Cамый дорогой день в году. День Арафа — самый ценный день в году

19.08.2019 Отношения

Курбан-байрам 2019 (Ид аль-Адха) – один из основных праздников в мусульманской религии. Народы, исповедующие ислам, знают и почитают этот день как праздник жертвоприношения (арабское название в переводе означает «праздник жертвы»), который знаменует собой окончание хаджа мусульман (паломничества) в Мекку, их священного города.

Отмечается этот праздник на 10 день месяца Зуль-Хиджа. Дата вычисляется по лунному календарю, и в 2019 году это будет 11 - 14 августа . Что касается величайшего поста мусульман – месяца Рамадана – то в 2019 году начало его выпадает на 5 мая, и продлится он до 3 июня.

Кануном Курбан-байрама считается День Арафа – это последний день паломничества в Мекку перед праздником жертвоприношения. Для мусульман он имеет очень большое религиозное значение, так как без него хадж к священному городу считается недействительным. А сам День стояния на горе Арафат – священная обязанность, благодаря которой мусульманину будет отпущено грехи, а сам он обретет блаженство в загробной жизни. В День Арафа паломники, собравшись на склонах горы Арафат, должны провести там все время до захода солнца, соблюдая пост, молясь и слушая проповеди.

Во время Курбан-байрама мусульмане отдают дань покорности, смирения Всевышнему, вспоминая о величайшем примере такой веры и богобоязненности Пророка Ибрахима. Он был готов принести в жертву своего сына Исмаила, тем самым показав свою полнейшую преданность Аллаху. В день Курбана (жертвоприношения) пророк узнал, что ему велено принести в жертву овцу, а не сына, и что его готовность совершить это деяние подтвердило преданность Ибрахима Всевышнему, а для всех верующих стала примером терпения и неотступности от религии и повелений Создателя. Этот пример стал уроком для всех того, что верность Господу своему вознаграждается Его милостью.

Для Курбан-байрама отводится несколько дней – непосредственно день праздника и и еще 3 дня Ат-Ташрик. Исходя из этого, праздник жертвоприношения заканчивается с заходом солнца 13 дня месяца Зуль-Хиджа.

Как празднуют Курбан-байрам?

Этот день является выходным для мусульман , посвященным молитвам, отдыху, общению с близкими. На протяжении 10 дней перед его наступлением верующие соблюдают пост, а праздновать начинают с самого утра с омовений (гусль), следуя на проповедь в мечеть, предварительно надев новые, чистые одежды. После окончания утреннего намаза верующие возвращаются домой, потом, собравшись небольшими группами на улице, поют и прославляют Аллаха. После этого слушают проповедь муллы, а далее отправляются на кладбище помолиться за умерших. Возвратившись домой к жертвенному обряду, мусульмане начинают заклинание животного, что символизирует покорность и верность воле Всевышнего.

Чтобы быть ближе к Богу – не нужны человеческие жертвы, а животный мир используется по назначению, так как он – на службе у людей.

Жертвой выбирают копытное животное . Чаще всего это бараны, быки, козы или верблюды. Животное, которое готовят к жертвоприношению, должно иметь больше 1 года от роду и быть здоровым, жирным и красивым. Согласно обряду, тушу животного делят на три части – из одной готовится угощение для родных и близких, вторую мусульманин оставляет для себя, а третьей кормит нуждающихся.

Именно бедных и голодных приглашают на ритуальную трапезу, тем самым показывая пример милосердия, доброты к слабым, как завещал Всевышний. В первый день принято готовить блюда из сердца и печени принесенного в жертву животного, во второй день – суп из головы, ножек, тушеное мясо, в третий и четвертый дни готовятся супы и другие угощения из костей. Это и плов, и манты, и чучвара. Сладости, домашняя выпечка тоже находят свое место на столе.

В этот праздник мусульмане радуют родных и близких подарками, а посещение дорогих людей вообще считается в эти дни благословенным занятием.

Различия в праздновании в разных странах

Несмотря на то, что этот праздник имеет единый смысл для всех, кто исповедует ислам, некоторые различия в праздновании все же существуют. Каждая страна привносит свой колорит, традиции, что делает общий для мусульман праздник своеобразным для всех народов.

Паломничество в Мекку египтян длится обычно 3-4 дня, на это время люди берут небольшой отпуск. Столы накрывают под открытым небом, на улице, чтобы каждый прохожий смог попробовать блюда, приготовленный из быка или верблюда. Именно эти животные становятся чаще всего жертвенными в Египте. Утренние молитвы проводятся возле двух основных египетских мечети - аль-Хуссейна и Саида Зайнаб. В это время большое внимание уделяют детям – их угощают сладостями, водят гулять в парки развлечений.

Жители Марокко на празднование надевают национальную одежду, готовят традиционные для своей местности блюда, проводят этот день с семьей. Перед жертвоприношением, которое осуществляют мужчины, женщины прикладывают к голове животного хну, что символизирует начало Курбан-байрама. На столе, помимо традиционных блюд, марокканцы обязательно ставят национальные сладости и чай. Несмотря на то, что делятся мясом принесенного в жертву животного в основном обеспеченные слои населения, менее богатые люди все же стараются участвовать в этом обряде тоже, даже если придется занимать для этого деньги.

В Турции к Курбан-байраму готовятся заранее, даже за несколько недель. Имеются отличия в подготовке животного к обряду, которые не предписаны исламом, но прижились как традиция именно в этой стране. Так, перед тем, как принести животное в жертву, его сначала купают, красят хной и украшают, используя колокольчики, ленты. Сейчас в Турции даже организованы специальные общественные организации, которые занимаются приемом пожертвований от всех желающих, колют животных и делят между нуждающимися людьми. Среди городских жителей, которые не имеют условий для проведения обряда жертвоприношения, принято ездить на этот праздник к своим родным, которые проживают в сельской местности.

В Кыргызстане в 2017 году открылась самая большая в Средней Азии мечеть. Находится она в Бишкеке, фундамент ее был заложен в 2012 году. Она умещает около 20 тысяч людей и занимает площадь около 35 гектаров. Одновременно внутри мечети могут молиться 6 тыс. мусульман.

В Индонезии большая часть населения – мусульмане, поэтому выходные дни длятся все 4 дня – на период Курбан-байрама. Там принято украшать улицы яркими шарами, играть на барабанах, взрывать салюты и читать поздравления жителям в громкоговорители. Занятые люди могут выбрать животное для жертвоприношения с целью раздачи его бедным прямо с помощью банкомата, что значительно упрощает этот процесс для них.

Меньший размах празднования Курбан-байрама принят в России . Официальным он есть в Татарстане, Башкортостане, Ингушетии, Дагестане. Так как в России редко встретишь на улице празднующих, то для исповедующих данную религию этот день является еще более семейным, теплым и трепетным.

Какими бы ни были особенности празднования, Курбан-байрам для всех верующих, исповедующих ислам, есть праздником единения людей, независимо от их социального и материального положения, милосердия к страждущим и нуждающимся, сострадания и любви.

Резюме:
Курбан байрам 2019 года какого числа?
Курбан - байрам празднуется 11-14 августа 2019 года.
Ураза - байрам в 2019 году.

День Арафа отмечается в 9-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа . День посещения участниками Хаджа горы Арафат возле Мекки, где паломники совершают намаз у подножия. Гора Арафат - это то место, где, по легенде, встретились Адам и Ева после изгнания из рая.

День Арафа - самый памятный из дней Аллаха. За совершение благих поступков в это время вознаграждение увеличивается многократно. Равно, как и вес грехов в этот день увеличивается в несколько раз. До заката солнца нужно стоять и замаливать грехи. В Саудовской Аравии утверждают: эти массовые ритуалы видны даже из космоса.

Какое бы благочестивое деяние ни совершил человек, стремясь к Аллаху с чистым намерением, в Судный день он, несомненно, увидит вознаграждение за него. Самым важным из тех поступков, которые приближают верующих к Аллаху, считается пост в день Арафа. Пророка спросили о посте в день Арафа. И он ответил: «Это очищение грехов за предыдущий и последующий год».

Для совершения хаджа существует ряд обязательных условий:
1) надо достичь совершеннолетия;
2) быть психически здоровым;
3) быть мусульманином;
4) быть свободным;
5) иметь достаточно средств, чтобы обеспечить свое паломничество и содержание семьи, оставшейся дома;
6) осознавать и не отрицать обязательность хаджа;
7) заблаговременно выехать в дорогу, чтобы успеть к моменту начала хаджа.

Кроме вышеперечисленных условий, есть и другие условия выполнения хаджа:
1) хорошее здоровье;
2) отсутствие препятствий для совершения паломничества (например, нахождение под уголовным следствием);
3) обеспечение безопасности путешествия;
4) наличие у женщины сопровождающего.

При совершении хаджа мусульманин обязан выполнить следующие обряды:
1) облачиться в одеяния паломника, что знаменует вхождение в состояние физической и духовной чистоты;
2) совершить первый обход вокруг Каабы (главной мусульманской святыни, в сторону которой мусульмане обращаются во время молитвы);
3) совершить стояние в долине Арафат, вознося молитвы Всевышнему;
4) совершить второй (прощальный) обход вокруг Каабы после стояния в долине Арафат.

После облачения в ритуальные одежды мусульманин совершает молитву и обращается к Всевышнему со следующими словами: «Вот я перед Тобой, Господи! Нет равного Тебе! Вот я перед Тобой! Воистину хвала Тебе, милость и могущество! Нет равного Тебе!».

Во время нахождения паломника в состоянии ритуальной чистоты ему запрещаются некоторые действия, которые могут сделать хадж недействительным. Например, занятие торговлей, супружеские отношения, курение и другое.

Сегодня 22 февраля


  • 22 февраля 1990 года правительство Англии опубликовало «Хартию жертв преступлений» (Victim"s Charter: Statement of the Rights of Victims of Crime). С тех пор во всем цивилизованном и демократическом мире 22 февраля неофициально отмечают День поддержки жертв преступлений - как памятную дату,... поздравить

  • День работника землеустройства, геодезии и картографии Кыргызстана (Кыргызстандын жерге жайгаштыруу, кыймылсыз мүлккө укуктарды каттоо, геодезия жана картография кызматкеринин күнү) отмечается в Республике ежегодно 22 февраля. Данный праздник был учрежден... поздравить

  • Традиционно каждый год 22 февраля во всех штатах Америки празднуют День рождения Джорджа Вашингтона (George Washington) – первого Президента, считающегося «отцом-основателем» страны. Традиция отмечать его день рождения берет начало в 1778 году, когда минуло два года после провозглашения... поздравить

  • Святитель Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился в 1865 году в деревне Клин Торопецкого уезда Псковской епархии, в семье священника, который с ранних лет брал сына с собой на службу, и любовь к храму стала неотъемлемой частью его жизни. Образование Тихон получил в духовном училище...

Сегодня 31.08.2017, девятое Зуль-Хиджа, мусульмане всего мира радуются наступлению дня Арафа. Паломники, совершающие Хадж, выполняют главный рукн Хаджа – выстаивание на горе Арафат, они читают дуа, просят Господа о прощении и о всеобщем благе. Тем же, кто сегодня не совершает паломничество, желательно держать пост и усилить свое поклонение и поминание Всевышнего. Если человек в день Арафа совершает хорошие поступки и полезные дела, то Аллах увеличивает вознаграждение для такого человека во множество раз. Но и величина воздаяния за грехи, совершённые в этот день, увеличивается в несколько раз.

День Арафа–это подарок Аллаха для всех Его рабов, где бы они ни находились, ведь каждый может мусульманин может просить своего Господа и поклоняться Ему.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил об этом дне: «Нет дня, сравнимого с днём ‘Арафа по количеству людей, освобождаемых Богом от адского наказания». (ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 533, хадис № 436–(1348).)

Пост в день Арафа очень важен для мусульман, так как этот вид поклонения приближает к Господу, а также очищает душу человека.

«Пост в день ‘Арафа [в 9-й день месяца Зуль-хиджа] способствует прощению грехов за два года, прошедший и будущий» , - сказал пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует). (ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 451, хадис № 197–(1162))

Имам ан-Навави комментировал: «В первую очередь компенсируются малые прегрешения. Если таковых нет, тогда - большие грехи. Если и их нет, тогда человек будет поднят на более высокие уровни (праведности и благочестия пред Богом, а после Судного Дня - на более высокие уровни в Раю)» . (См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 255.)

Милость Творца безгранична, но от нас требуется ежедневная самоотдача и самодисциплина в благом и праведном, на пользу себе, близким и всему человеческому обществу.

Также стоит вспомнить о истории дня Арафа. В этот день Посланник Аллаха (мир ему и благословение) провёл свою последнюю проповедь. И Господь ниспослал аят « Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Коран 5:3)

Поэтому в день Арафа мы должны стараться побольше проводить время в поклонении, а также помнить о том сложном времени, когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) боролся со злом и проповедовал истину.

Прощальную проповедь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) можно прочитать, перейдя по ссылке.

Флора и Лавра, раннехристианских мучеников, живших и пострадавших во II веке в римской провинции Илларик (на территории современных Албании, Хорватии, Боснии и Герцеговины), почитают и православные и католики.

Исторических документов, на которые опирался составитель их жития, до нашего времени не дошли. Агиограф сообщает, что родом эти два брата были из Византии и в Илларик приехали в поисках работы. Местный правитель Ликион отправил их как искусных каменотесов на строительство языческого храма, где они, будучи христианами, вели себя, мягко говоря, странно: работали хорошо, но заработанные деньги раздавали нищим, сами постились и постоянно молились, а когда сыну местного жреца попал в глаз осколок камня, забрали его к себе и вылечили, заодно обратив в христианство и его, и отца.

Когда же храм был построен, братья собрали всех работавших на стройке христиан, и все вместе они установили в восточной части святилища крест и целую ночь простояли у него на молитве. Расплата не заставила себя ждать: местный правитель приговорил к сожжению и бывшего жреца с сыном, и еще 300 христиан, а Флора и Лавра как зачинщиков отправил на суд к Ликиону, а тот распорядился сбросить их в пустой колодец и засыпать землей.

Через много лет мощи Флора и Лавра были обнаружены и перенесены в Константинополь — в 1200 году их видел там новгородский паломник Антоний, а в 1350-м — Стефан Новгородец.

По устному народному преданию, с открытием мощей этих святых мучеников прекратился падеж скота. Отсюда пошло их почитание как покровителей лошадей. Возможно, эта традиция пришла на Русь с Балкан, где сложилась устная легенда, как Архангел Михаил научил Флора и Лавра управлять лошадьми и понимать "их язык". Легенда эта была так популярна, что даже в древних иконописных подлинниках (инструкции для иконописцев) есть наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с лошадьми — такие иконы до сих пор встречаются в православных храмах.

Благодаря возникшей в народном сознании связи этих святых с лошадьми — основой основ жизни крестьянской России — мученики Флор и Лавр были чрезвычайно популярны, а день их памяти по всей стране отмечался как "лошадиный праздник", когда лошадей положено было холить и лелеять и нельзя было использовать для работы. В Москве на Мясницкой улице, напротив Почтамта, в этот день устраивалась бесплатная выставка орловских рысаков, перед открытием которой в Фроловской церкви неподалеку служили особый молебен.

День Арафа (День стояния на горе Арафат)

Девятый день месяца зуль-хиджа — предпраздничный. В этот день паломники, совершающие хадж, стоят на горе Арафат (без стояния на ней в этот день хадж недействителен), а все остальные правоверные мусульмане постятся — ведь за совершение благих поступков (а пост - самый важный из них) в этот день, по слову пророка Мухаммеда, смоются грехи "за предыдущий и последующий годы".

Араф в исламе — пространство между адом и раем, судьба обитателей которого может перемениться как к лучшему, так и к худшему. А гора Арафат — место, где Адам и Хавва, после грехопадения изгнанные из рая в разные места, встретились и узнали друг друга.

Здесь смываются большие грехи, которые нигде в другом месте никогда не смоются. И нет человека глупее и несчастнее того, кто проводит этот день безалаберно — в поисках еды, в разговорах, или за другими ненужными и вредными делами. Ведь это — время, когда от ада освобождаются даже заслуживающие его, когда бедняк, богач, царь, раб, араб, белый, черный — все без различия, одевшись в одинаковые белые ихрамы с непокрытыми головами, выставив вперед руки, просят Аллаха об отпущении грехов, и нет большего равноправия в мире.

В День Арафа паломники должны прослушать хутьбу (поучение), а потом, в мечети Мяздаляжа — вечерние намазы. Тогда они по праву могут называться "хаджи".

Шамиль Зурпуканов

Завтра наступает девятый день месяца Зуль-хиджа - День Арафа, самый дорогой из дней. За совершение благих поступков в этот день вознаграждение увеличивается многократно. Воистину, никто, кроме Аллаха, не знает его истинную величину. Равно, как и величина воздаяния за грехи в этот день увеличивается в несколько раз. Этот день нельзя упускать без пользы и в пустой трате времени. Самый умный - тот, кто этот день проведёт в богослужении и в мольбах ко Всевышнему Аллаху.

Некоторые хадисы о достоинстве пребывания на Арафате

1. «Нет ни одного дня, в котором от огня Ада Аллах освобождает рабов и рабынь, как в день Арафата. Поистине, Он в этот день приближается к людям и перед ангелами гордится ими. Он спрашивает, чего же они хотят» (Муслим, Насаи).

2. «Всевышний к вечеру дня Арафата гордится теми, кто здесь, и говорит ангелам: "Вы посмотрите на Моих рабов, которые нерасчёсанные и запылённые в дороге пришли ко Мне"» (Ахмад, Табарани).

3. «Тому, кто в день Арафата убережёт от греховного свой язык, уши и глаза, смоются даже те грехи, которые он совершит до наступления следующего Арафата» (Байхаки).

4. Тот, кто будет бдеть в ночи таврията, Арафата, Курбана (8, 9, 10 ночи Зуль-хиджа) и в ночи разговенья, заслужит Рай» (Ибн Асакар).

5. Самое лучшее дуа - это дуа в день Арафат (Тирмизи).

6. Поистине Всевышний в день Арафата смотрит на рабов взором милости и не оставит, не смыв грехи, того, у кого в сердце есть хоть капля веры» (Дайлами).

7. «Всевышний ниспосылает на рабов, находящихся на Арафате, блага, гордится ими и говорит ангелам: "Вы посмотрите на рабов, как они, нерасчёсанные и запылённые, издалека пришли ко Мне. Вы Мои свидетели в том, что Я принимаю их молитвы, исполняю их надежды, что Я их плохое меняю на хорошее, и что хорошим дано всё, что попросят, кроме тех долгов, которые они имеют между собой". Затем, когда соберутся на Арафате и в долине Муздалифа, Всевышний говорит: "О, Мои ангелы, Мои рабы в ночь вернулись, чтобы просить Меня. Вы Мои свидетели в принятии Мной их дуа (мольбы) об исполнении их желаний и надежд, что их плохое заменяю по Своей милости на хорошее, что их хорошему Я даю всё, что просят, и то, что Я их долги беру на Себя"» (Хатиб).

8. К вечеру дня Арафата блага Всевышнего нисходят на нижние небеса. Затем Он смотрит на них взором милости и, гордясь ими, скажет: «Вы посмотрите, Мои рабы, запылённые и нерасчёсанные, пришли. Я Посланника отправил к ним, и они приняли Моего Посланника. Я к ним отправил Книгу, и они поверили в Мою Книгу. Я вас беру в свидетели того, что Я простил им их грехи» (это же Всевышний говорит, когда паломники перейдут на Муздалифу) (Абу Шайх).

9. К вечеру дня Арафата блага Всевышнего ниспускаются на нижние небеса и, гордясь, Он говорит ангелам: «Это мои рабы, не расчесав волосы и надеясь на мою милость, пришли ко мне». Затем Он обращается к тем, кто на Арафате: «О Мои рабы, если у вас столько грехов, сколько песчинок или как капли дождя, Я их смою. Вы возвращайтесь, очистившись от грехов своих и за тех, за которых просите» (Хаким).

10. «Если бы люди, собравшиеся на Арафате, знали, с кем они там находятся, они бы обрадовались благам Всевышнего, ниспосылаемым после смывания их грехов» (Табарани).

Один из салафунов сказал: «Если день Арафат и пятничный день совпадут, то смоются грехи всех, кто находятся на Арафате. Этот день тоже является самым достойным днём в мире. В этот день Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершил прощальный хадж. В этот день был ниспослан аят: "Ваша религия усовершенствовалась, Я доволен тем, что Ислам - ваша религия. Я вам благо тоже завершил"».

Ахл уль китабы (люди Писания) (те, к которым ниспосланы книги, т. е. христиане, иудеи) говорят, что если бы этот аят был ниспослан им, то они этот день сделали бы постоянным праздником. Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я свидетельствую, что этот аят ниспослан в двойной праздничный день - в пятницу и в день Арафат».

Смыслы всех хадисов взяты из книги «Канз уль умаль», т. 5, с. 25-29.

Пост в День Арафа

День Арафа - это девятый день месяца Зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным действием (сунна). В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими учёными, говорится, что, когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в День Арафа, он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы». Мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала Масруку: «О Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (мир ему и благословение) сравнивал пост в День Арафа с тысячью других дней?» (Байхаки, Табарани).

Имам Рамали поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, чтобы иметь силу для богослужений на горе Арафат.

Этикет дня Арафата

В день выхода из Мины в Арафат желательно совершать полное омовение (купание) на Арафате. Это лучше делать в местности Намрат. Но так как ныне это трудно, можно искупаться ещё будучи в Мине. Можно также искупаться по прибытии в Арафат. Если с утра до обеда искупаться, то суннат считается выполненным. («Хашиятуль жамаль», т. 4, с. 70)

По возможности желательно с Мина в Арафат идти пешком. Если это затрудняет, то нет никакой проблемы отправиться на транспорте. Это касается не только Арафата, но и Мины и Муздалифа. Т. е. всюду желательно отправиться пешком.

1. По пути на Арафат читают «Лаббайка», зикру-тасбих, дуа. Кто не умеет читать на арабском, может прочитать на своём языке.

2. В день отправления на Арафат как можно больше нужно защититься от греховного и сомнительного. Нужно есть халяль и одевать халяль. Ибо, если человек съел запретное, прочитанное дуа трудно будет приниматься. Если нет другой еды, кроме харама и сомнительного, то есть нужно очень мало, плача и жалея, и прося пощады у Всевышнего. В день Арафат паломнику не предписано поститься - это для сохранения сил в поклонении. Этим становится понятно, что на Арафате огромное значение имеют мольбы и славословия, ибо желательный для других пост в день Арафата нежелателен для паломников.

3. В этот день нужно мало есть, есть также лёгкую пищу, дабы не затруднить себя в ибадате.

4. Не надо откладывать на послеобеденное время всякие дела в этот день. (еда, питьё - всё готовится до обеда). После обеда полностью занимаемся ибадатом.

5. При ибадате на Арафате садятся лицом к Каабе. Нужно избегать бесполезных и лишних разговоров, особенно споров.

7. При чтении дуа не ограничиваются только собой. Нужно упомянуть родителей, родных, близких, друзей и всех мусульман.

8. Не надо пытаться подняться на Джабалу Рахмат. В этом нет никакого отличия. Поднятие на него является новшеством. Более того, порицательно подниматься на него. Поднимаясь на него, человек зря теряет время, устаёт тело, солнечная жара ослабляет, и даром тратится самое драгоценное время для поминания Аллаха.

9. Желательно сидеть, повернувшись лицом к Кибле.

10. Во время пребывания на Арафате нужно поклоняться Аллаху, прося Его, не привязывая сердце к мирскому, плача (если не удаётся, то делая вид, что плачешь).

11. Нельзя в этот день никого видеть униженным, нельзя кричать на просящих. Как можно больше надо раздавать милостыню. Во всех нужно видеть валиев.

12. Говоря вкратце, в этот день начиная с обеда нужно оберегать тело от всего противоречащего Шариату, очистив сердце от мирских забот, привязав тело и сердце к Аллаху; читать тасбих («Субханаллагь»), тахмид («Альхамдулиллягь»), зикру, такбир («Аллаху акбар»), «Лаббайка», Коран, салават Пророку (мир ему и благословение Аллаха), прося о смывании грехов; всего себя отдавать этим деяниям. Арафат - очень восхвалённое место. Возможность пребывания там тоже является большим благом, за что нужно воздать хвалу (хоть это невозможно), ведь не всегда и не всем это достаётся. Каждый миг, который здесь упускается зря, для разумного ценнее всего мира и всего, что в нём есть. Упущение зря одного мига равноценно лишению всего мира.

13. На Арафате нужно надеяться на жалость, прощение и милости Аллаха, на то, что грехи смываются Им. Фузайл ибн Ияз посмотрел на плачущих в день Арафа и сказал:

Скажите, если эти люди отправились бы к щедрому благоразумному царю и просили бы монету, то отправил бы он их без ничего обратно?

Нет, не отправил бы, - ответили ему.

Тогда он сказал:

Клянусь Аллахом, Всевышнему дать всем просящим на Арафате всё, что они просят, легче, чем тому царю - дать им монеты.

14. Очень желательно в день Арафа давать милостыню, хотя бы немного.

В книге «Умдатуль абрар» сказано, что желательно стоять на том месте, где стоял Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Это у подножья горы Джабалу Рахмат, где большие камни; по отношению к Кибле так, чтобы между ним и Киблой оказался Джабалу Рахмат.

15. Не стойте на проходе. Много читайте дуа для родителей, своим устазам и другим мусульманам. Воздеть руки к небу (направив ладони к небу или к груди), если просят добро или отвести грядущие беды. Но если просят об освобождении от уже наступившей беды, то руки держат ладонями вниз. Тысячу раз читайте суру "аль-Ихляс" и один раз суру «аль-Хиджр», также увеличивайте чтение Корана и других дуа. От всей души просите прощения грехов, сто или тысячу раз читайте «вахдаху», много плачьте, усердно просите, надеясь на то, что примут мольбы, просите стоя под солнцем, а если это затруднит, то просите в тени.

17. По менее весомому мнению имама Шафии, желательно объединить этот день и ночь на Арафате. Есть алимы, которые говорят, что это фарз. После захода солнца до полного исчезновения зарева лучше оставаться на Арафате.

18. При возвращении с Арафата вечером нужно быть очень вежливыми, в ожидании транспорта тоже не надо отвлекаться на мирские разговоры, а нужно читать «Лаббайка», салават, Коран или дуа.

Местность Арафа

Что касается местности Арафат, то это место, которым Аллах почтил паломников, а День Арафа - это подарок Аллаха для всех Его рабов, где бы они ни находились. Поэтому тот, кто хочет утешить себя по причине, что ему не удалось совершить хадж, посетить дом Аллаха и побывать на Арафате, должен воспользоваться этим днём.

Стояние на Арафате

Предписанным элементом хаджа является стояние на Арафате в определённое время, даже если этот обряд будет совершаться недолго. Период, который отводится для стояния, начинается сразу после полудня девятого дня Зуль-хиджа и завершается с появлением утренней зари десятого дня этого месяца, который является первым из дней жертвоприношения. Если человек не примет участия в обряде стояния хотя бы в течение непродолжительного времени, это будет означать, что он не совершил хадж.

Стоянием на Арафате считается нахождение хоть на миг на нём (девятого дня Зуль-хиджа), т. е. дня Арафата, в промежутке между полуднем и до рассвета следующего дня. Сон здесь тоже считается стоянием (вукуф) на Арафате. Также считается стояние не находящихся в омовении (малом и полном), женщин в критические дни. Т. е. омовение и купание не являются условием для стояния на Арафате.

Если с обеда до рассвета следующего дня не удаётся попасть на Арафат и остановиться там хоть на миг, то его хадж пропадёт. Остальные действия хаджа он не обязан совершать. Он должен совершить умра и выйти из хаджа. Не откладывая, в следующем же году нужно возместить этот хадж и, возмещая, выплатить штраф - овцу.

Достоинства стояния на Арафате

Сбор на горе Арафат является самым крупным ежегодным сбором в исламском мире.

3десь собираются самые разнообразные приближённые любимцы Аллаха: будалаи, кутбу, автады, сиддикины, мукаррибуны, алимы, имамы, мударрисы, захиды, поминающие Аллаха, щедрые, любящие Аллаха и его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) мусульмане.

Здесь ниспосылаются блага и милости Аллаха, которые нигде в другом месте и никогда не ниспосылаются.

В хадисе говорится: «Таким опозорившимся, исхудавшим, униженным и разгневанным сатану не видели, кроме как в день Арафата и только в день битвы при Бадре. И это из-за того, что сатана видит, как на мусульман ниспосылаются блага и милости от Всевышнего Аллаха и смываются их грехи» (Малик).

Здесь смываются большие грехи, которые нигде в другом месте и никогда не смоются. Есть хадис: «Самый большой грешник - тот, который, находясь на Арафате, думает, что его грехи не смыты» (Хатиб, Датами).

В этот день поминают Аллаха, как никогда и нигде не поминают, больше ему поклоняются, больше молят Его мусульмане, проливают много слёз, читают много Коран, много поминают Аллаха, восхваляют Его.

В этот день хорошее дуа имевших грехи получают хорошие люди, баракат и хорошее дуа праведников получают имевшие грехи мусульмане. В хадисе говорится, что Всевышний сказал: «Этот ваш маджлис обложен барактом, и плохой человек подарен хорошему (т. е. ради хорошего принят и плохой), и вашему хорошему дано, что он просил, теперь вы возвращайтесь» (Жну Мажах).