Как была обретена икона божьей матери державная. Икона божией матери «державная

Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года - в день отречения от престола императора Николая II, будущего царственного страстотерпца, - в селе Коломенском близ Москвы.

Некой крестьянке Евдокии Адриановой, жительнице деревни Перервы, было трижды во сне открыто, что есть позабытый образ Богородицы, через который отныне будет явлено небесное покровительство Царицы Небесной русскому народу. Она ясно слышала слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся».

Настоятель храма в Коломенском, отец Николай Лихачев, к которому обратилась Евдокия, не стал препятствовать, и они вместе осмотрели все иконы, находившиеся в церкви. Не найдя ничего похожего в храме, отец Николай предложил посмотреть иконы в подвале церкви, по разным причинам сложенные там, среди которых и выбрали самую большую, покрытую вековой пылью. Очистив икону от пыли, они к своему удивлению увидели изображение Божией Матери, сидящей на троне. По мере приведения иконы в порядок обнаружилось, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. В одной руке Владычица держала скипетр, в другой - державу (знаки царской власти над миром), на главе Ее была корона, а на плечах - красная мантия или порфира. При необыкновенно суровом лике Богоматерь на иконе имела царственный вид - все указывало на то, что Владычица отныне принимает на себя особое попечение о многострадальном русском народе.

Адрианова сразу признала виденную во сне икону, а священник тотчас же отслужил перед образом молебен с акафистом.

Слух о вновь найденной иконе быстро распространился не только в селе Коломенском; богомольцы стекались в церковь Вознесения из Москвы и других мест, получая от Божией Матери благодатную помощь. В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была встречена Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и другими сестрами с большим торжеством. Икону для поклонения возили и в другие церкви, а по воскресным и праздничным дням она оставалась в селе Коломенском.

По некоторым сведениям, Державная икона Божией Матери до 1812 года пребывала в Вознесенском женском монастыре в Москве. Спасая икону от Наполеоновского разграбления, ее спрятали в селе Коломенском и, по всей вероятности, забыли там на 105 лет, пока она не явила себя в положенное время.

Знаменательно, что святой образ был обнаружен в особое время - в начале русского лихолетья. Царственный вид иконы, скипетр и держава словно подчеркивают, что Владычица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской. Знаменательна и алая порфира Богоматери, цвет которой напоминает цвет крови...

Служба и акафист Державной иконе Пресвятой Богородицы составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона († 1925).

Ныне эта святая икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена 27 июля 1990 года.

В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная».

В Государственном архиве Тульской области, в фонде «Тульская палата древностей», на хранении есть удивительный документ. Внешне похож на листовку и представляет собой один стандартный лист формата А4, текст на котором набран типографским способом. Как свидетельствует подстрочник - по заказу Варваринского народного Общества трезвости в Москве в типографии «Т.ва Рябушинских». Документу сто лет. Содержание, составленное современниками, невольно вызывает и сейчас душевный трепет, так как возвращает нас в начало трагических для православной России дней - отречения Государя Императора Николая II от престола и явления иконы Божией Матери «Державная».

Молитва «Державной» иконе, напечатанная на отдельном листе в 1917 г. Внизу под текстом надпись: «Издание Варнавинского Народного Общества Трезвости. Москва. Семеновская застава на площади, тел. 1-73-53, трамвай № 22». Под рамкой указана типография, в которой была отпечатана молитва: «Тип. “Победа” Г. Антонова. Москва. Тел. 5-58-72». Собрание московского музея «Наша Эпоха».

На одной стороне документа помещено «Краткое сказание о новоявленной в с. Коломенском под Москвой «Державной» Иконе Божией Матери», на второй - .

Храм Вознесения Господня в Коломенском, 20-е годы XX века

Явление Державной иконы Божией Матери в 1917 году не было неким обновлением, а обнаружением старой иконы в подвале церкви Вознесения в селе Коломенском.

Крестьянке Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, деревни Починок, Евдокии Андриановой, проживавшей в слободе Перерве, были 2 сновидения - 13-го февраля (на этот день пришелся первый понедельник Великого поста в 1917 г.) и 26-го февраля.

13-го февраля во сне ей был голос: “Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся”. Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний. Спустя 2 недели, 26-го февраля, как бы в ответ на усердную молитву, в другом сне она увидела белую церковь, в которой величественно восседала Женщина. В этой Женщине Евдокия Адрианова сердцем почувствовала Царицу Небесную, хотя лика Ее и не видела. 2-го марта она отправилась в село Коломенское, чтобы исповедаться и причаститься, и, увидев , сразу же узнала виденную во сне белую церковь. Вознесенская церковь была построена в 1532 году великим князем Московским Василием III в благодарность Богу за рождение наследника—будущего царя Ивана IV Грозного.

Настоятелем церкви Вознесения Господня был священник Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Андрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. Отец Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Андрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением.

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Державная»

Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду - на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. Именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим в храме представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках (отчего и произошло название: “Державная”). На Ее коленях находился благословляющий Богомладенец. Лик Богоматери был необычайно строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.

Об обретении иконы управляющий Московской епархии епископ Дмитровский Иоасаф (Каллистов) доносил митрополиту Московскому святителю Тихону (Белавину) (будущему Патриарху), а тот в донесении от 13 октября 1917 г.—Святейшему Синоду. В своем донесении митрополит Тихон писал: “По сведениям, данным членом комиссии от церковно-археологического отдела при Московском обществе любителей духовного просвещения протоиереем Страховым, икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Божией Матери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего”.

Вознесенский монастырь в Кремле

По некоторым сведениям было установлено, что Державная икона Божией Матери принадлежала Вознесенскому женскому монастырю в Москве. Скорее всего, она осталась от прежнего иконостаса Вознесенской церкви, замененного в XIX веке. В 1812 г. во время эвакуации из Москвы при нашествии Наполеона, икона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского и, вероятно, забыта там на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время. (Вознесенский монастырь являлся усыпальницей великих княгинь и русских цариц до XVIII века и был взорван вместе с Чудовым монастырем в Кремле в 1929 г.)

Вскоре после обретения образ был отреставрирован в иконописной мастерской московского Алексеевского девичьего монастыря и вставлен в новый иконостас Георгиевской церкви, находящейся рядом с Вознесенской церковью.

“Державная” икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2 (15) марта 1917 г. - в самый день отречения от престола государя-императора страстотерпца царя Николая II. Всю Россию облетело известие о том, что в этот трагический день произошло чудесное явление новой иконы. В Коломенское толпами стекались богомольцы. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.

Царская семья и великая княгиня Елизавета Феодоровна

В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была торжественно встречена настоятельницей - будущей преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Федоровной и другими сестрами. В том же году печатные сведения о обретенной иконе появились в журнале «Душеполезный собеседник» за октябрь. Скоро почти в каждом храме появился список с “Державной”, были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие будущий патриарх Тихон (иная служба составлена Владимиром Васильевичем Богородицким).

Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола быстро стала распространяться по всей России и расценивалась верующими как знак того, что Царица неба и земли взяла в Свои руки управление Россией. Большое количество богомольцев стекалось в село Коломенское, и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов.

А. Алексеевич. Николай II накануне отречения. 2005 год.

В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: “Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей “Дом Богородицы” в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа”.

После революции в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее “Державной” иконы в 1925 г. был освобожден из тюрьмы настоятель храма свт. Николая в Плотниках прот. Владимир Воробьев, который особо чтил “Державную” и до своего ареста по воскресеньям часто ходил со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.

Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в 1934 году в своем стихотворении Сергей Бехтеев:

Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
“Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю”.
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница…
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит

Список иконы Божией Матери «Державная» в подклете храма Вознесения

В советское время подлинник иконы на долгое время был сокрыт от лица верующих. Как впоследствии стало известно, икона хранилась в Государственном историческом музее.

Второе обретение иконы Божией Матери именуемой «Державная»

Документально установлено, что после запрещения богослужений в храме Вознесения в селе Коломенском икона вместе со всеми другими иконами храма была помещена в хранилище филиала Государственного Исторического музея «Село Коломенское» (в обезглавленную в те годы церковь во имя вмч. Георгия Победоносца). После 1929 года икону передали в основное хранилище музея, в здание на Красной площади. Ее перемещение отражено в Книге поступлений в Государственный Исторический музей (регистрационный № 67494). Затем икону поместили в хранилище экспонатов Отдела изобразительного искусства и соответственно вписали в инвентарную книгу Отдела (регистрационный № 1399).

15 апреля 1988 года икону временно передали на выставку в Издательский Отдел Московского Патриархата, где святыня пребывала в течение двух лет в алтаре домового храма во имя Преподобного Иосифа Волоцкого.

Икона Божией Матери “Державная” в Казанском храме в Коломенском

В соответствии с известным постановлением правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону было решено перенести в Коломенское. Согласно Акту Государственного Исторического музея от 23 июля 1990 года и Приказу Министерства культуры Российской Федерации, образ был передан в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

27 июля 1990 года, в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, духовенство и прихожане храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском торжественно встретили Державную икону Божией Матери. Икона была установлена у правого клироса храма. Перед ней происходит чтение Акафиста, составленного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском.

Явленная икона изграфлена на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в свое время масло было наложено на “голую” древесину, без грунта.

Кто-то скажет, что простые люди должны молиться перед иконами, помогающими в решении простых бытовых проблем, а «Державная» икона Божией Матери в чем помогает, знают немногие. Считается, что этот образ предназначен для тех, кто облечён государственной властью, мол, обращаться к этой иконе можно, только прося поддержки для правителей страны. Однако это не совсем так.

Мучительные вопросы

В свете современных событий, когда мир кажется таким хрупким, когда государственные границы не защищают богатые русские земли от алчных глаз иноземцев, когда для удовлетворения геополитических запросов правящей мировой элиты уничтожаются сотни тысяч людей, когда внутри собственной страны до власти дорвались люди, безразличные к судьбам кормящих их людей, хочется воскликнуть: «Неужели это справедливо, неужели так и должно быть, неужели нет силы, способной противостоять злу и несправедливости?!» Может быть, Господь отвернулся от России? Есть ли ответ на этот вопрос?

Простое совпадение или знамение?

В 1917 году, 2 марта, в селе Коломенское, что ныне входит в городскую черту Москвы, чудесным образом была обретена икона Богородицы, на которой Пречистая Дева держит в руках символы государственной власти. Интересно, что в этот же день произошло ещё одно событие, перевернувшее судьбу нашей страны - император Николай Второй отрёкся от возложенной на него миссии править страной, как надлежит человеку, помазанному на таковое служение Самим Господом Богом. Однако Отец Небесный не бросил на произвол судьбы страну и её обездоленный народ. Случилось чудо, давшее всей России надежду на спасение. В момент отречения Бог незримо стоял возле Николая и взял у него скипетр и державу, чтобы передать Той, которая никогда не отречётся от них, а в своё время передаст достойному. Как иначе можно объяснить чудо появления иконы Царицы Небесной в облачении царицы земной, восседающей на троне с символами верховной власти над страной в руках и с Богомладенцем на коленях, благословляющим всех, к Нему припадающих?

Своё мнение относительно верховной власти Господь сообщил через простую крестьянку

Интересно, что женщина, которая рассказала о месте, где лежит икона, видела сны, в которых Силы Небесные и указали ей на него. Получается так, что Господь предвидел предстоящее отречение. А может быть, Соборная клятва, данная представителями всех земель и сословий в 1613 году роду Романовых, была в 1917 году отменена? Мы можем только гадать и искать сокровенный смысл события. «Державная» икона Богоматери не отвечает, кто виноват в бедствиях народа и в захвате власти безбожниками. Значит, ответ нам знать и не нужно. Ведь отыскивая его, мы ищем виновного. А нам заповедано: «Не судите, и не судимы будете». Благословением и соборной молитвой Патриарха Алексия Второго православные граждане России принесли покаяние за то, что не сохранили монархию, что попустили нарушение и несоблюдение Соборной клятвы, произнесённой и скреплённой подписями перед первым Романовым - шестнадцатилетним Романовым-Юрьевым - 300 лет назад.

Совпадение или новое знамение?

В городе Екатеринбурге, где была расстреляна царская семья, в память об этом событии основали монастырь Святых В начале двухтысячных на территории монастыря возвели храм Богородицы. Престольная икона, в честь которой он был освещён, это, как вы понимаете, «Державная» икона Божией Матери. Значение события трудно толковать двояко. Символизм никто не оспаривал тогда и не оспаривает сейчас. Царь-мученик, отрекшийся от престола, и принявшая от него атрибуты власти «Державная» икона Божией Матери. Значение того, что произошло после, ещё предстоит осмыслить: в 2010 году, не простояв и четырёх лет, церковь сгорела.

Господь хранит Россию

Есть мнение, что последние Романовы уже не имели русской крови, а их тесные сношения с монархиями других стран, всегда имеющих претензии к России, грозили нашей стране утратой независимости, которой добились прежние цари, расширив границы и обеспечив торговыми морскими сообщениями. Нам грозила участь дойной коровы, которая стала бы питать Европу. Долготерпеливый и милосердный Господь не допустил этого. Залогом Его попечения и благоволения к России и стала «Державная» икона Божией Матери. В чем помогает образ, нетрудно догадаться. Ему молятся о сохранении целостности государства во время опасностей, связанных с риском территориального распада страны. Уходя служить в армию, нужно прийти в храм и попросить благословения у святого образа. Если мать даст своему сыну, отправляющемуся охранять границу, походный складень с этой иконой, то Пресвятая Дева дарует ему победу в бою, если такой случится, и он вернётся домой целым и невредимым.

Хорошо бы икона Пресвятой Богородицы «Державная» висела в кабинетах правительственных чиновников. И перед принятием решений они осеняли бы себя обратив взоры и мысли к Святому Лику.

Когда начнётся новый расцвет России?

В преддверии всенародного сиротства нам была явлена «Державная» икона Божией Матери. О чем молятся Богу сироты? Они обращаются к Нему во всех своих нуждах и скорбях.

Легенда утверждает, что благоденствие в России наступит, когда на своё место вернётся чудотворная «Державная» икона которую мы читаем перед этим образом, пусть содержит и эту просьбу. А что считать тем местом, куда должна вернуться икона и почему она до сих пор не там? Чтобы понять это, надо подробнее познакомиться с её историей.

Чудо обретения иконы

13 февраля 1917 года некой женщине (сохранилось даже её имя - Евдокия Андрианова) привиделся сон. А надо сказать, что накануне, 12-го числа, был большой праздник в честь глубоко почитаемого образа Девы Марии, именуемого «Иверским». Эсхатологический смысл таинственно связанный с конечными судьбами мира, известен духовным лицам. Так вот, в ночь после праздника приснилось Евдокии, что от неё требуют отыскать в селе Коломенском чёрную икону, покрасить её в красный цвет и перед найденным образом молиться. Набожная женщина усердно помолилась Богу, прося наставить на путь истинный и научить выполнить Его Святую волю, а также избавить от козней диавола, если это от него она получила видение.

26 февраля привиделся ей новый сон, где предстала перед ней Величественная Женщина и своим сердцем почувствовала в Ней Евдокия Саму Пречистую Деву. Не в силах больше мучиться догадками и хранить в секрете свои сновидения, пошла Евдокия Андрианова в Коломенское, благо оно было не слишком далеко. Нашла она там церковь Вознесения и приступила к настоятелю со своими тревогами и сомнениями. Добрый батюшка выслушал её, показал иконостас, но ни одна из икон не походила на ту, что женщина видела во сне. Тогда решено было поискать в подсобных помещениях. И в подвале нашли-таки искомое. Образ был покрыт пылью и паутиной, однако это была именно та икона, которую женщина видела во сне.

Так первый раз была обретена заступница русской земли - «Державная» икона Божией Матери. Молитва простой деревенской женщины о наставлении на путь истинный осуществилась таким способом. Поистине, пути Господни неисповедимы.

В каких нуждах помогает Богородица «Державная»?

Весть об иконе Богородицы, взявшей в свои руки монаршую власть над страной, быстро разлетелась по окрестностям и добралась до обеих столиц. Образ стали возить по разным приходам, люди выстраивались в очереди, чтобы только посмотреть, как выглядит «Державная» икона Божией Матери. Молитва перед Ней многим помогла исцелить недуги, устроить личную жизнь и помочь при материальных затруднениях. Царица Небесная, как родная мать, помогает во всех бедах. Нужно только подойти к ней, рассказать о себе. Промыслом, мудростью и властью всё устроит и всех утешит «Державная» икона Божией Матери. В чем помогает этот Образ людям, крещёным во Имя Её Божественного Сына? Судите сами. Осиротев после потери царя, народ прильнул к Небесной Матери. Её лик строг и властен. Она восседает на земном троне, что подтверждает принятие Ею на себя именно земной, мирской власти над страной. Мирская власть - это мирские дела, мирские заботы и мирские проблемы.

Исчезновение иконы

Вскоре после обретения икону отреставрировали, с участием патриарха Тихона в честь неё был сочинён акафист, составлена служба и канон. В последующие годы, когда начались гонения на верующих, а церкви стали опустошать и осквернять, икона исчезла. Но она не была утрачена бесследно. Первая икона «Державная Божья Матерь», фотография которой помещена в начале статьи, долгие годы тайно хранилась в запасниках Государственного исторического музея.

Второе обретение

Второй раз её обрели сразу после первой Литургии по царственным мученикам, то есть через 72 года после Екатеринбургской бойни. Сотрудники Исторического музея передали её православной церкви.

Можно не разбираться в политике, не знать глубоко историю, а только любить и уважать свою родину, почитать Бога, Его Пречистую Мать и святых, и тогда сердце само подскажет, кому «Державная» икона Божией Матери в чем помогает.

По преданию, процветание начнётся в России после того, как икона вернётся на место своего обретения, то есть в Вознесенский храм Коломенского. Сейчас она находится в храме Казанской Божьей Матери, также расположенном в Коломенском, а Вознесенская церковь пока закрыта. По крайней мере в 2012 году это было так.

История Российской империи неразрывно связана с некоторыми святыми образами, которые сыграли чудесную роль. Они становились оплотом веры и являли чудеса в самые темные и лихие времена. Люди молились им о спасении от нашествий врага, от эпидемий, о мире в стране и происходили чудеса - войны заканчивались, города чудесным образом сохранялись от разрушений, а больные исцелялись. Именно к ним относится Державная икона Божией Матери.

В критический момент 1917 года она стала оплотом веры простых людей и уберегла сотни из них от смерти.

Иконография

Изображения Богородицы достаточно древние, уже первые христиане пытались изображать ее на досках или холстах, чтобы при донесении Благой вести о спасении через Христа можно было подтвердить ее иллюстрациями.

С развитием иконописи работы стали более совершенными, красивыми и четкими.

Стоит упомянуть тот факт, что никогда иконопись не имела развлекательный характер. Все доски были созданы с целью донести до христианина и неверующих людей церковное учение, продемонстрировать совершенные отношения между Богом и человеком и помочь при донесении Благой вести.

Державная икона Божией матери имеет отличительные особенности, которые отражены даже в ее названии:

  • Тип - Панахранта или Всецарица;
  • Дева Мария расположена на троне, а на ее голове - корона;
  • одежда Богородицы имеет ярко-красные цвета, которые характерны для любого царского облачения;
  • трон с закругленной спинкой золотого цвета;
  • располагается Богородица чуть на возвышении, а в руках у нее - атрибуты монаршей власти: корона, скипетр и держава;
  • Христос изображен отроком и находится на коленях у Матери;
  • Облачен Христос в светлые одежды;
  • Одна рука Его поднята для благословения, а вторая указывает на державу.

Расположение Богородицы, ее одежда, перст Христа, направленный на нее - все это подтверждает царственный статус Девы Марии и ее достоинство как Царицы Небесной. Некоторые копии имеют сверху изображение Бога Отца, однако по канону это неверно, поскольку изображать Господа запрещено, ведь грешный человек не смеет даже взглянуть на Него.

Важно! Именно поэтому традиция Православной церкви запрещает рисовать Господа на ликах, кроме изображений Иисуса Христа , которого люди видели воочию.

Святой лик написан маслом на доске. Сегодняшняя версия лика отличается от первоначально нарисованного. В процессе транспортировок и перемещений доски ее низ был поврежден, и его пришлось отпилить. А вот верх, как и изначально, остался закругленным.

Другие Богородичные иконы:

Существует несколько списков, которые располагаются в храмах по всей стране и некоторые из них признаны чудотворными, как и оригинальная доска. Ведь во время революции, после потери монарха, народ был разобщен, началась гражданская война, и только икона «Державная» напоминала верующим, что у них есть одна правительница Царица Небесная, которую нельзя убить и которая заступится за них всегда. Несмотря на преследования коммунистической власти, люди укрывали у себя в домах «Державную» и продолжали ей молиться.

Святая Мария тут изображена как совершенная из всех людей, ведь выше нее - лишь Христос. Она не только заступница людей на земле, но и путеводительница их в жизнь небесную.

«Державная» икона Богородицы, Богородицерождественский храм в Костино, город Королёв

Месторасположение иконы

Несмотря на мирное положение в государстве, люди и сегодня приходят к «Державной» с просьбами и молитвами. Почитают ее также, как и в прежние времена.

На сегодняшний день существует несколько мест, где можно найти изображение ее:

  • район Чертаново в Подмосковье - именно там община возвела новый каменный храм вместо старого деревянного. Это храм из кирпича с пятью шатрами, где ведется активная жизнь православной общины: воскресная школа, хор, молодежные мероприятия;
  • копия находится в Вознесенской церкви (Гороховый переулок), там же где хранится и мироточащая икона царя Николая;
  • копия есть и в Московском монастырском подворье при Соловецком монастыре. Именно это место и серьезно пострадало при Красной революции поэтому особенно чтит «Державную»;
  • в храме пророка Ильи;
  • В Успенском благочинии Москвы в одноименной церкви ее хранится данный лик. Сам храм является памятником архитектуры и хранит множество православных реликвий.

Помимо указанных храмов, есть и другие, которые начинались с именно этого лика. Маленькая часовня из дерева с ним положила основание главному собору РПЦ. Она сохранилась и сегодня и стала частью комплекса зданий храма Христа Спасителя. Там служат в дни празднования и читают перед написанным во время революции списком акафисты.

История образа

Кто и когда написал лик «Державная», точно неизвестно, хотя существует теория о ее месторасположении в Вознесенском монастыре Кремля, где ранее хоронили княгинь и цариц. Именно отсюда и появилась прочное мнение, что образ связан с монархами и царской властью.

Данный образ достаточно стар, хотя популярным и известным он стал только с началом политических волнений 20-го века в России.

Во время революции он был утерян, поскольку люди прятали его в своих домах, чтобы красноармейцы не сожгли святыню. С тех пор не было официальных данных о местонахождении иконы. Пока жительнице Подмосковья не приснился сон, в котором Дева Мария велела ей найти некоторое свое изображение.

Читайте о христианстве:

Женщина начала поиски и со временем и Божьей помощи отыскала ее в селе Коломенском в Вознесенской церкви. От времени лик почернел, но все же изображенных на ней персонажей можно было различить. В тот же день, когда доска была найдена, император Николай произнёс речь отречения. Верующие люди растолковали события следующим образом: за грехи народа Бог наказал их и отнял у них императора, взамен допустив вознесение коммунистической атеистической власти.

Однако находка такой важной реликвии в такое смутное время дало понять верующим, что Бог все же не отвернулся от них, и Дева Мария будет также ходатайствовать за людей перед Богом.

Доску реставрировали монахи из монастыря в Москве, несколько изменив первоначальные ее вид - облачение сделали багровым, как было сказано Евдокии, той самой женщине, что отыскала образ, во сне.

Важно! После нахождения лика он стал объектом народного почитания, чему только поспособствовала трагическая гибель помазанника-императора. За время атеистической власти в России верующие лишь молились и просили Господа помиловать их страну. Именно поэтому в 1993 г. патриарх Алексий покаялся перед церковью и народом за грех цареубийства. Существует множество свидетельств того, как горячие молитвы лика Богородицы помогали верующим стать тверже в вере и справиться с проблемами.

Приходят к иконе «Державная» с разными просьбами о:

  • здоровье своем и родных;
  • возможности выздороветь от тяжелых заболеваний и восстановиться после;
  • найти любовь и завести семью;
  • помощи встать на путь истинный или наставить родного человека;
  • защите и помощи при финансовых проблемах;
  • исцелении от травм сердца и духа;
  • даровании радости сердцу и защите от притеснителей;
  • мире в стране;
  • спасении державы от эпидемий и войн;
  • прощении и прекращении вражды.
Совет! Любой верующий человек может прийти и с верой помолиться у образа Девы Марии, и он должен быть уверен в том, что Дева не оставит его просьбу без внимания. Она будет ходатайствовать за него перед Господом, и его молитва будет отвечена.

Посмотрите видео о Державной иконе

Память иконы Божией Матери «Державная» совершается в Русской Православной Церкви 15 марта по новому стилю.

История обретения иконы «Державная»
В русском церковном искусстве существует огромное количество икон, посвященных Богоматери, что неудивительно, поскольку русский народ всегда с большой любовью относился к Царице Небесной, видя в Ней свою Заступницу. Множество богородичных икон прославились как чудотворные: через них многие люди получали и получают быструю помощь. Однако есть такие иконы, которые играли важную роль не только в жизни отдельных людей, но и в истории всей страны. К таким образам относится икона Божией Матери, именуемая «Державной».
Обретение иконы Пресвятой Богородицы «Державная» было совершено в особо сложный для русского народа исторический период, когда император Николай II отрекся от престола. Падение монархии и начавшаяся революция повлекли за собой множество тяжелых и кровавых событий, которые изменили весь ход русской истории.
15 марта, в день отречения императора от престола, крестьянке Евдокии Адриановой, жившей в селе Коломенское неподалеку от Москвы, во сне было открыто, что Россию ждут тяжелые испытания, однако Царица Небесная не оставит русский народ. Женщине было сказано, что в сельском храме нужно найти икону Божией Матери. Евдокия рассказала об этом сне священнику, и после долгих поисков в подвале храма действительно был найден иконописный образ, однако он был так сильно покрыт слоем пыли и копоти, что не сразу смогли понять, Кто изображен на иконе. Когда же святой образ был очищен, то на нем увидели изображение Пресвятой Богородицы, держащей на коленях Младенца Христа, рука Которого была поднята в благословляющем жесте. Иконография этого образа была не совсем обычна, так как главу Царицы Небесной венчала корона, а в руках она держала символы царской власти – скипетр и державу. Крестьянка Евдокия Адрианова сразу же узнала в обретенном образе ту икону, которая была явлена ей во сне.
О чудесном явлении иконы стало широко известно, и многие стали посещать село Коломенское, чтобы поклониться этому удивительному образу. Комиссия, созданная Священным синодом для исследования обретенной иконы, установила, что она была написана в конце XVIII века. Большой размер иконописного образа и его закругленная верхняя часть дает основание предположить, что его создавали для храмового иконостаса. Существует мнение, что икона находилась изначально в Вознесенском монастыре в Москве, но во время нашествия Наполеона ее перенесли в Коломенское, чтобы сохранить от поругания. Однако со временем об иконе забыли, и она пролежала около столетия в подвалах храма.

Значение «Державной» иконы для России
Явление иконы Божией Матери «Державная» в день отречения императора Николая II и фактического прекращения монархии в России имело глубокий духовный смысл, словно указывая на то, что Царица Небесная не оставит русских людей в годы предстоящих испытаний. Те символы царской власти, которые держит в руках Пресвятая Богородица, символизируют то, что Она взяла на Себя хранение Русской земли.
Сразу после обретения иконы к ней стал стекаться народ, чтобы помолиться Божией Матери и попросить помощи. Вскоре при участии патриарха Тихона была написана служба и акафист иконе и, кроме того, множество храмов пожелало иметь список с этого образа. В настоящее время существует большое количество церквей и часовен, освященных в честь этой иконы.

Иконография образа Божией Матери «Державная»
В русском церковном искусстве изображение Божией Матери на троне не было широко распространено и пришло в иконографию из Византии, где она помещалась на иконостасе или в алтаре. «Державная» икона имеет ряд особенностей, отличающих ее от образов такого типа. Например, держава в руках Божией Матери не венчается крестом, как это было принято в византийском церемониале. Эта деталь приобретает на «Державной» иконе особое значение, указывая на гонения, которые предстояло пережить Русской Православной Церкви в XX веке. Показательно также, что Богомладенец благословляет молящихся слева, что символизирует милость Божию к падшим.

Тропарь, глас 8:
Ангелов лицы благоговейно Тебе служат и вся Небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево; усердно молим Тя, Владычице, да пребудет Божественная благодать на честней иконе Твоей "Державней", и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от Нея на всех с верою Тебе молящихся и вопиющих Богу. Аллилуиа.

Кондак, глас 8:
Взбранной Воеводе победительныя песни приносим,/ яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся,/ не от мира бо спасение наше,/ но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся/ и тому днесь радуемся,/ яко прииде Заступница на стражу земли Своей.

Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.

Молитва:
О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.