Томмазо кампанелла краткая биография. Томмазо кампанелла - философия, цитаты

27.08.2019 Документы

(1568-1639) - мыслитель, поэт, публицист; по состоянию души - человек Ренессанса, которую отличают не только разносторонняя одаренность и високоосвиченисть, но и страстное стремление к воплощению своих научных, политических и нравственных идеалов в жизни

Джованни Доменико (К.) происходит из крестьянской семьи, которая жила в пивденноиталийский области Калабрия, которая в то время находилась под гнетом исп. оккупантов. Начальное образование получил в монаха доминиканца, но большую тягу к знаниям приводит юношу в монастырь ордена доминиканцев, где он получает имя Томмазо в честь Фомы Аквинского. Здесь он углубляет образование, изучая произведения античных философов и мыслителей схоластики. Под влиянием своего предшественника - натурфилософа эпохи Возрождения Телезио, что выступал против абстрактных схем по настойчивое изучение природы как источника научных знаний, - пишет свое первое произведение "Философия, обоснованная чутьем" (1591), после публикации которого К. обвинили в ереси и бросили в тюрьмы. После освобождения (1592) он не возвращается в монастырь, а путешествует по Италии. Новые обвинения и аресты. В 1598 возвращается к Калабрии, где вместе с единомышленниками участвует в подготовке восстания против ига исп. Габсбургов с целью установления республики. Вследствие измены был арестован, обвинен в антигосударственной деятельности и ереси, выданный исп. инквизиции, в тюрьме которой, испытывая пыток провел ок. ЗО лет. После освобождения в 1626 его еще несколько раз арестовывали. Поводом для этого были смелое выступление К. в 1632 на судебном процессе в защиту Галилея, а также обвинения со стороны вице-короля Неаполя в новой заговоре против исп. власти. В 1634, спасаясь от преследований, покинул Италию и поселился в Париже, где продолжал свою теоретическую и общественную деятельность.

К. принадлежат сочинения по философии, теологии, астрономии, астрологии, физики, математики, медицины, истории, поэтики, логики, политики, поэзии, а также трагедия о Марии Стюарт. В области философии вия выступает против любого слепого поклонения авторитетам Схоластики и Античности, настаивая, что новая рационалистическая философия должна исходить из достижений эпохи великих открытий. Среди наиболее известных работ: "Защита Галилея", "О ощущение вещей и магии", "Побежденный атеизм", "Три части универсальной философии, или учение о метафизические вещи", "Теология", "Город Солнца", значительная часть из которых была написана в тюрьме.

Основные философские положения К. можно свести к метафизическим идей и социально-политических убеждений. Философ утверждает, что каждая вещь, создаваясь, принадлежит одновременно к бытия и небытия. Она состоит "из потенции бытия, из знания бытия, из любви к бытию". Это первоосновы бытия. Так "первоосновы" взаимосвязаны между собой и равны по достоинству, рангом и происхождению. Существуют противоположные "основы небытие": "бессилие", "незнание", "ненависть". Бог - это высшая Сила, самая высокая мудрость, самая высокая Любовь. К. подчеркивает реальность существования материи, считая его телесной, но пассивной. "Мы признаем всеобщую материю, - являющуюся местом всех форм, подобно тому, как пространство является местом, в котором находятся все материи - телесной массой" (Антология мировой философии. В 4-х т. - Т. 2.- М., 1970 . - С. 189). "Тепло" и "холод" - активные и нематериальные силы, движущие ее. В вопросах познания выступает как последовательный сенсуалист, что признает независимость объектов ощущение от субъекта, их узнает.

"Город Солнца" - социально-политическая утопия, что является моделью общества, построенного на научных принципах. Автор получил идейного влияния "Государства" Платона. В произведении рассказывается о том, как выходцы из Индии, оставив родину, поселились на острове Тапробаном и основали там город-государство, где решили "вести философский образ жизни общиной". Солярии (жители "Города Солнца") ведут трудовой образ жизни, не зная социального неравенства и частной собственности, порождает имущественное неравенство и социальную неравноправие. Возглавляет государство главный правитель (Тог), избираемый на всю жизнь. Различными отраслями общественного лаптя руководят его помощники: Мощь (занимается проблемами войны и мира), Мудрость (управляет искусствами, ремеслами и наукой), Любовь (следящий за деторождением и воспитанием). Правители руководствуются новейшим научным знанием, в том числе и астрологией. Подобно "Утопии" Томаса Мора, "Город Солнца" имеет наряду с интересными идеями ряд наивных положений.

Томмазо Кампанелла

(1568-1639)

«Родился я, чтоб поразит порок: Софизмы, лицемерие, тиранство»

Знаменитый итальянский мыслитель, представитель раннего утопического коммунизма родился около м.Стило в Калабрии. С ранних лет любознательный юноша интересовался философией, особенно той ее частью, где обстоювались идеи добра и справедливости, истины и порядка, истинного гуманизма и человеколюбия. Словом и делом он пытался утвердить их в социальной практике, за что подвергался постоянным гонениям как со стороны церковников, так и со стороны официальных властей, с которыми мыслитель и гражданин вступил в ожесточенную драку за освобождение Южной Италии от гнета испанской монархии. В 1598 г. Кампанелла был схвачен, приговорен к пожизненному заключению, где и написал большую часть своих произведений, включая переведен на многие языки мира знаменитый диалог «Город Солнца». 27 лет заключения подорвали здоровье философа, но не сломили его свободолюбивый дух и гуманистическую характер: идеи достижения справедливого государственного устройства получили в произведениях Кампанеллы не только теоретическое и глубоко гражданское освещения, но и высоконравственной обоснования.

Т. Кампанелла создал десятки сочинений по философии, частично опубликованные частично распространялись в рукописях в Германии и в других странах Европы. Он является автором работ в таких областях знаний, как богословие, философия, этика, политика, военное искусство, астрономия, физиология и медицина. Перу Т. Камианеллы принадлежат такие работы, как «Философия, доказанная чутьем», «О смысле вещей», книга в защиту Г. Галилея, «Город Солнца, или Идеальная Республика. Поэтический диалог ».

Т. Кампанелла призывает к опытному познанию природы, выступает против средневековой схоластизированной философии, пропагандирует культурное достояние античных мыслителей. Природа, по мнению Кампанеллы, является «скульптурным аналогом Бога»; все вещи - одухотворенные, все они стремятся сохранить свое существование и вернуться к первоисточнику, то есть к Богу. В этом стремлении, считал философ, находится основа религии. Источником познания является непосредственное изучение «живого кодекса природы»; познание базируется па чувственном опыте.

Главное произведение Т. Кампанеллы - «Город Солнца» - полностью посвящен моделированию будущего. В этом произведении философ отстаивает идеи политической и экономической равенства, подвергает критике эксплуатацию человека человеком, разрабатывает проект организации общества без насилия и социального неравенства. «Крайние нищета, - писал Т. Кампанелла, - делают людей негодяями, хитрыми, лживыми, ворами, коварными, лжецами, лжесвидетелями т.д., а богатство - надменными, надменными, предателями, невеждами, рассуждающих о том, чего они не знают, обманщиками, хвастун, черствыми, обидчиками и т.д. »(Кампанелла Т. Город Солнца / / утопических роман XVI-XVII вв. - М., 1971.-С.88).

В «Городе Солнца», о котором рассказывает настоятелю отеля мореплаватель, вернулся из дальнего похода, нет частной собственности; нет «негодяев и тунеядцев»; все работают: все всесторонне развитые - как физически, так и духовно; в городе царит распределительная равенство; каждый получает по потребностям. В этом городе нет семьи, женщины и мужчины в равной степени осуществляют военную службу; народ выбирает государственников. Решающая роль в организации жизни «солярийцив» принадлежит науке и ученым, тесно связанным с религией и священнослужителями. В результате этой связи создается магический культ знаний, задача которого - проникновение в таинство Вселенной, совершенствования человека и общества.

Как и Т. Мор, Т. Кампанелла описывает утопическую картину идеального города, где нет частной собственности и индивидуальной семьи. Новое общество могло труда, наиболее уважаемым делом. Работа длится не более четырех лет. Цель этого общества - земное счастье «солярийцив» (так назывались жители города) на основе равенства, благосостояния, вгараздиння и расцвета культуры.

Чрезвычайно большое значение философ придавал развитию науки и техники. Он рассматривал их как главный источник развития общества, начало изменения общественных отношений. Важная роль отводилась образованию и воспитанию. По мнению Т. Кампанеллы, руководство обществом, которое он называет «коммунистическим», находится в руках учено-жреческой касты.

В философской утопии англичанина Т. Мора и итальянца Т. Кампанеллы много общего. Первой среди этого общего есть идея обобществления собственности, точнее, идея построения общества на принципах отсутствия частной собственности. Эта идея, рожденная народными низами, встретила яростное сопротивление со стороны как религиозной, так и буржуазной идеологии. Именно поэтому каждый мыслитель, брался за ее более или менее солидное теоретическое обоснование, подвергался гонениям и неприятностей как от «светской», так и от «духовной» власти.

Что касается народных масс, которые могли бы разделить и поддержать предложения по достижению «общественного счастья в равенстве», то, во-первых, сами «идеологи» народа были далеки от него и боялись (а может, и не совсем понимали) свободолюбивой социального творчества, во-вторых, они выражали свои мысли в форме, непонятной массам в связи с общим низким культурным уровнем и достаточно узким мировоззрением народа. Народное сознание, дремавшую, должна была еще пройти путь Просвещения, чтобы понять свои собственные интересы. Именно поэтому ранний утопизм будто «завис в воздухе».

Позже, уже на новых социальных основах, обобщив идеи утопистов более позднего периода - Г. Мабли, Морелли, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, к этим идеям обратится марксистская социологическая мысль. А пока эти идеи просто отодвигались от главных путей теоретического поиска материальных и духовных основ построения нового (оптимального для различных социальных слоев) общества. Этот поиск связывается прежде всего с именами Т. Гоббса и Б. Спинозы, позже - мыслителей французского Просвещения и материализма XVIII века. Среди рассеянных облаков общественного мнения, пронизанной реформированной религиозностью и буржуазным свободолюбие, уже парили идеи «общественного договора», определявшие магистрали теоретического поиска путей решения социальной проблематики этого периода.


Читай биографию философа: кратко о жизни, основных идеях, учениях, философии
ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА
(1568-1639)

Итальянский философ, поэт, политический деятель. Создатель коммунистической утопии; монах-доминиканец. В "Философии, доказанной ощущениями" защищал натурфилософию Б. Толезио. Более 30 лет провел в тюрьмах, где создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине, в том числе "Город Солнца". Автор канцон, мадригалов, сонетов.

Томмазо Кампанелла родился 5 сентября 1568 года в небольшом селении Степьяно в Калабрии. Отец, бедный сапожник, при крещении дал ему имя. Джованни Доменико. Мальчику повезло, в раннем детстве нашелся человек, научивший его читать и писать.

В четырнадцать лет, восхищенный красноречием проповедника - монаха-доминиканца, увлеченный рассказами об ученых традициях ордена Св. Доминика, о столпах католического богословия Альберте Великом и Фоме Аквинском, он уходит в монастырь.

В 1582 году Джованни вступает в духовный орден доминиканцев Юноша принял монашеское имя Томмазо. Он изучает Библию, обращается к трудам греческих и арабских комментаторов произведений Аристотеля.

Настоящий переворот в его мышлении произвела книга крупного итальянского ученого и философа Бернардино Телезио "О природе вещей согласно ее собственным основаниям". Томмазо воспринял ее как настоящее откровение. "Критерием истины является опыт!" - утверждал автор.

Большую роль в судьбе молодого Кампанеллы сыграл и доминиканский орден, боровшийся с созданным Игнатием Лойолой орденом иезуитов, затмевавшим своей славой другие духовные братства. Доминиканцы стремились использовать необыкновенные способности Томмазо к наукам и выдающийся ораторский талант в борьбе с конкурентом.

Кампанелла увлекся диспутами и на протяжении десяти лет всюду одерживал блестящие победы, опьянявшие его самого и вместе с тем возбуждавшие к нему зависть и ненависть других духовных орденов, в особенности иезуитов. Их ордену он объявил чуть ли не открытую войну, он требовал его искоренения, потому что орден иезуитов "искажает чистое учение Евангелия и превращает его в орудие деспотизма князей".

В 1588 году Кампанелла познакомился с евреем Авраамом, великим знатоком оккультных наук и приверженцем учения Телезио. Он научил юного друга составлять гороскопы и предсказал ему необыкновенную судьбу и великое будущее. Впоследствии Томмазо скажет: "Я колокол, предвещающий новую зарю!" (По-итальянски "кампанелла" означает "колокол"). Когда вышла в свет книга Марты "Крепость Аристотеля против принципов Бернардино Телезио", Кампанелла написал опровержение "Философия, основанная на ощущениях". Главный его тезис заключался в том, что природу следует объяснять, исходя не из априорных суждений старых авторитетов, а на основании ощущений, полученных в результате опыта. Подвергая критике схоластическое мышление, Кампанелла одухотворял всю природу, рассматривая ее как живой организм. Любопытная деталь: Марта работал над сочинением против Телезио семь лет, а Кампанелле хватило и семи месяцев, чтобы развенчать догматический трактат. Для того чтобы издать книгу, он бежал из монастыря в Неаполь. Вслед за беглецом полетела молва: Томмазо продал душу дьяволу, сочиняет и распространяет ересь. Им заинтересовалась инквизиция.

В Неаполе Авраам был арестован инквизицией, позже его как еретика сожгли на костре в Риме.

Кампанелла нашел поддержку у богатого неаполитанца дель Туфо, разделявшего взгляды Телезио. По вечерам в доме неаполитанца собирались известные ученые, врачи, писатели. Они горячо обсуждали новые книги, идеи. Здесь Кампанелла впервые услышал о Джордано Бруно, познакомился с "Утопией" Томаса Мора.

В 1591 году книга-опровержение вышла в свет. Это событие стало настоящим праздником для почитателей учения Телезио. Иной была реакция "святой церкви". Автора "крамольного" сочинения арестовали и доставили в трибунал орденской инквизиции. На одном из допросов его спросили: "Откуда ты знаешь то, чему тебя никогда не учили?" - "Я больше сжег в светильниках масла, чем вы за свою жизнь выпили вина!" - ответил узник.

Целый год продержали его в темном сыром подвале инквизиции. И только благодаря вмешательству влиятельных друзей ему удалось избежать сурового приговора. Томмазо предложили покинуть Неаполь и отправиться в монастырь, на родину. В категорической форме ему повелели строго придерживаться учения Фомы Аквинского и осуждать взгляды Телезио.

Однако Кампанелла не спешил возвращаться в Калабрию. В конце сентября 1592 года он приехал в Рим, затем отправился во Флоренцию, где по рекомендательным письмам его благосклонно принял великий герцог Фердинанд. Но осторожный герцог отдал место преподавателя философии в университете идейному противнику Томмазо - Марте.

Кампанелла отправляется в Болонью, оттуда - в Падую, где по памяти восстанавливает украденную во время путешествия книгу "О Вселенной", пишет около двадцати новых работ, в том числе ответ на книгу Кьокко "Философские и медицинские исследования", в которой резко критиковался Телезио. Несмотря на запрет трибунала, Кампанелла снова защищает своего учителя. "Апология Телезио" воспринимается церковниками как откровенный вызов. По приказу инквизитор Падуи мыслителя заключают под стражу. При обыске у него находят крамольную книгу по геомантии - предсказаний по фигурам на песке.

Друзья попытались освободить доминиканца, однако ночной патруль сорвал их планы. После неудавшегося побега Кампанеллой занялась Святая служба. Его заковали в кандалы и в январе 1594 года отправили в Рим. Мыслителя держали в тюрьме почти два года. Материалов для обвинения у инквизиции явно не хватало. Только в декабре 1596 года трибунал огласил свое решение. Кампанеллу объявили "сильно заподозренным в ереси" и приговорили к отречению.

В холодное утро Томмазо, одетого в санбенито - позорное рубище еретика, привели в церковь Св. Марии-над-Минервой, заставили встать на колени и произнести установленную формулу отречения и скрепить ее своей подписью.

Кампанеллу освободили с обязательством никуда из Рима не уезжать. Слежка за ним не прекращалась. Он не давал никаких поводов для доносов. Тем не менее уже через два месяца Томмазо снова оказался в тюремных застенках. Инквизиции было достаточно услышать, что в Неаполе какой-то преступник перед казнью заявил о еретических взглядах Кампанеллы. Опять следствие, опять допросы. В рукописях подсудимого ищут явные доказательства его вины. После десяти месяцев заключения Томмазо в декабре 1597 года освобождают. Но ставят условие - обязательное возвращение на родину. На все его сочинения, что были в руках святой службы, наложен запрет. Кампанелла почти четыре месяца проводит в Неаполе, затем скитается по Италии, стонавшей под игом испанской короны. Наконец возвращается в Калабрию. Не в силах смотреть на страдание народа, он мечтает о провозглашении ее свободной республикой.

… Штаб заговора обосновался в Стило в монастыре Св. Марии, где жил Кампанелла. Более трехсот доминиканцев, августинцев и францисканцев были вовлечены в движение, к началу восстания двести проповедников должны были отправиться по деревням, чтобы поднять народ Восемьсот человек ссыльных были готовы к бою, в качестве участников заговора свидетели называли даже епископов из Никастро, Джераче, Малито и Оппидо.

Кампанелле удалось установить связь с командующим турецким флотом итальянцем Басса Чикала, который обещал закрыть морской путь для пополнения испанского гарнизона и даже высадить свой десант.

Но предатели выдали повстанцев. Большинство его руководителей, в том числе и Кампанелла, было арестовано. Узников привезли в Неаполь, откуда отправили по тюрьмам. Большая часть была отправлена в Кастель Нуово.

Никогда в жизни Кампанелла не писал стихов с такой страстью, как в Кастель Нуово. Здесь он по-настоящему понял, какие силы таит в себе поэзия. Он посвящал свои стихи другу Дионисию, его братьям по духу. Стихи, прославляющие мужество стойких, распространялись по всей тюрьме. Правда, Кампанелла позаботился о том, чтобы о нем распространилась слава великого предсказателя, астролога и мага. Офицеры во время дежурства приходили к нему в камеру. Он составлял гороскопы, посвящал в тайны магии, давал астрологические и медицинские советы. Для гороскопов ему приносили бумагу и чернила, а в благодарность за предсказание счастливого будущего приносили еду или выполняли мелкие поручения. В конце ноября возобновилось следствие. Все нити заговора тянулись к Кампанелле. Однако Томмазо продолжал отрицать причастность к восстанию. Он выдержал самые изощренные пытки и не признался в предъявленных обвинениях. Но как стойко ни держался Томмазо, ему было не избежать кары. Впереди маячила виселица и четвертование. Тогда он прикинулся сумасшедшим.

Уверенность членов трибунала, что Кампанелла симулирует безумие, решающего значения не имела. Последнее слово оставалось за пыткой. Его потащили в застенок, привязали к ногам груз потяжелее и вздернуть на дыбу. Он выдержал все.

Измученного Томмазо бросили в камеру. Его выхаживала сестра Дианора. В исключительных случаях ей разрешалось заходить в мужские камеры. Девушка приносила возлюбленному бумагу, перья, чернила, еду. Тем временем трибунал решил применить к узнику жесточайшую пытку под названием "велья". Около сорока часов продолжалось кровавое истязание. Томмазо терял сознание, но ничем не выдал себя. Выдержка Кампанеллы во время "вельи" повлияла на ход процесса. Он "очистился" от подозрений и юридически стал считаться сумасшедшим. Приговор отложили до тех пор, пока к нему не вернется рассудок. Процесс затягивался.

Пытки подорвали, здоровье узника. Он не мог двигаться. Силы угасали. Кампанелла был в отчаянии от того, что не успеет написать уже обдуманную книгу "Город Солнца". В его камере появились отец и брат Джампьетро. Однако радость встречи с родными была омрачена: ведь они оба неграмотные. Превозмогая боль, мыслитель сам взялся за перо.

Но даже сам Кампанелла не мог тогда предположить, что "Город Солнца" навсегда обессмертит его имя…

"Город Солнца" - самое значительное произведение Томмазо Кампанеллы. Оно создано, несомненно, под воздействием "Утопии" Томаса Мора; так же, как и "Утопия", написана в форме диалога между двумя людьми: Мореходом, вернувшимся из далекого плавания, и Гостинником. Мореход рассказывает Гостиннику о своем кругосветном путешествии, во время которого оказался в Индийском океане на чудесном острове с городом Солнца.

Город расположен на горе и делится на семь поясов, или кругов. В каждом из них - удобные помещения для жилья, работы, отдыха. Предусмотрены и оборонные сооружения: валы, бастионы.

Главным управителем среди жителей города считается первосвященник - Солнце. Он решает все мирские и духовные вопросы. У него есть три помощника - управителя: Могущество, Мудрость и Любовь. Первый занимается делами мира и войны, второй - искусством, строительным делом, науками и соответствующими им учреждениями и учебными заведениями. Любовь заботится о продолжении рода, воспитании новорожденных. Медицина, аптечное дело, все сельское хозяйство тоже в ее ведении. Третий помощник руководит и теми должностными лицами, которым вверено управление питанием, одеждой.

Во время новолуния и полнолуния собирается Великий совет. Все, кому больше 20 лет, имеют право голоса в решении общественных дел. Они могут жаловаться на неправильные действия начальства или высказывать ему свою похвалу. Правительство, то есть Солнце. Мудрость, Могущество и Любовь, собирается каждые восемь дней. Другие начальствующие лица избираются четырьмя высшими управителями. Недобросовестные начальники могут быть волею народа смещены. Исключение составляют четыре высших. Они подают в отставку сами, предварительно посоветовавшись между собою, и лишь тогда, когда на смену может прийти более мудрый, более достойный.

Частной собственности в городе Солнца нет. Община уравнивает людей. Они одновременно и богатые, и бедные. Богатые потому, что у них есть все, бедные потому, что у них нет своей собственности. Общественная собственность в "солнечном" государстве базируется на труде его граждан.

В государстве Кампанеллы установлено равенство мужчины и женщины. "Слабый" пол проходит даже военную подготовку, чтобы в случае войны участвовать в защите государства. Рабочий день длится четыре часа. Кампанелла предполагал государственную регламентацию брачных отношений, пренебрегающую личными привязанностями человека. В городе Солнца признаются астрологические суеверия, существует религия, верят в бессмертие души.

Труд и физические упражнения сделают людей здоровыми и красивыми. В городе Солнца нет некрасивых женщин, так как у них "благодаря их занятиям образуется и здоровый цвет кожи, и тело развивается, и они делаются статными и живыми, а красота почитается у них в стройности, живости и бодрости. Поэтому они подвергли бы смертной казни ту, которая из желания быть красивой начала бы румянить лицо, или стала бы носить обувь на высоких каблуках, чтобы казаться выше ростом, или длиннополое платье, чтобы скрыть свои дубоватые ноги". Кампанелла утверждает, что все прихоти у женщин появились в результате праздности и ленивой изнеженности. Чтобы дети были телесно и духовно совершенны, опытный врач, пользуясь данными науки, по природным качествам подбирает родителей, чтобы они обеспечивали появление на свет наилучшего потомства.

Но в то же время "солнечное" государство - это союз жизнерадостных людей, свободных от власти вещей. Это союз людей, умело сочетающих труд физический и умственный, гармонически развивающих свои физические и духовные силы. Это союз людей, для которых труд не каторга и мука, а приятное, увлекательное, овеянное славой и почетом занятие.

Когда верная Дианора завершила переписку "Города Солнца", Кампанелла был счастлив. Свершилась его мечта.

Несмотря на то что после пытки Кампанелла юридически считался сумасшедшим и его нельзя было осудить, 8 января 1603 года Святая служба приговорила его к пожизненному заключению.

Кампанелла тайком продолжал работать. Закончив в первые месяцы 1603 года "Метафизику", он тут же приступил к трактату "Астрономия". В это время произошел забавный случай. Томмазо подвергался частым обыскам. Особенное рвение проявлял тюремщик Микель Алонзо. Однажды ему "повезло": в объятиях заключенного он застал… свою жену Лауру. Надо сказать, что история эта имела продолжение. В 1605 году у Лауры родился сын Джованни Альфонсо Борелли, впоследствии известный ученый, немало сделавший для развития физики, астрономии и медицины. После его смерти по Неаполю ходили слухи, что ученый был сыном Кампанеллы…

Томмазо, чтобы добиться свободы, пытался убедить испанцев, что его огромные познания в политике и экономике могут быть им полезны. С этой целью он стал писать "Монархию Мессии" и "Рассуждение о правах, которые имеет католический король на Новый свет".

Он послал вице-королю трактат "Три рассуждения о том, как увеличить доходы Неаполитанского королевства". Однако советники отвергли его предложения.

Работоспособности Кампанеллы можно только позавидовать. В короткий срок он написал две книги трактата "Медицина" и приступил к давно задуманному труду "Вопросы физики, морали и политики", "О наилучшем государстве".

Слава о Кампанелле разнеслась по многим странам Европы. Иностранцы, приезжавшие в Неаполь, старались с помощью рекомендательных писем или подкупа получить с ним свидание. Кампанелла за короткое время успевал прочитать им целую лекцию по философии или медицине.

Все силы он отдавал тому, чтобы в тайне от тюремщиков продолжать работу. Он дополнил и расширил "Медицину", написал "Диалектику", "Риторику" и "Поэтику". Все чаще он подумывает издать свои произведения за границей.

Именно в это время Кампанелла узнает о Галилее. Он посвящает ему "Четыре статьи о "Рассуждении" Галилея". А когда церковь объявила учение Коперника "глупым", "абсурдным", "еретичным" и запретила Галилею, ставшему последователем великого польского ученого, развивать его, Кампанелла пишет новый трактат - "Апология Галилея" Умело используя цитаты из Библии, он доказывает, что взгляды Галилея не противоречат священному писанию.

Шли годы. Кампанелла продолжал томиться в тюрьмах. Благодаря другу Кампанеллы Товию Адами в протестантской Германии одна за другой появляются книги знаменитого узника. В 1617 году вышел в свет "Предвестник восстановленной философии" - так Адами назвал найденную им рукопись раннего сочинения Кампанеллы. Затем он издал работы "О смысле вещей", "Апология Галилея", опубликовал под псевдонимом сборник стихов и, наконец, в 1623 году напечатал "Реальную философию", в составе которой впервые увидел свет "Город Солнца".

Томмазо обращался к папе Павлу V, императору Рудольфу II, королю Филиппу III, к великому герцогу Тосканскому, к римским кардиналам и австрийским эрцгерцогам… Томмазо перечислял свои книги - те, что уже написаны, и те, что он мог бы еще написать. Однако его судьба мало кого беспокоила.

Выручила активность многочисленных друзей. 23 мая 1626 года знаменитый узник после двадцатисемилетнего пребывания в тюрьмах увидел над своей головой солнце.

Не прошло и месяца, как Кампанелла снова оказался в тюрьме инквизиции, на которую власть вице-короля не распространялась. Узник оказался в мрачном сыром подвале особняка на Пьяцца делла Карито. Именно здесь тридцать пять лет назад Кампанелла начал мрачную тюремную эпопею.

Его новому освобождению помогла ссора великих мира сего - папой Урбаном VIII с испанским двором. Испанцы начали распространять ложные предсказания многочисленных астрологов о скорой смерти главы католической церкви. В гороскопах указывали даже дату смерти папы, якобы предсказанную расположением звезд Мнительный наместник Бога поверил и окончательно потерял покой. Томмазо пустил слух, что знает секрет, как избежать судьбы, предсказанной звездами. Слухи дошли до папы. Он распорядился доставить к нему Кампанеллу, который в беседе не только не стал опровергать предсказания астрологов, а, наоборот, добавил несколько наблюдений, подтверждающих опасность, нависшую над папой. 27 июля 1628 года Урбан VIII приказал выпустить узника. Мыслитель вновь обрел свободу. Свободу после 50 тюрем и 33 лет заключения. Урбан VIII беспрекословно выполнял все указания Кампанеллы: становился на колени перед камином, пел, произносил молитвы, послушно повторял магические формулы.

Разумеется, в роковой сентябрь папа не умер. Это укрепило его веру в силу и знания Кампанеллы, с помощью которого удалось избежать верной смерти. Папа открыто высказал ему свое признание, часто приглашал к себе на беседы. Томмазо вернули конфискованные и запрещенные инквизицией рукописи.

Покровительство Урбана VIII Кампанелла стремился использовать и в интересах Калабрии. Через своего любимого ученика Пиньятелли он снова начинает готовить восстание. В штаб заговора вошли несколько влиятельных лиц Неаполя и других городов Италии. И снова среди заговорщиков оказался предатель. Пиньятелли попал под арест испанцев. Кампанелле ничего не оставалось, как срочно покинуть родину. Глубокой ночью под чужим именем в экипаже французского посла он навсегда уезжает из Италии. 29 октября 1634 года Кампанелла благополучно прибывает в Марсель. Знаменитого философа, легендарного узника инквизиции встречают с большими почестями: ведь он был еще и противником Испании - давнего врага Франции.

В Париже Кампанеллу принимает сам Людовик XIII. После аудиенции Томмазо поселяют в доминиканском монастыре на улице Сент-Оноре, назначают пенсию.

Томмазо ведет переговоры с типографиями об издании своих трудов. Одновременно пишет "Афоризмы о политических нуждах Франции", в которых дает ряд рекомендаций, каким образом обеспечить победу над Испанией, и передал их Ришелье, своему покровителю. Кампанелла продолжает учиться и учить, остается ненасытным к знаниям. По поручению Ришелье он руководит учеными собраниями, на основе которых вскоре вырастает Французская академия наук. В семьдесят лет с интересом изучает сочинения философа Декарта и стремится встретиться с ним.

1637 год для Кампанеллы оказался счастливым: в одном томе с "Реальной философией" вышел в свет "Город Солнца", а вскоре за ним и трактат "О смысле вещей".

5 сентября 1638 года Анна Австрийская родила мальчика, вошедшего в историю под именем Людовика XIV. Кампанелла по просьбе Ришелье составляет для новорожденного гороскоп, предрекая, что царствование нового Людовика будет долгим и счастливым. По этому случаю он написал длинную "Эклогу", в которой, подражая стихам Вергилия, обещал дофину славу и процветание.

В конце апреля 1639 года болезнь почек приковала мыслителя к постели. Его тревожило приближающееся затмение Солнца, которое, по его расчетам, должно было произойти 1 июня. Кампанелла опасался, что оно будет для него роковым.

Но он умер раньше, 21 мая 1639 года в монастыре Св. Якова, когда над Парижем поднималось солнце.

До конца жизни Томмазо Кампанелла, как и герои "Города Солнца", твердо верил в то, что в мире настанет время, когда люди будут жить по обычаям государства, созданного его мечтой. В своем письме к Фердинанду III, герцогу Тосканскому, Кампанелла писал: "Будущие века будут судить нас, ибо нынешний век казнит своих благодетелей".

* * *
Вы читали биографию философа, в которой описана жизнь, основные идеи философского учения мыслителя. Эту биографическую статью можно использовать в качестве доклада (реферата, сочинения или конспекта)
Если же вас интересуют биографии и идеи других философов, то внимательно читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого знаменитого философа (мыслителя, мудреца).
В основном же, наш сайт посвящён философу Фридриху Ницше (его мыслям, идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано, поэтому, трудно понять одного философа, совсем не читая всех остальных.
Истоки философской мысли следует искать в древности...
Философия Нового времени возникла благодаря разрыву со схоластическим философствованием. Символы этого разрыва - Бэкон и Декарт. Властители дум новой эпохи - Спиноза, Локк, Беркли, Юм...
В XVIII веке появилось идейное, а также философское и научное направление - "Просвещение". Гоббс, Локк, Монтескье, Вольтер, Дидро и другие выдающиеся просветители выступали за общественный договор между народом и государством ради обеспечения права на безопасность, свободу, благосостояние и счастье... Представители немецкой классики - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX - век философов и революционеров. Появились мыслители, которые не только объясняли мир, но и желали изменить его. Например - Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются основоположниками нигилизма, философии отрицания, которая имела много последователей и продолжателей. Наконец в XX веке среди всех течений мировой мысли можно выделить экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия, по мнению Бердяева, начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе представитель русской философии Вл. Соловьев. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее почитаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

Томма́зо Кампане́лла (итал. Tommaso Campanella , при крещении получил имя Джованни Доменико итал. Giovanni Domenico ; 5 сентября1568 - 21 мая 1639, Париж) - итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма

Философия

Мировоззрение Кампанеллы удивительным образом совмещает в себе все три главных направления новой философии - эмпирическое, рационалистическое и мистическое, которые в раздельном виде выступили у его младших современников Бэкона, Декарта и Якоба Бёме. (Бэкон родился несколько раньше Кампанеллы, но первое философское сочинение Кампанеллы («Lectiones physicae, logicae et animasticae») вышло в 1588 г., а первое произведение Бэкона только в 1605 г.).

Подобно Бэкону, Кампанелла задается «восстановлением наук» (instauratio scientiarum, ср. Instauratio Magna Бэкона), то есть созданием новой универсальной науки на развалинах средневековой схоластики. Источниками истинной философии он признает внешний опыт, внутренний смысл и откровение. Исходная точка познания есть ощущение . Сохраняемыепамятью и воспроизводимые воображением мозговые следы ощущений дают материал рассудку, который приводит их в порядок по логическим правилам и из частных данных посредством индукции делает общие выводы, создавая, таким образом, опыт - основание всякой «мирской» науки (ср. с Бэконом).

Однако основанное на ощущениях познание само по себе недостаточно и недостоверно:

    недостаточно потому, что мы познаем в нём не предметы, каковы они на самом деле, а лишь их явления для нас, то есть способ их действия на наши чувства (ср. с Кантом);

    недостоверно потому, что ощущения сами по себе не представляют никакого критерия истины даже в смысле чувственно-феноменальной реальности: во сне и в безумном бредумы имеем яркие ощущения и представления, принимаемые за действительность, а затем отвергаемые как обман; ограничиваясь одними ощущениями, мы никогда не можем быть уверены, не находимся ли мы во сне или в бреду (ср. с Декартом).

Но если наши ощущения и весь основанный на них чувственный опыт не свидетельствует о действительном существовании данных в нём предметов, которые могут бытьсновидениями или галлюцинациями, то и в таком случае (то есть даже в качестве заблуждения), он свидетельствует о действительном существовании заблуждающегося. Обманчивые ощущения и ложные мысли доказывают все-таки существование ощущающего и мыслящего (ср. с Декартовым cogito - ergo sum). Таким образом, непосредственно в собственной душе или во внутреннем чувстве мы находим достоверное познание о действительном бытии, опираясь на которое мы по аналогии заключаем и о бытии других существ (ср. сШопенгауэром).

Внутреннее чувство, свидетельствуя о нашем существовании, вместе с тем открывает нам и основные определения или способы всякого бытия. Мы чувствуем себя: 1) как силу, или мощь, 2) как мысль, или знание и 3) как волю, или любовь. Эти три положительные определения бытия в различной степени свойственны всему существующему, и ими исчерпывается все внутреннее содержание бытия. Впрочем, как в нас самих, так и в существах внешнего мира, бытие соединено с небытием, или ничтожеством, поскольку каждое данное существо есть это и не есть другое, есть здесь и не есть там, есть теперь и не есть после или прежде. Этот отрицательный момент распространяется и на внутреннее содержание, или качество, всякого бытия в его трёх основных формах; ибо мы имеем не силу только, но и немощь, не только знаем, но и находимся в неведении, не только любим, но и ненавидим. Но если в опыте мы видим только смешение бытия с небытием, то наш ум относится отрицательно к такому смешению и утверждает идею вполне положительного бытия, или абсолютного существа, в котором сила есть только всемогущество , знание есть только всеведение, или премудрость , воля - только совершенная любовь . Эта идея о Божестве, которую мы не могли извлечь ни из внешнего, ни из внутреннего опыта, есть внушение, или откровение, самого Божества (ср. с Декартом).

Из идеи Бога выводится затем дальнейшее содержание философии. Все вещи, поскольку в них есть положительное бытие в виде силы, знания и любви, происходят прямо из Божества в трёх его соответственных определениях; отрицательная же сторона всего существующего, или примесь небытия в виде немощи, неведения и злобы, допускается Божеством как условие для полнейшего проявления его положительных качеств. По отношению к хаотической множественности смешанного бытия эти три качества проявляются в мире как три зиждительные влияния (influxus): 1) как абсолютная необходимость (necessitas), которой все одинаково подчинено , 2) как высшая судьба, или рок (fatum), которым все вещи и события определенным образом связаны между собой, и 3) как всемирная гармония, которой все согласуется, или приводится к внутреннему единству.

При своей внешней феноменальной раздельности все вещи по внутреннему существу своему, или метафизически, причастны единству Божию , а через него находятся в неразрывном тайном общении друг с другом. Эта «симпатическая» связь вещей, или естественная магия , предполагает в основе всего творения единую мировую душу - универсальное орудие Божие в создании и управлении мира. Посредствующими натурфилософскими категориями между мировой душой и данным миром явлений служили у Кампанеллы пространство, теплота, притяжение и отталкивание . В мире природном метафизическое общение существ с Богом и между собой проявляется бессознательно, или инстинктивно; человек в религии сознательно и свободно стремится к соединению с Божеством. Этому восходящему движению человека соответствует нисхождение к нему Божества, завершаемое воплощением божественной Премудрости в Христе.

Приложение религиозно-мистической точки зрения к человечеству как общественному целому ещё в юности привело Кампанеллу к его теократическому коммунизму (см. выше).

Кампанелла не был достаточно оценен как представитель философии Нового времени, потому что его идеи с разных сторон претили людям самых различных направлений. Одних отпугивало его учение о причастности всего существующего Богу, что могло казаться прямо пантеизмом; других отталкивал его коммунизм, третьим были неприятны его религиозные верования и теократические идеалы. Помимо своего философского значения, Кампанелла был «передовым бойцом» современной ему положительной науки и твердо защищалГалилея, на что после него не осмелился Декарт.

29.12.2014 0 4949


Когда в Риме складывали хворост для костра Джордано Бруно, в Неаполе инквизиторы бросили в темницу другого мятежного монаха. Им был Томмазо Кампанелла , будущий автор утопического романа «Город Солнца».

Кампанелла был последним в ряду итальянских философов эпохи Возрождения. Как и Бруно, Кампанелла считался не только философом, но и магом, одним из преемников Марсилио Фичино, флорентийца, автора перевода знаменитой «Герметики», книги знаний, приписываемой древними египтянами Гермесу Триждывеличайшему.

Как и Бруно, Кампанелла верил в то, что ему предназначено... возглавить вселенскую магическо-религиозную реформу в духе верований Древнего Египта. В отличие от Бруно, Кампанелла не был сожжён на костре, хотя несколько раз подвергался пыткам и провёл в тюрьме более 27 лет.

Кампанелла вступил в орден доминиканцев в 1583 году в возрасте 15 лет, но через шесть лет покинул его. Он поселился в Неаполе, где в 1591 году была опубликована его первая книга «Философия, основанная на ощущениях». Церковь ограничилась обвинением его в пренебрежительных высказываниях и предупреждением.

В феврале 1594 года Кампанелла впервые пострадал от рук инквизиции. Его жестоко пытали и бросили в ту же тюрьму, где находился Бруно. Здоровье философа было подорвано: он страдал от грыжи, радикулита и частичного паралича. Освобождение пришло лишь после того, как он отрёкся от своих «ересей» и обязался провести остаток жизни в своей родной провинции Калабрия к югу от Неаполя.

Больной, но не знающий покоя Кампанелла, очутившись на родине, начинает пророчествовать, предсказывая «великие потрясения» и скоро оказывается в центре революционного заговора, направленного в целом против испанского владычества. Будучи вождём революции он выдвинул манифест об основании герметического «Города Солнца» в своей предполагаемой республике, которую собирался установить.

Идея Кампанеллы о строительстве на земле несовершенной копии Небесного Града, Града Божьего или Города Солнца, по мнению авторов нашумевшей книги «Власть талисмана» Г.Хэнкока и Р.Бьювэла, восходит к древнеегипетским «Текстам пирамид», родившимся на свет около 2300 г. до н.э. Кампанелла мечтал о государстве, чья целостность и неприкосновенность обеспечиваются жреческой магией. Правитель Города Солнца, как и в древнем Гелиополе, являлся одновременно жрецом и царём. Иными словами, он был подобием Гермеса Триждывеличайшего, который считался жрецом, философом и правителем в одном лице.

В августе 1599 года, затеянная калабрийская «революция» провалилась, и Кампанелла вновь оказался в неаполитанской тюрьме замка Кастель Нуово. Он был неоднократно допрошен перед трибуналом инквизиции. Но лишь через несколько недель от Кампанеллы удалось добиться частичного признания в том, что он действительно хотел создать новую республику.

Во время допросов в пыточной камере он стойко имитировал сумасшествие, дабы избежать ответственности за свои поступки. Инквизиторы были поставлены в тупик. По указанию папы, чтобы окончательно решить безумен Кампанелла или только симулирует безумие, палачи предприняли изощрённую пытку вельей.

Это была пытка, которую никто не выдерживал. Жертве вельи (что означает «пробудитель») связывали руки и сажали на треножник с остриём. Верёвку подтягивали и опускали, остриё со всей силой вонзалось в тело. Дикая боль, струившаяся из раны кровь, и так в течение сорока часов.

Если бы Кампанелла смог выдержать муки всё это время, то по закону его сочли бы безумным. Это означало, что независимо от окончательного приговора инквизиторы уже не могли сжечь его на костре.

Кампанелла выдержал! Через сорок часов пленника освободили в состоянии, близком к смерти, однако духовно не сломленного. Его симуляция безумия так и осталась нераскрытой. Тем не менее, приговор гласил: пожизненное заключение.

За долгие годы, проведённые в заточении, он постиг не только науку конспирации, позволившую написать и переправить за пределы тюрьмы его философские труды, он изучал астрологию, магию и медицину.

Через 25 лет, когда философу перевалило за 60, он сумел отвоевать свободу не без помощи влиятельных персон, и в 1634 году тайно выехал из Италии во Францию.

В Версале, при дворе короля Людовика XIII, он нашёл тёплый приём и покровительство. Король был бездетен, но к его удивлению Кампанелла предсказал ему скорое рождение наследника мужского пола, который, словно солнце, озарит весь мир и станет предвестником наступления золотого века для человечества.

Так итальянский маг и астролог предсказал появление на свет короля Людовика XIV, а когда тот родился заявил во всеуслышание, что божественное предназначение наследника заключается в осуществлении великой «христианско-герметической» реформы, о которой мечтал ещё Джордано Бруно.

Иными словами, Кампанелла был убеждён, что сможет, очевидно с помощью магии, заставить короля построить утопический град неподалёку от Парижа. Чуду не удалось свершиться, ибо через восемь с половиной месяцев после рождения будущего «короля - Солнца» Кампанелла умер.

Рассказывая в своём главном утопическом труде о городской коммуне, прообразом которой был египетский Гелиополь с его жреческим общежитием, Кампанелла имел вполне определённую цель: увлечь людей идеей создания государства, свободного от частной собственности, от социального неравенства, а также семьи, государства, в котором все дети взяты на общественное воспитание, а трудоспособные граждане работают, но всего четыре часа в день, в остальное время они заняты науками и просвещением.

По мнению исследователя жизни философа Фрэнсис Йейтс идеалом Кампанеллы была республика, которая всё-таки больше напоминает египетскую теократию. «С помощью научной магии, - пишет Йейтс, - эта теократия имела возможность управлять небесными влияниями, а через них -жизнью всего народа».

Книгу - утопию «Город Солнца», написанную в тюремном каземате, читали многие беспокойные головы на протяжении всех последующих веков: итальянские карбонарии и французские коммунары, польские повстанцы и русские революционеры; знал и читал Ленин.

В первые годы после победы Октябрьской революции в Москве у Кремлёвской стены был воздвигнут обелиск «в память о самых замечательных борцах за свободу», среди других имён на сером граните было высечено имя Томмазо Кампанеллы.

Ирина СТРЕКАЛОВА