Какое настоящее имя у мать терезы. Мать тереза - биография

19.07.2019 Документы

О чем мечтают многие? Об известности и достатке, о том, чтобы прожить яркую интересную жизнь, о том, чтобы машина была не хуже, чем у соседа... Она мечтала о том, чтобы служить бедным, чтобы накормить голодных и успокоить страждущих. Жизнь матери Терезы просто удивительна и неповторима. Такие, как она, рождаются один раз в тысячу лет. Память о ней будет жить еще очень долго, ее добрые дела продолжают последователи, во всем мире действуют ее приюты и больницы для нищих. Кто такая

Биография. Начало пути

В Македонии, в городе Скопье, 26 августа 1910 года в албанской семье родилась девочка Агнес. Ее отец Никола и мать Дранфиле были католиками. Глубоко набожные, они регулярно посещали церковь, много времени уделяли молитвам и благотворительности.

Отец Агнес погиб при невыясненных обстоятельствах в 1919 году. Мать осталась с тремя детьми на руках. Привыкшей к обеспеченности осиротевшей семье сначала приходилось трудно. Но Дранфиле не отчаялась. Она стала зарабатывать шитьем и вышивкой на пропитание, и не только вела с детьми безбедную жизнь, но и продолжала помогать бедным.

Агнесса Гонджа Бояджи была симпатичной, послушной и умненькой девочкой. Помогала маме, пела в церковном хоре, сочиняла стихи. Но уже с 12 лет знала, что хочет посвятить свою жизнь Богу. В 17 лет она попросила благословения у матери стать монашкой. Дранфиле испытала настоящий шок. Она осознавала, что больше никогда не увидит Агнесс, и всем сердцем не желала этой разлуки. Однако после ночи, проведенной в раздумьях и молитвах, все-таки пошла навстречу дочери и благословила ее на святые дела.

26 сентября 1928 года в путь через Индийский океан в Калькутту в Лоретто отправилась уже не Агнесса, а мать Тереза. Краткая биография не способна охватить всю гигантскую мощь ее деяний, ее неисчерпаемого милосердия и безоговорочной веры в Иисуса.

Служение

Достигнув обители ордена Лорето, сестра Тереза стала учительницей. Она преподавала детям уроки истории и природоведения, занималась с отстающими, много молилась. Она пела в церковном хоре, заслужила уважение и почет, заняла пост директора одной из школ. Так продолжалось целых 16 лет. А потом монахиня добилась одобрения Рима стать вольной миссионеркой и 16 августа 1948 года покинула орден.

Она ни в чем не знала нужды, легко справлялась с обязанностями, была довольна жизнью и вдруг решила все бросить. Почему так поступила мать Тереза? Краткая биография ее свидетельствует, что только к велению души прислушивалась монахиня, пожелавшая без остатка посвятить свою жизнь Богу - "Королю всего мира".

Кто такая мать Тереза

Это монахиня, которая, последовав велению сердца, отказалась от удобств и покоя жизни в общине, вместо этого купила дешевое белое сари и шагнула в трущобы Калькутты.

Тут ее ждал кошмар - зловонные грязные улицы, голодные нищие, гниющие тела, безнадежность умирающих, выброшенные на улицу оборванные дети и прочие ужасы. Первое впечатление повергло монахиню в шок, со слезами убежала она в свою обитель и обратила свой взор к Богу. Молитва матери Терезы была бесхитростной. Она просила у Всевышнего сил исполнить то, для чего Он ее предназначил. Бог ответил на горячее искреннее воззвание. Сердце монахини наполнилось решимостью, мужеством и горячей любовью ко всем обездоленным и забытым. В них она увидела Христа, буквально исполняя заветы Библии.

Вернувшись на улицу, миссионерка стала помогать бедным. Она выхлопотала у местных властей большой дом, который раньше был хлевом, вычистила его до блеска и стала приносить туда умирающих с улиц. Наркоманы, больные раком и СПИДом, прокаженные - все получили уход, приют и питание в свои последние дни. Выброшенные в мусорные ящики младенцы и никому не нужные старики также обретали здесь дом.

Мать Тереза вставала в 4 утра, готовила еду на сотни нуждающихся, обмывала, стирала, чистила. Всю эту тяжелую и монотонную работу она делала с улыбкой и безграничным терпением. Вскоре, вдохновленные ее примером, к миссионерке стали присоединяться другие монахини. Помощницы также видели свое призвание в служении беднейшим из бедных во имя Христа.

Кто такая мать Тереза? "Я - карандаш в руках Господа," - отвечала она на этот вопрос.

Плоды милосердия

За годы неустанных трудов Орден миссионерок милосердия разросся. В 1965 году он насчитывал 300 сестер, сегодня - несколько тысяч. Больницы, приюты, школы открыты по всему миру. Мать Тереза часто ездила в планеты, призывала к миру, выступала против абортов, осуждала феминисток и ни под каким предлогом не принимала сексуальные меньшинства, считая их отвратительным грехопадением, а СПИД называла карой небесной за гомосексуальные связи.

Кто такая мать Тереза? Это женщина, которая самым великим чувством назвала любовь. За свою благотворительную деятельность она получила несколько международных наград, в том числе Нобелевскую премию.

Она учила, что надо всегда проявлять доброту, терпимость и понимание, что в сердце не должно быть места мести и ненависти, что только вера и любовь могут спасти мир.

После смерти - 5 сентября 1997 года - ее причислили к лику святых. Дело ее живет и ширится. Миллионы последователей, восхищавшихся духовностью этой маленькой женщины, приняли у нее эстафету милосердия.

Мать Тереза, в миру Агнес Гонджа Бояджиу, родилась 27 августа 1910 года в Македонии. Ее семья была албанской и очень религиозной. С детства девочка пела в церковном хоре, в 12 лет решила стать миссионером. Когда ей исполнилось 18, Агнесс уехала в Ирландию и поступила в аббатство сестер Лоретто.

Имя сестры Терезы приняла в честь покровительницы бедных Терезы, отшельницы XVI века. Сестра Тереза уехала в Индию и начала преподавать в школе при монастыре в Калькутте историю и географию, потом стала директором этой школы. Ученицы легендарной монахини рассказывают, что однажды она услышала голос, повелевающий оставить работу и последовать за Христом в трущобы, чтобы служить бедным. Так она и сделала – без сомнений и колебаний, хотя до нее в истории католичества такого не случалось – монахини всегда жили только в монастырях. Терезе разрешил особый путь сам Папа Римский, к которому она обратилась с необычной просьбой в письме.

Мать Тереза всегда говорила, что когда страдает любой человек, в нем страдает Иисус. Поэтому она сняла монашеские одеяния и облачилась в индийское сари с синей каймой. Потом такая одежда станет униформой сестер Ордена милосердия. Мать Тереза выучила хинди и бенгальский, получила индийское гражданство. Она подчеркивала тем самым, что разделяет все с людьми той страны, где творит добро. Она искренне считала, что является матерью для всех людей в этом мире и жителей Индии в частности. Только так ее и называли благодарные за милосердие и заботу бедняки.

В 1950 году мать Тереза создала Орден милосердия в Калькутте. Под его эгидой было открыто свыше 50 школ для детей и бедняков не только в Индии, но и в других странах. Мать Тереза основала также лепрозорий, приют для пожилых людей, больницу для инвалидов, множество приютов для бездомных и людей с физическими недостатками.

Она заботилась о больных и беспомощных людях в 115 странах, помогала и россиянам, направив в нашу страну сестер своего ордена после чернобыльской аварии. Мать Тереза считала, что самое страшное зло – равнодушие. Она старалась как можно больше помогать людям, потому что считала – Богу не нужны человеческие страдания. Многие страны вручили этой удивительной женщине многочисленные награды, которые она потратила на благотворительность. Причем эти свои действия монахиня не афишировала, расставалась с подарками тайком. Например, она продала презентованную самим папой Римским машину и на вырученные средства создала еще один центр для больных проказой. Та же участь постигла и деньги, полученные в качестве Нобелевской премии мира – все 190 тысяч долларов мать Тереза передала для постройки лепрозория.

Распорядок дня в учреждениях Терезы был очень строгий – сестры вставали в 5 утра, молились, слегка завтракали и парами шли в трущобы, лепрозории, приюты и больницы, туберкулезные клиники. Работали все бесплатно, без выходных, ложились спать в 10 вечера, после вечерней молитвы. Не было кондиционеров и отопительных приборов, радио и телевидения, пылесосов и других технических устройств, обеспечивающих комфорт: каждую лишнюю копейку мать Тереза направляла на помощь бедным.

Один журналист, который пробыл с сестрами ордена несколько дней, сказал: «Я бы всего этого и за миллион долларов не сделал!» Мать Тереза ответила: «За миллион и я бы не сделала, только бесплатно, из любви к Христу». Многие образованные люди, ранее бывшие атеистами, после общения с этой уникальной женщиной обращались в веру и принимали католичество. С ней стремились пообщаться президенты и монархи, самые влиятельные персоны. А она принимала пожертвования ото всех – даже от кровавых диктаторов и бесчестных финансовых воротил, не боясь вызвать осуждения в обществе. Она говорила: «Это от чистого сердца - для того дела, которым я занимаюсь, а не для меня».

В 1995 году мать Тереза не смогла больше исполнять обязанности главы ордена по состоянию здоровья. Она ушла с поста и через 2 года умерла от инфаркта в Калькутте в возрасте восьмидесяти семи лет. Она всегда говорила: «Христос велел любить ближнего, а не целый мир». И завещала это всем людям.

Имя: Агнес Гондже Бояджиу

Годы жизни: 26.08.1910 - 5.09.1997

Государство: Македония (Османская империя), Индия

Сфера деятельности: Монашество

Величайшее достижение: Лауреат нобелевской премии мира, причислена к лику блаженных (2003 год) и лику святых (2016 год)

Наверно, нет такого человека, который бы не слышал этого имени. Мать Тереза является одной из самых знаменитых женщин 20 века, наряду с принцессой Дианой. Ее служение Богу и проявление милосердия ко всем страждущим до сих пор является ярким примером настоящей монахини и человека с большим и добрым сердцем. Даже спустя более 20 лет после ее смерти имя матери Терезы на устах - и всегда в положительном ключе. Несмотря на трудную жизнь, монахиня сохранила веру в Господа, свои силы и любовь к ближнему. За что и удостоилась одной из самых высоких наград - и речь не только о Нобелевской премии. Католическая церковь причислила ее к лику святых. Не это ли высочайшее достижение для католички?

Ранние годы

Будущая монахиня и легенда 20 века родилась в обычной семье албанцев 26 августа 1910 года в городе Скопье в Македонии. Кроме нее, у родителей был еще сын и дочь. Со дня ее первого Святого Причастия в ней была любовь к людям. Семья не бедствовала. Мать была очень религиозной женщиной и своих троих детей - 2 дочерей и сына- воспитывала в том же духе, приучая их к милосердию и доброте к тем, у кого нет ничего за душой. Хорошая жизнь закончилась для Агнес в 1919 году, когда отец погиб. Мать бралась за несколько работ сразу, занималась шитьем, но не потеряла веру в свои силы и помощь Бога. Через некоторое время она взяла себе на воспитание нескольких детей-сирот.

В возрасте восемнадцати лет, в 1928 году, Агнес покинула родной дом, чтобы стать монахиней. Ее путь лежал в Ирландию, в монастырь Пресвятой Девы Марии. Именно там она меняет свое родовое имя на другое, сделавшее ее самой знаменитой монахиней в мире. Получив необходимый багаж знаний, в 1929 году будущая монахиня отправляется в Индию.

Мать Тереза Калькуттская

В Калькутте она начала преподавать в школе святой Марии для девочек. 24 мая 1937 года сестра Тереза приняла свое последнее обетование, став, как она сказала, «супругой Иисуса» на «всю вечность».С того времени ее стали называть матерью Терезой. Она продолжала преподавать в школе, вникала во все тонкости преподавания, оказывала всяческую поддержку людям, в ней нуждающимся, собирала вокруг себя единомышленников.

В 1944 году она стала директором школы. А в 1948 году на свет появляется ее самое знаменитое творение - община сестер-миссионерок любви. Путь к созданию был долгим и тернистым. 10 сентября 1946 года во время поездки на поезде из Калькутты в Дарджилинг Тереза внезапно почувствовала необычайный прилив сил и огромную, всепоглощающую любовь к Господу. В тот день (как и почему это вдруг произошло - она не могла объяснить) жажда любви и души Иисуса овладела ее сердцем, и желание насытить эту жажду стало движущей силой ее жизни. В течение нескольких месяцев Иисус являлся ей и рассказывал о том, что он хотел от нее, чтобы помочь людям, уничтожить пренебрежение бедными и обездоленными.

Почти два года испытаний прошли, прежде чем мать Тереза получила разрешение начать создавать общину. 17 августа 1948 года она впервые оделась в белое сари с голубыми краями, чтобы стать символом утешения и помощи самым бедным.21 декабря она впервые отправилась в трущобы. Она посещала семьи, мыла раны некоторых детей, ухаживала за стариками, лежащими больными на дорогах, и кормила женщин, умирающих от голода и болезней. Она начинала каждый день в Причастии с в Евхаристии, а затем выходила с четками в руке, чтобы найти и служить ему в неугодных, нелюбимых, забытых.

Постепенно количество миссионерских домов под ее руководством росло - открывались филиалы в самых разных уголках мира - от Азии до Латинской Америки.

Мать Тереза и Нобелевская премия

Постепенно ее работа не осталась незамеченной - благотворительность и служение Богу в угодных делах сделали мать Терезу претендентом на всевозможные награды за ее труды. В 1962 году ей была вручена премия Падмашри. В 1979 году за огромный вклад в миссионерскую работу ей вручили Нобелевскую премию мира. Средства массовой информации начали следить за ее деятельностью. Она получила и призы и внимание во славу Божию и во имя бедных.

В последние годы своей жизни, несмотря на все более серьезные проблемы со здоровьем, Мать Тереза продолжала управлять своим обществом и удовлетворять потребности бедных и церкви. К 1997 году количество сестер в общине насчитывало почти 4000 членов и были созданы в 610 фондах в 123 странах мира.

В марте 1997 года она благословила своего новоизбранного преемника на посту главы миссионеров милосердия, а затем совершила еще одну поездку за границу. После последней встречи с Папой Иоанном Павлом II она вернулась в Калькутту и провела последние недели, принимая гостей и обучая новичков. 5 сентября земная жизнь матери Терезы подошла к концу. Она была удостоена чести государственных похорон правительством Индии. Ее могила быстро стала местом паломничества людей всех верований, как богатых, так и бедных. Мать Тереза оставила завещание непоколебимой веры, непобедимой надежды и необыкновенной благотворительности.

Она призывала людей к огромной любви к Богу, к проявлению милосердия. Она призывала людей к огромной любви к Богу, к проявлению милосердия. Часто можно встретить ее цитаты о жизни, что можно сделать лишь одно дело, но хорошо, накормить пусть одного голодного, но сделать это. Ни в коем случае, учил она, нельзя разочаровываться в людях, если один оказался недостойным. Все люди абсолютно разные, и всегда нужно давать шанс. И все дела необходимо делать с любовью в сердце и не по принуждению.

Вся жизнь и труд матери Терезы свидетельствовали о радости любви, о величии и достоинстве каждого человека, о ценности мелочей, сделанных верно и с любовью, о непреходящей ценности дружбы с Богом. Она была беатифицирована Папой Иоанном Павлом II 19 октября 2003 года. Указ о чуде, необходимом для ее канонизации, был утвержден 17 декабря 2015 года, а 4 сентября 2016 года она была канонизирована Папой Римским Франциском.

"Величайшая нищета – это нищета сердца." - Мать Тереза

Мать Тереза Калькуттская (настоящее имя Агнес Гонджа Бояджиу ; алб. Agnes Gonxha Bojaxhiu; 26 августа 1910 - 5 сентября 1997) - католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира (1979). Причислена Католической Церковью к лику блаженных.

В 1997 году награждена высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса.

Биография

Божья сила в действии

“Господи, позволь мне проповедовать Тебя без проповеди – не словами, а примером, притягательной силой, благотворным действием того, что я совершаю, полнотой Твоего присутствия в моем сердце... ”. Эти слова принадлежат женщине, которой выпала нелегкая и радостная доля нести людям Благую Весть, что Бог есть любовь и смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и быть любимым. В ХХ веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими сестрами по вере являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться.

Ее называли мать Тереза. Она действительно стала матерью для многих никому не нужных детей – младенцев из мусорных ящиков, маленьких инвалидов и сирот... Маленькая, худощавая, улыбчивая старушка. Проницательный взгляд, подвижное лицо, грубые, непропорционально большие натруженные крестьянские руки. В ее присутствии собеседники ощущали себя осмысленной частью творения – она лучезарно и умно смотрела в лицо мира, смотрела людям в глаза, извиняясь, что вынуждена спешить. Не говорила ежесекундно слов о Боге, но о Нем свидетельствовала своей жизнью. Она радостно делала то, что оказалось за пределами человеческих интересов: говорила никому не нужному, ничем не примечательному нищему, увечному, беспомощному: “Ты не один!”.

Мать Тереза утверждала: “Есть Так много религий и каждая имеет свои пути следования за Богом. Я следую за Христом: Иисус – мой Бог, Иисус – моя Жизнь, Иисус – только Он моя Любовь, Иисус – моё Все во всем...”

Детство и юность Агнессы Гонджи Бояджиу

Мать Тереза (Агнесса Гонджа Бояджиу) родилась 26 августа 1910 года в городе Скопье, Македония. Она была младшей из троих детей Николы Бояджиу, богатого строительного подрядчика и торговца. Агнес была хорошенькая, послушная, внимательная. Прекрасно пела в церковном хоре, играла на гитаре, помогала маме. То хотела быть писательницей, то учителем музыки, то миссионером в Африке... Девушка была талантлива, ее стихи печатали в местной газете.

Раз в неделю их мать вместе с детьми навещала в городе больных, относила нищим еду и одежду. Мама хотела, чтобы её дети были чутки к человеческой нужде и учились любить своих ближних. Она часто напоминала им: “Вам повезло, вы живёте в красивом доме, у вас есть еда, одежда, вы ни в чём не нуждаетесь. Но вы не должны забывать, что множество людей испытывает голод; есть дети, которым нечего есть, нечего одеть, а когда они болеют, у них нет денег на лечение”.

Трагическим переживанием для семьи стала внезапная смерть отца. Первые годы после его кончины были для семьи очень тяжёлыми, но мать, женщина с сильной верой, умела преодолевать трудности. “Мама учила нас молиться и помогать людям, которым трудно. Даже после смерти отца мы старались быть счастливой семьёй. Мы учились ценить молитву и труд, - вспоминала мать Тереза. - Многие бедняки в Скопье и его окрестностях знали наш дом. Никто никогда не уходил от нас с пустыми руками. Каждый день кто-то с нами обедал, это были бедняки, люди, у которых не было ничего”.

К двенадцати годам Агнес уже знала, что каким-то образом должна посвятить свою жизнь Богу. Ей претило затворничество за высокими стенами обители, а забота о спасении собственной души в тихих монастырских кельях казалась столь же эгоистичной, как и неусыпное бдение по охране собственного богатства.

В восемнадцать лет она покинула тёплый, уютный родительский дом и вступила в ирландский миссионерский орден “Лоретских сестёр”. Год Тереза провела в дублинском аббатстве, изучая английский язык. Она также изучила основы медицины в Сорбонне, и 6 января 1929 г. отплыла в Калькутту. С тех пор её обителью становились уголки, где боль и страдания людей превышали привычный земной градус.

Ее старший брат Лазарь, ученик военной академии, счел поступок сестренки девической блажью, о чем и написал в письме. Ее ответ бесконечно цитируют биографы: “Ты считаешь себя значительным, потому что станешь офицером и будешь служить королю с двумя миллионами подданных? Я же буду служить Королю всего мира”.

Начало служения в Индии

Свое служение она начала в Индии – стране, известной своей невероятной нищетой и бедностью. В 30-х годах минувшего столетия Калькутта могла повергнуть в ужас любого европейца. В зарослях кустов на городских улицах водились ядовитые змеи, к стенам дворцов жались жалкие лачуги, люди (миллионами!) рождались, жили и умирали на кучах мусора. Среди таких пейзажей сестра Тереза провела 16 лет, обучая бенгальских девочек истории и географии на их родном языке. Однако ее подвижничество не замкнулось лишь на уличных детях и организации школ.

16 августа 1948 года мать Тереза, добившаяся разрешения Рима стать вольной монахиней-миссионеркой, переодевшись в купленное на рынке дешевое сари белого цвета с голубой каймой, покинула сестринскую обитель. С пятью рупиями в кармане она исчезла в трущобах Калькутты. Как отмечают историки, она сделала это по призыву Христа – следовать за Ним в трущобы, чтобы служить Ему через беднейших. И этому призыву сестра Тереза последовала без колебаний. По ее словам, величайших грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим беспомощным братьям.

Позже она вспоминала: “В монастыре я жила, не ведая трудностей. Никогда и ни в чём я не испытывала нужды. И вот всё изменилось. Я спала, где приходилось, на полу, в трущобах, где по углам скреблись мыши; я ела то, что ели мои подопечные, и только тогда, когда было, что поесть. Но я выбрала эту жизнь, чтобы в буквальном смысле претворить в жизнь Евангелие, особенно эти слова Иисуса: „Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне“. В самых убогих людях Калькутты я любила Иисуса, а когда любишь, то не испытываешь страданий или трудностей. Тем более, что с самого начала у меня не было времени, чтобы скучать. Моим призванием было служение самым убогим. Я жила, всецело полагаясь на волю Божию, и Господь вёл меня. Я каждую минуту ощущала Его присутствие, видела Его непосредственное вмешательство в мою жизнь”. Она взяла на себя самую страшную, пожалуй, миссию – помогать умирающим уходить в мир иной.

Основание Дома для умирающих бедняков

И вот, в один из сентябрьских дней 1946 года сестра Тереза стала свидетельницей ужасной, но вполне обычной для Калькутты истории. К воротам городской больницы сын привез на тачке умирающую мать. Тело несчастной покрывали жуткие струпья, она не могла двигаться. Лепра – недуг страшный, ее жертвы обречены на смерть в полном одиночестве, так как родственники стараются избавиться от прокаженного… В больницу женщину не взяли, сын оставил ее умирать на улице, прямо на залитой помоями мостовой. Умирающая была объедена крысами и муравьями, но ещё жива. Этот полутруп никто не хотел принимать даже в самую скромную больницу. К чему? Несчастной уже не поможешь, а дожидаться, пока она умрёт – слишком дорого, да и лучше лечить других, которые пребывают не в столь плачевном состоянии... Сестра Тереза попыталась ей помочь. Но не все в человеческих силах: “Я не могла возле нее находиться, переносить этот запах. Убежала и стала молиться: “…Дай мне сердце, полное чистоты, любви и смирения, чтобы я могла принять Христа, Христа коснуться, любить Христа в этом разрушенном теле…” Она вернулась, вымыла нищенку, ласково поговорила с ней. “Она умерла с улыбкой, - рассказывала мать Тереза. – Это был для меня знак, что любовь Христова и любовь к Христу сильнее, чем моя слабость”. Так было положено начало “Дому для умирающих бедняков”. Она попросила муниципалитет выделить ей место, куда можно было бы свозить умирающих. Каждый, даже самый последний, уродливый, мало похожий на разумное существо, бедняга был принят в этом доме.

Сестра Тереза вспоминала: “Как-то раз к нам принесли одного человека. Он вопил и стонал; он не хотел умирать. Его позвоночник был сломан в трех местах, все его тело было покрыто жуткими ранами. Его мучения были ужасны. Но он не хотел никого видеть... Ему давали огромные дозы морфия и любви; ему рассказывали о страданиях Того, Кто любил его больше всех на свете. Постепенно он начал слушать и принимать любовь. В последний раз он отказался от морфия, потому что захотел объединиться с Тем, Кто его спас”.

"Красивая смерть"

Мать Тереза ухаживала за людьми в последние часы их жизни, чтобы они “умерли красиво”. “Красивая смерть, – говорила она, – это когда люди, которые жили как животные, могут умереть как ангелы… Обращение есть перемена сердца посредством любви... ”.

Вначале жители Калькутты видели в служении этой христианки вызов своей вере. Однако после того, как она подобрала на улице умирающего от холеры жреца языческого храма и на руках внесла его в свой приют, отношение к ней изменилось.

Плоды молитв и милосердия

Каждое утро мать Тереза начинала с нескольких часов молитвы. Она не могла выйти к людям, не почистив предварительно свою душу от личных амбиций и людской злобы, что наслаивалась в атмосфере. Зато, когда она со своими верными сёстрами появлялась на улице, радость сочилась из их глаз и изливалась на враждебные лица.

"Выгодная" Нобелевская премия

То, что начиналось с двенадцати сестер милосердия, сейчас насчитывает триста тысяч сотрудников, которые трудятся в восьмидесяти странах мира, управляя там детскими домами, клиниками для лечения СПИДа, лепрозориями...В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку». Средства, которые должны были быть потрачены на банкет, она попросила передать “моим людям”. Так она называла страдающих.

На церемонии вручения премии она произнесла: “Я выбрала бедность бедных. Но я благодарна за возможность получить Нобелевскую премию во имя голодных, раздетых, бездомных, калек, слепых, прокаженных, всех тех людей, которые чувствуют себя нежеланными, нелюбимыми, забытыми. Людей, которые в обществе стали бременем и отвержены всеми”. Она также изложила свою точку зрения об абортах в Нобелевской лекции: “Я вижу величайшую угрозу миру в абортах, поскольку они представляют собой настоящую войну, убийство, осуществляемое матерью”. Тереза осуждает феминизм, особенно в Индии, призывая женщин строить крепкие семьи, предоставляя “мужчинам делать то, к чему они лучше приспособлены”.

Из Нобелевского лауреатства она “извлекла выгоду”. Полем ее деятельности были горячие точки планеты: Северная Ирландия, Южная Африка, Ливан. Oна могла негромко, но властно останавливать войну – пусть ненадолго, как в Бейруте в 1982 году – только на время, необходимое для эвакуации 37 детей из зоны огня, которые были закрыты во фронтовом госпитале. Во время осады Бейрута мать Тереза убедила армию израильтян и палестинских партизан прекратить перестрелку. Это очень мало, ничтожно – по сравнению с глобальными проектами века. Но там, где измеряют ценность души, совсем иные критерии.

Выступление в ООН

В 1985 году мать Терезу пригласили на Генеральную Ассамблею ООН по случаю 40-летия организации. Была одна проблема – по правилам ООН на заседаниях Ассамблеи не полагается молиться. Однако это правило было не способно остановить ее. Она поднялась на трибуну, помолилась, и прочитала собравшимся лидерам стран мира такое послание: “Вы и я должны сделать шаг навстречу друг другу и разделить радость любви. Но мы не можем давать то, чего не имеем сами. Вот почему нам нужно молиться. И молитва даст нам чистое сердце...” Да, где бы ни была эта женщина, она везде оставляла за собой благоухание Божие, Его следы!

Мать Тереза не любила давать интервью. Она знала: нет времени, ее ждут. Ей дарили невероятные машины – она продавала их и на вырученные деньги строила госпиталь. Один репортер, специально приехавший в Калькутту, чтобы взять интервью у матери Терезы, услышал в ответ: “Интервью со мной? Разговаривайте лучше c Богом...” На следующий день он уже помогал сестрам обмывать умирающих и за время своего пребывания в приюте больше ни разу не упомянул об интервью.

Понимание любви Христовой

Часто ей говорили: “Вы лечите не причину, а следствие. Вы латаете дыры. Ваш труд тонет в океане проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями на государственном уровне”. Она не принимала такую критику и считала, что поступает в полном соответствии с буквой и духом Писания. Она это делала для “малых сих”, а значит – для Христа.

“Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить Ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели Его”. Когда же ей говорили, что ее труд не приносит значительных плодов и бедных становится в мире все больше, она отвечала: “Бог не призвал меня быть успешной – Он призвал меня быть верной”.

У одного журналиста, наблюдавшего ежедневную помощь матери Терезы и сестер ее ордена Милосердия прокаженным, больным и умирающим, вырвалось: “Я бы не сделал этого и за миллион долларов”. “За миллион и я бы не сделала, - ответила мать Тереза, - только бесплатно! Из любви ко Христу!”

"Карандаш" в Божьих руках

Она называла себя карандашом в руках Бога, пишущего миру письмо любви, а ее мысли и высказывания можно найти не только в многочисленных изданиях, но и в папке меню индийского ресторанчика, равно как и на стене основанного ею приюта для умирающих от СПИДа: “Жизнь – это шанс, не упусти его. Жизнь – это красота, удивляйся ей... Жизнь – это долг, исполни его... Жизнь – это любовь, так люби... Жизнь – это трагедия, выдержи ее... Жизнь – это жизнь, спаси ее!.. Жить стоит. Не уничтожай свою Жизнь!”

В бывшем Советском Союзе мать Тереза известна помощью жертвам аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавшим при землетрясении в армянском городе Спитак. Тогда туда съехались сотни врачей, спасателей и волонтеров, среди которых была и мать Тереза. Даже в таком пожилом возрасте она продолжала сама оказывать помощь людям.

Дневники матери Терезы

Из личных дневников матери Терезы узнаем, что часто она боролась с противоречиями, внутренней пустотой, одиночеством, ее преследовали сомнения, на самом ли деле она достойна и способна служить Господу... Однако, выздоравливая в больнице после очередного инфаркта, в своем дневнике, в здравом уме и твердой памяти, она с уверенностью писала: “Кто для меня Иисус?..” И дальше следует потрясающий список: “Иисус – Слово, которое следует произнести. Свет, любовь, мир… Иисус - голодный, которого нужно накормить, жаждущий… Бездомный. Больной. Одинокий! Нежеланный!.. Слепой! Калека! Заключенный!.. Иисуса люблю я всем своим сердцем, всем своим существом. Я все Ему отдала, даже свои грехи... ”.

Незадолго до того, как мать Тереза перешла в вечность один журналист спросил у нее, боится ли она смерти. Она ответила: “Нет, совершенно не боюсь. Умереть – значит вернуться домой. Разве вы боитесь возвращаться домой к своим близким? Я с нетерпением ожидаю смерти, ведь тогда я встречу Иисуса и всех людей, которых во время своей земной жизни я старалась одарить любовью. Это будет чудесная встреча, разве не так?”. Когда она говорила это, её лицо светилось радостью и покоем. На вопрос, были ли у нее выходные или праздники, она ответила: “Да! У меня каждый день праздник!”

Ей открывались двери и хижин, и дворцов. Именной указатель в любой биографии матери Терезы озадачит самыми невозможными сочетаниями. Она могла не спать много суток подряд, всегда улыбаться, зайти в посольство Ирана и оставить записку аятолле – духовному лидеру мусульман – с просьбой срочно ей позвонить, чтобы обсудить проблему заложников, забыть медаль лауреата Нобелевской премии мира где-то в гардеробе королевского дворца. Эта скромная, незаметная женщина говорила с королями и нищими, выступала перед многочисленными аудиториями. В 1997 году она была награждена высшей наградой США – Золотой медалью Конгресса. Мать Тереза не искала славы, а выполняла свой долг. А все остальное – премии, ордена, речи, признание – было лишь орнаментом, внешней оболочкой, за которой скрывалась неустанная и невидимая работа души.

Жить и умереть для славы Божьей

Мать Терезу, которая всегда много и тяжело работала, странствуя по всему миру, однажды все-таки настигла смертельная болезнь. Сердце перестало поспевать за своей хозяйкой. Она отошла в вечность 5 сентября 1997 года, в возрасте 87 лет. Провожать ее в последний путь вышло полтора миллиона человек, среди которых были видные политические и религиозные деятели, а также те, кому мать Тереза посвятила всю свою жизнь – сироты, прокаженные и бездомные. Эта маленькая, вся в морщинах сестричка из Калькутты, благодаря своей полной преданности Христу, стала для людей сокровищем, потому что излучала Божью Любовь – единственное спасения для мира. Она возвратила к жизни подлинно христианское понимание благотворительности - сотворение блага не деньгами, не излишками от богатства, а затратами собственной души... Сестра Тереза утверждала: “Видите, я никогда не воображала, что могу изменить мир! Я всего лишь стремилась быть каплей чистой воды, в которой могла бы отражаться любовь Божия. Разве этого мало?! ”. Она ясно дала всем понять, что каждый из нас, последователей Христа, обладает тем малым, но необходимым капиталом любви, который мы должны умело вложить в хорошее дело – для славы нашего Господа. Актуально для нас звучат ее слова: “Вчера ушло. Завтра еще не пришло. Мы имеем только сегодня. Так давайте начнем!”

Цитаты

Мать Тереза однажды сказала о своем служении, что оно основано на её вере в Христа.

Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить Ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели Его.

Согласно некоторым источникам, в частном порядке Мать Тереза переживала сомнения и борьбу по поводу своих религиозных убеждений, которые продолжались на протяжении почти пятидесяти лет, вплоть до самой её смерти, в течение которых "она не ощущала присутствия Бога вообще, " «ни в сердце, ни в причастии» как было изложено её постулатором, канадским священником Брайаном Колодейчуком (англ. Brian Kolodiejchuk). Мать Тереза испытывала глубокие сомнения в существовании Бога и боль из-за отсутствия в ней веры:

Где моя вера? Даже глубоко внутри … нет ничего кроме пустоты и тьмы … Если Бог существует – пожалуйста, прости мне. Когда я пытаюсь обратить мои мысли небесам, возникает такое осознание там пустоты, что эти самые мысли возвращаются как острые ножи и ранят мою самую душу… Как болезненна эта неизвестная боль – у меня нет веры. Отвергнутая, пустая, без веры, без любви, без рвения, ... Для чего я борюсь? Если нет Бога, не может быть и души. Если нет души, тогда, Иисус, ты тоже неправда.

Другие

Я знаю наверняка лишь одно: если бы люди сильнее любили друг друга, наша
жизнь стала бы значительно лучше.

Деятельная молитва – это любовь. Деятельная любовь - это служение.

Самое важное лекарство – это нежная любовь и забота.

Любовь – это плод, который созревает в любое время и до которого может
дотянуться любая рука.

Величайшая нищета – это нищета сердца.

Каждый труд, совершаемый с любовью и с открытым сердцем, всегда
приближает человека к Богу.

Люди часто неразумны, нелогичны и эгоистичны. Несмотря на это - прощайте их!

Если вы добры, люди могут обвинить вас в эгоистических намерениях. Несмотря
на это – будьте добры!

Если вы преуспеваете, у вас появятся не только истинные друзья, но и ложные.
Несмотря на это – преуспевайте!

Если вы честны и открыты, люди могут обмануть вас. Несмотря на это – будьте
честны и открыты!

То, что вы строили многие годы, кто-то может разрушить за ночь. Несмотря на
это - стройте!

Если вы достигните спокойствия и счастья, люди могут стать завистливыми.
Несмотря на это - будьте счастливы!

То хорошее, что вы сделали сегодня, люди часто забывают завтра. Несмотря на
это - творите добро!

Отдавайте миру лучшее, что вы имеете, хоть этого зачастую может быть
недостаточно. Несмотря на это - отдавайте!

Если вы осуждаете кого-либо, у вас не остается времени любить его! Любите!
Несмотря ни на что!

Делитесь с людьми лучшим, что у вас есть, и этого никогда не будет достаточно.
Все равно делитесь самым лучшим, что у вас есть.

В конце концов, все, что ты делаешь, нужно не людям; Это нужно только тебе и Богу

В конце концов, вы сами убедитесь, что все это - между вами и Богом;
Все равно это никогда не было между ними и вами.

ЖИЗНЬ, это возможность - используйте ее

ЖИЗНЬ, это красота - восхищайтесь ею

ЖИЗНЬ, это блаженство - вкусите его

ЖИЗНЬ, это мечта - осуществите ее

ЖИЗНЬ, это вызов - примите его

ЖИЗНЬ, это долг - исполните его

ЖИЗНЬ, это игра - сыграйте в нее

ЖИЗНЬ, это богатство - дорожите им

ЖИЗНЬ, это любовь - наслаждайтесь ею

ЖИЗНЬ, это тайна - познайте ее

ЖИЗНЬ, это шанс - воспользуйтесь им

ЖИЗНЬ, это горе - превозмогите его

ЖИЗНЬ, это борьба - выдержите ее

ЖИЗНЬ, это приключение - решитесь на него

ЖИЗНЬ, это трагедия - преодолейте ее

ЖИЗНЬ, это счастье - сотворите его

ЖИЗНЬ, слишком прекрасна - не губите ее

ЖИЗНЬ, это жизнь - боритесь за нее

Великая радость заключена в том, чтобы посвятить себя служению другим людям (РАДОСТЬ)

В жизни много зла, в жизни есть бездомные и больные, но хуже всего тем, кто лишен радостей любви (ЗЛО)

Люби: чем больше ты разделишь с другими, тем большим будешь обладать (ЛЮБОВЬ)

Нам не нужны ружья и бомбы, чтобы победить зло, нам нужны любовь и сострадание. Все труды любви - это труды на благо мира (ДОБРО И ЗЛО)

Я знаю наверняка лишь одно: если бы люди сильнее любили друг друга, наша жизнь стала бы значительно лучше (ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ)

Любите, если это не причиняет вреда (ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ)

Самое важное лекарство – это нежная любовь и забота (ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ)

Страдание может стать путем к великой любви и великому милосердию (СТРАДАНИЕ)

Маленькие добрые дела, совершенные от великой любви, приносят радость и умиротворение (ДОБРЫЕ ДЕЛА)

Любовь - это плод, который созревает в любое время и до которого может дотянуться любая рука (ЛЮБОВЬ)

Долг – это очень личная вещь. Он проистекает из ощущения необходимости что-то сделать, а не только из необходимости побудить других людей к каким-то действиям (ЧУВСТВО ДОЛГА)

Величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим братьям (РАВНОДУШИЕ)

Одиночество и ощущение, что ты никому не нужен, - самый ужасный вид нищеты

Любовь нужно проявить в действии, и это действие есть служение (ЛЮБОВЬ)

Каждый труд, совершаемый с любовью и с открытым сердцем, всегда приближает человека к Богу (ТРУД)

Пусть люди видят доброту, светящуюся в твоем лице, в твоих глазах и в твоем дружеском приветствии (ДОБРОТА)

Радость – это сети любви для уловления душ (РАДОСТЬ)

Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их (ПОРОКИ)

Легко любить дальних, но не так-то легко полюбить ближних (ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ)

Ад – это место, где дурно пахнет и никто никого не любит (АД И РАЙ)

Величайший разрушитель мира, это – аборт, потому что, если мать, сама может убить собственного ребёнка, то что стоит мне убить тебя, а тебе убить меня? Это одно и то же!

Нищета души – это решить, что ребенок должен умереть, чтобы вы могли жить в свое удовольствие.

Самое большое несчастье сегодня – это не проказа или туберкулез, а ощущение своей ненужности.

Самый большой голод в мире – по любви и признательности, а не по хлебу.

Слова, которые не несут свет Христа, только усиливают тьму.

«В конце нашей жизни, нас не будут оценивать по числу полученных дипломов, заработанных и накопленных денег или богатств. Нас будут судить так: «Я был голоден, а ты дал мне еду? Я был наг, а ты дал мне одежду? Я был бездомным, а ты пустил меня в свой дом?»

«Я не знаю в точности, каковы небеса, но я знаю, когда мы умрем и настанет Божий суд для нас, Господь не спросит, сколько добрых дел ты сделал в жизни, Он спросит, сколько ЛЮБВИ ты вложил в то, что сделал?»

Видео

Мать Тереза - Madre Teresa (2003)

Мать Тереза. Святая во тьме

Документальный фильм - Мать Тереза

Однако российской Федеральное агентство новостей поставило святость матери Терезы под сомнение и привело в связи с этим наиболее скандальные факты из биографии Агнес Годже Бояджиу.

При своем рождении 26 августа 1910 года Мать Тереза получила имя Агнес Годже Бояджиу. Это произошло в Скопье, в богатой семье албанцев-католиков. Ее отец Никола Бояджиу, родом из Призрена, был ярым албанским националистом, состоял в подпольной организации, целью которой было «очищение Скопье от славян-оккупантов (имеются ввиду македонцы, сербы и болгары) и присоединение его к Албании».

Ненависть к славянам стала причиной насильственной смерти Николы в 1919 году — его убили во время атаки на сербскую деревню. Его дочь унаследовала нелюбовь к славянам. Хотя она свободно владела сербским языком и даже закончила сербскую гимназию, но во время своих будущих официальных посещений Югославии она всегда общалась только через переводчика.

Ее отношение к родному городу, ныне столице Республики Македония, тоже весьма своеобразно. Когда 26 июля 1963 года в результате землетрясения там погибло 1070 человек и было разрушено 75% зданий, Агнес Бояджиу отказалась выделять Скопье финансовую помощь от своего монашеского ордена, но публично благословила персонал американского военного госпиталя.

Госпиталь пробыл в Скопье 15 дней. Как говорят македонцы, американцы 5 дней монтировали госпиталь, 5 дней делали фотосессию на фоне развалин и 5 дней демонтировали свой лагерь. И теперь в музее Скопье, посвященном землетрясению, десятки фото, где запечатлено, как американцы самоотверженно помогают македонцам.

При этом Советский Союз отправил в Скопье 500 военнослужащих инженерных войск, которые отработали там полгода. Но сохранилось только одно фото — советским солдатам некогда было фотографироваться, они спасали жизнь македонцам, оказавшимся под завалами.

Позже мать Агнес Бояджиу четыре раза посетила Скопье и даже стала его почетным жителем. Его обыкновенным жителем она перестала быть в 1928 году, когда после окончания гимназии она уехала в Ирландию в монашеский орден «Сестры Лорето». Там она выучила английский язык, стала монахиней под именем Тереза и была отправлена в индийский город Калькутта преподавать в католической школе имени святой Марии.

Далее, по ее воспоминаниям, в 1946 году ей было видение Иисуса Христа, который приказал ей бросить школу, скинуть монашескую одежду, надеть местное национальное платье сари и идти помогать самым бедным и несчастным. Впрочем, в других своих воспоминаниях она утверждала, что Бог приходил к ней регулярно, начиная с пятилетнего возраста.

Как ни странно, ей удалось заручиться и поддержкой властей и своего непосредственного католического начальства. Под учреждение, которое сама мать Тереза назвала Дом для умирающих, мэрия выделила ей в 1948 году бывший храм индийской богини Кали. Персоналом стали 12 монахинь учрежденного матерью Терезой ордена «Сёстры миссионерки любви». В 1950 году его поддержал епископ Калькутты Фердинанд Периер, а позже он стал действовать по всему земному шару с благословения Римского Папы Павла VI.

Всемирная слава к ее организации пришла в 1969 году, когда по заданию ВВС журналист Малкольм Маггеридж снял восхваляющий ее документальный фильм «Something Beautiful for God» («Нечто прекрасное для Бога»). Но это был не просто хвалебный материал — экзальтированный журналист утверждал, что на съемках произошло чудо: в Доме для умирающих не было освещения, но съемки удались, поскольку «появился божественный свет».

И хотя оператор Кен Мак-Миллан позже заявил, что просто им впервые была применена новая пленка фирмы «Кодак» для ночных съемок, в те времена интернета не было и не мог оператор перекричать могущественную корпорацию ВВС. Впрочем, людям всегда интереснее читать о чудесах, чем о новых свойствах кинопленки.

Результатом мощного пиара число монахинь ордена приблизилось к 5000, появилось более 500 храмов в 121 стране мира. Повсюду стали открываться хосписы, центры помощи тяжелобольным, социальные дома. Хотя мать Тереза по-прежнему называла их Домами для умирающих.

Что они представляют собой на самом деле рассказала в документальном фильме «Ангел из ада» Мэри Лаудон, работавшая в одном из них: «Первое впечатление было как будто я вижу кадры из нацистского концлагеря, так как все пациенты тоже были обриты наголо. Из мебели только раскладушки и примитивные деревянные кровати. Два зала. В одном медленно умирают мужчины, в другом — женщины. Практически никакого лечения, из лекарств только аспирин и другие дешевые препараты.

Капельниц не хватало, иглы использовались многократно. Монахини промывали их в холодной воде. На мой вопрос почему их не делают их дезинфекцию в кипятке, мне ответили что это не нужно и на это нет времени. Помню 15-летнего мальчика у которого вначале были обычные боли в почках, но ему становилось все хуже и хуже, так как он не получал антибиотики, а позже ему стала необходима операция. Я сказала, что для того чтобы его вылечить нужно лишь вызвать такси, отвезти его в больницу и оплатить ему недорогую операцию. Но мне отказали в этом, объяснив: «Если мы сделаем это для него, то придется это делать для всех».

Слова Мэри Лаудон подтверждают и результаты многочисленных проверок Домов для умирающих. Неоднократно отмечалось, что там практически не заключают трудовые договоры с врачами, а всю основную работу выполняют трудящиеся бесплатно волонтеры, поверившие в миф об учреждениях матери Терезы. Доктора отмечали несоблюдение гигиенических норм, перенос болезней от одного пациента к другим, еду, непригодную для употребления, и отсутствие элементарных обезболивающих.

Обезболивающие средства новая святая фактически запретила, заявив: «Есть что-то прекрасное в том, как бедняки принимают свою долю, как страдают, словно Иисус на кресте. Мир многое получает от страдания. Мучение означает, что Иисус вас целует». В результате болевой шок стал причиной смерти для многих.

Все вышеперечисленное идеально укладывалось в ее концепцию спасения больных. Если для нормальных людей спасение больного означает его выздоровление, то для матери Терезы это означало его переход в католицизм и спасение таким образом от мук ада в загробной жизни. Поэтому, чем сильнее страдал больной, тем легче было его убедить, что для избавления от страданий надо стать католиком и Иисус Христос поможет тебе. Обряд крещения в Домах для умирающих проходит также просто, как и все остальное: больному покрывают голову мокрой тряпкой и читают соответствующую молитву. А дальше, если пациент после этого выживет, то всем расскажет, что это стало благодаря переходу в католицизм, а если не выживет, то ничего не расскажет.

Когда же самой матери Терезе понадобилась медицинская помощь, она не стала пользоваться услугами своих медучреждений, а отправилась лечиться в одну из самых дорогостоящих клиник в мире в американском штате Калифорния. Целоваться с Иисусом ей тоже не захотелось — обезболивающие использовались в полном объеме.

Так же легко она меняла свою позицию и по другим вопросам, если ей это было выгодно. Так она была категорически против абортов. В своей речи при вручении ей Нобелевской премии мира в 1979 году она заявила: «Самая большая угроза миру сегодня — это аборты, потому что это прямая война, убийство, прямое убийство человека его собственной матерью». Однако когда ее подруга премьер-министр Индии Индира Ганди начала насильственную стерилизацию бедняков, то Агнес Бояджиу полностью поддержала эту кампанию. Правда, в 1993 году снова изменила свою позицию и осудила 14-летнюю ирландскую девушку, которая сделала аборт после изнасилования.

Путешествуя по всему миру Агнес Бояджиу везде требовала запрета и разводов, так как каждый брак освящен Богом. Однако, когда другая ее подруга принцесса Диана развелась с принцем Чарльзом, то она объявила, что «это правильное решение, так как из семьи ушла любовь».

Документальный фильм «Something Beautiful for God» был не единственной успешной акцией по созданию имиджа Агнес Бояджиу как бескорыстной спасительницы обездоленных.

Когда в 1993 году в индийской провинции Латур произошло землетрясение и погибло 8000 человек, а 5 миллионов остались без крыши над головой, мать Тереза не поленилась съездить туда и попозировать фотографам на фоне новых домов, построенных другими благотворительными организациями. Ее монашеский орден никаких денег пострадавшим не выделил и даже отказался послать туда своих монахинь.

Когда в Индии вспыхивали эпидемии, то мать Тереза не оказывала помощи в борьбе с ними, но зато активно фотографировалась с больными. А когда она позже прибывала в Рим, то СМИ сообщали всему миру, что она помещена под карантин. Это было еще одно напоминание о ее мнимой борьбе с болезнями.

Можно найти подробнейшие описания ее посещения Армянской ССР после землетрясения в Спитаке, но нельзя найти информацию, сколько и кому денег фонд тогда выделил.

Несмотря на то, что Агнес Бояджиу везде призывала к скромному христианскому образу жизни, сама она во время своих многочисленных путешествий по миру предпочитала передвигаться в персональных самолетах и вертолетах, а останавливаться в самых фешенебельных резиденциях.

Благодаря массированной пропаганде миллионы людей поверили всемирной благодетельнице несчастных и высылали ее ордену свои пожертвования. Кроме Нобелевской премии, мать Тереза и ее орден получили еще десятки премий от различных организаций на огромные суммы. Однако о том, как они расходуются, нобелевская лауреатка говорить не любила. На просьбы журналистов об интервью она обычно отвечала: «Пообщайтесь лучше с Богом».

Благодаря дружбе с Индирой Ганди ее монашеский орден, зарегистрированный в Индии, был долгие годы освобожден от какого-либо финансового контроля под предлогом того, что он является крупной благотворительной организацией. При этом, когда в 1998 году был составлен рейтинг финансовой помощи от организаций в Калькутте, то ордена «Сёстры миссионерки любви» не было даже среди 200 первых. Сама мать Тереза при вручении ей Нобелевской премии врала, что была оказана помощь 36000 жителям Калькутты. Проверка, проведенная индийскими журналистами, установила, что таких было не больше 700.

Самый мощный скандал, связанный с расходованием пожертвований, полученных Агнес Бояджиу, произошел в 1991 году, когда немецкий журнал Stern на основе документов опубликовал информацию о том, что только 7% пожертвований идет на лечение больных. Гигантские суммы оседали на счетах Банка Ватикана в Риме. Несмотря на огромные суммы, никто не проводил модернизацию медицинских центров, не закупалось оборудование. Вместо этого средства тратились на открытие новых центров по всему миру, где под видом спасения тела спасают душу путем ее обращения в католическую веру. Официально на новые центры и ушла вся Нобелевская премия новой святой.

Происхождение пожертвований мать Терезу не смущало. Она спокойно принимала деньги, награбленные диктаторами у своих народов. Причем как от проамериканских антикоммунистических диктаторов, так и от коммунистических.

В 1981 году она посетила Гаити, где правил Жан-Клод Дювалье, получивший власть за 10 лет до этого в 19-летнем возрасте после смерти отца-диктатора. Казалось, что хорошего можно сказать о ситуации в самой бедной стране Западного полушария и одной из беднейших в мире, где процветают коррупция и болезни, и где семейством Дювалье совершено 60 тысяч явных и тайных политических убийств. Однако мать Тереза заявила, что нигде в мире не видела такой близости между бедняками и руководителем государства.

В результате она получила от гаитянского диктатора 1,5 миллиона долларов. Республика Гаити и ее руководитель ей явно понравилась и в 1983 году она посетила их снова. На сей раз после высказываний о том, что «покорена любовью Дювалье к своему народу» и что «народ платит ему полной взаимностью» она была награждена высшей наградой страны — орденом Легиона славы и получила еще 1 миллион долларов. Взаимная любовь на Гаити кончилась через 3 года, когда народ сверг любимого диктатора, а тот отплатил любимому народу тем, что украл у него сотни миллионов долларов, бежав с ними в свою резиденцию на Французской Ривьере.

В 1989 году она посетила родину своих предков — Албанию. Она была там по приглашению нового коммунистического лидера Рамиза Алии, который, по примеру Михаила Горбачева, решил провести в своей социалистической стране демократические реформы. Он принял власть за четыре года до этого, после смерти Энвера Ходжи, правившего Албанией 40 лет.

Среди государственных руководителей трудно найти человека, имеющего большие заслуги перед католической церковью, а также перед всеми другими церквями. Первое, что он сделал, придя к власти после Второй мировой войны, был расстрел двух католических епископов и 40 священников. В 1967 году вождь албанских коммунистов объявил, что его страна стала первым в мире атеистическим государством. В связи с этим были закрыты все храмы, в том числе и 157 католических церквей. Священнослужители брошены в тюрьмы. За совершение религиозных обрядов полагалась смертная казнь, а за индивидуальное исповедование религии — отправка в лагеря. Расстрелы священнослужителей всех вероисповеданий продолжались в течение всего периода его правления. Так, в 1971 году, когда вышедший из тюрьмы католический священник Штьефен Курти крестил младенца, он был расстрелян, родители отправлены в лагеря, а младенец в детдом.

Но все это не помешала монахине Терезе возложить венок на могилу Энвера Ходжи и сказать о нем много похвальных слов. Позже Агнес Бояджиу посетила вдову Энвера — Неджмие. О новом руководителе Албании она сказала, что «счастлива за свой народ, у которого есть такой руководитель».

Албанский народ не оценил своего счастья и в 1992 году отстранил Рамиза Алию от власти, а еще через год отправил его в тюрьму.

Кроме Рамиза у матери Терезы были взаимовыгодные встречи с коммунистическими руководителями Кубы и ГДР — Фиделем Кастро и Эриком Хонекером. Получала она деньги и от Ясера Арафата, с которым встречалась в Ливане.

Крупным спонсором ордена «Сёстры миссионерки любви» был и английский лорд еврейского происхождения и медиамагнат Роберт Максвелл, укравший из пенсионного фонда своих же работников 600 миллионов долларов и избежавший тюремного наказания из-за гибели на яхте. Другим известным дарителем, облагодетельствовавшим мать Терезу на 1,25 миллиона долларов, был американец Чарльз Киттинг. Позже, когда он попал под суд за то, что ограбил 23 тысячи вкладчиков своего фонда на 252 миллиона долларов, мать Тереза послала письмо с просьбой о помиловании верного и щедрого сына католической церкви.

В ответном письме прокурор Пол Терли написал, что «церковь не должна позволять использовать себя как средство для успокоения совести для преступника» и предложил Агнес Бояджиу вернуть полученные от Киттинга деньги тем, у кого они были украдены. В ответ — тишина.

Интересно, что другим получателем помощи от Чарльза Киттинга был американский сенатор и большой друг нынешней украинской власти Джон Маккейн. Может быть, все это и помогло щедрому католику отделаться за такое огромное хищение всего лишь 4,5 годами тюрьмы и сейчас он снова в крупном американском бизнесе.

Отказ вернуть деньги, украденные у американцев, не испортили отношения матери Терезы с властями США. Совсем наоборот: наряду с Ватиканом, удостоившим ее своей высшей наградой — объявлением святой, вторым государством, сделавшим это, стали США. В 1996 году она стала почетным гражданином США, это звания до нее получили всего 3 иностранца, а в 1997 году она была награждена высшей американской наградой — Золотой медалью Конгресса. Официально такие высокие награды объясняются ее благотворительной деятельностью, но наверняка не забыты и ее другие заслуги перед США.

3 декабря 1984 года в индийском городе Бхопал произошла крупнейшая техногенная катастрофа в истории человечества. В результате взрыва емкости на 60 тысяч литров на химическом заводе, принадлежавшем американской компании «Юнион карбайд» в воздух попали 42 тонны ядовитых паров. 4000 человек погибли сразу, еще 21 тысяча позже. Общее количество пострадавших — до 600 тысяч человек. Причиной катастрофы стала экономия на мерах безопасности со стороны химической компании, хотя в «Юнион карбайд» упорно твердили, что это диверсия. Кроме того, компания отказалась сообщить название ядовитого вещества из соображений коммерческой тайны, что затруднило работу индийских гражданских и военных медиков. Пренебрежение американским бизнесом вопросами безопасности местного населения, приведшее к таким ужасающим последствиям, могло поставить под удар не только химическую компанию, но и репутацию США во всех странах третьего мира.

Меры были приняты. На сей раз мать Тереза не осталась безучастной к трагедии индийского народа. Она прибыла в Бхопал в сопровождении своих многочисленных монахинь и волонтеров. Мать Тереза выступала в людных местах и в своих выступлениях объясняла, что это наказание от Бога, что надо молиться и он накажет виновных, а сейчас надо простить. Последнее слово было главным во всех ее речах. Это же внушали монахини и волонтеры в индивидуальном порядке тем, кому они оказывали свою примитивную медицинскую помощь.

Это помогло предотвратить антиамериканские выступления, которые привлекли бы внимание во всем мире. Американская компания «Юнион карбайд», ответственная за эту трагедию, смогла в 1987 году в рамках внесудебного урегулирования договориться о выплате жертвам аварии 470 миллионов долларов в обмен на отказ от дальнейших судебных исков. Расследование трагедии продолжалось 26 лет и только 7 июня 2010 года суд в Бхопале приговорил семерых индусов, работавших на химическом заводе к двум годам тюрьмы и штрафу на сумму, равную 2100 долларам США. Бывший директор завода американец Уоррен Андерсон был оправдан.

Компания «Юнион карбайд» сделала ордену матери Терезы крупное пожертвование. Разумеется за медицинскую помощь, а не за пропагандистскую.

Имеется и информация о том, что через организацию матери Терезы оказывалась тайная финансовая помощь никарагуанским контрас. Это косвенно подтверждается ее награждением президентом США Рональдом Рейганом Медалью Свободы в 1985 году.

С момента смерти основательницы ордена «Сёстры миссионерки любви» и до того момента, как она стала святой прошло ровно 19 лет и шел этот процесс нелегко. По правилам католической церкви для того, чтобы человек был канонизирован как святой, он должен совершить чудо.

Поиск чудес, совершенных матерью Терезой, был поручен канадскому священнику Брайану Колодийчуку. Вначале он объявил, что жительница индийского штата Бенгалия Моника Бесра имела 17-сантиметровую злокачественную опухоль в желудке. В годовщину смерти матери Терезы — 5 сентября 1998 года ее сестра положила ей на живот медальон с ликом Святой Богородицы, которым прикоснулись к телу матери Терезы в день ее похорон и обратилась к всемирной праведнице с молитвой о ее выздоровлении. Через 8 часов опухоль исчезла.

Все было чудесно, в прямом и переносном смысле этого слова, но тут Моника Бесра поссорилась со своим мужем, а тот заявил журналистам что у его жены была не опухоль, а киста яичника, которую вылечили с помощью лекарств, за которые он заплатил крупную сумму из своего кармана, а затем отвел журналистов к врачам, у которых сохранились соответствующие медицинские документы.

Разумеется, после этого скандала у Ватикана вера в святость монахини, принесшей ему по самым скромным подсчетам 3 миллиарда долларов и миллионы новых последователей, не пропала. Но для сохранения приличия была сделана многолетняя пауза в канонизации для успокоения и забвения.

В 2008 году преподобный Колодийчук нашел новое чудо в Бразилии, где у Марсилио Хаддата Андрино была злокачественная опухоль мозга, но после того как его жена Фернанда стала молиться матери Терезе, она исчезла. Никаких медицинских документов в данном случае не было, что гарантировало от повторения случая с Моникой Бесра.

Но тут грянул новый скандал. Достоянием гласности стали ее письма своему духовнику бельгийскому священнику-иезуиту Генри и ее дневники. В них она пишет: «У меня нет веры», «Небеса заперты», «Мне говорят, что Бог любит меня, но темная, холодная и пустая реальность настолько сильна, что ничто не трогает мою душу. Все внутри меня холодно, как лед».

Но самой неожиданной стала следующая запись: «Я чувствую себя потерянной. Господь не любит меня. Бог может не быть Богом. Возможно, его нет», которая совсем не годится для монахини, постоянно утверждавшей, что регулярно общается с Иисусом Христом. Конечно же, и этот скандал не повлиял на решение Святого престола о святости Агнес Бояджиу, но опять пришлось брать паузу.

Ватикану, наконец, удалось завершить процесс канонизации матери Терезы и это комментируется множеством людей.

Среди них итальянец Джорджио Бруско, лично знавший Агнес Бояджиу и отбывающий сейчас тюремное заключение за руководство преступным сообществом, которое в его стране называют мафия.

Он высказался лаконично: «Если она святая, то я — Иисус Христос».