Под маской аскета. § монахи-аскеты

25.06.2019 Финансы

- (греч. asketes, от askein упражняться). Отшельник; подвижник. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АСКЕТ 1) изнуряющий свою плоть воздержанием и самоистязаниями; 2) человек строгой жизни, приближающейся… … Словарь иностранных слов русского языка

аскет - а, м. ascète m., гр. asketes упражняющийся, подвижник. 1. Религиозный подвижник, отшельник, умерщвляющий свою плоть путем всевозможных лишений. СИС 1985. От самых апостольских времен избирали на архиерейство.. аскетов, безженно живущих. Чист.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

аскет - См … Словарь синонимов

АСКЕТ - АСКЕТ, аскета, муж. (от греч. asketes упражняющийся, борец). В древности христианский отшельник, проводивший свою жизнь в строгом воздержании; подвижник (церк. ист.). || перен. Человек в высшей степени воздержанный, ведущий замкнутый образ жизни… … Толковый словарь Ушакова

АСКЕТ - АСКЕТ, а, муж. Человек, к рый ведёт аскетическую жизнь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

АСКЕТ - АСКЕТ, человек, отказывающий себе в удовольствиях, а иногда и в удовлетворении нормальных потребностей организма, для «духовного» самоочищения и, в частности, для вызывания экстатических состояний. Аскетизм был широко распространен в… … Большая медицинская энциклопедия

аскет - человек самой строгой, воздержной жизни, до изнурения себя Ср. Аскетическая жизнь. Ср. Мне прежде всего следует сделаться аскетом, человеком не от мира сего, и разобраться в своем душевном сундуке, чтобы устроить там хоть мало мальски порядок.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

аскет - (грч asketes) 1. испосник, искушеник, човек што се воздржува од сите уживања, 2. фиг човек што живее како аскет … Macedonian dictionary

аскет - АСКЕТ, а, м Перен. Человек, отказывающийся от жизненных благ, удовольствий или ограничивающий себя, ведущий аскетический образ жизни. Вам все эти красоты жизни, можно сказать, ничто, аскет, монах, отшельник! Для вас книга, перо за ухом, ученые… … Толковый словарь русских существительных

аскет - asketas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Labai santūrus, atsisakantis gyvenimo malonumų žmogus. kilmė gr. askēthēs – išmankštintas, įgudęs atitikmenys: angl. ascetic vok. Asket, m rus. аскет … Sporto terminų žodynas

Аскет - Аскетъ человѣкъ самой строгой, воздержной жизни до изнуренія себя. Ср. Аскетическая жизнь. Ср. Мнѣ прежде всего слѣдуетъ сдѣлаться аскетомъ, человѣкомъ не отъ міра сего, и разобраться въ своемъ душевномъ сундукѣ, чтобы устроить тамъ хоть мало… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Аскет желания , Судхир Какар. Загадочный мудрец Ватсьяяна (автор "Камасутры") рассказывает ученику о своей молодости. Юноша собрался создать жизнеописание Ватсьяяны и внимательно слушает истории о детстве мудреца,…

А скетизм - это инструмент саморазвития. Для правильного его использования важно понимать, как он работает, какие аскезы, как и когда практиковать, чтобы результат шёл во благо. Я начала соблюдать аскезы задолго до практики йоги, но не понимала, чем именно я пользуюсь, и что мне это даёт. Став преподавателем, и увидев аскетизм под новым для себя углом, я поняла, что , а никак не были инструментами развития. В данной статье я постараюсь разобраться в этом вопросе и обозначить важные моменты осознанной и ответственной работы с аскезами, ибо, как за любое действие в этой жизни за совершение аскез и наше отношение к ним, мы также несём ответственность.

Что такое аскеза?

Аскеза - это добровольное принятие дискомфорта (физического, психологического или любого другого), а также определённые усилия, которые мы к этому прикладываем. Важный акцент на слова «добровольное» и «принятие». То есть мы не страдаем и не рассчитываем на то, что это «зачтётся». Более того, мы спокойно и смиренно это принимаем.

Какими бывают аскезы?

Аскезы бывают разными. Йоги и буддисты выделяют 3 типа: аскезы Тела; аскезы Речи и аскезы Ума.

Аскезы Тела:

  • питание, способствующее духовному росту (саттвичное, неубойное, без интоксикаций),
  • умеренные физические нагрузки,
  • паломничества,
  • нахождения только в благостных местах,
  • чистота тела и одежды,
  • простота,
  • ненасилие (может быть аскезой речи и ума тоже), контроль страстей и пр.

Совершая аскезы для тела, важно помнить, что цель ни в коем случае не навредить телу и пострадать, а через аскезу научиться контролировать свои желания и чувства. Фанатизм и садо-мазохизм неуместны, более того, самоистязание не имеет с аскезой ничего общего. Здесь можно возразить и вспомнить массу примеров из жизнеописаний йогов, которые вытворяли со своими телами, с нашей точки зрения, именно садо-мазо. Я это объясняю разными уровнями духовного развития: что для нас аскеза, для них - естественное состояние, поэтому для действенного неудобства нужно что-то более изощрённое.

Аскезы Речи:

  • сатья (правдивость),
  • не критиковать,
  • не обсуждать,
  • не злословить,
  • не говорить плохо о ком-либо за спиной,
  • не перебивать,
  • не кричать,
  • не «насиловать» речью тех, кто не хочет слушать или не готов принять сказанное,
  • избегать споров,
  • не переубеждать никого ни в чём и не стремиться «перетянуть в свою веру, йога-кружок и т.д.».

Аскезы Ума:

  • контроль чувств и эмоций,
  • чтение Писаний и размышления,
  • джняна-йога,
  • самоанализ,
  • обуздание чувств,
  • усмирение гордыни,
  • покаяние (раскаяние),
  • почтительное отношение к людям,
  • проявление уважения и тому подобное.

Аскезы могут делиться на вынужденные и добровольные. Хотя, это не совсем верно. То, что можно назвать вынужденной аскезой - «отработка» кармы, и аскезой не является. Вынужденный дискомфорт и боль напоминают о неизбежности страданий в этом мире и необходимости работы над собой, добровольные помогают отработать или уменьшить долги будущего. Интересно, что не все добровольные пойдут на благо. Аскезы желательно совершать предписанные.

На мой взгляд, весьма показательной является история Гандхари - жены Дхритараштры из Махабхараты.

Образ царицы очень благочестив и скромен, как и предписано женщине, но страшная аскеза, на которую она себя обрекла, не была предписанной. Женщине надлежит спрашивать совета и разрешения у отца или мужа, ибо она находится под их защитой и пожинает плоды их деятельности. Гандхари из самых благих побуждений сострадания и желания понять слепого от рождения мужа обрекла себя на добровольную слепоту. Муж это воспринял как насмешку. Мудрецы также не одобрили сей поступок, ибо в писаниях он не упоминался и доселе не использовался, но, тем не менее, принимая во внимание благие мотивы, аскеза была разрешена Гуру династии, хотя и против воли мужа. Кармические связи трудны для понимания, так как нелинейны. Точно сказать, к чему привела данная аскеза, трудно. Но счастья в том воплощении у Гандхари не было - 100 сыновей родились с демоническими наклонностями, мужа не оставляла ни на мгновение и туманила его ум жажда власти, принося массу страданий его жене и подданным. А брат Шакуни считается главным зачинщиком боя на Курукшетре. Конечно, причиной не является одна лишь аскеза, но в непонятной до конца «многоходовке» всё играет роль.

В любом случае, аскеза - дело серьёзное и требует чёткого понимания цели и инструментария. Лучше пользоваться предписанными, по крайней мере, до тех пор, пока уровень личной практики и духовного роста не позволит видеть вещи глубже и сопоставлять действие с последствием.

Как и любой поступок, аскеза может совершаться в разных гунах - в страсти (раджас), невежестве (тамас) или благости (саттва). Зависит это, в первую очередь, от цели аскезы. Аскезы с целью духовного развития - это , с целью получения для себя материальных благ - в страсти, и аскезы с целью получения энергии для проклятия других - это уже невежество. Нужно различать аскезы для своего блага и на благо других. Это совершенно разные категории, однако, последовательность выполнения должна быть такой - сначала очищаем внутренним огнём себя, затем работаем на благо других.

Какие плоды от аскез мы можем получить?

  1. Сжигание кармы («Совершившие великий грех и остальные, совершающие недостойные дела, освобождаются от греха хорошо исполненным аскетическим подвигом» Ману-смрити, XI 240).
  2. Накопление тонкой энергии шакти (или тапаса) переработкой грубой энергии накопленных заслуг, что увеличивает жизненную энергию и повышает наш потенциал.
  3. Получение материальных или духовных благ - удачное замужество, благословение богов, деньги, сиддхи, могущество, власть, уважение и многое другое.

В соответствии с законом кармы, все события в мире сбалансированы между тем, что мы получаем и тем, что отдаём простым механизмом. Механизм этот известен как 3-ий закон Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны». И если мы переживаем аскезы, то, согласно механизму кармы, это страдание должно быть компенсировано неким количеством «счастья», чаще всего исполнением желаний (выздороветь, выйти замуж, получить много денег и т.д.). «Вознаграждение» во многом зависит от уровня развития аскета.

Цель аскезы.

Цель должна быть чёткой и ясной. Иначе легко попасться на удочку Эго, и совершать аскезы ради самих аскез. При этом взращивая чувство собственного Я, параллельно «просвещая» всех и вся вокруг, и наблюдая за взлетом чувства важности, как собственной, так и совершаемых действий, привязываясь к результату и ещё крепче сжимая руки кармы на своей шее.

Видеть и понимать цель очень важно. Нам неизвестно, почему йоги Индии подолгу морят себя голодом, холодом и Бог знает ещё чем. Это другой уровень. И нет смысла практиковать такие вещи во имя Эго. Например, мы решаем совершить аскезу и 10 дней не мыться. Это серьёзная аскеза. Но какова цель? Ведёт ли это к повышению уровня сознания и духовному росту? В качестве примера приведу такую притчу:

Умер человек и попал на Божий суд и спрашивает Бога:
- Господи, что с долей моей? Я заслужил царствие небесное? Я ведь страдал! - с достоинством заявил человек.
- А с каких это пор, - удивился Бог, - страдания стали считаться заслугой?
- Я носил власяницу и вервие, - упрямо нахмурился человек. - Вкушал отруби и сухой горох, не пил ничего, кроме воды, не притрагивался к женщинам. Я изнурял своё тело постом и молитвами...
- Ну и что? - заметил Бог. - Я понимаю, что ты страдал - но за что именно ты страдал?
- Во славу твою, - не раздумывая, ответил человек.
- Хорошенькая же у меня получается слава! - усмехнулся грустно Господь. - Я, значит, морю людей голодом, заставляю носить всякую рвань и лишаю радостей любви?
Повисло молчание... Бог всё так же задумчиво взирал на человека.
- Так что с моей долей? - напомнил о себе человек.
- Страдал, говоришь, - тихо произнёс Бог. - Как тебе объяснить, чтобы понял... Вот, например, плотник, что был перед тобой. Он всю жизнь строил дома для людей, в жару и холод, и голодал порой, и часто попадал себе по пальцам, через это и страдал. Но он всё-таки строил дома. И потом получал свою честно заработанную плату. А ты, получается, всю жизнь только и делал, что долбил себе молотком по пальцам.
Бог на мгновение замолчал...
- А где же дом? Дом где, Я спрашиваю?!

Как совершать аскезы?

Кришна в Бхагавад-Гите говорит: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг ты ни совершал, о Каунтея, - всё это совершай как приношение Мне!» (БГ 9.27). «Знай, что свершающие не предписанные святыми Писаниями жестокие аскетические подвиги ради самолюбования и с гордостью, в то же время одолеваемые половой страстью, привязанностями и насильственностью, неразумные, терзающие элементы, из которых состоят их тела, а также Меня, находящегося внутри их тел, - знай, что их решения демонические!» (БГ 17.5-6).

Самая главная опасность, подстерегающая любого аскета, состоит в том, что, получая шакти (тапас) посредством аскез, гордыня начинает «зашкаливать». Благодаря аскезам уважение к практику в социуме автоматически повышается, и Эго радостно потирает ручки. Без веры и без Бога внутри, аскезы превращаются в палача. Все результаты следует предлагать Богу и делать на благо всех живых существ (даже совершая аскезы для своего собственного очищения и духовного роста, необходимо понимать, что в долгосрочной перспективе это должно принести благо всем).

Поэтому важно не обсуждать аскезу с другими, не хвастаться, не выставлять напоказ, а лучше не говорить вообще про неё ни с кем, кроме как с Учителем (Наставником), если таковой имеется. На этот счёт есть замечательная притча:

Во времена Будды Шакьямуни жил один богатый царь, вознамерившийся поднести Будде и сотням сопровождающих его монахов несметные дары. Он пригласил их всех на особый праздник, который проходил в его саду. Много недель подряд царь подносил всем собравшимся бесчисленные дары в виде вкуснейшей еды, одежды и денег. По традиции того времени после совершения благого действия выполнялось посвящение заслуг, так что человек получал награду за свои дела. Когда грандиозное торжество подходило к концу, царь попросил о посвящении заслуг последних нескольких недель. Будда согласился выполнить его просьбу, но прежде чем сделать это, задал очень необычный вопрос: «Должен ли я за все твои материальные подношения и подарки совершить посвящение в твою пользу или в пользу того человека, который в действительности накопил наибольшую заслугу?».

Царь был сбит с толку. Он думал, что самая большая заслуга принадлежит ему, ведь это он организовал праздник и был столь щедр со всеми, однако ответил: «Разумеется, ты должен посвятить заслугу тому, кто её заслужил».

Тогда Будда посвятил заслугу старухе-нищенке, сидевшей у ворот сада. Собравшиеся были потрясены. Спутник Будды Ананда спросил его: «Почему ты посвятил заслугу от этого праздника нищенке, которая совершенно ничего не сделала, а не царю, который всё это оплатил?» Будда ответил: «Деньги потратил царь, а у нищенки нет и рупии, но она радовалась, что совершаются такие обильные подношения. Поскольку сама она ничего не давала, она не испытывала гордости. Царь был щедр, но самодоволен, восхищаясь собственными благими поступками. Заслуга старухи оказалась больше заслуги царя благодаря тому, что она была искренней и скромной».

Собираясь соблюдать аскезу, необходимо заранее спланировать продолжительность аскезы и следовать плану. Если появляется соблазн соблюдать дольше - вероятно, Эго укрепилось; если же наоборот появилось желание быстрее покончить с ней это показатель того, что сила воли слабая или внешние силы мешают. Фанатичность, равно как и потакание слабостям, показатель неблагой аскезы. Предписанные аскезы имеют определённое время входа-выхода согласно писаниям. Например, жительницы Индии соблюдают пост на Навратри - 9 дней и 9 ночей ограничений. И эти дни определены весенним и осенним равноденствием (существует летнее и зимнее Навратри, но их меньше празднуют). Также на постящегося может оказывать влияние планета, соответствующая конкретному дню недели во время соблюдения поста и других аскез. Например, экадаши выпадают на 11-ые лунные сутки, и время выхода чётко обозначено. Православные посты тоже имеют временные рамки и другие условия. То есть временной фактор важен как с точки зрения продолжительности, так и начала-окончания аскезы. Для себя я поняла, что хорошо бы следовать уже существующим предписаниям и не изобретать велосипед.

«Пост как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста, должны беречься вреда его, то есть тщеславия». (Преподобный Марк Подвижник)

«Правила» выполнения аскез, которые я вывела для себя:

Во-первых, постоянство (признак саттвы). Как и любой другой аспект садханы, аскеза должна быть постоянной, если не предусмотрен конкретный период её выполнения.

Во-вторых, предложение результатов аскез Богу, и изначально делать это для Бога, другими словами, не привязываться к плодам. Стоит быть благодарными просто за возможность совершить аскезу, служить людям и двигаться на пути самосовершенствования.

В завершение хотелось бы сказать. Лучшая аскеза - следовать своей дхарме и налаживать отношения с Богом, каждое действие совершать беЗкорыстно и подносить плоды Всевышнему. Тогда кармические узелки будут постепенно уменьшаться, и жизнь будет проходить в благих аскезах. Вот что говорится в Ману-смрити про дхарму «Аскетизм для брахмана - приобретение священного знания, аскетизм для кшатрия - охрана народа, аскетизм для вайшу - хозяйственная деятельность, аскетизм для шудры - служение» (XI 236).

Пусть все живые существа будут счастливы!

На сегодняшний день часто можно слышать о том, что кто-то решил стать аскетом, но на самом деле мало кто знает значение данного слова. В общих чертах это человек, который решил отказаться от различных благ жизни, в целях личного духовного развития.

Аскет добровольно отказывается от благ цивилизации, комфортных условий жизни и удобства. Это определенная философия, суть которой заключается в том, что люди, которые относятся к данному направлению, чаще отдают предпочтение уединению, отказывается от общения.

Большая часть деятельности аскета направлена на самореализацию и самосовершенствование, для него главную роль играет духовность. Порой аскетами становятся ложно, когда сталкиваются с различными проблемами финансовом плане и в поиске себя в обществе.

Ещё в древности аскеты были популярными, это были отшельники, которые свое существование поддерживали в воздержании. Если говорить об общении таких людей, то чаще всего они достаточно закрытые, мало общаются, сужают до минимума свое окружение, в более радикальных случаях остаются совсем одни.

У аскетов практически нет жизненных удовольствий, они отказываются практически от всего людского. Сложно представить аскета, который бы смог создать успешную семью, подняться по карьерной лестнице или добиться материальных благ.

Если данная философия искренняя, то человек на первое место ставит духовное развитие, но часто бывает ложный аскетизм. Это тот случай, когда человек, ничего не добившись, объясняет это своим мировоззрением, старается добиться успеха хотя бы в уединении.

Во многом аскет придерживаться минимализма , но не стоит путать эти два понятия, потому как минималист отказывается от большего количества вещей в пользу лучших, а аскет и вовсе пренебрегает ими. Раньше такие люди большую часть своего времени проводили в молитвах, посвящали себя религии, отрекаясь от всего людского.

Это также можно воспринимать как протест против благ цивилизации и склонности людей показывать свое превосходство над другими. Однако со временем это превратилось в определённую крайность, люди начали воспринимать аскетизм как стремление отказаться абсолютно от всего. Многие приходят к данной философии именно потому, что устают от человеческой жадности и желания проводить каждый день в празднестве.

Аскет является человеком достаточно строгим и сдержанным, он даже может заниматься самоистязанием, чтобы постигнуть суть своего существования. Такие люди могут уходить в далёкие походы, отрекаться от благ цивилизации и выбирать для себя не комфортные условия проживания.

Истинный аскет считает, что он должен постигнуть страх и боль в целях докопаться до своих внутренних самоощущений. Если аскетизм является ложным, то человек не может отказаться от общения, только настоящий сторонник данного направления может уйти от общества в абсолютном одиночестве.

Ему чужды удовольствия, большую часть времени он обучается и самосовершенствуется. Нередко аскетами становятся глубоко несчастные люди, которые не смогли ничего добиться, перестали получать удовольствие от каждого дня.

Для аскета пища является исключительно источником энергии, одежда защищает от холода и жары. Ему не нужны новинки техники, украшения, машины и дома. Аскет может путешествовать в палатке по миру, находясь большую часть времени в дикой природе.

Аскет может также всячески отрицать искусство , потому как это связано с чувствами, ощущениями, удовольствием от созерцания. Если говорить о материальных благах, то иногда вполне объяснимо то, почему человек от них отказывается.

Однако из искусства можно черпать невероятную энергию, чего аскет не делает. Такие люди достаточно бесчувственные, они многое показательно отрицают и всеми силами стараются донести свою точку зрения окружающим. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда аскетизм является не истинным самовыражением, а желанием казаться.

В общих чертах можно сказать, что аскет – это человек, который выбирает одиночество , замыкается в себе и всеми силами ограничивает себя от различных базовых человеческих потребностей. Такие люди социально неадаптированные, всеми силами они стараются разорвать отношения даже с родными.

Сложно представить, чтобы успешный человек в работе, межличностных отношениях и семье резко отказался от всех благ, отдав предпочтение одиночеству. Именно поэтому психологи утверждают, что чаще всего данный образ жизни выбирают глубоко несчастные люди, которые разочаровались в мире, нередко им необходима помощь специалиста.

Примеры аскетизма достаточно единичные, но на сегодняшний день это стало определённой модой, многие стараются казаться аскетами для того чтобы выделиться из толпы и подчеркнуть свою индивидуальность.

БРАНЬ АСКЕТА

Олег Бородкин

Date: 28-10-2003

БРАНЬ АСКЕТА

ДЕЛО ЖИЗНИ

я тесноту воспел.

воспел зубные пломбы.

воспел жужжанье ос.

воспел собак рычанье.

воспел свою мигрень.

воспел своё величье.

и женское затем

воспел нагое тело.

сопение воспел живого водолаза.

воспел бокал вина

в руке интеллигента.

воспел большой стоп-кран

купейного вагона:

мол, в случае чего

мы вырвем эту штуку.

воспел французов и

воспел дегенератов.

воспел свеченье в море

микроорганизмов.

воспел шуршанье

денежных и прочих знаков.

биение сердец

в грудных воспел я клетках.

я Африку воспел,

Китай и Антарктиду,

строительство домов

кирпичных и публичных.

Титаника воспел

гудок я прединфарктный

и борщ из топора,

и троцкость альпенштока.

воспел звезду на дне

солёнейшего моря.

и свастику воспел

на заднице фашиста.

воспел консервный нож

в кармане некрофила,

а также пива вкус

и вкус варёных раков.

воспел я всё, что здесь

блестит, ползёт и дышит,

летает и свистит,

поёт и убивает.

и чтоб не заржаветь

и пылью не покрыться,

я по второму разу

это воспеваю.

ТРИДЦАТЬ КУБИКОВ САХАРА

знают: я люблю сладкое,- эти люди.

лает, а камень схватишь - и нет собаки.

в женщине тоже важно - большие груди.

впрочем, порою стыдно быть человеком.

хуже лишь закалённым быть атеистом.

мы всей культурой обязаны древним грекам,

древним римлянам, Ленину и фашистам.

тридцать кубиков сахара в бензобаке.

фильтр карбюратора липкой забит дрянью.

где-то зреют подсолнухи, зреют маки.

дело кончится стопом и грязной бранью.

после очистки едем уж без истерик.

тридцать кубиков сахара на асфальте.

нам не указ любая из двух Америк.

жарите рыбу? что ж, продолжайте, жарьте.

сложные мысли делают мир циничней.

путь извращенца банальным чреват крахом.

мне-то всегда были ближе и симпатичней

вещи простые: такие, как соль и сахар.

сахар и соль, свет и тень, чай и водка,

деньги и совесть… один просит

чистой удачи. другой же бросает кротко

слово: авось, пронесёт… иногда проносит.

СЕКРЕТ ЛИ БО

Ли Бо, похоже, нынче вовсе спился

и в мыслях у него одно вино.

ему и снятся рюмки да бутылки.

он вкус воды забыл уже давно.

а что в стихах творится! -

пьяной ночью

плывёт по небу пьяная луна.

и катится слеза по жёлтой коже

лица. и снова хочется вина.

идёт война на варварской границе…

с мерзавцами Ли Бо вступает в спор…

всегда нетрезв,

не пить не может гений.

я всё ему прощаю до сих пор.

проснётся он и тонкий иероглиф

слегка дрожащей выведет рукой.

чудесные плоды порой приносит

борьба большого мастера с тоской.

ЛЕТНЯЯ БЕССОННИЦА

Андрею Ф.

бессонница противными когтями

опять впилась в уставший мыслить мозг.

и гения порой секут плетями,

и с гения порой слетает лоск.

и гению в тарелку лезут жабы,

пиявки, тараканы и жуки.

его терзают чокнутые бабы,

и жизни учат злые старики.

часами ты не спишь в своей постели.

и если уж под утро ты заснёшь,

тебе приснится поезд, рвущий к цели,

туда, где правдой делается ложь.

и рельсов больше нету, и насильник,

что управляет всем, прибавит ход.

и паровоз гудит не как будильник,

а как задевший айсберг пароход.

очнёшься. смотришь: рядом есть уроды,

что пляшут и на собственных костях.

и думаешь: на кой нам чёрт свобода,

когда мы в ней как окуни в сетях?!

РЕФЛЕКСЫ

рождённый ползать

летать желает.

мурлычет кошка,

собака лает.

в фольгу завёрнут

кусочек секса.

в мозгах - ни мысли,

одни рефлексы.

есть только мясо,

есть только тело.

душа как будто

бы отлетела.

хотя неправда,

душа-то бродит.

а если с телом

и происходят

метаморфозы,

то это - старость.

к тебе коварно

она подкралась.

ну, выпей водки,

кефиру, чаю…

грехи любые

себе прощают.

уж где засунул,

так там и вынешь…

аппендикс в чреве,

кремлёвский идиш

и шерсть на ж... -

лишь атавизмы.

долой уродов,

позор буддизму!

привет буддизму,

позор уродам!

в тюряге место

слепым народам.

нас презирают,

нас ненавидят.

я улыбаюсь.

Господь всё видит.

летать рождённый

желает ползать.

он, видно, принял

двойную дозу.

мы не уроды

и не красавцы.

мы не святые

и не мерзавцы.

и нам непросто

определиться,

когда браниться,

когда молиться.

ЛИРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ненужное вычеркнуть. вычеркнуть всё.

знакомую плоть, искривлённые тени,

весеннюю лужу в арбатском дворе,

ущерб от случившихся вдруг сновидений.

ненужное вычеркнуть. вырвать. сломать.

продать за гроши перекупщику дряни.

иначе оно прорастёт сквозь асфальт,

замучит ночными звонками от пьяни.

червяк, извиваясь, висит на крючке.

приманка, добыча… хорошие ноги.

и губы впиваются в губы… зачем

ты должен мораль поместить в эпилоге?

ненужное выронить, выплюнуть, смыть

как грязь или кровушку с кафельной плитки.

не верю, что можно судьбу изменить,

однако свои не оставил попытки.

ненужного много, а нужного нет.

ты врёшь, но порою готов проболтаться.

ненужное вырезать, сглазить, избить,

убить и потом продолжать измываться.

кромсать на куски мертвечину, топтать,

калечить, как бездарь уродует песню.

ну, в общем, жестоко и больно любить,

пока это мёртвое вновь не воскреснет.

АЗИЯ ВНУТРИ

какие-то монголы по Арбату

туда-сюда гуляют не спеша.

им, видно, это нравится, монголам,

собою Третий Рим заполонить.

пока аборигены пребывают

в прострации, ждут осени, молчат,

довольно многочисленное племя

туристов мягко бродит по Москве.

сейчас туристов, в будущем - хозяев…

проснёшься утром, глянешь в зеркала

и от зеркал со стоном отшатнёшься:

там плоский нос и узкие глаза.

и ничего славянского, святого.

ты - монголоид. Азия внутри

и Азия снаружи. и рука,

привыкшая креститься, вдруг замрёт.

и в голове задвигаются мантры.

почешешь пальцем жёлтое лицо,

по-тарабарски выбранишься матом

и снова ляжешь в мятую постель:

авось тебе приснится добрый сон.

БРАНЬ АСКЕТА

а лето переходит в бабье лето.

а бабье лето плавно перейдёт

в разнузданную осень, в брань аскета,

в жуть, что у нас полжизни украдёт.

до судорог кого-то зацелуют.

и кто-то, выпив стопку, будет пьян.

и нищего собратья обворуют.

и мёртвый вождь закурит свой кальян.

под окнами русалки захохочут.

по-пушкински окрасятся леса.

и скажет старый пень, что снова хочет

упасть лицом в чужие телеса.

мне станет слишком скучно, слишком пусто.

начну очередных я ждать утрат.

мне опротивет всякое искусство.

я осени уже не буду рад.

прохожие вдруг сделаются слепы.

слепых, немых, глухих здесь легион…

и я сбегу из этого вертепа,

как из Москвы бежал Наполеон.

ТРУДНОЕ ВРЕМЯ

трудное время зима:

хочется тёщу убить.

даму большого ума

хочется стулом лупить.

я потому что садист,

гад и проклятая тварь.

совестью крепко нечист.

тёща кричит: ну, ударь!

я зазвездил ей по лбу

так, что зашибся кулак.

тёща включилась в борьбу:

мол, душегубец, дурак.

вот и колбасимся мы.

ей откушу завтра нос.

нас доведёт до тюрьмы

пошлый квартирный вопрос.

жрёт же она как Дюма.

глянешь и тянет запить.

трудное время зима:

хочется тёщу убить.

арктический воздух, вторгаясь в родные пределы,

морозит двуногих животных и портит машины.

в России хватает и снега, и страшного дела.

и воткнуты в небо нордических елей вершины.

здесь души порой тяготятся инстинктами плоти.

но вымерзнет похоть, и оргию сменит аскеза.

смешенье креплёных напитков предшествует рвоте.

хрупка на морозе пластмасса, и жгётся железо.

есть Север, который для многих как смерть неизбежен.

есть страны, которым милее судьба Атлантиды.

ко льду бледным лбом прикоснёшься, и звон этот нежен.

а если разлепишь глаза, открываются виды.

пусть воет под окнами нашими белая сука.

пусть язвы земные стремительный снег укрывает.

у каждого - личная ересь и личная мука.

арктический воздух пусть лёгкие нам разрывает.

УТОПЛЕННИК

утопленник глядит из-подо льда

и ничего не видит - лёд заснежен.

зима. в мозгах одна белиберда.

зато вкус рыбы делается нежен.

о камень точит ногти на руке.

шум города не слишком донимает.

утопленник живёт в Москве-реке,

но тайно о реке-Неве мечтает.

в России много рек, озёр, болот,

готовых обернуться Светлояром…

достаточно открыть разбухший рот,

и окунь лезет в рот буквально даром.

и в гости царь природы водолаз

к утопленнику изредка заглянет.

и сальный анекдот в который раз

рассказывать, посмеиваясь, станет…

зима. скупают водку рыбаки.

на снегоходах долбится элита.

и ангелы сморкаются в платки.

и бесы трут замёрзшие копыта.

была бы койка, чтоб бросить тело.

хочу, чтоб тёща разбогатела.

была бы рюмка, чтоб выпить водки.

была бы воля напялить шмотки.

была б структура, чтоб развалиться.

была б столица, чтоб веселиться.

была бы милость к пропащим людям.

была бы попа, и были б груди.

но нету денежного прироста.

и мозг болвана устроен просто.

попала в морду головка мака.

забил, зажарил и съел собаку.

и ухмыльнулся, когда проснулся,

и как-то хищно вдруг облизнулся.

была бы совесть, чтоб было стыдно.

краснеют уши, а глаз не видно.

была б Россия, чтоб тут родиться

и чтоб по жизни нам тут влачиться,

и чтобы в нужные сдохнуть сроки,

и отрешиться от всей мороки.

была бы дырка, была бы палка.

была б ворона, была бы галка.

была бы песня про всё такое,

игра в чудовищ, борьба с тоскою

и пуля, что пролетает мимо.

и красота, что неистребима.

СКОРО ЗИМА

это… скоро зима. скоро выпадет снег.

прояснится в мозгах у духовных калек.

заработает мысль, где бы денег украсть.

хоть немного срубить и при том не попасть.

даже голод в морозы особенно лют.

денег, денег давай! - жёны песню поют.

водка, мясо, любовь, пиво, хлеб и вино,

шмотки, чтиво, бензин, дурь и порнокино…

вся Россия того… или, к счастью, не вся…

водка, титьки, бензин… океаны вранья…

огороды костей, парники черепов.

прохудился "кондом"… кошка ловит клопов…

и бездомные псы ночью сильно орут

их отлов прекращён: сами вымрут? не мрут.

скоро, скоро зима мир почистит вокруг.

курит, но бросил пить мой спивавшийся друг.

я трудился с весны и кряхчу до сих пор.

строю что-то. сломал вот уж третий топор.

строю что-то… зимой, может быть, отдохну.

к середине зимы простужусь и чихну.

так, чего-то хотел. лучше не вспоминать…

лучше матом шипеть, чем безвольно стонать…

мой не спившийся друг скажет жёстко и зло:

разучился писать. просто гонишь фуфло.

я цинично кивну головою в ответ.

бесполезен любой бесполезный совет.

нам спасаться зачем? от чего? почему?

ничего не спасти. неподвластно уму.

сам я эту беду чем-нибудь да залью.

до свидания. чао. гудбай и адью…

проштудировал жизнь, как талмуд - иудей.

ведь не бисер же свиньям… пишу для людей.

Человек может довольствоваться малым – постулат людей проповедующих минимализм в противовес потребительству, захлестнувшему современный мир. Аскетизм поощряется в разных религиях и часто – это жесткие практики: самоистязания. Обычному человеку сложно идти таким путем, но есть менее суровые аскезы, результат от которых впечатляющий.

Что такое аскетизм?

Аскетизм – человека вставшего на путь познания себя и Вселенной, и инструмент аскетов – осознанное самоограничение с целью воспитания в себе желаемых качеств и максимальное приближение к Божественному началу. Аскетичный человек добровольно лишает себя значительной доли материальных благ и вырабатывает в себе мышление аскета.

Аскетизм содержит в себе две составляющие:

  1. Материальный аскетизм - отказ от современных благ цивилизации и искусственных потребностей, созданных обществом.
  2. Духовный аскетизм – ограничение или полный отказ от чувственных удовольствий, создания семьи. Размышления о Боге, чтение духовной литературы. На более глубоком уровне отказ от общества и уход в обители, монастыри.

Аскетизм в философии

Древняя Греция славилась различными философскими течениями и школами, на которые ориентировался весь остальной мир. Киники – школа философов времен Сократа, проповедовавшая особый образ жизни, заключавшийся в отказе от благ, предоставляемых обществом. Яркий представитель киников Диоген Синопский бродяжничал и нищенствовал. Другая греческая школа – стоики, основанная Зеноном Китайским отвергала асоциальный путь. Аскетизм в философии это направление, сформировавшееся под влиянием философов-стоиков (Сенека, Марк Аврелий), в основе которого заложены:

  • освобождение от влияния внешнего мира через добродетель и самодостаточность;
  • власть духа над плотскими инстинктами;
  • высокая эстетика в поступках и мыслях;
  • жизнь в согласии с природой и Вселенским Космическим Разумом;
  • ненасилие.

Аскеты в православии

Аскетизм в христианстве связан с Христом, образ которого православный аскет хранит в душе и опирается на него в повседневных делах, наполняя их божественным смыслом. С помощью молитв, аскет сонастраивается с божественным и посвящает Богу все свои аскезы по преодолению искушений и страстей. В течение года православный аскет соблюдает все посты, молится, причащается и исповедуется. Изучение жизни святых укрепляет христианина в его намерениях.

Христианские святые, которые вели аскетичный образ жизни (отшельничество):

  • Иоанн Креститель;
  • Онуфрий Великий;
  • Серафим Саровский;
  • Сергей Радонежский;
  • Павел Обнорский;
  • Тихон Калужский.

Аскетизм в буддизме

Когда принцу Гаутаме Сиддхартху исполнилось 29 лет, он состриг волосы, надел скромную одежду монаха и покинул дворец родителей распрощавшись с роскошной жизнью.Так Гаутама стал ищущим просветления – Буддой. В течение 6 лет Будда жил как аскет: умерщвлял свою плоть суровыми аскезами и однажды чуть не умер от истощения, при этом не приблизившись к истине ни на мгновение. Будда понял, что самоумерщвление плоти - бесполезный метод для просветления и начал практиковать медитацию и размышление. Для буддизма характерны следующие аскезы, приводящие к Нирване:

  1. Шаматха – основная и главная внутренняя аскеза буддистов – сосредоточение и полное успокоение ума и сознания.
  2. Випашьяна – культивирование высшего знания (медитации).
  3. Умеренность в пище – это следование Срединному пути в аскетизме. Тело содержится в том состоянии, в котором не отвлекает аскета от сосредоточения на медитации. В буддизме физическая аскеза не так важна, как аскеза контроля над мыслями.
  4. Практика Сати (осознавание) мысленное разделение тела на 32 элемента (волосы, зубы, кожа, ногти и так далее) помогает дисциплинировать мысли, чтобы не поддаться мирским соблазнам.
Безбрачие и бедность .

Виды аскетизма

Аскетический образ жизни предполагает огромную внутреннею работу и должен совершаться каждый день только из благостного состояния. Аскезы практикующиеся в гневе, страсти и гордыне не имеют к духовности никакого отношения. Аскетизм условно принято делить на виды, которые тесно взаимосвязаны между собой:

  1. Аскетизм языка – очень важная аскеза речи. Пустословие, сплетни недопустимы у аскетов. Правдивость и добрые слова творят для человека и его близких - благоприятную судьбу.
  2. Аскетизм тела - ношение простой, из натуральных материалов одежды, соблюдение умеренности в пище, почитание, уважение родителей и старших по возрасту.
  3. Аскетизм ума - чистоте и контролю мыслей уделяется достаточное внимание. Самообладание помогает контролировать чувства и направлять их в правильное русло. Удовлетворенность ума зависит от принимаемой пищи и связана с аскезами для тела. Легкая пища – положительные мысли, тяжелая пища – страхи, невежество потеря контроля над разумом.

Как живут аскеты?

В современном обществе аскет это - человек, решивший пойти путем освобождения с целью избавления себя от ненужного потребительства и всего устаревшего: вещей, связей, мышления, старого образа жизни. Само слово аскетический - это значит суровый, строгий, спартанский. На сегодняшний день люди, избравшие путь аскетизма, живут придерживаясь правил:

  1. Довольство малым, без чувства ущербности, навязываемой маркетологами. Хорошие книги, лучше дорогой бытовой техники и мебельного гарнитура.
  2. Минимум вещей.
  3. Большое значение придается развитию внутреннего мира.
  4. Бережное отношение к природе (пластиковые пакеты, бутылки отсутствуют в быту аскетов по причине захламления планеты этими продуктами нефти).
  5. Благотворительность.

Аскетизм - причины

Зачем нужен аскетизм современному человеку? Главные общечеловеческие ценности остались неизменными на протяжении многих веков: уважение, здоровье, познание своих возможностей, вера в то, что «Я» - это не только тело, но и духовная субстанция. Смысл аскетизма для каждой личности он уникальный и несет свою смысловую нагрузку. Причины, по которым человек начинает практиковать аскезы:

  • потеря здоровья, неизлечимые болезни;
  • познание своего «Я»;
  • расширение границ сознания;
  • у женщин – бесплодие, отсутствие замужества;
  • достижение сверхспособностей;
  • стремление усилить мир положительными вибрациями (ненасилие, доброта).

Аскетизм - принципы

Что значит аскетизм - В.С. Соловьев (русский философ XIX в.) описал в своем произведении «Оправдание добра», отмечая при этом главные принципы аскетизма:

  1. Подчинение плоти духу – достойное отношение к тому, что ниже Духа.
  2. Сострадание, альтруизм, самообладание, благоговение – главные составляющие благостной аскезы.
  3. Любовь к Богу (Абсолюту, Логосу, Вселенной) – без нее любая аскеза теряет смысл.