Вращение меча. Как овладеть катаной

Нижеследующий текст предназначен только для тех, кто посещает или посещал курсы. Для тех, кто не посещал, он не принесёт никакой пользы.

Первое занятие

1. Всё вспомнить.

2. Упражнение «пять шагов» - коррекция походки по точкам, выложенным диагональным крестом.

3. Упражнение «восемь наклонов» - наклоняться во все стороны, развивая гибкость и равновесие.

4. Нанести как минимум по десять ударов каждого типа по всем направлениям со всеми вариациями: с правой ноги, с подшагом левой, можно и без шага, можно с шагом назад, локтевые, плечевые, кистевые, одной рукой, двумя руками.

5. Держать меч при себе и обращаться к нему как можно чаще.

Второе занятие

1. Повтор предыдущего домашнего задания. Нанесите больше разнообразных ударов.

2. Тренируйте блоки, сливы и проходы от ударов, наносимых воображаемым противником.

Сейчас важнее количество, чем качество движений. Качество потом придёт. Но было бы неплохо для разнообразия попробовать хотя бы несколько ударов нанести медленно, плавно и геометрически идеально, следя за каждым аспектом движения.

3. После «пяти шагов» отдельно тренируйте сокращение дистанции с воображаемым противником. Например, с деревом во дворе. Старайтесь резко сближаться и уходить в тыл, проскальзывая сбоку.

4. Контроль удара по неодушевлённому предмету.

Третье занятие

1. Переходы между стойками с выполнением результативных действий. Надо идти вперёд, а не отступать назад после каждого шага. При этом можно спокойно делать паузы и обдумывать уже прошедшее и ещё предстоящее действия. Чёткость и некоторое разнообразие действий здесь важнее скорости, но она тоже приветствуется.

Напоминаю вариации стоек:
Фронтальная / боковая - как стоять, грудью или боком.
Левая / правая - в какую сторону взгляд и оружие, относится скорее к боковым.
Передняя / задняя / центральная - распределение центра тяжести, причём передние для фехтования подходят ситуационно.
Правая ведущая / левая ведущая / параллельная - расположение ног. Если есть привычка всегда держать впереди, например, только правую ногу, то имеет смысл попробовать стоять с левой ведущей. Правой ногой получится совершать очень длинный шаг.
Нормальная / широкая / узкая - расстояние между ногами, узкая практически не имеет смысла.
Прямая / согнутая / низкая - изгиб коленей.
Закрытая / открытая - прикрывается ли тело мечом.
Дальняя / умеренная / ближняя - расстояние между кистями и телом. Дальние стойки - защитные, ближние - агрессивные.
Меч горизонтально / диагонально / вертикально - просто расположение меча, тут всё понятно. Горизонтальные обычно более защитные чем вертикальные, но не всегда.
Наклон левый / правый / отсутствует - наклон клинка. Наклон в закрытых стойках обычно помогает несколько улучшить защиту, но при этом выделяется приоритетное направление для атаки и информация об этом явно сообщается противнику.
Положение левостороннее / правостороннее / центральное - положение меча относительно тела. Обычно используется центральное. При положении справа, например, можно обходить противника слева, оставаясь в относительной безопасности. Недостаток тот же - очевидность действий.

3. Тренируйте защиту от ударов воображаемого противника: блоки, парирования, отбивы и доводки. Всё это из разных стоек.

Четвёртое занятие

1. Тренируйтесь в развитии чувства дистанции. Вы никогда не должны ошибаться в оценке дистанции до цели. Меняйте стойки, пробуйте всё что можно.

2. Наносите по воздуху из разных стоек колющие, режущие и рубящие удары разных видов, варьируя намерение и мощность удара.

3. Обязательно проведите изматывающую отработку мастерских ударов (200 х 3). Особое внимание обратите на первый, второй, третий и пятый удары. Четвёртый можно пока что отложить, он может показаться чуждым и неочевидным.

4. Займитесь сооружением балды. Может быть, вы и не успеете возвести эту несложную конструкцию до конца обучения, но в будущем она всё равно пригодится. Далее этот вопрос снова подниматься не будет, надеюсь на вашу сознательность.

Учтите, что на четвёртом занятии заканчивается изучение простых техник фехтования. В дальнейшем вам предстоит знакомство с более сложными составляющими этого искусства. Их понимание и осознание без крепкого фундамента, сложенного из знаний и навыков с первых четырёх уроков, будет очень сложным.

Пятое занятие

1. Тренируйтесь в выполнении изученных техник, то есть просто продолжайте отрабатывать простые и прямолинейные вещи.

2. Уделите внимание финтам и провокациям, подумайте над тем, как вы будете использовать их на следующем спарринге. Очень желательно придумать что-то своё.

3. Отрабатывайте сокращение дистанции. Попробуйте привыкнуть к технике скрытого наступления и к прилипанию.

4. Вращайте меч кистью, отрабатывая переводы. Можно вспомнить ранее показанное упражнение «упор и вращение», когда кончик клинка упирается в столб или стену, а кисти описывают широкие дуги.

5. Тренируйте ближние блоки и уклонения с контратаками от ударов воображаемого противника. Задача - получить некий зародыш примитивных ката, то есть проработанную и отложившуюся в подсознании комбинацию «противник делает А, я делаю Б».

6. Проведите упражнения для повышения точности. Можно поиграть с товарищами в бадминтон, как обычный, так и наш «специфический». Любыми палками, если мечей недостаточно.

Шестое занятие

1. Проведите обычную тренировку.

2. Подумайте о своей стратегии. Представьте несколько кризисных ситуаций с собой в главной роли «жертвы». Проведите тактическое планирование, чтобы найти выходы.

3. Опишите стиль своего боя. Вспомните про шаблоны А-З-М и в принципе составьте описание того, как именно вы предпочитаете сражаться. Снова проведите тактическое планирование, уже относительно спарринга.

4. Выберите из списка и изучите несколько отдельных тактик и приёмов. В спаррингах на следующем занятии постарайтесь ими воспользоваться.

5. Научитесь менять хват с прямого на обратный и наоборот. Привыкайте крутить меч между пальцами. Он не должен падать.

6. По выбору: медитация для очистки сознания или тренировка с полной отдачей и концентрацией.

7. Подумайте о расширении снаряжения. Фехтовального или самооборонного, неважно.

Список тактик и приёмов: это краткий конспект для тех, кто дошёл до шестого занятия. Для тех, кто не дошёл, текст не обязан быть понятным.

Единый меч - поразите противника одним ударом, отбросив им же его меч в сторону.
Малая цель - достаньте до противника хоть как-то.
Смертоносность - бейте строго в полную силу. Опасно в спарринге.
Атака с фланга - резко сместитесь с вектора движения наступающего противника и ударьте его по диагонали.
Провокация и ускользание - спровоцируйте на атаку в определённую часть тела, отскочите и поразите в силуэт, зная, куда направлен вектор движения тела противника.
Встречное столкновение - уйдите в тыл атаки, уколов или ударив на встречном ходу.
Встречный прыжок - против наступления резко уйдите не влево, а вправо, развернитесь против часовой стрелки и ударьте в спину.
Привязывание - меч противника «привязан» к вашему поясу. Когда он уведёт его назад, нанесите порез или укол одними ногами.
Атака во все стороны света .
Атака из любого положения .
Противодействие - мешайте планам противника, не давая ему выполнить ничего из задуманного.
Моментальный удар - немедленно бейте, не думая.
Небрежная атака - наносите расслабленные удары в небрежной манере.
Продвижение вперёд - атакуйте сердце, не обращая ни на что внимания.
Контроль центра - выдавите противника из центра, заставив его бить только по дугам, а сами наносите прямые удары строго вперёд.
Центральная атака - отведите меч противника в сторону, оставив кончик вашего меча в центре, затем немедленно атакуйте.
Склеивание с мечом - техника прилипания, доведённая до абсурда.
Внезапное отклеивание - прилипните, давите на меч противника, затем внезапно отдёрните меч, заставив оружие противника сместиться по инерции, и нанесите удар по рукам.
Скрытое увеличение дистанции - держитесь на дистанции чуть превышающей дальнюю, но делайте вид, что противник может вас достать.
Быстрое сокращение дистанции - большой-малый шаги.
Постоянное наступление - в лоб на противника, как носорог, не пытайтесь обходить.
Притирка вплотную - если противник попытается разорвать дистанцию, немедленно бейте, а так - рукопашка всякая.
Раздувание противника - вынуждайте противника отбиваться до глубокого выдоха, снова атакуйте на его вдохе.
Использование окружения .
Укорачивание оружия - приблизьте руки к телу и сражайтесь в таком положении. Когда противник отступит, нанесите удар, распрямив руки и шагнув - вы сможете до него достать.
Опережение ритма - определив ритм противника, нанесите удар тогда, когда он не будет к этому готов, сразу после окончания одного из его ударов.
Смена ритма - навяжите ритм, быстрый или медленный, затем резко смените его.
Изменение базовых техник - используйте не типичные для себя техники.
Разнообразие - эклектично используйте все техники одновременно, лишив себя идентифицируемой манеры боя.
Смена манеры боя - начните бой в одной манере, затем резко смените её на другую.
Отскакивание - чередуйте удары с двух сторон, нанося их на разном уровне.
Течение - уподобьтесь воде, наносите удары в мягкой манере, протекающие мимо жёсткой защиты. Станьте мягким, но тяжёлым, не давая с лёгкостью отбивать атаки.
Лавина - очень длинный удар на несколько шагов, достающий до убегающего противника.
Падающая скала - разрубите противника целиком сверху вниз.
Самопожертвование - защититесь от оружия противника рукой, пожертвовав ей, и поразите противника. Не тренировочная тактика.
Готовность к самопожертвованию - проявите несокрушимость и непоколебимость.
Смена тактики - просто поменяйте тактику, если выбранная не срабатывает.

Седьмое занятие

1. Проведите строгий анализ себя как фехтовальщика. Вспомните про составляющие успешного бойца.

2. Обратитесь к внешним источникам. Прочитайте трактаты о военном деле, фехтовании и боевых искусствах.

3. Ищите свои слабые стороны и искореняйте их по возможности. Вылепите из психики тот идеал, которому бы хотели соответствовать. Следите за спортивной формой и здоровьем. Становитесь сильными, ловкими и выносливыми. Озаботьтесь снаряжением - тренировочным и настоящим.

Понятно, что это домашнее задание выполняется не за неделю. Поставьте сроки самостоятельно. Идите к цели, понимая, зачем вам это надо. И помогайте идти другим. Помните, что никто, кроме вас самих, не мешает вам стать мастером.

Продолжаю публикацию наших наработок по игре клинка. Сегодня я коснусь разделения элементов на типы и подробнее разберу вращения.

Основные понятия игры клинка. Классификация элементов игры клинка.

Согласно базовым целям элементов игры клинка, из всего многообразия переходов между приёмами, непосредственно к художественному владению оружием относятся следующие виды движений:

Надо заметить, что перечисленные выше условия классификации элементов не являются их конечной целью. Перебросы не исполняются для того, чтобы подбросить меч, вращение не делают для того, чтобы просто его покрутить. Конечной целью исполнения любых элементов художественного владения оружием всегда является либо смена траектории движения меча (в общем смысле, т.е. это может быть и смена ударной техники), либо смена хвата, либо смена руки, держащей оружие.

Помимо общего деления по характерным особенностям исполнения, элементы художественного владения оружием подразделяются по направлениям (прямое и обратное); по плоскостям движения оружия (вертикальная, горизонтальная, диагональная, сагиттальная); по хвату (прямой и обратный); по положению оружия относительно корпуса (справа, слева, сбоку, спереди и т.п.) и так далее. Подробно классификация будет рассмотрена при разборе техники исполнения отдельных элементов.

2. Вращения.

В данных элементах основной принцип построения движения заключается во вращении оружия в различных направлениях, плоскостях, положениях относительно тела спортсмена, и на различном хвате. Контроль элемента заключается в контроле центра вращения и удержании оружия в заданных плоскостях. Во вращениях отсутствует безопорная фаза движения (полёт оружия) и любые смены хвата.

Классификация вращений происходит по следующим характеристикам:

  • плоскостям вращения;
  • уровню и направлению вращения;
  • хвату оружия.

Анатомия различает три основных плоскости относительно тела человека: вертикальную, горизонтальную и сагиттальную.

Для классификации вращений эту схему необходимо расширить, включив в неё положение плоскости относительно стороны тела. Так мы получаем правую и левую вертикальные плоскости, фронтальную (переднюю) и заднюю сагиттальные плоскости и верхнюю и нижнюю горизонтальные плоскости. К этим основным плоскостям добавляются две диагональные (правая и левая) плоскости, как основные для исполнения некоторых типов ударов.

Для простых колец, в классификацию включают специальное указание уровня исполнения. Это точное наименование плоскости вращения относительно стороны тела. Для некоторых сложных вращений в сагиттальных плоскостях возможны два уровня исполнения – сбоку (центр вращения на уровне груди справа или слева) и сверху (центр вращения над головой). В первом случае вращения называются боковыми, а во втором – в зависимости от сложности элемента . Для прочих сложных вращений указание уровня зачастую является излишним, так как элемент занимает несколько плоскостей и для заданного направления исполняется в них единственно возможным способом.

По направлению исполнения все вращения делятся на прямые и обратные. Данные определения даются вращениям произвольно и не зависят от каких-либо объективных характеристик. Исторически сложилось так, что в вертикальной плоскости вращения от себя сверху вниз называются прямыми, а на себя сверху вниз – обратными. То же сохраняется и для боковых вращений. Для горизонтальных вращений движение против часовой стрелки считается прямым, а по ней – обратным. Каким бы сложным ни было вращение, у него всегда есть прямой и обратный вариант исполнения.

Все вращения составляются в основном из колец, поэтому плоскости, занимаемые этим вращением являются характерными. Сложное вращение так же не может состоять из колец прямой и обратной направленности, исполняемыми в одной плоскости или с одной стороны тела. Все комбинации строятся с сохранением вращательного движения и в этом их главная характерная особенность. Благодаря ей каждый элемент можно исполнять циклично продолжительное время. Если во вращение добавляется конус как составляющая часть элемента, то его исполнение подчиняется требованиям к кольцам – оружие по возможности не покидает характерные для элемента плоскости, скорость и амплитуда исполнения конуса сопоставима со скоростью исполнения колец.

По типу хвата возможны два деления. Все вращения делят на исполняемые прямым и обратным хватом, а простые кольца – ещё и на исполненные открытым и закрытым хватом. На последнем остановимся подробнее. Рассмотрим только прямой хват и правую вертикальную плоскость. Для прямого кольца в ней исполнение открытым хватом подразумевает раскрытую вверх ладонь и свободные четыре пальца (удержание оружия происходит большим пальцем). Закрытый хват – это плотный обхват оружия всеми пальцами и исполнение элемента ладонью вниз. Этот принцип по аналогии распространяется на исполнение во всех плоскостях как прямым, так и обратным хватом.

Конструктивным материалом для сложных вращений служат кольца. Теоретически, в каждой плоскости для прямого хвата возможно исполнить четыре варианта колец: прямой и обратный и закрытым и открытым хватом. Для некоторых плоскостей некоторые из этих колец недоступны к исполнению из-за физиологических ограничений. Однако, можно увидеть, что в общем случае для пары параллельных плоскостей возможно получить двенадцать уникальных элементов (24 с учётом прямого и обратного исполнений). Легко прикинуть, каково общее количество вращений для всех плоскостей с учётом прямого и обратного хвата.

Вращения в параллельных плоскостях, состоящие из не повторяющихся колец, называют простыми, остальные – составными.

Но в практике подготовки спортсменов не разучиваются все возможные варианты. Для достижения хороших результатов в подвижности кисти, чувстве пространства и оружия достаточно нескольких вращений, которые названы базовыми. Все остальные изучаются по желанию спортсмена самостоятельно.

Базовыми в прямом и обратном исполнении считаются следующие простые вращения:

К этим элементам добавляются составные вращения «дюжина» и «чёртова дюжина».

Для вертикальных плоскостей специфичность нахождения элемента сбоку, спереди или сзади зачастую обозначает просто степень доворота корпуса к данному элементу. Если к вертикальной «восьмёрке» встать лицом – получим переднюю вертикальную «восьмёрку», если боком – боковую. Подняв её из этого положения наверх, над готовой, получим верхнюю боковую, довернувшись спиной – заднюю.

Не все вертикальные элементы возможно сделать в каждой ориентации корпуса. Например, задняя вертикальная восьмёрка крайне сложна для исполнения, так как требует развитой растяжки и проработки суставов локтя, плеча и запястья. Такая работа над подвижностью в большинстве случаев не оправдана. Зато «хвост» удобнее всего делать именно сзади.





Боковая «девятка», исполненная на верхнем уровне, исторически называется «фронтальной девяткой», а вот «восьмёрка» посохом на верхнем уровне в сагиттальных плоскостях – «солнышком». О проблемах терминологии элементов художественного владения оружием я ещё буду говорить отдельно.

«Восьмёрка», «девятка», «четвёрка», «дюжина» и др. – распространённые фольклорные обозначения вращений. На данный момент они не имеют устоявшихся официальных терминов и применяются как есть.

Клуб Камелот. Булавкин А.В. «Упражнения с оружием» 2010.
Игра клинка – это упражнения с оружием, основанные на изменении положения клинка в пространстве по отношению к телу фехтовальщика, изменении хвата оружия в руке, а также изменения положения в пространстве тела самого фехтовальщика.

Перемещение клинка в пространстве может быть маневрированием собственно оружием, либо приложением усилия через оружие на целевой объект. Приложение силы в ходе исполнения атаки оружием требует в момент фокусировки усилия удара удержания оружия плотным хватом всеми пальцами в обхват.

Маневрирование клинком осуществляется между моментами приложения основных усилий при выполнении атак, поэтому траектория движения оружия может быть более вариативной и менее зависимой от инерционных факторов. В силу физиологических причин строения руки и тела удержание рукояти оружия неплотным (мягким) хватом, без обхвата всеми пальцами дает дополнительные степени свободы маневра.

Маневрирование с низкой скоростью включает в себя прямые и криволинейные ведения клинка для смены его положений в пространстве, как по нецикличным, так и по цикличным траекториям.
Маневрирование с высокой скоростью включает в себя либо перемещение оружия между направлениями совершения атак, либо предостерегающие действия в отношении противника, либо освобождение оружия от возможных помех его движению, созданных противником, или возникающих в условиях схватки. Эти действия маневрирования могут быть как цикличными, так нецикличными криволинейными и линейными.

Тренировка выполнения маневров оружием при удержании его мягким хватом значительно увеличивает скорость перемещения оружия между направлениями ударов в связках, статичными силовыми положениями оружия, а также скорость освобождения клинка из инерционных ловушек и внешних помех.

Основными методами тренировки управления положениями хвата является исполнение циклических (кольцевых) вращений, в ходе которых устанавливается естественный ритм чередования плотного и мягкого удержания оружия в различных положениях кисти и руки по отношению к телу фехтовальщика. Увеличение скорости вращений в упражнениях постепенно ведет к увеличению функциональных возможностей удержания оружия мягким хватом, повышается сила такого удержания при сохранении дополнительных степеней свободы маневра.

Базовыми упражнениями игры клинка необходимо считать элементы вращения, совпадающие по направлениям с траекториями маховых рубящих ударов. Выполнение вращений в этих направлениях подготавливает кисть вооруженной руки к чередованию усилий в нагруженной (фокусированной) части ударного движения, а также в переходных и подготовительных частях траектории. Умение включать разную степень усилия хвата оружия позволяет выравнивать подготовительные и переходные части траектории ударных движений в одной плоскости с фокусированной частью траектории удара, что увеличивает общую скорость движения и его управляемость.

Достаточная тренированность достигается при таком выполнении базовых упражнений, если в ходе демонстрации удара не возникает излишней задержки удержания плотным хватом после выполнения ударной части траектории, к моменту, когда требуется корректировка траектории на ее переходном участке применением удержания на мягком хвате. Мягкий хват также должен без задержки переходить в плотный к моменту наращивания в ударном участке траектории критического усилия.

При выполнении вращений чередование плотного и мягкого хвата совпадает с моментами запуска (подачи импульса) который удобно делать при плотном хвате, и моментами приложения корректирующих усилий, которые необходимы после ослабления импульса начального движения и выполняются в ситуациях требующих дополнительной степени свободы маневра оружием именно на мягком хвате.
Для отработки специальной микромоторики хвата и движений кистью при обучении базовому упражнению на одиночное кольцевое вращение в вертикальной плоскости используются несколько подводящих упражнений.

1 упражнение состоит в тренировке основного положения мягкого хвата при котором ладонь полностью открыта и выпрямлена, а удержание оружия осуществляется прижиманием рукояти большим пальцем к основанию указательного. Большой палец прижимает рукоять сбоку, а не сверху, таким образом, кисть остается прямой, ладонь смотрит вверх параллельно полу, указательный палец не сгибается при обычном удержании, рукоять в статичном положении смотрит перпендикулярно вверх по отношению к плоскости ладони. Чтобы убедиться в возможности удерживать оружие таким образом, без плотного обхвата всеми пальцами за рукоять, следует выполнить раскачивание оружия вдоль вертикальной плоскости вперед и назад так чтобы оно не выходило за ее пределы в сторону. При медленном исполнении за одно получасовое занятие каждый может выполнить раскачивание по максимальной амплитуде до точки вертикального равновесия (клинком вверх и ладонью вниз) при раскачивании клинка с движением и вперед, и назад. Как только точка равновесия начинает достигаться с легкостью, из нее можно выполнять циклическое вращение с большим числом повторений как вперед, так и назад. При увеличении скорости в положении оружия клинком вверх необходимо устанавливать плотный хват с той силой, которая соответствует скорости движения. В этом случае в упражнении появится содержание позволяющее научиться своевременно переключаться между мягким хватом на открытой ладони в положении клинка вниз и плотным хватом в положении клинка вверх. Оба эти положения будут находиться внутри траектории вращения на вертикальной линии, перпендикулярно полу. Когда клинок проходит горизонтальные положения внутри траектории, под 90 градусов к основным контрольным положениям оружия, кисть начинает сгибать либо разгибать пальцы, приобретая форму «горсти» и при этом устанавливается неполный обхват пальцами за рукоять оружия.

Ошибки исполнения. Первая ошибка это чрезмерное сгибание руки в локте, при котором кисть пытаются расположить ближе к телу. Это не приводит к усилению контроля, наоборот, свобода движения кисти ограничивается, более неудобным оказывается выполнение мягкого хвата на прямой ладони, и маневр оружием осложняется, этого делать не следует. Поскольку тело фехтовальщика в таком случае становится намного ближе к центру вращения оружия и его контрольным положениям, оно может сыграть роль помехи в упражнении, которую придется обводить, нарушая плоскость вращения и допуская нежелательные отклонения оружия от вертикальной плоскости. Выполнять вращения необходимо прямой рукой используя минимальные сгибания в локте и поворот руки вокруг ее оси плечом. Следующей ошибкой является желание инстинктивно удерживать неполный обхват всеми пальцами за рукоять при вращении все время из опасения потерять контроль за оружием. Сгибание ладони в «горсть» в течении всего цикла вращения приводит к тому что ровную плоскость при вращении оружия создать на начальном этапе обучения невозможно, она всегда будет напоминать конус, вершина которого ориентирована к руке фехтовальщика, а основание обращено на внешнюю сторону. Эту ошибку следует предупреждать заранее, подготавливая кисть к навыку правильного чередования мягкого и плотного хвата, иначе вращения будут иметь ломаную траекторию, теряя плавность и управляемость.

Проблема заключается в ином – в том, имеют ли сами держатели меча право заниматься этими видами ударов, чтобы раздавать их затем без разбора направо и налево?

То, что меч держат в руках, очевидно всякому. Но начинается этот непростой Путь вовсе не с вопроса о руках и их способностях, а с выяснения предназначения первоосновы скелета человека – тазобедренного сустава и всех его связей в повседневной жизни.

Почитатели видеопохождений бравых ниндзя и прочих махателей меча (иногда и в самом деле виртуозов своего дела) никогда не задумывались над проблемой уважения прав людей, живущих рядом с ними (зачем им тогда меч?). Но если бы их учителя знали, что человеку, не имеющему Расового излучения в тазу, нельзя притягивать к своему телу ни одного события в жизни, то их память могла бы подсказать им, чтобы они не вкладывали в руки таких людей никаких предметов вообще. Так как самих рук у этих людей тоже нет (в виде излучений тонких энергий). Отсюда и последующая пустота быта и бизнеса самих учителей владению мечом (или, например, теннисной ракеткой) и каждого из их воспитанников.

Таким образом, получается, что техникой владения меча зачастую занимаются вовсе не те люди, кому он указан, как тренинг вестибулярного аппарата (что просто необходимо для определенной категории людей – техника вращения предметов напоминает им о постоянном (к тому же, неритмичном) вращении Земли и помогает приспосабливать ритм жизни своего тела к постоянным смещениям земной поверхности).

На самом деле, меч целесообразен лишь тем жителям Земли, чей ритм жизни привязан к биоритмам двух земных океанов – Тихого и Атлантического. Тело таких людей почти не связано с земными грунтами (то есть, их память, «зашифрованная» в глубинах подсознания – большей частью, в рефлексах спинного мозга, не помогает им соответствовать конкретным значениям величины земного тяготения, характерной для тех или иных регионов планеты).

По этой причине им приходится тратить значительные усилия на расширение границ восприятия их земным сознанием реальных условий окружающего мира. Для чего, собственно, еще со времен глубокой древности и вырабатывались:

Различные способы передвижения людей (с предметами и без);

Различные виды дыхательных упражнений, с помощью которых легкие заставляли принудительно усиленно вентилироваться или, наоборот, в них совершенно прекращали доступ воздуха - порой, на очень длительное время;

Наконец, людей учили мыслить вне движений собственного тела и даже вне существования самого этого тела, что, в итоге, помогало им все-таки иногда (а то и систематически – все зависело от мастерства самого изучавшего меч) улавливать биоритмы иногда далеких от них океанов.

Еще одной целью обучения владению мечом людей, защищающих свою земную жизнь естественной связью с океанами, было формирование в них способности к добрососедству во время проживания в окружении людей, связанных с грунтами Земли. То есть, носитель и обладатель меча, в первую очередь, обязан был стать ДРУГОМ всем земным жителям, с которыми он хоть на мгновенье да встречался в своей жизни. Но не соперник и, тем более, не враг, пришедший для уничтожения всего живого.

(Продолжение следует.)