Каких только присказок ни придумано про обувь! Насмешливое «Э, да он под каблуком», романтичное «Два сапога пара», мрачноватое «Отбросить тапочки», «Сесть в галошу», «Не лаптем щи хлебаем»… У американцев есть выражение «Надеть отцовские туфли», аналогичное нашему «Пойти по стопам». Англичане предлагают: «Прогуляйся милю в моих ботинках», когда хотят призвать собеседника понять их точку зрения. И такое внимание перепало обуви отнюдь не случайно! В старину туфли, сапоги и даже домашние тапочки считали непростым предметом, напрямую связанным с жизненными силами человека, поэтому слагать приметы о них не прекращают и по сей день.
У эзотериков, мистиков и колдунов всех сортов личные вещи человека всегда вызывали повышенный интерес. Считалось, что предмет, который кто-либо день за днём носит на себе (или при себе), со временем впитывает энергетику своего владельца и становится неразрывно с ним связан. Настолько, что начинает предвидеть горести и радости, поджидающие хозяина, и настойчиво о них сигнализировать. Способность «ванговать» приписывалась и одежде, и головным уборам, и украшениям. Но если прикинуть общее количество примет, обувь вырвется в безоговорочные лидеры: отчего-то предсказания грубых дорожных сапог и изящных домашних туфелек пользовались у наших предков повышенным доверием.
Потрёпанные ботинки удостоились личного памятника
Башмаки, оставшиеся невредимыми после того, как их хозяин запнулся ногой о какое-либо препятствие и совершил кульбит в дорожной пыли, добрый знак. Ждите приятных событий! Правая нога прогнозирует большую радость, левая - интересное знакомство. А вот подвернуть ногу в новых ботинках означает угодить в неприятности.
Вода очистит всё!
Стоптанную, рваную и дырявую обувь пращуры ни при каких обстоятельствах не желали держать в доме, ведь по приметам это неминуемо влекло за собой недуги и убытки. Однако и выбрасывать на помойку личную вещь, прослуживший верой и правдой не один месяц, было опасно: почём знать, кто её подберёт и с какой целью использует? Для избавления от старых ботинок и тапочек существовал целый набор ритуалов:
Омытые в чистой воде ботинки или сапоги, если они прилично выглядели, не грех было и отдать тому, кто в них нуждался. На Руси долгое время даже существовало поверье, по которому душе человека, за всю жизнь не подарившего никому ни единой пары обуви, предстояло бродить на том свете босиком.
Примерять можно, носить - нет
Посторонних людей к своей обуви лучше совсем не подпускать. В старину, даже когда кто-то принимался мыть чужие ботинки, предки недовольно хмурили брови: не перетянул бы слишком услужливый чужак на себя жизненную энергию хозяина! С другой стороны, и сто лет назад, и ранее существовали чистильщики сапог, которых никто их не боялся. Видно, лень - штука посильнее суеверий.
Порядок в прихожей - мир в доме
Крайне худой приметой считается туфля, слетевшая с ноги человека. В пути это событие сулит неудачу задуманному делу, в обычных обстоятельствах означает серьёзную угрозу жизни.
Рыбаки никогда не носят обувь перекинутой через плечо, а жокеи не кладут свои сапоги на пол - это отпугивает удачу.
Многим известен старый святочный обычай незамужних девушек становится спиной к воротам или входной двери и кидать через плечо туфельку. Укажет носком на выход, быть гадальщице в этом году невестой. Ляжет к дверям пяткой - целых 12 месяцев сидеть красавице «в девках». Если же туфелька упадёт к выходу боком, рассчитывать на скорое появление милого не приходится, но и с родителями девушка не засидится, отправится в путешествие или на учёбу далеко от родного дома.
Чаще всего суеверия не уточняют, о какой именно обуви идёт речь. Но в копилке народной мудрости чего только ни сыщется! Найдётся и парочка поверий, относящихся только к домашним тапочкам, сапогам или туфлям.
За такими обновками - только во время растущей луны!
Даже такие милахи способны кого-то напугать
Некоторые целеустремлённые девушки проводят перед ритуалом целую подготовительную работу. «Водят» тапки в своей сумочке на выставки и в кино, чтобы избранник оказался человеком культурным. Натирают купюрами, дабы и у любимого в кармане шелестели драгоценные бумажки. Берут с собой на прогулки по реке - авось новый ухажёр окажется с романтичной ноткой в душе. При этом важно относиться к своему невинному колдовству просто, без надрыва и с долей юмора. Для зацикленных на мысли «хочу замуж» ритуал не срабатывает.
Главная задача свадебной обуви - нравиться невесте. Остальное мелочи
О «замуже» мы заговорили очень вовремя, ведь более суеверную девушку, чем невеста перед ЗАГСом, отыскать трудно. Даже те, кто в обычный день без страха сметёт в мусорное ведро опрокинутую солонку и перейдёт дорогу за чёрной кошкой, предпочитают не нарушать многочисленные свадебные приметы - «а вдруг сбудется»…
Старая «гусарская» традиция, требующая от жениха выпить игристого шампанского из туфельки невесты, в наше время многим кажется негигиеничной и неприятной. Мало того, что жениху придётся наглотаться неизвестно чего, так ещё и девушка весь день будет вынуждена шлёпать в липкой обуви! Но если всё-таки решитесь последовать обычаю, невесте с босой ножкой приметы предскажут обожание и трепетную заботу со стороны супруга, а отважному жениху - покорность и любовь спутницы. Одно из толкований гласит, что таким оригинальным способом мужчина забирает у новобрачной строптивый нрав.
Кто первый в очереди на новоселье?
И это ещё не всё! Знаете ли вы, что для предсказаний сгодится не только целый сапог или тапочек, но даже часть обуви? Свой прогноз на будущее может выдать, скажем, каблук. Или шнурок.
Уж не солнце ли симвользирует оранжевый цвет?
Чтобы долго отсутствующий член семьи как можно скорее постучался в двери, следует взять его ботинки, дважды поменять местами правый и левый, а затем туго зашнуровать, приговаривая: «Возвращайся скорей, сил не жалей».
Оторванная, поломанная или потерянная набойка предвещает неудачу в пути и застой в делах. Возьмите несколько дней отдыха и составьте новый план действий - старый никуда не годится.
В Англии по сей день распевают стишок: «Если скос на носке - значит, жить тебе в тоске; коли скос на боку - стать невестой в соку; сотрёшь под пальцем - потеряешь богатство; сотрёшь обувь у пят - будешь богат».
Избежать «сбычи» дурных примет сравнительно легко. Обувь, сделавшую неприятное предсказание, как можно скорее снимаем и откладываем подальше на полку хотя бы на несколько дней. Сломанную тут же относим в починку, чтобы не держать в доме ничего дырявого и прохудившегося. Непригодную к носке моем и выкидываем. За подаренные по незнанию тапочки отдаём мелкую монетку, чтобы превратить подарок в покупку. И самое важное, не зацикливаемся на плохих приметах.
Не одна Керри Бредшоу испытывала трепет при виде пары новых туфелек. В наших гардеробах отыщется немало лодочек, сапог, кроссовок, сланцев, ботинок… Причём не только в женских! А коль уж обувь у вас есть, время от времени вы будете терять каблуки и набойки, вступать в лужи и собачьи кучки, подворачивать ноги, хромая домой в восхитительной, но страшно неудобной обуви. И тут нужно постараться не воспринимать любую случайную неприятность как приговор судьбы, а мысленно сделать заметку: «будь осторожней» и шествовать дальше, победно выстукивая каблучками по асфальту.
Из поколения в поколение люди привыкли передавать накопленные годами приметы и суеверия. Появление различного рода поверий связано с долгими наблюдениями и множеством совпадений. Некоторые из них до наших дней так и не дошли, хотя большая часть остается актуальной и сегодня.
В гардеробе каждого человека обязательно найдется хоть одна пара обуви со шнурками. Такой простой элемент, благодаря которому обувь хорошо удерживается на стопе, иногда доставляет много неудобств. Развязавшийся шнурок мало того, что выглядит некрасиво, так еще и может стать причиной падения человека. Оказывается, существуют довольно интересные приметы, касающиеся развязавшихся шнурков. Может к ним иногда стоит прислушиваться?
Если у вас развязался шнурок, внимательно осмотритесь вокруг, возможно вам посчастливиться отыскать давно потерянную и ценную вещь. Шнурок, развязавшийся во время ходьбы, является предупреждением предательства или ссоры с близкими людьми.
Согласно другой примете, если шнурок развязался на левой ноге, нужно готовиться к чему-то плохому. В лучшем случае, о человеке нелестно отзываются за спиной, хуже, если в жизни произойдет какое-то несчастье.
Не стоит огорчаться, когда шнурок развязывается на правой ноге, это к добру. О таком человеке говорят много хорошего, и совсем скоро его жизнь изменится в лучшую сторону.
На развязавшийся шнурок можно наступить и порвать его. Это предвестник плохих событий. На этот счет существует примета-противодействие, согласно которой порвавшийся шнурок нужно завязать, думая в этот момент о чем-то хорошем. Если же при завязывании порванных шнурков загадать желание. В скором времени оно должно осуществиться. Поскольку порванный шнурок предупреждает о плохих поступках и событиях, стоит обратить внимание на поведение любимого человека, возможно, вы находитесь в плену обмана.
Примета о том, когда не получается развязать шнурок, трактуется по-разному. С одной стороны, это предупреждение о грозящем конфликте, с другой – сообщение о намечающемся романтическом свидании.
Не спешите относиться к шнуркам с предвзятостью, учитывая поверья, связанные с ними. Есть в жизни и хорошие моменты, которые происходят именно благодаря этим капризным аксессуарам. Так, к примеру, случайно завязавшийся на шнурке узелок говорит о скором неожиданном везении, а очень часто рвущийся шнурок – о получении легких денег.
Мало интересуясь собственно духовной и церковной жизнью, народ у нас проявляет удивительную активность и изощренность в придумывании всевозможных традиций, примет и правил, якобы относящихся к духовной жизни, а на деле не только не согласных с ней, но и противных церковному учению и здравому смыслу, служащих выражением смутного страха перед «иной жизнью» и суеверным желанием с этим миром как-то «поладить». И ни в какой, кажется, сфере не существует такого множество совершенно бессмысленных и необъяснимых суеверий, как в сфере проводов покойного «в иной мир». Причем поражает одна общая черта: все эти (по сути своей интуитивно-языческие и не имеющие никакого отношения к Церкви) люди именно считают чем-то обязательным и тесно связанным с церковным обрядом, так что порой ставят священника в тупик совершенно бессмысленными с точки зрения церковной жизни вопросами:
Батюшка, а когда порог протирать после выноса тела?
Табуретки когда переворачивать?
А буханку хлеба на крышку гроба кто должен класть?
Платки на какую руку повязывать?
Живые цветы когда доставать из гроба?
Завтрак на могилку когда приносить?
Зеркала до какого дня должны быть завешены?
А «запечатывать землю» когда будете?..
Здесь я немного задержусь, потому что это «запечатывание», вошедшее уже прочно в общественное сознание как необходимый церковный обряд, требует отдельного рассмотрения. Итак, что такое «запечатывание земли»? По свидетельству старых людей, во время , когда останки павших воинов буквально усеяли русскую землю, а места их упокоения зачастую были неизвестны, матери и жены солдат стали приносить в храмы узельцы с землей, над которой священник совершал заочно обряд отпевания или «последование погребения мирских тел» с поминальной молитвой об усопшем. Священник эту землю осенял крестом («запечатывал»), а потом родные несли ее на кладбище и крестообразно рассыпали на могильных холмиках ближайших родственников со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
В хрущевскую пору, когда гонения на Церковь приобрели иезуитский характер, этот обряд ещё более распространился. Священников уже не расстреливали и не сажали в тюрьмы, но приходскую жизнь стремились уничтожить административными мерами. И вот одно из требований властей заключалось в том, чтобы священник не совершал богослужений вне храма - с одной стороны, а с другой - чтобы люди не приносили покойных в храм для отпевания. За этим следили строго и могли наказать людей, если узнавали, что они своего покойного родственника привозили в храм для отпевания. Так что люди всё несли и несли в храм узелки с землей… И сейчас еще в случае, если православного человека по той или иной причине не удалось похоронить по-христиански, родственники приносят землю в храм, и священник, расспросив об обстоятельствах дела, при отсутствии к тому канонических препятствий совершает обряд отпевания заочно. Но и в случае с отпеванием «очным» эта традиция «запечатывания» так прочно вошла в церковный обиход, что по крайней мере в Крыму до сих пор принято в гроб покойного класть узелок с землей и горящей свечой, а в конце отпевания трижды осенять эту землю крестом со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущи на ней». Затем эту землю рассыпают крестообразно в гроб или в могилу поверх гроба. И хоть прямой нужды в этом «узелке с землей» в данном случае нет, но здесь по крайней мере прослеживается здравый церковный смысл и слова псалма напоминают нам о том, что земля, как часть сотворенного мира, принадлежит Господу и мы всецело вверяем заботу о теле и душе ближнего в Божии руки с надеждой и упованием на Его милость.
Непременно найдется «знающая соседка», которая отстранит родственника усопшего с криком священного ужаса: «Тебе нельзя!»
Иногда, если отпевание происходит в доме усопшего, а священник не участвует в похоронной процессии, он просит кого-нибудь эту землю рассыпать по прибытии на кладбище. И вот тут непременно найдется «знающая соседка», которая отстранит родственника усопшего от этого действа со словами, исполненными священного ужаса: «Тебе нельзя!» То есть близкому родственнику почему-то нельзя совершать это действие, как и многое другое, относящееся к похоронам. И вот этот совершенно бессмысленный страх, облеченный во множество столь же необъяснимых правил, омрачает, запугивает людей, лишая их простоты любви и доверия Богу. И это еще раз говорит о том, что «война с древним змием», то есть брань православной веры с темным язычеством, - это не предание старины глубокой, а существенная реальность наших дней.
И святые боялись смерти, но это иной страх, сопряженный с благоговением и осознанием величия Божиего
Конечно, смерть - это напоминание о трагическом отпадении человека от Бога, напоминание о горьких плодах греха. Смерть воистину страшна и противна нашей природе. И великие святые боялись смерти, но это иной страх, сопряженный с благоговением и осознанием величия Божиего, страх, исполненный великого смирения и любви, а потому и благодати, дарованной от Господа. И смерть святыми людьми осознавалась как великий и таинственный переход в иной мир, где христианина ожидает неизреченная радость встречи с Подателем жизни. Радость - вот главное слово, хоть и сопряженное с трезвением, страхом Божиим и благоговением.
Не таков страх, внушаемый демонами и ввергающий человека в мрачное малодушие и , лишая его возможности быть причастником Божественной красоты и правды.
И опять же изумляешься, как живучи эти темные языческие понятия, как они стараются настойчиво приплестись к понятиям и правилам жизни церковной.
Примеров - тьма.
Недавно один человек позвонил мне для того, чтобы уточнить: а правда ли, что оградку на могилке надо непременно делать с «калиткой», чтобы душа, «которая вылетает время от времени», могла потом «благополучно возвращаться». И это ему посоветовала не какая-то «бабушка», а работница церковной лавки. Ужасаюсь, но верю - пожалуй, хотя бы уже потому, что не нахожу резонов этому человеку не доверять.
В другой раз мне довелось отпевать мужчину на кладбище. И вот отпевание закончилось, я собираю свой требный чемоданчик, и вдруг возникает передо мной потрепанная жизнью физиономия одного из тех, кого называют «копачами». Молодой парень с озадаченным видом и в ботинках с развязанными болтающимися шнурками.
Батюшка, - спросил он со страдальческим видом, - скажите, а правда, что копачам нельзя с завязанными шнурками работать? Измучился совсем. Других ботинок нет, а с развязанными шнурками так неудобно, того гляди, сам запутаешься и в могилу свалишься…
Ну что тут сказать!.. И смех и грех. Может быть, над молодым товарищем подшутили его собратья-копачи, я не знаю, но сам по себе этот случай весьма примечателен. Конечно, я этого паренька успокоил, и он тут же с нескрываемым облегчением принялся завязывать свои болтающиеся и перепачканные грязью шнурки.
Но и это еще так… цветочки. Последнее событие, послужившее поводом к написанию этого текста, случилось с месяц назад. На отпевание в дальнюю деревеньку меня привез паренек - внук усопшей бабушки. С ним же мы договорились, что он отвезет меня обратно. И вот, уже во время отпевания своим энергично-распорядительным видом привлекла внимание такая «знающая» женщина, которая, с одной стороны, и правильные вещи говорила и делала, вроде раздачи свечей, обернутых в салфетки, и предложения священнику чистого полотенца под крест и Евангелие, но тут же и «вворачивала» какие-то нелепицы. Например, после отпевания, когда стали собирать огарки, оставшиеся у людей, и кто-то стал разматывать салфетку, она буквально вскрикнула с ужасом: «Что вы делаете? Не разматывайте!» К слову, салфетки эти нужны, чтобы воск от горячей свечи не капал на руки. И всё. Никакого мистического смысла это заматывание не имеет.
Я отпел бабушку в доме, собрал чемодан, вышел во двор, нашел машину, сел в нее (внук меня уже ждал) и… опешил. Все зеркала - боковые и заднего вида - были тщательно замотаны носовыми платками. Тут уж у меня просто вырвалось:
Они тебя, что, вслед за бабушкой решили отправить?!
Ну в самом деле, как же можно не понять, что такими действиями ты подвергаешь жизнь человека реальной опасности?! Вот уж воистину нет пределов суеверной бессмысленности.
Конечно, эти платки мы с пареньком отмотали и сложили аккуратно, чтобы водитель отдал их потом той, кто с таким рачением их повязала, - пусть делает с ними что хочет. И я тогда в который раз подумал: пора нам всем миром решительно завязывать эти «болтающиеся шнурки» всевозможных языческих суеверий, опасений, страхов, догадок и мнений. А главное - снова и снова бороться с ужасным и косным нежеланием вникать в подлинную духовную жизнь. Терпеливо убеждать людей в необходимости приобщения высокой и осмысленной премудрости церковной жизни.
Нет иного пути избавления от суеверной тревожности кроме всецелого предания себя в руки Божии
Потому что основная причина возникновения и живучести всех этих бесконечных и бессмысленных темных суеверий, обрядов и страхований - это повальное невежество в вопросах церковной жизни. Когда вместо чистоты святой православной веры люди погружаются во тьму суеверных переживаний, тревог и страхов. И дай Бог нам понять наконец, что нет иного пути избавления от всей этой ужасной мнительности, тревожности и страхований кроме всецелого предания себя в руки Божии, кроме стояния в правой вере и жизни, согласной с ней.
Часто приходится слышать о такой черте русского человека, как доверчивость. Отчасти это правда, но если приглядеться внимательнее, то можно заметить, что «среднестатистический» русский человек может быть очень даже осторожным и подозрительным в обращении с ближними, но просто до изумления доверчивым и наивным в отношении каких-то «духовных» идей, манипуляций и предложений. И когда солидного вида прилично одетый мужчина растерянным голосом объявляет вдруг: «Батюшка… я… это… вчера на кладбище куколки закопал!», то в первый миг просто немеешь и думаешь, что ослышался. Но нет. И оказывается, что мужчина для решения каких-то своих житейских проблем обратился к «духовным специалистам», а те, заморочив несчастному голову и опустошив его карманы, оставили на поругание бесам. И только совершив очевидно неадекватный поступок, этот человек осознал наконец, что делает «что-то не так».
Если посмотреть на проблему шире, то нужно сказать вот о чем. Дурно понимаемая свобода распространила свое влияние на область нашей нравственной и духовной жизни. Так что каждый человек «ветер своей головы» или первое приглянувшееся учение, льстящее тем или иным страстям, готов признать за истину. Гибельное мнение, что истин много, развращает духовную и нравственную жизнь каждого человека и народа в целом. В результате люди всё менее способны отличить правду от лжи, настоящее от подделки, благословение от проклятия. В стране развелось пугающее множество шарлатанов, магов, астрологов, гадателей, ворожей, колдунов и волшебников, начиная от явно одержимых, больных духовно и заканчивая аферистами и жуликами всех мастей, под видом «духовных экспертов» пользующихся повальным невежеством и доверчивостью людей. Повсюду мы видим проявление шарлатанства: с одной стороны, тех, кто сами верят во всю ту околесицу, которую несут, а с другой - тех, кто только напускает на себя вид, стремясь извлечь корысть и наживу. Но в любом случае этот разгул разрушительного зловерия достиг уже таких размеров, что, честное слово, пора наводить порядок. Здесь, наверное, свое слово должно сказать государство, но и самим людям необходимо понять, что духовная жизнь требует правильной организации, то есть приведения ее в согласие с законом Божиим. В отношении жизни душевно-телесной эти правила просты и понятны: трудись, не обманывай, будь милосерден, заботься о семье, учись довольствоваться малым. Но и в духовной жизни такие правила существуют. И главное из них - пребывание в Церкви, церковная жизнь. Потому что Господом именно определено достигать нам познания истины в Церкви, которую Он Сам создал для нас и которая есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15).
И всё то недоброе разномыслие, всю ту оккультно-эзотерическую, магическую путаницу, о которой мы говорим, можно преодолевать, только держась здравого учения Церкви, которое дарует нам действительную, а не призрачную свободу. Свободу от лжи, омрачения, заблуждения и греха. И только свобода во Христе может научить нас жить общей достойной жизнью и двигаться к общей цели. «А цель-то какая?» - спросит кто-нибудь. Да всё та же, высшая и единая как для отдельного человека, так и для Отечества в целом. И обозначена она в Священном Писании простыми словами: «Войти в радость Господа своего» (ср.: Мф. 25: 21). Другой, более важной цели у нас нет, как нет и иной, высочайшей радости.
Из поколения в поколение наши предки передавали свои наблюдения и связанные с ними приметы. Многое затерялось в веках, но часть суеверий благополучно существует и в наши дни. Например, множество поверий связано с различными предметами одежды. Нельзя что-то зашивать на себе или пришивать пуговицы, чтобы не «зашить» память. Потеря мелких предметов костюма сулит скорый брак, а запачканный наряд юбиляра означает злые намерения недоброжелателей.
В отношении обуви тоже существует немало поверий. Трудно найти человека, не имеющего хоть одной пары, украшенной шнуровкой. Это простое приспособление надёжно удерживает ботинки или сапожки на ноге, а кроме того, служит дополнительным элементом декора. Однако часто оно вызывает оправданное раздражение, когда вдруг развязывается в самый неподходящий момент. Кроме неприятных бытовых моментов примета «развязавшиеся шнурки» имеет несколько мистических толкований.