Вложения для Иван I Данилович Калита. История россии.иван i данилович калита

Случайность всё время играет в прятки с неизбежностью. Четвёртый из пяти сыновей Даниила Московского, князь Иван, казалось, не имел ни-каких шансов занять отцовский трон. В лучшем случае он мог рассчитывать на крошечный удел внутри Московского княжества , а в худшем — на роль «безудельного» князя, вечного порученца своего могущественного старшего брата. Однако судьба распоряди-лась по-иному. Три старших сына Даниила (Юрий, Борис, Афана-сий) умерли, не оставив наследников. Неожиданная гибель Юрия в Орде сделала Ивана московским князем. А ещё через два года новый поворот «колеса Фортуны» — тверской мятеж — вознёс его на престол великого князя Владимирского (21 ноября 1325 года). Теперь этот уже немолодой, но всё ещё ничем не отличившийся внук Алексан-дра Невского имел возможность показать, чего же он на самом деле стоит...

Внешняя политика Ивана Калиты

Главной заслугой Ивана Калиты современники и потомки счи-тали установление долгожданного мира и порядка в Северо-Восточ-ной Руси. В те годы, когда он был великим князем владимирским (1328-1340), прекратились опустошительные набеги на русские земли. Не было их и при его сыновьях Семёне Гордом и Иване Красном . Страна жила спокойной, мирной жизнью . Росли города, увеличивалось население, копились силы для будущих побед над «погаными».

Вот что говорит об этом летописец: «Сел Иван Данилович на великом княжении всея Руси, и была с тех пор тишина великая на 40 лет, и перестали поганые воевать Русскую землю и убивать хри-стиан, и отдохнули христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского, и была с тех пор тишина великая по всей Русской земле».

Конечно, «великая тишина» не легко далась князю Ивану. Ему приходилось постоянно ездить к хану Узбеку, чтобы отвозить дань и ублажать подарками всех «сильных людей» в Орде. Каж-дая такая поездка продолжалась несколько месяцев и связана была с тяжкими физическими и моральными испытаниями. Не меньше сил отнимал и сам сбор дани в обнищавших русских землях. Ведь после тверского восстания 1327 г. ордынцы передали это трудное и опасное дело в руки великого князя владимирского. Местным князьям предписано было вовремя передавать ему причитавшиеся с них суммы и не иметь прямых контактов с Ордой. Однако они постоянно нарушали оба условия.

Для выполнения всех своих обязательств перед Ордой великий князь должен был найти правильный тон в отношениях с Новгородом. Это была настоящая «война нервов». Строптивые новгородцы под разны-ми предлогами уклонялись от уплаты своей доли ордынской дани. Ещё труднее было собрать с них внеочередные, чрезвычайные нало-ги, которые время от времени требовал хан. По отношению к Новго-роду Иван Калита успешно применял политику кнута и пряника. Он то пугал новгородскую знать вторжением своих войск, то задабривал её щедрыми подарками и почестями.

Внутренняя политика Ивана Калиты

Важной частью внутренней политики Ивана Калиты была борьба со всякого рода преступлениями. По сообщению летописи, он «избавил Русскую землю от воров и от разбойников». Есть основания полагать, что великий князь расправился не только с теми «разбойниками», ко-торые гнездились по лесам и грабили купеческие обозы, но и с теми «ворами» из числа местной знати, которые расхищали собранную с населения ордынскую дань.

Архитектура

Религия

Иван Калита был дальновидным правителем. Он понимал, что военно-политические успехи Москвы будут прочными лишь тогда, когда под них будет заложена идейная база. Иными словами, Москве нужна была своя идея, своё знамя . В ту религиозную эпоху подоб-ную задачу можно было решить только при содействии церкви.

В 1299 г. митрополит Максим перенёс свою резиденцию из разорён-ного Киева во Владимир-на-Клязьме. Но и там он не обрёл покоя. Преемник Максима митрополит Пётр (1308-1326) постоянно пере-езжал из одной области своей обширной митрополии в другую. В по-следние годы жизни он обосновался в Москве. Иван Калита выстроил для святителя новое подворье и всячески выражал ему своё почтение. Довольный благочестием князя, митрополит Пётр своими руками за-ложил первый камень в основание московского Успенского собора.

Он отдал свои личные средства на строительство и завещал по-хоронить себя в этом храме.

Иван Калита добился того, что уже вскоре по кончине митро-полит Пётр был признан святым. Гробница с его святыми моща-ми, находившаяся в особом приделе Успенского собора Московского Кремля, стала главной святыней Москвы.

Целью церковной политики Ива-на Калиты было превращение Москвы в религиозную столицу Руси. И в этом он имел успех. Преемник Петра митрополит Феогност (1328-1353) большую часть времени проводил в Москве, которую счи-тал своей основной резиденцией. А следу-ющий митрополит, Алексей (1354-1378), вообще был коренным москвичом. Материал с сайта

Прозвище «Калита»

Князь Иван Данилович был человеком глубоко ре-лигиозным. Однако как правитель он не мог обойтись без постоянного нарушения многих евангельских заповедей. Страшась небесной кары за свои грехи, он старал-ся умилостивить Бога традиционным для всех правителей способом — раздачей милостыни нищим. Для этой цели, выхо-дя из дворца, он всегда имел при себе сумку-кошелёк с мелкими деньгами — знаменитую калиту. Насмешливый московский люд за-метил эту привычку. Отсюда и родилось оригинальное прозвище — Калита.

– великий князь владимирский (1328–41), князь московский, первый собиратель Северо-Восточной Руси. В борьбе с другими князьями Иван Калита часто пользовался помощью татар. Еще при жизни своего брата Юрия Даниловича Иван принимал участие в управлении московским княжеством. В 1304 Иван оборонял недавно присоединённый Москвой Переяславль от тверских князей. Три дня Переяславль держали в осаде тверские полки боярина Акинфа. На четвертый день пришедший из Москвы боярин Родион Несторович, ударил тверичам в тыл, а Иван сделал вылазку из города. Тверичи были разбиты. Когда в 1319 году Юрий Данилович получил от хана ярлык на великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в управление Ивана.

В 1322 ордынцы отняли у Москвы ярлык на великое княжение и вернули его тверичам. После убийства Юрия Даниловича в Орде тверским князем Дмитрием Грозные Очи (1325) московское княжение перешло к Калите. Дмитрий был казнён в Орде татарами, но великое княжение Владимирское хан Узбек отдал его брату, тверскому князю Александру. Однако вскоре положение резко изменилось. В Тверь прибыл с большой свитой ордынский вельможа Щелкан (Чолхан), сын того воеводы Дюденя, который в 1293 разорил Северную Русь с такой жестокостью, что его поход сравнивали с Батыевым нашествием. Щелкан держал себя в Твери с великой гордостью; его татары творили насилия на жителями. В народе ходили слухи о намерении Чолхана самому сесть на Тверском княжении и истребить православную веру. 15 августа 1327, в праздник Успения, татары попробовали отнять кобылу у тверского дьякона Дудко. Тот стал звать на помощь земляков. Тверичи ударили в набатный колокол; народ стал избивать татар. Остаток их заперся с Чолханом на княжем дворе, но горожане зажгли его. Все татарское посольство погибло; избиты были и находившиеся в Твери ордынские купцы.

Иван Калита обрадовался такому случаю погубить тверских соперников, поспешил в Орду, возвратился с 50-тысячным татарским войском и опустошил огнем и мечом всю Тверскую землю. В следующем году Иван получил от хана ярлык на великое княжение. Узбеку донесли, что тверское восстание разжигал сам князь Александр. Хан отдал Тверь брату Александра, Константину. Сам Александр бежал в Новгород, а потом в Псков. Калита и другие князья требовали, чтобы Александр ехал к хану в Орду, но псковичи не пустили его. Калита, другие князья и новгородцы пошли было на Псков; но, узнав о приготовлениях псковичей к обороне, решили действовать не оружием, а другой мерой: митрополит Феогност послал отлучение от церкви Александру и всему Пскову, если требование князей не будет исполнено.

Угроза Феогноста отлучить Псков от церкви заставила Александра на время уехать в Литву (1329). Князья оставили псковичей в покое. Вскоре Александр воротился в Псков под покровительством литовского князя Гедимина и правил этим городом несколько лет. Но он скучал о Твери; его мучила мысль, что его дети будут лишены княжения в Тверской земле. Александр отправил к хану Узбеку сына Федора, а потом и сам отправился в Орду с повинною. Узбек простил его и возвратил ему Тверское княжение (1337). Соперничество Ивана Калиты с Тверью грозило возобновиться. Некоторые тверские бояре были недовольны возвращением Александра. Они покинули Тверь и перешли на службу к более сильному князю Калите.

Калита отправился к татарам. По его внушению, хан послал Александру приказ явиться в Орду. Александр отправил наперед сына Федора, а потом поехал и сам. Он уже получил вести от сына и чуял беду; но, как и отец его, предпочел лучше самому погибнуть, нежели навлечь татарское мщение на своих подданных. Когда провожаемый тверичами князь сел в ладью, поднялся сильный ветер; гребцы не могли справиться с ним, ладью относило назад. Это было сочтено худым знамением, но и оно не побудило Александра отложить поездку.

В Орде Александр узнал, что уже назначен день его казни – 29 октября 1339 года. В этот день Александр и его сын Фёдор исповедовались и сами вышли навстречу убийцам, возглавляемым мурзой Товлубием. Татары пронзили Александра и Федора и отрубили им головы. Их тела бояре отвезли в Тверь, где снова сел княжить осторожный Константин Михайлович. Иван Калита вернулся в Москву из Орды с великим пожалованием и, торжествуя победу над Тверью, велел снять большой колокол тверского Спасского собора и перевезти его в Москву.

Самовластно распоряжался Иван Калита и в других княжествах. В Ростове его воеводы чинили всякие насилия над жителями и повесили за ноги старшего ростовского боярина Аверкия (1330). Князь Суздальский, Александр Васильевич, был покорным подручником Москвы. Одну из своих дочерей Иван Калита отдал за князя Василия Давыдовича Ярославского, а другую – за Константина Васильевича Ростовского и самовластно распоряжался уделами своих зятьев. В 1332 Калита начал войну с Новгородом, который отказался уплатить старинную дань («закамское серебро»), но вскоре заключил мир. В конце княжения он снова потребовал от новгородцев большую сумму и, когда они отказались уплатить ее, отозвал своих наместников. Эта распря окончилась уже при его сыне. Князья рязанские ввиду татарской угрозы тоже должны были повиноваться Ивану I. В 1340 Калита, по приказу хана, отправил войско на непослушного Орде смоленского князя Ивана Александровича и вместе с татарами опустошил Смоленскую область.

Иван Калита, с одной стороны, является с неприглядными чертами человека жестокого и пронырливого, который раболепствовал в Орде. Но, с другой, утверждения, что он «продавал Русь татарам», несправедливы и легковесны. Если бы это было так, то татарское иго над Северо-Восточной Русью при Калите должно было бы усилиться. Но на деле мы видим обратное: после окончательной победы Ивана I в борьбе с Тверью монгольское владычество над Русью не укрепилось, а значительно ослабло. Опустошительные татарские набеги после 1327 прекратились на целых четыре десятилетия. Владения Ивана Калиты и весь русский Северо-Восток стали пользоваться спокойствием и благосостоянием: «Бысть тишина христианам и престаша татарове воевать Русскую землю», – говорят летописцы, разумея в данном случае под Русской землей Владимирское и Московское княжества. Эта «тишина» продолжалась до середины 1360-х годов. При Иване Калите Русь обрела гораздо больше самостоятельности в отношениях с ханом. Ордынскую дань ранее здесь собирали приезжавшие мусульманские и иудейские финансисты. Они брали этот сбор на откуп у хана и потом жестокими насилиями взимали с русского населения гораздо большую сумму. Благодаря умной политике Калиты татары перестали допускать на Русь этих вымогателей. Ордынский «выход» теперь собирали и возили в Орду сами русские князья, и это очень облегчило народ. Русь пока оставалась под верховной властью Орды, но получила гораздо более высокий, чем раньше, вассальный статус. В тех условиях это было крупным достижением.

Иван Калита был бережливым хозяином, старавшимся увеличить своё княжество и богатство. В своем завещании он заботливо пересчитывает все купленные им села и золотые сосуды. На эту черту его указывает прозвище Калита - мешок с деньгами, скопидом (Карамзин объясняет это прозвище иначе - тем, что Иван всегда носил при себе мешок с деньгами – «калиту» – для раздачи бедным). Иван Калита заботился о внутреннем устройстве своих владений. Он выстроил в Москве новый дубовый Кремль, защищавший не только центр города, но и часть посада. Москва стала быстро расти. К сильному князю Московскому стекались бояре из Твери, Чернигова, Киева и даже из Орды (мурза Чет). Иван заботился о внутренней безопасности своих владений, строго преследовал разбойников и воров.

Важным событием княжения Ивана Калиты было переселение митрополита Петра из Владимира в Москву на постоянное жительство. Калита приобрёл особое расположение митрополита и по его просьбе воздвиг в Москве каменный Успенский собор. Пётр умер в Москве и был погребён в ней. Новый митрополит Феогност, следуя примеру своего предшественника, также поселился в Москве. Кроме названного собора, Иван построил в Москве еще три каменных храма. Каменные церкви в разорённой татарами Владимирской Руси тогда были редкостью.

О земельных присоединениях к московскому княжеству в эпоху Ивана Калиты точных сведений нет. Приобретение им городов Галича, Углича и Белозерска, на которое указывает духовная Дмитрия Донского, сомнительно, так как сам Иван не говорит о них в своих духовных грамотах. По объяснению Соловьева, Калита купил эти города, но оставил за продавцами некоторые права владетельных князей. Перед смертью Иван Калита принял пострижение. Все свое имущество он разделил между тремя сыновьями и женою: Москву оставил в общее владение наследникам, сыну Симеону дал города Можайск, Коломну и 16 волостей, Ивану - Звенигород, Кремичну, Рузу и 10 волостей, Андрею - Лопасню, Серпухов и еще 9 волостей, жене Елене с дочерьми - 14 волостей.

Иван Данилович «Калита» - московский князь, прославившийся своим богатством и дипломатическими способностями. Точная дата рождения, как и смерти князя неизвестна. Родился он в семье князя Даниила Александровича, и приходился внуком Александру Невскому. За годы его правления Московское княжество расширилось и приобрело вес на территории страны. Ивана считают одним из первых правителей Руси, кто начал объединять страну.

Детство и юность

В биографии Ивана Калиты много «белых пятен». Историки считают, что он появился на свет приблизительно в 1823 году. В то время имя Иван было экзотическим для Руси, и должны были быть веские причины, чтобы назвать таким именем своего сына. В документах не сохранилось свидетельств, раскрывающих причину таких действий его отца.

Он был четвертым ребенком в семье и получить престол в принципе не должен был. Рос Иван обычным юнцом и ничем не выделялся на общем фоне. С раннего возраста он стал обучаться верховой езде. Уже в 3 года он в первый раз попробовал прокатиться верхом на коне. С детства Иван Калита отличался рассудительным умом и осторожностью, что в дальнейшем пригодилось ему при борьбе за престол, а также во время княжения.

Княжение

Во то время правителями на Руси становились с одобрения хана татаро-монгольского ига. После смерти своего старшего брата Юрия, благодаря своим хорошим отношениям с ханом Узбеком Ивану был дан ярлык на великое княжение.

Став великим князем, Иван Калита стал укреплять Московское княжество. Договорившись с ханом Узбекам, он стал самостоятельно собирать дань и платить ее в Орду. Взамен татары перестали делать набеги и разорять русские земли. Благодаря тому, что определенную часть собранных богатств оставалось у Московского княжества, создавались предпосылки для его развития.

Постепенно Иван Калита стал одним из самых богатых князей в истории Руси. Его необычное прозвище «Калита» как раз связано с деньгами. По одной из версий свое прозвище он получил из-за большого количества богатств, так как слово Калита означало кошелек в Древней Руси. По другой версии это прозвище к нему «приклеилось» из-за того, что он постоянно носил с собой мешок денег для раздачи нищим и нуждающимся. Существует также версия, что свое прозвище он получил из-за того, что выгодно отдал своих дочерей замуж, которых у него было четыре, получив тем самым выгодные связи.

Благодаря своим хитрым действиям, он смог перенести митрополитскую кафедру из Владимира в Москву, сделав ее духовным центром России. Это также помогло укреплению его власти. За время своего правления он жестоко боролся с разбойниками, орудовавшими на подъездах к Москве, вследствие чего сократились грабежи и разбойные нападения на обозы торговцев. Со временем в Москву потянулась все больше торговых караванов со всех уголков страны и из-за рубежа.

Личная жизнь и смерть

За свою жизнь Иван Калита был женат дважды. Первую его жену звали Елена, она была приблизительно ровесницей великого князя, однако, умерла раньше его в 1331 году. Она родила ему 8 детей: четыре мальчика и четыре девочки. После этого князь женился на девушке Ульяне, которая была значительно моложе его. Она пережила Ивана почти на 20 лет. После смерти князя многие земли и богатства достали именно ей. От брака у них родилась дочь Мария.

Сын московского князя Даниила Александровича. Прозвище Калита он получил, по одной из версий, за то, что собирал дань для Орды, а по другой - что всегда носил мешочек с мелкими деньгами для нищих.

Точных данных о дате его рождения нет. Считается, что он родился около 1283 года или даже 1 ноября 1288 года.

Первые сведения появляются о нем как о наместнике своего отца в Великом Новгороде в 1296-1297 годах. В 1304 году он оборонял Переяславль от тверского князя. В 1320-м впервые съездил в Орду. Здесь Узбек-хан утвердил его в качестве наследника Московского княжества. В 1325 году Иван Калита становится московским князем.

Князь московский

Став во главе княжества, он первым делом перевел из Владимира резиденцию митрополита. Москва стала духовной столицей Руси, а первым московским митрополитом стал Петр.

Все действия Ивана Калиты были направлены на возвышение Москвы над остальными княжествами. Успешными были действия в борьбе с Тверским княжеством. В 1327 году в Твери произошло восстание против ордынского владычества. Карательная акция Узбек-хана настолько ослабила тверские силы, что княжество больше не конкурировало с Москвой.

Политика князя Ивана Калиты привела к расположению к нему Узбек-хана. Если все княжества в полном объеме ощущали гнет ордынских баскаков, то московские земли жили относительно спокойно.

Началось переселение в Московское княжество людей из других земель.

Иван Калита способствовал развитию ремесел и торговли, что позволило распространить влияние на многие земли Северо-Восточной Руси.

Ко двору были приглашены бояре, что создало мощную опору власти. Был введен земледельческий закон, основанный на византийском праве, а также новый порядок наследования.

Итоги правления

Современники и летописцы считали, что Иван Калита избавил русскую землю от татар и разбойников. Всегда чинил «правый суд», помогал бедным, защищал вдов от насильников. За это Иван Калита получил еще одно прозвище - Добрый.

При Иване Калите Московский кремль обзавелся дубовой стеной, были построены Архангельский и Успенский соборы (изначальные храмы не сохранились), церковь Иоанна Лествичника.

В начале 1340 года князь постригся в монахи с именем Ананий, после принял схиму и через несколько недель скончался. Был погребен в Архангельском соборе на Соборной площади в Москве. Он оставил завещание, по которому его преемником становился старший сын Симеон.

оставил завещание, по которому его преемником становился старший сын - Симеона.

Иван I Данилович Калита

Иван I Данилович Калита

Иван Данилович Калита (ок. 1283 г. - 31 марта 1340 г. или 1341 г.) - второй сын Московского князя Даниила Александровича.
Прозвище «Калита» получил за своё богатство и щедрость (калита (от тюркского слова «калта») - старинное русское название небольшой поясной денежной сумы).

В 1296 - 1297 гг. наместник своего отца Даниила Александровича в Новгороде.
В 1304 г., в отсутствие своего старшего брата, Иван отправился в Переславль оборонять его от тверских князей. Вскоре под городом появились тверские полки под началом боярина Акинфа. Три дня тот продержал Ивана в осаде, на четвёртый день явился из Москвы боярин Родион Несторович, зашёл тверичам в тыл, а Иван в то же время сделал вылазку из города, и неприятель потерпел полное поражение.

Князь Московский: 1322/1325 - 1340 гг.

В 1320 г. Иван Данилович впервые ездил в Орду к Узбек-хану, утверждаться в качестве наследника Московского княжества. Юрий Данилович получил ярлык от хана на великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана.
В 1321 г. Дмитрий Тверской признал власть Юрия Даниловича и передал ему ордынскую дань со всего Тверского княжества . Но Юрий, вместо того, чтобы отвезти тверскую дань в Орду, отвёз её в Новгород и через купцов-посредников пустил её в оборот, желая получить проценты. Действия Юрия с ордынской данью разгневали Узбек-хана, и он передал ярлык на великое княжение Дмитрию. Находящийся в это время в Сарай-Берке Иван Данилович демонстративно ни во что не вмешивался, полностью отстранившись от дел брата. При попытке Юрия вернуть ярлык он был зарублен Дмитрием в Сарай-Берке 21 ноября 1325 г., в канун дня гибели Михайла Тверского, и Иван стал московским князем. Ещё спустя год (1326 г.) в Орде был убит сам Дмитрий, а ярлык был передан его брату Александру.

В первый год правления Ивана в Москву из Владимира была перенесена резиденция митрополита Петра (1325 г.).

Князь Новгородский: 1328 - 1337 гг.

Александр Михайлович Тверской в 1327 г. заключил договор с Новгородом, и в том же году в Твери произошло народное восстание, в котором тверичи убили ордынского посла Чол-хана (Шевкала) и всю его свиту. Узнав об этом, Узбек послал за московским князем, но, по другим сведениям, Калита поехал в Орду сам. Узбек-хан выдал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска. Объединившись с суздальцами, Калита пошёл в Тверское княжество , где ордынцы пожгли города и сёла, людей повели в плен и, как сообщает летопись, «положили пусту всю землю Русскую». Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 г. уехал в Литву (на полтора года).
В 1328 г. хан поделил великое княжение между Иваном, получившим Великий Новгород и Кострому, и Александром Васильевичем Суздальским , получившему сам Владимир и Поволжье (предположительно Нижний Новгород и Городец). После его смерти в 1331 или 1332 г. князем Суздальским и Нижегородским стал его брат Константин Васильевич , а Нижний Новгород и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения.
В 1328 - 1330 гг. Иван отдал двух своих дочерей замуж за Василия Давыдовича Ярославского и Константина Васильевича Ростовского для того, чтобы распоряжаться их уделами.

В 1331 г. появление Звенигородского княжества (1331 - 1492 гг.), столица Звенигород.

Великое княжение

Великий князь Владимирский: 1331 - 1340 гг.

В 1331 г. возник конфликт между Москвой и Новгородом. Митрополит Феогност отказался поставить в архиепископы новгородские Арсения, избранного собором галицко-волынских епископов, а поставил своего кандидата Василия Калику. А Иван Калита, купив ярлык в Орде и планируя к приезду митрополита Феогноста строительство нового каменного храма в Москве, потребовал от новгородцев выплаты дани в повышенном размере (в частности, «закамское серебро»). После получения отказа Иван вступил со своими войсками в Новгородскую землю и занял Торжок, затем Бежецкий Верх. Новгородский архиепископ Василий начал строительство нового каменного Детинца в Новгороде, опасаясь войск Ивана и шведов. Но войска в бой не вступили. Велись переговоры, которые закончились тем, что архиепископ Василий поехал в Псков и заключил мир между Псковом и Новгородом.
Иван, после этих событий заключил сепаратный мир с Гедимином при помощи митрополита Феогноста, только что приехавшего в Москву. Мир был скреплён браком наследника Ивана Калиты - Симеона Ивановича с дочерью Гедимина Айгустой. Иван Калита выкупил в Орде из плена Наримунта Гедиминовича, заручился его расположением, крестил его в православие и отправил в Литву, к отцу Гедимину. Новгородцы же, опасаясь как Калиты (в то время только титульный Новгородский князь) с ордынцами, так и шведов, пригласили Наримунта (на северные волости), дав ему в отчину Ладогу, крепость Орешек, Корельск (Корелу), Корельскую землю и половину Копорья, но тот передоверил управление ими своему сыну Александру (ореховский князь Александр Наримунтович), да и жил Наримунт больше в Литве, а в 1338 году, когда он не только не явился на зов Новгорода защищать его против шведов, он ещё и отозвал своего сына Александра.

В 1336 г. при посредничестве митрополита Феогноста Иван заключил мир с Новгородом, стал новгородским князем и получил причитающуюся дань. Иван также хотел направить войска на Псков, но Новгород этому воспротивился. В это время Гедимин совершил набег на Новгородскую землю, мстя за мир с Москвой. Иван в отместку направил свои войска на Литву, где они пограбили окраинные земли вблизи границы. Гедимин, занятый распрями с Ливонским Орденом, не стал начинать войны.
В 1337 г. Александр Тверской покорился хану тем самым вернул себе тверское княжение. В 1339 году Иван поехал в Орду с доносом на Александра, после чего тот получил приказ явиться к хану. Приехавшие к хану Александр и его сын Фёдор были казнены. Калита вернулся в Москву и приказал снять с тверской церкви святого Спаса колокол и привезти его в Москву. Брат Александра Михайловича, Константин, вновь был вынужден подчиниться.
В 1340 г. Иван организовал поход на Смоленск против князя Ивана Александровича, вступившего в союз с Гедимином и отказавшегося платить дань Орде. Кроме ордынцев в походах Калиты, как правило, участвовали князья рязанские со своей ратью. В том же году назрел новый конфликт между Москвой и Новгородом, который был разрешён уже в княжение сына Ивана, Семёна Гордого.


Успенский собор Московского кремля


Собор спаса на Бору. Реконстукция.


Архангельский собор Московского Кремля

Колокольня "Иван Великий"(Церковь Иоанна Лествичника).

При Иване Калите в Московском Кремле были построены белокаменные Успенский собор Собор Спаса на Бору (снесен в 1933 г.), Архангельский собор (первоначальный храм не сохранился), церковь Иоанна Лествичника (первоначальный храм не сохранился). Был построен новый дубовый Московский Кремль , защищавший не только центр прежнего города, но и посад за его пределами. Вокруг Кремля одно за другим возникали села. Бояре охотно переходили к Московскому князю и получали от него земли с обязанностью службы; за боярами следовали вольные люди, годные к оружию. Иван заботился о внутренней безопасности, строго преследовал и, казнил разбойников и воров и тем самым давал возможность ездить торговым людям по дорогам.

В 1339/1340 г. в Москве было написано Сийское Евангелие, хранящиеся в библиотеке Российской академии наук.


А. Васнецов Московский Кремль при Иване Калите

Проблема датировки смерти

Летописи воспроизводят такую последовательность событий (в скобках помещена их традиционная датировка в историографии):
Убийство в Орде Александра Михайловича Тверского с сыном (29 октября 1339 г.);
Поход войск Товлубия, Ивана Калиты и их союзников на Смоленск (зима 1340 г.);
Смерть Ивана Калиты (31 марта);
Поездка Семёна Ивановича и других князей в Орду, нападения новгородцев на Устюг и Белоозеро;
Известия о пожарах в Новгороде (7 июня) и Смоленске (Спас, август);
Возвращение Семёна Гордого из Орды и занятие Торжка;
Убийство в Брянске князя Глеба Святославича (6 декабря 1340 г.);
Поход Семёна Гордого против Новгорода и заключение мира (зима);
Смерть Узбека и Гедимина (зима 1341 г.).

Итоги правления

Одна из главных черт характера Ивана - гибкость в отношениях с людьми и настойчивость. Он часто ездил к хану в Орду и вскоре заслужил расположение и доверие Узбек-хана. В то время как другие русские земли страдали от ордынских вторжений, владения князя Московского оставались спокойными, их население и благосостояние неуклонно росли: Перестали поганые воевать русскую землю, - перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле

Сыграл большую роль в усилении экономического и политического союза Московского княжества и Золотой Орды, для которой он собирал с Русских земель дань. Беспощадно пресекал народное недовольство, вызывавшееся тяжёлыми поборами, расправлялся с политическими противниками - другими русскими князьями.

Иван I усилил московско-ордынское влияние на ряд земель Севера Руси (Тверь, Псков, Новгород и др.). Он накопил большие богатства (отсюда его прозвище «Калита» - «кошель», «денежная сумка»), которые использовал для покупки земель в чужих княжествах и владениях, другая версия от привычки носить с собой постоянно кошелек («калиту») с деньгами для раздачи милости. Его внук Дмитрий Донской в своей духовной грамоте сообщил, что Иван Калита купил Углич, Галич Мерский и Белоозеро. Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова, вдоль рек Мста и Киржач и даже в Новгородской земле, вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям покупать там земли. Он заводил в Новгородской земле слободы, населял их своими людьми, распространяя таким образом свою власть.

Умер Иван I Калита 31 марта 1340 г., погребён в Москве - в Архангельском соборе. На московский престол взошел его старший сын Симеон Иванович Гордый.

Дети

Семён Гордый (1318-1353 гг.).
Даниил, род 1320 г.
Иван II Красный (30 марта 1326 г. -13 ноября 1359 г.).
Андрей, (июль 1327 г. - 27 апреля 1353 г.).

Мария (ум. 1365 г.), замужем с 1328 г. за Константином Васильевичем (князем Ростово-Борисоглебским).
Евдокия (ум. 1342 г.), замужем за князем Ярославским Василием Давыдовичем Грозные Очи.
Феодосия, выдана замуж за Белозерского князя - Фёдора Романовича.


Святой источник Архистратига Михаила в городе Протасово Московской обл.


Святой источник Архистратига Михаила Памятник Ивану Калите

КОЛОМЕНСКОЕ

Высоко над крутыми берегами Москвы-реки расположено древнее уникальное место, где в течении многих веков создавались памятники культуры.
Первые упоминания о Коломенском содержатся в духовных грамотах Ивана Калиты 1336 и 1339 гг.


Церковь Вознесения Господня в Коломенском

В 1341 г. - появление Серпуховского княжества (1341 - 1472 гг.). Князь Михаил II Ярославич Хоробрит - 1246 - 1248 гг. - князь московский.
Князь Борис Михайлович. 1248 - 1263 гг. - князь московский.
Московское княжество
Князь Даниил Александрович . 1263/1276 - 1303 гг. - князь московский.
Князь Юрий III Даниилович . 1303 - 1325 гг. - князь московский.
Государство Московское
Эпоха первого Уицраора.
Иван I Калита. 1322/1325 - 1340 гг. - князь московский.
Симеон Иванович Гордый. 1340 - 1353 гг.
Иван II Иванович Красный. 1353- 1359 гг.

Copyright © 2015 Любовь безусловная