Обливион 4 обзор. The Elder Scrolls IV: Oblivion - обзор игры

Мой обзор посвящён золотому изданию игры Обливион. Игра создана компанией Бетезда и вышла в 2006 году. Золотое издание игры вышло в 2007 году. В неё добавлены два официальных дополнения Knights of the Nine и Shivering Isles. Выпустило её компания 1С.

Прежде чем начать игру, вы сможете создать своего персонажа. Вам доступен выбор расы. Их несколько и они разнообразны. Начиная от эльфа и заканчивая орком. Каждая из рас имеет свою индивидуальную способность, но не будем останавливаться на всех расах подробно. О каждой из них вы узнаете, начав игру. После выбора расы вы сможете подстроить персонаж по собственному вкусу. А именно, выбрать цвет глаз, возраст, комплекцию и, конечно же, пол. Скажу сразу, что редактор не очень хорош и, вылепить, что - нибудь лучше предложенного вряд ли удастся. После мучений с редактором выбираем имя и вперёд. Играть можно от первого и третьего лица.

Ваши приключения начинаются в тюрьме. За что нас туда упекли, разработчики не объяснили, но зато обеспечили неприятным типом в соседней камере. К счастью его плоские шуточки придётся терпеть не долго. Почти сразу же к вам войдёт император с охраной. И через тайный туннель, который находится в камере, скроется от преследующих его убийц. Вы последуете за ним. Во время побега вас обучат управлению и азам игры. Управление довольно простое и его освоение не составит труда. В игре простой и удобный дневник. По умолчанию он открывается кнопкой "Тав". Здесь вы увидите свой инвентарь, список ингредиентов для создания зелий, огромную карту, магические заклинания, которые доступны вам в данный момент, журнал заданий, а так же подробный отчёт о ваших похождениях. Ещё вас научат управляться с мечом и луком, использовать магию разрушения, создавать зелья, скрываться от врагов и многому другому, что пригодится для выживания. Так же вы сможете выбрать знак рождения и класс персонажа. Знак рождения даст вам дополнительную способность, а класс определит стиль игры. Но выбирать готовый класс не обязательно, его можно создать по своему усмотрению.

Наконец побег закончен. Разработчики дали вам свободу выбора. Не обязательно сразу же браться за сюжетное задание, полученное во время побега. Вы вольны идти куда захотите и заняться чем угодно. Вы оказались в провинции Сиродил. Здесь можно отдаться изучению магии и стать великим архимагом. Или попробовать себя в воровстве. Да, да, в воровстве и взойти на престол воровского сообщества. А если не то и не другое вам не по вкусу, то можете отправиться на арену и получить титул великого воина. Но если и слава воина не для вас, станьте путешественником и отправляйтесь исследовать многочисленные пещеры, тайные склепы, древние форты. Но будьте осторожны. На вашем пути встанут мерзкие гоблины, скелеты, ужасные зомби и это далеко не весь перечень нежити, которая поджидает вас в глубине подземелий. На поверхности тоже не стоит расслабляться. Дикие звери и разбойники не дадут вам спокойной жизни.

Если вы останетесь живы в битве с нежитью, то всё добытое сможете продать в городах Сиродила. Между ними можно перемещаться с помощью быстрого путешествия. Изначально быстрое путешествие кажется ненужной функцией, которая убивает дух исследования, но при повторном прохождении оказывается полезной. В каждом городе можно купить дом, но лишь в том случае, если в ваших карманах звенит золото, и вы покрыли своё имя доброй славой. После покупки жилища его можно обставить, купив мебель в ближайшем магазине.

В странствиях по Сиродилу вы будете встречаться с разными людьми, и получать от них различные задания. Задания здесь одно интереснее другого. Вот несколько примеров. Вы попадёте в деревню, где все жители вдруг стали невидимыми. Или отправитесь в картину, чтобы спасти незадачливого художника. Ещё вам предстоит помочь призраку. Заданий в игре огромное количество и все не менее захватывающие, чем те, о которых я поведал.

Скажем прямо, что графика не дотягивает до современных игр, но красивейшие виды и проработанность мира с успехом ликвидирует это отставание.

Как и в любой ролевой игре, в этой вы тоже будете прокачивать героя. Здесь прокачка не просто выбор пункта в меню характеристик. Повышение навыков зависит от их использования. Чем чаще вы пользуетесь навыком, тем быстрее он повышается. Повысив несколько навыков, вы получите возможность поднять уровень героя. Чтобы поднять уровень необходимо поспать. Для этого вам нужно воспользоваться кроватью в снятой комнате одной из таверн, найденной бесхозной лежанкой или кроватью собственного дома. Навыков в игре изрядное количество и я не буду занимать ваше драгоценное время их перечислением. О них вы узнаете в игре.

Локализована игра отлично. Озвучка на высшем уровне и если вы заметите, что несколько персонажей говорят одним голосом, то отнеситесь к этому как к забавному факту, ибо сей мелкий изъян никак не портит атмосферу игры. Текст переведён грамотно и перлов из ряда "возвращаемся в спину" вы здесь не увидите.

Итог

В этом обзоре я осветил далеко не все возможности и моменты игры. Предоставляю вам возможность почувствовать себя первооткрывателями неизведанной провинции Сиродил. Критических багов в игре не обнаружено. Игра стабильно работает на Windows ХР и на Windows 7. Беспощадные вылеты начинаются, если у вас много сохранений, а именно более трёхсот. В заключение отмечу пару гигантских плюсов: огромный, открытый мир для исследования и множество интереснейших квестов. И один жирный минус - внутреннее однообразие пещер и подземелий. Моя оценка игры восемь из десяти.

Всем приятной игры. До новых обзоров.

P. S: Музыка в начальных титрах исполнена духовым оркестром и она великолепна. Спасибо, маэстро Джереми Соул, за шикарную музыку, достойную стать гимном. Гимном провинции Сиродил.

Дождались
Четыре года мы с вами играли в Morrowind, который вышел в 2002 году, и вот вышел Oblivion. Игра эта, несомненно, долгожданная, всё в ней притягивает и великолепная графика и первоклассный геймплей, а чего только один звук стоит, который поражает нас своей реалистичностью. Да, Bethesda потрудилась на славу, игра получилась - что надо, она не надоест и через год, кстати, разработчики говорят, что над прохождением Oblivion нам придётся просидеть около 100 часов, сразу вспоминается Sam Houser со своим заявлением, по поводу прохождения GTA: San Andreas.

It’s Cyrodiil baby…
Начало игры какое-то мутноватое, мы появляемся в тюрьме, причём не совсем ясно, за что мы там сидим. Вдруг к нам в камеру решает зайти Император, оказывается, что именно из вашей камеры есть какой-то тайный ход. Вскоре Императора убивают, что вполне не удивительно, и вы должны доставить Амулет Королей единственному наследнику, то бишь сынишке Императора. Сказано, сделано, отправляемся в путь по просторам Кайродила. Кайродил – это провинция, находящаяся в самом сердце Тамриэля, так же в Кайродиле находится Империал Сити – столица Тамриэля, где собственно и мотал срок наш герой. Земли Кайродила огромны, а точнее примерно как в Morrowind, но гораздо плотнее заселены. Если передвигаться пешком, то вы потратите очень много времени, гораздо лучше на лошадке, кстати, когда вы выйдете из подземелья, то совсем не далеко сможете найти конюшню, где и обзаведётесь копытным средством передвижения. Лошадь это конечно хорошо, но быстро надоедает, сюжет вас постоянно кидает то в один, то в другой конец карты, вот тут то разработчики и припасли систему Fast Travel. Стоит вам выбрать пункт на карте, как вы мгновенно перенесётесь в выбранную точку.

На рожу и её цвет, товарищей нет…
Как и во всех предыдущих играх, в Oblivion вы сами творите себе героя, лицо которого собирается аж из 15 отдельных элементов. Огромный выбор навыков позволяет создать уникального в своём роде персонажа, каким будет ваш герой, зависит только от вас. Это может быть войн, знающий толк в сражениях, такой игрок обычно может отправить гоблина в нокаут одной левой или маг, который прекрасно владеет алхимией и носит с собой кучу всякой дряни, от крысиных шкурок до заячьего помёта (прим. это шутка). Игровой мир полон разнообразных предметов, которые можно растереть/сжечь/сварить из них какую-нибудь парашу, типа слабенького магического снадобья ну и т.д. и т.п.

«Название всем этим играм – ХИТ!»
Ну и напоследок стоит отметить, что Oblivion – полностью оправдал ожидания, даже больше, в некоторых аспектах он их превзошел. Oblivion можно поставить в один ряд с такими играми как Need For Speed: Most Wanted, Gothic3, GTA: San Andreas, Prince Of Persia3, и название всем этим играм – ХИТ!


– это одна из самых увлекательных и самых интересных RPG во всём нашем ярком мире. Эта часть является продолжением такой же увлекательной игры как The Elder Scrolls III: Morrowind. Обе эти игры до сих пор популярны по сей день. Разрабатывали эти игры всеми известная компания Bethesda Softworks. Но не будем отвлекаться на других, а лучше поговорим об Обливионе.

Об игре

Что можно сказать о самой игре. Официальная дата выхода проекта в России 23.06.2006. Ну, эта игра разрабатывалась достаточно долго как для RPG (целых 4 года), но от этого она хуже не стала, я вас уверяю. Напомню, что игрой занималась всеми любимая компания Bethesda Softworks, которая и по сей день не перестаёт радовать нас хорошими проектами. Разработчики постарались на славу! Игра вышла просто сногсшибательной. Столько людей затаив дыхание ждали ее. Сразу же после релиза, The Elder Scrolls IV: Oblivion стала Бестселлером в игровой индустрии. За первые две недели продаж было реализовано около 1,7 миллионов копий этой великой эпической игры. Она вышла на PC, Xbox 360 и PS3.

Основной сюжет и квесты

Я начну с основного сюжета. Он настолько интересен, что когда начинаешь его проходить, оторваться просто невозможно. Хотя поначалу он кажется довольно примитивным. Как будто разработчики делали игру для детей дошкольного возраста, но со временем он хорошо развивается и возникает ощущение, что ты не играешь в игру, а читаешь книгу про фэнтези (да и к тому же книга бестселлер:D). А начинается всё с того, что ваш главный герой находится в провинции Тамриэль и, как ни странно, в тюрьме. Но тут происходит чудо – к вам врывается сам император этой провинции со своими телохранителями. После недолгого разговора с императором вам предстоит отправиться с ним. Я забыл упомянуть, что после того как вы начнёте новую игру, вам предстоит создать своего персонажа, но об этом мы поговорим позже. Перед смертью император даст вам свой амулет и небольшое поручение (всего-то спасти родную провинцию от вторжения демонов:D). Но вскоре подлые ассасины убьют несчастного императора, и сразу же после этого наступит ваш основной квест. Вообще в игре огромное количество всевозможных заданий. Вы можете наняться на роботу в гильдию воинов, или же помочь какому-нибудь бедному крестьянину за спасибо. Кстати, после того как вы пройдёте основной квест, игра на этом не закончится. Вы сможете пройти другие побочные квесты.

Персонажи

Персонажей в игре огромное количество и на любой вкус:) Вначале вам предстоит создать своего персонажа. Выбор у вас будет большой: для начала вы должны будете выбрать расу вашего главного героя. Это может быть тёмный эльф, высший эльф, имперец т.д. Продвигаясь по квестовой линии вы будете прокачивать любые навыки, которые только захотите. Это может быть рукопашный бой, мечи, тяжёлое оружие, магия и т.д. Вскоре вам придётся сделать выбор. Вы должны будете выбрать знак зодиака. Это может быть знак тень, воин, маг и т.д.

Графика

Графика в The Elder Scrolls IV: Oblivion просто радует глаза. Она настолько мягкая и красивая, что хочется играть в игру дальше и дальше. Но чтобы воистину насладиться ею, вам потребуется видеокарта ATI X800 или NVIDIA GeForce 6800 с 512 МВ памятью. Особо меня впечатлил один момент – плавная смена дня и ночи. Она очень красиво происходит, что иногда даже останавливаешься, что бы полюбоваться прекрасным пейзажем. Например, красивым закатом солнца или прекрасным ранним расцветом. Графика в The Elder Scrolls IV: Oblivion на высоте!

Звук

Звук в игре есть. Да и еще какой звук. Музыка очень приятная (и лиричная). Подходит ко всем моментам игры. Например, когда вы ведёте бой с врагом, музыка становится динамичной и энергичной. Когда вы исследуете какие-то пещеры или древние руины, музыка становиться мрачной и пугающей. Ну а когда вокруг вашего главного героя ничего не происходят, то играет спокойная (умиротворяющая) мелодия. Всю музыку к The Elder Scrolls IV: Oblivion написал композитор Джереми Соул. Также был издан отдельно диск с саундтреком.

ИТОГИ: Что ж, игра The Elder Scrolls IV: Oblivion действительно хорошая RPG. Всё в ней заделано на 5+ без исключения! Красивая графика, хороший звук и интересный сюжет. Всеми этими качествами игра наделена. Недочётов практически нет. Я уверен, Oblivion стоит вашего внимания. Играйте в неё с удовольствием!!!

Позвольте начать рассказ о TES 4: Oblivion с… извинений. Многие ждали публикации второй части нашего превью. Каждую неделю я и мои коллеги получали письма с вопросом, появится ли продолжение. Редакция AG неоднократно пыталась навести мосты с Bethesda Softworks, но тамошняя пресс-служба в лице вице-президента компании Пита Хайнса (Pete Hines) молчала, запамятовав о данном осенью обещании, — даже после того, как «первовзгляды» расцвели на страницах крупных англоязычных ресурсов. Так что уж простите нас, дорогие читатели.

Адская калитка

Сегодня поздно пить боржоми. Вот он, долгожданный сиквел, манит открыточными пейзажами и зовет в путешествие. Старого императора убили культисты, по стране распахиваются врата в адское измерение Обливион, и лишь избраннику судьбы по плечу: а) захлопнуть порталы; б) истребить негодяев; в) найти наследника на пустующий трон.

Но сперва вам предстоит то, о чем мы живописали в злополучном . Для затравки — выбор пола, расы и попытки смастерить рожу, не принадлежащую потомственному фрику или деревенскому дурачку. Неизгладимое впечатление производят люди зрелого возраста. Беглый взгляд на их испещренные морщинами физиономии — лучшая реклама крема с энзимами витамина Q10. Отчаянным посвящается опция «Randomize», выплевывающая бесконечную череду косоглазых мутантов.

Вслед за покорением непослушной технологии FaceGen начинается вводный курс (aka «Неизбежная смерть Уриэля Септима VII от рук дизайнеров, вырубивших управление в самый важный момент»). За полчаса вы освоите азы выживания в Тамриэле образца 2006 года. Например, ближний бой, позабывший о кубиках, — отныне исход сражения решают кликательные рефлексы и умение ставить блок. К сотой стычке идея потеряет свою новизну, а на первый план выйдут острая нехватка функции «target lock» (без нее трудно уклоняться от выпадов и выполнять особо лихие приемы), и хаос массовых потасовок, где глуповатые друзья-NPC настойчиво лезут в самое пекло. Хотя поначалу летящие во все стороны крысы и гоблины, сдобренные резиновым ragdoll"ом, вызывают детскую радость.

Изменилась и магия. Не спрашивайте, почему запас маны восстанавливается с невероятно высокой скоростью, превращая колдовские разборки в бойкий сказочный шутер. Это — такой же великий секрет, как пропажа левитации, прямоходящие ящерицы с пышными бюстами, ездовые лошади без стремян и поводьев, топоры в списке тупых орудий и пещеры, построенные, судя по аккуратным деревянным дверцам на входе, бригадой хоббитов-гастарбайтеров. О близости к экшенам напоминают и посохи — чистой воды волшебные пулеметы, только заряжать их надо не патронами, а душами поверженных врагов.

Наконец, улучшенный «стелс», подарок карманникам и убийцам, предпочитающим шестикратный множитель к удару в спину вместо честной борьбы. Но, что бы там ни утверждали подсказки, мелькающие при загрузке локаций, механика у него примитивная — не чета Thief: Deadly Shadows или Splinter Cell: Chaos Theory . Игра принимает в расчет вес ботинок и степень освещенности, однако ход ее «мыслей» спрятан за индикатором в форме глаза, знающим всего два состояния — «видно» и «не видно». Оттого порой тяжело понять, почему часовой засекает нарушителя, затаившегося в темном углу. Громко ли мы шумим? Ярко ли отсвечивает мифриловый шлем? Слышит ли наши шаги неприятель, стоящий возле водопада? Заваривайте кофе — пора гадать на гуще.

Но и с поправками на должность тамриэльского Гарретта или Фишера рассчитывать не приходится. Bethesda, привыкшая рубить узлы сплеча, задушила «малину» в зародыше. Во-первых, каждый предмет, будь то батон хлеба, кинжал или лошадь, снабжен RFID-чипом, по которому добропорядочные (как на подбор!) торговцы определяют, «угнан» он или нет. Эти вещи можно сбыть разве что скупщикам из воровской гильдии. Во-вторых, об убийстве по-прежнему узнает полстраны в миг его совершения. В-третьих, проницательные охранники видят проштрафившегося героя насквозь и тотчас обнаруживают контрабанду в его рюкзачке. Зорким милиционерам из московского метро такое не снилось. «Ага, краденый нож! Чего изволите: чай с лимоном, сок, заплатить штраф, сесть в тюрьму, оказать сопротивление?»

Привет модостроителям

«Прокачка» стала прозрачнее. Чтобы перейти на следующий уровень, необходимо поднять 7 ключевых навыков на 10 единиц (в сумме). Еще 14 проходят как вспомогательные — они медленнее растут и не влияют на «level up». К счастью, архиполезные перки за упорное развитие таланта (между прочим, тоже новинка для TES ) дают, невзирая на его важность. Ремонт зачарованного оружия и доспехов, снижение веса носимой брони на 50%, доступ к более грозным приемам и заклинаниям, атака в прыжке — есть ради чего стараться.

Главное — помнить о том, сколь беспощаден баланс TES 4 . Стремясь прикрыть лазейки, позволявшие без особого труда вывести богочеловека в Morrowind , авторы оставили дыры, но намертво затянули болты. Провинция Сиродил — монстры, содержимое сундуков и чужих карманов, награда за квесты, ассортимент в лавках — «взрослеет» вместе с бессловесным героем. Уравниловка, полезная в, скажем, Diablo 2 , сыграла злую шутку с ленивыми дизайнерами Oblivion — их детище потеряло привлекательность. Зачем наматывать километры по похожим друг на друга подземельям («copy/paste», детка!), проникать в дома спящих горожан, соваться в случайно сгенерированные земли Обливиона, если призом за усердие окажется никчемный хлам? Магазины — сеть безликих супермаркетов, где чутко следят за клиентом, дабы он вдруг не урвал себе что-то чересчур мощное.

С противниками вышел полный абсурд. Вы ложитесь спать в таверне, получаете сразу несколько уровней, вкладываете баллы в первичные атрибуты, выбираетесь в лес… и выясняете, что бандиты, вчера бегавшие в поношенных кожаных куртках, сегодня щеголяют блестящими кольчугами и магическими луками, а волки улетели на юг, уступив место свирепым медведям. Так что забудьте об идеологии «Непростая локация? Приходите позже» из Baldur"s Gate и Gothic 2 . Удобный «fast travel» помогает мгновенно перенестись в любую из уже исследованных областей, но какой от этого прок, коли ценности и ловушки везде одинаковы, а неприятели становятся все опаснее? Более надежного способа убить тягу к изучению мира не сыскать.

Еще хуже то, что игра не учитывает, каким образом развивается ваш протеже. Открытость ролевой системы и легкость, с которой поднимаются отдельные небоевые умения (самые видные — атлетика, акробатика и скрытность), ставят крест на карьере приключенца-дипломата… пока тот не нащупает ахиллесову пяту Oblivion — сон. Отказавшись от теплой постели и, следовательно, дальнейшего роста, вы остановите бессмысленную «гонку вооружений», но продолжите улучшать навыки, а попутно облегчите прохождение основной сюжетной линии, чьи действующие лица не желают идти в ногу с прогрессом и посему мрут как мухи. Читерство? Нет. Этот трюк — не грязнее подкупа в маразматичной забаве «уговори незнакомца, чередуя шутки, угрозы, лесть и хвастовство», или кнопки «Auto-Attempt», избавляющей от нудной возни с отмычками.

Беспросветный ИИ

Radiant AI — вторая по величине бородавка на теле Oblivion . Эффектная демонстрация с Е3, где хозяйка книжного магазина тренировалась в стрельбе и поджигала любимую псину, оказалась пиар-блефом. Иллюзия реальности возникает, когда вы впервые входите в город, и быстро разлагается, обнажая неприглядную истину. Попробуйте проследить за каким-нибудь гражданином — увидите, насколько пусто его существование. Люди бесцельно бродят по улицам, подолгу топчутся на одном пятачке, игнорируют чувство голода и, словно роботы, пичкают случайного собеседника подборкой разрозненных фактов. Знать охотно якшается с нищими, воришки — со стражей. Жизнь течет размеренно и неторопливо, будто и не полыхают по округе дейдрические врата. Мое сердце покорила одна из скинградских мадам — вернувшись с работы на винограднике, она семь часов кряду полола тяпкой каменную дорожку во дворе своего дома, а затем зашла в квартиру, добрела до угла и… замерла до рассвета.

В бою болванчики ведут себя не лучше. Не раз и не два мои верные спутники ныряли в лаву, пытаясь добить недруга, а раненые враги слегка отбегали и столбенели, молча позволяя напичкать тушку дюжиной стрел. Ужасно, но по сравнению с Morrowind — большой шаг вперед. Так, глядишь, в TES номер пять нарисуются групповая тактика и баталии на лошадях, привычные для владельцев скромной турецкой RPG Mount & Blade . Кстати, тамошние скакуны не мчатся по равнинам и склонам с грацией трехколесного внедорожника. И не прут, оставшись в одиночестве, на рожон.

Зато к диалогам мало претензий: канули в Лету полотнища списков тем для беседы, прекратился словесный понос, у всех без исключения персонажей появилась недурственная озвучка. Жаль, тексты хлипкие — в них то и дело проскальзывает мрачное наследие «ходячих энциклопедий», — а программистам, отвечавшим за мимику, не мешало бы поучиться у Valve.

Светлые пятна

Существует ли в Oblivion нечто, способное поднять его c колен? Как ни удивительно, да. Побочные миссии — единственное, что сделано с душой. Вариаций на тему «принеси» и «убей» почти нет, а те, что есть, изменяются по ходу событий, являя второе дно. Закрученные детективные расследования, поиски затерянных людей, многоходовые кражи, захват кораблей (!), работа с душевнобольными, превращение в вампира и обратно в человека, охота на диких животных, выполнение экстравагантных поручений пятнадцати лордов дейдра… подчас — с альтернативными концовками. Именно благодаря им Oblivion заслуживает установки на винчестер. И черт с ней, с ничтожной наградой за пост руководителя гильдии (неужели кому-то хочется завести личного идиота на побегушках?).

Другой повод потратить 5 гигабайт — графика. Gamebryo и вживленная в него SpeedTree выдают умопомрачительные панорамы… с одним «но». Предельные параметры качества, доступные на экране настройки, «порадуют» вас размазней вместо текстур без намеков на заросли травы, пикселизированными отражениями в воде, туманом на задних планах и материализующимися из эфира объектами. Дабы получить детализацию и разрешение, аналогичные показанным на скриншотах из галереи AG, а заодно 1600х1200, HDR-освещение и минимум 20 fps, придется редактировать Oblivion.ini. Правда, перед сменой настроек убедитесь, что ваш компьютер не слабее указанного в «подвале» этой статьи.

Сказка о масштабируемом движке (и разрекламированное на Е3 самозатенение всего и вся) не стала былью. Что делать тем, у кого нет мощных процессоров и видеокарт? Проклинать «тормоза», безжалостно резать дальность обзора, смотреть, как прямо под носом появляются целые здания, и молиться во время серьезных сражений. Либо раскошеливаться на недешевый апгрейд.

А вот интерфейсу помогут разве что патч или фанатские моды. Дефицит «горячих» клавиш. Огромный приставочный шрифт в духе «Пиратов Карибского моря ». Перечень предметов, вмещающий шесть жалких строк. Лимит на одну ручную пометку в лишенной «зуминга» карте. Странное окно присвоения функций кнопкам с «1» по «8», где не разобрать, за какой из трех луков ответственна цифра «5». Причина банальна — разработчики не пытались адаптировать консольный дизайн под «персоналки». Вопреки обещаниям. Видимо, склерозом в Bethesda страдает не только PR-отдел.

Next-Gen Boredom

Удалось ли создать «RPG for the Next Generation», о которой говорил Тодд Ховард (Todd Howard) в своем обращении к поклонникам серии? Удастся ли вам прожить «another life, in another world»? Увы. Да, это зрелище. Да, квесты четырех гильдий затягивают, заставляя долго скитаться по тоскливым гробницам под стандартную музыку Джереми Соула (Jeremy Soule) , истребляя сотни сильных, наглых врагов. Но наступает час пресыщения, и вы понимаете, что ничего иного не предложат.

Прощай, Сиродил. Бо льшая часть твоих тайн так и останется нераскрытой. Была без радости любовь, разлука будет без печали.

Знаете, если бы игра The Elder Scrolls IV: Oblivion была зажиточным бюргером и, как и полагается порядочному зажиточному бюргеру, регулярно заглядывала в гости к психоаналитику, то на классический вопрос: «В чем ваша проблема? » она ответила бы следующее: «Моя проблема - это мои пиарщики и маркетологи ».

Ни для кого, наверное, не секрет, что с каждым годом в игровой индустрии все меньше значат Творцы, талантливые люди, которые искрят идеями и давно уже затерли до кровавой мозоли указательный палец руки, выдавая автографы (хотя эти парни трудятся с не меньшей энергией, чем трудились их коллеги пять, десять или пятнадцать лет назад).

Миром компьютерных развлечений правят среднестатистические типчики, с молоком матери впитавшие в себя поучения Котлера, Блэка и других корифеев маркетинга и пиара. Из-за аккуратного, сливающегося со стенами любого офиса «дресс-кода» мы с вами практически не видим этих граждан - но они есть. И чем больше в их руках оказывается власти, тем заметнее становятся ошибки, совершаемые ими.

Нынешний номер «Игромании » очень показателен в этом плане. Чуть дальше по журналу в пух и прах разбита кикимора отечественного розлива LADA Racing Club , чьи пиарщики отработали на пять, энергично раскрутив то, что раскручивать в принципе не стоило. В случае с Oblivion проблема совсем другая. Имея на руках мощнейший проект, люди, ответственные за его продвижение, зачем-то заставили всех нас искать на небе воздушный замок - и на короткий миг отвернуться от настоящих достоинств игры.

Для многих этого краткого мига оказалось достаточно, чтобы навсегда испортить свое впечатление от четвертой части The Elder Scrolls.

Ой, блин, вион

Камни со стен воздушного замка начинают сыпаться буквально в первые же минуты игры. Многие из вас наверняка помнят The Elder Scrolls III: Morrowind -блистательного предшественника Oblivion. Помнят путешествие на корабле для перевозки заключенных, помнят короткое обучение, беседу с Селлусом Гравиусом и дверь, открывающуюся в Сейда Нин, - небольшой прибрежный город, одного взгляда на который было достаточно, чтобы на долгое время потерять дар речи. За этими маленькими уютными домишками, за красивой гаванью, за могучим, забавно урчащим ездовым жуком сразу же виделся целый мир - огромный, загадочный, манящий и полный приключений. Пара минут, проведенных в Сейда Нин, заряжали многих энергией, достаточной для прохождения всей игры.

Сначала кажется, что Oblivion начинается точно так же. Сиродиил, столичная провинция Тамриэля. Наш новый главгерой - опять заключенный, который теперь обитает в тюрьме аккурат под дворцом императора. Причем в самой настоящей VIP-камере - именно здесь запрятана дверь в подземный ход, вырытый на случай «непредвиденных происшествий». Так что нет ничего странного, когда в дальнем конце сырого коридора в сопровождении стражников появляется сам император Уриэль Септим. Дедушка сегодня явно встал не с той ноги: по пятам за ним мчатся полчища воинственных культистов, а он хватается за амулет на груди, буравит бедного зэка взглядом и бормочет нечто вроде: «Вот именно этот человек являлся мне в видениях, именно он спасет наш мир ». Неожиданно наступает амнистия, и страже приходится взять нас с собой.

Дальше все происходит по накатанной схеме - мы плетемся по сырому подземелью, помогаем защищать императора, параллельно обучаясь игре и создавая «ролевой портрет» своего персонажа. Под конец прогулки Уриэля, конечно же, убивают, но прежде чем испустить дух, он отдает нам амулет в комплекте с наказом отнести побрякушку «куда надо». По всему Сиродиилу тем временем открываются врата в параллельное измерение Обливион, откуда валом прет всякая зараза. Пора спасать мир, избранный! Дверка на заветную «улицу» открывается и...

И графический движок Oblivion, один из самых современных и высокотехнологичных на сегодняшний день, рисует нам следующую картину: скромное озерцо, безжизненная равнина и что-то там на горизонте. Мы снова на долгое время теряем дар речи. На этот раз - от пустоты и разочарования, которыми веет с той самой равнины.

Через несколько минут игра понимает свою ошибку и начинает спешно реабилитироваться. В закоулках казавшегося мертвым мира что-то начинает шевелиться, хлопать глазами и издавать звуки. Вот мы любуемся привязанной к пристани лодкой, а чуть дальше по берегу разыгрывается настоящая баталия: безымянный лучник отстреливается от наседающих на него крабов. Мы приходим на помощь и вместо «спасибо» получаем стрелу в живот. Да, к местным законам еще придется привыкать...

С каждой минутой мы очаровываемся все больше и больше. Долгое путешествие по свернутой в кольцо дороге. Редкие домики, заброшенные руины и нападающие из засады враги. Красивые пейзажи, которыми хочется любоваться, подолгу вращая камеру и выбирая успешные ракурсы. Всполохи факела в руках одинокого стражника на лошади. Он уже знает о смерти императора - и в голосе его звучат испуг и растерянность. А еще этот постоянно мелькающий на горизонте Imperial City - манящий город на острове, попасть куда не так просто, как кажется.

Примерно в этот момент мы начинаем чувствовать игру. Мир Oblivion обречен. И именно поэтому в нем хочется жить.

Люди-бревна

Увы, но как только игра возвращает наше доверие и более или менее твердо встает на ноги, ей ставят очередную подножку. Причем настолько сильную, что от воздушного замка мигом отваливается целая стена.

Radiant AI. Вещь, на которую была сделана главная ставка при раскрутке игры. По обещаниям разработчиков, эта система поведения игровых персонажей должна была сделать их самыми «живыми» за всю историю компьютерных игр. Сценка с владелицей магазина, которая предложила главгерою подняться на второй этаж, потом поупражнялась в стрельбе из лука, почитала книгу и спалила файерболом надоедливую собаку, потрясла, наверное, всех, кто ее видел или хотя бы читал о ней в специализированной прессе. «То ли еще будет! » - оживленно раздавалось из PR-рупоров. Обещалось, что каждый персонаж в игре получит собственный характер, собственные привычки и цели, причем как сиюминутные, так и глобальные.

В первые минуты, проведенные в Imperial City, создается впечатление, что столицу наводнила какая-то совершенно дикая и необразованная челядь, которая выжила «интеллигентов» с Radiant AI-образованием. Увы, но в остальных городах Сиродиила разразилась та же самая социальная катастрофа - по улицам бродят полчища клянчащих денежку бомжей и хмурые стражники-клоны, а так называемая «богема» ведет нескончаемые разговоры в духе: «А ты слышал, что в магазине за углом продают гламурные доспехи? ». Честное слово, жизни в Oblivion ничуть не больше, чем в старушке Gothic . При этом в «Готике» персонажи хоть вели себя естественно - здесь же вокруг игрока то и дело творится натуральный цирк-шапито.

Увы, провал практически всех пунктов из описания Radiant AI - не единственная претензия, которую можно предъявить к программистам искусственного интеллекта. Очень плохо, например, сделаны совместные действия, когда в компанию игроку набиваются управляемые компьютером союзники. Драка в их исполнении напоминает игру в рулетку - никогда не поймешь, на который по счету раз болванчики смогут грамотно распределить цели и атаковать противников. Вообще, учитывая заметно возросшее количество массовых свалок, игре не помешал бы простой интерфейс управления соратниками - но, увы, надеяться можно только на разработчиков модификаций.

Разочарованными останутся и те, кто любит баловаться в играх воровством. Дело в том, что на похищенных вещах в Oblivion, похоже, пишется большими буквами «украдено», - даже если вы отправитесь на другой конец света, ни один нормальный продавец не купит их у вас. Так что приходится искать редких скупщиков краденого и сбывать им свой скарб. На самом воре, кстати, тоже большими буквами пишется «вор» - любой городской стражник с огромного расстояния замечает, что в сумке у нас чужие вещи, и тут же предлагает или платить штраф, или топать в каталажку. Хотя, конечно, можно еще и просто набить блюстителю закона морду.

Но это еще не самый большой абсурд. В начале своего путешествия игрок получает настоящую лошадь. В компании с ней любая дорога становится короче и - три раза «ха-ха!» - веселее. Представьте сами: вот на одинокого конника из кустов выскакивает очередной бандит с огромным топором. Мы спешиваемся, обнажаем меч и... начинаем тыкать им противнику в бок - глупый AI уже заклинился на лошади и увлеченно пытается распилить ее на котлеты. Бедное животное, в свою очередь, молотит негодяя копытами. Причем лошадки в Сиродииле явно особенной породы - даже если не вступать в бой, а стоять в сторонке, парнокопытное почти всегда забивает противника.

Ну а теперь - продолжение банкета! Только наш четвероногий танк успевает расправиться с наглым бандитом, как из соседних кустов выскакивает второй и, выхватив лук, всаживает стрелу прямо в массивный круп бедного животного. Разворот, заход на новую цель, сближение и следующая сцена: по окрестным равнинам и долинам носится «паровозик» из лучника, который пытается держаться на расстоянии, лошади, увлеченно размахивающей копытами на злодея, и ничего не понимающего игрока. Чуть выше мы уже употребляли словосочетание «цирк-шапито» - можно, повторим его еще раз, хорошо?

Но вот игроку удается прорваться к врагу - и боевая система мигом являет себя во всей красе и безобразии. Контактные схватки в Oblivion сложны и захватывающи - противник мельтешит вокруг героя как заправский ниндзя, постоянно выскакивая из поля зрения и нанося удары в бока и спину. Причем делает он это с такой скоростью, что иногда просто не понимаешь - в какую сторону негодяй упрыгнул на этот раз? Дистанционный бой спасает далеко не всегда - и лук, и большинство заклинаний приходится нацеливать, а сделать это, учитывая сверхманевренность противников, временами достаточно сложно.

Зато радует появление stealth-режима. Подлый удар в спину ничего не подозревающему врагу наносит в несколько раз больше повреждений, чем обычный тычок тесаком, - это однозначно наш метод, друзья! Да и сама система работает «честно» - если передвигаться аккуратно, подойти к противнику незамеченным не составит труда.

Правильная история

Ну что, Oblivion? Как же ты реабилитируешь себя на этот раз, какой звонкой монетой расплатишься с игроками за неполученный Radiant AI и странноватую боевую систему?

Ответ прост - увлекательным сюжетом. В отличие от Morrowind, который буквально давил игрока своими размерами и масштабами, Oblivion берет другим - насыщенностью. Короткая прогулка по Imperial City - и игрок забывает про поручение Уриэля, ввязываясь в множество побочных квестов. Задания выдаются буквально на каждом углу: даже случайный разговор с обычным прохожим может вылиться в долгую беготню по всему континенту. И мы еще молчим про огромное количество гильдий (магов, бойцов, воров, убийц), чьи линейки квестов по размаху почти не уступают основной кампании.

Отдельную пятерку в дневник получают сценаристы: стандартные задания «отнеси», «убей» и «собери» в Oblivion отступают на второй план, пропуская вперед продуманные до мельчайших деталей квесты. На пристани вам сообщат, что в таверне ошивается гражданин, который недорого продает свой дом. Несколько минут поисков - и вот вы уже смотрите убранство жилища. Потом пять тысяч условных единиц покидают ваш карман. Вдоволь нагулявшись по новой собственности, вы или отправляетесь путешествовать дальше, или ложитесь спать и... обнаруживаете, что в доме обитают привидения. Их выселение и наказание нерадивого продавца - отдельная долгая история...

Традиционная ложка дегтя опять же на месте. Непонятно зачем разработчики привязали уровень большинства противников к уровню игрока. То есть растете вы - «растет» и окружающий мир. Подобный подход придает Oblivion некоторую стерильность - в нем почти нет как легких, так и сложных заданий, лишь «арифметически усредненные». Развивать персонажа, опять же, становится неинтересно - зачем к этому стремиться, если враги автоматически подрастут до той же планки?

Хотя сама ролевая система потрясающе хороша. Отточенная за три больших игры и сумасшедшее число аддонов, в Oblivion она почти достигла идеалов. У каждой из рас есть предрасположенность к тому или иному стилю игры (орки - отменные вояки, высшие эльфы рождены быть магами), знак зодиака добавляет какой-нибудь приятный перк вроде увеличения магической силы, а от выбранного класса зависит распределение умений - стрельбы, использования брони, алхимии - между основными (очень сильны изначально; быстро прокачиваются) и дополнительными (прокачиваются медленно). Рост умений подтягивает за собой общий уровень, игрок то и дело выбирает, какие из базовых характеристик надо повысить, - красота!

Отдельно стоит поздравить магов. Дело в том, что в Morrowind «магика» (местный аналог маны, расходуемый на использование заклинаний) восстанавливалась только во время отдыха или сна. Это делало игру за мага ужасающе сложной. В Oblivion «магика» капает в любое время, причем с достаточно высокой скоростью.

Эльфы на экскурсии

Качественные квесты в Oblivion подкреплены роскошной графикой. Сам движок, если честно, оставляет очень двойственное впечатление. С одной стороны, он отрисовывает огромные открытые пространства, в нем отлично сделано освещение (видели бы вы, какая здесь роскошная смена дня и ночи!), проработаны лес и трава. Но с другой стороны, «на свежем воздухе» слишком сильно заметен сброс детализации в зависимости от расстояния. То есть если вблизи все в порядке - деревья там, камушки, травка, красивая почва, - то стоит присмотреться к холмику вдали, как вы увидите, что он состоит из скромного количества полигонов, обтянутых кошмарно размазанной текстурой. Отвратительный контраст.

Картинку, однако, вытягивают дизайнеры. Мир в Oblivion намного компактнее, чем в Morrowind, и благодаря этому в нем почти нет «мертвых» мест, он уютен и мил. Немного странно на этом фоне выглядит возможность моментально перенестись к одной из ключевых точек на карте - ведь пользуясь ей, игрок пропускает почти все увлекательные путешествия.

Ну а самое прекрасное в Oblivion - это населенные пункты. Imperial City, как и большинство столиц, подавляет своими размерами, размахом, статностью. Разбросанные по всей карте провинциальные городки, наоборот, притягивают. Каждый из них обладает своей планировкой, своим уникальным архитектурным стилем и своими уютными местечками. Да, это, наверное, прозвучит пафосно и забавно, но у любого населенного пункта в Oblivion есть неповторимая душа , есть тайны и легенды. И, путешествуя по миру, иногда начинаешь чувствовать себя настоящим туристом, который, попав в новый город, разевает рот, долго бродит по его улицам и делает скриншоты-фотографии.

Красоту внешнюю подкрепляет музыка - она спокойна, не отвлекает от процесса и в то же время отлично подходит ко стилю игры. Джереми Соул явно получал свой трудовой доллар не зря.

И, увы, опять приходится возвращаться к недостаткам. Анимация в игре просто ужасна. Популярное в игровой прессе определение «буратины», наверное, идеально подходит к местным персонажам. И еще: никогда, слышите, никогда, не нажимайте на кнопку прыжка при включенном виде от третьего лица!..

Технология создания лиц FaceGen, о потрясающих возможностях которой нам так много рассказывали, тоже оказалась очередным громким пшиком. Долго распинаться об этом нет смысла, достаточно сказать, что в отсутствии красивых персонажей женского пола виновата именно она.

Редакция «Игромании» прогулялась по множеству официальных и неофициальных форумов и подготовила маленькую инструкцию, с помощью которой Oblivion можно сделать чуточку стабильнее и быстрее.

Для начала давайте расправимся с ошибками. По словам разработчиков, 99% таких багов возникает из-за проблем со звуковыми кодеками. Поэтому отправляемся в «Установку и удаление программ » и проверяем, не спрятался ли там K-Lite Codec Pack . Если да - удаляем его. После этого следуем в директорию Windows\System32 и переименовываем файл mpeg2dmx.ax в, например, mpeg2dmx.ax.old .

Теперь улучшим производительность системы. Начнем с самого простого и логичного - с обновления всех основных драйверов: видео и звуковой карт, а также материнской платы. Взять свежие версии самых популярных драйверов для видеокарт вы можете c нашего DVD-диска из раздела «Железный софт ».

Заметно увеличивает количество кадров в секунду и еще один трюк. Устанавливаем CoolBits (REG-файл, который открывает дополнительные настройки видеокарты, можно взять с нашего диска в том же разделе), после чего в меню настройки драйвера в Additional Direct 3D settings ставим параметр Max frames to render ahead на значение 0 (внимание - при запуске других игр лучше вернуть эту установку в начальное значение!).

Последним пунктом идет редактирование INI-файла игры, который находится в My Documents\My Games\Oblivion . Открываем его «Блокнотом» и изменяем следующие записи:

Для того чтобы включить шейдеры версии 3.0 (есть в видеокартах NVIDIA начиная с GeForce 6200 и ATI начиная с Radeon X1300), ставим bAllow30Shaders=1 ;

Для того чтобы сделать текстуры на удаленных объектах более качественными, ставим uGridsToLoad=7 и fLandTexturingTillingMult=0,5000 .

Удачной игры!

* * *

Если честно, мы совершенно не понимаем серьезные зарубежные игровые издания, которые один за другим лепят игре почти стопроцентные рейтинги. За что, коллеги? Многочисленные фанаты рассказывают об Oblivion взахлеб, но на то они и фанаты. В то же время в огромных, на десятки страниц, интернет-обсуждениях зачастую проскакивают обиженные высказывания в духе: «А вот это обещали, но не сделали! » или «А вот здесь непонятно зачем поменяли - раньше ведь лучше было! ».

Игры из серии The Elder Scrolls никогда не были идеальными. Вспомните, сколько недостатков было у Morrowind - и какой в итоге оказалась его судьба. Мы просто уверены, что, несмотря на все вышеописанные проблемы, Oblivion будет одной из самых популярных RPG в истории жанра, обрастет огромным количеством официальных аддонов и любительских модификаций. Жаль только, что там, в Bethesda, этого так и не поняли - и «нарисовали» нам совсем другую игру.

Игру, которую мы так никогда и не увидим.

Реиграбельность - да

Классный сюжет - да

Оригинальность - нет

Легко освоить - да

Оправданность ожиданий: 50%

Геймплей: 8.0

Графика: 8.0

Звук и музыка: 9.0

Интерфейс и управление: 5.0

Дождались? Обещанной революции и рождения «RPG нового поколения» не свершилось - серия The Elder Scrolls продолжает брести проторенной дорожкой. Oblivion - это огромная и глубокая ролевая игра, которая, к сожалению, богата не только на сильные стороны, но и на недостатки.