Из чего состоит афинский акрополь. Краткое описание об афинском акрополе

Когда греки восстали против Османской империи, во время одного из сражений им удалось окружить афинский Акрополь, на территории которого пребывали турки. Когда у осаждённых снаряды стали подходить к концу, они начали разрушать колонны Парфенона, чтобы делать из скрепляющих их деталей боеприпасы. Греки подобного допустить не могли, а потому, чтобы враги древний памятник архитектуры оставили в покое, прислали им партию свинца.

Находится Акрополь в столице Греции, в Афинах, на скалистом холме с плоской вершиной на высоте 156 метров над у. м. и занимаемая им площадь составляет около трёх гектаров (300 метров в длину, 170 – в ширину). Найти новый Акрополь можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте – обнаружить по следующим координатам: 37° 58′ 17.12″ с. ш., 23° 43′ 34.2″ в. д.

Афинский Акрополь представляет собой комплекс сооружений, большая часть которых была построена в V ст. до н.э. лучшими архитекторами Эллады. Изначально он предназначался не столько для обороны города, сколько для проведения языческих богослужений. На его территории было возведено огромное количество храмов, посвящённых Афине (наиболее известный Акрополь Парфенон), а также Посейдону и Нике.

Активно застраивать Акрополь в Афинах начали в VII-VI ст. до н.э. и одной из значительных построек того времени являлся Гекатомпедон, храм самой почитаемой богини античной Греции, Афины. Правда, через столетие, во время греко-персидской войны большую часть святилищ персы разрушили, и прогнав врагов со своей территории, греки начали строить Новый Акрополь.

Руководить строительными работами было поручено известному скульптору того времени, Фидию (автору одного из чудес света, статуи Зевса в Олимпии), который судя по описаниям современников, и разработал план архитектурного комплекса. А помогали ему создавать новый Акрополь самые именитые зодчие тех времён – Калликрат, Мнесикл, Иктин, Архилох и др. Возведённый древними мастерами новый Акрополь в Греции всем своим видом говорит о высоком уровне архитектуры древних эллинов.

Как выглядит Акрополь

На вершину скалы Акрополя Афин можно было подняться лишь с западной стороны по зигзагообразной дороге, с других сторон она была неприступна. Внизу, у подножья, находились два театра – Диониса, построенный греками, и Одеон Ирода Аттика, возведённый римлянами во II ст. н.э. Если посмотреть на карту, можно заметить, что памятники Акрополя в Греции насчитывают около пятнадцати построек (вместе с театрами), плюс в настоящее время на его территории в отдельном здании открыт музей.

Промахос

Интересно, что первым памятником, который увидел Новый Акрополь, было не здание, а статуя Афины-Промахос, созданная самим Фидием. Богиня была в шлеме, правой рукой опиралась на копьё, в левой у неё был щит (шлем и остриё копья были сделаны из золота). Изготовлена Промахос была из бронзы, имела высоту около 7 метров и установлена так, что её не только можно было увидеть с любой точки города, но и с моря – блестевший на солнце золотой шлем и остриё копья моряки видели с большого расстояния.

Пропилеи (437 – 432 гг. до н. э)

Афина-Промахос была расположена напротив парадного входа в Акрополь Афин. Изготовлена она была зодчим Мнесиклом из белого пентелийского и серого элевскинского мрамора. Состоят Пропилеи из трёх частей: центральной, в которой находилось шесть дорических колонн, и двух примыкающих к нему крыла. Интересно, что с двух сторон от главного прохода были установлены ионические колоны – судя по всему, такой принцип сочетания колонн двух разных типов здесь был использован впервые.

Парфенон (447 – 438 гг. до н. э.)

Греки убеждены, что Акрополь и Парфенон – это два неотделимых друг от друга понятия, поскольку представить их друг без друга невозможно. Возведён Парфенон был Калликратом и Иктином из пентелийского мрамора на вершине скалы и был посвящён покровительнице города богине Афине.


Парфенон являет собой прямоугольное здание 30,8 х 69,5 м с расположенными по периметру колоннами, высотой около десяти метров: семнадцать были установлены с южной и северной стороны святилища, восемь – с западной и восточной (здесь же были расположены входы в храм).

Парфенон был декорирован скульптурными барельефами из жизни города: шествие на Акрополь избранных дев с подарком для богини (проводилось раз в четыре года), около сотни барельефов с изображениями различных сражений. Восточная сторона Парфенона рассказывала легенду о рождении Афины, западная – о её споре с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет являться покровителем Афин.

Главный зал Парфенона был поделён на три части с помощью двух рядов колон. В глубине этого памятника архитектуры была расположена двенадцатиметровая скульптура Афины. В правой руке у богини была Ника, с левой стороны находилось копьё. Лицо и руки статуи были вырезаны из слоновой кости, оружие и одежда вылиты из золота, в глазах сияли драгоценные камни.

К сожалению, в V ст. скульптуру вывезли в Константинополь, где она сгорела во время пожара.

У западного входа расположен квадратный зал «парфенон», в котором находился архив и казна городского морского союза. Предположительно, от этого зала и пошло название греческого храма, в переводе означающее как «дом для девушек», поскольку именно здесь жрицы изготавливали пеплос (женскую верхнюю одежду без рукавов, пошитую из лёгкого материала, которую во время торжественного шествия преподносили богине.

Храм Афины Победительницы (449 – 421 гг. до н. э.)

Расположен небольшой мраморный храм (размеры его основания – 5,4 х 8,14 м, высота колонн – 4 м) на юго-западе от Пропилей, на небольшом выступе скалы, который предварительно был укреплён подпорной стенкой. Автором этого оригинального памятника архитектуры был автор Парфенона, Калликрат. Святилище окружали колонны, при этом с трёх сторон здание было обнесено стенами, тогда как с восточной стороны, где располагался вход в храм, стена отсутствовала, вместо неё стояло два столба.

Интересно, что другое название этого небольшого мраморного храма – Нике Аптерос, что означает – Бескрылая. Согласно легенде, деревянная статуя богини Победы, что находилась в этом храме, крыльев не имела: афиняне категорически не хотели, чтобы она покинула город.

Храм Эрехтейнон (421-407 гг. до н. э.)

Эрехтион считается последним памятником архитектуры Акрополя, был посвящён сразу двум богам, Афине и Посейдону и получил своё название из-за найденных на его территории остатков гроба правителя Ерехтея.

Расположена святыня за спиной Промахос и возвели её в том месте, где, согласно легенде, Афина поспорила с Посейдоном. По описанию очевидцев, возле храма росло оливковое дерево и в полу остался след от удара посоха Посейдона. История гласит о том, что олива сгорела, когда древний Акрополь подожгли персы, но после его освобождения возродилась.

Несмотря на то, что по размерам храм уступает Парфенону (11,63 х 23,5 м), его архитектура имеет более сложный план.

Восточный портик здания, подпирают шесть ионических колон, северный – четыре. Фриз святыни был сделан из мраморовидного известняка, в который были вставлены мраморные белые скульптуры. С южной стороны Эрехтейнона расположен портик, который вместо традиционных колонн подпирали статуи девушек. В настоящее время все оригинальные скульптуры заменены на копии и находятся в Лувре, Музее Акрополя и Британском музее.

Акрополь в наши дни

К сожалению, история не пощадила афинский Акрополь: из Парфенона люди сделали сначала церковь Богоматери, затем – мечеть, Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Бескрылой Ники разобрали и возвели из него крепостную стену, а во время войны с Турцией в XIX в. он значительно пострадал от выпущенного турками снаряда. Свою лепту в разрушении уникального комплекса внесло сильнейшее землетрясение в Греции 1894 года.

Как только греки возвращали себе власть над городом, они занимались реставрацией своей достопримечательности. После того как Греция провозгласила в конце XIX ст. независимость, этим вопросом занялись более серьезно, в результате чего им удалось достичь значительных успехов, благодаря которым посетители музея в настоящее время имеют возможность не только увидеть новый Акрополь, но и более чётко представить себе, как он выглядел во времена античности.

Они ликвидировали все поздние сооружения Акрополя, отстроили храм Ники, создали копии скульптур и заменили ими оригиналы, забрав их на хранение в музеи, один из которых разместили у подножия скалы. Открыт новый Афинский музей Акрополя был в 2009 году . Интересно, что он являлся третьим по счёту, поскольку в результате многочисленных археологических раскопок первые два музея всех находок не вмещали и были заменены на более крупное здание, превышающее по площади своего предшественника в десять раз.

Афинский акрополь - главная достопримечательность греческой столицы. Как и положено охраняющей город крепости, он пережил массу испытаний. И богатая история этого места сегодня привлекает тысячи туристов ежедневно.

Афинским акрополем принято называть укрепленную часть города, построенную на возвышении (отсюда и название этой части древних поселений - верхний город). Точное время строительства афинской крепости неизвестно, однако легенды связывают его появление еще со временем мифического основателя и первого царя Аттики, Кекропса. И это не удивительно, ведь по данным археологических раскопок и сохранившихся до наших дней документов, можно утверждать, что постройки на вершине плоского холма рядом с современными Афинами существовали еще до начала эпохи Архаической Греции.

Афины Акрополь
Афины Акрополь Парфенон

Афинский акрополь - история

Единственным достоверным источником, указывающим на то, что укрепления здесь появлялись во времена Микенской Греции (бронзовый век) является существование колонны и нескольких кусков стены из песчаника. Других доводов, доказывающих строительство на холме старинного мегарона (храма), нет, однако в том, что он был, мало кто сомневается. Есть даже несколько ранних артефактов, указывающих на то, что человек здесь обитал с раннего неолита. Однако все это интересует в большей степени археологов, чем туристов.

Массивная стена «циклопической кладки» появилась на месте будущего Афинского акрополя немногим позже, чем был возведен мегарон. Каким он был, а также как выглядели укрепления позже, вплоть до эпохи архаики, представить практически невозможно. Информация о строительстве храмов и стен на этой территории, в большинстве своем, относится ко времени более позднему, чем VI век до н.э. Так, в 570-550 г. до н.э. здесь был выстроен храм в честь покровительницы города, богини Афины. Его название, Гекатомпедон («стофутовый»), было дано после обнаружения во время раскопок XIX века, благодаря длине стены в 100 футов. Примерно в то же время был построен «Оригинальный Парфенон» (Ur-Parthenon), а спустя 50 лет появился так называемый Старый храм Афины, Arkhaios Neōs. Позже он был неоднократно разрушен и восстановлен во время войн, и ко 2 в до н.э. уже точно не существовал.

Афины Акрополь на рассвете
Афины Акрополь вечером

Примерно в 500 г. до н.э. Ur-Parthenon был разобран, чтобы на его месте возвести Древний Парфенон (Older Parthenon). Здание было гигантским - для его строительства было подготовлено 8000 двухтонных известняковых блоков. Однако после победы при Марафоне афиняне пересмотрели стратегию строительства Парфенона и решили отдать максимальное предпочтение мрамору. Этот этап в существовании величественного храма зачастую называют Пред-Парфенон II. Однако достроить его не удалось - в 485 году пришлось сократить бюджет из-за начавшегося конфликта с вошедшим на престол Ксерксом I, а в 480 году акрополь был разграблен и предан огню ворвавшимися в Афины персидскими войсками.

После того, как угроза повторного вторжения со стороны персов была окончательно устранена, афиняне решили восстановить разрушенные храмы Афинского акрополя. Частично для реконструкции использовались сохранившиеся элементы уничтоженных строений, однако большинство из них возводились заново. Период, в котором велись работы под управлением знаменитого Перикла, совпадает с Золотым веком Афин. В то время возведены Пропилеи - монументальные ворота на западе стены. Построенные в течение пяти лет, они созданы из прекрасного мрамора и сегодня считаются главным архитектурным памятником эпохи «высокой классики».

Афины Акрополь туристы
Афины Акрополь туристы

В 424 г до н.э. закончились работы по возведению храма Ники Аптерос, на ионическом фризе которого были нанесены изображения богов и эпизодов из закончившихся четверть века назад греко-персидских войн. Внутри храма возвышалась статуя богини, державшей в руках шлем и гранат.

К 406 г до н.э. севернее Парфенона достроен Эрехтейон, храм в ионическом ордере. Всего за два года до падения Афин, в сложных экономических условиях, был закончен этот прекрасный образец древней архитектуры. Легенда гласит, что его возвели на месте, где Афина и Посейдон спорили о том, кто должен обладать Аттикой. К сожалению, в 1687 году его значительно разрушили венецианские войска, осаждавшие город. Поэтому сегодня храм Эрехтея со своей интересной ассиметричной планировкой представляет собой лишь развалины.

Парфенон

Отдельного внимания заслуживает, конечно, Парфенон, об истории которого можно говорить столько же, сколько о судьбе всего Афинского акрополя. Сейчас мы можем наблюдать лишь развалины здания, построенного в 447 - 438 годах. Украшал его величайший скульптор своего времени, Фидий. Ему же принадлежали уничтоженные скульптуры Афина Парфенос и Афина Промахос (последняя была столь высока, что служила маяком). До нашего времени дошло лишь 30 статуй из множества созданных Фидием в акрополе. В Афинах можно увидеть только 11 из них.

Парфенон был значительно разрушен во время взятия Афин варварами в 267 году. После реконструкции не удалось восстановить всю прелесть древнего строения. Разрушенные колоннады, потрескавшийся мрамор - все это было заменено, но со значительным упрощением.

Афины Акрополь - Одеон Герода Аттика
Афины Акрополь Парфенон

В IV - V веках н.э. Афины превратились в обычный провинциальный город Римской империи. К тому моменту храмы были ограблены, статуи вывезены или уничтожены, а Парфенон при Павле III перестроили в храм Святой Софии.

Во время завоевания страны Османской империей главный храм превратили в мечеть, а в Эрехтейоне разместили гарем. Самое страшное испытание Парфенону, ставшему в XVII веке для турков пороховым складом, пришлось пережить во время осады Афин венецианской армией. При обстреле акрополя один из снарядов вызвал детонацию хранившихся в нем боеприпасов, что моментально превратило в руины часть некогда величественного религиозного сооружения.

Даже после того, как Греция в XIX веке вновь обрела независимость, перестройка в акрополе не остановилась - в течение нескольких лет были уничтожены римские статуи, османский минарет, палаццо, франкская башня.

Афинский акрополь - сегодня

Сегодня Афинский Акрополь входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории исторической «колыбели» Афин ведутся активные реставрационные работы, прикладывается максимум усилий для того, чтобы восстановить первозданный облик сохранившихся сооружений. Прошедший сквозь века, Афинский акрополь, возвышающийся на 156 метровом холме посреди Афин, является символом древнегреческой да и мировой цивилизации.

Афинский Акрополь время работы и стоимость посещения:

Часы работы:
Лето (с 1 апреля по 31 октября)
Понедельник: 8:00 до 16:00
Вторник, Среда, Четверг: 8:00 - 20:00
Пятница: 8:00 - 22:00
Суббота / воскресенье: 8:00 - 20:00

Зима (1 ноября - 31 марта)
Понедельник - четверг: 9:00 - 17:00
Пятница: 9:00 - 22:00
Суббота / Воскресенье: 9:00 - 20:00

Доступ прекращается за 30 минут до закрытия.

Стоимость:
Взрослые - 5.00 €
Подростки 5 - 18 лет - 3.00 €
Дети до 5 лет - бесплатно
Бесплатно для всех: 6 марта, 25 марта, 18 мая (Международный день музеев), 28 октября.

Афинский акрополь – древнейший архитектурный памятник Греции, который является уникальным объектом античной культуры, мировым наследием, сохранившим величественность и органическую составляющую.

Греческое слово «Акрополь» состоит из двух частиц: «acro» и «polis», что переводиться, как «верхний город». В других источниках можно встретить несколько иные, однако, схожие по смыслу трактовки – «укрепленный город», «крепость».

Афинский Акрополь часто называют сердцем Афин, главную туристическую достопримечательность Греции ежегодно посещают миллионы туристов, приезжающих со всего мира. В разные исторические периоды, территория укрепления многократно подвергалась разрушениям, возведенные сооружения превращались в руины, страдали от безжалостных ограблений. Афинский акрополь служил своеобразной крепостью, о неприступности которой казалось, позаботилась сама природа. «Верхний город» расположен на природном известняковом холме с плоской вершиной, его высота составляет 156 м. Возвышенная площадка имеет крутые, обрывистые склоны, поэтому оставалась неприступной для вражеских войск. Афинский акрополь не нуждался в дополнительной защите, подъем на равнину был открыт только с западной стороны, в том направлении, где берег омывается морем. Дополнительной обороной служили густо растущие оливковые деревья.

В 1987 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО был добавлен Афинский Акрополь.

По уцелевшим развалинам Акрополя ученные по крупицам восстанавливают целые исторические периоды греческого государства, его культурные особенности, в частности, становление его столицы. Основание первых поселений берут свое начало в столь древних временах, которые многие считают мифическими.

Первые поселения
Начальные упоминания об уникальной крепости датируются задолго до наступления классического периода. Во времена архаики были возведены величественные храмы, необходимые предметы культа, скульптуры. При раскопках найдены культурные образцы соответствующие эпохе раннего и среднего бронзового века.

Согласно легенде основателем Акрополя считают первого царя Афин — Кекропса, в его честь возвышенную территорию укреплений часто называли «Кекропия» или «Кекропс» (cecropia). В микенский период стены резиденции правителя были обложены крупными камнями. По одной из версий сделали это «циклопы», поэтому и стены называли «циклопическими».

Эпоха Средневековья и Архаический период


В VII веке до н.э. в Акрополе получил широкое распространение культ богини Афины, которая стала покровительницей города. Местность заняли правители – эвпатриды. Активное строительство развернулось ближе к VI веку до н.э. в период правления Писистрата. Были построены Пропилеи, возле которых позже происходили народные собрания. В районе холма Ареопага собирался Совет старейшин. Первому храму, возведенному в честь богини Афины, как и другим божественным сооружениям, удалось просуществовать недолго, они были разрушены во времена греко-персидских войн.

Строительство под руководством Перикла

Около 495-429 гг. до н.э. власть в Афинах принадлежала Периклу, великолепный стратег и вождь демократической партии стремился превратить город в политический и культурный центр всей Греции, в дальнейших планах было распространение демократического строя на остальные греческие полисы. В экономический и культурный период расцвета, между Персидскими и Пелопоннесскими войнами, были созданы великие шедевры, являющиеся образцами искусства для многих стран Европы. Этот период получил название Классического, от слова «classicos» — образец. Руководителем и автором художественной программы застройки стал знаменитый скульптор Фидий.

Работы осуществлялись по предварительно намеченному плану:

— Парфенон – главный храм Афины Парфенос (447-438 до н.э);

— Пропилеи – торжественные ворота, центральный вход (437-432 до н.э.);

— Храм Ники Аптерос (449-420 до н.э.);

— Храм Эрехтейон (421-406 до н.э.);

— Статуя Афина Промахос.

Памятники Афинского Акрополя на протяжении 20 веков пережили различные стихийные бедствия: пожары, наводнения, землетрясения, многочисленные войны и вражеские вторжения.

Эллинистический и Римский период

Во времена Эллинистического и Римского периодов, многие из существующих построек были отремонтированы, устранялись преимущественно возрастные разрушения и повреждения от военных артобстрелов.

В этот период были возведены несколько памятников прославляющих честь иностранных царей. Чуть позже началось строительство Храм Рима и Августа, сооружение располагалось поблизости Парфенона и имело круглую форму. Здание стало последним древним объектом, созданным на вершине холма и имеющим культурное значение.

В 3 веке возникла угроза нового вторжения, поэтому возобновились работы по укреплению стен и главных ворот. Акрополь снова использовали в качестве крепости.

Византийский, Латинский и Османский периоды

В более поздние периоды на территории Афинского акрополя происходили частые перемены. В Византийскую эпоху главный храм Парфенон был преобразован в церковь Девы Марии. Во времена Латинского периода правительство использовало возвышенные укрепления, как административный центр города. Парфенон выполнял функцию собора, на территории Пропилеи был расположен Герцогский Дворец.

После османского завоевания Греции, Парфенон использовался как гарнизон штаба турецкой армии, храм Эрехтейон превратили в гарем турецкого правителя. В 1687 году здания Акрополя повсеместно пострадали от пожаров и обстрелов во время Веницианско-турецкой войны. Наиболее серьезные повреждения получил главный храм, на территории которого находился пороховой склад. В Парфенон попал один из снарядов, от здания остались одни руины.

В 1821 году греки, сражаясь за независимость с Османской империей, в одной из битв осадили Афинский Акрополь. Когда у турецких военных начали заканчиваться боеприпасы, они решили вскрывать колонны Парфенона, чтобы добыть свинцовые укрепления, затем порезать их на пули. Узнав об этой новости, греки отправили противоположной стороне партию свинца, желая уберечь памятник от разрушений.

Освободив Афинский Акрополь, новое греческое правительство активно занялось восстановительными работами. Культурные объекты были взяты под контроль, ликвидировались сооружения более поздней застройки. Целью реконструкций заключалась в возвращении местности ее первоначального вида.

Архитектурный Ансамбль Акрополя

Главной составляющей, формирующей городской силуэт Афин является Акрополь. Не зря в древности эту территорию называли святилищем, знаменитый культовый центр стал уникальным памятником искусства.

Соединяясь в единое целое, сооружения и храмы образуют общий ансамбль, композиция имеет характерную пропорциональность. Представленная архитектура и многочисленные скульптуры являются лучшим образцом достижений древнегреческой культуры, здесь можно наблюдать тончайшую лепку, сложные архитектурные детали и рисунки.

Мало кто знает, что на территории Афин запрещено строительство многоэтажных зданий. Это решение напрямую связано с Акрополем, который сотни лет подряд служит незаменимым ориентиром для передвижения по городу. Достопримечательность видна с любого уголка и переулка. Люди старательно берегут эту традицию, ведь высотные постройки за считанные месяцы способны изменить чарующий и вдохновляющий панорамный вид.

Гордо возвышающийся над холмом Парфенон доступен для обзора даже с таких удаленных точек, как острова Саламин и Эгина. Одно из первых, что видели мореплаватели, подплывая к берегам, был блеск копья и шлема статуи Афины-Воительницы.

Выдающийся ансамбль-памятников мирового искусства наглядно демонстрирует величие древнегреческой культуры, и одновременно, зарождение и становление европейской цивилизации. Спустя тысячелетия сохранившиеся остатки сооружений не утратили своей исторической ценности, а с точки зрения художественного значения — получили статус «недосягаемого» образца искусства.

План местности и характеристика культурных объектов Акрополя

Композиционный ансамбль Афинского Акрополя построен с размахом, историческая территория имеет уникальные особенности. Просторную местность трудно охватить одним взглядом. До наших дней в первозданном виде сохранилась лишь небольшая часть исторических экспонатов, находящихся под открытым небом.

План местности Афинского Акрополя

1. Парфенон
2. Гекатомпедон
3. Эрехтейон
4. Статуя Афины Промахос
5. Пропилеи
6. Храм Ники Аптерос
7. Элевсинион
8. Бравронейон
9. Халькотека
10. Пандросейон
11. Аррефорион
12. Афинский алтарь
13. Святилище Зевса Полиея
14. Святилище Пандиона
15. Одеон Герода Аттического
16. Стоа Эвмена
17. Асклепион
18. Театр Диониса
19. Одеон Перикла
20. Теменос Диониса
21. Святилище Аглавры

Во времена древних греков подняться в Афинский Акрополь можно было по единственной узкой дороге. Исходя из оборонительных целей, вход был сделан с западной стороны. На проходе были построены торжественные ворота Пропилеи, план конструкции принадлежал архитектору Мнесиклу. Врата были выполнены из мрамора, облагорожены широкой лестницей, двумя портиками, которые поочередно устремлялись в сторону холма или города. На потолочной части Пропилеи были нанесены золотые звезды и синее небо. Первоначально подъемом на вершину служила 80-ти метровая тропа, ступени были сделаны в 1 веке римлянами при правлении императора Клавдия. Ближе к возвышению склона находилась поперечная стена, в ней строители предусмотрительно сделали пять входов. Центральный проход предназначался для торжественных шествий, в остальное время он закрывался бронзовой дверью. Врата являлись своеобразными границами святилища.

За Пропилеей следует Храм Бескрылой Ники, стены небольшого мраморного сооружения имеют четыре колонны. Строительство здания планировалось начать в 450 году, но реально приступить к возведению получилось лишь в 427 году, на строительные работы ушло около 6 лет. Архитектор Калликрат украсил храм изящной скульптурной лентой фриза, на ней были изображены эпизоды сражения греков с персами, образы олимпийских богов. Внутри храма была размещена деревянная статуя богини победы. Древние греки изобразили Нику в необычном образе, девушка была без традиционных крыльев, чтобы победа не смогла «улететь» от них. В руках статуя держала шлем и плод граната, который символизировал победоносный мир.

Величайшим памятником искусства, главным элементом Акропольского ансамбля является храм богини Афины, который более известен как Парфенон. Длина сооружения составляет около 70 м, ширина – чуть больше 30 м, по периметру размещены колонны высотой 10 м.

Внутри храма была расположена знаменитая скульптура Афина-Дева, ее создателем был главный архитектор Акрополя — Фидий. Фигура Афины составляла 12 метров. Статуя стояла на небольшом постаменте, в ее правой руке находился образ богини победы Ники, а в левой – копье. Победный дух и величественность скульптуре придавали дополнительные элементы, а именно щит, шлем, эгида, роскошное одеяние, символичная маска Медузы Горгоны. Лицо и руки богини были изготовлены из слоновой кости, оружие и элементы одежды вылиты из золота, натуральный блеск глаз был достигнут с помощью драгоценных камней.

Еще одним выдающимся архитектурным памятником эпохи древней Греции является Храм Эрехтейн, его автор остается неизвестным до настоящего времени. Здание расположено поблизости Парфенона. Происхождение храма связано с интересной легендой, которая глубоко переплетается с историей названия города. Древняя святыня посвящена Афине, Посейдону, знаменитому царю Афин – Эрехтею. Первые двое боролись за право покровительства городом, тогда Боги Олимпа предложили каждому сделать подарок для жителей и крупного греческого полиса.
По условиям, покровителем становился тот, чей подарок будет признан лучшим. Посейдон омыл берега города морской водой, а богиня Афина подарила оливковое дерево. Последний дар был признан более ценным, в честь новой покровительницы полис был назван Афинами.

Храм Эрехтейн выполнял своеобразную функцию хранилища, здесь были собраны самые ценные предметы: деревянная статуя богини-воительницы, священный пеплос, алтари Ифеста и Эрехтея. В этом месте совершались главные культовые обряды. Постройка объединяла несколько святилищ, однако ее размеры были небольшие. Уникальность храма заключается в том, что при строительстве намеренно западная часть здания сделана ниже на 3 метра восточной стороны. Данный прием был предпринят, чтобы скрыть неровность земной поверхности.

Акропольский комплекс кроме названных выше главных исторических объектов включает в себя следующие сооружения:

— Ворота Бюле. Запасной вход в Афинский Акрополь, который был сделан в крепостных стенах после сражений с герулами в 267 году. Раскопками этой местности в 1825 году занимался французский архитектор Эрнест Бюле, в его честь были названы тайные врата.

— Святилище Афродиты Пандемос. Храм Афродиты находился по правую сторону от ворот Бюле. В современное время от сооружения остались одни развалины и архитрав, который почетно украшен гирляндами и голубями.

— Святилище Артемиды Бравронии. Здание расположено с восточной стороны, вблизи развалин микенских стен. Создателем считается Писистрат, на его родине был распространен культ Артемиды. Храм выполнен в форме дорийской колоннады, к которой примыкали два «П» образных крыла. В боковых колоннадах размещались две статуи Артемиды, одну из них создал великий скульптор Пракситель, а вторая была изготовлена из дерева, автор остался неизвестен.

— Халкотека. Прямо за храмом Артемиды находилось здание, предназначенное для хранения предметов необходимых для культовых обрядов и поклонения богини Афины. Халкотеку предположительно строили в середине 5 века до н.э., здание было реконструировано в римский период.

— Храм Августа. В 27 году до н.э. с восточной стороны от Парфенона был возведен небольшой круглый храм с 9 ионическими колоннами. У подножья здания имелась надпись: «храм посвящен Роме и Августу от благодарных афинян».

— Святилище Зевса Полиея. В маленьком храме имени Зевса проводился ритуал Дииполии, сегодня от постройки остались завалы камней. Территория здания состояла из прямоугольной ограды, которой разделяла небольшой храм и зал даров.

— Театр Диониса. Достаточно большую площадь с южной стороны занимает самый древний театр, созданный в честь бога виноделия. Одна из легенд гласит, жители Афин лишили жизни Диониса, так как ошибочно считали, что он желает отравить их вином. В этот день было решено отмечать праздник Дионисса, в честь убитого бога. Массовые гулянья привели к созданию первого театра. Именно здесь впервые были показаны театрализованные представления Эсхила, Софокла, Эврипида и других.

Пройдя через целые эпохи, современный Афинский Акрополь не утратил былого величия. Знаменательное сооружение покоряет туристов своими масштабами, здесь каждый камень хранит многовековые тайны, пропитан историческими событиями.

Современный проект реставрации Афинского Акрополя.

Восстановление древнего облика и масштабные реставрационные работы на территории Афинского Акрополя начались лишь в конце XIX века, но в целом попытки первых реконструкций можно было назвать безрезультатными. В 70-е года XX века потребовалось немедленное вмешательство архитекторов и строителей для сохранения многовекового наследия. В этот период было принято решение о перенесении большей части скульптур и барельефов на территорию музеев, одной из главных причин, послуживших тому являлось – растущий уровень загрязнения окружающей среды.

Во время «спасательных» работ возникали новые, непредвиденные проблемы, фундамент многих построек был неустойчив. Большое количество уникальных архитектурных деталей находилось среди обломков, которые остались от былых пожаров, взрывов, землетрясений и прочих катаклизм. Сохранившиеся культурные образцы нуждались в бережном отношении, создании камерных условий, консервации.

Современный вид Акрополя лишь отдаленно похож на существовавший в «золотые» времена небольшой город. Многие культурные экспонаты уже не восстановить, они были безвозвратно уничтожены. Например: В XIII веке была вывезена в Константинополь восхитительная статуя Афины–воительницы, несколько позже она была сожжена и уничтожена. Для других сооружений реставрационные работы имеют настолько масштабный характер, что после их окончания здание теряет былую эксклюзивность и уникальность, в частности это касается Храма Бескрылой Ники.

Жители Греции возмущены, нежеланием Британского музея возвращать мраморные статуи Парфенона, которые были вывезенные в начале XIX века Лордом Элджином на территорию Англии. Британский музей заплатил за экспонаты Лорду 35 000 фунтов.

Крупные работы были посвящены проблеме разрушения мрамора. Со временем соединительные железные конструкции стали оказывать негативное влияние на натуральный камень, процесс был ускорен активными выбросами выхлопных газов в атмосферу. Мрамор постепенно стал превращаться в известняк. Для устранения проблемы понадобилось полностью извлечь железные конструкции и заменить их латунными. В некоторых случаях остановить химическое разрушение было невозможно, часть таких экспонатов была отправлена в музей, на их место установлены аутентичные копии.

Сегодня в Афинском Акрополе параллельно с техническими работами ведутся научные и археологические исследования. Целью работы ученных является обеспечение максимального соответствия проводимых работ строгим международным требованиям, которые предъявляются для реконструкции самых значимых исторических памятников. Проводимыми работами руководит Комитет по Сохранности Памятников Акрополя, финансирование обеспечивает Евросоюз и греческое государство.

Памятка туристу

Стоимость входного билета в Афинский Акрополь составляет 12 евро, 6 евро для студентов и пенсионеров из Евросоюза, бесплатно для детей и школьников. В эту цену дополнительно входит бесплатное посещение Агоры, Храма Зевса, театра Диониса, Библиотеки Адриана, Кладбища Древних Афин. Билет действует 4 дня с момента покупки.

Посещать Афинский Акрополь лучше с самого открытия, в 8 утра, ибо после 9 часов приезжают многочисленные экскурсии, и толпы туристов все заполоняют. Экскурсия по Афинскому Акрополю в среднем занимает 4-6 часов. Рекомендуется осматривать исторический ансамбль достопримечательностей в группе с экскурсоводом. В летний период обязательно наличие головного убора и достаточного количества воды. Обувь для посещения территории должна быть удобной, даже в сухую погоду протоптанные тропинки являются очень скользкими. Уделите время посещению нового современного музея Акрополя. Он находится в 300 метрах от достопримечательности. Стеклянное здание заметно выделяется на фоне общей панорамы, уникальный музей построен на месте археологических раскопок. Посещение музея оплачивается дополнительно, цена символическая – 1 евро.

Бесплатный вход:
6 марта (день памяти Melina Mercouri, актрисы, певицы, министра культуры)
5 июня (международный день окружающей среды)
18 апреля (международный день памятников)
18 мая (международный день музеев)
последние выходные сентября (дни европейского наследия)

Выходные: 1 января, 25 марта, 1 мая, Пасхальное воскресенье, День святого духа, 25, 26 декабря.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter , чтобы сообщить нам.

АКРОПОЛЬ (ГРЕЦИЯ)

Сегодня мы совершим экскурсию в Афинский Акрополь.

Переводится с греческого, как «верхний город». В древнегреческих городах-полисах акрополем называли возвышенную и укреплённую часть. Эта находящаяся на возвышенном месте укреплённая часть города служила защитой во время опасности. Поэтому именно на акрополе возводили храмы богам, покровителям города, хранили казну и вооружение города. Такие акрополи были во многих древних городах. Известны, к примеру, древнейшие акрополи в Микенах, Тиринфе. Но самым знаменитым является, безусловно, Афинский Акрополь!

Этот стройный ансамбль выдающихся произведений архитектуры и скульптуры считают шедевром не только греческого, но и мирового искусства, своего рода символом величия классической Греции. Афинский Акрополь внесён в список Всемирного наследия. Поэтому, наверное, излишне и говорить, что, приехав в Афины даже на очень короткий срок, нужно обязательно посетить Акрополь и увидеть, как говорится, воочию всё это великолепие.

В связи с этим мы и решили сегодня пригласить вас на увлекательную прогулку по величественному и древнему Акрополю. Это чудо древности расположено на скале высотой 156 метров над уровнем моря. Скала эта природного происхождения и имеет плоскую вершину. Примечательно, что весь сложный архитектурно-пространственный комплекс Афинского Акрополя максимально учитывает окружающую природу. Давайте же прогуляемся по этой древней крепости.

Подойдя к Акрополю, в районе южной стены мы увидим, что скала, на которой возведён Акрополь, укреплена каменными стенами. Эти стены огромны, их толщина — пять метров! Такие стены были вокруг всего комплекса, но до наших дней сохранился лишь их фрагмент, который мы и видим.

Это очень древние стены! Они были воздвигнуты в XIII веке до н. э. Согласно легенде, эти величественные стены возвели существа сверхестественной силы — Киклопы. Древние греки верили в это. А сегодня, глядя даже на фрагмент этих гигантских стен, мы тоже готовы поверить, что стены таких размеров могли возвести только мифические существа-силачи!

Вообще надо отметить, что первые укрепления на скалистом отроге этой скалы появились ещё задолго до наступления классического периода. В те далёкие времена Акрополь был средоточием политической и военной жизни города: прежде всего, это было место обитания правителя. Но в конце второго тысячелетия до нашей эры Акрополь приобретает уже исключительно культовое значение!

Согласно мифам, деревянное изображение богини Афины, покровительницы сил земли и воинственной защитницы города, было низвергнуто Зевсом на Землю и упало прямо на Акрополь! Поэтому именно здесь и были возведены храмы в честь богини! Но, к сожалению, почти все они были уничтожены персидским царём Ксерксом, захватившим Афины в 480 - 479 годах до н. э. Об этом даже свидетельствует в своих заметках сам «отец истории» Геродот.

Вновь отстроен Акрополь был лишь в так называемый золотой век Перикла. Этот афинский стратег, заключив перемирие со Спартой, получил возможность заняться обустройством столицы. Под руководством величайшего из греческих скульпторов Фидия к концу V века до н.э. Акрополь был отстроен вновь. Причём новый Акрополь был невероятно красив и грандиозен!

Давайте подойдём поближе. Перед нами с западной части комплекса предстают Пропилеи.


Это главный, торжественный вход на Акрополь! Эти ворота были возведены в 437-432 годах до н.э. Давайте мысленно перенесёмся далекий V век до н.э. и посмотрим, что же представляли собой Пропилеи в то время, а заодно и увидим, что здесь происходило. Итак, мы в далеком прошлом! Перед нами не спеша по широкой каменной лестнице к Пропилеям поднимаются афиняне. Смотрите, по боковым проходам идут пешие граждане, а по центральному проезжают всадники и колесницы! Тут же ведут и жертвенных животных.

Обратите внимание на сами Пропилеи! Они сделаны из пентеликонского мрамора. Видите, какой это красивый материал. Сегодня этот мрамор выглядит уже не так. Но ничего не поделаешь, время берет свое. А в те времена ворота просто поражали своим великолепием! Вы заметили, что Пропилеи представляют собой два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой — к вершине Акрополя. Поднимите голову и посмотрите на потолки портиков. Видите эти квадратные углубления? Это кессоны! Они расписаны золотыми звездами по синему фону! Очень красиво, не правда ли! А видите, там, где склон холма резко повышается, построена поперечная стена с пятью проходами. Так вот центральный из этих проходов предназначен только для торжественных процессий! В обычное время он закрыт бронзовыми воротами. Кстати, эти врата являются границами святилища. Жаль, что до наших дней многое не сохранилось!

Да, Пропилеи просто великолепны! Вы не забыли, что мы с вами в далеком прошлом? Вспомнили? Тогда посмотрите налево. Видите это довольно крупное здание, которое примыкает к Пропилеям? Это Пинакотека, картинная галерея. Здесь выставлены портреты героев Аттики! А теперь посмотрите направо. Видите выступ на скале? Знаете, это тот самый выступ, с которого, согласно легенде, афинский царь Эгей еще в XIII веке до н.э. бросился вниз, увидев входящий в гавань корабль своего сына Тесея с черными парусами, символизировавшими неудачу его плавания на остров Крит! Вспомнили легенду? А помните, что это было ошибкой, и Тесей, на самом деле был жив! Да, судьба порой играет с людьми злые шутки! На выступе небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа».

А знаете, почему «Бескрылая победа»? Дело в том, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит»! Вы только посмотрите, какой это необыкновенно изящный мраморный храм! Стоящий на трехступенчатом постаменте, этот храм со всех сторон опоясывает скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Но эту скульптурную ленту фриза мы можем видеть только, переносясь в воображении в те далекие времена. До наших дней она, как вы понимаете, не сохранилась. Если мы, все в том же прошлом, зайдем внутрь храма, то увидим прекрасную скульптуру Афины-Ники! Величественная богиня в одной руке держит шлем, а в другой — плод граната, символ победоносного мира! Жаль, но сегодня эту великолепную статую тоже уже нельзя увидеть. Она, к сожалению, тоже была разрушена.

Но давайте продолжим наше путешествие в прошлом по Акрополю. Давайте, вслед за афинянами войдем в Пропилеи. Миновав их, мы оказались на самой вершине скалы. Посмотрите, прямо перед нами возвышается огромная бронзовая статуя Афины Промахос, то есть Афины-Воительницы. Видите золоченый кончик ее копья? Афиняне уверены, что он в ясные дни служит ориентиром для судов, подплывающих к городу. Сразу за статуей, обратите внимание, на открытой площадке находится алтарь, а слева воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершают обряды поклонения покровительнице города — богине Афине. Если мы подойдем к кому-нибудь из жителей и спросим об этом месте, то нам расскажут древний миф о споре Афины с богом Посейдоном за владение крупнейшим из греческих полисов.

Мы узнаем, что, согласно мифу, победителем в этом споре должен был стать тот, чей подарок имел бы для города большее значение. Тогда Посейдон метнул свой трезубец на Акрополь и в месте его удара стал бить источник морской воды. Он обещал также афинянам успехи в морской торговле. Но победила в этом споре все же Афина! Она ударила копьем, и в этом месте выросло оливковое дерево, ставшее символом Афин. Поэтому именно здесь и находится алтарь. Кстати, обратите внимание, что одна из частей храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею. Эта часть так и называется — Эрехтейон. Не удивляйтесь, что только часть храма. Тогда была только часть, но позднее это название перешло на весь храм. И сегодня мы знаем это сооружение как Эрехтейон.

Наибольший интерес в Эрехтейоне представляет Портик Дочерей - шесть скульптур прелестнейших девушек поддерживают крышу пристройки храма вместо колонн. В византийское время их стали называть Кариатидами, что означало женщин из небольшого городка Кария, славившихся своей исключительной красотой. Одну из Кариатид (вместе с фризами и фронтонами Парфенона) в начале 19 века, имея разрешение турецкого правительства, вывез в Англию посол этой страны в Константинополе лорд Эльгин. Поступок Эльгина настолько взволновал афинян, что вскоре родилась легенда о слышащихся в ночи звуках - плаче оставшихся на храме пяти Дочерей о своей похищенной сестре. А лорд Байрон "посвятил" грабителю этих бессмертных сокровищ свое стихотворение "Проклятие Афин". Знаменитые Эльгинские мраморы и сейчас находятся в Британском музее, а статуя на храме заменена копией.

Посмотрите на Эрехтейон внимательно. Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. Такой интерьер, мраморные рельефные фризы, оригинальные портики, самый известный из которых — портик кариатид, можно увидеть только в прошлом, так как до наших дней они не дошли: мраморные рельефные фризы разрушены полностью, а портики очень повреждены. Но, согласитесь, что и в наши дни, даже с поврежденными портиками, Эрехтейон все равно прекрасен! Это - жемчужина древнегреческой архитектуры!

Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях, помещений. Восточная часть храма, располагается выше, чем западная. Кстати, помните легенду, рассказанную нам жителями Афин, о споре между Афиной и Посейдоном?

Согласно легенде, за право покровительства городу и его жителям боролись два могущественных божества - Посейдон и Афина. Олимпийские боги для разрешения этого спора предложили соперникам сделать подарок городу. Посейдон ударил в скалу своим трезубцем и из неё забила ключом морская вода - символ морского могущества города, которое дарил ему бог моря, а из места куда ударила копьем Афина, взошло оливковое дерево. Боги признали подарок Афины гораздо более ценным и отдали народ под ее покровительство, а город назвали ее именем.

А теперь посмотрите на пол в храме, видите эти неровности? Это следы от удара трезубцем Посейдона! А видите колодец внутри храма? В этом колодце соленая морская вода. Это и есть тот источник, который по легенде Посейдон даровал городу! Да, после всего увиденного вы теперь вряд ли скажете, что мифы — это вымысел! С западной стороны вплотную к Эрехтейону располагается святилище нимфы Пандросы. Именно там внутри открытого дворика вы можете увидеть священную оливу, ту самую, которую Афина, согласно легенде, подарила жителям города.

Надеемся, вы не забыли, что мы с вами все еще в прошлом? Тогда продолжим путешествие по Акрополю. Видите торжественное шествие, направляющееся к самому величественному храму Акрополя, к Парфенону?

Это праздник Великих Пана-финей! Кульминационный момент этого торжества происходит у алтаря перед восточным фасадом Парфенона, где жрецам передается новая одежда для статуи Афины. Да, Парфенон — это самое главное и самое культовое место в Акрополе. Этот храм также посвящен богине Афине. Но на этот раз она выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма.

Посмотрите, насколько прекрасен этот храм!


Он отличается удивительной гармонией! Его ступени, наружная колоннада, фронтоны, фризы и метопы — все безукоризненно и великолепно! Все здание было воздвигнуто из местного белого мрамора. Парфенон — это шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения! Давайте поднимемся по его мраморным ступеням. Кстати, обратите внимание на колонны храма. Видите, колонны сужаются кверху. Это не оптический обман, это так и есть на самом деле. Такой архитектурный прием помогает зрительно увеличить колонны в высоту, и кажется, что они устремляются высоко в небеса и почти касаются небес!

Как мы и говорили, все элементы конструкции Парфенона, включая черепицу крыши и ступени, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Поэтому сегодня Парфенон уже не выглядит белоснежным. Но, тем не менее, и сегодня его называют «гимном» Древней Греции и «красотой простоты»!

Давайте войдем в Парфенон. Посмотрите, в пространстве, ограниченном внутренней колоннадой, находится колоссальная, из золота и слоновой кости культовая статуя Афины! Сегодня она не сохранилась, но в прошлом мы можем ее увидеть. Видите, одежда и шлем богини выполнены из чистого золота, а волосы и щит сделаны из золотых пластин. Посмотрите на ее глаза! Они сделаны из драгоценных сапфиров! На правой руке Афины держит фигуру богини победы Ники, у левого плеча — копье. Роскошные одеяния, шлем, щит и эгида, украшенная маской Медузы Горгоны, придают статуе величавую торжественность. Да, это настоящая богиня! Вот она — великая покровительница великого города!

статуя Афины Парфенос

Скульптурные группы на фронтонах храма изображают деяния этой богини. На восточном — рождение Афины, которая в полном вооружении выпрыгнула из головы Зевса после того, как бог-кузнец Гефест разрубил тому голову топором. На западном — известный уже нам спор между Афиной и Посейдоном, когда подаренное богиней оливковое дерево было признано более ценным даром, чем источник соленой воды, открытый в скале Посейдоном. Да, к великому сожалению, не все, что было создано древними мастерами, и что могли лицезреть афиняне далеких времен, сохранилось до наших дней. Давайте теперь вернемся из нашего путешествия во времени. Давайте посмотрим на великий Акрополь сегодня. Согласитесь, что все равно то, что осталось и сохранилось — это тоже просто великолепно! Да, Акрополь — это воистину эталон гармонии, естественности и красоты!

Вот еще пара фотографий с Акрополя:

У входа в Акрополь находится также театр Ирода Аттики . Тиберий Клавдий Ирод Аттический был одним из самых богатых афинских граждан, а также римским наместником в провинции Азия. Кроме всего прочего он был известным философом и являлся учителем Марка Аврелия.
В 161 году н.э. в память о своей жене он построил Одеон (театр) в Афинах. Это прекрасно сохранившийся образец римской архитектуры в Афинах.
Театр имел сцену длиной 35,4 метра построенную в два этажа и был устлан белыми и черными мраморными плитами из каменоломен Кариста. Вместимость театра составляла до 5.000 человек. Крыша театра была сделана из дерева кедра.
Помещение театра было отстроено заново и сегодня в театре проводится Афинский Фестиваль, на котором вниманию зрителей свое искусство представляют лучшие театры мира.

В 6 - ом веке до н.э. правивший в Афинах тиран Писистрат привил культ Диониса в Афинах и организовал Великие Дионисии, которые проводились в течение марта - апреля. Примерно в то же время в Афинах появился поэт Феспид, выходец из демоса Икария. Он ввел в дионисии первого актера и сам стал писать тексты, которые должен был читать актер и участники хора. До Феспида эти тексты были чистой импровизацией хористов. Феспид также стал посвящать тексты не только событиям из жизни Диониса, но также другим героям греческой мифологии и реальным историческим персонажам. Были придуманы и введены также актерские маски, так как одному и тому же актеру приходилось играть множество ролей.

В 4-ом веке до н.э., во времена правления Ликурга, деревянные зрительские ряды были заменены на каменные и с тех пор уже не изменялись. Сцена же театра подвергалась перестройки множество раз.

В театре 78 зрительских рядов, которые разделяются проходом на две зоны. Проход является одновременно и частью Перипата - дорожки, которая окружает священную скалу Акрополя.

Передние мраморные зрительские ряды, 67 сидений, предназначались в древности для правителей, архонтов и жрецов. В центре передних рядов расположен трон главного жреца храма Диониса Элефтерия.

Римляне дважды изменяли театр. Один раз во время правления императора Нерона, в 1-ом веке нашей эры и другой раз во времена правления Федра, в 3 веке нашей эры.

Фризы, которые сегодня можно увидеть на авансцене театра, изображают сюжеты из мифов о Дионисе. Первый фриз изображает рождение бога: сидящий Зевс, а перед ним Гермес с младенцем Дионисом на руках, по краям Куриты танцуют боевой танец с оружием в руках. Затем изображен Икар, приносящий в жертву Дионису козу, а справа изображен один только Дионис со своим другом Сатиром.

Среди экспонатов музея представлена хорошо сохранившаяся метопа с южного фасада Парфенона, изображавшая битву лапифов с кентаврами. Жемчужинами музея являются оригиналы Кариатид с южного портика Эрехтейона. Статуи хранятся в помещении со специальным температурным режимом.