметно облегчить и запоминание объёмных материалов. При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста.


Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы
  1. Перед составлением плана обязательно внимательно прочитайте текст два раза. Читайте медленно, не спешите и не увлекайтесь сюжетной канвой или интересными описаниями. Сейчас ваша задача – тщательно изучить текст, объективно выделить в нём главное, проследить логику повествования и связь предложений, абзацев.
  2. Обратите внимание, что от вас не должны ускользнуть малейшие детали. Даже если что-то показалось вам незначительным, не спешите исключать фрагмент. Обычно для изложения даются очень содержательные, ёмкие и лаконичные тексты. Не пропускайте слова, фразы, если их значение вам не совсем понятно. Лучше обратитесь к словарю и уточните все неясные моменты.
  3. Прочитав текст, определите его основную идею, тему. Идея, или главная мысль определяет то, зачем текст был создан. Тема – это то, о чём в тексте повествуется. Запишите тему и идею. Подумайте, какие фрагменты наиболее важны для их раскрытия и выделите в тексте карандашом. В дальнейшем при составлении плана обратите особое внимание на эти части текста.
  4. Существуют разные типы планов текста. Выбор вида во многом зависит от объёма текста, цели написания плана.
    • Тезисный план представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст.
    • Простой план – это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь.
    • Сложный план текста чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно.
    Когда вы учитесь составлять план текста, старайтесь тренироваться, записывая и краткие, простые, и расширенные сложные планы. Все типы планов по-своему эффективны. Лучше в первую очередь освоить написание сложного плана, чтобы уметь чётко и последовательно отражать в нём узловые моменты, структуру текста, ничего не упуская и не путая.
  5. Если вы впервые составляете план текста, можно для начала воспользоваться самым простым способом. Обратите внимание на деление вашего текста на абзацы. Кратко выделите основную мысль каждого абзаца. Запишите их последовательно, по пунктам. Перед вами формальный план текста. Разумеется, абзацы далеко не всегда отражают смысловое деление текста. Подумайте, какие пункты можно объединить, а какие разделить. Зачастую подсказать правильное решение может объём: большие абзацы обычно включают несколько основных мыслей, а маленькие поддаются соединению в единый смысловой фрагмент. Следите за содержанием и не старайтесь максимально сократить или увеличить количество пунктов вашего плана. Главное, чтобы он хорошо отражал суть текста.
  6. После определения темы и идеи текста, выбора типа плана (лучше остановиться на подробном виде), приступайте непосредственно к составлению вашего плана конкретного текста. Разделите весь текст на основные смысловые части. Очень удобно использовать тонкий карандаш, делая аккуратные пометки прямо в тексте, чтобы потом стереть их. Если ваш текст очень объёмный, а вы хотите для лучшего запоминания информации его законспектировать, сделать тезисы, воспользуйтесь бумажными закладками, отделяя ими крупные смысловые фрагменты. Помните, что каждая правильно выделенная часть будет иметь свою основную мысль.
  7. Постарайтесь максимально точно озаглавить все найденные вами части и не забывайте отмечать их границы, чтобы потом их не сместить и не спутать друг с другом.
  8. Запишите все пункты вашего плана на листочек. Оцените, насколько последовательно и логично они отражают смысловое содержание текста, соответствуют его идее и теме. Обязательно помните об основных ошибках, которые допускают при составлении плана, и старайтесь их избегать:
    • часто нарушается логика повествования;
    • пункты плана «наслаиваются», исключают друг друга (так бывает, когда при анализе случайно сместились границы смысловых фрагментов);
    • план не соответствует теме текста, его основной идее (скорее всего, это свидетельствует о том, что человек не сумел правильно выделить главное, отвлёкся на второстепенную информацию, детали);
    • нет вступительной и заключительной части;
    • пункты плана недостаточно хорошо раскрыты, слишком кратко записаны и не дают представления о тексте;
    • пункты слишком объёмные, уже напоминают изложение текста;
    • пункты непропорциональны: некоторые очень краткие, а отдельные развёрнуты, объёмны.
    Если перед вами будет перечень этих распространённых ошибок, вы сумеете успешнее избегать их, составить план текста грамотно и точно.
  9. Перечитайте ваш план и вновь сравните его с текстом. В хорошем плане должны быть вступление и заключение, там отражена последовательность изложения текста, все узловые моменты, тема и идея. Формулировки в правильном плане точные, а каждый заголовок оригинальный. Избегайте подробностей, уточнений, деталей, не позволяйте описаниям, авторским отступлениям уводить вас в сторону от основной мысли текста.
Как правильно составить план текста? Пошаговая инструкция
Воспользуйтесь данным алгоритмом, чтобы правильно составить план текста.
  1. Внимательно прочтите текст хотя бы два раза. Вникните в его содержание.
  2. Выделите основную тему и идею текста.
  3. Разделите текст на смысловые части. Аккуратно выделите их, обозначив границы.
  4. Найдите ключевые слова и фразы в каждой части, подчеркните их.
  5. Определите основную мысль каждого смыслового фрагмента и озаглавьте его.
  6. Запишите все ваши заглавия по пунктам в черновик. При необходимости внесите уточнения, выделите подпункты, сделайте план более подробным и развёрнутым.
  7. Сверьте ещё раз ваш план с текстом. Не забывайте о распространённых ошибках, старайтесь их избегать.
  8. Заголовки должны быть лаконичны, наиболее точно выражать мысль автора. План должен последовательно воссоздавать содержание текста. Следите за логическими связями. Важно, чтобы план соответствовал теме и идее текста.
  9. Исправьте все недочёты, обнаруженные вами в плане, дополните его, сократите места, которые не столь важны для главной мысли текста.
  10. Аккуратно перепишите ваш план текста в чистовик.
Чтобы правильно составить план текста, следуйте советам, не забывайте о возможных ошибках, тщательно проверяйте ваш план и сверяйте его с текстом, работайте по инструкции.

Закрытые группы, в которых проходит курс «Стодневка - экспедиция к новому Я» , превращаются в творческие лаборатории. Работа кипит, новые идеи и открытия возникают непрерывно. Стодневщики публикуют свои отчеты о продвижении к целям, фиксируют и обсуждают опыт применения инструментов для интересной, продуктивной и радостной жизни. Получается такой насыщенный питательный бульон, поварившись в котором на протяжении 100 дней, «ты уже никогда не будешь прежним»:)

Чтоб вы представляли, как это выглядит, мы выбрали две недавних публикации участников экспедиции, чья стодневка заканчивается в канун Нового года. Речь шла о ежедневном планировании. Как известно, работе свойственно занимать все отпущенное на нее время. А ведь есть еще обучение, хобби, забота о здоровье, есть новые цели, которые хочется достичь. При этом нет никакого желания становиться бешеной белкой в колесе. Ведь главная цель стодневки - научиться проживать радость, испытывать удовольствие от процесса:)

Вот как с этой задачей справляются стодневщики.

Владимир Курсов : Как я составляю план дня



Планирование дня - один из важных элементов во всем этом процессе [в стодневке]. Вне зависимости от того, как выстраивается день, так же выстраивается и вся работа по моей самодисциплине в стодневке. Объясню, почему. Потому что количество задач и плотность, с которой их необходимо решать, превышает пределы времени, которое вообще в дне существует.

За вычетом времени на сон ежедневно мы имеем 16 часов продуктивного времени. Нужно распределить это время так, чтобы успеть выполнить задачи из моего обычного чек-листа и плюс к этому достигать цели, которые я поставил перед собой на эту стодневку. Одно совершенно не зачеркивает другое, по логике, дополняет. Но все задачи входят в некоторую конкуренцию между собой, и решаются те, которые необходимо решать в первую очередь.

Чтобы они решались эффективнее, работа велась безостановочно и я не попадал на большое количество штрафов, то чем я эффективнее организую свой день, тем меньше будет у меня факапов. Те же штрафы и баллы, которые я ставлю себе за сделанные или не сделанные пункты чек-листа, очень наглядно показывают, насколько эффективно я планирую. Это две взаимосвязанные вещи.

Сейчас я расскажу, как планирую свой день, что я для этого использую и каким образом это помогает мне делать большое количество дел.

В моем чек-листе самодисциплины 21 пункт:

  1. Встаю в 7.30,
  2. Ложусь в 00.00.
  3. Веду дневник - 30 минут.
  4. Медитация - 30 минут.
  5. Книги, или видео, или блоги - 30 минут.
  6. Спорт в течение 2 часов, бег или флайфит.
  7. Английский язык 4 раза в неделю.
  8. Пост в Facebook по поводу своей самодисциплины или стодневки.
  9. 100 новых контактов в неделю (это 17 в день).
  10. Тренирую шпагат.
  11. Не опаздываю на встречи.
  12. Делаю финплан каждый день.
  13. Записываю по одному аудиокасту, который я сейчас пишу.
  14. Тренирую 1 из 8 способов креативности.
  15. Фокусируюсь на важных задачах не менее 3 часов в день.
  16. Веду хронометраж.
  17. Финалю одну важную задачу в день.
  18. Пишу отчет по задачам раз в неделю.
  19. Ответы на вопросы - 15 минут в день.
  20. План на день.
  21. Звонки друзьям.

Это задачи, которые я дал себе слово выполнять ежедневно. А еще у меня есть цели и задачи, которые нужно решать, чтобы достичь целей. И то, и другое складывается в план дня, в котором я должен распределить свой временной ресурс таким образом, чтобы успеть все.

Отдельная история - это встречи. Возможно, я просто выделю для них отдельный блок в плане недели. Но об этом позже. Сейчас я просто хочу для себя это отметить.

Для планирования дня я использую три источника необходимой мне информации.

1. Чек-лист

Это то, что я делаю ежедневно. Мои личные задачи, которые нужно выполнять для прокачки навыков, которые позволят мне потом достигать тех целей, которые я перед собой ставил, и эти навыки и цели соотносятся с семью направлениями в жизни, в которых мне хочется развиваться и расти.

Мои семь направлений для развития выглядят так:

Первое направление - это обучение, учеба и саморазвитие.

Второе направление - это личные отношения, семья, близкие, друзья, общение с ними.

Третье - это бизнес, для кого-то это работа и карьера.

Четвертое - это досуг, отдых и развлечения.

Пятое - это спорт и здоровье.

Шестое - общественная деятельность, помощь окружающим.

Седьмое - это финансы и материальные ценности.

На данный момент я прокачиваю не все направления, а те, которые у меня провисают.

2. План недели

Для каждого дня недели у меня есть план, состоящий из обязательных блоков.

Первый блок - это личное время. Туда входит учеба, спорт и саморазвитие.

Второй блок - это текучка, рабочее время. В текучку входит все, что нужно сделать срочно, или то, что отложено с другого дня.

Третий блок - это фокус на важных делах (он связан с блоком «Рабочее время»). Минимум три часа в день для решения важных задач, которые я сам себе определяю. Важные задачи складываются из целей, которые я себе поставил. У меня есть список задач, по целям, которые нужно достичь в ближайшее время.

Четвертый блок называется «буфер». Это паузы, которые нужны для того, чтобы разделять блоки рабочие, личные. Сюда входят перемещения по городу, еда и, возможно, какое-то короткое общение с людьми.

Пятый блок - «ООО». Это не общество с ограниченной ответственностью, как можно было подумать, а «общение, отдых и общественно-полезная деятельность». В этот блок входит общение с близкими - с семьей, друзьями плюс какая-то полезная деятельность. Я, к примеру, даю бесплатные консультации по маркетингу, три консультации в месяц. И это такая моя отдача в мир небольшая. Еще есть другие темы, но это неважно.

Блоки зависят от некоторых реперных точек, привязанных ко времени. Например, три раза в неделю у меня английский язык - по понедельникам, средам и пятницам. Начинается он в 19.00, и я от него отталкиваюсь, планируя блок «Личные дела», в который у меня входит обучение, спорт и здоровье. На этот блок я отвожу пять часов ежедневно.

Или, например, по средам я работаю директором по маркетингу в группе строительных компаний. Моя работа начинается в 10 утра, соответственно, формируя рабочий блок на среду, я отталкиваюсь от этого. Блок «Рабочее время» тоже занимает пять часов. Сюда входит текучка и фокус на важном.

На «ООО» я отвожу 3-4 часа.

То есть, получается три основных блока (это «Личное время», «Рабочее время» и блок «ООО»), а промежутки между ними занимает «Буфер». Буфер нужен для того, чтобы переключиться с одного блока на другой. И блоки по пять часов нужны для того, чтобы концентрироваться на каких-то задачах более четко. Если я начинаю перескакивать с одной задачи на другую, то не успеваю концентрироваться. Поэтому блоки разделены именно таким образом.

У самых важных блоков - «Рабочее время» и «Личное время» - еще есть некоторое разделение, такая матрица срочности и важности по Стивену Кови.

Квадрат важности

Существуют важные и неважные дела, существуют срочные и несрочные.
Если сделать ось вертикальную и горизонтальную, по вертикальной условно написать важные, неважные, а по горизонтальной написать срочные, несрочные, то у вас получится четыре квадрата:

первый квадрат - это будет срочные и важные,
второй квадрат - это будет важные, но несрочные,
третий квадрат будет срочные неважные
четвертый квадрат будет неважные несрочные.

Как правило, людей всегда тянет в четвертый квадрат и в третий: это срочные неважные и несрочные неважные. Например, зайти полистать Фейсбучек, или позалипать в Инстраграме, или поболтать ни о чем с коллегой.

Моя задача - сделать так, чтобы основное время я тратил на второй квадрат - это важные, но несрочные дела. Это действительно тот квадрат, который мы постоянно откладываем, но эти дела нужно делать. А в текучке я занимаюсь срочными важными делами, такими, как возникающие какие-то «пожары» плюс все дела, которые необходимо делать по работе, но они просто запланированы на это время.

Это то, что касается второго источника, исходя из которого, я планирую день.

3. Список задач на неделю

Он складывается из тех задач, которые ведут к достижению целей, которые я перед собой ставлю. Цели, в свою очередь, проистекают из моих жизненных принципов, из моих жизненных амбиций и установок, которые лежат в основе некоей идеологической платформы, которую я сам для себя составляю. Своего рода личная миссия.

Получается логичная система:

Миссия определяет цели.

Из целей появляются задачи.

Задачи, разбиваются на более мелкие подзадачи, все это идет в план на неделю.

Из плана на неделю составляется список важных дел и список текущих и срочных.

Эти дела все распределяются в течение дня по блокам.

Система выстраивания планов на день выглядит следующим образом.

Я беру свой чек-лист с 21 темами на прокачку.
Я беру список задач на неделю из важных и срочных.

Я беру свой шаблон дня на конкретный день недели.

Исходя из всего этого, в ПЛАН ДНЯ (специальную бумажку) вписываю все то, что мне нужно в течение дня решить.

План дня состоит из часовых блоков. Каждый час разделен по 15 минут.
В каждый пятнадцатиминутный отрезок я вписываю то, что мне нужно сделать за сегодня. Формирую блоки.

В блок «Личное время» я вписываю все, что связано с дневником, медитациями, чтением книг, спортом, английским языком и т.д.

В рабочий блоки вписываю задачи, которые мне необходимо решить, которые у меня записаны в моем ежедневнике в задачах на неделю и текущих задачах.

Получается единая табличка «План на день», а дальше я стараюсь по времени соответствовать тому, что записано в каждом часе.

Естественно, это получается не всегда. Но чтобы не расслабляться и не привыкнуть все списывать на форсмажор, я «штрафую» себя за невыполнение плана.

Чем это круто? Мне больше не нужно заморачиваться, что же мне сейчас делать. Когда у вас в башке куча задач и вы не можете определиться, что для вас на данный момент важно, приоритетно, вы берете свой план на день - а там уже все написано.

Плюс еще в плане на день я помечаю три важных дела, которые необходимо сделать обязательно сегодня, три важных задачи, чтобы они были перед глазами, и я не отвлекался, и мог на них сфокусироваться, и понимал, что конкретно у меня сегодня в моих задачах стоит.

Антон Королев : Немного об оперативном планировании

1. Я живу по календарю - недели, дни, время дня. Я ничего не помню и не держу в голове. Вернее, конечно, помню, но сделал так, что помнить мне не надо. Со мной всегда планшет или ноутбук, где я могу посмотреть.

Два устройства - потому что техника ломается. Мое прошлое - это продажа систем бесперебойного питания, где основной целью служило создание системы, которая позволяет непрерывно работать, несмотря на возможные непредвиденные события. Поэтому есть только один ответ - структурная избыточность. Другими словами, у машины должна быть «запаска»:)

Если меня спросят, могу ли я потратить свое время, я скажу: «Минуточку... мне надо посмотреть в календарь».

2. Я помню, что календарь - лишь форма, поэтому я легко меняю свои планы в зависимости от необходимости и собственных целей. За одним исключением. Мои пункты - это встречи, встречи - это ожидания людей, обещания и прочее. Если дело касается моих собственных обещаний, то такие встречи я стараюсь не двигать до последнего. Ну и стараюсь никому и никогда не обещать свое время! Поверьте, это очень хорошее правило. Время - актив, который должен быть максимально доступен нам самим. Если у вас нет времени, то вы ничего не сможете.

3. Я заканчиваю и начинаю день с ревизии собственных планов... Быстро, что за чем идет и почему, что необходимо сделать на перспективу. Я ничего не расписываю, я смотрю, насколько мое расписание согласуется во времени. Если у меня бизнес-ревью через пару недель, я резервирую дни на подготовку, за неделю назначаю нужные мне встречи и запрашиваю информацию.

Вся наша деятельность - это всегда баланс запланированного и непредвиденного, поэтому так же как в управлении проектами (а это, по сути, и есть управление проектом себя) у вас должен быть резерв, используя который вы сможете компенсировать непредвиденные события.

Чем выше уровень вашего личного мастерства, тем больший процент событий вы можете использовать себе в плюс. В этом надо становиться гуру. Если вы умеете обращать любые непредвиденные события себе на пользу, вы можете плевать на любые цели и планы. Вы преуспеете. Возможно, ценой отношений с близкими людьми, но лично преуспеете. Я не гуру и ценю отношения, поэтому я закладываю резерв и здесь.

Я выстраиваю в голове процесс, последовательность шагов в цели. Не абстрактно, а на уровне нотации IDEF0. Технология функционального моделирования, выученная в институте.

Смысл в том, что план - ничто, пока вы не знаете, что конкретно вы имеете на выходе каждого шага и что становится входом для шага следующего.

4. Я не сторонник механизации, я сторонник системности. Система остается системой, пока в порядке связи между компонентами. Большинство планов, которые я встречаю, не отличаются системностью, и где-то в середине вполне уместен классический вопрос: «А теперь скажите, господа, в каком году у швейцара умерла бабушка?» Много пунктов и ноль связей.

Я всегда следую правилу: оценивать свои планы по связям между пунктами. Это очень хорошо прочищает мозги. «Что конкретно произойдет со мной после недели фрирайтинга?» Если я этого не знаю, никто и никогда этого не узнает.

Всегда начинайте с вопросов «зачем? и для чего?» Ибо прогрессом движет лень. Мое понимание дисциплины - это отказ от всего лишнего. Потраченное непонятно на что время вернется к вам разве что снисходительной улыбкой вечности.

5. Вытекает из четвертого. Если встреча и пункт важны для меня, я фиксирую их результат. На западе это зовется minutes of meeting или MoM. И вот тут-то действительно нужен СМАРТ: что, кто, когда и как.

Открою секрет, а может, просто сотрясу воздух: я думаю, что технология СМАРТ-целей родилась для постановки целей другим, чтобы потом их было удобно проверять, а не себе. СМАРТ цели для себя - это раздвоение личности на цензора и жертву.

«А что если нет? Не сложилось».

Делать как в известной поговорке: «Опыт - это то, что вы получаете вместо того, что вы хотели». Заниматься самоуспокоением? :)

Есть отличный вопрос: «Если вы молодцы только тогда, когда достигаете целей, то кто вы, когда не достигаете?»

Я исхожу из этого и действительно стараюсь уважать себя и не зажимать тем, что мне не нужно. Не слишком выходит, но последнее время я списываю это на то, что слишком много у меня контактов, связей, а значит ожиданий, обязательств и прочего. Поэтому попадаются цели, которые нужны не мне. Я их воспринимаю как необходимое зло, ставлю их себе почти по СМАРТ, а основное время трачу на поиск выгоды для себя из нее.

Помимо опыта, конечно:)

Созрели для перемен? Осуществите их в проекте «Стодневка – экспедиция к новому Я

«Стодневка» - это среда для развития. Погрузившись в нее, за 100 дней вы сможете не только достичь цели, но и разобраться в себе, прояснить свои ценности, научиться радоваться жизни здесь и сейчас, а не когда-нибудь, когда исполнится желаемое.

Вам не придется прикладывать сверхусилия. Правило маленьких шагов помогает двигаться к целям спокойно и непрерывно.

  • Автор и ведущий курса - .
  • Курс проходит в закрытой социальной сети в команде единомышленников.
  • На данный момент в проекте уже приняли участие 1485 человек, многие - не по одному разу.
  • Инструменты стодневки - фрирайтинг, работа с планом дня, трекинг привычек и многое другое.
  • Оплатив курс однажды, вы получаете право проходить стодневку сколько угодно раз.
  • Узнать подробности, задать вопросы и записаться на курс можно на http://stodnevka.ru .

Скачать бесплатно несколько писем курса можно .

На уроках русского очень мало времени уделяют тому, как составлять план текста. И напрасно, ведь это — действительно полезный навык, который пригодится не только при написании изложений и сочинений, но и на других предметах. Грамотно составленный план поможет освежить в памяти ключевые моменты и логические связи, лучше понять материал.

Определение

План представляет собой перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними. Проще говоря, это короткие заметки, взглянув на которые, вы сможете легко восстановить текст в памяти, а в идеале — пересказать, ничего не перепутав. План часто называют "скелетом" произведения — то, что остаётся, если убрать все лишние детали, подробности и художественные приёмы.

Виды плана

Итак, наша задача — передать суть текста. Однако записать ключевые мысли можно по-разному: своими словами или с помощью цитат, односложно или более развёрнуто. С учётом этого принято выделять 5 видов плана текста.

Тип Особенности Пример
Тезисный Сжато передаёт смысл каждой части текста. Содержит большое количество глаголов.
  1. Три поросёнка построили себе по дому.
  2. Пришёл волк и сдул домики из соломы и хвороста.
  3. Поросята спрятались у брата, который не ленился и сделал дом из камня.
  4. Волк не смог сломать третий дом, обжёгся в дымоходе и убежал.
Назывной Основан на коротких тезисах с большим количеством существительных и прилагательных.
  1. Дома трёх поросят.
  2. Нападение волка. Уничтожение домиков из соломы и веток.
  3. Спасение в каменном доме.
  4. Победа над волком.
Вопросный Каждый пункт представляет собой вопрос к определённой части текста. Ответив на них, можно полностью восстановить содержание.
  1. Какие домики были у трёх поросят?
  2. Почему волк легко сломал два дома?
  3. Как поросятам удалось спастись?
Опорная схема Мини-конспект из ключевых слов и отрывков предложений, которые помогают передать смысл текста.
  1. Три поросёнка строят домики: из соломы (Ниф-Ниф), веток (Нуф-Нуф) и камня (Наф-Наф).
  2. Встреча с голодным волком в лесу, погоня.
  3. Волк ломает дома из соломы и веток (дует).
  4. Убежище в каменной “крепости” Наф-Нафа.
  5. Волк не может сломать, хочет пролезть в дымоход.
  6. Победа над волком (нагревают котёл, волк обжигается и убегает).
Комбинированный Объединяет несколько типов.
  1. Поросята строят домики (солома, хворост, камень). Почему Ниф-Ниф и Нуф-Нуф смеялись над Наф-Нафом?
  2. Встреча с волком.
  3. Что произошло с домами Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа?
  4. Поросята убегают к Наф-Нафу и прячутся у него (“Никакой на свете зверь не откроет эту дверь”).
  5. Волк не может разрушить каменный дом и решает: “Проберусь в дом через трубу”.
  6. Поросята нагревают котёл. Волк обжигается, вылетает обратно и убегает в лес.

Говоря о том, как составлять план текста, в первую очередь нужно определиться с его видом. Для устного пересказа, например, больше подходят тезисы и опорные схемы, а для сочинения или анализа можно смело использовать вопросы.

Простые и сложные планы

Следующий вопрос, который нужно себе задать, — насколько важны подробности? Если их можно опустить, а суть материала передать своими словами, можно ограничиться простым планом из 3-5 пунктов.

А как составлять план текста, чтобы воссоздать полную картину, максимально раскрыть сюжет и все нюансы? В этом случае каждый из основных блоков следует дополнительно разбить на 3-4 подпункта. Вот как это выглядит:

Простой план Сложный план

2) Подготовка мачехи и сестёр к балу.

3) Появление феи-крёстной.

4) Золушка во дворце. Встреча с принцем.

5) Побег из замка. Потеря хрустальной туфельки.

6) Принц в поисках Золушки.

7) Развязка. Встреча влюблённых. Свадьба Золушки и принца.

1) Жизнь Золушки в новой семье.

  • Почему отец героини решил жениться снова?
  • Отношение мачехи и к девушке.
  • Как появилось прозвище “Золушка”?
2) Подготовка к балу.
  • Почему сёстры хотели попасть на бал.
  • Что сделала мачеха, чтобы Золушка не “бездельничала”?
  • Мысли героини, когда она осталась одна.

3) Появление феи-крёстной… и т. д.

Учимся составлять план текста на примере сказки

На самом деле самое сложное — научиться разбивать цельный рассказ на смысловые блоки. текста? Давайте разберём этот процесс на примере сказки "Гадкий утёнок" Г. Х. Андерсена.

1. Внимательно прочитайте материал.

2. Выделите и кратко запишите основную мысль произведения.

Пример:

"Все вокруг смеялись и издевались над гадким утёнком, но он выдержал все испытания и превратился в прекрасного лебедя, оставив их позади".

3. Разделите текст на логические блоки. Удобнее всего отметить их границы карандашом.

4. Перечитайте первую часть и выделите ключевые события/факты/мысли. Постарайтесь передать суть одним предложением.

Пример:

"Молодая утка высиживает яйца. Вместе с утятами вылупляется огромный некрасивый птенец".

5. Точно так же проанализируйте и озаглавьте каждый смысловой отрезок текста.

Примеры:

  • "Семья и другие птицы издеваются над не похожим на всех утёнком".
  • "Побег со двора и жизнь на болоте. Знакомство с дикими утками и гусаками".
  • "Встреча с охотниками" и т. д.

6. Выпишите все тезисы в столбик и перечитайте. Убедитесь, что план точно передаёт содержание текста, а вы не пропустили какой-то эпизод.

Понять, как составить план текста, нетрудно. Но для того, чтобы научиться писать их правильно, умещать в коротких тезисах максимум информации.


Анализ плана

Следующий момент, на котором нужно остановиться, чтобы разобраться, как составить план текста, — примеры самых распространённых ошибок, которые допускают ученики. Обязательно просмотрите свою работу. На что обратить внимание?

  1. Информативность . Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто "Гадкий утёнок" вам ни о чём не скажет).
  2. Длина . Описания не должны быть слишком детальными — в плане нужно упомянуть только те детали, которые нужны для понимания тематики, идеи и логики текста.
  3. Пропорциональность . Желательно, чтобы пункты были одинаковы. Слишком короткие стоит убрать или объединить с более развёрнутыми.
  4. Структура . В плане обязательно присутствовать вступление и заключение.
  5. Последовательность . Каждый пункт должен логически проистекать из предыдущего.
  6. Формулировки . Они не должны повторяться или наслаиваться по содержанию на соседние тезисы.
  7. Логика . Важно, чтобы вы план давал предсталение о причинно-следственных и других связях между блоками ("Из-за… случилось…, что привело к…").

Лучшая проверка — дать плану "отдохнуть" пару дней (или хотя бы часов), а затем, пользуясь только им, попробовать пересказать текст максимально близко к оригиналу.


Теперь, когда вы знаете, как составлять план текста по русскому языку, пора рассказать о небольших хитростях, которые помогут справиться с заданием быстрее и лучше.

  • Чтобы выделить смысловые блоки, ориентируйтесь на абзацы — как правило, в каждом содержится одна законченная мысль.
  • Выделяйте яркие образы, которые запомнились больше всего, и старайтесь использовать их в заголовках.
  • Поработайте над оформлением. Для основных пунктов обычно используется простая нумерация (1, 2, 3), а для подпунктов — двойная (1.1, 1.2, 1.3) или буквы (a, b, c).
  • Если не получается придумать заголовок, посмотрите, какие слова/термины используются в данном фрагменте чаще всего и отталкивайтесь от этого.
  • Черновой вариант план нужно набросать уже при первом чтении, когда вы следите за мыслью автора более внимательно и замечаете границы мыслей.


Помните, что многое зависит от того, для чего вы пишете план. На контрольной можно просто перечислить основные темы, которые раскрываются в тексте. Но если вы делаете это для себя, чтобы лучше усвоить и запомнить материал, лучше не полениться и сделать сложный план, отметив важные детали.

Один из лучших способов организовать свои мысли - это составить план. Такое умение необходимо всем, в частности, школьникам. В течение учебы дети очень часто составляют план параграфа, сочинения и т.д.

Зачем нужно уметь составлять план текста?

Если вы хотите написать хорошее эссе, речь, роман или же простое сочинение, то вам необходимо предварительно составить план. Без этого важного этапа конечный текст будет хаотичен, не продуман, а главная мысль будет «бродить по кругу». Как правильно составить план? Как отразить структуру плана в тексте? Об этом читайте в нашей статье.

Работа над сочинением: этапы

Прежде чем начать составлять план к сочинению, необходимо понять всю последовательность работы. В первую очередь нужно обдумать тему будущего текста, определиться с его основной идеей. Далее необходимо подобрать материал: высказывания, цитаты, определиться с тезисами. Составление плана сочинения можно начинать после того, как вы точно будете знать, что хотите сказать в своем тексте. Далее необходимо обдумать вступление и заключение. Составление плана основной части текста так же важно, как и работа над общим планом. Теперь можно перейти непосредственно к написанию сочинения.

План к сочинению: что это такое?

Давайте рассмотрим, как правильно подготовиться к написанию сочинения. В целом составление плана подразумевает выделение отдельных пунктов. Необходимо обозначить ключевые мысли уже готового текста или же того, который вы планируете написать. Здесь план стихотворения или рассказа ничем не отличается от плана сочинения.


Что значит составить план сочинения? Это значит разбить текст на определенные фрагменты, при этом выделив пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый из получившихся фрагментов - это микротекст, который будет равен одному абзацу или нескольким. Каждый такой микротекст необходимо озаглавить. А заглавие, в свою очередь, является одним из пунктов плана.

Как правильно составить план?

Важно, чтобы весь текст был объединен одной мыслью, а выделенные фрагменты были логически связаны. В результате должен получиться текст, в структуре которого можно выделить вступление, основную часть и заключение.

Как правильно составить план и что вынести в его пункты? Как правило, в качестве пунктов выступают не отдельные слова, а целые фразы и развернутые словосочетания. Отдельными словами очень сложно передать главную тему или мысль, они слишком конкретны и «узки». Однако сложные предложения так же малопригодны, так как они представляют собой законченную мысль: все, что хотели сказать, уже сказали.


Как правильно составить план? Использовать в качестве пунктов именно словосочетания, ведь они несут информацию в сокращенном, свернутом виде, при этом представляют собой смысловое единство. В самом же сочинении эту мысль необходимо будет «развернуть». Однако возможно сформулировать пункты и в виде вопросов, ответы на которые вы дадите в тексте.

Что важно помнить при составлении плана?

Во время работы не следует забывать о том, что составленный ранее план несет информацию о структуре вашего сочинения. Он содержит конкретные сведения о содержании каждой смысловой части текста. То есть через план должно «просматриваться» все сочинение.

Начало работы: структура сочинения

Составляя план, необходимо продумать направление мысли, которую вы собираетесь отразить в сочинении. С чего вы начнете? Чем закончите? О чем будете писать в основной части? Любой текст состоит из трех основных частей: вступления, основной части и заключения. Подберите заголовки к каждой из них. Можете дополнить их своими заметками-пояснениями. Так у вас получится развернутый план сочинения, по которому будет гораздо легче написать текст, не потеряв логической связи между частями. Можно сформулировать пункты плана в виде вопросов, на которые вы ответите в сочинении.


Помните, что все три части текста будут неравнозначны по своему объему. Кроме того, нельзя допускать, чтобы какая-то из них «выпала».

А что же писать в каждой из частей сочинения?

  • Вступление. Предвосхищением является вступление. Оно как бы «рекламирует» ее, стремясь заинтересовать читателя. Вступление подготавливает к восприятию главной мысли, а также задает тон всему тексту. В этой части сочинения можно привести интересные афоризмы или выразить свои эмоции.
  • Основная часть. Этот раздел должен раскрывать мысль, которую ты хочешь выразить.
  • Заключение. В этой части необходимо подвести итог тому, что ты говорил в сочинении. Помни, что текст не должен обрываться резко. Кратко повтори основной тезис, сделай вывод.

План сочинения: пример

Приведем образец плана сочинения-рассуждения. Например, необходимо написать текст на тему «Что такое дружба?» В этой теме можно порассуждать о том, кто такой друг, или рассказать о вашей собственной дружбе и доказать, что это именно дружба.

План к рассказу или рассуждению строится по следующей схеме:

  • Вступление. В этой части сочинения мы готовим читателя к тому, о чем будем рассуждать в тексте. Можно сказать о том, что дружба - это важная часть нашей жизни, или привести интересное высказывание знаменитого человека и выразить свое согласие или несогласие, в дальнейшем обосновав его.
  • Основная часть. Здесь необходимо привести аргументы, доказывающие то, о чем вы сказали в начале. Например, обосновать, почему дружба в жизни человека играет не последнюю роль. Если вы согласились или не согласились с нужно аргументированно объяснить, почему вы того же мнения или почему считаете иначе.
  • Заключение. Подведите итог ваших аргументов, сделайте вывод.
  • Составление любого плана начинается с осмысления темы и ответа на вопрос о том, что я хочу сказать в своем сочинении. Как это логически связать?
  • Сначала на черновике набросайте основные тезисы, которые должны найти отражение в вашем тексте.
  • Не бойтесь пользоваться вспомогательными материалами. Это вовсе не означает, что можно просто списать все из интернета. Но посмотреть варианты чужих сочинений на похожую тему и взять какие-то идеи на заметку не возбраняется.
  • Помните, что далеко не весь объем материала найдет свое отражение в вашей работе: выберите самое интересное и важное.


  • В первую очередь помните, что композиционный строй сочинения должен подчиняться его содержанию.
  • Продуманность предварительно составленного плана определяет такие важные вещи, как последовательность изложения мыслей в тексте и логическая связь между его частями.
  • Соразмерность частей сочинения также важна: суммарный объем вступления и заключения не должен превышать трети объема всего текста.
  • При составлении плана используйте краткие и простые предложения. Выражайте свои мысли по существу. Необязательно, чтобы на этапе создания плана язык был совершенен, главное, чтобы пункты точно отображали вашу точку зрения.