Российская желтая пресса. Смотреть что такое "Желтая пресса" в других словарях

02.05.2019 Спорт

Сплетнях, сексе. Информация в подобных изданиях выступает не в качестве духовно-практического знания, а в качестве развлекательного товара. Таким образом учредители не стявят перед собой никаких иных задач, помимо получения прибавочной стоимости.

Альманах факультета журналистики Воронежского государственного университета и Академии наук региональной печати «Акценты. Новое в массовой коммуникации», выпуск 5-6 (68-69),2007. В. Хорольский. Отечественные и зарубежные ученые о глобальных проблемах массмедийной коммуникации

Происхождение названия

Существует несколько версий по поводу происхождения этого понятия. Согласно одной из них, название произошло от цвета газет, печатавшихся на дешёвой бумаге. По другой версии, возникновение связано с разбирательством между газетами «New York World» Пулитцера и «New York Journal» Херста из-за комикса «Жёлтый малыш» (Yellow Kid) в 1896 году . Этот Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года , впервые показавшей Западу волну ура-патриотической истерии в японском обществе (yellow peril), которую он и пародировал - желтые малыши имели азиатские черты. Их изображали в неопрятном виде, они также демонстрировали нагловатое поведение.

История развития

С процессом зарождения массовой культуры появились такие издания, как «The New York Sun», «The New York Herald» и «The New York Tribune». Уже тогда сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия доминировали на полосах «желтых» газет.

Эти новые возможности, для повышения уровня популярности издания использовал Дж. Пулитцер («The New York World») и У. Херст («The San Francisco Examiner», «New York Journal» и др.). Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному сообщению драматических фактов, но и практике создания, так называемых «human-interest stories» - газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Пулитцер первым, а за ним и Херст, использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу .

В России

Типологические черты и используемые методы

  1. Одной из характеристик феномена жёлтой прессы является эпатирующее освещение табуированной тематики.
  2. Сенсационность является не менее важной чертой «желтой» прессы. (рис. 1)
  3. тематический эклектизм. Одним из основных элементов системы «желтой» прессы является доминирование визуальной составляющей над текстовой.

В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:

  1. Внетекстуальные заголовки. Эти подзаголовки связаны не с конкретным текстом материала, а с внетекстовой ситуацией. Эта ситуация является более интересной, чем само содержание текста. (рис. 2)
  2. Заголовки, представляющие собой тезис публикации (один из нескольких). От содержательных заголовков качественной прессы, бульварные заголовки отличаются тем, что не выявляют всю суть истории. Они привлекают внимание какой-либо деталью. (рис. 2)
  3. Заголовок, который представляет собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов. (рис. 2)

В зависимости от типоформирующих признаков и черт, обуславливающих структуру издания выделяют

  1. «Промежуточные» издания, которые тяготеют к качественным газетам, но имеют в наличии некоторые основные черты «жёлтых».
  2. Бульварные издания. Они содержат в основном все черты «желтых» изданий. Они более банальны по содержанию, если сравнивать их с качественными, и более «меркантильны», чем «промежуточные».
  3. Собственно «желтые». Газеты, которые имеют в наличии все основные типоформирующие особенности, отмеченные выше. Отличаются ярко выраженным пафосом гедонизма, сенсационности и откровенной вульгарности (рис. 1, рис. 2).
  4. Полупорнографические и порнографические издания, для которых характерно сохранение всех наличествующих черт предыдущих типов, с уклоном в сторону освещения девиантных половых отношений.

Примечания

Ссылки

  • Феномен «жёлтой прессы». Евгений Сазонов , научно-культорологический журнал RELGA, № 7 23.05.2005

Все мы не любим «желтую прессу », но все мы её читаем. «Желтая пресса» — это недорогие издания, специализирующиеся на сплетнях, сенсациях, «горячих» новостях. Как правило, в «желтой прессе» разбирается чье-либо «грязное белье», а большинство сенсаций на проверку оказываются всего лишь слухами и не более.

Самому термину «желтая пресса » уже более ста лет. Он пришел к нам из США, из 19 века. Именно с тех пор этим нелестным званием награждают издания, которые не гнушаются печатать на своих страницах «жареные сенсации» для привлечения публики.

Происхождение

На самом деле существует несколько версий происхождения этого понятия. По одной из них газеты получали подобное прозвище из-за желтизны бумаги, на которой они печатались. Низкосортная, она быстро желтела. По другой версии все началось с комиксов о бедном парнишке, который носил желтые одежды, ярко выделяющиеся среди прочей серости газет.

Автором комикса был художник-график Ричард Фелтон Ауткот. Впервые комикс был опубликован в 1896 году в газете «The New York World », которую возглавлял Дж. Пулитцер. Бедный парнишка из нью-йоркских трущоб приглянулся публике, и тиражи газет взлетели до миллиона экземпляров. Успех был налицо.

Главный конкурент «The New York World», «New York Journal » под управлением Херста, решил переманить к себе талантливого художника, пообещав огромные гонорары. Ауткот стал работать на «New York Journal». Впрочем, Пулитцер не стал прекращать выпуск комиксов про парнишку в желтом, найдя Ауткоту замену.

Эти два издания долгое время соперничали. Каждый пытался привлечь внимание публики, и уже не только историями про бедняка, но и свежими сенсациями. Так родилась особая подача новостей, ориентированная на эмоциональную составляющую, нежели на сам факт произошедшего.

Желтая пресса в России


В России понятие «желтой прессы » появилось после перестройки, когда появилась свобода слова. До этого момента все новости, готовящиеся к выходу, тщательно проверялись. За некорректную информацию можно было поплатиться должностью и не только. Родоначальником «желтой прессы» в нашей стране считается «Экспресс-газета», которая выпускается и по сей день.

Сейчас слухами и сенсациями полны не только печатные издания, но и интернет, где свобода слова ощущается наиболее сильно. И все же, сколько бы мы ни ругали эти дешевые издания, гонящиеся за тиражом и популярностью, мы все же остаемся их читателями, иначе они давно бы разорились.

В желтой прессе могут писать что угодно и про кого угодно, но лишь некоторая информация, находящаяся в этих газетах, может быть полезна. Из такой информации я бы хотела выделить информацию о недвижимости, а именно квартиры посуточно в Москве . Если вы приезжаете в Москву на несколько дней, то следует заранее забронировать квартиру на несколько суток.

© 2010-2015, сайт – С миру по нитке. Все права защищены. При частичном или полном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.

Введение

1. Теоретические основы понятия «желтая пресса»

1.1 «Желтый малыш», причины популярности

1.2 Типологические черты «желтой прессы»

1.3 «Качественная» и «желтая пресса». Некоторые характеристики и особенности

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Вводные слова – желтая пресса, желтая журналистика, рейтинг СМИ, качественная пресса.

Средства массовой информации давно стали одним из главных инструментов в конкурентной борьбе - как политической, так и экономической. И немалую роль в ней играет так называемая желтая пресса. Именно она вовсю публикует рекламные материалы или антирекламу под видом статей, заметок, авторских и редакционных колонок, именно она без смущения копается в грязном белье, если в этом есть выгода.

Желтая журналистика не отражает действительность, а играет в нее, допуская даже грубую инсценировку. В желтой прессе наблюдается перекос в сторону сенсационной информации в ущерб серьезной. А отсюда следствие: недостаточность информации, с одной стороны, и ее избыточность – с другой. Информации много, она подавляет, оглушает, но вся эта информация, как правило, не стоит выеденного яйца. Зато довольно широкий спектр экономических, политических, социальных и иных проблем практически остается "за кадром", игнорируется. Из-за этого человек не получает полной, завершенной информации. Благодаря приписываемой сенсациям высокой важности и уникальности, на них концентрируется практически все внимание публики, которого не остается на действительно важные события. Другими словами, журналистика перестает быть той самой "четвертой властью", голосом общества, первым поднимающим перед властью серьезные проблемы. В этом заключается актуальность данной темы и проводимых исследований.

Научно–практическое значение темы заключается в выявлении востребованности изданий желтой прессы, а также в выявлении наиболее интересующих читателей тем.

Целью данной работы является рассмотрение роли желтой прессы в обществе, оценка состояния рынка «желтой прессы».

Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

· рассмотреть историю возникновения желтой прессы;

· проанализировать роль желтой прессы в обществе;

· Выявить характерные признаки желтой прессы;

· Дать сравнительную характеристику «качественной» и «желтой прессе»;

· Выявить причины популярности желтой прессы;

· Оценить дальней шее развитие рынка СМИ

В работе использованы материалы научно-исследовательских журналов, статьи, опубликованные на интернет-сайтах, а также аналитические обзоры, представленные "National Readership Survey" и Компанией «Медиалогия».

Работа состоит из двух частей - теоретической части, которая включает в себя разъяснение понятия «желтая пресса», типологические черты прессы, сравнительную характеристику качественной и желтой прессы и практической части - анализ востребованности изданий на основе рейтинга печатных СМИ.

Издания, подходящие под определение «желтых» обладают некоторой сенсационностью. С чем это связано? Какое влияние оказывает пресса на своих непосредственных читателей? Какие приемы используются для продвижения данной продукции? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в работе.

1. Теоретические основы понятия «желтая пресса»

1.1 «Желтый малыш», причины популярности

Распространение "желтизны" в масс-медиа - результат эволюции массового общества в XX в. Но само понятие "желтой" журналистики, как отдельной ветви масс-медиа, зародилось в конце XIX века в ходе жесткой конкурентной борьбы между двумя магнатами прессы У.Р.Херстом и Дж.Пулитцером (центовая пресса - "penny press") с появлением т.н. "желтого малыша", героя коммиксов под названием "Переулок Хогана".

Как и все газетные рисунки того времени, комиксы были черно-белыми, но одеяние главного героя было раскрашено в желтый цвет.

Появляясь в газете из номера в номер, персонаж забавлял читателей своим смешным видом, эксцентричными поступками и комическими рассуждениями на различные темы. Таким образом, термин "желтая пресса" первоначально обозначал периодику, печатающую определенный вид комиксов с конкретным героем. После того как в 1896 году Эрвин Уордмэн, редактор третьего издания -- New York Press, напечатал в своем журнале статью, в которой презрительно называл обе конкурировавшие газеты "желтой прессой", выражение стало крылатым. По другой версии, желтая пресса получила свое название из-за цвета бумаги, на которой печатались первые бульварные газеты. Поскольку эти издания предназначались для массового читателя, издатели в целях экономии печатали их на плохой бумаге, которая быстро желтела. Но, несомненно, термин "желтая пресса" не прижился бы, если бы не невольная ассоциация с "желтым билетом" - специальной карточкой, которую полиция выдавала представительницам другой профессии, не менее древней, чем журналистика.

Желтая пресса появилась одновременно с массовой культурой, когда чтение газет перестало быть привилегией интеллектуальной элиты. Но массового читателя отпугивали заумные статьи респектабельных изданий, их излишняя назидательность.

Публика желала развлечений. А ничто не вызывает такого жгучего интереса, как слухи, сплетни, скандалы, интимные подробности из жизни знаменитостей. И, конечно, в таких изданиях должно быть больше секса, насилия и жареных фактов, а лучше все сразу.

Качественное изменение в стратегии и тактике продвижения информационного товара на рынке после технократической, сексуальной и прочих революций создало социально-культурные предпосылки для возникновения откровенной "желтизны". Вообще, в российской и зарубежной прессе, исходя из особенностей их функционирования, можно условно выделить 3 основных типа изданий: качественные, массовые ("популярные") и "желтые". Говоря о практике газетного дела, между ними нет жестких разграничений. Например, "желтизну" можно встретить в рубрике "Светская жизнь" на страницах даже столь качественного издания, как "Известия". Понятно, что "желтая" пресса, используя темы и приемы качественных и массовых газет, в то же время банализирует суть социальных проблем, ориентируясь прежде всего на коммерческий успех, имеет другие цели и поэтому на современном этапе развития является вполне самостоятельным типом издания.

Причины популярности "ЖП" кроются, на мой взгляд, в востребованности подобного рода чтива среди аудитории. По большому счету, степень заинтересованности народом "желтухи" отражает общий уровень культуры в обществе. Менее интеллектуально развитые индивидуумы предпочитают читать прессу, "бьющую" в примитивные инстинкты. Люди же более "продвинутые" любят, что называется, "пищу для ума и души", то есть информацию, стимулирующую к размышлениям. Соответственно, чем больший в обществе процент населения, смакующего дешевые, непроверенные сенсации и имеющего главным приоритетом интерес к, скажем, нижнему белью или интимной жизни звезд, тем популярнее и востребованнее "желтая пресса". (Коммерсантъ -Деньги «Под прессом желтой прессы». Максим Черниговский)

Кирилл Василенко, обозреватель газеты "Время новостей": работает на основных инстинктах человека - страх, секс, эксплуатация чувства гордости, зависти, гнева. Может охватить более широкую аудиторию, поскольку привлекает серую массу (большинство), не желающую напрягать мозги, анализировать, искать суть. Кроме того привлекает и часть думающей аудитории, благодаря возможности "отключить мозги", получить информационное удовлетворение тех же самых основных инстинктов. Желтая пресса работает по принципу "правда "искусства" важнее правды жизни". Целевая аудитория желтой прессы - люди, которые не способны самостоятельно принимать решения, пользуясь мозгами, но с радостью пойдут улюлюкать по указанному журналистами маршруту. Толпа поддержит любой выплеск негативных эмоций, независимо от того, по отношению к кому это направлено.

Сергей Викторов, начальник отдела международных связей ИТАР-ТАСС: В любом государстве есть так называемые слои населения - низший, высший и средний. Их принадлежность к соответствующей категории определяется относительным, а не абсолютным значением.

Грубо говоря, что в одной стране принято считать средним классом, то в другой - высший, а в третьей - низший. И если вы ликвидируете "низ", то сам по себе он не исчезнет. Им станет определенная часть "середины". Такая же ситуация и с "желтой прессой". Уберите "Спид -ИНФО" - моментально "пожелтеет" кто-то еще. Навсегда искоренить желтую прессу невозможно - она была, есть и будет. И в этом есть свой положительный момент. Она не дает опуститься более достойным и серьезным изданиям (свято место пусто не бывает, всегда определенная часть читателей будет тянуться к "желтухе"). Кроме того, это своеобразный "антиориентир" - как не надо делать. Поэтому "желтую прессу" как таковую искоренять не только не нужно, но и бессмысленно.

На сегодняшний день нет четких границ между желтыми и респектабельными изданиями. Известная желтизна может присутствовать и в издании, рассчитанном на серьезную публику, а самое низкопробное массовое издание порой поднимает серьезные общественные проблемы. Желтизна издания определяется, во-первых, затрагиваемой тематикой (скандалы, секс, насилие), во-вторых, способом подачи материала, а главное -- тщательностью проверки распространяемых сведений. Как правило, желтые издания весьма вольно обходятся с фактами и не утруждают себя проверкой публикуемой информации.

Компромат и замочная скважина Деятельность желтого издания сопряжена с двумя видами нарушений закона: незаконным вмешательством в частную жизнь и диффамацией - распространением компромата, порочащих сведений.

1.2 Типологические черты «желтой прессы»

Характерным признаком «желтой» прессы является специфика ее взаимодействия с аудиторией. «Желтая» пресса ориентируется, прежде всего, на читателя, которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к соразмышлению. Взаимоотношения между адресатом и адресантом в «желтой» прессе непаритетные: автор не идентифицирует себя с читателем, он предлагает ему игру, исходя из собственных представлений о том, что нужно этому читателю. При этом уровень авторского представления об аудитории невысок. Опора здесь не на интеллектуальное доверие к аудитории, а на ее готовность усвоить любой предложенный текст.

Экскурс в историю формирования «желтой» прессы как типа издания и изучение текстов этого вида печати позволил выделить наиболее характерные типологические черты «желтой» прессы. ( (Научно-культурологический журнал №7 23.05.2005 Евгений Сазонов, Феномен «желтой прессы»)

1. Одной из характеристик рассматриваемого феномена является эпатирующее освещение табуированной тематики . Оно заключается в отказе от неприкосновенности любых, даже самых скрытых от публичного обсуждения сфер человеческого бытия. Особенно большой интерес «желтая» пресса проявляет к трем видам табуированной информации.

Во-первых, это интерес к интимным отношениям.

Во-вторых, «желтая» пресса проявляет чрезмерный интерес к личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного внимания

В-третьих, в «желтой» прессе наблюдается нездоровый интерес к теме смерти, в особенности когда она сопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами.

2. Сенсационность является не менее важной чертой «желтой» прессы. Она проявляется в предварительной установке на существование из ряда вон выходящего события, нарушающего эмоциональное равновесие читателя в сторону как положительных, так и отрицательных эмоций.

«Желтые» издания почти никогда не призывают читателя к размышлению, но всегда – к сопереживанию. Особенность обращения данного вида печати к сенсационной информации заключается в том, что «желтые» издания в основном освещают реальные сенсации, вызывающие (или стремящиеся вызвать) у аудитории в значительной степени тревожные и гневные эмоции и в гораздо меньшей степени – позитивные.

Сенсационность «желтой» прессы часто представляется ложной. В процессе поиска решения данной проблемы «желтая» пресса пришла к практике обращения не только и не столько к реальным, сколько к ложным), которые обладают дезинформационной основой, неправомерно высокой степенью субъективности, «мономерностью». Характерно и обращение к квазисенсациям (сообщениям о сенсациях, полученных в ходе определенной обработки фактов реальной действительности), характерными чертами которых являются субъективность, «мономерность», смещение смыслового акцента на второстепенную деталь (детали), неадекватность значимости события и его эмоциональной подачи. На основании этого можно сделать вывод, что «желтая» журналистика не отражает действительность, а реагирует на нее, и даже допускает инсценировку.

Искусственные сенсации – своеобразный журналистский аналог массовой литературы. В «желтой» прессе отсутствует баланс информационных интересов, наблюдается перекос в сторону сенсационной информации в ущерб серьезной. А отсюда парадоксальное следствие – недостаточность информации, с одной стороны, и ее избыточность – с другой. Недостаточность заключается в обращении к однотипным материалам и игнорировании довольно широкого спектра экономических, политических и иных проблем. Из-за этого человек не получает полного, завершенного знания. Благодаря приписываемой сенсациям высокой важности и уникальности, на них концентрируется практически все внимание публики, которого не остается на действительно важные события. Избыточность – усиленное обращение к подобным темам, чем журналист просто засоряет информационное пространство, создает дополнительные потоки информационного шума.

3. Следующая типологическая черта «желтой» прессы – тематический эклектизм . В «желтой» же прессе темы распределяются в зависимости от возможности привлечения читательского внимания. Из-за этого в подобных изданиях либо процветает журналистика «нулевой» информации (направленная только на привлечение и развлечение), либо мозаичная смесь самых разнообразных тем из различных сфер человеческого существования (смешение действительно важного и явно избыточного). Одной из причин эклектизма, по нашему мнению, является чрезмерное стремление «желтых» СМИ к эксклюзивности материалов.

Содержание массовой печати также затронула тенденция к специализации . Но данная специализация приняла особый вид. Ее можно обозначить как «специализацию на нестандартном». Не существует какой-либо конкретной сферы, к освещению которой постоянно обращается «желтая» пресса. Ее интересует самый широкий спектр событий разных уровней при одном условии – нестандартности информации.

Выделено два способа проявления эклектизма в «желтых» СМИ:

а) Нивелирование . Его смысл заключается в достижении равнозначности между важными и незначительными событиями. Рассеяние потока сообщений носит в действительности лишь видимый характер, отбор событий, о которых решают дать информацию, производится определенной социальной структурой. Фактически средства массовой коммуникации сами и определяют «значительность» фактов.

б) Превышение . В этом способе проявления тематической эклектичности наблюдается более жесткое столкновение серьезных и развлекательных материалов. Это приводит к возникновению особой ситуации, когда материалы с низким уровнем общественной значимости вытесняют информационно важные материалы на второй и даже третий план.

4. Одним из ядерных элементов системы «желтой» прессы является превалирование визуальной составляющей над текстовой . Визуализация является общей тенденцией всех мировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд органично дополняет текстовые материалы.

В «желтой» прессе наблюдается экспансия «ярких» оформительских элементов: цвета, иллюстраций, заголовков. Именно «желтые» издания первыми в истории журналистики стали экспериментировать с этими аспектами и прежде всего с цветом, который призван выполнять две функции: во-первых, сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты, призванных продать номер, а, во-вторых, визуально выделять саму газету среди себе подобных. Это очень важный момент, поскольку «желтые» издания распространяются главным образом через сеть розничной торговли. Кроме стандартных черных и белых (на выворотке) заголовков в основном встречаются желтые, оранжевые, красные и голубые. Среди цветов окраски полос – оранжевые, желтые и голубые подложки. Эта цветовая гамма характерна практически для всех рассмотренных нами изданий. Использование именно этих красок не случайно, поскольку, как считают психологи, данные тона являются наиболее привлекательными из всего цветового спектра.

Что касается иллюстраций, то в «желтых» изданиях они занимают главенствующее положение, поскольку без них также невозможно выполнение основной задачи – привлечение внимания аудитории. Нередко иллюстрации в изучаемых газетах занимают объем до половины полосы и более. Эта особенность демонстрирует воплощение важнейших психологических эффектов любой массовой коммуникации – эмоционального и эстетического. Но особенность «желтой» прессы заключается в том, что эмоциональная составляющая выходит на первый план, нередко в ущерб эстетической. То есть эксклюзивные или сенсационные снимки занимают значительные площади даже при условии низкого качества.

Во главу угла массовой прессы поставлена «пресс-фотография», иными словами репортажная иллюстрация, тесно связанная с конкретным фактом, не превышающая уровня частного события, а потому исключающая вариативное истолкование.

«Желтая» фотография имеет прикладное значение, так же как и вторая по популярности визуальная составляющая – информационная графика. Основная причина активного использования диаграмм, таблиц, карт кроется в стремлении «желтой» прессы к максимальному упрощению материала. «Желтые» газеты стараются заменить текст информационной графикой, чтобы сделать газету максимально простой и комфортной для потребления. И здесь массовая пресса эволюционирует в сторону идеально простого и наглядного газетного материала – комикса.

Именно «желтая» пресса сделала заголовочные комплексы еще в конце XIX века особым оформительским элементом. Также она первой обратилась к эксплуатации такой особенности заголовочных комплексов, как функция сигнала значимости материала. Информативные заголовки с одинаковым успехом используются и в «желтой», и в качественной прессе. Однако в связи со спецификой массовых газет их информативные заголовки имеют определенные отличия. Самое заметное – оформительское. В «желтой» прессе заголовки уже давно используются как полноценная разновидность иллюстраций. Заголовки «желтой» прессы постоянно балансируют на грани правды и лжи. Стремление к привлекательности для читателя достигается за счет игнорирования адекватности заголовка текстовой составляющей.

В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:

а) Внетекстуальные заголовки . Они связаны не с конкретным текстом материала, а скорее с внетекстовой ситуацией, которая является более интересной, по сравнению с содержанием текста.

б) Заголовки, представляющие собой один из тезисов публикации . В отличие от содержательных заголовков качественной прессы, бульварные заголовки стараются не выдавать всю суть истории, а лишь привлекают внимание какой-нибудь деталью.

в) Заголовок, представляющий собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов .

Вся история XIX века неразрывно связана с развитием капиталистических (рыночных) отношений. На определенном этапе эти отношения проникли в сферу СМИ. В «желтом» тексте все ярче видны черты товара. В «желтой» прессе проявляется тенденция составлять тексты, ориентированные на удовлетворение непритязательных запросов как можно более обширной аудитории, а, как известно, производитель всегда ориентирует товар на массовый сбыт для получения максимальной прибыли. Следствием этого становится стремление продать текст (или газету как совокупность текстов) за максимальную цену, вне зависимости от реальной ценности. Качество содержания текста отходит на второй план. На первый выходит «упаковка» товара – его визуальное оформление, привлекающее читательское внимание. «Желтые» газеты первыми начинают использовать цвет, иллюстрационное сопровождение, крупные заголовочные комплексы.

Одной из причин появления «желтой» прессы можно назвать дальнейшее расширение функций журналистики. Наравне с гносеологической функцией все большую роль начинают играть аксиологическая, творческо-созидательная, эстетическая, рекреативная и гедонистическая функции. С появлением последних двух в значительной мере связано начало функционирования «желтой» печати. Рекреативная функция реализуется через предоставление аудитории развлекательных и банализированных материалов, позволяющих читателю расслабиться, отвлечься от личных проблем и работы. Гедонистическая функция реализуется путем выполнения «заказа» читателя, осознания индивидуумом включенности в коммуникационный процесс. Эти функции выполняет любой вид прессы, однако в сфере «желтой» журналистики удовлетворение рекреативных и гедонистических запросов является конституирующей приметой данного типа. Таким образом, третья – основная – причина появления «желтой» прессы объясняется особенностями эволюции массового сознания в индустриальном и постиндустриальном обществе.

В зависимости от наличия типоформирующих признаков и черт, обуславливающих структуру издания, в массиве «желтой» прессы можно выделить определенные разновидности изданий по мере убывания качества анализа действительности .

1. «Промежуточные» издания, которые тяготеют к качественным газетам, но имеют в наличии некоторые основные черты «желтых».

2. Бульварные издания, которые содержат в основном все черты «желтых» изданий. Они более банальны по содержанию, если сравнивать их с качественными, и более «меркантильны», чем «промежуточные».

3. Собственно «желтые». Газеты, которые имеют в наличии все основные типоформирующие особенности, отмеченные выше. Отличаются ярко выраженным пафосом сенсационности и откровенной вульгарности.

4. Полупорнографические и порнографические издания (для них характерно сохранение всех наличествующих черт предыдущих модификаций, но с уклоном в сторону освещения девиантных половых отношений).

Таким образом, становление и развитие «желтой» прессы на Западе и в России свидетельствует о глубоких социокультурных переменах, о смене парадигмы массового общества в ХХ веке.

1.3 «Качественная» и «желтая» пресса. Некоторые характеристики и особенности

На сегодняшний день проблема качественной и желтой прессы очень актуальна. Постоянно «идет борьба» между этими двумя разновидностями прессы. Качественные издания имеют четкое представление о собственной аудитории, а желтая пресса стремится стать прессой для всех. Именно поэтому популярность желтой прессы растет с каждым днем.

Желтая пресса «всеядна», и, прежде всего, потому что она опирается на особенности читателя, не связанные с его специфическими (профессиональными, политическими и др.) характеристиками. Качественная пресса выступает не просто продавцом информации, но и инструментом влияния. Она стремится формировать информационное поле, оказывая воздействие на структуры, принимающие решения в самых разных общественно-политических сферах. В то время как желтая пресса делает бизнес на прямой продаже информации.

В связи с этим разнятся и подходы к медиа-бизнесу. Для увеличения числа продаж необходима соответствующая «упаковка» - отсюда обостренное внимание к криминальной теме, происшествиям и массовой культуре, отсюда и соответствующий дизайн газет и журналов, в том числе, иллюстративный ряд (избыток фото и карикатур) (Папушин 9). Отсюда и самые популярные рубрики: «ляпы» звезд (огромное количество фотографий звезд без текста), самые популярные женщины/мужчины ХХ века, самые громкие скандалы/свадьбы/вечеринки месяца/года/недели и т.д. Суть этих рубрик – огромный разворот с фотографиями и подписями к ним без текста, т.к. в желтой прессе есть стремление обратить внимание на фотоизображение, а не на сам текст. Подписи к фотографиям становятся искусством в данном случае, и в прессе работают люди, которые именно этим и занимаются, т.е. составляют подписи к фотоизображениям. Мало просто прокомментировать фотографию, надо сделать это интересно, вызвать у человека какие-то эмоции. Часто используются каламбуры, игра слов, вымышленные цитаты

Характер работы с читательской аудиторией является существенным признаком для подразделения прессы на качественную и т.н. желтую. Так, если качественные издания, как правило, имеют четкое представление о собственной аудитории, то желтые стремятся стать прессой «для всех». Желтые «всеядны» и, прежде всего, потому, что эксплуатируют особенности читателя, не связанные с его специфическими (профессиональными, политическими и иными) характеристиками. Акцентируется заземленный «общечеловеческий» интерес, а также массовые инстинкты, – что позволяет подобным изданиям безболезненно расширять аудиторию. (http://www.school-izvestia.ru/press-mk.php?id=2&redir_url=press-mk1.htm Принципиальные основы системы средств массовой информации Папушин. Лекция 1)

Самым ярким примером желтой российской газеты является «Московский комсомолец». Показательно, что журналисты, с именами которых ассоциируется нынешний «МК», – это прежде всего криминальные репортеры и авторы скандальных журналистских расследований. Любопытно и то, что тираж «МК» составляет сегодня свыше 1 млн. экз.; и высокие тиражи – общая черта всей желтой прессы, которая в этом смысле дает фору качественным изданиям.

Качественная пресса берет свое, выступая не просто продавцом информации, но инструментом влияния. Она стремится формировать информационное поле как таковое, оказывая воздействие на структуры, принимающие решения в самых разных общественно-политических сферах.

«Качественными из качественных» на рынке сегодняшних российских газет можно считать «Известия», «КоммерсантЪ», «Ведомости», еженедельник «Московские новости». Причем, особого внимания в этом ряду заслуживают «Известия». – Если «КоммерсантЪ» и «Ведомости» имеют выраженный деловой уклон, изначально ориентируясь на круг подготовленных читателей, то «Известия» декларируются как «общенациональная газета». Другими словами, как газета «для всех», и при этом – качественная.

Обратим внимание, что понятия качественности или желтизны не являются оценочными, т.е., например, в последнем названии нет оттенка пренебрежения или намека на второсортность. Ясно, что можно качественно делать и желтую газету, – все зависит от того, какая цель стоит перед редакцией и журналистами. Оттенки же и намеки начинаются тогда, когда мы говорим о газетах «бульварных». В общем следует понять: многообразие общества требует многообразия прессы, и эта ситуация – нормальна. Однако не следует забывать и о том, что пресса – будь она качественной или желтой – в любом случае влияет на формирование общественного сознания. То есть выполняет воспитательную функцию.

«Желтые» издания– те, которые в большей степени апеллируют к эмоциям читателя, к его душе, а «белые» – к разуму. Хотя в настоящий момент многие «белые» издания, – это просто плохие газеты, которые пыжатся, надувают щеки, только делают вид, что они качественные. Существуют и такие псевдокачественные газеты, которые будто задержались в советских временах: убогие заголовки, убогий язык, протухшие новости. Там нет ничего качественного. Многие «желтые» издания дадут сто очков вперед таким «белым».

Хорошие «желтые» газеты, в принципе, делать сложнее, потому что, помимо обязательной постоянной заточенности на поиск сенсаций, эксклюзива, неожиданных поворотов в раскрытии тем, в их текстах должны быть драматургия, стиль, необходимость даже самые сложные вещи объяснять читателю максимально популярно, на пальцах. Журналисты «белых» газет могут позволить себе этого и не делать. Там достаточно выложить фактуру и более или менее связно ее изложить.

А отсутствие стиля, некоторую сухость изложения можно как раз выдать за качественность.(http://www.commcenter.ru/analitics/articles/2009_05_08.html. )

1.4 Желтая пресса и Рунет

Рунет не читает желтой прессы. Так думают около 1000 пользователей Рунета прошедшие интерактивный опрос. Причем их друзья и родственники желтую прессу читают.

Каковы предпочтения аудитории Рунета относительно печатных средств массовой информации? Какое место занимает в структуре ее интереса так называемая "желтая пресса"? Выяснить это нам помогли почти 1000 участников опроса, посвященного изучению читательской аудитории. (Опрос VirtualExS (http://www.virtualexs.ru).

В числе газет и журналов, которые пользователи Рунета читают более или менее регулярно, были названы те, которые удовлетворяют практически всем информационным запросам той или иной части аудитории Рунета. Прежде всего, это издания рассчитанные на массового читателя ("Комсомольская правда", "Аргументы и Факты", "Московский комсомолец", "Спид-Инфо", "Телесемь", "7 дней", "Антенна", "Из рук в руки") и общественно-политические издания ("Российская газета", "Известия", "Ведомости"). Сегмент деловой прессы представлен в первую очередь такими изданиями как "Коммерсантъ", "Эксперт", "Экономика и жизнь". В группе изданий, фокусированных на определенный интерес, выделяются "Лиза", "Вокруг света", "Караван историй", "Космополитен", "Русский репортер", "Спорт-Экспресс", "За Рулем", "Мой Ребенок", "Игромания", "Популярная механика", "Наука и жизнь", "Химия и жизнь", "Компьютерра".

Большинство пользователей Рунета ориентированы на чтение "качественной", по их собственным представлениям, прессы. Во всяком случае, на вопрос: "Читаете ли Вы издания жёлтой прессы?" - утвердительно ответил лишь каждый пятый (20 из числа опрошенных). При том, что около 40% приписывают чтение "желтой" прессы своим близким друзьям, родственникам, знакомым, приятелям, коллегам по работе. В то же время, примерно каждый второй респондент (52 из числа не читающих "желтую" пресу, признался, что читал ее ранее).

Основными мотивами тех, кто отказался от чтения "желтой" прессы или никогда ранее ее не читал, выступают отсутствие/пропажа интереса и времени, отсутствие полезной информации и откровенное вранье в такого рода изданиях.

При чтении печатных изданий, включая "желтые", 31% пользователей уделяет первоочередное внимание тексту, 25% - изображениям, а 44% - и тексту, и графике в равной мере.

Из основных тем, которые поднимаются в "желтой" прессе, наибольший интерес вызывают такие рубрики как жизнь звезд и знаменитостей, анекдоты и юмор, скандалы и криминальные новости, сплетни и кроссворды. Эти же рубрики вызывают, в конечном счете, неприятие, если имеет место "чернушная" подача материала, копание в "грязном белье", чрезмерная эксплуатация эротических мотивов, уход в астрологию и экстрасенсорику.

Стремление дистанцироваться от чтения "желтой" прессы у пользователей Рунета развивается по мере углубления противоречия между тем, о чем и как обычно пишет "желтая" пресса, и тем, что более всего интересует пользователя Рунета как читателя печатных изданий.

В частности, каждый второй респондент отметил, что его интересуют в большей степени интервью с известными деятелями политики, крупного бизнеса, культуры, шоу-бизнеса, а не отдельные нашумевшие события, скандалы, интимные подробности из их жизни. Аналогичный интерес вызовут рекомендательные сообщения (отзывы) о путешествиях и сообщения, репортажи о спортивных событиях.

Востребованными окажутся сообщения о способах поддержания здоровья и кулинарные рецепты, сообщения информационно-рекомендательного характера о косметической продукции, одежды, обуви.

Почти каждый третий респондент не против того, чтобы почерпнуть из "желтой" прессы сведения о криминальном мире, если это будет полезно для его личной безопасности. Аналогичный интерес вызовут сообщения о прошедших и предстоящих светских мероприятиях и о событиях мира моды.

Что касается аналитических материалов, комментариев в области политики и экономики, информации о новинках аудио- и видеопродукции, востребованных абсолютным большинством (70-80%) пользователей Рунета, то здесь наши респонденты не питают никаких иллюзий в отношении "желтой" прессы.

( http://subscribe.ru/blog/media.vox/post/20090128192236

проект «Глас Рунета»)

2. Рейтинги СМИ - Прессa

Представленные таблицы содержат данные по объемам аудитории изданий. Информация получена по результатам исследования "National Readership Survey"

Регион – Россия –Москва – Санкт- Петербург

Период – март –Июль 2009-10-29

Группа изданий:

· Ежемесячные и выходящие раз в два месяца журналы (Рис.2.4 Рейтинг ежемесячных журналов). Более детальное рассмотрение представлено в Приложении 4;

· Аудитории изданий в группе 12-19 лет в Москве (Таб.2.1)

Average Issue Readership (AIR) - усредненное количество читателей одного номера издания.

Все таблицы, в случаях если не указаны другие возрастные границы, содержат сведения о городском населении в возрасте 16 лет и старше.

Для тех изданий, по которым приведена информация по России, следует помнить, что данные по России включают данные по Москве и Санкт-Петербургу.

Рис.2.1. Рейтинг ежедневных газет

*При рассмотрении результатов по объемам аудитории газеты "The Moscow Times" следует помнить, что в опросах TNS Gallup Media принимает участие только русскоязычное население, вследствие чего часть аудитории данного издания не попадает в измерение и не учитывается в данных по полугодовой аудитории и по AIR.

Рис. 2.2 Еженедельные газеты



Рис.2.3 Еженедельные журналы



Рис.2.4 Ежемесячные и выходящие раз в два месяца журналы

Аудитории изданий в группе 12-19 лет в Москве

Таб.2.1

Группа изданий Издание AIR, тыс. чел. AIR, %
Еженедельные издания
7 Дней 161.0 21.4
Bravo 33.4 4.4
Upgrade 17.3 2.3
Автомир 47.5 6.3
Антенна 112.3 15.0
Ваш досуг 15.2 2.0
Компьютерра 12.2 1.6
Лиза 44.2 5.9
МК-Бульвар 28.0 3.7
Отдохни! 34.6 4.6
Разгадай! 24.4 3.3
ТВ-Парк 71.5 9.5
Выходят 1 раз в 2 недели
Афиша 65.3 8.7
Страна игр 65.7 8.8
Ежемесячные издания
Cosmopolitan 156.4 20.8
Elle Girl 82.4 11.0
Geo 38.6 5.1
I love you 21.2 2.8
Oops! 82.7 11.0
PC игры 54.4 7.2
Rolling Stone 28.1 3.7
Yes! 91.7 12.2
Yes! - Звезды 50.3 6.7
Вокруг света 123.9 16.5
Дом-2 28.3 3.8
Игромания 138.3 18.4
Караван историй 76.0 10.1
Лиза.Girl 47.7 6.3
Мир фантастики 24.6 3.3
Ридерз Дайджест 13.9 1.8
Хакер 30.8 4.1
Хулиган 15.9 2.1

Компания «Медиалогия» составила рейтинги цитируемости российских федеральных СМИ за август 2009 года (http://www.advertology.ru/article73547.htm )

Основой для построения рейтинга самых цитируемых российских СМИ стал Индекс Цитируемости (ИЦ) «Медиалогии».* Рейтинг построен на основе базы СМИ системы «Медиалогия», которая включает на данный момент 3 903 наиболее влиятельных источников РФ: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ и блоги. В данный рейтинг вошли российские СМИ федерального уровня, специализированные СМИ при подсчете не учитывались.

Таблица 2.2



Таблица 2.3



· Наиболее востребованными являются издания развлекательного характера;

· Данные издания имеют свою собственную аудиторию;

· По востребованности тех или иных изданий можно определить потребности рынка в тематике необходимой информации.

Заключение

Мнение журналистов, аналитиков, издателей по отношению к развитию рынка желтой прессы расходится.

Рыночный сегмент в России - это глянцевые журналы и вообще журнальная продукция. В газетах рыночный сегмент - это таблоиды и нишевые газеты. В таблоидах можно делать серьезный бизнес. Сегмент же "качественных" газет общего интереса в краткосрочной перспективе не имеет шансов превратиться в реальный бизнес.

· На медиарынке произошло оздоровление рынка журнальной продукции, "поджались" дорогие глянцевые журналы, закрылся ряд изданий, не пользующихся спросом, стало меньше "издательского мусора", одновременно наметилась тенденция слияния и укрупнения активов. (Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции. Конференции ОН-Лайн)

· Резко сократились затраты на продвижение. Резко. Сложно вспомнить за год какие-то массированные рекламные кампании СМИ. Из ожиданий - думаю, в сегменте радио следует ожидать все-таки смены владельцев ряда игроков рынка. (Олег Медведев, генеральный директор, главный редактор "Финам FM" Конференции он-лайн)

· Растет, растет интерес к деловым изданиям. Другой вопрос - в каких пределах. Каков потолок этого интереса, а именно, какова глубина прослойки той аудитории, которая способна читать-слушать-смотреть деловые издания, а не только картинки в "желтой" прессе рассматривать... (Олег Медведев, генеральный директор, главный редактор "Финам FM" .Конференции он-лайн)

Исходя из приведенных высказываний, напрашивается вывод о спаде в развитии рынка «желтой» прессы. Но это не совсем так. Существует такая ниша, как интернет. И в настоящий момент он содержит достаточное количество «желтой» информации.

Переход в эту нишу может быть обусловлен несколькими причинами:

· Снижение издержек, связанных с издательством;

· Снижение расходов, связанных с реализацией продукции (персонал, торговые точки и т.д.);

· Увеличение рынка потребителей (как фактических, так и потенциальных читателей);

· Возможность изучения спроса на информацию определенного характера (интернет-опросы);

· Востребованность информации (так как читатель не расходует значительных средств).

Рынок печатных СМИ, в частности «желтой» прессы, имеет свою целевую аудиторию, а значит, обречен на существование. Есть еще положительный момент – данный рынок составляет здоровую конкуренцию другим СМИ, что способствует их развитию и повышению качества предоставляемой информации, качества печатной продукции.


Список литературы

1. Папушин А. Пресса и общество: «Скованные одной цепью»//Принципиальные основы системы средств массовой информации. – 2001

2. Эксперт, 25.04.2005 Привет от желтой прессы

3. Научно-культурологический журнал №7 23.05.2005 Евгений СазоновФеномен «желтой прессы»

4. http://subscribe.ru/blog/media.vox/post/20090128192236 «проект Глас Рунета»

5. Опрос VirtualExS (http://www.virtualexs.ru).

6. http://www.advertology.ru/article73416.htm - О положении на рынке распространения прессы (данные за июль-август 2009г.)

7. http://www.commcenter.ru/analitics/articles/2009_05_08.html. Интервью В.Чертинов Многие журналисты работают из-под палки

8. http://www.tns-global.ru/rus/data/ratings/press/index.wbp

9. http://www.advertology.ru/article73547.htm

10. http://www.school-izvestia.ru/press-mk.php?id=2&redir_url=press-mk1.htm Папушин А. Принципиальные основы системы средств массовой информации. Лекция 1

11. Коммерсантъ-Деньги. Максим Черниговский. Под прессом желтой прессы. Насколько серьезен вред, причиняемый желтой прессой?

На сегодняшний день проблема качественной и желтой прессы очень актуальна. Постоянно «идет борьба» между этими двумя разновидностями прессы. Качественные издания имеют четкое представление о собственной аудитории, а желтая пресса стремится стать прессой для всех. Именно поэтому популярность желтой прессы растет с каждым днем.

Желтая пресса «всеядна», и, прежде всего, потому что она опирается на особенности читателя, не связанные с его специфическими (профессиональными, политическими и др.) характеристиками. Качественная пресса выступает не просто продавцом информации, но и инструментом влияния. Она стремится формировать информационное поле, оказывая воздействие на структуры, принимающие решения в самых разных общественно-политических сферах. В то время как желтая пресса делает бизнес на прямой продаже информации.

В связи с этим разнятся и подходы к медиа-бизнесу. Для увеличения числа продаж необходима соответствующая «упаковка» - отсюда обостренное внимание к криминальной теме, происшествиям и массовой культуре, отсюда и соответствующий дизайн газет и журналов, в том числе, иллюстративный ряд (избыток фото и карикатур) (Папушин 9). Отсюда и самые популярные рубрики: «ляпы» звезд (огромное количество фотографий звезд без текста), самые популярные женщины/мужчины ХХ века, самые громкие скандалы/свадьбы/вечеринки месяца/года/недели и т.д. Суть этих рубрик - огромный разворот с фотографиями и подписями к ним без текста, т.к. в желтой прессе есть стремление обратить внимание на фотоизображение, а не на сам текст. Подписи к фотографиям становятся искусством в данном случае, и в прессе работают люди, которые именно этим и занимаются, т.е. составляют подписи к фотоизображениям. Мало просто прокомментировать фотографию, надо сделать это интересно, вызвать у человека какие-то эмоции. Часто используются каламбуры, игра слов, вымышленные цитаты

Характер работы с читательской аудиторией является существенным признаком для подразделения прессы на качественную и т.н. желтую. Так, если качественные издания, как правило, имеют четкое представление о собственной аудитории, то желтые стремятся стать прессой «для всех». Желтые «всеядны» и, прежде всего, потому, что эксплуатируют особенности читателя, не связанные с его специфическими (профессиональными, политическими и иными) характеристиками. Акцентируется заземленный «общечеловеческий» интерес, а также массовые инстинкты, - что позволяет подобным изданиям безболезненно расширять аудиторию. (http://www.school-izvestia.ru/press-mk.php?id=2&redir_url=press-mk1.htm Принципиальные основы системы средств массовой информации Папушин. Лекция 1)

Самым ярким примером желтой российской газеты является «Московский комсомолец». Показательно, что журналисты, с именами которых ассоциируется нынешний «МК», - это прежде всего криминальные репортеры и авторы скандальных журналистских расследований. Любопытно и то, что тираж «МК» составляет сегодня свыше 1 млн. экз.; и высокие тиражи - общая черта всей желтой прессы, которая в этом смысле дает фору качественным изданиям.

Качественная пресса берет свое, выступая не просто продавцом информации, но инструментом влияния. Она стремится формировать информационное поле как таковое, оказывая воздействие на структуры, принимающие решения в самых разных общественно-политических сферах.

«Качественными из качественных» на рынке сегодняшних российских газет можно считать «Известия», «КоммерсантЪ», «Ведомости», еженедельник «Московские новости». Причем, особого внимания в этом ряду заслуживают «Известия». - Если «КоммерсантЪ» и «Ведомости» имеют выраженный деловой уклон, изначально ориентируясь на круг подготовленных читателей, то «Известия» декларируются как «общенациональная газета». Другими словами, как газета «для всех», и при этом - качественная.

Обратим внимание, что понятия качественности или желтизны не являются оценочными, т.е., например, в последнем названии нет оттенка пренебрежения или намека на второсортность. Ясно, что можно качественно делать и желтую газету, - все зависит от того, какая цель стоит перед редакцией и журналистами. Оттенки же и намеки начинаются тогда, когда мы говорим о газетах «бульварных». В общем следует понять: многообразие общества требует многообразия прессы, и эта ситуация - нормальна. Однако не следует забывать и о том, что пресса - будь она качественной или желтой - в любом случае влияет на формирование общественного сознания. То есть выполняет воспитательную функцию.

«Желтые» издания- те, которые в большей степени апеллируют к эмоциям читателя, к его душе, а «белые» - к разуму. Хотя в настоящий момент многие «белые» издания, - это просто плохие газеты, которые пыжатся, надувают щеки, только делают вид, что они качественные. Существуют и такие псевдокачественные газеты, которые будто задержались в советских временах: убогие заголовки, убогий язык, протухшие новости. Там нет ничего качественного. Многие «желтые» издания дадут сто очков вперед таким «белым».

Хорошие «желтые» газеты, в принципе, делать сложнее, потому что, помимо обязательной постоянной заточенности на поиск сенсаций, эксклюзива, неожиданных поворотов в раскрытии тем, в их текстах должны быть драматургия, стиль, необходимость даже самые сложные вещи объяснять читателю максимально популярно, на пальцах. Журналисты «белых» газет могут позволить себе этого и не делать. Там достаточно выложить фактуру и более или менее связно ее изложить.

А отсутствие стиля, некоторую сухость изложения можно как раз выдать за качественность.(http://www.commcenter.ru/analitics/articles/2009_05_08.html. Интервью В.Чертинов Многие журналисты работают из-под палки)

Самая простая и неинтересная версия происхождения «желтой прессы» выводит историю последней от цвета дешевой бумаги, на которой печатались газеты на рубеже XIX – ХХ вв. Но ведь далеко не все «желтобумажные» газеты были «желтыми» в современном понимании, скорее наоборот – тогда большинство газет имело четкую политическую направленность, публиковали серьезные статьи. Поэтому история «желтой прессы» куда занимательнее. В конце 1890-х гг. в Нью-Йорке конкурировали между собой две газеты - «New York World», владельцем которой был Джозеф Пулитцер, и «New York Journal American», принадлежавшая Уильяму Рэндольфу Херсту. Оба медиамагната, как сказали бы теперь, достойны хотя бы краткого рассказа.

В 1898 году Ричарда Аутколта большей зарплатой переманил другой издатель – владелец «New York Journal American» Уильям Рэндольф Херст (1863-1951). В отличие от Пулитцера, который «сделал себя сам», прибыв в США нищим иммигрантом – рекрутом американской армии, Херст родился в семье миллионера и окончил Гарвардский университет. Правда, между поступлением и окончанием был еще период, когда Херст в университете не учился. После отчисления он устроился корреспондентом и некоторое время проработал у того самого Пулитцера, освоив азы ремесла газетчика и быстро осознав, что именно такая работа и есть его настоящее призвание. Затем, в 1895 году Херст с помощью средств своих родителей купил газету «New York Morning Journal». На тот период эта газета издавалась маленьким тиражом и не имела особой популярности. Ее даже называли «газетой для горничных», подчеркивая низкий статус издания. Но Херсту удалось довольно быстро раскрутить газету, выведя ее число лидеров нью-йоркской прессы.

В раскрутке газеты Херст использовал опыт своего старшего коллеги и конкурента Пулитцера. Он взял курс на политику максимальной доступности издания, снизил цену за экземпляр газеты до одного цента, а также наполнил газету материалами, интересными и понятными для подростков и жителей трущоб, плохо владевших английским языком иммигрантов и рабочих. Газета, благодаря дешевой цене и захватывающим материалам, быстро превратилась в одного из лидеров нью-йоркского медиарынка. Светские сплетни, «подглядывание» за знаменитыми людьми, катастрофы, убийства, изнасилования – газета писала обо всем. Затем Херст перекупил всех корреспондентов Пулитцера, а после того, как последний попытался вернуть их, предложив им двойное увеличение заработной платы, вновь перекупил их – еще за более высокие зарплаты. Среди «перекупленных» оказался и автор комиксов Аутколт. С 1898 года «Желтый малыш» начал печататься в «New York Morning Journal». Провозгласив главной целью газеты максимальный размер тиража, Херст быстро обогнал Пулитцера. Последнему все же не удалось отказаться от стремления сохранять статус своей газеты как газеты для среднестатистических граждан, тогда как Херст шел напористо и стремился завоевать симпатии всех, вплоть до представителей «социального дна».

Кстати, Пулитцер от «Желтого малыша» не отказался и комикс продолжали печатать оба издания, что не раз становилось предметом острых разбирательств между владельцами двух самых популярных нью-йоркских газет. Таким образом, происхождение термина «желтая пресса» связывают с комиксом «Желтый малыш» и появившимся на страницах нью-йоркских газет желтым цветом. Затем, учитывая стиль подачи информации и саму направленность материалов, термин «желтая пресса» стали применять ко всем изданиям, которые специализировались на слухах, сплетнях, сенсациях, ужасах и катастрофах, преступлениях и примитивном юморе. Опыт Херста постепенно перенимали другие издания – как в Соединенных Штатах Америки, так и в других странах мира.

В капиталистическом обществе массовая пресса не может не быть «желтой», поскольку большинство изданий ставят своей целью максимизацию прибыли и, соответственно, привлечение как можно большего количества читателей. Чем ниже интеллектуальный уровень публики, на которую рассчитаны данные издания, тем ниже уровень публикуемых материалов, тем они проще. Добиться внимания наибольшего числа читателей можно с помощью эксплуатации «вечных тем», волнующих человечество – это секс и насилие. К ним можно прибавить еще чудеса и деньги.

В советское время о «желтой прессе» говорили исключительно в отношении капиталистических стран или дореволюционной России (в которой существовала дешевая газета «Копейка», которая также была рассчитана на низшие слои населения). «Желтая пресса», вездесущие нью-йоркские репортеры и жадные дельцы – «газетчики» высмеивались в советских юмористических изданиях.

Более серьезные публикации рассматривали «желтую прессу» как инструмент извлечения прибыли для ее владельцев – капиталистов. Практически весь ХХ век отечественная журналистика обходилась без «желтой прессы», что было связано с идеологическими ограничениями, существовавшими в Советском Союзе. Эти ограничения становились прямым препятствием для существования подобных газет и даже для самой публикации подобных материалов в более солидных изданиях. Все средства массовой информации цензурировались, все финансировались партией, государством или какими-либо ведомствами и организациями, поэтому нужды в привлечении читательского внимания с целью извлечения прибыли в советский период отечественной истории практически не было.

В то же время, в западном обществе в течение ХХ века «желтая пресса» превратилась в один из ведущих инструментов манипуляции общественным сознанием. Со временем именно такой вид прессы стал определять сознание, мировоззрение и поведение людей гораздо больше, чем «серьезные» газеты, выверенные в рамках какой-либо политической или социальной идеологии. «Желтая пресса» формировала общественный запрос на «идеологию без идеологии» и утверждала ценности материального благополучия, насилия, секса, «подсматривания в замочную скважину», способствуя дальнейшему развитию потребительского общества и распространению потребительского отношения к жизни. Для массового потребителя голая фотография кинозвезды оказывается более желанным продуктом, чем дельная статья о важных социальных или экономических реформах. Такие установки были сформированы искусственно, с помощью манипуляционных практик, обращенных к самым естественным и в то же время примитивным человеческим потребностям.

Массовому читателю и сейчас интересны все те же «вечные темы» - секс, «страшилки», светские сплетни. Более того, вкусы читателя становятся все более изощренными, запросы тоже и журналисты вместе с редакторами изданий вынуждены подстраиваться под них, чтобы не утратить интереса со стороны читательской аудитории.

Тем не менее, в современной прессе (и интернет-ресурсы – не исключение) сформировалась четкая тенденция на разделение нескольких видов изданий. Первую группу составляют новостные, тематические, публицистические издания с очень маленьким компонентом «желтого». Большинство материалов в них носит серьезный характер, но «желтизна» иногда используется для придания остроты заголовкам, для привлечения внимания к некоторым публикациям и т.д. «Желтеть» дальше такие издания не хотят, поскольку бояться потерять свое уникальное лицо и лишиться части аудитории, прохладно относящейся к «желтой прессе».

Вторая группа – это «желтеющие» издания, которые уже отчетливо специализируются на «желтых» темах вроде секса, светских сплетен и страшилок, но все же не до конца превращаются в «желтую прессу», так как сохраняют некий налет серьезности. В них иногда можно встретить дельную публикацию, какие-то практические советы.

Наконец, собственно «желтая пресса» - издания, которые имеют открытую направленность на публикацию только материалов о сексе, скандалах, страшных событиях. При этом визуальная составляющая в таких изданиях начинает преобладать над текстовой. Фотография полуобнаженной или обнаженной «звезды эстрады» может занимать большую часть страницы, а текст – меньшую часть. Некоторые исследователи относят к «желтым» еще и порнографические издания, выделяя их в отдельную группу. Однако здесь уже стоит отметить, что скорее тематическая пресса, поскольку ориентирована она, несмотря на направленность материалов, уже не на массового читателя, а на определенную категорию потребителей.

Погоня за количеством просмотров вынуждает и многие серьезные ресурсы перенимать стиль работы «желтой прессы», по крайней мере – в создании заголовков. Для интернет-ресурсов заголовки играют очень большую роль, поэтому даже уважаемые новостные ресурсы все чаще публикуют заметки в стиле «Путина оштрафовали за быструю езду», где лишь по прочтении становится ясно, что речь идет о тезке главы государства из далекого провинциального городка. Как бы не критиковали некоторые читатели такой стиль подачи информации, но в современном обществе от него никуда не денешься. Экономика диктует свои условия и редакторы, публицисты и корреспонденты вынуждены с ней считаться, поскольку от количества привлеченных читателей, от просмотренных материалов в большинстве изданий зависят их собственные гонорары.