Какое животное нельзя есть евреям. Фрукты и овощи в Эрец-Исраэль

04.09.2019 Финансы
=Почему евреи едят только кошерную пищу=

Запрет на употребление свинины – не единственное кулинарное ограничение в еврейском обществе. Верующие евреи, то есть свято соблюдающие законы Торы, – принимают в пищу только кошерные продукты. И на то есть свои, очень веские причины.

Что такое кошерная пища

Кошерность не имеет никакого отношения к калорийности продуктов или, скажем, к их вкусовым качествам. К примеру, никто не станет сомневаться в том, что осетрина, креветки, мясо сома – это вкусно. Тем не менее все перечисленные продукты некошерны, ведь по законам кашрута (специальной системы запретов и ограничений) можно употреблять в пищу только рыбу, имеющую чешую и плавники. Осетр и сом чешуи не имеют, креветки – вообще не рыба. Кстати, некошерными являются все моллюски и ракообразные.

Полный список кошерных продуктов будет приведен чуть ниже, а пока поговорим о целях и задачах подобных ограничений.

Кашрут: кому и зачем это нужно?

Собственно, принципы кашрута касаются не только питания, но и некоторых других аспектов еврейской жизни: бытовых, юридических, социальных. Логического объяснения этим принципам нет. Их исполняют исключительно в знак подчинения воле Творца, а в конечном итоге – чтобы достичь единства с миром, так называемой «обители в нижних мирах».

Существует также медицинское обоснование законов кашрута. Считается, что некошерная (или как иногда еще говорят, трефная) пища отрицательно влияет на духовный уровень человека, кроме того, вместе с ней (в частности, с мясом агрессивных животных) передается агрессия и другие низменные реакции.

В какой-то степени принципы кашрута перекликаются с известным высказыванием Гиппократа о здоровом питании: «Ты – то, что ты ешь».

Разделение пищи в соответствии с принципами кашрута

Вся окружающая нас неживая материя подразделяется на кошерное (разрешенное), некошерное (запрещенное) и псуль (несъедобное).

Пример кошерной пищи: мясо курицы, гуся, утки. Пример некошерной пищи: свинина, крольчатина, конина. Что касается несъдобного, с ним все и так понятно.

Кошерная пища, в свою очередь, делится на басар (мясную), халав (молочную) и парвэ (овощи, фрукты, рыба, орехи, мед). Получается, что кошерной является любая растительная пища в ее первозданном виде, а вот что касается блюд, тут не все так просто. Для приготовления кошерной пищи нужно использовать специальную (кошерную) посуду – ту, которая не контактировала с продуктами из запретного списка.
Для того, чтобы вернуть посуде кошерность, если вдруг она утрачена, ее можно прикипятить или прокалить на огне.

Мясные продукты, употребление которых разрешено кашрутом:

Мясо домашних жвачных животных с раздвоенными копытами (коров, коз, овец);
мясо диких животных с такими же признаками (лосей, оленей, косуль);
мясо кур, уток, гусей, индеек и перепелов. Также разрешается использовать яйца этих птиц.

Стоит сделать еще одно важное уточнение. Мясо кошерного животного должно быть правильно обработано, а забой произведен в соответствии со специальным обрядом (шхитой). Тора строго запрещает употреблять в пищу кровь, поэтому сразу же после умерщвления животного его мясо замачивают в воде комнатной температуры, затем посыпают солью – чтобы соль впитала как можно большее количество крови – и промывают. За кошерностью обработки мяса следит магшиах (специалист, в обязанности которого входит надзор за кошерностью еды и посуды).

Запрещенные мясные продукты

Свинина, конина, крольчатина, мясо верблюда и диких животных, не имеющих обоих признаков кошерности;
мясо птиц, не входящих в список разрешенных (некошерно, к примеру, мясо страуса, фазана, цесарки);
мясо земноводных и пресмыкающихся.

Также строжайше запрещено употреблять в пищу насекомых и продукты их жизнедеятельности (кроме меда – он считается кошерным продуктом).

Что касается молочных продуктов, кошерными считаются те из них, которые получены от кошерных животных.

Кроме того, к основным принципам кашрута относится запрет на смешивание мясной и молочной пищи, состоящий из трех пунктов:

Нельзя готовить вместе мясные и молочные продукты;
между употреблением мясной и молочной пищи должно пройти не менее 6 часов;
хранить эти продукты и изделия из них также следует отдельно.

Давайте подведем итоги. Система ограничений, известная под названием «кашрут», только на первый взгляд кажется набором бессмысленных запретов. На самом деле за ней стоят многовековые традиции еврейского народа и бесконечная мудрость Творца. А многие принципы кошерного питания стоит взять на вооружение приверженцам здорового образа жизни.

Будьте внимательны к тому, что Вы едите!

Сказано в Торе: «И построил Ноах жертвенник Б-гу». Почему? Потому что он задумался о том. зачем Всевышний спас больше чистых животных, чем нечистых, и увидел в этом намек на то, что Всевышний желает получить жертвы из чистых животных. И тогда сразу же - «...взял от всех чистых животных и от всех чистых птиц, и вознес всесожжения на жертвеннике» (Шмот раба 50).

5700 и еще несколько десятков лет возраст человечества: с того дня, когда Всевышний сотворил Первого человека, дал ему «дух жизни» и заставил постоянно возобновлять свою жизненную энергию едой и питьем. Однако с самого начала существования человека на земле плоть других живых существ не была дана ему в пищу.

Прошло 1657 лет, и все эти годы человек не знал вкуса мяса. Десять поколений - от Первого человека и до того момента, когда Ноах вышел из ковчега и приступил к строительству нового мира - человек властвовал над всеми животными от диких зверей до земляных червей, но не имел права убивать их, чтобы питаться их плотью. Следовательно, почти треть своей жизни человечество не употребляло мяса и совершенно не нуждалось в этом виде пиши.

Употреблять в пищу плоть скота, зверей и птиц было разрешено человеку только после того, как на земле высохли воды потопа и Ноах и его сыновья вышли из ковчега.

Очень многое в мире изменилось к худшему после потопа. Например, земля перестала отдавать человеку ту энергию, которую она отдавала прежде, и потому труд земледельца стал намного тяжелее, плоды стали созревать намного медленнее и они потеряли прежний вкус, прежнюю сочность и консистенцию. Годы жизни человека тоже стали все больше и больше укорачивать­ся, пока не дошли до 70-80 лет.

Одним из признаков умаления мира по сравнению с тем, что было до потопа, является разрешение человеку употреблять в пищу мясо.

Со времен Ноаха мясо стало разрешенным в пищу, однако сам Ноах ел только мясо чистых животных. Хотя мясо нечистых животных и птиц не было запрещено в пищу сынам Ноаха (их запрет впервые был высказан только в Торе, данной сынам Израиля), все же Ноах исполнял заповеди Торы ранее, чем она была дана. Так Же поступали Шем, Эвер и другие его праведные потомки, воспринявшие от него эти ограничения и тщательно их соблюдавшие.

Тора говорит о Ноахе, что, как только он вышел из ковчега, «...построил Ноах жертвенник Б-гу, и взял от всех чистых животных и от всех чистых птиц, и вознес всесожжения на жертвеннике» (Брейшит 8:20). Все же те живые существа, которые пришли к Ноаху парами - самец и самка, - чтобы быть взятыми в ковчег, были нечистыми - потому что не было миру особой нужды в том, чтобы после потопа их число быстро стало большим; однако же те, что пришли к ковчегу «семеро, семеро» - были чистыми, и новый мир нуждался в быстром увеличении их числа. Ведь все, кто были в ковчеге, вошли в него только по слову Всевышнего. А когда после потопа Ноах построил жертвенник и вознес всесожжение на нем из всех видов чистых животных и птиц -более многочисленных по своему числу - сразу же было ему возвещено: «Все, в чем есть жизнь - будет вам в пищу: как зелень полевую, отдал Я вам все» (Брейшит 9:3). То есть человеку разрешено было есть мясо.

И хотя отсюда не следует, что для Ноаха и его потомков мясо нечистых животных стало запрещенным, все же в этом рассказе Торы содержится намек: раз Всевышний спас от потопа чистых животных в большем количестве, чем нечистых. Он тем самым намекнул человеку, что первые из них отдаются ему в пищу, а вторые для пищи нехороши.

Поскольку Сам Творец назвал этих животных «чистыми», а других «нечистыми», в этом есть также намек на то, что когда мясо чистого животного поступает в тело человека, он не лишается своей первоначальной чистоты, а мясо нечистых животных, поступающее в тело человека, оскверняет его, и он лишается своей чистоты. А ведь человек сотворен ради того, чтобы быть чистым, а не оскверняться, и душа, данная ему, - чиста, и не пристало осквернять ее нечистой пищей. Ноах и сын его Шем (и все их праведные потомки) избрали себе в удел чистоту и никогда не питались ничем, кроме чистых животных и птиц, отдалившиеся от чистоты, осквернялись всеми видами нечистоты, и она навсегда осталась в их теле.

Тот факт, что одни животные поднялись на жертвенник, а другие нет, говорит о том, что первые так же, как они оказались пригодными для жертвенника, пригодны и для пищи человека, а другие - так же, как оказались негодными для жертвенника, негодны и человеку в пищу. Ноах - отец всех, кто после него придет в мир, и все человечество - потомство Ноаха.

Наши праотцы - Авраам, Ицхак и Яаков - тоже строили жертвенники и возносили на них всесожжения Б-гу. Их пища была пищей священнослужителей, которые удостоились получить свою долю с высокого стола и едят от мяса священных жертв.

Наши предки, странствуя в пустыне после исхода из Египта, не имели права есть мясо только из одного вожделения: они должны были приносить во двор Мишкана (Скинии Завета) жертвы, кровью которых окроплялся жертвенник и тук которых воскурялся на жертвеннике, и тогда остальное мясо могли съесть хозяева в святости, есть его Священнослужителям, которые съедали мясо внутри стен ограды Мишкана. Следовательно, они - подобно их собственным предкам - ели только то мясо, которое оставалось им после жертвенника.

Только тогда, когда расширил Всевышний пределы Израиля, и место, избранное Им, чтобы поселить там Имя Его, оказалось вдалеке от большинства поселений Израиля, только тогда им стало разрешено есть мясо во всех пределах своих, и благодаря шхите (способ, которым Тора предписывает зарезать животное) и благословению, которое произносят перед шхитой для Всевышнего, это стало им засчитываться, как если бы они ели от священных жертв.

Много ограничений и правил есть у евреев в отношении мясной пищи, и ограничения эти направлены на сохранение пищи в святости и чистоте.

Почему евреи не едят свинину? На самом деле, евреи не едят не только свинину, но и, например, кролика. Кроме того, они не употребляют некоторые виды рыб и морепродукты, такие как крабы, раки, устрицы, кальмары. Так в чём же причина?

Давайте разберемся, почему евреи не едят свинину:

Ещё древнегреческие учёные обратили внимание, что евреи живут дольше и активнее, чем окружающие их народы. На протяжении веков ситуация не изменилась. Сегодня средняя продолжительность жизни израильских мужчин составляет 76,6 года, женщин - 80,4 года, а рождаемость в Израиле выше, чем в любой развитой западной стране.

Причины такой «живучести» израильтян можно было бы свести к высокому качеству медицинских услуг в Земле Обетованной, но это только одна сторона медали. Другая, и не менее важная, - это древняя духовно-диетарная система иудеев, именуемая кашрутом.

Уже три тысячелетия отбор и приготовление продуктов питания для евреев являются серьёзнейшим ритуалом. На первый взгляд, этот ритуал с множеством догм и запретов неприемлем для современных людей, не исповедующих иудаизм. Но вот в чём парадокс: наука о питании - нутрициология - доказывает практическую пользу законов кашрута.

Так почему евреи не едят свинину? Считается, что критерии кошерности («пригодности») пищи восходят от заповедей Торы (первых пяти книг Библии), созданной пророком Моисеем после общения с Богом на горе Синай. С тех пор древние еврейские мудрецы учили свой народ понимать приём пищи не только как пополнение физической энергии, но и как духовный процесс превращения даров природы в часть человека.

Начнём с того, что евреи - одна из немногих наций, не знавших массовых эпидемий. И причина такой удачливости проста: Тора учит мыть руки перед едой, а это правило в древности сильно недооценивали другие народы. Кроме того, иудаизм обязывает добиваться идеальной чистоты посуды и продуктов, которые готовятся, - они не должны содержать насекомых, личинок, червей и прочих посторонних организмов.
Среди животных кошерными считаются только жвачные парнокопытные: козы, овцы, коровы и все их дикие родственники, практически все виды оленей и даже жирафы. Существа с цельными копытами, как осёл или лошадь, - некошерные (трефные), что у большинства наций не вызывает возражений, ведь эти животные предназначены для транспортных, а не пищевых нужд. А вот свиньи - это отдельная тема. Со свиньями получается особая диалектика. Копытца у них раздвоены, зато кормятся они всем подряд и жвачку не жуют (т. е. глотают пищу, многократно не пережёвывая). Но, видимо, в Торе свиньи заклеймены как «нечистые» не только по причине всеядности.

Дело ещё и в том, что свинина в жарком климате портится быстрее любого другого вида мяса, поэтому несёт риск отравлений. Можно до драки спорить о том, «чистое» это животное или нет, но факт остаётся фактом: если в 100 г говядины - 20 г белков и 9 г жиров, то в свинине - 13 г белка на 39 г жира. При этом свиное сало - мощный источник холестерина, вызывающего «самоудушение» артерий, иными словами, инфаркт. А инфаркты - основная причина смерти мужчин в возрасте от 40 до 60 лет.

Не нужно быть религиозным евреем, чтобы понять, почему евреи не едят свинину и почему законы кашрута запрещают употребление в пищу хищных животных - волков, медведей, лисиц, собак и т. д. Плотоядные часто питаются падалью, их ткани не только не содержат многих полезных веществ, которые есть в мясе травоядных, но и накапливают токсины. То же самое с некошерными хищными птицами - воронами, орлами, совами, пеликанами. Они, ко всему, ещё и невкусны. Иудейское табу на крабов, раков и омаров тоже оправдано с научной точки зрения: в мясе ракообразных из-за их неразборчивого рациона питания оседает птомаин (трупный яд).
Большинство тысячелетних правил питания иудеев созвучны нынешней нутрициологии. Известный израильский писатель и журналист Пётр Люкимсон в своей книге «Еврейская диетология, или расшифрованный кашрут» утверждает, что «просмотрев в различных книгах сотни диет, призванных помочь человеку вести здоровый образ жизни, не нашёл ни одной некошерной диеты». Все диеты, разработанные как западными, так и постсоветскими специалистами, по его словам, абсолютно кошерны с точки зрения иудаизма.

Я думаю, мы разобрались с вопросом: Почему евреи не едят свинину.

По материалам сайта www.boruh.info

2 признака чистых животных, мясо которых Библия разрешает употреблять в пищу:

Библия говорит: «Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жуёт жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у неё раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жуёт жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас» (Левит 11:3 – 8).

Что такое кашрут
Слово кашер (כשר) означает в переводе с иврита на русский язык – "пригодный" для чего-либо. Сегодня это слово чаще всего употребляется в сочетании кашерная еда – так называют еду, приготовленную в соответствии с законами еврейской традиции. Совокупность этих законов называется наиврите – кашрут (כשרות).

Кашрут – довольно объемная система законов. Но в ее основе лежат всего несколько заповедей, известных из Торы, и некоторые дополнительные правила, установленные еврейскими мудрецами в более позднее время.
Еще раз отметим, что полная система правил кашрута довольно сложна. Поэтому мы даже не пытаемся дать "руководство" по кашруту, но только постараемся выяснить, что же имеет в виду традиция, говоря о кашерной пище.

Вопросы для повторения

Что означает слово "кашер"?
Что такое "кашрут"?
Что лежит в его основе?

Основные принципы

Можно коротко перечислить основные принципы кашрута:
- разрешается есть мясо только определенных (кашерных) видов наземных животных, птиц и рыб;
- животное, чье мясо используется в пищу, должно быть убито, приготовлено и разделано специальным образом;
- нельзя смешивать мясную и молочную пищу;
- есть определенные требования на употребление в пищу плодов, выращенных евреями в Эрец-Исраэль,
- существуют дополнительные ограничения на некоторые другие продукты.

Разберем эти принципы подробнее.

Вопросы для повторения

Каковы основные принципы кашрута?

Запрещенная едаПрежде всего, мясо каких животных, птиц и рыб в принципе можно использовать для приготовления кашерной еды?
Точные указания по этому поводу содержатся в Торе, в 11-й главе книги "Ваикра". И сформулированы они в виде запретов и разрешений, так что деление животных на разрешенных и запрещенных – это заповедь.
В соответствии с указаниями, разрешенные, кашерные, наземные животные (а также птицы и рыбы) называются в традиции чистыми, а неразрешенные – нечистыми.
Наверное, самое известное из нечистых (запрещенных в еду) животных – это свинья: почти все слышали, что евреи не едят свинину. Однако далеко не все знают, что точно так же еврейская традиция запрещает есть, например, кролика или крабов.
Далее, к нечистым относятся все насекомые, земноводные и пресмыкающиеся. И если в России такая еда практически не принята, то в некоторых других странах она весьма популярна (например, лягушки во Франции).
Следует еще иметь в виду следующий принцип: продукт нечистого животного также является нечистым. Что такое "продукт животного"? Это, например, молоко. Поэтому традиция запрещает использовать, скажем, верблюжье молоко (которое пьют в некоторых странах Средней Азии), так как верблюд – некашерное животное (см. дальше). По той же причине запрещены черепашьи яйца: ведь черепаха – пресмыкающееся, а значит, некашерна.
Есть только одно исключение из этого правила – мед. Он кашерен, хотя и является продуктом жизнедеятельности насекомых – пчел.
Нет такого понятия – "нечистые растения". Все виды фруктов, овощей, грибов, ягод – кашерны. Есть, однако, некоторые тонкости, связанные с плодами Эрец-Исраэль. О них мы еще будем говорить.
Рассмотрим теперь подробнее деление на чистых и нечистых среди животных, птиц и рыб.

Вопросы для повторения

Что такое "чистые" и нечистые" животные?
Где в традиции есть источник такого деления?
К каким типам живых существ относится это деление? Какие типы живых существ безусловно некашерны и какие – кашерны?

Мясо животных

Для животных критерий сформулирован в книге "Ваикра": "Животное можно есть, если оно – жвачное и парнокопытное".
Таким образом, "чистые" животные – это, например, корова, овца, коза, олень. Их мясо кашерно, если будет приготовлено соответствующим образом (см. дальше).
Нечистые же животные – это, например, как уже говорилось выше, свинья (не жвачное), кролик и верблюд (нет раздвоенных копыт). Другие примеры – лошадь, тюлень, все хищные животные. Мясо таких животных запрещено в пищу и не может стать кашерным ни при какой обработке.

Вопросы для повторения

Как и где сформулировано правило, разделяющее животных на чистых и нечистых?
Приведите примеры чистых животных.

Приведите примеры нечистых животных, объясните, почему они некашерны.

Птицы

Список птиц, чье мясо запрещено в еду, приведен в Торе в книге"Ваикра" (11:13-19). Это – все хищные птицы (орел, коршун, сова и т.п.), а также аист, ворона, чайка, пеликан, удод и некоторые другие. Запрещено, соответственно, есть и яйца этих птиц.
Возникает вопрос: почему только для птиц дан список "нечистых", но не установлены точные критерии, как для животных (о чем мы только что говорили) или для рыб (см. дальше), что считать чистым, а что – нечистым?
Ответ, видимо, такой: хотя этот список и длинный, но чистых птиц, видимо, было больше, чем нечистых.
К сожалению, за время, прошедшее с момента дарования Торы, евреи расселились по всему свету. Со временем стало иногда трудно определить точно, к какому виду птиц относится то или иное название, упоминаемое в ТаНаХе – какой птице оно соответствует? Поэтому еврейские общины выбирали в еду только те виды птиц, в определении вида которых были уверены.
Сегодня евреи считают чистыми всех домашних птиц: курица, гусь, индейка, утка.
Для того, чтобы стать кашерным, мясо птиц также должно быть подвергнуто специальной обработке.

Вопросы для повторения

Как и где сформулировано, какие птицы являются нечистыми?
В чем особенность этой формулировки? Как это можно объяснить?
Приведите примеры кашерных и некашерных птиц.
Почему сегодня так мало видов птиц употребляется евреями в пищу?
Является ли их мясо автоматически кашерным?

Кашерное мясо

Из того, что корова – кашерное животное, еще не следует, что любой кусок говядины в магазине кашерен. Тора запрещает также есть:
- мясо животного, умершего естественной смертью; такое мясо называется невела (נבלה – "падаль"); в это понятие включается также мясо животного, болевшего перед убоем;
- мясо животного, раненого или убитого другим зверем или на охоте; такое мясо называется тареф (טרף – "растерзанный"), и отсюда происходит часто употребляемое общее название для некашерной еды – трефная;
- мясо животного, в котором еще есть кровь;
- некоторые части туши (сальный жир и седалищный нерв).

К каким выводам приводят эти запреты?
Во-первых: животное (разумеется, разрешенное) должно быть убито лишь специальным образом, называемым шхита (שחיטה). Суть шхиты в том, что животное убивают одним ударом ножа, перерезающим сонную артерию. Так гарантируется, что животное умирает без мучений. Человек, умеющий производить шхиту, называется шохет (שוחט – "резник").
Если животное убито любым другим способом – его мясо евреям запрещено есть.
Во-вторых: после шхиты должна быть сделана проверка туши. Если выясняется, что в теле животного были серьезные повреждения – его мясо некашерно. Проверяющий тушу называется на иврите бодек (בודק).
В-третьих: из туши должны быть удалены сальный жир и седалищный нерв. Выполняющий эту работу называется менакер (מנקר).
Шохет, бодек и менакер – профессии, требующие специального обучения.

Вопросы для повторения

В каком случае мясо чистого животного является некашерным?
Что такое "невела" и "трефа"?
Как называется разрешенный кашрутом убой скота и в чем его суть?
Какие профессии связаны с ним?

Обработка мяса

И, наконец, в-четвертых: из мяса должна быть удалена кровь. Интересно узнать, в чем заключаются причины этого требования.
Тора категорически запрещает всем (не только евреям) есть часть тела еще живого существа: это – одна из семи заповедей сыновей Ноаха, то есть заповедей для всего человечества. Для евреев же это требование уточняется: так как кровь – признак жизни животных, Тора (Дварим, 12:23) запрещает евреям употреблять в пищу кровь, а, следовательно, нельзя есть и мясо, в котором осталась кровь.
Как же удалить кровь из разделанного мяса? Традиция разрешает два способа:
1) "просолка": свежее мясо промывают в воде, затем засыпают крупной солью на час; за этой время соль впитывает кровь, после чего мясо вновь промывают;
2) прожаривание мяса на открытом огне.
Напомним, что все эти требования относятся только к мясу животных и птиц. Но – не к рыбам.

Вопросы для повторения

Почему из мяса должна быть удалена кровь?
Какими способами можно удалить кровь?

Мясное и молочное

Существует запрет, который (уникальный случай!) упоминается в Торе трижды. Вот этот запрет: "Не вари козленка в молоке его матери" ("Шмот", 23:19, "Шмот", 34:26, "Дварим", 14:21). Повелительная форма фразы говорит о том, что это – заповедь. Традиция уточняет, что троекратное повторение фразы подразумевает три запрета:
- нельзя готовить вместе мясо и молоко;
- нельзя есть вместе мясо и молоко;
- нельзя никаким образом использовать мясо-молочную смесь.

Что означает слово "мясо" в этих запретах?
Это – любое мясо животных и птиц (но не рыб!), а также все, имеющее отношение к этому мясу – например, жир (говяжий, куриный и т. д.).
"Молоко" – это не только собственно молоко, но еще и любые молочные продукты: сыр, творог, сливочное масло, кефир, сметана, молочный маргарин и т. д.
Таким образом, согласно еврейской традиции, недопустимы не только варка мяса в молоке, но и вообще смешение мясных и молочных частей в любой еде.
Каждая составная часть пищевого продукта может быть или мясной, или молочной, или нейтральной (например, рыба, фрукты, овощи, грибы, яйца, мед, сахар, соль, мука, растительное масло и др.). Поэтому каждый кашерный продукт может принадлежать к одному из трех видов:
- "мясной" (бсари – בשרי): если в нем есть хоть какие-то мясные компоненты;
- "молочный" (халави – חלבי): если в нем есть хоть какие-то молочные компоненты;
- "нейтральный" (парве – פרווה): если в нем нет ни мясных, ни молочных компонентов, а только – "нейтральные".
Наример: бутерброд с колбасой – это мясная еда (мука+мясо), бутерброд с маслом – молочная (мука+масло), а бутерброд с медом – паревная.
Поскольку переваривание еды занимает какое-то время, традиция запрещает есть молочные продукты сразу после мяса – необходимо сделать определенный перерыв. Продолжительность этого перерыва (между мясной и молочной едой) в разных общинах установлена по-разному: от трех до шести часов.
А вот после молока ждать так долго не нужно: достаточно, например, прополоскать рот и можно есть мясо.

Вопросы для повторения

Сколько раз в Торе дается запрет на смешение мяса и молока?
Какие выводы делает из этого традиция?
На какие три вида делится вся кашерная еда?
Что такое "парве"?

Рыбы

Там же, в книге "Ваикра", сказано: "…из всех, обитающих в воде, можете есть тех, у кого имеются чешуя и плавники…" (11:9-12).
Таким образом, нечистыми являются все обитающие в воде "не рыбы": мидии, устрицы, кальмары, крабы, раки, креветки и т. д., а также некоторые рыбы (без чешуи): сом, осетр, акула, угорь и др. Соответственно осетровая (черная) икра – некашерна.
Подавляющее большинство рыб (кроме хищных) – чистые. В отличие от мяса животных и птиц, чистая рыба автоматически является кашерной: ее не надо подвергать никакой специальной обработке. Икра этих рыб – кашерна.
Еще раз напомним, что рыба – паревная еда; нет никакого запрета на рыбно-молочные блюда (например, в восточно-европейских общинах была весьма популярна щука в сметане). В то же время традиция не рекомендует есть рыбу одновременно с мясом – из медицинских соображений.

Вопросы для повторения

Где и как сформулировано в Торе определение кашерности для обитающих в воде существ?
Приведите примеры некашерных.
Требуется ли для рыбы, как для мяса животных и птиц, дополнительная обработка?
Запрещено ли смешивать рыбную и молочную еду?

Фрукты и овощи в Эрец-Исраэль

Фрукты и овощи, выращенные евреями в Эрец Исраэль, заслужили нескольких отдельных заповедей в Торе. Суть этих заповедей сводилась к:
- обязанности отделять часть урожая в пользу бедных;
- обязанности отделять часть урожая для Храма;
- запрету использовать плоды первых трех лет урожая деревьев;
- отдыху земли в каждый седьмой год.

Часть из этих требований можно перенести на сегодняшний день без изменений (например, запрет на использование плодов первых трех лет), часть теперь невозможно выполнить буквально (например, отделять часть урожая для Храма, так как Храма сегодня нет), и поэтому они выполняются только символически. Полная система законов, связанных с выполнением этих заповедей в наши дни, совсем не проста, и рядовому человеку трудно в ней разобраться. Поэтому в Государстве Израиль сегодня этими вопросами занимается Раввинат. Каждый, кто хочет соблюдать эти заповеди, полагается на инспекцию какого-либо раввината и покупает фрукты, проверенные данной инспекцией.
Еще раз напомним: речь идет только о плодах, выращенных евреями в Эрец-Исраэль! К подмосковным яблокам, например, эти заповеди не имеют никакого отношения.

Вопросы для повторения

Какие заповеди ведут к ограничениям кашрута на растительную пищу?
Все ли они буквально выполнимы сегодня?
К каким плодам они относятся?

Особые продукты

Кроме вышесказанного, существуют особые требования кашрута по отношению к некоторым особым продуктам. Эти требования не являются заповедями, но – ограничениями, в разное время установленными еврейской традицией. Такие ограничения называются на иврите гзерот (גזירות).
Наиболее существенные из гзерот установлены на:
- нееврейское виноградное вино или любой другой виноградный напиток (на напитки не из винограда этот запрет не распространяется);
- сыр, изготовляемый обычным способом (при этом используются специальные ферменты, способствующие створаживанию молочной массы, и эти ферменты могут оказаться некашерными).

Вопросы для повторения

Что такое "гзерот"?
Являются ли они заповедями?
Привести виды гзерот для кашрута.

Посуда

Еврейская традиция требует, чтобы посуда, в которой готовится еда, также была кашерной. Что это значит? Как посуда вообще может стать некашерной?
Во-первых, это может случиться, если в посуде находилась горячая некашерная еда. Понятно, что в доме, где соблюдается правила кашрута, скорее всего, такой еды и не окажется. Однако в случае, если приходится есть в гостях, в ресторане и т. д. – это становится серьезным требованием.
Во-вторых, так как традиция запрещает любое смешение мясного и молочного, в еврейских домах существует разные комплекты посуды – для мясной и молочной, а иногда и для паревной еды. Мясная и молочная еда не только не готовится вместе – нельзя даже подавать ее одновременно на один стол.
Эти требования кашерности относятся ко всем видам посуды: кастрюли, тарелки, чашки, ложки, ножи, сковородки, противни для печей, мясорубки и т. д.

Вопросы для повторения

Что такое "кашерная посуда"?
В каком случае посуда становится некашерной?
Как решают эту проблему в еврейских домах?

Кашерная еда

Подведем итоги тому, что мы уже знаем о правилах кашрута: еда является кашерной, если она:
- приготовлена из разрешенных правилами кашрута продуктов и в кашерной посуде;
- ее мясные компоненты (части) прошли специальную обработку;
- при ее приготовлении не смешивалась молочная и мясная пища.

Вопросы для повторения

Что такое "кашерная еда"?

Кашрут сегодня

Сложно или легко стало выполнять правила кашрута сегодня? Ответ на этот вопрос неоднозначен.
С одной стороны, в Израиле и в других странах Запада со значительными еврейскими общинами существует современная пищевая промышленность, которая в состоянии производить любые количества любых кашерных продуктов. В Израиле, например, подавляющее большинство предприятий пищевой промышленности выпускают только кашерную еду, есть много кашерных ресторанов, кафе и т. д. Большое количество кухонных приспособлений упростили процесс приготовления пищи и в домашних условиях.
С другой стороны, ритм жизни заметно вырос по сравнению с тем, каким он был еще сто-двести лет назад. Если раньше, например, покупая мясо в лавке, еврей лично знал шохета и мог положиться на его шхиту, – сегодня тонны такого мяса ежедневно отправляются в каждый израильский супермаркет. Трудно представить себе, что произойдет, если каждый покупающий это мясо в супермаркете захочет лично познакомиться с шохетами данной фирмы! А как быть тому человеку, кто живет в общине, где нет своего шохета?
Кроме того, при использовании разных продуктов приходится следить: нет ли в яйцах крови, а в фруктах – червей (и то, и другое автоматически делает продукты некашерными). Сегодня каждая домохозяйка использует у себя на кухне массу полуфабрикатов: консервы, майонез, мороженное тесто и т. д. Как узнать, были ли все эти полуфабрикаты изготовлены с учетом требований кашрута?

Для этого в еврейском мире существуют сегодня специальные организации, занимающиеся вопросами кашрута. Если какая-либо фирма хочет, чтобы соблюдающие кашрут евреи ели ее продукцию – она заключает договор с одной из таких организаций. Согласно этому договору организация осуществляет инспекцию (на иврите hашгаха – השגחה) соблюдения требований кашрута в течение всего производственного процесса. И если все требования фирмой выполнены, организация ставит свою печать на ее продукции – hэхшер (הכשר – "удостоверение кашерности). А так как руководят такими организациями обычно известные и уважаемые люди, то полагающиеся на их мнение евреи знают: этот продукт кашерен.
А как же быть в ресторане, где еду изготовляют не автоматическим потоком, а по мере поступления заказов посетителей? Для этого нужно постоянно следить за выполнением требований кашрута, так что только hэхшера недостаточно. и ресторан нанимает разбирающегося в кашруте инспектора (машгиах – משגיח), который контролирует всю работу.
В Государстве Израиль вопросами кашрута занимается в основном Главный Раввинат и некоторые другие организации. Во всех государственных учреждениях (в том числе, и в армии) соблюдение кашрута обязательно, что оговорено израильскими законами.

Вопросы для повторения

Почему можно сказать, что сегодня легче выполнять требования кашрута, чем раньше?
Какие новые проблемы возникли в наши дни?
Как они решаются в еврейских общинах?
Что такое "hашгаха" и "машгиах"?
Что такое "hэхшер"?

Значение кашрута

Получив основные сведения о кашруте, полезно остановиться и спросить: в чем смысл всех этих правил?
На этот вопрос можно дать разные ответы.
Прежде всего, прав тот, кто скажет: заповеди, лежащие в основе кашрута, – это хуким. Напомним (см. раздел 2), что найти логическое обоснование хуким невозможно; традиция передает еврейскому народу эти законы. Еврей, для которого "Тора – путь жизни", соблюдает кашрут по той же причине, по которой он соблюдает Шаббат: потому что это – заповеди. И другого объяснения законам кашрута нет.
Впрочем, многие склонны искать законам кашрута объяснения в медицине, диетологии и биологии. Возможную связь между этими науками и требованиями кашрута подчеркивал еще РаМБаМ. Сегодня же появились многочисленные новые теории, согласно которым смешение мяса и молока, употребление в пищу остатков крови, мясо хищных животных, птиц и рыб, – вредны для здоровья. Возможно, эти теории верны – ведь само многотысячелетнее существование еврейского народа показывает, что Тора, во всяком случае, не требовала ничего, что могло бы повредить здоровью человека. Однако уже РаМБаН (крупнейший еврейский мыслитель 13-го века; жил в северной Испании и был, в частности, знаменитым врачом) полемизировал с этой точкой зрения, указывая, что в таком случае эти заповеди должны быть адресованы всему человечеству, а не только евреям. Так что вряд ли эти теории объясняют подлинный, внутренний смысл заповедей кашрута.
Намек на иррациональный (то есть недоступный человеческому разуму) смысл связанных с кашрутом заповедей еврейские мудрецы находили в Торе. Там же, в книге "Ваикра", после перечисления заповедей, называющих "нечистых" животных, Тора добавляет: "Не оскверняйте душ ваших… и не станете нечистыми, как нечисты они [запрещенные животные]" (Ваикра, 11:43). Отсюда мудрецы делали вывод, что понятие "нечистого" животного имеет глубокий внутренний смысл: такое животное несет в себе нечто, способное повредить не телу, а душе человека. Так, например, РаМБаН считает, что запрет на мясо хищников связан именно с тем, что они – хищники, и поэтому их мясо может передать человеку такие качества, как жестокость.
То же относится и к другим требованиям кашрута: даже те, кто далеки от традиции, согласятся, что на еврейскую психологию повлияли как запрет на добытое на охоте мясо, так и то, что на протяжении сотен поколений ни один еврейский ребенок не видел, чтобы его мать убивала курицу.
В более широком смысле можно сказать так: человек – несомненно, существо биологическое. Для того, чтобы жить, он должен выполнять множество функций, свойственных и остальным биологическим существам (то есть животным) – в частности, есть. Но если человек хочет подняться над уровнем животного, он должен внести нравственные соображения даже в такое "животное" действие, как еда: чтобы быть чистым морально, ему надо быть чистым и физически. В разных нравственных системах это пытаются делать по-разному: скажем, во всей западной (и не только западной) цивилизации запрещен каннибализм (поедание человеческого мяса); в России вряд ли кто-нибудь станет есть змей – и не по соображениям диеты, а потому что это – змеи; наконец, существуют вегетарианцы и т. д. Источником же еврейской (в том числе и нравственной) традиции является Тора. Поэтому кашрут – еврейская система ограничений на еду – построена на заповедях Торы.
И еще одно соображение: нет сомнения в том, что кашрут действительно помогает единству еврейского народа. Что делает соблюдающий традицию еврей, когда он приезжает в новое место? Чтобы найти кашерную еду, он должен прежде всего найти местных евреев. Если он остановился в гостинице, то скорее всего предпочтет такое место, поблизости от которого есть еврейский ресторан; сможет пообедать только в доме придерживающихся традиции евреев и т. д. В результате кашрут автоматически приводит к тому, что еврей в каждом месте укрепляет связи с другими евреями.

Особое отношение к продуктам питания и методике их потребления присуще многим народам и религиям. Известно, что индусы не едят говядины, а мусульмане и евреи отвергают свинину.

За века сложились целые системы сложных правил и ограничений в пище у разных народов. Большинство из них имеет духовный подтекст, но существуют и разумные медицинские основания применения таких систем в повседневной жизни для любого человека.

Попробуем выяснить, есть ли оздоровительный эффект для организма у двух крупных мировых религиозных направлений.

Статья о том, как питаются ортодоксальные иудеи и приверженцы Магомета.

В мире существует много представлений о правильном питании с религиозным подтекстом. Одно из них – кашрут, еврейская диета, уходящая своими корнями в эпоху первых цивилизаций.

Здесь сплелись:

  • традиции;
  • религия;
  • философия;
  • методы хозяйствования;
  • исторические условия;
  • эзотерика;
  • контакты с другими народами;
  • современная диетология.

Речь идет о практическом применении целым народом наработок о правильном питании.

Древнееврейская диета – есть ли в этом здравое зерно?

Кашрут – это записанные подробным образом еще в глубокой древности правила питания для каждого религиозного еврея.

Основа кашрута

Вся диета подчиняется двум основным правилам –

вкушение только кошерной пищи и строгое следование совместимости продуктов.

Как видите, о грамотном сочетании компонентов питания иудеи знали еще в древности.

Как минимум, третье тысячелетие евреи в самых разных уголках мира:

  • не едят мясо и молоко одновременно и даже из одной и той же посуды (!);
  • не употребляют мясо некоторых животных вообще;
  • избегают употребления крови;
  • готовят продукты сложным «обрядовым» и очень строгим в смысле гигиены способом;
  • едят исключительно так называемую кошерную пищу.

Кашрут. Исторический аспект

Не затрагивая чисто духовные и религиозные причины, укажем на разумность этих предписаний с медицинской и исторической точки зрения.

Кошерная (полезная) пища оберегала жителей местности с жарким климатом от проблем с приготовлением пищи и хранением продуктов. В таких условиях кровь убитого животного быстро портится и может стать причиной ряда заболеваний. Напоминаем, что в древности совершенных холодильных систем не было. Определенные запреты служили барьером к отравлениям, особенно массовым. Уместно подчеркнуть, что соседи иудеев, арабы, также выработали целый свод важных пищевых запретов.

Продукты, дозволенные к употреблению, стали называть кошерными, а все остальные – трефом.

  • блюда из рыб;
  • зелень, овощи и фрукты;
  • масла растительного происхождения;
  • мед и производные от него.

Еврейская система питания. Что можно есть?

Разрешено мясо перечисленных в Торе (у мусульман – в Коране) животных, но только умерщвленных особым религиозным способом.

Речь идет о так называемом кошерном мясе. Если разрешенное предписанием животное умерло не при строгом выполнении определенных правил, например, самостоятельно, его употреблять в качестве пищи категорически запрещено. Другие животные вообще не рассматриваются в качестве пищи.

Христиане могут почерпнуть знание о дозволенных (кошерных) животных из Библии. Животное должно жить на земле, иметь раздвоенные копыта и быть травоядными. К таким относятся овцы, коровы, олени. Лошадиное, ослиное и свиное мясо находится под запретом.

Кошерное – значит качественное

Внимание! Не следует путать национальную подоплеку кухни с религиозными иудейскими запретами при приготовлении пищи.

Кашрут – это просто еда, но приготовленная особым способом. У евреев по всему миру самые разнообразные вкусовые пристрастия. Например, грузинские евреи с удовольствием используют кухню горских народов, они всего лишь готовят ее по иудейским законам.

Любая кухня мира может считаться еврейской, если в ней не будет содержаться свиного и змеиного мяса, определенных видов рыб (без чешуи), птиц, мяса и молока в одном блюде, а ритуальность и кошерность пищи будет подтверждена специальным служащим – машгиахом.

Одним из основных признаков кошерной пищи является ее качество. Для еврейской кухни всегда подбирается самое лучшее сырье, а вся продукция тщательно обследуется. Малейшее подозрение по качеству и происхождению продукта служит основанием для его запрета.

Кашрут – выработанная предыдущими поколениями жесткая традиция, направленная на выживание, поэтому никакие послабления здесь не проходят.

Покупая кошерные продукты в любом магазине, человек может быть уверен, что их производитель не гнался за прибылью и соблюдал строгие правила приготовления в угоду традициям, а не своему кошельку.

Эти правила нельзя изменить, подстроить под рынок, исторические моменты, географические условия.

Овощи

Этот вид продуктов поддается перед употреблением строжайшему исследованию на наличие:

  • личинок и насекомых;
  • плесени;
  • гнили.

Машгиаг после тщательной проверки овощей моет их и дает заключение на использование. Все зерновые просматриваются на обнаружение несоответствия, а мука просеивается.

Обычно в сфере общественного питания отбраковывается около половины мясных и других продуктов, уже к тому времени прошедших строгий контроль на производстве.

Отбор мяса

Иудеи считают, что их кошерный способ убиения животного является не только ритуальным, но и максимально гуманным. С этим мнением не все согласны.

Животных лишают жизни специальным и очень острым ножом. Плавным профессиональным движением перерезается сразу трахея и пищевод. Такая методика должна исключить все непредвиденные ситуации. Но ее многие специалисты считают более болезненной для животных, чем, например, мгновенная смерть от пневматического пистолета.

В законодательстве многих стран кошерный и халяльный (у мусульман) забой скота запрещен по причине соблюдения прав животных и этики, без учета качества мяса.

Пища для «своих»

Кошерная еда всегда вкусная потому, что евреи готовят ее только для себя.

Возьмем для примера халу, заплетенную косичкой булку. Такой праздничный хлеб был очень популярным в Советском Союзе. Почему? Потому что он всегда был вкусным и сдобным. Но любой еврей скажет, что хала в десять раз получается вкуснее, если ее испечь по всем правилам, с соблюдением традиции.

Евреи едят:

  • бульоны (говядина, птица, головка лука ложка сахара);
  • супы с картофелем, с бобовыми культурами, на молоке;
  • холодные борщи, в том числе и сладкие, со сметаной и сушками;
  • блины с перемолотым вареным мясом;
  • тушеную говядину с применением кисло-сладких соусов;
  • гусиные шейки с фаршем;
  • гусиный жир в качестве добавки или основы к массе различных блюд;
  • форшмак (сельдь кусочками с приправами), как закусочное или основное блюдо;
  • фаршированную рыбу (внутри мякоть из рыбы, хлеб, лук, растительное масло и приправы);
  • тушеную с овощами рыбу (жарка не характерна для еврейской кухни);
  • морковь, картофель в тушеном виде;
  • оладьи из картофеля;
  • пюре и запеканки;
  • мучные блюда;
  • мацу (хлеб на воде без соли);
  • молоко (только свежее) и молочные каши;
  • ограниченный набор пряностей;
  • пассированные овощи;
  • яйца для мучных изделий;
  • кугели (основа – лапша, картофель, свекла, рис);
  • кондитерские изделия с пресным песочным яичным тестом, различным сочетанием сахара и меда.

Евреи едят овощи и грибы в небольшом количестве. Растительное масло применяется также редко.

Как принимается пища?

Вкушение блюд начинается с рыбы. На второе – супы. Потом мясо или мясные блюда. Завершают трапезу чаем и сладостями.

Еврейская кухня неискушенного гурмана поражает совсем неожиданными сочетаниями. Вам могут предложить попробовать, например, мясо с тушеными фруктами, засахаренный картофель или морковь, редьку с медом.

Блюда этой кухни имеют неповторимый вкус, своеобразие и оригинальность. Вместе с тем, евреи за тысячелетия от других народов позаимствовали много нового. В результате перед нами – одна из самых качественных, самобытных и здоровых систем питания в мире.

Лактозная непереносимость

В обычном ресторане вы поглощаете блюда, состав которых вам не известен. А вот в еврейском общепите вам бояться нечего, если вы страдаете лактозной непереносимостью.

Почему?

Все кошерные заведения разделяются на молочные и мясные. Выбрав ресторан с мясными блюдами, вы можете быть на все сто процентов уверены, что здесь в ваш желудок не попадет ни капли молока.

Удобно для мусульман

Кашрут и халяль имеют в себе много сходного, при этом еврейская кухня считается более строгой в отношении соблюдения традиций, правил и ритуальности. Отсюда можно сделать вывод, что вся кошерная пища входит в халяль. Любой мусульманин может с чистой совестью вкушать кошерные блюда, а еврей халяль – нет.

Питание при синагогах

Ввиду того, что питательные заведения при религиозных еврейских общинах имеют обычно дотации, хороший выбор качественных продуктов и довольно низкую себестоимость, их популярность во всех странах мира высока. Посещать такие столовые выгодно во вкусовом и денежном отношении.

Кошерная пища на авиалиниях

Заказав вместе с авиабилетом кошерные блюда, вы выигрываете в качестве и разнообразии питания. Вы с удовольствием отведаете хумус, желе из фруктов и рагу из овощей, побалуетесь румяной халой. Еще один плюс – такая еда подается стюардессами вне очереди.

Халяль

  • свинину;
  • спиртосодержащие продукты;
  • плоть мертвого животного.

Запрет снимается только в исключительных случаях при угрозе смерти.

Приверженцы Магомета сторонятся такой «мерзости», как грязь, моча, слизь, венозная кровь. Они не едят мух, лягушек, раков, мидий, белок, ежей, змей и червей.

Существует также строгий запрет на продукты гниения, вещества, опасные для организма, в том числе наркотические, если они не являются лекарством, приписанным врачом-мусульманином.

Все что не дозволено к употреблению, имеет специальный термин – харам.

Принцип ограничения в питании у мусульман

Чревоугодие последователи ислама считают неизвинительным грехом. Например, мусульманин не позволит себе через полчаса после обеда снова сесть за стол, чтобы попробовать еще чего-то вкусного.

Излишний аппетит уместен лишь в форме поощрения для гостей. Также разрешается кушать немного больше перед постами, для накопления энергии. Но всегда остается неизменным принцип умеренности. Ничего лишнего! Только то, что полезно и обоснованно.

Застолье у мусульман

Поглощение пищи мусульманами рассматривается, как ритуал. Перед началом произносится благодарственная молитва, после – хвала создателю мира за его доброту и милосердие.

Обязательным является омовение рук и проба продуктов хозяином, который должен убедить гостей в отличном качестве вкушаемых продуктов. Он же и завершает трапезу.

Позволяется есть правой рукой, но не левой «нечистой» рукой. Можно облизывать пальцы, но не разрешено глодать кости.

Внимание! В исламе запрещено смешивать горячие и холодные блюда. Это касается и холодной воды, которой нельзя запивать теплые продукты. Основой стола считается хлеб в виде лепешек, который едят отдельно от других блюд. Хлеб резать ножом запрещено – только отламывать руками.

Как правильно питаться? Другие предписания для мусульман

Свежие фрукты с сада или огорода нельзя вкушать без кожуры. Считается, что в таком виде их создал Аллах, а во фруктовой кожуре заложена его сила.

Пить воду следует не спеша, с достоинством, небольшими глотками, обязательно из чашки или кружки, но не из бутылки. Во всем необходимо проявлять степенность, человечность и благообразие. Умеренность – это основа основ. В этом проявляется залог безопасности и здорового питания у приверженцев ислама. Они пьют много чая и предпочитают нежирную и малокалорийную пищу. Система постов завершает свое дело. Можно с уверенностью сказать, что мусульманское диетическое питание по воздействию мало чем уступает еврейской диете.

Современный усовершенствованный тип еврейской диеты на основе кашрута

Еврейская диета в наши дни мало чем отличается от такой же в дни Ирода или Давида. Были произведены некоторые правки в соответствии с последними достижениями в мировой диетологии. Прежде всего, это здоровое питание, включающее в себя принципы низкой калорийности и раздельности питания.

Что касается определенных правил хранения продуктов, то тут и произошли некоторые изменения. У всех есть холодильники, поэтому заботиться о соблюдении старых запретов в смысле оздоровления, но не духовности, особого резона нет.

Упор делается на полную совместимость всех элементов питания, поэтому мясные блюда и молоко не употребляются вместе, как и в ортодоксальной еврейской практике. Все молочные продукты вычеркнуты из списка диетического питания (что далеко не всем подходит).

Плюсы диеты

Похудение при таком питании происходит медленно, но верно. Речь идет о сбалансированном и здоровом питании, приводящем из-за снижения уровня калорий к стабильной потере по килограмму в неделю, вплоть до установления того веса, который является оптимальным именно для вас.

Употребление определенных продуктов в диете не предусмотрено.

Но обозначен свод строгих обязательных для всех правил:

  • Молоко и все его производные (для тех, кто не может отказаться от него) употребляются без других пищевых добавок. К ним запрещено добавлять хлеб, мясо, каши и т д. Настоящая оздоровительная еврейская диета предполагает полное исключение молочных продуктов из рациона питания.
  • В рацион диеты входит только нежирное мясо. Можно вместе с яйцами.
  • К рыбе дозволена зелень с огорода и овощи (зеленые).
  • Овощи и злаковые культуры разрешается употреблять вместе.
  • Жиры в овощных блюдах должны быть растительного происхождения (олива, лен, кукуруза, подсолнечник) и животного происхождения (в мясных блюдах). Как исключительный вариант – масло из коровьего молока.
  • Никогда не смешиваются фрукты с другой пищей. Они употребляются только в промежутках между приемами пищи. Исключением являются яблоки и груши, которые в ортодоксальной еврейской кухне принято добавлять в различные овощные салаты на обед или ужин. Очень полезным считается сочетание таких компонентов, как яблоки, груши, морковь, огурцы и мед.
  • Существует запрет на все алкогольные напитки, черный чай и кофе.
  • В качестве сладости можно употребить несколько ложек меда в день (но не конфет, шоколада или пирожных).
  • Рекомендуется на протяжении всей диеты обильное питье (без ограничений) в виде зеленых чаев, свежевыжатых соков или обычной негазированной воды.
  • Принимать пищу три раза в день. Между приемами пищи должен быть шестичасовый интервал, во время которого разрешается употреблять фрукты.

Доступность и простота питания по-еврейски

Диета не относится к экстремальным видам и является в высшей степени рациональной и обоснованной, гарантированно приводит к хорошим показателям в плане общей жизнедеятельности и избавления от лишнего веса. Ее можно соблюдать на протяжении небольшого времени или даже всю жизнь, если ввести небольшое количество нежирных молочных продуктов (сыры, йогурты, творожная масса, кефир).

В сочетании с правильно рассчитанными физическими и спортивными нагрузками диета может привести к еще лучшим результатам, если она подойдет по всем остальным параметрам.

Выводы

Любой желающий может взять некоторые жизненные принципы иудаизма или ислама, для того, чтобы всегда находиться в хорошей физической и психической форме. Все виды питания в этих религиозных направлениях опробованы временем, а базис строится на авторитетных духовных источниках.

Мы стараемся дать максимально актуальную и полезную информацию для вас и вашего здоровья.