Последование вседневной службы. Утреня вечером - михаил зеленый

07.09.2019 Животные

Схемы

служб всех разрядов:

простой, шестеричной,

заупокойного богослужения

печатается


г. Тобольск, 1998 год.

Последование вечерни
Священник
Чтец с непокрытой головой
МИРНАЯ ЕКТЕНИЯ
Диакон Малая ектения
Хор
Чтец
Хор
Хор "Свете тихий"
Диакон Прокимен
Чтец "Сподоби Господи..."
Диакон Просительная ектения
Хор
Чтец
Хор
Диакон Сугубая ектения:
Диакон "Премудрость"
Хор «Владыко благослови»
Священник «Сый благословен...»
Хор "Аминь". "Утверди Боже..."

Последование утрени

Священник
Хор Аминь.
Чтец Шестопсалмие
Диакон
Хор
Чтец Кафизма по уставу.
Чтец
Хор
Чтец
Чтец
Чтец
Хор
Малая ектения
Чтец
Чтец
Диакон Просительная ектения
Хор
Чтец
Хор
Диакон Сугубая ектения
Диакон "Премудрость"
Хор "Благослови"
Священник "Сый благословен Бог наш"
Хор "Аминь ". "Утверди Боже..."
Чтец 1-й Час.
Священник
Хор

Последование Шестеричной службы.

Шестеричная служба от вседневной отличается тем, что на вечерни стихиры на «Господи воззвах» все берутся из Минеи (6 стихир), а на утрени опускаются Мученичны – ина седальнах и на каноне.

Первый Канон читается из Октоиха без мученичных с ирмосом на 4,.

Второй Канон – из Октоиха на 4.

Третий Канон – из Минеи на 6.

примечание. На Шестеричной службе в Минеи могут оказаться стихиры на хвалитех. В таком случае, они читаются со стихами с отметки на 4. После Богородична «Тебе слава подобает...» не читается, а сразу читается «Слава Тебе показавшему нам свет...» и вседневное славословие.

Последование Славословной службы.

Вся служба совершается по Минеи, кроме канона. Канон берётся из Октоиха и Минеи.

Славословная служба до пения стихир на хвалитех по схеме ничем не отличается от Шестеричной.

Особенноси Славословной службы на Вечерни

1. . На «Господи воззвах» на "и ныне" поется Богородичен (догматик) из 1 приложения Минеи по гласу «Славы».

2. Крестобогородичны на славословной службе не употребляются.

3. Стихиры на стиховне берутся из Минеи, с припевами святого указанного в Минеи. "Слава" минеи, "и ныне" наряду или II приложение минеи.

На утрени.

1. На Бог Господь на «И ныне» поется Богородичен воскресный из 3 приложения Минеи по гласу «Славы» или тропаря.

2. После кафизм положена Малая ектенья «Паки и паки», возглас Священника – «Яко твоя держава...».

3. Седальны Святому берутся из Минеи.

4. Канон читается: 1-й из Октоиха с ирмосом на 4, без мученичных,

2-ой из Октоиха на 4,

3-й из Минеи на 6.

Катавасия праздничная по каждой песни.

5. По 9-й песеи «Достойно есть» не поется, после катавасии сразу Малая ектенья.

6.Эксапостиларий Октоиха, «Слава» Светилен из Минеи, «И ныне» Богородичен на ряду из Минеи.

Хор Стихиры на Хвалитех Святому из Минеи, на «И ныне» Богородичен на ряду (или из 2-го приложения) на «И ныне» отверзаются Царские врата.
Священник «Слава тебе показавшему нам свет...»
Хор Великое славословие Тропарь Святому, "Слава, и ныне"– Богородичен воскресен из 3-го приложения по гласу тропаря.
Диакон Сугубая ектения
Диакон Просительная ектения
Диакон "Премудрость"
Хор "Благослови"
Священник Сый благословен
Хор "Аминь". Утверди Боже.
Священник Пресвятая Богородице спаси нас.
Хор «Честнейшую Херувим...»
Священник Слава Тебе Христе Боже упование наше слава Тебе.
Хор Слава и ныне. Господи помилуй 3 раза. Благослови.
Священник Отпуст(полный).
Хор «Многолетие» «Великого Господина…»
Чтец 1-й Час.

На Литургии.

Поются изобразительные

по входе - тропари: "Апостоли, мученицы…"

"Помяни Господи…"

"Слава" , кондак "Со святыми упокой…"

"И ныне", богородичен "Тебе и стену и пристанище имамы…"

Прокимен, Апостол, Евангелие, Аллилуарий и причастен - рядовой и заупокойный.


Особенности богослужения в субботу
2, 3 и 4 седмиц Великого Поста.

Вечерня

Вечерня совершается утром в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров, по великопостному чину.

Вечером совершается Великое повечерие и заупокойная Утреня.

Великое повечерие читается поскору, без покионов.

По 1-ом Трисвятом читаются тропари:

"Апостоли, мученицы и пророцы…"

"Слава" – "Помяни, Господи…"

"И ныне" – "Мати Святая…"

По 2-ом Трисвятом:

наряду "Помилуй нас, Господи…" и т.д.

По Вседневном славословии читается канон усопшим настоящего гласа, напечатанный в Октоихе в последовании утрени.

По 3-ем Трисвятом:

Кондак: "Со святыми упокой…"

В конце Малый отпуст (а не молитва "Владыко Многомилостиве…") и обычный чин прощения.

Утреня.

Утреня начинается с двухпсалмия (в практике без двухпсалмия, сразу с возгласа "Слава Святей и Единосущней и Нераздельней…").

Утреня совершается по 49 гл. Типикона: "В субботу 2-ю постов на утрени". Эта служба во всём схожа с заупокойной службой, совершаемой по 13 гл. Типикона. Отличается она только лишь чтением канона, т.к. из Триоди полагается петь четверопесницы (по 6, 7, 8 и 9 песни).

Канон читается следующим образом:

В храме Господском и Богородицы:

Канон храма с ирмосом на 6.

Св. из Минеи на 4.

Начинается с 6 песни, канон храма оставляется и поётся сначала канон св. из Минеи, а потом четверопесцы из Триоди.

В храме святого:

Св. из Минеи с ирмосом на 6.

Св. храма на 4.

Начиная с 6 песни, канон храма оставляется и поётся сначала канон Минеи, а затем четверопесцы.


Заупокойное богослужение
в субботы Мясопустную и Троицкую.

По своему построению и схеме эти службы мало чем отличаются от обычного заупокойного богомлужения, совершаемого по 13 гл. Типикона.

Устав о совершении данных служб находятся в 49 гл. Типикона, стр. 394 на обороте.

Сравнивая эти службы с заупокойной службой, совершаемой по 13 гл. Типикона, можно отметить следующие характерные отличия:

I. На "Господи воззвах" на "Слава" – поётся стихира 8 гл.: "Плачу и рыдаю…".

II. Вместо дневного прокимна диакон произносит "Аллилуия, аллилуия, аллилуия", гл. 8 со стихами

1) "Блажени, яже избрал и приял еси Господи". "Память их в род и род" (два стиха вместе)

2) "Души их во благих водворятся"

Хор: 3х3 поёт Аллилуия.

III. По "Ныне отпущаеши…" на вечерни и по "Благо есть" на утрени поётся тропарь 8 гл.

"Глубиною мудрости…"

IV. Вместо "Бог Господь" тк же поётся аллилуия 8 гл.

Тропарь "Глубиною мудрости…" 2-жды

"Слава, и ныне", "Тебе и стену, и пристанище…"

V. Чтение канона:

1) Канон храма (Господского или Богородицы или святого) с ирмосом на 6.

2) Канон Триоди на 8.

К тропарям канона Триоди – припев: "Покой, Господи, души усопших раб Твоих". Поётся обязательно и 2-ая песнь на ряду в Триоди. Катавасия Триоди по каждой песни "Песнь возлием людие…". "Достойно есть" не поётся.

На практике чаще всего читается только канон Триоди. Ирмосы бывают обычные заупокойные 6 гл.: "Яко по суху пешествовав Израиль…" (находятся в воскресной службы 6-го гл.). Как правило канон читают священнослужители на середине храма. Припевы "Покой, Господи, души…" поёт хор. Священнослужители заходят в алтарь после прочтения светильна с богородичным из Триоди. (Всё время от выхода из алтаря по 16 кафизме и до чтения светильна они находятся на середине храма).

VI. На часах тр.: "Глубиною мудрости…"

По трисвятом кондак: "Со святыми упокой…"

VII. Тропари на Литургии:

"Глубиною мудрости…", "Слава" – "Со святыми упокой…", "И ныне" – "Тебе и стену, и пристанище…"

Прокимен один заупокойный,чтение два по Типикону.

VIII. В Троицкую родительскую субботу вместо "Видехом свет истинный…" поётся тропарь "Глубиною мудрости…"


На литии

(благословение на каждение диаконы берут с Горнего места перед выходом духовенства на середину)

В Алтаре каждение не совершается

а) Иконостас (правая и левая части)

б) Икона на аналое, посреди храма

в) Предстоятеля и предстоящих (с середины храма)

г) Клиросы и народ (с амвона)

д) Царские врата и местные иконы

е) Иконы на аналое

ж) Предстоятеля

Схемы

служб всех разрядов:

простой, шестеричной,

славословной, полиелейной, всенощного бдения и

заупокойного богослужения

печатается

по благословению преосвященного димитрия

епископа тобольского и тюменского,

ректора тобольской духовной семинарии


Последование вседневной службы...................................................... 3

Последование шестеричной службы.................................................... 7

Последование славословной службы................................................... 7

Последование полиелейной службы.................................................... 9

Последование всенощного бдения.......................................................12

Порядок соединения всенощного бдения со службами святым всех

разрядов................................................................................................... 16

Заупокойное богослужение (Парастас) ................................................ 17

Особенности богослужения в субботу 2, 3 и 4 седмиц Великого

Поста........................................................................................................ …..20

Заупокойное богослужение в субботы Мясопустную и Троицкую..... .21

Порядок каждения на Всенощном бдении и на Литургии.................. ..22

Схемы подготовил преподаватель Тобольской Духовной Семинарии игумен Фотий (Евтихеев)

г. Тобольск, 1998 год.

Последование вседневной службы

Священно-­ и церковнослужители Последование вечерни
Священник Священник, по окончании 9 часа, облачившись в фелонь, открыв завесу, выходит из алтаря, становится перед Царскими Вратами, после трех поклонов, возглашает "Благословен Бог наш…"
Чтец "Аминь". "Придите поклонимся…" – 3 раза. ПСАЛОМ 103. "Слава; И ныне". "Аллилуйя" – 3 раза. Во время чтения 103 псалма священник перед Царскими Вратами, с непокрытой головой , тайно читает 7 святильничных молитв.
МИРНАЯ ЕКТЕНИЯ
Кафизма(начинается сразу без пения "Господи, помилуй")
Диакон Малая ектения
Хор "Господи, воззвах...". "Да исправится молитва моя..."
Чтец «Положи Господи устом моим...», до стихир на 6.(Аще беззаконие назриши).
Хор Стихиры на 6 (3 Октоиха и 3 Минеи) (после стиха "Аще беззакония назриши..."). Примечание. Если 2 святых, то стихиры только из Минеи. «Слава» - стихира святому (если есть) «И ныне» - Богородичен по гласу славы из 2-го приложения Минеи. Если нет на «Славу» Святому, то "Слава и ныне" Богородичен по гласу стихир, по вторникам и по четвергам вечером Крестобогородичен.
Хор "Свете тихий"
Диакон Прокимен
Чтец "Сподоби Господи..."
Диакон Просительная ектения
Хор Стихиры на стиховне. Стихи к стихирам из часослова. «Слава»: Святого (если есть), «И ныне»: Богородичен из 2-го приложения по гласу «Славы». В среду и пяток Крестобогородичен.
Чтец "Ныне отпущаеши...", Трисвятое по "Отче наш..."
Хор Тропарь Святому из Минеи "Слава и ныне": Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря Святому. Примечание:Если два святых, то: тропарь 1 святому, «Слава...» тропарь 2-му святому, «И ныне...»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу славы.
Диакон Сугубая ектения:
Диакон "Премудрость"
Хор «Владыко благослови»
Священник «Сый благословен...»
Хор "Аминь". "Утверди Боже..."

Последование утрени

Священник "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков". (Этот возглас священник говорит перед престолом, облачившись в Фелонь, и делая крест кадилом).
Хор Аминь.
Чтец Шестопсалмие
Диакон Мирная ектения. «Бог Господь»
Хор "Тропарь святому" (2 раза) "Слава, и ныне": Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря. Примечание. Если два святых, то тропарь 1 святому (2 раза), «Слава.»: тропарь 2-му святому, «И ныне...»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу «Славы».
Чтец Кафизма по уставу.
Чтец "Господи помилуй" (3 раза), Седальны Октоиха.
Хор "Господи помилуй" (3 раза), «Слава...»
Чтец Канон в будни полагается 3 канона: два из Октоиха, один из Минеи Святому. Если два канона в Минеи, то один канон из Октоиха опускается. На вседневной утрени катавасия поется по 3, 6, 8, 9 песни. За катавасию идёт ирмос последнего канона.
Чтец По 3-й песне Седален Святому из Минеи; если 2 святых, то Седальну Святому предшествует кондак и икос 2-му святому.
Чтец По 6-й песне Кондак (икос, если он имеется)
Хор Катавасия по 9-й песни, и сразу: "Достойно есть".
Малая ектения
Чтец Эксапостиларий (или эксапостиларий и светителен). (Эксапостила­рий в конце Ок­тоиха на ряду. Светите­лен в Минеи)
Чтец Хвалитные псалмы: "Хвалите Господа с небес" и вседневное славословие
Диакон Просительная ектения
Хор Стихиры на стиховне. «Славаи и ныне...»: Богородичен на ряду. Примечание. Если на «Славе» есть стихиры Святому то на «И ныне» Богородичен из 2-го приложения (по гласу Славы).
Чтец "Благо есть" Трисвятое по "Отче наш"
Хор Тропарь Святому, на "Слава, и ныне"– Богородичен. Примечание. Если 2 Святых, то тропарь Святому, «Слава...» тропарь 2-му Святому, «И ныне» Богородичен"в конец утрени" из 4-го приложения Минеи или по часослову.
Диакон Сугубая ектения
Диакон "Премудрость"
Хор "Благослови"
Священник "Сый благословен Бог наш"
Хор "Аминь ". "Утверди Боже..."
Чтец 1-й Час.
Священник Полный отпуст (при славословной службе и выше, отпуст после 1-го часа бывает малый, т.к. полный произносится после утрени)
Хор Многолетие (после Малого отпуста Господи помилуй (3 раза)). «Утверждение на Тя надеющися...»

Вопрос: Почему в большинстве русских монастырей утреня каждый раз совершается вечером сразу после вечерни? Каково литургическое объяснение этой традиции и насколько это правильно?

Ответ: Прежде чем приступить непосредственно к ответу, мне хотелось бы уточнить три момента, вытекающих из вашего вопроса. Во-первых, речь идет не только о «русских монастырях», а о монастырях Русской Православной Церкви, к которым относится большинство монастырей в Республике Молдова, где почти все же служат на румынском языке. Во-вторых, вынужден вас разочаровать, уточнив, что эта уставная аномалия характерна не только для монастырей из этого «канонически-литургического пространства», но и для большинства приходов, особенно в городах. Например, в Кишиневе практически нет ни одного храма, где Утреня совершалась бы утром, даже на приходах «Бессарабской митрополии» (Румынская Православная Церковь). В-третьих, мне хотелось бы избегать слова «традиция», потому что речь идет об относительно новой литургической практике, если сравнивать ее с двухтысячелетней историей Церкви. Если обходить слово «традиция», это позволит нам подходить к решению вопроса более критически, а не фанатично и жестко, и не делать кумира из той или иной литургической практики.

Теперь попробуем конкретно ответить на каждый пункт вопроса, который касается не только Русской, но и Румынской Православных Церквей. И может оказаться, что ответ станет лишь началом обсуждения, так как данная тема представляется чрезвычайно сложной, и в ее рамках невозможно объявить окончательные и общезначимые решения.

1. Практика соединения Вечерни с Утреней предусмотрена в Уставе монастыря Святого Саввы в тех случаях, когда речь идет о «всенощных бдениях» (агрипния) накануне воскресений и больших праздников. (По-русски эта служба называется «всенощным [бдением]». И это звучит тем более нелепо, так как речь идет о службе продолжительностью два-три часа, совершаемой на закате солнца. Для слова «агрипния» в румынском языке есть термин «priveghere». Что же касается некоторых великопостных бдений, то для их обозначения из славянского было заимствовано с искажением слово «denie» (от «бдение»).)

Существует целый ряд объяснений, по которым монахи в Палестине имели обычай совершать такие «бдения» (Подробно об этом можно прочитать в исследовании «Istoria şi rânduiala explicată a Privegherii de sâmbătă seara» / «История и чинопоследование с пояснениями Всенощного бдения в субботу вечером», сноска 10, с. 4). Здесь важно то, что эти бдения были не ежедневными. Когда же они совершались, то были в прямом смысле «всенощными» и продолжались всю ночь, так что Утреня заканчивалась на восходе солнца, как об этом говорится в молитвах и песнопениях в этой части Утрени. Вот почему в Типиконе предусмотрено, что в таких случаях Полунощница не читается, потому что тогда бдение должно заканчиваться Первым Часом, т.е. в первый час дня. (В прошлом часы читались в соответствующее время дня: первый час – в 6.00, третий час - в 9.00, шестой час – в полдень, девятый час — в 15.00. Содержание их псалмов, тропарей и молитв соотносится с тем временем дня, когда они читаются.)

Для небольших праздников или вседневных богослужений, как очень четко прописано в Типиконе монастыря Святого Саввы, Утреню следует совершать утром, и все остальные последования должны совершаться в их естественном порядке. Вечером: Девятый Час, Вечерня и Повечерие, к утру: Полунощница, Утреня и Первый Час, а в первой половине дня: Третий и Шестой Часы, Литургия. Или наоборот: Литургия, Третий и Шестой Часы. (И в наши дни во многих монастырях на Афоне литургия совершается сразу после Первого Часа. После этого монахи отдыхают час-два, и затем совершаются Третий и Шестой Часы.) Таким образом, получаются три цикла, каждый из которых состоит из трех элементов.

2. Если Утреня совершается вечером, задолго до полуночи, а потом после этого некоторые еще и вкушают трапезу, то такое «бдение» не просто лишено смысла, но и является своего рода ложью Богу и самим себе. Мы не можем говорить: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», когда на улице темно или солнце едва заходит. Честный и добросовестный священник не может благодарить Бога за то, что он «восстал ото сна» (см. текст двенадцати утренних молитв, совершаемых во время чтения Шестопсалмия.), когда он еще не ужинал и после этого пойдет спать.

Таким образом, совершая Утреню вечером, мы на самом деле служим формально, что по сути является ложью. (Иными словами, вместо «поклонения в духе и истине» — «поклонение по букве и в неправде».) То же самое касается Вечерни, совершаемой утром (особенно во время Великого Поста). В дополнение к этому абсурду, постоянное совершение Утрени, объединенной с Вечерней, неизбежно приводит к изменению последовательности других служб, которое превращается в карикатуру: Девятый Час — Вечерня – Утреня — Первый Час — ужин — Повечерие (с «Общим правилом» и «вечерними молитвами») — сон — («утренние молитвы») — Полунощница — (молебен и/или акафист) – Третий Час – Шестой Час — Литургия — (другой молебен или акафист / те службы, которые указаны в скобках, совершаются не везде). Помимо этих служб, в крупных монастырях есть чин «неусыпаемой Псалтири»* и, разумеется, множество «послушаний»**, которые лишают монаха его келейного правила, что для любого инока просто немыслимо.***

* В большинстве крупных и средних монастырей Русской Православной Церкви, а также в некоторых румынских монастырях, существует практика непрерывного чтения Псалтири. Насельники монастыря по очереди читают из Псалтири, подражая древним египетским монашеским общинам. Но здесь необходимо уточнить три момента: там, где непрерывно читалась/пелась Псалтирь, не было ежедневных храмовых богослужений; этот чин не считался обязательным и совершался только в очень больших общинах (насчитывавших сотни или даже тысячи монахов); студийское и афонское монашество никогда не знало такой практики, включая в чин служб по три кафизмы в день и, таким образом, прочитывая всю Псалтирь за неделю.

** Было бы правильнее называть их «служениями» (по-гречески «diakonima»). Разумеется, эти служения являются проявлением послушания. Однако это не означает, что служение само по себе является послушанием, или если ты хорошо служишь, значит ты хорошо слушаешься. И представление о том, что «послушание выше поста и молитвы», следует понимать в том смысле, что выше поста и молитвы не работа/служение, а такое послушание, которое подразумевает отсечение собственной воли и подчинение воле настоятеля и других братий. К сожалению, в нашем монашестве, понимание всего этого серьезно искажено.

*** Все древние и новые монашеские правила уделяют особое внимание духовному деланию в кельях, где монах духовно возрастает, пребывая в уединении с Богом. Поэтому афонское монашество (как и любая древняя форма иночества) не предусматривало того, чтобы монахи жили по двое-трое в одной келье, но каждый обязательно уединенно. Более того, основная часть молитвенного канона и духовное чтение предназначена для духовного делания в келье, а общие богослужения вращаются вокруг Литургии и как бы усовершенствуют личное правило.

В данном случае я вовсе не хочу сказать, что монахам и простым христианам не надо молиться больше (наоборот!). Я лишь хотел подчеркнуть тот факт, что в некоторых местах, возможно, под влиянием некой разновидности коммунизма, не делают разницы между общей молитвой Церкви и частной, которая может отличаться у людей как по количеству, так и по качеству.

3. Та схема служб, которая широко практикуется в Русской Православной Церкви, попросту нелепа. И акцент делается не на времени каждой отдельной службы, а на ее обязательном прочтении независимо от часа или того, с какой «скоростью» она вычитывается. (В прошлом каждая служба совершалась в положенный час. Монашествующие предпочитали молиться более кратко, но чаще. Между этими совместными молитвами у каждого было свое внутреннее молитвенное делание (умная/ сердечная молитва).) Более того, если смотреть в глубину, вышеприведенная схема на самом деле содержит 4-6 «утрень» в один литургический день, одни неполные, из которых две служатся вечером, остальные утром. Здесь имеется в виду «схема утрени» с исторической точки зрения, когда в соборах и на приходах в Византии она сокращалась до нескольких псалмов и «Контакиона» (Petre Vintilescu, Poezia imnografică, Bucureşti, 1937.), т.е. акафист (утреня + акафист = 2 утрени: одна монастырская, другая древняя приходская. Исключение в субботу пятой недели Великого поста на самом деле подтверждает это правило, так как в Триоди уже отражено наложение этих двух видов утрени, осуществленное в XI-XIII вв.). В монастырях в византийских городах, по традиции Студийского монастыря (IX-XII вв.), утреня состояла из нескольких псалмов, двух-трех канонов и Великого славословия, которое читалось, — почти так же, как в наше время совершается будничная утреня. Те, кто по каким-либо причинам не ходил на утреню (совершавшуюся практически ночью), но особенно те, кто собирался в тот день причаститься, должны были келейно вычитать с вечера три канона утрени или другие подобные им (ср. „Pravila lui Nicodim Sachelarie»).

Так дело дошло до того, что «общее правило» из трех канонов* (в составе повечерия), которое в Русской Церкви «возведено до уровня догмы» и практически дублирует Утреню. Молебен «русского типа», также представляет собой «утреню в миниатюре», в которой не содержится ничего из Утрени как таковой, кроме «Бог Господь…» с тропарями дня + Евангелие (которое читается точно так же, как на утрене) + стихи между песнями канонов, которые очень торжественно поет священник, а хор ему вторит (антифонное пение). Но вся соль в том, что этих стихов не было в древнем чинопоследовании утрени, в котором каноны, исполняемые антифонно, чередовались с «Песнями Моисея».**

* В русских и некоторых румынских монастырях положено, чтобы монах ежедневно читал покаянный канон (составленный для мирян, а не для иноков), [молебный] канон Пресвятой Богородице и Канона ко святому Ангелу-Хранителю. Если монах готовится к Причастию, то к этим трем канонам он должен добавить Последование и молитвы ко святому Причащению. На горе Афон о таком правиле и не слыхивали. Насельники Афона в пятницу и в субботу вечером на повечерии читают Последование ко святому причащению, чтобы в последующие дни причастилась вся община, а в остальные дни это Последование читается келейно. Молебный канон Богородицы святогорцы поют почти ежедневно в храме, а других канонов они не употребляют.

** Точно так же в настоящее время служат на Святой Горе, где эти библейские песни (называемые «песнями Моисея», хотя только первые две принадлежат ему) поются круглый год, так как ирмосы и тропари составлены для сочетания с этими библейскими песнями.

Также следует отметить, что «утренние» и «вечерние молитвы», которые мы находим в молитвословах, а с недавних пор и в Часослове, представляют собой по сути мирской («домашний») вариант соответствующих монастырских служб. Ни в одном монастыре, где есть подлинная литургическая традиция, вы не встретите такого, чтобы совершались также повечерие и вечерние молитвы (которых нет в исходном Часослове). Так же обстоит дело и с утренними молитвами, являющимися «утреней» для мирян, у которых нет ежедневных служб в храме. Их могли читать и монахи, когда они находились за пределами монастыря и не могли прийти на богослужение.

4. Таким образом, мы можем утверждать, что ежедневное соединение Утрени с Вечерней – это литургическая и логическая аномалия, которая не может быть оправдана даже в монастырях, не говоря уже о приходах, где так называемое «бдение» — это элементарное издевательство, где все сокращается и читается с формальным соблюдением схемы, которая есть только «буква», но не «дух». Приходится констатировать, что навязывание монастырского устава на приходах Русской Церкви негативно сказалось, прежде всего, на самих же монастырях. Ведь приходы в любом случае были не в состоянии соблюдать устав, неестественный для приходских условий, и существенно сокращали богослужения. Монастыри, в свою очередь, переняли ту же практику ради достижения уставного единообразия между монастырями и приходами.

Сокращения были обусловлены не только ослаблением рвения к молитве, но и «инфляцией акафистов» и «популизмом громкого чтения поминальных записок», которые должны были искать себе место между службами Часослова. Так дошло до того, что в Русской Православной Церкви читается практически всё – стихиры на «Господи, воззвах», стихиры на стиховне, седальны, «хвалитные» псалмы, не говоря уже о канонах — хотя все это следует петь. (В Румынской Православной Церкви, за исключением канонов, они поются. В монастырях каноны читаются полностью (без сокращений). На приходах же они почти никогда не звучат, но поются только катавасии. Так же служат и на греческих приходах. Эти чинопоследования обычно соответствуют так называемому приходскому Типикону Константина и Виолакиса (XIX в.).)

Полиелейные псалмы 134 и 135, которые также следует петь полностью, в итоге оказались сокращены настолько, что звучали только первый и последний стих каждого из них, или четыре стиха в общей сложности. (В Румынской Православной Церкви поются восемь стихов, то есть по четыре из каждого псалма. На Афоне эти псалмы всегда поются полностью.)

Подобная судьба постигла также псалом 103 в начале Вечерни, первый антифон Первой кафизмы: «Блажен муж», псалом 102 из чинопоследования Литургии (на литургии русские поют только восемь стихов из этого псалма, а румыны – всего один стих.) и т.д.

5. Может сложиться впечатление, что все вышесказанное не вносит ясность в эту проблему, но лишь еще больше его запутывает. Ведь возникает естественный вопрос: что же делать? Ответ на это совсем не прост.

На мой взгляд, прежде всего, у приходов и монастырей должны быть два разных устава. Греки, румыны, сербы, болгары и другие внедряли эту систему на протяжении XIX века, а русские попытались сделать на Поместном соборе 1917-1918 годов, но из-за революции и последовавших за ней трагических событий это не удалось. И было бы глупо полагать, что «Бог этого не допустил», так как до XIII века во всей Церкви было два довольно различных варианта Устава: один кафедрально-приходской, с более короткими службами, а другой — монастырский, с более продолжительными богослужениями, и это различие было совершенно естественным. (В Русской Православной Церкви Студийский устав действовал до конца XIV – начала XV вв.)

Во-вторых, на мой взгляд, монастырям следовало бы вернуться к той системе служб, которая предусмотрена в Часослове и Типиконе, соблюдая порядок и время их совершения, не отягощая их разного рода второстепенными чинопоследованиями. Вечером следует совершать Девятый Час с Вечерней, затем ужин и Повечерие с каноном Пресвятой Богородице, положенным по Уставу. После этого надлежит разойтись по кельям, так как Типикон запрещает любые беседы или работу после повечерия. Утром (около 4:00) следует совершить Полунощницу, Утреню, Часы и Литургию. (Здесь имеются в виду преимущественно будние дни. По воскресеньям и праздникам служба может начинаться на два часа позже.) Все надлежит устроить таким образом, чтобы монашеская община участвовала во всех богослужениях или, по меньшей мере, была на вечерне и Литургии. Но не так, как делают некоторые настоятели (и в России, и в Румынии), которые заставляют монахов приходить на Молебен или Акафист, а во время Литургии отправляют их на послушание. Мы уже не говорим о том, что монахам следовало бы причащаться по меньшей мере дважды в неделю, а участие в литургическом служении должно быть потребностью и обязанностью.

6. Меня уже неоднократно спрашивали о схеме приходского устава. Возможно, пришло время наметить несколько идей, которые можно детализировать.

Лучше всего было бы совершать на приходах Вечерню вечером с короткой проповедью + Малое Повечерие с включением канонов Утрени (чтобы «честно» сократить Утреню - тем более, что в их содержании нет упоминаний об утреннем времени), и во время чтения этих канонов священник может исповедовать тех, кто собирается причаститься на следующий день. (Разумеется, речь идет не только о четырех многодневных постах, но о еженедельном причащении верующих, когда необязательно всем причащающимся исповедоваться еженедельно. Исповедь может совершаться раз в две-три недели, а причастие - каждую неделю.)
Если на исповедь слишком много людей, богослужение можно продолжить чтением Последования ко святому Причащению. Утром, около восьми часов, можно совершать Утреню (без канонов), Часы и Литургию. (Часы представляют собой не приходские, а монастырские службы, которые читались в особенности тогда, когда не было Литургии. В том же случае, если литургия совершалась, то часы не читались. В Уставе Собора Святой Софии в Константинополе был предусмотрен объединенный чин Третьего и Шестого Часов под названием «тритоэкти», а первый час никогда не совершался, потому что его время и смысл накладывались на содержание Утрени. В настоящее время чтение часов необходимо для того, чтобы хватило времени совершить проскомидийные поминовения и каждение в конце них. Однако в Греческой Церкви стало правилом, чтобы Проскомидия завершалась во время «хвалитных» псалмов, а Литургия начиналась сразу же после Великого Славословия. Эта тенденция наблюдается также в Болгарской и Румынской Православных Церквах.)

Более того, я бы предложил на Вечерне и Утрени читать по целой кафизме по порядку, от первой до двадцатой. Учитывая то, что могут быть праздники на неделе, за два месяца или даже быстрее будет прочитана вся Псалтирь. Система чтения по три кафизмы каждый день (поскольку по воскресеньям каждый раз читаются кафизмы с первой по третью) подходит для монастырей, где богослужения совершаются ежедневно. На приходах же эта система недейственна. На приходах особый акцент надо делать на проповедь и совместное пение верующих, по крайней мере, самых важных песнопений.

7. Сокращать Утреню, перенося ее каноны на Повечерие, можно и в монастырях. Это дало бы логическое объяснение обычаю читать три канона на повечерии. Кроме того, такая практика позволила бы все же исполнять келейное молитвенное правило в личном порядке, в меру сил каждого (как это делается во всем православном мире, за исключением Русской Православной Церкви). Тогда можно было бы вернуться к пению многих тропарей и стихир, а все элементы Утрени, в которых говорится о «восстании ото сна», «восходе солнца», «явлении света» и так далее, читались бы и пелись утром, в положенное им время и «нелживо». Кроме того, продолжительность вечерних и утренних богослужений была бы более сбалансированной, и тогда в них могло бы участвовать больше людей. Ведь в действительности лишь несколько монахов или монахинь выстаивают в храме всю службу, а остальные находятся на всевозможных «послушаниях», более или менее важных и срочных.

8. Проблема совершения Вечерни утром еще более сложна, поскольку эта Вечерня иногда связана с Литургией и приобщением Святых Тайн, чему должен предшествовать евхаристический пост. Однако исторически, всякий раз, когда говорится об объединении Литургии с Вечерней, мы должны понимать, что Литургия совершалась пополудни, ближе к вечеру. Этот чин, который имеет логическое и историческое обоснование в Великий четверг (в воспоминание о Тайной Вечере), родился от монашеского рвения поститься до вечера (до 3-4 часов пополудни), а затем причащаться Святых Тайн, потому как даже Причастие утром рассматривалось как нарушение строгого поста. Но на приходах, куда приходят миряне, вынужденные работать весь день (зачастую на очень трудной работе), чинопоследование никогда не могло быть применять в том виде, в котором оно было задумано. Вечерня с Литургией либо переносились на утро, что лишено смысла, либо на самый вечер (к шести-семи часам), когда у прихожан заканчивается рабочий день, и они могут попасть на службу. При этом они вынуждены поститься еще дольше, чем монахи. «Буква» восторжествовала над «духом», и, в итоге, распространилась практика совершения вечерни утром на протяжении всего Великого Поста, даже если она не объединена с Литургией. В XIX веке этот обычай повсеместно распространился и по монастырям, и в настоящее время очень немногие пытаются вернуться к норме, служа Литургию Преждеосвященных Даров поздним вечером (эта тенденция очень четко прослеживается в Греции, в западной диаспоре и епархиях Румынской Православной Церкви), когда, по крайней мере, в марте, уже совсем темно, по правилу «на закате солнца». Другие предлагают объединить эту Литургию с чином Изобразительных или другими утренними службами. (В прошлом Обедница (чин Изобразительных) представляла собой монастырское чинопоследование (совершавшееся без священника) причащения Святых Таин. Следовательно, это также было разновидностью Литургия Преждеосвященных Даров. И если есть стремление совершать Литургию Преждеосвященных Даров утром, то логичнее сочетать ее именно с чином Изобразительных, а не с Вечерней, потому что и первоначальная цель поститься до вечера, кажется давно исчезла.)

Так или иначе, аномальность совершения Вечерни утром очевидна, а те, кто сознательно служит Богу, не могут оставаться к этому равнодушными.

Перевод с румынского: Елена-Алина Патракова, ru.teologie.net

В первой части логика понятна - раз вечерня, значит, и совершается вечером, но как быть с утреней? Разве не очевидно, что она должна совершаться утром? Для того, чтобы в этом разобраться, нужно обратиться к богослужебному уставу Русской Православной Церкви - Типикону (от греческого «типос» - «образец»). Что он из себя представляет, и как к нему относиться? Может ли он быть изменён или в каких-либо своих моментах отменён? Связано ли это с нарушением самого устава, и что из этого следует?

Сам Типикон на первых же страницах даёт себе такое определение: «изображение церковного последования святой лавры в честь преподобного и богоносного отца нашего Саввы, находящейся в Иерусалиме». То есть по своей сути - это устав древнего монастыря, находящегося в Иудейской пустыне.

Помимо самого преподобного Саввы Освященного, святого VI века, в этом монастыре просияли подвигами такие подвижники благочестия, как преподобные Иоанн Дамаскин, Иоанн Молчальник, преподобный Ксенофонт и другие. Из-за места своего формирования этот устав называют ещё Иерусалимским. На Руси он утвердился уже в XV веке, вытеснив предыдущий, менее торжественный Студийский устав.

Согласно Иерусалимскому уставу, существует суточный круг богослужений, состоящий из: 1) вечерни, 2) повечерия, 3) полунощницы, 4) утрени вместе с первым часом, 5) третьего часа, 6) шестого часа, 7) девятого часа. Мы видим, что в названии каждой службы содержится указание на время, когда она должна совершаться: вечером, поздним вечером, в полночь, утром и так далее.

Примечательно, что Божественная литургия находится как бы вне этого круга, выводя нас из временного порядка земной жизни в вечность, на встречу с Самим Богом в Таинстве Причащения.

Все вышеописанные богослужения призваны подготовить человека к Службе Служб, Литургии, на которой совершается главное Таинство человеческого спасения - соединение со Христом через Его Тело и Кровь.

Но в каждом ли храме мы наблюдаем совершение всех вышеперечисленных служб? Нет, далеко не в каждом (если речь будет идти не о монастырях, а об обычных приходах). Значит ли это, что устав православного богослужения практически повсеместно нарушается?

Нет, и вот почему. По словам одного авторитетного дореволюционного исследователя богослужебного устава Православной Церкви, Михаила Скабаллановича, Типикон представляет собой начертание высокого идеала богослужения, который призван своей возвышенностью вызвать стремление к этому идеалу. Он проводит параллель с заповедями Нового Завета, которые по своей нравственной чистоте не могут быть все исполнены в совершенстве, но самим своим существованием вызывают в христианах стремление к святости.

Церковь видит в уставе великолепный инструмент для воспитания христиан «в духе и истине» (Ин. 4:23-24), а поэтому, не человек для устава, но устав для человека.

В монастырях есть возможность жить полным кругом церковной жизни, выполнять более строгие молитвенные правила, соблюдать пост по всей его строгости. Однако для людей, живущих в миру, такие требования стали бы бременем неудобоносимым, могущим не только не принести духовной пользы верующим, но даже и навредить своей непосильной для выполнения строгостью.

Поэтому Церковь всегда приспосабливалась к реалиям жизни: некоторые из богослужений (например, полунощница, повечерие) на сегодняшний день не совершаются как обязательные в приходских храмах, а некоторые, ввиду их особой насыщенности и содержания (вечерня и утреня, а также часы, призванные освящать те или иные времена суток, в которые совершались особенные события из жизни Господа нашего Иисуса Христа), продолжают совершаться.

И именно поэтому богослужение вечерни, как правило, плавно переходит в утреню, поскольку совершение утрени на следующий день с утра вместе с Божественной литургией потребовало бы от прихожан очень много сил, которые помимо церковной жизни понадобятся им ещё и в мирских делах на предстоящий день.

Таким образом, богослужебный устав представляет собой не саму цель церковной жизни, а лишь её инструмент, призванный помочь людям в деле спасения.

Даниил Маслов, студент Рязанской православной духовной семинарии,

газета "Логосъ"

- Для начала вопрос, задаваемый многими: почему богослужебные сутки начинаются с вечера?
- Это заимствовано христианством из иудейской традиции: и был вечер, и было утро - день один (Быт. 1, 5). У иудеев до сих пор шаббат - субботний покой - начинается перед заходом солнца в пятницу.
- Как исторически складывался богослужебный круг? Когда-то ведь была только одна Евхаристия…
- Да, в первые века христианства, действительно, была Евхаристия и, как правило, соединенная с нею агапа - трапеза любви. Но такие богослужения, как вечерня и утреня, сложились очень рано. Вечерня была призвана освятить темное время суток, утреня - светлое. По Типикону, вечерня должна совершаться после захода солнца, утреня начинается до восхода, завершается, когда солнце уже взошло. В III веке, как сообщают документы, вечерня была короткой и главным в ней было внесение в богослужебное помещение светильника. За этим следовали благословение, чтение Священного Писания, короткая молитва и отпуст.
Утреня же отделилась от агапы. В древности утреннее богослужение включало в себя две библейские песни: песнь Моисея и песнь трех отроков в печи огненной (из книги пророка Даниила). Пелись также некоторые псалмы и Великое славословие, которое мы поем и сегодня: «Слава в вышних Богу…». В последующие века чинопоследования вечерни и утрени расширялись, и появились часовые богослужения - часы, как мы их называем, 1‑й, 3‑й, 6‑й и 9‑й.
- Почему часы именно так нумеруются? Каково содержание часовых богослужений и когда они совершаются в храме?
- Евреи, современники Христа, как известно, жили в Римской империи и, соответственно, по римскому времени. Римские сутки делились - как и наши сегодня - на 24 часа и на две равные части, светлую и темную, ночь и день. Каждая из половинок, в свою очередь, делилась на трехчасия. 1­й, 3­й, 6­й, 9­й - это первые часы каждой из четвертей дня; первый час соответствует шести утра. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого (Лк. 23, 44). О том, что именно эти часы было принято освящать молитвой, нам сообщает книга Деяний апостольских: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый (Деян. 3, 1); Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться (Деян. 10, 9). В настоящее время в наших храмах первый час присоединяется к утрене (которая, как мы знаем, совершается вечером), третий и шестой предваряют Литургию, а девятый - вечерню.
Часовые службы, или часы, призваны не только освящать определенное время суток, но и напоминать о событиях Священной истории, происходивших именно в эти временные отрезки. На службе первого часа вспоминается путь Иисуса Христа от первосвященника Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него; читаются псалмы 5-й, 89-й, 100-й. На третьем часе - суд Пилата и истязания Господа, а также Сошествие Святого Духа на апостолов (см.: Деян. 2, 1–4): «Господи, иже пресвятаго Твоего Духа апостолом Твоим ниспославый, того, благий, не отними от нас». Шестой час - шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле: «Иже в шестый день и час на Кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери…». Молитва святителя Василия Великого, которую так радостно слышать перед Божественной литургией - «…но любовью Твоею уязви души наша, да к Тебе всегда взирающе…» - также входит в час шестой. Наконец, час девятый, Крестная Смерть: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашей мудрование, Христе Боже, и спаси нас». Здесь же говорится и о страданиях Богоматери, видящей Своего Сына на Кресте: «…родшая Тя глаголет слезящи: мир убо радуется, приемля избавление, утроба же Моя горит, зрящи Твое Распятие».
- Значит, совершение часовых богослужений, или, как мы привыкли говорить, чтение часов, призвано поддержать в нас память о новозаветных событиях, помочь нам жить по евангельскому времени?
- По сути, да. Возможно, поэтому Русская Православная Церковь, в отличие от некоторых других православных автокефальных церквей, хранит эту традицию: часы у нас совершаются во всех приходских храмах, а не только в монастырских, как, например, в Греции. При этом приходится с горечью констатировать, что мы забываем о смысле часовых служб, перестаем его чувствовать, не можем соотнести свое время - собственные текущие сутки - со временем евангельских событий. Однако Церковь всегда рассчитана на высшее состояние человеческого духа, лучшее, нежели то, которое можем принести ей сегодня мы. Поэтому она не отказывается от того, что кажется «слишком трудным» для нас, сегодняшних. Часы - богослужение второстепенное по сравнению с утреней и вечерней, но они, обрамляя собой основные богослужения, служат для нас духовными ступенями к ним. И если мы дадим себе труд быть внимательными во время чтения часов, мы это почувствуем.
- Вернемся в начало суток, в вечер. Почему утреню у нас служат вечером, после вечерни, и все это вместе с первым часом именуется всенощным бдением?
- Понятие «всенощное бдение» пришло к нам из древнего иерусалимского монашеского устава, согласно которому ночь перед церковным праздником и просто перед воскресным днем монахи проводили в молитве, без сна. Уставное всенощное богослужение начиналось после захода солнца и продолжалось, по всей видимости, восемь-десять часов. Оно включало многочисленные поучения, чтение Священного Писания и святоотеческих трудов и завершалось утреней. «Слава Тебе, показавшему нам свет» - раздавалось именно тогда, когда молящиеся видели первый луч солнца. Насколько это реально в нашей приходской практике, кто из нас способен каждую ночь с субботы на воскресенье проводить вот так? Ну разве что два раза в год.

Положение утрени в нашей богослужебной практике действительно проблемно: по своему содержанию она относится именно к утру - «исполним утреннюю молитву нашу Господеви», а совершаем мы ее вечером. Голоса, призывающие это исправить и совершать утреню именно утром, раздаются в Церкви периодически. Однако и здесь встает вопрос: а насколько мы к этому готовы, не станет ли это для нас проблемой? Представьте: вечернее богослужение, то есть, собственно, одна вечерня - тридцать-сорок минут, зато утром - утреня, часы 1‑й, 3‑й, 6‑й, Божественная литургия - все вместе больше четырех часов. Следует подчеркнуть, Божественная литургия не входит в обсуждаемый нами сейчас суточный богослужебный круг - она выше суточных богослужений. Но в Греции «правильная» практика (вечерня вечером, утреня утром) приводит к тому, что прихожане приходят только на Литургию, а краткую вечерню и утреню, которая начинается в семь утра, игнорируют.
- Мы с Вами все время как бы пребываем в обычном приходском храме; но если мы захотим какое-то время пожить и помолиться в монастыре, наш суточный круг окажется иным, мы встретимся с полунощницей и повечерием. Что это за богослужения?
- Повечерие в монастыре - это, по сути, общая молитва на сон грядущий: ее совершают после вечери, т. е. ужина, потому она и носит такое название. В конце повечерия священник просит прощения у паствы, и монашествующие просят друг у друга прощения за минувший день, после чего расходятся по кельям. А полунощница - это, напротив, общая утренняя молитва: она называется так потому, что издавна совершалась в монастырях до рассвета. Это краткое богослужение, большую часть которого занимает чтение 17-й кафизмы: длинного 118-го псалма, в котором человек просит Бога научить его судьбам правды Твоея (7) - жизни по заповедям, и молитв. Из приходской практики полунощница и повечерие практически исчезли: полунощница совершается лишь в Пасхальную ночь, она предваряет день Воскресения Христова, а повечерие, Великое или Малое - в дни Великого поста и иногда в предпразднство Рождества Христова. Следует, однако, подчеркнуть, что совершение полунощницы и повечерия в обычном приходском храме отнюдь не возбраняется, если у настоятеля и прихожан есть такое желание.
- Само понятие «суточный круг» говорит о том, что все время нашей жизни должно быть освящено молитвой, не так ли?
- Да, ведь в идеале мы призваны славить Бога постоянно, всей своей жизнью. И богослужения суточного круга помогают нам это понять. Девятый час, который читается перед вечерней, относится ко дню уходящему. А с вечерни, как мы уже сказали, в Церкви начинается следующий день. Это момент встречи, он говорит о непрерывности, нескончаемости славословия.
- Но ведь это совсем непросто - освоить все богослужения суточного круга. В храме нам часто бывает что-то непонятно: когда-то читают слишком быстро, когда-то слов песнопений не разобрать. Что может нам помочь?
- Часослов. Книга, содержащая все богослужения суточного круга. Когда-то он имелся в каждом православном доме, по нему детей учили церковнославянскому языку и одновременно знакомили с богослужением. А теперь Часослов почему-то уходит из нашего обихода. Меж тем, заранее прочитав те же часы дома по Часослову, вы лучше поймете их, увидите их красоту, их смысл и уже не будете скучать и томиться во время этой службы в храме.

По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда нет возможности придти в храм на богослужение вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня.

Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига ».

Если литургической темой вечерни является история Ветхого Завета – сотворение мира, грехопадение, чаяние искупления, то утреня – это Новый Завет, явление Мессии.

В случае, когда вседневная утреня служится утром , то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:

После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…»

Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуия»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной утрени

Шестопсалмие – Ч, неизменяемое

Великая ектения – Сл

«Бог Господь…» и тропари – Сл, Ч, неизменяемое , М, изменяемое

Кафизмы – Пс

Канон – О, М, изменяемое

Хвалитные псалмы – Ч, неизменяемое

Славословие будничное – Ч, неизменяемое

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О, изменяемое

Тропари – М, изменяемое

Сугубая ектения – Сл

Подробная схема вседневной (будничной) утрени

Свящ.: "Слава Святей..."

Шестопсалмие

Ектения великая

"Бог Господь…" со стихами

Тропарь святому Минеи дважды

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому из 4-го приложения Минеи)

* Если служба 2 святым, то: тропарь 1-му святому поется дважды, «Слава…» тропарь 2-му святому, «И ныне…» Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения)

Кафизма рядовая, седальны (Октоиха)

Псалом 50-й

Канон: два канона Октоиха и один канон Минеи

* Если служба двум святым, то : один канон Октоиха и два канона Минеи

Катавасия - ирмосы последнего канона - после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песней

по 3-й песни ектения малая, седален св., Слава, и ныне: Богородичен

по 6-й песни ектения малая, кондак и икос святому Минеи

по 8-й песни "Честнейшую…"

по 9-й песни после катавасии поётся "Достойно есть" (на глас катавасии)

Ектения малая

Светилен (в приложении Октоиха, по дню)

Слава, и ныне: Богородичен Октоиха

* Если святому в Минее есть светилен, то: светилен Октоиха, Слава: светилен святому в Минее, И ныне: Богородичен в Минее (в среду и пяток Крестобогородичен Октоиха)

Хвалитные псалмы

Славословие будничное читается

Ектения просительная

Стихиры на стиховне (Октоиха)

Слава, и ныне: Богородичен (Октоиха)

* Если святому есть Слава на стиховне, то: после 3-х стихир Октоиха - Слава: святому Минеи, И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Благо есть исповедатися..."

Трисвятое по Отче наш:

тропарь святому Минеи,

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому, из 4-о приложения Минеи)

* Если служба двум святым, то: тропарь 1-му святому,Слава: 2-му святому,И ныне: Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи)

Ектения сугубая